Измененное состояние сознания — что это с точки зрения психологии?

Когда речь заходит об измененном состоянии сознания (ИСС), то обычно вспоминают специфические духовные практики эзотериков, выход в астрал, медитации или общение с духами. Вся эта экзотика и мистика к основной массе людей отношения не имеет, да и вообще чаще всего является фейком.

Однако измененное состояние сознания – вполне обычный продукт нашей психики, более того, переживать его доводилось каждому, хоть нередко мы даже не обращаем на это внимания.Измененное состояние сознания - Для студента

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

С другой стороны, в ряде случаев феномен измененного сознания никак нельзя назвать ни обычным, ни естественным психическим явлением, хоть все равно к мистике он отношения не имеет. Впрочем, давайте разберемся по порядку.

Измененное состояние сознания с точки зрения психологии

Так как об этом явлении много рассуждают различные мистики, экстрасенсы и представители экзотерических эзотерических учений, то стоит обратиться и к точке зрения научной психологии.

Но прежде чем говорить об измененном состоянии сознания, нужно сначала разобраться в том, что такое сознание вообще, то есть в норме. А это не так-то просто, потому что четкого его определения нет, а тайн и загадок у нашего сознания больше, чем объективных знаний о нем.

Собственно, то же самое можно сказать и о головном мозге, который продуцирует это сознание.

Нормальное сознание: что это такое

Ясное сознание здорового бодрствующего человека проявляется в отражении действительности, осмыслении ее, планировании действий и контроле над поведением.

Главная особенность ясного сознания – адекватность, то есть соответствие той реальности, отражением которой оно является.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Исследование в дипломной работе - методы и как выбрать правильный?

Оценим за полчаса!

Образы и мысли, возникающие в нормальном сознании, не противоречат действительности, позволяют в ней ориентироваться и взаимодействовать с окружающим миром.

Например, если я вижу стоящий у стены стул, то, вероятнее всего, это и есть стул, а не инопланетный монстр. Мне это подсказывает и житейский опыт, и логика мышления. Я могу на этот стул сесть, передвинуть его, и он так стулом и останется. А вот если из кабинета начальника вместо него самого выйдет жаба с петушиным хвостом, то, скорее всего, с моим сознанием что-то не так.

Адекватность восприятия и оценки событий, характерная для ясного сознания, нормально сосуществует с воображением и яркими образами фантазии. Ведь этот процесс создания новых образов, в том числе никогда не существовавших в реальности, вполне осознан, и мы прекрасно отличаем продукты нашей выдумки от реальных объектов. А если не отличаем? Тогда речь идет об измененном состоянии сознания.

Каким бывает измененное сознание

С точки зрения психологии, ИСС – это изменение психической деятельности, связанное с приспособлением мозга к нестандартным (аномальным) внешним или внутренним условиям.

То есть изменение среды, в том числе биохимии мозга, вызывает реакцию в виде изменения сознания. Такое определение может показаться странным, ведь все мы существуем в постоянно меняющемся мире.

Но это не значит, что каждое новое событие приводит к сдвигам в нашей психике.

К ИСС приводят специфические явления и обстоятельства, оказывающие серьезное воздействие на мозг. Они характерны тем, что обычный, стандартный набор психических реакций в этих условиях не работает, вот и происходит сбой.

Так, феномен ИСС возникает в состоянии аффекта, когда человек столкнулся с внезапной угрозой для жизни, его или близких ему людей. Внезапная опасность приводит к включению механизмов защиты и отключению рационального мышления, так как размышлять некогда.

Человек начинает действовать и совершает иногда почти невозможные поступки: переворачивает руками грузовик, чтобы спасти ребенка, перепрыгивает через четырехметровый забор, бросается в бушующее пламя и выходит невредимым и т. д.

Но потом он ничего не помнит и не в состоянии объяснить, как ему удалось совершить подобное. Это и есть один из примеров измененного состояния сознания.

Временное изменение (помрачение сознания) встречается довольно часто, и люди на это почти не обращают внимание.

Например, возникает непродолжительная заторможенность при воздействии разных стимулов, когда приходится одновременно реагировать на разные значимые раздражители.

Можно сказать, наш мозг «зависает», не в состоянии сразу и быстро переключиться с одной задачи на другую. Кратковременное возникновение ИСС бывает в ситуации сильной усталости, недосыпания или тяжелых эмоциональных переживаний.

Но особый интерес вызывают серьезные, заметные невооруженным глазом отклонения в психической деятельности, которые тем не менее к патологиям не относятся. Проявления таких измененных состояний сознания очень разнообразны, как и причины, их порождающие. Но есть и общие признаки, по которым мы можем определить возникновение у человека ИСС.

  • Субъективность переживаний, когда другие люди не видят или не ощущают того же, что и индивид с ИСС (галлюцинации, видения, иллюзии).
  • Неадекватность образов сознания, то есть несоответствие их реальности.
  • Как следствие этого, неадекватность поведения, так как реакции на субъективную реальность не соответствуют объективной. Например, приняв большой камень за чудовище, человек с ужасом убегает от него. Или отгоняет от себя чертей, которых видит в состоянии алкогольного делирия (белой горячки).
  • Некритичность оценки своих суждений и поведения – человек в состоянии искаженного сознания принимает свои видения за реальность и не чувствует никакого противоречия со здравым смыслом.

Наиболее простой и, думаю, всем известный пример отклоняющегося от нормы поведения при ИСС – это алкогольное опьянение. Оно следствие реакции мозга на отравление этиловым спиртом. Проявляется это в снижении активности лобных долей головного мозга, которые отвечают за рациональный контроль.

В зависимости от причин, вызывающих измененное состояние сознания, выделяют 3 вида этого феномена:

  1. ИСС, возникающее спонтанно, то есть естественным путем.
  2. Состояния, вызванные психотропными средствами.
  3. Изменение сознания в результате использования различных психотехник.

Несмотря на различные факторы, порождающие ИСС, в этих состояниях много общего, но и отличия есть весьма существенные, в том числе в плане последствий. Поэтому стоит на каждом виде остановиться подробнее.

Измененные состояния сознания, вызванные естественными причинами

Наиболее естественным и нормальным из этой группы является сон.

Сон как форма измененного сознания

Да-да, это тоже измененное состояние сознания. Правда, в течение длительного времени его таковым не считали, а рассматривали как просто отдых, во время которого и мозг, и весь организм пассивен. А сновидения считались сродни воспоминаниям или фантазиям.

Но серьезные научные исследования доказали, что сон не связан с утратой активности, во время него наш организм функционирует и мозг довольно активно работает. Мы не утрачиваем сознания, просто оно изменяется, создавая иллюзорные образы из имеющихся у человека в памяти кусочков реальных событий, лиц, предметов.

Значит, и сон является измененным состоянием сознания, хоть и отличается от других подобных явлений. Но его также можно считать реакцией на изменение биохимической среды мозга.

В ответ на усталость или годами сформированный ритм сна и бодрствования в нейронах головного мозга вырабатывается особое белковое соединение – мелатонин, который еще называют гормоном сна.

Все высшие психические функции тормозятся, снижается активность неокортекса (верхней части коры больших полушарий), и образы подсознания, проникая из глубин психики, изменяют содержание нашего сознания. Механизм сна намного более сложный, но здесь я не буду на нем подробно останавливаться.

Болезненные состояния измененного сознания

Сон – это нормальное и даже необходимое состояние нашего организма. Но в экстремальных ситуациях, когда нервная система переживает сильный стресс, перегрузки или, например, воздействие высокой температуры, могут также возникнуть различные формы ИСС.

  • Бред – болезненное состояние, при котором человек много и бессвязно говорит, рассуждает о странных вещах или беседует с отсутствующими людьми и сам не осознает этого. Часто он даже не реагирует на замечания или вопросы из реального мира.
  • Галлюцинации – видения, образы, порожденные болезненным состоянием организма или экстремальными условиями среды. Так, галлюцинации могут возникнуть в состоянии сенсорной депривации, то есть у человека, лишенного привычных каналов восприятия, например, запертого в тесном темном пространстве в абсолютной тишине.
  • Оглушенное состояние сознания, возникающее из-за тяжелой болезни, при отравлениях и черепно-мозговых травмах. Проявляется это ИСС как заторможенность, задержка реакции, плохая ориентировка в пространстве или безучастность ко всему.

При психических заболеваниях тоже возникает изменение сознания и иногда довольно сильные психические отклонения. Но они к ИСС не относятся, так как этот феномен касается только психически нормальных людей.

ИСС, возникающее под воздействием психотропных средств

Термин «психотропные средства» понимается очень широко. Это разнообразные растительные и химические вещества, вызывающие измененное состояние сознания. Они с древнейших времен использовались в различных мистериях, религиозных культах, практиках эзотерических учений, обрядах жрецов и шаманов.

Викинги, например, для достижения воинственной экзальтации и нечувствительности к боли пили отвар из мухоморов. Скифы и древнегреческие жрецы употребляли коноплю, а инки – листья коки. Колдуны Западной Европы в своих ритуалах использовали белену и дурман, а в Юго-Восточной Азии употребляли опиум.

Эти вещества вызывали состояние возбуждения и яркие галлюцинации или, напротив, успокаивали и вводили человека в состояние транса. Они употреблялись эпизодически, по особым случаям, поэтому не вызывали привыкания и не становились наркотиками. Ими они стали тогда, когда их начали использовать ради наживы.

В XX веке список психотропных веществ значительно расширился за счет новых химических соединений, разработанных в специальных лабораториях. Но цель этих веществ та же – достижение состояния измененного сознания.

Кроме цели, разнообразные психологически активные вещества объединяет общий механизм действия. Они влияют на состав и форму очень важных структур головного мозга – нейротрансмиттеров или медиаторов. Эти белковые соединения обеспечивают нормальную взаимосвязь между нервными клетками.

Изменения в них и вызывают отклонения в психической деятельности, которые сопровождаются обострением всех чувств и ощущением эйфории.

Правда, следствия этого тоже не менее яркие: неизбежный «откат» и истощение нервной системы приводят к депрессии, а систематическое употребление психотропных веществ – к привыканию, что связано с изменением биохимии головного мозга.

Измененное состояние сознания называют еще психоделическим. Хоть происходит это название от двух древнегреческих слов – «душа» и «ясный», ясным это состояние назвать сложно. Правда, субъективно наркотический транс чаще всего воспринимается именно как ощущение прозрения.

Достаточно в качестве примера привести эксперимент эксцентричного американского физика Р. Вуда. Он, накурившись опиума, в состоянии наркотического транса записал, как ему показалось, гениальную научную идею.

Очнувшись, он прочитал сделанную им запись об открытии, которая гласила: «Банан велик, а его кожура еще больше». Вот и все «прозрение».

Кстати, к психотропным веществам относят не только наркотики, но и алкоголь, никотин и даже кофе. Все дело в количестве их употребления.

Измененное состояние сознания как результат психотехники

Измененное состояние сознания - Для студента

Психотехники или, как их еще называют, психоделические духовные практики не менее древние, чем психотропные вещества, и используются они людьми с незапамятных времен. И цель таких практик нам знакомая – осознанное создание состояния измененного или «расширенного» сознания. Достигнутое состояние может проявляться в разных видах:

  • транс, напоминающий гипнотический сон, когда внешняя неподвижность и заторможенность сопровождается яркими видениями и ощущением выхода из физического тела;
  • состояние повышенного возбуждения, сопровождающееся различными странными телодвижениями, выкриками, часто агрессией, например, одержимость;
  • усиление физической активности в сочетании с увеличением физической силы за счет скрытых резервов организма и нечувствительность к боли; в древности это состояние у себя целенаправленно вызывали воины.

Техники введения человека в ИСС довольно разнообразны, но все они направлены на блокирование рациональной сферы сознания и чаще всего вызывают эффект торможения в лобных долях больших полушарий, отвечающих за разумное, контролируемое поведение.

В сочетании с этим происходит изменение биохимии мозга, связанное с выработкой белковых соединений стимулирующего или возбуждающего характера, например, эндорфинов.

Они действуют на человека аналогично наркотикам, вызывая повышенную активность, эйфорию, заставляя забывать об усталости, боли и голоде.

К техникам, способным воздействовать на работу мозга, относятся 3 вида практик:

  1. Медитация – техника, основанная на погружении себя в состояние транса, отключении ощущения физического тела и акцентировании внимания на процессах внутреннего мира. Существуют разнообразные виды этой техники, которые практикуются и в религиозных культах, и в ряде направлений психотерапии.
  2. Суггестия или гипноз. В отличие от индивидуальной практики медитации, суггестия предполагает воздействие одного человека на сознание другого или группы людей с помощью вербальных и невербальных средств. Целью суггестии тоже является введение «клиентов» в состояние транса, вызывающего некритическое восприятие информации. Это дает возможность внушить людям какие-то образы, мысли, стереотипы поведения.
  3. Радения – под этим термином можно объединить разнообразные психоделические практики, основанные на использовании ритмичных звуков ударных инструментов, движений, выкриков, песнопений и т. д. Все это задает особый ритм, который воздействует на мозг и вводит человека в состояния, похожее на транс. Оно сопровождается яркими видениями и галлюцинациями. Но, в отличие от классического транса, люди двигаются, причем очень активно, и, бывает, не могут прекратить этот «танец», пока не упадут без сознания от усталости. В качестве примера можно привести радения в некоторых христианских сектах или камлания шаманов.
Читайте также:  Защита кандидатской диссертации - что, где, когда и как?

В современной психотерапии и психиатрии успешно используется опыт древних психоделических практик в лечебных целях. Введение пациента в особое состояние транса или гипнотического сна помогает провести коррекцию его психики, например, избавить от фобий, панических атак или посттравматического синдрома.

Кроме традиционного гипноза, используется еще эриксоновский гипноз, как одна из практик НЛП. Назван он в честь разработчика этой методики английского психоаналитика Эрика Эриксона.

Из возбуждающих и тонизирующих психотехник наиболее известны аутогенные тренировки, например, по И. Шульцу. А среди успокаивающих методик часто используется голотропная (холотропная) терапия С. Грофмана.

Один из базовых элементов этой методики – холотропное дыхание, популярное в последнее время.

Особенность всех этих техник в том, что они проводятся только под наблюдением психотерапевта и направлены на оздоровление человека. Самостоятельное использование подобных методик не рекомендуется, так как может нанести вред психике.

Источник: https://psychologist.tips/4028-izmenennoe-sostoyanie-soznaniya-chto-takoe-vidy-teoriya-i-praktika.html

Измененные состояния сознания. Как с помощью коанов вызывать изменённое состояние сознание

Безмолвное сознание находится с одной стороны вне обычного сознания, причём оно глубже или выше его, а с другой стороны оно живёт внутри нас.

Но как бы то ни было, невозможно попасть в безмолвие чисто количественным путём, совершая механические поклоны или механически читая мантры.

Безмолвие — это всегда квантовый скачок в другой мир. Потому оно предполагает прыжок или рывок сознания, разрывающий с прошлым.

  • Энергия безмолвия переносит человека в другой мир не постепенно, а стремительно.
  • Один мой знакомый, достигший безмолвия, говорил мне, что его наступление сопровождается своеобразным звуком, напоминающим то ли щелчок, то ли вибрации горлового пения шамана и как бы отрезающим прошлое состояние от нового.
  • Безмолвие несёт в себе элементы лёгкого шока, разрывающего шаблоны восприятия мира.

Каким образом происходит этот скачок? Можно ли его достичь постепенным накоплением энергии и наращиванием усилий или нет? Если речь идёт о скачке в новое состояние, а постепенность усилий — не совсем то, что нужно, в чём тогда заключается новое усилие?

После того, как я потерпел фиаско взять безмолвие прямым штурмом путём закручивания гаек внутри себя, то меня сильнейшим образом увлекли именно перечисленные вопросы.

Если я подолгу сосредоточиваю внимание на каком-либо одном состоянии, точке, внешнем объекте, то почему количество усилий далеко не всегда даёт качественный результат и вместо редких прорывов и просветлений оно оборачивается однообразием состояний, где преобладает монотонное давление на ум?

Но, практикуя безмолвие, я постепенно понял, что давления быть вообще не должно, а наращивание усилий необходимо осуществлять без насилия, даже самого минимального. Как только вы ловите себя, что давите на ум, то немедленно останавливайтесь и возобновляйте мягкое усилие сначала, как бы с нуля.

  1. Если в результате ваших длительных усилий по остановке ума вы чувствуете, что накопили достаточное количество энергии, поймите, что она не сможет пройти через заградительную плёнку, разделяющую объект и субъект с помощью вибраций грубого давления.
  2. После концентрации внимания и силы должна наступать деконцентрация, отпускание накопленной энергии, которая растекается по всей поверхности плёнки ума и обязательно находит отверстие.
  3. Безмолвие — это дао, а наилучший символ дао — это вода, обладающая свойствами мягкости, текучести и спонтанности.

Вновь и вновь осознавайте себя каплей, которая стремится выйти за пределы плёнки, ограничивающей её индивидуальную форму в беспредельное пространство океана. Состояние и внутренние законы этого бесконечно быстро вибрирующего пространства совершенно иные, нежели внутри капли.

Что нужно сделать для выхода за собственные пределы?

Прежде всего, накопить энергию с помощью остановки движений воды — эмоциональных и ментальных волн внутри капли индивидуального сознания.

Когда энергии станет намного больше, вы сможете направить движение капли к восходящему потоку. Кроме того, остановившись, вы сможете настроить каплю на восприятие океанических вибраций, которые, соединяясь, становятся для капли голосом безмолвия.

Когда индивидуальная энергия капли настроится на безмолвие океана, тогда количество энергии станет достаточным, чтобы разорвать плёнку, создающую личную форму сознания.

На этапе разрыва плёнки как никогда требуются новые парадоксальные методы, по сути, качественно иные, нежели количественные усилия.

Вы должны отпустить себя, оставить цепляние за привычный образ самого себя и методы внутренней работы. Именно здесь на первое место выходит его величество парадокс. Он помогает создать ключи доступа, открывающие врата в мир безмолвия.

  • Одним из самых ярких методов остановки и проникновения в иное измерение является коан — особый тип диалога или события, которое произошло между учеником и Учителем.
  • Разнообразные типы коанов, выражающие истину дзена то в положительных, то в отрицательных утверждениях, призваны вывести сознание ученика из состояния двойственности и привести его к переживанию единства, в котором непрерывно пребывает Учитель.
  • И китайский Чань, и его японская версия Дзен нацелены на передачу состояния пробуждённости, которое присуще сознанию Учителя, к сознанию ученика особыми прямыми путями без посредничества письменных знаков.

В основе коана всегда лежит парадокс, совершенно абсурдный и нелепый для профанического ума. Однако при углублённом размышлении на тему парадокса сознание всё же находит общее между казалось бы никак не связанными понятиями.

При этом в сознании образуются новые идеи, пронизывающие всё существо человека от высших слоёв ума до нейрофизиологического и даже телесного уровня.

Вот, пожалуй, наиболее известный пример коана, цель которого соединить несоединимое: «Обладает ли собака природой Будды»?

Ученик, отвечающий на этот вопрос, должен исходить из того, что любой его ответ будет бить мимо. При этом отвечать надо быстро, даже мгновенно, потому что любая заминка будет означать для проницательного взгляда учителя, что в спонтанное проявление сущности вклинился искажающий ум.

За его присутствие в ответе ученик будет наказан ударом дубинки. Но и пустая глупость, идущая от ума, также распознаётся учителем, более всего ожидающим от ученика спонтанной силы правды.

Чаньский буддист Чжи Чжэнь-цзы говорил, что, беседуя с Учителем, ученик не должен думать ни о вопросах, ни о смысловой стороне ответа. Его главная задача — вложить весь свой ум и энергию в единственную фразу или даже слово, выражающую сущность пустоты.

Потому, отвечая на вопрос мастера: «Что такое Будда»? фразой «Три меры хлопка», ученик выражал естественную энергию того дела, которое он в данный момент делал с совершенной внимательностью — взвешиванием хлопка.

Судзуки сравнивал это высказывание с широкой магистралью, ведущей к столице: стоит только попасть на неё, и каждый наш шаг будет в правильном направлении.

Коан необходимо постоянно держать в уме. Сосредоточивая его на собаке или на хлопке и рассматривая эти понятия с самых разных, порой немыслимых сторон, медитирующий, в конце концов, до такой степени насыщает свой ум, что тот останавливается.

Именно в этот момент и происходит просветление, слышание Голоса Безмолвия, попадание в изменённое состояние сознания.

Главное — сохранять непрерывное бодрствующее сознание, совершенную внимательность к тому, что мы делаем и к состоянию своего ума, и поддерживать в себе дух вопрошания об истине и тайне.

Именно этот дух поможет ученику, размышляющему над коаном: «Каков звук хлопка одной ладони»? перебрать сотни разнообразных вариантов ответа, в конце концов, озарить свой остановившийся ум догадкой — прозрением — «безмолвие»!

  1. Я не собираюсь писать о коане целую книгу в книге, тем более что после работ Судзуки, Кацуки, Чжен Чжэнь-Цзы и Алана Уотса это было бы верхом самоуверенности.
  2. Я убеждён лишь в одном — дверь в безмолвие откроется скорее ключом разгаданного коана, нежели отбойным молотком упорной воли, сопряжённой с насилием над собственной природой.
  3. Моим раздумьям на эту тему помогает не только восточная, но и западная мудрость в лице Трижды Великого Гермеса Трисмегиста: «Подобное познаётся подобным».

Как только мы сумеем сделать наше сознание пластичным, текучим и спонтанным, как вода и покроем воду собственного ума «льдом понимания», как это советует сделать Агни Йога, то мир безмолвия, окружающий нашу индивидуальную форму, обязательно войдёт внутрь нас и сольётся с нами.Превращение аморфного, хаотического и раздробленного сознания в целостную, стройную, прозрачную субстанцию может произойти не только с помощью упорной работы по концентрации и наблюдению за собой.

  • Весьма продуктивно использование таких парадоксальных методов, как удары дубинкой, кастанедийский прыжок в неизвестное, пробуждающие от сна будильники (гурджиевский метод, позаимствованный им в суфизме и заключающийся в использовании энергии любого внешнего раздражителя-шума, проезжающих машин, капели, звучащей за окном или человека в одежде зелёного цвета, периодически попадающегося на глаза во время прогулки, как стимулятор состояния просветлённости).
  • Единственным недостатком этих замечательных методов, многие из которых я лично использую в своей практике, является их чужеземное происхождение и отсутствие прямой линии передачи.
  • Поскольку рядом нет мастера дзена или Дон Хуана, которые ударом между лопатками могут ввести тебя в изменённое состояние сознания, то ты невольно останавливаешься между твоим миром и миром безмолвия.
  • Очень трудно ударить самого себя так, чтобы это действительно помогло войти в изменённое состояние сознания, а не получить синяк или травму.

К счастью, в России есть свои парадоксальные методы работы с собой, совершенно не освоенные искателями-восточниками. В первую очередь это русские загадки.

«Пойди туда, не знаю куда. Возьми то, не знаю что» — разве это не превосходный национальный коан, помогающий сдвинуть ум с одной и той же заезженной колеи? И таких загадок немало, достаточно взять книгу по традиционной отечественной культуре. А русские сказки с поисками тридевятого царства?

Ведь Иван-дурак, отказавшийся от рассудочного ума, которым пользуются его старшие братья, на протяжении всего повествования действует, пользуясь парадоксальной логикой, нарушающей привычный порядок вещей.

По сути дела, он находится в изменённом состоянии сознания, что помогает ему совершать необычные, бесстрашные поступки и находить фантастические решения, которые, в конечном счёте, позволяют ему одолеть всех врагов, превзойти братьев и найти тридевятое царство, чтобы освободить там пленённую Елену Прекрасную (Софию, или Мудрость) и обрести свободу.

Говоря по правде, русская тайна не только в загадках и сказках, она — в самом существовании России, которая даже в своём кризисе непостижима не только для Запада, но и для самой себя. Россия — коан, да ещё какой!

Не зря Тютчев сказал: «Умом Россию не понять…» Кто разгадает её, тот найдёт путь в тридевятое царство (сколь глубок эзотерический символизм числа девять!) и обретёт и силу безмолвия, и просветление.

Совершите прыжок

Во время медитации представьте себе, что вы находитесь на краю волшебной пропасти. По эту ее сторону находится обычный мир, где все вам хорошо известно и знакомо — ваше тело, обычные переживания, накопленный опыт, рассудочный ум.

По ту сторону — отсутствие всего известного, пространство абсолютной свободы, попадание в которое вызывает у человека шок. Осознайте, что этот шок не вреден, а очень полезен для вас. Вначале попытайтесь представить это состояние, а затем отпустите все представления и настройтесь на то, что вы ничего не знаете о нем.

Настройтесь на предстоящий в самое ближайшее время прыжок в неизвестность. Вдохните воздух и во время выдоха мысленно отделитесь от всего известного, включая тело и ум, и попытайтесь прыгнуть, отпустить себя в состояние абсолютной неизвестности, прыжка в пропасть и внутреннего полета.

Попробуйте стереть все прежние ощущения и пережить состояние максимальной свободы. Если оно не будет получаться с одного мысленного прыжка, прыгайте много раз вновь и вновь.

Главное — настраивайтесь на веру, что за известным миром на этом краю пропасти скрыт совершенно другой мир, новое измерение, абсолютно иное, нежели известное.

Если будет необходимо, настройтесь на решимость превратить всю свою жизнь в непрерывный прыжок в мир свободы. Слушайте звук этого мира — в нем вы обязательно найдете присутствие безмолвия.

Разгадывайте загадки

Пробуйте раскрывать смысл загадок. Возьмите любую русскую сказку или сборник загадок, выберите самые парадоксальные из них и попробуйте постичь их смысл.

Отключите привычный рассудок, склонный перебирать множественные варианты и решения. Попытайтесь совершить прыжок через все логические варианты в пространство единственного решения.

Можете также взять любую загадку, которую решались решать в различных посвятительно-эзотерических орденах, например, проблему квадратуры круга или соотношения конечности и бесконечности бытия.

Проникайте в нее всем существом, останавливая все привычные способы решения с помощью ума. Подключайте к решению загадок энергию безмолвия и тогда вы действительно приблизитесь к успеху.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c88b7e046a32a00b3fb4ed8/5da1afdd3f548700add11995

Измененные состояния сознания

Когда я говорю о сне, я подразумеваю очень необычный его тип, тип люсидного сна, в котором спящий знает, что спит, оставаясь при этом в сознании.

После обсуждения некоторых философских и семантических трудностей определения состояний сознания, меня всегда интересовало, появляется ли у кого-нибудь хоть капля сомнения в том, что он бодрствует, то есть что находится в данный момент в «нормальном» состоянии сознания? Я еще не встречал никого, кто затруднился бы в понимании этой разницы.

Во вступлении к книге по измененным состояниям сознания я нахожусь в похожей затруднительной ситуации: существует множество философских и семантических проблем при определении «нормального» сознания и «измененных» состояний сознания.

Но, например, сейчас, при написании этих строк, у меня нет ни малейшего сомнения в том, что я нахожусь в нормальном состоянии сознания. В то же время в моей жизни было много случаев, когда у меня не возникало никаких сомнений в том, что я пребываю в измененном состоянии сознания (далее — ИСС).

Таким образом, я дам только одно простое пояснение, касающееся ИСС, и на последующих страницах разовью его: в настоящее время наших знаний недостаточно для формирования хоть какой-то концепции ИСС.

Для каждого индивида его нормальное состояние сознания определяется в основном состоянием бодрствования. Возможно, то, что твое нормальное состояние сознания похоже на мое и на сознание всех остальных нормальных людей, является почти универсальным предположением, хотя, на мой взгляд, сомнительным.

Измененное состояние сознания для каждого индивида — это то состояние, в котором он ясно чувствует характерные качественные изменения паттерна своего ментального функционирования1, то есть он чувствует не только количественные изменения (большая или меньшая бдительность, увеличение или уменьшение количества визуальных образов, больше четкости или размытости и т.д.), но также что некоторые качества его ментальных процессов становятся другими. Ментальные функции оперируют совсем не так, как обычно, проявляются такие качества восприятия, аналогов которых нет в нормальном состоянии, и т.д. Существует множество пограничных случаев, когда индивид не может достаточно точно различить, насколько его состояние отличается от нормального, когда весьма заметны количественные изменения в ментальном функционировании и т.д. Но существование пограничных состояний и трудноописуемых эффектов не отрицает существования переживания отчетливых качественных изменений в ментальном функционировании, которые и являются критерием ИСС.

1 Для тех, кто предпочитает бихевиоральный подход, ИСС — это гипотетический конструкт, к которому обращаются, когда повеление субъекта кардинально отличается от его обычного поведения.

В этой книге затрагиваются те состояния сознания, в которых человек переживает одно или более качественное (а возможно, одно или более количественное) изменения в своей ментальной деятельности, и это дает ему основание полагать, что он находится в ИСС.

Читайте также:  Презентация к диплому - образец и пример, как оформить работу правильно?

В западной культуре прочно закрепилось негативное отношение к ИСС, то есть считается, что существует нормальное (хорошее) состояние сознания и его патологические изменения. Большинство людей не признают других различий.

Нам известно огромное количество научных и клинических материалов по ИСС, касающихся психопатологических состояний, например шизофрении. Если сравнить, то наше научное знание об ИСС, которые могут считаться «желанными», крайне ограничено и в основном не известно ученым.

Одна из целей этой книги — обеспечить сбалансированное представление по данному вопросу. Поэтому почти все ИСС, исследуемые здесь, имеют позитивные характеристики, но все же остаются ИСС, которые многие люди хотят и будут стремиться вызывать у себя, т. к.

считают, что переживания тех или иных из этих состояний стоят того. Наше понимание ментальных процессов сильно облегчилось благодаря сосредоточению внимания на психопатологии, но оно не может быть полным, если мы не рассмотрим обратную сторону медали.

Более того, нам следует отказаться от «хороших» или «плохих» суждений по поводу ИСС и сосредоточиться на вопросах: каковы основные характеристики ИСС и каково их влияние на поведение человека в различных ситуациях?

Нормальное состояние сознания может определяться как продукт существования в определенных условиях, как физических, так и психосоциальных. Таким образом, нормальное состояние сознания для каждого индивида имеет адаптивное значение в рамках определенной культуры и социальной среды.

Мы предполагаем, что нормальное состояние сознания имеет характерные качественные и/или количественные отличия в разных культурах.

Но одна из наиболее распространенных когнитивных ошибок, которую Карл Юнг называл ошибкой психолога, имея в виду проекцию психологов собственной психологии на пациента, состоит в том, что мы почти всегда косвенно предполагаем, что все вокруг думают и переживают примерно так же, как мы, за исключением, пожалуй, «сумасшедших».

Если посмотреть на это шире, то становится ясно, что человек живет и функционирует в различных состояниях сознания и что разные культуры сильно отличаются в понимании, использовании и отношении к ИСС.

Многие «примитивные» народы, например, считают, что практически каждый нормальный взрослый человек способен входить в транс или может стать одержимым богом, тот же, кто не способен на это, считается психологическим калекой. Представьте, каким несовершенным покажется американец человеку из этой культуры.

Во многих восточных цивилизациях были разработаны разнообразные сложные техники для стимулирования и использования ИСС, например, такие, как йога и дзен.2 В некоторых случаях для более адекватного обсуждения ИСС создавался специальный язык.

В этой связи мне вспоминается Фредерик Шпигельберг, известный индийский ученый, который отмечал, что существует около двадцати существительных на санскрите, которые на английский мы переводим как «сознание» или «ум», так как в нашем словаре нет слов для определения различных оттенков значений этих понятий (Spiegelberg, Fadiman & Tart, 1964).

2 Многие техники для продуцирования ИСС были развиты еще христианскими мистиками, однако они не так сложны, как восточные техники, и не оказали особого влияния на современную западную культуру.

В нашей западной культуре есть несколько общепринятых терминов, означающих некоторые ИСС, — транс, гипноз, сон и экстаз, — но ни одно из них не имеет достаточно полного и понятного объяснения.

Наверно, следовало бы ожидать, что в психологии и психиатрии найдутся более точные термины для описания различных ИСС и их компонентов, но, если не считать богатую (однако не всегда точную) терминологию, касающуюся психопатологических состояний, это ожидание не оправдывается.

Несколько лет назад, например, я попытался отыскать точное определение слова «транс» — распространенного психологического термина, используемого как в пояснительном, так и в описательном смысле.

К своему удивлению, я обнаружил то, что если некоторые авторы определяли одни характеристики транса, то другие — противоположные. Современная научная психология просто не имела дело с ИСС, особенно позитивными, и не предполагала наличия их потенциальных возможностей.

Если кто-то (вероятно, по наивности) полагает, что распределение затраченных сил в психологических науках должно демонстрировать некоторое касательство к тому, что важно в вопросе воздействия на человеческое поведение, а не быть связанным с тем, что методологически удобно для исследований, то отрицание ИСС психологическими науками странно и чем дальше, тем больше несовместимо с ситуацией, сложившейся в американском обществе в последнее десятилетие в связи с «психоделической революцией». Скорее всего, при сохранении современной тенденции в последующее десятилетие подобное расхождение усилится. Я не собираюсь описывать движение хиппи в целом, так как оно стало слишком разнородным, но согласно мнению многих консервативных представителей средств массовой информации существуют десятки тысяч явных хиппи по стилю жизни и сотни тысяч (возможно, миллионы) «уважаемых» людей среднего класса, экспери ментирующих с наркотиками, медитацией, сенсорным осознаванием, группами встреч, интенциональными сообществами, толкованиями сновидений и т.д. (см. Rosenfeld & Farrel, 1966). Я сужу об этих тенденциях прежде всего по интересу и действиям психологов и моих студентов и аспирантов-психологов. За последние несколько лет произошли значительные перемены. Если еще несколько лет назад, когда я был аспирантом, не было практически никого, кто бы разделял мой интерес к ИСС, то уже сегодня совсем не редкость, когда студенты и выпускники обсуждают свои медитативные опыты, эксперименты с наркотиками или планы по работе в этих сферах с позиции психологии. Я думаю, что если бы несколько лет назад кто-то на вечеринке заговорил об употреблении ЛСД-25, то непременно оказался бы в центре особого внимания. Теперь же разговоры о психоделических опытах слишком распространены и не привлекают к себе особо пристального внимания.

Есть и другие примеры такого положения дел: в прошлом месяце пара студентов-физиков описала мне свой опыт «выхода души из тела»; выпускник-социолог рассказал о своих регулярных встречах с товарищами, когда они обсуждают, что делать с состоянием сознания и стилем жизни после переживания опыта с ЛСД-25; выпускник математического факультета интересовался у меня научной литературой по марихуане, чтобы сравнить написанное в этой области со своим личным опытом. Никто из них не хиппи и не из разряда необычных людей. Они — представители совершенно нового поколения, являющегося частью обычной социальной структуры большинства, которые прилагают большие усилия в исследовании собственного сознания.

Рост серьезного интереса к ИСС и личные их исследования, похоже, могут вызвать важные изменения в психологии как дисциплине. Студенты часто обращаются ко мне с разговорами на эту тему именно как к психологу, поскольку убеждены, что наука, изучающая психику и поведение человека, может разъяснить их опыты с ИСС.

Я вынужден отвечать им, что в настоящее время мы не можем им предложить почти ничего. Начинающие студенты-психологи обнаруживают, что все научные исследовательские усилия есть только «методологические изощрения», направленные, как им кажется, на банальные проблемы.

Они месяцами медитируют или принимают психоделические наркотики и испытывают колоссальное воздействие на свой разум и, сталкиваясь с тем, что психологи по большей части игнорируют все это, воспринимают психологию как бестолковую научную игру слов. И по моему опыту, это одни из самых способных студентов.

Среди старшекурсников, с которыми я беседовал, особенно в университетах Западного побережья, существует определенная тенденция, которая выражается большой неудовлетворенностью традиционными направлениями психологии. По мнению многочисленных студентов, при изучении академических психологических дисциплин есть некоторое несоответствие — между тем, что им преподают, и тем, что им интересно.

Мне кажется, в ближайшие годы психологическая школа, которая не предлагает ни лекций по ИСС, ни возможности их исследования, вряд ли сможет привлечь много интеллектуальных и одаренных учащихся. Неуниверситетские центры, такие как Исаленский институт в Биг-Шуре, Калифорния, пытаются восполнить некоторые из этих пробелов.

Мы обращаем внимание на существование этой проблемы не для того, чтобы очернить ценность исследований, проведенных за последние несколько лет в науке, а чтобы сказать, что эта профессия должна уделять адекватное внимание тем вопросам, которые интересны и важны студентам, тем более если мы не хотим потерять потенциально высококлассных специалистов.

Необходимость смещения акцентов в психологии основывается на более важных соображениях, чем просто привлечение одаренных учащихся. В актуальное поведение важного сегмента нашего общества — студентов и интеллектуалов среднего класса — все чаще включаются продуцирование и использование ИСС.

Но наше научное знание о природе и последствиях ИСС до сих пор настолько ограничено, что мы не можем предложить обществу даже скудного руководства к экспериментам по использованию психоделических наркотиков, равно как не способны адекватно понять эту значимую часть человеческого поведения.

Изданием этого сборника статей сделана попытка исправить данную ситуацию в надежде простимулировать исследования по ИСС по мере появления материала по этой теме. Для многих людей, не причастных к научным исследованиям, достоверным знанием об ИСС является то, которое они получают, экспериментируя с ними.

Такие опыты в большинстве случаев находятся за пределами досягаемости науки. А самое главное требование любой науки заключается в том, чтобы ее практический и теоретический язык охватывал все явления предмета исследования. Значит, нельзя пренебрегать данными по ИСС, полученными ненаучным путем, если мы хотим добиться того, чтобы психология была всесторонней.

Психология зачастую не способна справиться с этими обязательствами из-за поспешных концептуализаций, отдавая предпочтение упрощениям и красивым теоретическим построениям, которые исключают данные по ИСС. Но это в большей степени проблема культурного климата, нежели присущего научному методу недостатка.

Человек — теоретизирующее и концептуализирующее существо, не признающее исследование само по себе; он всегда сам создает теории о своем опыте, в которые верит. Трудность изучения ИСС только путем их переживания заключается в том, что возникает большой риск систематизации наших заблуждений в виде обнаруженной «истины».

Когда же мы дополняем личный опыт научным методом, то риск упрощенной систематизации заблуждений значительно снижается. Таким образом, надежда побудить интерес к исследованиям ИСС является основной причиной подборки этих статей.

Материалы этой книги охватывают большой спектр ИСС. Сборник составлен из разнородных статей, начиная от относительно практичных, экспериментальных, и заканчивая полностью теоретическими. Это разнообразие вызвано тем, что знание об ИСС слишком неоднородно.

При отборе материала мы в первую очередь руководствовались тем, чтобы он вызывал интерес и стимулировал к исследованию. Возможно, многие из описанных здесь явлений могут показаться нелепыми, нереальными или «ненаучными». Все это и отражает ограниченность нашего знания.

Я надеюсь, что те читатели, которые остались недовольными этим сборником, вскоре переключат свою неудовлетворенность на исследования в этом направлении.

По-видимому, ИСС постепенно становятся очень важными в современной жизни. Должные исследования в этой области за короткий срок смогут значительно обогатить наше знание о них, и я надеюсь, что эта книга подтолкнет к этому.

Источник: https://bookap.info/trans/tart/gl1.shtm

Измененное состояние сознания и техники исполнения желаний

Мы привыкли считать, что измененное состояние сознания применяют психологи и другие врачи, и только для излечения болезней или зависимостей. Но на самом деле область действия такого состояния намного шире.

Что такое измененное состояние сознания

Если писать доступным языком, то измененным состоянием сознания является непривычное психологическое состояние человека. Как правило, все мы находимся в некоторых фазах состояния на протяжении всей жизни.

Нормальными состояниями считаются вполне обыденные вещи: бодрствование, сновидения и глубокий сон. Конечно, существует такое понятие, как лунатизм.

Но о нем следует говорить более подробно, поскольку это является еще одной фазой измененного состояния сознания.

К измененным состояниям сознания относят алкогольное и наркотическое воздействие, а также трансовое состояние и гипноз. Когда человек чувствует перегруз в своем сознании и уже не в силах расслабиться самостоятельно и переключиться на другие занятия, ему приходится обращаться за помощью к специалистам.

Однако в большинстве случаев многие пытаются решить свои проблемы путем употребления алкоголя или наркотиков, которые дают временное облегчение и ослабляют работу сознания.

Эти способы не приводят ни к чему хорошему и могут только усугубить положение дел, поскольку под воздействием извне человеку сложно контролировать свои действия.

Однако не все так страшно, поскольку при желании, можно добиться измененного состояния сознания способами, которые не могут навредить вам.

Уже давно ученые выделили измененное состояние сознания в отдельную группу и еще называют его альфа-состоянием. Именно в этот период времени, мозговая активность снижается и человек находится как бы между двумя мирами: реальностью и сном.

Время этого перехода является самым подходящим для загадывания желаний и для диалога со Вселенной.

Как это работает

По своей сути, та же самая визуализация или медитация — это попытка достичь измененного состояния сознания. Многие используют с этой целью шаманские техники вхождения в транс, гипноз или холотропное дыхание.

Все это — способы для достижения гармоничного состояния и освобождения нашего сознания от повседневных мыслей и накопившегося негатива. Вариантов визуализаций и медитаций множество, и все они достаточно действенны.

Чтобы более подробно объяснить, как работает измененное состояние сознания, приведем простой пример. Представьте, что вы находитесь в доме, где есть две комнаты. Одна комната — это ваше состояние осознанности, когда вы бодрствуете.

Вторая — ваше подсознание, которое активно проявляет себя во время вашего сна. Переход между этими комнатами — и есть то самое измененное состояние, когда вы еще не закрыли дверь из первой комнаты, но уже успели открыть дверь во вторую.

Именно в такие моменты чаще всего происходят озарения, приходят гениальные мысли творцам и ответы на вопросы — ученым. Такое состояние мы испытываем каждый день, перед сном или после пробуждения.

Как правило, оно длится очень короткий промежуток времени, и многие его попросту не замечают.

Если же научиться пребывать в этом состоянии осознано, да еще и загадать желания, то можно добиться успехов в любом деле.

Как достичь состояния измененного сознания и что делать дальше

Существуют различные способы погружения в это состояние-альфа. О медитациях и визуализации можно прочесть отдельно. Но есть еще одна простая методика, которую можно использовать прямо перед сном, что значительно облегчает задачу.

Погружение в измененное состояние сознания

Выберете такое время, чтобы вам никто не помешал. Многие выполняют эту практику перед сном или сразу после пробуждения. Лягте удобно и закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьте все тело. После этого можно начинать саму технику.

Глубоко вдохните и на выдохе вам нужно представить цифру три, а также проговорить ее про себя. За один выдох нужно успеть повторить это три раза, поэтому выдыхать воздух нужно очень медленно.

После этого, сделайте еще один вдох и повторите все тоже самое, но уже с цифрой два. И третий раз проделайте аналогичные действия с единицей.

У вас должен получится следующий цикл из дыханий: Вдох, медленный выдох плюс визуализация тройки: три (пауза), три (пауза), три (окончательный выдох); вдох, медленный выдох: два (пауза), два (пауза), два (окончательный выдох); вдох, выдох: один (пауза), один (пауза), один (окончательный выдох).

Понять, что вы находитесь в измененном состоянии сознания помогут следующие признаки:

  • вы ощущаете комфорт на физическом уровне;
  • ваши глаза закрыты, но даже если вы их отроете, то это не изменит вашего состояния;
  • мысли перестают проноситься с безудержной скоростью или вообще исчезают;
  • легкое онемение конечностей;
  • дыхание становится более глубоким и редким;
  • чувство отстраненности от окружающей реальности;
  • ощущение трансового состояния.

После того, как вы достигнете такого состояния, можно применить техники визуализации, когда вы представляете, что ваше желание уже сбылось. Чтобы это было убедительно, вам нужно не просто представить это, но и прочувствовать: что вы будете делать, во что будете одеты, какие эмоции испытаете, когда все уже сбылось, и так далее.

Также вы можете просто загадать желание и отпустить его во Вселенную. А если применять данную технику и подгадать специальное время, когда связь с Высшими Силами достигает максимума, то все сбывается намного быстрее.

Но следует помнить, что ничего не случается в одночасье, поэтому не опускайте руки на следующий же день, если не увидите результатов. Повторяйте эту технику исполнения желаемого хотя бы на протяжении недели, тогда перемены не заставят себя долго ждать.

Источник: https://dailyhoro.ru/article/izmenennoe-sostoyanie-soznaniya-i-tehniki-ispolneniya-zhelanij/

Ссылка на основную публикацию