1 Симень В.П. 1 Боровой А.И. 1 Иванов Г.А. 1 1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
Цель настоящего исследования заключалась в выявлении и научном обосновании типа темперамента студентов педагогического вуза. В статье представлены эти выявленные в ходе анкетного опроса особенности темперамента.
В анкетировании приняли участие 440 студентов из имеющихся в ЧГПУ им. И.Я.
Яковлева факультетов, в том числе 47 человек прошли анкетный опрос с факультета естественнонаучного образования (ФЕО), 50 – с физико-математического факультета (ФМФ), 49 – с психолого-педагогического факультета (ППФ), 50 – с факультета иностранных языков (ФИЯ), 43 – с факультета художественного и музыкального образования (ФХиМО), 47 – с технолого-экономического факультета (ТЭФ), 39 – с факультета физической культуры (ФФК), 28 – с факультета управления (ФУП), 48 – с факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии (ФДиКПиП). Изучение и оценка особенностей типа темперамента проводились с применением методики «Определение типа темперамента», разработанной Г.Ю. Айзенком. В ходе экспериментального исследования установлено, что с учетом доминирования средних показателей экстраверсии, нейротизма и нормы лжи в темпераментной структуре, отражающей поведение при занятиях физической культурой и спортом у студентов факультетов ФЕО (68 %), ФИЯ (44 %), ФФК (51 %), ИФФ и ФУП (по 39 %), преобладающим является флегматический тип темперамента. На факультетах ФМФ (46 %), ППФ (47 %), ТЭФ (49 %) и ФДиКПиП (42 %) преимущественно учатся студенты с сангвиническим типом темперамента, а на факультете ФХиМО доминирующими выступают холерические и сангвинические типы темперамента студентов (по 35 %). Ориентация преподавателей физического воспитания на знание выявленных особенностей темперамента студентов педагогического вуза как модельных характеристик позволит конкретизировать целевые установки при программировании и организации учебно-тренировочного процесса по дисциплине «Физическая культура» и повысить эффективность процесса физического воспитания.
эмоциональная устойчивость
1. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 135 с. 2. Жаров П.А. Взаимосвязь темперамента и спортивной деятельности. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 134 с. 3. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – 5-е изд., стер. – М.: Издательство центр «Академии», 2009. – 272 с.
4. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М.: Просвещение, 1987. – 341 с.
5. Котова И.Б. Становление и развитие гуманистической педагогики / И.Б. Котова, Б.Н. Шиянов. – Ростов н/Д: РГПУ, 1997. – 144 с.
6. Озолин Э.С. Пути привлечения детей к тренировкам и сохранение их в спортивных секциях // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004. – № 3. – С. 32–37.
7. Пилипко В.Ф. Значение ведущих факторов в становлении специальной физической подготовленности гиревиков высокой квалификации // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – Харьков: ХГАДИ (ХХПИ). – 2004. – № 5. – С. 34–38.
8. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 584 с.
9. Симень В.П. К проблеме совершенствования теории и практики гиревого спорта // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2013. – № 1 (77). Ч. 2. – С. 157–163.
10. Симень В.П. Модельные характеристики физического развития и физической подготовленности гиревиков / В.П. Симень, Г.Л. Драндров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2013. – № 1 (26). – С. 181–187.
Применение преподавателями физического воспитания в своей практической деятельности ведущих факторов как модельных характеристик открывает широкие перспективы для решения задачи управления физическим воспитанием [6, 7, 8, 9, 10].
Современные теории спортивной психологии [1, 2, 3, 4] позволяют утверждать о том, что одним из ведущих факторов повышения эффективности физического воспитания является организация учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура» с учетом типа темперамента студентов.
Генетические черты темперамента являются господствующими в склонности человека к тому или иному поведению в различных условиях и ситуациях [4], поэтому надобность спорить с природой человека отпадает и возникает необходимость создания условий для развития личности [5].
Одним из условий для развития личности студентов в процессе физического воспитания выступает создание душевного комфорта на основе применения преподавателями таких средств, методов и форм организации занятий по дисциплине «Физическая культура», которые обучающимся по душе.
Другим немаловажным фактором повышения эффективности процесса физического воспитания, в частности в вариативной части программы дисциплины «Физическая культура», выступает выбор студентом вида спорта с учетом психологического портрета личности.
Вид спорта, выбранный с учетом типа темперамента, привлекает занимающихся студентов и способствует формированию у них устойчивого интереса к регулярной целенаправленной многолетней спортивной тренировке, любви к своему виду спорта и стремления к достижению высоких спортивных результатов.
Мы предположили, что учет типа темперамента занимающихся при организации учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура» способствует конкретизации целевых установок и повышает эффективность физического воспитания.
Наряду с этим анализ специальной научно-методической литературы свидетельствует об отсутствии на сегодняшний день результатов исследований, касающихся особенностей типа темперамента студентов педагогического вуза как модельных характеристик черты поведения личности. Это создает определенные трудности при программировании и организации процесса физического воспитания студентов педагогического вуза.
Необходимость разрешения этого противоречия обуславливает практическую и научную актуальность нашего исследования.
С учетом содержания противоречия нами была сформулирована проблема исследования: каковы особенности типа темперамента у студентов педагогического вуза? Решение этой проблемы выступило в качестве цели нашего исследования.
Цель исследования – выявить и научно обосновать особенности типа темперамента у студентов педагогического вуза.
Задачи исследования
1. Анализировать и обобщить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности типа темперамента студентов педагогического вуза.
Предмет исследования: процесс физического воспитания студентов педагогического вуза.
Объект исследования: студенты Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.
Гипотеза исследования. Обобщение собственного опыта обучения в педагогическом университете позволяет предположить, что в педагогическом вузе, с учетом существующих специальностей и направлений подготовки соответственно, обучаются студенты с различным типом темперамента.
Ориентация преподавателей физического воспитания на знание особенностей темперамента студентов педагогического вуза позволит конкретизировать целевые установки при программировании и организации учебно-тренировочного процесса по дисциплине «Физическая культура» и повысить эффективность процесса физического воспитания.
Материалы и методы исследования
Для достижения цели исследования нами применялся комплекс научных методов, включающий теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, обобщение собственного опыта обучения в педагогическом вузе, психодиагностику, математическую статистику.
Анализ и обобщение научно-методической литературы позволили составить представление о степени научной разработанности исследуемой проблемы.
Обобщение опыта обучения в вузе помогло сформулировать гипотезу исследования. Метод психодиагностики применялся для выявления типа темперамента студентов педагогического вуза.
Метод математической статистики применялся для количественного анализа экспериментальных данных.
Организация исследования. Изучение и оценка показателей типа темперамента проводились на студентах Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева с ноября 2014 года по февраль 2015 года с применением методики «Определение типа темперамента», разработанной Г.Ю. Айзенком. Двухфакторная модель личности, предложенная Г.Ю.
Айзенком, позволяет с помощью основных показателей оценить направленность личности на внутренний или внешний мир, а также выявить уровень эмоциональной тревожности (напряженности). Эти свойства структуры личности генетически детерминированы. Их проявление сугубо индивидуально.
Эти характеристики существенно влияют на выполнение человеком своих обязанностей, в том числе и на осуществление профессиональной деятельности.
С учетом содержания этой методики нами у студентов педагогического вуза определялись показатели: экстраверсии (если сумма баллов равна 0–10, то интроверт, человек замкнут внутри себя, если 15–24, то экстраверт, такие люди общительны, обращены к внешнему миру, если 11–14, то амбиверт, человек общается только тогда, когда это ему нужно); нейротизма (если сумма баллов равна 0–10, то человек эмоционально устойчив, если 11–16, то наблюдается эмоциональная впечатлительность, если 17–22 – появляются отдельные признаки расшатанности нервной системы, если же 23–24, то это невротизм, граничащий с патологией, возможен срыв, невроз); лжи (если набранное количество баллов 0–3, то это норма лжи, ответам можно доверять, если 4–5, то ответы сомнительны, если же 6–9 – ответы недостоверны).
В исследовании в виде опроса в письменной форме анонимно и добровольно приняли участие 440 студентов, в том числе 47 человек факультета естественнонаучного образования (ФЕО), 50 – физико-математического факультета (ФМФ), 49 – психолого-педагогического факультета (ППФ), 50 – факультета иностранных языков (ФИЯ), 43 – факультета художественного и музыкального образования (ФХиМО), 47 – технолого-экономического факультета (ТЭФ), 39 – факультета физической культуры (ФФК), 28 – факультета управления (ФУП), 48 – факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии (ФДиКПиП). Все испытуемые отвечали на 57 вопросов либо «да», либо «нет».
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе проведенного нами экспериментального исследования установлено, что в темпераментной структуре, отражающей поведение при занятиях физической культурой и спортом, на факультетах ФЕО – 68 % (рис. 1), ФИЯ – 44 % (рис. 2), ФФК – 51 % (рис. 3), ИФФ и ФУП – по 39 % (рис. 4 и 5 соответственно) обучаются студенты с преимущественным доминированием флегматического типа темперамента (таблица).
Соотношение типов темперамента студентов ФЕО, ФИЯ, ФФК, ИФФ, ФУП и ФМФ педагогического вуза
Факультеты | Типы темперамента, кол-во человек, % | Общее количество испытуемых (n =) | |||
Флегматик | Меланхолик | Сангвиник | Холерик | ||
ФЕО | 68 | 10 | 11 | 11 | 47 |
ФИЯ | 44 | 6 | 44 | 20 | 50 |
ФФК | 51 | 2 | 44 | 3 | 39 |
ИФФ | 39 | 15 | 31 | 15 | 39 |
ФУп | 39 | 11 | 32 | 18 | 28 |
ФМФ | 28 | 10 | 46 | 16 | 50 |
Рис. 1. Показатели типа темперамента студентов ППФ, n = 49
Рис. 2. Показатели типа темперамента студентов ТЭФ, n = 47
Рис. 3. Показатели типа темперамента студентов ФДиКПиП, n = 48
Рис. 4. Показатели типа темперамента студентов ФХиМО, n = 43
На факультетах ФМФ – 46 % (таблица), ППФ – 47 % (рис. 1), ТЭФ – 49 % (рис. 2), ФДиКПиП – 42 % (рис. 3) студентов с преобладанием сангвинического типа темперамента, а на факультете ХиМО (рис. 4) доминирующими выступают холерические и сангвинические типы темперамента студентов (по 35 %).
Заключение
Таким образом, в ходе экспериментального исследования нами установлено, что в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева на разных факультетах обучаются студенты с различным типом темперамента.
Ориентация преподавателей физического воспитания на знание особенностей темперамента студентов педагогического вуза как модельных характеристик позволит конкретизировать целевые установки при программировании и организации учебно-тренировочного процесса по дисциплине «Физическая культура» и повысить эффективность процесса физического воспитания.
Рецензенты:
Павлов И.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики и яковлевоведения, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары;
Харитонов М.Г., д.п.н., профессор, декан психолого-педагогического факультета, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.
Библиографическая ссылка
Симень В.П., Боровой А.И., Иванов Г.А. Особенности типа темперамента студентов педагогического вуза // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-23. – С. 5202-5206;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38182 (дата обращения: 19.03.2020).
Источник: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38182
Особенности темперамента и активности студента в учебной деятельности
Интерес к проблеме темперамента связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна.
Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов.
Как правило, темперамент относят к биологически обусловленным подструктурам личности[1].
Если учащиеся отличаются друг от друга типами темперамента, то темпами работами, реакции, на раздражение характерами активности и общительности, то процесс обучение и сплоченности студентов будет крайне сложным и будет отличаться.
Поэтому можно предположить, что носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же наоборот.
Соответственно, для наилучшего усвоения знаний и умений студентов, а так же общения и активности студентов, педагогам необходимо учитывать особенности темпераментов всех учащихся в процессе обучения.
Зная, что особенности темперамента и их проявление в учебной и общественной деятельности, педагог сможет скомпоновать отрицательные черты того или иного темперамента и помочь студенту в полной мере освоить не только материал, но и быть активным[2].
Цель исследования – выявить взаимосвязь типа темперамента и активности студентов в учебной деятельности.
Методы исследования: определение типа темперамента по личностному опроснику Г. Айзенка, краткий тест на выявление темперамента, тест на определение активности «Активный ли вы человек»[1].
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и неспособным — тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.
В данном исследовании мы провели студентам тесты и по ответам можно определить взаимосвязь типа темперамента и активности студентов в учебной деятельности. По первому тесту: определение типа темперамента по личностному опроснику Г.
Айзенка, по подсчетам результатов вывели такой итог, что флегматик и холерик в данном коллективе составило в процентных соотношениях в обоих случаях по 33%, а меланхолик и сангвиник составило по 17 % каждой.
Это означает, что в данном коллективе, где в процентном соотношении по 33%, студентов работоспособны, спокойны и основательны, но при малейших трудностях могут быть вспыльчивы.
А среди оставшихся студентов в процентном соотношении по 17%, есть активные и жизнерадостные, но в то же время обладающие качеством осторожности, осмотрительности и застенчивости.
Диаграмма №1
определение типа темперамента по личностному опроснику Г. Айзенка
По второму тесту, а именно краткий тест на выявление темперамента. По подсчетам можно сказать следующее, что холерик – 33%, флегматик – 18%, сангвиник – 49%. (диаграмма №2)
Диаграмма №2
Краткий тест на выявление темперамента
- По третьему тесту на определение активности «Активный ли вы человек» выявлены следующие результаты: 75% активные и энергичные студенты, а остальные 25% к сожалению, противоположные. (диаграмма №3)
- Диаграмма №3
- тесту на определение активности «Активный ли вы человек»
Проведя это исследование, мы пришли к выводу, что для наилучшего усвоения знаний и умений студентов, а также их общения и активности, педагогам необходимо учитывать особенности темпераментов всех учащихся в процессе обучения.
В данном исследовании выявлена взаимосвязь между типами темперамента и активности студентов, т.к. любой тип темперамента не влияет на способности человека.
И поэтому всем преподавателям советуем отнести к вниманию темперамент студентов.
Источник: https://e-koncept.ru/2017/770031.htm
Темперамент, его основные свойства. Типы темпераментов и их психологическая характеристика
Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными.
Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.
Свойства темперамента
К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека, которые мы рассмотрели в предыдущей главе учебника, обсуждая проблемы способностей.
Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К.
Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению Реального результата действия с его акцептором.
В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров — активности и чувствительности — включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность).
Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М.Русалова, биологически и генетически обусловлены.
Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.
Темперамент — это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды.
Они, по выражению автора, представляют собой, «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».
В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — предметной деятельностью и общением каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.
Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.
Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В число соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.
Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.
Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени.
Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью.
Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т.е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.
Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому.
Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие.
Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.
Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного.
Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида.
Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.
Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой — в медленном темпе.
От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.
В общении людей обсуждаемые свойства темперамента про-являются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком.
У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом.
Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.
Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные.
Эти последние нередко отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. «Продуктивность» их общения, т.е.
способность сообщить и воспринять информацию за единицу времени, также больше, чем у людей противоположного типа — малоактивных и обладающих невысоким темпом.
Типы темперамента
И.Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический».
Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность — меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными.
При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.
- Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к» тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.
- Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойственен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.
- Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.
- Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.
Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/975-2010-11-29-10-46-38.html
Взаимосвязь адаптации со свойствами темперамента у студентов-первокурсников
Настоящая работа посвящена изучению свойств темперамента и социально-психологической адаптации студентов – первокурсников, а также взаимосвязи этих качеств. Данный вопрос занимает особое место из большого количества проблем высшей школы и в прошлом и сейчас, связанных с трудностями обучения первокурсников в вузе.
- Процесс первого года обучения является тяжелым и предъявляет высокие требования к пластичности психики и физиологии вчерашнего школьника.
- Темперамент — это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.
- К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, они характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения.
- Социально – психологическая адаптация — это процесс преодоления проблемных ситуаций личностью, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, что позволяет ей взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов, продуктивно выполнять ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания и, при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворять свои основные потребности.
Советский психофизиолог В.М.Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К.
Анохина , Владимир Михайлович выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.
В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров — активности и чувствительности — включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность).
Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М.Русалова, биологически и генетически обусловлены.
Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.
Эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека включают активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.
Было показано, что выделенные четыре фундаментальных свойств темперамента могут отличаться в зависимости от сферы проявления темперамента: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной.
Таким образом, максимальное число основных шкал темперамента, изучаемое В.М. Русаловым, может достигать двенадцати ,что нашло свое отражение в конструировании нового варианта опросника формально – динамических свойств индивидуальности.
При проведении нашего исследования предполагалось, что социально – психологическая адаптация студентов-первокурсников взаимосвязана со свойствами темперамента.
Для этого в проведенном исследовании были применены: личностный опросник – «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности(В.М.Русалов)», многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»( А.Г.Маклакова и С.В.Черемянина).
В исследовании принимали участие студенты первокурсники, количество 47 человек. Однако пятеро студентов были исключены из дальнейшей обработки, так как значения контрольной шкалы у них выше нормы (18 баллов и больше), что свидетельствует о недостоверности их ответов.
В данном исследовании нас интересовали проявления 4 компонентов свойств темперамента: эргичности (ЭРМ), пластичности (ПМ), скорости (СМ) и эмоциональности (ЭМ) в трех сферах : психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной.
Интерпретация методики: «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (В.М.Русалов)».
В психомоторной сфере: 52,9 % студентов имеют нормальный мышечный тонус, среднюю мышечную работоспособность, двигательную активность и испытывают средневыраженное стремление к физическому напряжению. У 31 % испытуемых отмечается психомоторная активность, высокая потребность в движении, постоянное стремление к физическому труду и избыток физических сил.
Рассматривая полученные значения по шкале пластичности, следует отметить, что все испытуемые имеют либо средние, либо высокие значения по этой шкале, это говорит о типичной для человека гибкости при переключении с одной физической работы на другую, средневыраженной склонности к разнообразным формам двигательной активности и разнообразным видом ручного труда. У 35,8 % испытуемых отмечается высокая гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие, высокое стремление к разнообразным способам физической деятельности, плавность движений.
У 38,5% опрошенных проявляется средняя скорость в моторно-двигательной активности.
Анализируя значения шкалы эмоциональности, мы получаем следующие результаты: 4,8% испытуемых безразличны к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия, они испытывают ощущения спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнении или плохого выполнения физической работы; 42,9% имеют средние значения эмоциональности в данной сфере, чувствительны к неудачам в ручном труде возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия, обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе; и 52,3% постоянно ощущают неполноценность продукта физической работы.
В интеллектуальной сфере 66,6% испытуемых по показателю эргичности имеют средний уровень интеллектуальных возможностей, средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением.
В группе в основном преобладает нормальная гибкость мышления, средняя выраженность стремления к разнообразным формам интеллектуальной деятельности(57,1%). У студентов-первокурсников в основном средняя скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности.
В группе преобладают средние значения эмоциональности в интеллектуальной сфере (59,5%), то есть студенты заинтересованы в успехах в учебе.
У 26,3 % испытуемых низкая выраженность эмоциональных переживаний в случае неудач в работе, требующей умственного напряжения ; а у 14,8% испытуемых проявилось сильное эмоциональное переживание в интеллектуальной сфере.
Таким образом, проанализировав проявление основных свойств темперамента в интеллектуальной сфере, мы можем утверждать, что у студентов-первокурсников средний уровень интеллектуальных возможностей. Лишь у 7,3% испытуемых показатель эргичности имеет высокие значения.
Большинство студентов имеют средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением. В группе преобладают нормальная гибкость мышления(57,1%),средняя скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности (52,3%).
По шкале эмоциональности все студенты имеют низкие и средние значения, что говорят о средней заинтересованности в успехах умственной работы.
В коммуникативной сфере (87,2%) высокая потребность в общении, широкий круг контактов, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, стремление к лидерству.
Среднее значение пластичности в коммуникативной сфере было установлено у 64,2% испытуемых. У этих респондентов нормальная готовность к общению, типичное для среднего человека стремление к новым социальным контактам. Отмечено, что 12% испытуемых легко вступают в новые социальные контакты и легко переключаются в процессе общения.
- У большинства студентов легкая плавная речь, обычная скорость речевой активности и вербализации.
- Шкала эмоциональности коммуникативной сферы показывает, что 52,3% испытывают среднеинтенсивное эмоциональное переживание в случае неудач в общении, типичную для человека чувствительность к оттенкам межличностных отношений; средневыраженную радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия.
- По результатом исследования свойств темперамента у студентов-первокурсников, можно выделить следующие проявления свойств темперамента в трех сферах:
- Психомоторная сфера: преобладание средних и высоких значений.
- Интеллектуальная сфера: выраженность среднего уровня интеллектуальных возможностей.
- Коммуникативная сфера: преобладание широкого круга контактов, тяга к людям, стремление к лидерству, стремление к новым социальным контактам, средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия.
Во второй методике нас интересовали такие качества как адаптивная способность, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные особенности, моральная нормативность.
Высокую и нормативную устойчивость имеют 35,7% , для них свойственно бодрое настроение, они работоспособны, дружелюбны, радуются жизни, малая утомляемость, уверенность в себе, иногда вспыльчивы.
19,1% студентов с низкой устойчивостью, у них наблюдается склонность к нервнопсихическим срывам, отсутствие адекватности самооценки реального восприятия действительности.
Эти студенты считают, что судьба несправедлива к ним, их никто не понимает.
Им свойственны странные переживания, беспокойный и прерывистый сон, подавленное настроение, они в себе неуверенны, у них внутреннее противоборство, раздражительность, плаксивость, они тревожны, любят одиночество.
Шкала «коммуникативные особенности» показала преобладание низких и удовлетворительных показателей, возможно, это связанно с тем, что студенты во время обучения более ориентированы на учебу, нежели на общение. При этом 54,8% имеют средние значения, они среднеобщительны, адекватно реагируют на критику, считаются с мнением окружающих.
45,2% имеют низкие значение, у них низких уровень коммуникативных способностей, затруднение в построение контактов с окружающими, наблюдается проявление агрессивности, повышенная конфликтность.
«Моральная нормативность», основное количество студентов адекватно оценивают свое место и роль в коллективе, ориентируются на соблюдение общепринятых норм, они активны в общественной жизни, они не конфликтны(36,7%).
Шкала «адаптивные способности» выявила, что основное количество 59,5% студентов легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения.
Такие люди, как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. 33,3% адаптированы удовлетворительно, свое состояние они оценивают положительно, довольны своим окружением, при ситуациях требующих помощи они настойчивы.
Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут, проявляется при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды и эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью.
Возможны ассоциативные срывы, проявления агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.
Всего лишь 7,2% из всех студентов 1 курса имеют низкий уровень адаптации. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера, возможны нервно-психические срывы. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки.
- На втором этапе исследования была произведена математическая обработка данных с помощью корреляционного анализа r-Пирсона.
- Была составлена корреляционная матрица свойств темперамента и шкалы адаптивности, и получены следующие результаты.
- Наибольшее количество корреляционных взаимосвязей выявлено у переменной «подвижность интеллектуальная», с «подвижностью коммуникативной», со «скоростью моторной», со « скоростью интеллектуальной», с «скоростью коммуникативной».
- Это свидетельствует о том, что чем выше у студентов пластичность интеллектуальная, тем ярче проявляются такие свойства как: высокая гибкость мышления, эргичность интеллектуальная, подвижность коммуникативная, скорость интеллектуальная, скорость коммуникативная.
- При этом эргичность интеллектуальная положительно определяет и скорость интеллектуальную, чем выраженней уровень интеллектуальных возможностей, тем выше скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности и выше скорость мышления, творческий подход к решению проблем.
Скорость интеллектуальная определяет, скорость моторную и подвижность интеллектуальную, т. е высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности определяет высокий темп психомоторного поведения, скорость двигательной активности и влияет на высокую гибкость мышления, творческий подход к решению проблем.
Скорость интеллектуальная влияет на подвижность коммуникативную, т. е скорость умственных процессов определяет легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения и широкий набор коммуникативных программ.
Подвижность коммуникативная определяет скорость коммуникативную и подвижность интеллектуальную , т.е выражает легкость и плавность речи, быструю вербализацию, высокую скорость речевой активности, влияющую на легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в общении и определяет высокую гибкость мышления.
Скорость коммуникативная, тем ярче, чем выше эргичность коммуникативная, и подвижность интеллектуальная, т. е легкая и плавная речь, быстрая вербализация и высокая скорость речевой активности определяет высокую потребность в общении, широком круге контактов, тяга к людям.
Скорость коммуникативная влияет на скорость моторную и на подвижность интеллектуальную. Скорость моторная влияет на подвижность и эргичность моторную.
Чем выше показатели по шкале эмоциональность коммуникативная, эмоциональность интеллектуальная, и эмоциональность моторная, тем больше подтверждается взаимосвязь между высокой чувствительностью к расхождению между ожидаемым и реальным результатом, которое влияет на ранимость в общении, неуверенность и раздражимость.
Эмоциональность коммуникативная влияет на коммуникативные особенности, т. е высокая чувствительность в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия влияет на социальное взаимодействие в обществе.
С помощью корреляционного анализа выявлена взаимосвязь между коммуникативными особенностями и моральной нормативностью.
Анализ корреляционных зависимостей показал связь между моральными нормами и нервно-психической устойчивостью, моральными нормами и адаптивными способностями, адаптивной способностью и нервно-психической устойчивостью, таким образом, моральные нормы, ценности влияют на психическую устойчивость, кризисы влияют на адаптивность, приспособленность к внешним воздействиям.
В ходе проведенного исследования, корреляционный анализ Пирсона установил взаимосвязь некоторых свойств темперамента с адаптацией, однако гипотеза не подтвердилась, т. е свойства темперамента не влияют на адаптацию студентов — первокурсников.
Источник: https://novainfo.ru/article/1909
Структура, свойства и типы темперамента
Результаты исследований внутренней структуры темперамента, проведенных Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным, привели к выводу о том, что темперамент человека имеет три главных, ведущих компонента [33, 54]:
- Общая психическая активность – интенсивность и объем взаимодействия человека с окружающей средой (физической и социальной). «Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема – на другом» [33].
- Особенности моторной сферы – состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости). По мнению Небылицына, особенности моторной сферы могут быть как рассмотрены отдельно, так и включены в состав общей психической активности.
- Эмоциональность – комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивости и чуткости к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности или стабильности (быстроты смены эмоциональных состояний, их начала и прекращения).
Каждый из перечисленных компонентов, в свою очередь, обладает своей сложной структурой и различными формами проявлений. Все психологические компоненты структуры темперамента называют свойствами темперамента.
Изучая свойства темперамента, В.С. Мерлин выделил критерии отнесения тех или иных психологических особенностей к свойствам темперамента: «мы имеем необходимые основания для того, чтобы отнести к свойствам темперамента индивидуальные особенности, которые:
- регулируют динамику психической деятельности в целом;
- характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
- имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
- находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
- однозначно обусловлены общим типом нервной системы.
Пользуясь перечисленными признаками, мы можем с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности» [29].
В настоящее время, по результатам исследований Теплова, Мерлина, Русалова и других, различают следующие основные свойства темперамента [1, 3, 8, 22, 24, 27, 36, 49]:
- Сензитивность (чувствительность) – определяется наименьшей силой внешних воздействий, необходимой для возникновения психической реакции человека, и скоростью возникновения этой реакции.
- Реактивность – сила непроизвольных эмоциональных реакций на внешние или внутренние воздействия.
- Активность – свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).
- Соотношение реактивности и активности – определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
- Пластичность – свидетельствует, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям.
- Ригидность – свидетельствует, насколько инертно и косно поведение человека.
- Темп реакций – характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.
- Экстраверсия, интроверсия – определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
- Возбудимость внимания – чем меньше степень новизны привлекает внимание, тем более оно возбудимо у данного человека.
- Тормозимость – быстрота прекращения того или иного познавательного процесса.
- Переключаемость – скорость переключения познавательных процессов с одного объекта на другой.
- Эмоциональная возбудимость – характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.
- Эмоциональная стабильность – устойчивость настроения индивида к внешним и внутренним воздействиям.
- Впечатлительность – эмоциональная восприимчивость индивида, его чуткость к эмоциогенным воздействиям, способность найти почву для эмоциональной реакции там, где для других людей такой почвы не существует; сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них.
- Эмоциональность – скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события.
- Импульсивность – быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой действия либо поступка без предварительного их обдумывания и сознательного решения выполнить их; проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности.
- Эмоциональная лабильность – скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим. От эмоциональной лабильности зависит, как быстро и сильно человек «загорается» и с какой быстротой он «угасает».
- Резистентность – сопротивляемость неблагоприятным условиям, способность оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность.
Следует отметить, что перечисленные свойства темперамента в большинстве источников рядоположены, не систематизированы.
Многие исследователи рассматривают темперамент и критерии его типологии с точки зрения двух или нескольких свойств темперамента. Так, например, Я.
Стреляу считает главными фундаментальными измерениями темперамента реактивность и активность, Г. Айзенк – экстраверсию / интроверсию и эмоциональную стабильность / нестабильность (нейротизм) [50], С.Л.
Рубинштейн основывает типологию темпераментов на впечатлительности и импульсивности [49] и т.п.
Наиболее разработанной является типология темперамента И.П. Павлова, описанная на основании выделенных его последователями свойств темперамента. Пример такой характеристики типов темперамента приводит В.Д. Небылицын [33]:
- Для сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.
- Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.
- Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.
- Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
В то же время многие исследователи вовсе отказываются от типологии темперамента, считая, что число и многообразие всевозможных типов темперамента слишком велико: классическая классификация, включающая четыре типа темперамента, далеко не охватывает всех возможных вариантов. Кроме того, для разработки окончательной типологии темперамента необходимо полностью завершить изучение свойств нервных процессов, и обратиться к данной проблеме лишь основываясь на окончательных сведениях о биологических основах темперамента.
Таким образом, на современном этапе развития науки темперамент человека изучен недостаточно.
Далее: Общая характеристика эмоций
Источник: https://psy-diplom.ru/primery-i-obrazcy/temperament-i-trevozhnost/struktura-svoystva-i-tipy-temperamenta/