Россия заняла первое место в мире по привлечению в свою экономику «фантомных» иностранных инвестиций — денег от зарубежных компаний-пустышек. Значительная часть этих инвестиций — вовсе не иностранные по происхождению, а российские
Yuri Gripas / Reuters
Более половины накопленных иностранных инвестиций в экономику России приходится на «фантомные» зарубежные корпорации, то есть осуществлено компаниями-пустышками, скрывающими страну — истинный источник этих вложений. Такие данные приводятся в исследовании «Что является подлинным, а что нет в глобальной системе прямых иностранных инвестиций?» (.pdf), опубликованном Международным валютным фондом (МВФ).
Авторы исследования — датский экономист Нильс Йоханессен из Копенгагенского университета, Янник Дамгаард из Центробанка Дании и Томас Элькьяер из МВФ.
Проблема, поднятая экономистами, характерна для всего мира: по данным исследования, почти 40% мирового объема прямых иностранных инвестиций проходит через номинальные компании, не ведущие реальной деятельности, зарегистрированные в таких специальных юрисдикциях, как Люксембург, Нидерланды или Ирландия. Но в России доля таких инвестиций самая большая среди всех стран — 57,9%, по оценкам за 2017 год (точные цифры из исследования есть у РБК).
Почти четверть иностранных инвестиций в Россию — собственные вложения
- По данным Банка России, на конец 2017 года в России было накоплено $441,1 млрд прямых иностранных инвестиций.
- Около $255 млрд из этих вложений было сделано компаниями-оболочками из «перевалочных» юрисдикций, а реальный инвестор находился в какой-то другой стране, следует из данных МВФ.
- В том числе около $102 млрд, или 23,2% от общих иностранных инвестиций в Россию, — это не подлинные инвестиции из-за рубежа, а средства российских инвесторов, вложенные на родине через другие страны.
Речь идет о так называемых круговых схемах (round-tripping), хорошо известных исследователям российских иностранных инвестиций, — схемах вывода средств за рубеж и их последующего возвращения под видом иностранных вложений.
«Мы делали исследование в 2012 году — тогда половина прямых иностранных инвестиций приходила в Россию из офшоров.
Поэтому цифры 23–25% инвестиций round-tripping вполне похожа на правду», — прокомментировала РБК профессор РЭШ Наталья Волчкова.
Оценка «круговых» инвестиций, представленная в исследовании МВФ, может быть даже несколько заниженной, считает директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев.
ЦБ России публикует данные о прямых иностранных инвестициях (ПИИ) в Россию на базисе страны — непосредственного инвестора: например, если офшорная компания с Бермуд приобрела долю в российской компании, инвестиция будет записана как вложение с Бермудских островов в Россию, а кто стоит за бермудским ошфором — американский, китайский или российский владелец — никак отражено не будет. Около 70% всех иностранных инвестиций в Россию сделано с Кипра или офшорных финансовых центров (Багамы, Британские Виргинские острова, острова Джерси и Гернси и т.д.), и этот показатель является верхней оценкой явления round-tripping — в экстремальном предположении, что все инвестиции из офшоров и квазиофшоров являются российскими по происхождению.
«Статистика иностранных инвестиций, публикуемая Банком России, основана на международной методологии учета, разрабатываемой ОЭСР и МВФ.
Международные стандарты предполагают наличие множества представлений данных, среди которых присутствуют таблицы обязательного, стандартного характера и дополнительные», — заявила пресс-служба ЦБ в ответ на запрос РБК. «Презентация по конечному инвестору относится к разряду дополнительных.
Большинство презентаций прямых инвестиций, включая ряд дополнительных, Банк России уже публикует», — добавили в ЦБ, не ответив на вопрос, планирует ли Банк России публиковать оценки инвестиций на базисе конечного инвестора.
Не все инвестиции из офшоров являются российскими: пример — американская ExxonMobil, которая инвестировала в проект «Сахалин-1» через свою багамскую «дочку» Exxon Neftegas. Однако можно найти гораздо больше примеров, когда российские инвесторы зарегистрированы за рубежом, в частности:
- нефтяная компания «Нефтегазхолдинг» Эдуарда Худайнатова принадлежит компании, зарегистрированной на Бермудских островах;
- Совкомбанк формально подконтролен голландской компании;
- производитель алюминия Rusal зарегистрирован на острове Джерси;
- Тинькофф Банк, основанный Олегом Тиньковым, принадлежит кипрскому холдингу;
- ретейлером O'Key, бенефициарами которого являются три российских бизнесмена, владеет холдинг из Люксембурга.
Чем больше эффект round-tripping, тем меньше в стране реальных иностранных инвестиций. Ранее экономисты уже оценивали (с поправкой не на round-tripping, а на реинвестированные доходы), что у России самые низкие входящие ПИИ среди всех развивающихся стран. Всемирный банк утверждает, что от способности привлекать иностранные инвестиции зависит рост доходов на душу населения.
В первом полугодии 2019 года приток ПИИ в российскую экономику, по данным ЦБ, составил $16,5 млрд — на 63% больше, чем за аналогичный период годом ранее, однако большинство этих инвестиций пришлось на квазиофшоры — Кипр (41%), Нидерланды (20%). Кроме того, 56% инвестиций в первом полугодии пришлось на реинвестирование, то есть «новых» инвестиций страна получила гораздо меньше.
Метод Йоханессена, Дамгаарда и Элькьяера основан на следующем примере: официальная статистика фиксирует инвестиции в Испанию из США на уровне $23 млрд; в глобальной базе данных Orbis отражены инвестиции из США по принципу непосредственного инвестора на сумму $13 млрд и инвестиции по принципу конечного инвестора (когда американская компания является истинным инвестором независимо от того, через какую промежуточную страну осуществлена инвестиция) на сумму $29 млрд. Исходя из этого, авторы получают коэффициент пересчета 2,2 ($29 млрд/$13 млрд), который применяют к официальному показателю ($23 млрд). Таким образом они приходят к оценке подлинных инвестиций в Испанию из США на уровне $50 млрд.
В то же время исследователи используют много ситуативных допущений. Например, они экстраполируют официально публикуемые 16 странами данные о входящих иностранных инвестициях на базисе конечного инвестора на более чем сто остальных экономик, в том числе российскую.
А использование базы данных Orbis не панацея, так как в ней много пробелов. Кроме того, исследователи МВФ проигнорировали ряд значимых работ на ту же тему, например исследование ЮНКТАД этого года с новыми оценками распределения мировых инвестиций по странам конечных инвесторов.
Наконец, расчетная доля инвестиций round-tripping в российской экономике, исходя из исследования, практически не меняется в 2015–2017 годах, хотя государственная деофшоризационная кампания, начатая в 2014 году, вероятно, сократила использование круговых схем, заявлял недавно Всемирный банк.
Почему российские инвесторы вкладываются в России через другие страны?
В исследовании МВФ высказывается предположение, что структурирование инвестиций через низконалоговую юрисдикцию преимущественно преследует цели оптимизации налогов.
Например, иностранная корпорация может владеть реальными активами в другой стране через третью юрисдикцию, генерируя доходы, которые в противном случае облагались бы налогом в стране, где находится актив.
Или же корпорация может аккумулировать прибыли в промежуточной юрисдикции, откладывая репатриацию прибыли в страну реального происхождения инвестиций.
Но россияне используют круговые схемы инвестиций в Россию далеко не только из-за налоговых соображений, а из-за институциональных и регуляторных факторов, говорилось в исследовании Всемирного банка 2017 года (.pdf).
«Более важную роль играют мотивы бегства от изъянов домашней системы, например от неопределенности внутреннего регулирования», — отмечалось в исследовании. Структурирование инвестиций как иностранных также позволяет «застраховаться от политических рисков».
Наконец, это дает возможность скрыть личность бенефициара от российских властей, утверждали экономисты Всемирного банка.
Важный аспект — это сохранность инвестиции и удобство распределения прибыли, говорит руководитель московского офиса Confideri Family Office Анна Хрусталева. «Например, при инвестировании в ИT-сектор инвестор выбирает структурирование через страны с английской системой права.
Когда речь идет об интеллектуальной собственности, она часто регистрируется на кипрскую компанию, а компания как IP Box [льготный налоговый режим для инновационной сферы], в свою очередь, инвестирует в российский бизнес, при этом из России поступают платежи (например, роялти) на Кипр.
У кипрской компании есть возможность исключить до 80% доходов от интеллектуальной собственности из налогооблагаемой базы.
Таким образом, инвестор получает возможность и грамотно перераспределить доход, и скорректировать налогооблагаемую базу, и высокую степень защиты актива», — рассказала Хрусталева.
Российские инвесторы продолжают, несмотря ни на что, выбирать Кипр, создавая в нем операционный офис для своих проектов и владения активами, или другие оншорные юрисдикции с отсутствием налога на прирост капитала, например Сингапур или Гонконг, продолжает она. В вопросе прямых инвестиций при налоговом планировании ключевыми для иностранного инвестора также являются положения соглашений об избежании двойного налогообложения между Россией и странами, включенными в группу компаний, добавляет эксперт.
По мнению директора Института международной экономики и финансов ВАВТ Александра Кнобеля, то, что 23% иностранных инвестиций имеют российское происхождение, «похоже на правду». «У нас действительно многие компании зарегистрированы в странах ЕС (и не только) и осуществляют свои инвестиции формально оттуда.
Они таким образом защищают свои инвестиции, потому что иностранные инвестиции в меньшей степени подвержены рейдерским атакам и при прочих равных больше защищены», — отметил он.
«Если вы инвестируете из Кипра, даже если конечным бенефициаром является собственник из России, у вас больше шансов на безрисковое ведение бизнеса», — подчеркнул Кнобель.
В условиях высокой неопределенности экономической ситуации для принятия инвестрешений в Россию так и будут идти в значительном объеме псевдоиностранные инвестиции, которые так или иначе имеют российское происхождение, заключает Игорь Николаев.
Структурирование преимущественно российских вложений в качестве иностранных в свое время не спасло нефтяную компанию ЮКОС от банкротства и распродажи по частям на аукционах.
Однако позволило обратиться в международный арбитраж на основании международного соглашения о защите иностранных инвестиций в постсоветских странах и добиться решения о компенсации утраченных инвестиций на $50 млрд.
Глава Международного центра правовой защиты Андрей Кондаков, представляющий интересы России в деле ЮКОСа, публично ссылался на работу тех же исследователей Копенгагенского университета и МВФ о «фантомных» иностранных инвестициях.
«Россия прекрасно понимает природу таких компаний, это пустышки, которые были нужны, чтобы перевести чисто внутренний российский налоговый спор в международную плоскость», — говорил тогда РБК Кондаков.
Авторы: Иван Ткачёв, Анна Гальчева
Источник: https://www.rbc.ru/economics/18/12/2019/5df78cc59a79470da759cc2e
Иностранные инвестиции их цели и формы
В период перехода к рыночной экономике иностранные инвестиции используются для развития базовых (ракетно-космическая, самолетостроительная, судостроительная, информационная, биотехнологическая) и других отраслей (пищевая, перерабатывающая, торговля, легкая промышленность и др.)..
Цели иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции — это те ценности, которые иностранные инвесторы вкладывают в необходимые объекты инвестиционной деятельности страны, с целью получения определенной прибыли или достижения необходимого социального эффекта.
Как правило, иностранными инвесторами и их представителями являются субъекты, в обязанность которых входят действия направленные на инвестиционную деятельность.
Это физические лица, не проживающие постоянно в нашей стране, юридические лица — нерезиденты, иностранные государства, международные правительственные, так и частные или неправительственные организации и др..
Иностранные инвестиции по составу инвестиционных ресурсов могут осуществляться в виде: иностранной валюты (при реинвестициях), движимого и недвижимого имущества, имущественных прав, корпоративных прав, ценных бумаг, денежных требований и прав на выполнения установленных договорных обязательств (гарантированных банками), прав интеллектуальной собственности, а так же прав на осуществление хозяйственной деятельности (на пользование недрами и природными ресурсами) и других ценностей.
Общим требованием к видам инвестиций является оценка в СКВ, подтверждено страной-инвестором или международными торговыми соглашениями.
Формы иностранных инвестиций
- Формами проведения иностранных инвестиций являются:
- — участие в совместном с российскими инвесторами предприятии (в процессе создания или путем приобретения действующих предприятий);
- — создание (или приобретение) предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
- — создание (приобретение) филиалов и подразделений иностранных юридических лиц;
- — приобретение недвижимого и движимого имущества;
- — приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг;
- — прав на пользование землей и частичное использование природных ресурсов, а так же других имущественных прав.
Оценка необходимости иностранных инвестиций осуществляется в СКВ и в валюте России по договоренности необходимых сторон, на основе цен международных рынков или внутреннего рынка . Перечисление сумм происходит по официальному курсу валюты на день подписания инвестиционных документов.
Для иностранных инвесторов на территории нашего государства устанавливается национальный режим инвестиционной или любой другой необходимый для хозяйственной деятельности. Для отдельных субъектов может устанавливаться льготный режим.
Предоставляются гарантии защиты иностранных инвестиций, которые касаются гарантий относительно принудительных изъятий, незаконных действий государственных органов и их должностных лиц.
Предусматривается предоставление компенсаций и возмещение убытков иностранным инвесторам в случаях нарушения государственными органами требований законодательства относительно иностранных инвестиций.
Возмещение убытков может включать учет упущенной выгоды и морального вреда.
Источник: https://finansovyjgid.ru/investicii/51-inostrannue-investicii.html
Внешние иностранные инвестиции
- Актуальность инвестиций
- Формы деления инвестиций
- Внешние иностранные инвестиции
Актуальность инвестиций
Популярность инвестиционной деятельности достаточно возросла за последнее время, потому что нестабильность в экономике и политике непосредственно распространилась по всему миру.
Огромное количество взаимозависимых компаний уже не может функционировать только за счет своих внутренних ресурсов и для существования им необходимы финансовые средства извне.
Также эти вклады необходимы организациям для формирования конкурентных достоинств.
Сами по себе инвестиции дают возможность для получения отличного дохода и большой прибыли. Пути инвестирования и направление выбирает каждая организация на рынке самостоятельно.
Таким образом, инвестиции — это процесс, что осуществляется путем долгосрочной деятельности, что связана с вложением вклада в какой-либо вид деятельности и последующим получением прибыли от вложения.
Каждое предприятие может заниматься разными инвестициями, которые имеют свое собственное направление. Исходя из этого, можно выделить:
- начальное инвестирование — суть его в том, что вложения вкладываются в какой-нибудь бизнес, что только начинает свое существование;
- реинвестирование — это инвестиции в главный фонд предприятия, так называемая покупка основных, главных средств. Данные инвестиции предполагают покупку непосредственно новых фондов;
- инвестирование в основные фонды — они направлены на замену или коррекцию основных фондов;
- инвестиционная диверсификация — имеет абсолютно новое направление в бизнесе, когда компания меняет свой род деятельности из-за низкого дохода предыдущего занятия.
Формы деления инвестиций
Инвестиции классифицируются на внутренние и внешние инвестиции:
- Внутренние инвестиции — это те инвестиции, что созданы, вложены и сформированы на территории государства.
- Внешние инвестиции — это вид инвестиций, что поступают на территорию страны от зарубежных инвесторов.
Следует рассмотреть данный вид инвестиций более подробно. Для предприятия такими инвестициями могут быть разнообразные финансовые вклады и даже кредит, что также является внешним источником инвестиций. Благотворительную помощь предприятию и финансовую поддержку государства также принято считать источником данного инвестирования.
Иностранное инвестирование подразумевает поддержку организации с помощью вкладов в ее активы некоторых ценностей и получение прибыли в дальнейшем. Ценности могут быть трудовые, денежные, технические, имущественные и так далее.
То есть, внешние иностранные инвестиции — это вложение финансов непосредственно во внутренние или внешние проекты инвестиций предприятия, которые оно получает извне.
Для предприятия могут быть такие внешние иностранные инвестиции:
- разнообразные кредитные счета и заемные финансовые средства;
- целевые средства, что выделены государством для проекта инвестиций;
- разные виды иностранных инвестиций, имеются ввиду технические инвестиции, трудовые, денежные и так далее;
- какая-либо помощь от спонсора, включая помощь от юридических и физических лиц;
- ассигнования бюджета, что имеют собственные цели проекта инвестиций;
- разнообразные вклады непосредственно от физических лиц.
Можно сделать вывод, что внешние иностранные инвестиции для предприятия это все поступление от вкладчика, исключая собственный капитал. Несмотря на это, нужно производить раздел внешний инвестиций полученных от зарубежных инвесторов и от отечественных, так как это значительно упрощает финансовый и бухгалтерский учет по обязательным выплатам и необходимым обязательствам.
Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/vneshnie-inostrannie-investicii/
Федеральное агентство по образованию
-
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО -
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ -
«БАШКИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» -
НЕФТЕКАМСКИЙ
ФИЛИАЛ -
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬЕТ -
КАФЕДРА ФИНАНСОВОГО
МЕНЕДЖМЕНТА -
Иностранные
инвестиции -
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС -
(ДЛЯ СТУДЕНТОВ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВЫЙ
МЕНЕДЖМЕНТ») - НЕФТЕКАМСК-2006
- Содержание
- 1.Организационно — методический раздел
- 2. Курс лекций
-
3.Планы семинарских
занятий -
4.Практикум по
дисциплине
5.Методические
указания по написанию контрольной
работы. Варианты контрольных работ
-
6.
Примерный перечень вопросов к итоговому
контролю -
7.Учебно-методическое
обеспечение дисциплины - Печатается
по решению заседания Учебно — методического
Совета экономико- математического
факультета( протокол № от )
Составители
: Султанова Л.Ф., к.э.н. доцент, Елисеенко
О.А., ассистент кафедры финансового
менеджмента Нефтекамского филиала
БашГУ
Иностранные
инвестиции: Учебно-методический
комплекс для студентов, обучающихся по
специальности «Финансы и кредит». —
Нефтекамск: РИО БашГУ, 2005.
Учебно-методический
комплекс по учебной дисциплине
«Иностранные инвестиции» соответствует
Государственному образовательному
стандарту высшего профессионального
образования для специальности «Финансы
и кредит».
Комплекс включает в себя
программу и планы семинарских занятий
по дисциплине «Иностранные инвестиции».
УМК содержит также методические
рекомендации по работе с литературой, примерный перечень вопросов к итоговому
контролю.
Данный
комплекс предназначен для студентов,
обучающихся на дневном и заочном
отделениях Нефтекамского филиала БашГУ.
Комплекс рассчитан на лиц, впервые
изучающих базовый курс инвестиционной
стратегии.
1.Организационно — методический раздел
Цели
и задачи курса
Процессы
глобализации и региональной экономической
интеграции способствовали резкому
усилению мобильности капитала. Частью
общего процесса международного движения
капитала является процесс международного
инвестирования в огромных масштабах.
-
На данном этапе
развития экономики России актуальной
становится задача привлечения иностранных
инвестиций, которые должны не только
дать серьезный импульс оздоровлению
экономики, но способствовать ее вхождению
в мировую экономику. -
Цель
курса: сформировать
у студентов целостной системы знаний
о международном движении капитала в
форме иностранных инвестиций, о механизме
привлечения и влияния иностранных
инвестиций на национальную экономику,
а также об особенностях иностранного
инвестирования в экономику России. - Задачи курса:
-
— получение теоретических знаний и практических навыков по анализу процесса привлечения
иностранных инвестиций; -
— исследование
проблем иностранного инвестирования
в экономику России; -
— освоение
студентами навыков объективной и всесторонней оценки поведения
иностранного инвестора. -
Основные знания
навыки, умения по дисциплине: -
— экономическая сущность и формы международного движения капитала, механизм функционирования международного инвестиционного рынка и основных его сегментов, роль и значение иностранных инвестиций в
отечественной экономике; - — специфика механизма привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику в переходных условиях;
-
— принципы и этапы
формирования инвестиционной политики
в области иностранных инвестиций страны,
принимающей капитал; -
— принципы, границы и формы государственного регулирования инвестиционной
деятельности иностранных инвесторов; -
— методы оценки
и способы снижения и компенсации
инвестиционных рисков иностранных
инвесторов; -
— методы оценки инвестиционной привлекательности инструментов отечественного фондового
рынка с точки зрения иностранного
инвестора; -
— методические
подходы к оценке инвестиционной
привлекательности отраслей и регионов
с позиции иностранных инвесторов. -
Междисциплинарные
связи: -
Изучение данного
курса тесно связано с такими дисциплинами,
как «Инвестиции», «Мировая экономика
и международные отношения», «Организация
и финансирование инвестиций» -
Технические
средства обучения, дидактический
материал: -
— схемы и таблицы
на раздаточных материалах; -
— статистические данные об объемах, отраслевой и региональной структуре иностранных
инвестиций;
Источник: https://studfile.net/preview/3933434/
Эффект РФПИ: зачем сегодня нужны иностранные инвестиции
Одним из ключевых моментов Петербургского международного экономического форума, который откроется 24 мая, станет традиционная встреча российского президента с членами международного экспертного совета Российского фонда прямых инвестиций и представителями международного инвестиционного сообщества. В нынешнем году на нее приедут главы крупнейших инвестиционных фондов Ближнего Востока, Азии, Европы и Северной Америки, управляющие капиталом более $13,5 трлн.
- Татьяна Воронина
- Первая подобная встреча состоялась в 2011 году, когда был создан Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), на тот момент один из многих институтов развития, которые должны были обеспечить деньгами восстановительный рост российской экономики после кризиса 2008-2009 годов.
- Цена на нефть в 2011 году вернулась к докризисным уровням года и составила $110 за баррель в среднем по году, темпы роста экономики превысили 4%, а на международной арене с переменным успехом продолжалась «перезагрузка» отношений между Россией и США.
- Одна из задач, которая тогда стояла перед руководством страны,— хотя бы частично заменить портфельные инвестиции или вложения в акции и облигации российских компаний, резкий отток которых наносил существенный ущерб экономике, на менее волатильные прямые инвестиции или покупку крупных миноритарных долей в компаниях.
Так, в ходе кризиса 2008-2009 года страну покинули миллиарды долларов, вложенных в акции и облигации ведущих российских банков и промышленных компаний. Распродажа поставила многие предприятия на грань краха и вынудила правительство оказать им срочную помощь, стоившую огромных бюджетных денег.
Молодая команда РФПИ, которую возглавил один из ведущих российских специалистов по прямым инвестициям Кирилл Дмитриев, обратилась к опыту мировых фондов прямых инвестиций для того, чтобы посмотреть, насколько этот опыт может быть применен в российской действительности.
При этом инфраструктуры рынка прямых инвестиций, включающей целую индустрию фондов, обладающих необходимой экспертизой в выборе подходящих проектов, в стране практически не существовало. Команда Дмитриева задалась целью создать такой рынок и привести иностранные деньги.
Оптимальную модель привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику в итоге придумали в фонде. В рамках этой модели РФПИ может инвестировать только вместе с иностранным партнером, причем на каждый рубль, проинвестированный фондом, должен быть привлечен как минимум один рубль иностранных инвестиций.
Впоследствии появилась также модель «автоматического соинвестирования», которая предполагает, что партнеры вкладывают свои средства в выбранные РФПИ проекты в автоматическом режиме, без согласования каждого из них отдельно.
Естественными партнерами РФПИ стали международные суверенные фонды, государственные организации, созданные преимущественно в странах, богатых минеральными ресурсами, для качественного управления сверхдоходами от их продажи.
Главной целью РФПИ стали инвестиции на полностью коммерческих условиях. Инвестиции должны были прежде всего обеспечить привлекательную доходность фонду и его партнерам.
Это качество выгодно отличало РФПИ от многих других институтов развития, что со временем сформировало высокий уровень доверия к фонду среди иностранных инвесторов.
Такой подход требовал глубокой и длительной проработки проектов, изучения всех рисков и знания операционной деятельности компаний, претендующих на инвестиции РФПИ и партнеров. Требования фонда к уровню риска и доходности многим казались завышенными, однако сейчас очевидно, что модель работы фонда себя полностью оправдала.
Всего за эти годы РФПИ привлек в совместные фонды средства от иностранных партнеров на сумму свыше $40 млрд и совместно с партнерами проинвестировал 1,2 трлн руб. в экономику России, причем на каждый собственный рубль РФПИ привлек 9 руб. средств партнеров.
РФПИ также создал успешную модель самовоспроизводящегося инвестиционного цикла, в котором прямые и косвенные доходы от реализации проекта, к примеру, в виде налоговых поступлений, позволяют за несколько лет вернуть инвестированные средства и снова вложить их в перспективные и полезные инициативы. Каждый вложенный рубль возвращает в экономику три рубля за счет налогов и увеличения стоимости портфельных компаний на горизонте 5-7 лет.
Уже в самые первые годы своего существования РФПИ создал ряд партнерств с суверенными фондами Китая, Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов и Бахрейна. В отобранные командой фонда проекты, такие как Московская биржа, сеть перинатальных клиник «Мать и дитя», сеть кинотеатров «Каро», пошли первые иностранные инвестиции.
В этих условиях РФПИ активизировал свою работу с партнерами из стран Азии и Ближнего Востока. Крупнейшим успехом РФПИ уже на фоне западных санкций стало заключение соглашения об инвестициях на сумму $10 млрд с крупнейшим суверенным фондом мира Public Investment Fund из Саудовской Аравии.
Это соглашение, а также аналогичные соглашения с суверенными фондами и институтами развития Турции и Японии подтвердили, что даже в условиях геополитической напряженности и санкций можно продолжать успешную работу по привлечению инвестиций, а сами инвесторы готовы заходить в качественные проекты с высокой доходностью даже в сложных внешних условиях.
Ценность привлекаемых РФПИ инвестиций заключается в том, что они по сути являются чисто коммерческими, вкладываются в доходные проекты и не имеют административной, политической или эмоциональной составляющей и являются объективным показателем качественной подготовки проекта.
Вместе с тем все проекты РФПИ имеют значимый социальный эффект и способствуют росту экономики и благосостояния — в портфельных компаниях фонда работают 700 тыс. человек. Фонд также активно инвестирует в проекты «с нуля», способствуя созданию принципиально новых промышленных предприятий и инфраструктурных объектов.
Объем инвестиций РФПИ и партнеров в проекты, реализуемые «с нуля», составляет более 520 млрд руб.
В итоге после семи лет работы фонда инвестиции РФПИ и партнеров составили более 90% от совокупного объема вложений фондов прямых инвестиций в РФ в 2017 году. Однако сегодня перед РФПИ, доказавшим свою эффективность, стоят новые вызовы.
Задачи, обозначенные в опубликованном сразу после инаугурации указе президента о стратегических целях, потребуют триллионов рублей в такие приоритетные для государства сферы, как инфраструктурное строительство, здравоохранение, образование и цифровая экономика.
Эти инвестиции будут эффективными и дадут ожидаемый мультипликативный эффект, только если их дополнят долгосрочные вложения иностранных частных инвесторов и суверенных фондов. Именно в этом и заключается сегодня положительная роль иностранных инвестиций в экономике.
Таким образом, РФПИ вместе с партнерами может сыграть ключевую роль в осуществлении «инвестиционного прорыва», который необходим российской экономике для выхода на траекторию устойчивого экономического роста и последовательного увеличения благосостояния граждан.
Новым направлением инвестиций, объявленным в конце 2017 года, стала инвестиционная платформа «РФПИ-Технологии», цель которой — инвестиции в быстрорастущие технологические компании России.
Планируется, что в перспективе технологические инвестиции составят до 25% портфеля РФПИ. Инвестиции РФПИ и партнеров уже превысили 55% рынка венчурных инвестиций в РФ в 2017 году.
В ближайшие два года РФПИ планирует вложить в технологические проекты свыше 50 млрд руб.
Сегодня необходимы новые механизмы государственной поддержки инфраструктурных проектов, с помощью которых государство компенсирует частным инвесторам часть расходов и обеспечит привлекательную доходность. Одним из таких может стать инфраструктурная ипотека, которая позволит замещать государственный капитал частными инвестициями.
Экспертиза частных инвесторов поможет вложить средства в качественные проекты в стратегически важных секторах, выстроив в каждом конкретном случае оптимальную стратегию развития.
Так уже работает «инвестиционный фильтр» РФПИ, который обеспечивает отбор наиболее перспективных проектов с высоким мультипликативным эффектом, обеспечивая возвратность и доходность инвестиций, создание рабочих мест и развитие инфраструктуры, что способствует общему экономическому росту.
РФПИ и партнеры могут в ближайшей перспективе претендовать на то, чтобы при реализации новых проектов стать центром экспертизы для управления механизмами государственной поддержки, а также внедрять другие формы привлечения частных инвесторов.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3630043