Русский духовный ренессанс — для студента



Подробности Категория: Учебные пособия, учебники Создано: 2017-09-19 fanat Просмотров: 150 Русский духовный ренессанс - Для студента

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

История русской философии

Под общей редакцией проф. А. Ф. ЗамалееваСПб.: Изд-во филос. ф-та СПбГУ, 2012. – 354 с.ISBN 978-5-288-05308-5

PDF 5 мб

Качество: сканированные страницы + текстовый слой + оглавление

Язык: Русский

Учебник написан в соответствии с университетской программой изучения истории русской философии. Охватывает период с XI по ХХ вв. Содержит концептуальный обзор основных направлений отечественной мысли и трудов их главных представителей.Для студентов гуманитарных специализаций.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Размещение отраслей химико-лесного комплекса - для студента

Оценим за полчаса!

Учебник подготовлен сотрудниками кафедры истории русской философии Санкт-Петербургского государственного университета и содержит концептуальный обзор основных направлений отечественного любомудрия и трудов их главных представителей.

Введение (А.Ф. Замалеев) 3

Раздел первый. ФИЛОСОФСКО-БОГОСЛОВСКАЯ МЫСЛЬ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ§ 1. Крещение Руси и византийское духовное наследие (А.Ф. Замалеев)… 9§ 2.

Богословская экзегеза древнекиевской эпохи (А.Ф. Замалеев)…14§ 3. Исихазм и московское нестяжательство (А.Ф. Замалеев)… 27§ 4. Политико-идеологические течения (А.Ф. Замалеев)… 41§ 5.

Философия православного возрождения (А.Ф. Замалеев)… 52

§ 6. Киево-Могилянская академия и восточнославянский перипатетизм (А.Ф. Замалеев)… 66

Раздел второй. РУССКИЙ ЕВРОПЕИЗМ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.§ 1. Идейно-философская специфика русского европеизма (А.Ф. Замалеев)… 80§ 2. Философия природы (А.В. Малинов)… 94§ 3. Учение о человеке (А.В. Малинов)… 102§ 4. Социально-философские теории (А.В. Малинов)… 117

§ 5. Моральная философия (А.В. Малинов)… 129

Раздел третий. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ (XIX – первая треть XX вв.)§ 1. Основные черты русской классической философии (А.Ф. Замалеев)… 141§ 2. Славянофильство: истоки и эволюция (А.Ф.

Замалеев)… 145§ 3. Политическая философия русского радикализма (А.Ф. Замалеев)… 175§ 4. Философия всеединства и русский духовный ренессанс (А.И. Бродский)… 203§ 5. Позитивная философия (А.Е. Рыбас)… 231§ 6. Философия языка (Н.И.

Безлепкин)… 252

§ 7. Либерально-правовые концепции (И.И. Евлампиев)… 266

Раздел четвертый. РУССКАЯ СОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ§ 1. Сущность и направления советской философии (А.Ф. Замалеев)… 277§ 2. Наука и философия ноосферы (А.Е. Рыбас)… 289§ 3. Философская антропология (А.Е. Рыбас)… 304§ 4. Философия культуры (А.Е. Рыбас)… 312§ 5. Этнофилософия (А.Е. Рыбас, С.А. Троицкий)… 329

§ 6. Идеология диссидентства (И.Д. Осипов)… 337

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (А.Ф. Замалеев)… 349

Источник: https://Platona.net/load/knigi_po_filosofii/uchebnye_posobija_uchebniki/istoriya-russkoj-filosofii-red-a-f-zamaleev-2012

Наследие Николая Неплюева и дело духовного возрождения России

Программа научно-практической конференции Москва, Свято-Филаретовский институт Русский духовный ренессанс - Для студента

Современная Россия находится в поиске общих основ и ориентиров для дальнейшего развития. Опыт XX столетия принес понимание того, что без духовного возрождения Россия не станет единой и процветающей страной. Необходимо найти общие основания для мирной созидательной деятельности, возродить уважение к каждому человеку, возродить общение между людьми в церкви и обществе, почувствовать ответственность за свою малую родину.

Подобные вопросы волновали российское общество и в начале XX века. Тех, кто пытался искать пути мирного прогресса, не вторгаясь в политику и не отождествляясь с политическими партиями, было совсем немного.

Одним из таких людей был христианский мыслитель и педагог, аристократ по происхождению, создатель Крестовоздвиженского трудового православного братства Николай Николаевич Неплюев (1851-1908).

Призывая сойти с пути борьбы и научиться мирному созиданию, он предлагал объединиться всем добрым силам страны, чтобы Россия смогла духовно возродиться и вновь стать страной мира и благоденствия, не раздираемой конфликтами и борьбой.

Опыт общественной и церковной деятельности Николая Неплюева не потерял своей актуальности и в наши дни.

Церковь и общество нуждаются в преодолении всех разделений, в восстановлении творческой и свободной инициативы людей, в возрождении доверия друг другу.

Читайте также:  Первая война с митридатом (с понтийским царством) 89-85 гг. до н.э. - для студента

Возможно, обращаясь к историческому опыту и наследию тех, кто потрудился в собирании церковном и общественном, мы сможем внести свою лепту в дело духовного возрождения России.

Конференция проходит в рамках Форума общенационального покаяния и возрождения «Имеющие надежду».

9:30 Открытие конференции. Приветственное слово ректора СФИ священника Георгия Кочеткова Ведущий: Константин Обозный, декан исторического факультета СФИ

9:45  Пленарное заседание

  • Андрей Тесля, кандидат философских наук, руководитель Центра исследований русской мысли Института гуманитарных наук БФУ имени И. Канта (Калининград)Идея коммюнотарности в русской религиозной философии
  • Дмитрий Гасак, первый проректор СФИПринципы пастырского служения Н.Н. Неплюева

11:00 Круглый стол «Покаяние у Н.Н. Неплюева и в современном обществе»Ведущий: Людмила Комиссарова, председатель Свято-Георгиевского малого православного братства 

  • Участники: священник Георгий Кочетков, ректор СФИ; Андрей Тесля, научный руководитель Центра исследований русской мысли Института гуманитарных наук БФУ имени И. Канта; Марина Наумова, проректор по развитию СФИ; Александр Копировский, заведующий кафедрой богословия СФИ
  • 12:00 Обед
  • 14:00 Работа дискуссионных площадок

Дискуссионная площадка 1. Как узнать и признать старшего?Ведущий: Сергей Смирнов, кандидат экономических наук, заместитель директора Института «Центр развития» ВШЭ 

  • Александр Копировский, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой богословия СФИЗначение личности попечителя Крестовоздвиженского братства в контексте представлений Х. Зедльмайра о «центре» духовной культуры
  • Зоя Дашевская, старший преподаватель СФИ, соискатель кафедры Истории Церкви МГУОсобенности молитв за Россию в практике православных братств
  • Анна Дмитренко, независимый исследователь Последователи Н.Н. Неплюева в деле устроения братств
  • Сергей Чусов, кандидат технических наук, доцент МЭИПроблемы взаимоотношения блюстителя Братства и священника при Братстве (по работе Н.Н. Неплюева «Частное ответное письмо священнику Иванову»)

Дискуссионная площадка 2. Наследие Н.Н. Неплюева и диалог церкви и общества сегодняВедущий: Маргарита Шилкина, кандидат философских наук, декан факультета религиоведения СФИ

  • Маргарита Шилкина, кандидат философских наук, декан факультета религиоведения СФИКрестовоздвиженское трудовое братство в контексте истории православных братств
  • Алексей Наумов, президент Культурно-просветительского фонда «Преображение»Деятельность Русского собрания и духовное возрождение России 
  • Анна Лепехина, председатель Свято-Вениаминовского малого православного братства, сотрудник издательства СФИПравославные братства в пространстве культурной столицы: опыт диалога церковных и общественных организаций в Санкт-Петербурге
  • Ирина Гордеева, кандидат исторических наук, доцент СФИН.Н. Неплюев и миротворческое движение конца XIX – начала XX веков

Дискуссионная площадка 3. Христианские педагогические школы России второй половины XIX века и опыт современного христианского образованияВедущий: Ольга Борисова, кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы и педагогики ТвГУ (Тверь)

  • Наталия Игнатович, исследователь творчества Н.Н. Неплюева«Новый духовный человек, преображённый верой и любовью»: цели и результаты христианской педагогики Н.Н. Неплюева
  • Александр Коншин, старшина Московского купеческого обществаОсобенности школы С.А. Рачинского и её сопоставление с некоторыми авторскими школами конца XIX начала XX века
  • Ольга Синицына, независимый исследовательОпыт устроения школ грамоты православного просветителя и педагога А.А. Штевен-Ершовой в 1885–1895 годах

Дискуссия по актуальным проблемам современного христианского образования 

16:00 Кофе-брейк

16:30-17:45 Круглый стол «Наследие Н.Н. Неплюева и инициативы по объединению общества сегодня»Ведущий: Олег Глаголев, председатель Свято-Елизаветинского малого православного братства, журналист Медиапроекта «Стол»

Участники: протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне; Константин Обозный, декан исторического факультета СФИ; Алексей Наумов, президент Культурно-просветительского фонда «Преображение»; Александра Колымагина, редактор газеты «Кифа»; Ирина Гордеева, доцент СФИ

18:00 Вечер памяти Н.Н. Неплюева «Для ходящих верою и богатство – святой талант» (Культурный центр «Покровские ворота», ул. Покровка, 27)

20:00-21:00 Фуршет 

Заявку на участие в конференции, тему и тезисы выступления просим присылать в оргкомитет конференции до 9 декабря 2019 года, зарегистрировавшись по ссылке.

Питание и проживание – за счет принимающей стороны. Оргвзнос – 500 руб.

Подробнее по вопросам участия:Маргарита Шилкина mvshilkina@gmail.com+7 (903) 169 99 19 

По материалам конференции предполагается издать электронный сборник научных трудов (РИНЦ). Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок для включения в программу конференции и текстов для публикации в сборнике. 

Организаторы:Свято-Филаретовский православно-христианский институтСвято-Николаевское малое православное братство

Свято-Георгиевское малое православное братство

Источник: https://sfi.ru/announcements/nasledie-nikolaia-nepliueva-i-delo-dukhovnogo-vozrozhdeniia-rossii.html

Русский духовный ренессанс

Понятие 1

Русский духовный ренессанс – период в истории русской культуры, русской философии, искусства, литературы начала 20 века, подразумевающий себя как расцвет и возвышение духа, творческих и интеллектуальных методностей и умонастроений.

Для русского духовного ренессанса характерно:

  • Поиск ответов на вопросы и проблемы смысла жизни
  • Поиск роли человека в мире
  • Вопросы о судьбе и свободе человека
  • Раздумья о прошлом и будущем
  • Мысли и рассуждения о духовнои̌ миссии России
  • Русский духовный ренессанс держится на трёх частях:
  • Русский модерн
  • Символизм и Серебряный век поэзии
  • Богоискательство
  • Создание русской религиознои̌ философии

Дополнительный материал 1

Эᴛο однозначный и яркий подъём всœех потенциальных творчески и интеллектуальных сил страны. В эти временные рамки русская культура достигла пика своей утончённости. Данное движение открывалось культурнои̌ элитой, оторваннои̌ от народных масс и процессов, протекавших в широких общественных кругах.

Чем-то русский духовный ренессанс был схож с романтически-идеалистическим движением 19 века.

Россия раскрыла общества и культуры уникальные души, которые были очень чутки ко всœем веяниям духа.

Яркими представителями русского духовного ренессанса являются – Вл. Соловьев, Е. Трубецкой, Н. Бердяев, П. Флоренский, В. Розанов.

Нельзя не оценить могущественное влияние философии и богословия Вл. Соловьева на по϶тов-символистов, творивших в ϶тот период: А. Блока, В. Иванова, А. Белого.

Наряду с серьёзными поисками смысла, кризисом души, формировалась негативная мода на мистику, оккультизм, эстетизм, отрицание этики. Но всœе ϶то вело к зарождению нового типа человека, смотрящегося обратить взор внутрь себя. Эᴛο внутренний духовный переворот, ϶то раскрытие ʼʼпотустороннегоʼʼ, меняющᴇᴦο перспективу и направление сознания.

Изменение эстетического сознания, освобождение от русского нигилизма и социального утилитаризма художественного творчества, переоценка ценностей характеризовало новый этап развития культуры.

А. Волынский и ДВажно заметить, что мережковский были пионерами обновления эстетического сознания и отношения к творчеству. Свое выражение ϶то нашло в литературе, которую не выдерживала старая публицистическая критика.

Ещё одним источником русского ренессанса выступала немецкая философия и русская религиозная философия 19 века, к которым произошёл своеобразный возврат.

Возросший интерес к общемировоззренческим тенденциям и острые вопросы религиозного обновления расположили символистов к идеям и рассуждениям ʼʼпроклятых вопросовʼʼ, рассматриваемых православным духовенством.

По их инициативе начали открываться Религиозно-философские собрания и общества, на которых освещались вопросы философии духовного ренессанса, наряду с этими обществами начали свою работу популярные и быстрорастущие литературно-художественные журналы ʼʼдекадентскогоʼʼ направленияСтоит отметить, особая роль отводилась журналу ʼʼМир искусстваʼʼ, который был основан в Петербурге в 1899 году. Эᴛο первый в России журнал эстетического толка. Именно на нᴇᴦο была возложена миссия возрождения пластических искусств в стране, по словам З. Гиппиус. Центральным органом русского символизма выступал крупный московский журнал ʼʼВесыʼʼ под руководством Я. Брюсова.

Эᴛο давало основание отрицать историческое православие, ᴇᴦο аскетизм и народничество, требующих жертв и служения. Такой взгляд созвучен символизму ренессансного духа, который нашёл себя в концепции Богочеловека, человека, равного своему создателю.

Характерное тенденции направление – русский футуризм, воспевал будущᴇᴦο богочеловека на манере стихов, картин, театральных постановок.

Дополнительный материал 2

Свою слабость русский духовный ренессанс проявлял в узкой социальнои̌ базе, заключеннои̌ в основном в культурнои̌ элите. Их борьба за дух свелась к разрыву с обширными массами интеллигенции и народом.

Все больше нарастало их одиночество и обособленность.

Но задача, которую перед собой ставили сподвижники русского духовного ренессанса была велика, несмотря на всœе проблемы, возникавшие в ϶том процессе – ʼʼзадача поддержания света, как бы ни была велика тьмаʼʼ.

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/26829_russkiy_duhovnyy_renessans

Проблемы духовно-нравственного возрождения россии

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОЗРОЖДЕНИЯРОССИИ

Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Нам кажется, что всему этому причина — неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь».

(Святитель Игнатий Брянчанинов)

Российское общество переживает в настоящее время духовно — нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество — духовных и нравственных идеалов.

Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования.

Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается деидеологизированный либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также над суверенитетом государств и патриотическими чувствами. Этот стандарт во многом определяет сегодня российскую образовательную политику. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели — общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда — развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение — вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование — западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре — исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всем, подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным; изменяет традиционный смысл понятий «духовность», «нравственность», «добродетель»: предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания. Место воспитания на основе традиций отечественной культуры занимает проведение образовательно-развлекательных кампаний в контексте либерально-демократических ценностей. Эти ценности оказывают определяющее воздействие на систему нравственных эталонов детей, молодежи, общества в целом.

Однако опыт показал: попытки формирования нравственных чувств, нравственной позиции на основе общегуманистического подхода и либеральных, «общечеловеческих» ценностей не приводят к успеху. Понятия добра и зла не могут быть представлены в «общечеловеческом смысле», — сами по себе они не являются абсолютными и не содержат нравственной оценки.

Сегодня видно, что несостоятельна гуманистическая утопия, связанная с идеализацией Запада и верой в то, что рыночная экономика решит все социальные проблемы, создаст нравственное общество.

«Гуманистические плоды» демократии, явленные в наши дни, как и опыт развития человечества на протяжении «безбожного» XX века, подтвердил, что улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии нравственно улучшить людей.

Читайте также:  Объектно-ориентированные СУБД - база данных и система управления

Либерально-демократические ценности, вне четкой системы нравственных координат в эпоху технологического прогресса создают опасность разного масштаба катастроф, направляющих результаты прогресса против человечества.

В России разрушительные последствия жизни без Бога — социального эксперимента XX века — и либерально-демократических изменений последнего десятилетия особенно очевидны. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны.

Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ. Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры.

Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.

А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры — русского народа.

Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни.

В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством человека, долгом, честью, чистой совестью гражданина.

[1] Для России это означает утрату преемственности в духовно-нравственной культуре, идеологии, так как традиционный русский взгляд на мир — веками основывался «на фундаментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания. Согласно такому мировоззрению, целью человека в его личной жизни, смыслом семейного бытия, общественного служения и государственного существования в России являлось и является посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает Православная Церковь. Другой религиозно-нравственной, идеологической, мировоззренческой альтернативы у России нет. Ведь подлинное величие России в мире, ее признанный всеми вклад в мировую науку, культуру стали возможны только на основе традиционной духовной культуры, идеологии; кстати, их элементы применялись и в советский период. Утрата былого величия России на рубеже XX и XXI веков — ничто иное, как следствие отказа от русской идеологии, Православной веры, традиционных ценностей и идеалов Российского государства. Ясно видно, что для России любые попытки двигаться в нетрадиционном направлении чреваты морально-этической деградацией общества, демонизацией русской действительности, полным параличом духовных сил народа. Главным же средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания.

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо». И.А.

Ильин называет семью «первичным лоном человеческой культуры» 3. В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. Восстановление традиционного уклада жизни поможет возвращению семьи к решению задачи духовно-нравственного семейного воспитания.

В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

В начале третьего тысячелетия важнейшей проблемой духовной жизни нашей страны является возрождение традиционных духовных ценностей и идей, среди которых основополагающей была и остается идея патриотизма.

Патриотизм — это чувство любви и гордости за свое Отечество; общественный, нравственный и политический принцип, регулирующий отношение человека к Родине; основа национальной безопасности России.

Патриотизм был и остается характерной чертой менталитета российского народа, духовной основой развития российской государственности.

Наши политические достижения находятся в прямой зависимости от степени нашего патриотического воодушевления, от роста ответственного национального сознания в русском обществе и народе. Русский народ должен сейчас сделать величайшее напряжение духа, чтобы доказать миру, что в России есть патриотизм, есть национальное сознание, есть гражданское достоинство.

Угрозы внутри российского общества для духовной безопасности его субъектов существуют и со стороны экстремизма разного толка. Изучение состояния развития современного российского общества показывает, что угрозы духовной безопасности его гражданам исходят практически из всех сфер общественной жизни.

Подводя итоги сказанного, повторим еще раз, что создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращений поколению XXI века православной веры, свободы, семьи, родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

Список литературы

1. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — М.: 2001. — 127

2. В доме отца моего: Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. — М: 2001. — 304 С.

  1. Ильин И.А. Путь духовного обновления //Ильин И.АЛ Путь к очевидности. -М.: 1993, С. 199-241

  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы». // Красная звезда. — 2005,31 августа.

  3. Наш православный дом. — М.: 2000. — 320 С.

Источник: https://infourok.ru/problemi-duhovnonravstvennogo-vozrozhdeniya-rossii-1691367.html

Русский духовный Ренессанс XX в

Период в развитии русской духовной культуры, в том числе философии, рубежа XIX-XX веков по праву именуется «серебряным веком». На рубеже XIX-XX веков возникли новые глубинные явления в русской культуре — стремление по-новому осмыслить и роль религии и роль искусства в духовной жизни.

Это был подлинный Ренессанс — Возрождение, преодоление устаревших традиций, когда искусство, изолированное от философии и нравственности, превращалось либо в унылую копию быта, либо в сложную игру, а религиозное сознание все более облекалось в застывшие церковные, обрядовые формы и, естественно, от него отдалялись целые поколения интеллигенции.

Переплетение философии с другими формами духовной жизни находило свое выражение не только в теории, но и в житейской практике. Таковы характерные для «серебряного века» философско-художественные салоны в Петербурге. Это религиозно-философские собрания на квартире у Мережковского и Гиппиус.

Здесь группировались философы и литераторы, увлекавшиеся «новым религиозным сознанием». (Бердяев, Розанов, Блок, Белый). Главная идея собрания Мережковского — соединить интеллигенцию с религией, утвердить роль внецерковных религиозных идей в духовной культуре России.

Немалую роль в консолидации и самосознании философов русского Ренессанса сыграли журналы «Новый путь», «Вопросы жизни», они печатали их статьи. Бердяев отмечает: «Русский культурный ренессанс начала века был одной из самых замечательных эпох в истории русской культуры.

Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка, «эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания».

Но «несчастье» культурного ренессанса начала XX века было в том, что в нем культурная элита была изолирована в небольшом круге и оторвана от широких социальных течений того времени. По мнению Бердяева, «это имело роковые последствия в характере, который приняла русская революция».

Бердяев точно подметил, что великие ценности русского культурного, тем более религиозно-философского ренессанса, с его богатством духовной жизни, тонким проникновением в человеческие души, не были востребованы революцией. Разгром, изгнание, идеологический диктат, который испытали после Октября творцы духовно-культурного ренессанса, обеднил духовную жизнь народа. Вне поля зрения остались многие проблемы — свободы мысли и свободы творчества, политики и нравственности, многообразия форм культуры.

Русская философия рубежа столетий выступала как неразрывная часть духовной культуры этого времени.

Лев Шестов — был одним из зачинателей русского философского Ренессанса. Своим творчеством он наиболее ярко выразил основное содержание Ренессанса — стремление утвердить религиозную философию, основанную на вере и развенчать философию рационализма.

Свою главную идею — утверждение философии теоцентризма, всецело основанной на вере, Шестов обосновывает путем доказательства иррациональности бытия и острой критики философии рационализма. Мир для Шестова полон тайн. Природа бытия сверхиррациональна. Окружающий нас мир — это мир хаоса, господства стихии, случайности.

Из этого онтологического положения о хаотичности, неорганизованности мира следует другое основное положение философии Шестова — о несостоятельности претензий науки, рационалистической философии (как материалистической, так и идеалистической) на постижение действительности, раскрытие ее тайн.

Наш разум способен познать лишь необходимое, закономерное, а случайное, хаотичное скрыто от чистого разума. Но мир как раз по своей сущности и случаен, и хаотичен. Именно поэтому рационализм не может заглушить у людей чувства, что подлинная истина находится по ту сторону разума.

Поэтому, заключает Шестов, власти, на которую претендует разум, у него нет. И напрасно, иронизирует он, «человечество помешалось на идее разумного понимания». Отсюда философ делает главный для своей системы вывод: истинная философия вытекает из того, что есть Бог.

Глубочайший порок рационализма состоит в том, что он заранее отбрасывает данные веры, данные откровения. Выступая против рационализма, Шестов развивал религиозную философию. Он был одним из ярких представителей русской экзистенциальной философии, исследующей проблемы существования человека.

Павел Александрович Флоренский (1889-1937) — критически относясь к философии Соловьева он в своих трудах развил концепции всеединства. В своем главном произведении «Столп и утверждение истины» он обосновывает мысль о том, что всеединство — основной принцип бытия. Сущностью всеединства у Флоренского является любовь, создающая и скрепляющая единство.

В поздних, послереволюционных, произведениях Флоренского концепция всеединства получила дальнейшее развитие. В этот период он больше обращает внимание на разные уровни осуществления всеединства в различных областях реальности, как материальной, так и духовной. В процессе движения по этим ступеням решающая роль принадлежит религии.

Проявление ступенчатой структуры усматривается им во всех областях природы и общества: в концентрической модели Вселенной (космология), в строении земной коры (геология), в структуре общества (социология). Тем самым Флоренский открывает новую главу в истории всеединства, включая в круг ее применения новые прикладные области.

Другим крупным продолжателем идей Соловьева был Сергей Булгаков (1871-1944). В русской религиозно-идеалистической философии начала XX в. Булгаков стал главным теоретиком намеченного Соловьевым и развитого Флоренским учения о всеединстве бытия.

Мир, согласно учению Булгакова, представляет собой такое творение, основой которого является особое, идеальное, божественное начало, именуемое святой Софией. Поэтому мир в целом заслуживает в себе не негативного, а позитивного отношения. Божественной является не только потусторонняя, но земная жизнь.

Всестороннее развитие Булгаковым той составляющей философии всеединства, которая у Соловьева именуется софиологией, учением об идеальности бытия, — отличительная черта концепции Булгакова. В его творчестве наиболее полно выразились основные черты разнообразных учений в русской философии о софийности мира и человечества и важнейшая из них — стремление утвердить идею совершенства, красоты, божественности природы и человека.

Источник: https://students-library.com/library/read/18246-russkij-duhovnyj-renessans-xx-v

Ссылка на основную публикацию