Интеграционные процессы в мировой экономике — содержание и формы

Международная экономическая интеграция — это процесс объединения государств в хозяйственной и политической сфере, для которого характерно развитие глубоких связей и взаимодействие финансов.

На микроуровне он осуществляется через сотрудничество отдельных предприятий разных стран, между ними возникают разные отношения, что приводит к открытию новых филиалов на других территориях.Интеграционные процессы в мировой экономике - Для студента

Интеграция осуществляется на основе соединения национальной политики нескольких государств.

Содержание и формы

Связи между компаниями развиваются бурно, что порождает необходимость регулирования таких отношений на высшем уровне. Межгосударственные союзы обеспечивают свободное движение капиталов, услуг и товаров, рабочей силы, согласуют совместную экономическую, военную, социальную политику.

В результате образуются отдельные комплексы с единой валютой, органами управления, инфраструктурой и органами управления.

Интеграционные процессы в мировой экономике - Для студента

Одна из наиболее простых форм экономической интеграции — это зона свободной торговли. Между странами-участницами такого союза нет таможенных пошлин и других ограничений.

Благодаря таким объединениям возникает конкуренция на внутреннем рынке между зарубежными и национальными производителями товаром и услуг.

Межгосударственные отношения касаются только сферы обмена, обеспечивая участникам развитие торговли и улучшение экономического положения.

При создании единого рынка образуются общие фонды для социального роста. Ими управляют органы контроля, при этом улучшается правовая система. Высшей формой интеграции является экономическо-валютный союз, он совмещает остальные виды сотрудничества для проведения общей финансовой политики.

Факторы процесса

В основе интеграции лежит несколько факторов. Наиболее важные:

  • международное разделение труда;
  • научно-техническая революция;
  • глобализация хозяйства;
  • открытая национальная экономика.

Появление связей между разными государствами и их предприятиями сегодня стало глобальным явлением. Движение капиталов, развитие торговли и транспортных систем, информационных коммуникаций и деятельность ТНК вознесли процесс интернационализации на уровень, при котором появилась целая взаимная сеть с участием большинства фирм разных стран.

Глобализация хозяйства происходит на региональном уровне, так как многие компании работают с организациями других государств, поэтому вокруг одного из них образуется интеграционная зона или экономический блок.

В их рамках могут появляться более мелкие очаги, где углубляется разделение труда.

Происходит организация общего производства, основной ее частью является комбинирование, кооперация и взаимодополняемость технологических процессов.

Интеграционные процессы в мировой экономике - Для студента

Интеграционные процессы стимулируются высокой открытостью национальной экономики. К ее характерным чертам относятся:

  • втянутость государства в систему общих хозяйственных отношений;
  • конвертируемость разных валют;
  • ослабление или полное исчезновение границ для перемещения капитала, услуг, рабочей силы и товаров.

Существуют предпосылки для развития экономического сотрудничества — это интеграционные процессы, которые имеют однородные системы хозяйств. Географическая близость государств также играет роль в их отношениях.

А также учитывается история их появления и развития, в процессе которой возникали общие политические и экономические проблемы. Их страны решали совместно, последствием стало объединение в определенные союзы.

Цели и эффективность

Цели интеграции зависят от ее формы. При создании зоны свободной торговли государства расширяют свой рынок, улучшают условия для внешней торговли, препятствуют развитию конкурентов.

Основой стал Римский договор, заключенный в 1957 году. Его конечной целью стало образование общего рынка или таможенного союза. В 1986 договор был подкреплен Единым европейским актом.

Согласно ему, у развитых стран-участниц появилось несколько новых возможностей:

Интеграционные процессы в мировой экономике - Для студента

  • политическое сотрудничество и создание внешней общей политики;
  • стабилизация социально-экономического развития государства и его отдельных регионов;
  • образование безграничной зоны для перемещения всех факторов производства;
  • проведение общей научно-технической, отраслевой и хозяйственной деятельности.

На сегодня высшая форма интеграции — это Европейский союз. Между его странами возникла валютная, экономическая и политическая связь. Для участников она дала положительный эффект в виде усиления торгового потенциала и расширения производственных отношений.

В мире существует несколько известных группировок, кроме Евросоюза: МЕРКОСУР, НАФТА, СНГ и АСЕАН. В их составе государства выравнивают развитие маленьких регионов, устраняют безработицу и развивают научную сферу. Но иногда между участниками союзов возникают противоречия, касающиеся введения единой валюты, а также возникает угроза для расширения национального производства.

Международная интеграция

В теории и этапах экономической интеграции выделяют несколько направлений. Они отличаются механизмом и формами процесса. Основные типы:

  • неолиберализм;
  • структурализм;
  • корпорационализм;
  • неокейнсианство;
  • дирижистское направление.

Интеграционные процессы в мировой экономике - Для студента

Швейцарец Репке и француз Аллэ — представители неолиберализма, образовавшегося в послевоенные годы, давали собственное определение интеграции.

Это создание единого рынка в масштабе нескольких государств, его функционирование осуществляется свободной конкуренцией и стихийными силами независимо от экономики, международных, национальных правовых норм и актов.

По их мнению, вмешательство стран в отношения приводит к негативному эффекту — инфляции, нарушениям платежей и разбалансировке торговли.

Но взгляды неолибералов оказались ошибочными. На смену им пришли корпорационалисты — американцы Ростоу и Рольф. Они утверждали, что государства должны регулировать внешние отношения, это обеспечит ускорение интеграции и ее постепенное развитие.

А шведский структуралист Мюрдаль критически рассматривал либерализацию движения капитала, товаров и рабочей силы, так как это приведет к неравным доходам населения и диспропорции в развитии производства.

Он считал, что интеграция должна характеризоваться как глубокий процесс изменений в экономике нескольких стран или отдельный хозяйственный организм.

Основой развития являются промышленные предприятия, крупные компании и целые отрасли.

На смену структурализму пришло неокейнсианство, наиболее известный представитель — экономист Ричард Куперт.

Он считал главной проблемой международного сотрудничества ограничения, которые не дают получить максимальную выгоду.

Экономист выдвинул 2 ветви развития: с утратой свободы и согласованием политики или сохранением национальной автономии. Но ни один из вариант не мог существовать в чистом виде, поэтому их объединили.

Интеграционные процессы в мировой экономике - Для студента

Разновидность неокейнсианства — дирижизм — стала следующим направлением интеграции в исторической таблице. Ее теоретики отрицают ведущую роль рыночного механизма. Они учитывали влияние стран друг на друга и выступали за общую кредитную политику, социальные законы и экономику.

Механизмы управления

Интеграционные процессы в мировой экономике - Для студента

В качестве примера успешной интеграции выступает Евросоюз, который с самого начала образования был двухуровневым процессом. Его развитие шло снизу — между компаниями, и сверху — на национальном уровне. Международная власть в таких странах разделилась на 3 ветви: исполнительную, законодательную и судебную.

Источник: https://nauka.club/ekonomika/ekonomicheskaya-integratsiya.html

Интеграционные процессы в мировой экономике

Развитие интернационализации производства порождает новые организационные формы, которые позволяют преодолеть препятствия, создаваемые государственными границами. Важнейшей из таких форм стала экономическая интеграция.

Интеграция представляет собой широкое межгосударственное объединение, действующее в соответствии со специальными соглашениями и обладающее своей организационной структурой, представленной руководящими и иными учреждениями. В рамках объединения на территории стран-участниц развертываются определенные виды хозяйственной деятельности на особых, льготных по сравнению с остальными странами, условиях.

Цели интеграции. Многочисленные интеграционные объединения ставят перед собой в принципе схожие цели.

Использование преимуществ экономии масштаба – обеспечение расширения размеров рынка, сокращение трансакционных издержек и извлечение других преимуществ на основе теории экономики масштаба.

Это,  в свою очередь,  позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые с большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятельные производства, удовлетворяющие их потребности.

Создание благоприятной внешнеэкономической среды.

Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной, и других неэкономических областях.

Для стран, расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проблемы в области развития, наличие добрых отношений с соседями, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом.

Решение задач торговой политики. Региональная интеграция нередко рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО.

Считается, что согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики.

Более того, региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду для  взаимной  торговли,  чем многосторонние торговые переговоры, интересы участников которых сильно разнятся.

Содействие структурной перестройке экономики.

Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок. Более развитые страны, подключая соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков.

Поддержка молодых отраслей национальной промышленности. Даже если интеграционное объединение не предусматривает дискриминацион-ных мер против третьих стран, оно нередко рассматривается как способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок.

Несмотря на различия в подходах, идеологии, определениях и названиях тех или иных интеграционных процессов и группировок, в них можно выделить некоторые общие черты и закономерности. Исторически интеграция эволюционизирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетельствует о степени ее зрелости.

На первом уровне, когда страны делают только первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения.

Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам.

В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкционирован ГАТТ/ВТО в рамках так называемых временных соглашений, ведущих к образованию таможенного союза.

Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым  только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.

Читайте также:  Ячейка электронной таблицы ms excel - для студента

На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами.

В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства.

Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосу-дарственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.

Третий уровень интеграции связан с образованиемтаможенного союза –согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.

Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики.

Чаще всего они принимают вид периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

На четвертом уровне (общий рынок)  интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и рабочей силы.

Свобода межгосударственного передвижения под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства требует организационно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики.

Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках ЕС – это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.

На пятом, самом высоком уровне, интеграция превращается вэкономический союз, который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой передвижения товаров и факторов производства и координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает потребность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие межгосударственные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов. В рамках ЕС – это Комиссия ЕС.

Принципиально возможно существование и шестого уровня интеграции  – политического союза, который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам.

Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными государствами. Однако ни одна интеграционная группировка не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных задач.

Источник: https://magref.ru/integratsionnyie-protsessyi-v-mirovoy-ekonomike/

Процессы интеграции в мировой экономике

Одной из форм интернационализации экономики во второй половине XX в., получившей ускоренное развитие в последние десятилетия, стала межгосударственная интеграция национальных хозяйств.

Третья научно-техническая революция вызвана ускорение этого процесса, что привело к возникновению во второй половине XX в. феномена «открытой экономики», или интернационализации хозяйственных отношений на основе процесса интеграции.

В основе этого явления лежит стремление к достижению большей эффективности национальных хозяйств за счет стимулирования процессов специализации и кооперирования в рамках региональных союзов, развития сотрудничества между странами-участницами в области производства, торговли, валютных отношений и в других сферах. Интеграция является ярким проявлением глобализации хозяйственной жизни.

Уже начало XX столетия отмечено возникновением международных субъектов хозяйства, которые в послевоенный период в результате быстрого развития инфраструктуры превращались в многоотраслевые комплексы, действовавшие на принципах специализации и кооперации производства на мировом уровне.

Эти объединения получили название транснациональных и многонациональных корпораций (ТНК и МНК). В настоящее время они превратились в ведущую силу мирохозяйственных отношений.

Вкладывая капитал, создавая многочисленные филиалы за рубежом, ТНК (а ими являются практически все крупнейшие компании развитых стран) формируют разветвленную систему мирового производства, не признающую национальных границ и объединенную общими организационными, экономическими и технологическими отношениями.

За счет оптимального размещения производства в разных странах, учета их сравнительных преимуществ (наличие сырья, квалифицированной рабочей силы, технического уровня производства и т.д.) ТНК достигают более высокой хозяйственной эффективности.

Они разрушают границы между национальными рынками товаров, капиталов, рабочей силы посредством формирования прямых производственно-технических и экономических связей между предприятиями в различных странах, вызывая эффект интернационализации экономики.

В настоящее время данный процесс проявляется, в частности через развитие новых форм сотрудничества между самими ТНК. Получили достаточно широкое распространение так называемые стратегические соглашения, на основе которых объединяются финансовые и технологические ресурсы ТНК для достижения результатов, недоступных каждой из них в отдельности.

  • Развитие международных предприятий и объединений в условиях НТР наряду с небывалым расширением мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы способствовало формированию рынков информации («ноу-хау», патенты, лицензии) и научно-технических услуг (инжиниринг, лизинг).
  • Одной из форм и одновременно инструментом интеграции в глобальном масштабе стали новые международные хозяйственные институты — МВФ и МБ, ВТО и др.
  • Важнейшим направлением интернационализации, получившим особенное развитие в последние десятилетия, является межгосударственная, региональная интеграция национальных хозяйств.

Интеграция стран Западной Европы

Наиболее ранней и к настоящему моменту наиболее развитой формой международной интеграции является Европейский союз, начало которому было положено в 1957 г.

Тогда на совещании шести европейских стран — Бельгии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, ФРГ и Франции — было принято решение о создании Европейского экономического сообщества. Позднее в ЕЭС вошли Великобритания (1973 г.), Ирландия, Дания (1974 г.

), Греция (1984 г.), Испания, Португалия (1986 г.), Австрия, Финляндия, Швеция (1995 г.).

Главной целью объединения декларировалось создание единого рынка товаров, услуг, рабочей силы путем достижения «четырех свобод»: свободы передвижения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы между странами сообщества. С 1993 г. ЕЭС называется Европейским союзом.

За исторически короткий срок ЕС превратился в один из ведущих мировых экономических центров.

В настоящее время на его долю приходится 1/3 мирового товарооборота стран с рыночной экономикой, а совокупный экспорт превосходит экспорт США в 3,6 раза, Японии — в 3,8 раза.

ЕС также превзошел показатель США по объему промышленного производства и располагает сегодня половиной мировых валютных резервов.

Столь динамичное развитие государств Общего рынка обусловлено во многом опасением европейских стран превратиться в своего рода «технологическую периферию» США и Японии.

Поэтому европейские страны объединили усилия на приоритетных направлениях научно-технического развития и внедрения результатов современных разработок в производство. Так, например, в рамках программы «Эврика» в 1980-1990-е гг.

осуществлялось сотрудничество в области микропроцессорных разработок (программа «Евроробот»), систем связи (программа «Евроком»), биотехнологий (программа «Евробио»), создания новых материалов (программа «Евромат») и т.д.

Одной из наиболее характерных черт европейской интеграции является ее институциональный характер. Главным субъектом интеграции выступают национальные государственные институты, формирующие межгосударственные структуры:

  • 1950 г. — создана Европейская платежная система с искусственной расчетной единицей EUA;
  • 1951 г. — подписан договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС);
  • 1957 г. — подписан Римский договор о создании Европейского экономического союза (ЕЭС) и договор о создании Европейской комиссии по атомной энергии (Евроатом);
  • 1958 г. — ведущие европейские страны одновременно вводят режим конвертируемости валют;
  • 1965 г. — «шестерка» Общего рынка создает Европейское сообщество, которому делегируются управляющие функции ЕОУС, ЕС и Евроатома;
  • 1979 г. — образована Европейская валютная система с единой расчетной единицей ЭКЮ;
  • 1992 г. — подписано Маастрихтское соглашение, учреждающее Европейский союз.
  • 2002 г. — введена единая валюта «евро».

Успехи ЕС являются притягательной силой для вхождения в это объединение других стран. По существующим критериям страны, вступающие в ЕС, должны быть, во-первых, европейскими с демократическими режимами; во-вторых, иметь функционирующую рыночную экономику и признавать законодательство ЕС; в-третьих, осуществлять внешнюю политику сообщества, в том числе и в вопросах безопасности.

Экономическая интеграция стран ЕС с другими европейскими странами осуществляется в рамках Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Следует отметить, что в настоящее время ЕС является самодостаточным с точки зрения хозяйственной структуры и хозяйственного потенциала объединением, вхождение в него новых участников затруднено именно этим обстоятельством.

Читайте также:  Виды правонарушений - для студента

Источник: https://studme.org/116310188333/politekonomiya/protsessy_integratsii_mirovoy_ekonomike

Интеграционные процессы в мировой экономике

Процесс развития экономической интеграции сложен и противоречив. Он вызывается не только экономическими, но и политическими причинами.

Хотя основной причиной интеграции являются требования высокоразвитых производительных сил, переросших уже рамки национальных хозяйств, исторически этот процесс складывался таким образом, что на отдельных этапах исторического развития соотношение политических и экономических факторов менялось.

Интеграционный процесс в своем развитии проходит несколько стадий, включая создание единого рынка с унификацией юридических и экономико-технических условий торговли, движение капитала и рабочей силы, образование экономического и валютного союзов.

В печати встречаются предостережения, что экономическая интеграция может нанести ущерб национальной экономической безопасности.

Насколько реальна такая опасность? Где, на Ваш взгляд, тот барьер, который стремятся не пересекать ни в одной стране?

Высокая конкуренция за привлечение капитала на мировом рынке и возможность использования новых технологий приводит страны-реципиенты к необходимости либерализации национальной экономики.

Это выражается, в первую очередь, в унификации — приведении в соответствие с требуемыми инвесторами нормами — многих национальных институтов (общей правовой среды, в том числе в области соблюдения прав собственности, организации функционирования рынков, банковского законодательства и т.д.

) преимущественно по схемам, которые используются промышленно развитыми странами, владельцами капитала.

Эта тенденция имеет двойственный характер. С одной стороны, унификация институтов приводит к снижению транзакционных издержек как на пути движения капитала в страну, так и расширения участия в мировой торговле.

С другой стороны, видимо, существует некая грань, после которой возможность национальных правительств проводить независимую (от владельцев капитала) политику ослабляется, а экономика страны становится более уязвимой, более открытой для недружественных действий с потерей конкурентоспособности национальных производителей.

Такую же двойственную роль играет распространение международных стандартов на продукцию и услуги, которые, с одной стороны, облегчают условия мировой торговли, разделения труда и движения капитала, а с другой, оказывают негативное воздействие на конкурентоспособность местных производителей, которым приходится принимать “чужой” стандарт. Одновременно, международные стандарты являются формой протекционистской политики со стороны государств, уже использующих эти стандарты, так как их внедрение требует немалых затрат.

По всей видимости, именно негативные аспекты унификации (то есть, собственно, либерализации национального экономического режима) препятствуют развитию процесса многосторонней либерализации иностранных инвестиций, проходящего в рамках ВТО.

Наоборот, до последнего времени либерализация инвестиционных потоков развивалась преимущественно на двусторонней основе, а не многосторонней. Так, к началу 2000 г. количество двусторонних соглашений в области иностранных инвестиций достигло практически 2000 по сравнению со 180 в начале 80-х.

Заключая подобные соглашения выборочно и оговаривая взаимно приемлемые условия, страны стремятся избежать излишних рисков, способных нанести ущерб национальной безопасности. Для многих стран основными инвесторами были (и остаются) страны с близкими культурами, общей историей, языком, национальностью.

Так было с инвестициями в Китай из Гонконга, Тайваня, Сингапура, в страны Восточной Европы из Германии, Франции, Италии, в странах Латинской Америки большую роль играют инвестиции из Испании (особенно в банковский сектор), в значительной степени от таких поступлений зависит экономика Израиля.

Таким образом, в вопросах открытия экономики, привлечения иностранных инвестиций, допуска на рынок нерезидентов огромную роль играют вопросы национальной безопасности и, как следствие, вопросы доверия, предсказуемости поведения партнеров. По всей видимости, на определенном этапе это будет являться сдерживающим мировое развитие фактором.

Экономическая интеграция национальных хозяйств — единственный ли это путь достижения экономического роста?

В каких формах возможна экономическая интеграция России со странами СНГ?

С самого начала интеграция не может развиваться без созревания на то экономических объективных условий «снизу». Мировой опыт по интеграции национальных хозяйств с 1950-х годов насчитывает уже более трех десятков свободных торговых экономических зон, таможенных союзов, общих рынков.

Именно этот опыт показывает, что реальная интеграция происходит и дает эффект только тогда, когда национальное хозяйство достигает высокой степени технико-экономического и социально-культурного развития.

Остальные региональные союзы остаются чаще всего «пустоцветами», политико-правовая форма не заполняется реальным интеграционным содержанием, происходит формальное декларирование намерений.

Если говорить о СНГ, то в условиях ожидаемого глубочайшего трансформационного кризиса 1991—1995 годов, не закончившегося, к сожалению, в большинстве стран Содружества и до настоящего времени, лелеять большие надежды на механизм функционирования СНГ было просто наивно. Трезвые политики-экономисты должны были себе это четко представлять, чтобы полученные слабые результаты от якобы недейственных принятых документов не обернулись отказом от самой идеи Содружества.

Во-вторых, совершенно очевидно, что во многом процесс ослабления прежних связей носил и объективный характер, так как предприятия, ставшие основными субъектами хозяйствования, сами определяют рациональные для них хозяйственные связи. Происходит диверсификация внешнеэкономических связей. Сами страны стремятся к получению большей валютной выручки, чем валюты стран ближнего зарубежья.

Резко сократились директивные возможности государств. Происходит перемещение центра тяжести на низовые звенья. И в этом случае спад производства просто закономерен.

Поэтому было бы наивно предполагать, что благодаря административно установленным сверху схемам экономического взаимодействия могут сохраниться производства неконкурентной и затратоемкой продукции.

Это, конечно, была бы не рыночная, а плановая экономика.

В развитии мирового хозяйства есть две ведущие тенденции: экономическая глобализация и регионально-экономическая интеграция. Страна не может идти только по одному из этих путей, это очень опасно.

Регионально-экономическое взаимодействие только способствует развитию, но не является его жестким фактором. И каждая из стран СНГ, естественно, делает свой оптимальный выбор между глобальными, региональными и национальными подходами к проблеме собственного развития.

И лишь по мере перехода к экономическому росту начнется реальное движение к рациональной интеграции.

А пока же то тут, то там закономерно возникают локальные столкновения экономических интересов наподобие хромово-энергетического конфликта или «глиноземно-алюминевой войны», «хлопковой войны» и т.д.

По мере приближения цен к мировым такая «война» может даже обостряться и переходить на мировые рынки.

Этого следует ожидать, и не надо строить по данному поводу иллюзий, поскольку в принципе это нормальный процесс «утряски» экономических векторов каждой страны.

Из всего этого, на мой взгляд, следует один главный вывод: по существу, вся работа по развитию экономического взаимодействия начинается только сейчас, когда в странах Содружества наметились, к счастью, признаки стабилизации и подъема экономики.

И конечно, интеграционная практика в рамках Содружества должна и впредь исходить из известных принципиальных предпосылок: интеграция только на основе добровольности и полного национального и государственного суверенитета.

Интеграционные мероприятия не должны противоречить национально-государственным интересам каждой страны.

Источник: https://studwood.ru/2025507/ekonomika/integratsionnye_protsessy_mirovoy_ekonomike

Центры интеграционных процессов в современной мировой экономике

Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развивающиеся в современной международной экономике, ставят перед собой схожие задачи:

  • ? использование преимуществ экономики масштаба;
  • ? создание благоприятной внешнеполитической среды;
  • ? решение задач торговой политики;
  • ? содействие структурной перестройке экономики;
  • ? поддержка молодых отраслей национальной промышленности.
  • Интеграционные группировки создаются в целях использования преимуществ объединенного рынка, создания благоприятных внешних условий для национального развития.
  • В рамках международной экономики в целом интеграция должна оцениваться с точки зрения того, является ли она шагом на пути к большей свободе торговли либо, напротив, оказывается ограничением на пути торговых потоков.
  • Для того чтобы оценить, насколько создание той или иной интеграционной группировки соответствует интересам международной экономики в целом, в первой половине 90-х гг. ряд независимых исследователей и специалисты Всемирного банка сформулировали следующие критерии:
  • ? региональные торговые соглашения должны покрывать все отрасли экономики без исключения;
  • ? переходный период не должен превышать 10 лет и включать четкий график либерализации торговли в отдельных отраслях;
  • ? либерализация торговли на условиях режима наибольшего благоприятствования (РНБ) должна предшествовать либо сопровождать образование любой новой интеграционной группировки, особенно если изначально тарифы являются высокими;
  • ? общий таможенный тариф, вводимый в рамках таможенного союза, не должен превышать самый низкий тариф, существовавший в стране с самым низким тарифом в соответствующей отрасли, или даже самый низкий тариф в рамках РНБ;
  • ? правила приема новых членов в интеграционные соглашения должны быть весьма либеральны и не препятствовать их расширению;
  • ? правила определения страны происхождения товара должны быть прозрачными и не быть орудием протекционизма внутри группировки;
  • ? необходим быстрый переход к наиболее развитым формам интеграции, которые являются предпочтительными перед менее развитыми, поскольку обеспечивают более рациональное распределение и использование факторов производства;
  • ? после создания интеграционной группировки антидемпинговые правила не должны более применяться в отношениях между ее членами, а в отношениях с третьими странами должны быть установлены ясные правила их применения.

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить в Западной Европе — ЕС и EACT (EAFT), в Северной Америке — Североамериканскую ассоциацию свободной торговли

Основные интеграционные группировки в мире

Название и дата создания Участники Форма интеграции Экономический потенциал
  1. Европейское
  2. экономическое
  3. сообщество
  • (ЕЭС),
  • 1957—1992 гг., с 1992 г. — Европейский Союз (ЕС)
Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Швеция, Чехия. Эстония Экономический и валютный ,союз — наиболее зрелая интеграционная группировка
  • ? 450 млн человек;
  • ? 27% мирового ВВП;
  • ? около 18% мировой торговли товарами

и 24% — услугами; ? 46 и 21% в экспорте и импорте прямых иностранных инвестиций (ПИИ) соответственно

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), 1989 г. Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа—Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Чили, Южная Корея, Япония Зона свободной торговли (в стадии становления)
  • ? 2,6 млрд человек;
  • ? 60% мирового ВВП;
  • ? 47% мировой торговли;
  • ? самый динамично развивающийся регион
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), 1994 г. Канада, Мексика, США Зона свободной торговли
  • ? 430 млн человек;
  • ? 430 млн человек;
  • ? 20% мировой торговли
МЕРКОСУР (Рынок Южного Конуса — пер. с исп.), 1991 г. Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай Таможенный союз (формирование общего рынка
  • ? 226 млн человек;
  • ? 5,8% мирового ВВП;
  • ? 1,2% мировой торговли
Название и дата создания Участники Форма интеграции Экономический потенциал
к 2006 г.) Зона свободной торговли с Чили и Боливией
Содружество Независимых Государств (СНГ), 1991 г. Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина Зона свободной торговли (недостаточно оформленная)
  • ? 280 млн человек;
  • ? 5,9% мирового ВВП;
  • ? 2,3% мировой торговли

Другой экономический блок — НАФТА. В январе 1989 г. вступило в силу американо-канадское соглашение о свободной торговле. В результате была создана зона свободной торговли, охватывающая двустороннюю торговлю почти в 200 млрд дол. в год. Вместе с тем обе стороны оставили за собой право вводить собственные импортные ограничения на торговлю с третьими странами.

В июне 1991 г. по инициативе Мексики начались переговоры между этой страной, США и Канадой, завершившиеся подписанием 17 декабря 1992 г. соглашения о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступившего в силу с 1 января 1994 г. Ключевые элементы соглашения:

  • ? ликвидация всех таможенных пошлин во взаимной торговле до 2001 г.;
  • ? поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами и услугами;
  • ? смягчение режима для американо-канадских капиталовложений в Мексике;
  • ? либерализация условий для деятельности банков США и Канады на мексиканском рынке;
  • ? создание американо-канадской арбитражной комиссии.

В отличие от западноевропейской интеграционной модели НАФТА не имеет инструментов согласования экономической политики и действующих наднациональных институтов; значительные различия сохраняются в уровнях экономического развития государств. В отличие от ЕС, где менее развитым странам и регионам предоставляется финансовая помощь из совместных бюджетных фондов, НАФТА не предоставляет Мексике такой поддержки.

Тем не менее, по оценкам экспертов, участие в НАФТА позволит Мексике сократить период реформирования своей экономики и достижения уровня развитых стран с 50 до 10—15 лет.

Самый большой выигрыш от вступления в НАФТА Мексика получает в виде стремительного роста поступлений иностранного капитала, в первую очередь из США.

По объему прямых иностранных инвестиций, имеющих первостепенное значение для развития производства, к началу XXI в. Мексика заняла первое место среди стран Латинской Америки.

С другой стороны, деловые круги США связывают с НАФТА большие надежды, обусловленные значительным расширением американского экспорта и связанным с этим увеличением числа рабочих мест.

Перенесение трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств из США в Мексику позволяет снизить уровень издержек производства и повысить конкурентоспособность многих изделий американской промышленности.

В долгосрочном плане с помощью участия в НАФТА американские ТНК рассчитывают расширить свое экономическое участие в Латинской Америке, а Канада — расширить рынки сбыта, сократить издержки производства и повысить прибыльность новых высокотехнологичных отраслей (компьютеры, телекоммуникации и др.).

Кроме того, формирование либерализированного рыночного пространства континентальных масштабов стимулирует приток в Канаду прямых и портфельных инвестиций из третьих стран, главным образом из Японии и стран — членов ЕС.

В АТР наиболее значительными интеграционными объединениями являются АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии) и АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество).

АСЕАН была создана в 1967 г. после подписания Бангкокской декларации.

В ее состав вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины (в настоящее время членами АСЕАН являются также Мьянма, Бруней, Лаос и Вьетнам).

Цель создания — содействие социальному и экономическому развитию стран — членов Ассоциации, сотрудничество в промышленности и сельском хозяйстве, проведение научно-исследовательских работ.

В ноябре 1989 г.

в АТР состоялась первая конференция министров иностранных дел и торговли, учредившая новую интеграционную экономическую группировку — АТЭС, объединившее 18 государств региона (Австралию, Бруней, Гонконг, Канаду, Китай, Кирибати, Малайзию, Маршалловы острова, Мексику, Новую Зеландию, Папуа—Новую Гвинею, Южную Корею, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили), затем к этим государствам присоединились Вьетнам, Перу и Россия.

Таким образом, в АТЭС входят страны — члены НАФТА, АСЕАН, Австралийско-Новозеландской зоны свободной торговли (АНСЕРТА).

С самого начала АТЭС был придан консультативный статус (все решения принимаются на основе консенсуса). Однако фактически в рамках его рабочих органов вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.

Такими органами являются комитеты по торговле и инвестициям, научным исследованиям в промышленности и технологиям, телекоммуникациям, транспорту, развитию людских ресурсов, энергетическому сотрудничеству, торговой и инвестиционной статистике, сохранению морских ресурсов, рыболовству, туризму, а также группа по малому и среднему предпринимательству и фонд образования.

На совещании глав правительств в 1994 г. (в Богоре, Индонезия) было принято решение о создании зоны свободной торговли и либерализации инвестиционной сферы к 2020 г. (для развитых стран — до 2010 г.), снижении барьеров в торговле товарами и услугами в соответствии с принципами ВТО.

Характеризуя в целом АТЭС как глобальную по масштабам группировку, следует констатировать, что она превосходит остальные регионы мира: на ее долю (вместе со странами НАФТА) приходится 40% населения земного шара, около 60% валового мирового продукта и инвестиций, более 40% мирового экспорта. По мере расширения АТЭС будет играть все большую роль в мировом хозяйстве, углубляя и совершенствуя интеграционные процессы в глобальном масштабе.

Крупнейший интегрированный рынок в Латинской Америке — МЕРКОСУР — общий рынок стран Южного конуса, созданный в 1991 г. Договором предусмотрено создание благоприятных условий для развития партнерских отношений: отмена таможенных пошлин, упразднение тарифов, свободное движение капиталов и т.д. Кроме того, координируется политика во многих отраслях.

Интеграционные процессы не обошли стороной и страны Африки.

Среди наиболее эффективно функционирующих интеграционных группировок следует отметить Африканское экономическое сообщество (АфЭС), Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), Сообщество развития юга Африки (САДК), Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК). Кроме этих группировок формально существуют еще несколько десятков, но фактически они либо не функционируют, либо их работа малоэффективна.

Содружество Независимых Государств — интеграционное образование, созданное в 1991 г., куда вошли суверенные государства: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. На сегодняшний день перед СНГ стоят немалые проблемы.

Доля торговли между странами СНГ с 1991 г. по 2000 г. упала с 72 до 28%. Интеграционный механизм, несмотря на огромное количество документов, призванных развивать сотрудничество, работает недостаточно хорошо. Интеграция начинается с первичных экономических субъектов, и нельзя создать полноценную интеграционную группировку только посредством политических решений.

Еще при образовании СНГ были допущены существенные ошибки.

В свое время странам-участницам не удалось создать единой рублевой зоны, поскольку для этого не было таких предпосылок, как зона свободной торговли, таможенный союз, единый рынок.

А ведь на примере ЕС мы видим, что интеграция должна проводиться постепенно, и нельзя, воссоздавая лишь какие-то отдельные элементы, ожидать сиюминутного общего результата.

С другой стороны, у СНГ существует неплохая документальная база: приняты Устав, различные акты и другие учредительные документы.

Созданы наднациональные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министерств иностранных дел, Межгосударственный экономический комитет, Экономический суд и др.

Также действуют специальные органы для сотрудничества в некоторых отраслях и структуры, призванные развивать интеграционное сотрудничество.

Дальнейшая интеграция стран СНГ должна проводиться в соответствии со спецификой каждой из стран, а не путем автоматического перенесения европейского опыта интеграции.

И хотя ЕС на сегодняшний день — самое прочное интеграционное образование, у СНГ есть свой опыт объединения, свои особенности, которые во многом связаны с советским прошлым. Интеграция отвечает интересам стран СНГ.

Иначе большинство участников СНГ может быть просто поглощено другими объединениями, где их интересы не будут учитываться в полной мере, и они не смогут играть какую-либо значительную роль.

Развитие интеграции выгодно и для России, которой нужны прочные экономические связи и стратегические партнеры. Нельзя забывать, что между странами СНГ существуют давние экономические, политические и культурные связи, что при определенных условиях может ускорить и упростить интеграцию.

Источник: https://bstudy.net/727207/ekonomika/tsentry_integratsionnyh_protsessov_sovremennoy_mirovoy_ekonomike

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector