Психология безопасности — для студента

Психология безопасности - Для студента
Магистерская программа «Психология безопасности и здоровья» психологического факультета ТГУ получила сертификат о международной аккредитации от агентства FIBAA (Фонда международной аккредитации программ в области бизнес-администрирования).  Программа отличается соответствием требованиям качества и по многим критериям демонстрирует уровень превосходства. Аккредитацию Томскому госуниверситету FIBAA выдал на максимальный срок – до 2021 года.
 

Руководитель программы:  доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой генетической и клинической психологии

Козлова Наталья Викторовна (контактная информация — тел.: (3822) 529-580, e-mail: den@psy.tsu.ru)

  • 1. Цель магистерской программы
  • Создание магистерской программы «Психология безопасности и здоровья» имеет главной целью обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов психологов:
  • обладающих глубокими знаниями и пониманием в области психологии безопасности и здоровья, способных решать следующие профессиональные задачи: оказание психологической помощи людям, пережившим экстремальные и кризисные ситуации; разрабатывать программы диагностики и реабилитации посттравматических стрессовых расстройств и иных проблем, связанных с психологической травмой; осуществлять психолого-акмеологическое сопровождение деятельности специалистов экстремального профиля; разрабатывать профилактические и терапевтические программы, направленные на совладание со стрессом, формирование охраны и укрепления здоровья как ценностной ориентации;
  • способных анализировать содержание и степень безопасности, находящихся в прямой зависимости, как от функционирования всех структур общества, так и здоровья человека и прогнозировать на этой основе варианты жизнедеятельности человека;
  • умеющих работать в «чрезвычайных» и «экстремальных» ситуациях с людьми «опасных профессий», связанных с работой в экстремальных условиях;
  • свободно владеющих иностранными языками, что обеспечивает вхождение в международное профессиональное пространство.

2. Концепция магистерской программы

Переоценка ценностей в современном обществе породила новое понимание проблемы безопасности. Главным в нем стало осознание системной природы этого явления и, следовательно, необходимости системного подхода, как к его изучению, так и к выработке соответствующих практик.

Безопасность имеет сложную структуру, в которой можно выделить соответствующие виды: экономическая безопасность, продовольственная безопасность, социальная безопасность, политическая безопасность, военная безопасность, культурная безопасность, психологическая безопасность, информационно-психологическая безопасность и др. Содержание и степень безопасности находятся в прямой зависимости, как от функционирования всех структур общества, так и здоровья человека. Неслучайно, в научном психологическом лексиконе появился достаточно новый термин «психологическое здоровье». Именно уровень психологического здоровья связан с целостным развитием личности, ее возможностями и свойствами, их адекватностью реакций на внешние воздействия и в значительной степени определяется спецификой происходящих в обществе процессов. Таким образом, безопасность и здоровье в их взаимозависимости выступают условиями личностно-профессионального развития.

В разработке основной образовательной программы магистерской подготовки «Психология безопасности и здоровья» программы приняли участие 4 доктора психологических наук, профессоров, 1 доктор медицинских наук, 3 кандидата психологических наук, доцентов, имеющие соответствующую научно-профессиональную квалификацию. Ведущие профессора и доценты факультета психологии имеют многолетний опыт по подготовке психологов-исследователей высшей квалификации на основе широкого вовлечения их в научные исследования по актуальным направлениям науки.

Источник: http://www.psy.tsu.ru/prospective-students/graduate/courses/psychology/psychology-of-health-and-safety

Самосознание студентов в аспекте психологической безопасности вуза

В данной работе рассматриваются понятия «психологическая безопасность» и «самосознание». Также затрагивается вопрос субъектности в контексте психологического здоровья человека. Представлены результаты исследования, в котором проверялась взаимосвязь самосознания студентов и психологической безопасности вуза.

В психологической науке в современный период её бурного развития появляется большое количество теоретических конструктов, которые не имеют однозначной трактовки. Одним из примеров такого явления представляется понятие психологической безопасности. На данный момент развиваются несколько точек зрения для рассмотрения данного феномена.

Например, предлагается анализировать психологическую безопасность с точки зрения среды, деятельности или личности [11]. Но в основном психологическая безопасность раскрывается именно через человека и его окружающую среду [1,4].

На наш взгляд, термин «психологическая безопасность» требует разработки как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Учитывая неоднозначность и масштабность данного конструкта, была предпринята попытка рассмотреть психологическую безопасность в контексте образовательной среды вуза и конкретно через самосознание студентов.

Мы выдвинули гипотезу о том, что студент, обладающий развитым самосознанием, будет воспринимать среду как психологически безопасную.

Для теоретического анализа понятия «психологическая безопасность» мы рассмотрели работы И.А.Баевой, Б.А.Еремеева, В.П.Соломина и др.

Интегрировав точки зрения различных авторов по данному вопросу, мы определили, что психологическая безопасность – это субъективное переживание личностью условий среды как не несущих в себе угроз психологическому здоровью человека, а также способствующих его гармоничному развитию [1,4]. Одним из главных факторов психологического здоровья Л.Д.Демина и И.

А.Ральникова называют субъектность личности [3]. А.К.Осницкий считает, что субъектность – это целостная характеристика активности человека, обнаруживаемая в деятельности и поведении человека [7]. Субъектность детерминирует активность, позволяя личности ставить цели и добиваться их.

Проявляя субъектность, человек свободно изъявляет собственную волю и принимает на себя ответственность за своё поведение. Также проблему субъектности рассматривал С.Л.Рубинштейн, который понимал под данным феноменом позицию человека как творца собственного жизненного пути.

Субъектность, по его мнению, инициирует все виды человеческой активности, способствует её результативности [9]. В.А.Петровский под субъектностью понимает конституирующую характеристику личности и предлагает изучать её посредством метода отраженной субъектности, имея ввиду, что человек может почувствовать собственную субъектность через «отражение» в других людях [6].

Субъектность будет неотъемлемой частью сознания, проявляющейся в отношение к ситуации и среде, то есть в личном переживании человеком чего-либо. Л.С.Выготский говорит, что переживание есть динамическая единица сознания, из которой складывается сознание и где основные свойства сознания даны как таковые [2].

Переживание имеет биосоциальную ориентировку, оно есть что-то, находящееся между личностью и средой, означающее отношение личности к среде, показывающее, чем данный момент среды является для личности.

Как было указано выше, студент (предполагаемая психологически здоровая личность) есть часть социальной ситуации (психологически безопасной образовательной среды). Силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию человека.

То есть появляется необходимость в глубоком внутреннем анализе переживаний: изучение среды, которое переносится в значительной степени внутрь самого человека, а не сводится к изучению внешней обстановки его жизни. На наш взгляд анализ внутренних переживаний возможен посредством изучения самосознания человека.

Для анализа феномена самосознания мы обратились к работам В.В.Столина, Реан А.А., Т.Н.Овчинниковой и др. В данной работе самосознание – это результат сложной психической активности, представляет собой единство познавательной, эмоционально-ценностной и действенно-волевой сфер [10].

Для выявления взаимосвязи между психологической безопасностью и самосознанием студентов было проведено эмпирическое исследование.

В ходе работы применялся анализ научной литературы по данной теме, а также психологическая диагностика с помощью психологических тестов.

В исследовании принимало участие 40 человек, студенты первого и второго курса факультета психологии и педагогики АлтГУ в возрасте от 18 до 23 лет, выборка была случайная.

С помощью методики «Уровень субъективного контроля» Дж.Роттера (адаптация Бажин Е.Ф., Голынкина С.А., Эткинд А. М.) [5]. Настоящая методика направлена на исследование парциальных шкал локуса контроля.

Данная методика имеет шесть шкал: общая интернальность, интернальность достижений, интернальность неудач, интернальность в производственных отношениях, интернальность в межличностных отношениях и интернальность здоровья.

С помощью такого психологического инструмента мы хотели выяснить, насколько студенты контролируют события собственной жизни, готовы ли они брать на себя ответственность как за успехи, так и за неудачи.

Вторая методика называлась «Построй свою Вселенную», автором которой является Е.Е.Вахромов [8]. Он предложил данную методику, опираясь на проективную методику исследования личности Б. Лонга, Р. Циллера и Р. Хендерсона «Рисование кругов».

Читайте также:  Как описать актуальность темы курсовой правильно - важная информация с примерами

Данная методика позволяет рассмотреть самосознание человека через проекцию на рисунок.

Также преимуществом такой методики было ощущение безопасности опрашиваемых, возможность перенесения внимания непосредственно с проблемы самосознания на рисунок.

После обработки данных с помощью методов математической статистики была обнаружена положительная корреляция шкал общей интернальности и шкалы Сила Я (r=0,354; p

Источник: https://novainfo.ru/article/3673

Психологическая безопасность личности студента | Новый фриланс 24

Готовые работы Комментариев нет

Курсовая работа на тему «Психологическая безопасность личности студента»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ    5 1.1. Понятие психологической безопасности    5 1.2. Теоретический анализ феномена психологической безопасности образовательного учреждения    9 1.3.

Устойчивость к внешним факторам окружающей среды, как система психологической безопасности    12 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ    22 2.1.Организация и описание методов исследования психологической безопасности личности студентов    22 2.2.

Анализ результатов исследования психологической безопасности личности студентов    29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ    34 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ    37

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….39

Существует несколько трактовок понятия «Психологическая безопасность личности». Психологическая безопасность- это способность к стрессоустойчивости и эффективные стратегии в конфликте.

Нередко психологическая безопасность личности рассматривается как отдельная научная отрасль, изучающая закономерности адекватного отражения опасности и конструктивной регуляции поведения с целью сохранения целостности и стабильности человека или группы людей как психологических систем.

При такой трактовке данного процесса центральным феноменом становится «внешняя угроза»/»опасная ситуация». Исследования, проводимые в данном направлении, концентрируют свое внимание на изучении внешних факторов, провоцирующих психологическую незащищенность и травмированность личности ребенка.

В таком случае мы можем говорить о том, что мишенью психолого -педагогического воздействия в данном подходе будут так называемые «факторы риска», несущие психологическую опасность физическому и психическому здоровью ребенка. Здесь педагоги, психологи и родители должны сконцентрироваться на выявлении, осмыслении и снижении воздействия подобных факторов.

На наш взгляд, это практически нереально сделать. Одна только попытка классифицировать все возможные микро- и макро-факторы, угрожающие психологической безопасности личности, никогда не будет признана учеными полностью удовлетворительной. С другой стороны, подобная окончательная классификация угрозо-факторов не возможна и по причинам индивидуальности и не константности личности.

Иными словами, одна и та же ситуация может восприниматься неоднозначно не только разными людьми, но и даже одной и той же личностью оцениваться как безопасная-нейтральная-опасная в различные периоды.

В связи с этим возникает необходимость более детального рассмотрения индивидуальных психологических особенностей личности ребенка, способствующих ощущению и проявлению психологической безопасности личности независимо от воздействующих на нее факторов.

В подобном подходе психологическая безопасность личности проявляется как «ее способность сохранять устойчивость в среде с определенными паттернами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям, и отражается в переживании своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации».

В науке существует несколько основных подходов к формированию психологической безопасности личности. Представители психологически-аналитического подхода предлагают формировать психологическую безопасность личности посредством работы с психологическими защитами (А.Фрейд); через преодоление комплекса неполноценности (А.

Адлер); путем корректировки или совершенствования уже устоявшихся моделей безопасного поведения (Э.Эриксон). Бихевиоральный подход, (от англ. behavior — поведение), предполагает учет субъективного характера переживания ребенком состояния опасности-безопасности (М.К.Джонс).

В данном подходе предлагается формировать поведение, способствующее психологической безопасности, через прохождение ряда психотренингов (Д.Утсон); посредством системы социального научения (А.Бандура); позитивного подкрепления конструктивного поведения (Б. Скиннер). Вклад в теорию формирования психологической безопасности внесли представители гештальт психологии.

Для развития теории психологической безопасности особую важность имела концепция жизненного пространства К.Левина, являющаяся в свою очередь частью «теории поля». По мнению Т.В. Эксакусто с точки зрения психологии безопасности, попытку изучения поля возможных событий и поля сил, предпринятую К.

Левиным, можно воспринимать как попытку определить уровень безопасности/небезопасности определенных систем. Особое место среди подходов к формированию психологической безопасности личности занимает экзистенциально-гуманистическое направление (С.Мадди, К.Роджерс, В.Франкл др.).

В рамках данного направления, можем говорить о возможности современной психологии понимать психологическую безопасность личности как стремление человека к удовлетворению базовой потребности в безопасности через социальную самореализацию.

Когда человек рассматривается, как способный творить свою судьбу, получать активный жизненный опыт, отвечать на опасности осознанной системой поведения, а, тем самым, противостоять им. Анализ большого количества научных работ позволил нам выделить компоненты, или показатели психологической безопасности личности: 1.

    Устойчивость личности в среде, в том числе и в психотравмирующий период. 2.     Безопасность понимается как проявление различных материальных и социальных систем сохранять устойчивость при различных отрицательных явлениях (Н.Н.Рыбалкин). 3.    Умение контролировать себя, управлять своим поведением (Ю.С.Мануйлов). 4.    Умение управлять своими эмоциями (Ю.С.Мануйлов). 5.

    Уверенность в своих силах, самооценка (Л.И.Божович). 6.    Направленность личности (Л.И.Божович), направленность на достижение коллективных целей (В.Э.Чудновский). 7.    Умение устанавливать межличностные отношения (А.Н. Леонтьев). 8.    Сопротивляемость (жизнестойкость) внешним и внутренним воздействиям. 9.    Безопасность понимается как свойство личности, характеризующее ее защищенность от деструктивных воздействий за счет внутренних ресурсов сопротивляемости (И.А. Баева). 10.     Удовлетворенность собой, самоуверенность (Л.А. Регуш, Е.В.Рузу). 11.    Экспрессивность, жизнерадостность (Л.А. Регуш, Е.В. Рузу). 12.    Эмоциональность, склонность к эмпатии (Л.А. Регуш, Е.В. Рузу). 13.    Чувство контроля (С.Мадди). 14.    Вовлеченность (С.Мадди), проявляющаяся в наличии жизненных целей (С.Ионеску). 15.    Вызов (С.Мадди), наличие представлений о том, как вести себя в той или иной ситуации (С.Ионеску). 16.    Коммуникативные навыки, общительность (N.Garmezy). 17.    Наличие позитивного опыта решения проблем (A.S.Masten, K.M.Best, N.Garmezy). 18.    Переживание защищенности/незащищенности личности. Безопасность проявляется как переживание индивидом позитивных/негативных психических состояний, отсутствие/наличие беспокойства, тревожности. 19.    Психические состояния (А. О. Прохоров). 20.    Эмоциональное беспокойство, тревожность (В.Л.Марищук).

21.    Эффективность деятельности.

22.    Психологическая безопасность рассматривается через показатель эффективности деятельности, в которую личность включена (И.А.Баева).

Представленные компоненты психологической безопасности личности требует отельного научного изучения в направлении выявления их возрастной динамики, взаимосвязи и индивидуальных особенностей проявления.

Вместе с тем, уже сейчас встречаются работы, прямо указывающие на необходимость как можно более раннего формирования у ребенка таких особенностей личности и форм поведения, которые позволят ему сохранить свое «Я», социализироваться, приспособиться, а в некоторых случаях и защититься от негативного внешнего воздействия.

Таким образом, перед современными родителями, педагогами и учеными встает вопрос об оптимальных способах формирования (развития, сохранения) психологической безопасности личности ребенка.

При этом, проведенный анализ подходов и направлений в психологической теории и практике позволяет говорить о существенных отличиях в базовых посылках, а, следовательно, и в механизмах и средствах формирования психологической безопасности личности.  

№ 8368 Цена 500 руб  Хотите получить эту работу? Напишите заявку на newfreelance24@gmail.com

Купить работу

Источник: https://newfreelance24.ru/psihologicheskaya-bezopasnost-lichnosti-studenta/

Шубина О.Н. Проблема психологической безопасности личности у Интернет-зависимых студентов

Библиографическая ссылка на статью:
Шубина О.Н. Проблема психологической безопасности личности у Интернет-зависимых студентов // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/04/6606 (дата обращения: 07.02.2019).

Читайте также:  Реформа гая мария - для студента

Современные условия жизни, наполненные разнообразными соблазнами, противоречиями и неопределенностями, рассматриваются нами в качестве предрасполагающих к возникновению, закреплению и развитию различных видов физических и психологических зависимостей (аддикций) у субъектов, находящихся на этапе жизненного самоопределения [1].

Отметим, что проблематика аддикций является на текущий день актуальной как на общесоциальном, так и на научном уровне. Понимание сущности изучаемых в ее рамках вопросов опирается на содержание базового для нее термина «аддикция».

В переводе с английского языка порочные, болезненные пристрастия называются addiction, что послужило основой для возникновения соответствующего термина. Его использование осуществляется равнозначно с термином «зависимость».

Широкое распространение получило деление всех аддикций по представленности в них химической основы на три основные разновидности. Соответственно, выделяют химические (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение), биохимические (анорексия, булимия) и нехимические (подсознательные) аддикции.

В психологической науке наиболее изученной является проблематика психологических предпосылок возникновения и преодоления алкогольной аддикции. Однако происходит постепенное расширение интереса и к другим видам зависимостей.

Интерес психологов к особенностям возникновения, динамике, закономерностям и т.д. обнаружения различных аддикций обусловлен тем, что их возникновение вне зависимости от предметного содержания связано с определенными личностными качествами и психическими состояниями человека.

Практика показывает также перспективность использования знания психологических механизмов аддикций для их профилактики, снижения и преодоления. Не случайно, в современных исследованиях значительное внимание уделяется разработке психологических технологий нейтрализации аддикций.

Теоретической и практической значимостью обладает установление связи особенностей функционирования аддиктивных проявлений человека с его возрастными особенностями.

Существенной уязвимостью к действию факторов, вызывающих разнообразные зависимости, обладают выпускники школ и студенты вузов, с нашей точки зрения, потому, что они стоят перед необходимостью решения судьбоносных задач личностного, профессионального и социального самоопределения, но на личностном уровне еще не достаточно созрели к этому.

Обладая еще не достаточно сформировавшейся системой ценностей, неустойчивой мировоззренческой структурой личности, молодые люди оказываются, зачастую, не подготовленными к осуществлению важных жизненных выборов [2, 3].

Немалую роль в формировании зависимостей играет и свойственное им стремление приобрести большую автономность от родительской семьи, сопровождающееся игнорированием советов и рекомендаций от опытных и обычно доброжелательных к ним лиц.

В результате, будучи еще реально не достигшими достаточной социальной и личностной зрелости для самостоятельных ответственных действий в своей жизнедеятельности, они оказываются один на один перед ответственными задачами и порождаемыми ими реальными трудностями. Иллюзорное освобождение от них дарит обращение к различным средствам облегченного обретения душевного благополучия – алкоголю, наркотикам, курительным смесям, нюхательным солям и т.д. Одним из популярных среди молодежи средств достижения свободы, независимости, легкости контактов, в конце концов, вседозволенности является в последние годы Интернет.

Получающий все большую и большую популярность Интернет, наряду с распространением среди студентов других зависимостей (алкогольной, никотиновой, наркотической и др.

), имеющими в свое основе физическое пристрастие, способствует формированию у них зависимости, обнаруживающейся, прежде всего, на психологическом уровне. Интернет-зависимость среди немногих зависимостей не имеет в своей основе химической привязанности к своему предмету.

Соответственно, при ее рассмотрении основное внимание исследователей сосредотачивается на психологической стороне всех аддиктивных процессов [4, 5, 6, 7 и др.].

Выделение особенностей психики ее субъекта является ключевым в трактовках, раскрывающих сущность Интернет-зависимости. Так, свободная энциклопедия Википедия определяет Интернет-зависимость как психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.

Рассматривая аддиктивное поведение в качестве ухода от реальности посредством изменения психического состояния, можно говорить о том, что создаваемая компьютером реальность, несомненно, трансформирует психическое состояние своего пользователя [8].

Субъект попадает в особую реальность (виртуальную реальность), которая характеризуется большей красочностью, большей событийной насыщенностью, большей гибкостью и ориентированностью на индивидуальные интересы [9]. Именно это и сделало ее особо привлекательной для лиц, испытывающих дефицит в эмоциях, в информации, в комфорте в отношениях и т.д.

Реальность такова, что теперь компьютер – это не просто вещь, инструмент для работы с информацией, это фетиш, благодаря которому осуществляется поклонение миру, находящемуся в Интернете [10]. Это устройство заменяет для попавших в его сети субъектов наркотики, азартные игры, коллекционирование и все, что угодно.

Все то, что значимо, притягивает, позволяет почувствовать спокойствие или, наоборот, насыщенность жизни. Вместе с тем, одновременно с удовлетворением субъект получает и проблемы. Главная из них в том, что реальная жизнь подменяется теперь для него иллюзией, своеобразным «сном наяву».

Связанные с этим состояния иногда называют расстройством психики, в том числе, и потому, что «выход» из них характеризуется высокой непредсказуемостью. Он может осуществиться иногда – незаметно, но чаще – высоко травмирующим образом, вплоть до суицидальных попыток [11, 12, 13].

Справедливости ради, следует признать, что зависимость от Интернета появляется не у всех его пользователей, а только у тех, кто обладает определенной предрасположенностью к этому. В подавляющем большинстве случаев «вызревание» зависимости формируется на основе некоторых качеств личности (личностной ригидности, конформности, сниженной уверенности в себе и т.д.

) и происходит, зачастую, неосознанно [14, 15]. Субъект в подавляющем большинстве случаев не отдает себе отчета в том, что он зависим от Интернета, от сетевых контактов. Вместе с тем, сторонний наблюдатель видит обозначенные приметы с достаточной очевидностью. На это указывает застывшая маска лица, застывшие эмоции, минимизация реакций пользователя компьютера.

Данные признаки очень сближают всех обладателей каких-либо аддикций.

Вместе с тем, Интернет-аддикция обладает рядом признаков, которые нетипичны для многих других зависимостей. Среди них отметим, что Интернет-зависимость всегда базируется на потребности субъекта взаимодействовать с другими людьми. В этом плане Интернет значительно расширяет возможности своего пользователя.

В отличие от многих других видов общения, общение посредством сети дает возможность реализовать анонимное общение. Анонимность в данном случае позволяет преодолеть многие субъективные проблемы. В частности, она делает собеседников более раскованными, снимает барьеры межполовых, возрастных, этнокультурных, конфессиональных и прочих особенностей.

Такое общение, кроме того, позволяет реализовать любые фантазии, на которые получают ответ все желающие. С помощью ресурсов Интернета можно отыскать любого человека, познакомиться с кем угодно. При этом необязательно удерживать внимание собеседника.

Для самоутверждения субъекта немаловажно и то, что с помощью компьютерных сетей можно получить определенный социальный статус в виртуальной группе. Они открывают практически неограниченный доступ к информации. Все это изменяет отношение к персональному компьютеру [16].

По сути, заложенные в нем возможности на сегодняшний день позволяют удовлетворить любой компонент потребностной пирамиды человека. Напомним, что, по А. Маслоу, она включает физиологические потребности (виртуальные романы, киберсекс), потребности в безопасности, в социальном признании, в принадлежности к группе.

Читайте также:  Туберкулез легких - критерии клинического излечения и кто подвержен заболеванию

Через возможность завязать знакомство и реализовать виртуальный флирт, Интернет позволяет удовлетворить потребность субъекта в любви. Через возможность практически неограниченной трансляции своих идей он позволяет заявить о себе и вызвать интерес на любой территории и среди любой социальной аудитории.

Позволяя попробовать себя на многих поприщах, Интернет открывает возможность достаточно быстрой самореализации и самоактуализации личности. Все это способствует образованию зависимости от источника таких возможностей, т.е. от Интернета, его социальных сетей.

Привлекательность открывающихся посредством него возможностей достаточно быстро делает человека зависимым от всего этого. Трудность рефлексии образовавшейся зависимости приводит к тому, что от нее достаточно трудно избавиться не только самостоятельно, но и с помощью специалиста [17]. Последнее, допускаем, вызвано тем, что знания об Интернет-зависимости продолжают оставаться достаточно схематичными, не учитывающими современные реалии и изменения, происходящие с человеком под их влиянием. Все же разберемся в базовых характеристиках Интернет-зависимости.

К. Янгом были охарактеризованы основные пять типов зависимостей от Интернета. Во-первых, зависимость от компьютера, и это не обязательно игры, зависимость выражается в работе за компьютером, например, программирование, печатание и прочее. Во-вторых, постоянный поиск информации в Интернете.

В-третьих, постоянное желание играть, покупать, следить за акциями в Интернете. В-четвертых, зависимость от общения в Интернете, например, в чатах, социальных сетях, форумах, что приводит к замене живого общения онлайновским.

В-пятых, аддикция от киберсекса, когда постоянно просматривается порнография, обсуждаются взрослые темы на форумах и в чатах. К.

Янг также выделил четыре признака, которые указывают, что человек стал Интернет-зависимым: желание проверить почту; желание снова оказаться на просторах Интернета, жалобы домашних, что человек слишком долго в Интернете жалобы, что много денег уходит на Интернет.

Прекращение пользования Интернетом приводит к синдрому отмены, который сказывается на качестве социальной, личной, профессиональной деятельности человека. Симптомы обнаруживаются как замедленная реакция, нарушение координации в движениях. Характерно, что длятся они также долго, как и при отмене наркотиков. Последствия всегда индивидуальны и зависят от комплекса внешних и внутренних факторов.

В настоящее время проводится грань между «нормальным» и противоположным к нему (обозначают как «наркотическое») использованием Интернета. Разграничивая их, Р.

Дэвис отмечает, если человек заходит в Интернет только с конкретной целью, проводит там ограниченное количество времени, достигая своей цели, обычно Интернет-зависимость не возникает. Наиболее явным подтверждением этому является отсутствие дискомфорта от необходимости прерывать Интернет-контакты.

Кроме того, при нормальном Интернет-общении его субъекты предпочитают, все же, живое общение. Виртуальное же общение рассматривается ими в качестве одного из средств реализации имеющихся целей.

Вместе с тем, Интернет способен незаметно осуществить трансформацию нормального общения на аномальное, зависимое от себя общение. Не случайно, вырабатываемая на его основе зависимость характеризуется стремительными темпами распространения среди разных категорий населения.

Развиваясь в нашей стране всего лишь около двух десятилетий, практика использования Интернета способствовала тому, что без него уже не может обходиться практически каждый третий житель. Примерно каждый седьмой житель стремится каждый день заходить в него, устанавливать через него различные контакты, получать информацию, делать покупки и т.д.

Представленные цифры указывают на то, что Интернет-зависимость давно перешагнула рамки единичных случаев и приобрела среди определенных групп характер эпидемии.

Отметим, что возрастной диапазон пользователей Интернета достаточно широк. Вместе с тем, именно студенческий возраст, как указывалось ранее, наиболее благоприятен для выработки разных видов зависимостей.

При этом формирование зависимости от Интернета буквально «вплетено» во всю «ткань» социальной ситуации развития студенческой молодежи. Соответственно, можно говорить об особой восприимчивости субъектов студенческого возраста для формирования аддиктивной привязанности к использованию Интернета.

Несмотря на очевидные, легко визуализируемые достижения в психическом развитии, студенческая пора – это время, когда человек «входит» во взрослую жизнь, еще не имея реального опыта ее индивидуального проживания.

Поэтому его легко увести в сторону от решения актуальных задач возрастного развития, побуждая стать зависимым от различных атрибутов взрослой жизни. В силу этого обращение к ресурсам Интернета является значительным риском выработки у студентов зависимости от него.

Немаловажной предпосылкой для образования у них пристрастного, зависимого отношения к сетям Интернета является насущная для студентов необходимость поиска информации в различных источниках. Обращение их к возможностям Интернета является наиболее быстрым и доступным на сегодняшний день способом информирования по различным вопросам.

Поощряет к использованию такой возможности достигшая высокого уровня доступность доступа к Интернет-ресурсам. Не только дома, но и уже в библиотеках, они могут обратиться к возможностям компьютерных сетей для получения доступа к удаленным источникам информации.

В немалой степени распространению Интернет-зависимости способствует то, что студентам гораздо легче и быстрее  проверить почту по электронному ящику, чем писать письма, как это было раньше.

Немаловажно и то, что студентам постоянно необходимо обращаться к Интернету, чтобы связаться со своими родными, друзьями и единомышленниками, которые могут находиться на значительном удалении.

Посредством Интернета данный контингент решает свои проблемы, делится сокровенными мыслями и переживаниям, планами и надеждами, стремится получить поддержку и обрести душевное благополучие. Подобные запросы со временем становятся аддиктивными.

Утрата по какой-либо причине возможности жить, по существу, онлайн рождает разочарование, напряжение, апатию, депрессию, агрессию и прочие состояния, негативно отражающиеся на текущей активности субъекта, на уровне его душевного благополучия и качестве социального взаимодействия. У него снижается самостоятельность и произвольная активность, разрушаются дружеские и социальные связи, падает интерес к жизни [18]. Следующий за разрывом контактов с всемирной сетью психический негатив свидетельствует о том, что субъект пользования Интернета испытывает актуальные трудности в сфере психологической безопасности личности.

Психологическая безопасность личности в настоящее время рассматривается в качестве индикатора социального и индивидуального благополучия человека [19, 20]. Во многие современные практики безопасность входит в качестве базового принципа [21].

Разрабатываются психологические технологии самообеспечения безопасности личности в различных контекстах жизнедеятельности [22, 23]. Анализируются практики обеспечения безопасности, которые создаются целенаправленно или складываются стихийно [24, 25, 26].

Позиционируясь на современном этапе развития психологической науки в качестве особой проекции объективной реальности на психику человека, отражающей степень его защищенности и сохранения неснижающейся во времени способности к развитию, безопасность характеризуется достаточной неустойчивостью.

Лежащая в ее основе подконтрольность субъекту комплекса действующих на него неблагоприятных внешних и внутренних факторов, имеет динамическую природу. Она проявляется в периодическом отказе от развития в пользу защищенности и, наоборот, от защищенности в пользу развития.

Нарушение оптимального соотношения защищенности субъекта и его способности к развитию приводит к падению уровня психологической безопасности личности. Интернет создает для субъекта виртуальную среду, которая формирует лишь иллюзию защищенности и развития субъекта, тем самым, нарушая основу его психологической безопасности личности.

Источник: http://psychology.snauka.ru/2016/04/6606

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector