Саморазвитие личности — для студента

Человека по своей природе всегда интересует, что будет в его жизни в отдаленном будущем. Четко разработанная программа саморазвития студента очень уместна для молодого поколения. Она содержит конкретные задачи, позволяющие достичь успешных результатов при обучении в ВУЗе, построении карьеры в будущем и формировании гармонично развитой личности.

Люди учатся всю жизнь, овладевая определенными навыками на каждом из этапов развития. Но обучение в высшем учебном заведении отличается от схоластики приобретения жизненного опыта научной обоснованностью и систематическим использованием методов познания.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Утверждение о том, что умение учиться формируется за школьной партой — опрометчиво. Система обучения в школе существенно отличается от «ВУЗовской». Бывшим школьникам теперь уже необходимо быть готовыми к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности.

Например, чтобы организовать учебный труд, учащимся в университетах нужно научиться ставить перед собой конкретные задачи, планировать ход выполнения заданий и находить рациональные способы их решений. Кроме того, программа саморазвития студента должна включать анализ и оценку работы.

От системы знаний, умений и навыков, отвечающей специальности человека, зависит развитие его как профессионала. Будущий специалист учится сочетать творческий подход с точными и безошибочными действиями.

Однако профессиональное мастерство опирается на высокие мотивы, моральные и психологические качества человека. Поэтому учащимся важно уделить внимание как формированию знаний и навыков, так и личности в целом.

Саморазвитие студента — многогранный процесс, требующий осознанного подхода. В данной статье предложена схема саморазвития личности. Ее пункты послужат ориентиром для гармоничного развития, раскрытия потенциала и жизненной реализации.

Саморазвитие личности - Для студента

Пошаговая программа саморазвития студента

Шаг 1. Мечта как ориентир: создание идеального образа желаемого будущего

Привычка «не загадывать наперед и действовать по ситуации» укоренилась в современном обществе. В результате молодые люди стали воспринимать мечты и построение планов как дело ненужное. У современного студента расширился выбор. Можно сказать, что он стал чрезмерным. А это, в свою очередь, порождает тревогу, и желание защитится от нее в форме инфантильности.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Как написать эссе по обществознанию - ЕГЭ и план, пример и структура

Оценим за полчаса!

Студент понимает, что в любой ситуации, перед ним предстанет обоснованный выбор и это пугает его еще больше. Но как преодолеть проблему неопределенности? Именно понимание сути своей мечты помогает человеку в этом, оно становится основанием для дальнейшего выбора.

Мечтание помогает расставить приоритеты в своей деятельности, позволяет повысить эффективность профессионального развития студента. Человек, у которого есть мечта, имеет смысл жить сегодня, осознает потребности завтрашнего дня и видит связь между настоящим и будущим. Происходит создание образа желаемого Я и «подстройка» себя настоящего под этот образ.

Индивиду важно осознанно подходить к своим мечтам, использовать методы визуализации. Существует известная эффективная техника – создание коллажа мечты. Она позволяет увидеть наглядный яркий вдохновляющий образ, на который хочется ориентироваться.

Взрослые люди пропускают свои желания через «фильтр» здравого смысла. В некоторых ситуациях этот внутренний цензор предупреждает о чем-то важном, но иногда он заглушает робкий голос мечты. Поэтому важно научиться слушать и слышать себя.

Шаг 2. Определение жизненно важных задач. Правильная постановка и упорядочивание целей

Цель является важным инструментом управления собственной жизнью. Если мечты представляют собой образное представление о желаемом, то цели – это четко сформулированные стремления. Поиск и определение своих целей, их конкретная формулировка и осмысление – обязательный процесс на пути к успеху. Все успешные люди знают, куда они идут, отчетливо видят «точку назначения».

Саморазвития студента без постановки конкретных задач не бывает. Важно, чтобы установки были личными, а не навязанными обществом или отдельными людьми. Необходимо определить основную цель и подцели, а также средства их достижения.

Если человек живет бесцельно, он становится жертвой случая и обстоятельств. Поэтому нужно услышать внутренний позыв, чтобы определить истинные стремления, а затем корректно сформулировать задачу. При этом следует обратить внимание на реалистичность планов. Если хочется всего и сразу необходимо выделить главное, так как ресурсов на все может не хватить.

Саморазвитие личности - Для студента

Шаг 3. Анализ сильных и слабых сторон собственной личности. Навыки управления ресурсами

Ресурсы – это ценности индивида и средства, которые помогают ему их сохранить и приумножить, для того чтобы достичь целей. Умение управлять ресурсами – неотъемлемая составляющая успеха. Саморазвитие студента включает формирование следующих навыков: концентрация ресурсов на жизненно важных целях и мечтах и их накапливание (используя свой опыт и заимствуя извне).

Другими словами, каждый человек обладает определенным потенциалом. Зная свои сильные стороны и используя их, студент способен эффективно выполнять поставленные задачи. Чтобы стать компетентным специалистом, индивиду необходимо научится управлять ресурсами, которые заложены в нем, и использовать внешние средства.

Можно выделить 5 групп ресурсов:

  • личностные (жизнестойкость, оптимизм и др.);
  • энергетические (правильно распределяя энергию, мы приобретаем время, знания и деньги);
  • объективные материальные (дом, машина, доходы, одежда);
  • объективные нематериальные (социальные связи, информация);
  • социальные ресурсы (имидж, должность, позиция в обществе).

Наши неудачи и успехи – это возможность получить урок, новые знания. Анализируя свои слабые и сильные стороны, личность понимает, какие ресурсы можно использовать, а какие нуно развить. Любой человек стремится сохранить и преумножить ресурсы. Это стремление может стать мощным личностным мотиватором.

Шаг 4. Профессиональное становление. Развитие индивидуально психических и личностных качеств

Получая высшее образование, студенты становятся компетентными в определенной сфере. С другой стороны, этот процесс получения новых навыков, знаний и «перестраивания» старых, продолжается и после окончания института. Чтобы достичь успеха в карьере, человеку необходимо обладать профессионально важными навыками и умениями.

Гармоничный личностный рост и созревание влияют на профессиональное становление. Студентам нужно стремиться подходить к своей деятельности осознанно, с заинтересованностью и энтузиазмом. В таком случае обучение и работа будут приносить ему удовлетворение, а обществу – пользу.

Шаг 5. Самовоспитание: схема саморазвития личности студента. Формирование эффективных привычек

Самосовершенствование – основная задача каждого человека. Внутренняя и внешняя трансформация и стремление к ней зависит от высших духовных потребностей, интересов и мировоззрения в целом.

Саморазвитие личности студента начинается с анализа достоинств и недостатков. Важно акцентировать внимание на сильных сторонах, сделать список своих способностей и талантов. Однако и «пробелы» тоже требуют объективной оценки.

Саморазвитие личности - Для студента

Составление плана самосовершенствования – важный этап. Студенту нужно четкое пошаговое руководство. Программа саморазвития студента предполагает разработку текущего (на день, на неделю), оперативного (на 1 год) и перспективного (на 5 и более лет) планов.

Следует определить препятствия на пути к желаемому, и каким способом их можно устранить. Основными барьерами, с которыми сталкивается человек при личностном самосовершенствовании, являются: отсутствие ответственности за свою жизнь, неразвитая способность к самопознанию, влияние сформировавшихся установок и стереотипов и препятствия, создаваемые другими людьми.

Эффективная программа саморазвития студента должна включать: перечень нужных ресурсов и конкретные действия для их получения, список недостающих качеств и способы их развития.

Осознание того, что может дать образовательная программа и жизнь института для достижения цели, позволит по-другому относиться к учебе.

Поэтому студенту следует поразмыслить на эту тему и включить свои выводы в общий план самосовершенствования.

Мы есть то, что мы делаем каждый день, поэтому важно перевести полезные дела в привычки. Известный социолог Йен Дойчман в результате проведения исследований установил, что люди могут быстро изменить свои привычки под страхом выживания, но вскоре они все равно возвращаются к прежнему образу жизни.

Повышать эффективность своих действий необходимо постепенно и систематически, со временем увеличивая «дозу». При этом не стоит забывать о любви к себе, так как чрезмерная самокритика может подорвать веру в свои силы. Лучше заручиться поддержкой одного или нескольких союзников. Программа саморазвития студента должна содержать план развития эффективных привычек.

Шаг 6. Работа с помехами. Как предотвратить риски?

У китайцев, слово «кризис» состоит из двух иероглифов, обозначающих «опасность» и «благоприятная возможность».

Любые помехи могут стать платформой для нового прыжка – как профессионального, так и личностного, если человек умеет работать с трудностями. Препятствия бывают внутренними и внешними.

Индивидуальная программа саморазвития студента должна включать способы управления возможными рисками.

После того как студент нарисовал мечту, определился с целями и составил план саморазвития, ему необходимо перейти к действиям. Но прежде нужно трезво оценить ситуацию и понять, что даже при составлении идеальной программы, все гладко бывает только на бумаге. Поэтому работа с помехами – не менее важный этап.

Основные инструменты преодоления препятствий – это планирование и управление рисками. Действовать нужно обдуманно, согласно своевременно составленному плану. Необходимо заранее предусмотреть возможное возникновение помех и найти способ снизить эту вероятность. Например, чтобы не опоздать на лекцию, лучше выйти из дома «с запасом времени».

Саморазвитие личности - Для студента

Шаг 7. Сопоставление Я-реального и Я-идеального. Какие универсальные личностные качества помогут достичь успеха?

В подростковом возрасте человек начинает осознавать себя отделенным от окружающих людей. Этот период является непростым для личности, так как обнаруженная отдаленность создает чувство одиночества и осознание того, что никто не может тебя так понять как ты сам. Часто за этим следует попытка сбалансировать тотальное «разделение» и отношения с близкими и важными людьми.

Студенческий возраст – более осознанный. Индивид растет, изучает свои способности, качества характера и со временем у него складывается представление о самом себе. Но, кроме представления человека о том, каким он является сейчас, существует желаемый образ. Если Я-реальное и Я-идеальное не совпадают, личность испытывает напряжение, которое называется когнитивным диссонансом.

Зачастую одна и та же черта характера может стать сильной или слабой стороной в зависимости от цели, которая преследуется. Однако существуют универсальные личностные качества, помогающие достичь успеха практически в любой сфере. Оптимизм и воспринимаемый уровень контроля над своей жизнью являются таковыми.

Оптимистом считают человека, который замечает и плохое и хорошее, но и то и другое не забирает его жизненную силу, а увеличивает ее. Он использует любую ситуацию для увеличения своего потенциала. Такому типу людей свойственно заряжаться от благоприятных событий, а неблагоприятные воспринимать как урок и стимул к совершенствованию.

Возникает вопрос: оптимистами рождаются или это качество можно в себе развить? По мнению известного психолога Мартина Селигмана, чтобы увеличить уровень оптимизма, нужно учиться пониманию того, что все обстоятельства временные и величина последствий относительна, а также не отождествлять свое поведение с личностью в целом.

Уровень воспринимаемого контроля над своей жизнью повышается тогда, когда у студента растет чувство ответственности за свои поступки. Он начинает видеть, как можно повлиять на ситуацию, чтобы добиться благоприятного исхода, работает с трудностями. Человек, который этих возможностей не видит, избегает решения сложных задач и в результате его потенциал снижается.

Шаг 8. Влияние группы (коллектива) на формирование личности

Общество оказывает влияние на формирование личности, выбор и достижение ее целей. Каждый стремится найти «свой» круг общения, где ему будет интересно и легко. Однако есть группы людей, с которыми индивидуум не может не взаимодействовать. Первичное влияние оказывают члены семьи, вторичное – одноклассники, сокурсники и другие.

Оценка окружающих влияет на самовосприятие и самооценку. Поэтому после того как студент разберется, что у него внутри, ему нужно посмотреть вокруг. «Заразными» могут быть как плохие привычки, так и полезные (например, самоконтроль). Важно окружить себя теми людьми, которые будут стимулировать его своим поведением к жизненному успеху, и вдохновлять на новые свершения.

Саморазвитие личности - Для студента

Шаг 9. Мотивация и выработка силы воли. Как перейти от намерения к действиям?

Мотивация является внутренним побуждением к действию, расстоянием между «страшно» и «скучно». Человек следует изнутри наружу, переходит к конкретным действиям, не

останавливаясь на мыслях и решениях. Если программа саморазвития студента остается только схемой на бумаге, значит, он себя недостаточно мотивирует.

Уровень мотивации должен быть «нормальным» и соответствовать ситуации. Если он зашкаливает, личность может не приступать к действию от страха и важности, а при недостаточно высокой мотивации – относиться к делу несерьезно.

Студент должен стимулировать себя к переменам. Многие воспринимают перемены как опасность, потому что они могут нарушить психологический комфорт и налаженный образ жизни. Но чтобы повысить уровень благосостояния и удовлетворения жизнью нужно выходить за привычные границы.

Путь изменений – непростой, может возникнуть отчаяние и информированный пессимизм. Поэтому студенту важно развивать силу воли, чтобы иметь способность перейти от принятого решения к реальным действиям.

От саморазвития личности студента зависит его успех в учебе и будущей карьере. Он должен заниматься самообразованием, уметь контролировать и оценивать себя, знать о своих индивидуальных особенностях, быть способным правильно распределить свое рабочее время для самостоятельной подготовки.

Личностное и профессиональное самосовершенствование требует усилий, самоизучения и систематической работы над собой. Программа саморазвития студента в 9 шагов – это ориентир на пути к личному успеху.

Читайте также:  Актуальность научной статьи - что это такое и как обозначить правильно?

Источник: https://salid.ru/stati/osobennosti-razvitiya-lichnosti-studenta

Подробнейший план саморазвития человека на 4-х уровнях

После прочтения этой статьи у Вас появится чёткое понимание куда и как двигаться в самосовершенствовании (я надеюсь на это). Здесь Вы найдёте подробный план саморазвития во всех сферах жизни, но это не самое главное. Гораздо важнее понять необходимость самого саморазвития и выработать адекватное отношение к нему. Всё это мы сделаем в рамках данной статьи.

Саморазвитие сегодня популярно и этот термин стал даже несколько «заезженным». От этого может падать ценность самого процесса и в этом опасность. Саморазвитие — это не развлечение и не средство «убить» время. Оно имеет вполне конкретные задачи.

Поэтому ещё в самом начале своего самосовершенствования отследите своё отношение к нему. Подумайте, что оно для Вас представляет на данный момент. Быть может, это просто веяние моды или для Вас это, как спасательный круг для утопающего. Лучше подходить к процессу работы над собой осознанно, понимая, что без этого стать успешным и счастливым в принципе невозможно.

Но бывают и другие варианты. Меня судьба заставила заняться саморазвитием, буквально разрушив все мои иллюзии в один прекрасный момент. Правда это не самый приятный вариант развития событий. Лучше начать самому, осознавая всю важность процесса, а не дожидаться, пока жизнь загонит Вас в угол.

Составление плана, как разумное начало саморазвития

Чтобы мы не начинали делать, у нас должно быть понимание чего мы хотим достигнуть в итоге. Если у нас нет чёткого понимания конечной цели, то достигнуть её будет гораздо труднее. Далее, когда мы определились с целью, нам нужно составить план её достижения.

Когда есть план по достижению определённой цели, тогда мы можем отчётливо видеть, что, когда и сколько нам нужно делать, чтобы достигнуть желаемого. Ещё лучше, когда наши цели и планы сопряжены с конкретными цифрами: время, деньги, количество и т.п.

Вот конкретная цель и план по её достижению:

Хочу научиться свободно разговаривать на английском языке через 1 год. Необходимо овладеть не менее 1500 английских слов. Для этого нужно 2 раза в неделю посещать репетитора, на оплату которого нужно X денег в неделю. После 8 месяцев обучения с репетитором необходимо на 3 месяца уехать в Англию, чтобы погрузиться в языковую среду. Там тоже нужен учитель. И т.п.

Я привёл примерный план достижения цели, в реальности он может отличаться. Думаю, что саму суть Вы поняли.

Так и в саморазвитии во всех сферах жизни у нас должны быть цели и планы по их достижению. Где-то план будет проще, где-то сложнее, но он должен быть.

Но ещё важнее целей понимание, для чего это всё нужно. Вы буквально должны задать себе вопросы:

Для чего я хочу заниматься саморазвитием? Что я хочу получить в итоге?

Затем нужно ответить на них. Это будет дополнительной мотивацией для Вас, а в трудные дни будет заставлять действовать.

К сожалению, не каждый сможет чётко следовать планам по саморазвитию, это не так легко. Но если Вы хотите здоровья, счастья и успеха, то нужно стремиться к этому.

Саморазвитие личности - Для студента

План саморазвития на четырёх уровнях жизни

Мы будем рассматривать саморазвитие на основе всех важных сфер (уровней) жизни. По-другому, это называют колесом жизни или колесом жизненного баланса. Но так или иначе, мы включим в план все важные направления: здоровье, отношения, работу, личностный и духовный рост, отдых и другое.

Итак, есть четыре уровня жизни, на которых нужно развиваться для достижения гармонии и счастья:

  1. Физический;
  2. Социальный;
  3. Интеллектуальный;
  4. Духовный (эволюционный).

На физическом уровне важно: очищение, питание, образ жизни, физические упражнения, дыхательные упражнения, режим дня, ограничения в еде, гармоничная сексуальная жизнь, пребывание на природе, регулярный отдых, избавление от вредных привычек.

На социальном уровне должны прорабатываться следующие направления: предназначение в деятельности, отношения с родителями, мужем или женой, детьми, внуками, развитие своей мужской или женской природы (качеств), заработок денег, улучшение судьбы Рода, построение гармоничных отношений с окружающими, умение жить с пользой для других и мира в целом.

Интеллектуальный уровень включает постановку и достижение целей, работу с эмоциями, успокоение ума и контроль чувств, выход из-под влияния ложного эго, изменение судьбы, понимание главной цели человеческой жизни, осознание своей истинной природы, гармоничная жизнь с отказом от всего неблагоприятного, получение образования и обучение в общем, изучение языков, получение научных степеней и т.п.

На духовном уровне мы изучаем природу души (сущности), получаем настоящие знания о жизни и окружающем мире, а также Вселенной, развиваем без-корыстие, жизнерадостность, внутреннее спокойствие, непривязанность и другие возвышенные качества, учимся жить в настоящем моменте, принимать судьбу, стремимся к отсутствию гордыни, эгоизма, желания славы, обид и т.д.

Саморазвитие личности - Для студента

Подробно все направления саморазвития описаны в этой статье. Исходя из этих направлений мы и построим план саморазвития, которого Вам хватит на ближайших несколько лет, как минимум.

Программа саморазвития на 3-5 лет

Конечно, я не знаю, на каком уровне развития Вы сейчас находитесь. Поэтому этот план будет учитывать потребности новичков в саморазвитии и тех, кто уже некоторое время работает над собой.

Здесь не будут расписаны действия по месяцам или неделям — это лучше делать индивидуально, исходя из личных качеств и образа жизни. Ниже Вы найдёте список конкретных целей по саморазвитию, достижение которых принесёт Вам большой прорыв в жизни.

План саморазвития (все важные цели работы над собой):

Физический уровень:

  • Научиться вставать до 6 утра, идеально в 4-5 часов;
  • Ложиться спать в 21-22 часа, максимум 22-30;
  • Начать принимать душ каждое утро и каждый вечер (статья о необходимости принятия душа);
  • Чистить кишечник 1-2 раза в год, далее по обстоятельствам (читайте про очищение кишечника);
  • Ходить в баню в целях оздоровления хотя бы 1-2 раза в месяц (статья про очищение баней);
  • Не есть после 18-19 часов, не переедать;
  • По возможности отказаться от магазинного мяса, мучных продуктов, белого сахара, консервантов;
  • Начать соблюдать посты на воде или свежевыжатых соках 2 раза в месяц;
  • Полностью отказаться от алкоголя, табака, кофе и других наркотиков (поможет раздел Здоровье);
  • Минимум 1 раз в неделю бывать на природе (2-3 часа): в лесу, на реке, море, в горах;
  • Минимум 1 раз в неделю отдыхать от повседневных дел и посвящать время саморазвитию;
  • Обязательно отдыхать от 4-х недель в году и больше;
  • Начать заниматься регулярными физическими упражнениями: бег (как начать бегать по утрам), плавание, быстрая ходьба, велопрогулки, лыжи и др;
  • Научиться заниматься дыхательными упражнениями (пранаяма, цигун и др.);
  • Отказаться от случайных сексуальных связей;
  • Отказаться от порнографии, эротики, компьютерных и азартных игр, финансовых махинаций.

Саморазвитие личности - Для студента

Социальный уровень:

  • Найти предназначение в деятельности и начать постепенно развиваться в нём (статья: как найти дело своей жизни);
  • Улучшить отношение с родителями (читайте: как улучшить отношения с родителями);
  • Изучать законы счастливых отношений и учиться применять их в жизни (раздел Семья и отношения);
  • Начать гармоничное воспитание детей, внуков, если они есть;
  • Досконально посчитать, сколько денег нужно для удовлетворения потребностей в жизни;
  • Подумать, как можно выйти на необходимый уровень дохода — более важно мужчинам (читайте: как стать богатым и успешным);
  • Научиться правильно обращаться с деньгами, особенно женщинам (читайте: как деньги влияют на человека);
  • Мужчинам развивать: разум, щедрость, аскетизм, целеустремлённость, ответственность, мужество;
  • Женщинам развивать: любовь, смирение, гибкость, мудрость, чистоту, верность;
  • Подумать, как своей жизнью можно приносить благо окружающим и миру в целом.

План саморазвития на интеллектуальном уровне:

  • Научиться ставить и достигать целей (полезная статья);
  • Прописать цели на 4-х уровнях жизни;
  • Научиться отслеживать эмоции, чтобы не попадать под их влияние;
  • Обязательно работать над успокоением ума (об это читайте здесь);
  • Учиться контролировать чувства, а не всё время потыкать им;
  • Изучать, что такое судьба и как её изменить;
  • Осознать главную цель человеческой жизни;
  • Прописать главную цель жизни;
  • Осознать свою истинную природу, отличную от физического тела и ума (может помочь данная статья);
  • Мужчине подумать, как он может стать более востребованным специалистом (получение дополнительного образования, повышение квалификации);
  • Женщине в первую очередь думать о создании атмосферы любви и уюта в доме, об отношениях с мужем и воспитании детей.

Саморазвитие личности - Для студента

Духовный уровень:

  • Изучать качества и природу души (сущности), то есть свою собственную природу;
  • Развивать без-корыстие, жизнерадостность, непривязанность, внутреннее спокойствие;
  • Учиться жить в состоянии «здесь и сейчас», то есть всё делать осознанно, сосредотачиваясь на деятельности в настоящем моменте;
  • Искоренять гордость, эгоизм, жадность, зависть, вожделение, гнев, обиды и другие пороки;

Источник: https://sergeiyurev.com/plan-samorazvitiya/

Творческое саморазвитие студентов в условиях личностно ориентированного образования

Савченко Т.В.

доцент, к.пед.н.,кафедра психологии труда и организационной психологии ФГБОУ ВПО Омский государственный технический университет

Пушкарева Л.Г.

доцент, к. филол.н., кафедра педагогики ФГБОУ ВПО Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

  • Творческое саморазвитие студентов в условиях личностно ориентированного образования
  •  Аннотация
  • Статья посвящена проблеме саморазвития личности будущего специалиста, приобщению его к творческой деятельности, исследованию творческого саморазвития студентов в условиях личностно ориентированного образования.
  • Ключевые слова: творческое саморазвитие, творческая деятельность, личностно ориентированное образование.
  • Creative self-development of students in terms of personality-orientating education.

Реформирование российского образования обуславливает поиск и совершенствование методов и содержания обучения студентов.

 От уровня и качества образования и воспитания российского студента зависит: быть ли ему творчески саморазвивающейся, конкурентно способной, самодостаточной личностью или быть посредственным специалистом, умеющим осуществлять лишь репродуктивную деятельность.

 Развитие творческого потенциала личности представляет собой существенный компонент процесса обучения в высшей школе, так как общество остро нуждается в квалифицированных грамотных специалистах с развитым творческим началом, умеющих проявить себя в профессиональной деятельности.

Для развития творческого саморазвития студента необходимо преодоление традиционной когнитивной модели обучения, в рамках которой доминирует репродуктивная деятельность обучаемых и экстенсивный характер образовательного процесса.

 Достаточно отметить, что соотношение удельного веса использования репродуктивных и творческих заданий чаще всего при обучении в вузе таково, что на учебно-творческую деятельность студентов отводится не более пяти процентов учебного времени. При этом преобладает недооценка вопросов развития творческой активности студентов, которые выступают пассивными объектами учебно-познавательной деятельности.

Целью данной статьи явилось представление и раскрытие одного из возможных путей творческого саморазвития студентов в учебном процессе вуза через реализацию комплекса условий, включающих актуализацию и развитие самоорганизации, интеллектуальной инициативы, рефлексии, иерархизацию знаний, самостоятельную разработку и презентацию «портфолио». В качестве базисных оснований творческого саморазвития личности студента авторы предлагают использование целостной системы, интегрирующей эффективные образовательные технологии.

Творчество как вид человеческой деятельности, характеризуется рядом необходимых существенных признаков, которые всякий раз проявляются в их единстве. В. И.

Андреев определяет творчество как «вид человеческой деятельности, для которой характерно: а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи; б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е.

она вносит вклад в развитие общества и личности; в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; г) наличие субъективных (личностных качеств, знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества; д) новизна и оригинальность процесса или результата. Если из названных признаков мысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть творческой»[1].

Творчество имеет два вектора – один направлен вовне, в предметную деятельность, а другой – на самого человека, на самосозидание, на развитие в нем всех сущностных сил и способностей. Второй вектор представляется более значимым, поскольку тесно связан с такой стороной личности, как творческий потенциал.

Как известно, творческий потенциал – это сложная интегральная личностно-деятельностная характеристика, присущая человеку, которая включает в себя интеллектуальный, мотивационный и саморазвивающийся компоненты.

Именно они отражают совокупность личностных качеств и способностей индивида, его психологическое состояние, знания, умения и навыки, необходимые для осуществления своего развития и саморазвития через актуализацию своих творческих сил и возможностей как в учебе, так и в реальной практике.

Концептуальную основу творческого саморазвития составляет философия «самости», т.е. самопознания, самоопределения, самоактуализации, свободы творчества, самосовершенствования, самореализации, раскрытая в работах М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, А.Маслоу, К.Рождерса, П.А.Флоренского и других.

Формирование готовности к творческому саморазвитию понимается нами как одна из высших форм саморегуляторной активности личности, обеспечивающей опережающее приспособление студента как будущего специалиста к социально-профессиональной среде в соответствии с тенденциями развития общества.

В результате у личности в процессе интенсификации ее «самости» формируется «Я-концепция» творческого саморазвития.

В понимании «механизма» творческого саморазвития личности немалую роль играет потребностно-мотивационная сфера студентов.

В связи с этим следует иметь в виду, что для педагогического стимулирования творческого саморазвития большое значение имеет исходная мотивация студента (его желания, интересы, ценности, установки), т.е. степень ориентации на творческое саморазвитие. Согласно теории А.

Маслоу об иерархии потребностей, если человек не удовлетворяет свои низшие потребности, то он становится неспособным реализовать свои и более высокие по уровню потребности [3].

Успешному творческому саморазвитию, на наш взгляд, способствует обучение, построенное на таких общеизвестных методологических подходах, как гуманистический – развитие и становление отношений взаимного уважения, свободы, творчества в процессе профессионального образования (Е.И. Артамонова, С.Я. Батышев, А.М. Новиков, В.А. Сластенин и др.

); личностный – реализация субъектной позиции обучающихся (В.И. Андреев, Н.В. Кузьмина, Л.Б. Соколова, В.В. Сериков и др.); деятельностный – включение студентов в активную деятельность (А.Н. Леонтьев, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург и др.); дифференцированный (Е.Я. Балашова, И. Унт и др.); инициирующий – развитие стремлений к успеху, творчеству (В.А. Кульневич, О.

А. Финогенова).

Говоря о личностно ориентированном профессиональном образовании, можно сказать, что центром этой системы является профессиональное развитие личности обучающегося.

Однако до последнего времени разработанные личностно ориентированные психолого-педагогические теории и модели обучения не находили должного применения в учебном процессе вуза, так как вопросы реализации личностно ориентированного обучения не были исследованы в аспекте теоретико-методологических основ обеспечения системы подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности в контексте современной парадигмы образования.

В.В. Сериков, теоретически обосновывая личностно ориентированное образование, подчеркивает необходимость создания условий для реализации личностно развивающих функций образовательного процесса. К личностным функциям относят и творчески преобразующую, т.е.

обеспечивающую творческий характер, деятельность [4].

Для реализации данной цели значимыми являются субъект-субъектные отношения, которые могут быть реализованы посредством различных подходов: интерактивного (через такие формы общения преподавателя и студентов, как дискуссии, ролевые игры, моделирующие ситуации); фасилитационного (создание условий, среды) и др. Однако данные подходы невозможно реализовать без эффективных технологий, активизирующих творческий потенциал студентов. Для каждого обучаемого должна создаваться разносторонняя среда, дающая возможность проявить себя.

Анализируя возможность творческой самореализации студентов в учебном процессе вуза, мы пришли к выводу, что данный процесс зависит от того, насколько целостны и взаимосвязаны условия, создаваемые педагогами.

Эффективность творческой деятельности студентов зависит от творческого, и исследовательского потенциала преподавателя, который ее организует, от реализации принципа сотворчества вузовского преподавателя и студента.

Исходя из парадигмы личностно ориентированного образования, такой основой является диалог, а результатом такого общения является возникновение субъектных позиций участников взаимодействия, позиций сотрудничающих людей. Мы согласны с В.И.

Андреевым в том, что, получая поддержку креативно ориентированных педагогов в саморазвитии, целенаправленно расширяя субъективный опыт деятельности и общения, обучающиеся обретают новые «степени свободы» в социальном взаимодействии в виде навыков установления связей с людьми и их понимания, в организации деятельности, в групповом взаимодействии, в установлении конвенциальных отношений, в развитии творчества, в разрешении сложных ситуаций и др. [5].

Читайте также:  Глоссарий научных статей - термины, определения и обозначения

Педагогическим условием активизации процесса перехода развития личности в ее творческое саморазвитие является такое образование, которое способствует тому, чтобы личность студента сама все более осознанно и целенаправленно овладевала технологией самопознания, творческого самоопределения, самоуправления и творческой самореализации.

Формирование потребности в саморазвитии студентов Энергетического института ОмГТУ и гуманитарного факультета СибГУФКа реализуется через применение креативных форм организации учебной деятельности (проблемные лекции, семинары-дискуссии, научные творческие проекты, студенческое научное общество) и методов обучения (рефлексия, метод «портфолио», тестирование), а также обеспечивается методическим сопровождением (эвристическое предписание) и практическими рекомендациями (задания для творческого саморазвития) по профессионально-творческой самореализации. Смещение акцента образовательного процесса на самостоятельную работу студентов обусловливает необходимость развития рефлексивных способностей, помогающих адекватному восприятию и пониманию студентом своих достоинств и недостатков.

Для создания условий самореализации студентов на занятиях по дисциплине «Психология и педагогика» мы используем активные методы обучения: игровой метод, формирующий умение решать учебные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов; диалоговый – основанный на диалоговом мышлении во взаимодействующих системах субъект-субъектного уровня «преподаватель-студент», «студент-студент»; метод проектов, включающий в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути; метод мозгового штурма; «метод кейса» и др. На практических занятиях мы часто используем поисковые методы обучения, которые также способствуют формированию умений и навыков продуктивной деятельности в нетиповых или даже непредвиденных ситуациях. Включенность студента в процесс проигрывания педагогических ситуаций, исполнение при этом определенной профессиональной роли способствует осознанию им противоречий между его реальными возможностями и теми требованиями, которые ему могут быть предъявлены при осуществлении профессиональной деятельности. Субъективная позиция студента проявляется в умении самостоятельно применять полученные знания по психологии и педагогике в различных, в том числе нестандартных ситуациях.

Использование описанных методов позволяет перенести акцент с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студентов, что способствует развитию у них познавательной активности, гибкости мышления, самостоятельности, рефлексивных способностей.

Личностный опыт, который предстоит приобрести обучаемому, нельзя представить в обычной программно-конструктивной форме, задать в виде учебников и программ, так как он включает в себя и «непредметные» действия: рефлексию и критическое отношение к деятельности.

При этом личностно ориентированный подход позволяет активизировать внутренние механизмы в структуре личности и сформировать готовность к самостоятельной работе по созданию своего «Я», необходимую студенту для дальнейшего профессионального самосовершенствования.

  1. Анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований [6] позволяют подтвердить выдвинутую нами гипотезу о том, что творческое саморазвитие личности студента на вузовском образовательном пространстве может иметь место, если: во-первых, в педагогическом процессе осуществляется цель на творческое саморазвитие студентов; во-вторых, образовательная среда способствует реализации устремлений студентов на саморазвитие; в-третьих – оказывается педагогическая поддержка молодым людям в понимании ими сущности саморазвития и способов его осуществления.
  2. Таким образом, творческое саморазвитие студентов понимается нами как одна из важнейших задач в системе подготовки будущего специалиста, которая решается посредством комплекса творчески развивающих мероприятий и условий, способствующих развитию самоорганизации, интеллектуальной и практически действенной инициативы, рефлексии.
  3. Анализируя возможность творческой самореализации в учебном процессе студентов технического вуза, мы пришли к выводу, что она зависит от того, насколько целостны и взаимосвязаны условия, создаваемые педагогами.

Опираясь на наш собственный педагогический опыт, нами было выявлено, что самореализация не имеет стихийного характера и не должна зависеть от обстоятельств, поскольку она всегда осознается самой личностью. Процесс же творческого саморазвития происходит, как правило, в творческой среде, которая сможет обеспечить динамику развития ценностных установок студентов на саморазвитие.

Литература

1 Андреев, В. И. Эвристика для творческого саморазвития: учеб. пособие для вузов / В.И.Андреев. – Казань., 1994. – 247 с.

2 Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя. – М.: Логос, 2004. – 384 с.

3 Маслоу, А. Самоактуализация / Психология личности. Тексты / А.Иаслоу. – М., 1982. – 147 с.

4 Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем /В.В.Сериков. – М.: Логос, 1999. – 271 с.

5 Андреев, В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие для вузов / В.И.Андреев. – Казань, 2005. – 500 c.

6 Назарова, И. В. Самостоятельная работа как средство профессионально-творческого саморазвития студентов: автореф. дис… канд. пед. наук / И. В. Назарова. – Саратов, 2011. – 22 с.

Источник: https://research-journal.org/pedagogy/tvorcheskoe-samorazvitie-studentov-v-usloviyax-lichnostno-orientirovannogo-obrazovaniya/

Саморазвитие личности студентов в процессе обучения в ВУЗе

Противоречие между быстрыми темпами приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом приводит к необходимости обновления образования на основе максимального развития способности будущих специалистов к саморазвитию.

Теоретические основы саморазвития личности в педагогической науке заложены в трудах Я. Коменского, А. Дистервега, Л. Н. Толстого, К. Д.

Ушинского, которые считали ориентацию учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию необходимым условием любой системы образования, свободное воспитание — главным источником внутреннего потенциала, заложенного в каждом ребенке, а основной целью педагогической деятельности — помощь ребенку в раскрытии его способностей. Закономерности образовательного процесса, в основе которого лежит саморазвитие ребенка, были выявлены П. Ф. Каптеревым в конце XIX в.

Идея развития внутренней активности и самостоятельности, ответственности за личный выбор учащихся — будущих строителей социалистического общества проявилась в деятельности советских педагогов С. Т.

Шацкого, А. С. Макаренко, создавших оригинальные воспитательные системы. Педагогическое руководство деятельностью учащегося по развитию себя путем самовоспитания и самообразования рассматривал В. А.

Сухомлинский.

Современные исследователи саморазвития личности (В. И. Андреев, Л. Н. Куликова, В. Г. Маралов, Б. М. Мастеров, Г. А. Цукерман, И. А. Шаршов и др.) идею саморазвития личности рассматривают как одно из методологических оснований обновления образования.

Студенчество ? сензитивный период саморазвития, затрагивающего все внутренние сферы человека. Главнейшими новообразованиями этого периода являются развивающееся мировоззрение, образование целостного представления о себе (или Я — концепции), развитие профессионального самоопределения, способности к саморазвитию.

При анализе особенностей процесса саморазвития студентов ВУЗа мы прежде всего подразумеваем его профессиональную направленность как стремление к самореализации в будущей профессиональной деятельности.

Способности к саморазвитию определяем как индивидуально — психологические особенности личности, обеспечивающие самостоятельное усвоение новых знаний, умений и навыков для решения конкретных жизненных проблем. Еще Л. С.

Выготский отмечал, что развитие способностей — это, прежде всего, овладение субъектом своими способностями [13, с. 45].

Результатом развития способности к саморазвитию должны стать: устойчивая мотивация к саморазвитию, готовность к саморазвитию и овладение субъектом способностью самоуправления, включающей в себя восемь компонентов:»способность ориентироваться в ситуации, умение видеть проблему и анализировать противоречия; прогнозирование; целеполагание; планирование; формирование критериев оценки качества; принятие решения к действию; самоконтроль; коррекция» [14, с. 23].

«Саморазвитие — не «автономная» деятельность, не отделенная от других, не рядом положенная по отношению к учебе, труду, общению, а сливающаяся с ними, вплавленная в них усилиями собственной души так, что и мотивируется ими, и сама их активизирует и обогащает смыслами и инструментарием.

Как показывают наблюдения, юность совершенно по-особому вовлекается в центр водоворота конфликтующих ценностей, стандартов и ролевых ожиданий, обрушиваемых на нее всем содержанием научно-технического прогресса и могуществом СМИ. Согласно выводам социальной психологии, для юности характерно состояние внутренней эмоциональной нестабильности.

Профессиональный выбор, сделанный студентом при поступлении на тот или другой факультет, с одной стороны, указывает на направленность его интересов и намерений адаптации в одну из общественных структур, а с другой — на тот образ деятельности, общения, поведения, с которым он себя идентифицирует.

Выбор профессии и возможности будущего продвижения в ней, а потому и качественная подготовка в процессе профессионального образования, являются в период юности центральными проблемами.

Для студентов это особенно значимо, поскольку, за редкими исключениями, психофизические и социальные, а зачастую и материальные трудности выступают препятствиями в приобретении второй, третьей и других профессий.

Поскольку работа — неотъемлемая часть идентичности, она становится определяющей и для формирования ценностей, для выработки жизненного стиля, для саморазвития в целом.

Сейчас во многих вузах страны используется адаптивная система обучения, в условиях которой развитие способности к саморазвитию за счет активной самостоятельной управляемой работы обучающихся, организацию диалога между субъектами образовательного процесса, создание ситуации свободного выбора, сочетание различных методов обучения с постепенным нарастанием проблемно — поисковых элементов в обучении.

По мнению С. Л. Рубинштейна, если деятельность является самостоятельной и творческой, то именно в этом качестве она становится важнейшим условием развития человека.

Получение знаний, умений и навыков в рамках гуманитарного образования, способствует развитию самоконтроля и самокоррекции, повышает мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, так как основным из элементов занятий является этап рефлексии, способствующий развитию самопонимания необходимого для формирования готовности к саморазвитию. Развитие рефлексии как процесса самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний способствует осознанию студентами необходимости изучения своих индивидуально — личностных особенностей в целях дальнейшего самопознания и саморазвития. Основой, определяющей интенсивность и направление саморазвития личности, являются ее потребности. Юность — завершающая стадия персонализации. Персонализация, являясь главным мотиватором деятельности человека, порождает у индивида стремление к достижению успеха, саморазвитию. «Потребность в персонализации («быть личностью») обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей, в практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями. Стремясь включить свое «Я» в сознание, чувства и волю других посредством активного участия в совместной дятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет тем самым потребность в персонализации» [15, с. 150].

В процессе обучения при организации познавательной деятельности педагогами часто используется работа в малых группах, где студенты с более высоким уровнем обученности мотивируются за счет персонализации — признания другими людьми как личности, значимой для них, а с более низким уровнем — за счет достижения успехов через самореализацию.

Квалифицированный специалист должен уметь вырабатывать новые знания, владеть навыками исследовательской деятельности. Придя на производство, выпускник вынужден будет сам формулировать конкретные задачи, исходя из общих направлений деятельности, сам определять методы и средства их решения, и все это часто в условиях неполной или избыточной информации, недостатка времени.

На стимулирование исследовательской деятельности студентов рассчитано проблемное обучение, которое реализуется с помощью создания проблемных ситуаций, которые вовлекают личность в активный мыслительный процесс с последующим решением этих ситуаций.

Развитие мышления студентов в процессе психолого-педагогической подготовки способствует не только «интеллектуальному обеспечению саморазвития», но и личностному развитию, а так же способствует формированию способностей самостоятельно ориентироваться в теоретических и практических вопросах, оперировать интеллектуальными умениями при решении разнообразных жизненных задач.

Таким образом, интеллектуальные умения превращаются в надежный инструмент собственной мыслительной деятельности, направляющей личность на саморазвитие [6, с. 56].

А. Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста в направлении самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой ситуации выбора. «Свобода и самовыражение есть объективная цель, к которой стремится каждый человек» [7, с. 88].

Ситуации «свободы выбора» для укрепления и осознания мотивов собственной субъектной позиции на занятиях создаются при выборе студентами уровня сложности учебных задач, темы учебных проектов, траектории выполнения и сдачи индивидуальных домашних заданий и другие.

Можно сказать, что результатом каждого акта самоактуализации как высшей формы саморазвития является приобретение той или иной компетентности.

Компетентность предполагает обладание человеком соответствующими компетенциями (наличием определенных знаний, умений и навыков (в том числе самонимания, самоуправления), понимания меры ответственности за результаты своих действий).

Несмотря на то, что феномену способности к саморазвитию личности рядом ученых -исследователей отводится статус, присущий самой природе человека, целенаправленное их развитие в процессе психолого-педагогической подготовки студентов технического вуза позволяет в значительной степени повысить не только предметную (математическую) компетентность обучающихся, но и способствует формированию ключевых компетенций будущего специалиста.

Источник: https://studbooks.net/1718759/psihologiya/samorazvitie_lichnosti_studentov_protsesse_obucheniya_vuze

Творческое саморазвитие личности студентов (некоторые аспекты проблемы)

В статье представлены основные аспекты творческого саморазвития личности в рамках обучения в высшего учебного заведения. Отмечается, что творческое саморазвитие личности студента, как процесс, характеризуется динамичностью и активностью происходящих при этом психических сторон деятельности.

Значение саморазвития личности молодого специалиста в решении современных социально-экономических задач нашего общества выступает на первый план.

Формирование у обучаемых творческих умений, коммуникативных способностей, помогающих определяться и действовать в неожиданных, противоречивых условиях воспитание стремления к саморазвитию — задачи, стоящие перед современным педагогическим образованием.

Правильное понимание категорий «саморазвитие», «творческое саморазвитие», «творческая деятельность» невозможно без уяснения понятия «творчество», его сущности. Понятие творчеству как деятельности дают многие известные ученые, такие как Б. М. Теплов, А. К. Спиркин, С. Л. Рубинштейн, В. И. Андреев.

В учебном процессе ВУЗа должно быть определено место для стимулирующих условий творческого саморазвития личности студента, поэтому, проблемы его профессионального образования могут быть решены за счет «процессов самости».

Говоря о механизме творческого саморазвития личности студента, следует заметить, что если даже каждый студент и имеет потенциальные творческие способности, его творческое саморазвитие может плодотворно происходить лишь тогда, когда он способен преодолевать трудности, возникающие на пути профессионально-педагогической деятельности и в социальной среде. Эти трудности являются одновременно сдерживающими и в то же время необходимыми условиями творческого саморазвития.

Творческое саморазвитие личности студента, как процесс, характеризуется динамичностью и активностью происходящих при этом психических сторон деятельности. Это сопровождается возникновением нового творческого начала, которое при достаточной творческой активности укрепляется, влечет за собой формирование творческой личности, но уже на более высоком уровне творческого саморазвития.

В ВУЗе должны быть созданы такие условия, в которых студенты непрерывно стремились бы к самореализации собственных творческих возможностей. Это значит, что процесс вузовской подготовки мы рассматриваем как значимый этап, стимулирующий к саморазвитию и саморегуляции.

Полноценное развитие личности может быть осуществлено только при условии, если сама личность стремится к самосовершенствованию. Поэтому представляется необходимым выделение в творческом саморазвитии субъекта его мотивационной сферы. Насколько важным является присутствие этого компонента в исследовательской характеристике личности.

Творческое саморазвитие невозможно без активной деятельности самого студента. Мотив достижения выполняет ведущую роль в процессе саморазвития личности (Х. Хекхаузен). Постановка определенных целей, направленных на саморазвитие, стремление к их реализации, позволяет достичь того значимого результата, который отражает уровень активности субъекта.

Итак, проведя анализ структурных компонентов творческого саморазвития личности студента можно обозначить механизм:

  1. Осознание студентом необходимости самопознания, самообразования, самосовершенствования, саморазвития на основе самодиагностики своих индивидуальных возможностей:
  2. Оценка результатов своей учебной деятельности, анализ причин успеха-неуспеха, осознание возможных личностно-профессиональных трудностей в дальнейшей деятельности.
  3. Осознание и самостоятельный выбор средств, способов, условий, необходимых для разрешения противоречий между требованиями к профессии и внутренней готовностью студента к их осуществлению
  4. Осознание и самостоятельный выбор средств, необходимых для преодоления барьеров творческого развития личности студента.
  5. Целеполагание студентом своего творческого саморазвития и себя как регулятора этого процесса.

Таким образом, обозначив механизм творческого саморазвития личности студентов, мы тем самым определили последовательность действия студента, при формировании структурных компонентов творческого саморазвития определив особую роль коммуникативному компоненту, признавая за студентом приоритет саморазвития в самопознании, самосовершенствовании, самоактуализации.

Источник: https://novainfo.ru/article/5765

Ссылка на основную публикацию