Римская религия iii-i вв. до н.э. — для студента

Римская религия III-I вв. до н.э. - Для студента

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА:
Восток, Греция, Рим/
И.А.Ладынин и др.
М.: Эксмо, 2004 

  • РИМ
  • Раздел III
  • Кризис и падение Римской республики
  •  Глава XIII.

Римская культура III—I вв. до н. э.

13.2. Религия

В повседневной жизни римлян религия играла заметную роль. Традиционные римские верования, вышедшие из недр ро­дового строя, были отмечены пережитками тотемизма, фетишиз­ма и анимизма.

Римляне верили в безличные силы (numina) и обожествляли не только явления природы, но и отвлеченные по­нятия: Pietas («благочестие»), Fides («верность»), Fortuna («судь­ба»), Victoria («победа»), Felicitas («счастье»), Concordia («согла­сие») и т. п.

С древнейших времен в Лации появились антропо­морфные изображения богов и храмы (сначала деревянные, а впо­следствии каменные).

В римской религии исключительно важное место занимали родовые и семейные культы. В каждом доме имелись фамильные святыни, центром семейного культа был очаг, а главным жрецом являлся отец семейства, pater families. Хранителями благополу­чия семьи считались пенаты, покровителями дома — лары.

У каждого человека был свой дух-покровитель, гений (у мужчин) или юнона (у женщин). Умершие предки, согласно римским веро­ваниям, становились богами-покровителями, манами. Кроме до­брых духов, существовали злые, враждебные лемуры — вредо­носные тени, призраки преступников и людей, лишенных погре­бения.

Их изгоняли с помощью специальных обрядов.

У римлян было огромное количество мелких божеств, каждое из которых выполняло какую-нибудь конкретную функцию. Например, бог Форкул охранял двери дома, Лимент — порог, а Кардеа — дверные крючки.

Однако главными объектами риту­ального поклонения были наиболее могущественные боги, чьи имена занимали главные позиции в многотысячном римском пантеоне. Первым среди них по праву являлся бог-громовержец Юпитер Величайший, чей храм еще при царе Тарквинии Гордом был выстроен на Капитолии.

Юпитер был царем небожителей и совмещал много разных функций. Его женой считалась Юнона, покровительница не только брака и материнства, но и женщин вообще. Их дочь Минерва была богиней ремесел, искусств и вой­ны. Покровительницей гражданской общины была Веста, богиня домашнего очага.

Древнейшими исконно римскими богами явля­лись Марс, бог войны, и Янус, двуликий бог прошлого и будуще­го, входа и выхода, начала и конца.

Кроме всех перечисленных божеств, римляне особенно чтили богиню любви и плодородия Венеру, богиню злаков и урожая Цереру, бога морей Нептуна, по­кровителя торговли и воров Меркурия, бога-кузнеца Вулкана, мрачного бога загробного мира Плутона, бога виноделия Бахуса, богиню луны и охоты Диану, лесного бога Сильвана и других.

Огромное влияние на самобытную римскую религию в свое время оказали культы этрусков и греков. Юнона, Минерва и Вулкан были заимствованы римлянами у этрусков вместе с прак­тикой гаданий по внутренностям животных. С III в.

до н. э. рим­ляне начали отождествлять своих богов с греческими: Юпитера с Зевсом, Юнону с Герой, Минерву с Афиной, Марса с Аресом, Венеру с Афродитой, Цереру с Деметрой, Меркурия с Гермесом, Бахуса с Дионисом и т. д.

В своем отношении к сверхъестественным силам римляне в течение столетий оставались столь же прагматичны, сколь и суе­верны.

Долг благочестия (pietas), завещанный предками, предпи­сывал потомкам Энея почитать богов, приносить жертвы и совер­шать положенные обряды, чтобы избежать зависти и вражды со стороны небожителей.

Римская pietas ограничивалась формаль­ным соблюдением ритуальных предписаний и была абсолютно лишена глубокого религиозного чувства, рефлексии и мистициз­ма, нравственного понятия греха и потребности в покаянии.

Жрецы выступали в роли посредников между людьми и богами (religare означает «связывать»). Молитва произносилась в виде формулы и знаменовала заключение своего рода сделки с боже­ством (жертвоприношение или какое-либо иное даяние выступа­ло в роли «платы за услугу»).

Столь прагматичные отношения римлян с богами традицион­но строились по принципу «я даю, чтобы ты дал» (do ut des).

«Невыполнение» просьбы означало нарушение договора с выте­кающими отсюда санкциями: «провинившееся» божество лиша­лось жертв, его изображение могли повернуть лицом к стене и даже наказать символической поркой.

Именно бездуховный фор­мализм и отсутствие сильного религиозного чувства в первую очередь обусловили кризис традиционной римской религии и широкое проникновение в III—I вв. до н. э.

в Италию с Востока ор- гиастических культов (в частности, вакханалий), мистерий, иу­даизма, культов Сераписа и Исиды, а позже митраизма, христи­анства и других религиозных учений, оказавшихся в состоянии удовлетворить духовные запросы римского общества в сложный период политической нестабильности и переоценки прежних ценностей.

В Риме с незапамятных времен религия являлась неотъемле­мой составляющей общественной жизни. Функционирование са­мой государственной власти было немыслимо без регулярного осуществления надлежащих священнодействий, в частности ау­спиций (гаданий).

Жрецы считались государственными служа­щими й никогда не составляли особой касты посвященных вроде некоей корпорации профессиональных служителей культа, как на Древнем Востоке.

Они были всего лишь должностными лица­ми, призванными обслуживать ритуальную практику государ­ства и отдельных граждан.

В Риме издавна существовал целый ряд жреческих коллегий (по преданию, их учредил царь Нума Помпилий).

В состав жрече­ской элиты входили верховный понтифик (pontifex maximus, он же «судья и арбитр всех дел божественных и человеческих»), не­посредственно руководивший коллегией понтификов, «царь свя­щеннодействий» (rex sacrorum, являвшийся жрецом Януса) и три главных фламина (они ведали культами Юпитера, Марса и Квирина).

Понтифики (в период Ранней республики их было 6, при Цезаре стало 16) являлись хранителями Сакрального права; они контролировали религиозную практику частных лиц и следили за строгим соблюдением обрядов. Верховный понтифик вел ка­лендарь и отвечал за проведение религиозных праздников.

Ему подчинялись 15 фламинов, совершавших жертвоприношения от­дельным богам, и 6 весталок (их главная обязанность заключа­лась в поддержании священного огня в храме Весты; все 30 лет своего служения весталки должны были свято соблюдать обет девственности и аскетизма). Авгуры (как и в случае с понтифика­ми, первоначально их было 6, а при Цезаре стало 16) занимались гаданиями.

Они наблюдали за небом и определяли волю богов по полету вещих птиц, по аппетиту священных кур, по поведению животных и по особым божественным знамениям (молнии, зем­летрясения, таинственные голоса и другие грозные явления). Гадания по внутренностям жертвенных животных были прерога­тивой гаруспиков, как правило, уроженцев Этрурии.

Жрецы свя­щеннодействий (децемвиры, со времен Суллы — квиндецемвиры) осуществляли верховный надзор за культами чужеземных богов (прежде всего Аполлона). Эпулоны ведали «священной трапезой» Юпитера в храме на Капитолия. Фециалы (их было 20) соверша­ли специальные обряды при объявлении войны и заключении мирного или союзного договоров.

Салии (две коллегии по 12 чело­век) участвовали в сакральных церемониях, посвященных Марсу и связанных с военными акциями. Наконец, луперки молили бо­гов о плодородии людей и животных, а арвальские братья — рас­тений.

В римском религиозном календаре было немало праздников, которые шумно и торжественно отмечались обильными жертво­приношениями, великолепными церемониями и веселыми пира­ми.

В числе этих праздников были Паренталии (проводились 13-21 февраля в честь духов предков), Луперкалии (15 февраля, в честь Фавна), Цереалии (12-19 апреля, в честь Цереры), Флоралии (28 апреля — 3 мая, в честь Флоры), Весталии (9 июня, в честь Весты), Сатурналии (17 декабря, в честь Сатурна).

В честь Марса 14 марта проводились конские бега, а 23 марта осущест­влялось ритуальное очищение воинских труб. С 4 по 19 сентября в честь Юпитера, Юноны и Минервы проводились Римские игры.

Во время их проходили торжественные процессии, устраивались бега на колесницах, спортивные состязания и театральные пред­ставления. Юпитеру были посвящены и т. н. Плебейские игры (4-17 ноября). В целом к концу эпохи Республики праздники в Риме занимали 115 дней в году.

Источник: https://alpan365.ru/istoriya-drevnego-mira/religiya-drevnego-rima-v-iii-i-vv-do-n-e/

Римская религия III—I вв. до н.э

Начиная с III в. до н.э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др.

Читайте также:  Ипотечное кредитование в России - виды ипотеки и процентные ставки

Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер — бог неба, грома и молнии.

Марс — бог войны, Минерва — богиня мудрости, покровительница ремесла, Венера — богиня любви и плодородия, Вулкан — бог огня и кузнечного ремесла, Церера — богиня растительности, Аполлон — бог солнца и света,

Гладиаторы:

1 — андабаты на конях с копьями; 2 — фракиец с круглым шитом и самнит в шлеме и наколеннике на левой ноге, потерявший шит; 3 — лаквеарий, накинувший на противника аркан, и ретиарии с трезубцами; 4 — катерварии, сражавшиеся не парами, а группами; 5 —бестиарии, борющиеся со зверями; 6 — шлемы и поножи

Римская религия III-I вв. до н.э. - Для студента

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, непременной частью религиозных праздников.

В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н. э. учреждаются новые представления.

Большое значение приобретают Плебейские игры.

Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов,— цереалии в честь Цереры, виналии — праздник виноградного сбора, консуалии — праздник жатвы, сатурналии —

праздник посевов, терминалии — праздник межевых камней, луперкалии — праздник пастухов. Будучи празднествами древнейших обитателей Рима, земледельцев и пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно почитаемы среди сельского населения.

В конце III — начале II в. до н. э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов — Мегаленские игры, а также флоралии — в честь богини Флоры.

Их устройством ведали курульные эдилы.

Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.

Игры длились от 14—15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6—7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигала 76 дней в году.

  • Каждое празднество состояло из нескольких отделений: 1) торжественное шествие во главе с магистратом — устроителем игр, называвшееся помпой, 2) непосредст-
  • личных представлений сопровождался упадком значения народных собраний и их политической роли.
  • Римская драма и поэзия.
  • На становление римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но и особенно греческая литература.

Первые собственно литературные произведения были произведениями подражательными.

Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать оригинальные произведения на латинском языке, на скромном фундаменте народной римской поэзии, когда рядом существовали богатейшая греческая литература, прекрасный эпос Гомера, разработанная эллинская мифология. Неудивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни — переводами с греческого.

Первым римским поэтом был Ливий Андроник, грек из города Тарента (III в. до н.э.). При взятии Тарента римлянами он попал в плен, был рабом и обучал грамоте детей своего господина. Впоследствии он был отпущен на свободу и занялся литературой.

Ливий Андроник перевел на латинский язык «Одиссею» Гомера, он переделывал и переводил на латынь греческие комедии и трагедии. По заказу коллегии понтификов Ливий Андроник составил гимн в честь богини Юноны.

Его переводы были очень вольными, они скорее являлись переделками оригинала, допускающими включение новых отрывков, изменение имен, новые сцены.

Произведения Ливия Андроника, несовершенные и нескладные в литературном отношении, тем не менее сыграли важную роль в становлении римской литературы. Они познакомили римлян с замечательной греческой литературой, мифологией, с эпосом и театром. Ливий Андроник сделал самый трудный, первый шаг, он положил начало римской художественной литературе, и в этом его бессмертная заслуга.

Младшими современниками Ливия Андроника были римские поэты Невий и Энний. Гней Невий писал трагедии и комедии, заимствуя сюжеты у греческих авторов, но влияние римской жизни в его произведениях ощущается гораздо сильнее, чем у Ливия Андроника. Большой заслугой Невия было

составление поэмы о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующей истории Рима. Энний первый описал в стихах всю историю Рима, расположив события по годам.

Если Ливий Андроник и Гней Невий писали свои произведения архаическим сатурническим стихом, то Энний первый ввел в оборот более благозвучный стихотворный размер — обычный у греков гекзаметр.

Крупнейшим римским писателем конца III — начала II в. до н. э. был Тит Макций Плавт (254—184 гг. до н. э.), актер по профессии. Ему приписывали составление 130 комедий, из которых дошло до нашего времени 20.

В отличие от своих предшественников он работал только в одном жанре — комедийном. Им созданы выдающиеся комедии, которые долго шли на римской сцене. Сюжеты комедий Плавта самые разнообразные: сцены из семейной жизни, из жизни воинов-наемников, городской богемы.

Одним из непременных героев комедий Плавта были рабы, как правило, хитрые, находчивые, ловкие и жадные.

Герои Плавта носят греческие имена, а действие переносится в греческие города, что говорит о подражательности плавтовских комедий. Однако за греческой внешностью плавтовских персонажей скрываются римляне с их привычками и бытом.

Плавт, например, дает описание римского форума, упоминает римских должностных лиц и римские городские порядки, хотя действие развивается в греческом городе и подразумеваются греческие обычаи. Комедии Плавта были первыми национальными римскими комедиями с ярким римским юмором, сочным латинским языком.

Национальный колорит обеспечивал его комедиям успех у римской публики.

Видное место в литературе первой половины II в. до н. э. занимал Публий Теренций Африканец (185—159 гг. до н. э.), также составитель комедий.

В отличие от Плавта Теренций старался не включать в свои комедии римские сюжеты и ограничивался пересказом греческих авторов, особенно Менандра, поэтому Теренция называли полу-Менандром.

Однако Теренций обращал большое внимание на изящество и чистоту языка, его персонажи были уже не неизмененными на протяжении всей пьесы типами, а получали психологическую разработку по ходу действия.

радостную, любовь и ревность, дружбу, любовь к природе, к милым отеческим местам. Ряд стихотворений поэта направлен против диктаторских намерений Цезаря, его алчных клевретов.

На поэтическое творчество Катулла оказала влияние александрийская поэзия с ее особым вниманием к мифологии, изысканности языка, личным переживаниям автора. В мировой лирической поэзии стихи Катулла занимают заметное место. Его поэзию высоко оценивал А. С. Пушкин.

4. Римская прозаическая литература.

Драма и поэзия были главными, но не единственными видами латинской литературы. Параллельно развивалась проза. Долгое время, вплоть до II в. до н. э.

, сочинения в прозе были редким явлением и представляли собой, главным образом, краткие записи исторических событий и норм права. Как и поэзия, ранняя римская проза была подражательной.

Первые литературные произведения и писались по-гречески, хотя в них излагалась римская история.

Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катона Старшего «О сельском хозяйстве», написанный в конце 90-х — начале 80-х годов II в. до н. э.

Другие произведения Катона были тоже написаны на латинском языке; так, Катон издал около 150 своих речей, написал римскую историю, сочинение по медицине, ораторскому искусству.

Читайте также:  Укрепление и развитие системы принципата при династии юлиев-клавдиев (14-68 гг. н.э.) - для студента

Как Ливий Андроник был первым римским поэтом, так и Катон был первым римским прозаиком, и в этом его великая заслуга перед римской литературой.

Наиболее выдающиеся римские писатели, мастера прозаического слова жили и творили в I в. до н. э. Это Марк Теренций Варрон (116—27 гг. до н. э.) и Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.) — два корифея римской литературы и вообще латинской культуры.

Теренций Варрон — уникальный писатель, он написал около 74 сочинений в 620 книгах (к сожалению, почти все они погибли).

Главное произведение Варрона — «Древности дел божеских и человеческих» в 41 книге — энциклопедия историческая, географическая и религиозная, его перу принадлежат многочисленные грамматические и историко-литературные сочинения («О латинском языке», «О латинской речи», «О грамматике», «О комедиях Плавта»),

«Портреты» -— биографии наиболее выдающихся граждан, философские произведения («Логисторики» — сборник философских трактатов на разные темы, например об истории, о счастье, о безумии и др.).

Варрон написал также трактат «О сельском хозяйстве», где вопросы земледелия изложены в изящной литературной форме.

Наконец, Варрону принадлежат знаменитые «Менипповы сатуры» в 150 книгах — веселое и остроумное поэтическое произведение. Заслуги Варрона в развитии римской литературы были столь велики, что ему, единственному из римских писателей, еще при жизни поставили памятник.

Не меньшее, если не большее значение в истории латинской культуры имело творчество Цицерона. Цицерон был выдающимся государственным деятелем, прекрасным оратором, юристом, знатоком философии, замечательным писателем.

У него латинский язык приобрел как бы новое звучание, новую выразительность и пластичность.

Проза Цицерона совершенна во всех отношениях, она красочна, легка для понимания, разнообразна, богата содержанием, в ней присутствует внутренний ритм.

Цицерон писал в разных прозаических жанрах: философские произведения («О пределах добра и зла», «Тускуланские беседы», «О природе богов» и др.

), юридические сочинения («О государстве», «Об обязанностях») и речи («против Верреса», «против Катилины», «Филиппики против Антония»).

Его перу принадлежат сочинения по теории ораторского искусства («Об ораторе», «Брут»), многочисленные письма — изящные и непринужденные.

Сочинения Цицерона познакомили римлян с греческой философией, обогатили ее знанием многих вопросов юриспруденции, истории, политических учений. Без сочинений Цицерона так же невозможно представить себе последующую римскую литературу, как русскую литературу XIX в. без творчества А. С. Пушкина.

Произведения Цицерона усердно читались и перечитывались в последующие века. Они сохранились до нашего времени с наибольшей полнотой (в сравнении с произведениями других авторов).

Крупным римским писателем был Юлий Цезарь, автор «Записок о галльской войне» и «Записок о гражданской войне». Эти произведения представляют собой от-

четы о двух войнах, которые вел сам Цезарь.

Выступая в роли писателя, Цезарь преследовал политические цели: оправдать свои завоевательные и часто вероломные действия, в Галлии, взвалить ответственность за развязывание гражданской войны на своих противников.

«Записки» Цезаря — это выдающиеся литературные произведения, образцы римской художественной прозы. Для них характерны продуманная ясная композиция, простой, непринужденный рассказ, точный и правильный язык.

Большим событием в литературной жизни конца Республики был выход исторических сочинений Саллюстия Криспа (86 — ок. 35 г. до н. э.): «Югуртинская война», «О заговоре Катилины» и «История».

Первые два произведения Саллюстия являются образцами исторической монографии, написаны они с целью показать полную неспособность римской знати управлять государством и необходимость установления сильной власти. Сочинения Саллюстия являются вместе с тем и крупными литературными произведениями.

Написаны они мастерски, изложение внешне спокойное, но за ним чувствуется внутреннее напряжение; описание конкретных исторических фактов перемежается с философскими рассуждениями и блестящими историческими портретами, речь краткая, емкая и очень выразительная.

Римское право.

Римское право — это система юридических норм и механизмов их реализации в жизни римского общества и государства.

Как юридическая система римское право достигло такой завершенности и глубины, что стало одной из самых совершенных правовых систем не только древности, но и средневековья и Нового времени и послужила одной из основ современного права. Создание такой системы является выдающимся достижением римской культуры в целом.

Римское право, как и любое национальное право, выражало особенности римского общества и его государственности на разных этапах его развития — от маленькой общины в области Лация до великой Средиземноморской империи. Выражая прежде всего особенности внутренней эволюции Рима, римское право было открытым к другим юридическим системам, охотно заимствуя их достижения, умело включая их в свою юриспруденцию. Римляне использовали

придавая ему официальный обязательный и профессиональный характер. Для рассмотрения особо важных дел претор создавал особые комиссии специалистов, знатоков права (их называли рекуператорами, центумвирами), которые профессионально доводили эти дела до конца, демонстрируя торжество закона.

К концу Республики римское право обеспечивало благоприятные условия для активной хозяйственной жизни, гражданского оборота в целом, нормализации сложных и довольно напряженных отношений в общественной жизни, переводя их из сферы произвольных конфликтов и кулачного права в русло правоотношений, регулируемых законом.

Источник: https://cyberpedia.su/6xb4a2.html

Религия в Древнем Риме

Древний Рим

Начиная с III в. до н. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов.

Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др.

Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер — бог неба, грома и молнии. Марс — бог войны, Минерва — богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера — богиня любви и плодородия.

Вулкан — бог огня и кузнечного ремесла, Церера — богиня растительности. Аполлон — бог солнца и света, Юнона — покровительница женщин и брака, Меркурий — вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли. Нептун — бог моря, Диана — богиня луны.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божественную троицу: Цереру – богиню плодородия, Либору – богиню вина и веселья, Прозерпину – богиню преисподней.

Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии.

Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения.

Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.

Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные действия.

Особые коллегии сведущих людей — жрецы — наблюдали за культом отдельных богов, за •порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной просьбой.

Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал».

Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим.

Вот почему римская религия при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность.

Читайте также:  Как описать актуальность темы курсовой правильно - важная информация с примерами

С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим и оргиастическим характером, некоторой таинственностью. Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса — Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон.

Римский сенат принимал меры против распространения оргиастических восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были Запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха — Диониса.

Широкое проникновение греческого влияния во II в. до н. э. привело к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней римских религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческого влияния было распространение греческой философии в римском обществе и взглядов греческих философов на религию и богов.

Было переведено на латинский язык сочинение эллинистического писателя Эвгемера, который считал, что боги — это обожествленные некогда жившие великие люди.

Высшая римская аристократия, знакомая с греческой философией, начинает скептически относиться к религиозным верованиям, хотя и рассматривает религию как необходимое средство управления народом.

Распространение мистических восточных культов в массах, скептическое отношение к римской религии у аристократии подрывали официальную римскую религию. Бурные события гражданских войн, частые конфискации, проскрипции вели к изменениям традиционных верований.

Распространяется представление о загробной жизни, о загробном блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мучений в реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы — Фортуны, которая дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо. Задавленные гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии, богоспасителя, который придет, дарует блаженство страдающим, накажет гонителей.

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников. В VI в. до н. э.

стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица.

Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры.

Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов, — цереалии в честь — Цереры, виналии — праздник виноградного сбора, консуалии — праздник жатвы, сатурналии — праздник посевов, терминалии- праздник межевых камней, луперкалии — праздник пастухов.

Будучи празднествами древнейших обитателей Рима, земледельцев и пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно почитаемы среди сельского населения.

В конце III — начале II в. до н. э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов — Мегаленские игры, а также флоралии — в честь богини Флоры.

Их устройством ведали курульные эдилы.

Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.

Игры длились от 14 — 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 — 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигла 76 дней в году.

Каждое празднество состояло из нескольких отделений:

  1. торжественное шествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой
  2. непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т. д.

  3. сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов

Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например, на проведение Римских игр было выделено в середине I в. до н. э. 760 тыс. сестерций, Плебейских игр — 600 тыс.

, Аполлоновых — З80тыс. Как правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.

Из 76 праздничных дней около 30 дней отводилось на театральные представления. Некоторые из празднеств, например флоралии. Аполлоновы игры, почти целиком состояли из сценических представлений.

Большое число сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной роли театра в общественной жизни Рима II — I вв. до н. э.

Видимо, это объясняется влиянием прекрасного греческого театра и греческой литературы, общим культурным ростом римской публики, увеличением городского населения, которое обычно посещало театральные представления.

Интерес римской публики, с другой стороны, обеспечивал высокий уровень римской драматургии, появление хороших пьес Плавта, Теренция, Пакувия и Акция. Несмотря на популярность театральных постановок, в Риме долгое время не было постоянного театрального здания.

Обычно временное театральное сооружение возводилось на площади, и было деревянным. Сначала воздвигались только сцена и подмостки, а публика стоя смотрела спектакль. Сенаторы и знатные лица сидели в креслах, принесенных из дому их рабами. В середине II в. до н. э. стали строить и скамейки для всех зрителей.

И только в 55 г. до н. э. Помпей построил постоянное каменное здание театра. В отличие от греческого театра римский театр не имел орхестры, она была отведена под кресла сенаторов (позднейший партер), сцена была ниже, но шире греческой и соединялась боковыми проходами с орхестрой. Места для зрителей возвышались над орхестрой полукругом — амфитеатром. Римский театр был оснащен различными механическими приспособлениями и механизмами, необходимыми для подъема тяжестей, смены декорации.

Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские боя устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н.э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов.

В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.

В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица. Дать представление гладиаторского боя — значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность.

А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выводят по нескольку десятков и даже сотен пар гладиаторов стоимостью в несколько сот тысяч сестерций.

Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех италийских, а позже и в провинциальных городах. Они были настолько популярны, что римские архитекторы создали специальный, ранее не известный тип здания — амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои и травля зверей.

Амфитеатры были рассчитаны на несколько десятков тысяч зрителей и в несколько раз превышали вместимость театральных зданий.

Число представлений, как частных, так и публичных, в Риме и других городах и их продолжительность постоянно увеличивались, а их значение все более и более росло. В конце Республики магистраты и государственные деятели считали проведение публичных представлений важной частью их государственной деятельности.

В условиях аристократической республики, где вся власть была сосредоточена в руках узкой верхушки класса рабовладельцев, правящая группировка считала устройство публичных представлений одним из средств, способствующих отвлечению широких масс римского гражданства от активной государственной деятельности.

Неудивительно, что рост публичных представлений сопровождался упадком значения народных собраний и их политической роли.

Древний Рим

Источник: https://stroyremkom.ru/rim/rimskaya-religiya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector