ЕГЭ по обществознанию обещает стать одним из самых популярных экзаменов по выбору в 2020 году, а это значит, что выпускникам стоит больше узнать о том, каким будет испытание в новом году, какой должна быть структура эссе (задание №), а также на что стоит обратить особе снимание в ходе подготовки.
Более подробно о том, какие ВУЗы России требуют наличие сертификата по обществознанию, а также каким будет регламент экзамена в новом сезоне, читайте в статье «ЕГЭ по обществознанию в 2020 году».
В данной статье мы подробно рассмотрим вопросы, касающиеся написания эссе.
Задание № 29
Напомним, что всего в КИМе по обществу 29 заданий – 20 с кратким ответом, 8 с развернутым и эссе (мини-сочинение с элементами рассуждения на заданную тему).
В демонстрационном варианте 2020 года предложена такая формулировка задания:
Обратите внимание, в качестве обществоведческих знаний, на которые необходимо опираться, раскрывая выбранную тему, рекомендовано использовать:
- реальные события из общественной жизни;
- литературные и исторические примеры;
- ситуации из кинофильмов и театральных постановок;
- личный опыт.
Само задание относится к разряду альтернативных. Это значит, что экзаменуемым предоставляется право выбора. В данном конкретном случае – право выбора темы для мини-сочинения. В задании предложено 5 высказываний, по одному на каждый тематический блок:
- философия;
- экономика;
- социология;
- политология;
- правоведение.
В спецификациях рекомендовано выделить для написания мини-сочинения 30-45 минут из 235, отведенных для выполнения всех 29 заданий ЕГЭ по обществознанию. Но, педагоги рекомендуют увеличить время на написание эссе и ориентироваться примерно на 60-90 минут. Так на тестовую часть останется чуть мене 3-х часов, что более чем достаточно.
Еще один совет репетиторов – начните с мини-сочинения. Первые 60 минут мозг работает максимально эффективно, и эссе будет писать легче, чем после 3-х часов пребывания в душном учебном классе.
Оценивание эссе
- За правильно выполненное 29-е задание можно получить 6 баллов, что составляет 9% от максимального первичного балла (в 2020 году это 65).
- Вторую часть экзаменационной работы по обществознанию оценивают эксперты, поэтому очень важно писать разборчиво.
- ФИПИ установил такие критерии для проверки эссе:
№ | Критерий | Максимальный балл |
К-1 | Раскрытие смысла высказывания | 1 |
К-2 | Теоретическое содержание (объяснение ключевых понятий) | 2 |
К-3 | Теоретическое содержание (логичность рассуждений и выводов) | 1 |
К-4 | Качество и актуальность приводимых фактов (примеров) | 2 |
Обратите внимание, что за задание №29 в целом будут выставлены нули, если не раскрыт смысл высказывания, а по критерию К-3 автоматически поставят «0», если отсутствует объяснение ключевых понятий и в ноль баллов оценивается второй критерий К-2.
Также стоит обратить внимание на рекомендуемый объем текста – примерно 150-450 слов. В идеале ваше эссе по объему должно быть приближено к 350 словам, что при среднестатистическом размере прописных букв составляет приблизительно 2-3 листа.
Тех, кто переживает за грамотность сочинения, хотим успокоить – орфографические ошибки не влияют на оценку за эссе по обществознанию. Исключение составляют ошибки, допущенные в написании терминов и понятий.
Результаты проверки заданий 2-й части можно обжаловать. Конечно, если вы уверены в своей правоте и готовы отстаивать свое мнение перед экспертной комиссией по рассмотрению апелляций.
Как писать эссе
Для того, что бы на самом экзамене по обществознанию в 2020 году не возникло проблем с написанием мини-сочинения, необходимо заранее подготовится – продумать, какой должна быть структура эссе, подобрать актуальные примеры для разных тем, заготовить клише.
Поскольку темы, которые будут предложены экзаменуемым на ЕГЭ в 2020 году заранее не разглашаются, на этапе подготовки ориентироваться можно на самые актуальные направления, определенные для каждого из 5 блоков.
В 2020 году структура эссе по обществознанию не изменится. Мини-сочинение должно включать такие блоки:
- основная цитата;
- затрагиваемая проблема;
- суть высказывания;
- взгляд самого экзаменуемого на проблему;
- аргументация мнения;
- примеры;
- вывод.
Наряду с тем, какой должна быть структура эссе по обществознанию, эксперты рассказываются также, о чем не стоит писать в сочинении на ЕГЭ 2020.
Так, лишним в тексте будут доказательство актуальности, а также биографии авторов литературных произведений и известных личностей, фигурирующих в примерах.
Чаще всего именно на эти блоки, не добавляющие баллов сочинению, выпускники тратят время зря, вместо того, что бы максимально детализировано расписать смысл высказывания и найти правильные примеры.
Клише
Итак, теперь вы знаете, что стоит, а что не стоит писать в сочинении на ЕГЭ по обществу. Теперь давайте подробнее разберем, как можно собрать необходимое сочинение из заготовленных блоков. Такие блоки называются клише и помогают при написании эссе по обществознанию грамотно строить текст с учетом требований, которые диктует структура и критерии оценивания ЕГЭ 2020.
Источник: https://2020-god.com/struktura-esse-po-obshhestvoznaniyu-2020-goda/
Структура эссе по обществознанию 2020 – пример написания ЕГЭ
Основные изменения в ЕГЭ-2020 по обществознанию невелики, но все же они есть. В частности, были изменены задания под номерами 5, 28 и 29, а также система их оценивания. Обратите внимание на таблицу с официальными нововведениями от ФИПИ.
Вопрос | Баллы | Нововведения |
25 | 4 | Система оценивания была уточнена. |
28 | 4 | Формулировки заданий претерпели детализацию. |
29 | 6 | Критерии оценивания были уточнены, формулировки задач были детализированы. |
Как результат, общий балл за экзамен по обществознанию в
2020-ом году составил 65. Напомним, что максимальная первичная оценка в 2018-ом
году составляла 64.
Всего в бланке ЕГЭ-2020 по обществознанию 29 заданий. Первая часть представлена 20 задачами, а вторая – 9. Баллы (если все выполнено верно) распределяются следующим образом:
- За задания с 1 по 3, 10 и 12 можно получить по
одному баллу. - За задачи с 4 по 9, 11, с 13 по 22 удастся
получить максимум по два балла. - За задания под номерами 23, 24, 26 и 27
максимальный балл – три (за каждое). - Задачи 25 и 28 оцениваются четырьмя баллами каждая.
- Задание под номером 29 самое «дорогое» и
оценивается в шесть баллов.
Для создания эссе по обществознанию понадобится 45 минут (так указано в спецификации). Однако репетиторы крайне рекомендуют выделять для последнего задания не менее 60-90 минут. Напомним, что всего длительность экзамена по обществознанию в 2020-ом году составляет 235 минут, то есть практически четыре часа.
Критерии оценивания эссе по обществознанию 2020
Помимо этого, эксперты при проверке учитывают и следующие критерии:
- Грамотность пояснения ключевых понятий.
- Логичность рассуждений.
- Связанность повествования.
- Корректность теоретический положений, которые
приводятся учеником. - Актуальность примеров, приведенных из различных
(это важно) источников. - Раскрытие фразы со стороны разных позиций и
взглядов. - Наличие выводов.
Не забывайте о том, что объем эссе составляет 150-450 слов. Не стоит выходить за нижнюю и верхнюю границу, так как это негативно отразится на оценке.
Многие учителя утверждают, что оптимальным объемом является около 350 слов (это примерно 2-3 листа рукописного теста).
Однако если ученик напишет эссе на 450 слов, но при этом не раскроет суть и не приведет примеров, то рассчитывать на высокий балл не приходится.
Полезная информация! Орфографические ошибки, допускаемые выпускником при написании эссе, на этом экзамене не учитываются, исключение – серьезные нарушения в написании важного понятия или термина.
Структура эссе по обществознанию
Структура эссе по обществознанию – это то, с чем стоит ознакомиться до экзамена, чтобы хорошо выполнить задание № 29 КИМов. В целом структура эссе в 2020-ом году осталась без изменений, несмотря на наличие других нововведений. Она состоит из семи основных пунктов:
- главная цитата;
- проблема, а также ее актуальность на сегодняшний
день; - раскрытие сути цитаты;
- взгляд ученика на проблему, о которой он
повествует; - аргументация на базе теории;
- примеры из истории, социальной практики,
литературы, философии или же личного опыта выпускника; - выводы.
При составлении эссе очень важно опираться на этот план. Не стоит отходить от него. Главное в эссе – полное раскрытие темы и приведение наглядных примеров из разных отраслей.
Допустимые клише в структуре мини-эссе
Допустимые клише в структуре мини-эссе по обществознанию в 2020-ом году нужно проработать. Многие ученики задумываются о том, чтобы найти готовый пример сочинения и заучить его. Если и вы так считаете, будьте аккуратнее. В Интернете сейчас много неактуальной информации.
За основу не стоит брать даже примеры, которые размещены на сайте ФИПИ, так как они были написаны в 2013-ом году и ранее. С тех пор прошло много времени, и в экзамен (как и в критерии его оценивания) по обществознанию были внесены изменения.
Если возьмете за основу старые примеры, скорее всего, получить хороший балл не удастся, тем более что все примеры известны экспертам.
Как итог, не стоит искать готовый текст, клише и умные
мысли, которые подгоняются впоследствии под требуемую структуру. Желательно
составлять свое уникальное эссе. Можно ориентироваться на заготовки (см. фото).
Помните, что для написания действительно хорошего эссе по этому предмету ученик должен помнить о лаконичности и целостности. При этом тема должна быть раскрыта глубоко и со всех сторон.
Чтобы добиться этого, нужно вникнуть в суть проблемы, правильно подобрать цитату (это прорабатывается на этапе подготовки), построить цепочку рассуждений (следует помнить о том, что все мини-блоки сочинения должны быть единым целым, поэтому время от времени при повествовании нужно возвращаться к основной мысли). Ученик должен стараться рассмотреть вопрос с разных сторон и привести правильные примеры. Чтобы хорошо написать эссе по обществознанию в 2020-ом году, нужно обязательно готовиться к экзамену. Без этого рассчитывать на хорошую оценку не только по заданию с сочинением, но и по всем пунктам в целом не стоит. Экзамен достаточно сложный, поэтому каждый балл важен.
Источник: https://thefamily.school/obrazovanie/ege/struktura-esse-po-obshhestvoznaniyu-2020/
План написания эссе по обществознанию. С чего начать
Умение писать эссе несёт огромную пользу автору, поскольку обучает его компетентно и по всем правилам выражать свои мысли, материала в группы, связывать между собой нужную информацию в логическую цепочку, уметь анализировать, находить причинно-следственные связи, пояснять примерами понятия, приводить доказательства к своим выводам, уметь пользоваться научным стилем речи, уметь пользоваться терминологией.
С чего начать
- Перед тем, как начать писать эссе, надо чётко представлять идею, найти цель и определить источники материала для исследования.
- Чтобы побороть творческий кризис и ускорить процесс написания, необходимо воспользоваться техникой фрирайтинга, надо записывать всё, что приходит в голову по данной теме, не соблюдая правила грамматики, орфографии и пунктуации, не редактировать текст.
- Начать работу необходимо с написания основной части.Когда будет раскрыта основная идея, написание вступительной части уже не вызовет трудности.
- Написание эссе можно начать с вопроса, ответ на который будет дан в дальнейшем.
Структура написания эссе по обществознанию
- Введение 20%
- Основная часть 60%
- Заключение 20%
1.Тезис – главная цитата
Необходимо чёткое понимание смысла выбранной цитаты. Ценится умение выражать собственное мнение на этот счёт, уметь доказывать свою позицию, а также оспорить высказывание или согласиться с ним, приводя нужные аргументы.
2.Определение проблемы высказывания
Необходимо указать на то, что данная проблема крайне актуальна в современных условиях.
Чтобы правильно написать эссе, нужно почаще повторять и озвучивать проблему в процессе написания данной работы.
Тогда выйдет полное раскрытие содержания проблемы, и вы не совершите самую часто повторяющуюся ошибку при написании эссе, когда, увлекаясь размышлениями, вы нечаянно уходите за рамки проблемы.
3. Смысл высказывания
Следует раскрыть ценность и значение цитаты без дословного повторения. Необходимо выразить свою трактовку главной мысли цитаты, описать ваше личное понимание и ощущения от данного высказывания. Надо стремиться к пониманию темы, прочувствовать её, то есть провести основательное исследование и тогда не составит труда оригинально истолковать данную проблему.
4.Ваше отношение к высказыванию
- полностью поддержать автора;
- выборочно поддержать автора;
- вступить в спор с автором.
Необходимо знать, что рекомендуется лучше соглашаться с цитатой известного умного автора, чем вступать с ним в спор или опровергать его цитату. Это намного проще, чем аргументация и подтверждение своей точки зрения, ведь при этом придётся более скрупулёзно уделять внимание деталям, исследовать высказывание с разных позиций.
5-6. Аргументация
Чтобы доказать своё мнение по проблеме, надо найти нужные аргументы, то есть доводы, припомнить главные термины, теоретические принципы.
Существуют два уровня обоснования своего мнения:
- Теоретический уровень – в основе лежит использование основных понятий, терминов, противоречий, мнения учёных, а также направления научной мысли.
- Эмпирический уровень — в основе лежит и собственный приобретённый опыт, и употребление примеров из исторических событий и литературы.
Здесь необходимо чётко отслеживать возможность ухода от темы, для этого надо соблюдать адекватность приводимых аргументов.
Пример плана эссе по обществознанию
- Введение.
- Выявление главной идеи цитаты. Актуальность проблемы.
- Своё расположение к авторской идее
- Аргументация на опровержение или подтверждение идеи автора.
- Усовершенствование авторской идеи.
- Сравнительный анализ авторской идеи с другими мыслями. Привести примеры.
- Вывод.
Советы для получения высшего балла
- Из предложенных вариантов надо выбрать только ту цитату, при понимании которой вы не испытываете трудности и чётко представляете себе план дальнейших действий.
- Подбирайте примеры и из курса литературы, пройденного в школе, и примеры, которые вы почерпнули, читая произведения вне школьной программы. Не возбраняется привести и примеры из жизни, услышанные в телепередаче, по радио и просто от знакомых людей. Примеры также необходимо кратко записать на листочке, чтобы не забыть о них в нужный момент.
- Ввиду того, что написание эссе по обществознанию не оценивается на грамотность, композицию и стилевое оформление, нет смысла писать полный черновик и потом переписывать его заново на чистовик. Можно ограничить себя составлением плана и теми набросками, про которые написано выше. Так вы сэкономите время.
- Принимайтесь за написание эссе в последнюю очередь, первоначально отвечайте на другие вопросы теста, потому что велика вероятность потери большего количества баллов, чем приобретёте, если вы все силы сразу кинете на то, чтобы написать эссе. Это может произойти вследствие того, что на первые четыре вопроса теста необходимо дать очень развёрнутые ответы, гораздо большие по объёму, чем эссе, но баллов они принесут гораздо больше.
- Даже если вы не знаете, как правильно написать эссе и тема вам незнакома, не оставляйте попытки всё же раскрыть тему по максимуму, насколько это возможно. Несмотря на то, что при раскрытии темы удастся всего лишь привести один пример из реальной жизни и как можно правильней сформулировать тему, то вы получите два балла вместо нуля.
- Необходимы регулярные тренировки в написании эссе, уделять внимание недочётам, на которые указывает ваш учитель, прорабатывать их.
- Учиться в построении логической цепочки при изложении эссе, не перескакивать с одного примера на другой.
- Как можно больше приводить примеров.
- Нужно знать основные критерии оценки эссе по обществознанию и стараться внимательно прорабатывать каждый пункт написания данной работы.
- Знать и понимать все основные термины из школьного курса обществознания. Уметь оперировать этими терминами.
- Научиться выявлять главную мысль любого афоризма.
- Смотреть текущие новости, слушать по радио новостные передачи, запоминать важную информацию, полученную на уроках, таким образом, накапливается база, которую можно использовать для того, чтобы доказать свою позицию в данном вопросе.
- Уметь оценивать любое написанное эссе по критериям, как своё, так и чужое.
Источник: https://xn--24-mlc1ca4e.xn--p1ai/faq/plan-jesse/
Как писать эссе по обществознанию, готовые сочинения
Прежде всего необходимо уяснить, что для того, чтобы научиться писать эссе по обществознанию, необходимо довольно продолжительное время. Нельзя без предварительной подготовки написать эссе, которое бы эксперты оценили на высокий балл.
Устойчивые навыки, хорошие результаты появляются через 2-3 месяца работы (примерно 15-20 написанных эссе). Именно систематические занятия, целеустремленность приносят высокую результативность.
В отличие от эссе по литературе или русскому языку, где четко оговаривается минимальный объем работы и допускается общее размышление («философствование» без конкретизации), в эссе по обществознании объем не ограничен, но его структура и содержание принципиально иные.
Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?». Именно поэтому в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация.
В то же время, следует отметить, что часто в качестве темы эссе используются весьма парадоксальные, необычные высказывания, требующие образного мышления, нестандартного подхода к раскрытию проблемы.
Это неизбежно накладывает свой отпечаток на стиль сочинения-эссе, требует максимальной концентрации сил и внимания.
Также хотелось бы добавить, что экзаменационное эссе оцениваются конкретными людьми.
Чтобы эксперт, проверяющий в день от 50 до 80 работ, отметил какое-то эссе как заслуживающее внимание, данное эссе должно не только отвечать всем нижеизложенным требованиям, но и отличаться определенной оригинальностью, неординарностью и самобытностью – это подразумевается самим жанром эссе. Поэтому необходимо не только изложить научно-фактический материал по теме, но и приятно удивить нестандартностью и гибкостью своего мышления.
Алгоритм написания эссе во время ЕГЭ
Посмотрите также образцы эссе.
- Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.
- Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.
- Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Ученик это может сделать устно или на черновике.
- Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего ученик знает. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).
- При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.
- Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых – из-за ограниченного времени, во-вторых – из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе, примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.
- В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы). Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами.
- В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Т.е. старшеклассник своими словами объясняет – что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX – нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».
- Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя», а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично – в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.
- Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часть выпускников стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности. Тем самым они показывают, что не научились грамотно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут к месту, такое упоминание должно свидетельствовать о его правильном понимании.
- Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий – иначе:…, а Сталин – не был согласен с ними обоими:…»), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…».
- Очень приветствуется, если в эссе указывается – кем был автор данного высказывания. Указание должно быть кратким, но точным (см. пример в п. 8). Если аргументируя свою позицию по указанной проблематике уместно упоминание взглядов автора фразы, это необходимо сделать.
- Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.
- Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».
Я полностью согласен с высказыванием известного французского социалиста, историка и политического деятеля первой половины ХХ века Жана Жореса, в котором он говорит об особенностях революционного пути общественного прогресса, об отличительных чертах революции.
Действительно, революция – это один из путей прогресса, движение вперед, к более лучшим и сложным формам организации общественного устройства.
Но так как революция есть коренная ломка всего существующего строя, преобразование всех или большинства сторон общественной жизни, происходящее за короткий промежуток времени, то эта форма прогресса всегда сопровождается большим количеством жертв и насилия.
- Если мы вспомним революционный 1917 год в России, то увидим, что обе революции повлекли за собой жесточайшую конфронтацию в обществе и стране, вылившуюся в страшную Гражданскую войну, сопровождавшуюся небывалым ожесточением, миллионами погибших и пострадавших, невиданной до тех пор разрухой в народном хозяйстве.
- Если мы вспомним Великую Французскую революцию, то тоже увидим разгул якобинского террора, гильотину, «работающую» без выходных и череду непрекращающихся революционных войн.
- Если мы вспомним Английскую буржуазную революцию, то также увидим гражданскую войну, репрессии против инакомыслящих.
- А когда посмотрим на историю США, то увидим, что обе буржуазные революции, прошедшие в этой стране, имели форму войны: сначала – войны за независимость, а затем – Гражданской войны.
Перечень примеров из истории можно продолжать и продолжать, но везде, где бы не происходила революция – в Китае, в Иране, в Нидерландах и т.д. – везде она сопровождалась насилием, т.е. варварством с позиции цивилизованного человека.
И пусть иные мыслители возвеличивали революцию (как, например, Карл Маркс, утверждавший, что революции – это локомотивы истории), пусть реакционеры и консерваторы отрицали роль революций в общественном прогрессе, мне ближе точка зрения Ж.Жореса: да, революция – способ прогресса, движение к лучшему, но совершаемое варварскими методами, то есть с применением жестокости, крови и насилия. Насилием нельзя создать счастья!
На небольшой балл
В своей цитате автор говорит о революции и о прогрессе. Революция – это способ преобразования действительности в короткое время, а прогресс – это движение вперед. Революция не является прогрессом. Ведь прогресс- это реформа.
Нельзя сказать, что революция не дает положительных результатов – например, русская революция позволила рабочим и крестьянам избавиться от тяжелого положения. Но по определению революция не является прогрессом, ибо прогресс – это все хорошее, а революция – это плохое.
Аргументация:
1) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы.
Например: раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.
2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни
Заключение:
Вернуться к формулировке самого высказывания или к проблеме высказывания. Сделать на основе этого вывод.
Источник: https://5-ege.ru/esse/
Шаблон к эссе по Обществознанию ЕГЭ-2020
Доброго времени суток, читатель. Сегодня мы ознакомимся с планом написания эссе по обществознанию формата ЕГЭ-2020.
В эссе по обществознанию этот пункт плана можно опустить и сразу перейти к раскрытию смысла исходного высказывания. За это баллы не снижаются. В данной части можете порассуждать над проблемой поставленной автором.
2. Раскрытие смысла высказывания
(2-3 предложения)
Полностью приводить цитату не обязательно,достаточно будет сослаться на её автора и изложить смысл фразы своими словами. Помните, что в отличии от сочинения по русскому языку, где обязательно вычленение проблемы, эссе по обществознанию может быть посвящено и явлению, и процессу, и просто констатации факта.
Можно использовать шаблоны:
- «В предложенном высказывании N (известный философ,экономист, знаменитый писатель) рассматривает (описывает, рассуждает о…) таком явлении (проблеме, процессе) как…, трактуя его как…»
- «Смысл высказывания (выражения) N состоит в том, что…»
3. Теоретическая часть
(3-4 предложения)
Здесь необходимо подтвердить или опровергнуть точку зрения автора, используя специальную терминологию, опираясь на знания, полученные в школе. Если вы согласны с точкой зрения автора — то эта часть представляет для вас перевод исходной фразы на «язык учебника»
4. Фактическая часть
(4-6 предложений)
Здесь нужно привести минимум два примера, подтверждающих тезисы, выдвинутые в прошлом абзаце. В этой части лучше избегать обобщений и говорить о конкретике. Не забывайте указывать источники информации.
Можно использовать шаблоны:
- «В научной литературе неоднократно описывались эксперименты, посвященные…»
- «Как мы знаем из школьного курса обществознания…»
- Поскольку эссе по обществознанию представляет собой доказательство теоретического положения — можно завершить эссе, подводя итог сказанному.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c59c68717200700ad670831/5e0dd2bc4e057700b19f7028
План (структура) эссе по обществознанию
В ЕГЭ по обществознанию 29 задание считается сложным – написание эссе по высказыванию, выбранному из пяти предложенных.
Алгоритм написания эссе по обществознанию:
- Ознакомиться с критериями оценивания эссе.
- Внимательно прочитать все высказывания;
- Выделить в каждом главную идею;
- Подумать, для какой идеи сможете быстрее всего подобрать аргументы;
- Выписать на отдельном листе бумаги высказывания.
- Эмпирических примеров добавить не менее двух, но можно привести и больше.
- Следить за качеством примеров: они должны быть приведены без ошибок. Пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не стремитесь разместить их в конце текста.
Примерный план сочинения
- Вступление
- Отражение проблемы в тексте:
- формулировка проблемы
- почему эта проблема сегодня актуальна?
- Комментарий проблемы
- о чем пишет автор
- как пишет автор
- к какому выводу приводит читателя
- Авторская позиция
- Позиция ученика:
- согласие/несогласие с автором
- собственная позиция
- Аргументация (2 аргумента)
- Вывод — заключение
Структура эссе по обществознанию
1. Цитата
Для каждой темы постарайтесь подобрать цитаты. Только они должны быть обоснованными и сопровождаться примерами. Чтобы смог аргументированно опровергнуть или согласиться с автором высказывания.
2. Проблема и ее актуальность
Клише:
Данная проблема является актуальной в условиях…
- …глобализации общественных отношений;
- …формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
- …обострения глобальных проблем современности;
- …особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
- …развития международной интеграции;
- …современной рыночной экономики;
- …развития и преодоления мирового экономического кризиса;
- …жесткой дифференциации общества;
- …открытой социальной структуры современного общества;
- …формирования правового государства;
- …преодоления духовного, нравственного кризиса;
- …диалога культур;
- …необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
Помни! К теме нужно периодически возвращаться, чтобы не увлечься рассуждениями не по теме. Это считается ошибкой.
3. Смысл высказывания
Помни! Не стоит повторять дословное высказывание. Своими словами сформулировать основную мысль. Для этого используй клише:
- «Смысл данного высказывания состоит в том, что…»
- «Автор обращает наше внимание на то, что…»
- «Автор убеждён в том, что…»
4. Собственная точка зрения
Определение своей позиции заключается в согласии или не согласии с автором полностью или частично. Или поспорить с автором и высказать свою точку зрения.
Используй клише:
- «Я согласен с автором в том, что… »
- «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу…»
- «Автор был прав, утверждая, что…»
- «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)»
- «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…»
- «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться»
- «А не задумывались ли вы над тем, что…?»
5. Теоретическая аргументация
Необходимо использовать знания по обществознанию: термины, понятия, мнения ученых, направления научной мысли.
Помни! Не нужно перегружать эссе терминологией. Нужно быть уверенным в их правильном понимании и подходящем использовании. Примеры заготовьте заранее.
6. Примеры из социальной практики, истории и литературы
Эмпирический уровень:
- Использование примеров из социальной практики, истории, литературы.
- Использование собственного опыта из жизни.
Помни! При использовании примеров из истории или личного опыта, обращай внимание на их убедительность. Примеры заготовьте заранее.
Источник: https://bingoschool.ru/blog/84/