Анализ научных работ — пример и план разбора статей студентов

Анализ научной статьи – необходимое условие адекватного восприятия текста для дальнейшего использования сформулированных в нем положений. Сегодня издается большое количество научных печатных и электронных изданий. В огромном массиве информации нужно научиться выбирать те исследования, которые имеют реальную научную ценность и актуальность.Анализ научных работ - пример. План анализа научных статей студентов - Для студента

Зачем нужно анализировать научную статью и какие моменты нельзя пропустить

Цель аналитической оценки исследовательской работы, написанной другим автором, состоит в определении применимости изложенных в ней гипотез, теорий, вычислений для собственных разработок.

Любая наука – это процесс поиска и применения актуальных сведений для создания новых знаний.

Поэтому специализированные журналы – незаменимый источник информации, с помощью которого ученые обмениваются результатами собственных поисков.

Анализ – это способ исследования путем изучения структурных элементов того или иного явления, процесса, предмета. Научная публикация обязательно должна быть логично структурированной. В связи с этим она поддается аналитическому разбору и оценке.

Методика анализа научной статьи может разниться в зависимости от ее тематической направленности. Например, исследование, опубликованное в физико-математическом издании, разбирается иначе, чем в журнале с гуманитарным направлением. Но существуют и общие принципы, которым нужно обязательно следовать.

План анализа научной статьи составляется с учетом следующих ключевых элементов:

1. Формальные характеристики научного издания В исследовательском мире особую роль играет авторитетность того или иного журнала. Она определяется разными факторами:

  •  традиционная популярность (есть имена, пользующиеся непререкаемым авторитетом);
  • цитируемость, показывающая, что издание публикует актуальные исследования;
  • строгое рецензирование (обеспечивает отбор качественных статей);
  • тематическая направленность (чем она уже, тем вероятнее нахождение действительно полезного содержания для читателя).
2. Автор Известный в своей сфере ученый вызывает больше доверия и заинтересованности. Также нужно обратить внимание на то, какое научное заведение или университет представляет автор. Если статья написана в рамках какого-то гранта, это ей придает дополнительную ценность, ведь тема, представленная автором, прошла обоснование и конкурсный отбор.
3. Аннотация Перед основным материалом обязательно должны излагаться основные тезисы, гипотеза. Аннотация помогает читателю предварительно определиться с тем, будет ли текст полезен, интересен.
4. Актуальность и новизна Большинство журналов требуют от авторов отдельно выделять эти пункты в теле статьи. Читателю исследовательской работы важно изначально понять, какие проблемы она решает. Кроме того, исследовательская ценность состоит в том, чтобы такие решения имели методологическую новизну, новаторский подход, уникальную точку зрения на востребованную проблематику.
5. Стилистическое соответствие С первых строк читатель должен убедиться в том, что автор является серьезным специалистом в своем направлении. Необходимо соответствие строгим критериям стиля, терминологической четкости и целостности текста. Написать ценную научную работу может только человек, владеющий соответствующими навыками.
6. Последовательность изложения Научный текст обязательно имеет четкую структуру и логику изложения. Сформулированную в начале гипотезу необходимо всесторонне рассмотреть, используя строго определенные методы и источники. В завершение делаются обоснованные выводы.
7. Качество использованной литературы Еще перед чтением основного тела статьи обязательно откройте список использованной литературы. Это должны быть авторитетные и тематически подходящие тексты. Кроме того, одним из первых пунктов в самой статье является детальный разбор того, на какие предшествующие исследования опирается автор.
8. Детально описанная методология Без этого пункта изложенный материал утрачивает основательность и ценность. Только строго определенный метод дает ученому право выстраивать теорию и делать выводы.
9. Фактическая, экспериментальная составляющая Данные экспериментов, социологических опросов, наукометрических изысканий излагаются корректно и в рамках принятой терминологии. Специалисту в соответствующей сфере они должны быть понятны и удобны для восприятия.
10. Ценность и обоснованность выводов Заключительная часть текста излагается с учетом проведенного исследования. Выводы соотносятся с описанной ранее новизной, актуальностью, целевой направленностью.

При анализе также необходимо учитывать конкретный вид статьи. Например, аналитический обзор в социально-философской тематике будет сильно отличаться от изложения результатов экспериментов в прикладной инженерии.

Полезные советы по анализу публикаций в научных изданиях

У опытных ученых складывается собственная методика анализа научных текстов. Для начинающих исследователей будут полезны такие советы:

  • внимательно читайте требования к оформлению статей в сборниках по интересующей вас тематике (в них обычно выделяются все ключевые элементы, необходимые для составления качественного текста);
  • регулярно изучайте новые выпуски авторитетных изданий в вашей отрасли (даже если темы статей не относятся непосредственно к вашим изысканиям, вы будете совершенствовать свой стиль и учиться четко отображать все нужные элементы);
  • анализируя чужой текст, не воспринимайте его как истину в последней инстанции, даже если он написан авторитетнейшим автором (вырабатывайте в себе дискуссионность и критичность мышления).

Только большой опыт анализа многочисленных научных текстов поможет начинающему ученому выработать собственный стиль и научиться излагать свои мысли в рамках необходимой структуры.

Источник: https://sibac.info/blog/analiz-nauchnoy-stati-celi-struktura-poleznye-sovety

Анализ научной статьи, что это такое и как его написать?

Анализ  научной статьи – это объективная оценка написанного документа по нескольким параметрам (смысловая нагрузка, информативность, содержательность и т.д.), основанная на теоретической/практической значимости исследований, проведенных автором.

Для чего нужен анализ?

Основные моменты, исследуемые в процессе изучения будущей публикации для издания.

  1. Авторский профессионализм (стиль написания, манера подачи информации, соблюдение правил орфографии и т.д.)
  2. Отсутствие плагиата на другие труды, аналогичные теме исследования.
  3. Аргументированная обоснованность проделанных экспериментов, возможность их применения на практике.

Изучение трудов по разным тематикам – это возможность улучшить багаж знаний редактора по ряду направлений. Основная сложность заключается в работе с публикациями ученых с небольшим опытом.

Анализ научных работ - пример. План анализа научных статей студентов - Для студента

Что должно быть в готовом анализе?

Структура правильно-составленного документа – это:

  • название труда, данные об авторе/авторах, место публикации;
  • актуальность проведенных экспериментов;
  • наличие/отсутствие новизны;
  • жанр;
  • грамотность составления литературного обзора используемых источников;
  • репрезентативность фактов;
  • практическая/теоретическая значимость для выбранной отрасли;
  • аргументированность выводов автора.

Название труда, место публикации, соответствие стиля

В этой части указывается:

  • данные об авторе/авторах (ФИО, место работы, наличие ученой степени/звания);
  • информация о прошлых публикациях (название издания, степень его авторитетности, индекс цитирования и т.д.);
  • соблюдение требуемого стиля/содержанию заголовка документа.

Актуальность исследования

Редактор определяет степень востребованности темы исследования в современном обществе, опираясь на давность публикации или сроки будущего издания труда.

Новизна работы

Здесь рассматривается наличие/отсутствие новых данных, расценивающихся как значимый вклад в соответствующую отрасль.

Соответствие жанру

Описание этого пункта состоит из нескольких основных частей:

  • соответствие/несоответствие материала требованиям, выдвигаемым к оформлению академического текста и составлению научных трудов;
  • отсутствие громоздких словесных конструкций, уместность использования специализированной терминологии и т.д.;
  • доказательная база, ее весомость в изучаемом документе, использование схемы «тезис-аргумент»;
  • анализ количества используемых цитат и их соответствия выбранной теме исследования;
  • логическая взаимосвязь структурных элементов между собой.

Составление литературного обзора

В этом подразделе изучается качество использованных источников, их авторитетность в исследуемой отрасли, уровень релевантности, соответствующий теме документа.

Репрезентативность фактов

Грамотно-составленный труд содержит объективные, точные данные проделанных экспериментов/опросов/экспертных мнений. Наличие такой информации свидетельствует об исчерпывающей информативности представленного материала.

Теоретическая/практическая значимость

При анализе указанной части статьи, редактор составляет материал в режиме ответов на следующие вопросы.

  1. Предоставляет ли изложенная информация новые знания читателю?
  2. Где рациональнее применять результаты исследований? Что при этом изменится?
  3. Наличие/отсутствие апробаций.

Подробнее о теоретической и практической значимости можно прочитать тут.

Аргументированность выводов

В заключение проделанной работы, определяется объективность соотношения авторских выводов с информацией, представленной в научной статье.

Если у вас возникли сложности с анализом научных статей, обращайтесь к специалистам компании «Диссертация». Мы работаем только после заключения официального договора о сотрудничестве.

Анализ научных работ - пример. План анализа научных статей студентов - Для студента

5 конкретных советов, как правильно сделать анализ научной статьи для журнала

Для составления объективного анализа, редактору рекомендуется придерживаться строгого алгоритма действий.

  1. Субъективное мнение – это основная преграда при составлении высококачественного анализа. Для четкого понимания сути текста, его неоднократно перечитывают, уделяя внимание логике построения структурных элементов, информативности, полноте раскрытия темы.
  2. Анализ научной статьи начинается с краткого описания исходных данных. Первый пункт, подробно описываемый редактором – это соответствие заголовка содержанию статьи и выбранной тематике.
  3. Следующий шаг – проработка уровня информативности статьи. Наличие в документе необходимых научных фактов, подтверждающих работу, проведенную автором (результаты апробации проведенных экспериментов, итоги опросов, исследований и т.д.) увеличивает качество текста, уровень его информативности.
  4. Соблюдение автором логики взаимосвязи структурных элементов упрощает анализ представленного документа. Перескакивание с темы на тему, отсутствие поэтапного изложения исследуемой проблемы – грубые ошибки, свойственные начинающим ученым. Поэтапное рассмотрение предмета исследования – это гарантия получения хорошей характеристики при анализе работы.
  5. В процессе изучения текста, редактор внимательно изучает жанр статьи, особенности предмета исследования. Если задача труда – побудить читателя к размышлениям об имеющейся проблеме или начать поиск других источников по теме, допускается небольшой процент «недосказанности» в раскрытии темы.

Анализ научных работ - пример. План анализа научных статей студентов - Для студента

Образец готового анализа научной статьи по психологии

Чтобы получить представление о том, как правильно составлять анализ, ознакомьтесь с примером «разбора» научной статьи, представленным ниже.

Общая характеристика работы

В отечественной психологической науке под возрастными кризисами понимаются особые переходные периоды на стыке двух стабильных, некризисных стадий, в ходе которых складываются новые психологические образования. Поведение детей в это время характеризуется чертами нестабильности и трудновоспитуемости.

Развитие психики и личности детей в критические периоды еще мало изучено. Вместе с тем, знания об этом крайне необходимы. Они позволяют углубить теорию психического развития и дать материалы для научно-обоснованной разработки стратегии воспитания детей вообще и педагогической помощи детям, тяжело переживающим кризис, в частности.

Этим определяется актуальность в теоретическом и практическом отношении настоящего исследования.

  • Кризис 3 лет был выбран в качестве предмета исследования.
  • Проблема исследования состоит в том, чтобы описать центральное новообразование кризиса 3 лет в его внешних поведенческих проявлениях и раскрыть со стороны психологического содержания, а также выявить факторы, определяющие его становление.
  • Исходной в работе была гипотеза, согласно которой: а) центральным для критического возраста является новообразование, в котором качественно преобразуются одновременно три линии отношений, конституирующих личность ребенка; б) в поведении оно обнаруживает себя в виде относительно устойчивого комплекса проявлений.
Читайте также:  Рамка для курсовой по ГОСТу — скачать шаблон и требования к оформлению

Материалы первой части исследования (наблюдений) позволили конкретизировать гипотезу. Предполагалось, что а) центральное новообразование кризиса 3 лет проявляет себя в форме “гордости за достижение”, б) существенную роль в его становлении играет общение ребенка со взрослыми и процессы воображения.

В исследовании решались следующие задачи:

  1. Разработка критериев определения центрального новообразования критического возраста и показателей отнесенности проявлений в поведении детей к кризисным.
  2. Описание и анализ симптоматики кризиса 3 лет.
  3. Изучение центрального новообразования кризиса в процессе его становления;

Методика и объем исследований. Методика включала наблюдение, констатирующий эксперимент и беседы.

Стандартизированное пролонгированное наблюдение велось за поведением 50 детей в возрасте от 2 до 4 лет в естественных условиях их жизни. Проводились беседы с 35 взрослыми, родителями и педагогами.

В экспериментах (около 1000) участвовало 50 детей того же возраста и разных выборок (Дом ребенка, детский сад, семья). Опыты проводились в 1981-83 годах в детских садах-яслях № 132 г, Душанбе, № 1203 г. Москвы и Доме ребенка № 2 г. Душанбе.

Полученные в ходе исследования результаты позволили:

  1. Описать симптоматику кризиса 3 лет и выделить в ней два пояса: первый, состоящий из симптомов, обнаруживающих направленность ребенка на достижение в предметно-практической сфере; второй – из симптомов, характеризующих взаимоотношения ребенка с окружающими.
  2. Вычленить своеобразный комплекс поведенческих проявлений, названный “гордостью за достижение” и выступающий в качестве внешнего коррелята центрального новообразования критического возраста.
  3. Раскрыть психологический смысл этого новообразования как появление у ребенка нового видения себя, других людей и предметного мира, в центре которого стоит “культурно-значимое достижение” и его оценка, как опосредствование системы отношений личности ребенка к миру.
  1. Новизна работы определяется тем, что в ней:
  2. 1) осуществлен подход к психологическому анализу кризиса 3 лет в широком контексте концепции генезиса коммуникативной деятельности ребенка;
  3. 2) дана симптоматическая картина течения кризиса 3 лет, разработаны показатели отнесенности тех или иных проявлений в поведении детей к кризисным;
  4. 3) выявлено центральное новообразование критического (3 лет) возраста, раскрыто его психологическое содержание;
  5. 4) определены роль общения и процессов воображения в становлении центрального новообразования кризиса 3 лет.

Теоретическое значение работы состоит в углублении знаний о кризисе 3 лет – одном из важнейших периодов в детском развитии. Данные, полученные в исследовании, могут послужить основой для дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки проблем возрастной периодизации и развития личности в онтогенезе.

Практическое значение работы определяется возможностью управлять воспитательным процессом на этапе перехода от раннего к дошкольному детству на основе психологически корректных воспитательной стратегий, приводящих к гармоническому развитию детской личности.

Достоверность полученных данных обеспечена объемом проведенного исследования, разнообразием экспериментальных приемов, а также статистической обработкой полученных данных.

В заключении работы обобщаются результаты исследования и формулируются выводы:

  1. Кризис 3 лет представляет собой кардинальную перестройку целостной системы отношений ребенка к окружающей действительности. Психологический смысл этой перестройки раскрывается как усложнение структуры составляющих личность отношений, приобретение ими опосредствованного характера.

    В предметной сфере активность ребенка опосредствуется социально заданными эталонами, которые презентируются ему в виде образцов исполнения деятельности. Ориентация ребенка на них осуществляется взрослыми, выделяющими и оценивающими его достижения как особо ценные для окружающих.

    Их оценка рождает у малыша переживание успеха-неуспеха, признания-непризнания, связанное с ценностью достигнутого в глазах окружающих.

  2. В том новом узле отношений, которые завязываются в центральном новообразовании критического возраста, отношение к себе становится стержневым. Оно определяет побудительную сторону детской активности в последующий возрастной период, развитие всей сферы Я, процессов самопознания.
  3. Ведущим фактором всех личностных преобразований в период кризиса 3 лет является общение ребенка со взрослыми.
  4. Подробный анализ темы/тезисов научных статей для журнала необходим для определения уровня профессионализма автора перед подачей заявки на публикацию.
  5. Единство текста, соответствие заголовка содержанию документа, наличие практических результатов – это основные критерии правильно-составленного научного труда.
  6. Редактор обязан объективно оценивать работу по всем основополагающим критериям без неаргументированных субъективных суждений.

Компания «Диссертация» оказывает услуги по написанию научных статей и других сложных технических текстов. Мы предлагаем удобную, поэтапную форму оплаты и сотрудничество после заключения официального договора. Будем рады сотрудничеству.

Источник: https://Dissertatsija.com/poleznoe/analiz-nauchnoy-statij/

Анализ структуры научной статьи

Актуальность. На сегодняшний день актуальность магистерской подготовки в системе непрерывного педагогического образования возросла.

Объяснить рост актуальности можно тем ,что магистерская подготовка обеспечивает расширение ,углубление, совершенствование профессиональных компетенций, обеспечивающая более успешную работу учителя ,возможность изменить специальность, полученную на предыдущей ступени образования.

Закончившие магистратуру «Управление качеством начального образования» могут работать как учителем в начальной школе , занять должность завуча по начальной школе. Таким образом ,рассмотрение данного вопроса в этой статье очень актуально.

Научная новизна . На базе данной статьи проводилось исследование реализации магистерских программ методом опроса респондентов РГПУ им. А.И. Герцена (потенциальные магистранты, имеющие опыт профессиональной деятельности ) .

Последнее такое выборочное исследование методом опроса респондентов РГПУ им. А.И. Герцена проводилось в октябре 2011 г.

Информация, полученная в ходе опроса, относительно привлекательности направлений магистерской подготовки чрезвычайно полезна для разработки новых и модернизации уже существующих магистерских программ.

Практическая и теоретическая значимость статьи выражена в проведении метода опроса респондентов.

Анализ опроса показал, что, по мнению респондентов, многие руководители понимают важность и значимость магистерского образования особенно в период перехода начального общего образования на  новые Федеральные государственные стандарты (50% методистов и 17% студентов); понимают значимость, но активной поддержки не  оказывают, полагая, что это личное дело каждого (31% и 34% соответственно); руководители всячески поддерживают, создают условия и стимулируют сотрудников на получение магистерской степени (9% и 22% соответственно); 10% опрошенных методистов и 27% студентов из числа респондентов полагают, что в ряде случаев руководители образовательных учреждений считают, что магистерская степень не является необходимой для учителя начальных классов, а обучение сотрудника в магистратуре затрудняет его профессиональную деятельность и создает проблемы для коллектива.

Объективность отбора фактов и их репрезентативность показала довольно низкий результат 10% опрошенных методистов и 27% студентов из числа респондентов полагают, что в ряде случаев руководители образовательных учреждений считают, что магистерская степень не является необходимой для учителя начальных классов, а обучение сотрудника в магистратуре затрудняет его профессиональную деятельность и создает проблемы для коллектива.

Стиль изложения статьи — собственно научный(т.к. именно его используют при написании научных статей).Логичность и грамотность статьи нарушена в таких абзацах (подчеркнуто и выделено жирным шрифтом то, что исправлено или дописано мной):

  • В статье рассматривается роль и место магистерской подготовки в системе непрерывного педагогического образования.
  • непрерывное педагогическое образование, магистерская подготовка, требования к современному педагогу ,проектирование образовательного процесса.
  • Современное информационное общество может успешно развиваться, если отличительными чертами современного специалиста (не правильно -становятся )является: высокая степень самостоятельности и инициативы,
  • Становлению такого специалиста способствует как система повышения квалификации – т.е.(правильный вариант) уровня профессиональной компетентности в избранной области деятельности,
  • Не является исключением и сфера педагогического образования.
  • Очевидно, что на успешность деятельности современного педагога влияют не только его профессиональные компетенции, но и (не нужно это — то,какой личностью он является ),
  • «Именно сегодня имеется реальный шанс сохранить и развить педагогическое образование не только как самостоятельный вид профессионального образования, но и как системообразующий всей системы образования страны, имеющий по отношению к другим вузам и уровням образования опережающий характер»(литература??) ([3, C. 84].-имеется сноска в списке литературы ,а тут не указали ! )
  • Вопросы, которые предлагались респондентам, условно были разбиты на следующие группы: (разбить по пунктам !)
  • -что я знаю о магистерском обучении и мои планы после окончания бакалавриата (для выпускников);
  • -какие из предлагаемых направлений магистерской подготовки кажутся наиболее привлекательными (для всех респондентов);
  • -каковы стимулы для учителя начальных классов к освоению магистерской программы (для всех респондентов);
  • -какова заинтересованность руководителей ОУ в получении своими сотрудниками магистерской степени (для всех респондентов).

Выводы данной статьи сделаны согласно опросу .В выводах рассматривают что необходимо для востребования непрерывного магистерского образования и в каком случае магистерское образование будет результативным.

Данная научная статья актуальна на сегодняшний день. Научная новизна статьи говорит нам о повторном научном исследовании методом опроса.

Практическая и теоретическая значимость статьивыражена в проведении метода опроса респондентов.Объективность отбора фактов и их репрезентативность показала довольно низкий результат. Статья написана в собственно – научном стиле.

Источник: https://infourok.ru/analiz-strukturi-nauchnoy-stati-2218854.html

Анализ научной статьи: план, образец написания

Не только студенты, но и маститые ученые нередко забывают о необходимости и правильном написании анализа научной статьи.

Выбор литературы для анализа: как подобрать свою тему и сохранить материал?

Процесс анализа научной статьи включает в себя следующие этапы:

  1. Ознакомление автора статьи с материалами;
  2. Сравнивание с собственной точкой зрения. Если точка зрения совпадает, материал добавляется в списки использованной литературы, если отличается – мысленно спорит с автором, выигрывает спор (естественно) и убирает статью с глаз долой и сердца вон;
  3. Написание научной статьи.

И вот здесь кроется самая большая ошибка: при переходе к третьему пункту автор теряет более 60% ценного материала и практически все контрпримеры. Поэтому во избежание выхода разгромной статьи на собственную и провала на защите курсовой или дипломной работы стоит немного изменить ход анализа научной статьи:

  • Стоит внимательно ознакомиться с несовпадающей точкой зрения. При длительной работе только в одной сфере и одном направлении взгляд может «замылиться», в результате чего от внимания ускользнет что-то важное и интересное. Как вариант – в работе можно просто сослаться на прочие взгляды на выбранную проблему и аргументировать преимущества собственных выводов и взглядов на нее;
  • Взять в оборот вопросы, которые автор статьи затронул вскользь: нередко именно эти проблемы являются самыми информационными и интересными. Кроме того, всегда можно провести их самостоятельное исследование;
  • Проверить актуальность информации. Если анализируемая научная работа опубликована более 10-20 лет назад, то ее вполне можно освежить обновленными данными и опубликовать самостоятельное исследование, не затрагивая интеллектуальные права ее автора;
  • Незнакомое понятие или часть текста, сложная для восприятия, требует внимательно прочтения и разбора. Статья, которая не была до конца понята, может отрицательно сказаться на доказательной базе;
  • Многие научные работы заканчиваются не полноценными выводами, а вопросами, что стоит взять на вооружение.

>>  Как публикации помогают поступить в магистратуру и аспирантуру?

Подробно проведенный анализ научных работ позволит не только увеличить объем статьи, но и повысить ее качество.

Написание резюме прочитанного

После сбора необходимого материала наступает время провести его разбор и сделать из него выжимку – определиться с тезисами работы, разобрать биографию и списки литературы, использованные автором, и т.д.

  • Пересказ общей концепции прочитанной работы ее содержания. Если передать информацию не удается, статья прочитывается еще раз;
  • Из собранного материала вычленяются методы, цели и результаты. При этом все записи желательно комментировать, указывая конкретные части текста и страницы. Основные тезисы работы являются фундаментом анализа статьи – к ним придется постоянно возвращаться, особенно когда будет проводиться оценка результатов исследования;
  • Составляется конспект работы. Одновременно с этим желательно провести анализ библиографии и биографии автора, особенно если он – известная в научных и общественных кругах личность. Это станет неплохим подспорьем и позволит оценить объективность автора и ограничения, которые накладываются сроком его работы;
  • Формулировка цели научной работы, используемых доказательств и оценка того, насколько хорошо автор справился с поставленной задачей.

>>  Кто и как отслеживает качество научных изданий Scopus?

Внесение собранной информации в работу

Последний этап анализа статьи. Собранные данные вносятся в собственную научную статью. Чтобы сэкономить время на переработке статьи и не столкнуться с распространенными ошибками, достаточно придерживаться определенных правил:

  1. Определить минимальный объем работы. В зависимости от конкретного типа работы меняется и ее размер, поэтому
    и весь текст пишется в соответствии с установленными критериями;
  2. Определить аудиторию. Научно-популярную статью желательно не перегружать терминами, а теоретические выкладки делать как можно более понятными;
  3. Написание аннотации. Данный пункт дает возможность читателю понять, стоит ли ему читать работу или лучше пропустить ее. По этой причине в ней не должно содержаться фактов, цитат, полемики, которые и так достаточно освещены;
  4. В основной части не должны упоминаться материалы, связанные с другими авторами. Такой ход допускается только в том случае, если необходимо написать рецензию на статью, осветить те или иные проблемы или дать уникальную оценку.

После написания анализа научной работы не стоит делать перерыв и сдавать текст. Статью нужно несколько раз прочесть, устранить ошибки и недочеты, проверить логичность изложения. По возможности работу нужно отложить на несколько дней и затем поверить ее еще раз на свежую голову.

Источник: http://open-resource.ru/public/analiz-nauchnoj-stati-plan-primer-kak-napisat/

Анализ научных работ при написании научной статьи

О том, как правильно сделать анализ научных статей забывают не только студенты, когда пишут курсовые и дипломные, но и маститые ученые, зачастую заставляя редакторов на корню подрезать их «opus magna». Поэтому уделим достаточное внимание проблеме анализа научной литературы.

Шаг 1. Выборка литературы для анализа: как найти свою тему и сохранить материал?

Ни одна научная статья не появляется на свет без анализа источников, мнений и проблемы. Но обычно процесс анализа происходит примерно так:

  1. Автор научной статьи знакомится с материалом;
  2. Сравнивает со своей точкой зрения;
  3. Если точка зрения совпадает – добавляет материал к списку использованной литературы, если нет – спорит с автором «в уме» (естественно, выигрывая спор) и откладывает текст как не несущий полезной информации;
  4. Пишет научную статью.

Ошибка заключена в 3 пункте, поскольку именно там теряется до 60% потенциально ценного материала и почти все возможные контрпримеры. Поэтому, если вы не хотите выхода разгромной статьи через месяц-два или полного завала на сдаче курсовой/дипломной немного измените метод работы:

  • Внимательнее ознакомьтесь с точкой зрения, не совпадающей с Вашей. Ваш взгляд при долгой работе в одном направлении мог «замылиться» и что-то существенное могло ускользнуть от внимания. В противном случае в научной работе можно сделать ссылки на иные взгляды, связанные с проблемой, а также обосновать преимущество ваших решений или выводов.
  • Обращайте внимание на вопросы затронутые «вскользь» – зачастую на полное освещение у автора нет времени или возможностей, ему требуется дополнительное исследование и т.п. Почему бы это дополнительное исследование не провести именно Вам?
  • Проверяйте информацию на актуальность. Если научная работа, которую вы читаете, опирается на данные 20-30 давности, то ее наверняка можно «освежить» и опубликовать обновленное исследование, естественно не ущемляя прав автора предыдущей работы.
  • Когда вы встречаете незнакомый термин или кусок текста, тяжелый для восприятия, не пробегайте его, а разберитесь до конца. Понятая не до конца работа может здорово навредить доказательной базе.
  • Последний совет по предварительному анализу литературы – многие работы заканчиваются не выводами, но вопросами.

Как видите, внимательный анализ научной литературы будет полезен не только для придания работе объемности, но и для улучшения качества работы.

Шаг 2. Написание краткого резюме прочитанного

Материал собран, теперь необходимо сделать его «выжимку» – вычленить тезисы работы, разобраться с биографией и библиографией автора и т.д.

Приступим:

  1. Проверьте себя. Попробуйте рассказать общую концепцию прочитанного и примерное содержание. Если получилось, идем дальше, если нет – прочитайте работу еще раз.
  2. Приступаем к выписыванию методов, результатов и целей. При этом поощряется комментирование (естественно, с указанием страницы, к которой относится комментарий). Найдите основные тезисы работы, к ним вы будете возвращаться постоянно, особенно ближе к концу работы, когда будет оцениваться результативность действий автора анализируемой статьи.
  3. На основании сделанного выше, составляем конспект статьи. При этом полезно провести анализ библиографии автора и, по возможности (особенно если автор – известная историческая личность, например, Нестор, Кант, Эйнштейн) биографии. Это позволит оценить ограничения, налагаемые периодом работы автора и проверить его объективность.
  4. Четко и ясно сформулируйте цель научной работы, приведенные доказательства, и охарактеризуйте, насколько хорошо автор справился с задачей.

Шаг 3. Интеграция в работу

Остался последний шаг – корректно внести полученный массив данных в научную работу. Своеобразный чек-лист, приведенный ниже, поможет избежать распространенных ошибок и сэкономит время на переработку статьи.

  • Определитесь с минимальным/предельно допустимым объемом. Размер курсовой, обзорной статьи в журнале или доклада на конференции никогда не совпадает, поэтому и текст нужно подстраивать под требуемые объемы.
  • Определитесь с аудиторией. Если статья научно-популярная, то сложных терминов следует избегать, а хитрые теоретические выкладки сделать понятнее.
  • Аннотация помогает читателю понять, стоит ли ему читать статью, поэтому она не должна содержать полемики, цитат и фактов, которые и без вашей статьи достаточно хорошо освещены.
  • Материалы, связанные с работами других авторов, должны оседать во введении, никак не в основной части (они там допустимы только при работах, посвященных какому-либо тексту или если возникает необходимость в рамках Вашего, уникального взгляда на проблему осветить иные концепции).

Выполнив анализ, не спешите сдавать работу или делать перерыв. Перечитайте текст, проверьте его на ошибки и логичность, после чего (по возможности) отложите на пару дней и перечитайте на свежую голову.

Источник: https://NauchnieStati.ru/blog/analiz-nauchnyh-rabot/

Анализ научно-исследовательской деятельности студентов (статья)

Научная работа является одним из важнейших видов деятельности профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов вуза.

Проведение научной работы в вузе обеспечивает непрерывное совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе фундаментальных и прикладных исследований по направлениям подготовки специалистов и внедрение в образовательную деятельность современных методик и педагогических технологий [20].

Обновление образования на всех ступенях и уровнях тесно связано с появлением в обществе новой философии, утверждающей приоритет свободной, самостоятельной, саморазвивающейся личности специалиста, устремленной к творческому миро-и самопреобразованию. Это привело к возникновению естественной необходимости подготовки специалиста качественно иного типа: самокритика, автора, творца, исследователя, способного осуществлять профессиональное и человеческое предназначение.

позволило не только установить, что существующая система организации работы со студентами вуза не соответствует требованиям современного общества к подготовке такого специалиста в силу используемых методов и форм обучения, отчуждающих будущих специалистов от возможности влияния на содержание, темп, качество своего образования, но и выделить еще одно противоречие — научно-исследовательская работа, призванная по своей внутренней природе способствовать развитию творчества студентов, максимально формализована и не осуществляет своего назначения. Следовательно, высшая школа при изначально имеющемся потенциале не готова к выполнению поставленной обществом задачи обучения и воспитания специалиста инновационного типа. Для решения данной проблемы необходимы инновационные модели развития творчества будущих специалистов и педагогические условия, обеспечивающие воплощения данных моделей, что в свою очередь требует теоретической и практической проработки [24, 38, 46, 59, 66, 175, 176].

Современная практика высшей школы пока еще не сориентирована на эффективное использование имеющихся у нее в полном объеме условий (в том числе в научно-исследовательской деятельности студентов), способствующих развитию интереса к науке у будущих специалистов. Одной из причин является отсутствие соответствующей целостной педагогической теории и эффективной модели ее реализации в практике образования [49].

Проблема активизации научно-исследовательской деятельности упирается не в отсутствии желания студентов и преподавателей заниматься научным творчеством, а в отсутствии, с одной стороны, системы управления научно-исследовательской работой (НИР), а с другой — в отсутствии педагогических условий развития НИР в вузе.

Научно-исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования.

Она логически включает в себя мотивирующие факторы исследовательского поведения (поисковую активность) и механизм его осуществления. В роли этого механизма у человека выступает мышление [65].

Научно-исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает также анализ получаемых результатов, оценку их на основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшее ее развитие.

Сюда же можно присовокупит моделирование и реализацию своих будущих, предполагаемых действий — коррекцию исследовательского поведения.

В дальнейшем все это, будучи проверенно на практике (наблюдение и эксперимент) и вновь оценено, выводит поисковую активность на новый уровень, и вновь вся схематически описанная последовательность повторяется.

  • Государственный стандарт регламентирует:
  • 1) степень развития научного потенциала вуза: преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере;
  • 2) научную активность преподавательских кадров и степень их вовлеченности в НИР: реализация основной образовательной программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью [61].
  • Вузам свойственны и установлены законом академические свободы корпорации научно-педагогических работников и студентов, а также коллегиальная структура управления.
  • Применительно к качеству реализации научно-исследовательской работы в вузе используется система частных критериев [59]: полнота (системность) научного исследования; сформированность системно-деятельностного мышления; глубина исследования проблемы; степень академичности; степень практического использования; степень инвестиционной привлекательности.

Научно-исследовательский проект — это способ организовать деятельность людей, согласовать взгляды, идеи, приемы, средства достижения цели. проектирования — это не только технологический шаг, но и акт взаимодействия участников проекта.

Проектирование и исследование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.

Типологические признаки научно-исследовательских проектов, на наш взгляд, целесообразно подразделять: по характеру доминирующей в проекте деятельности; предметно-содержательной области; характеру координации проекта; характеру контактов; количеству участников; продолжительности проекта.

Ю.В. Громыко и В.В. Давыдов отмечают, что в настоящее время формируется новый тип научности — проектно-программный. Его ядро составляют деятельность по проектированию и программированию, в результате которой разрабатываются, формируются и создаются новые, еще не существующие системы практики образования [59, 65].

Изменения в научной деятельности высшей школы концентрированно проявляется в ее основном, первичном звене — высшем учебном заведении.

Развитие вуза представляет новые, повышенные требования к управлению подсистемами «Обучение» и «НИР».

Научная деятельность органически сочетается с процессами обучения, взаимоувязанное развитие этих процессов обусловливает необходимость системного исследования вуза [80].

Специфика высшего учебного заведения как объекта управления определяется, в первую очередь, качественным своеобразием целей в процессе планирования. Основную цель вуза можно определить как наиболее полное удовлетворение растущих потребностей современного общества.

Соединение в рамках вуза элементов разной природы (учебных, научных, производственных, хозяйственных, экономических) и сложности (одноцелевых или многоцелевых, осуществляющих деятельность в рамках одной или нескольких подсистем), а также связанное с этим разнообразие форм их взаимосвязи и взаимодействия, принципов и способов интеграции — существенная особенность современного высшего учебного заведения.

Состав структурных элементов подсистемы «НИР» зависит от формы финансирования и вида работ. Проведение госбюджетных научно-исследовательских работ — обязательная часть деятельности всех кафедр вуза. Вместе с тем организуются и специальные научные подразделения: НИИ, проблемные лаборатории, научно-прикладные центры и др.

Специфика вуза как объекта управления проявляется в характере потоков, связывающих его с внешней средой.

Внешняя среда воздействует на вуз через: потоки специалистов, стажеров, аспирантов и соискателей, руководителей и специалистов производства, проходящих переподготовку и повышающих квалификацию; потоки трудовых ресурсов (кадры работников — профессорско-преподавательский, научный, учебно-научно-вспомогательный, административно-хозяйственный персонал, рабочие); потоки материальных ресурсов (учебное и научное оборудование, литература, объекты недвижимости и др.); информацию о новых достижениях и открытиях; заказы предприятий; спонсорское финансирование [42].

  1. Финансирование должно быть, в свою очередь, согласовано с такими видами работ, как распределение фонда заработной платы по подразделениям, заключение договоров с организациями, оформление на работу в научно-исследовательский сектор, утверждение его штатного расписания, заключение индивидуального договора с исполнителем, оформление командировки по теме, подписание отчета о командировке, оформление зарплаты на выполненный объем работ, подписание отчета о выполненной работе, составление проекта сметы, написание годового отчета о научно-исследовательской работе в вузе [17].
  2. В свою очередь, вуз воздействует на внешнюю среду, как правило, путем выпуска квалифицированных специалистов; подготовки научно-педагогических кадров; переподготовки и повышения квалификации руководителей производства; выполнения научно-исследовательских работ (как через их внедрение в производство, общественную практику, так и путем информационного воздействия).
  3. Активное взаимодействие характерно и для высших учебных заведений, обменивающихся между собой потоками студентов (в порядке перевода) и специалистов (аспиранты, стажеры, докторанты), информацией о достижениях и открытиях.

Все это следует учитывать при проектировании научно-исследовательского сектора работы вуза. Для этого необходима корректировка взаимодействия всех подразделений системы.

Сложность управления и проектирования по отношению к научно-исследовательской деятельности обусловлена присущим науке характером технологического процесса и спецификой применяемых средств.

Основными особенностями научного коллектива как объекта управления являются неполная предсказуемость (иногда даже непредсказуемость) результатов деятельности; неповторяемость работ; особая роль научной информации в комплексе потребляемых ресурсов; отсутствие в большинстве случаев точных количественных критериев для измерения результатов труда [92].

Процесс научного труда — это учет информации, имеющейся в накопленных человечеством знаниях, ее творческое развитие и преобразование.

Результат исследовательского труда проявляется сначала в фундаментальном исследовании, затем проходит по цепочке цикла через прикладное исследование и разработку, опытный образец, прежде чем воплотиться в готовом продукте.

При этом в конце цикла может быть получена информация, о которой исследователи даже не предполагали, начиная работу.

Характерным для научной деятельности является также высокий удельный вес «незавершенного производства» в виде поисковых, теоретических и других работ, по которым нельзя учесть экономический эффект, и более продолжительный цикл, чем в любой отрасли индустрии. В связи с этим получение эффекта от использования законченных работ не всегда совпадает во времени и потому не всегда может служить основой для оценки деятельности научного коллектива в течение некоторого периода (года, квартала и т. д.).

В высшей школе специфика научного труда заключается и в том, что он неразрывно связан с учебным процессом, нуждами (а значит, и особенностями) подготовки высококвалифицированных специалистов [95].

Качественная неоднородность характеризует также внутреннюю структуру научной деятельности, которая включает разнообразные элементы: от подготовки кадров до опытно-конструкторских и экспериментальных работ.

Масштабы развития НИР нередко не согласуются с устаревшими организационными формами.

Так, на некоторых факультетах крупных вузов объемы НИР достигают миллиона рублей и более, но выполняются разрозненными небольшими исследовательскими группами; компетенция проблемных и отраслевых лабораторий нередко не согласуется с объемами их деятельности и сложностью их внутренней структуры.

Но — и это главное — НИР редко влияет на повышение качества образовательного процесса, являясь, как правило, просто дополнительным источником финансовых средств. В связи с этим конкретизация функций научно-исследовательской работы является актуальной задачей высшего профессионального образования.

Продуктивным методом анализа и оценки основных направлений работы по повышению эффективности и качества научных исследований вузов является структуризация ее целей и задач.

Структуризация целей обеспечивает системное рассмотрение комплекса стоящих перед высшей школой проблем в их взаимосвязи и соподчинении, а распределение задач повышения эффективности НИР по соответствующим уровням позволяет сосредоточить на их решении усилия как органов управления высшим образованием, так и вузов.

Вариант такой системы («дерева») представлен на рис. 2. Он разработан путем декомпозиции генеральной цели и содержит проблемы, которые необходимо решать на уровне вуза для повышения эффективности научных исследований.

  • Повышение эффективности научных исследований в вузе включает в себя следующие уровни:
  • 1. Совершенствование организации и управления научными исследованиями:
  • – развитие организационных структур;
  • – совершенствование планирования и стимулирования научных исследований;
  • – улучшение координации и укрепление связи с производством и учебным процессом;
  • – совершенствование информационного обеспечения управления НИР.
  • 2 Улучшение ресурсного обеспечения научных исследований:
  • – улучшение материально-технического обеспечения;
  • – улучшение использования кадрового потенциала;
  • – совершенствование финансирования.
  • 3. Совершенствования процесса планирования НИР:
  • –  совершенствование исследовательских процессов;
  • – улучшение обслуживания исследовательских процессов.
  • В английских социологических словарях исследование определяется как критическая и исчерпывающая проверка, ставящая целью пересмотр принятых ранее выводов в свете новых фактов и открытий [135].
  • Объективная необходимость разработки моделей, характеризующих научно-исследовательскую педагогическую деятельность с системных позиций и являющихся единицами ее анализа и проектирования, в значительной мере стала проявляться в связи с введением в педагогический обиход понятия «педагогическая технология».

Современная трактовка понятия «технология» дана в широко известной работе М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» [108].

В своей работе они отмечают, что большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями, машинами, например, полупроводниками и компьютерами, однако социолог Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на общество, описывает ее как средство преобразования сырья, будь то люди, информация или физические материалы — в искомые продукты и услуги.

  1. По нашему мнению педагогическую технологию можно определить как внешний, предметный, непсихический компонент структурно-функциональной модели научно-исследовательской педагогической деятельности, представляющий способ получения воспроизводимого положительного результата, диагностично заданного нормами обучающих или управляющих программ в условиях адекватных целям образования.
  2. Таким образом, налицо противоречие, в котором, с одной стороны, педагог-исследователь не должен ограничивать себя рамками «технологического пространства» педагогической деятельности, то есть эмпирическими объектами, а с другой — разработка «субъектного пространства» научно-исследовательской деятельности на уровне преобразования абстрактных объектов (при первой же попытке со стороны педагога-исследователя) выявляет серьезные ограничения, которые он не в состоянии преодолеть без посторонней помощи, то есть без помощи менеджера, координирующего исследовательскую работу, связь с социумом и его потребностями.
  3. Поскольку мы определили вуз как особого рода корпорацию, то корпоративный менеджмент — это деятельность профессионалов в ходе проведения деловых операций, то есть менеджмент сосредоточен на механизмах внедрения вузовской корпорации в бизнес-систему общества [109].
  4. Цель корпоративного вузовского менеджмента заключается в повышении качества образования, что обеспечит вузу, как инвестиционную привлекательность, так и свое место в социально-экономическом пространстве.
  5. Качество образования — характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1042

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector