Значение млекопитающих в природе и жизни человека — особенности размножения и развитие

Млекопитающие играют очень важную роль в природных сообществах. Это определяется высоким уровнем процессов их жизнедеятельности. А также большой подвижностью.

Млекопитающие являются основными звеньями цепей питаниясамых разнообразных сообществ живых организмов. Так, многие млекопитающие, которые питаются растениями, оказывают существенное воздействие на рост и развитие растительных комплексов, на соотношение в них различных видов растений.

Значение млекопитающих в природе и жизни человека - Для студента

Например, некоторые грызуны, обитающие на лугах и пастбищах, выедают ценные кормовые травы, на месте которых вырастают другие, менее ценные сорные растения.

Многие звери, поедая семена и плоды, часть которых не переваривается, способствуют распространению этих растений.

При заготовке белкой на зиму опавших желудей и орехов часть их теряется по дороге, и таким образом переносится на достаточно далёкие расстояния. Таким же способом полёвки распространяют семена злаковых растений.

Значение млекопитающих в природе и жизни человека - Для студента

Роющие млекопитающие, например кроты и землеройки, проделывая ходы в поисках корма, рыхлят и обогащают почву кислородом.

Помёт зверей делает почву более плодородной.

Насекомоядные млекопитающие, особенно кроты, ежи и летучие мыши, сдерживают рост численности насекомых. Эту же роль играют хищные млекопитающие, которые регулируют численность своих жертв. Хищники выполняют роль санитаров, нападая прежде всего на больных, травмированных и старых особей.

Благодаря разнообразной, но главным образом пищевой деятельности, млекопитающие преобразуют ландшафты. Например, широкое распространение получил «бобровый ландшафт», представляющий собой искусно построенные плотины из веток, что позволяет регулировать уровень воды, где живут бобры.

Значение млекопитающих в природе и жизни человека - Для студента

Млекопитающие играют важную роль и в жизни человека.

Охота представляет собой одну из древнейших форм хозяйственной деятельности человека.

Анализ костей животных, найденных на стоянках древних людей, показывает, что в то время основными объектами охоты были антилопы, дикие быки, тапиры, гиппопотамы, слоны, зубры,  олени, кабаны, дикие лошади и мамонты. Эти звери служили источником мяса, жира и шкур для изготовления одежды.

Сейчас охота на диких млекопитающих перестала быть основой хозяйства, но сохраняет определённую значимость до сих пор.

В настоящее время огромную роль играет такая отрасль сельского хозяйства, как животноводство. Оно предполагает разведение млекопитающих как сельско-хозяйственных животных.

Человек разводит коров, лошадей, коз, овец, свиней и кроликов. Их разведение и выращивание обеспечивает человека ценными пищевыми продуктами: мясом, молоком и жиром.

Непищевая продукция животноводства – кожа, шерсть и щетина – используется как сырьё в различных отраслях хозяйства.

Животноводство возникло в глубокой древности. Его становление началось с одомашнивания диких животных. Благодаря их приручению, человек превратился из бродячего охотника в кочующего со своими стадами степного скотовода, а позднее – в оседлого, имеющего своё постоянное жилище, землевладельца.

Первым домашним животным была собака. Затем одомашнили овцу, козу, корову, свинью, а еще позднее – лошадь.

Значение млекопитающих в природе и жизни человека - Для студента

Долгим и упорным многовековым трудом человек изменял природу одомашненных животных. Решающим фактором был искусственный отбор, в ходе которого человек из поколения в поколение сохранял только наиболее продуктивных и здоровых животных, чем совершенствовал их в нужном для себя направлении.

Позднее, кроме отбора, человек стал применять скрещивание животных, в результате которого были выведены многочисленные породы сельскохозяйственных животных, продуктивность которых значительно превышает таковую у их диких предков.

Домашних животных человек разводит для удовлетворения своих потребностей: для получения продуктов питания и промышленного сырья.

Из крупных домашних животных свиньи имеют самую высокую плодовитость. Самка рождает за один раз до 12 поросят. Свиньи очень быстро растут и при правильном содержании к семи месяцам достигают массы 100 килограмм. Свиньи – всеядные животные. Их кормят растительными и животными кормами, пищевыми отходами.

Значение млекопитающих в природе и жизни человека - Для студента

Овец относят к мелкому рогатому скоту. Масса овцы может достигать 60 килограмм. Обычно овца приносит одного или двух ягнят. Овцы неприхотливы и могут питаться низкорослыми травами.

Благодаря этому их выпасают даже на бедных растительностью пастбищах (в степях, полупустынях и горных районах). От овец получают шерсть, шкуры и продукты питания: мясо, молоко и жир.

Овечья шерсть используется для изготовления трикотажных изделий, тканей, ковров. Из овчин шьют дублёнки и полушубки.

Значение млекопитающих в природе и жизни человека - Для студента

Во многих странах разводят домашних кроликов. Они очень плодовиты: крольчиха рождает до 8 крольчат. Размножаются кролики несколько раз в год. Они питаются разнообразной пищей: травой, сеном, овощами и зерновыми отходами. От них получают шкурки, мясо и пух.

Значение млекопитающих в природе и жизни человека - Для студента

Большую роль в жизни человека играет и другая отрасль его хозяйственной деятельности – звероводство, занимающееся разведением на зверофермах ценных пород зверей с целью получения пушнины и мяса. На пушных зверофермах разводят лисиц, песцов, норок, шиншилл  и нутрий.

Значение млекопитающих в природе и жизни человека - Для студента

Развит в России и промысел копытных, добываемых из-за их мяса и кожи. Распространена добыча лося, северного оленя, косули, марала, кабана.

Значение млекопитающих в природе и жизни человека - Для студента

Многие виды млекопитающих — мыши, крысы, хомячки,  кролики, собаки и различные обезьяны — используются в качестве лабораторных животных при проведении исследований.

В последние годы значительно выросло разнообразие млекопитающих, играющих роль домашних питомцев. Помимо обычных домашних животных (собаки, кошки, кролики, морские свинки), люди держат дома декоративных мышей и крыс, карликовых хомячков, шиншилл и ежей.

Наряду с пользой многие виды млекопитающих приносят вред хозяйству человека. Это, например, грызуны, поедающие и повреждающие культурные растения. Они также являются переносчиками различных опасных инфекционных заболеваний человека и домашних животных.

Хищные млекопитающие, например волки, нередко наносят значительный ущерб животноводству, нападая на домашний скот.

Угрозу для существования млекопитающих могут составлять как естественные факторы (природные катаклизмы, глобальные изменения климата), так и антропогенные факторы, т.е. влияние человека и его деятельности (хищнический промысел, загрязнение окружающей среды, разрушение мест обитания животных).

В результате этого происходит снижение численности многих видов млекопитающих. Угроза полного исчезновения с лица планеты грозит многим видам животных.

В начале XXI века под угрозой уничтожения из-за бесконтрольной охоты находятся лось, кабан и европейская косуля в средней полосе России, сайга и джейран в Средней Азии.

Загрязнение озера Байкал промышленными стоками поставило на грань исчезновения байкальскую нерпу.

Значение млекопитающих в природе и жизни человека - Для студента

В ряде стран, в том числе и в России, разработана система охраны диких животных. Она включает запрет или установку сроков добычи промысловых зверей и соблюдение способов охоты.

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные занесены в Красную книгу и подлежат охране. Для сохранения биологического разнообразия млекопитающих создаются заповедники и заказники, в которых ведётся работа по сохранению и восстановлению численности разных животных. По состоянию на апрель 2014 года на территории России находится 103 заповедника.

Источник: https://videouroki.net/video/34-znachieniie-mliekopitaiushchikh-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka.html

Класс Млекопитающие: характеристика, особенности строения, происхождение и развитие

В современной фауне насчитывается 4-4,5 тыс. видов млекопитающих, или зверей. Они представляют собой высший класс позвоночных, органы которых, особенно кора большого мозга, достигли на современном этапе их развития наивысшей дифференцировки.

Тело млекопитающих покрыто кожей и волосами. Кожа богата сальными и потовыми железами. Последние выделяют пот, благодаря чему осуществляется терморегуляция.

Значение млекопитающих в природе и жизни человека - Для студента

Все млекопитающие характеризуются присутствием млечных желез, которые являются видоизмененными потовыми железами. У них имеется предротовая полость, ограниченная губами и зубами. В отличие от пресмыкающихся зубы млекопитающих дифференцированы. Есть диафрагма, отделяющая грудную полость от брюшной. Имеется наружное ухо (ушная раковина), а в среднем ухе есть три слуховые косточки.

Благодаря прогрессивному развитию центральной нервной системы, теплокровности, наличию волосяного покрова, вынашиванию детенышей в теле матери и вскармливанию их молоком, млекопитающие одержали победу в конкуренции с рептилиями и другими позвоночными и прочно завоевали не только сушу, но и другие среды обитания.

Характеристика, морфология и физиология млекопитающих

Рассмотрим морфологию и физиологию млекопитающих на примере домашней собаки.

Это первое животное, прирученное первобытным человеком. Характерными признаками семейства собак являются средние размеры тела, сильно развитые длинные ноги, приспособленные для бега, хорошо развитое обоняние и наличие 42 зубов.

Несмотря на большое разнообразие пород собак они все относятся к одному виду. В зависимости от использования домашних собак человеком и их назначения, все породы этих животных делят на служебных, охотничьих и декоративных. Собаки хорошо поддаются дрессировке.

Значение млекопитающих в природе и жизни человека - Для студентаПороды собак

Служебные собаки (лайка, боксер, овчарка и др.) используются для различных целей: охраны разнообразных объектов, стад, поиска полезных ископаемых, розыска преступников. Во время войны использовали собак для разыскивания раненых и вывоза их с поля боя, истребления танков, отыскивания мин, оказания помощи связистам и т.п.

Читайте также:  Опубликовать статью ВАК срочно - это реально или нет, пошаговая инструкция

Для промысловой и спортивной охоты на птиц и зверей человек вывел большое число разнообразных пород охотничьих собак: гончих, борзых, норных, лаек, легавых и т.д.

Декоративные собаки (болонки, японские и пекинские собачки, пудели, карликовые породы терьеров, мопсы и др.) хозяйственного значения не имеют. Их разводят любители домашних животных.

Собак часто используют в качестве лабораторных животных.

Внешнее строение

Значение млекопитающих в природе и жизни человека - Для студентаВнешнее строение собак

Туловище домашней собаки (например, лайки или овчарки) стройное с хорошо развитой мускулатурой. Тело собаки не касается земли, поскольку ее конечности находятся под туловищем, тогда как у пресмыкающихся они расположены по бокам тела. При ходьбе и беге собаки опираются на пальцы с прочными когтями. Голова животного находится на гибкой шее и очень подвижна.

Кожа прочная и эластичная, так как смазывается выделениями сальных желез, протоки которых открываются в волосяную сумку. Она покрыта волосяным покровом.

Длинные и толстые волосы — ость, а более мелкие и короткие — подшерсток, или подпушь. Подшерсток и кожа предохраняются от повреждений грубой и прочной шерстью.

Подшерсток служит для сохранения тепла тела, так как в нем задерживается много воздуха.

Собака, как и многие виды млекопитающих, линяет 2 раза в год. Охлаждение организма собаки достигается учащенным дыханием в связи с тем, что потовых желез у них мало. Кожа же большинства зверей имеет большое количество потовых желез.

Скелет и мускулатура

Черепная коробка млекопитающих значительно крупнее, чем у пресмыкающихся, что связано с хорошо развитым головным, мозгом.

В скелете собаки, как и других видов млекопитающих, отмечается четкое расчленение позвоночного столба на: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой отделы, а также наличие плоских сочленовных поверхностей позвонков с хрящевыми дисками (менисками) между позвонками.

Характерно постоянное число шейных позвонков, для всех млекопитающих равное семи. В грудных позвонках имеются отростки, к которым прикрепляются ребра. Грудная клетка образуется позвонками, ребрами и грудиной. Позвонки крестцового отдела срастаются с костями таза.

Значение млекопитающих в природе и жизни человека - Для студентаСтроение скелета собаки

Пояс передних конечностей собаки образуется двумя лопатками с приросшими к ним вороньими костями и двумя ключицами. Пояс задних конечностей, или таз, состоит из двух безымянных костей образованных сращением трех пар тазовых костей (подвздошных, седалищных и лобковых).

Мышечная система у собаки развита исключительно хорошо, сложна и насчитывает несколько сотен отдельных, специализированных мышц. Особое развитие получили мышцы спины и конечностей.

Полости тела

Значение млекопитающих в природе и жизни человека - Для студентаПолости тела собаки

У домашней собаки, как и у всех других видов млекопитающих, грудная полость тела отделена от брюшной грудобрюшной преградой, или диафрагмой. Стенки этих полостей и внутренние органы, расположенные в них, покрыты тонкой оболочкой. В грудной полости эта оболочка называется плеврой, а в брюшной — брюшиной.

Как в грудной, так и в брюшной полостях содержится небольшое количество жидкости. При воспалительных процессах в грудной и брюшной полостях количество жидкости может увеличиваться.

Размножение и развитие млекопитающих

Половые железы парные. Развитие зародыша у высших — внутриутробное, происходит в специальном органе — матке. Зародыш млекопитающих связан через свои оболочки со стенкой матки через плаценту.

Он соединяется с плацентой через пуповину. В кровь зародыша поступают питательные вещества и кислород из крови матери, а в обратном направлении — вредные продукты жизнедеятельности, в том числе и углекислый газ.

На ранних стадиях развития у зародыша собаки и других млекопитающих отмечаются жаберные щели, хорда и другие признаки, характерные для низших хордовых. У различных видов зверей продолжительность внутриутробного развития, или беременность, различна. Например, у грызунов (мышей, хомячков) беременность продолжается 11-15 дней, у домашних собак — два месяца, а у слонов — почти до полутора лет.

Поведение

Наряду с инстинктами огромное значение в поведении имеет образование условных рефлексов, которые легче и быстрее вырабатываются у видов, имеющих наиболее хорошо развитую кору большого мозга.

Детеныши млекопитающих узнают свою мать уже с первых дней жизни. В дальнейшем они становятся более опытными. Взаимное преследование, борьба, прыжки и бег способствуют не только тренировке животных, но и выработке приемов защиты и нападения.

В связи с изменениями окружающей среды у млекопитающих постоянно вырабатываются новые условные рефлексы, а не подкрепляющиеся раздражителями старые утрачиваются. Поэтому млекопитающие быстро приспосабливаются к изменяющимся условиям внешней среды.

Забота о потомстве

Значение млекопитающих в природе и жизни человека - Для студентаЗабота о потомстве у млекопитающих

Так как у многих млекопитающих (хищных, грызунов и др.) детеныши рождаются слепыми, а иногда и голыми, то самки еще до родов начинают строить логово или гнездо. После родов самки вылизывают своих детенышей, кормят, согревают и охраняют их, следят за чистотой убежища.

Растительноядные млекопитающие рождают детенышей вполне сформированных, способных через несколько часов следовать за матерью. У этих животных забота о потомстве заключается в кормлении его молоком и охране.

Самки всех млекопитающих проявляют большую активность при защите потомства, иногда даже рискуя своей жизнью. Самцы, как правило, о потомстве не заботятся. Обычно пары образуются только на период размножения.

Происхождение млекопитающих

Млекопитающие произошли от древних примитивных рептилий. Исходной группой служили зверозубые ящеры. Боковой ветвью были первозвери. Предками сумчатых и плацентарных стала вымершая группа животных. Древнейшим отрядом плацентарных являются насекомоядные.

От примитивных насекомоядных произошли грызуны, рукокрылые и древние хищные, а от последних — современные хищные, ластоногие, китообразные и примитивные копытные.

Современные млекопитающие делятся на два подкласса: Первозвери и Настоящие звери. К первому подклассу относится лишь один отряд — Однопроходные, а ко второму подклассу — инфракласс Низшие звери с одним отрядом Сумчатые и инфракласс Высшие звери, к которому относят 17 отрядов современных и 14 отрядов вымерших животных.

Роль млекопитающих в природе и жизни человека

Особенно большую роль в природе играют млекопитающие мелких и средних размеров. Например, грызуны, с одной стороны, поедают много семян и растений, а с другой — сами являются источником пищи для многих видов хищников

Невозможно переоценить огромное экономическое значение млекопитающих, домашних и промысловых животных. Млекопитающие — источник, мяса, жиров, молока, шкур, меха и шерсти.

Медицинское и ветеринарное значение млекопитающих связано с тем, что они могут быть носителями возбудителей болезней человека и животных.

Хотя фауна богата и разнообразна, но млекопитающие нуждаются в охране. Так, в Международную Красную книгу внесена выхухоль — реликт третичного периода, обитающая на востоке по Северскому Донцу и его притокам, а также по некоторым рекам, впадающим в Волгу и Урал.

За пределами нашей страны эти животные нигде не встречаются. В Международную Красную книгу внесен также тюлень-монах, встречающийся в прибрежных районах Черного моря между дельтой Дуная и островом Змеиным. В Черном море он встречается также у берегов Турции и Румынии.

В Красную книгу внесен ряд видов летучих мышей (вечерница гигантская, длиннокрыл обыкновенный), кот лесной, перевязка, зубр и слепыш песчаный. Кроме того, в Красную книгу внесено еще несколько видов летучих мышей, обитающих преимущественно в Карпатах и Крыму, землеройка, еж ушастый, слепыш буковинский, хорь степной и ряд других.

Источник: https://animals-world.ru/klass-mlekopitayushhie-obshhaya-xarakteristika/

Урок по теме «Значение млекопитающих в природе и жизни человека» (8 класс)

  1. способствовать освоению учащимися знаний о значении млекопитающих в природе и жизни человека
  2. углубить и расширить понятие о классе Млекопитающие на примере животных, имеющих значение в природе и хозяйственной деятельности человека;
  3. продолжить формирование умения наблюдать, узнавать животных, сравнивать различные группы животных;
  4. продолжить формировать знания учащихся о систематическом положении представителей класса Млекопитающие;

Развивающие:

  1. развивать самостоятельную деятельность учащихся при выполнении карточек с заданиями;
  2. развивать у учащихся логического мышления, навыки сравнения и обобщения;
  3. продолжить формирование умений работать с дополнительным материалом, выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Читайте также:  Рецензия - что это, как написать и примеры составления, план работы

Воспитательные:

  1. воспитывать любознательность и повышенный интерес к предмету биологии;
  2. воспитывать культуру речи учащихся при выступлении с сообщениями;
  3. воспитывать необходимость бережного отношения к живой природе, к животным
  1. Оборудование: учебники, конспекты, иллюстрации учебного пособия, картинки с многообразием млекопитающих, компьютер, проектор, мультимедийная презентация «Значение млекопитающих в природе и жизни человека», карточки с зданиями для учащихся, сообщения учащихся, продукты промысла млекопитающих.
  2. Тип урока: комбинированный
  3. Ход урока
  4. 1) Организационный момент
  5. (Вступительное слово учителя)

Добрый день, ребята! Я вижу, что все сегодня пришли с хорошим настроением, на урок. Я желаю вам хорошей плодотворной работы на нашем уроке, присаживайтесь.

В начале нашего урока мне бы хотелось процитировать французского естествоиспытателя, зоолога, автора многих книг о живой природе Жана Дорста

«У человека вполне достаточно объективных причин, чтобы стремиться к сохранению живой природы. Но, в конечном счете, природу может спасти только его любовь». Жан Дорст

Ребята, на уроках биологии мы с вами изучаем живую природу, наблюдаем за живыми объектами и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас любил, ценил и старался сохранить все живое что нас окружает, ведь прекраснее и совершеннее живой природы ничего нет.

2) Актуализация знаний

Ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с классом Млекопитающие. Мы с вами знаем, что это самый высокоорганизованный класс, среди всех представителей животного мира.

Мы познакомились с вами с внешним и внутренним строением представителей данного класса. Изучили разнообразие представителей отрядов млекопитающиих.

И сейчас, в начале урока мы проверим, как вы усвоили этот материал.

Сейчас я предлагаю вам самостоятельно выполнить тестовые задания. Возьмите ваши карточки, подпишите их. Обратите внимание, ваших тестах 10 вопросов, в каждом из которых только 1 верный ответ. (Учащиеся выполняют тестовые задания)

Ребята, берем карандаш, или ручку другого цвета и проверяем ваши задания.

Учащиеся самостоятельно проверяют выполнение задания. На слайде написаны верные ответы на тестовые задания. Каждый учащийся самостоятельно ставит себе отметку. Работы сдаются учителю.

У кого, сколько ошибок было допущено? (Выслушиваются ответы учащихся).

Ребята, сейчас я предлагаю сыграть вам и знакомую вам игру «СМС». Дома каждый из вас подготовил загадки про различных представителей класса Млекопитающие. Вы загадываете свою загадку любому из ваших одноклассников, а ему необходимо дать ответ на нее и определить отряд, к которому относится данный представитель.

Учащиеся играют в игру «Вопрос по СМС»

Я для вас тоже подготовила небольшую игру под названием «Узнай по описанию». На моих слайдах будут описаны различные животные, ваша задача узнать, что за животное я описала и назвать его отряд.

Игра «Узнай по описанию»

  1. Самое мелкое млекопитающее, относящееся к отряду Насекомоядные. Длина ее тела 7-10 см. Отличается большой прожорливостью, за сутки съедает корма в 2 раза больше собственной массы. (Землеройка обыкновенная, отр.Насекомоядные)
  2. Это млекопитающее каждые сутки поедает примерно 4-5 тонн пищи. Причем делает это благодаря хорошо развитому цедильному аппарату в виде роговых пластин, через которые как фильтр отцеживается планктон. Это самое крупное млекопитающее на планете Земля. (Синий кит, отр.Китообразные)
  3. Тело этого млекопитающего густо покрыто шерстью, почти не намокающей в воде. Пальцы ног соединены плавательной перепонкой. Он при помощи широкого клюва с роговыми пластинками процеживает воду, извлекая беспозвоночных животных и питаясь ими. (Утконос, п/кл Первозвери, отряд Яйцекладущие)
  4. Единственный представитель семейства Кошачьих встречающийся в лесах Беларуси. Занесена в Красную книгу Республики Беларусь. Имеет стоячие уши с кисточками на концах. (Европейская рысь, отр.Хищные)
  5. Наиболее крупное сумчатое млекопитающее, достигающее в высоту 2 м. Передвигается большими прыжками за счет сильных задних ног со скоростью 60 км/ч. Питается растительной пищей (Гигантский кенгуру, отр.Сумчатые)
  6. Самый крупный представитель белорусской фауны, его длина 3,5 м, масса самцов достигает 800 кг. Питается растительностью. Занесен в Красную книгу республики Беларусь. (Зубр европейский, отр. Жвачные парнокопытные)
  7. Это млекопитающее является представителем человекообразных обезьян. Распространены эти представители в западной и центральной Африке. Его рост составляет 130-150 см. Его считают самым близким родственником человека. (Шимпанзе, отр.Приматы)

3) Этап подготовки учащихся к активному усвоению материала

(Сообщение учащимся цели предстоящей работы)

Ребята, на протяжении нескольких уроков биологии мы с вами изучали удивительных представителей животного мира, населяющих различные уголки нашей планеты – класс Млекопитающие. А теперь обратите внимание на доску, на мой стол, как вы думаете, как все эти предметы связаны с темой нашего сегодняшнего урока? (Выслушиваются ответы учащихся).

  • Все это продукты промысловой деятельности различных млекопитающих
  • Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?
  • Цель нашего урока — обобщение и расширение знаний о значении млекопитающих в природе и жизни человека
  • 4) Изучение нового материала

Ребята, класс Млекопитающие представляет огромное природное богатство не только нашей страны, но и всего мира. Именно эти представители играют важную роль в природе и жизни человека.

Ведь благодаря млекопитающим были сделаны многие научные открытия, именно они вдохновляли человека на создание литературных и художественных шедевров, многие из них изображены на гербах, являются символами городов и стран, они впервые покорили космос, им возводят памятники за то, что они спасают человеческие жизни.

Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с самым высокоорганизованным классом животных – классом Млекопитающие. Сегодня мы поговорим о тех животных, которые используются человеком в животноводстве, звероводстве и сельском хозяйстве, о тех животных, без которых не существовало бы ни одно сообщество живых организмов.

Значение млекопитающих в природе. Мы с вами знаем, что млекопитающие играют очень важную роль в природных биоценозах. Это определяется высоким уровнем процессов их жизнедеятельности. А также большой подвижностью.

Млекопитающие являются основными звеньями цепей питания самых разнообразных сообществ живых организмов. Давайте вспомним, что такое цепь питания. (Учащиеся зачитывают определение)

Цепь питания – последовательный ряд видов организмов, в котором каждый предыдущий вид служит источником пищи для последующего.

У вас на партах карточки с разнообразием видов флоры и фауны. Составьте из предложенных видов цепь питания и определите место млекопитающего в данных цепях. Кто готов — поднимает руку. (Учащиеся работают, составляя цепи питания)

  1. Вариант 1: Рожь – мышь полевка – уж – еж
  2. Вариант 2: Дуб – дикий кабан – волк
  3. Вариант 3: Кедр (кедровые орехи) – белка – куница
  4. Вариант 4: Лист березы – косуля – волк

Итак, работаем в своих тетрадях над таблицей «Значение млекопитающих в природе и жизни человека», которая изображена на доске. Ваша задача по окончании урока, заполнить данную таблицу в своих тетрадях. Пункт номер 1 – важнейшее звено в цепи питания.

Находим в тексте учебника (стр.201), какова еще роль млекопитающих в природе. (Учащиеся работают с текстом учебника, выписывают главное, обсуждение)

Несмотря на сравнительно небольшое видовое разнообразие, млекопита­ющие играют исключительно важную роль в природных биоценозах. Это опреде­ляется высоким уровнем процессов их жизнедеятельности, а также большой под­вижностью. Млекопитающие — важные звенья цепей и сетей питания сообществ живых организмов.

Многие млекопитающие, питающиеся растительной или жи­вотной пищей, оказывают воздействие на рост, развитие и соотношение видов в биоценозах. Например, некоторые грызуны, обитающие на лугах и пастбищах, выедают ценные кормовые травы, на месте которых вырастают сорные растения.

Многие звери, поедая семена и плоды, которые не перевариваются, способствуют распространению этих растений. При заготовке белкой на зиму опавших желудей и орехов часть их теряется по дороге и таким образом переносится на достаточно далекие расстояния. Таким же способом полевки распространяют семена злаков.

Роющие млекопитающие (землеройки, кроты), проделывая ходы в почве, рыхлят ее, благодаря чему почва обогащается кислородом. Помет зверей делает почву более плодородной. Насекомоядные млекопитающие, особенно кроты, ежи, а так­же летучие мыши, сдерживают рост численности насекомых.

Читайте также:  Как убрать колонтитулы в Ворде - пошаговая инструкция

Эту же роль играют хищные млекопитающие, стабилизирующие численность своих жертв. Хищники выполняют санитарную функцию, нападая прежде всего на больных, травмированных, старых особей. Это способствует оздоровлению популяций.

Благодаря разнообразной, но главным образом пищевой деятельности млекопитающие преобразуют ландшафты. Так, широкое распространение в последние годы получил «бобровый ландшафт» — искусно вырытые каналы и выстроенные плотины, позволяющие бобрам регулировать уровень рек, где они живут.

  1. Грызуны поедают кормовые травы, способствуя распространению сорных растений
  2. Звери способствуют распространению растений, поедая плоды и семена
  3. Роющие млекопитающие рыхлят почву, способствуя обогащению кислородом
  4. Насекомоядные млекопитающие сдерживают численность насекомых
  5. Хищники санитары леса, поедают слабых и больных особей
  6. Преобразуют ландшафты

Млекопитающие играют важную роль в жизни человека. Особенно велика роль животноводства — отрасли хозяйства, дающей пищевую продукцию при разведении млекопитающих как сельскохозяйственных животных.

Разводя коров, овец, свиней, кроликов,человек обеспечивает себя ценными продуктами питания. Непищевая продукция животноводства — кожа, шерсть, щетина — используется как сырье в различных отраслях хозяй­ства.

Лошади издавна используются как тягловая сила.

Давайте сейчас послушаем сообщения учащихся о значении представителей млекопитающих в жизни человека.

  1. 5) Физкультминутка
  • Гимнастика для глаз
  • Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
  • Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.
  • Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.
  • Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелки.
  • Положить ладони на закрытые глаза, сделать глубокий вдох через нос, медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза.

Упражнения для шейного отдела позвоночника

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

  • Наклоны головы вперёд-назад.
  • Наклоны головы вправо-влево.
  • Поворот головы вправо-влево.

Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника

Каждое упражнение выполняем 6 – 8 раз.

  • Левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.
  • Поднимание и опускание плеч вверх и вниз.
  • Круговые движения плечами вперёд и назад.
  • Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево
  1. Овцеводство – Савицкий Роман

6) Первичное закрепление изученного нового материала (Проверка заполнения таблицы «Значение млекопитающих в природе и жизни человека»)

Таблица «Значение млекопитающих в природе и жизни человека»

Важнейшее звено в цепи питания

  1. Грызуны поедают кормовые травы, способствуя распространению сорных растений
  2. Звери способствуют распространению растений, поедая плоды и семена
  3. Роющие млекопитающие рыхлят почву, способствуя обогащению кислородом
  4. Насекомоядные млекопитающие сдерживают численность насекомых
  5. Хищники санитары леса, поедают слабых и больных особей
  6. Преобразуют ландшафты
  1. Имеют промысловое значение.
  2. Рабочая сила, сторожа.
  3. Дают продукты питания (мясо и молоко) и огромное количество производимых из них или с их помощью продуктов.
  4. Материалы, из которых изготавливают одежду и обувь
  5. Научное значение
  6. В ряде стран, в том числе и в Республике Беларусь, многие млекопитающие стали редкими и находятся под угрозой исчезновения, поэтому занесены в Красную книгу. Чтобы сохранить эти виды, разработана система охраны диких животных.
  1. Млекопитающие Красной книги Республики Беларусь – Ерофеенко Екатерина

Жизнь человека всегда была связана с животными. С давних времен были приручены собаки и кошки. Сейчас у многих в квартирах и домах есть домашние питомцы. Домашние любимцы не только радуют свих хозяев общением с ними, но и приносят огромную пользу здоровью, что доказано учеными-медиками.

  • Мельникова Карина и Михальченко Карина (Сочинения о домашних питомцах)
  • 7) Закрепление изученного материала
  • А сейчас, чтобы еще раз каждый из вас проверил свои знания по пройденной теме, я предлагаю вам выполнить таблицу «Верно-неверно» на карточках. Если вы считаете, что утверждение верное, то поставьте напротив него знак «+», если неверное – «-»
  • Таблица «Верно-неверно»
  • 8) Подведения итогов
  • Давайте вспомним, все те промыслы, которые мы рассматривали в начале урока.
  • Ребята, скажите, пожалуйста, сможете ли вы рассказать, откуда все это богатство имеет человек?

Скажите, у вас сформировались представления о значении млекопитающих в природе и жизни человека? (Выслушиваются ответы учащихся). Сможете ли вы свои знания применить на следующем уроке и в повседневной жизни?

Оцениваются индивидуальная работа учащихся на уроке (сообщения и карточки с тестами), а также их активное участие в ходе урока.

Источник: https://infourok.ru/urok-po-teme-znachenie-mlekopitayuschih-v-prirode-i-zhizni-cheloveka-klass-3036507.html

Млекопитающие в жизни человека (одомашнивание, животноводство)

Жизнь человека невозможно представить без млекопитающих. Многие виды являются объектами промысла (белки, бобры, ондатры, нутрии, зайцы, песцы, лисицы, куницы, горностай, тюлени и др.). Их добывают ради мяса (косули, лоси, олени), жира (киты, тюлени), меха (песцы, куньи, белки), кожи и т.д.

Человек с давних времен приручил некоторые виды диких млекопитающих (быка-тура, тарпана, кабана, волка и др.) и стал их разводить искусственно. Домашние животные — источ­ник пищевых продуктов, сырья для промышленности, медицины и т.п.

Отрасль народного хозяйства, задание которой — разведение до­машних животных с целью создания новых пород и получения продуктов питания и сырья для промышленности, называют животноводством.

Считается, что первым животным, прирученным почти 10 тыс. лет назад человеком, был волк — дикий предок домашней собаки. Человек создал около 500 пород собак: служебных, охотничьих, декоративных.

Выведены многочисленные породы крупного рогатого скота (свыше 250). Показатели некоторых молочных пород коров (ярославской, холмогорской, черно-рябой и красной степной) составляют до 4 тыс. литров молока в год.

Мясные породы (герефордская, астраханская, кал­мыцкая и шортгорнская) имеют массивное тело, а представители мясо­молочных пород (симментальской, костромской и др.) объединяют в себе признаки как молочных, так и мясных пород. В старые времена крупный рогатый скот в Украине использовали и как тягловую силу.

Вы все слышали о чумаках, которые на волах возили соль. Волами называли быков, искусственно лишенных способности размножаться.

Овец используют для получения мяса, шерсти, меха. Предками домашних овец считают диких баранов — муфлона и архара. В настоя­щее время выведено свыше 600 различных пород овец: тонкорунные, грубошерстные (овчинно-шубные, мясо-шерстные) и др. В частности, разводят асканийскую, цигейскую, каракульскую, горно­карпатскую, сокольскую и др.

Современные породы коз (кашмирская, ангорская и др.), от кото­рых человек получает молоко, мясо и мех, являются потомками диких горных козлов, в частности, бородатого, или безоарового.

Домашняя свинья происходит от дикой свиньи — кабана. От своего предка она отличается большим количеством рождаемых поросят, лишенных полосатой окраски. Домашних свиней человек разводит ради мяса, сала и кожи. Известно свыше 100 пород свиней, из которых в Украине обычны крупная белая, миргородская, украинская степная, белая и др.

Предком домашней лошади был тарпан. Сейчас известно свыше 200 пород лошадей, среди которых различают верховые, упряжные, тяжелоупряжные и др. Распространены такие породы, как орловский рысак, чистокровная верховая, буденновская и др.

Лошадей и сегодня широко используют для передвижения и перевозки грузов. Во всем мире очень популярен конный спорт. Кроме того, человек использует в пищу молоко и мясо лошадей.

Кумыс — кислое молоко кобыл — известное лечебное средство против туберкулеза и других тя­желых заболеваний.

Как тягловую силу человек использует и осла. Его предок — дикий осел — и сейчас встречается на территории Северной Африки. В результате скрещивания лошади и осла был выведен мул — сильное и выносливое животное.

Домашних животных (свиней, крупный и мелкий рогатый скот, лошадей) разводят на специализированных фермах и крупных животно­водческих комплексах.

В этих хозяйствах используют вы­рабатываемые на заводах комбикорма — смесь питательных веществ, обеспечивающие полноценное питание и ускоренный рост животных.

Контроль за здоровьем домашних животных осуществляют ветеринар­ные службы. Материал с сайта http://worldofschool.ru

  • Ветеринария — наука о болезнях животных, их лечении и профи­лактике.
  • Пушных зверей (норок, соболей, песцов, лисиц, енотовидную собаку) и грызунов (нутрий, ондатр) разводят на зверофермах.
  • Млекопитающие играют важную роль в природе и жизни человека:
  • многие виды являются объектами промысла;
  • некоторые виды одомашнены человеком;
  • существует отдельная отрасль народного хозяйства — животноводство;
  • домашние млекопитающие — источник продуктов питания, сырья для промышленности, используются для перевозки людей и грузов.

Источник: http://WorldOfSchool.ru/biologiya/stati/zoologiya/klass-mlekopitayushhie/mlekopitayushhie-v-zhizni-cheloveka-odomashnivanie-zhivotnovodstvo

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector