Ремесло в xvii в. — для студента

Мануфактура — это промышленное предприятие, основанное на разделении труда и ручном производстве.

Каждый рабочий мануфактуры выполняет лишь небольшую часть дела — какую-то простую операцию. Например, один человек замешивает глину, другой делает горшки на гончарном круге, третий расписывает их краской, четвертый — обжигает в печи.

Этим мануфактура отличается от мастерской ремесленника, где мастер изготавливает изделие от начала до конца. А от фабрики или завода мануфактура отличается тем, что операции выполняются вручную, не используется машинный труд.

Латинское слово manufactura образовано от слов manus (рука) и facere (делать). Термин «мануфактура» в значении «предприятие с разделением труда и ручным производством» введен Карлом Марксом.

Мануфактуры вели к развитию специализации работников и снижению издержек производства. Это обеспечивало большую производительность и прибыль, чем в мастерских.

При этом наемный работник становился менее ценным и универсальным специалистом, чем мастер-ремесленник. Росла зависимость рабочих от хозяина мануфактуры.

Ремесло в XVII в. - Для студентаСвечная мануфактура — каждый работник выполняет лишь одну простую операцию. PHAS/Universal Images Group via Getty Images

В Западной Европе мануфактуры пришли на смену ремесленным мастерским и господствовали в XVI-XVIII веках. Затем в результате промышленной революции их заменили фабрики.

В России промышленный переворот начался лишь во второй четверти XIX века, поэтому мануфактуры существовали дольше. Чаще всего они специализировались на текстильном производстве, поэтому слово «мануфактура» в Российской Империи одно время было синонимом ткацкой фабрики или ткани («купить мануфактуры»).

Мануфактуры существуют и сегодня — например, в сельской местности или для производства дорогих товаров ручной работы — но уже не играют заметной роли в экономике.

Ремесло в XVII в. - Для студентаРабочий район близ Прохоровской текстильной фабрики «Трехгорная мануфактура» в Москве в 1870-е годы. Акварель из фондов Государственного Исторического музея. Репродукция: РИА Новости

Расскажите, чем было вызвано возникновение мануфактур

Возникновение мануфактур было вызвано развитием рыночных отношений — капитализма — в позднее Средневековье. Товары все активнее производили на продажу, а не для собственного потребления.

Ремесло развивалось, и для ускорения производства работу научились делить на отдельные операции. В мастерских помимо мастеров и подмастерьев стали появляться наемные работники. Торговцы начинали вкладывать деньги в организацию производства, а не просто скупать у ремесленников готовую продукцию.

Предпосылки появление мануфактур:

  • Развитие ремесла.
  • Рост товарного производства.
  • Дифференциация, специализация мелких товаропроизводителей.
  • Появление мастерских с наемными работниками.
  • Накопление капитала.

Развитие мануфактур. Рассеянная, смешанная и централизованная мануфактура

Мануфактура могла объединять ремесленников одной специальности, которые делили между собой отдельные операции. А могла включать ремесленников разных специальностей, которые вместе изготавливали сложные изделия.

  • Ранние мануфактуры встречаются в XIV-XV веках. Первоначально это была рассеянная мануфактура — торговец скупал и продавал продукт самостоятельных ремесленников, снабжал их сырьем и орудиями производства. Мелкий производитель при это продолжал трудиться в своей домашней мастерской.
  • Смешанная мануфактура сочетала работу на дому с исполнением отдельных операций в общей централизованной мастерской.
  • Наконец появилась централизованная мануфактура, где наемные рабочие трудились в одной мастерской. Порой такие мануфактуры создавались государством — например, Пушечный двор, Оружейная палата и Хамовный двор в Москве XVI-XVII веков.

Мануфактуры были распространены в текстильной промышленности, производстве бумаги и стекла, в металлообработке и судостроении, в книгопечатании и других отраслях.

По сравнению с мастерской ремесленника мануфактура была более производительным, прогрессивным предприятием. Она подготовила переход к машинному производству в ходе промышленной революции XVIII-XIX веков.

Сравните мануфактуру и мастерскую ремесленника

У мануфактур и ремесленных мастерских были и общие черты, и различия.

Общее:

  • И в мастерской ремесленника, и на мануфактуре использовались ручные орудия труда.
  • Производство и там, и там было мелкотоварным — массовое производство возникнет позже, благодаря механизации промышленности.

