Психические функции — для студента

Литература по психологии всегда востребована как специалистами, так и широким кругом читателей. В одной из наших подборок мы представили книги, которые будут интересны людям, начинающим изучать психологию – как студентам, так и неспециалистам.

В данной подборке «Литература по психологии» мы приводим книги, предназначенные уже больше именно для студентов ВУЗов, для специалистов, повышающих квалификацию.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Представлена психологическая литература, которая носит теоретический, методический и практический характер.

Психические функции - Для студента

Е.Ю. Патяева

Информация о книге:

Е.Ю. Патяева — психолог, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры «Психология личности» факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Монография посвящена анализу мотивации человеческих действий с позиций культурно-деятельностного подхода.

Детально рассматривается устройство системы социокультурного мотивирования человеческого поведения и возможности появления свободных самоопределяемых действий.

Выделены и описаны ступени развития действий человека с точки зрения их мотивационного строения: простые импульсивные действия, социальные импульсивные действия, внушенные и заданные действия, действия по желанию, сопричастные действия, действия по убеждению, рациональные действия, свободные самоопределяемые действия. Особое внимание уделено самоопределяемым действиям разного уровня и тем психологическим умениям и личностным актам, которые лежат в их основе.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Заочные конференции с публикацией научных статей - что это и где найти?

Оценим за полчаса!

Книга предназначена для психологов, студентов психологических факультетов и всех, кого интересует психология, кому интересно мотивационное строение человеческих действий.

Купить книгу Психические функции - Для студента

А.Ф. Ануфриев

Информация о книге:

А.Ф. Ануфриев — доктор психологических наук. Профессор кафедры общей, возрастной и педагогической психологии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. В книге представлена оригинальная трактовка психодиагностики с позиций каузального подхода.

Раскрывается специфика работы психолога по оказанию психологической помощи на основе распознавания психологических особенностей человека, рассматриваются научные основания диагностической деятельности психолога, проводится сопоставительный анализ традиционного психометрического, клинического и каузального подходов в психодиагностике. Рассматриваются теоретические основы решения психологом диагностических задач, выявляется специфика его диагностического мышления, приводятся результаты экспериментальных исследований диагностической деятельности психолога на основе моделирования диагностических задач.

Книга – хороший методический и практический учебный материал, предназначенный для преподавателей психологии и студентов вузов, изучающих психологию, практических психологов.

Купить книгу Психические функции - Для студента

Т.Г. Визель

Информация о книге:

Т.Г. Визель — доктор психологических наук, ведущий отечественный нейропсихолог, профессор Института дефектологии и медицинской психологии. «Основы нейропсихологии» Т.Г.

Визель — отечественный учебник для студентов вузов, посвященный изучению высших психических функций человека, их развитию и нарушениям. В учебнике изложены важнейшие теоретические положения современной нейропсихологии.

Предлагаются пути совершенствования диагностики и коррекции нарушений высших психических функций, в том числе речи, у детей и взрослых.

Актуальный учебник, адресован студентам дефектологических и психологических факультетов вузов, логопедам, педагогам, профессиональным психологам.

Купить книгу Психические функции - Для студента

И. Ялом

Информация о книге:

И. Ялом — Американский психиатр и психотерапевт, доктор медицины. Один из основателей школы экзистенциальной терапии.

Эта книга — фундаментальный и обстоятельный, при этом всегда актуальный труд известного американского психотерапевта, одного из самых ярких представителей экзистенциально-гуманистического направления. Экзистенциальная терапия представлена в ней как целостный подход — от теоретической структуры до технических приемов.

Психологам, психотерапевтам любой теоретической ориентации необходимо знакомство с этим направлением, так как экзистенциальная терапия фокусируется на базисных проблемах существования человека.

Эта книга будет интересна вам, и если вы профессиональный психолог, и если вы студент, изучающий психологию.

Купить книгу Психические функции - Для студента

Н.Л. Белопольская

Информация о книге:

Н.Л. Белопольская — профессор кафедры «Специальная психология» факультета клинической и специальной психологии МГППУ (Москва), профессор кафедры детской психиатрии и психотерапии Российской медицинской академии последипломного образования.

В хрестоматию по детской патопсихологии вошли работы ведущих отечественных психологов, а также дефектологов и психиатров по всем основным разделам детской патопсихологии, опубликованные в периодической печати и труднодоступных изданиях.

Тексты систематизированы по тематике и снабжены вводными пояснениями, обобщающими современные научные представления об особенностях психического развития детей при умственной отсталости, задержке психического развития, эпилепсии, шизофрении, аутизме, неврозах, психопатиях, генетических заболеваниях, синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Хрестоматия является учебным пособием по курсам «Детская патопсихология», «Дефектология», «Специальная психология», «Психология аномального ребенка».

Предназначена для студентов психологических, педагогических и медицинских специальностей, будет полезна работникам детских садов, школ и специальных детских учебных заведений.

Купить книгу

В ТОП «Литература по психологии» мы подобрали книги, которые будут полезны студентам ВУЗов, книги, которые отражают разные подходы и разные стороны работы современных психологов.

Вернуться в раздел

Источник: http://www.knigi-psychologia.com/posmotret-pochitat/literatura-po-psikhologii-5-knig-dlya-studentov-vuzov-i-dlya-spetsialistov-povyshayushchikh-kvalifik/

Как развиваются высшие психические функции

Известный психолог Л.С.Выготский рассматривал развитие психики не как внутренний процесс, а как взаимодействие с обществом. В ходе этого взаимодействия ребенок присваивает выработанные на протяжении исторического развития и находящиеся в социуме формы психической деятельности.

Идет не просто социализация, усвоение социальных обязательств, система общественных отношений именно присваивается ребенком. Ребенок рождается как социальное существо, взрослый организует ситуацию, способствующую развитию.

При проживании социальной ситуации развития у ребенка формируются высшие психические функции.

Свойства высших психических функций

Два главных свойства присущи ВПФ: произвольность и осознанность. Высшие психические функции могут быть сформированы только в процессе овладения средствами психической деятельности. Средствами являются знаки.

Определение 1

Знак — это орудие, которое организует поведенческую линию человека. Существует две стороны знака: материальная оболочка и значение.

Общий ход развития заключается в следующем: знак помещается взрослым в поле взаимодействия ребенка с миром. Знак является элементом этого поля.

Логика оперирования знаком не естественна, ненатуральна, как само поле. Знак определяет взаимодействие по законам культуры, в итоге психические функции ребенка обретают произвольность и осознанность.

Наиболее важный знак по мнению Л.С.Выготского — слово.

Стадии развития психики при использовании знаков

Развитие психики, опираясь на знаки, проходит разные стадии. Первая стадия называется примитивной. Ребенок воспринимает знак натурально. Если рассматривать развитие речи, то здесь можно говорить только о доинтеллектуальном развитии речи и о доречевом мышлении.

Вторая стадия называется «стадией наивной психологии». Ребенок использует знак, но неадекватно. В речевом развитии это проявляется, как использование форм придаточных предложений, но освоение логических операций, которые соответствуют этим формам произойдет значительно позднее.

Третья стадия носит название «стадии внешнего знака» и примечательна тем, что ребенок использует знак внешне: счет на пальцах, эгоцентрическая речь, когда ребенок разговаривает сам с собой, тем самым планируя свое поведение.

Четвертая стадия называется «стадией вращивания», когда внешние операции приобретают внутренний характер: счет в уме, логическая память, внутренняя речь.

Замечание 1

Развитие высших психических функций у человека определяет развитие сознания. На каждом возрастном этапе определенная психическая функция становится лидирующей и организует смысловую систему всего сознания ребенка, особенности значений слов очень хорошо демонстрируют это.

Принципы Л.С.Выготского

Подход Выготского — это не только преобразование теории ассоциаций, но и расширение пространства психологического знания за счет объединенных подходов социологического и психологического. Принцип дискретности, который характерен для ассоциативной психологии, проявляется при анализе слова и образа.

Сама проблема исследования мышления и речи присуща ассоциативной психологии, и Выготским заимствуется. Ученый утверждает, что психика и есть сознание, которое определено системой высших психологических функций, в этом выражается принцип сознательности.

На основе объединения социологии и ассоциативной психологии Л.С.Выготский формулирует новые принципы. Прежде всего, это принцип структурности, противоположный принципу дискретности.

Принцип опосредования, то есть представления развития психики при помощи знаков. Этот принцип позволил выдвинуть идею интериоризации — развитие по типу присвоения культурных средств.

Принцип опосредования рождает такие понятия как социальная ситуация развития и зона ближайшего развития.

Определение 2

Развитие — это саморазвитие и внешне обусловленное развитие.

Исходя из подхода Л.С.Выготского все теории детского развития можно разделить на две группы: натуралистические теории и теории опосредованного развития. Во втором случае взрослый является организатором социальной ситуации, ведет развитие формой которого является обучение.

Подход Выготского более выигрышный в сравнении с натуралистическим подходом. Взрослый находится в новой позиции, он не наблюдатель, а организатор детского развития. Используя подход Выготского, можно разрабатывать эффективные образовательные системы.

Перечислим еще раз ключевые понятия, связанные с теорией Л.С.Выготского.

Определение 3

Высшая психическая функция — обладает произвольностью и осознанностью, вырабатывается при освоении ребенком психических средств.

Определение 4

Закон детского развития — в каждом возрастном периоде доминирует конкретная психическая функция.

Определение 5

Закон ближайшего развития — психические процессы, которые формируются. Когда ребенок способен решить задачу при помощи взрослого.

Определение 6

Кризис развития — несоответствие психических возможностей социальной ситуации развития.

Определение 7

Новообразование — новое в психическом личностном строении, впервые возникшее на данном возрастном этапе.

Определение 8

Психическое средство — орудие для овладения собственным поведением. Орудием являются знаки.

Определение 9

Системное строение сознания — все психические функции подчиняются доминирующей на конкретном этапе развития.

Определение 10

Социальная ситуация развития — отношения между ребенком и окружающим миром, характерные для данного периода развития.

Читайте также:  Выставочная и ярмарочная деятельность - для студента

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/detskaja-psihologija/razvitie-vysshih-psihicheskih-funktsij/

Высшие психические функции — Общая психология. Курс лекций

Развитие психики на уровне человека идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, изобретению знаковых систем. У человека возникают высшие психические процессы.

Высшие психические функции – это сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению

Социальные, а, следовательно, вне общества эти функции не развиваются, человек так и не становится личностью. Пример тому – многочисленные «Маугли».

Высшие психические функции (ВПФ) как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов.

В онтогенезе психики различают генетическое, внутренне обусловленное созревание, и формирование под воздействием среды и воспитания. Вот эта вторая половинка онтогенеза, т.е. формирование под воздействием среды и воспитания, происходит в ходе интериоризации и экстериоризации.

Формирование ВПФ характеризуется тем, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже – как полностью внутренний (интериоризированный) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации.

В ходе интериоризации ребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность.

Интериоризация (от лат. Interior – внутренний) – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Самый яркий пример – речь человека. Сначала усваиваем, запоминаем слова в процессе общения, а затем речь становится инструментом мышления, частью личности, неотделимым от нее элементом. Речь интериоризовалась.

Экстериоризация (от лат. Exterior – внешний) – переход внутренних, психических актов во внешний план, в конкретные внешние реакции и действия человека.

Пример – что-то человек понял, усвоил и в процессе объяснения этого другому человеку он экстериоризирует  данный продукт в речи. Не путать с заученным и пересказанным!

Каждая из ВПФ связана с работой не одного «мозгового центра» и не всего мозга как однородного целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие.

Выводы:

1.                Психика – особое свойство материи, цель которого заключается в построении образа мира и саморегуляции.

2.                Психический образ несёт в себе особенности личности, его построившей. Он неполон, но правилен.

3.                Психика проявляется в различных формах: процессах, свойствах и состояниях.

4.                Историческое развитие психики связано с усложнением строения нервной системы.

5.                Развитие психики отдельного человека возможно только в условиях социального взаимодействия, в ходе интериоризации и экстериоризации структур внешней социальной деятельности.

Источник: https://students-library.com/library/read/61221-vyssie-psihiceskie-funkcii

1.1.2 Базовые психические функции как предпосылки учения

Додати до моєї бази знань

Базовые психические функции как предпосылки учения

Как часто учитель, обращаясь к детям (а студенты – большие дети), предлагает им послушать, посмотреть, запомнить, быть внимательным, подумать. Если ученики овладели всеми этими умениями, то от учителя ничего больше и не требуется, кроме как активно использовать эти возможности.

А если учащиеся не обладают этими умениями? Ведь люди не рождаются с ними. Чтобы увидеть, писал И.М. Сеченов, надо уметь смотреть; чтобы услышать – надо уметь слушать.

Чтобы успешно учиться, надо уметь учиться! ( и УЧИТЬ тоже!)

Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности.

Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (например, мышления, деятельности). Следовательно, они не могут осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями.

Психология обучения исследует прежде всего, процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков.

Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания.

Особую задачу педагогической психологии составляет разработка методов, позволяющих диагностировать уровень и качество усвоения.

Согласно принципу социальной природы психического развития человека, педагогическая психология должна исходить из того, что познавательные возможности обучаемых не являются чисто врожденными.

Они формируются в процессе обучения. Задача науки – выявить условия, обеспечивающие формирование познавательных способностей, а затем и умений.

Принципиальная разница в развитии животных и человека видна с первых дней их жизни. При рождении человеческое дитя самое беспомощное по сравнению с детенышами животных.

Человек фактически всему должен учиться. Вот почему ворон, например, живет триста лет, а детство у него занимает всего несколько месяцев.

Человеку не всегда отведена и четверть этого срока, а детство у него занимает годы.

Человек не родится с готовыми приемами мышления, с готовыми знаниями о мире и не открывает заново ни логических законов мышления, ни известных обществу законов природы – все это он усваивает как опыт старших поколений.

Разумеется, человек множит опыт, но и это он делает только после усвоения опыта, имеющегося в обществе, и на его основе.

Теория обучения направлена на изучение законов перехода явлений общественного сознания в явления сознания индивидуального.

Познавательные процессы, их место и роль в психике человека

Мы настоятельно рекомендуем прочитать всю последующею информацию, последовательно вызывая её полное содержание. Мы умышленно оформили её в виде набора справок, т.к. Вам, возможно, понадобиться неоднократно возвращаться к объяснению основных психических функций и процессов.

Базовые психические функции и процессы

Ощущение и восприятие

Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие – непосредственное чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков.

Внимание

Вниманием называется выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. присутствует на всех уровнях психической организации. Внимание – процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач.

Память

Память – это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и утраты прошлого опыта, который делает возможным использование опыта в деятельности и восстановление его в сфере сознания. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Память лежит в основе любого психического процесса.

Потребности и мотивы

Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования и развития. Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека

Эмоции

Эмоция (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям.

Установка (по Узнадзе)

Перед осуществлением любой деятельности человек психологически готовится к ее осуществлению, причем этот процесс может им даже не осознаваться. Этот факт подготовки Д.Н. Узнадзе и назвал установкой. Установка является первичным свойством организма.

Мышление и речь

Мышление – опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности и даёт возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои планы и программы поведения. Речь как носитель системы значений различного типа определяет способ формирования, формулирования и понимания мыслей.

Способности, интеллект

Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

Сознание

Сознание – восприятие индивидуумом самого себя и внешнего мира со знанием его объективных закономерностей.

Воля

Воля – свойство (состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Все психические процессы связаны друг с другом прямыми и обратными связями и взаимодействуют как единая система.

Источник: http://www.znannya.org/?view=basic-psychic

Развитие высших психических функций. Понятие интериоризации

Вопрос о природе человеческой психики решался на протяжении веков далеко не однозначно и продолжает остро дискутироваться и по сей день. Крайние точки зрения:

  • человек биологическое существо;
  • человек социален и духовен.

Одна из концепций принадлежит Л.С. Выготскому (конец 20-х – начало 30-х гг.) – культурно-историческая теория психики человека.

В одном из положений сказано, что в процессе овладения природой он научился также овладевать своей психикой.

Появились произвольные формы Деятельности, особый вид психических функций, названных им «высшими психическими функциями», кот. полностью отсутствуют у животных.

По Выготскому есть:

  • низшие или натуральные (низший этаж в структуре Деятельности занимают психофизиологические функции: сенсорная, моторная, мнемическая), они есть и у животных;
  • высшие – произвольные формы.

Эти функции составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Высшие психические функции (произвольное внимание, произвольная память, логическое мышление и др.) формируются в ходе социальных взаимодействий и благодаря им, т.е. они имеют социальную природу.

Высшие психические функции:

  • произвольные по протеканию (по свойствам);
  • опосредованные по строению;
  • соцальны по происхождению.

Для объяснения этого понятия необходимо сравнить культурно-историческое развитие человека и онтогенез, развитие ребенка, как считает Выготский, эти два процесса имеют принципиальное сходство. В начале процесс развития интерпсихический (межличностный), затем эти отношения превратились в отношения с самим собой – интрапсихологические.

Это и есть процесс интериоризации (понятие интериоризации было введено французскими психологами Пиаже и Жане). В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, жребий, узелки и т.д. – искусственное средство-знак, с помощью которого человек овладевает своим поведением) во внутренние (образ, элемент внутренней речи и т.п.

).

В онтогенезе наблюдается принципиально то же самое. Л.С. Выготский выделяет здесь следующие стадии интериоризации. Первая: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать.

Вторая: ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого. На втором этапе ребенок обнаруживает, что Деятельность имеет сигнальное значение для окружающих.

И третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя, ребенок интериоризует эти сигналы, с помощью этих сигналов начинает управлять самим собой.

Ввел Выготский, развил Лурия.

Высшие психические функции: логическая память, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действия.

Выготский: «Мышление и речь». Внешняя, практическая активность: движение — действие — схема действия (образ) = умственное действие – ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – переход внешнего действия в умственное. Интериоризация – процесс формирован

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/258-2008-09-04-12-49-05.html

Психическая нагрузка в системе высшего профессионального образования

1 Яковлев Б.П. 1 Коваленко Л.А. 2 Вязовкин С.В.

3 1 ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО – Югры»2 НОУ ВПО «Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы Сургутский филиал»3 ГБОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет»
В статье рассмотрены особенности и величины психической нагрузки, оказывающие воздействие на организм и психику человека, к которым относятся: информационно-операциональная, ситуативная и личностная особенности студентов в образовательной системе вузов. Психическая нагрузка является обязательным атрибутом учебной деятельности, профессиональной подготовки студентов в вузе. Теоретико-методологическое основание рассмотрения психической нагрузки студентов высшего учебного заведения составляют: синергетический подход, личностно-ориентированный подход, теория социального научения, деятельностный подход, концепция гуманизации образования. Научная организация студентов к учебно-воспитательному процессу, проведенная с учетом личностной толерантности к переносимости психических нагрузок, может служить одной из важных инновационных технологий в специфических условиях учебной деятельности и профессиональной подготовки студентов. Чем больше отрицательных факторов в информационно-операциональной, ситуативной и личностной составляющих, тем больше величина воздействия психической нагрузки на организм и психические проявления студентов.

величины и составляющие психологической нагрузки
1. Берестовская Л.П. Взаимосвязь теоретических и практических знаний студентов при изучении педагогических дисциплин: автореф. дис. … канд. пед. наук: – Омск, 1997. – 18 с. 2. Кох А. Изучение психологического профиля педагога. // Педагогическая квалификация. – 1991. – № 4. – С. 335–339.
3. Ломакина О.Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя: дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 1998. – 200 с. 4. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практика. – М., 1995. – 178 с. 5. Яковлев Б.П., Литовченко О.Г. Психическая нагрузка в современном образовательном процессе // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 4. – С. 72–80.

Данные научных исследований в системе высшего профессионального образования акцентируют внимание педагогов, специалистов, ученых на таком актуальном и важном феномене, как психическая нагрузка и ее влиянии на личностный и профессиональный рост студентов. Психическая нагрузка является обязательным атрибутом учебной деятельности, профессиональной подготовки студентов в вузе [5].

Под психической нагрузкой в учебной деятельности мы понимаем произвольный процесс регуляции воздействующих на личность студента внешних и внутренних условий, направленный на самоактуализацию и самореализацию потенциальных способностей в целях повышения уровня готовности к специфической деятельности и творческой активности. На основе теоретического анализа, экспериментальных наблюдений основными составляющими, детерминирующими особенности и величину психической нагрузки, оказывающей воздействия на организм и психику человека являются: информационно-операциональная, ситуативная и личностная [5].

Информационно-операциональная составляющая в основном определяется особенностями внешних условий.

Каждый вид образовательной деятельности имеет свои информационно-операциональные особенности в соответствии с современными стратегиями, целями, методикой преподавания дисциплины (согласно учебному плану, программе по предмету, учебника, календарно-тематического плана, плана занятий и т.д.) в содержании образования.

При этом каждый конкретный вид учебной деятельности составляет собственную специфическую структуру информационно-операциональных особенностей психической нагрузки, непосредственно оказывающую воздействие на организм и психику человека.

Например, структура информационно-операциональной составляющей учебного процесса преподавателя определяется – скоростью приема, переработки и принятия решения, сложностью и ответственностью выполняемых заданий, частотой принимаемых ответственных решений, возникновением проблемных ситуаций, временем активного и пассивного слушания; числом производимых движений; необходимостью самоконтроля регулируемых параметров; характеристиками монотонности труда (количество операций, деятельность однообразных операций, число приемов в операции и т.д.); существующим режимом труда и отдыха; степенью напряжения анализаторных функций (зрения, слуха, вестибулярного аппарата и т.д.) и др. [3].

Читайте также:  Свойства темперамента - для студента

Эти составляющие особенности учебной деятельности человека определяют со своей стороны напряженность тех или иных психических функций, а также значение тех или иных психических качеств, специализированных чувств, умений при ее осуществлении.

Ситуативная составляющая. Оценка происходящих событий под углом зрения потребностей, признаваемых человеком ценностей, целей, к достижению которых он стремится, порождает различные жизненные ситуации – трудные, экстремальные, опасные, проблемные, критические.

Особое внимание учеными акцентируется на тех ситуациях, которые развивают способности обучающегося, его субъективный опыт, переживания, креативность, рефлексию. Согласно модели учебной деятельности, предложенной В.В. Давыдовым, синонимом учебной ситуации является учебная задача.

Учебная деятельность состоит в основном из решения дидактических и воспитательных задач, направленных на разрешение противоречий в процессе обучения и воспитания и обеспечивающих сдвиги в этой области. Так, с позиции задачного подхода В.В.

Серикова при конструировании содержания занятия выделяются предметные задачи, конструктивные задачи, личностно ориентированные задачи [1].

Кроме учебных ситуаций-задач, учёных интересует с позиций здоровьесберегающих технологий в условиях учебной деятельности ситуации, которые демобилизуют, разрушают целостность личности, адекватность «Я», смысл жизни человека, определенным образом ухудшая здоровье человека. К особой категории психических явлений для здоровья человека относятся критические ситуации (фрустрация, дистресс, кризис, психическая травма и др.).

Ученые отмечают, что критические ситуации требуют от человека различной внутренней работы.

Разного рода стрессовые реакции часто проявляются в виде предельной активации внутренних ресурсов личности, отстаивающей свои прежние возможности реализации жизненных замыслов.

Более трудные ситуации могут потребовать от человека пересмотра уровня своих жизненных хотений и перестройки своего духовного, психического Я [4].

Личностная составляющая в основном определяются внутренними условиями. Эффективность оказания психологической помощи во многом зависит от того, умеет ли психолог, врач, педагог рассматривать учебную деятельность учащихся через призму личностно-ориентированного подхода [4].

Формирование личностной готовности предполагает, что при организации учебно-воспитательного процесса максимально должны учитываться индивидуально-типологические и индивидуально-психологические особенности развития учащихся.

Это мотивационно-волевое отношение к учебной деятельности, мотивация достижения успеха и избегания неудач; наличие познавательной потребности и творческой активности в получении знаний и уровень теоретической подготовки в области психологии; способность к процессам самообразования, саморазвития, самовоспитания на основе рефлексивного мышления, осознания, осмысления, переосмысления процесса и результатов собственной деятельности; уровень методико-практических умений и навыков и др. [2].

Таким образом, указывая на особенности составляющих величину психической нагрузки, воздействующей на здоровье человека, можно сказать, что чем больше отрицательных факторов в информационно-операциональной, ситуативной и личностной составляющих, тем больше величина воздействия психической нагрузки на организм и психические проявления студентов [5].

В настоящее время на базе Сургутского государственного университета ведется активная научно-исследовательская деятельность по теоретическим и практическим аспектам проблемы психической нагрузки в условиях учебной и профессиональной деятельности.

Научное исследование величины и особенностей психических нагрузок может служить одним из важных инновационных аспектов повышения уровня познавательной активности, толерантности, творческого мышления, а также сохранения и укрепления физического и психического здоровья студентов и преподавателей.

Проблема психической нагрузки в учебной деятельности студентов исследуется по двум направлениям: во-первых, формирование у студентов активно-личностной готовности к психическим нагрузкам в условиях учебной деятельности; во-вторых, контроль и коррекция влияния психической нагрузки на здоровье студентов и преподавателей в современных специфических условиях высшего образования [5].

Вследствие детерминизма регуляторных механизмов психической нагрузки (интеллектуальных, волевых, эмоциональных, креативных, психомоторных) студенты дифференцируются на две категории: активно вовлеченных в деятельность (активные студенты) и пассивно относящиеся к своей деятельности (пассивные студенты).

Для второй категории студентов преподаватели реализуют систему «субъект-объектных отношений», они должны управлять, направлять, активизировать на обучение пассивных студентов, т.е. мобилизовать их на преодоление психических нагрузок в системе обучения в высшей школы.

Для первой категории активных студентов преподаватели должны в основном организовать учебный процесс, т.е. уже не управлять, а регулировать активностью студента, оптимизировать величину психической нагрузки.

Таким образом, здесь реализуется система «субъект-субъектных отношений», где студент целенаправлен и устремлен к познанию будущей профессиональной деятельности [2].

Актуальность проблемы заключается в том, что если студент в течение пяти лет учебы будет находиться в категории «пассивных студентов», то тем вероятнее, что в условиях уже профессиональной деятельности он сможет лишь осуществлять репродуктивную деятельность (на уровне конвергентного мышления). И, согласно К.Д.

Ушинскому, они воспитываются существами: «…всё готовящимися к деятельности и остающимися навсегда мечтателями…» [1]. По А. Дистервергу, чаще всего такие студенты становятся «окаменевшими и одеревеневшими» преподавателями, специалистами, которые выполняют свою работу по спущенным «сверху» программам и стандартам [3].

Для первой категории студентов существует опасность в основном сохранении психического и физического здоровья, оптимального и рационального регулирования величины влияния психической нагрузки на их организм и психику.

Исследования показывают, что существует и третья категория студентов – добросовестных и активных, но мало способных к профессиональной деятельности. Актуальная проблема для таких студентов – формирование «комплекса неполноценности».

Так, студенты с малыми способностями к фундаментальным и прикладным знаниям, умениям и с невысокой удовлетворенностью своей деятельностью, но в тоже время под постоянным прессом воздействия психических нагрузок в условиях конкурентной борьбы (за статус, стипендию и т.д.) приобретают комплекс личностной неполноценности «неудачника».

Изучение данных категорий студентов в процессе лонгитюдного психолого-педагогического исследования будут способствовать расширению представления о регуляторной функции психической нагрузки в специфических условиях высшего образования.

Поэтому важно на основе научных разработок и исследований определить оптимальную величину психической нагрузки для каждого человека. Иначе воздействие чрезмерной или малой величины психической нагрузки будет определенным образом негативно оказывать влияние на успешность и эффективность деятельности, состояние здоровья [5].

Научная организация студентов к учебно-воспитательному процессу, проведенная с учетом личностной толерантности к переносимости психических нагрузок, может служить одним из важных инновационных технологий в специфических условиях учебной деятельности и профессиональной подготовки студентов.

Рецензенты:

Ефремова Г.И., д.псх.н., профессор, декан факультета психологии, ГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва;

Повзун В. Д., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики, ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры», г. Сургут.

Работа поступила в редакцию 02.09.2013.

Библиографическая ссылка

Источник: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32424

Что такое высшие психические функции?

Понятие «высшие психические функции» впервые ввел советский психолог Лев Семенович Выготский, причем изначально он предлагал несколько иную формулировку: «высшие психологические функции», но со временем прижился современный термин. Итак, в начале двадцатого века, было дано определение социальным, систематизированным, произвольным и взаимосвязанным психическим процессам, свойственным человеку, имя которым высшие психические функции.

Эти функции не зависят ни от инстинктов, ни от рефлексов и имеют четкую культурную наследственность, так как тесно взаимосвязаны с развитием человеческой культуры. К основным высшим психическим функциям относят:

  • Речь;
  • Восприятие;
  • Память;
  • Мышление;
  • Эмоции.

Современные ученые расходятся во мнении, следует ли относить к высшим психическим функциям такие особенности человеческой психологии, как:

  • Внимание;
  • Воля;
  • Мотивация;
  • Чувства.

Поскольку ключевое звено в определении высших психических функций – спонтанность их возникновения, то сложно оценить природу возникновения перечисленных функций в масштабах определенной культурной среды, а не отдельно взятого человека, для которого, определенно, эти явления произвольны.

Основные высшие психические функции

Речь

Пожалуй, самая основная психическая функция человека – речь, используемая для общения, так как именно коммуникация придает человеческой расе социальность, главное свойство развитого общества.

Удивительно, что семантика речи имеет лишь второстепенное значение: до 70% информации человек получает с помощью оценки интонации собеседника, частоты и тембра его голоса.

Эта особенность человеческой речи определяет способность новорожденных воспринимать и понимать любой язык: при развитии речевых функций не имеет никакого значения к какой языковой группе относятся родители данного ребенка.

Со временем в головном мозге образуются определенные связи, отвечающие за речевое восприятие, вот почему с возрастом способность к изучению языков снижается.

Восприятие

В процессе эволюции человек получил ещё одну способность, без которой одна только функция речи была бы довольно бессмысленной в плане глубокой социализации общества: восприятие. Это сложный психический процесс, направленный на обработку входящей информации об окружающем мире, собеседниках и предметах, который отвечает за анализ и оценку полученных данных.

В процессе взаимодействия с окружающей средой, мозг вынужден производить постоянную обработку происходящего вокруг, для того, чтобы вовремя дать сигнал человеку о необходимости предприятия того или иного действия, в зависимости от наступивших обстоятельств.

Например, если собеседник использует ненормативную лексику, переходит на повышенные тона, агрессивно смотрит в глаза, то мозг подсказывает, как лучше вести, чтобы обезопасить себя, что ответить, чтобы сгладить конфликт и как в целом реагировать на проявления агрессии.

Важную роль в процессе такого анализа играет не только человеческая речь, но и мышление, которое помогает «переварить» полученную информацию, получить данные о предыдущем опыте и дать оценку собственным действиям в конкретной ситуации.

Мышление

Мышление – ещё одна функция человеческой психики, которая помогает опосредовано и обобщенно отразить происходящую вокруг действительность, учитывая различные взаимосвязи и закономерности отдельно взятых элементов существующей реальности.

Мышление помогает распознать смысл речи, разобраться в природе происхождения тех или иных предметов и явлений, что помогает строить догадки о будущем, оценивать настоящее и анализировать прошлый опыт. Мышление играет ключевую роль в развитии человеческой цивилизации: без него не возможно строить теории, гипотезы и выбирать пути решения сложных задач.

Память

Следующая функция в этой неразрывной цепочке – память, которая позволяет накапливать опыт, необходимый для последующего анализа.

Память – основное свойство центральной нервной системы, которое помогает сохранять информацию о происходящих явлениях на некоторое время.

Выделяют кратковременную и долговременную память, но как бы то ни было, детально помнить все события собственной жизни бесконечно попросту невозможно. Поскольку человеческая память складывается из трёх важных элементов:

  1. Запоминание событий.

  2. Хранение обработанной информации.

  3. Воспроизведение сохраненной информации.

И если на качество первых двух этапов человек повлиять практически не может, то при воспроизведении информации на конечный итог влияет множество факторов: эмоции, собственное отношение к происходящему, защитные функции психики.

Таким образом, мозг имеет способность вносить корректировки в прошедшие события и человек начинает думать, что именно так все и было, хотя на самом деле первоначальная картина событий может кардинально отличаться от того, что хранится в человеческой памяти.

Однако такая особенность памяти имеет и положительную сторону: например, при хранении информации о печальных и трагичных событиях. Со временем мозг «стирает» наиболее страшные моменты, поэтому процесс восстановлениях после психологических травм происходит тем быстрее, чем чаще человек вспоминает от травмирующей ситуации.

Эмоции

Эмоции – самая молодая психическая функция. С течением времени человек приобретает все новые и новые эмоции. С точки зрения терминологии, эмоции – это определение внутреннего состояния человека к происходящим событиям, людям, явлениям и собственному я. Выделяют всего семь основных эмоций:

  1. Страх.

  2. Радость.

  3. Гнев.

  4. Печаль.

  5. Отвращение.

  6. Презрение.

  7. Удивление.

Эти эмоции называются базовыми, на их основе выстраиваются все чувства, которые испытывает человек. Возникают эмоции во время анализа возможности удовлетворения собственных потребностей: если ожидалось их удовлетворение, но оно не произошло – проявляется одна эмоция, если ожидалось неудовлетворение, и оно случилось – другая.

Однако эмоции не всегда помогают дать правильную оценку происходящему и, порой, мешают другим высшим психологическим функциям правильно выполнять возложенные на них обязанности.

Например, гнев – мешает мышлению рационально оценить ситуацию, печаль – вносит апатию в поведение человека, что тормозит скорость принятия решений, а страх может искажать действительность, что негативно сказывается на функции памяти.

К счастью, все эмоции по своей природе довольно непродолжительные явления. Они помогают человеку регулировать собственную активность, направленную на преодоление возникших препятствий, выполняют защитную функцию и сигнализируют о рациональности конкретных действий в данный момент времени.

Важно отличать эмоции от чувств. Эмоции лишь дают кратковременную оценку происходящему: например, печаль от опоздания на последний автобус. Чувства же линейны и длительны: тоска по умершему родственнику.

Проявление высших психических функций

Все описанные высшие психические функции свойственны не только человеку: многие животные также проявляют те или иные функции в процессе жизнедеятельности.

Доказано, что дельфины используют ультразвук для общения, высшим приматам свойственно мышление, некоторые виды попугаев способны запоминать и воспроизводить звуки, произносимые человеком.

Даже у головоногих моллюсков наблюдаются высшие психические функции, такие как память и восприятие.

При оценке наличия проявлений тех или иных высших психических функций, важно дифференцировать природу их возникновения от рефлекторно приобретенных способностей. Например, многие животные имеют способности к дрессировке и можно было бы предположить, что эта особенность основывается на памяти, однако в природе лежат условно приобретенные рефлексы.

Значение высших психических функций

Ключевое значение высших психических функций – образование социальных связей, без которых не было бы возможным развитие современного человеческого общества.

С другой стороны, эволюция центральной нервной системы, которая привела к развитию психических функций, имеет немаловажное значение и для отдельно взятого человека: высшие функции нервной системы помогают конкретному индивиду преодолевать психологические кризисы, развивать собственные способности, познавать мир, изучая явления, происходящие вокруг. Таким образом, человеческая жизнь наполняется новыми красками и приобретает смысл.

Источник: https://medn.ru/s/chto-takoe-vysshie-psikhicheskie-funktsii.html

Ссылка на основную публикацию