Структура психики — для студента

  • Министерство энергетики и угольной
  • Промышленности Украины
  • СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  • ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ
  • Кафедра гуманитарных дисциплин

М.В. Косцова

Структура психики - Для студента Структура психики - Для студента

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Структура психики - Для студента

учебно-методическое пособие

г. Севастополь, 2013 г.

К 908

УДК.15 (075.8)

Косцова М.В.

К 908 Психологическая характеристика личности студента: учебно-методическое пособие. — Севастополь: СНУЯЭиП, 2013. – 77 с.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Галльское восстание и окончательное покорение галлии 54-51 гг. до н.э - для студента

Оценим за полчаса!

В данном пособии представлена структура психологической характеристики личности студента, методики самодиагностики и методические рекомендации для написания студентами своей характеристики.

Данная работа является обязательной в рамках изучения дисциплины «Психология» и проводится с целью закрепления и углубления знаний, освоение умений психологического исследования, самопознания, саморазвития и рефлексии студентов высшего технического направления подготовки.

Научный редактор: к.ф.н., доцент, профессор кафедры ГД –

А.Н. Кумкин

  1. Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры гуманитарных дисциплин СНУЯЭиП «25» декабря 2012 г.
  2. Протокол № 5
  3. © Издание СНУЯЭиП, 2013
  4. ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
  ВВЕДЕНИЕ
1. Структура психологической характеристики личности студента  
2. Основы психодиагностики  
3. Психодиагностические методики исследования познавательной сферы личности  
4. Особенности личности студента  
5. Специфика поведения в группе  
СПИСОК ОСНОВНОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • «Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он сам себя оценивает»
  • Франсуа Рабле
  • «Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей»
  • Николай Гаврилович Чернышевский
  • «Люди — хозяева своей судьбы»
  • Уильям Шекспир
  1. «Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим»
  2. Карл Теодор Ясперс
  3. Программа курса учебной дисциплины «Психология» предназначена для изучения студентами системы психологических знаний, закономерностей психического развития человека, условий становления и развития личности, овладения методикой анализа психических явлений, что позволяет осознать роль психики, сознания и самосознания в поведении, деятельности человека.

Одним из важных критериев успешного личностного и профессионального самоопределения является осознание себя, своих способностей и индивидуального пути развития.

Поэтому каждый студент, изучающий дисциплину, по окончании пишет психолого-педагогическую характеристику личности.

Основная цель данной самостоятельной работы – с опорой на самонаблюдений, а также на результаты психодиагностики научиться формировать целостный взгляд на свою личность, его/ее трудности и ресурсы развития.

Написание характеристики является важным компонентом учебного процесса, так как студент не только закрепляет полученные знания, но и использует их в практической деятельности. Предложенные в пособии психодиагностические методики отвечают современным требованиям психологической науки и практики.

  • И как сказал Сенека: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
  • Структура психологической характеристики личности студента
  • Самостоятельная творческая работа должна быть выполнена в рукописном или машинописном виде в формате А–4, объем характеристики – до 5 страниц.
  • В данных методических пособии приведена развернутая схема психолого-педагогической характеристики личности студента.
  • Психологическая характеристика личности:

(предметом характеристики являетесь вы сами, поэтому описывайте себя в третьем лице, используйте объективные результаты психодиагностики и самоанализа. Отвечайте на вопросы, находите причинно-следственные связи психических явлений, рефлексируйте!)

1) Общие сведения:

Ø фамилия, имя, отечество, национальность, место и год рождения. Краткие сведения о родителях и близких родственниках. Основные направления влияния семьи, школы, вуза, производства на формирование личности;

Ø род занятий до поступления в вуз. Кто повлиял на выбор данного университета и специальности. Общее физическое развитие, увлечения и т.д.;

  1. Ø семейное положение, отношение к родственникам и близким.
  2. 2. Познавательные психические процессы:
  3. Ø Внимание:психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.
  4. Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени. Итак, свойства:

1. Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и направление на него внимания.

2. Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии.

3. Объем внимания – количество объектов воспринимаемых одновременно.

4. Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.

5. Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект.

6. Рассеянность и внимательность.

(Корректурная проба «Тест Бурдона» Методика «Таблицы Шульте», «Узнавание фигур»).

Ø Ощущение и восприятие:

Ощущение— отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения.

Восприятие— это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

К свойствам восприятия относят:

1. Константность – постоянство воспринимаемых объектов по форме, размеру и цвету. Это свойство помогает воспринимать предметы и явления как нечто неизменное.

2. Предметность – приобретенное свойство, которое формируется в процессе активного и длительного взаимодействия человека с миром. Предметность восприятия подразумевает возможность выделения отдельных предметов и внешних фрагментов реальности.

3. Целостность – свойство, при котором предметы и явления воспринимаются как нечто целое. Отсутствие какой-либо детали не мешает целостному восприятию.

4. Избирательность – одно из свойств восприятия, которое состоит в выделении из общего пространства каких-либо объектов или их признаков. Избирательность осуществляется посредством внимания.

5. Осмысленность – восприятие всегда осмысленно. Все воспринимаемые предметы имеют определенное значение, которое связано с его употреблением.

6. Апперцептивность – восприятие окружающего мира на основе предыдущего опыта. Чем больше опыт, тем адекватнее будет процесс восприятия.

(Методика «Таблицы Шульте», методика «Ведущая модальность» «Узнавание фигур»).

Ø Память —когнитивный процесс, который представляет собой систему узнавания, запоминания, сохранения, восстановления и забывания приобретенного опыта (методика «10 слов» А.Р. Лурия, «Пиктограмма», Методика «Таблицы Шульте», «Узнавание фигур»).

Ø Мышление –это высшая ступень человеческого познания, которая позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

К основным видам мышления относят: предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление (методика «Сложные аналогии», «Простые аналогии», «Пиктограмма», проективная методика «Символ жизненного успеха»).

Вывод.

3. Направленность личности студента —сложное свойство личности, которое включает систему побуждений, определяющую активность человека, избирательность его отношений.

Ø Какие превалируют потребности: духовные или материальные?

Ø Особенности убеждений, идеалов, склонностей и интересов? (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.)

Ø Цели:(близкие, далекие, перспективные);

Ø Мотивы: Одним из таких оснований может быть содержание потребностей. С этой точки зрения выделяют биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации. Мотивы поступления и обучения в ВУЗе (методика «Мотивы обучения в ВУЗе Т.И. Ильиной»).

Ø Интересы: это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности (Опросник ДДО А.Е. Климова).

Ø Профессиональная направленность личности(методика «Уровень профессиональной направленности Т.Д. Дубовицкой», проективная методика «Символ жизненного успеха»).

Ø Эмоциональная направленности личности (анкета ЭНЛ Б.И. Додонова).

Вывод.

4. Характеристика психических свойств личности:

Ø Тип темперамента (опросника Г. Шмишека, опросник Г. Айзенка);

Ø Тип характера (опросника Г. Шмишека, геометрический тест).

Как соотносится темперамент и характер: черты темперамента усиливаются в характере или наоборот? Возможные причины;

Ø Способности: свойства личности, определяющие успешность выполнения той или иной деятельности, общие и специальные;

Ø Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других (тесты на диагностику уровня интеллекта (IQ): Д.Векслера, Р.Амтхауера, Дж.Равена, Стэнфорд — Бине).

Ø Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие.

Ø Способность к рефлексии, самоанализу (рефлексивность)(опросник «Рефлексивность» А.В. Карпова).

Ø Способность к прогнозированию(методика «Способность к прогнозированию» Л.А. Регуша).

Вывод.

5. Социально-психологические качества личности:

Ø Особенности поведения в студенческой группе: групповой статус личности: лидер, аутсайдер, эмоциональный лидер, конформист и т.д. (методика «Социометрия»).

Ø Перечислите какими профессионально важными качества (ПВК) должен обладать специалист-инженер вашей специализации; обладаете ли Вы этими качествами?

Ø Основные установки в общении (методика «Определение ролевых позиций в межличностных отношениях по Э. Берну»).

Ø Ценностные ориентации (методика М. Рокича «Ценностные ориентации»).

Ø Анализ поведения в экстремальных ситуациях: какие копинг-стратиегии вы используете в экстремальной ситуации? (Методика «Индикатор копинг-стратегий»).

  • Вывод.
  • 6. Выводы и рекомендации по самовоспитанию:
  • Для обобщения всех выше изложенных характеристик, нарисуйте свое «Колесо жизни», каждая спица которого отражает сферу вашей жизни: духовную, интеллектуальную, эмоциональную, физическую, социальную, профессиональную, экологическую, психологическую.
  • Структура психики - Для студента
  • Оцените каждую из сфер от 0 до 10 баллов и соедините точки окружности.
  • Каждая из спиц обеспечивает равновесие нашего колеса, каждая требует нашего внимания, необходимо развивать наши спицы равномерно для того, чтоб прожить жизнь гармонично.
  • — Получился ли круг?
  • — Какие сферы жизнедеятельности необходимо улучшить?
  • — Каким образом это можно сделать?
  • Что дало Вам написание психологической характеристики?
  • Основы психодиагностики
  • «То, что существует, существует

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s10469t6.html

Понятие о психике, ее структуре и функциях. психика и этапы ее развития

Понятие и функции психики

Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия  высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Этимологически слово «психика» (греч. душа) имеет двойственное значение.

— Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.

— Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.).

Психика – это сущность, где внеположность («ощущение» пространства без чувств, вне чувств) и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е.

психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.

  • Психика – это «субъективный образ объективного мира«.
  • Психический образ — целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.
  • Основными функциями психики являются отражение и регулирование.
  • Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения.

Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек – активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов.

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает.

Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь.

Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е.

психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Читайте также:  Политический кризис и гражданская война в империи в конце 60-х гг. i в. - для студента

Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение  —  полноценную деятельность мозгавзаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Структура психики - Для студента

Рис.1. Составляющие психики

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

  • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
  • сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
  • психическое отражение углубляется и совершенствуется;
  • обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
  • преломляется через индивидуальность человека;
  • носит опережающий характер.
  1. Структура психики
  2. Психика проявляется в психических явлениях.
  3. Все психические явления делятся на три группы:
  4. 1) психические процессы;
  5. 2) психические состояния;
  6. 3) психические свойства личности.
  7. 4) психические образования.

Структура психики - Для студента

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

  • Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
  • Психические процессы:
  • — познавательные: ощущения, восприятия, память, представления, мышление, внимание, речь, воображение;
  • — эмоциональные:эмоции, чувства;
  • — волевые: механизмы волевых действий, волевые качества.
  • Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психические состояния: активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия, эйфория и т.д.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются:

1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности,

2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.).

  1. Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.
  2. Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.
  3. Под психическими свойствами человека следует наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека.

Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

  • Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
  • 1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
  • 2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения);
  • 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.
  • Психические образования: знания, начальные умения, простые навыки, сложные навыки, сложные умения
  • Основные этапы развития психики
  • Развитие психики у животных проходит ряд этапов

I стадия. На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.).

II стадия. На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Структура психики - Для студента

Рис.2. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный).

Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности.

Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Источник: https://students-library.com/library/read/62225-ponatie-o-psihike-ee-strukture-i-funkciah-psihika-i-etapy-ee-razvitia

7. Структура психики человека » Шпоры для студентов

  • Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:
  • 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.
  • Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции.

При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на Познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; Эмоциональные – активные и пассивные переживания; Волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т. д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются.

А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека.

Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

Источник: http://shporiforall.ru/shpory/100-otvetov-po-psixologii/7-struktura-psixiki-cheloveka.html

Структура психики человека (стр. 1 из 3)

  • СТРУКТУРА ПСИХИКИ
  • ПСИХИКА
  • ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
  • ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
  • ПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
  • ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений.

Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира.

Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»). В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

  1. Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы:
  2. · сила нервной системы – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению
  3. · подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению
  4. · уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения
  5. · лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей
  6. · резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Психические свойства

Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер.

Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.

Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.

Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека — его способности, его характер, его интересы и склонности — вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это особенности более или менее устойчивые, но не неизменные.

Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живёт, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.Никакая психическая особенность не может быть врождённой. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определённые способности или черты характера.

Врождёнными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы, органов чувств и — что особенно важно — мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врождённые различия между людьми, называются задатками.

Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т. е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит. Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т. е.

на основе каких-либо определённых задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

И.П. Павловым установлено, что существуют значительные индивидуальные различия типов нервной системы, или, что то же самое, типов высшей нервной деятельности. Тем самым вопрос о природных предпосылках индивидуальных различий, так называемых «задатков», получил в работах И.П. Павлова свою подлинно научную основу.

Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга по следующим трём признакам: 1) сила основных нервных процессов — возбуждения и торможения; этот признак характеризует работоспособность клеток коры; 2) равновесие между возбуждением и торможением; 3) подвижность этих процессов, т. е. способность их быстро сменять друг друга. Это основные свойства нервной системы. Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием этих свойств.

Тип высшей нервной деятельности есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека. Являясь врождённой особенностью, тип высшей нервной деятельности не остаётся, однако, неизменным.

Он изменяется под влиянием условий жизни и деятельности человека, под влиянием «постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов» (Павлов).

«И это потому,— пояснял он,— что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее её свойство — высочайшая пластичность». Пластичность нервной системы, т. е.

способность её изменять свои свойства под влиянием внешних условий, является причиной того, что свойства нервной системы, определяющие её тип,— сила, равновесие и подвижность нервных процессов — не остаются неизменными на протяжении жизни человека.

Таким образом, следует различать врождённый тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий жизни и, в первую очередь, воспитания.

Читайте также:  Рецензия на ВКР (дипломную работу) - пример и образец составления, требования к написанию

Индивидуальность человека — его характер, его интересы и способности — всегда в той или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошёл. В преодолении трудностей формируются и закаляются воля и характер, в занятиях определённой деятельностью развиваются соответствующие интересы и способности.

Но так как личный жизненный путь человека зависит от общественных условий, в которых человек живёт, то и возможность формирования у него тех или других психических свойств зависит от этих общественных условий.

«Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант,— писали Маркс и Энгельс,— это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей». Только социалистический строй создаёт условия для полного и всестороннего развития личности.

И действительно, такого огромного расцвета талантов и дарований, как в Советском Союзе, не бывало ещё ни в одной стране и ни в одну эпоху.

Центральное значение для формирования индивидуальности человека, его интересов и склонностей, его характера имеет мировоззрение, т. е. система взглядов на все окружающие человека явления природы и общества. Но мировоззрение всякого отдельного человека является отражением в его индивидуальном сознании общественного мировоззрения, общественных идей, теорий, взглядов.

Никогда ещё история человечества не видела такого массового героизма, таких подвигов мужества, такой беззаветной любви к родине, как у советских людей в дни Великой Отечественной войны и в дни мирного труда.

Решающим условием для развития всех этих качеств явилось мировоззрение партии Ленина — Сталина, в духе которого росло, воспитывалось и развивалось сознание передового советского человека.

Сознание человека является продуктом общественных условий. Напомним слова Маркса, которые мы приводили ранее. «…Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди».

Однако: «Общественные идеи и теории бывают различные. Есть старые идеи и теории, отжившие свой век и служащие интересам отживающих сил общества… Бывают новые, передовые идеи и теории, служащие интересам передовых сил общества» (Сталин). Усвоение человеком передового мировоззрения, передовых взглядов и идей не осуществляется автоматически, само собой.

Прежде всего оно требует уменья отличить эти передовые взгляды от старых, отживших взглядов, которые тянут человека назад и препятствуют полноценному развитию его личности. А кроме того, недостаточно простого «знания» передовых идей и взглядов.

Нужно, чтобы они были глубоко «пережиты» человеком, стали его убеждениями, от которых зависят мотивы его действий и поступков.

Источник: https://mirznanii.com/a/199767/struktura-psikhiki-cheloveka

Структура Психики

  • Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.
  • В структуре психики обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:
  • 1) психические процессы
    2) психические состояния
  • 3) психические свойства.

Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс, как составляющее структуры психики, это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции.

При этом нужно иметь в виду, что ко? нец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные — активные и пассивные переживания; волевые — решение, исполнение, волевое усилие; и т. д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В структуре психики различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием, входящим в структуру психики, следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния; При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.),

Наиболее изученными являются:

1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности.
2) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное«печальное, гневное, раздражительное и т. д.).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятель? ности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

  1. Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека:
  2. Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
  3. 1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую из? бирательность и уровень активности человека);
    2) темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,- характеризующую динамическую сторону поведения);
    3) способности (систему интеллектуально волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
  4. 4) характер как систему отношений и способов поведения.

Источник: https://syntone.ru/psy_lib/struktura-psihiki/

Структура психики

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира.

Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»).

В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.

К ним относят свойства нервной системы: сила н.с.

– устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению, подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению, уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения, лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей, резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

Источник: https://Psylist.net/obh/00040.htm

Предмет, задачи психологии. Структура психических явлений

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ по дисциплине «Психология»

Для студентов 1 курса специальности «Реклама и связи с общественностью»

Этапы развития психологии как науки. Становление отечественной психологии.

Предмет, задачи психологии. Структура психических явлений.

Структура психологии как науки о человеке. Отрасли психологии.

Методы психологических исследований.

Понятие психики. Особенности психического отражения. Функции психики.

6. Эволюция психики. Уровни психического отражения.

Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы человека.

Мозга Мозг и психика. Межполушарная асимметрия.

9. Сознание как высший уровень психического отражения.

  • Психологическая характеристика сознания человека.
  • Биологические и социальные предпосылки развития сознания.
  • Бессознательные психические процессы.
  • Самосознание, самооценка человека.

Психологическая защита человека и ее функции. Механизмы психологической защиты.

Соотношение понятий «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность». Понятие личности.

Основные психологические теории личности.

16.Предпосылки и условия формирования личности.

Деятельность человека. Структура деятельности.

Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьева.

Общение, игра, учение и труд как основные виды человеческой деятельности.

Ощущения. Виды ощущений и их психологические особенности.

Восприятие как психический процесс. Свойства восприятия.

Виды восприятия и их психологические особенности.

Память и ее функции. Процессы памяти.

24.Виды памяти и их психологическая характеристика.

25.Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Методы изучения и развития индивидуальных особенностей мышления.

  1. Виды мышления и их психологическая характеристика.
  2. Формирование и развитие мышления.
  3. Воображение как специфический вид человеческой деятельности. Виды воображения

Творческое воображение. Методы изучения и развития творческого воображения.

30.Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Виды внимания.

Свойства внимания. Методы изучения и развития свойств внимания.

Общая характеристика речи. Свойства речи.

33.Виды речи и их психологическая характеристика.

Соотношение понятий эмоции и чувства.

Основные виды эмоций и их характеристика.

36.Характеристика высших чувств человека.

  • Виды психических состояний человека и их характеристика.
  • Психологические особенности стресса.
  • Методы управления своим психическим состоянием: аутогенная тренировка, релаксационная гимнастика, медитация.

40.Понятие о воле. Функции воли.

Волевая регуляция поведения.

Волевые качества человека и их развитие.

Психологическая сущность понятия «темперамент». Физиологическая теория темперамента.

Характеристика основных типов темперамента.

Психологическая характеристика понятия «характер».

Классификации черт характера.

Предпосылки и условия формирования и развития характера. Акцентуации характера.

Определение способностей. Виды способностей и их психологическая характеристика.

  1. Предпосылки и условия формирования и развития способностей.
  2. Психологическое содержание понятия «общение» и его характеристики.
  3. Виды общения и их характеристики.
  4. Средства общения и их характеристики.
  5. Роль общения в формировании личности.
  6. Техники и приемы общения.

Содержание понятия «малая группа». Психологические характеристики малой группы.

  • Психологический климат группы.
  • Динамические процессы в малой группе.
  • Ответы:

Этапы развития психологии как науки. Становление отечественной психологии.

 Название “психология” состоит из двух греческих слов: “psyche” (душа) и “logos” (учение), что в переводе на русский язык значит учение о душе.

В настоящее время психология определяется как наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с окружающими людьми, с самим собой, окружающим его миром в целом.

Такое понимание психологии возникло постепенно, в процессе развития идеалистических и материалистических представлений об окружающем мире. В развитии психологии как науки можно выделить несколько этапов.

 На I этапе психология выступает как наука о душе, наличием которой объясняли все непонятные явления в жизни человека. Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

 II этап развития психологии связан с ее пониманием как науки о сознании. Его начало совпало с периодом бурного развития естественных наук в 17 веке. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

 III этап — психология как наука о поведении (20 век). Основная задача психологии на этом этапе — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека.

 IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

 Таким образом, в настоящее время психология понимается как наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Предметом ее исследования является определенный и ограниченный данным уровнем общественно-исторического развития способ освоения объекта, т.е.

основные закономерности возникновения и функционирования психической деятельности. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания, в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

 Возникновение и развитие психологии в России имеет свою предысторию и историю.

Особое место в развитии психологической мысли в России занимают труды М. В. Ломоносова. В своих работах по риторике и физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей, говорит о первичности материи.

Особенно ярко эта идея была отражена в его теории света, которая впоследствии была дополнена и развита Г. Гельмгольцем. По мнению Ломоносова, необходимо различать познавательные (умственные) процессы и умственные качества человека. Последние возникают из соотношения умственных способностей и страстей.

В свою очередь, источником страстей он считает действия и страдания человека.

 В России психология как самостоятельная наука начала развиваться в XIX в. Большую роль в ее развитии на данном этапе сыграли труды А.И. Герцена, который говорил о «деянии» как существенном факторе духовного развития человека.

 Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Эта работа внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности.

 Труды И.П. Павлова имели огромное значение для мировой психологической науки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм.

А.Ф. Лазурский много занимался вопросами личности, особенно изучением характера человека. А.Ф. Лазурский впервые доложил об естественном эксперименте на 1-м съезде по экспериментальной педагогике (1910), а в 1918 г. вышла в свет его книга «Естественный эксперимент и его школьное применение».

 Н.Н. Ланге – один из основателей экспериментальной психологии в России. Он известен не только тем, что занимался изучением ощущения, восприятия, внимания. Н. Н. Ланге создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии.

 Одновременно с экспериментальной психологией в России в конце XIX – начале XX в. развиваются и другие научные психологические направления, в том числе общая психология, зоопсихология, психология ребенка

Предмет, задачи психологии. Структура психических явлений.

Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики.

Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификации содержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности.

Исходя, из этого в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона:

 1. конкретной деятельности;

 2. развития;

 3. отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).

  1.  Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.
  2.  В структуре психики обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:
  3.  1) психические процессы  2) психические состояния
  4.  3) психические свойства.

Источник: https://studopedia.net/3_15549_predmet-zadachi-psihologii-struktura-psihicheskih-yavleniy.html

Ссылка на основную публикацию