Станислав Гроф — кто это и чем известен, основные постулаты и расширенная картография сознания

Статья о глубинах психики.То, какими способами достигалось познание (с использованием наркотических веществ ЛСД) — является единственным серьезным минусом теории Станислава Грофа. Если не считать категоричности, которая свойственна почти любой психологической теории. Любая теория является лишь плоским срезом объемного мира. Поэтому она хорошо объясняет то, что попало в эту плоскость, но вынуждена быть категоричной и агрессивной по отношению к другим теориям, которые лучше объясняют другие факты, оставшиеся за рамками в данной теории. Это к вопросу о том, почему противоречащие друг другу психологические теории могут быть полезны мудрому читателю.Станислав Гроф - Для студентаисточник иллюстрации nevsepic.com.ua (Ад и Рай в живописи X-XX)

Помните, в статье про путешествия в глубины психики, было упоминание о том, что при таких путешествиях образы могут возникать разные, но глубинная их суть одна. У кого-то это будут религиозно окрашенные образы, у кого-то «воспоминания» о прошлых жизнях, у кого-то путешествие в глубины психики будет укладываться в рамки перинатальных матриц Станислава Грофа. Кстати говоря, Гроф был далеко не единственным, кто пытался исследовать психику с помощью веществ. Вспомните Дон Хуана Карлоса Кастанеды и всякие грибочки.

Перинатальные матрицы Станислава Грофа — это модель о состояниях психики плода до рождения, во время рождения и первые минуты после. Как Вы понимаете, психики в нашем понимании в то время еще нет, но воздействия среды уже сказываются на будущем человека.

Гроф считает, что эти воздействия настолько сильны и фатальны, что все последующие влияния, включая воспитание и образование, влияют лишь на то, поднимется ли чуть выше или опустится чуть ниже человек в рамках жесткого «окна возможностей».

Окно возможностей — это рамки тех вариантов развития, внутри которых человек может влиять на свою жизнь и судьбу. Сразу вспоминаются глубины мудрости любого духовного течения о том, что невозможно изменить мир. Да и наш исторический опыт свидетельствует о том же.

Меняется форма, а глубинная суть мира остается неизменной. Но при этом, второй частью мудрости в духовных учениях является то, что возможно (и необходимо) изменить самого себя.

Подлинное мужество состоит не в героических усилиях, направленных на достижение внешних целей, а в решимости пройти через ужасный опыт столкновения с самим собой.

До тех пор, пока индивид не найдет свою истинную сущность в себе самом, любые попытки придать жизни смысл через манипуляции во внешнем мире и достижение внешних целей останутся бесплодным и в конечном счете обреченным на поражение донкихотством. С. Гроф

Как мы видим, Станислав Гроф предлагает сделать некий аналог того же, что я называю путешествием в свой внутренний ад. (Это путешествие возможно совершить без использования каких-либо веществ, что в дальнейшем понял и Гроф). Поэтому нам интересен опыт Грофа.

Но мы помним, что за внешней формой (перинатальными матрицами, в данном случае), мы можем понять суть глубоких слоев психики. А форма лично у нас может быть совсем другая.Итак, сама теория базовых перинатальных матриц (БПН) — изучается в любом психологическом ВУЗе.

Поэтому, те психологи, которые говорят, что прошлое никак не влияет на жизнь человека, плохо учились или купили диплом в переходе метро.

БПН-1. Рай или матрица любви.

Она формируется, когда ребенок находится в материнской утробе. В это время малыш получает свое первое знание о мире, основное и глубинное. При благополучной беременности ребенок для себя формулирует: «Мир – ОК, и я – ОК!». Но для позитивной позиции этот период должен быть действительно благополучным.

И не только по медицинским показателям, но и с точки зрения еще не рожденного крохи.БПМ-1 или «амниотическая вселенная», относится к статическому пребыванию эмбриона в утробе матери, которая представляет для эмбриона весь его мир. Остальные матрицы являются динамическими, что отличает эту матрицу от них.

Утверждается, что природа данной матрицы обусловлена биологическим опытом пребывания в утробе матери и зависит от условий этого пребывания. Если данный этап онтогенеза был пережит без каких-либо проблем, то содержание БПМ-1 будет наполнено ощущением лёгкости, безмятежности, покоя и радости.Если мама способна испытывать любовь…

(Люди в разной степени обладают этой самой главной способностью человека) То, насколько мама способна на любовь, передается плоду, который чувствует себя желанным. Ее чувства непременно передадутся ребенку и сформируют у него установку «со мной все хорошо» для любой жизненной ситуации.

Если во время беременности были те или иные патологические отклонения, то ощущения рая могут быть отравлены ощущениями изолированности, паранойи, ненависти, настороженности.

Могут присутствовать ощущения отравления, загрязненных водоёмов, заражённой или опасной природы, кровавых апокалиптических видений, человек может отождествлять себя со смертниками в газовых камерах, солдатами, подвергшимися действию химического оружия.

БПМ-2. Ад или матрица жертвы

Именно в схватках ребенок учится справляться с трудностями, проявлять терпение и стрессоустойчивость.БПМ-2 Гроф резюмированно назвал «космическая поглощенность и отсутствие выхода». Эта матрица формируется в родовых схватках.

Биологическая основа данного этапа связана с периодическими сокращениями матки, при которых шейка матки ещё закрыта. Плод на этом этапе уже не может получать достаточно питательных веществ и кислорода. Малыш при этом испытывает боль и страх.

Если в этот период ребенок переживает слишком сильные болевые ощущения, вызванные стимуляцией, то в нем закрепляется «синдром жертвы». В будущем такой ребенок будет обидчив, мнителен и даже труслив.Ощущения клаустрофобии, страха, тревоги, обиды, гнева, беспомощности, предательства или бесполезности.

Возможно отождествление с заключёнными в подземельях или в концентрационных лагерях, грешниками в аду, архетипическими фигурами, ассоциирующимися с вечным проклятием.

БПМ-3. Чистилище, или матрица борьбы

Третья матрица закладывается, когда ребенок проходит через родовые пути. По времени – недолгий срок, но не стоит его недооценивать. Ведь это первый опыт самостоятельных действий малыша. Поскольку теперь он борется за жизнь сам, а мама лишь помогает ему появиться на свет.

БПМ-3 Гроф назвал фазой борьбы смерти и возрождения. Эта фаза соответствует второй фазе родов, при которой матка продолжает сокращаться, но шейка матки уже открыта и плод может постепенно проходить через родовой канал.

Прохождение по родовому каналу становится для ребёнка первым опытом сознательного преодоления пути. При воспоминаниях данного этапа могут наблюдаться ощущения борьбы, потрясений, боли, движения и прогресса.

Могут повторяться движения головой, характерные для движений младенца, продвигающегося по родовому каналу.

Паттерн БПМ-III может включать в себя переживания титанической борьбы, садомазохистские и скатологические элементы, половое возбуждение, архетипические образы мифологических и культурных героев, встречу с огнём и так далее.В БПМ-3 формируется работоспособность, решительность, сила духа, трудолюбие. Как отрицательный результат: боязливость, неумение постоять за себя, агрессивность.

Источник: https://psyteaman.livejournal.com/819015.html

Станислав Гроф, Stanislav Grof (Чехия) — учитель — отзывы, видео, контакты, расписание тренингов — Самопознание.ру

Станислав Гроф известен как один из самых авторитетных исследователей необычных состояний сознания и их исцеляющего потенциала. Для широкого круга людей, интересующихся эффективными психотехнологиями, Гроф прежде всего разработчик метода холотропного дыхания.

Родился он 1 июля 1931 года в столице Чехословакии Праге. Там же, а также в небольшом чешском городке прошло его детство.

Так как для этого человека мистическая сторона жизни впоследствии оказалась очень важной, отметим, что его родители не настаивали на обращении своих двух сыновей к какой-либо конкретной религии, решив, что они сами сделают выбор, когда повзрослеют. Очевидно, это были мудрые, толерантные люди.

Культурология, антропология и психология интересовали Грофа с подросткового возраста. Однако знаковой для самоопределения молодого человека оказалась прочитанная им незадолго до окончания школы книга З. Фрейда «Введение в психоанализ».

Глубоко впечатлённый прочитанным, юноша решает стать психоаналитиком и поступает в медицинский университет. Влияние некоего специфически медицинского цинизма не обходит Грофа стороной — он утверждается на атеистических позициях.

Он умён, пытлив, много читает и теперь может с уверенностью утверждать, что мистические откровения, переживаемые святыми и пророками, — всего лишь формы душевных расстройств, для каждого из которых в науке есть название. Такая позиция была обусловлена и марксизмом, который в социалистической Чехословакии мыслился вершиной философии. В то время в университете считалось немыслимым изучать концепции, тяготевшие к идеализму и мистицизму.

В университетские годы Гроф присоединяется к группе талантливых аналитиков-фрейдистов. Со временем опьянение психоанализом стало проходить, и появилось осознание его громоздкости и ограниченности возможностей. В 1956 году Гроф получает диплом врача от Медицинской школы Карлова университета и степень доктора наук от Чехословацкой Академии Наук.

Когда учёный только начинал свою деятельность психиатра, ему довелось участвовать в экспериментальном психоделическом сеансе. Этот сеанс в итоге заставил молодого доктора пересмотреть и своё мировоззрение, и профессиональные методы работы.

В ходе сеанса он подвергся одновременному воздействию ЛСД (этот препарат тогда только проходил испытания в научных лабораториях) и света стробоскопической лампы. «Мои переживания, — вспоминает Гроф, — были очень близки тем, о которых я читал в великих мистических писаниях всего мира.

И хотя мой ум находился под сильным действием препарата, я был способен видеть всю иронию и парадокс ситуации. Божественное проявилось и овладело мной в современной научной лаборатории во время эксперимента, проводимого в коммунистической стране с веществом, произведённым химиком двадцатого века».

Особенно испытуемого поразило ощущение, что его сознание не фокусируется в мозгу, а пребывает вне тела. Спустя некоторое время доктор уже работал в группе, которая занималась сравнительным изучением обычных психозов и состояний психики людей, подвергшихся воздействию психотропов. Кроме того, он работает как практикующий психиатр-клиницист.

В 1967 году его приглашает для исследовательской работы американский Университет Джонса Хопкинса. Вскоре учёный полностью обосновывается в США. С 1973-го по 1987 год доктор Гроф работает в калифорнийском Институте Эсален в Биг Суре.

В ходе экспериментов с ЛСД Гроф выяснил, что для всех людей могут быть доступны переживания, выходящие за пределы биографического опыта. И эти переживания нельзя объяснить состоянием наркотического опьянения.

Ведь люди выходили за рамки своего сознания и вспоминали не только впечатления младенчества, собственного рождения, но и жизнь своих предков и других людей, детали которой не могли быть известны испытуемым, зато подтверждались впоследствии реальными свидетелями. Но не только границы времени оказалось возможным раздвинуть.

Человек переходил границы своего тела и отождествлял себя с другим человеком, животным или растением. В случае с людьми были многократные подтверждения, что отождествляемый действительно делал, чувствовал, говорил то, что транслировал пациент.

А относительно жизни животных и растений Гроф как-то сказал, что в изменённом состоянии сознания её можно лучше узнать, чем через канал Discovery. Ведь если телесный образ человека приобретает вид орла, то он наблюдает мир глазами этой птицы со всеми её оптическими особенностями.

Гроф был уверен, что ЛСД не вещество, вызывающее экспериментальный психоз, а катализатор, повышающий энергетический уровень психики и позволяющий видеть её динамику. Оно помогло сделать важное открытие: психика неизмеримо больше, чем её мыслили западные психиатры. Человеческое сознание оказалось способным быть холотропным, то есть целостным.

На Востоке об этом говорили давно. В в одном из интервью Гроф признаётся, что ему близка восточная точка зрения: то, что мы видим, является трансформацией Брахмана и порождением космического сознания.

На язык Запада это можно перевести так: всё, что есть в этом мире, мы можем воспринимать как некий объект, которому соответствует некое субъективное состояние.

Читайте также:  Семен Людвигович Франк - русский философ, религиозный мыслитель: некоторые аспекты жизни

Кроме того, Гроф выяснил, что пребывание в изменённом состоянии сознания может иметь терапевтический эффект. Ведь многие «психозы» являются ни чем иным, как духовным кризисом, таящим в себе не только опасности, но и большие возможности.

Если правильно понять смысл изменений, происходящих с человеком, поддержать его на пути трансформации, то включаются механизмы самоисцеления.

Вот как объясняют этот феномен последователи Грофа: «При энергизации нашей психики, когда взбадривается наши латентные состояния, происходит автоматическое восстановление целостной коммуникативной ткани нашего сознания как сознания Божественного».

Важным событием для учёного оказалась встреча в 1975 году с женщиной, ставшей вскоре его женой и переживающей необычно выраженный духовный кризис. Кристина находилась в состоянии, сходном с состоянием человека, испытывающего на себе воздействие ЛСД, без употребления этого препарата.

Станислав Гроф бережно поддерживал процесс активной духовной трансформации в супруге, который занял, по признанию самой Кристины Гроф, 12 лет.

«Круглосуточное участие в этом процессе, происходившем со столь эмоционально близким мне человеком, открыло совершенно новые аспекты и измерения, которые ускользали от меня при работе с необычными состояниями в профессиональном контексте», — пишет, вспоминая эти годы, Станислав Гроф.

Наступил момент, когда Кристина стала активно помогать мужу. Когда официально было запрещено применять препарат ЛСД, супруги изобрели метод холотропного дыхания, имеющий тот же эффект, что ЛСД-терапия, и считающийся более экологичным.

Гроф, как основатель и президент Международной трансперсональной ассоциации (МТА), и Кристина организовали научные международные конференции в Соединённых Штатах, в бывшей Чехословакии, в Индии, Австралии и Бразилии. Создали они и Сеть поддержки в духовном кризисе.

Следует сказать, что научное сообщество далеко не единодушно поддерживает идеи и методы трансперсональной психологии. По крайней мере, когда в 1990 году специалисты этого направления подали прошение в Американскую психологическую ассоциацию о создании отдела трансперсональной психологии, им в этом было отказано вследствие «ненаучного» состояния данной области психотерапии.

В настоящее время Станислав Гроф с супругой живёт в Калифорнии, в Милл-Вэлли, и является профессором психологии Калифорнийского института интегральных исследований (КИИИ). Кроме того, он проводит обучающие семинары для профессионалов, пишет книги, выступает с лекциями по всему миру.

Источник: https://samopoznanie.ru/trainers/stanislav_grof/

Академическое фиаско психоделического пророка

Станислав Гроф приехал в Ростов-на-Дону по приглашению Владимира Емельяненко — основателя Южно-Российского центра трансперсональной психологии и психотерапии.

Гроф вместе со своей супругой Кристиной провёл здесь недельный цикл обучения изобретённому им методу холотропного дыхания. Совершенно естественным образом родилась идея пригласить его в профессорскую аудиторию ЮФУ для выступления с лекцией.

Ведь Гроф — это мировая величина, основатель собственного метода, успешно зарекомендовавшего себя на практике.

Чтобы испытывать огромный интерес к персоне Грофа, представителю психотерапевтического сообщества вовсе не требуется разделять его взгляды или даже читать его книги, — важен сам факт появления в Ростове такой фигуры.

Это примерно то же самое, как если бы в своё время в Ростов решили приехать Фрейд или Юнг, — или, расширяя аналогии, «Битлз». В мире осталось совсем немного таких вот живых легенд.

В итоге в конференц-зале главного корпуса ЮФУ можно было наблюдать полный срез ростовского профессионального психиатрического, психотерапевтического и психологического сообществ — от многоуважаемых профессоров до студентов.

Доза мистицизма

Однако визит Грофа в профессорскую аудиторию оказался полным непопаданием в контекст. Вначале я ожидал, что он будет говорить о каких-либо нюансах изобретённого им метода, в практической эффективности которого нет никаких сомнений. Но говорил он вовсе не об этом.

Ни по структуре, ни уж тем более по содержанию лекция Грофа не являлась академическим выступлением. Замечу: некий скрытый или даже явный элемент мистической или религиозной настроенности был, как известно, присущ многим великим учёным.

Так или иначе, всегда найдётся какая-нибудь зона опыта, никак не концептуализируемая с помощью современных научных теорий. Однако учёные знают, где, с кем, в каком контексте и в какой «дозировке» об этом можно говорить. Учёные сохраняют критичность и всегда остаются сомневающимися.

Многие последователи самого Грофа, использующие его метод на практике, именно так, кстати, и ведут себя на публике, упоминая о мистических элементах первоисточника с осторожностью, как бы «вскользь».

Пророк же отбрасывает всяческие сомнения и начинает проповедовать — и выступление Грофа более всего ассоциировалось именно с пророческой проповедью.

Преобладание личных мистических откровений (в случае Грофа — психоделических), эмоционально насыщенная патетика, циклические повторения с искажённой логической структурой, абсолютная убеждённость в своей правоте, полное отрицание достоверно известных научных фактов, постоянные цитаты из работ различных учёных, выдернутые из их исходных контекстов…

Гроф начал с описания собственного опыта, в том числе наркотического — экспериментов с ЛСД, которые он в своё время осуществлял параллельно с другим «психоделическим пророком» — Тимоти Лири.

Эти переживания и побудили его, на тот момент ещё молодого врача, трансформировать собственное мировоззрение и отказаться от всего, чему его когда-то учили в медицинской школе Пражского университета.

Затем исследования эффектов ЛСД были запрещены, однако Гроф изобрёл достаточно эффективную и безопасную дыхательную практику, с помощью которой можно было погружаться в довольно глубокий контролируемый транс и без применения психоактивных веществ.

Его первоначальная концепция «перинатальных матриц», ставшая исходной теоретической основой метода холотропного дыхания, хотя и является крайне спорной при строгом научном рассмотрении, тем не менее вначале не очень сильно отрывалась от «краевой зоны» научного знания.

Однако получаемые психоделические откровения со временем уводили Грофа всё дальше и дальше. Уже в самом названии созданного им в дальнейшем направления — «трансперсональная психология» — всё сказано.

Одна из основных идей Грофа заключается в том, что наш мозг не есть материальная структура, порождающая психику — это всего лишь своеобразный ретранслятор, что-то вроде «телевизора», посредством которого проявляет себя душа, существующая в бесконечном цикле реинкарнации, хранящая память обо всех своих «воплощениях» и слитая в единое целое с космическим, вселенским разумом. Это — чистейшей воды оккультизм, несовместимый с научным подходом. Отправляясь слушать лекцию, я имел некоторые представления об этом, однако надеялся, что Станислав Гроф будет способен воспринять атмосферу собравшейся аудитории и пощадит уши многоуважаемой учёной публики. Многие же в аудитории обо всём этом, видимо, попросту не знали, и когда Гроф начал вещать с кафедры, это быстро вызвало отторжение и недоумение.

Дискутировать было фактически бесполезно — к такому мнению пришла подавляющая часть собравшихся прямо в процессе лекции. Заготовленные уже было вопросы в ход не пошли и звучали лишь в кулуарах и в последующих «междусобойчиках».

Дело даже не в том, что Грофу уже 82 года, а в том, что с пророками едва ли есть смысл спорить. Первый человек из аудитории, всё же рискнувший задать вопрос, получил в результате ответ на полчаса, вкратце дублирующий предшествующее выступление.

Явственно ощущалось, что Гроф любит вещать и от этого подзаряжается — до победного конца и с огнём в глазах, несмотря на бессонную ночь накануне, изнуряющий перелёт и разницу в часовых поясах.

Через два часа после начала лекции большая часть собравшихся уже попросту ожидала, когда же выступление закончится. Многие не выдержали — и ушли, так и не поняв, почему этому человеку дали слово в научной аудитории.

Дискредитация правильной идеи

Это фиаско в академической среде можно было бы воспринимать как забавный казус (сам я не жалею о том, что присутствовал на лекции, поскольку удовлетворил собственное профессиональное любопытство), если бы не один важный контекст.

Многие годы я со сдерживаемой надеждой наблюдаю, как в нашем профессиональном сообществе понемногу, маленькими шажками преодолевается раскол между психотерапией как глобальным трендом с большим количеством направлений и психиатрией — академической дисциплиной.

Когда я пришёл в это профессиональное сообщество, психиатрическая ортодоксия была ещё очень сильна, и большинство «биологических» психиатров относилось к психологам и к врачам-психотерапевтам как к «блаженненьким». Психотерапевты зачастую были изгоями.

И, в свою очередь, платили психиатрам той же монетой — считая их садистами, агентами системы, ограничивающими свободу самоопределения личности, призывая лишить психиатрию статуса научной дисциплины, распространяя совершенно неадекватные представления о действии психотропных препаратов и т. п.

Однако за последние годы ситуация заметно изменилась, полярности и крайности постепенно становятся всё менее выраженными. Психотерапия и психиатрия понемногу интегрируются и начинают друг друга взаимно обогащать. Это очень здорово и правильно. Однако персонажи, подобные Станиславу Грофу, этому процессу препятствуют.

Называя своё мистическое учение «психологией», пусть даже и с настораживающей приставкой «трансперсональная», Гроф фактически дискредитирует психологию и психотерапию в глазах нашего пока ещё всё-таки достаточно ортодоксального научного сообщества.

Ссылаясь на классиков психотерапии и смежных с ней дисциплин — в частности, на Карла Густава Юнга, Абрахама Маслоу, Грегори Бейтсона и других, он фактически формирует предвзятое мнение также и о них.

Эмоциональный эффект от услышанного может распространиться на психотерапию как направление в целом и усилить отторжение со стороны консервативной части научного сообщества. И это — серьёзный удар по тому диалогу, который сейчас в этом сообществе происходит.

Мне в этом отношении кажется показательным один печальный факт. После рассказов о вселенском сознании и реинкарнации Гроф заговорил о важности и целительном эффекте сакральных, или так называемых нуменозных, переживаний, о роли этих «священных» переживаний в достижении целостности личности.

Для науки данная зона по большей части пока что является terra incognita, однако нет сомнений в её важности, равно как и в необходимости её полноценного научного исследования. Однако после того, как некто рассказал тебе о вселенском сознании и реинкарнации, воспринимать затем непредвзято рациональную часть рассуждений уже довольно сложно.

К тому же большая часть аудитории Грофа в этот момент уже фактически не слушала и воспринимала всё, что он говорил, со скрытой усмешкой.

По большому счёту, я, в общем-то, не имею ничего против теории Станислава Грофа. Так же, как не имею ничего против различных концепций индуизма, буддизма, суфизма, против визитов в Ростов-на-Дону Далай-ламы или ещё кого-нибудь из современных бодхисатв.

И, не вдаваясь в профессиональные нюансы, я уж точно не сомневаюсь в том, что на практике метод Грофа помог многим.

Как говорил один из цитируемых им учёных, Грегори Бейтсон, карта не тождественна территории, которую она призвана изображать: метод может работать на практике независимо от теории, которая пытается его объяснить.

Однако я категорически против того, чтобы эзотерическую концепцию именовали «психологией» и чтобы пророк выдавал себя за учёного. И ещё хорошо было бы каким-нибудь образом заранее предупреждать уважаемых учёных о том, кого они придут слушать.

Читайте также:  Внешняя политика октавиана августа - для студента

Источник: https://expert.ru/south/2013/21/akademicheskoe-fiasko-psihodelicheskogo-proroka/

Станислав Гроф —

  • 1950-56 — студент в Медицинской школе Карлова Университета в Праге, Чехословакия
  • 1956 —Окончание Карлова Университета, диплом доктора медицины
  • 1956-59 — Психиатрическая практика в Государственной психиатрической больнице в Космоносах, около Праги
  • 1959 — трехмесячный курс по программе пост-дипломного обучения в Медицинском тренинговом центре в Праге и экзаменация по специализации в психиатрии

1961-67 — Обучение психоанализу (прохождение личного анализа у аналитика тренинга доктора Т. Досужкова, бывшего президента Чехословацкой Психоаналитической Ассоциации), посещение семинаров по психоанализу и конференций по разбору случаев из практики.

1964 — Стипендия Министерства здравоохранения СССР на обучение психиатрии и психотерапии в Советском Союзе и проведение исследований в области экспериментальных неврозов в Ленинграде, Москве и Сухуми, Грузия.

1965 — Завершение постдипломного образования в Чехословацкой Академии наук, диссертация на тему клинического применения психоделических веществ и присуждение докторской степени (доктора философии в медицине)

1966 — Экзамен в Образовательный Совет для иностранных выпускников медицинских вузов. Сертифицирован в октябре 1966. ECFMG #81377.

1967-69 — Стипендия на проведение перспективных исследований от Исследовательского фонда Психиатрии в Нью-Хейвене, штат Коннектикут. Научный сотрудник по клинической и исследовательской работе в отделении психиатрии и поведенческой науки Университета Джона Хопкинса в Балтиморе, штат Мэриленд.

1971 — Экзаменация на Совете экзаменаторов в области медицины штата Мэриленд на получение медицинской лицензии штата Мэриленд. Сертифицирован в январе 1971 г. Регистрационный номер сертификата-лицензии D 9076.

Занимаемые должности

1994 — Профессор психологии в Калифорнийском институте интегральных исследований в Сан-Франциско, Калифорния

1987 — Частная практика, проведение профессионального тренинга по Холотропному Дыханию™ и трансперсональной психологии, проведение лекций, написание статей и книг

1973-87 — Проживание, ведение семинаров, лекций и исследовательской деятельности в институте Эсален в Биг Суре, Калифорния. С 1983 также является членом Совета Попечителей.

  1. 1969-73 — Глава психиатрических исследований в Мэрилендском центре психиатрических исследований в Катонсвилле, штат Мэриленд, и доцент психиатрии в отделении психиатрии и поведенческих наук Университета Джона Хопкинса в Балтиморе, штат Мэриленд.
  2. 1967-69 — Научный сотрудник по клинической и исследовательской работе в Университете Джона Хопкинса и исследовательском отделении городской больницы Спринг Гроув в Катонсвилле, штат Мэриленд.
  3. 1961-67 — Психиатр, занимающийся исследовательской деятельностью, в отделении Изучения  Психогенных расстройств и Психотерапии в Институте психиатрических исследований в Праге, Чехословакия
  1. Участие в команде, изучающей механизмы психогенных расстройств и психотерапии.
  2. Главный исследователь в проекте, изучающем возможности использования ЛСД и других психоделических веществ для диагностики личности и терапии психогенных расстройств.
  • 1960 — Доцент центра постдипломного медицинского обучения в Праге, Чехословакия
  • 1959-60 — Психиатр по работе с амбулаторными пациентами в Психиатрической клинике Национального института здоровья в Праге.
  • 1957-60 — Научный работник, участвующий в многомерном динамическом исследовании психоделических веществ и антихолинергических делирогенов в Исследовательском институте в Праге, район Krc.
  • 1956-59 — Клинический психиатр в Психиатрической больнице в Космоноси, недалеко от Праги
  • 1954-56 — Студент-доброволец в психиатрическом отделении Медицинской школы Карлова Университета в Праге. Участие в клиническом исследовании ЛСД и изучение художественного выражения психиатрических пациентов

Награды и звания

1959 — Премия Куффнера в области психиатрии (Чехословацкая национальная премия, ежегодно вручается за наиболее важный вклад в области психиатрии) за изучение бенактизина и других антихолинергических делирогенов (совместно с докторами М.Войтечовски, В. Витек и К. Ризанек)

1964 — Стипендия Министерства здравоохранения СССР в Москве на обучение психиатрии и психотерапии в Советском Союзе и проведение исследований в области экспериментальных неврозов у обезьян.

1967-69 — Стипендия от Исследовательского фонда Психиатрии в Нью-Хейвене, штат Коннектикут. за перспективные исследования в сфере психоделической терапии.

1982 — Консультант (совместно с Кристиной Гроф) по эпизодам, связанным с переживаниями, в Голливудском научно-фантастическом фильме «Мозговой штурм» . Метро-Голден-Майер, режиссер Дуглас Трамбулл.

1988 — Консультант (совместно с Кристиной Гроф) по эпизодам, связанным с переживаниями, в Голливудском научно-фантастическом фильме «Тысячелетие». Продюссер Джон Форман.

  1. 1992 — Консультант музея BMW «Горизонты во времени» в Мюнхене, Германия.
  2. 1993 — Почетная премия Ассоциации Трансперсональной Психологии (ATP) за крупный вклад и развитие в области трансперсональной психологии, врученная на праздновании 25 годовщины Ассоциации в Асиломаре, Калифорния, 25-29 августа, 1993.
  3. 2000 — Звание почетного доктора гуманитарных наук от Колледжа Берлингтон в Берлингтоне, штат Вермонт
  4. 2007 — «VISION 97» Премия Фонда Вацлава и Дагмар Гавел в Праге

Почетные должности

  • 1980-83 — Член правления Ассоциации Трансперсональной Психологии (ATP).
  • 1982-83 — Член Совета Попечителей института Эсален, в Биг Сур, Калифорния.
  • 1982-85 — Член правления Международной Трансперсональной Ассоциации (ITA).
  • 1989-2004 — Президент Международной Трансперсональной Ассоциации (ITA) и координатор Международных конференций в Санта Розе, штат Калифорния, Юджине, штат Орегон, Атланте, штат Джоржия, Праге, Чехословакия, Манаусе, Бразилия и Палм Спрингс, штат Калифорния
  • Редактор научного журнала «Ревижен», редактор-консультант научных журналаов Трансперсональной психологии,  гуманистической психологии, журнала, посвященного  исследованиям околосмертного опыта, журнала, посвященного вопросам изучения сознания, синтеза и обзору тем, связанных с психоделиками.

Ключевые области исследовательского интереса

  1. Феноменологические, терапевтические и эвристические аспекты необычных состояний сознания.
  2. Переживательная психотерапия с использованием психоделических веществ и немедикаментозных техник, в особенности Холотропного Дыхания, терапевтической модальности, разработанной совместно с женой Кристиной.
  3. Aлтернативные подходы к психозу, проблеме “духовного кризиса”, лечения трансперсональных кризисов.
  4. Выводы новых открытий в квантовой физике, теории информации и систем, биологии, изучении мозга и сознания для психиатрической теории и новой парадигмы в науке

Источник: http://www.stanislavgrof.ru/bio/cv.html

Станислав Гроф — автор метода Холотропное дыхание

Более чем четыре десятилетия, посвященные исследованию измененных состояний сознания, позволили мне убедиться в том, что единственным средством, благодаря которому сторонникам традиционной материалистической науки удается удерживать свои позиции, является постоянная и непрерывная цензура, а также искаженное и неверное толкование всех сведений, полученных во время холотропных состояний.

Я абсолютно уверен в том, что бесконечно использовать такую стратегию невозможно. Результаты, которые удалось получить трансперсональной психологии, не только не подтверждают основные предположения материалистического монизма, но и нередко полностью им противоречат. Кроме того, количество фактов, полученных во время исследования измененных состояний сознания, увеличивается с каждым днем.

Сегодня простого заявления о том, что основные принципы трансперсональной психологии невозможно совместить с мировоззрением традиционной науки уже не достаточно.

Теперь, для того чтобы скрыть вызов, созданный результатами, которые удалось получить в ходе исследования измененных состояний сознания, их потребуется не только учесть, но и разумно согласовать с основами материалистической парадигмы.

Я действительно сомневаюсь в том, что консервативным критикам удастся преуспеть в осуществлении этой задачи.

Биографический очерк

Во время учебы на психолога в пражской Медицинской школе в качестве ассистента Гроф работал вместе с доктором Георгом Роубичеком, который в то время проводил эксперименты с психоделическими препаратами, изучая их воздействие на людей.

Таким образом, еще в юности Станислав получил возможность присутствовать на множестве ЛСД-сеансов, в которых участвовали не только психотерапевты, но также и другие интересные и творческие личности Чехии.

В 1956 году, после окончания учебы, Гроф получил высшее медицинское образование и степень доктора наук, после чего начал самостоятельную практику в качестве психиатра-клинициста, а также приступил к собственным исследованиям психоделиков. Первый опыт пребывания под воздействием ЛСД он пережил в 1956 году во время сеанса, которым руководил Роубичек. На сеансе также присутствовал брат Станислава Пол, который на тот период времени был еще студентом-медиком.

“Во время сеанса я испытал сильные ощущения, которые изменили всю мою последующую жизнь. Я подвергся комбинированному воздействию ЛСД и сильного стробоскопического света. В ходе этого опыта я полностью утратил связь со своим телом, с Прагой и со всей планетой.

У меня появилось чувство, что мое сознание освободилось от каких-либо границ.

После такого опыта для меня стало очевидно, что теория о том, что сознание неким магическим образом возникает в результате нейрофизиологических процессов в человеческом мозгу, которой меня учили в университете, просто неверна.

Я понял, что сознание представляет собой нечто более фундаментальное и более схоже с тем, как его описывают великие духовные традиции Востока. Результатом этого сеанса для меня стал огромный интерес к этим необычным состояниям сознания”.

Истинное мужество заключается не в отважных поступках, ориентированных на получение результатов во внешнем мире, а в стремлении пройти через нелегкий опыт встречи с самим собой.

До того момента, пока человек не отыщет свою истинную суть, всяческие стремления сделать свою жизнь осмысленной посредством деятельности во внешнем мире и стремление к внешним целям в итоге неизбежно окажутся тщетными и бесценными.

Последующие двадцать лет своей жизни С. Гроф посвятил легальной работе с психоделическими препаратами: в 1954 – 1967 гг. в Чехословакии, а после, с 1967 по 1974 в Соединенных Штатах Америки.

С 1960 по 1967 он руководит работой по изучению ЛСД-25 в Пражском институте психиатрических исследований. В это же период время он уделяет много времени изучению психоанализа, а также участвует проектах инновационного характера.

В 1967 г., после получения стипендии Фонда поощрений деятельности в сфере психиатрии, молодому ученому предоставилась возможность уехать за границу на двухгодичную стажировку при Университете Джона Хопкинса в г. Балтимор (США). Однако в 1968 г.

, в период “Пражской революции”, чехословацкое правительство выдвинуло требование о немедленном возвращении Грофа на родину со всеми полученными результатами.

Ясно понимая, что в будущем его работа в Чехословакии станет невозможной, он попросил о политическом убежище в Америке, где и остался.

В 1968 Гроф занял должность доцента кафедры психиатрии при том же университете, где он стажировался, а также выступил руководителем программы исследований психоделических препаратов в Мерилендском центре психиатрических исследований, которые продолжались до 1973 года – до того самого момента, когда психоделики оказались под запретом. За весь этот период времени Гроф лично провел около двух с половиной тысяч ЛСД-сеансов, а также имел при себе протоколы более одной тысячи сеансов под руководством своих коллег.

В 1973 г. Станислав Гроф по приглашению переезжает в Биг-Сур, штат Калифорния, в Эсаленский институт, где живет и продолжает работу вплоть до 1987 года.

В 1975 году Джозеф Кэмпбелл, специализирующийся на мифологии, познакомил Грофа с женщиной по имени Кристина. Это знакомство стало началом для их личных и профессиональных взаимоотношений.

В период с 1975 по 1976, в свете того, что психоделики оказались под запретом, Станислав и Кристина Гроф совместно разработали метод, позволяющий переживать измененные состояния сознания без приема ЛСД и других препаратов, названный холотропным дыханием. В этом же году они начинают проводить семинары с использованием разработанного ими метода. С 1987 по 1994 гг. Станислав и Кристина провели сеансы холотропного дыхания более чем для 25 тысяч человек.

Со временем холотропное дыхание послужило основой для холотропной терапии, с которой Гроф, совмещая профессорскую работу, ведет курсы подготовки практикующих трансперсональных психологов и сеансы холотропной терапии, а также организовывает семинары и читает лекции, путешествуя по всему земному шару.

Совместно с Абрахамом Маслоу, основателем гуманистической психологии С. Гроф стоит у истоков зарождения трансперсональной психологии и сейчас засужено признается одним из основных деятелей этого направления. Вместе с этим Гроф является основателем и главой Международной трансперсональной ассоциации.

Читайте также:  Разнообразие млекопитающих - формы и признаки представителей, эволюционная роль

В 2007 г. за проделанную работу в сфере изучения глубинных уровней психики человека, продолжавшиеся в ходе 50 лет, за весомый вклад в развитие современной психологической науки, С.

Гроф был награжден премией фонда Гавелов “Предвиденье-97”.

Этот фонд существует для оказания помощи инновационным проектам, не получившим на настоящее время широкой огласки, однако имеющим огромное значение для будущего всего человечества.

За весь период научной деятельности Станислава Грофа в профессиональных психологических журналах было опубликовано более ста сорока его статей, в свет вышло большое количество книг (“Революция сознания”, “Величайшее путешествие”, “Космическая игра”, “Неистовый поиск себя” и др.), некоторые из которых написаны совместно с женой и переведены на шестнадцать языков.

Расширенная картография сознания

В современной психологии существует понятие “карты психики” человека, которая ограничивается его постнатальной биографией (начинающейся с момента рождения) и фрейдистким индивидуальным бессознательным (то, что было забыто, отвергнуто, подавлено), которое также является производным от постнатальной биографии. Новорожденный ребенок воспринимается психологами как “чистая доска”“tabula rasa”. Ни факт его рождения, ни то, что предшествовало рождению, не принимается во внимание.

Однако в процессе работы с холотропным состояниями сознания Станислав Гроф обнаружил, что переживания людей не вписываются в то узкое поле, которое определил Фрейд.

В процессе сеансов холотропного дыхания люди начали перемещаться в другие области, первой из которых стала область рождения. Далее испытуемые, среди которых был и сам Гроф, получили опыт пребывания в той области, которая сегодня называетсятрансперсональной.

Такие состояния сознания получили названиетрансперсональныхособых или холотропных. В них человек выходит за границы своей физической оболочки, эго и ума и ясно видит и осознает, что является чем-то большим.

Кроме того, люди получают опыт единения с различными животными, сверхразумными космическими существами, планетарным, а также вселенским сознанием.

Исследования измененных состояний сознания привели меня к выводу о том, что психика человека в самом широком ее диапазоне соизмерима с полнотой всего бытия и полностью тождественна вселенскому творческому принципу. В свете этого я вижу духовность как важную и неотъемлемую составляющую в жизни каждого человека, так как она отражает не только важнейшее измерение человеческой психики, но и устройство всего мироздания.

“В самом начале нашей работы с психоделическими препаратами мы полагали, что, воздействуя на мозг, они попросту инициируют экспериментальный психоз.

Однако, исходя из результатов исследований, которые длились около 2 лет, я пришел к совершенно иному выводу, а именно: психоделики – это некий катализатор, не создающий определенные переживания, а переводящий психику человека на более высокий энергетический уровень, в результате чего процессы, обычно происходящие в глубине бессознательного, оказываются на поверхности и становятся доступными для осознания. Я увидел ЛСД как некий инструмент, позволяющий нам рассмотреть более глубокую динамику психики”.

“В современной психиатрии учитываются лишь сведения из биографии людей после их рождения, а также индивидуальное бессознательное по Фрейду, однако во время работы с психоделическими препаратами мы обнаружили, что испытуемые не остаются в пределах бессознательного. Первое, что происходит с человеком в измененном состоянии сознания, это, как правило, возвращение к периоду его собственного рождения, то есть переживается опыт родов, а дальше процесс идет в сферу коллективного бессознательного, которую описывал Юнг”.

В результате полученных данных Станислав Гроф пришел к пониманию о необходимости составления новой, неизмеримо более обширной карты человеческого сознания. Объясняя эти необычные состояния сознания, он разработал концепцию названную расширенной картографией сознания, включающую в себя такие уровни:

  • Биографический, который содержит воспоминания после момента рождения.
  • Перинатальный, который связан с переживаниями рождения и смерти.
  • Трансперсональный, который относится к переживаниям измененных состояний сознания.

Разработанная Грофом расширенная картография сознания содержит в себе не только основные картографии западной психологии, но также учитывает практически все известные духовные традиции Востока.

Ее универсальность заключается в том, что вне зависимости от выбранного пути в направлении духовного развития, человеку, так или иначе, приходится сталкиваться с решением одних и тех же задач по овладению определенными уровнями энергий.

“Энергетическая антропология” Грофа говорит о прямой связи между уровнем осознанности человека и доступным ему уровнем энергии, который, в частности, необходим для проработки блоков и препятствий, стоящих на пути его развития.

Базовые перинатальные матрицы

До недавнего времени существовало мнение, что ребенок не замечает ничего из того, что происходит с ним во время его рождения. Считалось, что кора головного мозга у новорожденного не достаточно зрела для того, чтобы хранить память о собственном рождении. Однако эта концепция входит в противоречие с теми данными, которые удалось получить Станиславу Грофу в результате его исследований. В измененных состояниях сознанная люди получили возможность заново пережить все этапы своего рождения, вспоминая их и проходя через них. Эти результаты стали доказательством того, что уже в утробе матери перед началом процесса родов плод наделен сильнейшей чувствительностью.

В результате многочисленных опытов Станислав Гроф пришел к выводу, что процесс рождения можно разделить на 4 этапа, которые были названы им базовыми перинатальными матрицами (БПМ). .

Матрица – это прототип, изначальный шаблон, по которому в дальнейшем выстраиваются все объекты и события (в данном случае жизнь человека). А под перинатальным периодом понимают все, что характеризует время от зачатия ребенка до его рождения (от лат.

  • Первая матрица. Время пребывания в материнской утробе с момента зачатия до первых схваток. Для ребенка характеризуется безмятежной внутриутробной жизнью, спокойным развитием, ощущением покоя, радости и безмятежности. Плод испытывает симбиотическое, океаническое единство с матерью.
  • Вторая матрица – матка сжимается, стискивая плод, но шейка матки все еще не раскрыта. В мирной и безопасной среде ребенка начинаются внезапные перемены. На довольно продолжительный период плод застревает в сжимающейся матке, из которой нет выхода, он оказывается в безнадежной, безвыходной ситуации, испытывая при этом сильнейшее давление: физическое и эмоциональное. Это переживания безвыходности, участи жертвы, ада.
  • Третья матрица – шейка матки раскрывается и начинается борьба за рождение, фактически – борьба за выживание. Ребенок с усилием начинает движение по родовому каналу. Этот процесс символически напоминает свет в конце туннеля – внезапно появляется возможность для освобождения и сложившаяся ситуация может быть разрешена. Эта стадия содержит в себе сильные эмоциональные переживания, чувства агрессии и тревоги, сексуальные энергии, а также стадию напряженной борьбы.
  • Четвертая матрица – ребенок приходит в этот мир и пуповина перерезается. Метафорическая аналогия с умиранием и возрождением. Младенец чувствует освобождение и переживает новое единение с матерью во время грудного вскармливания. Эта матрица включает в себя период с момента рождения и продолжается на протяжении нескольких дней после родов. Это период свободы и любви.

Почему же эти матрицы так важны и почему Гроф уделяет им так много внимания? Потому что в дальнейшем вся информация о процессе рождения человека хранится в его бессознательном и на протяжении всей жизни оказывает огромное влияние на его психологическое и душевное состояние. Кроме того, базовые перинатальные матрицы являются своеобразными окнами, соединяющими человека с более глубокими слоями бессознательного.

Так, здоровая первая перинатальная матрица свидетельствует о том, что человек умеет расслабляться, отдыхать, радоваться жизни, принимать любовь и быть счастливым при любых обстоятельствах.

В том случае, если она была нарушена, к примеру, нежелательной беременностью, употреблением алкоголя и никотина, возможностью выкидыша или аборта, человек не умеет расслабляться, радоваться жизни, а если родители рассматривали возможность аборта, у него возникает страх смерти.

Во второй матрице вырабатывается настойчивость, терпеливость и способность к выживанию. Ребенок учится терпеть, ждать и переносить жизненные неудобства. Существует два нарушение этой матрицы – если она отсутствует (преждевременные роды, кесарево сечение) и если она чрезмерна.

В первом случае человеку недостает терпения, ему трудно даются продолжительные, требующие настойчивости, мероприятия, он сложно переживает неприятные ситуации, для него очень проблематично довести до конца начатое дело.

В этом случае он стремиться разрешить трудности как можно быстрее, а если что-то пошло не так – отказаться от начатого. В случае, когда вторая матрица была избыточной, человек по жизни переживает роль Жертвы – привлекает к себе ситуации, в которых его прессуют, в которых на него давят посторонние.

Избыточная вторая матрица подразумевает задержку родов и их стимуляцию, а поэтому у человека возникает программа “пока меня кто-нибудь не подтолкнет, я самостоятельно делать ничего не собираюсь”.

В третьей перинатальной матрице нарабатываются активная сила: “я буду бороться и справлюсь” – умение добиваться поставленной цели, решительность и смелость. Здесь в качестве нарушений также выступают либо недостаток этой матрицы, либо ее избыточность.

В случае стремительных родов и кесарева сечения люди в дальнейшем не способны к борьбе, их приходится постоянно подталкивать. И на оборот, избыток этой матрицы всю жизнь человека превращает в непрерывную битву, в поле для сражений. Он всегда находит причины для этого.

Кроме того, Гроф считает, что существует очень глубокая связь между 3-й перинатальной матрицей и психологией революции, психологией войны, психологией геноцида. Третья матрица – это гигантский запас жестоких импульсов.

Поэтому, Станислав Гроф находит необходимым уделять процессу родов как можно больше внимания. Для того, чтобы избежать негативных и травмирующих последствий перинатального периода, он рекомендует сделать процесс родов как можно более безопасным, комфортным и легким. Решение он видит в естественных родах, в хорошей подготовке к ним, а также в присутствии при родах отца.

Источник: https://meditation-portal.com/stanislav-grof-avtor-metoda-kholotropnoye-dykhaniye/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector