Теории о зарождении жизни
Какое событие положило начало биологической эволюции на Земле — один из самых сложных вопросов в естествознании, и на него еще никогда не было получено однозначного ответа. На протяжении истории человечества выдвигались разные гипотезы о появлении жизни:
- Креационизм. Все религии придерживаются теории сотворения, согласно которой все живое было создано единовременно некоей божественной сущностью — творцом, а человек — венец творенья. Большое сомнение вызывает одновременное появление всего и сразу.
- Панспермия и стационарное состояние. Взаимосвязанные теории, жизнь разносится сквозь космическое пространство по планетам некими семенами, но сама вселенная существует вечно и также вечно существует в ней жизнь. Опровергается Теорией Большого взрыва.
- Спонтанное зарождение. Основной тезис — живое зарождается из неживого. Трудно представить, но даже в VII—VIII вв. еках ученые описывали, как из закрытых в шкафу грязных рубашек и пшеницы зародилась мышь. После открытия микроорганизмов эта теория получила новый виток, ведь если сложные организмы не самозарождаются, возможно, это могут делать простые.
- Океанское дно. Защита от губительных ультрафиолетовых излучений и процветание жизни в термальных гидроисточниках (черных курильщиках) под толщей воды позволили выдвинуть такую гипотезу. Теоретически черные курильщики имеют все необходимое для изначального зарождения жизни — тепло, минеральные вещества, сероводород.
- Биогенез. Все живое происходит от живого. Но тут встает вопрос, когда и каким образом могли возникнуть живые организмы, если изначально их не существовало на планете.
Гипотезу о происхождении жизни из так называемого органического бульона выдвинул Александр Опарин в 1924 году. На сегодняшний день она является наиболее признанной.
В ее пользу свидетельствуют опыты по получению белков и базовых органических молекул для построения ДНК и РНК (аминокислот) из смеси распространенных во вселенной циановодорода и сероводорода с обычными минеральными веществами и металлами. А.
Опарин полагал, что уже на самых ранних этапах развития планеты должны были появиться т. н. пробионты, представляющие собой изолированные участки среды, в которых процессам обмена легче будет происходить.
Возникновение органики
Сейчас считается, что жизнь возникла и начала эволюционировать с того момента, как органические молекулы стали организовываться в самовоспроизводящиеся структуры.
На начальных этапах развития жизни на Земле химические вещества и металлы океанской воды взаимодействовали друг с другом посредством самых разнообразных химических реакций, соединяясь во все новые и новые молекулы.
Маленькие молекулы соединялись в большие и удерживались электростатическими силами, образовывая коацервантные капли — скопления липидных молекул, вокруг которых появилась водоотталкивающая оболочка.
Органические вещества в коацервате собирались не случайным образом, они дополняли и «понимали» друг друга.
Коацерватные капли привели к возникновению первых «просто клеток» — протобионтов. Их еще нельзя было считать полноценными клетками, но были неким органическим прототипом. Появление протобионтов стало возможным благодаря выполнению двух условий:
- Упорядоченное скапливание молекул.
- Развитие воспроизводства себе подобных (репликации).
Протобионты, сочетающие в себе способность к репликации и обмену веществ, сохранились в процессе предбиологического отбора и эволюционировали в первые живые организмы — бактерии.
Так как полагается, что изначально кислорода в земной атмосфере не было, то прокариоты были анаэробными и гетеротрофными микроорганизмами. Бактерии-анаэробы и сейчас довольно многочисленны.
Некоторые живут в кислородной среде, но не используют ее для дыхания — это молочно-кислые бактерии.
Возбудители газовой гангрены, столбняка, ботулизма могут развиваться только без доступа кислорода, иначе погибают.
Появление эукариотов
Основные этапы формирования многоклеточных организмов начались гораздо позже — около 1,5 млрд лет назад. Предпосылками для этого стало появление одноклеточных, способных на фотосинтез и симбиогенез.
Бурная вулканическая деятельность и высокая температура на древней Земле позволяли синтезировать органические вещества в больших количествах.
Но со временем земля остывала, количество синтезированных веществ падало, а с появлением бактерий-анаэробов, питающихся ими, могло бы полностью истощиться.
В результате могло произойти окончание истории развития жизни, если бы в результате конкуренции за получение органических веществ не появились фотосинтезирующие бактерии.
Они выработали способность самим производить для себя пищу, т. е. синтезировать органику из неорганики за счет энергии солнечного света.
У самых первых таких бактерий фотосинтез проходил без выделения кислорода (аноксигенный тип), а водород они брали из сероводорода.
При дальнейшем эволюционировании появились цианобактерии (сине-зеленые водоросли), использующие водород из воды и выделяющие кислород.
Распространение цианобактерий позволило сформироваться озоновому слою, защищающему планету от губительных ультрафиолетовых лучей и стало предпосылкой перемещения жизни из воды на сушу.
Дальнейшее эволюционное развитие привело к появлению первых бактерий-аэробов, использующих кислород для дыхания.
Для жизни им требовалось гораздо меньше органических веществ, что повышало конкурентноспособность таких организмов в борьбе за выживание.
Бактериям-анаэробам пришлось приспосабливаться к новым условиям, так они не умели ни фотосинтезировать, ни дышать кислородом. В результате появились хищные амебы, захватывающие своими ложноножками другие бактерии. Не все захваченные организмы погибали, некоторые продолжали жить в цитоплазме амебы-захватчицы. Этот процесс получил отображение в симбиогенезе.
Многоклеточные организмы обязаны своим появлением именно этой стадии эволюционирования. Если кратко, симбиогенез или эндосимбиоз происходит по схеме: одна клетка проникает за мембрану другой, но ее поглощения не происходит. Она приживается внутри другой клетки и продолжает функционировать.
Последовательность может повторяться — получившееся образование захватывает новые организмы, причем как одиночные, так и со своим симбионтом. Исследования И. И. Мечникова подтверждают эту гипотезу.
В 1880 году, изучая пищеварение иглокожих и кишечнополостных, он пришел к выводу, что внутриклеточное пищеварение является более древним.
Возникшее в результате симбиогенеза сообщество организмов обладало всеми свойствами его составляющих:
- Способность к фотосинтезу.
- Экономное и эффективное использование органических веществ благодаря кислородному виду дыхания.
- Способность к быстрому перемещению и захвату других бактерий.
Со временем фотосинтезирующие симбионты превратились в хлоропласты, аэробные бактерии — в митохондрии. Связи между ними и главной клеткой укрепились и стали устойчивыми.
Для управления таким сложным образованием и сохранения генетической системы клетки-носителя возникло ядро — новая клеточная органелла со специальными функциями.
Организмы, клетки которых не имеют ядра называются прокариотами, а организмы, состоящие из клеток с ядром — эукариотами.
Разделение на животных и растения
Первые эукариоты содержали и хлоропласты, и митохондрии. Под влиянием внешних условий появляются древние жгутиковые — приспособленные к активному передвижению формы. Считается, что жгутики произошли от каких-то прокариот, как митохондрии и хлоропласты, и сочетали в себе свойства как животных, так и растений.
Постепенно они попадали в разную среду, вследствие чего были вынуждены приспосабливаться к ней.
Если органических веществ вокруг оказывалось достаточно, то жгутиковые утрачивали хлоропласты и превращались в простейших одноклеточных животных, а сохранившие хлоропласты стали прародителями одноклеточных растений.
Они в процессе развития утратили способность к передвижению и обзавелись разнообразными механизмами, улучшающими процесс фотосинтеза. Растительный мир эволюционировал от водорослей до покрытосеменных растений и стал похож на современный к концу мелового периода.
В окаменелостях вендского периода были найдены абсолютно симметричные организмы, переходная форма между животными и растениями, что также говорит об их общих предках. Переходной формой от одноклеточных к многоклеточным считаются колониальные формы. Они состоят из одноклеточных особей, связанных между собой определенным образом и имеющих зачатки едино действующего организма.
Основные этапы
Эволюцию животных разделяют на этапы согласно геохронологической истории. Ее подробности можно найти в специальных таблицах, из которых видно, что путь, совершившийся от появления первых одноклеточных до млекопитающих, длился миллионы лет.
Развитие многоклеточных организмов, не имеющих скелетных образований, началось еще в поздний период протерозойской эры. В дальнейшем какие-то виды навсегда вымирали, как тупиковые ветви, а какие-то заняли самые широкие ареалы обитания, как млекопитающие.
Порядок эволюционирования:
- Простейшие — бактерии и вирусы.
- Кишечнополостные — коралловые полипы, губки. Малоподвижные морские существа, пищеварительная полость которых имеет вид мешка. Проводят жизнь в основном на одном месте, охотясь на проплывающую мимо добычу. Но их внутренние и наружные клетки уже имеют разную специализацию.
- Иглокожие — морская звезда, морские ежи. У них начали появляться зачатки пищеварительного тракта.
- Черви — дождевой червь, пиявка. Сначала появились плоские ресничные черви, ставшие прародителями кольчатых червей. Более развитый пищевой тракт и ярко выраженное размещение ротового отверстия в одном конце были следующей стадией эволюции в переходе к подвижному образу жизни.
- Мягкотелые — моллюски, устрицы, улитки. Вероятно, были другой ветвью развития ресничных червей, заменивших подвижность на внешнюю защиту. Хорошо выраженное ротовое отверстие способствовало появлению зачатков нервной системы.
- Членистоногие — насекомые, раки, скорпионы. Обзавелись наружным скелетом, в отличие от первых хордовых и челюстных рыб, имеющих зачатки внутреннего скелета. Имеют выраженные органы чувств.
- Позвоночные. Полагается, что произошли от лучеперых и кистеперых рыб, плавники которых были зачатками конечностей.
Важную роль в эволюции животных имеет ароморфоз. Эта способность позволяет живым организмам адаптироваться к новым условиям окружающей среды, при этом повышается общий уровень организации, приобретаются новые полезные умения и способности. Основой ароморфоза являются наследственность и естественный отбор. Примеры важнейших ароморфозов в эволюции животных:
- появление костного скелета и круга кровообращения у рыб;
- половое деление клеток;
- внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся;
- развитие легких у земноводных, что позволило им осваивать жизнь на суше;
- формирование перьевого покрова и крыльев у птиц.
И это только малая часть всех ароморфозов, произошедших с животными во время эволюции. Этапы развития животных довольно хорошо изучены благодаря исследованиям хорошо сохранившихся останков.
Источник: https://nauka.club/biologiya/etapy-evolyutsii-zhivotnykh.html
Развитие животного мира от Одноклеточных до Хордовых — урок. Биология, Животные (7 класс)
Первыми живыми организмами на Земле были древние одноклеточные, от которых произошли современные саркожгутиковые, инфузории, споровики и другие.
От древних колониальных жгутиковых с животным типом питания произошли древние многоклеточные животные.
Образование первых многоклеточных животных было крупным событием в истории развития животного мира. Многоклеточные животные получили большие преимущества перед одноклеточными: у них произошло разделение клеток по выполняемым функциям, усложнение строения тела, увеличение размеров и др.
Многоклеточные организмы стали более крупными, чем одноклеточные. В связи с этим перед ними возникло несколько важных проблем, которые им пришлось решить:
- потребность в большем количестве пищи, что привело к полному переходу на гетеротрофный способ питания и к образованию пищеварительной системы;
- потребность в эффективном способе передвижения, что привело к появлению скелета и мускулатуры (удлинённая обтекаемая двусторонне-симметричная форма тела облегчила движение);
- удалённость клеток от поверхности тела и увеличение непроницаемости наружных покровов привели к появлению транспортной системы;
- возросшая сложность организма потребовала образования контролирующих нервной и эндокринной систем;
- чтобы быстрее регистрировать сигналы, поступающие из внешней среды, органы чувств переместились на переднюю сторону туловища, в результате чего обособилась голова.
От первых многоклеточных произошли двухслойные животные с кишечной полостью и радиальной симметрией — кишечнополостные.
От древних многоклеточных также произошли и древние первичные черви с телом, образованным из трёх зародышевых листков, и с двусторонней симметрией.
Первые трёхслойные животные, вероятно, были похожи на самых примитивных плоских червей — бескишечных планарий. Их тело снаружи было покрыто слоем ресничных клеток, а внутри имело пищеварительные и промежуточные клетки, развившиеся из среднего зародышевого слоя (мезодермы).
В процессе исторического развития трёхслойные животные (плоские черви) приобрели прогрессивные особенности строения: мускулатуру (что обеспечило более быстрое и совершенное передвижение животных) и основную ткань, или паренхиму (благодаря которой сформировалась внутренняя среда организма, обеспечивающая более совершенный обмен веществ).
У круглых червей образовалась первичная полость тела (заполненная жидкостью) в результате частичного разрушения паренхимы. Это была первая транспортная система животных.
Следующий этап в историческом развитии животного мира связан с появлением трёхслойных животных, имеющих вторичную полость тела, в которой располагаются внутренние органы. Эта полость тела имеет собственную стенку из одного слоя клеток из остатков первичной полости тела.
У вторичнополостных животных образовалась кровеносная система. Таким образом, у вторичнополостных животных возникли две транспортные системы: вторичная полость тела и кровеносная система. Последняя стала выполнять в основном функцию переноса кислорода и углекислого газа по организму.
У вторичнополостных животных сформировались более совершенные органы выделения и сложная нервная система.
От примитивных вторичнополостных животных произошли моллюски и кольчатые черви, а от кольчатых червей — членистоногие. Эту группу типов вторичнополостных животных называют первичноротыми, так как у них рот образуется из первичного рта зародыша.
От примитивных трёхслойных животных ведёт своё начало и группа типов вторичноротыхживотных. Вторичноротыми они называются потому, что рот взрослых животных возникает не из рта зародыша, а образуется заново (вторично) на другом конце тела.
К вторичноротым относятся такие типы животных, как Иглокожие (морские звёзды и др.) и Хордовые.
Источники:
Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. — М.: Дрофа.
Никишов А. И., Шарова И. Х. Биология. Животные. 7 класс. — М.: Владос.
http://school-collection.edu.ru
Источник: https://www.yaklass.ru/p/biologia/zhivotnye/razvitie-zhivotnogo-mira-15495/mnogoobrazie-vidov-kak-rezultat-evoliutcii-15497/re-70bac361-042a-469b-8e45-b04a85e3a5c5
Основные этапы эволюции растительного и животного мира — Коваленко Екатерина
Основные этапы эволюции растительного и животного мира
Геохронологическая история Земли. Историю Земли принято делить на промежутки времени, границами которых являются крупные геологические события: горообразовательные процессы, поднятие и опускание суши, изменение очертаний материков, уровня океанов.
Движения и разломы земной коры, происходившие в разные геологические периоды, сопровождались усиленной вулканической деятельностью, в результате чего в атмосферу выбрасывалось огромное количество газов, пепла, что снижало прозрачность атмосферы и способствовало уменьшению количества поступающей на Землю солнечной радиации. Это было одной из причин развития оледенений, которые вызвали изменение климата, что оказало сильное влияние на развитие органического мира. В процессе эволюции постоянно возникали новые формы организмов, а прежние формы, оказавшиеся неприспособленными к новым условиям существования, вымирали.
В течение многих миллионов лет на планете накапливались остатки некогда живших организмов. На основе находок ископаемых форм в отложениях земных пластов удается проследить подлинную историю живой природы (табл. 4.2). Применение радио-изотопного метода позволяет с большой точностью определить возраст пород в местах залегания палеонтологических остатков и возраст ископаемых организмов.
На основе данных палеонтологии всю историю жизни на Земле подразделяют на эры и периоды.
Основные этапы эволюции растений. В протерозойскую эру (около 1 млрд. лет назад) ствол древнейших эукариот разделился на несколько ветвей, от которых возникли растения, грибы и животные. Большинство растений этого периода свободно плавало в воде, часть из них прикреплялась ко дну.
Табл. 4.2. Геохронологическая шкала Земли.
Эра |
Период |
Начало (млн. лет назад) |
Эволюционные события |
1 |
2 |
3 |
4 |
Кайнозойская (новой жизни) | Четвертичный | 2,4 | Растения: Вымирание многих видов растений, упадок древесных форм, расцвет травянистых; растительный мир приобретает современный облик. Животные: Развитие многих групп морских и пресноводных моллюсков, кораллов, иглокожих и др. Формирование ныне существующих сообществ, возникновение и эволюция человека. |
Неогеновый (неоген) | 2,5 | Растения: Преобладание покрытосеменных и хвойных, отступавшие лесов, увеличение площади степей.Животные: Видовой состав беспозвоночных приближается к современному. Расцвет плацентарных млекопитающих, сходных с современными. Появление человекообразных обезьян. | |
Палеогеновый (палеоген) | 66 | Растения: Расцвет диатомовых водорослей и основных групп покрытосеменных. Господство двустворчатых и брюхоногих моллюсков.Животные: Вымирание древнейших млекопитающих. Развитие сумчатых и примитивных плацентарных: насекомоядных, древних копытных, древних хищников. Начало развития антропоидов. | |
Мезозойская (средней жизни) | Меловой (мел) | 136 | Растения: В начале периода господство голосеменных и появление покрытосеменных, которые преобладают во второй половине периода. Животные: Развитие двустворчатых и брюхоногих моллюсков, других беспозвоночных. Развитие крупных рептилий в первой половине периода и их вымирание во второй половине периода. Развитие млекопитающих и птиц. |
Юрский (юра) | 195 | Растения: Появление диатомовых водорослей. Господство папоротников и голосеменных. Расцвет головоногих и двустворчатых моллюсков. Расцвет пресмыкающихся: наземных, водоплавающих, летающих. Появление древних птиц, развитие древних млекопитающих. | |
Триасовый (триас) | 240 | Растения: Вымирание семенных папоротников. Развитие голосеменных. Животные: Вымирание многих животных, процветающих в палеозойскую эру. Вымирание стегоцефалов, развитие пресмыкающихся, появление древних млекопитающих. | |
Палеозойская (древней жизни) |
Пермский (пермь) |
285 | Растения: Распространение первых групп голосеменных. Животные: Уменьшение количества видов хрящевых, кистеперых и двоякодышащих рыб. Развитие стегоцефалов, пресмыкающихся, часть которых были предковыми по отношению к млекопитающим и птицам. |
Каменноугольный (карбон) | 345 | Растения: Расцвет плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных, семенных папоротников; появление хвойных. Животные: Расцвет древних морских беспозвоночных. Появление первичнобескрылых и древнекрылых насекомых. Распространение акул, стегоцефалов. Появление и расцвет амфибий. Появление древних пресмыкающихся. | |
Девонский(девон) | 410 | Растения: Расцвет риниофитов, к началу позднего девона их вымирание. Появление современных типов сосудистых растении. Животные: Расцвет древних беспозвоночных, появление паукообразных. Расцвет панцирных, кистеперых и двоякодышащих рыб. В конце периода появление первых четвероногих — стегоцефалов (древних земноводных). | |
Силурийский (силур) | 435 | Растения: Возникновение современных групп водорослей и грибов. В конце периода достоверное появление первых наземных растений. Появление наземных членистоногих —- скорпионов. Появление древних панцирных и хрящевых рыб. | |
Ордовикский (ордовик) | 500 | Растения: Обилие морских водорослей. Предположительное появление первых наземных растений — риниофитов. Появление первых позвоночных— бесчелюстных. | |
Кембрийский (кембрий) | 570 | Растения: Жизнь сосредоточена в морях. Эволюция водорослей.Животные: Развитие многоклеточных форм. Расцвет морских беспозвоночных с хитиново-фосфатной раковиной. | |
Протерозойская (ранней жизни) | Поздний протерозой | 1650 | Растения: Развитие водорослей,Животные: Различных многоклеточных примитивных организмов, не имеющих скелетных образований. |
Ранний протерозой | 2600 | Растения и животные: Развитие одноклеточных прокариотических и эукариотических фотосинтезирующих организмов. Возникновение полового процесса. | |
Архей | Нет под разд. | 3500— 3800 | : Возникновение жизни на Земле, появление первых клеток — начало биологической эволюции. Появление анаэробных автотрофных организмов, бактерий, цианобактерий. |
Катархей | Нет под разд. | 3900 | Химическая эволюция, приведшая к возникновению биополимеров. |
1. Архейская эра — древнейший этап в истории Земли, когда в водах первичных морей возникла жизнь, которая была представлена первоначально доклеточными ее формами и первыми клеточными организмами. Aнализ осадочных пород этого возраста показывает, что в водной среде обитали бактерии и синезеленые.
2. Протерозойская эра.
На грани архейской и протерозойской эры произошло усложнение строения и
функции организмов: возникли многоклеточность, половой процесс, который
усилил генетическую неоднородность организмов и дал обширный материал
для отбора, более разнообразными стали фотосинтезирующие растения.
Многоклеточность организмов сопровождалась повышением специализации
клеток, их объединением в ткани и функциональные системы.
Проследить в деталях эволюцию животных
и растений в протерозойскую эру довольно трудно из-за
перекристаллизации осадочных пород и уничтожения органических остатков.
В отложениях этой эры обнаружены лишь отпечатки бактерий, водорослей, низших типов беспозвоночных и низших хордовых.
Крупным шагом в эволюции было появление организмов с двусторонней
симметрией тела, дифференцированного на передний и задний отделы, левую
и правую стороны, выделение спинной и брюшной поверхности.
Спинная
поверхность у животных служила защитой, а на брюшной располагались рот
и органы захвата пищи.
3. Палеозойская эра. Животный и растительный мир достиг большого разнообразия, стала развиваться наземная жизнь.
В палеозое различают шесть периодов:
кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный,
пермский.
В кембрийском периоде жизнь была сосредоточена в воде (она
покрывала значительную часть нашей планеты) и представлена более
совершенными многоклеточными водорослями,
имевшими расчлененное слоевище, благодаря которому они активнее
синтезировали органические вещества и явились исходной ветвью для
наземных листостебельных растений.
Широкое распространение в морях
получили беспозвоночные, в том числе плеченогие моллюски, а из членистоногих — трилобиты.
Самостоятельным типом двухслойных животных того периода были
археоциаты, формировавшие рифы в древних морях. Они вымерли, не оставив
потомков. На суше обитали лишь бактерии и грибы.
В ордовикском периоде климат был теплым
даже в Арктике. В пресных и солоноватых водах этого периода пышного
развития достигли планктонные водоросли, разнообразные кораллы из типа кишечнополостных, существовали представители почти всех типов беспозвоночных
в том числе трилобиты, моллюски, иглокожие. Широко представлены были
бактерии. Появляются первые представители бесчелюстных позвоночных — щитковые.
В конце силурийского периода в связи с
горообразовательными процессами и сокращением площади морей часть
водорослей оказалась в новых условиях среды — в мелких водоемах и на
суше. Многие из них погибли. Однако в результате разнонаправленной
изменчивости и отбора отдельные представители приобрели признаки,
способствовавшие выживанию в новых условиях. Появились первые наземные
споровые растения — псилофиты. Они имели цилиндрический стебель около
25 см высоты, вместо листьев — чешуйки. Важнейшие приспособления у них
— возникновение покровной и механической тканей, корнеподобных выростов
— ризоидов, а также элементарной проводящей системы.
В девоне численность псилофитов резко сократилась, на смену им пришли их преобразованные потомки, высшие растения — плауновидные, моховидные и папоротниковидные,
у которых развиваются настоящие вегетативные органы (корень, стебель,
лист).
Возникновение вегетативных органов повысило эффективность
функции отдельных частей растений и их жизненность как гармонически
целостной системы. Выход на сушу растений предшествовал выходу
животных. На Земле растения накапливали биомассу, а в атмосфере — запас
кислорода. Первыми обитателями суши из беспозвоночных были пауки, скорпионы, многоножки.
В девонских морях было много рыб, среди них — челюстные панцирные, имевшие внутренний хрящевой скелет и внешний прочный панцирь, подвижные челюсти, парные плавники. Пресные водоемы населяли кистеперые
рыбы, у которых было жаберное и примитивное легочное дыхание. С помощью
мясистых плавников они перемещались по дну водоема, а при пересыхании
переползали в другие водоемы.
Группа кистеперых рыб явилась предками
древних земноводных — стегоцефалов. Стегоцефалы обитали в болотистой местности, выходили на сушу, но размножались только в воде.
В каменноугольном периоде
распространились гигантские папоротникообразные, которые в условиях
теплого влажного климата расселились повсеместно. В этот период
достигли расцвета древние земноводные.
В пермский период климат стал более
сухим и холодным, что привело к вымиранию многих земноводных. К концу
периода число видов земноводных стало резко сокращаться, и до наших
дней сохранились лишь мелкие земноводные (тритоны, лягушки, жабы). На
смену древовидным споровым папоротникообразным пришли семенные папоротники, давшие начало голосеменным растениям.
Последние имели развитую стержневую корневую систему и семена,
оплодотворение у них проходило в отсутствие воды. Вымерших земноводных
сменила более прогрессивная группа животных, произошедшая от
стегоцефалов,- пресмыкающиеся.
У них были сухая кожа, более плотные ячеистые легкие, внутреннее
оплодотворение, запас питательных веществ в яйце, защитные яйцевые
оболочки.
4. Мезозойская эра включает три периода: триасовый, юрский, меловой.
В триасе широко распространились голосеменные растения, особенно хвойные, занявшие господствующее положение. Одновременно широко расселились пресмыкающиеся:
в морях обитали ихтиозавры, плезиозавры в воздухе — летающие ящеры,
разнообразно были пpeдставлены пресмыкающиеся и на земле. Гигантские
пресмыкающиеся (бронтозавры, диплодоки и др.
) вскоре вымерли. В самом
начале триаса от пресмыкающихся отделилась группа мелких животных с
более совершенным строением скелета и зубов. Эти животные npиобрели
способность к живорождению, постоянную температуру тела, у них было
четырехкамерное сердце и целый ряд других прогрессивных черт
организации. Это были первые примитивные млекопитающие.
В отложениях юрского периода мезозоя o6наружены также останки первоптицы — археоптерикса. Он сочетал в своем строении признаки птиц и пресмыкающихся.
В меловом периоде мезозоя от
голосеменных отделилась ветвь растений, имевших орган семенного
размножения — цветок. После оплодотворения завязи цветка превращается в
плод, поэтому развивающиеся семена внутри плода защищены мякотью и
оболочками от неблагоприятных условий среды.
Многообразие цветков
различных приспособлений для опыления и распространения плодов и семян
позволило покрытосеменным (цветковым)
растениям широко распространиться в природе и занять господствующее
положение.
Параллельно с ними развивалась группа членистоногих — насекомых которые,
будучи опылителями цветковых растений в большой мере способствовали их
прогрессивной эволюции. В этом же периоде появились настоящие птицы и плацентарные млекопитающие.
Признаки высокой степени организации у них — постоянная температура
тела| полное разделение артериального и венозного тока крови,
повышенный обмен веществ, совершенная терморегуляция, а у
млекопитающих, кроме того, живорождение, вскармливание детенышей
молоком, развитие коры головного мозга — позволили этим группам также
занять господствующее положение на Земле.
5. Кайнозойская эра подразделяется на три периода: палеоген, неоген и четвертичный.
В
палеогене, неогене и начале четвертичного периода цветковые растения
благодаря приобретению многочисленных частных приспособлений заняли
большую часть суши и представляли субтропическую и тропическую флору. В
связи с похолоданием, вызванным наступлением ледника, субтропическая
флора отступила к югу.
В составе наземной растительности умеренных
широт стали преобладать листопадные деревья, приспособленные к сезонному ритму температур, а также кустарники и травянистые растения. Расцвет травянистых приходится на четвертичный период.
Большое распространение получили теплокровные животные:
птицы и млекопитающие. В ледниковое
время обитали пещерные медведи, львы, мамонты, шерстистые носороги,
которые после отступления ледников и потепления климата постепенно
вымирали, а животный мир приобрел современный облик.
Главное событие этой эры — формирование человека. К концу неогена в лесах обитали небольшие хвостатые млекопитающие — лемуры и долгопяты.От
них произошли древние формы обезьян — парапитеки, ведшие древесный
образ жизни и питавшиеся растениями и насекомыми.
Их далекие потомки —
ныне живущие гиббоны, орангутанги и вымершие мелкие древесные обезьяны — дриопитеки. Дриопитеки дали начало трем линиям развития, которые привели к шимпанзе, горилле, а также вымершему австралопитеку.
От австралопитеков в конце неогена произошел человек разумный.
Основные особенности эволюции животного мира следующие:
- прогрессивное развитие многоклеточности и, как следствие, специализация тканей и всех систем органов;
- свободный образ жизни, который определил выработку различных механизмов поведения, а также относительную независимость онтогенеза от колебаний факторов окружающей среды;
- возникновение твердого скелета: наружного у некоторых беспозвоночных (членистоногие) и внутреннего у хордовых;
- прогрессивное развитие нервной системы, которое стало основой для возникновения условно-рефлекторной деятельности
Взято с сайтов.
Источник: https://www.sites.google.com/site/kovalenkoekaterina12/biologia/teorii-vozniknovenia-zizni
Основные этапы эволюции растительного и животного мира. Эволюция растений
Первые живые организмы возникли примерно 3,5 млрд лет назад. Они, по-видимому, питались продуктами абиогенного происхождения и были гетеротрофами. Высокая скорость размножения привела: к возникновению конкуренции за пищу, а следовательно,» к дивергенции.
Преимущество получили организмы, способные к автотрофному питанию, — сначала к хемосинтезу, а затем и к фотосинтезу.
Около 1 млрд лет назад эукариоты разделились на несколько ветвей, от части которых возникли многоклеточные фотосинтезирующие организмы (зеленые, бурые и красные водоросли), а также грибы.
Основные условия и этапы эволюции растении:
- в протерозойской эре широко распространены одноклеточные аэробные организмы (цианобактерии и зеленые водоросли);
- образование почвенного субстрата на суше в конце силурийского периода;
- возникновение многоклеточности, которая делает возможным специализацию клеток в пределах одного организма;
- освоение суши псилофитами;
- от псилофитов в девонском периоде возникла целая группа наземных растений — мхов, плаунов, хвощей, папоротников, размножающихся спорами;
- от семенных папоротников в девоне произошли голосеменные растения. Возникшие необходимые для семенного размножения структуры (например, пыльцевая трубка) освободили половой процесс у растений от зависимости от водной среды. Эволюция шла по пути сокращения гаплоидного гаметофита и преобладания диплоидного спорофита;
- каменноугольный период палеозойской эры отличается большим разнообразием наземной растительности. Распространились древовидные папоротникообразные, образовавшие каменноугольные леса;
- в пермский период древние голосеменные стали господствующей группой растений. В связи с появлением засушливого климата исчезают гигантские папоротники, древовидные плауны;
- в меловом периоде начинается расцвет покрытосеменных, продолжающийся до сего дня.
Основные особенности эволюции растительного мира:
- переход к преобладанию диплоидного поколения над гаплоидным;
- развитие женского заростка на материнском растении;
- переход от сперматозоидов к впрыскиванию мужского ядра через пыльцевую трубку;
- расчленение тела растений на органы, развитие проводящей сосудистой системы, опорных и защитных тканей;
- совершенствование органов размножения и перекрестного опыления у цветковых в связи с эволюцией насекомых;
- развитие семени для защиты эмбриона от неблагоприятных влияний внешней среды;
- возникновение разнообразных способов распространения семян и плодов.
Эволюция животных
Самые древние следы животных относятся к докембрию (свыше 800 млн лет). Предполагается, что они произошли либо от общего ствола эукариот, либо от одноклеточных водорослей, подтверждением чего является существование эвглены зеленой и вольвокса, способных как к автотрофному, так и к гетеротрофному питанию.
В кембрийском и ордовикском периодах преобладают губки, кишечнополостные, черви, иглокожие, трилобиты, появляются моллюски.
В ордовике появляются бесчелюстные рыбоподобные организмы, а в силуре — рыбы, обладавшие челюстями. От первых челюстноротых возникли лучеперые и кистеперые рыбы. Кистеперые имели в плавниках опорные элементы, из которых позже развились конечности наземных позвоночных. Из этой группы рыб возникли амфибии и затем другие классы позвоночных.
Наиболее древние амфибии — жившие в девоне ихтиостеги. Расцвет амфибий произошел в карбоне.
От амфибий ведут свое начало рептилии, завоевавшие сушу в пермском периоде, благодаря появлению механизма засасывания воздуха в легкие, отказу от кожного дыхания, появления покрывающих тело роговых чешуй и оболочек яиц, защищающих эмбрионы от высыхания и других воздействий среды. Среди рептилий предположительно выделилась группа динозавров, давшая начало птицам.
Первые млекопитающие появились в триасовом периоде мезозойской эры. Основные прогрессивные биологические особенности млекопитающих — вскармливание детенышей молоком, теплокровность, развитая кора головного мозга.
Особенности эволюции животного мира:
- прогрессивное развитие многоклеточности и, как следствие, специализации тканей и всех систем органов;
- свободноподвижный образ жизни, который определил выработку различных механизмов поведения, а также относительную независимость онтогенеза от колебаний факторов внешней среды. Развивались и совершенствовались механизмы внутренней саморегуляции организма;
- возникновение твердого скелета: наружного у ряда беспозвоночных — иглокожих, членистоногих; внутреннего у позвоночных. Преимущества внутреннего скелета заключаются в том, что он не ограничивает увеличение размеров тела.
Прогрессивное развитие нервной системы стало основой для возникновения системы условных рефлексов и совершенствования поведения.
Эволюция животных привела к развитию группового адаптивного поведения, что стало основанием для появления человека.
Источник: https://kaz-ekzams.ru/biologiya/uchebnaya-literatura-po-biologii/biologia-repetitor/548-osnovnye-yetapy-yevolyucii-rastitelnogo-i-zhivotnogo-mira-yevolyuciya-rastenij.html
Урок Основные этапы развития животного мира
- Ломоносова Клавдия Яковлевна
- учитель биологии
- МОУ СОШ с. Горьковское
- Новоорского района
- Биология, 7 класс
УМК (Биология. 7 класс. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. – М.,2017)
- Уровень обучения: базовый
- Тема: Основные этапы эволюции животного мира
- Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
- Место урока в системе уроков по теме – второй урок раздела «Развитие животного мира на Земле»
- Цель урока: формирование представлений об основных этапах эволюции животного мира
- Задачи урока:
- Образовательная: сформировать у учащихся знания об усложнении строения животных; показать, что усложнение строения животных — это результат эволюции; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.
- Развивающая: продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем тему и делать логические выводы; формирование навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы; сформировать интерес к использованию в процессе обучения информационных технологий; продолжить формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника, таблицей, развивать творческие способности учащихся.
- Воспитательная: воспитывать бережное отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.
- Предметные результаты: Находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические объекты.
- Личностные результаты: Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Познавательные УУД Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Вычитывать все уровни текстовой информации.
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Коммуникативные УУД
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- Планируемые результаты:
- Называтьосновные этапы развития жизни на Земле.
- Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов.
- Объяснятьроль изменений условий среды в эволюции животных
- Техническое обеспечение урока: раздаточный материал
- Методы обучения: Частично поисковый.
- Форма организации учебной деятельности: урок с использованием ИКТ (презентация «Доказательства эволюции животных»).
- Основные понятия эволюция, этапы эволюции, причины эволюции
- Содержание урока
-
Организационный момент
-
Проверка знаний
- 1 ВАРИАНТ Работа с терминами (диктант)(приложение 1)
- Ответы занесите в таблицу
- Ответы: 1-Г, 2-Е, 3- Д, 4-А, 5-Ж, 6-2Б, 7-В
- 2 ВАРИАНТ
- Тест “Доказательства эволюции”
1. Какие доказательства эволюции основываются на данных палеонтологии?
- А)Морфологические.
- В) Эмбриологические.
- С) Палеонтологические.
- Д) Биогеографические.
2. Какие организмы являются переходными формами?
- А) Кистепёрые рыбы.
- В) Семенные папоротники.
- С) Археоптерикс.
- Д) Прыткая ящерица.
3. Какие органы лошадей претерпевали наибольшие изменения?
- А) Конечности.
- В) Сердце.
- С) Пищеварительный тракт.
- Д) Размеры тела.
4. Назовите рудиментарные органы?
- А) Передние конечности позвоночных.
- В) Крыло бабочки и крыло птицы.
- С) Мышцы, двигающие ушную раковину у человека.
- Д) Многососковость у человека
5. Какие доказательства эволюции основаны на данных сравнительной анатомии?
- А) Островные фауна и флора.
- В) Единства происхождения органического мира.
- С) Морфологические.
- Д) Эмбриологические.
6. На каких этапах развития зародыши позвоночных обнаруживают наибольшее сходство между собой?
- А) На ранних этапах развития.
- В) На поздних этапах развития.
- С) На протяжении всего эмбриогенеза.
- Д) Не обнаруживают никакого сходства.
7. Какие доказательства эволюции основаны на данных эмбриологии?
- А) Палеонтологические
- В) Единства происхождения органического мира.
- С) Морфологические.
- Д) Эмбриологические
Ученым пока не известно, как и в каком месте зародилась жизнь. Не сомневаются они лишь в том, что жизнь на Земле зародилась много миллионов лет назад и предп0лагают, что за всю историю жизни на Земле существовало 4,5 млрд. видов растений и животных.
- Перед вами «Временная шкала развития жизни на Земле» схема на столах учащихся)
- Схема « Временная шкала развития жизни на Земле» (Приложение 2)
- Человек Первые одноклеточные
Млекопитающие 23.00 12.00
- 22.00
- Пресмыкающиеся
- 15.00
- 21.00
- 20.00
Земноводные 19.00 18.00
Рыбы
00. -12.00– затвердевание земной коры;
- 12.00 – появление первых одноклеточных организмов;
- 18.30 – появление первых рыб;
- 19.50 – первые попытки организмов выйти на сушу;
- 20.00 – начало каменноугольного периода, древние земноводные;
- 21.02 – расцвет века пресмыкающихся;
- 22.10 – первые млекопитающие;
- 22.30 – конец века пресмыкающихся, развитие млекопитающих;
23.58 – первые люди.
Как вы заметили, из всего времени в 24 часа, человек своим появлением и развитием занимает всего полторы минуты. А остальное время Природа развивалась без человека, до него. Как шло это развитие?
Сформулируйте тему урока. Какова цель урока?
Тема урока «Основные этапы развития животного мира»
Задачи урока:
1. Определить основные этапы развития животного мира.
2. Выявить признаки их усложнения в процессе эволюции
-
Изучение нового материала
— Вспомните, какие причины, согласно учению Ч. Дарвина способствовали развитию животного мира? (ответы учащихся).
Учение Ч. Дарвина об эволюции органического мира, в том числе и животного, в дальнейшем было дополнено трудами многих ученых из разных стран. Они не только подтверждали правильность его положений, но и с их учетом определили основные этапы развития животного мира на Земле.
Рассмотрите рис 164 на стр. 278. Ответьте на вопрос: В каком направлении, по вашему мнению, шло развитие животного мира на Земле? На рисунке видно, что живые существа постепенно изменяются. Но эти изменения происходят очень медленно, что мы их не замечаем. Давайте же проследим, как шло развитие животного мира. А для этого проведем исследовательскую работу.
- Организация работы по поиску информации: (приложение 3)
- 1-ая группа работает над темой «От одноклеточных к многоклеточным животным»
- Алгоритм выполнения:
-
Внимательно прочитайте текст учебника § 61 стр. 277
-
Найдите ответы на вопросы:
-
Какие организмы появились первыми на Земле и дали начало современным одноклеточным организмам?
-
Составьте визитку одноклеточному животному организму.
-
Появление каких организмов было огромным событием в эволюции животных?
-
Какие преимущества появились у этих организмов?
-
Каковы его последствия?
-
Ответьте на главный вопрос темы: «Какие изменения произошли при переходе от одноклеточных животных к многоклеточным животным
Запишите ответы на вопросы в тетрадях
2-ая группа работает над темой «Этапы усложнения многоклеточных до хордовых»
-
Внимательно прочитайте текст учебника § 61 стр. 277-279 до слов «Важный этап в эволюции…»
-
Найдите ответы на вопросы:
-
Что является причиной происхождения трехслойных животных?
-
Что является последствием?
1 _________________________________________2 _______________________________
-
Ответьте, в чем заключается усложнение круглых червей?
-
Ответьте, в чем заключается усложнение кольчатых червей?
-
Следующий важный этап в историческом развитии животных?
-
Ответьте на вопрос, какие последствия породила причина?
1 _________________________________________2 ________________________________
3.____________________________________4.____________________________________
Запишите ответы на вопросы в тетрадях.
3-ья группа работает над темой «Прогресс хордовых»
-
Внимательно прочитайте текст учебника § 61 стр. 279.
-
Найдите ответы на вопросы:
-
Какие пр0грессивные черты хордовых животных обеспечили им дальнейшую эволюцию?
1_______________________________2,__________________________________3_________________________________4.____________________________________5.____________________________________________6.________________________________7._________________________8__________________________9._______________________________
-
Составьте визитку древним хордовым животным
-
Основные отличия позвоночных животных от их предков – бесчерепных?
1.________________________2.______________________________3._______________________________________________4._______________________5._________________________________________6.____________________7._________________________________
Запишите ответы на вопросы в тетрадях.
-
Проверка выполнения работы. Отчет групп.
-
Выводы.
- Вы внимательно читали текст учебника g 61, заслушали результаты работы, думаю, что вы готовы сделать вывод.
- Вывод:
- Историческое развитие животных – длительный процесс, который осуществляется поэтапно, от простых форм к более сложным, под влиянием естественных факторов.
7. Закрепление учебного материала.
1. Назовите основные этапы эволюции животного мира.
2. От каких древних простейших произошли многоклеточные животные?
3. Чем трехслойные отличаются от двухслойных?
4. Перечислите общие признаки хордовых животных.
8. Информация о домашнем задании: g 61. Ответить на вопрос: Почему самой многообразной и многочисленной группой животных в современном мире являются членистоногие?
9. Рефлексия.
1. Пополнился ли ваш багаж знаний в ходе работы над темой урока?
2. Что нового узнали и чему научились на уроке?
3. Что лично вам дала такая работа?
Источник: https://infourok.ru/urok-osnovnie-etapi-razvitiya-zhivotnogo-mira-2630858.html