Глоссарий научных статей — термины, определения и обозначения

Каждая научная работа состоит из нескольких структурных элементов. Как правило, к ним относятся: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы и приложения. Однако в некоторых случаях требуется также составить глоссарий.

Если студент еще ни разу не приводил его в курсовой работе или реферате, то при написании выпускной квалификационной работы (ВКР) или магистерской диссертации у него могут возникнуть проблемы. Рассмотрим этот структурный элемент работы в данной статье.Глоссарий научных статей - термины, определения и обозначения - Для студента

Что такое глоссарий?

Как говорит легенда, первый глоссарий появился еще в 25 веке до н.э. С тех пор он претерпел значительные изменения. Теперь он представляет собой словарь профессиональных терминов и определений, аргументированных примерами и комментариями.

В некоторых случаях в нем уместно приводить перевод термина на другой язык. Все термины в глоссарии должны быть объединены одной общей тематикой.

Например, если вы пишите работу по банковскому делу, то все понятия должны иметь банковскую направленность.

Составление глоссария – настоящее искусство. Существует даже наука, которая этим занимается. Она называется лексикографией и исследует методы создания и составления глоссариев.

Глоссарий – это часть научной работы, как правило, помещаемая перед приложениями и после заключения. В нем должны быть приведены основные термины, встречающиеся в работе.

Их следует указывать строго в алфавитном порядке. Глоссарий составляется в табличной форме, но без рамок. Вся информация помещается в трех столбцах.

Так, в первом столбце указывается порядковый номер, во втором – название термина, в третьем – его расшифровка.

Глоссарий для научной работы

Как правило, составление глоссария требуется для магистерской диссертации, выпускной квалификационной работы и диссертации на соискание степени кандидата наук. Однако иногда преподаватель может потребовать составление глоссария и для курсовой работы, а также для реферата.

О необходимости составления глоссария должен сказать научный руководитель или другое ответственное лицо. Это также можно узнать из методических рекомендаций по написанию того или иного вида работ. К примеру, многие вузы требуют в обязательном порядке привести глоссарий в магистерской диссертации.

Обычно объем глоссария ничем не ограничен. Однако каждый специфический термин должен быть в нем упомянут. Как правило, глоссарий включает в себя минимум 25 терминов и профессионализмов.

Однако словарь специфических терминов нужен не только аспирантам. В некоторых вузах составление глоссария требуется даже к курсовым работам.

В некоторых случаях глоссарий будет уместен и в конце научной статьи. Особенно логично это выглядит, когда в ней приводится много терминов и профессионализмов.

Многие высшие учебные заведения требуют составить глоссарий к ВКР. Как правило, в него рекомендуется включить источник информации. Эта информация помещается в четвертой колонке («Источник»). Минимальное количество терминов в глоссарии для ВКР – 10 статей. Все термины должны быть выделены полужирным шрифтом.

>>  Чем российские научные журналы отличаются от международных?Глоссарий научных статей - термины, определения и обозначения - Для студента

Для чего нужен глоссарий?

Главное предназначение глоссария заключается в том, чтобы любой читатель мог понять, о чем идет речь в работе, которая сплошь «усеяна» специфическими терминами и профессиональным жаргоном.

Глоссарий покажет проверяющему лицу, насколько автор работы готов к научной деятельности и профессиональной карьере.

Обычно считается, что в глоссарии приводятся термины и определения, а также их аналоги на иностранном языке. Это лишь отчасти так. Помимо этой информации, в глоссарий можно включать важнейшие даты, факты, сведения о научных деятелях.

Формулировка терминов в глоссарии должна соответствовать определениям из различных словарей, энциклопедий и документов законодательного характера.

Качество составления глоссария учитывается при выставлении конечной оценки.

Методика составления глоссария

Прежде чем приступить к составлению глоссария, следует внимательно прочитать работу еще раз, обращая внимание на специфические термины, которые могут быть непонятны неосведомленным людям.

Определите термины, которые встречаются чаще всего. Можно это сделать «на глазок». Другой вариант – воспользоваться специальной программой seo-анализа, например, адвего.

Просто загрузите в нее текст, запустите проверку и посмотрите слова, которые встречаются чаще всего.

После того, как вы выделили несколько десятков терминов, следует расположить их в алфавитном порядке и составить список. Следующий этап составления глоссария – написание статей. Статья глоссария представляет собой определение понятия. Она включает в себя две части:

  • точная формулировка понятия;
  • расшифровка термина, представляющая собой содержательную часть.

Глоссарий научных статей - термины, определения и обозначения - Для студента

Ниже приведем советы, которые помогут вам правильно составить глоссарий для любого вида работы:

  • стремитесь к максимальной точности в формулировке понятия и его расшифровке;
  • удостоверьтесь в точности информации;
  • указывайте только корректные определения, избегайте сленга;
  • приводите пример использования данного термина. Это всегда показывает работу с лучшей стороны и украшает глоссарий;
  • очень важно, чтобы определения, приведенные в глоссарии, соответствовали терминам из самого текста работы. Также следует при проверке убедиться, что в тексте приведено то количество терминов, которое используется и в глоссарии.

Имейте в виду, что в глоссарии следует приводить лишь факты, не стоит давать свою точку зрения. Будьте объективны и беспристрастны.

В отдельных случаях не возбраняется включать в глоссарий не только отдельные слова, но и целые фразы и словосочетания. Однако этот момент следует уточнить у научного руководителя работы.

Таким образом, к составлению глоссария стоит подойти со всей ответственностью. Ведь этот структурный элемент работы учитывается при выставлении конечной оценки. О необходимости его составления следует узнать у преподавателя или научного руководителя.

Источник: http://open-resource.ru/public/kak-sdelat-slovar-terminov-dlya-nauchnoy-rabotyi/

Терминологические словари и энциклопедии

Кроме того, имеются небольшие энциклопедические разделы на библиографических страницах этого сайта, например, в юридической и других библиографиях. А также на его ресурсных страницах, к примеру, в биографической, военной (в т.ч. армейской и стрелковой), единоборческой, кинематографической, песенной и других сетевых коллекциях.

I. Тематические энциклопедии и глоссарии:

  • Термины по культуре и искусству
  • Термины по финансам и банковскому делу
  • Термины в строительстве и архитектуре
  • Термины по издательскому и рекламному делу
  • Армейские и военно-технические термины
  • Термины по спорту и боевым искусствам
  • Энциклопедии по домоводству и кулинарии
  • Детские энциклопедии
  • Словари акронимов, сокращений, аббревиатур
II. Общие энциклопедии и словарно-справочные сборники:

  • Сетевые коллекции энциклопедий и словарей
  • Веб-сборники словарей и тематических глоссариев
  • Популярные энциклопедические словари
  • Универсальные терминологические мульти-словари
  • Энциклопедии совместного редактирования
  • Специальные энциклопедии
  • Справочные поисковики

Различные иноязычные словари вы можете найдете в разделах соответствующих языков, а также на дочернем сайте Лексиконы языков мира На другом дочернем сайте Словород, посвященный русскому слову, вы найдёте основные виды словарей русского языка: этимологические, толковые, морфологические, орфографические, семантические, частотные, архаизмов, иностранных слов, синонимов, собственных имён и другие словари (как веб-страницы, архивы или библиографии).

Авторские исследования по классификации слов и понятий, выделению базовых корней и аффиксов смотрите на странице Системные исследования. Также смотрите страницу с электронными библиотеками.

Если вы ищете информацию на иностранных языках, то национальные поисковые системы найдете на странице регионов. Русскоязычные и англоязычные универсальные и специализированные поисковики — на странице поисковые системы.

В  дальнейшем этот раздел переместиться в портал культуры и искусства. Смотрите также музыкальную и другие страницы этого портала.

  • Энциклопедия культуры.
  • Энциклопедия искусства в библиотеке образовательного портала Claw.ru.
  • Энциклопедия древнего искусства в библиотеке образовательного портала Claw.ru.
  • Музыкальный словарь на Яндексе На основе издания: Г. Риман. Музыкальный словарь. Перевод с немецкого Б. П. Юргенсона.
  • Каталог мирового кинематографа в библиотеке образовательного портала Claw.ru.

В  дальнейшем этот раздел переместиться в бизнес-портал. Смотрите также финансовую и банковскую страницы этого портала.

  • Финансы, экономика, хозяйственный учет в МНПП

Термины по архитектуре смотрите также в энциклопедиях по культуре и искусству. Смотрите также строительную и риэлтинговую страницы нашего бизнес-портала.

В  дальнейшем этот раздел переместиться в лит-портал. Смотрите также страницы по книговедению и книгоиздателям этого портала, а также страницу о рекламе бизнес-портала.

В  дальнейшем этот раздел переместиться на воинский портал.

  • Военная энциклопедия в библиотеке образовательного портала Claw.ru.

В  дальнейшем этот раздел переместиться на будо-портал.

  • Краткий глоссарий по японскому фехтованию (кендзюцу)

Смотрите также кулинарный раздел и страницы о продуктах и диетах портала о здоровье.

  • Женская энциклопедия в библиотеке образовательного портала Claw.ru.
  • Кулинарная энциклопедия в библиотеке образовательного портала Claw.ru.
  • Грибная энциклопедия в библиотеке образовательного портала Claw.ru.

Источник: http://www.garshin.ru/linguistics/lexicology/terminology.html

Составляем глоссарий курсовой работы, дипломного проекта *

Глоссарий научных статей - термины, определения и обозначения - Для студента

  • Выполнение курсовых и дипломных работ предполагает грамотное изложение хода исследования, отражение теоретических основ и действий, которые привели к конкретному результату.
  • В большинстве случаев при выполнении курсовых и дипломных работ не требуется составление глоссария.
  • Поэтому, если возникает такая необходимость, студенты впадают в ступор, задаваясь вопросом: что это и как это делать?

Понятие глоссария

На протяжении всей курсовой или дипломной работы студент использует профессиональные термины, ключевые слова, специфические для конкретных специальностей, в определенных ситуациях и обстоятельствах.

Иногда возникает необходимость создания специального «словаря», который призван растолковать отдельные категории. Именно таким «словарным путеводителем» по теме является глоссарий.

Глоссарий – это перечень часто упоминающихся в работе терминов, фраз с их расшифровкой, толкованием. Глоссарий выносится в отдельный раздел учебной или научной работы.

Чаще всего его размещают в конце проекта, после или перед списком использованных источников.  Основные требования к оформлению глоссария указываются в методических рекомендациях ВУЗа.

Нередко в этом документе отражаются не только критерии по составлению глоссария, но и пример его оформления. Иногда словарь терминов выносят за пределы работы и оформляют отдельным документом.

Читайте также:  Царь федор алексеевич - для студента

Принципы составления глоссария

Глоссарий призван не просто растолковать профессиональные и сложные термины, клише, но и подчеркнуть особенности курсовой или дипломной работы.

Для этого при составлении глоссария необходимо придерживаться следующих принципов:

  • в перечне должны присутствовать не все подряд термины, а исключительно те, которые подчеркивают уникальность работы, ее специфику, суть исследования;
  • при расшифровке термина важно делать ссылку, откуда взято определение;
  • в глоссарий следует включать новые для студента понятия, а также часто упоминающиеся профессиональные клише;
  • количество слов в глоссарии может быть ограничено. Оптимальный объем глоссария достигает до 25 слов;
  • все фразы и термины должны быть отражены в определенном порядке: алфавитном, систематическом (по мере появления в тексте и пр.).

Все термины, отраженные в глоссарии, должны иметь сноску на него, тем самым направляя читателя за «пояснением» или расшифровкой.

Роль глоссария

Если правилами ВУЗа предусмотрено создание глоссария к учебной или научной работе, то такой порядок был упразднен не просто так.

В частности, создание глоссария в курсовой или дипломной работе призвано показать, как студент/выпускник освоил «профессионализмы», разбирается в них, понимает смысл и умеет правильно их употреблять.

Требования, предъявляемые к глоссарию

Основные правила оформления глоссария отражены в ГОСТ Р 7.0.11-2011. Согласно данному документу, словарь терминов должен быть:

  • вынесен в отдельный раздел;
  • располагаться в конце учебной или научной работы (после или перед списком использованной литературы);
  • глоссарий должен быть начат с чистого листа (как отдельная «глава»);
  • словарь терминов печатается на одной стороне листа формата А4;
  • при оформлении глоссария необходимо учитывать следующие особенности: поля, абзац, нумерация терминов (по желанию), порядок расположения слов и фраз. Уточнить их можно в методических рекомендациях ВУЗа или указанном ГОСТе. На практике чаще используют следующие поля: левое – 1,5 см, правое – 2 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см;
  • если глоссарий оформляется отдельным документом, то необходимо оформить титульный лист. На нем должны быть отражены следующие данные: ФИО автора работы, наименование образовательного учреждения, группа, курс, специальность, форма обучения (очная или заочная), данные о научном руководителе (ФИО, должность, ученая степень), место и год выполнения проекта.
  • глоссарий должен соответствовать содержанию курсовой или дипломной работы, выбранной теме исследования.

Следует отметить, что все термины, указанные в глоссарии, студент обязан знать наизусть, уметь их грамотно и правильно употреблять.

Источник: https://disshelp.ru/blog/sostavlyaem-glossarij-kursovoj-raboty-diplomnogo-proekta/

Научная терминология: статьи, публикации, словари и сайты

Ученые для создания новых терминов для обозначения своих открытий или изобретений, как правило, используют греческие или латинские морфемы. И даже когда точно известно, кто и когда придумал тот или иной термин и даже дал объяснение причин использования греческих, латинских или иных морфем, на проверку оказывается, что термины не греческие и не латинские, а арабские или русские.

Комитет научной терминологии в области фундаментальных наук Российской академии наук (ранее — с 1933г. Комитет научно-технической терминологии АН СССР) создан по инициативе академика С.А. Чаплыгина и кандидата технических наук Д.С. Лотте и издает терминологические рекомендации (сборники) по различным отраслям науки и техники. (ru.science.wikia.com)

Научный стиль — сайт студентов МГУП
Особенностью использования лексики в научном стиле является то, что многозначные лексически нейтральные слова употребляются не во всех своих значениях, а только в одном, которое становится терминологическим.

Лексический состав научного стиля характеризуется относительной однородностью и замкнутостью, что выражается, в частности, в меньшем использовании синонимов.

Язык науки и его использование. Слова и термины  — Лекции профессиональных исследователей (alter.sinor.ru:)
Главное требование к языку науки — это ясность, не зависящая от личного опыта разных исследователей.

Наука добивается ясности путем использования терминологии. В отличие от слов естественного языка, термин всегда описывает строго определенное, единое для всех, множество материальных объектов или их взаимодействий и отношений.

Такое единство достигается благодаря тому, что каждый термин имеет строгое определение, и для понимания термина необходимо знать как его собственное определение, так и определения всех терминов, использованных в его определении, вплоть до базовых, неопределяемых, понятий.

Вместе с тем, для понимания термина, необходимо представлять себе ту физическую реальность, которая за ним стоит. Если за термином не стоит никакая физическая реальность, он лишен смысла.

И наконец — в науке допустимо только использование ее терминов. Если какое-то отношение или взаимодействие в данной науке не определено, то пользоваться им нельзя.

Но ничто не мешает вначале дать определение, а потом использовать полученный таким образом новый термин.

Благодаря этой возможности научная терминология не является чем-то застывшим, но развивается вместе с наукой.

Источник: http://nauki-online.ru/nauchnaya-termnologiya/

Краткий словарь вузовских терминов

  • Академическая задолженность — задолженность, возникающая у студента в результате отсутствия аттестации (положительной оценки) по одному из видов контроля знаний
  • Академическая справка — документ, выдаваемый студенту, не полностью освоившему программу обучения
  • Академический отпуск — возможность прерывания учебы, предоставляемая вузом при наличии уважительных (документально подтвержденных причин)
  • Аккредитация государственная — признание государством статуса вуза, подтверждаемое свидетельством; дает право выдачи диплома государственного образца и отсрочку от службы в армии
  • Аспирантура – форма подготовки научных и научно-педагогических кадров для вузов и НИИ
  • Ассистент — преподаватель вуза, не имеющий (как правило) ученой степени и проводящий практические занятия
  • Аттестация (студента) — оценивание его знаний по принятой в вузе шкале
  • Бакалавр – квалификация, приобретаемая студентом после освоения базовой программы обучения (чаще четырехлетней). Впервые появилась в средневековых университетах западной Европы
  • Виды вузов — институт, академия, университет. Независимо от названия вуза его статус определяет только государственная аккредитация, устанавливающая соответствие названия заявленному статусу
  • Выпускная квалификационная работа – самостоятельно (под руководством специалиста) выполненное решение какой-либо проблемы в профессиональной области и оформленное в соответствии с принятыми стандартами
  • Восстановление — отчисленный студент имеет право на восстановление; порядок восстановления определяется уставом и иными нормативными документами конкретного вуза
  • Государственный образовательный стандарт – документ, содержащий основные требования к содержанию, качеству и уровню организации учебного процесса; для каждого направления (специальности подготовки) содержит требования к минимуму содержания программы подготовки

Декан — руководитель факультета, в полномочия которого входит решение вопросов учебной, воспитательной и научной работы, а также вопросов, связанных с приемом, отчислением, переводом, акад. отпуском и пр.
Деканат – административно-учебное управление факультета, возглавляемое деканом

Диплом — итоговый документ о высшем образовании, дающий право работать по специальности. Предъявляется при приеме на работу

Докторантура – форма подготовки научных кадров высшей квалификации – докторов наук

Доцент — ученое звание, присваиваемое Высшей аттестационной комиссией; не путать с должностью доцента конкретного вуза. Это ученое звание присваивается лицам, как правило, имеющим ученую степень кандидата наук. Право занимать должность доцента имеют, как правило, лица, имеющие ученое звание Д.

Зачет — вид аттестации по шкале зачтено/незачтено; часто является промежуточным видом аттестации по части курса; в ряде вузов выставляется по итогам практических занятий и является допуском для сдачи экзамена

Инженер – 1) первоначальное название лиц, управлявших военными машинами. Понятие гражданский инженер появилось в 16 веке в Голландии, затем в Англии и других странах, применительно к строителям мостов и дорог; 2) специалист с высшим техническим образованием, способный к творческой деятельности в какой-либо области техники

Итоговый контроль — И.К. по дисциплине – контроль, осуществляемый при полном завершении курса; может проводиться в любой форме (экзамена, тестирования) с выставлением, как правило, дифференцированной оценки

Кандидат наук – ученая степень, присуждаемая лицам с высшим образованием, сдавших кандидатский минимум и защитившим кандидатскую диссертацию

Кафедра — основная структурная единица вуза, организующая учебную, научно-методическую и научную работу по определенным направлениям
Кафедра выпускающая — кафедра, ответственная в данном вузе за выпуск по конкретной специальности; основные вопросы, возникающие в ходе учебы, решаются именно с заведующим выпускающей К.

Коллоквиум — вид промежуточного контроля; В переводе с латинского К. означает собеседование. В вузе К.

— одна из разновидностей учебных занятий, проводимых в форме беседы преподавателя со студентами для выяснения их знаний. Обычно К. проводится по темам, по которым не запланированы семинарские занятия.

К. могут проводиться и вне сетки расписания по согласованию со студентами

  1. Конспект — краткое изложение содержания какого-либо письменного, аудио- или видеоисточника.
  2. Консультация — вид внеаудиторной работы, в рамках которой студент имеет возможность задать детальные вопросы преподавателю
    Куратор — сотрудник вуза, которому поручено курировать (контролировать) либо какой-то вид деятельности студентов, либо общие вопросы учебы и быта студенческой группы
  3. Курсовая работа — письменная работа по утвержденной теме под руководством специалиста, оформляемая в соответствии с требованиями вуза
    Лаборатория (учебная) — учебное помещение, оснащенное специальным оборудованием для проведения на нем лабораторных работ под руководством преподавателя
  4. Лабораторные занятия — групповые занятия со студентами под руководством преподавателя, но, в отличие от семинарских занятий, на лабораторных занятиях студенты работают с применением специального лабораторного оборудования
Читайте также:  Дополнительные гостиничные услуги - для студента

Лекция — форма проведения теоретического обучения, связанная с изложением преподавателем материала по теме Л.; распространенная ошибка – представление о Л., как о своего рода «диктанте»; Л. предполагает активную работу студента

  • Магистр – квалификация (в некоторых странах – начальная ученая степень), приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения на основе базовой (бакалавриата)
  • Магистратура – ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению
  • Направление (подготовки) — профессиональная образовательная программа, не предполагающая узкой специализации
  • Неполное высшее образование — уровень образования, достигаемый при полном выполнении программы двух-трех лет обучения в вузе. По требованию студента может выдаваться академическая справка

Отчисление — прекращение обучения студента в вузе, оформляемое соответствующим приказом; происходит по разным основания, в т.ч. и по собственному желанию, в связи с переводом, а также в связи с академической неуспеваемостью, нарушением студентом устава вуза либо невыполнением им условий договора об обучении

Перевод (из вуза в вуз) — осуществляется в конце учебного года по согласию принимающего вуза; устав вуза может предусматривать специальные вступительные испытания и сдачу академической разницы
Перезачет (оценок) — производится при переводе из другого вуза или восстановлении после отчисления; конкретные условия П. Определяются собственными положениями вуза; при этом общими правилами являются: совпадение наименований дисциплин, их объемов (в часах) и содержания.

Положения — локальные нормативные акты, принимаемые вузом и конкретизирующие те или иные виды его деятельности, не оговоренные уставом

Практика — вид внеаудиторной работы студента, предусмотренный профессиональной образовательной программой; П. является обязательным видом работы, отсутствие по ней аттестации является академической задолженностью. Практика бывает учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной

Практическое занятие — вид аудиторной учебной работы, в рамках которой происходит освоение умений и навыков по дисциплине, предусмотренных ее программой; в рамках П.З. возможно также проведение текущего контроля знаний

Преподаватель — работник высшего учебного заведения, ведущий какой-либо предмет(ы). Может иметь ученую степень и (или) звание

Проректор — заместитель ректора по конкретному направлению деятельности; в большинстве вузов это П. по учебной работе, П. по науке, П. по админ. — хоз. работе, а также по иным видам, предусмотренным уставом вуза

Профессор — ученое звание, присваиваемое Высшей аттестационной комиссией; не путать с должностью профессора конкретного вуза. Это ученое звание присваивается лицам, как правило, имеющим ученую степень доктора наук. Право занимать должность П. имеют, как правило, лица, имеющие уч. звание П.

  1. Рейтинг — обобщенная оценка успеваемости студента, определяющая его место среди других студентов
  2. Ректор — руководитель вуза, осуществляющий, в соответствии с его уставом, оперативное руководство и выполняющий решения совета (ученого) вуза; все перемещения студентов оформляются приказом Р. Приказ подписывается Р, на основании представлений (виз) проректоров, деканов или заведующих кафедрами и иными подразделениями вуза
  3. Реферат — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме
  4. Семинар — форма аудиторной работы, при которой происходит углубленное изучение некоторой темы программы курса в режиме диалога с преподавателем; в рамках С. может проводиться и контроль знаний
  5. Сессия — установленный графиком обучения период проведения итогового контроля по изученным дисциплинам

Сессия установочная — форма проведения занятий при заочном обучении, когда студентам начитываются обзорные (установочные) лекции, содержащие методические указания и рекомендации по изучению соотв.

дисциплин Специальность, специализация — определенное классификатором наименование конкретного вида профессиональной подготовки, предполагающее некоторую специализацию; завершается присвоением квалификации «дипломированный специалист»; на базе С.

вуз может вводить «специализации», в рамках которых происходит углубленное изучение некоторых дисциплин

  • КСРконтролируемая самостоятельная работа студента – вид внеаудиторной работы, предусмотренный государственным образовательным стандартом; в целом объем КСР за весь срок обучения может быть равен объему аудиторной работы
  • Старший преподаватель — должность преподавателя, предполагающая наличие ученой степени или большого практического опыта
  • Текущий контроль — контроль знаний по отдельным темам программы
  • Устав вуза — регистрируемый в установленном порядке нормативный акт, определяющий наиболее существенные моменты, связанные со структурой вуза, его управлением и организацией учебного процесса

Ученая степень — степень, присуждаемая президиумом Высшей аттестационной комиссии на основании ходатайства диссертационного совета вуза. Для получения ученой степени необходимо защитить кандидатскую или докторскую диссертацию. Существуют ученые степени кандидата и доктора наук

  1. Ученое звание — звание, присваиваемое президиумом Высшей аттестационной комиссии на основании ходатайства Ученого совета вуза за достижения в науке, большое количество научных публикаций, определенный стаж научно-педагогической деятельности. Существуют ученые звания доцента и профессора
  2. Факультет — структурное подразделение вуза, объединяющее несколько кафедр близкого профиля; возглавляется деканом
  3. Формы обучения — действующее законодательство предусматривает формы: дневная, заочная, вечерняя, дистанционная.

Экзамен — форма выборочного (т.е. неполного в смысле охвата объема программы) итогового контроля знаний по дисциплине

Экзамен государственный — форма контроля знаний выпускников; осуществляется, как правило, по ряду дисциплин, выносимых вузом в соответствии с государственным образовательным стандартом на Э.Г.; может осуществляться, по решению вуза и в форме междисциплинарного Э.

Источник: https://prosopromat.ru/studentam/kratkij-slovar-vuzovskix-terminov.html

Словарь научных терминов

  • Аберрация – искажение наблюдаемых явлений, отход от истинности или от нормы.
  • Абиентный — избегающий чего-либо.
  • Абсо́рбция — поглощение, всасывание какого-либо вещества из раствора или из газа всей массой другого вещества.
  • Абстрагирование – размышление, отвлеченное от конкретных явлений и предметов с целью выявления их существенных признаков.
  • Абортивный – оборванный, прерванный.

Аброгация — отмена устаревшего закона. Собственно аброгация — полная отмена старого закона; Дерогация (лат. derogatio) — частичная отмена старого закона; Оброгация (лат.

obrogatio) — внесение частичных изменений в старый закон; Суброгация (лат. subrogatio) — дополнение старого закона.

Абулия – патологическое безволие, отсутствие желаний и побуждений к деятельности, неспособности выполнить действие, необходимость которого осознаётся. См. также апатия.

  1. Аверси́я – отвращение, антипатия; аверсивный — неприятный, вызывающий отвращение.
  2. Автаркия – замкнутая на себя самодостаточная экономическая модель государства или региона.
  3. Агиография – церковное жизнеописание святой персоны.
  4. Агломерация – объединение мелких частей в единое целое.
  5. Агноним – малоизвестное непонятное слово или оборот речи.
  6. Агностицизм – философское идеалистическое течение, отрицающее возможность абсолютного познания мира и достижимость истины.
  7. Адаптировать – приспосабливать.
  8. Адгезия — прилипание двух различных материалов друг к другу (адгезивные свойства — способность прилипать).
  9. Адде́ндум – письменное дополнение к ранее заключенному договору, в котором содержатся согласованные между сторонами.
  10. Аддикция — зависимость (например, наркотическая).

Адсорбция — процесс поглощения газов, паров, веществ из раствора или газовой смеси поверхностным слоем жидкости или твердого тела — адсорбентом (активированным углем и др.). См. абсорбция.

Адюльтер — супружеская измена, неверность.

Ажитация – сильное эмоциональное возбуждение, сопровождаемое чувством тревоги и страха

Айдентика – рекламный термин – комплекс индивидуальных элементов, повышающих узнаваемость компании, товара и т.д. Фирменный стиль иными словами.

Акалькулия — расстройство, при котором человек не способен считать по причине поражения участков мозга. Дискалькулия — неспособность к изучению арифметики, часто является самостоятельным недугом, а не побочным следствием других нейрологических и психологических проблем.

  • Аккомодация — приспособление.
  • Акро́ним — вид аббревиатуры, образованной начальными звуками.
  • Акселерация — ускорение.
  • Аксилярный — подмышечный (аксиллярная впадина — подмышка).
  • Акцентуация — подчеркивание.
  • Алармист — паникер.
  • Аллегория – иносказание, переносное толкование прямого смысла; выражение абстрактного с помощью конкретного образа

Альтер-э́го — реальная или придуманная альтернативная личность человека. Это может быть лирический герой, образ, закрепившийся за псевдонимом, наместник или даже одна из множества личностей, появившихся в результате психического расстройства.

  1. Альтруизм — бескорыстная забота и действия, которые человек совершает во благо других, не думая о себе
  2. Амбивалентность – двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства (амбивалентные чувства).
  3. Амбидекстер — врождённое или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук без выделения ведущей руки.

Амбициозный — высокомерный (тщеславный, притязательный, честолюбивый), имеющий большие амбиции. Амбиция — 1. самолюбие, спесивость, чванство 2. претензии, притязания на что-либо.

Амбре — запах, духи

А́мок – внезапно возникающее буйное психическое расстройство.

Амперсанд – знак «&». В европейских языках в некоторых случаях заменяет союз «и». Применяется как технический символ, напр., логическое «и».

Амфиболичность – двусмысленность, двойственность, противоречивое толкование. Амфиболический.

  • Анаграмма – слово или словосочетание образованное перестановкой букв или составных частей, например, «апельсин» и «спаниель».
  • Ана́фема – отлучение от церкви, проклятие за грехи против церкви
  • Ангажированность – предвзятое, пристрастное отношение к чему-либо; наличие сознательно выбранной позиции по какому-либо вопросу
  • Ангедония – снижение или утрата способности получать удовольствие, сопровождающееся потерей активности в его достижении.

Андрогин – мифологическое существо одновременно и равномерно обладающее признаками двух противоположных полов как базовых принципов (мужественность и женственность, небо и земля и т.д.)

  1. Андрогония – наличие у особи одного пола признаков другого пола.
  2. Андрофобия — боязнь мужчин.
  3. Аннексия — насильственное присоединение территории другого государства
  4. Аннигиляция – уничтожение вплоть до исчезновения.
  5. Аномия – состояние, характерное разложением системы ценностей в индивидуальном или общественном сознании.
  6. Анонсировать – дать объявление о предстоящем событии.
Читайте также:  Как описать актуальность темы курсовой правильно - важная информация с примерами

Антагонизм — нечто, действующее противоположным образом, также соперник. Антоним — агонизм.

Антимония – болтовня, пустые разговоры. Противоречие между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым

Антиномичный – противоречивый. Антиномия — противоречие между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым

Антипатия – чувство неприязни, отвращения к кому-либо. Противоположность симпатии.

Антипод – человек, противоположный кому-н. по убеждениям, свойствам, вкусам.

  • Антиципирующий – упреждающий, предугадывающий, предвосхищающий, превентивный
  • Антураж – среда, обстановка или окружение.
  • Анфа́с — передняя часть человека или сложного архитектурного объекта.
  • Апагогия – доказательство путем доведения до абсурда (апагогическое доказательство)
  • Апатия – состояние полного безразличия, равнодушия.
  • Аперитив — напиток, подаваемый перед едой и вызывающий аппетит, слюноотделение и улучшающий пищеварение.
  • Апломб – излишняя самоуверенность
  • Апогей – вершина, высшая степень, расцвет, кульминация.
  • Апокрифичный – недостоверный, маловероятный, мнимый.
  • Апологет – ярый приверженец и активный защитник какой-либо идеи, мнения, теории, чрезмерно и предвзято их восхваляющий
  • Аподиктический – безусловно достоверный, основанный на необходимости, неопровержимый.
  • Апология – непомерное восхваление, предвзятая, необъективная позиция в силу особой заинтересованности по отношению к явлению, предмету или личности.
  • Апория – логическое затруднение, непреодолимая проблема, вступающая в противоречие с очевидными фактами.
  • Апофения – поиск структуры или закономерности в случайных или бессмысленных данных

Апофео́з — феерическое окончание, завершение какого-либо процесса. Прославление, возвеличение кого-либо или чего-либо.

  1. Аппелировать — обращаться
  2. Апперцепция – зависимость восприятия от личного прошлого опыта и индивидуальных особенностей.
  3. Аппета́йзер — закуска, которая подается перед основными блюдами либо в качестве отдельной лёгкой трапезы.
  4. Аппроксимация – приближение результатов, выражение сложных объектов и явлений упрощенными аналогами близкими по сути.

Априори – изначально принимаемое утверждение, не требующее доказательств и подтверждения опытом. Апостериори — знания полученные опытным путем.

Апробировать — испытывать.

Артефакт – что-то искусственно сделанное, предмет изготовленный человеком, представляющий некую ценность.

Архаизм — устаревшее слово, вышедшее из употребления. В общем смысле — пережиток прошлого.

  • Архетип – изначальные врожденные схемы образов, характерные для коллективного или массового сознания.
  • Асимптотически — бесконечно приближаясь.
  • Аскетизм — образ жизни, характеризуемый самоограничением, прежде всего на удовольствия и роскошь; крайняя скромность и воздержание.

Источник: https://sportguardian.ru/article/5079/slovarj_nauchnih_terminov

Словарь терминов для написания научно-исследовательской работы

Абстрагирование – исследовательский метод, заключающийся в изолированном рассмотрении одного выделенного параметра без учёта всех остальных.

Актуальность – важность изучения данной проблемы для современной науки и практики. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

  • Анализ – теоретический метод исследования, предполагающий такую мыслительную операцию, при которой исследуемый процесс или явление расчленяется на составляющие для их специального и углубленного самостоятельного изучения.
  • Аналогия – мыслительная операция, при которой побирается подобие, прототип.
  • Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.
  • Беседа – эмпирический метод, предполагающий личный контакт с отвечающим.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений; строится по внутренней логике: «Если…, то…». Это логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.

Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям: не включает в себя слишком много положений; не содержит не однозначных понятий; выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею; проверяется и прикладывется к широкому кругу явлений; не включает в себя ценностных суждений; имеет правильное стилистическое оформление.

Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод обо всей совокупности таких случаев.

Задачи исследования – поэтапные действия, представляющие своеобразный алгоритм для достижения стратегической цели исследования.

Идеализация – проектирование идеального, с точки зрения исследователя, образа явления или процесса, т.е. теоретической модели; применяется при выработке гипотез.

Идея – определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п.

Индукция – вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.

Исследовательское задание – элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.

  1. Категория – форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.
  2. Классификация – теоретический метод исследования, основанный на упорядочении изучаемых объектов, фактов, явлений по отношению друг к другу.
  3. Конкретизация – процесс, обратный абстрагированию, предполагает нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего объекта.
  4. Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.
  5. Конъюнктура – создавшееся положение в какой-либо области общественной жизни.

Краткое сообщение – научный документ, содержащий сжатое изложение результатов (иногда предварительных), полученных в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа – оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе.

Ключевое слово – слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.

Метод исследования – способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.

Методы исследования делятся на теоретические (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, идеализация, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, моделирование, классификация, обобщение) и эмпирические (наблюдение, беседа, оценка экспертов, самооценка, изучение опыта, опытная работа, обследование, эксперимент).

  • Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
  • Моделирование – теоретический метод исследования, предполагающий построение модели.
  • Мониторинг – постоянный надзор, регулярное отслеживание результатов исследования.
  • Наблюдение – наиболее информативный метод исследования, позволяющий увидеть со стороны изучаемые процессы и явления, доступные для восприятия.

Научный факт – событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.

Новизна – степень вклада в настоящую отрасль науки или науки в целом.

Обзор – научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами ее развития.

Обобщение – одна из важных мыслительных операций, в результате которой выделяются и фиксируются относительно устойчивые свойства объектов и их отношений.

Обследование – изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации, что определяется целями и задачами исследования.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на что направлено познание или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.

  1. Опытная работа – метод внесения предварительных изменений, инноваций в процесс в расчете на получение более высоких его результатов.
  2. Проблема – противоречивая ситуация, возникающая в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических положений.
  3. Практическая значимость – характер использования результатов данной исследовательской работы в практике.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Предмет исследования конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.

Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема (научная) – противоречие между наличествующим и должным.

Проблема способствует определению направления в организации исследования и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности.

Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.

  • Синтез – мыслительная операция, в ходе которой из выявленных элементов и фактов восстанавливается целостная картина.
  • Сравнение – теоретический метод, предполагающий сопоставление объектов с целью выявления их сходства и отличий, общего и особенного.
  • Теоретическая основа – концептуальные положения (идеи, принципы), на которые опирается исследование.

Теория – учение, система идей или принципов, совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.

Умозаключение – мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.

Фактографический документ – научный документ, содержащий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета исследования или собранную в результате научно-исследовательской работы.

Цель – конечный результат работы, которые формулируется на основе гипотезы. Это конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

Эксперимент – общий эмпирический метод исследования, в основе которого лежит строгий контроль за изучаемыми объектами в управляемых условиях/

Источник: https://pedtehno.ru/content/slovar-terminov-dlya-napisaniya-nauchno-issledovatelskoy-raboty

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector