Читательский дневник для студентов — виды, структура, как заполнять

В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:

  • дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.Читательский дневник для студентов - виды, структура, как заполнять - Для студента
  • дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также «заметки на полях», то есть краткие замечания о книге.
  • дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. О нем поговорим подробнее.

Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

  • ФИО автора произведения
  • Название произведения
  • Число страниц
  • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
  • В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
  • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
  • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
  • Отзыв о книге.
  • Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
  • Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:

  • Список критической литературы по произведению или автору.
  • Выписки понравившихся фраз, выражений.
  • Краткая биография писателя.

Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.

Можно ли помогать ребенку вести дневник?

Да, особенно в начальных классах это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.

Шаблоны читательского дневника

Многие взрослые не уделяют должного внимания формату и внешнему виду читательского дневника, и дети не испытывают желания их заполнять.

Но давайте подумаем: какие мотивы чтения у ребенка? Почему он читает (особенно дети до 6 класса)? Зачем он заполняет дневник? Вряд ли в этом возрасте он делает это осознанно, скорее всего, его просто «заставили».

Но мы должны помнить, что детям может быть просто интересно работать в большой и красивой тетради, заполнять таблички и т.д. Поэтому мы предлагаем уделить особое внимание оформлению читательского дневника и предлагаем несколько шаблонов.

Источник: https://www.family-port.ru/ChitatelskiiDnevnik.html

Читательский дневник

Как мама и педагог, я думаю, что ведение читательского дневника — это неплохая идея, вот только реализация этой задумки в наших школах очень слабая. Дети ведут читательские дневники как повинность и делают это только для учителя.

Зачем вести читательский дневник

Поверьте, читательский дневник ребенку нужно вести не во время летних каникул, и не со «школьной скамьи». Его нужно заполнять с той поры, как маленький человек научится сам читать.

С каким воодушевлением будет смотреть на эту тетрадочку ваш ребенок, когда там появится первая запись. Это не просто дневник, это память и гордость.

Ваш малыш будет дорожить своим читательским дневником, будет сам заносить туда записи о прочитанных книгах и писать свое мнение о прочитанном.

Через несколько лет ученик, листая этот дневник, вспомнит о своей первой книжке, увидит сколько раз он перечитал любимую сказку, а позже интересные рассказы и романы. Возможно кто-то из школьников продолжит вести такой дневник и после школы, а потом покажет этот дневник своим детям.

Сейчас я уже и не вспомню сколько раз я сама перечитала «Мастера и Маргариту» Булгакова и когда последний раз читала сказы Бажова, а читательский дневник бережно сохранит все эти записи.

Лучше всего для читательского дневника взять толстую тетрадку. Тоненькой (18 листов) тетрадочки будет мало, да и потеряться такому тонкому дневнику несложно. Можно взять тетрадочку с плотной обложкой в 48 листов или больше. Некоторые дети предпочитают вести свой читательский дневник на компьютере. Это тоже удобно, легко найти нужную книгу и дату чтения.

Если вы будете вести читательский дневник в тетрадке, то ее придется расчертить. Каждый листок нужно разделить на 3 столбца:

  • название произведения и автор,
  • дата прочтения,
  • отзыв или заметка о прочитанном.

Нет никакого смысла писать сколько листов в прочитанной книжке. Сейчас много детей читают книги в электронном виде, да и количество страниц зависит от формата, поэтому такой колонки в нашем дневнике не будет.

Читательский дневник для студентов - виды, структура, как заполнять - Для студента

Первый столбец

Заполняем первый столбец. Я думаю, лучше писать сначала название книги, а потом автора, т.к. дети быстро могут вспомнить название литературного произведения, а имя автора часто забывают.

Источник: https://gamejulia.ru/chitatelskiy-dnevnik.html

Дневник преддипломной практики

Цель статьи — помочь вам подготовить дневник по практике и понять, что это и зачем нужно.

На преддипломную практику студент отправляется, когда у него уже готовы содержание, введение и первая глава ВКР. Для остальных практик отдельные документы не требуются.

  • По итогам преддипломной практики вам нужно собрать исходные данные для работы и сделать анализ для второй главы, выявив проблемы исследования.
  • Здесь — 127 пунктов, которыми можно заполнить дневник практики.
  • Эти пункты подходят для всех видов практик: преддипломной, производственной, учебной (учебно-ознакомительной)

Проходя преддипломную практику, студент должен

Дневник преддипломной практики — это небольшая книжечка обычно формата А5, в которой страницы оформлены в виде таблиц, куда нужно вписать большое количество задач, которые студент выполняет на практике.

В распечатанном виде его можно получить на своей кафедре. Иногда, правда, приходится печатать самостоятельно из методички по практике.

Преддипломная практика идёт перед последним курсом. Цель — собрать материалы для второй и третьей главы ВКР. Результат: дневник, отчёт и наработки для второй и третьей главы ВКР.

Производственная практика — за год до преддипломной практики. Цель — ознакомиться со специальностью, по которой потом будет работать выпускник. Результат — дневник и отчёт.

Учебная (учебно-ознакомительная) практика — за год до производственной практики. Цель — применить первично полученные навыки и знания на предприятии или в вузе. Результат — дневник и отчёт.

Преддипломная и производственная практика могут быть объединены. А учебной практики — вообще может не быть.

Как заполнить дневник преддипломной (или производственной) практики экономиста?

Заполнение состоит из следующих шагов:

  1. посчитать дни, приходящиеся на практику;
  2. посмотреть пример заполнения дневника преддипломной практики;
  3. по аналогии заполнить строки дневника множеством пунктов, которые приведены ниже;
  4. и посмотреть несколько важных вопросов в конце статьи — чтобы не сделать лишней работы

Берём методичку по практике и дневник по практике и проставляем в дневнике даты, для этого нужно:

  1. Определить сколько дней всего идёт практика (Это пишут в методичке или в приказе на практику, варианты: 2 недели, 4 недели, 8 недель)
  2. Поставить даты в дневник — от первого дня до последнего (кроме выходных дней).
    Даты можно посмотреть с помощью вот этого сервиса: определение дней недели и дат для дневника практики.
    То есть на каждую неделю на практике у вас будет в дневнике по 5 строк (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница).

Заполненная страница дневника выглядит примерно вот так:

Читательский дневник для студентов - виды, структура, как заполнять - Для студента

  1. Напротив каждого дня нужно будет написать несколько задач, которые вы делали. Получится что-то похожее на рисунок ниже. Отметку о выполнении поставит руководитель. Обычно там пишут слово «выполнено».
  2. Если в реальности вас на практике вообще не было, пункты придётся придумывать. Их должно быть 3-5 штук в каждой клетке.

Для заполнения дневника могу порекомендовать следующий список пунктов, которые вы можете себе переписывать своими словами. Иными словами, в дневнике вы пишете что-то похожее на это:

Строка таблицы в дневнике практики для первого дня
  • знакомство с сотрудниками
  • оформление документов для прохода на предприятие
  • ознакомление с внутренними документами
Второй день
Третий день
  • подготовка какого-нибудь отчёта
  • поездка с бухгалтером в банк
Четвёртый
  • составление excel-таблицы для фин. анализа
Пятый день
  • продолжение составления таблицы

Думаю, логика заполнения дневника вам уже понятна. Дальше идёт список возможных пунктов и некоторые важные вопросы.

Задачи на каждый день различаются в начале, середине и конце практики. Все задания можно поделить на 3 группы:

  1. знакомство с местом практики (объектом практик);
  2. повседневные задачи по изучению места практики и исполнению рабочих задач;
  3. заполнение дневника и отчёта по практике и получение отзывов и печатей

Сначала практикант приходит на практику и первые 3 дня знакомится с местом практики. В дневник можно вписать примерно такие пункты

  1. Знакомство с компанией в целом
  2. Знакомство с руководством предприятия и со своим непосредственным руководителем
  3. Знакомство с руководителем практики
  4. Оформление документов о прибытии на практику
  5. Подписание приказа о доступе на предприятие
  6. Прохождение инструктажа по технике безопасности
  7. Ознакомление с положением о коммерческой тайне
  8. Подписание документов о коммерческой тайне
  9. Инструктаж по корпоративному поведению
  10. Знакомство с сотрудниками организации

Основной срок практики студент должен готовить материалы, описывающие объект и предмет исследования (что такое объект и предмет исследования). На эти задачи обычно выделяют в дневнике все дни практики, кроме последней недели.

  1. Ознакомление с организационной структурой организации
  2. Составление организационной схемы управления компанией
  3. Знакомство с деятельностью организации в целом
  4. Оценка масштабов работы компании
  5. История создания и развития предприятия
  6. Составление краткой характеристики предприятия
  7. Ознакомление с отраслью предприятия в России
  8. Изучение юридических аспектов деятельности организации
  9. Изучение нормативно-правовых актов, регулирующих работу предприятия
  10. Составление договора на оказание консультационных услуг клиенту компании
  11. Копирование договоров купли-продажи и их корректировка под новых клиентов
  12. Ответы на телефонные звонки и консультации по телефону
  13. Приём заявок на обслуживание
  14. Заполнение расходных накладных
  15. Заполнение приходных накладных
  16. Сбор отчётности по операционной деятельности организации
  17. Изучение архивов организации
  18. Копирование и подшивка документов организации для архивации
  19. Присутствие на переговорах с поставщиками
  20. Участие в оперативном совещании
  21. Сверка расчётов с контрагентами на основании данных бухгалтерской отчётности
  22. Внесение изменений по контрагентам в программу 1С: Предприятие
  23. Изучение теории по теме работы и отчёта
  24. Выбор источников для проведения анализа
  25. Составление списка приложений
  26. Составление списка литературы
  27. Подготовка приложений с отчётностью
  28. Составление таблиц с общими показателями организации
  29. Подготовка и анализ бухгалтерских документов
  30. Подготовка структуры анализа финансового состояния
  31. Выбор разделов проведения финансового состояния
  32. Проверка собранных документов на опечатки и другие ошибки
  33. Оценка динамики и структуры имущества компании
  34. Оценка динамики и структуры капитала компании
  35. Основные показатели экономического состояния организации
  36. Основные показатели экономических результатов организации
  37. Оценка основных показателей экономического состояния и экономических результатов
  38. Изучение технико-экономических показателей предприятия
  39. Подготовка материалов для анализа
  40. Составление схемы анализа
  41. Выбор разделов анализа
  42. Изучение форм отчётов, применяемых организацией
  43. Подготовка управленческой отчётности для анализа
  44. Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  45. Оценка экономической безопасности предприятия
  46. Анализ маркетинговой деятельности предприятия
  47. Проведение анализа цен конкурентов и составление пояснительной записки для руководителя
  48. Проведение анализа движения денежных средств, кредитных и расчетных операций
  49. Изучение штатного расписания предприятия и организационных задач компании
  50. Проведение анализа готовой продукции и производственных запасов
  51. Проведение анализа основных средств и нематериальных активов
  52. Проведение анализа эффективности труда и расчетов по его оплате
  53. Оценка амортизации оборудования на предприятии
  54. Участие в проверке заполнения отчётности предприятия
  55. Подготовка исходных данных для индивидуального задания
  56. Общение с руководителем по поводу миссии и задач организации
  57. Изучение организации, основной деятельности, состава и структуры организации.
  58. Изучение нормативных документов, регламентирующие деятельность организации, видов и содержание учредительных документов, организационно-правовой формы предприятия, формы собственности, виды уставной деятельности.
  59. Учредительные документы и основные нормативно-правовые акты
  60. Изучение обязанностей и должностных инструкций работников организации.
  61. Изучение технико-экономических показателей.
  62. Ознакомление с порядком ведения бухгалтерского учета.
  63. Изучение организации системы оплаты и стимулирования труда.
  64. Изучение планов продаж организации, изучение плановых нормативов, приказов по организации планирования в организации, методических рекомендаций и распоряжений.
  65. Изучение основные показателей, применяемые для оценки деятельности организации.
  66. Оценка бухгалтерского баланса предприятия (динамика кредиторской и дебиторской задолженности, производственных запасов, готовой продукции на складе, валюты баланса и др.)
  67. Анализ дебиторской задолженности, изучение собственных, заемных средств, анализ формирования оборотных средств организации.
  68. Анализ кредиторской задолженности организации.
  69. Изучение порядка и механизма ценообразования (определения стоимости) продаваемых товаров.
    ПЭВМ, программы и оргтехники, применяемые в работе учреждения.
  70. Работа в программе «1С предприятие 8.0» и «Клиент-Банк».
  71. Проведение анализа финансовой устойчивости предприятия
  72. Проведение оценки ликвидности предприятия
  73. Проведение оценки платежеспособности организации.
  74. Изучение практики взаимоотношений организации с банками и другими кредитными учреждениями.
  75. Изучение платёжных и расчётных процедур, действующих в организации
  76. Состояние расчетной и платежной дисциплины.
  77. Изучение форм расчетов, применяемых организацией.
  78. Участие в платежно-расчетной работе.
  79. Участие в оформлении первичных документов (счет — фактур, товарных накладных)
  80. Изучение взаимоотношения с налоговыми учреждениями, бюджетами различных уровней, внебюджетными фондами.
  81. Изучение взаимоотношения с клиентами (поставщиками и заказчиками или покупателями).
  82. Участие в платежно-расчетной работе.
  83. Работа с первичными документами и корреспонденцией.
  84. Изучение порядка формирования, разработки и утверждения ассортимента продукции
  85. Изучение источников поступления товаров
  86. Анализ ассортимент продукции. Работа с прайс-листами.
  87. Ознакомление с порядком приемки и доставки товаров, их документальным оформлением и видами используемых транспортных средств.
  88. Участие в оформлении первичных документов.
  89. Участие в составлении заявок на завоз продукции от поставщиков.
  90. Изучение работы с поставщиками по определению ценового уровня на поставляемые товары.
  91. Ознакомление с рекламной деятельностью предприятия
  92. Участие в заказе рекламной продукции, визиток, сувениров для покупателей и т.д.
  93. Изучение организации материальной ответственности.
  94. Изучение порядка проведения инвентаризаций, взыскания потерь и недостач.
  95. Проведение оценки экономического положения.
  96. Анализ отчета о прибылях и убытках
  97. Анализ собственного капитала организации.
  98. Изучение договоров поставщиков и покупателей.
  99. Работа с первичными документами и корреспонденцией.
Читайте также:  Как описать актуальность темы курсовой правильно - важная информация с примерами

Пункты в конец дневника — задачи по оформлению дневника, отчёта по практике, подготовка 2-х отзывов (характеристик) и получение подписей и печатей

  1. Изучение требований к оформлению отчёта
  2. Составление шаблона отчёта
  3. Составление содержания отчёта
  4. Составление отчета о прохождении практики
  5. Проверка выводов и официальных документов организации
  6. Подготовка выводов по выполненному анализу
  7. Подготовка диаграмм и графиков в отчёт
  8. Определение направлений путей улучшения деятельности
  9. Изучение аналогичных ситуаций в других компаниях
  10. Предложение рекомендаций по совершенствованию деятельности компании
  11. Предложение мероприятий по совершенствованию
  12. Подготовка черновика отчёта по практике
  13. Заполнение дневника по практике
  14. Получение характеристики руководителя практики от предприятия
  15. Предоставление отчёта на проверку руководителю практики
  16. Оформление чистового варианта отчета по практике
  17. Оформление отчета по практике и предоставление его на проверку руководителю практики.
  18. Сбор документов, подписей и печатей

Если вам не хватило пунктов для заполнения дневника — всё-таки они в основном для экономистов, то вам нужно сделать две вещи:

  1. скачать из сети несколько должностных инструкций по той специальности, по которой вы проходите практику. Там пишут, какие задачи вы должны исполнять на той должности, по которой практика
  2. если вы реально ходите на практику — просто записывайте то, что делают люди, работающие на соседних местах.

Теперь нескольких важных вопросов, которые возникают при его заполнении.

  1. Строго ли проверяют дневник по практике? Нет, не строго. Он просто описывает то, что практикант делает каждый день на месте практики. Что там проверять. Более детально проверяют отчёт по практике (подробней о том, как подготовить отчёт о преддипломной практике).
  2. Можно ли писать сразу в нём, без черновиков? Да, можно. Некоторые студенты заполняют этот дневник непосредственно перед сдачей. Хотя если у вас есть сомнения, можете сделать на черновике сначала. Но смысла в этом особого нет.
  3. А если каждый понедельник экономист делает одно и тоже делает, то можно так и писать — одно и то же каждый понедельник? Можно одно и то же, лишь бы это в глаза не бросалось: синонимы используйте, порядок пунктов меняйте и всё такое
  4. А одно и тоже писать можно, если это действительно так? Одно и то же в принципе можно. Но, повторюсь, лучше немного уникализировать. Например: анализ выполнения плана = оценка достижения целей по товарообороту.
  5. Где ставить печати на дневнике практики (на примере вуза, где я когда-то преподавал — «Инжэкон»). Обычно нужно поставить три круглых печати предприятия: на титульном листе (поверх слов «Руководитель практики от предприятия»); в характеристике на студента с места прохождения практики (в правом нижнем углу); в отзыве руководителя практики от организации (также в правом нижнем углу).

Если вы не хотите самостоятельно заполнять дневник преддипломной практики — его всегда можно заказать на любой студенческой бирже — это довольно недорогая работа, которую вам сделают за очень короткий срок.

Источник: http://diplom35.ru/preddiplomnaya-praktika/dnevnik-preddiplomnoj-praktiki/

Заполненный дневник по производственной практике: примеры

Читательский дневник для студентов - виды, структура, как заполнять - Для студента

Практика может быть учебной, производственной, преддипломной, но она всегда — часть образовательной программы. Производственная практика – среднее звено между учебной практикой, проходящей в учебном учреждении путем решения практических задач, и преддипломной (название говорит само за себя).

Место практики выбирается студентом-практикантом самостоятельно с учетом выбранной специальности:

  • для студента, обучающегося на юридическом факультете —  это правовой отдел, суд или полиция,
  • для бухгалтера – бухгалтерия,
  • для менеджера и товароведа — отдел снабжения,
  • для обучающегося экономике – планово-экономический отдел,
  • для воспитателя – детский сад,
  • для повара и технолога – организации общественного питания, где можно посмотреть технологию приготовления пищи,
  • для специалиста в области туризма — турфирма.

Если такого места практики нет, студента может направить на практику учебное учреждение. После прохождения производственной практики в учебный отдел необходимо представить отчет по практике, дневник и характеристику.

Дневник – это основной документ, на основе которого преподаватель может оценить практическую деятельность студента (студентки) вне стен учебного заведения.

Можно сравнить его со школьным дневником – также руководитель дает задания, а практикант должен их исполнить.

Единственное отличие – преподаватель не работает напрямую со студентом, а доверяет его в руки профессионалов, которые смогут поделиться с ним секретами мастерства в практической работе.

Дневник вместе с отчетом и характеристикой являются пропуском студента к экзаменам, поэтому информация в дневнике должна быть достоверной и полной. Достоверность указанных в нем выполненных заданий подтверждается подписью представителя организации, поэтому отнестись к его заполнению нужно как в школе — ответственно, чтобы потом не переделывать.

Скачать в интернете готовый дневник на студенческих сайтах можно, но не рекомендуется – требования у учебных учреждений к заполненному дневнику по практике разные, и придется еще раз сто переделывать

Во  многих учебных учреждениях практикуется защита отчетов по практике. Поэтому к его оформлению нужно вдвойне ответственно подойти, чтобы «не спалиться» на защите.

До начала практики руководитель от техникума или ВУЗа проводит инструктаж студентов и выдает:

  1. бланк дневника;
  2. программу (методические рекомендации);
  3. направление на практику.

Бланк дневника, программу практики (методические рекомендации), образцы (примеры) оформления документов можно посмотреть на сайте учебного учреждения.

При оформлении дневника практикант должен внимательно изучить методические рекомендации – в них указано, в какие сроки и в каком виде проходит практика, ее цель и задачи, а также даны рекомендации по заполнению дневника и оформлению отчета

На предприятии студент  в первую очередь знакомится с отделом кадров – туда он отдает направление на практику, подписывает согласие на обработку персональных данных, знакомится с локальными актам организации:

  • уставом;
  • положением об отделе, в котором будет проходить практику;
  • правилами технической эксплуатации оборудования.

там же он должен пройти инструктаж по технике безопасности и противопожарной профилактике. И только после этого ознакомиться с рабочим местом.

Руководитель организации может сам руководить практическим процессом, либо принять управленческое решение и поручить управление процессом практики сотруднику.

В случае нарушения правил внутреннего распорядка руководитель практики (организации) может отразить замечания в дневнике, что отрицательным образом скажется на оценке. В случае болезни практикант обязан проинформировать об этом руководителя практики от предприятия.

Но это не значит, что время пропуска не придется отрабатывать – в период прохождения практики к студенту будут относиться как к полноценному работнику.

Читайте также:  Структура вида: понятие о популяции и подвиде

Во время прохождения практики в конце каждого рабочего дня практикант должен заполнять дневник прохождения практики, фиксируя в нем выполненные задания. В интернете можно скачать различный дополнительный материал по деятельности места прохождения практики, что будет несомненным плюсом для работы. Отчет по практике также может быть положен в основу дипломной работы студента.

Дневник нужно заполнить правильно, по форме, утвержденной образовательным учреждением. В нем обязательно проставляются подписи лиц, направивших студента на практику (от учебного заведения) и принявших (от места прохождения практики). Дневник по практике может также содержать индивидуальные задания руководителя. Бланк дневника можно скачать с сайта учебного учреждения.

Дневник должен содержать информацию о практической деятельности студента:

  • экономисты могут составлять отчетность по бухгалтерскому учету;
  • обучающиеся на технологическом факультете с учетом знаний основ программирования составлять программы и знать основы механизации;
  • агроном может принимать участие во внесении удобрений, в процессе культивирования растений;
  • психолог может составлять психологический портрет;
  • обучающийся менеджменту –  в формировании заказ-нарядов, продвижении товара на рынке.

Готовый дневник практики нужно подписать у руководителя практики с места ее прохождения и поставить печать. Отчетность по практике сдается в учебный отдел по месту прохождения обучения.

Правила заполнения дневника по производственной практике

Скачивать бланки и пособия  можно в электронном виде с сайта учебного заведения.

В дневнике обязательно заполняются графы «прибыл» и «убыл», чтобы зафиксировать даты начала и окончания практики. Рекомендуется в течение практики от учебного заведения показывать руководителю дневник, чтобы потом его не переделывать. Преподаватели всегда готовы пойти навстречу студенту и уделить несколько минут своего времени

Основные правила заполнения дневника, которые важно запомнить:

  1. Текст в дневнике должен быть читаем.
  2. Допускается напечатать на компьютере и подписать у руководителей.
  3. Мероприятия в дневнике должны быть связаны с профилем обучения студента.

Студент ежедневно заполняет дневник производственной практики. Желательно регулярно предоставлять дневник руководителю практики от организации для согласования правильности записей.

После прохождения практики студент предоставляет в учебный отдел учебного учреждения отчет о прохождении практики, дневник практики и характеристику, заверенную руководителем той организации, на базе которой осуществлялось прохождение практики

Источник: http://100umov.ru/services/otchet-po-praktike/zapolnennyy-dnevnik-po-proizvodstvennoy-praktike/

Проект «Мой читательский дневник»

Количество слов и их сочетание находятся в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть и поводов к обогащению языка.

Интерес к художественной классической литературе снижается год от года. И это объяснимо: чтение требует уединения и безмолвия, а жизнь современного школьника сопровождают бешеные скорости, информационные потоки. Не хватает времени на «погружение» в текст, на обдумывание прочитанного.

Другой вопрос, который волнует каждого любителя чтения – что читать: русскую литературу (и сохранить свою национальную, веками сложившуюся традицию) или развлекательное чтиво.

Третий вопрос: как не забыть те мудрые мысли, которые нам откроются со страниц книг. Все эти вопросы так или иначе возникают у пытливого читателя.

  • Цель проекта – составить читательский дневник, развивающий мышление и речь школьников.
  • Объект исследования – читательский дневник.
  • Предмет исследования – история происхождения дневников, их особенности и структура.
  • Гипотеза — я думаю, что читательский дневник помогает развивать критическое мышление и кругозор школьников, тем самым является разновидностью литературного дневника.
  • Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
  • 1) изучить значение и происхождение дневника как жанра литературы;
  • 2) определить цели ведения читательского дневника, его виды и особенности;
  • 3) проанализировать особенности читательских дневников для младших школьников и пятиклассников;
  • 4) составить памятки – советы по созданию читательского дневника.

Методы исследования: анализ и обобщение литературы по вопросу проекта, опрос, анкетирование. Главным методом проекта является индуктивный: в процессе анализа отдельных дневников делаются обобщения на уровне типологии, жанрового содержания, стиля, композиции и других структурных элементов читательского дневника.

ГЛАВА 1. ДНЕВНИК КАК ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ.

Литературный дневник имеет большую и богатую историю. Его истоки восходят к поздней античности. Прообразом дневника были «Размышления» Марка Аврелия. Последующие эпохи внесли значительные изменения в структуру жанра, но не изменили его сущность. Дневник остался разговором с самим собой, монологом, обращенным не к слушателю или читателю, а к себе, в расчете на чтение в будущем [7].

Во все времена сохранялся устойчивый интерес к дневнику, но пик интереса к этому жанру приходится на конец XVIII века — XIX век. В дневнике нашло отражение стремление личности описать свои чувства и мысли при столкновении с нормами и правилами жизни государства[2].

Дневник был распространен как среди писателей, так и среди простых людей. Дневники вели художники, музыканты, политические деятели, путешественники, актеры и даже грамотные крестьяне.

Мемуары — записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий [4]. С исторической точки зрения мемуары уступают дневнику. Дневниковый жанр более оперативен, достоверно передаёт мысли и чувства создателя.

Дневник занимает промежуточное место между рукописной и печатной литературой. Оставаясь по своей природе «камерным» жанром, дневник тяготел к чтению в узком — семейном или дружеском — кругу, что не предполагало тиражирования.

В то же время у друзей, близких и литературных поклонников дневниковеда нередко возникало желание сделать документ личной жизни автора достоянием общественности. Но в XIX веке число прижизненных публикаций дневников ничтожно мало.

Дневник в рукописной форме остается литературным жанром и участвует с другими на равных в литературном процессе.В моду вошло чтение дневников в дружеском кружке с целью проверки нравственных понятий, философских мыслей, жизненных правил, над которыми автор работал и размышлял в своей летописи.

Рост популярности дневника нашел отражение и в «большой» литературе». В жанре дневника написаны как целые произведения («Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник семинариста» И.С. Никитина, «Дневник Павлика Дольского» А.Н.

Апухтина), так и отдельные части и главы («Журнал Печорина» в романеи Лермонтова, «Дневник Левицкого» в «Прологе» Н.Г. Чернышевского, «Демикотоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова). Эти произведения нам еще только предстоит узнать [3].

В XIX веке определились четыре формы бытования дневника. Наиболее продуктивной формой был собственно дневник. Три другие в той или иной степенибыли связаны с двумя популярнейшими (наряду с дневником) жанрами нехудожественной прозы — письмом и воспоминаниями. Взаимодействие жанров открывало новые перспективы, прежде всего в плане литературного общения.

Последней жанровой формой был дневник, встроенный в мемуары. Причем, он выполнял не функцию материала для более поздних воспоминаний, а воспринимался как оригинальное произведение. Дневниковая часть в таком своеобразном сочетании и соотносилась и противопоставлялась основному тексту по принципу синхронии-диахронии, что создавало исключительный эстетический эффект[7].

В XX веке традиции написания дневников сохраняется. Во второй половине XX века наметился поворот в сторону изучения некоторых аспектов дневниковой прозы.

Главным событием в этом направлении было признание дневника литературным памятникомфактом его публикации в серии «Литературные памятники».

Дневник перестал восприниматься толькокак вспомогательный, служебный материал для научных исследований в области литературы, истории и других общественных наук. Литературоведческая мысль вплотную подошла к осмыслению дневника как научной проблемы[7].

История изучения дневника существенно отличается от исследования других литературных жанров. На протяжении полутора веков среди критиков и литературоведов господствовало упрощенное представление о дневнике. Лаконично и прямолинейно его выразил В.Я. Лакшин в работе о дневниках Л.Н. Толстого: « письмо, дневник — самые повседневные и доступные любому жанры творчества» [1].

ГЛАВА 2. ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

Прежде чем говорить о читательском дневнике, обратимся к толкованию самого слова «дневник».

В большом энциклопедическом интернет словаре мы нашли следующую запись: «Дневник — записи личного, научного, общественного характера, ведущиеся день за днем.

В «Новом словаре русского языка» Т.Ф.Ефремовой мы обнаружили следующее определение: «1) а) Записи личного характера, ведущиеся изо дня в день; тетрадь для таких записей. б) Записи наблюдений, событий и т.п., ведущиеся изо дня в день во время работы, путешествия и т.п. 2) Тетрадь для записи заданных ученику на дом уроков и выставления оценок» [5]. Автор определяет это слово как многозначное.

В «Толковом словаре русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова» четыре значения: «1. Записки личного характера, ведущиеся изо дня в день (книжный) .2.

Ежедневные записи научных наблюдений, производимых во время экспедиций и исследований. 3. Книга, в которую записываются служебные операции, производимые в течение дня; журнал (канц.). 4.

2.2. Цели читательского дневника.

Что такое читательский дневник? Каковы его цели и задачи?

Мы понимаем, что ведение читательского дневника — не цель, а средство! Чтобы полученные при чтении книг знания не потерялись, и нужен читательский дневник.

  1. Ведение читательского дневника позволит:
  2. 1)полюбить книгу и процесс чтения;
  3. 2)повысить качество чтения;
  4. 3)расширить кругозор читателя;
  5. 4)развить его творческие способности.

Многие читающие ведут дневник: записывают, когда и какие книги прочитали, а также несколько слов о сюжете, основных героях и идеях книги. Возможно, они сами пришли к необходимости вести дневник, а, возможно, у них осталась привычка с детства.

Во многих школах учителя просят вести читательские дневники с первого класса, постепенно усложняя форму отчета о прочитанном.

В этом проекте мы рассмотрим, как лучше оформить дневник читателя и дадим несколько красочных и деловых шаблонов оформления.

Смысл читательского дневника в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Для ребенка это может быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках внеклассного чтения с помощью дневника можно вспомнить, какие книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета.

Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет.

2.3. Виды читательских дневников.

В зависимости от цели, которую преследует человек, можно выделить несколько видов дневников:

дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах.. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.

Читайте также:  Как жить в общежитии - 10 правил выживания, и советы коменданта

• дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также «заметки на полях», то есть краткие замечания о книге.

дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. О нем поговорим подробнее[8].

2.4. Сравнительный анализ читательских дневников.

Читательские дневники дети ведут и в начальных классах по советам учителей и родителей, он отличается по оформлению. В дневник чаще всего вписывается: дата прочтения, количество страниц, автор и название произведения. Так же ставиться подпись родителя, что означает, что ребенок действительно прочел это произведение.

Когда мы учились в начальной школе, за читательский дневник ставилась оценка, в зависимости от количества прочтения страниц. Такой вид работы был неинтересный, так как в нем не отражались впечатления от героев, эпизодов. В 5-ом класс ведение дневника стало как дополнительное занятие. Появились возможности для творчества и разнообразия вариантов оформления.

Так как можно было проявить себя.

Структура читательского дневника может быть разная. Проанализировав сайты Интернета, пожелания учеников нашего класса, мы подготовили рекомендации по ведению и оформлению дневника. В результате работы мы составили буклет «Советы начинающему дневниковеду». (Приложение 1).

Мы считаем, что с каждым годом читатель должен приобретать новые навыки работы с текстами, поэтому структура читательского дневника будет меняться. Нам кажется, что схематичность дневника должна быть заменена развернутыми размышлениями о роли героев, их характеристиками, анализами эпизодов. А в идеале приближенно к дневнику как литературному жанру.

Что может быть в читательском дневнике и как его заполнять? Это вы найдете в нашем буклете «Советы начинающему дневниковеду». (Приложение 2)

  • Кроме обычных сведений, можно рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • В начале работы над проектом мы поставили цель – составить читательский дневник для 5 класса, в котором будут основные пункты ведения.

Мы узнали, что дневник может быть литературным жанром, который известен нам еще со времен античности. Узнали много нового о том, что у этого жанра есть разные формы бытования.

Изучив литературу по теме, мы дали советы и рекомендации начинающему дневниковеду. И пришли к варианту оформления читательского дневника, то есть нам удалось составить читательский дневник для 5-ого класса.

Так же мы и сами попробовала себя в роли дневниковеда. Вести читательский дневник было интересным и новым для нас занятием. Благодаря полученным знаниям мы смогли более точно и красочно описать прочитанные произведения.

Свои наблюдения мы осветили в буклете «Советы начинающему дневниковеду».

Так как новая работа отличалась от того, что мы вели в начальной школе, это занятие порадовало нас разнообразием вариантов выражения мыслей и впечатлений. Было интересно и увлекательно.

Однако, как нам кажется, схематичность дневника должна быть заменена развернутыми размышлениями о роли героев, их характеристиками, анализами эпизодов. А в идеале эти записи должны быть приближены к дневнику как литературному жанру, поэтому следует включить в него отзывы о произведениях, рецензии и аннотации.

Советы начинающему дневниковеду.

1. Кто тебе посоветовал прочесть эту книгу (рассказ, сказку и т.п.)? Если выбрал сам, то почему именно ее? (Объясни выбор так, как есть)

2. Ты начал читать (а может, тебе читают). Тебе интересно? Почему? Опиши свои мысли.

3. Нарисуй иллюстрацию в самом начале чтения, когда еще мало узнал. Она может быть любой, по твоему желанию. Напиши несколько слов к нарисованному.

4. Наверняка, у тебя появился любимый герой. Пора создать его личную страничку! Вот вопросы тебе в помощь:

  1. • Опиши внешность героя,
  2. • Назови черты его характера
  3. • Каковы его любимые занятия

• Что он любит есть, его любимые слова, его привычки и т.д.

• Кто его друзья? Какие они?

• Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем?

• Есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?

• Нарисуй портрет любимого героя5. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом. Нарисуй к отрывку иллюстрацию.

6. Представь себя героем книги. Как бы тебя звали? Придумай себе имя, внешность. Опиши свой характер. Укажи, с кем бы ты дружил, где жил и т.д. Если хочешь, нарисуй свой портрет или сюжет со своим участием.

7. Вот ты и перелистнул последнюю страничку. Понравилась тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.

8. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел ее прочитать? Подбери и напиши такие волшебные слова.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

  1. ФИО автора произведения.
  2. Название произведения.
  3. Число страниц.
  4. Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.).
  5. В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
  6. Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
  7. Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
  8. Отзыв о книге.
  9. Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
  10. Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:

  1. Список критической литературы по произведению или автору.
  2. Выписки понравившихся фраз, выражений.
  3. Краткая биография писателя.

Источник: https://multiurok.ru/files/proiekt-moi-chitatiel-skii-dnievnik.html

Читательский дневник для школьника — что это и зачем?

Независимо, в каком классе учится ребенок, он должен иметь, как минимум два дневника. Дневник с оценками успеваемости и Читательский дневник.

Под читательским дневником подразумевается тетрадь или блокнот со специальной структурой. Во время летних и других каникул ученики получают задания от учителя литературы — прочитать определенное количество книг по списку, который оглашается в классе.

Уходя на каникулы школьники не перестают учиться. Они продолжают получать основы школьной программы. А чтобы учитель смог после каникул их проконтролировать, все прочитанные за каникулы книги отмечаются в читательском дневнике.

Да не просто отмечаются. В дневник заносятся автор произведения, его название. Также есть место, где школьник обязан написать краткое содержание прочитанной книги и охарактеризовать главных и второстепенных действующих лиц.

Придя на урок ученику будет уже не так сложно вспомнить, что он прочитал за лето. Краткое содержание поможет вспомнить сюжет и героев. И можно по этим записям сделать хороший пересказ.

На лето задают прочитать большое количество книг. И если все они регулярно заносятся в читательский дневник, то пятерка в новом учебном году по литературе школьнику обеспечена.

Мы постоянно пишем краткие содержания для читательского дневника и добавляем в данный список. По мере того, как кратчайшее содержание будет написано, мы добавляем ссылки на текст, который можно будет прочитать перед тем, как заполнить дневник.

Как заполнять читательский дневник

В каждой школе и даже в каждом классе учитель может предложить свою форму заполнения читательского дневника. Но одинаковой особенностью является наличие столбцов с названием произведения, датой его написания, автором и кратким содержанием о прочитанном.

В некоторых читательских дневниках также заносят жанр, год публикации и другие информационные данные.

Предлагаю один из вариантов читательского дневника в упрощенной форме.

Автор Год написания Жанр произведения Главные герои Кратко
Здесь мы пишем инициалы и фамилию автора, написавшего произведение Здесь мы пишем год написания – не год публикации. Нам важно, когда автор закончил работу над своим произведением. Под жанром подразумеваются такие категории, как роман, рассказ, поэма, повесть и др.Здесь указываем, к какому жанру относится данный вид произведения автора. Здесь перечисляем главных героев произведения. Желательно с краткой их характеристикой. И, наконец, очень кратко пишем, о чем написано в произведении, каковы главные особенности и выражаем свое мнение о прочитанном.
А.Б. Вавилов 2019 Роман Анна Игоревна – домохозяйка, играющая на пианиноФедор Поликарпович – плотник, который постоянно что-то чинит в доме у Анны ИгоревныВасёк и Масёк – два оболтуса, вечно болтающиеся у мамы Анны Игоревны под ногами Роман повествующий о нелегкой доле одинокой женщины Анны Игоревны, воспитывающей двух озорных мальчуганов.

  • Постоянный гость и помощник в доме Федор Поликарпович развил идею, как перевоспитать сорванцов.
  • Он готов жениться на Анне Игоревне, но та находит постоянные отговорки.
  • Роман – очень весёлый, читается легко и непринужденно.
  • Мое мнение
  • В жизни много разных интересных занятий и увлечений, которыми можно заинтересовать даже самых озорных мальчуганов.
  • Но с ними нужно всегда быть начеку, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.
  • А главный урок – надо всегда слушаться взрослых и тогда не придется хлюпать носом, когда тебя снимают с дерева вверх тармашками, как героев нашего романа.

Оформление обложек у читательских дневников тоже различны. Для учеников младших классов это могут быть красочные обложки со сказочными героями.

Школьники постарше предпочитают украшать обложку в соответствии со своими вкусами и интересами. Старшеклассники зачастую и вовсе не украшают, а берут обычную тетрадку и в последний день каникул быстро строчат в ней что попало или списывают из интернета.

Но лучше уделить время и внимание оформлению читательского дневника во время, а не после каникул. И заполнять его сразу же после прочтения книги, а не тогда, когда сюжет уже успеет размыться в памяти.

Предлагаю пример оформления обложки читательского дневника для самых маленьких читателей.

Источник: https://logoprav.ru/literatura/chitatelskij-dnevnik

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector