Речевое дыхание — это та сила, которая запускает в движение механизм образования звуков и с помощью которой звучит наша речь. Оно играет первостепенную роль в работе голосового аппарата человека. Мы не задумываемся о его важности, а между тем, правильное речевое дыхание является основой четкой дикции, от него зависит сила голоса и темп речи.
Если вам интересно, в чем особенности речевого дыхания, чем оно отличается от физиологического и как ему научиться, читайте нашу статью.
Особенности речевого дыхания
Для речевого (или фонационного) дыхания характерны быстрый энергичный вдох, небольшая пауза и продолжительный ровный выдох. Это и есть основное его отличие от физиологического.
Ведь как обычно мы дышим? Короткие и равные по продолжительности вдох и выдох, затем пауза. Делаем это, не задумываясь. Речевым же дыханием мы управляем.
Вдох должен быть бесшумным, а выдох — плавным, без толчков. Умение контролировать выдох — это рациональное использование запаса воздуха в процессе говорения, выдержанные паузы, ровный темп и благозвучность нашей речи.
Формирование речевого дыхания в логопедии
При речевых дефектах одним из важных этапов коррекции является развитие речевого дыхания. Особенно это актуально для дошкольников, потому что большинство нарушений речи проявляется в детском возрасте.
Чтобы выработать сильную воздушную струю, уметь ею управлять, не захлебываться при разговоре, соблюдать паузы, поддерживать плавность речи, освоить произношение звуков, над речевым дыханием придется поработать.
Постановка речевого дыхания состоит из трех этапов:
- Формирование диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха.
- Различение носового и ротового выдохов.
- Развитие речевого дыхания.
На первом этапе осваивается навык дышать глубоко, задействуя все отделы легких. Это возможно при участии диафрагмы в процессе дыхания. Напряжение межреберных мышц, плавное движение диафрагмы обеспечивают ровный и продолжительный выдох, незаметный со стороны.
На втором этапе происходит подготовка дыхательного аппарата к голосообразованию, приходит умение различать направление воздушной струи, чувствовать работу дыхательных мышц.
Третий этап учит равномерно распределять воздух на выдохе и осуществлять его добор в процессе речи. Это важно для того, чтобы разделить фразу на интонационно-смысловые отрезки.
А сейчас рассмотрим, какие упражнения на каждой стадии помогут в постановке речевого дыхания.
Но сначала напомним о простых правилах:
- помещение, где проходит занятие, необходимо проветрить;
- дыхательные упражнения выполнять до еды;
- одежда должна быть свободная, не стесняющая движений;
- во время выполнения упражнений на вдохе следить, чтобы не поднимались плечи, а на выдохе — не надувались щеки.
Этап формирования диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха
- Все занятия по надуванию чего бы то ни было, например, шаров, мыльных пузырей; по созданию бури в стакане воды, настольному футболу с мячом из ваты.
- Также хорошо помогает развитию фонационного дыхания игра на духовых музыкальных инструментах, это помогает разрабатывать дыхательные мышцы и легкие, учит дышать животом.
- Автоматизировать этот процесс помогает произношение на удлиненном выдохе гласных звуков и слогов, шепотом и с участием голоса.
Если организовать занятия с детьми в форме игры, это позволит создать непринужденную атмосферу, обеспечит их активность, разбудит интерес и поможет быстрее получить желаемый результат.
Различение носового и ротового выдохов
Чтобы дифференцировать выдох через нос и рот, полезно выполнять следующие упражнения:
- сделать вдох и выдох через нос;
- вдохнуть носом, выдохнуть ртом;
- вобрать воздух ртом, а выдохнуть через нос;
- вдыхать и выдыхать через рот.
- А это — динамические дыхательные упражнения, сочетающие дыхание с движениями тела:
Развитие речевого дыхания
Умение рационально распределять выдох нарабатывается при произношении слогов. Слоги произносятся на выдохе громко, ровно, раздельно. Их количество постепенно увеличивается.
- БА-БА-БА
- НА-НА ВА-ВА ЛА-ЛА
- НУ-НО ВИ-ВО ЛУ-ЛЭ ПА-ПО
- После освоения этого навыка можно переходить к произношению слов и словосочетаний, также увеличивая их число на одном выдохе.
Добор воздуха в процессе произношения хорошо тренировать на стихотворном материале во время пауз между строками. Делать его надо энергично и бесшумно. Для контроля дыхания можно держать ладонь на животе, чтобы чувствовать движение диафрагмы.
Попробуйте:
Закрепляется приобретенный навык речевого дыхания во время общения в повседневной жизни. Должно пройти некоторое время, чтобы умение правильно дышать во время речи вошло в привычку.
Если использовать это время, развивая познавательные способности ребенка, его кругозор, словарный запас, совершенствуя его дикцию и технику речи, то новые умения значительно быстрее войдут в его жизнь.
А с ними сойдут на нет психоэмоциональное напряжение, неуверенность, страх общения.
Как работать над постановкой речевого дыхания взрослым
Если вам приходится выступать на сцене, проблем с произношением у вас нет, но речевое дыхание доставляет вам массу неудобств, дополнительно к используемым в логопедии приемам можно добавить следующие:
- произнесите предложение, медленно выговаривая каждое слово;
- говорите в обычном для вас темпе максимально долго на одном дыхании;
- тяните на выдохе согласный “М” так, чтобы он звучал протяжно и отзывался в груди;
- плавно произнесите на одном выдохе “Ааааа ооооо уууууу ааааа”;
- задуйте воображаемую свечу, наблюдая, как при этом естественно и ровно выходит из легких воздух, как постепенно опадает грудная клетка; запомните эти ощущения и сверяйтесь с ними, когда находитесь на сцене;
- читайте скороговорки на одном выдохе;
- произнесите текст, обращая внимание на то, где происходит добор воздуха;
- освойте полное дыхание, объединяющее ключичное, грудное и диафрагмальное, которое позволяет использовать весь объем легких для силы воздушной струи;
- во время выступлений держите спину прямой, плечи развернутыми, шею свободной от напряжения, а позу удобной и естественной, чтобы не препятствовать глубокому вдоху.
Правильное речевое дыхание и качество жизни
Работая над речевым дыханием, вы не сможете не заметить, как меняется ваше эмоциональное состояние. Оно становится стабильным, появляются непринужденность, открытость, оптимизм, дружелюбие.
Страхи, связанные с трудностями в общении и профессиональной деятельности, уступают место уверенному речевому поведению. Жизнь начинает играть красками.
Источник: https://KakGovorit.ru/rechevoe-dyhanie
О некоторых проблемах формирования певческого дыхания у младших школьников
Ключевые слова: певческое дыхание, младшие школьники, проблема, формирование, развитие, голосообразование, звукообразование, хоровое пение.
Пение является наиболее доступным видом музыкальной деятельности. В процессе пения развивается весь комплекс музыкальных способностей. Поэтому для современной отечественной системы начального образования характерно музыкальное воспитание, осуществляемое через хоровое пение.
Хоровое пение является важной составляющей гармоничного развития личности школьника. О необходимости обучения детей пению говорил еще А. С. Варламов. Впоследствии эта мысль неоднократно подчеркивалась многими отечественными и зарубежными педагогами-музыкантами.
Достаточно подробно рассмотрены проблемы музыкального развития детей такими педагогами, как Ю. Б. Алиев, Т. Л. Беркман, Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина, С. Н. Гладкая, Л. Б. Дмитриев, Н. Н. Добровольская, Л. Ж. Жарова, А. П. Зданович, Т. Н.Овчинникова и др. Д. Е.
Огороднов предложил «алгоритмы» по вокалу, задачей которых является соединить зрительные ощущения, мышечные с воспроизведением вокального звука, он имеет хорошие результаты в вокальной работе с детьми.
Его алгоритм заключается в выработке певческого дыхания, интонационного внимания, самоконтроля, умения слушать и слышать себя. Н. Б. Гонтаренко работу над певческим дыханием начинала в положении лежа, также использовала буззвучные упражнения и вокальную гимнастику с релаксацией.
Бурное развитие педагогической науки оказало большое влияние на вокальные методики, позволило переосмыслить анализ педагогических условий формирования и развития певческих навыков. Пение — прежде всего, психофизиологический процесс, зависящий от функционирования таких жизненно важных систем, как кровообращение, эндокринная система и дыхание.
Как известно, дыхание является важнейшим фактором, от которого зависит длительность звука, его сила и тембровая окраска. Для формирования правильного звукообразования у младших школьников необходимо выработать у них правильное певческое дыхание, которое значительно отличается от обычного дыхания.
Певческое дыхание — процесс осознанный и регулируемый, его ритм и темп во многом отличаются от обычного дыхания.
Различают следующие типы дыхания:
1. Грудное дыхание. При нём активно задействованы мышцы грудной клетки. Внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям грудной клетки, особенно её верхнесреднего отдела. Диафрагма мало подвижна. Живот при вдохе втянут.
Разновидностью грудного дыхания является ключичное, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, шеи и плечевого пояса. Дыхание в этом случае поверхностное, и поэтому неприемлемо для пения. Мышцы шеи очень напряжены, ограничены движения гортани, голосообразование затруднено.
2. Смешанное, грудобрюшное дыхание, при котором, соответственно, активны мышцы грудной и брюшной полостей, также задействована диафрагма.
3. Брюшное или диафрагматическое. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости, особенно видимые мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной клетки.
В музыкально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнереберно-диафрагматическое дыхание, т. е.
смешанное дыхание, при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма мышцы брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки живота.
Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6953/
Техника речи дыхание, голос, артикуляция, дикция (стр. 1 из 3)
Любая публичная речь прежде всего должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях выступления.
Умение же владеть голосом, в свою очередь, тесно связано с развитием фонационного (звукового) дыхания. Звучание речи вместе с тем зависит и от ясности, отчетливости произношения — дикции.
И, наконец, публичная речь должна быть достаточно правильной, то есть, соответствовать орфоэпическим нормам произношения, а именно, нормам русского литературного языка. Только наличие этих условий дает возмо жность оратору передать все эстетическое и эмоциональное богатство своей речи.
- Таким образом, техника речи как практическая дисциплина включает в себя четыре основных раздела: дыхание, голос, дикцию и орфоэпию.
- Общая характеристика разделов техники речи
- · Как подготовительный этап при обучении технике речи вводятся:
- · гигиенический и вибрационный массажи;
- · упражнения на мышечное расслабление и овладение элементами аутогенной тренировки — «позой» и «маской» релаксации (расслабления).
При обучении технике речи тренировочные упражнения на развитие речевого дыхания, голоса, дикции и орфоэпии должны проводиться одновременно.
Почему? Потому что дыхание, артикуляция и голосообразование — это единые взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы.
Координированная (комплексная) работа этих трех систем под управлением коры головного мозга обеспечивает нормальную функцию голосообразования. При этом главным условным раздражителем является смысловое значение слова.
Рассмотрим основные разделы техники речи.
Дыхание
Звучный, гибкий, красивый голос — это прежде всего правильно поставленное дыхание. Значит, дыхание нужно ставить? Да, это так.
С одной стороны, дыхание — акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию газообмена в человеческом организме.
Но, с другой стороны, дыхание процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи.
Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием, и оно требует специальной тренировки.
Современный человек зачастую утратил ритм естественного дыхания, которым в совершенстве владели наши предки. Их простой образ жизни на свежем воздухе, охота, рыбная ловля, земледелие, длительная ходьба, рубка леса и т. п. обеспечивали естественные упражнения для мышц, участвующих в дыхательном процессе.
В век научно-технического прогресса, механизации, автоматизации труда и быта человек часто не получает достаточного количества естественных упражнений для дыхательных мышц, что ведет к ослаблению функций некоторых органов, а в результате — поверхностное дыхание.
Кроме того, напряженный умственный труд вынуждает ученых, научных работников, учащихся много часов подряд находиться в закрытых, душных помещениях, сидя за столом, что плохо сказывается на физическом развитии (узкие плечи, сутулость, впалая грудь), приводит к нарушению дыхательного процесса и, как следствие последнего, — к болезням верхних дыхательных путей, легких, к бронхиальной астме, атеросклерозу и т. п.
Итак, социальные факторы вызвали биологические изменения в организме человека.
Физиология не успевает приспосабливаться к изменениям окружающей среды, и поэтому мы должны искусственно помочь себе, тем более, что дыхание — одна из главных функций организма, важнейшее условие жизни.
Поскольку же дыхание связано также и с голосообразованием и формированием речи, то овладение правильным дыханием необходимо для каждого преподавателя, лектора, чья работа связана с большой нагрузкой на речевой аппарат, тем более в условиях монологической речи.
В зависимости от того, какие мышцы участвуют в дыхательном процессе, можно говорить о четырех типах дыхания.
Верхнее дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет сокращения мышц, поднимающих и опускающих плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое поверхностное дыхание, при нем активно работают только верхушки легких.
Грудное дыхание. В этом случае процесс дыхания совершается за счет изменения поперечного объема грудной клетки вследствие сокращения межреберных мышц. При этом диафрагма — главная дыхательная мышца — малоподвижна, поэтому выдох получается недостаточно энергичным.
Диафрагмальное дыхание, когда процесс дыхания совершается за счет изменения продольного объема грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы (при этом наблюдается сокращение межреберных дыхательных мышц, но очень незначительное).
Обычно мы используем все три типа дыхания, но у разных людей преобладает какой-то определенный тип. Так, женское дыхание в процессе эволюции сложилось как преимущественно грудное, а мужчины дышат преимущественно с помощью диафрагмы.
Диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет изменения объема грудной клетки в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.
Рассмотрим механизм диафрагмально-реберного дыхания. Вдох и выдох осуществляются за счет дыхательной мускулатуры, ибо сами легкие — орган пассивный.
Правое и левое легкие имеют конусовидную форму, своей широкой частью обращены вниз и опираются на диафрагму. Бока легких примыкают к стенкам грудной клетки, которая может расширяться и сжиматься.
Это изменение объема грудной клетки, а с ней и легких достигается работой дыхательных мышц: диафрагмы, межреберных, брюшных мышц, а также гладкой мускулатуры бронхов.
Каждое легкое состоит из огромного количества крошечных пузырьков-альвеол и сети трубообразных дыхательных путей — бронхиолей и бронхов. Легкие покрыты тонкой эластичной оболочкой — плеврой. Легочные пузырьки пронизаны капиллярными кровеносными сосудами, в альвеолах легких осуществляется жизненно важный процесс газообмена.
Ребра прикреплены сзади к позвонкам спинного хребта, а спереди — к грудной кости; нижние ребра более короткие, они не доходят до грудной кости, а последовательно прикрепляются хрящами — каждое к расположенному выше него. Такое закрепление обеспечивает их подвижность.
Ребра связаны между собой межреберными мышцами, благодаря сокращению которых изменяется поперечный объем грудной клетки и происходит газообмен в средней части легких. Сокращение диафрагмы содействует заполнению воздухом главным образом нижней, наиболее емкой части легких.
Диафрагма — сильная куполообразная эластичная мышца, которая своей выпуклой стороной обращена к грудной клетке и отделяет ее от полости живота.
Эта внушительная по площади мышца при форсированном (ускоренном) дыхании или дыхательных упражнениях «опускается как совершенный нагнетательный насос, сжимая печень, селезенку, кишки, желудок… Диафрагма опорожняет венозную систему живота и проталкивает кровь вперед к грудной клетке. Это второе венозное сердце».
Таким образом, движение диафрагмы осуществляет естественный массаж всех органов живота.
Во время вдоха под влиянием импульсов из центральной нервной системы диафрагма, сокращаясь, опускается, увеличивая тем самым продольный объем грудной клетки, а вследствие сокращения межреберных дыхательных мышц одновременно увеличивается поперечный объем грудной клетки, и в результате общий объем грудной клетки увеличивается, а давление в ней падает. Атмосферный воздух устремляется в легкие, расправляя их подобно кузнечным мехам. Сокращение брюшных мышц способствует удержанию диафрагмы в напряженном состоянии, при этом подтягиваются нижние стенки живота. Так происходит вдох.
Во время выдоха, под влиянием импульсов из головного мозга диафрагма, расслабляясь, поднимается, вдаваясь в грудную полость, продольный объем которой уменьшается, а ребра опускаются, тем самым уменьшая поперечный объем грудной клетки. Таким образом общий объем грудной клетки уменьшается, давление в ней увеличивается, и избыток воздуха выходит наружу.
В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания — вдох, выдох, пауза.
Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает.
Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга.
В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение нужного дыхательного задания. Такое произвольное речевое дыхание, достигаемое только путем тренировки, постепенно становится непроизвольным и организованным.
Напомним, что дышать надо обязательно через нос. Привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд), всей дыхательной системы.
Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга.
Надо обязательно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна.
Дыхательная гимнастика успешно применяется как действенный способ лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхиальной астмы, неврозов. Здоровые люди могут использовать дыхательную гимнастику для профилактики многих заболеваний.
Источник: https://mirznanii.com/a/133664/tekhnika-rechi-dykhanie-golos-artikulyatsiya-diktsiya
ВИБРАЦИОННО-МЫШЕЧНЫЙ САМОКОНТРОЛЬ
Неотъемлемой частью проводимой ныне реформы вузовского образования является значительное улучшение валеологического обеспечения жизнедеятельности студентов — инвалидов по слуху, целью которого является повышение качества здоровья слабослышащих за счет привития им элементов здорового образа жизни.
Предлагаемое пособие направлено на реализацию этой важной задачи. Оно содержит современные научные данные о голосообразовании и дыхании слабослышащих студентов и способах речевого и вокального обучения с учетом особенностей их применения в техническом вузе.
Настоящее пособие является необходимым дополнением к практическому курсу дисциплины «Валеология» для инвалидов по слуху.
В настоящем пособии впервые в методической литературе этого профиля раскрывается на основе научных данных и проведенного авторами исследования формирование вибрационного и мышечного самоконтроля, необходимого для улучшения качества озвученной речи слабослышащего, позволяющего ему в наибольшей степени адаптироваться к интегральной среде.
У людей слух, речь и дыхание функционально взаимосвязаны. Актуальность данного валеологического (оздоровительно-коррекционного) курса заключается в том, что слабослышащие студенты не могут использовать слух как главный вид самоконтроля в голосообразовании.
В результате, происходит не только деформация силы и тембра голоса, но и неэкономно расходуется дыхание.
Это способствует возникновению сердечно-легочных заболеваний, приводит к гипоксии головного мозга и функциональным расстройствам нервной системы, в основе которых лежат патологические изменения полушарной гемодинамики. К тому же, нарушенная фонация лежит в основе ограничений межличностных контактов.
Вышеперечисленные неблагоприятные предпосылки в сочетании со значительными учебными нагрузками в ВУЗе являются сильными стресс факторами, приводящие к выраженной дезадаптации студентов-инвалидов по слуху к условиям жизни и производственной деятельности.
Педагогическая и ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ проблема заключается в необходимости «разорвать порочный круг», приводящий к дезадаптированности инвалидов по слуху и привить им желание и способность вести ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (ЗОЖ). Одной из актуальных сторон ЗОЖ для слабослышащих является наличие стереотипа правильного дыхания и фонации.
Таким образом, понятие «здоровый образ жизни» нами трактуется как совокупность помыслов и стремлений, знаний и умений, поведенческих реакций и действий человека, способствующих расширению его функциональных возможностей для улучшения физической, психической и социальной адаптированности к условиям существования и всестороннего развития личности.
Для инвалидов ведение здорового образа жизни особенно актуально. Формирование вибрационно-мышечного самоконтроля и самокоррекции процесса дыхания и фонации, как элемента ЗОЖ, будет способствовать выработке экономного и правильного стереотипа произвольного дыхания (по А.Н.Стрельниковой).
Это будет способствовать улучшению функциональных возможностей сердечно-легочной и нервной систем, что явится важным условием профилактики их заболеваний и эффективного оздоровления.
К тому же, данная методика занятий поможет усилению внимания, развитию памяти, воображения, эмоциональности студентов-инвалидов по слуху. Происходит воспитание активности, самостоятельности и критичности мышления учащихся. Данные упражнения, к тому же, формируют правильную осанку, пружинистую походку.
Методика обучения мышечному самоконтролю одновременно с дыхательной гимнастикой, изменяющей стереотип дыхания содержит и специальные звуковые упражнения (речевые и вокальные). Все вышеперечисленное способствует благотворному влиянию на функционирование всего организма и его оздоровление.
Источник: http://samo-iscelenie.narod.ru/publ/zdorovyj_obraz_zhizni/lechenie_i_recepty/vibracionno_myshechnyj_samokontrol/27-1-0-51
Статья по логопедии по теме: ДЫХАНИЕ И РЕЧЬ
Проблема развития речи детей является одной из наиболее значимых в педагогике, поскольку речь занимает особое положение в иерархии психических и эмоционально-волевых процессов. Полноценным средством общения речь является лишь тогда, когда сохранны все её структурные компоненты. Важным аспектом данной проблемы является просодическая организация речевого потока.
Средства просодики помогают оформить высказывание как единое целое. Многообразие просодических компонентов определяет выразительность речи, её эмоциональность, смысловое содержание, отношение говорящего к содержанию. Всё это влияет на эффективность коммуникации.
Просодическая сторона речи детей с речевыми нарушениями имеет стойкие нарушения. Неправильный тип дыхания, нарушение темпа и ритма, плавности, нарушение интонационной выразительности лишь усиливают несовершенство речи.
Спонтанного улучшения просодики с возрастом не отмечается.
Дыхание — основа звучания голоса. Оно тесно связано с голосообразованием и формированием речи. Чтобы научить ребёнка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать. Без правильного дыхания невозможна хорошо звучащая речь.
С одной стороны, дыхание — акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию газообмена в человеческом организме. Но, с другой стороны, дыхание процесс управляемый, когда количество выдыхаемого воздуха и сил выдоха зависят от цели и условия общения. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием.
Различают следующие основные типы дыхания:
- Грудной (верхнерёберный). Дыхательные движения совершаются в верхнем и среднем отделах грудной клетки, участие диафрагмы слабое. При таком типе дыхания вдох напряжённый, поднимаются плечи, при выдохе нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса и груди. Недостаточная активность мышц брюшного пресса и диафрагмы препятствует длительному и ровному выдоху. Грудное дыхание способствует перебору воздуха и утомлению голоса;
- Брюшной (диафрагмальный). Дыхательные движения совершаются в нижнем отделе грудной клетки. Вдох производится при сильном опускании диафрагмы, на выдохе она поднимается. Положительная сторона брюшного типа дыхания – лёгкость и быстрота вдоха. Пассивность верхнего и среднего отделов грудной клетки сказывается на качестве звука – ухудшает его;
- Грудобрюшной (диафрагмально-рёберный). Отличается от других типов дыхания реактивной работой всей дыхательной мускулатуры, обеспечивает одновременное функционирование грудной клетки и брюшного пресса. Грудобрюшное дыхание – наиболее глубокий тип дыхания, более всего соответствующий требованиям образования звука. Этот тип дыхания наиболее оптимальный и в норме постепенно формируется у детей по мере их физического развития.
Диафрагма участвует во всех трёх типах и является основной мышцей, которая контролирует дыхание. Дыхательный цикл составляет в норме 2,5с. В процессе речи длительность выдоха может достигать 15 с. Физиологическое дыхание в покое характеризуется отношением фазы вдоха к фазе выдоха примерно 1:1,3
Согласно нейромоторной теории голосообразования необходимым условием производства звуков речи является создание достаточного подсвязочного давления и обеспечение потоков воздуха определённой скорости в речевом тракте (гортань и ряд полостей). Регуляция подсвязочного давления связана главным образом с мышечной активностью диафрагмы.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/01/12/dyhanie-rech