Судебная психология — для студента

Судебная психология - Для студента

Судебная психология как специфическое направление исследований

Судебная психология — одна из составляющих юридической психологии. Она является прикладной наукой, развивающейся в практической и научной сфере. Психологи, занимающиеся изучением отрасли, рассматривают закономерности психики человека в области права.

Основная задача экспертов — разрабатывать рекомендации, способствующие повышению эффективности системы. Разработка происходит на базе анализа юридического процесса, рассмотрения взаимосвязи правовых норм и структуры личности.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Отрасль призвана решать проблемы согласования права и человека, устранять возникающие конфликты, регулировать процедуру расследования дела.

Методы исследований, применяемые в судебной психологии

В работе судебный эксперт используются следующие методы:

Судебная психология - Для студента

  1. Беседа (интервью). Проводится с подозреваемым для установления предварительного контакта. Особенность метода — использование коротких однозначных вопросов, которые могут побудить преступника сознаться.
  2. Скрытое наблюдение. Используется для сбора объективных данных. Полученные результаты наблюдений используют для составления дальнейшей программы действий, получения дополнительных сведений о подозреваемом.
  3. Судебный эксперимент. Метод, позволяющий выявить психологическую реакцию преступника. Проводится для подтверждения или опровержения показаний, получения воспроизведения картины преступления.
  4. Массовое анкетирование. Проводится с группой людей. Цель анкетирования — изучить общественное мнение. Результаты используются при составлении профиля, во время заседаний.
  5. Когнитивный опрос. Проводиться со свидетелями и жертвами преступлений. В ходе опроса они могут вспомнить упущенные детали, помогающие в расследовании дела.
  6. Психологический портрет. На основе анализа особенностей совершенных преступлений криминалист составляет психологический портрет преступника — профиль. Следователи используют профиль в поисковых работах.

Отрасль в равной степени использует психологические и юридические приемы, работая над правовыми аспектами дела с помощью знаний о психике.

Судебная психология в составе юридической: специфика направления

В судебную психологию входят отдельные направления, работающие со всеми составляющими криминалистики. Эксперты в этой отрасли занимаются разработкой психологических основ:

Судебная психология - Для студента

  1. Правоохранительной деятельности — проведение экспертизы, следственной работы, профилактики правонарушений.
  2. Ресоциализации правонарушителей — проведение адаптационных мероприятий с заключенными после освобождения, разработка исправительно-трудовых методов.
  3. Правопослушного поведения — повышение осведомленности людей в сфере правосознания, норм морали, социальных стереотипов.
  4. Преступного поведения — изучение особенностей развития преступников, стереотипов поведения, структуры личности потерпевших, вариантов развития преступной группы, криминогенных ситуаций.
  5. Психологии несовершеннолетних — изучение особенностей психики подростков, находящихся в криминогенной ситуации, проведение просветительско-профилактических мероприятий.

Судебная психология необходима для учета психологических аспектов личности в процессе правовой деятельности, повышения объективности участников правового регулирования.

Сущность отрасли, принципы применения в процессе расследования

Основная функция юридического психолога — работа с психологическим состоянием человека: подозреваемого, жертвы, свидетеля. Но в процессе дела судебного психолога привлекают для следующих целей:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Модели атрибуции для различных каналов продвижения - для студента

Оценим за полчаса!

Судебная психология - Для студента

  • создания прогнозов поведения преступника;
  • оценки психических реакций;
  • поиска вариантов адаптации жертв;
  • проведения клинических исследований;
  • оценки психиатрического лечения.

Юридический психолог должен не только использовать утвержденные методики, но и проверять, внедрять в работу новые. Также в область задач входит уточнение действующих представлений о психике человека в юридическом процессе.

Результаты исследований, полученные во время судебной практики, могут противоречить данным, полученным ранее.

Поэтому юридический психолог должен быть в первую очередь исследователем, нацеленным на получение правильного результата, а не подтверждение принятой версии.

Большую часть рабочего времени эксперта занимает работа с теоретической базой, но в случае свидетельской идентификации требуется проведение практических экспериментов.

Судебному психологу необходимо постоянно повышать квалификацию, чтобы обладать достаточным уровнем компетентности для проведения клинических исследований. Ведение дел, получение нового опыта, наличие актуальной теоретической базы помогают специалисту быть важной частью юридического процесса и способствовать соблюдению правого кодекса.

Проблематика юридической психологии: основные вопросы и требования

К проблемам юридических психологов относятся:

Судебная психология - Для студента

  1. Диагностические вопросы. Призваны определить органические психопатологии, симуляцию, психоз, состояние аффекта.
  2. Вопросы экспертных заключений. Они сопровождают спорные правовые вопросы, связанные с психологическими расстройствами, соблюдением интереса ребенка при разводе.
  3. Вопросы, относящиеся к решениям по делу. Относятся к преступникам, направленным судом на принудительное психологическое освидетельствование. Психолог должен прогнозировать результаты, факторы риска, вероятность рецидива социопатического поведения.

Чтобы работать с подобными запросами, юридический психолог должен навыком работы в команде.

Поскольку результаты психологической экспертизы используются всеми участниками судебного процесса, психолог обязан предоставлять данные в доступной форме, понятной людям без специального образования.

Для составления заключения психологу необходимо изучать судебную историю — показания свидетелей, полицейские отчеты, клинические записи. Поэтому еще один важный навык — работа с большими объемами информации в сжатые сроки.

Также важно донести до понимания адвоката, что психологическая оценка объективна, и нужна для вынесения справедливого приговора. Эксперт не имеет права использовать результаты в пользу подсудимого, вмешиваться в судебный процесс.

Главные задачи, сфера деятельности юридической психологии

В перечень основных задач юридической психологии входят:

Судебная психология - Для студента

  • составление картины преступления;
  • содействие в вынесении объективного приговора;
  • предотвращение совершения преступления;
  • популяризация юридического знания среди населения;
  • реабилитация и перевоспитание преступников.

В юридической психологии различают 3 направления:

  • криминальное;
  • судейское;
  • свидетельское.

В процессе работы над делом психолог обязан изучать все аспекты: от мотивов преступника до свидетельских показаний.

В некоторых случаях требуется экспертная оценка работы криминалистов, психологическое освидетельствование сотрудников по запросу спецслужб. Работа юридических психологов имеет значение не только при расследовании дел.

Результаты исследований применяются при оценке психики преступника, влияния наказания на характер и способность адаптироваться, способность к исправлению.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sudebnaya.html

Факультет юридической психологии — Общая информация | МГППУ

Чему вы научитесь?

Юридические психологи проводят психологические экспертизы обвиняемых, исследуют психологию свидетельских показаний, разрабатывают рациональные методы взаимодействия с потерпевшими.

То есть делают все необходимое для того, чтобы юристы смогли разобраться в тонкостях поведения человека.

Кроме того эксперты в области исправительной психологии помогают сотрудникам тюрем, колоний и других учреждений справиться с психологическими нагрузками, неизбежными в работе с осужденными.

Юридическая психология изучает особенности поведения людей, столкнувшихся с правоохранительной системой в различных обстоятельствах.

С одной стороны  специалисты этого направления ищут ответы на самые сложные вопросы человеческой психологии — например, как формируется личность преступника? С другой стороны,  оказывают помощь при принятии  судебных решений и созданию эффективных систем профилактики правонарушений, сопровождая уголовные, административные, гражданские процессы.

  • Кто учит?
  • Преподаватели факультета – реальные опытные практики, многие из которых являются лидерами своих направлений и авторами множества учебников.
  • Сотрудники факультета организуют всероссийские и международные научные и научно-практические конференций, конгрессы, круглые столы, семинары и симпозиумы.
  • На факультете 3 выпускающих кафедры:                                                                       
  • кафедра юридической психологии и права                                                                             
  • кафедра клинической и судебной психологии                                                                       
  • кафедра медиации в социальной сфере                                                                                            
  • и учебно-производственная лаборатория
  • Что у нас уникального?
  • «Юридическая психология: судебно-экспертная практика» — единственная магистерская программа в России, которая выпускает психологов, обладающих специальными знаниями для проведения психолого-психиатрических экспертиз, реабилитации психических расстройств сотрудников силовых структур, научно-практического сопровождения оперативно-розыскных мероприятий и  научных исследований психологических аспектов судопроизводства.
  • Студенты 3-5 курсов принимают активное участие во всероссийских и международных научных и научно-практических конференциях, конгрессах, семинарах и симпозиумах: представляют доклады по актуальным проблемам криминальной, судебной, ювенальной юридической психологии.
  • Студенты учатся работать с такими техническими средствами, как Mind Reader (программный комплекс компьютерного психосемантического анализа) и «Диана-Профи» (полиграф с полным комплектом дополнительных модулей).
  • Факультет дает возможность проходить практику в самых разных учреждениях. В Федеральном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России, в судебно-экспертных учреждениях Минюста России, Федеральной службы исполнения наказаний, подразделениях Следственного комитета, психолого-медико-социальных организациях Минобрнауки, Минтруда и соцразвития России.

Где работать?

— Научная карьера: научно-исследовательские организации, например,  ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского».

  1. — Государственная служба: психологические службы силовых структур и медицинских учреждений
  2. — Работа в международных и российских коммерческих структурах
  3. — Работа в неправительственных и некоммерческих организациях
  4. История факультета

Факультет был создан в 2004 году в сотрудничестве с Государственным научным центром социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского.

Большое внимание на факультете уделяется практике, непосредственно готовящей студентов к их профессиональной деятельности на базе конкретных учреждений системы образования, социальной сферы, здравоохранения,  МВД, ФСИН и других ведомств. Первый выпуск  состоялся в 2009 году.

Сотни выпускников факультета работают в школах, детских домах, социальных приютах, психологической службе МВД и МЧС, ФГУ «ГНЦ ССП Росздрава», МГППУ и других учреждениях.

Отзывы выпускников

Судебная психология - Для студента Николай Викторович Дворянчиков

Факультет располагается по адресам (с телефонами):

127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 306, тел. +7 (495) 632-99-97 (деканат, кафедры)

123290, Москва, Шелепихинская наб., д. 2А, стр. 3, каб. 305, тел. +7 (499) 256-60-55 (учебно-производственная лаборатория)

123290, Москва, Шелепихинская наб., д. 2А, стр. 3, каб. 305, тел. +7 (499) 259-01-94 (деканат)

График работы: пн.-пт., 9.00-18.00.

E-mail факультета: fjurpsy@mail.ru

E-mail магистратуры: jp-magistr@mail.ru

Судебная психология - Для студента
Судебная психология - Для студента
Судебная психология - Для студента

Источник: https://mgppu.ru/project/83

Психология в судебном процессе. Введение

      Поскольку и судьи, и судебные юристы это в первую очередь люди, психология тем или иным образом влияет на ход и результаты судебного процесса. Порой это влияние совсем незаметно. Знание психологии позволяет действовать осознаннее и, значит, эффективнее.

  •   Данная статья является вводной статьей для цикла заметок, посвященных использованию психологии на различных этапах судебного процесса – начиная от факторов, которые необходимо учитывать при выборе арбитров (в первую очередь актуально для третейского разбирательства) и заканчивая методами убеждения и эффективного донесения информации, в том числе, с учетом национальности судей (арбитров).
  •   Роль психологии в судебном процессе.
  • Вопрос, насколько влияние психологии в разрешении споров значительно, в разных странах решается по-разному.
  • В США, например, целые фирмы работают для исследования психологии судебного процесса.

Причиной такой популярности является рассмотрение большинства дел с участием присяжных. Процесс в Америке строится таким образом, что присяжные в ходе слушаний не могут задавать вопросы и делать заметки.

Они могут только слушать выступления юристов, присутствовать при допросе свидетелей и теоретически могут запросить у суда некоторые материалы дела, если какие-то моменты для них непонятны. По мнению американских юристов, присяжные пользуются возможностью  изучения письменных материалов крайне редко.

В то же время, присяжные вправе присуждать весьма внушительные суммы в несколько миллионов и десятков миллионов долларов в виде punitive damages.

Соответственно, успех в американском судебном процессе очень сильно зависит от создания и поддержания у присяжных «необходимых впечатлений». В современной психологии имеется огромное количество исследований, описывающих механизм создания таких впечатлений. Поэтому американские судебные юристы отводят психологии в процессе большую роль.

В России и в других странах civil law психологии уделяется значительно меньшее внимание, если вообще уделяется. Считается, что судьи профессионалы и самостоятельно могут определить необходимые вопросы и принять решение (jura novit curia).

Но насколько профессиональные судьи на самом деле свободны от влияния психологии?

Некоторые судебные юристы учитывают психологию судей интуитивно. Однако, в связи с отсутствием в России каких-либо серьезных исследований на тему психологии в судебном процессе, можно предположить, что большая часть экспертов считает, что влияние психологии на процесс разрешения спора незначительно.

Читайте также:  Cайты для заработка в интернете. топ-5 сайтов для хорошего заработка - для студента

Причин может быть несколько:

  • психология в России и странах, где решение принимает профессиональный судья, действительно не имеет значения;
  • психология влияет на принятие решений незаметно;
  • психология влияет заметно, но признаться в этом сложно, поскольку это может быть истолковано как некомпетентность, предвзятость и пр.

В то же время все согласятся, что судьи это люди и значит, освободиться от влияния психологии полностью они не могут.

В этой связи, я считаю, что если есть какие-то факторы, влияющие на принятие решений, на ход судебного процесса, то юристы обязаны знать и учитывать эти факторы, чтобы сделать судебный процесс более эффективным. Даже, а может быть, наоборот именно потому, что процесс идет в российском суде (все мы знаем особенности текущего рассмотрения дел).

  1. Две системы оценки информации и принятия решений.
  2. Рассмотрим такой пример.
  3. Прочитайте, пожалуйста, следующие прогнозы на 2020 год:

1. потребление нефти снизится на 30%.

2. в связи с растущей популярностью альтернативных источников энергии  потребление нефти снизится на 30%.

  • Не думая слишком долго, отметьте для себя, какое из двух утверждений кажется вам более вероятным, первое или второе.
  • В свое время профессор Даниэль Канеман, получивший Нобелевскую премию в области экономики, проводил похожие эксперименты.
  • Если вы ответили, что второе утверждение более вероятно, то ваш ответ похож на ответ большинства испытуемых.
  • На самом деле, если подумать над вопросом чуть больше, то станет ясно, что утверждение из второй группы содержит помимо информации об уменьшении потребления нефти дополнительную причину – «популярность альтернативных источников энергии».
  • То есть второе утверждение является частным случаем первого и, значит, вероятность первого события выше, чем второго.
  • Даниэль Канеман на основании подобных экспериментов развил идею, что наш мозг имеет две системы анализа информации и принятия решений:
  1. Первая: интуитивная, автоматическая и быстрая;
  2. Вторая: осознанная, рациональная, логическая и поэтому медленная.

Большинство решений принимается нашим мозгом автоматически, поскольку это позволяет действовать быстрее, меньше утомляться (ведь логические размышления очень энергозатратны).

В рассматриваемом случае наш мозг автоматически ищет причину и следствие в иногда не связанных вещах и верит в «правдоподобные» истории. Поэтому второе утверждение, которое предлагает причину события «уменьшение потребления нефти на 30% из-за популярности альтернативных источников энергии» мозг выбирает автоматически.

  1. Возникает закономерный вопрос, каким образом судьи принимают решения, интуитивно автоматически или осознанно и логически?
  2.  Владеет городом, а умирает с голода.
  3. Приведу пример еще одного эксперимента.

Участниками эксперимента были ничего не подозревающие восемь судей в Израиле, занимающиеся вопросами условно-досрочного освобождения. Эти судьи проводят целый день, просматривая просьбы о досрочном освобождении.

Дела попадают к судье в произвольном порядке, судьи тратят на каждое дело совсем немного времени, в среднем 6 минут. Всего 35% просьб удовлетворяется, в остальных случаях судья выносит отказ в досрочном освобождении.

Организаторы эксперимента фиксируют точное время на принятие решения, а также три перерыва для приема пищи судьей – утром, днем и вечером.

Организаторы эксперимента оценивали отношение количества удовлетворенных просьб ко времени последнего перерыва на еду.

Пик удовлетворенных ходатайств приходился на время после еды, в это время были удовлетворены около 65% просьб.

В течение двух часов до следующего перерыва на еду, процент удовлетворенных просьб стремительно уменьшался и становился практически равным нулю прямо перед очередным приемом пищи.

Иными словами, наше интуитивное ощущение, что голодные и злые судьи меньше готовы воспринимать аргументы, находит свое научное подтверждение. Интересно другое – сами судьи считали себя беспристрастными и не замечали изменение их подхода к принятию решений в зависимости от времени суток и физического состояния.

А как же юристы?

Оставим на минуточку судей. Ведь в процессе разрешения спора участвуют не только судьи, но и юристы.

Юристы при оценке перспектив спора, выборе стратегии разрешения дела, анализе позиции оппонента также могут находиться под влиянием различных психологических факторов.

Например, в психологии существует очень известный фактор под названием confirmation bias (поиск подтверждения своей теории).

Его суть сводится к следующему. Люди склонны собирать ту информацию, которая подтверждает их убеждения или точку зрения, и игнорировать факты и события, которые не вписываются в их картину мира.

Рольф Добелли приводит в качестве примера  следующий эксперимент.

Профессор представил своим студентам последовательность чисел 2-4-6. Он предложил студентам вычислить алгоритм, по которому была составлена эта последовательность. Алгоритм был записан на обратной стороне листа, лежащего на столе профессора.

Для вычисления алгоритма студенты должны были предложить следующее число в этом ряду, а профессор давал ответ «соответствует алгоритму» или «не соответствует алгоритму». Студенты могли угадывать следующее число в этом ряду любое количество раз, но  назвать алгоритм могли только один раз.

Большинство студентов предложило 8 в качестве следующего числа, и профессор сообщил им, что это число «соответствует алгоритму». Чтобы быть уверенными, студенты попробовали числа 10, 12 и 14.

Профессор каждый раз отвечал «соответствует алгоритму». Студенты сделали вывод, что «алгоритм заключается в прибавлении к последнему числу числа 2».

Профессор отрицательно покачал головой и сказал, что «алгоритм другой».

Один студент попробовал другой подход. Он протестировал число минус 2. Профессор ответил «не соответствует алгоритму». Студент спросил про число 7. Профессор ответил «соответствует алгоритму». Студент попробовал все возможные виды чисел – 24, 9, -43.

В конечном итоге у него появилась идея, и он постарался протестировать её. Только когда он не смог больше найти анти-пример, студент сказал: «Алгоритм заключается в следующем: последующее число должно быть больше предыдущего».

Профессор перевернул лежащий у него на столе лист бумаги, и оказалось, что это именно тот алгоритм, который он записал.

Что отличало данного студента от остальных? В то время как большинство студентов просто искали подтверждение их теорий, он старался найти проблему с его теорией, разыскивая опровергающие эту теорию доказательства.

В судебных процессах данный фактор нагляднее всего проявляется в том, как судебные юристы оценивают доказательства по делу. Очень часто юристы ищут доказательства, подтверждающие их позицию по делу, и игнорируют (или снижают силу) доказательств и доводов, озвученных другой стороной. В большинстве случаев это происходит автоматически.

Иногда это приводит к пропуску важных документов,  неправильной оценке доказательств и выбору неверной стратегии по делу.

Поэтому иногда полезно дать посмотреть документы по делу другому юристу и предложить найти доказательства в защиту позиции оппонента, или провести мини-слушание с импровизированными арбитрами, которые затем поделятся соображениями по сильным и слабым позициям сторон.

Юристы – арбитры.

Юристы периодически сами действуют в качестве арбитров в третейском разбирательстве. Зная о том, что многие решения принимаются интуитивно и автоматически, они могут действовать более осознанно и взвешенно.

Классного арбитра от хорошего арбитра отличает в том числе,  умение сохранять открытый ум и готовность принимать новую информацию, даже не вписывающуюся в первоначально сложившееся у него мнение по делу.

Заключение

Примеров различных ситуаций, где люди принимают решения автоматически и неосознанно, огромное количество. Привести все эти примеры на данном этапе не представляется возможным. Однако в некоторых областях, имеющих отношение к спорам в российских государственных судах и в третейском разбирательстве, влияние психологии может быть более заметно.

В этой связи, последующие посты будут освещать следующие темы:

  • Методы убеждения в письменных документах и устных выступлениях; 
  • Методы донесения информации в зависимости от национальностей сторон и арбитров;
  • Психология при выборе арбитра для разрешения спора;
  • Участие психолога в процессе.
  • Примечание: по  тексту использована информация из следующих книг:
  • Daniel Kahneman, Thinking, fast and slow.
  • Rolf Dobelli, The art of thinking clearly.

Источник: https://zakon.ru/blog/2016/04/19/psihologiya_v_sudebnom_processe_vvedenie

Юридическая психология. ШпаргалкиТекст

Как наука юридическая психология появилась в начале XX в. под названием психология следственной деятельности, или судебная психология. В конце 1960-х гг.

ее было предложено переименовать в юридическую психологию, так как со временем вопросы, которые изучает эта наука, стали касаться не только следственной и судебной деятельности, но и тех областей знаний, которыми занимаются в более узком плане криминология (профилактика преступности), виктимология (изучение и типирование жертв преступлений) и т. п.

Сфера интересов юридической психологии направлена не только на пути и способы выявления преступников и психологическое обоснование мотивов их деяний, но и на выявление причин и условий, способствующих преступной деятельности, профилактике преступлений и правонарушений среди населения, что невозможно сделать без отличного знания и понимания психологии людей.

Юридическая психология основывается как на общих психологических и биологических знаниях, так и на узком спектре юридических наук, поскольку представляет собой тесное сплетение психологии и юриспруденции. Как психологическая наука юридическая психология рассматривает все изучаемые вопросы с точки зрения психологии, как юридическая наука она имеет предметом изучения правовые аспекты.

Можно дать определение: юридическая психология изучает психические закономерности психологических знаний, которые применяются в области правового регулирования и юридической деятельности.

Любому специалисту, работающему в области юриспруденции, знание психологии необходимо как для того, чтобы понять сущность базовых уголовно-правовых категорий, к числу которых относятся мотив, цель преступления и личность самого преступника, так и для того, чтобы работать с максимальной отдачей и пользой для общества. Структура юридической психологии определяется кругом изучаемых ею проблем, которые относятся к области правового регулирования.

Крупными разделами юридической психологии являются психология: правовая, криминальная, уголовного судопроизводства, судебной деятельности, исправительная, гражданско-правового регулирования.

2. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи

Юридическая психология носит интегративный характер, так как находится на стыке юриспруденции и психологии.

В состав юридической психологии входят правовая психология, которая занимается изучением правовой социальной регуляции поведения человека и психологией правосознания; криминальная психология, направленная на изучение всех психологических аспектов совершения преступления; психология уголовного судопроизводства, разрабатывающая вопросы психологии следственных действий и производства судебно-психологической экспертизы; психология судебной деятельности, рассматривающая аспекты психологии уголовного судопроизводства; исправительная психология, занятая вопросами психологии осужденных и психологическими аспектами реабилитации освобожденных лиц; психология гражданско-правового регулирования, рассматривающая аспекты психологии гражданского судопроизводства.

Основой предмета юридической психологии являются существующие взаимосвязи, явления и механизмы, характерные для преломления правовых норм в социуме в целом и в сознании каждого конкретного человека.

Предметом юридической психологии являются психологические аспекты деятельности юридических, государственных, хозяйственных органов и общественных организаций, а также правовые аспекты образа жизни и поведения граждан и социальных групп.

Важнейшая цель юридической психологии – построение правового общества и государства.

Основные задачи юридической психологии: осуществление научного синтеза психологических и юридических знаний и раскрытие психолого-юридической сущности базовых правовых категорий; обеспечение всех лиц, работающих в правоохранительной системе, достоверными психолого-юридическими знаниями для максимального и четкого понимания ими объекта своей профессиональной деятельности – поведения человека; повышение профессионального и психологического развития работников юридических органов; изучение криминальной деятельности субъектов правоотношений и их психических состояний в многочисленных ситуациях правоприменения и правоохранения; разработка психологически обоснованных способов повышения эффективности решения профессиональных задач и выработка рекомендаций, направленных на улучшение правового регулирования в социуме.

3. Методы юридической психологии

Юридическая психология изучает характерные для социальной психологии массовидные явления (общественные, коллективные, групповые цели, интересы, запросы, мотивы, мнения, нормы поведения, обычаи и традиции, настроения и т. п.

); межгрупповые, межличностные, личностно-групповые взаимоотношения; личностные социально-психологические явления.

Для их адекватного понимания юридическая психология использует стандартные исследовательские методы: структурный анализ, структурно-генетический анализ, естественный эксперимент, беседу, изучение гражданских и уголовных дел, биографический метод, обобщение независимых характеристик, изучение отдельного случая.

  • Метод структурного анализа является общим методом, направленным на выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом феномене; в юридической психологии он применяется для разработки личности преступника.
  • Метод структурно-генетического анализа предполагает доскональное исследование возникновения и развития изучаемого объекта; таковым объектом может быть как преступник, так и совершенное им преступление.
  • Метод естественного эксперимента предполагает погружение исследуемого лица в условия эксперимента, которые данное лицо воспринимает как реально происходящее событие; при расследовании уголовных дел для этого используется метод следственного эксперимента.
  • Метод беседы предполагает доверительное общение с изучаемым лицом путем косвенных вопросов; используется как для допросов участников судебного процесса, так и для опросов свидетелей на месте происшествия.
  • Метод изучения гражданских и уголовных дел, следственных и судебных ошибок применяется для полного и скрупулезного изучения личности преступника, жертвы, свидетелей.
  • Биографический метод предполагает изучение личности исследуемого лица по его биографии и принадлежащим ему документам.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает изучение характеристик (служебных, творческих и т. п.) для психологически обоснованных выводов о личности изучаемого лица.

Метод изучения отдельного случая предполагает углубленное изучение какого-то социально-психологического явления на конкретном примере.

4. Правосознание и юридическая психология

Юридическая психология основывается на глубоком знании психологических процессов, происходящих в организме индивида, и процессов, происходящих в социуме, в котором действует и мыслит каждый индивид.

Юридическая психология изучает отражение в сознании людей правовой стороны общественных процессов и психологическое восприятие людьми применяемого права и законотворческих инициатив, т. е.

индивидуальное и социальное правопонимание.

Правопониманием принято называть представление о том, что представляет собой право как теоретически, так и практически. Поскольку в каждом обществе складывается определенный образ права, который зависит больше всего от практического применения, то и вариантов понимания права существует столько же, сколько типов цивилизации.

В социальном плане отношение человека к праву зависит от многих причин: от экономической, политической ситуации в стране, от качества законодательства, от должностных лиц, которые решают правовые вопросы.

Это отношение может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Право существует как объективный факт, к которому люди применяют субъективную оценку.

Эта субъективная реакция на право называется правосознанием.

В юридической психологии право рассматривается как фактор уравновешивания личных и общественных интересов, который регулирует социальное поведение личности. Правосознание влияет на всю общественную жизнь.

Поэтому оно включено в механизм правового регулирования как одно из средств воздействия на общественные отношения. В этом регулировании его роль не ограничена какой-либо одной областью правового воздействия.

Оно присутствует во всех элементах правового регулирования – нормах права, правоотношениях, актах реализации права, и на всех стадиях этого процесса – как в правотворчестве, так и в реализации права.

Читайте также:  Психология болезней - для студента

Право является основным средством регулирования поведения личности в социуме и реализует общественные воззрения на справедливость и социальную целесообразность. Поведение индивида подвергается оценке с нравственной и правовой позиций, а реализация принципов права способствует прогрессу общества.

5. Правовая психология общностей

Юридическая психология рассматривает вопросы развития и существования больших социальных систем – общества в целом, основных общественных классов, а также широких этнических общностей (нация, народность). В больших социальных системах существуют свои законы отношений между людьми или между группами людей, которые необходимо знать, чтобы понимать сущность имеющих место правонарушений.

Отдельные общественные структуры могут болезненно относиться к своему положению в социуме.

Возникающее чувство несправедливости и неудовлетворенности этим положением могут приводить к росту социального недовольства и открытым взрывам, выражающимся в протестных действиях, нередко общественно опасных.

Общественно опасными являются народные бунты, военные мятежи, террористическая деятельность наиболее радикальных социальных групп и отдельных индивидов.

Юридическая психология скрупулезно рассматривает преломление общественных движений в сознании отдельного индивида, просчитывает возможности появления протестного поведения в той или иной социально значимой ситуации, ищет пути смягчения социального недовольства и меры профилактического воздействия на настроения людей для предотвращения антисоциального поведения.

В некоторых случаях юридической психологии приходится сталкиваться со случаями правового нигилизма со стороны больших социальных групп. Правовой нигилизм может проявляться в теоретической (идеологической) и практической формах.

В первом случае это теоретическое, т. е. умственное отрицание права как особой ценности, замена его другими важными для человека аспектами бытия или интересами.

Во втором случае происходит реализация таких взглядов и учений на практике, что приводит к массовому террору в государстве, строительству тоталитарного государства, многочисленным жертвам, превращению правящей элиты в преступную клику и появлению массового правового нигилизма.

Юридическая психология стоит на страже законности и ищет способы такой организации общества, когда подобные явления могут быть предотвращены.

6. Правовая психология личности

Основным предметом изучения юридической психологии является личность, поскольку хотя индивид является членом какой-то социальной группы, но прежде всего это живой человек со своими психологическими особенностями, социальным положением, биографией, склонностями и противоречиями.

С юридической точки зрения поведение людей может быть правомерным, неправомерным и юридически безразличным. Последнее никаких правовых последствий не порождает и никаким юридическим оценкам не подлежит. К правовому поведению относятся только два вида – правомерное и противоправное, и суть их состоит в следовании требованиям правовой нормы или же ее нарушении.

  1. Признаки правового поведения:
  2. 1) социальная значимость;
  3. 2) подконтрольность сознанию и свободной воле лица;
  4. 3) вхождение в правовую сферу;
  5. 4) подконтрольность юрисдикции государства;
  6. 5) порождение юридических последствий.

Правомерное поведение всегда является желательным и допускаемым, а потому гарантируемым и охраняемым государством. Подавляющий объем правового поведения приходится на долю правомерных поступков. Добросовестный труд, образование, участие в решении государственных дел и многие другие формы общественной активности реализуются в актах правомерного поведения.

С правомерным поведением связываются все многообразные юридические последствия, кроме неблагоприятных (возложение ответственности, применение других принудительных мер).

В зависимости от количества и качества вложенного труда, соблюдения государственной дисциплины, уровня выполнения должностных обязанностей, участия в общественной жизни лицо может претендовать на получение определенных материальных и идеальных благ.

Юридическая психология рассматривает аспекты правомерного и неправомерного поведения в определенном разрезе: неправомерное поведение изучается для понимания психологии преступника и поиска методов выявления преступных элементов, а также для профилактики неправомерного поведения в обществе; правомерное поведение рассматривается применительно к должностным обязанностям работников правоохранительных органов для повышения их профессиональной подготовки и соблюдения ими правовых норм при выполнении своей работы.

7. Правовая социализация

Правовая социализация неотделима от личного и общественного правосознания.

Чем выше уровень развития правовой психологии общества, социальной группы, отдельного коллектива, тем более высоко соответствие социально-психологических явлений представлениям о правовом обществе, тем более широко распространено правомерное поведение всех членов общества, т. е. тем более стабильно само общество.

Правосознание как показатель развития включает в себя общественное правосознание (правовые явления, характерные для всего социума), групповое правосознание (правовые явления отдельных социальных групп и классов), индивидуальное правосознание (восприятие личностью норм применяемого права), которое разветвляется на элементарный уровень (согласование конкретного поведения с нормами правового поведения) и высший уровень (взгляды на правовую систему в целом).

Согласно осознанию правовых норм складывается модель общественного (социального) поведения, т. е. происходит правовая социализация – регулирование поведения группы лиц или индивида соответственно существующим в социуме законам.

В юридической психологии позитивное социальное поведение называют правоприменительным и оно может быть правоисполнительным (потребности индивида совпадают с нормами права), правопослушным (цели и средства достижения целей совпадают с общественными требованиями) и законопослушным (потребности, интересы, стремления индивида не совпадают с общественными требованиями, но индивид вынужденно соблюдает нормы права). Негативное социальное поведение выражается в нарушении норм права. Степень нарушения зависит от уровня правовой просвещенности личности.

Индивид с высоким уровнем правовой социализации (т. е. живущий согласно нормам общества) должен знать законы; понимать необходимость правомерного поведения; желать и уметь использовать правомерное поведение; постоянно соблюдать правовые нормы; не подпадать под влияние криминогенных соблазнов.

Правовая социализация личности начинается с момента рождения человека и напрямую зависит от воспитания. Чем выше моральные и правовые основы, заложенные воспитанием, тем правильнее происходит социализация личности, а нормы права становятся для индивида непререкаемым авторитетом.

Источник: https://www.litres.ru/m-a-soloveva/uridicheskaya-psihologiya-shpargalki/chitat-onlayn/

Юридическая психология: учебник для вузов

В. Л. Васильев

Юридическая психология: учебник для вузов

Настоящий учебник имеет конкретного адресата – это сотрудники правоохранительных органов, преподаватели, аспиранты и студенты юридических вузов, психологи, криминалисты, а также специалисты, чья профессиональная деятельность основана на знаниях юридической психологии.

При формировании содержания нашего учебника в общей его части подвергнуты значительным сокращениям основы общей психологии, психологии личности, социальной психологии и некоторые другие разделы.

Одновременно увеличено содержание по темам, которые рассматривают различные аспекты использования достижений юридической психологии в процессе повышения профессиональной компетентности работника органов внутренних дел.

В учебник введена новая глава, посвященная психологии оперативно-следственной деятельности в процессе раскрытия и расследования особо опасных преступлений.

В этой главе будут рассмотрены психологические особенности оперативно-розыскной и следственной деятельности, связанные с раскрытием преступлений, установлением виновных и организацией взаимодействия между оперативными и следственными подразделениями.

В ней будут рассмотрены психологические особенности оперативно-розыскной деятельности, психология игры в процессе раскрытия и расследования особо опасных преступлений. В отдельном ее разделе рассматривается деловая игра и ее роль в процессе развития профессиональной компетентности оперативных работников и следователей. В учебник внесены новые разделы, посвященные следующим темам:

  • – в специальном разделе рассматриваются психологические особенности структуры российского общества в канун социальных реформ 1990-х гг.;
  • – общая часть учебника дополнена разделом «Психология правотворчества»;
  • – далее в специальном разделе рассматриваются психологические особенности женской преступности;
  • – глава «Психология несовершеннолетних» дополнена разделом, в котором исследуется психология сексуальной преступности подростка; внесены существенные изменения и дополнения в общую и особенную части настоящего учебника;
  • – практически все части учебника дополнены «психологическими портретами», которые:
  • * иллюстрируют теоретический материал данной главы;
  • * являются образной формой изложения учебного материала;
  • * являют собой динамическую картину развития событий;
  • * дают возможность некоторого лонгитюдного наблюдения в процессе формирования и развития изучаемого психологического типа.

Впервые в нашей стране систематическое изложение вузовского курса юридической психологии было предпринято автором настоящего учебника на психологическом факультете Ленинградского университета в 1974 г. (см.

: Васильев В. Л. Юридическая психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974). Позже учебник выдержал еще пять изданий в Москве и Санкт-Петербурге.

Учебник, который вы держите в руках, является шестым изданием курса юридической психологии.

  1. При подготовке текста 6-го издания автором внесены в него следующие дополнения.
  2. Более подробно излагается тема «Психология терроризма», в частности психологические проблемы профилактики этого явления.
  3. С позиций системного подхода анализируется психология коррупции и дается более подробный анализ этого сложного социального явления.
  4. Имея цель помочь студентам более глубоко и всесторонне усвоить теоретические положения курса юридической психологии, автор ввел в текст учебника «галерею психологических типов», и, таким образом, в учебнике последовательно представлены шесть психологических портретов.

Автор благодарит начальника кафедры юридической психологии Марину Васильевну Пряхину, по инициативе которой была написана эта книга. Автор также выражает признательность слушателям факультета психологии Санкт-Петербургского университета МВД Л. И. Сабировой и Ю. Целиковой за помощь в подготовке учебника.

От редактора

Предлагаемый читателям труд является результатом многолетнего осмысления автором юридической психологии как научной теории, прикладной дисциплины и правоохранительной практики. Юридическая психология в современном ее понимании – это наука, изучающая личность и общество в контексте правового регулирования.

Методологическую основу юридической психологии составляет системный подход, а ее методический инструментарий – системно-структурный анализ процесса деятельности, который рассматривается во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм.

В центре внимания этой науки находятся психологические проблемы согласования человека и права как элементов одной системы.

В соответствии с концепцией профессора, доктора психологически наук Владимира Леонидовича Васильева психология личности является звеном, связующим в единое целое отдельные элементы системы «человек – право – общество».

Правовые нормы, устанавливающие границы дозволенного, составляют основу жизнеустройства любого общества.

Правопорядок, выступающий одновременно условием и результатом нормальной жизни общества, складывается из трех диалектически взаимосвязанных источников: уровня развития нравственно-правового сознания людей, совершенства законов и эффективности правоохранительной деятельности.

Перечисленные качества представляют собой сложные системные образования, которые, как в зеркале, отражаются в личности конкретных людей – непосредственных участников социальных отношений.

Реализуя системное видение, автор предлагает нашему вниманию последовательное изложение основных разделов юридической психологии, в которых теоретические воззрения подкрепляются многочисленными примерами из общественной жизни и правоохранительной практики.

В общей части излагаются теоретико-методологические каноны юридической психологии: предмет, система, история, методы юридической психологии, ее связь с другими научными дисциплинами, а также основы общей и социальной психологии.

В двух последних разделах общей части юридической психологии рассматриваются психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности и психология юридического труда.

Научный анализ рассматриваемых вопросов преломляется сквозь призму собственного многолетнего прокурорско-следственного опыта автора и его профессионально-личностную оценку социально-экономической ситуации в Росии переходного периода. Особенная часть юридической психологии В. Л.

Васильева включает криминальную психологию, психологию потерпевшего, психологию правонарушений несовершеннолетних, следственную психологию, психологию судебного процесса, судебно-психологическую экспертизу и исправительно-трудовую психологию.

На протяжении всего изложения материала задачи юридической психологии соотносятся с необходимостью совершенствовать практическую деятельность органов правосудия.

Судья и следователь, прокурор и защитник, администратор и воспитатель исправительной колонии должны быть обеспечены научно обоснованными и действенными психологическими знаниями, позволяющими правильно ориентироваться в непростых отношениях и судьбах людей.

Отличительной особенностью учебника В. Л.

Васильева является реализация столь часто декларируемого, но далеко не всегда реализуемого на деле личностного подхода при рассмотрении различных аспектов юридической практики.

Автор в буквальном смысле «очеловечивает» формальные отношения, представляя их как личностное взаимодействие субъектов правового сознания и дополняя привычный формат учебника «живыми» психологическими портретами.

Специфика юридической психологии состоит в том, что центр тяжести переносится на личность как субъект деятельности.

Личностный подход лежит в основе эффективности правоохранительной деятельности, это значит, что только искренний и глубокий интерес к каждому участнику правовых отношений может обеспечить правопорядок в целом.

Законы создаются и выполняются конкретными людьми. От их гражданской позиции, ценностей и опыта зависит жизнь общества в целом.

Сохранение высокого уровня преступности, а также развитие таких ее опасных форм, как организованная преступность и терроризм предъявляют высокие требования к повышению уровня профессиональной компетентности работников правоохранительной системы как главного фактора, обеспечивающего защиту законных прав и интересов граждан. Сама профессиональная компетентность в значительной степени определяется личностным потенциалом правоведа – совокупностью психологических факторов и индивидуальных особенностей, которые можно объединить общим понятием «психологическая культура».

Психологическая культура юриста – это также комплекс психологических знаний, включающий психологию личности и деятельности, психологию юридического труда и психологические характеристики отдельных юридических профессий, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения.

И что наиболее важно, психологическая культура сотрудников правоохранительных органов – это уровень развития их нравственного потенциала и правового сознания. Не отдельные правонарушители, но формализм, невежество и бездушие выступают главными врагами общественного благополучия.

Предлагаемый вниманию читателей учебник В. Л. Васильева заслуживает самого пристального внимания юристов, студентов-правоведов, психологов, криминалистов и специалистов смежных областей, поскольку является современным и эффективным средством решения задачи повышения психологической культуры всех участников правового взаимодействия.

Е. В. Змановская,

  • доктор психологических наук,
  • профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России,
  • завкафедрой прикладной конфликтологии и девиантологии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы

ЧАСТЬ ОБЩАЯ

Глава 1

ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной дисциплиной и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

Право всегда связано с нормативным поведением людей. Ниже мы кратко рассмотрим это понятие, после чего перейдем к рассмотрению систем «человек – право» и «человек – право – общество», а затем – к анализу правоохранительной и других видов юридической деятельности.

Являясь активным членом общества, человек совершает поступки, действия, которые подчиняются определенным правилам. Правила, обязательные для какой-то конкретной общности людей, называются нормами поведения и устанавливаются самими людьми в интересах либо всего общества, либо отдельных групп и классов.

Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести переносится на личность как на субъект деятельности. Таким образом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т. п.

Все нормы поведения обычно делят на технические и социальные. Первые регулируют деятельность человека по использованию ресурсов (нормы расхода топлива, электроэнергии, воды и т. п.) и орудий труда. Социальные нормы регулируют отношения между людьми.

Источник: https://iknigi.net/avtor-vladislav-vasilev/46840-yuridicheskaya-psihologiya-uchebnik-dlya-vuzov-vladislav-vasilev/read/page-1.html

Ссылка на основную публикацию