Творческие способности — для студента

1 Камалова Н.К. 1 Козыбаев Е.Ш. 1 Атемова Г.Т. 1 Балабеков А.Т. 1 1 Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова

1. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: Искусство, 1959. – 54с.
2. Никитин Б. Развивающие игры. – М.: 3нание, 1994. – С. 18-19.
3. Станиславский К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания» // Собр. соч.

в 8 томах. – М.: Искусство, 1954. –246. Т. 2. – 495 с.
4. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. – М.: МИР, 1994.– 123 с.

Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения.

Создание благоприятных условий недостаточно для воспитания личности с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала людей.

К сожалению, традиционно существующая система творческого воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей. Поэтому способности развиваются в основном стихийно и в результате не достигают высокого уровня развития.

Это подтвердили и результаты диагностики творческих способностей студентов педагогов-организаторов.

Как видно из поставленных задач, что всецело развить творческие способности студентов, которые отражались бы на самостоятельном творении в различных видах жизнедеятельности, необходимо длительное время и достаточно высокий уровень профессиональной подготовки.

Что касается выработки навыков гармоничного общения, основой которого является доброжелательность – это перспективная задача, которая на первичном этапе замера уровня их проявления дало бы естественно низкий результат. Нельзя ожидать слаженного общения и проявления доброжелательности в еще несложившемся коллективе.

Организация работы, основанной на ориентацию слушателей к общению, предметной деятельности в сфере избранной специальности, удовлетворение познавательных интересов в сфере художественной культуры и искусства, возможности участия в общественной жизни университета также являются первостепенными в связи с тем, что коммуникативные способности, уровень развития культуры, опыт проявления своих возможностей в общественной деятельности поможет будущему выпускнику в раскрытии своих социально-творческих способностей.

Указанные задачи реализовывались в два этапа эксперимента. 1-й этап включал действия по снятию скованности и эмоционального напряжения у студентов, развитию их способности к концентрации внимания, а так же развитию творческого мышления и воображения.

«Система стала основой воспитания и творчества. Она выросла в результате не отвлеченных рассуждений об искусстве, а повседневных практических опытов», характеризует назначения своего учения К.С. Станиславский [1].

У каждого студента будущего педагога-организатора культурно-досуговой деятельности учащихся в школах и внешкольных учреждениях есть способности и таланты. Этому способствует отбор студентов, наделенных от природы любознательностью и желанием учиться.

Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство.

Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности студентов. В одних случаях он носит характер подражательный, в других – поисковый, творческий.

Для этого важным было соблюдение важнейших факторов творческого развития людей – создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Первым важным условием развития творческих способностей является создание обстановки, окружения участника театрального коллектива такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Например, еще задолго до обучения специальности по творческим специальностям студентов приглашали на репетиции, коллективные посиделки, концертные программы и выступления студентов факультета и позволяли принимать участие в подготовке и проведении мероприятия, выборе костюма и др. организационных работах, а также принимать участие в обсуждении и анализа выступления и т.д.

Это способствовало включению в атмосферу творческой среды.

Второе, чрезвычайно важное условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда участник творческой деятельности уже готов к выступлению, но еще не выходит на сцену. Процесс подготовки и отшлифовке номера, программы.

Остается отработать сценический образ, соответствующий художественному номеру, пластику, актерское мастерство. Поэтому в этот период студент вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно на базе полученных в процессе учебно работы.

Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении студенту большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание студента заниматься творчеством, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет на пользу.

Но предоставление такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь других участников и руководителя – это и есть четвертое условие успешного развития творческих способностей.

Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей студентов носила формирующий характер. Она включала задачу развития конкретных личностных творческих качеств студентов, которые способствовали бы целостному проявлению их креативных возможностей.

Воображение – это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового [2].

Упражнения были предложены руководителям двух экспериментальных групп: хореографического и театрального, где театральный коллектив был взят в качестве основного экспериментального, а хореографический коллектив в качестве сравнительной экспериментальной группы, в которой работа продолжалась по ранее намеченному плану.

Степень развития внимания измерялась активностью участия при выполнении упражнений, умением акцентировать внимание при разных обстоятельствах, умением кратко выражать мысли по конкретной теме.

За единицу измерения были взяты степень развитости мышления студентов, систематически, целенаправленно развивать у слушателей подвижность и гибкость мышления при анализе художественного произведения, интерпретации избранного репертуара, исполнительского номера, учит их рассуждать, не зубрить и повторять уже исполненный вариант, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы.

Степень развития внимания измерялась активностью участия при выполнении упражнений, умением акцентировать внимание при разных обстоятельствах, умением кратко выражать мысли по конкретной теме.

За единицу измерения были взяты степень развитости мышления студентов, систематически, целенаправленно развивать у слушателей подвижность и гибкость мышления при анализе художественного произведения, интерпретации избранного репертуара, исполнительского номера, учит их рассуждать, не зубрить и повторять уже исполненный вариант, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы [3].

  • В числе положительных эффектов опытно-экспериментальной работы можно представить результаты проведения коллективных форм учебно-творческих занятий, как задание «Написание рассказа» включало:
  • – коллективное обсуждение яркого события, представленного в газетном /телевизионном/ материале;
  • – отражение положительного или отрицательного по описанному факту;
  • – проявление своего гражданского отношения к факту;
  • – высказывание своей точки зрения по поводу произошедшего события;
  • – представление возможных вариантов решения проблемы.

При этом соблюдалось требование, предъявляемое к проведению ток-шоу: выступление по сути, без критики, доступно, логично [4].Указанное требование позволило принять участие в обсуждении материала всех студентов без исключения, постепенно втянуло в процесс формулирования и высказывания мнения и тех, кто ранее не участвовал в дискуссиях.

Развитие творческих способностей студентов помимо учебно-творческих занятий реализуются на репетициях, в процессе которых идет отработка тех знаний и умений, которые формировались в процессе учебно-тренировочных, учебно-воспитательных занятий, направленных на развития креативности личности. Важнейшим процессом как закрепления так и дальнейшего развития творческих способностей является концертное выступление, которое дает возможность объективной оценки творчества участника художественного коллектива и выявляет педагогические задачи дальнейшей работы.

Библиографическая ссылка

Камалова Н.К., Козыбаев Е.Ш., Атемова Г.Т., Балабеков А.Т. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-3. – С. 197-198;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4348 (дата обращения: 19.03.2020).

Источник: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4348

Доклад : «Развитие творческой индивидуальности студентов». — всем учителям, разное

Просмотрсодержимого документа

Доклад : «Развитие творческой индивидуальности студентов».

Методологические исследования привели к выводам, что будущее образования зависит не только и не столько от количества знаний, сколько от уровня индивидуальной культуры педагога, от его способности ориентироваться в нестандартных ситуациях.

  Гуманистическая концепция отталкивается от идеи самоценности индивидуальности, ее способности к саморазвитию.

Соответственно идеи креативности отражаются в педагогическом мышлении, а педагогическое творчество проникает в разные сферы образовательных явлений, придавая им новую окраску.

Образованность в современном понимании предполагает гибкий и проектно-ориентированный интеллект, способность личности к позитивной коммуникации, установку на социальную ответственность. Обществу сегодня нужны яркие, оригинальные, думающие, знающие и мудрые, то есть успешные в своих делах , учителя.

Развития у студентов творческих способностей, креативного мышления на современном этапе приобретает особую теоретическую значимость и практическую актуальность. Казалось бы, для чего уделять такое большое внимание развитию творческих способностей у студентов в учебном заведении как наше ведь решение этой задачи у нас во многом определяется содержанием образования, т.к.

учебным планом предусмотрены дисциплины связанные с решением этой проблемы.Актуальность данной проблемы заключается в следующем: выпускник , у которого не развиты творческие способности, не способен развивать их у своих учеников.Безусловно успешная профессиональная деятельность не возможна без развитого индивидуально-творческого потенциала.

  Ценностный аспект такой деятельности основывается на системе приемов самоусовершенствования, способов свободного выбора соответствующих решений, которые обеспечивают самореализацию в профессиональной деятельности.

   В этой ситуации важной задачей подготовки специалистов  в области музыкального и художественного образования становится формирование у студентов творческой активности, создание  психолого-педагогических условий для постоянного развития креативных качеств.

Системное изучение данной проблемы позволило ученым выделить в индивидуальности человека составляющие творческого потенциала, которые постоянно развиваются, усовершенствуются или корригируются.  К ним относятся интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая , предметно-практическая и экзистенциальная сферы, а также сфера саморегуляции.

  • Опираясь на эти данные, можно выделить такие характеристики творческого потенциала учителя творческого профиля:
  • Творческая направленность ( потребность в творческом самовыражении, установка на индивидуальные и общественно значимые результаты),
  • Творческие способности ( способности к определенному виду творческой деятельности, наличие соответствующих интеллектуальных и практических знаний, умений и навыков),
  • Индивидуально-психологическое своеобразие ( волевые качества , способность  к саморегуляции, осознание себя как создателя материальных и духовных ценностей, эмоциональные характеристики и др.)
  • Прежде всего мы считаем необходимым создавать на лекциях и практических занятиях педагогическую среду, которая способствует формированию творческой личности. Такая среда характеризуется:
  • Творческим подходом педагогов к преподаванию учебных курсов,
  • Активной позицией студентов в педагогическом процессе,
  • Высоким качеством и эффективностью результатов обучения.

Проанализировав вышеизложенные понятия о творчестве, креативности можно сделать обобщенный вывод – человек, как субъект творческой деятельности должен упорно работать. Преподаватель не создает человека. Он не рождает в нем способности любить, быть любопытным, философствовать или творить.

Но педагог дает возможность, побуждает, помогает тому, что существует в зародыше стать реальным и актуальным. В силах педагога увидеть талант, поддержать его, развить, бережно направить в нужное русло. Современная наука утверждает, что для занятия творчеством, изобретательством очень важны – вдохновение, потребность, заинтересованность, страсть, порыв, стремление.

Читайте также:  Серия и номер диплома о высшем образовании специалиста. старый и новый бланк - для студента

Но одного этого мало. Нужны еще знания, умение, мастерство, безукоризненный профессионализм. Всего этого не восполнить никакой одаренностью, никакими желаниями, никаким вдохновением. Эмоции без дела мертвы, как и мертво дело без эмоций.

 Педагогические условия формирования творческой личности студентов в учебно-воспитательном процессе традиционно рассматриваются в контексте организации подготовки будущих специалистов. Во-первых, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы студенты умели выходить за рамки образца.

 Во-вторых, сам процесс обучения направленный на овладение этим материалом, должен стимулировать развитие творческих способностей. Для этого рекомендуется использовать специально сконструированные вариативные задания, состав и структура которых ориентированы на развитие творческих способностей. Создавать действенные мотивы, подводить студентов к самостоятельной постановке задач.

Необходимым условием при этом выступает обеспечение гуманного взаимодействия педагога и студентов; создание психологического контакта между всеми членами группы, включая педагога.

Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить в конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть на основе внутренней потребности, тесно связана с деятельностью центра положительных эмоций. И деятельность мотивированная подобным образом, содействует развитию данных способностей.

Очень важно в учебно-воспитательной работе, на какие мотивы воспитанника ориентируются педагоги и родители, реализуя свою деятельность. Естественно, что интерес к содержанию может пробудить только тот, кто сам увлечен этим содержанием, кто ориентирован на пробуждение интереса у студентов.

Следует помнить, что стремление сделать процесс обучения увлекательным требует изобретательности и педагогического мастерства, а также большой подготовки и часто больших временных и материальных затрат.

С точки зрения воспитания особенно важно, что в последнее время многие исследователи склоняются к мысли, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую творческость, как считалось ранее, а мотивацию.

Поскольку, люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. То есть, максимально реализует свой потенциал и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.

 Каждый педагог должен помнить, что если знания преподносятся студенту в готовом виде, то их усвоение носит пассивный характер и о каком-либо творчестве речи идти не может. Неотъемлемой частью решения творческих задач в области изучения различных видов искусства является создание ситуации успеха.

Педагог должен поставить студента в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализацию всех его творческих возможностей, полноценное общение с преподавателем и товарищами. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом один из путей интенсификации обучения.

Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательной трудности.

Особая специфика учебы в нашем училище не позволяет разнообразить свободное время студентов различными видами творческой деятельности, поскольку в большинстве своем они тратят свой досуг на выполнение заданий педагогов к уроку и естественно, отдых.

 Но, проведенный опрос студентов выявил, что многие из них занимаются или занимались раньше, а сейчас не хватает на это времени такими видами как:- пишут стихи, сочиняют песни и музыку, рисуют, увлекаются фотографией, видеосъемкой, рукоделием – вязание на спицах и макраме, вышивка, бисероплетение и др.

То есть, проявляют различные наклонности и могут использовать свой творческий потенциал в разных видах деятельности, необходимо только помочь им правильно использовать свои способности. Мне хочется обратить ваше внимание на особенности наших студентов. Существует такое понятие как особый тип личности «человек творческий».

Это независимость, открытость ума, готовность поверить своим и чужим фантазиям, чувство юмора, развитое эстетическое чувство, стремление к красоте. А также, это особая впечатлительность, неуравновешенность, готовность к риску, неудовлетворенность собой, напряжение, тревога, отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, склонность к депрессиям. Творческий человек с трудом входит в жизнь социальной группы, хотя он и открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Помимо проблем связанных с учебной деятельностью есть еще – несчастная любовь, непонимание родителей, педагогов, друзей, материальные трудности. Необходимо вовлекать студентов в конструкторскую, проектную работу. Как выяснилось, многие студенты не только свободно владеют компьютерными технологиями, но и различными формами презентаций. Создание презентации это творческий процесс, требующий не только определенных знаний, но и выдумки, фантазии, художественного вкуса. Постоянный творческий настрой, жажда знаний, обстановка напряженного поиска способствуют воспитанию у студентов высокой культуры мышления. Они пробуждают у них подлинную сознательность и активность, стремление к проникновению в сущность вещей, а именно эти качества столь необходимы современному специалисту. Совместное художественное и научное творчество преподавателей и студентов, — самый эффективный, проверенный практикой путь развития потенциальных способностей, становления характера исследователя, художника; воспитания инициативы, ответственности, трудолюбия, потребности и навыков постоянного самообразования в будущем. 

Фролова О.С. 

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/doklad-razvitie-tvorcheskoy-individualnosti-studentov-86851.html

Особенности развития творческих способностей у студентов педагогического вуза

Для данного исследования наиболее большое значение приобретает выделяемый отдельно многими исследователями студенческий возраст (А.А. Реан, В.П. Зинченко, Д.И. Фельдштейн), который свойственен не всем людям и не всегда соответствует привычным общепринятым возрастным нормам развития.

Интеллектуальное развитие в данный возрастной период тесно переплетается с развитием личности человека в целом (И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Время обучения в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт — процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г.

Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др.

Отличительной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения.

Значительно укрепляются качества, которых в полной мере не хватало в последних классах школы — целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой, стрессоустойчивость. Повышается интерес к моральным проблемам (целям, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Существует несколько особенностей развития творческих способностей у студентов педагогического вуза. В данной главе мы кратко рассмотрим наиболее значимые из них. Все обобщенные условия разбиты на три группы:

  • 1) внутренние, заключенные в самом человеке;
  • 2) внешние условия и обстоятельства;
  • 3) условия для деятельности, в процессе которой реализуется творческий потенциал и идет развитие задатков и способностей.

В этой системе объединяются личностный и деятельностный подходы, разделяющие психологию, как единую научную дисциплину. Система целей может быть представлена как вершина тетраэдра, построенного на основании триады условий.

Творческие способности — это в первую очередь умение человека находить особый, неординарный взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Это умение напрямую зависит от мировоззрения человека.

Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с различных сторон, и найти более выгодное, по его мнению, решение. Творческая личность, в процессе своей жизнедеятельности, всегда стремится узнать большее об окружающем его мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.

В большинстве случаев творческий человек – это в первую очередь нестандартно, неординарно мыслящий человек, способный на оригинальные решения.

Выраженность способностей определяется двумя факторами: социальное воспитание и наследственность. В свое время Дж. Локк говорил, что девять из десяти человек обязаны своими способностями воспитанию и что различия между людьми определяются в основном их воспитанием. Так же и Б.Ф.Ломов выделяет роль общения самой главной в развитии творческих способностях.

Для формирования творческих способностей необходим определенный уровень социализированности, предполагающий овладение элементарными навыками коммуникации.

Студенческий возраст является одним из самых благоприятных для развития творческого мышления и творческих способностей, для этого необходимо постоянно ставить перед студентами творческие задачи, учить сравнивать, находить основное, искать подобные и различны черты, причинно — следственные связи.

А поскольку множество исследователей, в наше время, считают, что творческий подход есть «решение проблем», следовательно, творческое мышление в тех или иных обстоятельствах, будет являться значимым для принятия грамотного решения. Л.С.

Выготский считал, что необходимо творческое пересоздание, все новые изобретения, что для всех новых изобретений должно быть участие фантазии, которую необходимо рассматривать как функцию, связанную с эмоциональной сферой его жизни, и с интеллектуальной. В фантазии студент рисует для себя превосходное будущее, а, значит, и творчески становится к его воплощению [47, с. 112].

Развитие творческих способностей студентов является одной из главных задач обучения.

Всевозможные глубокие и крепкие знания, способности и опыт, сильная любознательность, разносторонние интересы, самостоятельность, сильное стремление к достижению целей и стремление к решению сложных задач — являются творческими предпосылками.

А что касается творческих способностей является индикатором духовных возможностей личности. Творческая деятельность – это возможность человека осознать потребность и возможный потенциал создания чего — то уникального.

Умение обозначить проблему, активизировать нужную информацию для мобилизовать необходимые знания для выведения гипотез. Доказать эти гипотезы на практическом или теоретическом уровне, либо опровергнуть их, довести до конца поиск решения проблемы. И в конечном итоге образовать свежий, неординарный продукт (художественный замысел, своеобразные решения росписи, разработка креативных программ развития и так далее).

Одним из факторов, определяющих развитие творческого потенциала у студентов педагогического вуза, является мотивация.

Ряд исследователей полагают, что для развития творческих способностей необходима мотивация достижений, другие считают, что мотивация социального одобрения блокирует творческий процесс, делает невозможным проявление творческих возможностей личности.

Большинство авторов уверены в том, что наличие любой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности студентов. В основе творчества лежит потребность в переживании положительных эмоций, потребность в созидании.

Социальные факторы могут тормозить, блокировать творческое начало у студентов, а могут и поспособствовать его проявлению. Ограниченность сенсорного опыта является своеобразным тормозом в развитии творческого потенциала и порождает привычку следовать стереотипам.

Одним из важнейших факторов творческого развития студентов педагогического вуза является создание среды, способствующей формированию их творческих способностей. Преподаватели должны с первых занятий заинтересовать и замотивировать поступивших абитуриентов, что бы студент шел на занятия ни как на «каторгу», а с увлечением, для получения новой, интересной и увлекательной информации.

Читайте также:  Факторы ценообразования туруслуг - для студента

Проблема развития творческих способностей студентов в процессе обучения сложна и многогранна. При ее решении следует учитывать ряд особенностей творческих способностей (объективные и субъективные стороны).

Объективная сторона творческих способностей определяется уникальностью и социальной ценностью конечного результата. Это может быть, например, какое — либо научное открытие, художественный проект и т.д. Субъективная сторона характеризуется включением в сам творческий процесс.

Новшество конечного результата, возвышенное чувство, неожиданность инсайта возможно будут иметь субъективный образ.

Благодаря этому будут развиваться творческие способности студентов, построив процесс обучения так, чтобы студент оказался в положении первооткрывателя того, о чем преподаватель давно знает, но это является новым для студента.

Творческие, как и любые другие способности, развиваются в процессе жизнедеятельности, что является другой их особенностью.

А значит, что главная задача преподавателя — это организация творческой деятельности студентов в процессе обучения, а также поиск методов и инструментов решения.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что творческий мыслительный процесс связан с особым видом мышления – интуицией, которая формируется творческим подъемом.

  1. При организации творческой деятельности должны быть реализованы два процесса:
  2. 1) обеспечение оптимального соотношения между имеющейся информацией и информацией, необходимой для решения проблемы (учебной информации должно быть несколько меньше, чем это необходимо для решения проблемы);
  3. 2) придание процессу обучения эмоциональной окраски.

Одна из важнейших компетенций, которую должен приобрести студент в вузе, – это способность учиться, которая радикальным образом скажется на его профессиональном становлении, ибо определяет его возможности в послевузовском непрерывном образовании. Умение учиться важнее, чем сформировать определенную теоретическую базу знаний, которые в наше время быстро устаревают. Еще более важной можно отметить компетенцию самостоятельного добывания знаний, основанная на творческом мышлении.

  • Профессия педагога представляет широкий спектр возможностей для творчества, из этого следует что, основными задачами преподавателя будут:
  • – воспитание у студентов интереса к творческой деятельности;
  • – формирование умения самостоятельно находить необходимую информацию по предмету, направленную на решение творческой задачи;
  • – творческий подход к реализации знаний и умений на практике.

«Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться».

Так полагал известный советский психолог, который изучал творческие способности и психологию творчества как науку А.Н. Лук [26]. В сущности, зачастую преподаватель требует от студента только воссоздание различных знаний, которые он получил в готовом виде.

Такого рода деятельность преимущественно развивает анемические способности обучающихся и зачастую воспитывает из студентов «зубрилок», но не творческие способности студентов.

Если преподаватель не обладает сам творческими способностями, то он и от студента не будет ожидать какой – то креативности, в ходе учебной деятельности. Эта проблема является не самой актуальной, но тем не менее имеет место жить. Психолог И.Я.

Лернер утверждал: «Творчеству можно учить, но это учение особое, оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям». Поэтому очень важно не просто сообщить студентам определенный объем готовых знаний, а научить их мыслить, проявлять самостоятельность, приходить к нужным выводам самим в процессе активного творческого поиска.

Потребность в творческой деятельности не возникает вдруг, ее нужно постоянно формировать, опираясь на личные качества студента.

Развитие воображения, интеллекта и личности имеют у студентов свои особенности и напрямую связаны с творческими способностями, о чем свидетельствуют исследования психологов и педагогов. Следовательно, будет справедливо предполагать, что творческие способности каждого студента имеют особую форму.

Развитие творческих способностей происходит в тесной взаимосвязи студента со средой. Благодаря благоприятному влиянию воспитания и обучения.

Особенно бурно в период обучения в вузе студент впервые сталкивается со многими видами деятельности, являющимися компонентами его будущей профессии, поэтому на старших курсах необходимо уделять особое внимание диалоговым формам общения со студентами. Передача «личностного знания» возможна, как правило, только в диалоге преподаватель — студент.

Творчество есть прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности. Вернее, даже сказать, что творчество есть способ личностного существования.

Творческое мышление связывают обычно не столько с решением уже поставленной кем — то задачи, а сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформировать проблему.

Еще очень большое влияние оказывает на «молодого» студента, его однокурсники, ведь если в общении будут стоять «барьеры», то ни о каком развитии и раскрытии творческих способностей не может идти и речи.

В последние годы усилился интерес российских исследователей к научному осмыслению проблем адаптации молодежи в условиях переходного периода, который закладывает основы и частично формирует долговременные стратегические жизненные установки и ценностные ориентации различных социальных групп общества.

Источник художественного творчества – память. Известный психиатр, невропатолог В.М.

Бехтерев писал, что первоначальная творческая деятельность даже у лиц гениальных в значительной мере является подражательной, что творчество требует для своего осуществления не только природной одаренности, но и большого упражнения путем воспитания, и подготовительной умственной работы, создающей известные навыки.

Творчество и талант не безразличны к личности своего носителя, студенту должно быть в первую очередь интересно и важно содержание той предметной области, которой он занимается. М. Горький говорил: «Талант – это любовь к своей работе.

Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант – в сущности его – есть только любовь к делу, процессу работы…».

Исходя из этого высказывания, можно определить, что проявление творческих способностей обучающегося зависит от того, нравится ли ему и увлекает ли его будущая выбранная профессия.

Таким образом, творчество есть прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности, что является неотъемлемой особенностью студенческого возраста, из этого следует, что, именно в этом возрасте развитие творческих способностей будет протекать наиболее благоприятно. Творчество есть способ личностного существования. Творческое мышление связано не только с решением уже поставленной кем — то задачи, а со способностью самостоятельно увидеть и сформировать проблему.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s17569t11.html

Развитие творческих способностей студентов технического профиля

Материал статьи посвящен рассмотрению теоретических аспектов развития технических способностей при обучении в средне-специальном учебном заведении.

Современные тенденции развития образовательных технологий в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения требуют формирования творческих способностей будущего технического специалиста. Внедрение новых методов обучения и воспитания направлено не только на получения новых знаний и умений, но и на развитие высшей ступени развития личности – творческих способностей.

Выпускник современного средне-специального учебного заведения должен обладать определенными качествами личности, необходимыми ему для успешной профессиональной деятельности. К таким качествам можно отнести:

  • умение самостоятельно приобретать необходимые профессиональные знания и умения, осваивать новые технологии;
  • обладать навыками информационной культуры, качественно работать с информацией, делать необходимые выводы, устанавливать новые закономерности, анализировать технические данные;
  • обладать навыками критического мышления, уметь вовремя разглядеть технологические проблемы профессиональной деятельности, уметь выдвигать новые идеи, творчески мыслить;
  • иметь компетенции самостоятельного развития интеллекта, творческих и технических способностей, кругозора и общего культурного уровня;
  • уметь работать в коллективе, принимать активное участие в работе творческих и инновационных групп предприятия.

Таким образом, главная задача образовательного учреждения – это развитие личности будущего специалиста и главное формирование его творческих способностей, которые позволят ему занять достойное место на предприятии и быть востребованным в соответствующей отрасли.

Главная цель развития творческих способностей – воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели можно выделить следующие задачи:

  • формирование у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
  • развитие познавательной, исследовательской и творческой деятельности;
  • формирования умения находить нестандартные решения любых возникающих проблем;
  • воспитание интереса к участию в творческой деятельности.

В основе процесса развития творческих способностей лежат:

  • формирование академических успехов студентов, их интеллектуального и нравственного развития с использованием нестандартных уроков, форм, методов и приемов работы;
  • внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности;
  • создание условий для проявления творчества на занятии студентов независимо от их личностных качеств;
  • постоянное поддержание стремления студента к самостоятельной творческой деятельности.

Формирование творческих способностей должно происходить на учебной и внеучебной деятельности. В основе учебной исследовательской деятельности лежит самостоятельная деятельность студентов по решению проблемных задач занятия, поставленных перед студентом.

Развитие творческих способностей в учебной деятельности предусматривает использование на занятиях специальных технических заданий, предполагающих применение полученных знаний, но требующих самостоятельного освоения некоторых моментов.

Например, при изучении дисциплины «Техническое обслуживание и ремонт периферийной техники» учащиеся вместе с преподавателем изучают заправку и обслуживание картриджа Q2612A для лазерного принтера HP LaserJet 1010, и на следующем занятии предлагаете самостоятельно заправить картридж HP 85A.

Принципы обслуживания у них примерно одинаковые, но все-таки это задание требует самостоятельности студентов и тем самым развивает их творческие способности и техническую грамотность.

Кроме заданий на занятиях, студенты могут проводить научно-исследовательскую деятельность, которая заключается в самостоятельных учебных технических заданиях исследовательского характера по различным предметам. Домашние задания исследовательского характера должны быть снабжены преподавателем четкими, понятными и логическими инструкциями по выполнению заданий.

В отличие от учебной, внеучебная творческая деятельность не предполагает освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у будущего специалиста самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Основу внеучебной деятельности, направленной на развитие творческих способностей, должна составлять самостоятельная научно-исследовательская деятельность.

Научно-исследовательская деятельность студентов предполагает решение студентом научно-исследовательских задач, которые личностно значимы для студента и при этом способствуют формированию новых знаний.

Если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках научной деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

При этом желательно обеспечить внедрение найденных решений в производственную деятельность предприятий, т.к. это будет демонстрировать значимость научной деятельности студента, что будет подталкивать других учащихся принимать в ней участие. Кроме того, как показывает практика, если студенты видят, что их деятельность имеет важное практическое применение, то интерес к учебе возрастает очень сильно.

Для обеспечения такого применения необходима помощь преподавателя.

Читайте также:  Показатели спроса на туристском рынке - для студента

Именно преподаватель должен находить проблемные технические задачи, решение которых востребовано предприятиями региона, и которые способен решить студент в рамках имеющихся у него знаний и опыта.

Активная работа с предприятиями позволит не только развить студенту творческие способности и сформировать техническую культуру, но и заявить о себе как о хорошем специалисте, востребованном на рынке труда.

Работа над развитием творческих способностей студентов дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности студента, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. Чем выше уровень творческого развития студента, тем выше его работоспособность.

Накопление каждым студентом опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.

Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт студента, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения. Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.

Коллективная форма позволяет студенту выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.

Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений, как между студентами, так и между студентами и преподавателем.

Творческие способности студента развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

  • наличие сформированного у студентов интереса к выполнению творческих заданий;
  • реализация творческих заданий как важнейший компонент не только аудиторной, но и внеаудиторной деятельности студента;
  • творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии студентов друг с другом, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях.

Основу развития творческих способностей студентов технического профиля должно составлять развитие технического мышления и технической культуры.

Естественно на первоначальном этапе необходимо определить уровень развития технического мышления и технической культуры каждого учащегося. Это необходимо для того, чтобы задания по развитию творческих способностей соответствовали уровню возможностей студента.

Поскольку успешное выполнение творческого задания вселяет веру студента в свои возможности и способности, а заведомо сложное задание формирует неприязнь к творческим заданиям.

Кроме того, такое разделение при групповой форме работы позволяет объединить студентов в творческие группы, в которых каждый будет задействован и от каждого потребуются максимальные усилия. В процессе взаимодействия студенты будут обучать друг друга, развивая навыки кооперации и сотрудничества.

Роль преподавателя при реализации творческих заданий сводится к руководству поиском нужной информации, стимуляции студентов к выявлению необходимых фактов, гипотез и теорий, которые позволят им лучше понять особенности задания.

В силу специфики обучения студентов технического профиля, основная нагрузка на формирование творческих способностей должна приходиться на междисциплинарные курсы и профессиональные модули.

Именно они содержат знания передовых областей науки и техники, а также позволяют предлагать собственные методы решения различных научных проблем.

Кроме того, техническое творчество требует от студента глубоких знаний по основным предметам, которые достигаются на старших курсах. В качестве творческих заданий студентам технического профиля можно предложить:

  • технический проект;
  • рационализаторский проект;
  • изобретательская задача;
  • техническое моделирование;
  • техническое исследование;
  • техническое конструирование;
  • многослойная задача.

Успешно выполненные творческие задания необходимо демонстрировать на различных научных конференциях и семинарах. Такая демонстрация формирует ответственное отношение к данному виду деятельности, а также способствует формированию интереса к техническому творчеству у студентов младших курсов.

Источник: https://novainfo.ru/article/8081

Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки

Статья направлена на развитие личности будущего специалиста с помощью творческой деятельности. Она способствует проявлению у будущего специалиста самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

The article is directed on development of the personalities of the future specialist by means of creative activity. She promotes the manifestation beside future specialist of amateur performances, self-realization, entailment his(its) own ideas, which are directed on creation new.

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, студент.

The keywords: creative activity, creative activity, independent work, exploratory activity, student.

Социокультурные и социально-экономические изменения в Республике Узбекистан, обусловили необходимость обращения педагогической науки и практики к проблемам развития творческих способностей в профессиональной подготовке будущего специалиста.

Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем – профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни.

  • Выпускник современного высшего образовательного учреждения должен обладать определенными качествами личности:
  • — гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;
  • — грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;
  • — самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить;
  • — самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;
  • — быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуациях.
  • Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность студента, его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей.

В связи с этим, прежде всего, возможность вовлечения каждого студента в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого студента, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это – возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования.

Главная задача высшего образовательного учреждения – обеспечить развитие личности будущего специалиста.

Здесь главным выступает то, что будущий специалист в процессе профессиональной подготовки должен самостоятельно реализовать свои возможности, благодаря творческой деятельности.

В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у будущего специалиста самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности студента. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

  1. Главная цель развития творческих способностей – воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определил следующие задачи:
  2. — формировать у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
  3. — развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
  4. — находить нестандартные решения любых возникающих проблем;
  5. — воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.
  6. В основе процесса развития творческих способностей лежат:
  7. — формирование академических успехов студентов, их интеллектуального и нравственного развития с использованием нестандартных уроков, форм, методов и приемов работы;
  8. — внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности;
  9. — создание условий для проявления творчества на занятии студентов независимо от их личностных качеств;
  10. — постоянное поддержание стремления студента к самостоятельной творческой деятельности.

Проблемы творчества широко разрабатывались в современной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность.

Данные научных работ говорят о том, что исследование, проводимое в реальной жизни, правомерно только в том случае, если оно направлено на совершенствование воспитательной среды, в которой формируется студент, способствуя общественной практике, на создание педагогических условий, способствующих развитию творчества в студенте.

Работа над развитием творческих способностей студентов дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности студента, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. Чем выше уровень творческого развития студента, тем выше его работоспособность.

Система профессиональной подготовки по развитию творческих способностей студентов ориентирует их на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности.

Огромное значение для развития творческих способностей студентов имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа студентов. Учебно-исследовательская деятельность студентов – это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для студента и при этом способствует формированию новых знаний.

Для того чтобы студент хотел активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна помощь преподавателя, который заметит творческую индивидуальность своего студента и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности.

Исследовательскую деятельность студентов развиваю как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности. Основной аудиторной исследовательской деятельности является самостоятельная деятельность студентов по решению проблемных задач занятия, поставленных студентом.

Помимо занятия, студенты могут проводить исследовательскую работу, которая заключается в самостоятельных заданиях исследовательского характера по различным предметам. Исследовательские самостоятельные задания должны быть снабжены четкими, понятными и логическими инструкциями по выполнению заданий следующими словами: Исследуй….

, определи…, понаблюдай…, изучи и сравни…, сделай вывод…, опиши увиденное…, сопоставь и проанализируй…

Накопление каждым студентом опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.

Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт студента, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения. Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.

Коллективная форма позволяет студенту выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.

Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между студентами, так и между студентами и преподавателем.

Творческие способности студента развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

— наличие сформированного у студентов интереса к выполнению творческих заданий;

— реализация творческих заданий как важнейший компонент не только аудиторной, но и внеаудиторной деятельности студента;

  • — творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии студентов друг с другом, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях.
  • Литература:
  1. Хуторский А.В. «Развитие творческих способностей», 2000 г.

  2. Шадриков В.Д. «Развитие способностей». Начальная школа».- 2004 г, № 4.

Источник: https://moluch.ru/archive/43/5182/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector