Сенситивные периоды развития — для студента

Воспитание ребенка – процесс ответственный, поэтому родителям стоит обращаться к опыту отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали различные процессы личностного развития.

Наиболее интересна и применима на практике теория сензитивных периодов, которую ввела Мария Монессори.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Согласно этой концепции, каждый конкретный возраст, начиная с раннего, оптимален для занятия определенным видом деятельности.

Сенситивные периоды развития - Для студента

Определение

Рассмотрим, что означает данное понятие. Сензитивный период – это период восприимчивости малышей к определенным занятиям, то время, когда они в наибольшей степени готовы к узнаванию чего-то конкретного, к обучению какому-либо виду деятельности. Слово имеет латинские корни и означает «чувствительный».

Знать особенности этих периодов развития особенно важно для ответственных родителей, поскольку психологи отмечают, что преждевременное или запоздалое обучение тому или иному виду деятельности окажется в итоге не вполне результативным и даже может неблагоприятно сказаться на развитии психики. При этом такие периоды имеют определенную продолжительность, но уходят безвозвратно, поэтому если момент упущен, то ничего уже не исправить.

Напротив, понимание сензитивности поможет родителям так построить процесс обучения, что малыши будут с удовольствием и легкостью постигать материал.

Несмотря на то, что существуют четко выделенные универсальные периоды, развитие каждого малыша индивидуально, поэтому родителям стоит ориентироваться прежде всего на собственного ребенка, а не на общие рекомендации.

В психологии определение сензитивного периода дано достаточно подробно, но следует отметить, что между ним и конкретным возрастом ребенка нельзя ставить знак равенства. Наивысшая интенсивность, то есть максимальная готовность малыша постигать то или иное занятие, может быть у разных детей в разном возрасте.

Сенситивные периоды развития - Для студента

О роли и значении для родителей

Для каждого такого периода характерна определенная специфика развития:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Тромбоциты - для студента

Оценим за полчаса!
  • начало медленное, его непросто обнаружить, поэтому необходимо точно знать конкретные возрастные интервалы;
  • точка максимума – это наибольшая степень проявления признака, максимальной интенсивности, ее можно выявить без проблем;
  • спад, постепенное снижение интенсивности.

Для понимания сути термина можно привести простой пример, характеризующий сложное психологическое явление, – такие периоды сравниваются с окнами. Сначала окно постепенно открывается, потом оказывается полностью распахнутым (это и есть максимальная интенсивность), потом закрывается.

Многие сензитивные периоды у детей проходят в одном возрасте, но наивысшей интенсивности у разных ребят достигают в разные моменты.

Мамы и папы могут использовать свои знания о сензитивности по-разному:

  • понимать, что именно происходит с малышом в тот или иной период;
  • разбираться с тем, когда приблизительно наступит следующий этап, и успеть к нему подготовиться.

Ориентируясь в сензитивных периодах, родители могут таким образом организовать процесс обучения, что ребенок будет демонстрировать отличные результаты, не уставая и не капризничая, выполняя те действия, которые ему больше всего подходят.

Если принуждать ребенка к чему-либо, не учитывая наличие или отсутствие сензитивного периода, он не покажет хороших результатов, но когда период наступит, сам дойдет до необходимого знания.

Сенситивные периоды развития - Для студента

Периодизация

Монтессори выделила ряд периодов, информация о которых представлена в форме таблицы.

Возраст Характеристика Как использовать
0-3 года, «духовный эмбрион» Ребенок полностью зависим от матери и ее эмоционального настроя, стремится к общению со взрослыми. Чаще всего не готов к детскому саду . Родителям желательно в это время как можно чаще общаться с младенцем, окружить его любовью и заботой .
3-6 лет Малыш начинает осознавать самого себя, наступает благоприятное время для развития органов чувств, речи, понимания социальных ролей. Следует дать возможность малышу постигать окружающий мир, активно с ним заниматься, не пускать процесс на самотек.

Это наиболее общая периодизация, предложенная Монтессори. Далее будут рассмотрены основные сензитивные периоды дошкольного возраста.

Советский психолог Лев Выготский, который и предложил сам термин, придерживался несколько иного подхода к выделению сензитивных периодов. Например, в развитии речи малыша их выделялось 5:

  1. от 1,5 до 3 лет – развитие моторики и узнавание новых слов;
  2. 3-4 года – осознанность речи;
  3. 4-5 лет – восприятие письма, понимание размера, цвета, формы;
  4. 5-6 лет – способность изучать чтение и письмо, появление интереса к общению;
  5. 8-9 лет – повторный интерес к родному языку.

По Выготскому, сензитивным периодом для развития чтения и письма является дошкольный возраст – 5-6 лет. Сами периоды психолог считал результатом психических функций процессов.

Сенситивные периоды развития - Для студента

Период развития речи

Для развития речи малыша сензитивен период с рождения до 6 лет, но при этом выделяется несколько этапов.

  1. В младенческом возрасте (до 4,5 месяцев) малыши уже воспринимают речь, нередко пытаются повернуться в сторону ее источника. Если же родители такового не наблюдают, велик риск, что у крохи проблемы со слухом, – следует показать его специалисту.
  2. До года малыши стремятся воспроизводить ранее услышанные звуки, то есть подражать. В это время для младенца большое значение имеет эмоциональное общение с матерью. Нередко дети выстраивают собственные звуковые ряды, произнося один звук-подражание вслед за другим.
  3. Примерно в год ребенок произносит первое слово, словесно выразив свою мысль.
  4. В 1,5 года малыш начинает выражать в речи чувства и желания, поэтому от родителей требуется не «сюсюкаться» с малышом, а говорить с ним правильным языком, показывать пример.
  5. В 2-3 года дети часто ведут беседы сами с собой, проговаривая собственные мысли. Зная об этом, родители получают отличную возможность заглянуть во внутренний мир ребенка, понять, о чем он думает. Если до трех лет ребенок не получил первые представления о человеческой речи, то в дальнейшем говорить он не научится. Вспомним примеры малышей, воспитанных в условиях диких джунглей стаей обезьян, – вернувшись в цивилизацию, они не смогли приспособиться и даже не овладели даром слова.
  6. 3-4 года – период активного пополнения лексикона, поэтому маме следует заниматься с ребенком, рассказывать о явлениях природы, временах года, животных и птицах, бытовых предметах. Это поможет малышу узнавать и запоминать новые слова. После трех лет ребенка можно начать осторожно обучать буквам, он с энтузиазмом занимается письмом. Родители могут проявить творчество, предложив крохе вылепить буквы из пластилина, сложить их из проволоки, написать на рассыпанной по тарелке манке.
  7. В 4,5–5 лет ребенок уже способен начать изучение письма. Он без проблем напишет печатными буквами собственное имя, с удовольствием будет заниматься счетом, поэтому родители могут приступить к соответствующим урокам, которые помогут подготовиться к начальной школе.
  8. 5 лет – оптимальный возраст для начала обучения чтению. Иногда дети, которые обучались письму, сами, интуитивно, начинают читать, хотя никто их этому не учил, – такова особенность периода.

Конечно, возрастные рамки во многом индивидуальны, но сама последовательность этапов развития одинакова у каждого малыша, вне зависимости от пола или статуса семьи. Получение навыков должно проходить в соответствии с психологическими особенностями малыша.

Сенситивные периоды развития - Для студента

Восприятие порядка

В трудах Марии Монтессори подробно рассмотрен сензитивный период восприятия порядка, который продолжается от появления на свет до 3 лет, а наиболее интенсивно проявляется в 2–2,5 года. Родителям важно понимать это и разработать для малыша четкий режим дня, который он должен соблюдать.

Для детей в 2,5 года очень важен порядок сразу в трех сферах:

  1. в помещении (окружающем их пространстве);
  2. во времени (вот почему крайне важен режим дня);
  3. в родительском отношении.

Именно поэтому от родителей требуется соблюдение порядка в квартире: каждая вещь должна быть на своем месте – ребенок будет испытывать удовольствие, обнаруживая привычные ему предметы в отведенных для них местах.

Поэтому очень важно аккуратно расставлять его игрушки, не требуя, чтобы малыш дела это самостоятельно, – возраст пока не позволяет ему полноценно помогать родителям.

В 2-2,5 года ребенка лучше не подвергать такому сильному стрессу, как смена места жительства или посещение детского сада, это негативным образом скажется на его психике.

Для малыша крайне важно, чтобы определенная последовательность действий повторялась изо дня в день, мамам и папам необходимо создать все условия для подобной упорядоченности, предсказуемости. Если же ребенок не имеет конкретного распорядка, то он становится капризным, плаксивым, поэтому очень важно четко придерживаться определенного режима.

Кроме того, ребенок данного возраста должен четко понимать, чего именно от него хотят взрослые, все просьбы следует излагать кратко и четко. Это и будет порядок поведения взрослого по отношению к ребенку.

Сенситивные периоды развития - Для студента

Сенсорное развитие

Продолжительность периода – с рождения до 5,5 лет, и в каждом возрасте для ребенка характерно развитие определенных чувств, это должны знать и понимать родители. По Монтессори, в этот период следует выполнять с малышами различные упражнения, тренирующие органы чувств: определять размеры, запахи, различать вкусы.

Именно этот период сензитивен для мышления, поэтому родителям надо сделать так, чтобы в жизни ребенка этого возраста было как можно больше сенсорных впечатлений.

Самый простой способ добиться необходимого развития – игра «Волшебный мешок»: в непрозрачный мешок помещаются разнообразные предметы.

Задача ребенка – погрузить в него руку, на ощупь найти предмет и понять, что это такое, не подглядывая.

Постепенно задача усложняется, в мешок складывают однородные предметы, например небольшие куски различных тканей: лен, шелк, хлопок. Ребенок учится определять и их.

Сенситивные периоды развития - Для студента

Восприятие небольших предметов

Продолжительность – от 1,5 до 2,5 лет, именно в это время малыш стремится «исследовать» всевозможные мелочи – пуговицы, горошины, бусины. Наступает самое благоприятное время для развития мелкой моторики: нанизывание пуговиц либо бусин на нитки, работа с элементами конструктора.

Занятия с бусинами, фасолинами, крупами должны проводиться строго под контролем родителей, чтобы любопытный малыш не засунул предмет в ухо или нос.

Сенситивные периоды развития - Для студента

Развитие действий и движений

Период продолжается от 1 до 4 лет, в это время малыш особенно подвижен, не может усидеть на месте, и от взрослых требуется помочь ему реализовать данную потребность, поскольку нехватка движения может вызвать отставание в развитии.

Чем важно движение для дошкольника?

  • Помогает развитию физических качеств.
  • За счет него организм получает необходимое количество кислорода.
  • Клетки головного мозга через кровь получают кислород в достаточном количестве, что благотворно сказывается на развитии мышления.

Поэтому можно сказать, что двигательная активность напрямую связана с познавательной и эмоциональной сферами. В это время не следует заставлять ребенка проводить много времени за столом, играя в настольные игры или складывая головоломки, для его нормального полноценного развития сейчас необходимы активные игры: бег, прыжки.

Сенситивные периоды развития - Для студента

Развитие социальных навыков

В промежуток от 2,5 до 6 лет ребенок очень хорошо обучается вежливому общению со взрослыми и с ровесниками, поэтому родители могут научить его уверенно чувствовать себя в обществе с наибольшей эффективностью. Следует объяснить малышу:

  • как надо здороваться и прощаться;
  • как обратиться за помощью;
  • как можно вежливо попросить другого ребенка не мешать.

Все это пригодится ребенку в его дальнейшей жизни.

Сенситивные периоды развития - Для студента

Как применять свои знания?

Сензитивные периоды с возрастом теряют интенсивность, поэтому для родителей особенно актуальным является вопрос – как использовать данную информацию? Понимание теории сензитивности очень важно в процессе воспитания, поскольку дает мамам и папам возможность действовать «заодно» с самой природой, обучать малыша тому или иному действию в тот момент, когда он к этому полностью готов. Так, благодаря трудам Марии Монтессори мы узнаем, что ребенка в возрасте 3,5-4 года можно постепенно знакомить с буквами, тогда в 5 лет он без проблем научится читать.

Родителям важно обучать ребенка различным видам деятельности в те периоды, когда он наиболее к этому готов, именно так процесс пройдет с наибольшей пользой для дошкольника.

Знание сензитивных периодов поможет мамам и папам организовать воспитательный процесс: не препятствовать тому, что дети в 3-4 года активно резвятся, бегают, катаются на горках и не могут усидеть на месте, а в 1,5-5,5 лет начинают испытывать тягу к всевозможным бусинам, пуговицам и прочей мелочи.

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/senzitivnyj-period

Восприимчивость ребенка к обучению в сенситивный период развития

Вы замечали, как хорошо маленькие дети запоминают информацию? Они могут пересказать сказку почти что слово в слово. Движения танца или иностранный язык – все схватывается на лету. Вы с тоской вспомните про это время, когда в первом классе ваш малыш Сенситивные периоды развития - Для студентачасами будет зубрить стихи. Поэтому период времени, когда все дается так легко, нужно использовать правильно.

Существуют особые, сенситивные периоды развития ребенка. В такой момент важно сосредоточиться на его правильном обучении. Конечно, работать с детьми нужно по особой технологии.

Тогда активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание, запоминание и легкое обучение.

Вы удивитесь, какие успехи будет делать ваш малыш! В раннем возрасте учеба похожа на игру, так что ему понравится такой вид занятий.

Что такое «сенситивный период»

Психологи доказали, что маленькие дети очень восприимчивы к обучению, особенно в определенные моменты жизни. В такие моменты создаются почти идеальные условия для того, чтобы развивалась наша психика. Такие же периоды существуют и для физического развития. Главное – не упустить их.

Например, от 1,5 года до 3 лет — сенситивный период развития речи. Если в это время способствовать обучению малыша, то не будет никаких проблем и задержек в развитии. Он быстро усвоит новое, ведь сейчас его психика сосредоточена именно на речи.

В этот период у него есть потребность в выражении своих чувств и общении с другими людьми.Сенситивные периоды развития - Для студента

В основе сенситивного подхода к обучению лежит очень простая закономерность. В определенном возрасте психика особо чувствительна к изменениям внешней среды и поддается влиянию. Конечно, для каждого ребенка это индивидуально.

Кто-то начинает говорить раньше, кто-то чуть позже, но сконцентрироваться нужно именно на том времени, когда потребность мозга в речи возрастает. Точно так же с иностранными языками, развитием логики, мышления и воображения.

В сенситивный период психика ребенка способна подстраиваться под новые обстоятельства без трудностей.

Сенситивные периоды охватывают все сферы развития ребенка. Они существуют для того, чтобы подготовить его к будущей взрослой жизни. Ученые считают, что после 8-10 лет существуют другие, уже взрослые сенситивные периоды.

Пока еще тяжело определить их точно, ведь развитие взрослого человека идет значительно медленнее, а коридор для нового навыка становится гораздо уже.

Но разве это мешает узнавать новое? Человек учится всю жизнь, так что, возможно, скоро мы сможем делать это в разы эффективнее.

Техника Монтессори

Существует известная техника для раннего развития. Ее основатель — Мария Монтессори. Эта женщина родом из 19 века, но до сих пор ее система обучения малышей признается одной из лучших. Эффективность ее в том, что знания подаются в простой игровой форме и именно тогда, когда мозг готов их принять.

Сенситивные периоды используются для обучения речи, письму, математике, творческой деятельности и спорту.Сенситивные периоды развития - Для студента

Уникальность системы Монтессори в том, что ребенок обучается практически сам.

Не к этому ли мы стремимся? Заинтересовать малыша, предложить ему все необходимое для занятий и наблюдать, как он сам познает новое, получает знания. Главное, что это желанный процесс.

Ребенок учится на собственном опыте. Вся техника основана на том, что личность «строит» себя сама. Малыш сам выбирает занятия, которые ему по душе.

Монтессори наблюдала за детьми и выяснила, что до 7-8 лет их мозг работает на «впитывание» информации. Не всегда ребенок запоминает важное, но всегда то, что ему интересно. Все зависит от правильной подачи материала.

Читайте также:  Гарантии и компенсации работникам - правовые основы совмещения работы и выплаты

Любой урок можно сделать захватывающим, интересным. Тогда автоматически мозг ребенка эти знания систематизирует как полезные. В правильный момент времени получить полезный опыт — бесценно для развития личности.

А эти самые правильные моменты и есть сенситивные периоды.

Периоды развития

Психологи разбили первые 10 лет жизни ребенка на 5 основных сенситивных периодов. Возраст везде дан приблизительный (+1-2 месяца), ведь все дети индивидуальны.

  • 1,5-3 года. Время для пополнения словарного запаса. В этот период предлагается подключить еще один язык для изучения. Это совершенно не запутает ребенка, а, наоборот, поможет систематизировать знания.
  • 3-4 года. Осознанный период. Ребенок начинает задумываться, готовится к письму как к еще одному способу выразить собственное «я».
  • 4-5 лет. Интерес к форме и размерам предметов, их Сенситивные периоды развития - Для студентакачественным различиям. Сейчас активно развивается логическое мышление – можно подключать занятия математикой или музыкой.
  • 5-6 лет. Развитие физических возможностей, интерес к спорту.
  • 8-9 лет. Время для воображения и творческой деятельности. Еще один пик развития способностей к изучению языков.

Использовать это время или нет — зависит в первую очередь от желания родителей. Не все знают о технике правильного развития детей, но большинство родителей уже согласились: сенситивные периоды действительно приносят свои плоды, если активно заниматься.

Не стоит перегружать малыша. Если вы видите, что ему сейчас тяжело по каким-то причинам, то лучше дайте ему время. Например, при адаптации к детскому саду или начальной школе. Это время не всегда простое, особенно для тех деток, которые отличаются интровертностью.

Языковой феномен у малышей

С самого детства мы слышим слова – чаще всего на родном языке. Язык мы не знаем – мы выучиваем его благодаря тому, что слышим каждый день. У нас есть пример произношения всех букв, слогов и звуков. Мозг формирует языковой центр родного языка.

Мы не задумываемся о том, как говорим на нем. Затем уже взрослый человек, пусть даже лет в 16-17, начинает учить другой язык. Что происходит? Наш мозг пытается впихнуть его в тот же центр, отвечающий за родную речь.

Нам тяжело, ведь приходится отделять один язык от другого.

Если начинать учить язык рано, пока еще не сформировался Сенситивные периоды развития - Для студентаполностью центр родного языка, малышу будет гораздо легче. В период 1,5-3 лет возможны настоящие языковые чудеса. Дело в том, что в этом возрасте мозг сформирует два языковых центра. Для родного языка один, а для иностранного — другой. Чудо в том, что даже если вы учите два языка параллельно, то для каждого из них наш мозг найдет место. А это значит, что обучение языку упрощается. Не приходится «разгребать» завалы слов и значений всех языков в одном месте. Все аккуратно распределено — каждый язык имеет свой центр.

В 3 года иностранный язык дается легко. Запоминаются песенки, стихи, слова и фразы. Просто уделите этому как можно больше внимания, если хотите развить у ребенка любовь и способности к иностранным языкам.

Это будет получаться легко, само собой. Именно благодаря этому дети из смешанных семей говорят на двух-трех языках без проблем и затруднений.

Сегодня существует множество дошкольных учреждений, которые занимаются с малышами по методу Монтессори.

Наилучшее время для психического развития

Родители должны помнить, что если сенситивный период был пропущен, то дальнейшее формирование какого-либо навыка будет проходить нормально, но с большими трудностями для ребенка. Это не значит, что если в 2-3 года вы не начали учить иностранные языки, то потом малыш будет к ним неспособен.

Сенситивные периоды развития - Для студентаНет, просто потом мозгу понадобится гораздо больше усилий для обработки нового навыка. Сенситивность сегодня трактуют как наилучшие условия для обучения и развития. Почему бы и нет? Просто попробуйте позаниматься с малышом по этой методике.

Сейчас психологи и ученые разрабатывают новые подходы к процессу психического развития ребенка. Вне зависимости от национальности, пола и расы эти процессы проходят с одинаковой интенсивностью у всех детей.

Сенситивный период — это граница, которая показывает, что очередной этап усложнения психической деятельности завершен. Теперь, используя накопленный опыт, малыш перейдет на следующий уровень.

Как раз 3 кризисных возраста (1, 3, 7 лет) являются примерными границами смены периодов. В этот момент психика перестраивается.

Сенситивные периоды физического развития

Физическое развитие характеризуется равномерностью протекания. Ребенок не может перейти к более сложным Сенситивные периоды развития - Для студентавещам, пока не освоит простые движения, мелкую моторику. Период развития 5-6 лет идеально подходит для начала занятий спортом. Речь не идет просто о физкультуре или физических упражнениях. Если вы видите предрасположенность к спортивной деятельности — этот период считается идеальным для начала серьезных занятий. Спортивная деятельность необходима телу, ведь благодаря ей кровь лучше насыщается кислородом, а это полезно мозгу и всем органам.

Врачи рекомендуют уже с одного годика начинать простые упражнения. Это помогает малышам по многим причинам, одна из них — выплеск энергии. Иначе ребенок будет перевозбужден, не сможет вовремя заснуть. Чем дальше идет развитие, тем большая потребность в кислороде для работы мозга существует.

Физическое развитие проходит ступенчато. Оно затрагивает все сферы жизни, в том числе эмоциональную. Необходим достаточный уровень эмоционально-волевого развития для понимания основ спорта и соревновательной деятельности.Сенситивные периоды развития - Для студента

Сейчас главное — развивать прыжки и точные движения. Этот сенситивный этап характеризуется быстрым освоением навыков, таких как скорость, чувство расстояния, физическая сила, гибкость, активность суставов. Ребенок достаточно взрослый для занятий и самокритики. Это помогает еще и психическому развитию. Вообще, все сенситивные периоды связаны между собой, ведь развитие идет планомерно.

В возрасте 5 лет у детей уже хорошая координация. Также они могут держать равновесие, совершать более сложные моторные движения. Позвоночник и кости все еще остаются мягкими.

С одной стороны, это хорошо, например, для занятий гимнастикой. С другой — всегда есть опасность деформации костей. Квалифицированный тренер знает, как избежать этого.

Потому лучше всего отдать малыша в спортивную секцию к профессиональным педагогам.

Время для развития речи

Этот период один из самых длительных. Формирование речи начинается практически с рождения, когда выражать свои простые потребности малыш может криком. Потом, с каждой неделей, месяцем и годом, речь становиться более осмысленной и правильной. Психологи доказали, что дети Сенситивные периоды развития - Для студентапонимают речь прежде, чем начинают говорить. Слова и звуки, слышимые вокруг, откладываются у них в голове, запоминаются. Чем больше словарный запас в пассиве, тем больше желание говорить. Этот процесс необходимо мотивировать. Если нет потребности выражать свои мысли или отношение к чему-то, то нет и потребности говорить.

Стимулировать эту потребность необходимо в правильное время (сенситивный период речи) и правильными методами. Не говорите с малышом на его детском языке, обращайтесь по имени, используйте простые слова и фразы для того, чтобы ему было легче.

Но всегда нужно повторять слова правильно, если ребенок коверкает их. Не акцентируйте на этом внимания, а лишь повторите для него слово четко и медленно. Так он быстрее научится выражать свои чувства словами.

Это необходимо для успешного психического развития.

В период речевой сенситивности необходимо делать акцент на расширение словаря ребенка. Учите его названиям цветов, месяцев, предметов и явлений. Сейчас ему легче всего усвоить это и запомнить.

Все должно быть наглядным: читая сказки, показывайте детям изображения, описывайте то, что происходит на картинке. В период развития речи очень важно помогать ребенку подбирать слова, ведь он их пока попросту не знает. Давайте подсказки и учите слова вместе.

Источник: https://rebenkoved.ru/obuchenie-rebyonka/kak-nauchit/vospriimchivost-rebenka-k-obucheniyu-v-sensitivnyj-period-razvitiya.html

Сенситивные периоды развития ребенка (по Л.С. Выготскому)

Сенситивные периоды развития - Для студента

Лункина Е.Н., учитель-логопед д/с «Волшебный замок», ЦАО, Москва

Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено выдающимся отечественным психологом, психолингвистом, дефектологом, ученым с мировым именем Л.С. Выготским (1896—1934). Он разработал понятие «психологические системы», под которыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, между мышлением и памятью, мышлением и речью).

Огромный вклад Л.С. Выготского в детскую психологию — введение понятия «зона ближайшего развития». Согласно ученому, это область не созревших, но созревающих процессов, которые можно назвать «почками развития».

«Зона ближайшего развития» ставит перед ребенком большие задачи, решить которые он способен лишь с помощью взрослого, в ходе их совместной деятельности. Л.С.

 Выготский пришел к выводу, что обучение ребенка должно предшествовать, забегать вперед, подтягивать и вести за собой развитие. Это утверждение стало аксиомой в детской психологии и педагогике.

Следующим важным открытием гениального ученого в детской психологии стало возрастное определение периодов в жизни ребенка, наиболее благоприятных для развития тех или иных функций индивидуума.

Эти знания необходимы для педагогов и родителей, чтобы не упустить период, наиболее благоприятный для обучения ребенка, чтобы те «развивающиеся почки», которые представляют собой созревающие процессы в «зоне ближайшего развития», могли в полной мере развить и обогатить физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и культурные возможности в будущей жизни ребенка.

Одинаковых детей не существует, даже близнецы сильно отличаются друг от друга. У каж­дого индивидуальные свой­ства психики, способности и инте­ресы.

Однако в жизни каждого малыша есть периоды, в которых самой физиологией созданы максимально оптимальные условия и возможности для развития у ребенка определенных свойств психики, восприимчивости к приобретению определенных знаний и умений. Эти периоды называются сенситивными.

Сенситивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей.

Еще одно определение сенситивного периода может быть сформулировано следующим образом. Сенситивный период — определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности.

Периоды эти ограничены по времени, следовательно, пропустив этапы психического развития, в будущем придется затрачивать немало усилий и времени, чтобы восполнить пробел в развитии определенных функций. Некоторые психические функции могут так и не развиться.

Примером тому служат многочисленные случаи детей, выросших в стае животных. Когда их вернули в общество, то никакими реабилитационными методами не смогли научить полноценной речи и адаптации в новых для них условиях.

Все их поведение копировало жизнь и привычки животных.

Таким образом, сенситивный период — время максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики, период наиболее высокой пластичности. Он показывает свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.

В определенные сенситивные периоды происходит резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям из-за высокой пластичности нервной системы ребенка.

Возрастная сенситивность — свойственное определенному возрасту сочетание условий для формирования конкретных процессов психики. Например, для развития речи у детей сенситивный период приходится на 1,5 года.

Именно в это время нужно уделять ребенку повышенное внимание со стороны взрослых, гармонично воспитывая и развивая его. Поэтому необыкновенно важно для становления человека в первые годы его жизни окружение, разнообразие деятельности, интересов и эмоций.

Недостаток полученных в детстве эмоций, знаний, умений, физического и психического развития будет невосполнимым пробелом в дальнейшей жизни.

Для начала нужно разобраться, сколько этих периодов у ребенка, в каком возрасте они наступают, какие именно знания ребенок легко воспринимает в каждом из них.Периоды максимальных возможностей и условий для развития у детей определенных свойств психики и восприимчивости к приобретению знаний и умений.

1,5—3 года. Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;3—4 года.

Этот период наиболее благоприятен для ознакомления со знаковым обозначением цифр и букв, подготовке к письму. Развиваются осознанная речь и понимание собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств;4—5 лет.

Этот период знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие;5—6 лет. Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению.

Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения;

8—9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.

На разных этапах сенситивного развития ребенка изменения в его психике могут проходить как постепенно и замедленно, так быстро и резко. Соответственно этому выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Их еще называют поворотными моментами в развитии, или кризисами, если они протекают стремительно.

В эти периоды ребенок особенно восприимчив к получению знаний и жизненных навыков. В организме ребенка происходят изменения, которые проявляются повышенной чувствительностью и ранимостью. На возникновение этих периодов мы повлиять не можем, поскольку это заложено человеческой природой.

Но родители и педагоги должны (даже обязаны) предельно продуктивно использовать их для развития своего ребенка.

При стабильной стадии развития характерно плавное, без резких сдвигов и перемен поведение ребенка. Это может быть даже незаметно для его окружения. Но эти перемены накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии.

Стабильные этапы чередуются с кризисными. Кризисные периоды длятся недолго (от нескольких месяцев до 1—2 лет в зависимости от мудрости педагогов и такта родителей). Это чаще всего краткие, но бурные стадии.

В кризисные периоды происходят значительные изменения личности ребенка. Сам кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине сенситивного периода.

Родители видят резкие изменения в поведении, интересах, ребенок выходит из-под контроля взрослых.

Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды.

В это время обостряются противоречия, с одной стороны, между взрослыми потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, и с другой — между новыми потребностями и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Современными психологами эти противоречия рассматриваются как движущие силы психического развития.

По мнению Л.С. Выготского, самыми важными служат три сенситивных периода (кризисных момента) — 1 год, 3 и 7 лет. Педагоги и родители должны знать о кризисных моментах в жизни ребенка и своевременно подготовиться к ним для обеспечения наибольшего удовлетворения потребностей малыша в каждом сенситивном периоде.

Возрастная сенситивность свойственна конкретному возрастному этапу, это наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.

Возрастная периодизация (по Л.С. Выготскому)

• Кризис новорожденности — младенчество (от 2 мес. до 1 года).В 1,5—2,5 мес. формируется мелкая моторика, развивается сенсорная область, ребенок познает мир, используя слуховые и тактильные ощущения.• Кризис 1 года — раннее детство (1—3 года).

Появляются новые виды общения, происходит разрыв психологического единства «мать — дитя», развиваются речь и умственные способности. Ведущий вид деятельности — эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослым.От 1 до 3 лет — сенситивный период для развития речевых способностей.

Ребенок слушает, накапливает пассивный словарный запас, затем уже появляется речь, которая носит предметный характер. Развивается способность выражать свои желания и чувства.В 2,5—3 года ребенок часто разговаривает сам с собой, что способствует развитию логического мышления, последовательности в речи. Со временем такие монологи он ведет уже мысленно.

• Кризис 3 лет — дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).Ведущий вид деятельности — орудийно-предметный. Формируются самооценка и самосознание, происходит становление личности. От 3 до 7 лет ребенок включается во взрослую жизнь, в разные виды деятельности, сам выбирает во что играть и свою роль в игре; интересуется звуками и буквами, т.е.

их графическим изображением в виде символов. Активно развиваются воображение и отображение впечатлений об окружающем мире, взаимодействие с окружающими, общение. Ведущий вид деятельности — сюжетно-ролевая игра.• Кризис 7 лет — школьный возраст (от 7 до 13 лет).Ведущий вид деятельности — учебный.

Развиваются психика, мышление, специальные способности, личность ребенка и его межличностные отношения.• Кризис 13 лет — пубертатный возраст (13—17 лет).Ведущий вид деятельности — личностное общение подростков.• Кризис 17 лет — юношеский возраст (17—21 год).

Ведущий вид деятельности — профессионально-учебный.

По мнению Л.С. Выготского, в эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых. В кризисные периоды ребенок становится восприимчив к приобретению определенных знаний и умений.

И хотя развитие интеллекта человека продолжается и во взрослой жизни, в детстве это происходит намного легче и естественнее. Родителям стоит обратить внимание на наступление каждого из этих периодов и своевременно подготовить базу и окружающую среду для наибольшего удовлетворения потребностей ребенка на каждой стадии его развития.

Вспомним сказку Р. Киплинга «Книга джунглей» и ее героя — Маугли, воспитанного в звериной стае. Замысел этой книги у автора возник не на пустом месте. В настоящее время существует около 4 тыс. официальных свидетельств подобных случаев. «Дети джунглей» оказались с самого раннего возраста в стае зверей (чаще волков) и не имели ни речевого, ни социального опыта в поведении и общении.

Читайте также:  Химическая промышленность россии - для студента

После того как они были возвращены в нормальные условия жизни, несмотря на усиленный уход и специальные занятия с ними, вернуть их в человеческое общество уже не представлялось возможным. Максимальное количество слов, которому удалось научить всего нескольких таких детей, составляло не более 45.

А их навыки человеческого существования после реабилитационного периода были скорее дрессировкой, как у домашних животных. Дети, находившиеся в среде животных первые 6 лет жизни, практически уже не смогут освоить человеческую речь, осмысленно общаться с другими людьми, ходить прямо и пр. Реабилитация ни в одном случае не была полноценной.

Навыки животных (хождение на четвереньках, сыроедение, звериные звуки и привычки), приобретенные в раннем возрасте, сыграли для этих детей решающую роль.

Дело в том, что самые ответственные сенситивные периоды становления личности человека были безвозвратно пропущены. Именно в первые 5—7 лет жизни ребенок получает 70% всей жизненной информации.

И если в этот период он оказывается в волчьей стае, то и вырастет волком. Звериные навыки, обретенные детьми, которые оказались с младенчества среди зверей, впечатываются в психику и физиологию, а человеческие навыки привить уже фактически невозможно, т.

е. полноценными людьми такие дети уже никогда не будут.

Мудрецы считали, что каждый ребенок заговорит на языке своих родителей, даже если его этому никто не будет учить. Ребенок индийца заговорит на индийском языке, ребенок непальца — на непальском и т.п.

Падишах усомнился в этом и решил поставить жестокий опыт: несколько грудных детей поселили в отдельных комнатах, а ухаживали за ними глухонемые слуги.

Через семь лет вошедший падишах с мудрецами услышали бессвязные крики, вопли, шипение и мяуканье молодых звероподобных существ.

Все это лишний раз доказывает, насколько важны для развития ребенка и его речи первые годы жизни.

Приведенные примеры как нельзя лучше доказывают правомерность существования сенситивных периодов в жизни каждого ребенка. Пропущенные по разным причинам, они будут невосполнимым пробелом на протяжении всей жизни человека.

Современный всемирно известный японский педагог-практик Масару Ибуки озаглавил свою книгу по детской психологии «После трех уже поздно».

В своем труде ученый пишет о том, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — его личный опыт познания в первые три года жизни. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка.

Здесь мы вновь видим подтверждение теории Л.С. Выготского о решающих сенситивных периодах в жизни ребенка и их значении в формировании личности.

Пластичность мозга ребенка раннего возраста (от 0 до 3 лет), психофизиологически оптимальные условия (сенситивные периоды) формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности. Хотя японский ученый ставит акцент на двух (из трех основных, по Л.С.

 Выготскому) кризисных периодах развития — 1 год и 3 года, тем не менее понятно, что без прочной базы развития личности индивидуума в первые два сенситивных периода (до 3 лет) мы теряем возможность всеобъемлющего развития умственных способностей ребенка.

Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает благоприятный переход к новой стадии развития.

Л.С. Выготский писал, что новое не падает с неба, а появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Источником же развития служит социальная среда, в которой находится ребенок.

Ученики и последователи Л.С. Выготского (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) продолжают руководствоваться его трудами и, базируясь на его исследованиях, продолжают развивать концепции раннего развития личности ребенка.

Итак, можно сделать следующие выводы. Сенситивные периоды — возможность предельно развить способности детей в конкретном возрасте, при этом обращая внимание на качественность их развития. Это наиболее ответственные этапы развития детей.

Стоит заметить, что данные периоды наступают у каждого ребенка, но время их появления и продолжительность индивидуальны, на их возникновение не могут влиять ни педагоги, ни родители.

При верном подходе можно продуктивно их применять для дальнейшего развития определенных способностей или типа деятельности.

Именно поэтому на определенных возрастных этапах следует уделять большее внимание конкретной области, стараясь при этом развивать качественную составляющую способностей вашего ребенка.

Нужно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в свойственных его возрасту видах деятельности. Важно создавать необходимые условия, при которых дети смогут проявить способности. Не следует ограничивать деятельность малыша, нужно предоставлять ему возможность свободного творческого проявления.

Родителям и педагогам следует четко понимать, что чем больше круг интересов ребенка, тем более гармоничным он вырастет. Особенность развития ребенка заключается в том, что все новые умения, знания, навыки накладываются на уже изученные. В эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых.

Литература

Богданович Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы. М., 1994.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.

Петровского. М., 1973.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2, 5. М., 1982.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1985.Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Воронеж, 1998.Гуткина Н.

И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1999.Эльконин Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.Эльконин Д.Б., Божович Л.И. Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет. Волгоград, 1999.

  • Опубликована в журнале: Медработник ДОУ №2/2016
  • Все авторы: Лункина Е.Н.

Оцените материал

Источник: https://www.sfera-podpiska.ru/stati-vdou/sensitivnye-periody-razvitiya-rebenka-po-l-s-vygotskomu

Методическая разработка по теме: Сенситивные периоды развития ребёнка. | Социальная сеть работников образования

Сенситивные периоды развития ребёнка.

Сенситивный период — это период в жизни ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий, делает все с удовольствием и интересом. Сенситивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно. М.

Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сенситивный период. Важно понимать, что если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сенситивного периода, т.е. по принуждению (учиться читать, писать и пр.

), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, но имеет, по крайней мере, следующие возможности:

— знать эти периоды, их особенности наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания определенного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки уровня развития ребенка в настоящий момент;

— предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы у ребенка было то, в чем он особенно нуждается в данный момент. В этом смысле среда Монтессори-школы является оптимальным решением проблемы, потому что в ней всегда есть все, что ему может понадобиться для реализации этих познавательных потребностей.

  • Протекание каждого сенситивного периода характеризуется более или менее медленным началом, которое довольно трудно заметить, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в «зоне его ближайшего развития»; затем наступает этап наибольшей интенсивности, который наблюдать довольно просто; и более или менее медленный спад интенсивности.
  • Некоторые сенситивные периоды протекают примерно в одно и тоже время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.
  • От рождения до шести лет.

В это время вся его деятельность, работа познания ориентирована на формирование образа окружающего мира как целого и как индивидуального мира на основе имеющихся чувств (зрения, слуха и т. д.) Это- та внутренняя задача, которую решает ребенок в соответствии с космическим планом своего развития. Причем в зависимости от возраста по-разному.

Ребенок от рождения до трех лет (Мария Монтессори характеризовала его как «духовный эмбрион») представляет собой, образно говоря, сверхчувствительный резонатор эмоций родителей – в основном матери. Его «впитывающее сознание», как губка, вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, которые происходят в их мире.

В обычной, житейской ситуации этот процесс, к сожалению, часто пускается взрослыми на самотек, хотя им предоставлена уникальная возможность целенаправленно воспользоваться знаниями о нем. Например, в той форме, которую предложила М. Монтессори – с помощью создания специальной «подготовленной среды» и упражнений в навыках практической жизни.

И если необходимость «подготовки ребенка к школе» в целом понятна для родителей, воспитателей и учителей, то важно осознать, что столь же важная задача есть и на период «подготовки ребенка к детскому саду». Речь здесь ни в коем случае не идет о каких-либо знаниях, которыми надо «напичкать» ребенка перед детсадом.

Важно знать и учитывать законы его развития и не нарушать их.

В возрасте от трех до шести лет ребенок, согласно Марии Монтессори, является «строителем самого себя». Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сенситивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социального, двигательного.

При благоприятных условиях развитие органов чувств по степени и уровню способности к различению может достигнуть предела человеческих возможностей.

То есть ближе к концу этого периода с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир намного тоньше, чем взрослый (если ребенку предоставить необходимые упражнения для органов чувств, что легче всего достигается с помощью сенсорного Монтессори-материала).

Сенситивный период развития речи.

Длится в среднем от рождения до шести лет, начинаясь до появления ребенка на свет. В возрасте от рождения до 4,5 месяцев ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное.

В этом возрасте сознание ребенка еще не может выделять в отдельные картины образы мира, себя и своего взаимодействия с миром. Все впечатления соединены в единый клубок, в котором выделяется красная нить – речь.

Поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи.

Дети учатся подражать звукам, в это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней – прекрасное свидетельство начала тренировки мышц речевого аппарата.

Ребенок начинает самостоятельно располагать произносимые им звуки друг за другом, вслушиваясь в мелодию родного языка.

В возрасте около года сознательно выговаривает первое слово, но одновременно попадает в ситуацию, когда прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим «знанием» из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. С данного возраста и примерно до 2-2,5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка.

Около 1,5 лет ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Он непосредственно, без обиняков, говорит о том, чего хочет и чего не желает. Использует ориентационную механику языка чувств, говоря «приятно – неприятно» вместо «правильно-неправильно».

Он в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно формулировать предложение. Только из-за нехватки слов создается впечатление специфического «детского» языка.

Отсюда вывод: запрет на «сюсюканье», на придумывание родителями упрощенного «детского» языка.

Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой.

Он нуждается в том, чтобы ему рассказывали как можно больше историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка, историй — образцов хорошего стиля, разных жанров.

В возрасте 2,5-3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой.

Его «эгоцентрическая» речь – прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или их отсутствие в его мыслях, так как все, о чем он думает, сразу же проговаривается. Постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека можно будет судить лишь косвенным образом.

В возрасте 3,5-4 лет ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Он осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной и поэтому понятной окружающим.

Дети этого возраста живо интересуются символическими обозначениями звуков, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т. д.

, могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая рядом  друг с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания – вплоть до простых слов.

Поэтому в возрасте 4-4,5 лет выглядит совершенно естественным следующий шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей.

Наконец, в возрасте 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития.

Поскольку процесс письма – это выражение особым способом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает помимо различения букв и умения складывать их в слова еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.

Основная мысль Марии Монтессори состоит в том, что если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сенситивного периода, т. е. под принуждением (учится читать, писать и т. д.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

Сенситивный период восприятия порядка.

Длится от рождения до трех лет, наивысшей интенсивности достигает около 2-2,5 лет. Монтессори говорит: «для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром».

Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. На его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе.

Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок – порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции в целом – будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая среда в возрасте от рождения до 3 лет.

В возрасте 2-2,5 лет он испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, который необходим ему в трех сферах: в окружающей его среде (помещении), во времени, в отношениях со взрослыми.

Сенситивный период восприятия маленьких предметов.

От 1,5 до 5,5 лет этот период часто доставляет взрослым немало волнений: ребенок смело манипулирует пуговицами, горошинами и т. п. А на само деле ребенка интересует проблема целого и части, он получает удовольствие от того, что на его глазах фарфоровая чашка при ударе об пол распадается на несколько частей. Таким образом, он ощущает, что мир делим и состоит из все более мелких частей.

Взрослые могут придать позитивный характер этому процессу, предоставив ребенку, например, упражнения в нанизывании на нитку бобов, плодов каштана с проделанными отверстиями, проталкивании бусин в отверстие в крышке баночки и т. п.

Сенситивный период развития движений и действий

Длится в среднем от 1 года до 4 лет и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить.

Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций.

Таким образом, все методы образования, которые ограничивают свободу движения ребенка в этом возрасте, являются препятствующими его естественному развитию. Отсюда и вывод о вреде для него и малоактивного образа жизни.

В течение этого периода имеются моменты, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения, то впоследствии его интересуют все более сложные действия, требующие определенный уровень координации, свободы и выразительности движений.

Сенситивный период развития социальных навыков

В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на домах и в подъездах и ребята, которые открыто курят на остановках. Ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам обращения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей.

Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять.

Он желает знать, как вежливо попросить  другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи, и т. д.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/01/15/sensitivnye-periody-razvitiya-rebyonka

Ссылка на основную публикацию