???? |
В 21 столетии в России не осталось ни одного социального института, которого бы не коснулись те или иные преобразования, за исключением самого консервативного из них – Русской Православной Церкви.
Споры и дискуссии о реформировании церковной жизни ведутся давно.
Вопросы о замене текстов с церковнославянского на русский язык, переходе на новоюлианский календарь, принятии устава для мирян широко обсуждаются в светских и православных средствах массовых информаций.
Однако необходимо вспомнить, хотя бы кратко о церковном расколе 17 века, когда Православная Церковь подверглась реформированию, результатом которого стал раскол русского народа, а его последствия не преодолены по сей день.
Причины проведения церковной реформы в 17 веке
Обсуждение необходимости реформы церковной жизни началось в 1640-е годы. В то время в столице был организован «кружок ревнителей благочестия».
Представители духовенства, являвшиеся участниками кружка, выступали за унификацию церковных текстов и правил богослужения. Однако не было единства в вопросе о выборе образца, по которому бы вносились изменения.
Одни предлагали взять в качестве образца древнерусские церковные книги, а другие – греческие.
В результате победу одержали те, кто выступал за приведение церковных книг и обрядов в соответствие с византийскими канонами и этому было несколько объяснений:
- Стремление Российского государства упрочить свое международное положение среди православных стран. В правительственных кругах была популярна теория о Москве как о Третьем Риме, выдвинутая еще в 15 столетии псковским старцем Филофеем. После церковного раскола 1054 года, духовным центром Православной церкви стал Константинополь. Филофей полагал, что после падения Византии, российская столица стала оплотом истинной православной веры. Русскому царю для подтверждения этого статуса Москвы необходимо было заручиться поддержкой греческой церкви. Для этого требовалось привести богослужение в соответствие с греческими правилами.
- В 1654 году территория польской Украины, по решению Переяславской Рады, присоединилась к Российскому государству. В новых землях православная литургия проводилась по греческим канонам, поэтому унификация богослужебных правил способствовала бы процессу объединения России и Малороссии.
- Стабилизация внутриполитической обстановки. Немного времени прошло с того момента как отгремели события Смутного времени, и в стране еще периодически вспыхивали небольшие очаги народных волнений. Установление единообразия правил церковной жизни представлялось правительству важным инструментом в поддержании национального единства.
- Несоответствие русского богослужения византийским канонам. Внесение поправок в литургические правила, чем был и вызван церковный раскол, были второстепенными в проведении церковной реформы.
Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон
Так при каком царе церковный раскол русского народа произошел? При государе Алексее Михайловиче, царствовавшем с 1645 по 1676 годы. Он был деятельным правителем, старательно вникавшем во все вопросы, касающиеся России. Считая себя истинно православным, не мало внимания уделял и церковным делам.
Это интересно
Современники прозвали Алексея Михайловича Тишайшим, однако его правление пришлось на неспокойное и тревожное время, омраченное множеством войн и бедствий.
В России церковный раскол связан именем патриарха Никона, в миру известного как Никита Минин (1605-1681 гг.). По воле родителей стал священнослужителем и на данном поприще сумел сделать блестящую карьеру. В 1643 году он получил высокий духовный сан игумена Кожеозерского монастыря в Архангельской губернии.
В 1646 году Никон, прибыв в Москву для улаживания монастырских дел, был представлен молодому царю Алексею Михайловичу. Семнадцатилетнему государю так приглянулся игумен, что он оставил его при дворе, назначив архимандритом Московского Новоспасского монастыря. Благодаря царской милости, впоследствии Никон получил сан Новгородского митрополита.
Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон – инициаторы церковной реформы в 17 веке
По повелению царя в 1651 году Никон был вновь возвращен в Москву и с этого момента его влияние на Алексея Михайловича еще больше возросло.
Он вошел в полное доверие к государю, активно участвовал в решении многих государственных вопросов. Вершины своей карьеры Никон достиг в 1652 году, взойдя на патриарший престол, после смерти патриарха Иосифа.
С этого времени начинается подготовка церковной реформы, необходимость которой назревала давно.
Кратко о реформах патриарха Никона и церковном расколе
Первое, на что направил свою деятельность новый патриарх была редакция всех церковных книг, которые необходимо было привести в соответствие с греческими канонами.
Однако начальной датой церковного раскола 17 века считается 1653 год, когда вводятся изменения в богослужебные правила, и начинается противостояние между патриархом Никоном и его сторонниками – с одной стороны и приверженцами старых обрядов – с другой.
Кившенко А.Д. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги
Теперь остановимся кратко на реформах Никона и церковном расколе, последовавшем за ними:
- замена двуперстного знамения на троеперстное. У противников реформ это нововведение вызвало больше всего нареканий. Крестное знамение, совершаемое новым способом, расценивалось как неуважение к самому Господу, ведь из трех пальцев получался «кукиш Богу»;
- написание «Иисус» вместо «Исус»;
- сокращение числа просфор для литургии;
- во время службы вместо земных поклонов необходимо было совершать поясные;
- движение во время крестного хода теперь совершалось против солнца;
- в церковном пении стали произносить три раза «Аллилуйя» вместо двух.
Реформы, проводимые патриархом Никоном, стали главной и основной причиной церковного раскола 17 века.
Что такое церковный раскол и каковы его причины?
Русским церковным расколом называется отделение значительной части верующего населения от Православной Церкви и выступающих против церковных преобразований, проводимых патриархом Никоном.
Если говорить кратко о причинах церковного раскола 17 века, оказавшего влияние на всю дальнейшую историю российского государства, то они были непосредственно связаны с недальновидной политикой светской и церковной властей.
Следует заметить, что негативно сказался на отношениях власти и церкви, церковный раскол, кратко охарактеризовать которые можно как охлаждение и конфронтация.
Причиной тому стали жесткие методы, которыми руководствовался патриарх Никон, осуществляя свою реформу. По повелению царя в 1660 году духовный собор низложил Никона с патриаршего престола.
В дальнейшем его лишили священнического сана и сослали в Феропонтов Белозерский монастырь.
С отстранением Никона от власти, церковные реформы не были свернуты. В 1666 году Церковный Собор официально утвердил новые обряды и церковные книги, которые должны были быть приняты всей Православной Церковью. Решением того же Собора сторонники «старой веры» отлучались от церкви и приравнивались к еретикам.
Репрессии против старообрядцев
Теперь более подробно рассмотрим причины и последствия церковного раскола:
- способы, при помощи которых осуществлялись церковные реформы, оттолкнули значительную часть духовенства и простого народа, а именно насильственное изымание церковных книг, икон и других святынь, несоответствующих греческим канонам и дальнейшее их публичное уничтожение;
- резкий и непродуманный переход к новым правилам богослужения вызвал у народных масс убеждение, что им пытаются навязать иную веру. К тому же, отказывающихся принять нововведения подвергали серьезным телесным наказаниям, что не добавляло симпатий к патриарху Никону и его окружению;
- низкий уровень образования, а порой и полная безграмотность приходского духовенства, не способного объяснить прихожанам в чем суть изменения литургии;
- недобросовестный перевод отдельных текстов с греческого на русский, которые хоть и незначительно, но стали отличаться от прежних старорусских. Наибольшего возмущения у верующих вызвали изменения смысла молитвы Символ веры, где в новой редакции о Царствии Божьем говорится в будущем времени, а не в настоящем, как было прежде;
- отсутствие единства и согласия в церковной среде по вопросу проводимых реформ. Как следствие среди духовенства появились противники нововведений, ставшие духовными лидерами старообрядчества.
Церковный раскол в России связан с именем протопопа Аввакума Петрова – известного лидера старообрядцев. За несогласие с церковными реформами он был сослан на долгие одиннадцать лет в Сибирь. Перенеся многие тяготы и невзгоды, остался предан «старой вере». В результате, по решению Церковного собора, Аввакум был приговорен к заточению в земляной тюрьме, а в последствии заживо сожжен.
Милорадович С.Д.
Путешествие Аввакума по Сибири. 1898.
Причины и последствия церковного раскола кратко можно охарактеризовать как неприятие никоновских реформ значительной частью верующих, вылившегося затем в религиозную войну.
Старообрядцы подвергались гонениям и преследованиям со стороны правительства и вынуждены были искать спасение на окраинах российского государства.
Ответом староверов на церковную политику стали массовые самосожжения, называемые «гари».
В исторической литературе часто встречается определение церковного раскола как отправной точки для массовых народных волнений, периодически сотрясавших русскую землю на протяжении 17-18 веков. Действительно старообрядцы нашли мощную поддержку среди простого народа, именно вокруг них стали собираться все недовольные существующими порядками в стране.
Значение церковного раскола
- Церковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов.
- Как итог церковного раскола – прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. К тому же более четко стала проявляться социальная разобщенность среди населения.
- Устанавливается верховенство царской власти над церковной. Проведение церковной реформы было инициировано правительством и проводилось при его поддержке. А это послужило началом к тому, что управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Окончательно этот процесс завершился при Петре Первом, упразднившем институт патриаршества.
- Происходит укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира.
- Если говорить о положительном значении церковного раскола кратко, то появившееся старообрядческое движение внесло заметный вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.
Иванов С.В. Во времена раскола
Понятие церковный раскол возникло в царствование Алексея Михайловича и с тех пор неоднократно становилось темой для исторических исследований.
Большинство историков утверждают, что истинная причина церковного раскола в 17 веке вовсе не в споре о поправках к богослужению.
Все дело в одном значимом вопросе – может ли светская и церковная власть решать, как и каким образом народу верить во Христа или народ имеет право сохранить нетронутыми обрядность и уклад церковной жизни, установленные много веков назад.
Источник: https://newsland.com/community/4797/content/raskol-v-russkoi-tserkvi/6932861
Реформы патриарха Никона. Начало раскола
Патриарх Никон решил изменить древнее церковное предание и начал вводить в русскую Церковь новые обряды, богослужебные тексты и другие новшества без одобрения собора. Он вступил на московский патриарший престол в 1652 году.
Еще до возведения в патриархи он сблизился с царем Алексеем Михайловичем.
Вместе они и задумали переделать русскую Церковь на новый лад: ввести в ней такие чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила на современную им греческую церковь, которая давно уже перестала быть вполне благочестивой.
В свое окружение патриарх Никон ввел некоего Арсения Грека, известного авантюриста, человека весьма сомнительной веры. Воспитание он получил у иезуитов, по прибытии на Восток принял ислам, затем снова примкнул к православию, а потом уклонился в католичество.
Когда он появился в Москве, его отправили в Соловецкий монастырь как опасного еретика. Оттуда и взял его Никон к себе и сделал главным помощником в церковных делах. Это вызвало ропот среди русского народа.
Но открыто возражать Никону опасались, так как царь предоставил ему неограниченные права в делах церкви.
Опираясь на дружбу и власть царскую, Никон приступил к церковной реформе решительно и смело. Начал он с укрепления собственной власти.
Никон имел характер жестокий и упрямый, держал себя гордо и недоступно, называя себя, по примеру римского папы, «крайним святителем», титуловался «великим государем» и был одним из самых богатых людей России.
К архиереям он относился надменно, не хотел их называть своими братьями, всячески унижал и преследовал остальное духовенство. Историк В. О. Ключевский назвал Никона церковным диктатором.
Реформа началась книжной справой. В старину не было типографий, книги переписывались в монастырях и при епископских дворах особыми мастерами. Это мастерство, как и иконописание, почиталось священным и выполнялось старательно и с благоговением. Русский народ любил книгу и умел ее беречь как святыню.
Малейшая описка в книге, недосмотр или ошибка считались большим грехом. Благочестивый народ внимательно следил, чтобы не вкрались какие-либо ошибки. Писцы обычно заканчивали рукопись смиренным обращением к читателю, чтобы те выявляли ошибки, исправляли их. И за то писцы заранее по-христиански искренно благодарили «народных редакторов».
Вот почему сохранившиеся до нас многочисленные рукописи старого времени отличаются чистотою и красотою письма, правильностью и точностью текста. В древних рукописях трудно встретить помарки или зачеркивания. В них было меньше описок, чем в современных книгах опечаток.
Замеченные в прежних книгах существенные погрешности были устранены еще до Никона, когда в Москве начал действовать Печатный двор. Исправление книг велось с большой осторожностью и осмотрительностью.
Иначе стало при патриархе Никоне. На соборе 1654 года было решено исправлять богослужебные книги по древним греческим и древним славянским, на самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных.
За изменением книг последовали и другие церковные нововведения. Наиболее заметными из них были следующие:
— вместо двуперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от византийской православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстное;— в старых книгах, в согласии с духом славянского языка, всегда писалось и выговаривалось имя Спасителя «Исус»; в новых книгах это имя было переделано на грецизированное «Иисус»;— в старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем за Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца;— в старых книгах в символе веры (8-й член) читается: «И в Духа Святаго Господа Истиннаго и Животворящаго»; после исправлений слово «Истиннаго» было исключено;вместо сугубой, т. е. двойной аллилуии, которую творила русская Церковь с древних времен, была введена трегубая (то есть тройная) аллилуия;
— Божественную литургию в Древней Руси совершали на семи просфорах; новые «справщики» ввели пятипросфорие, т. е. две просфоры исключили.
Никон и его помощники дерзко посягнули на изменение церковных установлений, обычаев и даже апостольских преданий русской православной Церкви, принятых при Крещении Руси. Эти изменения церковных узаконений, преданий и обрядов не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей, свято хранивших древние святые книги и предания.
Кроме самой порчи книг и церковных обычаев, резкое сопротивление в народе вызвали те насильственные меры, с помощью которых Никон и поддерживавший его царь насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями.
Опасаясь утратить чистоту веры, одни предпочитали умереть, но не предать отеческое благочестие, другие покидали родные места.
Источник: http://rpsc.ru/history/kratkaya-istoriya-staroobryadchestva/reformyi-patriarha-nikona-nachalo-raskola/
Церковная реформа Никона и церковный раскол
Церковный собор 1654 г. Художник А.Д. Кившенко 1880
Церковь на Руси с первых лет принятия христианства играла важную политическую и духовную роль в стране. К 17 веку в ней возникли противоречивые процессы, которые привели к тому, что патриарх Никон, при поддержке царя Алексея Михайловича, предложил провести реформу.
Цели реформы:
- унификация церковной жизни
- повышение роли церкви в государстве
- борьба с явлениями, которые подрывали авторитет церкви, например, стяжательство, неграмотность, пьянство священников
- борьба с проникновением светских начал в духовную жизнь общества
- Стремление укрепить международный авторитет русской православной церкви, чему способствовала идея « Москва – третий Рим».
С целью унификации церковной жизни было проведено:
- приведение к единому образцу богослужение и церковные правила
- установление единого общерусского свода святых
- приведение к единообразию текстов священных книг по греческим образцам, все старые тексты уничтожались
Церковный раскол – это появление в обществе представителей духовенства и мирян, не согласных с изменениями, проводимыми по церковной реформе. Людей, отстаивающих прежние положения церкви, называли раскольниками или старообрядцами. Во главе старообрядцев был протопоп Аввакум.
Причина церковного раскола
- Изменение устоявшихся многовековых традиций и обычаев, несогласие части верующих на изменения в богослужении, обрядах, в переписывании книг по греческому образцу, а не по древнеславянскому.
- Из истории церковного раскола
- 1652 – церковная реформа Никона
- 1654 — Церковный собор одобрил и принял реформу
- Появление старообрядцев во главе с Аввакумом, не поддержавших Никона, преследование старообрядцев.
- 1658- опала Никона, который провозглашал, что церковная власть выше царской.
- 1666- лишение Никона сана патриарха и ссылка его в Ферапонтов монастырь.
- 1666- повторное одобрение положений реформы Церковным собором.
- Восстание в Соловецком монастыре в 1668-1676, подавление восстания.
- Запрет старообрядчества на Церковных соборах в 1656, 1656 гг., поддержка царём решения соборов.
- 1666 — на Церковном соборе старообрядчество было проклято.Их преследовали, они уходили далеко в леса, жили в скитах, то есть небольших монастырях, молились по-старому. Когда старообрядцев настигали царские войска, они часто проводили акты самосожжения.
- 1971 – отмена решений церковных соборов о преследовании старообрядцев.
Сравнение состояния церковной жизни до и после реформы
До реформы | После реформы |
Крестились двумя перстами | Крестились тремя перстами |
Движение верующих вокруг храма крестным ходом по солнцу | Движение верующих вокруг храма против солнца |
Двукратное пение «аллилуя» | Троекратное пение «аллилуя» |
Земные поклоны | Поясные поклоны |
Бог Исус | Бог Иисус |
Итоги церковной реформы
- Унификация церковных книг, обрядов
- Борьба противников реформы привела к расколу, появлению раскольников.
- Спор между светской и церковной властью был решён в пользу власти царя, положено начало постепенному подчинению церкви государству.
- Исторические портреты Никона и Аввакума можно найти нам моём сайте: istoricheskiy—portret.ru
- Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/126-terminy-istoriya/662-tserkovnaya-reforma-nikona-i-tserkovnyj-raskol
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество
В 1652 году митрополит Никон был избран в патриархи. Он вступил в управление русской церковью с решимостью восстановить полное согласие ее с греческой церковью, уничтожив все обрядовые особенности, которыми первая отличалась от последней.
В сознании этого долга патриарх Никон приступил к исправлению русских богослужебных книг и церковных обрядов по греческим образцам.
В 1653 году перед великим постом им был разослан указ о том, сколько следует класть земных поклонов при чтении великопостной молитвы святого Ефрема Сирина (четыре вместо 16), предписывая также креститься тремя перстами.
Затем предметом его критики стали русские иконописцы, которые отступили от греческих образцов в писании икон и применяли приемы католических живописцев. Далее он ввел вместо древнего одноголосного пения многоголосное партесное, а также обычай произносить в церкви проповеди собственного сочинения — в древней Руси видели в таких проповедях признак самомнения. Никон сам любил и умел произносить поучения собственного сочинения.
Также на богослужении вместо пения «Аллилуйя» два раза было велено петь три раза. Вместо обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу было введено обхождение против солнца. Вместо семи просфор на литургии стали служить на пяти.
Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный. По аналогии с греческими текстами вместо имени Христа Исус в новопечатных книгах патриарх приказал писать Иисус.
В восьмом члене Символа веры («В Духа Святаго Господа истинного») убрал слово «истинного».
Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги.
Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру», против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены Кружка ревнителей благочестия.
Протопопы Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв.
Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от «древлего благочестия», а ее книги печатаются в типографиях католиков.
Иван Неронов выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям.
Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях русского общества, начиная от отдельных представителей высшей светской знати и заканчивая крестьянами. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении «последнего времени», о воцарении антихриста, которому якобы уже поклонились царь, патриарх и все власти и выполняют его волю.
Большой московский Собор 1667 года анафематствовал (отлучил от церкви) тех, кто после многократных увещеваний отказался принять новые обряды и новопечатные книги, а также продолжал ругать церковь, обвиняя ее в ереси. Собор также лишил Никона патриаршего сана. Низложенный патриарх был отправлен в заточение — сначала в Ферапонтов, а затем Кирилло Белозерский монастырь.
Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины.
С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви.
Страшным последствием раскола явились гари — массовые самосожжения. Самое раннее сообщение о них относится к 1672 году, когда в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 человек. С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли около 20 000 человек. Самосожжения продолжались и в XVIII веке, а отдельные случаи — в конце XIX века.
Главным результатом раскола явилось церковное разделение с образованием особой ветви православия — старообрядчества. К концу XVII — началу XVIII века существовали различные течения старообрядчества, получившие названия «толков» и «согласий».
Старообрядчество разделилось на поповщину и беспоповщину.
Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств, они были расселены в Керженских лесах (ныне территория Нижегородской области), районах Стародубья (ныне Черниговская область, Украина), Кубани (Краснодарский край), реки Дон.
Беспоповцы жили на севере государства. После смерти священников дораскольного рукоположения они отвергали священников нового поставления, поэтому стали называться беспоповцами. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне.
Постепенно большинство старообрядческих согласий, особенно поповщина, утратило оппозиционный характер по отношению к официальной церкви. В 1800 году часть старообрядцев поповцев пошла на соглашение с официальной церковью. Сохранив свою обрядность, они подчинились местным епархиальным архиереям.
Поповцы, не пожелавшие идти на примирение с официальной церковью, создали свою церковь.
В середине XIX века они признали своим главой находившегося на покое боснийского архиепископа Амвросия, который центром старообрядческой организации сделал Белокриницкий монастырь (ныне территория Черновицкой области, Украина).
В 1853 году была создана Московская старообрядческая архиепископия, ставшая вторым центром старообрядцев Белокриницкой иерархии. Часть общины поповцев, которые стали называться беглопоповщиной (они принимали «беглых» попов — перешедших к ним из православной церкви), не признала Белокриницкую иерархию.
Вскоре в России были учреждены 12 епархий Белокриницкой иерархии с административным центром старообрядческим поселением Рогожское кладбище в Москве.
До 1685 года правительство подавляло бунты и казнило нескольких вождей раскола, но специального закона о преследовании раскольников за веру не было.
В 1685 году при царевне Софье был издан указ о преследовании хулителей Церкви, подстрекателей к самосожжению, укрывателей раскольников вплоть до смертной казни (одних через сожжение, других мечом).
Прочих старообрядцев приказано было бить кнутом, и, лишив имущества, ссылать в монастыри. Укрывателей старообрядцев «бить батогами и, поеле конфискации имущества, тоже ссылать в монастырь».
Во время гонений на старообрядцев был жестоко подавлен бунт в Соловецкой обители, во время которого в 1676 году погибли 400 человек. В Боровске в заточении от голода в 1675 году погибли две родные сестры боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова.
Глава и идеолог старообрядчества протопоп Аввакум, а также священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний были сосланы на Крайний Север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске. После 14 лет заточения и пыток они были заживо сожжены в срубе в 1682 году.
Патриарх Никон уже никакого отношения к гонениям на старообрядцев не имел — с 1658 года до кончины в 1681 году он находился сначала в добровольной, а затем в вынужденной ссылке.
В конце XVIII века сами раскольники стали предпринимать попытки сблизиться с церковью. 27 октября 1800 года в России указом императора Павла было учреждено единоверие как форма воссоединения старообрядцев с Православной церковью.
Старообрядцам, пожелавшим вернуться в синодальную церковь, было дозволено служить по старым книгам и соблюдать старые обряды, среди которых наибольшее значение придавалось двоеперстию, но богослужение и требы совершали православные священнослужители.
В июле 1856 года по указу императора Александра II полиция опечатала алтари Покровского и Рождественского соборов старообрядческого Рогожского кладбища в Москве. Поводом послужили доносы, что в храмах торжественно совершаются литургии, «соблазняющие» верующих синодальной церкви. Богослужения проводились в частных моленных, в домах столичных купцов и фабрикантов.
16 апреля 1905 года, накануне Пасхи, в Москву пришла телеграмма Николая II, разрешающая «распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища». На следующий день, 17 апреля, был обнародован императорский «Указ о веротерпимости» гарантировавший староверам свободу вероисповедания.
- В 1929 году патриарший Священный Синод сформулировал три постановления:
- — «О признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им»;
- — «Об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию»;
- — «Об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие».
- Поместный Собор 1971 года утвердил три постановления Синода от 1929 года.
- 12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля по благословению святейшего патриарха Кирилла была совершена первая после раскола литургия по древнему чину.
- Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
Источник: https://ria.ru/20130211/922328695.html
Раскол русской православной церкви
Церковный раскол — в 1650-х — 1660-х гг. раскол в Русской православной церкви, из за реформы патриарха Никона, которая заключалась в богослужебно-обрядовых нововведениях, которые были направлены на внесение изменений в богослужебные книги и обряды с целью их унификации с современными греческими.
Одним из наиболее глубоких социокультурных потрясений в государстве стал церковный раскол.
В начале 50-х годов XVII века в Москве среди высшего духовенства сложился кружок «ревнителей благочестия», члены которого хотели устранения разных церковных непорядков и унификации богослужения на всей огромной территории державы.
Первый шаг уже был сделан: Церковный собор 1651 года под нажимом государя ввел единогласное церковное пение. Теперь надо было сделать выбор, чему следовать в церковных преобразованиях: своей русской традиции или чужой.
Такой выбор делался в условиях уже наметившегося в конце 1640-х г. внутрицерковного конфликта, обусловленного борьбой патриарха Иосифа с усиливающимися украинскими и греческими заимствованиями, инициированными государевым окружением.
Церковный раскол — причины, последствия
Церковь, укрепившая свои позиции после Смутного времени, пыталась занять господствующее положение в политической системе государства.
Стремление патриарха Никона усилить свои властные позиции, сосредоточить в своих руках не только церковную, но и светскую власть. Но в условиях усиления самодержавия это вызвало конфликт церковной и светской власти.
Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.
Начатые в 1652 г. патриархом Никоном нововведения церковной обрядности, исправление православных книг по образцу и подобию греческому привели к расколу русской православной церкви.
Основные даты
Основная причина раскола – реформы патриарха Никона (1633–1656 гг.).
- Никон (мирское имя – Никита Минов) пользовался неограниченным влиянием на царя Алексея Михайловича.
- 1649 год – Назначение Никона Новгородским митрополитом.
- 1652 год – Избрание Никона патриархом.
- 1653 год – Церковная реформа.
- В результате реформы: исправление церковных книг в соответствии с «греческими» канонами; изменение обрядов Русской православной церкви; введение троеперстия во время крестного знамения.
- 1654 год – На церковном соборе одобрена реформа патриарха.
- 1656 год – Отлучение от церкви противников реформы.
- 1658 год – Отречение Никона от патриаршества.
- 1666 год – Низложение Никона на церковном соборе.
1667–1676 гг. – Восстание монахов Соловецкого монастыря.
Непринятие реформ привело к разделу на сторонников реформ (никониан) и противников (раскольников или старообрядцев), в результате – появление множества течений и церквей.
Избрание митрополита Никон в патриархи
1652 год — после смерти Иосифа, кремлевское духовенство, и царь Алексей Михайлович Романов желали, чтобы на его место пришел новгородский митрополит Никон: характер и воззрения Никона, казалось, принадлежали человеку, который был способен возглавить задуманную государем и его духовником церковно-обрядовую реформу. Но Никон дал свое согласие стать патриархом лишь после долгих уговоров Алексея Михайловича и с условием отсутствия каких-то ограничений своей патриаршей власти. А такие ограничения создавались Монастырским приказом.
У Никона было большое влияние на молодого государя, который считал патриарха ближайшим другом и помощником. Отъезжая из столицы царь передавал управление не боярской комиссии, как это было принято раньше, а на попечение Никона.
Ему было дозволено именоваться не только патриархом, но и «государем всея Руси». Заняв такое неординарное положение во власти, Никон начал им злоупотреблять, захватывать чужие земли для своих монастырей, унижать бояр, сурово расправляться с духовенством.
Его занимала не так реформа, как утверждение сильной патриаршей власти, образцом для которой служила власть папы римского.
Реформа Никона
1653 год — Никон приступил к осуществлению реформы, которую предполагал проводить ориентируясь на греческие образцы как более древние. В действительности он воспроизводил современные ему греческие образцы и копировал украинскую реформу Петра Могилы.
Преобразования Церкви имели внешнеполитический подтекст: новая роль России и Русской церкви на мировой арене. В расчете на присоединение Киевской митрополии, русские власти думали о создании единой Церкви.
Это требовало сходства церковной практики между Киевом и Москвой, в то время как они должны были ориентироваться на греческую традицию.
Безусловно, патриарху Никону оказывались нужны не различия, а единообразие с Киевской митрополией, которая должна войти в состав Московской патриархии. Он всячески пытался развивать идеи православного универсализма.
Лишение Никона патриаршего сана
1658 год — патриарх Никон в результате размолвки с государем объявил, что больше не станет исполнять обязанности церковного главы, снял с себя патриаршее облачение и удалился в свой любимый Новоиерусалимский монастырь. Он считал, что просьбы из дворца о его скорейшем возвращении не заставят себя ждать.
Однако этого не произошло: даже если совестливый царь и сожалел о произошедшем, его окружение больше не хотело мириться со столь всеобъемлющей и агрессивной патриаршей властью, которая, по выражению Никона, была выше царской, «как небо выше земли».
Чья власть в реальности оказалась более значимой, продемонстрировали дальнейшие события.
Алексей Михайлович, принявший идеи православного универсализма, уже не мог лишить патриарха сана (как это делалось в Русской поместной церкви постоянно). Ориентир на греческие правила поставила его перед необходимостью созыва вселенского Церковного собора.
Исходя из устойчивого признания об отпадении от истинной веры Римской кафедры, вселенский собор должен был состоять из православных патриархов. Все они так или иначе приняли участие в соборе. 1666 год — такой собор осудил Никона и лишил его патриаршего сана.
Никон был сослан в Ферапонтов монастырь, а поздней переведен в более суровые условия на Соловки.
Вместе с этим собор одобрил церковную реформу и предписал преследование старообрядцев. Протопопа Аввакума лишили священства, предали проклятию и отправили в Сибирь, где ему отрубили язык. Там он написал многие произведения, отсюда рассылал послания по всему государству. 1682 год — его казнили.
Но устремления Никона сделать духовенство неподсудным светским властям находили сочувствие у многих иерархов. На Церковном соборе 1667 года им удалось добиться уничтожения Монастырского приказа.
Раскол русской православной церкви интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы
Источник: https://places.moscow/interesting/raskol-russkoy-pravoslavnoy-cerkvi/raskol-russkoy-pravoslavnoy-cerkvi.html
Церковный раскол: кому это было выгодно
В 1654 году произошло событие на долгие столетия расколовшее русское общество. Церковный собор, одобрив нововведения патриарха Никона, поставил вне закона ревнителей традиционной православной обрядовости.
В чаянии перемен
В середине XVII столетия русское православие переживало смутные времена. Повсеместно наблюдалось падение нравов, как духовенства, так и мирян, богословская мысль все чаще стала подвергаться влиянию еретических учений. Несогласованность и разночтение прокрались и в церковные службы. Назревала необходимость унификации богослужебных книг и уставов.
Тревога за духовное состояние русского общества царила в кружке «ревнителей благочестия», возглавляемом Стефаном Вонифатьевым — духовником царя Алексея Михайловича. Туда же входил митрополит Новгородский Никон, который в 1652 году был поставлен в патриархи. В чаянии перемен и упрочения власти церкви новый патриарх переходит к решительным действиям.
Никон предлагает восстановить утраченное согласие с греческой церковью, устранив в русской православной традиции все обрядовые различия. Для этого требовалось ни много ни мало переписать все русские богослужебные книги по греческим образцам. Церковным собором 1654 года никоновские нововведения были одобрены.
Мотивы устранения погрешностей в церковнославянских текстах хорошо выразил историк Николай Костомаров: «Буква богослужения приводит к спасению; следовательно, необходимо, чтобы эта буква была выражена как можно правильнее».
Ломая традиции
Вопреки ожиданиям церковная реформа не послужила единству в русском православии, напротив, она привела к еще большему брожению умов и резкому неприятию новшеств у различных слоев населения. Многие понимали, что «образцовые» греческие книги сами за долгие столетия накопили массу чуждых православию напластований.
Так, народ, издавна крестившийся двумя перстами, (что подтверждалось уставом Стоглавого собора) должен был перейти на принятое у греков троеперстное крещение, или вместо привычной «сугубой» (двукратной) аллилуйи распевать «трегубую» (троекратную). Чрезмерная поспешность нововведений отнюдь не способствовала пониманию их смысла у обывателя.
Немаловажную роль в столь бескомпромиссном обновлении православной Руси, по мнению ряда историков, сыграли греки, которые в условиях османского владычества были жизненно заинтересованы в укреплениях связей с Москвой. Интересно, что побывавший в Москве в 1649 году иерусалимский патриарх даже упрекнул иерархов Русской Церкви в отступлении от греческих обрядов.
По мнению историка Василия Ключевского, возникший в результате церковной реформы раскол произошел во многом по вине ревнителей старины, которые в силу узкого понимания христианской религии не смогли отличить содержательную сторону обряда от внешней.
Личность
Большинство историков главным виновником раскола все же называют патриарха Никона. Например, Сергей Соловьев усматривает в сложной личности Никона отпечаток его трудного детства, когда он испытывал постоянные притеснения от мачехи. Впоследствии Никон превратился в человека не только непримиримого к врагам, но и высокомерного к союзникам.
Обладая незаурядным умом, твердостью веры и лидерскими способностями, властолюбивый Никон заслужил симпатии царя и уважение бояр, что помогло ему завевать прочный авторитет. Многие поклонялись перед могущественным патриархом, прося его заступничества. Во время отъездов царя Никон фактически исполнял его обязанности и даже подписывался «великим государем».
Внимания заслуживает и точка зрения, согласно которой причины зарождения раскола кроются в столкновении личностей патриарха Никона и протопопа Аввакума. Оба церковных деятеля отличались бескомпромиссностью и неразборчивостью средств в достижении целей. И для Никона, и для Аввакума богослужебный ритуал оказался превыше сути учения.
Нельзя обойти стороной и Алексея Михайловича, который поддержал церковные реформы не в последнюю очередь в угоду своим амбициям. Благодаря укреплению связей с Константинопольским патриархатом монарх мог войти в историю как объединитель православного мира, а в будущем возможно и как освободитель скованных османским игом греков.
Социальный контекст
Проблема раскола отнюдь не сводится к богословским спорам. Она имеет как религиозный, так и социально-политический контекст. Неслучайно, никоновские реформы сопровождались усилением самодержавной власти, которая привела к окончательному закрепощению крестьян. Именно раскольничья среда послужила убежищем для притесненных политикой царя и крепостническими порядками в стране.
Социальные стрессы, накопившиеся в разных слоях населения, привели к массовому неповиновению верховной власти. Протест принимал самые разные формы — от возмущений в высших сословиях (стрелецкие бунты, заговор боярина Хованского) до масштабных народных выступлений (восстание Степана Разина). Заметную роль в бунтующей людской массе играли раскольники, нападая на монастыри, грабя священнослужителей и захватывая церкви.
Несогласие с никоновскими реформами и гонения со стороны властей вызвали небывалый исход в среде старообрядчества. Люди покидали обжитые земли, отправляясь в Поволжье, за Урал, на Север и даже за рубеж. Однако самым страшным итогом раскола стала крайняя форма протеста — гари. Только в 1672 году в Палеостровском монастыре самосожжение совершили 2700 раскольников.
Примирение
Политика репрессий по отношению к староверам привела к неожиданным последствиям. Сторонники древнего благочестия продолжали на новых местах сохранять самобытность Руси, опираясь исключительно на собственные силы. Упорный труд и сплоченность позволили им создать общество взаимоуважения и процветания.
За сравнительно короткий период старообрядцы сформировали независимые от Москвы культурно-экономические центры. Они строили храмы, возводили заводы. Ко второй половине XVIII века практически вся частная промышленность Урала оказалась в их руках.
Экономические успехи старообрядчества вынудили власти сменить гнев на милость и отказаться от любых дискриминационных мер. Екатерина II своим манифестом призвала раскольников, обосновавшихся за рубежом вернуться в родные земли. И многие откликнулись на ее призыв, создавая по всей стране центры предпринимательства.
В 1905 году вышел долгожданный манифест о веротерпимости, подведший черту под многовековым противостоянием власти и старообрядчества.
Источник: https://news.rambler.ru/other/40381881-tserkovnyy-raskol-komu-eto-bylo-vygodno/
Реформы русской православной церкви
Главная цель статьи разобраться в сути реформ, проводимых за всю историю Российского государства в русском православии. Понять не только их содержание как историческое событие, но и причины с последствиями для церкви и всей страны. Ибо говорят, что история ничему не учит, но заставляет задуматься о последствиях сделанного вчера и сегодня.
Два слова о реформах
Само слово «реформа» пришло в Россию из французского языка и означает преобразование, нововведение правящих кругов в целях укрепления своего господства. Второе значение предусматривает изменение, не затрагивающее основ существующего строя.
Преобразования касаются любых сфер деятельности общества: политической, экономической, культурной, идеологической. Оказывают влияние на общество в целом или отдельную отрасль. Главное, что инициатива их проведения всегда принадлежит правящей группе или правителю.
Реформы – это процесс, растянутый во времени, длящийся годами и, зачастую, очень болезненный для объекта нововведений и общества в целом.
Количество проведенных реформ
Принято считать, что проводились две реформы в Русской православной церкви: патриархом Никоном и Петром I. Но, учитывая, что суть слова «реформа» означает нововведение, то вывод можно сделать однозначный: реформ было больше.
Некоторые из них приводили к последствиям только внутри церкви, другие имели еще и глобальные масштабы, оказывая влияние на ход истории целого государства.Перечислить все преобразования невозможно, особенно внутренние, касающиеся только церковных дел. Основные, глобальные, стоит рассмотреть.
К их числу относятся: • переход русской церкви к самостоятельности;• реформы, проводимые патриархом Никоном;• церковная реформа Петра I.
Переход русской православной церкви к самостоятельности
Суть этой реформы заключается в обретении Русской Православной церковью самостоятельности. До середины XV века Русская церковь зависела от Константинопольской. В первую очередь, это выражалось в назначении Византийским патриархом митрополитов на русские земли, начиная с Киевской Руси и заканчивая Московским государством.
Митрополиты назначались из числа русских епископов, либо присылались из Константинополя. Кроме того, решение многих церковных вопросов, включая разрешение споров, судебные тяжбы, относилось к компетенции Византии.Причины, послужившие отделению Русской церкви, кроются в неэффективной внутренней и внешней политике самой Византии.
Некогда богатое и процветающее государство пришло в полный упадок. Частая смена власти, коррупция, духовное обнищание народа, правительства и «духовных» лидеров, привели к острому финансовому кризису. Невозможность содержания боеспособной армии ускоряла падение государства от захвата турков-османов.
Все это крайне затрудняло сношения с Константинополем, включая его посещения для решения церковных вопросов и вымогательства финансовых средств, «русского серебра», для нужд царьградского патриархата.
Следствием бедственного положения Византии послужила Флорентийская уния, согласно которой над всеми христианами признавалось верховенство католического Рима, папы.
Подпись под ней поставил и митрополит Исидор, грек по национальности, назначенный в русскую митрополию с целью склонения Великого князя Московского Василия II к признанию верховенства папы. Это произошло в 1439 г. Результатом такого действия явилось объявление князем Василием Васильевичем митрополита Исидора еретиком, и заключение последнего под стражу.
В том же году Исидор бежал, а русская митрополия осталась без митрополита почти на 10 лет. В декабре 1448 г. Собор русских епископов постановил, без согласия Константинопольской церкви, поставить митрополитом над всей Русью Рязанского епископа Иону.
Поводом для признания Русской митрополии самостоятельной послужило завоевание Константинополя турками в 1453 г. Бедственное положение Царьградского патриархата под их властью вынудил выдать грамоту, узаконивающую поставление епископа Иону митрополитом, а также самостоятельное избрание митрополита из числа русских епископов, без обращения в Константинополь.
Последствиями данных нововведений стали: • учреждение Патриаршества в государстве Российском через сто с лишним лет;• автокефалия Русской православной церкви.
Реформы патриарха Никона
Правление Никона до настоящего времени вызывает много вопросов, на которые невозможно дать однозначные ответы. Отношение к нему, как к личности, противоречиво у различных авторов, и также различна оценка его деятельности на патриаршем престоле.
Одни считают его государственным деятелем своего времени, начавшим воссоединение, разделенных более двух столетий, митрополий – Киевской и Московской.
Другие оценивают Никона как неудачливого реформатора, приведшего за краткий срок своего деятельного патриаршества, всего 6 лет, к катастрофическим последствиям.
Трудно решить, что было причинами, побудившими Никона вводить кардинальные изменения. Скорее всего, разгадка кроется в личности патриарха, его характере и взглядах на взаимоотношение государства и церкви.
Авторитарный, властный, ставящий все материальное выше духовного, Никон стремился подчинить царскую власть власти патриаршей.Вторая причина заключается в борьбе «политических» партий вокруг царского престола.
У Никона были противники, которые при его предшественнике патриархе Иосифе заправляли делами в церковном управлении и суде.
Их нежелание видеть на патриаршем престоле Никона толкнуло последнего на принятие крутых мер для укрепления собственной власти, приведших к трагедии личной, церковной и государственной.
Поводом послужил свод законов «Уложения», принятый в 1649 г., ущемляющий права церкви в части:
• передачи судебных функций над народонаселением церковных земель в государственные приказы;• проведение светской властью мероприятий по оттоку крестьян с церковных земель в государственные.Суть реформ, проводимых патриархом, заключались:• в исправлении книг; причем, древние славянские тексты приводились в соответствие с новопечатными греческими книгами;• в исправлении обрядов: • введение троеперстного крестного знамения;• введение устава о поклонах при чтении молитвы Ефрема Сирина.Последствием проводимых реформ явился раскол в обществе. Православные христиане, поддержавшие нововведения Никона, остались в официальной церкви. Оппозиция, раскольники, были подвергнуты гонениям; со временем основали «старообрядческую» церковь. Попытка патриарха Никона установить Вселенскую православную церковь с полным подчинением ей светской власти, включая царя Алексея Михайловича, произвела неизгладимое впечатление на его сына Петра Алексеевича, будущего императора Петра I.
Церковная реформа Петра I
Множество проводимых реформ в правление Петра I не могло не затронуть вопросы церковные. Требовалось устроение образовательных учреждений, не только светских, но и духовных. Перераспределение финансов государства подразумевало контроль государственной властью над церковной экономикой.
Но главная цель являла собой полное подчинение церковной власти монархии, стремящейся к абсолютизму.Причинами, повлекшими проведение всех реформ, включая церковные, являлась сложная внутриполитическая игра партий, принадлежащих к различным боярским родам, а также новоиспеченных «птенцов гнезда Петрова».
Царю необходимо было искоренить оппозицию, путем изменения всей государственной структуры, включая церковную. Поводом для преобразований послужило невозможность подбора подходящей кандидатуры на патриарший престол, отвечающей протестантским запросам царя.
Суть петровских преобразований в области церковного устроения заключалась в упразднении патриаршества и установлении правления над церковью властью государевой. После смерти в 1700 г. патриарха Андриана, нового главу Русской православной церкви не выбирали, а учредили пост местоблюстителя патриаршего престола.
Для управления церковью был создан Монастырский приказ, ведавший судебной властью и осуществлявший контроль над изданием духовных книг. В его ведомстве также находились церковные вотчины и духовные школы.
В 1721 г. основана Духовная коллегия, в будущем Святейший Правительствующий Синод, в которую вошел Монастырский приказ в качестве Камер-коллегии. Члены Синода назначались государем и подчинялись непосредственно ему. С 1722 г. в Синоде введена должность обер-прокурора.
Последствием петровских реформ явилось полное подчинение Русской православной церкви светской власти и, как следствие, потери своей самостоятельности. Церковь стала инструментом государственной машины, утратив свое первоначальное назначение – служение Богу и людям, в качестве оплота духовной жизни. Не исключено, что такое положение церкви явилось одной из причин трагедии 1917 года.
Рейтинг: Навигация сайта
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16553-reformy-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi.html