Отличия:

  • В мастерских работы выполняли мастера, подмастерья и ученики. На мануфактурах же трудились наемные работники.
  • Владельцем мастерской был сам мастер. Хозяином мануфактуры был купец или иной предприниматель.
  • В ремесленных мастерских работу от начала до конца выполнял один и тот же человек. На мануфактурах — «коллективный рабочий», то есть каждый работник брал на себя лишь часть общего дела, повторяя одну и ту же несложную операцию.
  • За счет разделения труда на мануфактурах были ниже издержки производства,

выше производительность труда и оттого — больше прибыль.

Мануфактура и ремесленная мастерская. Таблица

Критерии сравнения Ремесленная мастерская Мануфактура
Размер Небольшое предприятие Большое предприятие
Работники Мастер и подмастерья Наемные рабочие
Орудие труда Ручные орудия Ручные орудия
Владелец Мастер Хозяин мануфактуры
Разделение труда Отсутствует — один работник выполняет всю работу Разделение труда — один рабочий выполняет отдельную операцию

Ремесло в XVII в. - Для студентаКузнец за работой. Getty Images / Hulton Archive

Какие особенности мануфактурного производства позволяют назвать ее предприятием нового типа?

Назвать мануфактуру предприятием нового типа позволяют следующие особенности:

  • Разделение труда, рост производительности, снижение производственных затрат.
  • Использование труда наемных рабочих, утрата работниками своей самостоятельности.
  • Ориентация на рынок, заставлявшая совершенствовать производство, использовать новые орудия.
  • Стремление к расширению производства и рынков сбыта.

Источник: https://www.anews.com/p/118525044-chto-takoe-manufaktura-sravnenie-manufaktury-i-masterskoj-remeslennika/

Ремесло в средневековом городе

Фабрик и заводов в средневековом городе не было. Разнообразные изделия, продававшиеся на городских рынках, производились в маленьких мастерских ремесленников.

В мастерской не было машин; все делалось вручную, с помощью самых простых орудий труда.

Чтобы выковать лемех для плуга, кузнец щипцами вытаскивал из горна кусок раскалённого докрасна железа, клал его на наковальню и долго бил по нему молотом.

Ремесло в средневековом городе было мелким производством, основанным на ручном труде.

Техника ремесла развивалась медленно. Специальность отца обычно наследовал сын. Вместе с секретами мастерства отец передавал ему и свои несложные инструменты.

Благодаря длительной выучке, огромному опыту и сноровке в ручном труде, ремесленники достигали совершенства в работе.

Суконщики научились вырабатывать тонкие мягкие ткани и окрашивать их в разные цвета, оружейники делали затейливо украшенные доспехи.

2. Кто работал в мастерской

Главным работником в мастерской был ремесленник-мастер. Он же был и хозяином мастерской в мастерской со всем ее оборудованием и инструментами.

  • Мастер закупал сырьё и вырабатывал из него изделия.
  • 1 Сырьё — кожи, шерсть, железо и другие материалы, из которых вырабатываются промышленные изделия.
  • Мастерская часто служила и лавкой для продажи готовых вещей.
Читайте также:  Опубликовать статью ВАК срочно - это реально или нет, пошаговая инструкция

Городской ремесленник-мастер был собственником орудий труда. В отличие от крестьянина, ремесленник производил вещи на заказ или для продажи.

Кроме мастера, в мастерской работали ученики и подмастерья. Подростки-ученики выполняли подсобные работы и изучали ремесло. Чтобы приобрести опыт, надо было долго учиться.

Отдавая сына в обучение, отец почти продавал его мастеру на долгие годы (см. договор о найме ученика). Нелегко жилось ученикам.

Их заставляли помогать по хозяйству, в доме мастера; при этом нередко на них сыпались брань и побои.

Правой рукой мастера был подмастерье — работник, уже изучивший ремесло. От восхода солнца до наступления темноты он гнул спину в тесной мастерской. За свой тяжёлый труд подмастерье получал небольшую плату. Но после нескольких лет работы он мог стать мастером и открыть свою мастерскую.

В мастерской средневекового оружейника. Тесная со сводами комнатка в первом этаже дома ремесленника. Сквозь небольшое окошко едва пробивается луч солнца. В глубине стоит горн, справа точильный круг и тиски. На полках ручные инструменты: молотки, свёрла, клещи, напильники. Мастер примеряет на рыцаря железные доспехи. Ему помогают ученики. У окна подмастерье с помощью молотка отделывает нагрудный панцирь.

3. Цехи-союзы ремесленников

 Долгое время большинство крестьян по-прежнему изготовляло для себя всё необходимое. Поэтому покупателей ремесленных изделий сначала было мало. Чтобы продать свои изделия, мастерам приходилось сговариваться между собой о том, сколько товаров будет производиться в каждой мастерской. Ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, объединялись в союзы — цехи 

Были цехи ткачей, сапожников, каменщиков, плотников и много других.

1 Не путайте с современными цехами — отделениями фабрик и заводов.

На общем собрании мастера принимали устав — правила, обязательные для всех членов цеха. Устав требовал, чтобы ремесленники изготовляли вещи по определённому образцу, из хорошего сырья. В правилах говорилось, сколько станков может иметь каждый мастер, сколько учеников и подмастерьев он имеет право держать в мастерской. Устав запрещал мастерам отбивать друг у друга покупателей.

Во главе цеха стояли избираемые мастерами старшины. Они следили за соблюдением цеховых правил и строго наказывали тех ремесленников, которые нарушали устав. Например, если лондонский пекарь продавал булку неполного веса, его возили по городу в клетке на всеобщее осмеяние.

В цеховых правилах отразилась забота ремесленников о том, чтобы привлечь в город больше покупателей. Цехи старались не допустить соперничества между мастерами, обогащения одних ремесленников за счёт других (см. отрывки из устава цеха парижских ткачей).

Желая быть полными хозяевами на своём рынке, цеховые мастера преследовали и даже изгоняли из города ремесленников, не входивших в цехи. Они зорко следили за тем, чтобы на городском рынке не продавали своих изделий ремесленники из других городов и сельской местности.

4. Роль цехов в жизни города. 

 Вся жизнь ремесленников была связана с цехами.   Они устраивали совместные праздники. Цех имел кассу из которой оказывалась помощь нуждавшимся мастерам и их семьям. Члены цеха составляли отряд городского войска. Объединённые в союзы ремесленники сплочённо выступали в борьбе с врагами города.

Долгое время цехи способствовали развитию ремесла. В городах увеличивалось число ремесленников различных специальностей, возникали новые виды ремесла. В Париже в 14 веке было 300 цехов и около 5500 ремесленников.

Но с ростом числа мастеров между ними усиливалось соперничество в продаже изделий. Цехи стали препятствовать тому, чтобы подмастерья становились мастерами. Лишь сыновья мастеров свободно получали звание мастера.

Подмастерья должны были выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить из дорогого материала лучший образец изделия.

Кроме того, полагалось устроить пирушку для членов цеха и заплатить большой вступительный взнос.

В городах становилось всё больше подмастерьев, которые всю жизнь оставались работниками у мастеров. Их называли «вечными подмастерьями».

Цехи не разрешали расширять мастерские и вводить новые орудия труда. Были случаи, когда цеховые старшины уничтожали ценные изобретения и жестоко расправлялись с изобретателями. Это причинило большой вред развитию техники и стало задерживать рост производства ремесленных изделий в городах.

ДОКУМЕНТЫ — Договор о найме ученика

Я, Иоганн Тойнбург, объявляю всем, что отдаю благопристойному мужу, золотых дел мастеру Айльфу Бруверу, моего сына Тениса для изучения ремесла золотых дел мастера в Кёльне. Тенис обязан верою служить 8 лет без перерыва.

Мастер Айльф обязан кормить моего сына все 8 лет. Я же обязываюсь одевать его.

Если случится, что я, вышеназванный Тенис, убегу от моего мастера и стану самостоятельно заниматься ремеслом до истечения восьми лет, то я обязан уплатить мастеру штраф (указан размер штрафа).

Отрывки из устава цеха парижских ткачей шерсти.

  1. Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своём доме два широких станка и один узкий, а вне дома он не может иметь никакого.
  2. Каждый ткач шерсти в своём доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше чем на четыре года службы.
  3. Все сукна должны быть целиком из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине.
  4. Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.
  5. Подмастерья — ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-srednikh-vekov-v-xvii/98-remeslo-v-srednevekovom-gorode-14-15-vv.html

Развитие ремесла и торговли в 17 веке

Введение……………………………………………………………………………21 Развитие ремесла в России в 17 веке…………………………………………..5

1.1 Обработка дерева……………………………………………………………….5

1.2  Обработка льна, конопли и шерсти…………………………………………13

1.3 Гончарное производство…………………………………………………….16

2 Особенности развития торговли в 17 веке………………………………………19

2.1  Правила внутренней торговли………………………………………………19

2.2 Регламентация внешней торговли………………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованных источников …………………………………………..29

Введение

Актуальность изучения данной темы заключается в особенностях исторического развития России. В развитии системы управления хозяйственной жизнью в России XVII век положил начало новому периоду, который характеризуется фактическим слиянием областей, земель и княжеств в единое целое. Постепенно ликвидировались пережитки феодальной раздробленности.

Читайте также:  Внешняя политика октавиана августа - для студента

В недрах феодального общества возникали и развивались новые 
экономические явления, подрывавшие 
основы натурального хозяйства и 
способствовавшие неуклонному развитию простого товарного производства. Это 
приводило к росту городского населения и купечества.

Крупные 
вотчины и поместья начинают производить 
все больше сельскохозяйственных продуктов 
для сбыта, одновременно организуя 
производство промышленных изделий. Во многих поместьях были основаны поташное, винокуренное, кожевенное и полотняное производства. Все более активно 
втягивались, в рыночные отношения 
и крестьянские хозяйства.

Однако ремесленное 
производство уже не могло обеспечивать возрастающие запросы рынка, особенно в связи с быстрым ростом городского населения.

Быстро развивалась торговля России с Востоком и Западом.

Торговые связи с азиатскими странами осуществлялись через Астрахань, а с Западной Европой — через сухопутную границу, а затем через Архангельск.

Внешняя торговля почти полностью была сосредоточена в руках иностранцев, так как Россия не имела торгового флота. Однако правительство стремилось к активизации торговли, защите внутреннего рынка.

  • Цель данной работы — охарактеризовать развитие ремесла и торговли в Росcии в 17 веке.
  • Достижение данной цели предполагает решение следующих задач
  • 1. Рассмотреть основные тенденции развития ремесел в 17 веке;
  • 2. Описать правила внутренней 
    торговли;

3. Осветить основные направления 
регламентации внешней торговли.

  1. Объект исследования — процесс развития ремесла и торговли конца XVII века.
  2. Предмет исследования – специфические особенности развития неземледельческой сферы хозяйственной жизни.
  3. В процессе исследования нами были использованы следующие методы:

1. Анализ вторичных данных.

2. Сравнительный метод.

Степень изученности 
проблемы данная проблемы широко была рассмотрена в таких  работах, как  «Очерки русской культуры XVII в.» в которой даётся полная характеристика ремесел, существовавших в 17 веке. Подробно описывается обработка дерева, обработка кожи, гончарное производство.

Также в работе Костомарова Н.И. «Очерк торговли Московского государства в XVI-XVII вв.

» содержатся данные о самых различных аспектах торговой деятельности русского народа и русского государства в целом: это и описание первых таможенных пунктов в России, деятельность ярмарок, торговля лошадьми, солью, рыбой, хлебом, мехами, взаимоотношения с иностранными купцами и торговыми компаниями, денежное обращение. В работе Орленко Л.В. « История торговли» особое внимание уделено возникновению и развитию торговли и денежной системы на территории нашего государства.

1 Развитие ремесла в России в 17 веке.

Для XVII в. свойственно сохранение и дальнейшее углубление традиций русского средневекового ремесла в условиях «нового периода» русской истории.

Характерной чертой обрабатывающих промыслов столетия является тесная связь ремесла с мелким товарным производством. Поскольку часто 
один и тот же ремесленник работал 
и на заказ и на рынок, трудно отделить ремесло от мелкотоварного производства.

Изучение технологических 
приемов обработки исходного 
сырья и процесса изготовления изделий 
из дерева, металла, кожи, тканей, глины 
позволяет определить уровень развития и особенности технологии каждого 
отдельного производства.

К сожалению, документы не всегда дают возможность 
уяснить технологию производства и 
то, как складывались отношения в 
процессе изготовления какого-либо изделия: вырабатывалось ли оно целиком самим 
производителем или же применялся наемный 
труд, работал ли он непосредственно 
на рынок или же между ним и 
потребителем стоял посредник — скупщик. Для восстановления относительно полной картины выделки того или иного 
предмета придется прибегнуть к реконструкции, сопоставляя отрывочные сведения в 
источниках с образцами имеющихся 
изделий и с описаниями технологии производства более позднего времени 
в тех случаях, когда в основе его сохранилась ручная техника.

Хотя каждая из рассматриваемых 
отраслей ремесла имела свою специфику, общим для всех оставался ручной труд.

Отработанные многими поколениями 
предшественников приемы его привели 
к удивительному совершенству изделий, нередко превращая рядовой предмет 
обихода в произведение искусства.

Длительная специализация в определенной отрасли производства ряда поколений 
мастеров переходила зачастую на их фамилию. Поэтому в документах XVII в.

мы неоднократно встречаем мастеров литейного производства Колокольниковых, искусных резчиков по дереву Рещиковых, живописцев Иконниковых, а также Кузнецовых, Кожевниковых, Гончаровых, Плотниковых, Красильниковых и многих других. Характеристику ремесел начнем с обработки дерева, имевшей большое значение в экономике России и в жизни населения страны характеризуемого периода.

В Глубокую древность уходит мастерство обработки дерева: умение выбрать для поделок нужный материал, прекрасное знакомство со свойствами древесины, отработанность инструментов, огромное разнообразие изделий и 
специализация (а нередко и детализация) в целом ряде отраслей обработки 
дерева.

Как можно заключить из документов XVII в. и работ исследователей этого периода, в обработке дерева указанных областей выделился ряд 
специальностей: плотники, токари, ковшечники, бондари, колесники и др., которых 
можно объединить в группы по основным видам работ: 1) плотничьи и столярные; 2) изготовление средств транспорта; 3) выделка бытовой утвари и посуды; 4) резьба по дереву.

Специальность плотника была наиболее распространенной из всех отраслей деревообрабатывающих промыслов. Так, из 32 мастеров по дереву в Устюге в 
первой половине XVII в. плотников было 19, во второй половине века их число 
увеличилось до 100 с лишним человек. [22, с.

124 ] В городе Ярославле в 1646 г. из 88 мастеров 46 было плотников [12,с. 56]. В ряде районов Севера и Верхнего Поволжья целые деревни состояли из потомственных плотников, славившихся своим искусством, например жители Галичского уезда, по прозвищу «Галки», которых еще в XVI в.

вызывали для плотницких работ в Москву.

Не менее славились 
своим искусством кореляне, а в 
числе владений Кирилло-Белозерского монастыря в 1601 г. была деревня, где 
крестьяне — поголовно плотники — вместо оброка выполняли на монастырь разные заказы.        В зависимости от сложности работ артель плотников составлялась из разного числа работников.

Не всегда можно уяснить, сколько человек включает в себя определение «с товарищи», так как указывается обычно имя одного, видимо, самого опытного, руководителя работ.

В устюжском архиерейском доме кроме Дементия «с товарищи» упоминается еще неоднократно плотник Артемий, который также «с товарищи» выполнял ряд работ [24, с. 93].

Самыми сложными строительными 
работами были постройка мостов, речных и морских судов, храмов. Сохранившиеся 
памятники русского деревянного 
зодчества XVII в.

говорят о высоком 
плотницком искусстве мастеров.

Вместе с тем у исследователей постоянно 
возникает вопрос: каким образом 
без предварительных расчетов, планов и чертежей, буквально «на глаз» возводились сложнейшие в техническом 
отношении сооружения?

Как уже говорилось, традиции ремесла в Древней Руси передавались из поколения в поколение, совершенствуясь 
и развиваясь в условиях коллективного 
творчества многих предшественников.

Участвуя с раннего детства в 
работах отца, сын перенимал все 
навыки его мастерства, технические 
приемы и держал все это в памяти. При договорах с плотниками на постройку здания заказчик должен был 
указать в качестве образца уже 
существующее строение, оговорив только отличия в размерах и деталях.

Именно таким образом составлялись рядные записи в описываемое время. Так, например, в 1617 г. семь устюжских 
плотников (6 — из города и один — крестьянин — из уезда) были наняты перекрыть церковную 
кровлю в Устюге: «… как крыта 
старая кровля.., а обрешетить сколь 
высоко архимандрит…

повелят, на спуски спустить тое кровли на все стороны 
по аршину… » и далее перечислены, все ее детали, их размеры и украшения 
[2, с. 34].

При постройке храмов сложной 
конструкции точно указывался уже 
существующий его прототип. В жалобе 1627 г. устюжских плотников на крестьян, заключивших договор на постройку 
церкви, но не доставивших вовремя 
материал, говорится, что пригласили их строить теплый храм, «как у 
Миколы на Приводине» и «… тем 
образцом храм теплой поставлен» [7, с. 134].

Иногда в договорах 
образцы для построек указывались 
и в менее сложных сооружениях.

Поскольку для строительства 
храмов привлекались самые квалифицированные 
плотники, в порядных записывалось иногда имя только одного или двух плотников, которые, вероятно, уже сами нанимали нужных для дела мастеров.

Читайте также:  Интеграционные процессы в мировой экономике - содержание и формы

В основе простейшего деревянного 
сооружения лежал сруб — прямоугольная 
клетка из бревен. Поэтому такие 
постройки назывались «клецкими». Высота здания зависела от количества и толщины бревен сруба — «венцов».

Чаще всего длина бревна в срубе 
была 3-3,5 сажени; в исключительных случаях 
длина стены достигала 7 саженей, т. е. 14 м, при этом делалась «стычной», т. е. два бревна концами скреплялись 
между собой «в замок» [1,с. 23].

Толщина бревна в отрубе равнялась 6-7 вершкам (27-32 см), хотя на лавки и полицы выбирались бревна толщиной до 60 см.

Все сооружение ставилось 
часто без единого железного 
гвоздя. Мастерство безгвоздевой конструкции 
достигало особенного искусства 
в покрытиях. Бревенчатая стена 
у двух противоположных стен сруба 
постепенно сокращалась кверху, образуя 
треугольник — «самец».

Самцовые бревна служили опорой для поперечных слег, врубавшихся концами в каждое соединение двух самцов. Вершины обоих 
треугольников соединялись массивным 
бревном, называвшимся «Князевым деревом», или «князьком». При очень длинных 
постройках, в дополнение к самцам или «порубам», устраивались еще 
стропила, или «быки».

Для этого 
в середине или чаще в боковой 
стене в верхних венцах укреплялись 
быки, соединявшиеся кверху концами. В треугольник между быками вставлялись 
бревна, которые служили дополнительными 
опорами, не дававшими прогибаться 
князевому дереву и предохраняли стены от распирания [6, с. 156].

Наиболее прочным покрытием было тесовое. Для получения теса бревно рубилось топором пополам, отчего тесины бывали толщиной до 10 см [19, с. 251]. Верхние концы тесин соединялись на гребне кровли, а нижние упирались в желоб — выдолбленное из целого дерева бревно с выемчатой ложбиной.

Желоб клался на «курицы» -естественные крюки с загнутыми вверх концами, которые крепились к поперечным кровельным жердям. Поверх тесин надевалось целое бревно с желобчатой выемкой по всей длине, называвшееся охлупным, или «шеломом».

Для укрепления охлупня по вершине его вставлялись деревянные штыри-стамики, соединявшие шелом с Князевым деревом. Для водонепроницаемости кровли под тес подкладывали пластины березовой коры — «скалу», а желоб смолили.

О распространенности подобной конструкции в XVII в. (причем также 
при постройке судов) говорят 
частые упоминания в документах таких 
деталей, как тесницы, желоба, курицы и т. п., которые не только выделывались плотниками, но и продавались готовыми на рынках [4, с. 249].

Строительный материал в XVII в. был достаточно разнообразный: еще в начале XVIII в. упоминаются 
хозяйственные постройки из такого редкого и дорогого (позже) материала, как дуб, ильм или липа.

Для строительства 
жилых зданий более всего употреблялись 
хвойные породы: сосна, ель, реже — лиственница. Сосна для этих целей являлась наиболее пригодной — прямой и высокий 
ствол ее был малосучковат.

Благодаря 
смолистости древесина ее была наиболее устойчивой против заражения грибом — свойство, особенно ценное в болотистых местах. Ель уступала сосне в прочности 
и шла на постройки при отсутствии последней.

Большой спрос на деревянное строительство в описываемое 
время вызвал широкую продажу 
на рынок готовых материалов: тесниц, драниц, скал, желобов — для покрытия; «дерева стульные» — на фундамент 
круглый лес или же брусья — для 
кладки стен; лавочный тес — для «нутра» [8, с. 140].

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_06/razvitie-remesla-i-torgovli-v/141445.1876295.page1.html

Товарное производство. Ремесло — История России с древнейших времен до конца XVIII в

XVII век стал важным этапом в развитии производительных сил. Домашняя крестьянская промышленность сохраняет свое значение, но уже не она характерна для промышленного развития страны.

Хозяйственное освоение новых территорий и распространение земледелия на новые, более плодородные районы, имело весьма большое народнохозяйственное значение. В XVII в. складывается ряд хлебопроизводящих районов — Костромской, Галичский, Вологодский, Устюжский уезды, Рязанская земля, приокские районы — Тульский, Орловский и Ряжский уезды.

В привозном хлебе нуждались северные районы Поморья, жители Новгорода и Пскова, Нижнего Поволжья и Сибири. Основным продавцом хлеба за границу являлось государство, скупавшее его на внутреннем рынке. Крупные светские феодалы — Б.И. Морозов, Ю.И. Ромодановский, Ф.Я. Плещеев, А.Н.

Трубецкой и другие представители московской аристократии, а также монастыри — активно участвовали в производстве и продаже сельскохозяйственной продукции.

Особым размахом и разнообразием отличалось хозяйство боярина Б.И. Морозова. Царский спальник, «дядька» царевича, отвечавший за обучение и воспитание наследника престола Российского, после венчания Алексея Михайловича на царство, состоявшегося 28 сентября 1645 г., возглавил правительство.

«Русский Мазарини», Б.И. Морозов стал в 1646—1648 гг. благодаря царским пожалованиям крупнейшим землевладельцем. В его владениях, расположенных в 17 уездах, насчитывалось до 300 сел и деревень с населением свыше 9 тысяч дворов (около 40 тыс. чел.).

На московском дворе у боярина Морозова проживало до 700 человек дворни (холопов).

Основной формой эксплуатации крестьян в вотчинах Морозова была барщина, что позволяло ему собирать огромное количество хлеба, продававшегося как на внутреннем рынке, так и за рубеж.

В урожайные годы, когда цены на хлеб были низкими, Морозов закупал крупные партии хлеба, которые затем перепродавал в государеву казну. Значительная часть хлеба перерабатывалась на винокурнях и кваснях, на продажу вырабатывался поташ*. Основная часть поташа отправлялась за рубеж.

С 1645 по 1662 г. Б.И. Морозов получал от продажи поташа ежегодно от 1500 до 20 000 руб. и более.

Промысловое хозяйство крупных феодалов, дворцовых и казенных слобод, обеспечивавших потребности целых отраслей государственного хозяйства, способствовало развитию товарно-денежных отношений и создавало внутренние источники накопления капитала.

Городское ремесло в XVII в. переходит к мелкому товарному производству. Процесс превращения ремесла в товарное производство по различным отраслям шел неравномерно. В отдельных отраслях ремесленник окончательно переходил к работе на рынок, в других — работа на заказ продолжала оставаться основным видом ремесленного труда.

Центрами металлообработки стали Москва, Тихвин, Тула, Устюг Великий. Московские кузнецы работали на привозном железе и сбывали свои изделия на рынке. Мастера Тульско-Серпуховского района работали не только на заказ, но и на рынок. Значительная часть тульских мастеров числилась казенными кузнецами и изготавливала оружие для Оружейной палаты.

Москва была и центром обработки благородных металлов — золота и серебра. Мастера Золотой и Серебряной палат хотя и работали в основном на государственный заказ, но производили и изделия на рынок. Спрос на серебряные изделия (серьги и кольца) в столице и других городах был весьма велик.

Массовое производство изделий из льна и пеньки «холстов, канатов» осуществлялось в Пскове, Новгороде, Ярославле, Вологде, Нижнем Новгороде и др. городах. Казань, Ярославль и Вологда стали крупными центрами обработки кожи.

Очень высоко стояла техника каменного дела. Средневековые архитекторы, каменных дел подмастерья, создавали неповторимый стиль русского узорочья XVII в.

* Поташ — щелочная соль, вырабатываемая из древесной золы, употреблялась для изготовления мыла, стекла, при крашении.



Источник: https://trojden.com/students/russian-history/russian-history-old-ages-xvii-agei-florin-2010/65

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector