Мировые природные ресурсы — для студента

Мировые природные ресурсы - Для студента Мировые природные ресурсы - Для студента

Природные ресурсы

  • Земельные ресурсы;
  • Водные ресурсы;
  • Биологические ресурсы;
  • Ресурсы Мирового океана;
  • Климатические и космические ресурсы;
  • Рекреакционные ресурсы;

Мировые природные ресурсы - Для студента

  • Природные ресурсы это совокупность естественных тел и явлений природы, которые использует человек в своей деятельности, направленной на поддержание своего существования.
  • Ресурсообеспеченность это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования.

Мировые природные ресурсы - Для студента

  • Минеральные ресурсы
  • Нерудные полезные ископаемые.
  • Месторождения которых встречаются как в платформенных, так и в складчатых областях.
  • Топливные полезные ископаемые.
  • Имеют осадочное происхождение и обычно сопутствуют чехлу древних платформ и их внутренним и краевым прогибам.
  • Рудные полезные ископаемые.
  • Обычно сопутствуют фундаментам и выступам (щитам) древних платформ, а также складчатым областям.

Мировые природные ресурсы - Для студента

Страны мира обладающие крупнейшими запасами основных видов полезных ископаемых

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  • Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, ОАЭ,Иран нефть
  • Россия, Иран, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ природный газ
  • США, Россия, Китай, Австралия, ФРГ уголь
  • США, Россия, Австралия, ЮАР каменный уголь
  • Бразилия, Австралия, Канада, Россия, Китай, США железная руда
  • Гвинея, Австралия, Бразилия, Индия, Ямайка, Суринам бокситы
  • Чили, США, Австралия, Китай, Индонезия медные руды
  • ЮАР, Австралия, Китай, Бразилия, Индия марганцевые руд
  • Бразилия, Китай, Боливия оловянные руды

Мировые природные ресурсы - Для студента

  1. Земельные ресурсы
  2. Луга и пастбища земли.
  3. Они обеспечивают 10 % пищи, потребляемой человечеством.
  4. Мировой земельный фонд.

Составляет 13,1 млрд. га.

Обрабатываемые земли.

Они дают 88 % необходимых человечеству продуктов питания. Сосредоточены они в основном в лесных, лесостепных и степных зонах нашей планеты.

Мировые природные ресурсы - Для студента

  • Опустынивания
  • Слабую
  • умеренную
  • Очень сильную
  • сильную
  • В результате всех этих процессов «нагрузка» на землю все возрастает, а обеспеченность земельными ресурсами уменьшается.

Мировые природные ресурсы - Для студента

Водные ресурсы

  • Ресурсы пресной воды составляют лишь 2,5 % общего объема гидросферы. В абсолютном исчислении это огромная величина (30 – 35 млн. ), которая превышает нынешние потребности человечества более чем в 10 тыс. раз!

Мировые природные ресурсы - Для студента

Существуют и водные проблемы, главная из них –

1 . Уменьшение водоемкости производственных процессов;

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Главные критерии экономической эффективности туризма - для студента

Оценим за полчаса!

2. Сокращение безвозвратных потерь воды.

По числу крупных водохранилищ выделяют США, Канада, Россия, некоторые страны Африки и Латинской Америки.

Рост потребления при неизменных ресурсах речного стока создает реальную угрозу возникновения дефицита пресной воды.

Мировые природные ресурсы - Для студента

  • Речной сток широко используется и для получения гидроэнергии. Мировой гидроэнергетический потенциал, пригодный для использования, оценивается почти в 10 трлн. кВтч возможной выработки электроэнергии. Например, около ½ этого потенциала приходится всего на 6 стран: Китай, Россию, США, Конго (бывший Заир), Канаду, Бразилию.
  1. Биологические ресурсы
  2. Лесные ресурсы
  3. Это дикорастущие растения.
  4. Растительные ресурсы
  5. Они представлены как культурными, так и дикорастущими растениями.
  6. Ресурсы животного мира
  7. Они также являются составной частью биосферы, жизненно важный ресурс.
  8. Леса мира
  9. Южный лесной пояс
  10. Северный лесной пояс
  • Мировые лесные ресурсы характеризуются двумя главными показателями

а) размерами лесной площади (4,1 млрд. га )

б) запасами древесины на корню (330 млрд. )

. За последние двести лет лесистость земной суши уменьшилась вдвое и обезлесение приобрело угрожающие масштабы. С ним связано и расширение эрозии почв, и сокращение запасов кислорода в атмосфере.

Леса мира образуют два огромных по протяженности пояса – северный и южный.

Северный лесной пояс находится в зоне умеренного и субтропического климатов. Здесь ведутся главные лесоразработки, прежде всего особо ценной древесины смешанной породы (в США, Канаде, Финляндии, Швеции).

Южный лесной пояс находится в основном в зоне тропического и экваториального климатов. Раньше её использовали в основном на дрова, в последнее время во многом раз увеличился экспорт в Японию, Западную Европу, США.

Ресурсы животного мира

  • На земном шаре насчитывается несколько миллионов видов животных, птиц и множество растений. Животный мир Европы, где на грани уничтожения находятся многие виды млекопитающих, от 30 до 50% всех видов птиц.
  • Сохранение биологического разнообразия, предотвращение «эрозии» генофонда очень важная задача.
  • Ресурсы мирового океана. (кладовая богатств)
  • Минеральные ресурсы дна Океана.
  • Энергетические ресурсы
  • Эти ресурсы Мирового Океана, заключенные в суточных приливно-отливных движениях, в энергии морских волн и температурного градиента.
  • Морская вода

Запасы которой поистине колоссальны и составляют 1370 млн., или 96,5% всего объема гидросферы.

Биологические ресурсы

Это животные (рыбы, млекопитающие) и растения, обитающие в его водах.

  • Океан представляет собой огромную кладовую природных ресурсов, которые по своему потенциалу вполне сравнимы с ресурсами земной суши. К числу самых продуктивных ресурсов Мирового океана, которые В.И.Вернадский назвал «сгущениями жизни», относятся прежде всего расположенное в более северных широтах Норвежское, Северное, Баренцево, Охотское, Японское моря, а также открытые северные части Атлантического и Тихого океанов.
  1. Климатические и космические ресурсы.
  2. .
  3. Агроклиматические ресурсы
  4. Это тепло, влага и свет.
  • Годовой поток солнечной энергии

Достигает нижних слоев атмосферы и земной поверхности.

Человек также издавна использовал с помощью ветряных мельниц и парусных судов обладает неисчерпаемым потенциалом

Рекреационные ресурсы

  • Они подразделяются на четыре главных типа:
  • 1) рекреационно-лечебный (лечение минеральными водами);
  • 2) рекреационно-оздоровительный (купально-пляжные местности);
  • 3) рекреационно-спортивный (горнолыжная база);
  • 4) рекреационно-познавательные (исторические памятники).

Источник: https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-mirovye-prirodnye-resursy.html

Мировые природные ресурсы. Минеральные земельные ресурсы

Мировые природные  ресурсы. Минеральные, земельные ресурсы

Толща земной коры богата разнообразными природными ресурсами. Природные ресурсы – это естественные ресурсы или природные вещества, которые необходимы для существования человека и используются им в его хозяйственной деятельности.

Природных ресурсов существует огромное количество, однако все они размещены на земной поверхности не одинаково, а также в неодинаковом количестве. Из этого следует, что ресурсообеспеченность разных регионов мира различна. Под ресурсообеспеченностью понимают соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования.

По величине этого показателя можно судить о богатстве или бедности природными ресурсами  того или иного региона мира.

По принадлежности к различным земным оболочкам выделяют  природные ресурсы литосферы, гидросферы, биосферы, климатические ресурсы. По возможности длительности их использования природные ресурсы подразделяют на исчерпаемые и неисчерпаемые.

В свою очередь исчерпаемые природные ресурсы подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые. По отношению к определенным компонентам природы все природные ресурсы мира подразделяют на минеральные, почвенно-земельные, водные,  биологические, климатические, рекреационные.

Рассмотрим подробнее минеральные и земельные природные ресурсы.

Классификация природных ресурсов

Мировые природные ресурсы - Для студента

По подсчетам некоторых ученых общемировые запасы минеральных ресурсов составляют примерно 12,5 трлн тонн, а вот величина доступных для извлечения минеральных ресурсов составляет около 5 трлн тонн.

Минеральные ресурсы человек научился использовать еще в далекой древности. Доказательство этому можно найти в названиях некоторых исторических периодов, например, каменный век. В настоящее время в своей хозяйственной деятельности человек использует более 200 видов минеральных ресурсов.

Однако следует помнить, что минеральные природные ресурсы обладают некоторыми особенностями. Во-первых, все минеральные ресурсы относятся к категории невозобновляемых.

Во-вторых,  их запасы в различных регионах мира неодинаковы,и в-третьих, потребление их человеком с каждым годом увеличивается.

Все минеральные ресурсы подразделяют на топливные, рудные и нерудные полезные ископаемые. Их расположение в земной коре зависит от геологического строения.

Так топливные полезные ископаемые приурочены к осадочным чехлам древних платформ, поэтому имеют осадочное происхождение. К этому виду полезных ископаемых относят уголь, нефть, газ, горючие сланцы. Наибольшую долю из них занимает уголь. Так, примерно 15% суши занято под угольными бассейнами в количестве более 3,6 тысяч.

Большая их часть расположена в северном полушарии: это Азия, Северная Америка, Европа и сконцентрирована в 10 самых крупных угольных бассейнах мира. Лидерами по запасам этого полезного ископаемого являются США, Россия, Китай. На их долю приходится половина мировых запасов угля.

Кроме этого значительными запасами этого топлива обладают Индия, Австралия, ЮАР, Украина, Казахстан, Польша, Бразилия.

Мировые природные ресурсы - Для студента

Нефтегазоносных бассейнов в мире насчитывается около 600, а общее количество нефтяных месторождений составляет более 50000. Как правило, они приурочены к отложениям мезозоя. Самыми богатыми нефтегазоносными бассейнами в мире являются районы Персидского, Мексиканского залива и Западная Сибирь.

Мировые природные ресурсы - Для студента Мировые природные ресурсы - Для студента

Странами, обладающими самыми крупными запасами природного газа, являются: Россия, Иран, Катар, Туркменистан, США, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Венесуэла, Нигерия, Алжир. 

Мировые природные ресурсы - Для студента Мировые природные ресурсы - Для студента

В последнее время в связи с некоторыми политическими и экономическими событиями, а также стремлением некоторых стран мира уменьшить свою энергетическую зависимость от стран-экспортеров энергоносителей, все большее применение в топливно-энергетических комплексах некоторых стран мира находит сланцевый газ.

Это тот же природный газ, но добывается он из горючих сланцев.Первооткрывателями этого вида топливного ресурса являются Соединенные Штаты Америки, которые еще в 1821 году прорыли первую такую скважину в поселке Фредония, штат Нью-Йорк.

Однако, себестоимость добычи такого газа выше традиционного, а экологические риски при его добычи заставляют многие страны мира отказываться от добычи такого полезного ископаемого.

Широкое распространение в земной коре имеет и уран. Это полезное ископаемое широко применяется в качестве ядерного топлива.

Однако, экономически целесообразно добывать только тот уран, в котором количество полезного вещества составляет более 0,1%. Разведанные запасы такого урана в мире составляет примерно 3,5 тонны.

Наибольшими запасами этого полезного ископаемого обладают Австралия, Казахстан, Россия, Нигер и другие страны.

Мировые природные ресурсы - Для студента

Месторождения рудных полезных ископаемых, как правило, приурочены к щитам древних платформ, а также к складчатым областям.

Часто они образуют целые пояса, имеющие протяженность в несколько тысяч километров.К этой группе минеральных природных ресурсов относят железные руды, бокситы, медные руды и так далее.

Читайте также:  Важнейшие компоненты индустрии туризма - показатели туристского рынка

Самыми крупными запасами железных руд обладают Россия, Бразилия, Австралия, Украина, Китай.

Мировые природные ресурсы - Для студента

Бокситами (главным алюминесодержащим сырьем) – Гвинея, Австралия, Бразилия, Ямайка,Суринам.

Мировые природные ресурсы - Для студента

Медными рудами – Чили, США, Перу.

Мировые природные ресурсы - Для студента

В платформенных и складчатых поясах встречаются нерудные полезные ископаемые. К ним относят фосфориты (по запасам этого полезного ископаемого в мире лидируют Марокко, США), каменную и калийную соль (Россия, Украина),  серу (Польша, Италия) и так далее.

Минеральные ресурсы

К ресурсам литосферы также относят геотермальную энергию – энергию глубинного тепла Земли. Таким видом энергии обладают те страны мира, в которых прослеживаются процессы вулканической и сейсмической активности.  Это Исландия, Италия, Мексика, Филиппины, Камчатка России.

Геотермальная энергия

Земельные ресурсы – это один из самых главных ресурсов природы. Именно благодаря им возможно существование человека на Земле и всех видов его хозяйственной деятельности: от промышленности до сельского хозяйства.

Обеспеченность человечества земельными ресурсами определяют по структуре мирового земельного фонда. Мировой земельный фонд – это все земли планеты. Они занимают 30,4 млрд га.

Проанализируем структуру мирового земельного фонда.

Доля обрабатываемых земель, которые обеспечивают человека продовольствием, составляет всего лишь 11% от всех земель мира. Как правило, большая их часть расположена в лесной, лесостепной и степной зонах.

Мировыми лидерами по величине площади обрабатываемых земель являются: США, Индия, Китай, Россия. Луга и пастбища занимают 23,5% от площади всех земель планеты. По величине пастбищ крупнейшими странами мира являются: Австралия, Китай, США, Бразилия и Казахстан.

Леса и кустарники  занимают 30,5%. При этом, максимальную лесистость имеют такие страны, как Французская Гвиана, Суринам, Гайана, Мозамбик.

Однако, наибольшую долю земель в мировом земельном фонде составляют малопродуктивные и непродуктивные земли, которые не пригодны для ведения сельского хозяйства. Наибольшая доля таких земель расположена в Ливии и Алжире.

Структура земельного фонда не остается постоянной, т.к. на нее постоянное влияние оказывают два противоположных процесса: с одной стороны, это упорная борьба человека за расширение земель, а с другой стороны, это  истощение земель, которое приводит к опустыниванию.

На протяжении всей своей жизни человечество ведет активную работу по увеличению площади земель, пригодных для ведения сельского хозяйства и для жизни человека. Только за последнее время площадь таких земель увеличилась вдвое. Наибольшую работу по освоению целинных земель в свое время проводили СССР, США, Канада, Китай.

С другой стороны, активная эрозия почвенного покрова приводит к тому, что каждый год из оборота выходит примерно 6-7 млн га земли. Растет площадь пустынь, причем таких, как Сахара, Атакама, и совсем новых пустынь, появляющихся в некоторых районах Азии, Африки, Австралии, Северной и Южной Америки. В настоящее время в районах опустынивания проживает около 1 млрд человек.

  • Процессы, оказывающие влияние на
  • изменение структуры земельного фонда

Следует помнить, что вести борьбу с ростом пустынь очень дорого и занимает  очень длительное время. Поэтому первоочередная задача, стоящая перед человечеством – это использовать только рациональные способы обрабатывания земель. Это нужно для того, чтобы наши потомки были обеспечены главным ресурсом природы – землей. 

Источник: https://videouroki.net/video/6-mirovyie-prirodnyie-riesursy-minieral-nyie-ziemiel-nyie-riesursy.html

Мы оцениваем мировые природные ресурсы. Полные уроки — Гипермаркет знаний

Гипермаркет знаний>>География>>География 10 класс>>География: Мы оцениваем мировые природные ресурсы. Полные уроки

Цель урока

  • сформировать представление учеников о сути и состоянии мировых природных ресурсов

Тип урока

Задачи урока

  • сформировать знания учеников о том, что собой представляют мировые ресурсы
  • вспомнить виды природных ресурсов
  • поднять вопрос исчерпаемости и невозобновляемости ресурсов
  • дополнить знания с помощью видеоматериала
  • сформировать экологическое мышление учеников
  • закрепить знания с помощью контрольных вопросов

План урока

  • Приветствие и мотивация
  • Изучение нового материала
  • Закрепление выученного материала
  • Домашнее задание
  • Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Оборудование

  • Учебники
  • Проектор
  • Видеоматериалы
  • Иллюстрации по теме урока

Ход урока

Приветствие и мотивация

Прием 1. Приветствие и объявление темы

Прием 2. Проверка отсутствующих

Кто из учеников сегодня отсутствует на уроке? По каким причинам?

Изучение нового материала

С предыдущих курсов географии вспомните, на какие виды подразделяются природные ресурсы, охарактеризуйте их за исчерпаемостью, по возможности восстановления.

К минеральным ресурсам относят совокупность разведанных полезных ископаемых, которые уже используются или могут использоваться в хозяйственной деятельности человека. Ежегодно из недр Земли добываются около 300 млрд т разнообразного минерального сырья.

Мировые природные ресурсы - Для студента

Запасы минерально-сырьевых ресурсов не безграничны и практически не возобновляемые. Уровень ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов и мира в целом неодинаков. Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной запасов природных ресурсов и размерами их использования.

Ее выражают или количеством лет, на которую должно хватить какого-то определенного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения. Это понятие является не только природным, но в первую очередь социально-экономическим, так как зависит не только от величины запасов, но и от масштабов потребления. Во второй половине XX в.

возникла угроза глобального дефицита некоторых природных ресурсов.

Месторождения полезных ископаемых размещены на земном шаре довольно неравномерно, что объясняется особенностями геологического (тектонического) строения.

Топливные ресурсы всегда имеют осадочное происхождение. В мире известно 3,6 тыс. угольных бассейнов. Из общих запасов 60% приходится на каменный и 40% — на бурый уголь. Более 90% всех запасов содержится в северном полушарии. На Азию приходится 3/5 мировых запасов, на Северную Америку — 1/4. В трех странах — России, США, КНР сосредоточено 80% запасов угля.

Значительные месторождения угля имеются в Германии, Великобритании, Канаде, ЮАР. В мире разведано более 600 нефтегазоносных бассейнов. В странах Ближнего и Среднего Востока сосредоточено более половины мировых разведанных запасов нефти.

Значительные запасы имеются также в Юго-Восточной Азии, на севере Африки и Южной Америки, на шельфе Северного моря и Мексиканского залива, в Сибири.

Мировые природные ресурсы - Для студента

Фишки для любознательных

На каждого жителя Земли приходится в среднем 0,28 га обрабатываемых земель (в густозаселенном части Азии — лишь 0,15 га). Иными словами, в Азии 1 га кормит 7 человек, в Европе — 4, в Южной Америке — 2, в Северной Америке — 1,5 человека.

Мировые природные ресурсы - Для студента

В странах Европы верхние слои залежей угля уже выработаны, а добывать уголь с глубины свыше 1000 м является нерентабельным. Так, добыча 1 т антрацита в Германии втрое дороже, чем его импорт из ЮАР, включая расходы на перевозку.

Мировые природные ресурсы - Для студента

Рудные полезные ископаемые приурочены к древним платформам складчатых поясов земной коры и размещаются также неравномерно. Крупнейшими запасами рудного сырья обладают всего 5 стран (США, Канада, Австралия, Китай, Россия). 30% мировых запасов кобальта, около 90% олова, 75% бокситов, 60% меди размещаются в развивающихся странах.

В развитых странах через длительную эксплуатацию большинство месторождений, которые располагаются в верхних слоях литосферы, уже исчерпаны, поэтому постоянно возникает необходимость увеличивать глубину добычи полезных ископаемых.

В развивающихся странах, а также в некоторых районах Канады, Австралии, в азиатской части России продолжается поиск новых месторождений и вовлечение их в эксплуатацию.

Мировые природные ресурсы - Для студента

Горно-химические ресурсы также преимущественно имеют осадочное происхождение. Крупнейшие месторождения серы сосредоточены в США, Мексике, Польше, Украине и Ираке.

Немалое значение имеет также сырье для производства минеральных удобрений. Значительными запасами калийных солей обладают США, Канада, Германия, Россия, Беларусь.

А основные месторождения фосфоритов находятся на севере Африки (особенно выделяются Марокко и Западная Сахара), в США, на Аравийском полуострове.

Самыми распространенными минеральными ресурсами являются строительные материалы, которые случаются практически повсеместно.

Из всего объема минеральных ресурсов, используемых мировое сообщество, только 3-5% превращается в конечный продукт, а остальные — различные отходы. Именно поэтому человечество должно перейти на энерго- и ресурсосберегающие технологии, внедрять обратимое (повторное) использование ресурсов, что имеет место в экономически развитых странах, а особенно в Японии.

Ресурсы Мирового океана – это совокупность биологических, минеральных, энергетических ресурсов, минеральных солей и пресной воды, содержащей Мировой океан. На него приходится 71% поверхности планеты. Он играет большую роль в создании необходимых условий для жизни на Земле, дает половину кислорода воздуха планеты.

Мировые природные ресурсы - Для студента

Закрепление выученного материала

Вопросы и задания

1. Что вы понимаете под понятием «географическая среда»?

2. В чем заключается взаимодействие «человек-природа»?

3. Какая разница между рациональным и нерациональным природопользованием?

Мировые природные ресурсы - Для студента

4. По карте атласа определите самые крупные бассейны топливных, рудных ресурсов и страны, в которых они размещены.

5. Где на земном шаре есть лучшие условия для использования альтернативных энергоресурсов: а) энергии ветра, б) геотермальных ресурсов, в) энергии приливов и отливов?

  • 6. Задание: нарисуйте табличку-классификатор ресурсов по видам
  • Пример:
  • Мировые природные ресурсы - Для студента

Домашнее задание

  • Изучить материал по учебнику
  • Сделать мини-доклад о происхождении и состоянии запасов любого природного ресурса в мире

Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Учитель благодарит класс за работу, отвечает на оставшиеся вопросы учеников и выставляет оценки за работу на уроке.

Видеоматериалы

Использованные источники

1. Урок географии в 10-м классе на тему «Мировые природные ресурсы» Сидоренковой Ольги Николаевны (http: // festival.1september.ru)

2. Урок – деловая игра «Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и проблемы их использования» Петуховой И. Ю., учителя информатики и Трошкина Г. П., учителя географии (http: // festival.1september.ru)

3. Паламарчук Л.Б., Гільберг Т.Г., Безуглий В.В. Географія 10 клас (профільний рівень), 2011

4. Учебный диск “1С” Образовательная коллекция, “Экономическая и социальная география мира”, 10-й класс

Над уроком работали

Петухова И.Ю.

Сидоренкова О.Н.

Трошкина Г.П.

Любименко В.В.

Скомпонировано и отредактировано Любименко В.В.

Содержание урока
конспект урока
опорный каркас презентация урока
акселеративные методы интерактивные технологии Практика
задачи и упражнения самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения
рефераты
статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные
словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год методические рекомендации программы
обсуждения Интегрированные уроки

Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия.

Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего.

Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов  высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.

Предмети > География > География 10 класс

Источник: http://edufuture.biz/index.php?title=%D0%9C%D1%8B_%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D0%BC_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B._%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8

Мировые природные ресурсы

Природными ресурсами являются все богатства Земли, которые используются человеком для производства материалов, сырья или в качестве источников энергии. Мировая экономика активно использует то, что дает окружающая среда, для обеспечения жизнедеятельности общества.

Природные ресурсы многообразны. Их основой считаются полезные ископаемые, которых на сегодняшний день известно более 200 видов. Этими ресурсами пользуется каждая страна, но распределены по территории планеты они неравномерно – некоторые страны чрезмерно богаты тем или иным видом полезных ископаемых, а кому-то не досталось практически ничего.

Мировые природные ресурсы - Для студента

Самыми ценными ископаемыми считаются нефть и газ. Далее идут уголь, железные руды, цветные металлы.

Помимо полезных ископаемых, жизненно важными являются земельные, лесные и водные ресурсы. Каждый из них необходим для того, чтобы обеспечить выживание человеческой расы. Эти ресурсы относятся к категории возобновляемых, но, несмотря на это, нуждаются в охране, защите, рациональном использовании и бережном отношении.

Виды мировых природных ресурсов

Природные ресурсы подразделяются на следующие виды:

  1. Водные. Вода занимает большую часть нашей планеты и является одним из важнейших ресурсов, потому что без нее жизнь на Земле невозможна. Воду ничем нельзя заменить, но, по счастью, водные ресурсы являются неисчерпаемыми.

К водным ресурсам причисляют не только моря, озера, реки и океаны, но также подземные воды, ледники, атмосферные пары и искусственно созданные водоемы.

  1. Лесные. Эти ресурсы не менее важны для человека, чем водные. Благодаря деревьям и кустарникам выделяется кислород и поглощается углекислый газ. Леса сохраняют почву от эрозии, регулируют климат, снабжают человека строительными материалами, лекарственными травами, ягодами и грибами, они являются местом обитания животных и птиц.
  2. Земельные. Почвы обеспечивают жизнь всем обитателям планеты. Десятая часть из них занята под сельскохозяйственные угодья, остальной процент – это луга и леса. Третья часть всей суши не пригодна для выращивания растений. Почвы – невосполнимый ресурс, их нельзя будет заменить, когда они истощатся. Использовать земельные ресурсы необходимо деликатно и рационально.
  3. Минеральные. Сюда относятся все полезные ископаемые, добычей которых занимается человек. На сегодняшний день это более 200 видов, которые успешно используются в промышленности.
  4. Энергия солнца и ветра. Эти ресурсы стали осваивать относительно недавно. Главные виды энергетических ресурсов на планете – это нефть и газ. Но они являются иссякаемыми, поэтому люди стали искать им альтернативу. Переход на энергию солнца и ветра приведет человечество в новую эру – подобные ресурсы неисчерпаемы и экологически безопасны.

Классификация мировых природных ресурсов

Классификация мировых природных ресурсов достаточно обширна.

  • Если речь идет об отраслях хозяйства, в которых они применяются, то ресурсы подразделяют на энергетические, химические, металлургические.
  • Природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые (по длительности их использования). К первым можно отнести все полезные ископаемые, ко вторым – солнечную энергию, энергию ветра.
  • Есть ресурсы возобновляемые и невозобновляемые. Возобновляемые восстанавливаются по мере их использования (земля, вода), невозобновляемые невозможно восстановить ни естественным путем, ни искусственно (к этой категории причисляют все полезные ископаемые).
  • По степени заменимости ресурсы могут быть заменимыми и незаменимыми.
Читайте также:  Транспорт россии - для студента

География мировых природных ресурсов

Мировые природные ресурсы рассредоточены по планете неравномерно. В одной стране может быть избыток одних ресурсов и резкая недостача других. Некоторые страны практически лишены тех или иных ресурсов.

Минеральные ресурсы

  • Больше всего угля добывают на территории таких стран, как США, Китай, Россия, Германия, Украина.
  • Нефть и газ – главные богатства Стран Ближнего Востока, России, США, Мексики, Индонезии, Великобритании, Ливии, Нигерии, Алжира.
  • Рудой богаты Бразилия, Россия, Украина, Австралия, Китай, США, Индия.
  • Цветные металлы по большей части находятся в Австралии, Бразилии, Казахстане, Франции, Италии, Индии, на Ямайке.

Земельные ресурсы

Самыми ценными среди земельных ресурсов являются пахотные земли, на которых выращиваются сельскохозяйственные культуры. Они занимают 11 % всех земель планеты. Некоторые страны испытывают нехватку земельных ресурсов – например, Нидерланды и Япония. Для того, чтобы увеличить площадь своих земель, в этих странах осушают моря и болота.

Водные ресурсы

Страны Европы обеспечены водными ресурсами в достаточном количестве. А вот в странах Африки население страдает от нехватки воды. Также сухим материком считается Австралия, еще меньше воды в азиатских странах.

Лесные ресурсы

Мировое первенство по наличию лесных ресурсов принадлежит Южной Америке – леса занимают больше половины ее площади. Также лесами богаты США, Россия, страны Азии, Канада. Меньше всего лесных ресурсов в Австралии.

Факторы, определяющие географию мировых природных ресурсов

Одним из факторов, влияющих на географию природных ресурсов, является климат. В странах с засушливым климатом наблюдается дефицит водных и лесных ресурсов. Там, где территории покрыты пустынями, к ним присоединяется и нехватка ресурсов земельных.

Мировые природные ресурсы - Для студента

Фактором размещения полезных ископаемых может служить рельеф местности. Давно подмечено, что почти все месторождения цветных металлов, руды, драгоценных камней находятся в горных районах. А вот нефть, уголь, железо и алюминий добывают в равнинной местности.

Земельными ресурсами небогаты северные районы. Условия северных стран непригодны для выращивания большинства сельскохозяйственных культур. Чем дальше на юг, тем плодороднее становятся почвы и разнообразнее растения.

Распределение мировых природных ресурсов

Мировые природные ресурсы распределены неравномерно как по странам, так и по континентам. Отдельным державам очень повезло – на их территории можно найти практически все природные ресурсы в достаточном, а иногда и чрезмерном количестве. К счастливчикам в этом плане относятся Россия и Китай. Чуть меньше повезло Бразилии, Индии, Австралии.

Ряд регионов оказался богат всего на какой-либо один вид природных ресурсов. Если взять страны Ближнего и Среднего Востока – это неоспоримые лидеры по добыче нефти и газа. Замбия, Заир и Чили больше других обеспечены медью. Марокко держит лидерство по добыче фосфориты.

Если говорить о континентах, то страны Азии являются поставщиками нефти, газа, олова, кобальта, никеля, вольфрама. Япония — единственная азиатская страна, не обладающая практически никакими полезными ископаемыми.

Европейские страны снабжают мир углем, ртутью, металлическими рудами, свинцом, цинком, серой.

Северная Америка является главным добытчиком урана, молибдена, угля, никеля, асбеста, нефти, газа. В Южной Америке хорошо отлажена добыча железных руд, меди, цинка, висмута, газа, нефти.

В Австралии добывают уголь, боксит, свинец, никель, цинк, тантал. Африка славится добычей кобальта, нефти, золота, бокситов, алмазов и платины.

Мировые природные ресурсы: нефть и газ

Нефть является самым потребляемым ресурсом на планете. Бензиновое топливо используется повсеместно – а ведь оно является результатом переработки нефти. Газ используют в бытовых целях (обогрев помещений), а также в химической промышленности.

Большинство отраслей мировой экономики потребляют нефть, поэтому ее добыча является очень выгодным делом. В настоящее время разведано около 600 месторождений нефти, еще 450 находятся в стадии разработки.

Мировые природные ресурсы - Для студента

Лидерами по добыче «черного золота» являются Россия, США, Канада, Саудовская Аравия, Венесуэла, Иран, Китай, Мексика, Великобритания. За год страны, лидирующие в добыче нефти, извлекают из земных недр около 3 млрд тонн черного топлива.

Нефтяные ресурсы являются исчерпаемыми. Подсчитано, что их истощения можно ожидать уже в 2100 году. Ресурсы природного газа могут закончиться гораздо раньше.

В настоящее время ученые думают над тем, чем можно будет заменить нефть и газ в не столь отдаленном будущем. Альтернативные источники энергии должны будут защитить человечество от энергетического кризиса, который неизменно постигнет человечество, как только закончатся нефть и газ.

Мировые природные ресурсы: уголь

Уголь был самым первым видом топлива, который освоил человек. С открытием нефти, потребность в нем упала, но он до сих пор остается важным источником производства энергии. В период повышения цен на нефть использование угля значительно возрастает.

Запасы угля в несколько раз превышают запасы нефти и газа. Уголь более равномерно распределен по планете, поэтому его добыча ведется практически в каждой стране. Но больше всего этого полезного ископаемого – в странах Северной Америки и на территории бывшего СССР. Похвастаться угольными бассейнами также могут Польша, Австралия, Германия, Англия, Франция.

Уголь стоит значительно дешевле, чем нефть, а учитывая то, что запасы последней с каждым годом иссякают, угольная промышленность является перспективной отраслью. Почти 50% всей энергии в мире производится с использованием каменного угля.

Угольная промышленность уже в течение многих лет остается одной из главных отраслей мировой экономики. По прогнозам ученых, в дальнейшем популярность угля в мире будет только расти.

Мировые природные ресурсы: железная руда

Значение железных руд в мировой экономике невозможно переоценить. Железо используют повсеместно уже на протяжении многих веков, и его потребление год от года только растет. По подсчетам специалистов, запасы каменного угля будут радовать жителей Земли еще как минимум 160 лет.

Сегодня в мире более ста стран активно добывают железную руду и располагают большими ее запасами. Большинство месторождений поставляют руды среднего и низкого качества. Лишь 20 % всех шахт могут похвастаться высококачественными железными рудами.

  1. Самые большие запасы железной руды в мире находятся на территории:
  2. — России ( 18% всеобщих запасов),
  3. — Бразилии ( 17% добываемой в мире руды),
  4. — Австралии (14% железа),
  5. — Украины (11% запаса железной руды на планете),
  6. — Китай (9% от мирового запаса).
  7. Если говорить о мировой добыче железной руды, то тут лидеры меняются местами:
  8. — Китай – добывает 900 млн тонн железных руд ежегодно,
  9. — Австралия – может похвастаться годовой добычей 420 млн тонн,
  10. — Бразилия – 350 млн тонн в год,
  11. — Индия – более 200 млн тонн за год,
  12. — Россия – является добытчиком 100 млн тонн железной руды.

Значение мировых природных ресурсов в экономике

Природные ресурсы – главное условие для полноценного развития экономики. Каждый вид ресурсов необходим для нормального функционирования страны.

Земельные ресурсы помогают выращивать необходимые культуры, которые впоследствии обеспечивают население запасами пищи. Точно также хозяйственная деятельность человека немыслима без водных ресурсов, солнечной энергии, растительного и животного мира.

Невозможно представить себе развитие экономики без нефти, газа, и прочих полезных минералов. Человечество стремится освоить все новые и новые виды природных ресурсов, которые можно было бы использовать: изучает энергию солнца, ветра, воды. В связи с ростом населения на планете, потребление природных ресурсов неуклонно растет – примерно на 5% ежегодно.

Полезные ископаемые являются главным товаром как на международных, так и на внутренних рынках. Страны, которые природными богатствами похвастаться не могут, стремятся обеспечить себя всем необходимым и скупают у более обеспеченных партнеров то, что требуется для нормального развития их экономики.

Мировая экономика озабочена не только потреблением природных ресурсов, но и их восполнением, охраной и сбережением для будущих поколений. Ведь без некоторых невосполнимых ресурсов существование на планете будет просто невозможно.

Цель каждого государства на Земле – обеспечить свое население всем необходимым, в том числе и природными ресурсами. Чем более страна обеспечена ресурсами – тем больше у нее шансов на полноценное экономическое развитие.

Источник: https://karatu.ru/mirovye-prirodnye-resursy/

Открытый урок по теме «Мировые ресурсы» для 1 курса уровня СПО

  • Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики
  • среднего профессионального образования
  • «Новочебоксарский химико-механический техникум»
  • Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

География

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Специальность: 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Тема: Земельные, лесные и водные ресурсы планеты

Новочебоксарск 2014

  1. «СОГЛАСОВАНО»
  2. на заседании методического совета
  3. Протокол №__ от «__»_______ 20___ г.
  4. Заместитель директора по НО, УР и К

_______________ Т.Н.Кузьмина

«УТВЕРЖДАЮ» Директор техникума _______________ Е. Ю.Пристова «____»______________ 20___ г.
Рассмотрено на заседании ПЦК ______________________________ Протокол №__ от __________ Председатель ________Смирнова А.Н.
Кирилин М.Н., преподаватель БОУ Чувашской Республики СПО «ЧХМТ» Минобразования Чувашии
  • © БОУ Чувашской Республики СПО «ЧХМТ», Минобразования Чувашии 2014
  • Раздел: География мировых ресурсов
  • Тема урока: изучить и дать характеристику земельных, лесных и водных ресурсов планеты.
  • Цель урока: познакомить студентов с земельными, лесными и водными ресурсами.
  • Задачи урока:
  • Научить работать с картами атласа при изучении географических объектов и находить необходимую информацию.
  • Научить делать расчет ресурсообеспеченности некоторых видов ресурсов.
  • Активизировать учащихся при помощи методов личностно-ориентированного и мотивационного подходов во время обучения.
  • Воспитывать самостоятельную деятельность при помощи работы с картой и другими источниками информации.
  • Воспитывать чувство толерантности и дружеской взаимопомощи во время обучения.
  • Создать энергосберегающее пространство и чувство экологического сознания.
  • Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ЛСД – телевизор диагональю не менее 117см., звуковые колонки, ноутбук, атласы, учебная доска, презентация «Мировые ресурсы».

Этапы урока:

Вступительное слово. Добрый день уважаемые коллеги студенты. Сегодня на занятии нам предстоит познакомиться с очередным видом ресурсов нашей планеты – а именно ресурсы земельные, лесные и водные.

Первоначально давайте с вами вспомним то, что мы изучали на прошлом занятии:

Повторение изученного материала: сегодня у нас новая система оценки знаний, с этого момента вы за правильный ответ или за активное участие в изучении материала студент получает 1 бон. В последующем эти боны суммируются и наиболее результативные получают соответствующую оценку.

Вопросы для повторения:

Дайте понятие географической оболочки? (ответ…)

Изобразить концептуальную схему географической оболочки..

Во время повторения я начинаю демонстрацию презентации «Мировые природные ресурсы». В соответствии с тем какие ответы будут даны ответы они сравниваются с теми правильными ответами какие есть в презентации по теме нашего занятия (просмотр презентации).

Дать понятие природных ресурсов? (ответ…)

Дать определение ресурсообеспеченности. (ответ…)

Теперь давайте поработаем с картами атласа на с. 4.карта «Минеральные ресурсы». Назовите и напишите крупнейшие месторождения топливных ресурсов 1ряд в Африке, 2 ряд в Южной Америке, 3 ряд в Северной Америке.

  1. Теперь нам предстоит выполнить небольшую практическую работу по определению ресурсообеспеченности по запасам угля в США
  2. З – запасы 3 трлн.тонн
  3. Д – добыча 1 млрд.тонн
  4. Н – население 330 млн. тонн
  5. Для расчета используются известные вам уже формулы. Р =З/Д; Р1=Р/Н

Теперь мы с вами посмотрим что такое земельные ресурсы и какова их структура.(атласс.5) Соответственно делается запись в тетрадь определения, лидеры по обрабатываемым землям и пастбищам. Эти данные вам прегодятся чтобы дома выполнить домашнее задание расчет ресурсообеспеченности по обрабатываемым землям в США и Китае. Данные для расчетов вам уже известны.

Вопрос: Как вы думаете почему происходит опустынивание? Предполагаемые ответы…нагрузка на почву и т.д.

А теперь аналогичным образом мы рассмотрим водные ресурсы планеты. Запишем в тетрадь определение: Водные ресурсы планеты это те запасы воды сосредоточенные в естественных и искусственных резервуарах, которые пригодны для нужд населения и хозяйственной деятельности

Выполнение практической работы «Крупнейшие водохранилища мира» (карта атласа с. 8) всего пять указанных в атласе крупнейших водохранилища.

Теперь рассмотрим лесные ресурсы планеты.

Дается определение под запись в тетрадь. Лесные ресурсы это биологический вид ресурсов. К ним относят: древесину, растения, орехи ягоды, живицу, пробку и т.д.

Лесные ресурсы выполняют важное значение для человека и общества имея при этом массу самых разнообразных полезных свойств. Подумайте ребята какие это свойства?? (беседа о свойствах леса) А кто из вас сажал деревья?? Раньше учась в школе мы это делали.

А давайте весной мы выполним социально – экологический проект «Посади дерево». Это вам задание с перспективой на будущее.

И последнее что мы с вами посмотрим – это ресурсы мирового океана. Мы с вами только посмотрим о том, что это такое и домашним заданием будет характеристика энергетических ресурсов Мирового океана. Во время хода урока студенты получают боны, которые в последующем суммируются и в итоге самые активные получают оценку.

В итоге можно сделать вывод о том что рассмотренные ресурсы крайне важны для нас и необходимы, поэтому наша с вами задача относится к ним бережливо. И необходимо те ресурсы которые есть не только сохранить, но и приумножить.

Всем большое спасибо за работу. (Результативные получают оценки)

Список литературы: География: учебник для студ. образоват. учрежд. Сред. проф. образования / под ред. Е. В. Баранчикова. – 12-е., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 480 с.

Дополнительные источники: атлас по географии 10 класс Министерства геодезии и картографии России, авторская презентация «Мировые ресурсы».

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/otkritij_urok_po_teme_mirovie_resursi_dlya_1_kursa__165316.html

Ссылка на основную публикацию