Рекомендации по подготовке и защите ВКР

Дипломная работа: подготовка, написание, защита
       В данном пособии даётся вся необходимая методическая информация о написании, оформлении и защите выпускной квалификационной работы.
       Раскрывается и последовательно детализируется работа студента-выпускника на всех этапах разработки дипломной работы – от выбора темы и до её публичной защиты.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Выпускная  квалификационная  (дипломная)  работа  –  обязательный  компонент  итоговой  аттестации  студентов.  Требования к дипломной  работе
2. Подготовка  к  написанию  дипломной работы
2.1  Выбор  и  утверждение  темы
2.2  Составление рабочего  и  календарного  планов
2.3  Изучение  литературы  по  теме исследования
3. Написание  и  структурное  оформление дипломной  работы
3.1  Научно-исследовательская  логика написания  дипломной  работы
3.2  Введение
3.3  Основная  часть
3.4  Заключение
3.5  Требования  к  оформлению  дипломной  работы
4. Защита  дипломной  работы
4.1  Общие  вопросы  организации  защиты
4.2  Процедура  защиты  дипломной  работы
Приложения
1.  ДИПЛОМНАЯ РАБОТА  – ВИД ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ.              ТРЕБОВАНИЯ К  ДИПЛОМНОЙ  РАБОТЕ
В  соответствии  с  положениями  руководящих  документов  о высшем  профессиональном  образовании  в  Российской Федерации  освоение студентами основных образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной  государственной итоговой аттестацией.
Целью  государственной итоговой аттестации является установление уровня подготовки выпускника вуза к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Выпускная  квалификационная  работа, бакалаврская выпускная квалификационная работа (далее–дипломная работа)  является видом государственной  итоговой  аттестации  выпускников  и  выполняется  студентами  на  заключительном  этапе  обучения:  последний  год  обучения  в  Институте  в соответствии  с  учебным  планом.
По своей сущности это теоретическое или экспериментальное  с выраженной практической направленностью исследование,  имеющее  квалификационный  характер и подготовленное  для  публичной  защиты.
Дипломная  работа  представляет  собой  законченную  разработку студентом  под  контролем  научного  руководителя  одной  из  актуальных  проблем  в  области  его  профессиональной  подготовки.
  Своей  дипломной  работой,  как  целенаправленным  научным  исследованием,  имеющим  внутреннее  единство,  выпускник  Института  должен:
показать уровень освоения методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обоснования и практические выводы в изучаемой области;
продемонстрировать уровень  овладения  необходимыми  теоретическими  знаниями,   практическими  умениями  и  навыками,( компетенциями)  позволяющими  ему  самостоятельно  решать комплексные  задачи  профессиональной деятельности;
Для  достижения  этой  цели  студенту-выпускнику  в  процессе  написания  дипломной  работы  необходимо  знать  и  реализовать  основные  требования, которые  к  ней  предъявляются.
Выпускная квалификационная работа должна:
-         быть актуальной, носить творческий характер с использованием новых данных и действующих нормативных актов;
-       отвечать требованиям  самостоятельного, логичного и чёткого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;
-         отражать умения студента пользоваться рациональными приёмами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами;
-        правильно оформлена (чёткая структура, завершённость, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).
       Выпускная квалификационная работа оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы.                                                 Успешность  написания  и  защита  дипломной  работы  зависит  от  степени  выполнения этих требований.  Реальную  помощь  в  этом  могут  оказать данные практические  рекомендации  по  оптимизации  написания  дипломной  работы  на  всех  ее  этапах:  от  выбора  темы  и  до  ее  публичной  защиты.
2.  Подготовка к написанию дипломной  работы
2.1.  ВЫБОР  И  УТВЕРЖДЕНИЕ  ТЕМЫ
          Выбор  темы   дипломной  работы  всегда  представляет для  студентов  определенную  трудность.  Практика  убедительно  свидетельствует,  что  правильно  выбранная  тема  во  многом определяет направленность  и  высокий  конечный  результат  Вашей  работы.  Иначе  Вы  можете  потратить  много   времени  и сил,  а  на  определенных  этапах  выясняется,  что  писали  не  о  том  и  не  так,  как  требуется.  Поэтому  целесообразный  и  оптимальный  выбор  темы  –  первый,  но  очень  значимый  шаг  студента – выпускника. По сути, сама тема должна содержать проблему, следовательно, для сознательного определения и тем более уточнения темы необходимо выявление исследовательской проблемы.
Ситуация  облегчается  тем,  что  преподаватели  соответствующих  кафедр  могут  в  этом  оказать  Вам  существенную  помощь.  Вам  необходимо знать,  что  в  Институте:
1.      Темы  дипломных  работ  определяются Институтом. Они  разрабатываются  кафедрами  по  профилю  профессиональной  подготовки.  Темы  доводятся  до  студентов  не  позднее  первого  месяца  последнего  года  обучения.
2.      Кафедры  оказывают  студентам  помощь  в выборе  тем  посредством  консультации  и  могут  рекомендовать  выпускнику  подготовить  дипломную  работу  по  определенной  тематике.
3.      Студенту может предоставляться  право  самостоятельного  выбора  темы  вплоть  до  предложения  своей  тематики  с  необходимым  обоснованием  ее  актуальности  и  целесообразности  разработки.
Выбор  темы  дипломной  работы  будет  более  оптимален,  если  Вы  учтете  и  оцените  свою  подготовленность и  наклонности.
В  том  числе:
–  базовое  образование,    научные  и профессиональные интересы;
   –место, профиль  и  опыт  работы;
   –уровень  теоретической  подготовки,  развитие  навыков  научно-исследовательской  работы;
    –перспективу  будущей  работы  и  ее  содержание.
Вместе  с  тем,  бывает,  что  студент  не  может  в полной  мере  воспользоваться  правом  выбора:  не  знает,  чего  именно  он  хочет,  ни  одна  из  предложенных  тем  “не  греет  душу”.
Выход  один:  возьмите  тему,  в  которой  Вы  наилучшим  образом  ориентируетесь,  которая  наиболее  Вам  близка.  Проанализируйте  еще  раз  свои  контрольные  и курсовые  работы.  Хорошо,  когда  дипломная  работа  углубляет  ранее  разработанную  Вами  тематику.  Основным  критерием  выбора  темы  дипломной  работы  является  Ваш  научный  интерес,  стремление  расширить  свои  познания  в  определенной  области.
Уже  на  этапе  выбора  темы  необходимо  предвидеть  и  трудности,  которые  могут  возникнуть  в  процессе  написания  дипломной  работы.
Например,  Вы  выбрали  тему,  имеющую  ярко  выраженный  прикладной  характер. Ее  разработка  с  необходимостью  потребует  проведение  эмпирических  (практических)  исследований  и  экспериментов.  Это  объективно  сложное  дело  даже  при  наличии  необходимой  научно-экспериментальной  базы  и  развитых  навыков  исследовательской  работы.  Или  тему,  где  много  необходимых  источников  на  иностранном  языке.  Если  для  Вас  иностранный  язык  проблема  –  трудностей  не  избежать.  Может  значительно  усложнить  Вашу  работу  и  тема,  имеющая  прямое  отношение  к  современным  научным  дискуссиям.  От  Вас  потребуется  разработать  свою  концепцию,  сформулировать  свое  мнение,  показать  свое  “лицо”  исследователя.  Это  уже  “высший  класс”.
Старайтесь  не  выбирать  тему,  на  которую  уже  написана  или  пишется  работа  другим  студентом  в  той  же  группе  или  на  той  же кафедре.
Об  этих  и  других  “подводных  камнях”  следует  обязательно проконсультироваться  с  преподавателями  и  осознанно  идти  на  преодоление  трудностей.
Выбрав  или  самостоятельно  определив  тему  дипломной  работы  не  спешите  ее  сразу  раскрывать.  Эту  тему  Вы  сначала  должны  утвердить.  Порядок  утверждения  тем  выпускных  квалификационных  работ  определяется  нормативно-методическими  документами  Института.  Вы  должны  знать:
закрепление  за  студентами  тем  дипломных  работ  оформляется  решением  Совета  соответствующего  факультета.  Все  последующие  изменения,  связанные  с  темой,  также  подлежат  утверждению  на  Совете  факультета.
для  оказания  профессиональной  и  методической  помощи  в период  написания  дипломной  работы  каждому  студенту  назначаются  руководитель  из  числа  профессорско-преподавательского  состава  Института  (факультета) и, при необходимости, консультанты.  Когда  выпускная  квалификационная  работа  выполняется  на  предприятии,  в  учреждении  (ведомстве,  организации и  т.п.),  то  руководителем  может  быть  специалист  из  этих  структур.
факт  утверждения  темы  дипломной  работы  подтверждается  получением  студентом  задания  по  подготовке  выпускной  квалификационной  работы  установленной  формы  где  указаны:  тема  работы,  срок  сдачи  законченной  работы,  перечень  подлежащих  к  разработке  основных  вопросов  и  др.  (см.  приложение 1).
2.2. СОСТАВЛЕНИЕ РАБОЧЕГО И КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНОВ
        После  утверждения  темы,  получения  задания  на  дипломную  работу  и  назначения  научного  руководителя , Вы  приступаете  к  ее  выполнению.
Важно, прежде  всего,  составить  рабочий  план  дипломной  работы.  Рекомендуем:  делать  это  после  обсуждения  с  научным  руководителем  основных  проблем,  входящих  в  тему,  и  первичного  ознакомления  с  научной  литературой.
Проявите  активность,  покажите  научному  руководителю  свою  заинтересованность  в  его  мнении  и в  его  советах.  Постарайтесь  выяснить  у  него  как  можно  больше  всего,  что  поможет  вам  в  работе.  Среди весьма  желательных    сведений  следует  выделить:  начальный  список  необходимой    литературы  и  примерные  ориентиры  для  разработки  плана.  Все  четко  записывайте.  Полученные  сведения  и  указания  позволят  придать  целенаправленность  Вашей  работе  и  уменьшить  затраты  времени  и  сил.
Первичное  ознакомление  с  рекомендованной литературой,  уяснение  требований  и  советов  научного  руководителя  дадут  Вам  возможность  самостоятельно  и  осознанно  определить  цель,  задачи  и  структуру  дипломного  исследования,  особенности  сбора  теоретического  и  эмпирического  материала.
В  этом  случае  Ваша  готовность  к  планированию  дальнейшей  работы  с  научным  руководителем будет высокая:  вместе  с  ним   вы  составляете рабочий  план  дипломной  работы.
План  дипломной  работы  даст  вам  возможность  уточнить  объем  дипломной  работы,  сроки  выполнения  ее  основных  этапов  и  приступить  к  составлению  календарного  плана.
Календарный  план  написания  дипломной  работы является  результатом самостоятельной работы студента с помощью   руководителя.
При  его  разработке  следует  иметь  в  виду  следующее:
–сроки  определяются  самим  студентом  и  корректируются  руководителем;
–выделяются  основные  содержательные  и  структурные  компоненты дипломной работы:  подбор  и  изучение  литературы,  ознакомление  с  опытом  работы,  обработка  полученных  данных,  работа  над  текстом,  оформление  дипломной  работы,  подготовка  к  защите  и  др.;
–определяются  формы  контроля  и  корректировки  процесса  написания,  предусматривается  резерв  времени  на  случай  непредвиденных  осложнений  на  отдельных  этапах  работы.
При  разработке календарного  плана  целесообразно  воспользоваться  его  типовой  формой  (см.  приложение 2).
2.3.  ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
При  разработке  дипломной  работы  Вы  обязательно  столкнетесь  с  необходимостью, прежде всего  работы  в  библиотеке и с использованием ресурса Интернет. Поиски  необходимой  литературы  –  напряженный  и  продолжительный  труд.  Значение  его  огромно,  ибо  от полноты  изучения  опубликованного  материала  будет  зависеть  качество  дипломной  работы.  Ранее  написанные  контрольные работы,  курсовые  работы  развили  у Вас  определенные  практические  навыки.  Однако  дипломная  работа  потребует  качественно  нового уровня  самостоятельного  библиографического  поиска,  целенаправленного  обращения  к  каталогам  библиотек и информационному ресурсу Интернета.
Чтобы  по  настоящему  осмыслить  и   самостоятельно  раскрыть  тему  дипломной  работы,  необходимо  изучить  отобранную  литературу и систематизировать  разнообразную информацию, не допуская простого “скачивания” из информационно-поисковых систем.. Эффективным является ведение электронного конспекта.  С  целью  оптимизации  рекомендуем  Вам  апробированные  правила  чтения  и  методику  ведения          записей:
Во-первых,  изучение  литературы  требует  дифференцированного  подхода,  т.е.  уметь  читать  только  необходимое,  а  не  все  подряд.  Критерием  оценки  прочитанного  является  возможность  его  практического  использования.
Во-вторых,  записи  следует  вести  на  отдельных  листках  или в  тетради,  но   на  одной  стороне.  И  выписки,  и  конспекты  делают  как  в  форме  свободного изложения  мыслей  автора,  так  и  в  форме  цитирования,   но  при этом  дословная  запись  берется  в  кавычки  и  обязательно  указывается  страница  цитируемого  источника.
В-третьих,   критическая  оценка  записанного, зафиксированного.  При  изучении  литературы  нужно  собирать  научные  факты,  которые  характеризуются  такими  свойствами,  как  новизна,  точность,  объективность  и  достоверность.
Следование  данным  правилам    позволит  Вам  решить   основную  задачу  изучения  литературы и многообразной информации:  проследить  характер  постановки  и  решения  определенной  проблемы  различными  авторами,  аргументацию  их  выводов  и  обобщений,  провести  анализ  и  систематизировать  полученный  материал  на  основе  собственного  осмысления  и  подготовить  его  как  фрагмент  дипломной  работы.  При  этом  очень  важно  использовать  опыт  накопленный при  прохождении  производственной практики,  собранные  эмпирические   (фактические)  данные,  научные  результаты  экспериментов  и  методики.
3.  НАПИСАНИЕ  И  СТРУКТУРНОЕ  ОФОРМЛЕНИЕ  ДИПЛОМНОЙ  РАБОТЫ
3.1.  НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛОГИКА НАПИСАНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Приступая  к непосредственному  написанию  дипломной  работы,  следует  уяснить  основное  исходное  положение:  дипломная  работа  как  научное  исследование  подчинена  строгой  научной  логике.
Научное  изучение,  выбранной  Вами  проблемы, означает  научную  объективность.  Новые  научные  факты  объясняются  с  позиции  современной  науки,  они  не  отбрасываются,  если  даже  их значение  пока  недостаточно  раскрыто.
Сбор  научных  фактов  –  это  творческий  процесс,  в  основе  которого  лежит  научная  идея  студента-дипломника.  Развитие  идеи  до  стадии  решения  проблемы  совершается  как  плановый  процесс разработки темы диплома.  Дальше  идет отработка  первоначального  замысла,  уточнения,  изменения,  дополнения  и  развитие  запланированной  схемы  исследования.
Ход  дипломного  исследования  предполагает  реализацию  следующей  логической  схемы:
Обоснование  актуальности  выбранной  темы.
Постановка  цели  и  конкретных  задач  исследования.
Определение  предмета  исследования.
Выбор  методов  проведения  исследования.
Описание  процесса  исследования.
Обсуждение результатов  исследования.
Формулирование  выводов  и  оценка  полученных  результатов.
При  обосновании  актуальности  выбранной  темы  главное  показать  суть  проблемной  ситуации. В общем плане  проблема  –  это  противоречивая  ситуация,  требующая  своего  разрешения. Проблема понимается или  как синоним практической задачи, или как нечто неизвестное в науке. Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, противоречия, рождающиеся в практике. Поэтому возникает потребность их преодоления, разрешения, отражающаяся в выявлении насущных практических задач. Аргументировано  доказывая  необходимость  и  своевременность  решения  данной  проблемы,  Вы  тем  самым  и  обосновываете  ее  актуальность.
От  обоснования  актуальности  темы  необходимо перейти к формулировке  цели  дипломного  исследования.  Цель  –  это  осознанный,  планируемый  результат,  на  достижение  которого  направлена  дипломная  работа.
Цель  расчленяется  на  частные  конкретные  задачи,  которые  решаются  в  соответствии  с  поставленной  целью.  Задачи  формулируются  как  перечисления:  изучить……,  установить….,  выяснить….,  разработать…..,  провести….т.п.
Дальше  формулируется  предмет  исследования.  Предмет  есть  объект  познания.  Предмет  исследования  определяет  тему  дипломной  работы.  Однако  в  науке  принято  выделять  и  объект  исследования.  Объект  и  предмет  исследования  между  собой  соотносятся  как  общее  и  частное,  т.е.  объект  понимается  шире,  а  предмет  выступает  как  частное явление  в  пределах  объекта.
Существенным  шагом  дипломного  исследования  является  выбор  методов,  которые  служат  инструментом  в  добывании  фактического  материала  (библиографический,  наблюдение,  математическое  моделирование,  анализ  деятельности,  эксперимент  и  др.).
Основная  часть  дипломной работы  –  описание процесса  исследования.  Далее  –  оценка  (обсуждение)  его  результатов  и  выводы  (рекомендации).
Логическая  схема  исследования  находит  свое  отражение  в  структуре  дипломной работы.  Ее  основные  компоненты:
введение;
главы  основной  части  (как  правило  две);
заключение;
библиографический  список  (список  использованной  литературы);
приложения.
Наиболее  оптимальный объем  дипломной  работы  составляет  50-60  страниц  машинописного  текста (размер шрифта  – 14, через  1,5  интервала).
3.2. ВВЕДЕНИЕ
Именно  в  этой  структурной  части  дипломной  работы:
–обосновывается  актуальность  темы;
–формулируются  предмет,  цель и  задачи  исследования;
–определяются  положения,  выносимые  на  защиту.
Практика  написания  дипломных  работ  показывает,  что  студенты  испытывают  определенные  трудности,  прежде  всего, в  обосновании  актуальности  темы,  формулировке  предмета,  целей  и задач  исследования.  Поэтому  рассмотрим  эти  вопросы  более  подробно.  А  для  наглядности  приведем  ряд  примеров.
Предмет  дипломной  работы,  как  отмечалось,  определяет  ее  тему  и   направленность  исследования.
Пример.  Студентка  экономического  факультета  Л.  Тема  дипломной  работы:  “Планирование  инвестиционных  процессов в  региональной  системе  среднего  профессионального  образования”.  Предмет  исследования:  “Формы  и  методы  планирования инвестиций  в  средних  профессиональных  учебных  заведениях”.
Обоснование  актуальности  темы  –  обязательное  требование  к  дипломному  исследованию.  Оно  должно  быть  немногословным  (в  пределах  одной  страницы).   Здесь  главное  –  показать,  как  уже  отмечалось,  суть  проблемы  и  доказать  необходимость  ее  разработки  (проблему  нельзя  отождествлять  с  вопросом).
Формулировка  цели  и  задач  дипломного  исследования.   Во  введении  формулировку  цели  и  задач  необходимо  продумать  максимально  тщательно,  поскольку  описание  их  достижения  и  решения  должно  составить  содержание  глав  и  параграфов  дипломной  работы.  Их  заголовки  рождаются  из  формулировок  задач  исследования.
В  конце  вводной  части  необходимо  кратко  раскрыть  структуру  дипломной  работы  и  содержание  ее  глав.
3.3.  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
         Основная  часть  дипломной  работы состоит,  как  правило, из  двух  глав.  В  них  используя  результаты  деятельности  в  подготовительной  период, необходимо  завершить  систематизацию, проанализировать  и  обобщить    накопленные  материалы  по заданной  теме.  Следует  четко  определить  теоретические  и  методологические  основы  данной  проблемы,  информационную  базу   аргументации  по  существу  рассматриваемых  вопросов.
          В  первой  главе  (20-25  страниц  текста)  излагаются  основные  теоретические  предпосылки  в  общем  виде,  а  затем  дается  их  детальное  раскрытие  на   основе:
–обобщенного  анализа законодательных  актов, литературы  о  сущности,  функциях,  закономерностях, средствах  и  содержании  исследуемой  проблемы;
 — оценки  теоретических  положений  и  точек  зрения  отечественных  и  зарубежных  авторов;
–собственной  позиции,  отношения  к  новым  и  спорным  вопросам  в  рамках  заданной  темы  в  соответствии  с  которой  в дипломной  работе  будут  формулироваться  основные  положения,  выводы  и  практические  рекомендации  по  результатам  исследования.
Во  второй  главе  (25-30  страниц  текста):
–размещаются  результаты  объективного  и  всестороннего  анализа  реального  состояния  решения  проблемы  по  теме  дипломной  работы;
–излагаются  рекомендации  и  предложения  по  оптимизации  процесса  решения  проблемы;
–раскрываются  пути  реализации  этих  предложений.
         При  изложении  теоретического  и  эмпирического  материала  необходимо  стройно  и  логически,  с  достаточной  степенью  достоверности,  раскрыть  содержание  темы.  В  этой  связи  рекомендуем  Вам  активно  использовать  разнообразные  методы  сбора  и  обработки  данных,  математического  моделирования,  осуществлять  оценку  экономических  (юридических)  проблем  с  помощью  современных  методик  и  электронно-вычислительной  техники.
         Вполне  оправданными  будут  Ваши  действия  написания чернового  варианта выпускной  квалификационной  работы  без  тщательной  редакционной  обработки  текста.  Затем  содержание  текстуальной  части  внимательно  перечитывается,  вносятся  соответствующие  поправки  и коррективы.  При  необходимости  проводится  дополнительное  уточнение  и  проверка  положений  (фактов,  выводов  и  т.п.),  используемых для  доказательства.  С  учетом  указаний   и рекомендаций  научного  руководителя  осуществляется  окончательная  доработка и   оформление  текста  дипломной  работы.
Содержание  и  результаты  дипломной  работы  излагаются  в  литературной  форме:  она  должна  быть  написана  логически  последовательно,  грамотно,  литературным  языком.  Допускаются  лишь  отдельные  общепринятые  сокращения  (т.к.;  т.п.;  и  др.;  и  пр.).  Не  рекомендуется  вести  изложение  от  первого  лица  (“я  изучил(а),  я  разработал(а)”),  т.к.  работа  выполняется  с помощью  и  часто  по  идеям  научного  руководителя  и  других  авторов.  Поэтому  корректнее  использовать  местоимение  “мы”.  Не  следует  злоупотреблять  описанием  большого  количества  фактического  материала,  излишними  подробностями,  загромождающими  работу  и  снижающими  её  научный  уровень.  Следует  привести  наиболее  яркие  и  убедительные  примеры для  подтверждения  выдвигаемых  в  работе  положений,  обоснования  выводов.  Некоторые  цифровые  данные,  графики,  схемы,  фотографии  и  другие  материалы  можно  поместить  в  приложении  к дипломной  работе.
Литературное  оформление  работы  часто  вызывает  трудности  у дипломников  и  требует  длительного  времени,  что  следует  учесть  еще  при  составлении  календарного  плана.
3.4.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
         В  заключении  текстуальной  части  выпускной  квалификационной  работы  (объем  3-5  страниц)  даются  общие  выводы  по  теме и  практические  рекомендации  по  использованию  полученных  результатов.
На  это  следует  обратить  особое  внимание.  Заключительная  часть  дипломной  работы  выполняет  роль  концовки,  где излагается  логика  проведенного  исследования, в  реферативной форме  даются  ответы  на  вопросы,  поставленные  в  работе.
Вместе  с  тем  это  не  простой  перечень  полученных  результатов,  а  их  итоговый  синтез,  т.е.  последовательное логическое  изложение  итогов  и  их соотношение  с  общей  целью  и  конкретными  задачами  дипломной  работы.
3.5.  ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Выпускная квалификационная работа оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы.
Текст работы печатается на стандартных листах формата А4 на компьютере – шрифт 14, через 1,5 интервала. Размеры поля на листе: левое – 30мм, правое – 10мм, верхнее – 15мм.
Титульный лист оформляется по  установленной  форме (см. приложение 3.).
Нумерация страниц текста делается: по центру в верхней части листа, цифрой “3” обозначается лист с введением текстуальной части работы.
На листе с указанием содержания работы слово “глава” и знаки “параграфа”, “№” – не употребляются, нумерация по тексту осуществляется арабскими цифрами, глава нумеруется одной цифрой, а параграфы главы – двумя цифрами, разделенными точкой (2.1): первая цифра (2) указывает номер главы, а вторая – номер параграфа в этой главе. В случае добавления подпараграфа добавляется третья цифра (2.1.1). Количества параграфов и подпараграфов менее двух не бывает.
Надпись глав в тексте работы осуществляется заглавными буквами. При этом написание наименований каждой главы должно производиться с новой страницы. Наименование параграфа печатается в продолжение страницы текста главы.
Каждый абзац текста начинается с красной строки. Как правило, на странице размещается 4-5 абзацев. Следует избегать очень длинных, а также коротких (в одно предложение) абзацев. Не допускается подчеркивание слов (заголовков, предложений) цветными карандашами (чернилами, фломастерами и т.п.).
Цитаты, используемые положения, статистический материал из научной литературы обязательно даются со ссылкой на соответствующие источники. Если идет дословное изложение цитаты (или другого материала), то по его окончанию в верхней части последнего слова ставится цифра, а внизу этой же страницы проводится сплошная линия в 1/3 ширины листа. Под нею ставится та же цифра, обозначающая номер сноски, и делается подробная запись выходных данных первоисточника. При изложении материала в форме пересказа – в сноске перед наименованием пишется сокращенно “См.” и после него ставится двоеточие.
Пример:
1. Данилов А.М.  История экономики. – М.: ,Изд-во “ПРИОР” 2012- Ст.170
 Возможен и второй вариант обозначения: по окончанию цитирования (или свободного изложения) соответствующего документа в тексте работы в квадратных скобках указывается номер, под которым расположен первоисточник в списке использованной литературы, а через запятую – номер страницы.
Первоисточники, которые указываются в списке использованной литературы, должны содержать фамилию и инициалы автора, название работы, место и наименование издательства, год издания, а в сносках, кроме того, – еще и номер приводимой страницы. Ссылки на журнальные и газетные статьи оформляются в следующей последовательности: фамилия, инициалы автора, название статьи, наименование журнала (газеты), год издания, номер (или дата) издания.
Таблицы и схемы в работе должны иметь название, которое пишется между самой таблицей и её номером. Если таблица имеет продолжение на следующей странице, то на ней делается надпись: “Продолжение таблицы 1.2.5″.
Номер таблицы и схемы определяется их принадлежностью к соответствющей главе и параграфу. Например, обозначение 1.2.5 указывает на то, что таблица (схема) включена во второй параграф первой главы, цифра 5- порядковый номер таблицы в данном параграфе.
Последовательность размещения источников в списке использованной литературы :
–нормативные документы (законы, указы, постановления и т.д.);
–официальные статистические материалы;
–монографические работы в алфавитном порядке (по фамилии автора, а если нет  фамилии – по наименованию источника);
– журнальные и газетные статьи в алфавитном порядке по авторам публикаций.
Приложения к выпускной квалификационной работе располагаются после списка использованной литературы и нумеруются цифрами 1,2,3… Если приложения размещаются на нескольких страницах, то на каждой их них указывается: “Продолжение приложения”.
4.  ЗАЩИТА  ДИПЛОМНОЙ  РАБОТЫ
4.1.  ОБЩИЕ  ВОПРОСЫ  ОРГАНИЗАЦИИ  ЗАЩИТЫ
Подготовка  к защите  дипломной  работы  в  аттестационной  комиссии  осуществляется  в  соответствии  с установленным  в  Институте  порядком  и календарным  планом  студента:
дипломная  работа  в  предварительном  (черновом)  варианте  представляется  руководителю  за  два месяца  до  назначенного  срока  защиты;
полностью  готовая  выпускная  квалификационная  работа  в  сброшюрованном  виде  представляется  руководителю  для  составления  отзыва  за  один  месяц  до  защиты;
для  определения  качества  дипломной  работы,  достоверности   полученных  результатов  и ценности  дипломного  исследования  назначается  рецензент,  из  числа  специалистов,  способных  провести  ее  квалифицированный  анализ.  Рецензия  должна  быть  получена  студентом-дипломником  за  десять  дней  до  защиты  с  четким  однозначным  выводом:  “рекомендовать”  или  “не  рекомендовать”  дипломную  работу  к защите.  Решение  о  допуске  к защите  принимает  заведующий  кафедрой,  где  осуществлялась деятельность  студента  в  этот  период;
дипломная  работа,  отзывы  руководителя  и  рецензента  должны  быть  представлены  в   государственную экзаменационную  комиссию  не  позже,  чем  за  два  дня  до  защиты  в  виде  единого  дела  выпускника,  в  котором  сброшюрованы  в  следующий  последовательности  документы:
а)  задание  на  выпускную  квалификационную  работу;
б)  отзыв  руководителя;
в)  рецензия специалиста;
г)  текстуальная  часть  работы.
           К защите студентом также  готовятся  таблицы,  схемы,  диаграммы  и  графики,  взятые  из  текста  диплома  и  подготовленные  для  демонстрации.
Важнейший  элемент  подготовки  к  защите  –  отработка  Вашего  выступления (доклада). С  этой целью рекомендуется:
–   определить  перечень  вопросов,  выносимых  на  защиту;
–   установить  последовательность  и  содержание  излагаемого  материала  выступления;
–    определить  порядок  представления  иллюстрационного  материала;
– написать  текст  выступления  и  согласовать его  с  руководителем;
– провести  пробное  выступление.
Следует  иметь  в виду,  что  выступление (доклад) должно  длиться  не  более  8-10  минут.  Это  обязывает  Вас  свободно  владеть  разработанным  материалом  и  используемыми  средствами  наглядности  в   ходе  выступления.  Необходимо  не  только  четко  и  лаконично  изложить  основные  итоги  и  выводы  по  разработанной  проблематике,  но  также  и  ответить  на  замечания,  которые  были  указаны  в  отзывах  руководителя и рецензента.  На  вопросы,  которые  будут  заданы  членами  государственной экзаменационной  комиссии  по  ходу  защиты  дипломной  работы,  должны  быть  краткие  и  конкретные  ответы.  Вам  следует  иметь  в  виду  и  то,  что  важными  элементами  успешной  защиты  являются  культура  речи,  манера  поведения,  психологический  настрой  и   тактичность.
На  заседании  государственной экзаменационной  комиссии  открытым  голосованием  определяется  оценка  дипломной  работы.  Используется  принятая  в  Институте  четырех бальная  система  оценки:  “отлично”,  “хорошо”,  “удовлетворительно”,  “неудовлетворительно”.
Для  Вашей  ориентировки  и  более  целенаправленной  подготовки  к  защите  представим  основные  критерии,   которыми  руководствуются  члены  государственной экзаменационной  комиссии  Института  при  оценке дипломных  работ:
“Отлично”  выставляется  при  полном  соблюдении  всех  требований,  предъявляемых  к  квалификационной  работе,  уверенной  защите  результатов  проведенного  исследования,  убедительном  аргументировании  автором  своих  суждений.
“Хорошо”  выставляется,  если  при  наличии  выполненной  на  высоком  уровне  реферативной  части,  исследовательская  часть  и  выводы  недостаточно  убедительны,  хотя  автор  достаточно  четко  излагает  материал  и  результаты  своей  работы.
“Удовлетворительно”  выставляется  при  частичном  соблюдении  требований,  предъявляемых  к  квалификационной  работе.  При  этом  автор  неполно  раскрывает  суть  проблемы,  исследовательская  часть  выполнена  недостаточно тщательно,  но  полученные  результаты  могут  быть  рекомендованы  для  использования  в  практической  работе.
“Неудовлетворительно”  выставляется, если  не  соблюдены  все  основные  требования,  предъявляемые к  квалификационной  работе,  автор  не может  защитить  и  аргументировано  ответить  на  вопросы  членов  аттестационной  комиссии.
При  оценке  работы  учитываются  также  содержание  отзывов  руководителя  и  рецензента.
4.2.  ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
            Защита дипломной работы проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии.
Для  более  уверенной  защиты  необходимо  знать  ее  процедуру  (порядок).  Дадим  информацию  об  этом  в  краткой  протокольной  форме.
Заседание  государственной экзаменационной  комиссии  проходит  так:
Председатель  объявляет  о  защите  дипломной  работы, называет:
–    фамилию,  имя,  отчество  ее  автора;
–  фамилии  официальных  оппонентов  и  ведущую  кафедру.
Затем  слово  предоставляет  секретарю  комиссии.
Секретарь  кратко  докладывает  о  содержании  представленных  выпускником  документов;
– сообщает  об  отзывах;
–  зачитывает  справки  о  внедрении  результатов  дипломного  исследования.
Председатель  предоставляет  слово  для  доклада  основных  результатов  дипломного  исследования студенту-дипломнику.
Студент-дипломник  свое  выступление  строит  на  основе  заранее  подготовленных  тезисов  доклада,  призванного  показать  высокий  уровень  теоретической  подготовки,  эрудицию  и  способность  доступно  изложить  основные  результаты  проведенного  исследования.
Успех  защиты  обеспечивается:
–    содержанием  доклада;
–  формой  изложения  этого  доклада;
–    уверенностью  ответов  на  задаваемые  вопросы;
–   яркостью,  грамматической  точностью,  уверенностью  речи  соискателя.
Председатель  предоставляет  возможность  членам государственной экзаменационной комиссии и  всем  присутствующим  задавать  любые  вопросы,  касающиеся  темы  дипломной  работы.
При  этом  студент-дипломник,  проявляя  скромность  в  оценке  своих  результатов,  отвечает  только  по  существу  дела.
Вопросы  необходимо  внимательно  выслушать,  записать  и  лучше  отвечать  сразу.
Председатель  представляет  слово  научному  руководителю,  который:
–  раскрывает  отношение  студента  к  работе  над  дипломным  исследованием;
–  затрагивает  личностные  особенности  студента.
Председатель  представляет  слово  секретарю  для  зачитывания отзывов  на  диплом.
Студент-дипломник  последовательно  отвечает  на  все  замечания,  высказанные  в отзывах.
После  этой  процедуры  начинается  вторая  часть  заседания    государственной экзаменационной  комиссии:  дискуссия  по  защищаемой  работе,  где  могут  принять  участие  все  присутствующие.  При  этом  дается  качественная  оценка  проделанной  работе,  оценивается  уровень квалификации  студента-дипломника,  отмечаются  сильные  и  слабые  стороны  диплома,  высказываются  предложения и  пожелания.
Председатель  предоставляет  слово  дипломнику  для  заключительного  выступления.  Он  делает  свои выводы  по  результатам  обсуждения,  отвечает  на дополнительные  вопросы,  проявляя максимальную  корректность  и  выдержку,  выражает  свои  благодарности.
Председатель  подводит  итоги  защиты  и  объявляет  студенту-дипломнику  результат  (оценку)  открытого  голосования  членов  государственной экзаменационной  комиссии  (голосование  проходит  без  присутствия  студента-дипломника).
ВМЕСТО  ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Практическое  пособие  не  предназначено  для  того,  чтобы его  раз прочитать  и  отложить.  Это, – скорее,  источник  информации,  к  которому  следует  обращаться  на  протяжении  всего  периода  написания,  оформления  и   защиты  дипломной  работы.  И  хотя  процесс  дипломного  исследования  направляется  научным  руководителем,  конечный  результат  зависит  от  Ваших  индивидуальных,  творческих  действий. А  они  будут   точными  и  эффективными,  если реализуется требование ГОС ВПО (ФГОС ВПО) учитываются
  передовой опыт,  советы  и  рекомендации  профессорско-преподавательского  состава  Института,  которые  и  представлены  в  данном  пособии.

                                                                                           Приложение 1. Задание на ВКР.

ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА
                                     Кафедра__________________________________________________________
                                                                                                                                         УТВЕРЖДАЮ
                                                                                                                                                                                                                                   Заведующий  кафедрой
___________________________
___________________________
        (ученое  звание,  степень)
_________/__________(подпись,  ФИО)
ЗАДАНИЕ
 
                                 студенту на  выпускную  квалификационную  работу
                               _________________________________________________
                               (фамилия,  имя, отчество)
Тема  выпускной  квалификационной  работы:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закреплена  приказом  Ректора  от  _______/_________/__________№__________________
Целевая  установка______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Основные  вопросы,  подлежащие  разработке   (исследованию):
1.____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основная  литература:  (согласно  приложению).
Срок  представления  законченной  работы_____________________________________
Дата  выдачи  задания                   _____________________________________
Руководитель_____________________________________________________/_____________________/
                                 (ученое  звание,  степень,  подпись,  фамилия)
Задание  получил  ______/______/______, ________________________/________________________/
                                                           (дата)                                                         (подпись,  фамилия)

                                                                                                                                   Приложение  2. Календарный план.

             УТВЕРЖДАЮ
      Руководитель выпускной
      квалификационной  работы
      профессор  (И.Иванов)
      “___”____________200__г.
КАЛЕНДАРНЫЙ  ПЛАН
       Работы  студента___________________________________________________
                                                                                            Ф.И.О.
       по  разработке  выпускной  квалификационной  работы  на  тему:
      “___________________________________________________________________”
№ п/п
Наименование  мероприятия
Объем  выполнения  (к-во страниц,  чертежей  и  т.п.)
Необходимое  к-во дней
Сроки выполнения
Отметка о  выполнении
1. _______________
2. _______________
3.________________
Изучение  задания,  подбор  литературы,  определение  основных  вопросов  изучения
                                                                                                                                                                                                                                 Студент  (С.Сергеев )
“____”________________200__г

                             Приложение 3. Титульный лист ВКР.

ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА.

Факультет  _____________________
Кафедра ______________________________

Направление подготовки                                                                                          Допуск к защите

                                                                                                                                                 Приказ  ИФЭПОЗ   №_______

_______________________________                                                                                             От «_____»_____________201__г.

                                                                                                                                                

Выпускная квалифицированная работа

Тема________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Студента _____________________________________________________________________________

(Ф.И.О)

 _______________________________ Подпись

 

Группа       _______________________________

 

Руководитель________________________________________________________________________________

(ФИО)

_______________________________ Подпись

 

Москва 201_г.

 

 

Приложение 4.  Образец рецензии на ВКР

 

 

 

Рецензия на выпускную квалификационную работу

студента(ки) Института  финансов экономики и права офицеров запаса

_______________________________________________________________________________________________

(ФИО)

 

Содержание выпускной квалификационной работы «Экономическая инновационная деятельность на предприятии, (на примере ОАО «Вымпел»)» соответствует утвержденной теме и является  актуальной для предприятия, по материалам которого выполнялась.

В выпускной квалификационной работе наиболее полно освещены разделы, связанные с разработкой экономических проблем  по планированию инноваций в ОАО «Вымпел».  В них автор предлагает усовершенствовать действующий в ОАО «Вымпел» порядок планирования  инноваций на основе  дополнительного учета экономических факторов. Это позволяет говорить о наличии в выпускной квалификационной работе самостоятельных и оригинальных решений.

К достоинствам выпускной квалификационной работы можно так же отнести:

( перечисляются достоинства работы) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитывая вышеизложенное можно утверждать  о практической значимости для ОАО «Вымпел» результатов, полученных  в рецензируемой  выпускной квалификационной работе.

Вместе с тем в работе студента_____________ФИО____________________________ выявлены  определенные недостатки : (перечисляются недостатки ) _________________________________________________________________________________________________________________

Представленный на просмотр  раздаточный материал полностью соответствуют графическим материалам в тексте выпускной квалификационной работы и согласуются с результатами анализа экономических процессов по теме бакалаврской работы.

Качество оформления выпускной квалификационной работы является достаточно высоким.

Полученные  студентом ______________фио_________________________ теоретические умения и компетенции можно считать  достаточными для его самостоятельной трудовой деятельности на должностях требующих высшего экономического образования.

Выпускная квалификационная работа студента________________фио____________________  заслуживает оценки «_______», а ее автор присвоения искомой квалификации «Экономист».

 

Ученая степень, звание, должность _______________________________                  _____________________________

рецензента                                                                          Подпись                                                                                   ФИО

 

Подпись рецензента  __________________________ заверяю:

Начальник отдела кадров __________________________     _______________________________

Подпись                                                            ФИО

 

ПЕЧАТЬ

 

 

Приложение 5. Оформление ВКР

 

Основные требования к оформлению выпускных    

 квалификационных работ

 

 

п/п Объект требований Параметры требований
Бакалаврская работа
1 Формат листа бумаги А4
2 Размер шрифта 14 пунктов
3 Название шрифта Times new Roman
4 Междустрочный интервал Полуторный
5 Количество строк на странице 28-30 строк  (1800 печатных знаков)
6 Абзац 1,25см. (5 знаков)
7 Поля (мм) Левое, верхнее и нижнее-20,правое 10
8 Общий объем без приложений 50-70 стр. машинописного текста
9 Объем введения 2-4 стр. машинописного текста
10 Объем основной части 40-50 стр. машинописного текста
11 Объем заключения 3-5 стр. машинописного текста (примерно равен объему введения)
12 Нумерация страниц Сквозная, в нижней части листа, посередине. На титульном листе  номер страницы не проставляется
13 Последовательность приведения структурных частей работы Титульный лист. Задание на выполнение выпускной квалификационной работы. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Список использованных источников. Список сокращений. Приложения
14 Оформление структурных частей работы Каждая структурная часть начинается с новой страницы. Наименования приводятся с абзаца с прописной (заглавной буквы). Точка в конце наименования не ставится
15 Структура основной части 2-3 главы соразмерные по объему
16 Наличие глоссария 15-20 понятий
17 Состав списка использованных источников 30-50 библиографических описаний документальных и литературных источников
18 Наличие приложений Обязательно
19 Оформление содержания Содержание включает в себя заголовки всех разделов, глав, параграфов, глоссария, приложений с указанием страниц начала каждой части

 

 

Приложение 6. Ориентировочная схема отзыва ВКР

 

Отзыв на выпускную  квалификационную работу

 

Студента____________________________________________________________________________________

(Ф.И.О)

На тему________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Актуальность и практическая значимость темы ____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Логическая последовательность___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Аргументированность и конкретность выводов и предложений________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Правильное использование научных/ профессиональных терминов и понятий в контексте проблемы__________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Уровень использования различных видов литературных источников____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

6.Качество оформления ВКР, качество таблиц, иллюстраций и пр.

____________________________________________________________________________________________________________

7.Уровень самостоятельности при работе над темой ВКР_______________________________________________

__________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________

8.Недостатки в работе __________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________

9.Предложения для внедрения________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

ВКР соответствует( не соответствует) требованиям, предъявляемым к ВКР, и

Может( не может) быть рекомендована к защите на заседании Государственной

экзаменационной комиссии

 

Студент(ка) ____________________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

заслуживает присвоения квалификации бакалавр по направлению подготовки

___________________________________________________________________________________________________________

Руководитель ВКР ___________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, ученая степень, звание, место работы, должность)

___________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________

 

«_____»_______________201_г.                                                                      ____________________________________

Подпись руководителя

Приложение 7. Рекомендации к докладу

 

Ориентировочная схема доклада по защите выпускной            

 квалификационной работы

  1. Обращение: Уважаемые члены Государственной экзаменационной комиссии! Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

  1. Кратко дается характеристика актуальности темы ( в 2-3 предложениях)
  2. Степень разработки проблемы (проводится краткий обзор литературных источников по проблеме).
  3. Цель выпускной квалификационной работы- формулируется цель бакалаврской работы.
  4. Формулируются задачи, приводятся названия глав. При этом в формулировке должны присутствовать глаголы типа- изучить, рассмотреть, раскрыть, сформулировать, проанализировать, определить и т.п..
  5. Из каждой главы используются выводы или формулировки, характеризующие результаты. Здесь демонстрируются плакаты (раздаточный материал). При демонстрации плакатов не следует читать изображенный на них. Надо только описать изображение в одной двух фразах, назвать и констатировать тенденции, просматриваемые на графиках. При демонстрации обратить внимание на обозначение сегментов, столбцов и т.п.. Графический материал должен быть наглядным и понятным. Текст, сопровождающий диаграммы и гистограммы, должен отражать лишь короткие выводы. Временной объем этой части доклада не должен превышать 30% общего времени доклада.
  6. Заключение: в результате проведенного исследования, были сделаны следующие выводы: (формулируются) основные выводы, вынесенные в заключение).

Опираясь на данные выводы, были сделаны следующие предложения:(перечисляются предложения).

  1. Завершается доклад словами: Благодарю за внимание.

Время для доклада: 9-11мин.