Главная › Предпринимательство
Для того, чтобы оценить состав и структуру товарной продукции сельского хозяйства в России, а также проанализировать статистику и прогнозные данные, необходимо рассмотреть данные, приводимые Росстатом.
Официальные показатели
Чтобы представить себе структуру и роль сельского хозяйства в общем производстве Российской Федерации, необходимо проанализировать все статистические данные, приводимые Росстатом, с учетом временных изменений и дальнейшего перспективного развития.
По годам
Вот какие статистические данные предоставляет для анализа Росстат:
- На 2018 год производимая продукция сельской отрасли во всех категориях (растениеводства и животноводства) составляет 5.348,8 млрд. руб. За последние 8 лет, то есть с 2010 года, количество производимой продукции выросло более, чем в 2 раза, то есть с 2.462,2 млрд. руб. до указанной суммы.
- Если учитывать стоимость, на которую производят продукцию крестьянские или, так называемые, фермерские хозяйства, то на конец 2018 года она составляла 670 млрд.руб. Причем, преимущественно растениеводческих – в количестве 530,2 млрд. руб. Тогда как на животноводческие приходится всего лишь 139,8 млрд. руб. Так как в сфере фермерского хозяйства произошли структурные переменные – в стране стали образовываться достаточно интенсивно крестьянские (фермерские) подворья, то, соответственно, увеличилось и количество производимых товаров разных категорий. За период с 2008 года показатели увеличились в этом секторе более, чем в 4 раза.
- Произведенная продукция данными организациями – 3022,1 млрд.руб. Здесь рост за последние 10 лет показал утроение суммы.
- А продукция в частных хозяйствах населения составляет 1656,7 млрд руб. А вот в частном секторе, всего лишь на 50% выросло производство сельхозпродукции за последние 10 лет.
По городам и регионам
Учитывая региональные особенности, структура продукции сельского хозяйства выражена следующими показателями:
- В Центральном федеральном округе животноводческие хозяйства занимают 51,1%, тогда как растениеводства 48,9%.
- В Северо-Западном федеральном округе преимущественно производится мясо-молочная продукция и она составляет 66,4% от общего рынка. На продукцию растительного происхождения приходится 33,6%.
- В Южном федеральном округе производство и выращивание животных занимает 33,8%, тогда как растений разных сортов и видов – 66,2%.
- В Северо-Кавказском федеральном округе животноводчество занимает 44,1%, а растениеводство – 55,9%.
- В Приволжском федеральном округе животноводческая продукция составляет 53,4%. Растениеводство – 46,6%.
- В Уральском фермы выпускают 59,9%, тогда как сады и поля – 40,1%.
- В Сибирском федеральном округе животноводческие – 56,4%. А растениеводство – 43,6%.
- В Дальневосточном федеральном округе животноводство 48,4%, а растениеводство – 51,6%.
Как видно из данного распределения, по стране, приблизительно равномерно развиты оба вида сельского хозяйства.
Государственная программа развития
В 2012 году была разработана государственная политика в сфере сельского хозяйства. Она рассчитана на период с 2013 по 2025 гг и предполагает:
- Развитие различных отраслей агропромышленного комплекса. Обеспечение условий для данного развития.
- Управление этой программой и комплексное обеспечение общих условий функционирования различных отраслей.
- Научно-технические инновации и обеспечение усовершенствования отрасли.
- Работа по развитию сырьевой базы, которая помогла бы в дальнейшем развитию отраслей легкой промышленности и обеспечило эту сферу качественным сырьем.
Продукция
Рассматривая общую совокупность продукции, производимой данной отраслью, стоит отметить следующую особенность с учетом категории хозяйств:
- Общее распределение между животноводством и растениеводством является равномерным, если брать все в совокупности.
- Это же наблюдается и в сельскохозяйственных организациях. Они с одинаковой успешностью выращивают многолетние и однолетние виды растений, а также производят крупный и мелкий рогатый скот, птицу и других зверей.
- В хозяйствах населения также превалирует практически равноправие, с небольшим перевесом в сторону выращивания животных разных видов. Но этот перевес не превосходит 10%.
- А вот в крестьянских и фермерских подворьях преобладает растениеводство. Причем, оно перевешивает практически в 4 раза.
Охотничье хозяйство
Вот какие статистические данные имеются по охотничьим хозяйствам РФ:
- На сегодняшний день в России выделено 692 млн гектар охотничьих угодий.
- Количество активных охотопользователей составляет 4582.
- Государство за 2018 год расходовало 9056 млн руб на все затраты по ведению охотничьей сферы в стране. Сюда входят суммы на биотехнические мероприятия касающиеся охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов, пересчет численности и создание инфраструктуры.
Если рассматривать основные виды ресурсов в этой части хозяйства и их динамику с 2004, то они представлены следующими видами и статистическими параметрами:
- Практически все копытные – благородный олени, дикий северный олень, кабан, кабарга, косули, лося, овцебыки, пятнистый олень, снежный баран увеличились в своей численности от 1,2 до почти 3 раз.
- Единственными исключениями стали сибирский горный козел, который уменьшился на 10% и туры, уменьшившиеся по численности почти в 2 раза.
- Из пушных зверей больше стало бобров, волков, выдр, зайца-русака, куницы, рыси и соболя. Но их численность увеличивалась незначительно.
- В то время такие пушные, как белка, горностай, заяц-беляк, колонок, корсак, лисица, росомаха, наоборот, уменьшились.
- Бурые медведи нарастили свою популяции в 1,7 раза.
- Что же касается птиц, то больше стало глухаря и тетерева. Тогда как рябчик уменьшился незначительно в своей численности за отчетный период.
Что же касается добычи, то больше всего за 2016-2017 года в России было добыто:
- Диких северных оленей – 5440.
- Кабарги – 11860.
- Дикого кабана – 63061 особей.
- Косули – 43551 особей.
- Лосей – 31987.
- Бобров – 20981.
- Соболей – 288043 особей.
Для экономии диких ресурсов в России имеются специальные питомники, которые занимаются искусственным разведением отдельных видов охотничьих животных. На 2018 год выведено следующее количество особей:
- Кабанов – 3076.
- Косулей – 967.
- Лосей – 294.
- Благородного оленя – 6644.
- Пятнистого оленя – 5497.
- Ланей – 2873.
- Муфлона – 1431.
- Сайгака – 15.
- Медведя – 4.
- Утки – 5539.
- Куропаток серых и бородатых – 1430.
- Фазанов – 11019.
Лесное хозяйство
Что касается лесной, то в Российской Федерации:
- На 2009 год было вывезено 97,1 млн м3 древесины.
- В 2010 году было заготовлено 117 млн. м3.
- В 2011 – это число составило уже 123 млн м3.
- В 2012 – 122 млн м3.
- В 2013 количество лесозаготовок уменьшилось до 120 млн. м3.
- В 2014 заготовлено было 123 млн м3.
- В 2015 это число увеличилось до 127 млн м3.
- В 2016 году до 137 млн м3.
Но помимо расходования лесных угодий, необходимо отметить, что государством ведутся работы и по лесовосстановлению:
- Так как на 2000 год было восстановлено 972,9 тысяч гектаров.
- На 2010 – это число несколько снизилось и достигло практически своего минимума, который повторился в 2015 году и составило немногим больше 800 тысяч гектаров.
- В 2018 году специальными службами было воссоздано 949,4 тысяч гектаров.
Растениеводство
Структура на сегодняшний день имеет следующий вид:
- Зерновые и бобовые – 46330 тыс.га.
- Технические культуры – 15174 тыс.га.
- Картофель и овощи, произрастающие в открытом грунте – 1325 тыс.га.
- Кормовые – 16124 тыс.га.
Животноводство
Анализируя поголовье самых разных животных, выращиваемых с коммерческими целями, в России на конец 2018 года, имеются следующие данные:
- Крупный рогатый скот В общем количестве – 18152,1 тыс. голов.
- Свиньи – 23726,6 тысяч.
- Овец и коз в совокупности 23129,3 тыс.
- Лошадей – 1283 тыс.
- Птиц – 555827 тыс.
- Северных оленей – 1779,9 тыс.
- Кроликов – 3563,2 тыс.
- Пчелосемей – 3093,8 тыс. ульев.
Прогноз
Учитывая приведенную статистику, за последние 10 лет наблюдается определенный рост практически во всех сферах сельскохозяйственного производства. Но, он не такой быстрый, как потребности внутри страны. Хотя, имеются все потенциалы и резервы для того, чтобы не только полностью обеспечивать собственные внутренние потребности, но и производить продукцию на импорт.
Но для этого необходимо технологический оснащать отрасль и доводите ее до более высокого уровня автоматизации, что существенно позволит сэкономить ресурсы и увеличить прибыль.
Структура и отрасли сельского хозяйства по данным Росстат Ссылка на основную публикацию
Источник: https://rosinfostat.ru/selskoe-hozyajstvo/
Отрасли сельского хозяйства
Под сельским хозяйством подразумевают вид деятельности, который направлен на выращивание, сбор, обработку разного вида продукции.
Главные отрасли сельского хозяйства – животноводство и растениеводство. Сельское хозяйство во все времена играло важнейшую роль в жизни людей, экономике государств, процветании народов в целом.
Отрасли сельского хозяйства и их особенности развития, описаны в этой статье.
Главные отрасли растениеводства
Растениеводство – это обобщенный термин, в который включают несколько направлений земледелия. Итак, какие основные отрасли растениеводства существуют:
Главные отрасли растениеводства
- Зерновое хозяйство имеет огромное значение для каждой страны и народа в мире. Хлеб – главный продукт питания во все времена. Делают его из разных зерновых культур, но так или иначе без зерна не будет ни хлеба, ни каш. К тому же корма для животных также делают из зерна!
- Возделывание технических растений – это в первую очередь хлопок, лен, сахарная свекла, рапс, подсолнечник, табак и прочие подобные культуры, что используются для производства тканей, разных масел, табачных изделий и т. д.
- Кормопроизводство – определенные производства, что работают на создание, заготовку и переработку кормов для сельскохозяйственной и домашней живности. Земли эта отрасль использует на возделывания луговых трав, бахчевых, клубневых культур, корнеплодов.
- Виноградарство, садоводство – важные части растениеводства. Эта отрасль участвует в производстве разнообразных видов соков, алкоголя, сладостей и т. д.
- Овощеводство и картофелеводство также необходимы в каждой стране.
Интересно!
В разных странах имеются свои основные направления растениеводства и животноводства. Они определяются культурными особенностями народа, климатом и другими важными факторами.
Как видно, растениеводство имеет несколько основных отраслей. В зависимости от требований тех или иных растений в плане климата, грунта, они культивируются в определенных условиях. Так что в принципе растениеводство базируется, прежде всего, на том, какие культуры нужно выращивать и есть ли подходящие условия для них.
Развитие растениеводства России
Развитие растениеводства России
Отрасли сельского хозяйства включают главным образом животноводство и растениеводство. Участок пригодных для посадки растений в мире предостаточно, поэтому растениеводство играет большую роль для любой страны. Для развития растениеводства большую роль играет качество грунта, климат.
Россия расположена в нескольких климатических регионах, так что у нее хорошие перспективы к развитию растениеводства. В России земля хорошая, поэтому это направление сельского хозяйства развито неплохо, но недостаточно.
Тут нужно учитывать, что в разных уголках России имеются разнообразные особенности климата, так что не везде имеются условия для развития растениеводства. Только 35% земель России расположено в умеренном климате, где и можно выращивать большинство видов культур, включая гречиху, овес, пшеницу, рожь.
Но есть множество земель, что не подходят для выращивания культурных растений, по причинам плохого климата или просто некачественного грунта.
Основные отрасли животноводства
Главные отрасли животноводства имеют свои отличительные черты. Ниже им дана короткая характеристика.
Основные отрасли животноводства
- Скотоводство. Это разведение КРС. Является основным направлением в животноводстве. В сельском хозяйстве скотоводство играет важнейшую роль, так как это не только получение мяса, но также молочной продукции, шкуры, шерсти и т. д.
- Свиноводство – еще одна важная отрасль. В некоторых странах свиноводство играет более важную роль, чем скотоводство.
- Козоводство и овцеводство получили широкую популярность в горных, степных зонах.
- Птицеводство – еще одна важнейшая область животноводства. В сельском хозяйстве играет важную роль.
- Пчеловодство – направление, которое никогда не теряло популярности. Мед всегда был в почете. Кроме того, это направление отвечает также за получение воска, маточного молочка, перги, пчелиного яда и прочих важных продуктов.
- Коневодство в давние времена имело важное значение, так как лошади были главным способом передвижения, использовались в сельском хозяйстве, на войнах. Сегодня оно теряет свою популярность, но не исчезло полностью.
- Верблюдоводство – еще одно направление, которое имеет и сегодня большое значение для стран, с большими пустынными площадями. Это не только средство передвижения, но и вкусное мясо, качественная шерсть, шкура, молоко, жир.
- Оленеводство – направление, что получило распространение в лесных регионах и областях вроде тундры России.
- Звероводство сегодня не очень популярно. Оно направлено на поставку шкур и мяса мелких пушных зверьков.
Отрасли промышленности напрямую связаны с сельским хозяйством, так как именно с животноводства и растениеводства получают многие продукты, что нужны для функционирования тех или иных сфер промышленности.
Интересно!
В давние времена, да и в современном мире, развитие животноводства той или иной страны зависит от того, какие животные имеются в ней. К примеру, верблюдоводство успешно развивается только в странах, где есть пустынная местность. Так как там эти животные могут жить и выживать самостоятельно.
Особенности животноводства
Для России животноводство является перспективной отраслью сельского хозяйства
Для России животноводство, как и растениеводство, является перспективной отраслью сельского хозяйства. По мере развития страны, животноводство имело свои взлеты и падения. В Советском Союзе оно было популярно и развито.
С 1991 года по 2005 оно значительно снизило свое влияние.
Сегодня можно говорить о том, что отрасли животноводства в России развиты не лучшим образом, но это не значит, что ситуация не может улучшиться, просто для этого необходимы определенные предпосылки.
Что влияет на развитие сельского хозяйства
Известно, что на развитие сельского хозяйства влияет не только климат и погода, но и другие важные факторы.
- Государство. Положительное влияние со стороны государства. Если страна не поддерживает развитие животноводства, оно не сможет нормально функционировать. Нужна поддержка для внедрения новых технологий, получение определенных знаний и т. д.
- Тип грунта и его восстановление. На истощенной земле не могут расти культуры, а это влияет не только на растениеводство, но и на животноводство, ведь животные сельскохозяйственные питаются растительной пищей.
- Здоровая конкуренция. Наука тогда развивается, когда есть конкуренция. Без нее не будет стимула к развитию. Так же и в сельском хозяйстве.
Научный прогресс напрямую влияет на главные отрасли сельского хозяйства
- Научный прогресс напрямую влияет на главные отрасли сельского хозяйства. Технический, научный прогресс позволяет внедрять более современные методы работы в полях, с животными, и упрощать этот процесс.
Как видно, многие факторы влияют на сельское хозяйство, так что, говоря о его развитии, нужно учитывать все их.
Интересно!
В последнее время в сельском хозяйстве начинают отказываться от химических удобрений, гербицидов, пестицидов, которые могут вредить не только растениям, но и грунту, воде.
Влияние экологии на сельское хозяйство
Сельское хозяйство и все его отрасли, зависят от экологического состояния стран и мира в целом. Увы, но отношение к экологии на данный момент не соответствует потребностям.
Природу губят, и потому сельское хозяйство не может нормально развиваться.
В разных регионах мира, любых климатических зонах, есть свои экологические проблемы, без решения которых полноценно развиваться сельское хозяйство не может.
Благо, в последнее время правительства разных стран начинают менять оценку природопользования. Конечно, это не может сразу изменить ситуацию в лучшую сторону, но в направлении улучшения экологической ситуации проводятся разнообразные мероприятия.
- Идет работа по сохранению важных биологических организмов, созданию чистых удобрений, очищению грунта, воды от химии.
- Гумус приходит на смену химическим удобрениям, от пестицидов и гербицидов на основе химии начинают массово отказываться.
- Существенную роль приобретает гидропоника. Во многих странах начинают выращивать растения без использования грунта. Во время продажи их даже помечают специальными маркерами.
Все это важно для улучшения и развития сельского хозяйства в России и во всем мире.
Источник: https://fermerok.info/otrasli-selskogo-hozyajstva
Особенности растениеводства в России
Сельское хозяйство невозможно представить без растениеводства. Благодаря оптимальным климатическим условиям и высокой концентрации пахотных земель, в России можно активно выращивать: пшеницу, ячмень, гречиху, рожь, овес, кукурузу, рис, картофель, сахарную свеклу, подсолнечник, бахчу, баклажаны и многие другие культуры, в промышленных масштабах.
Содержание статьи:
Отрасли растениеводства и животноводства в России, несмотря на северное расположение страны, не раз переживали кризис, но всё равно не принадлежали к числу отсталых.
Основная растениеводческая сфера сосредоточена в тех областях страны, где присутствует умеренно-континентальный климат. К таким принадлежат южные районы (Предкавказье), Центральное Поволжье, Западная Сибирь, Урал.
В названных регионах активно возделываются и технические, и продовольственные культуры.
Растениеводство является одной из важнейших экономических составляющих российского сельского хозяйства. Благодаря наличию плодородных пахотных земель и оптимальных климатических условий Россия имеет возможность выращивать на своих территориях большие урожаи пшеницы.
Этот элемент растениеводства используется для производства хлеба, а также импортируется в другие страны. Российское государство на мировом рынке занимает лидерские позиции среди многочисленных поставщиков этого растительного сырья. На территории страны культивируют яровые и озимые сорта пшеницы.
Возделывание озимых происходит в западных областях России, а их урожайность (по сравнению с яровыми) намного выше.
Большой урожайностью радует и ячмень. Объёмы производства этой культуры сохраняются на высоком уровне, хотя и уступают по количеству пшенице. Четвёртая часть урожая зерновых в России приходится на ячмень. Высокая популярность этой зерновой культуры объясняется большой устойчивостью ячменя к заморозкам и непродолжительностью периода вегетации.
Ячмень считается важным компонентом для пивного производства, незаменим он и в животноводческой среде, поскольку является основной кормовой базой для скота. Выращивают в стране и другие виды зерновых культур (гречиху, рис, кукурузу, овёс, рожь). Их объёмы существенно ниже, нежели у первых описанных культур.
В последние годы в России отмечается тенденция к увеличению урожайности риса.
Культивирование зерновых растений – это не единственное направление российского растениеводства. В стране значительные площади земель заняты картофелем, однако до промышленных масштабов его выращивание пока не дотягивает.
Возделывание сахарной свеклы происходит преимущественно в центральных чернозёмных регионах России.
Из корнеплодов потом производят сахар, а ботву и ценные кормовые остатки отправляют на животноводческие фермы в качестве корма для свиней.
Ещё одна техническая культура, культивируемая в стране – подсолнечник. Из его семян изготавливают подсолнечное масло, и такое производство хорошо отлажено в России.
Определённую важность имеют и такие направления российского растениеводства как бахчеводство и овощеводство. В стране выращивают и капусту, и лук, и кабачки, и баклажаны, и морковь, и огурцы.
Южные области занимаются культивированием бахчевых, арбузов и дынь. Но все эти направления не получили пока широкого развития на территории России.
Роль растениеводства в сельском хозяйстве России
Растениеводство является одной из главных отраслей в сельском хозяйстве и, можно сказать, составляет его основу.
Эта отрасль специализируется на производстве культурных растений и обеспечивает стране продовольственную безопасность, поставляя на рынок зерновую и овощную продукцию.
От уровня развития растениеводства во многом зависит и уровень животноводческой сферы в России. И поэтому государство уделяет особое внимание дотациям в эту сельскохозяйственную отрасль.
Большое влияние растениеводства на развитие сельского хозяйства страны в целом обуславливает необходимость изучения условий и факторов, способствующих правильному и полноценному совершенствованию отрасли. Вот некоторые из таких факторов:
- Комплексный подход к проведению мероприятий, направленных на восстановление истощённых и обеднённых вследствие активного растениеводства почв. Урожайность растительных культур будет зависеть от плодородности грунта, на котором они выращиваются. Именно поэтому районы растениеводства России выбираются таким образом, чтобы условия в них были оптимальными для выращивания больших урожаев зерновых, овощных и других культур. Если страна хочет завоевать хорошие позиции на международном сельскохозяйственном рынке, то обязательно должна иметь плодородные территории для развития растениеводства.
- Государственная поддержка. Прибыль в сельском хозяйстве будет зависеть от того, внедрены ли в отрасль инновационные технологии, осваиваются ли новые возможности, присутствует ли современная благонадёжная техника.
- Здоровая конкурентная среда. Этот фактор оказывает влияние на развитие экономики в целом и отрасли растениеводства и сельского хозяйства.
- Новшества в технике и науке. Чем больше нововведений появляется в отрасли растениеводства, тем рентабельнее и прибыльнее она становится. Себестоимость продукции растениеводческой отрасли во многом зависит от степени научного прогресса.
Таким образом, расположение предприятий, связанных с отраслью растениеводства, будет зависеть от научно-технического прогресса, условий климата и социально-экономических факторов.
Для растениеводства основным производственным фактором является плодородная земля.
Урожайность растительных культур зависит и от погодных и климатических условий, поскольку в растениеводстве приходится иметь дело с живыми организмами, подвластными негативным воздействиям природы.
Основные отрасли растениеводства в России
Растениеводство считается самой крупной отраслью сельского хозяйства, за счёт которой обеспечивается около 70% мирового продовольствия. Ведущей отраслью растениеводства в России является выращивание зерновых культур. К ним относятся рожь, пшеница, ячмень, кукуруза, рожь, овёс. Основными отраслями растениеводства в России являются:
- Зерновое хозяйство. Важнейшая отрасль растениеводства. Именно зерновые культуры составляют большую часть человеческого рациона, а кроме того, они являются частью кормового рациона домашних животных.
- Культивирование технических культур. Здесь основным направлением является выращивание масличных растений, плоды и семена которых дают возможность получения растительных масел. Извлечь масло можно также из некоторых зерновых культур (кукуруза). В течение нескольких последних десятилетий тенденция к выращиванию масличных культур лишь укрепилась, поскольку большая часть жиров, употребляемых человеком в пищу, имеют растительное происхождение.
- Картофелеводство. В этой отрасли занимаются выращиванием не только картофеля, но и других клубнеплодов. К ним принадлежат и сахароносные плоды (сахарная свекла).
- Виноградарство и садоводство. В этой отрасли растениеводства основное внимание уделяется культивированию разных сортов винограда с целью дальнейшего производства вина и соков.
- Бахчеводство и овощеводство. В этой отрасли занимаются культивированием бахчевых культур (арбузов, дынь), и разнообразных овощей (лука, капусты, огурцов, томатов, баклажан, кабачков).
- Производство животноводческих кормов. Питательные остатки продуктов растениеводства служат прекрасной пищей для скота на животноводческих фермах. Свиньи хорошо едят растительные остатки сахарной свеклы, ботву и овощные шкурки. Эта отрасль известна ещё под названием луговодство.
- Цветоводство. В этой отрасли занимаются выращиванием и селекцией разных сортов цветов (как садовых, так и комнатных). Правда, отрасль цветоводства в России развита слабо, в основном цветы в страну импортируются из других государств.
- Хлопководство. Специфическая отрасль растениеводства, занимающаяся выращиванием востребованного в лёгкой промышленности материала – хлопка.
- Семеноводство. Данное направление растениеводческой отрасли является, по своей сути, основой всей отрасли, связанной с культивированием растений. Отрасль семеноводства несёт ответственность за выращивание семян.
Продукция российского растениеводства представлена, прежде всего, продуктами питания. Однако в этой отрасли есть и направления, связанные с производством сырья для лёгкой промышленности (лён, хлопок).
Несмотря на то, что в растениеводческой отрасли России сейчас много проблем, страна является одним из мировых лидеров по поставкам и производству растительных культур. Основными отраслями в российском растениеводстве считаются те, которые связаны с выращиванием зерна, картофеля, подсолнечника, сахарной свеклы, льна.
Основной проблемой отрасли на сегодня является недостаточное развитие инфраструктура и минимальное применение современных технологий и техники. Однако благодаря государственным дотациям в последние годы ситуация вокруг российского растениеводства заметно улучшилась.
Развиваются фермерские хозяйства, постепенно внедряются инновационные технологии производства, сельскохозяйственный бизнес становится всё более рентабельным и перспективным.
Источник: https://xn--80ajgpcpbhkds4a4g.xn--p1ai/articles/rastenievodstvo-v-rossii-ego-osobenn/
Методическая разработка по географии (9 класс) по теме: "Сельское хозяйство. Растениеводство" | Социальная сеть работников образования
4.04.14 урок по географии в 9 классе
- Цель: выяснить уникальные особенности географического положения Северного Казахстана, изучить природные условия и природные ресурсы, и особенности их влияния на экономическую жизнь района, показать роль района в развитии экономики
- Развивающие задачи:
- Продолжить развивать умения работать по типовому плану.
- Развивать умение учащихся давать хозяйственную оценку природным условиям и ресурсам.
- Продолжить формирование работы с статистическим материалом.
- Формировать умение обобщать и делать выводы, используя различные источники знаний.
- Воспитательная задача: Воспитывать чувство ответственности за принятие решения.
- Тип урока: Комбинированный, урок- коллаж
- Форма обучения: Дифференцированно-групповая.
- Методы урока: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический.
Оборудование: Учебник «Экономическая и социальная география Казахстана» Усикова В.В., географический атлас, статистический материал, контурная карта, презентация.
План урока:
- Организационный этап.
- Этап опроса.
- Этап исследования.
- Этап закрепления.
- Итог урока.
Аннотация:
Урок- коллаж- это одна из форм урока, при использовании которой максимально отрабатываются навыки групповой работы учащихся, умения находить выход из трудовой ситуации, активизируется познавательная деятельность, способность к самостоятельному приобретению новых знаний, а также умения работать с информацией.
В переводе с французского слово «коллаж» обозначает «наклеивание». Техника коллажа — это наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся по цвету и фактуре. Этот вид творчества не является новейшим изобретением.
Приемы коллажа можно встретить в иконе, где сочетаются разнородные материалы, в народном искусстве, например, в казахской народной вышивке «құрақ».
В нашем случае, вы будете «накладывать» новую информацию на базовую основу- раннее приобретенные знания.
Ход урока:
Сегодня на уроке мы приступаем к изучению следующего экономического района, но прежде, повторим пройденный материал. Несколько слов скажу о нашей работе. Работаем по группам.
Цель каждой группы мыслить, давать полные грамотные ответы, доказывать, делать выводы, используя при этом различные источники знаний. Для успешной работы необходимо, чтобы каждый чувствовал свою ответственность. Я ожидаю увидеть, как вы работаете активно совместно, помогая друг другу.
Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе. Ваша работа будет оцениваться сигнальными карточками.
Оранжевая карточка — дается вам при полном, правильном ответе, а также при правильном показе географических объектов.
Голубая карточка — получаете при не полном ответе и не точном показе по карте. Зеленая карточка — дается при отсутствии ответа и незнании карты. Значит, напрашивается вывод: чем больше группа получит оранжевых сигнальных карточек, тем выше будет оценка. Приступаем к работе — два человека из каждой группы получают индивидуальное задание, а остальные работают со мной.
Разминка.
- О каком экономическом районе идет речь «Расположен в бассейне небольших бессточных рек Нуры и Сарысу, в пределах древней страны» (Центральный Казахстан) Показать.
- Сколько областей входит в состав этого района? (1, Карагандинская)
- Какой экономический район Казахстана является самым большим по площади? (Западный Казахстан) Показать.
- Главное богатство Западного Казахстана? (Нефть)
- Какой из районов Казахстана полностью располагается на горной территории? (Восточный Казахстан) Показать.
- Какое место по уровню урбанизации занимает восточный Казахстан? (последнее, пятое)
- Что обозначает понятие «специализация района»?
- Дайте понятие определению «градообразующее предприятие»?
- 3акончите мое предложение: ведущими отраслями экономики Центрального Казахстана являются (электроэнергетика, угольная промышленность и черная металлургия)
- Какой из районов Казахстана называют сокровищницей природных ресурсов? (Восточный Казахстан)
- По запасам хрома Казахстан занимает 1 место в мире. В каком районе налажено промышленное производство хрома? (в Западном)
- Перечислите виды факторов, влияющих на размещение производства? (топливный, сырьевой, водный, потребительский, энергетический, экологический)
- Главная проблема Центрального Казахстана? (Нехватка водных ресурсов)
- Основная ориентация машиностроительного комплекса Казахстана? (производство сельхозтехники)
- Отрицательные показатели агроклиматических ресурсов Казахстана? (резко-континентальность, малое количество осадков, непродолжительный вегетационный перниод)
- Итак, закончили разминку
- Эпиграфом нашего урока будут слова Луи де Брейля «Знания — дети удивления и любопытства».
- Открываем тетради записываем число и тему урока: «Северный Казахстан».
- Цель урока: выяснить уникальные особенности географического положения Западного Казахстана, изучить природные условия и природные ресурсы и особенности их влияния на экономическую жизнь района.
Каждая группа получает задание, в течение нескольких минут вы работаете по своему вопросу, после выполнения информирует нас о изученном материале, остальные внимательно слушают и делают запись в тетради в виде опорного конспекта. Итак, приступаем к работе.
Задание первой группе: 1. Работая с политико-административной картой Казахстана и текстом учебника на с.277 дайте оценку экономико-географическому положению(понятие экономический район)
А) расположениеБ) состав (показать)Г) пограничные районыД) площадь
Е) вывод
Ответ: Северный Казахстан расположен на севере республики, в его состав входят Акмолинская, Костанайская, Павлодарская и Северо- Казахстанская области. ЭР граничит со всеми экономическим районами, кроме Южного, а также с районом Западной Сибири Российской Федерации. Площадь — 565 тыс. кв.км.
Вывод: ЭГП района можно считать выгодным, потому что …
Задание второй группе: а) изучите природные условия данного экономического района используя карту физическую Казахстана,
- рельеф (показать по карте) и сделать вывод
- климат (температура января, июля, осадки)
- почвы (виды, использование)
- сделать вывод.
Ответ: в рельефе Северного Казахстана преобладают равнинные территории. Климат- умеренно- континентальный, амплитуда годовых температур составляет 38°- от -20° зимой до +20° летом, среднегодовое количество осадков- от 200 до 400 мм.
Типы почв с севера на юг- серые лесные, черноземы, каштановые. Продолжительность вегетационного периода, в среднем, составляет 180-200 дней. Северный Казахстан является главной житницей страны. Здесь размещены основные зерновые районы республики.
В целом, природные условия района достаточно благоприятные
Задание третьей группе:
- Проанализируйте содержание текста учебника на с.277-278 и карту атласа «Металлургический комплекс Казахстана» страница 10, выясните, каким природными ресурсами обеспечен данный экономический район. Приведите пример и покажите крупные месторождения.
- По карте и учебнику определите обеспеченность Северного Казахстана водными, земельными и рекреационными ресурсами.
Ответ: при работе с картой мы определили, что Северный Казахстан богат полезными ископаемыми: топливными, рудными и нерудными.
На территории района расположен крупные угольные бассейны- Экибастузский (крупнейший в мире угольный разрез «Богатырь»), Майкубенский, на территории Костанайской области расположены крупные месторождения железных руд- Соколовско- Сарбайское и Лисаковское. Имеются также: месторождение бокситов- в г.Аркалыке, асбеста- в Жетыгаре, золота- Обуховское, Васильковское.
Водными ресурсами район обеспечен хорошо- по его территории протекают реки Есиль, Ертис, Тобол, много степных озер. Площадь территории районам достаточно большая, осваивается на 75%. Богат район также и рекреационными ресурсами- это Щучинско- Боровская курортная зона, санаторно — оздоровительные центры в Павлодарской области.
Задание четвертой группы: Проанализируйте данные по населению региона по следующим вопросам:
- Численность населения?
- Плотность населения?
- Уровень урбанизации?
- Преобладающие формы расселения?
- Национальный состав
- Доля экономически активного населения
- Преобладающий вид хозяйственной деятельности.
Ответ: Общая численность населения — чел, что составляет 24% от общей численности населения страны. Средняя плотность – 6,3 чел/км² (2 место в республике). Большая часть населения сосредоточена в Костанайской области (76%).
Преобладает городское население – 58%. Экономически активное население – 91,5%. Уровень безработицы – 98,5% от ЭАН. Этносы: казахи, украинцы, русские, белорусы, поляки и т.д.
преобладающим видом хозяйственной деятельности является сельское хозяйство- выращивание зерновых культур, животноводство.
Закрепление нового материала
Сегодня мы с вами изучили первые три вопроса плана, остальные вопросы изучим на следующем уроке. Вы сами самостоятельно разобрали данную тему при этом использовали различные источники знаний. Постарайтесь проверить на сколько вы усвоили материал. Предлагаю каждой группе задать по вопросу друг другу по этой теме, можно и по карте.
Выполнение практической работы.
Учитель напоминает о работе с контурной картой (выполняем простым карандашом, подписываем печатными буквами, название географических объектов должны быть параллельны условным знакам). На контурной карте Северного Казахстана обозначьте:
- Границу областей, подпишите областные центры.
- Отметьте крупные месторождения полезных ископаемых.
Выполнение заданий № 1.3 на с. 280
Географический диктант по теме «Северный Казахстан». По вариантам учитель раздает двум учащимся из каждой группы.
- Верно ли утверждение, что Северный Казахстан самый маленький по площади?
да-1 нет- 0
- Северный Казахстан граничит с Китаем:
Да- 1 нет-0
- Северный Казахстан граничит с Россией:
Да-1 нет- 0
- Основные месторождения железных руд расположены в г.Аркалык?
Да-1 нет- 0
- Основная с/х культура региона- подсолнечник?
Да-1 нет- 0
- В регионе много машиностроительных предприятий?
Да-1 нет- 0
- Имеются ли в региое топливные ресурсы?
Да-1 нет- 0
- На территории региона преобладают рудные полезные ископаемые?:
Да-1 нет- 0
- В регионе ощущается нехватка воды?
Да-1 нет- 0
- Щучинско- Боровская курортная зона находится в Павлодарской области?
- Да-1 нет- 0
- Ответ: 0 0 1 0 0 1 1 1 0 0
- Объявление домашнего задания:
На с. 280-281, заполнить таблицу, прочитать дополнительный текст.
- Подведение итогов урока.
- Подсчет результатов, комментирование оценок
- Просмотр презентации «Салам алейкум, Казахстан!» (Приложение 1)
- Самоанализ урока
Урок проводился в 9 класс, уровень предметной подготовки учащихся — средний. В этом классе я работаю первый год, как учитель-предметник. В классе 11 учеников. Ребята недостаточно самостоятельны, не имеют навыков четкого планирования своей деятельности, но исполнительны.
Достаточно хорошо развито логическое мышление, но самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, выделять главное, делать выводы — с этим у учащихся возникают трудности. Готовясь к этому уроку я ставила цель — показать самостоятельную работу учащихся по приобретению знаний с различными географическими источниками.
Данный урок изучается в разделе «Экономические районы РК». Это первый урок в теме Северный Казахстан. Цель урока- продолжить изучение экономических районов Казахстана.
Форму работы на уроке выбрала дифференцированно-групповую, потому что сама работою над проблемой «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии».
Самостоятельная работа — это познавательная деятельность учащихся по совершенствованию знаний, приобретенных ранее, и по приобретению новых знаний, овладению умениями и навыками за минимальное время.
Главное при этом научить учащихся самостоятельно приобретать первичные знания из разных источников.
Они должны находить необходимые сведения, ориентироваться в потоке информации, знать, где можно найти нужные данные, уметь самостоятельно сделать обобщения и выводы. Самостоятельная работа повышает эффективность использования учебного времени, формирует трудолюбие учащихся.
Эта форма обучения, дает возможность испытать радость напряженного умственного, творческого труда, возбуждает желание размышлять, искать, обогащать себя новыми знаниями. Она повышает интерес к учебе, ибо интереснее самостоятельно добывать знания, чем получать их в готовом виде.
Учитель при такой форме обучения выступает не столько как информатор о новых знаниях, а как организатор, консультант и оппонент учебной деятельности. На первом этапе урока был проведен фронтальный опрос с целью повторения ранее изученного материала, а также вовлечения ребят в активную работу. При изучении нового материала использовалась работа в группах.
Наиболее успешно самостоятельная деятельность учащихся решается, когда ребята сотрудничают в группе, при такой форме обучения цель достигается только в результате самостоятельной работы каждого учащегося. На уроке применялись следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный и частично-поисковый.
На уроке были созданы благоприятные условия для усвоения нового материала. Учащиеся были обеспечены учебными пособиями, во время урока сложилась доброжелательная обстановка. Поэтому класс работал активно, ребята давали полные, грамотные ответы. За работу учащиеся оценивались сигнальными карточками.
На основании выше изложенного, считаю, что урок достиг своей цели, поставленные мною задачи были решены.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2014/05/11/selskoe-khozyaystvo-rastenievodstvo