Роль географии в современном мире — для студента

>Роль географии в современном мире

Географическая картина мира

Великие географические открытия послужили толчком начала формирования целостного взгляда на планету. Преодолев этот своеобразный «перевал», география превратилась в строгую науку. Начал формироваться планетарный взгляд на все процессы, происходящие на Земле в контексте с окружающим её космосом.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Географическая картина мира и сама география как наука представляют собой научные проблемы. Относятся они к сферам естествознания и философии. Как наука, география имеет широкое содержание.

Основу «географической картины мира» составляет устойчивая системно-структурная ячейка, которая включает всё, без чего географии не существует, оставляя при этом другое в стороне.

Отсюда, проблемы, связанные с формированием представлений о географической картине мира, можно сформулировать так:

  1. Определение системы понятий, характеризующих географический взгляд на природные явления;
  2. Определение характерных черт, свойств этой дисциплинарной онтологии;
  3. Поиск возможности обобщений данной онтологии, её «врастание» в общенаучную картину мира.

Роль географии в современном мире - Для студента

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Понятие «географическая картина мира» сформулировали У.И. Мересте и С.Я. Ныммик.

Они считают, что географическая картина мира является основой научных знаний, которые не только получены, но и проверены исследовательской и практической деятельностью в области современной географии.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Как обойти антиплагиат в 2020 году - 17 способов и важная информация с примерами

Оценим за полчаса!

Эти знания отражают представления человека о природе и обществе. Представления о географической картине мира на протяжении истории часто менялись.

Первый этап развития был реализован в виде картографической модели земной поверхности. Были указаны все размеры и пути, описаны все места.

Новая модель географической картины мира появилась в $XIX$ веке. Это была уже компонентно-отраслевая и комплексно-региональная модель. В этот период идет разработка концепций о природном комплексе, о компонентах природного комплекса, о региональных социально-экономических системах, отраслях хозяйства, о географическом районе.

Середина XX века – географическая картина мира в это время исходит из ограниченности земного мира. Разрабатывается концепция управления территориальной организацией общества, основу которой составляет системный подход, положение о ресурсах территории, ёмкость геосистем.

В сущность географической картины мира заложены двойственность и многоаспектность предмета изучения. Сложившиеся две частные картины – физико-географическая и социо-географическая развивались в автономном режиме научного поиска и небезуспешно.

Страноведение и хорология, являвшиеся объединяющим началом знаний о двух частных географических картинах мира, создали образ идеографической географии. Эта география описывала уникальные явления и свойства отдельных территорий, используя метод районирования и язык карты.

Удалось обозначить основные категории географического мышления. Сущность географического мышления впервые была раскрыта Н.Н. Баранским.

Он считал:

  1. Географическое мышление должно быть привязано к территории, обозначенной на карте;
  2. Оно должно быть комплексным, не замыкающимся в рамках одного «элемента».

К территориальности и комплексности географического мышления добавились конкретность и глобальность. Однако, для построения фундаментальной географической картины мира этого было недостаточно. Наметился переход к номотетической географии в середине $XX$ века. Таким образом, пытались установить общие законы географической картины мира.

Вопрос о географических законах разработан недостаточно, что говорит об отсутствии системы теоретических знаний, отражающих географическую картину мира. Есть просто набор концепций и методов исследования, не связанных между собой. Создание теории и методологии географии остается особенно актуальным.

Без этого система географической картины мира напоминает вавилонскую башню.

Методы географических исследований

  • Определение 1
  • Методами географических исследований называются способы получения географической информации.
  • К ним относятся:

Картографический метод, который является вторым языком географии. Уникальным источником информации является карта, дающая представление об объекте исследования – его расположении, размерах, соседях и др.

  1. Исторический метод, необходимый для познания современной географии, потому что на Земле всё развивается исторически. На пустом месте ничего не возникает – история развития планеты, история человеческой цивилизации;
  2. Статистический метод, без которого невозможно говорить о странах, народах, их населяющих, объектах природы и их высотах, глубинах, площадях, запасах полезных ископаемых и др
  3. Экономико-математический метод, который применяется для расчета плотности населения, рождаемости, естественного прироста, сальдо миграций, ресурсообеспеченности стран полезными ископаемыми, ВВП на душу населения;
  4. Метод географического районирования. Один из методов исследования географии, который используется при выделении природных и экономических районов;
  5. Сравнительно-географический метод, применяемый для сравнения каких-либо географических объектов, чтобы полнее описать и выделить черты сходства и различия. Объяснить причины различий;

Метод полевых исследований и наблюдений, который позволяет сделать географию живой и интересной, позволяет своими глазами увидеть мир прекрасного, собрать интересные образцы и коллекции, т.е. тот фактический материал, который и является предметом изучения;

Метод дистанционных наблюдений. Это, прежде всего, аэросъемки и изучение каких либо объектов или явлений из космоса;

Метод географического моделирования, является важным методом, дающим возможность создания географических моделей. Простой географической моделью является обычный сегодня глобус;

Географический прогноз, без которого невозможно предсказать какие-либо последствия. Прогнозирование помогает снизить целый ряд нежелательных явлений, негативное влияние на природу, решать глобальные проблемы.

География и современность

В современном мире без географии мы нигде и, стало быть, её роль огромна. Любая сторона жизни человека и общества в целом тесно связана с географией – природа, окружающая человека, его труд, отдых, путешествия людей в разные места планеты.

С развитием транспорта дальние расстояния не преграда. Современная география является важной частью образовательного процесса. Географическое пространство — это не просто оболочка с происходящими в нем процессами.

Сегодня это важный и активный фактор, который влияет на характер этих объектов – хозяйственных, экономических, общественных, природных.

Являясь наукой о пространственно-временных системах, география владеет методами прогнозирования этих систем и управления ими. Цель этой конструктивной науки – изучить происхождение, строение, функционирование, динамику и развитие геосистем.

География призвана организовать пространственную жизнь общества. Её практическая роль определяется участием в решении проблем взаимодействия природы и общества.

С помощью мониторинга она осуществляет оценку состояния географической среды, в которой живет человек, а в географическом прогнозе проявляется её конструктивная значимость.

Замечание 1

Большую роль играет география в воспитании чувства патриотизма и любви к своей Родине. Гордость за её народ, живущий в самых разных климатических и природных условиях. Гордость за необозримые просторы, оставленные нашими предками современному поколению людей, которые просто обязаны сохранить её богатства и приумножить их для следующего.

Значение географии в современном мире

Роль географии в современном мире огромна. География касается всех сторон жизни человека, общества, наиболее тесно связана с реальной жизнью каждого гражданина страны; это: природа, труд, хозяйственная деятельность, отдых и др.

Теперь люди очень часто путешествуют, посещают различные страны, а значит – огромные расстояния теперь не являются существенной преградой. И если когда-то географию можно было назвать наукой для общего ознакомления с миром, то сейчас она – важная часть всего образовательного процесса, такая же, как, например, изучение иностранных языков.

Государства, их столицы, климат и т. д. – без знаний всего этого в современном мире прожить можно, но так как границы государств постепенно стираются, уроки географии становятся все более важными.

Пространство в географии представляет собой не просто оболочку происходящих в нем процессов, а активный фактор, влияющий на характер самих этих объектов — хозяйственных, экономических, природных, общественных.

Так, с точки зрения «чистой» экономики, не очевидно, почему два построенных по одному типовому проекту завода, но в разных регионах страны работают с различной эффективностью. Или — почему две одинаковые квартиры, расположенные на одинаковых этажах одинаковых домов, один из которых построен в центре города, а другой — в промышленной окраине, имеют разную цену. Для географа ответ ясен: в первую очередь, из-за различного географического положения, из-за различий в «качествах» пространства.

Роль географии в современном мире

После того как все белые пятна исчезли с карты Земли, главной задачей географов стало изучение законов, по которым развиваются природа и сообщество людей. И сегодня в географии возможны новые удивительные открытия.

Географические объекты и процессы

География изучает объекты, процессы и явления, которые существуют на Земле. Географические объекты весьма разнообразны, их можно подразделить на природные (горы и равнины, моря и реки) и созданные человеком (города и заводы, электростанции и оросительные каналы).

В природе и жизни людей также велика роль географических явлений (событий) и процессов (изменений во времени), которые происходят вокруг нас повседневно. Многие географические явления имеют разрушительный характер: вулканы и землетрясения, наводнения и морские волны, грозы и ураганы.

Географы характеризуют их происхождение и разрушительную силу.

Важнейший предмет изучения географии — процессы взаимодействия человека и природы. Ведь с каждым годом человек всё больше изменяет природные объекты, добывая полезные ископаемые, вырубая леса, загрязняя отходами атмосферу и Мировой океан.

Роль географии в современном мире - Для студента

Как современные географы изучают Землю

Для изучения природных объектов и явлений географы широко используют различные приборы. Наряду с традиционными (компас, термометр, барометр, рулетка) появились и современные приборы (навигаторы и радары, электронные дальномеры и глубиномеры).

Читайте также:  Догматизация философии - для студента

В самых разных уголках Земли по крупицам, шаг за шагом, собирают информацию геологические экспедиции, морские научные суда, воздушные шары метеостанций. Специалисты в разных областях географии ежедневно получают сведения от космических спутников. На основе этой разнообразной информации создаются современные электронные карты, предсказываются природные явления и развитие природных процессов.

Зачем человеку нужна география

Поверхность нашей планеты чрезвычайно разнообразна, и география помогает нам понять причины этого разнообразия. Человека всегда интересовало, что скрыто за горизонтом.

И сегодня география позволяет нам увидеть мир во всём его многообразии, учит нас ориентироваться в пространстве и прокладывать свой маршрут по географической карте. Граждане Земли должны знать, где и как люди живут, создают города и государства, преобразуют природу, защищают и сохраняют её.

Несмотря на то, что география древняя наука, она по-прежнему открывает перед нами удивительный мир разных народов, знакомит с их обычаями и традициями.

Современная география

Человек, исследуя родную планету, раскрывает для себя всё новые горизонты познания. Скважины, пробуреные в глубины земных недр, открыли лишь небольшую часть подземных кладовых. На дно морей и океанов опускаются глубоководные аппараты, исследующие океанское дно и уникальный подводный мир.

Льды Антарктиды скрывают от глаз учёных уникальные озёра. Ежегодно в непроходимых лесах Амазонии учёные открывают новые виды животных и растений. Географы всего мира объединяют свои исследования из-за угрозы потепления климата и загрязнения окружающей среды.

Главные задачи с временной географии — знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям.

Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

География в современном мире википедияПоиск по сайту:

АбразияАбра́зия (от лат. abrasio — соскабливание), процесс разрушения волнами и прибоем берегов морей, озер и водохранилищ.

  • ВулканизмВулкани́зм, совокупность явлений, обусловленных проникновением магмы из глубин Земли на ее поверхность.
  • ГорообразованиеГорообразова́ние, процесс формирования горных сооружений под влиянием интенсивных восходящих тектонических движений, скорость которых превышает скорость процессов, ведущих к выравниванию поверхности…
  • Движение ледникаДвиже́ние ледника́, вязкопластическое или блоковое (глыбовое) перемещение (течение) льда под влиянием силы тяжести из области питания к концу ледника . Скорость зависит от мощности льда, наклона…

ДенудацияДенуда́ция (от лат. denudatio — обнажение), совокупность процессов сноса и удаления с возвышенностей продуктов выветривания горных пород с последующим их накоплением в понижениях рельефа.

  1. Дефляция (развевание, разрушение)Дефля́ция (от позднелат.
  2. deflatio — сдувание) (развевание), разрушение рыхлых горных пород и почв под действием ветра; наиболее резко проявляется в пустынях .
  3. Дрейф льдаДрейф льда, поступательное движение льда в море, вызываемое ветрами и течениями.
  4. ЗаилениеЗаиле́ние,
  5. Карст (явление природы)Карст (нем.
  6. Karst) (карстовые явления), явления, связанные с растворением природными водами горных пород ( гипс, каменная соль). Карст характеризуется комплексом подземных ( пещеры, полости, ходы,…

Ничего непонятно?

КриогенезКриогене́з — совокупность физических, химических, биохимических и других процессов, происходящих в пределах криосферы и сопровождающихся образованием льда.

ЛавинаЛави́на (от ср.-век. лат. labina — оползень) (снежный обвал), масса снега, падающая или соскальзывающая с крутых склонов гор, аналогично обвалу.

Скорость движения в среднем 20-30 м/с. Падение лавины…

Морозное пучениеМоро́зное пу́чение, неравномерное поднятие промерзающих почв и рыхлых горных пород из-за кристаллизации в них воды и разуплотнения минеральных частиц.

НаводнениеНаводне́ние, значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море в период снеготаяния, ливней, ветровых нагонов воды, при заторах, зажорах и т. п.

НивацияНива́ция (от лат. nix, род. п. nivis — снег) (снежная эрозия), разрушительное воздействие снежного покрова на подстилающие горные породы посредством усиленного морозного выветривания в условиях…

  • ПлывунПлыву́н, насыщенные водой рыхлые отложения, способные в результате давления вышележащих толщ и других механических воздействий переходить в текучее состояние. Борьба с плывунами сводится к их…
  • ПодтоплениеПодтопле́ние, подъем уровня грунтовых вод, вызванный повышением горизонта воды в реках при сооружении водохранилищ и плотин, затоплением русл рек, потерями воды из водопроводной и канализационной…
  • Пыльная буряПы́льная бу́ря, перенос пыли и песка сильными и продолжительными ветрами, выдувающими верхние слои почвы. Типичное явление в распаханных степях, а также в полупустынях и пустынях США, Китая,…
  • СельСель (от араб. сайль — бурный поток), грязевые или грязекаменные потоки, внезапно возникающие в руслах горных рек вследствие резкого паводка, вызванного интенсивными ливнями, бурным снеготаянием и…
  • Снежная ЭрозияСне́жная Эро́зия, то же, что нивация.

СолифлюкцияСолифлю́кция (от лат. solum — почва и fluctio — истечение), медленное передвижение почв и рыхлых грунтов под влиянием попеременного протаивания — промерзания и силы тяжести.

Происходит главным…

Сочинение География мой любимый школьный предмет 5 класс рассуждение

Удивительно приятная вещь, когда идешь в школу с радостью, зная, что сегодня будет твой любимый предмет. Не нужно сидеть за партой и ждать перемены. Наоборот, ты сидишь, открыв рот и внимаешь учителю.

Есть такой предмет и у меня.

В географию я влюбился сразу. От основных предметов география кардинально отличается.

В математике преобладают цифры, в русском языке царствуют буквы, а география — это целый мир. Мир интересного и удивительного, мир неизведанного и загадочного.

Помню свои эмоции, когда узнал, что каждая страна имеет свою природную зону, свои традиции. Одни жители ходят купаться каждый день, другие имеют возможность покорять горы. Практически каждый уголок вселенной освоен и имеет свои особенности.

Источник: https://antetik.ru/v-mire-geografii/

География в современном мире

После того как все белые пятна исчезли с карты Земли, главной задачей географов стало изучение законов, по которым развиваются природа и сообщество людей. И сегодня в географии возможны новые удивительные открытия.

Географические объекты и процессы

География изучает объекты, процессы и явления, которые существуют на Земле. Географические объекты весьма разнообразны, их можно подразделить на природные (горы и равнины, моря и реки) и созданные человеком (города и заводы, электростанции и оросительные каналы).

В природе и жизни людей также велика роль географических явлений (событий) и процессов (изменений во времени), которые происходят вокруг нас повседневно. Многие географические явления имеют разрушительный характер: вулканы и землетрясения, наводнения и морские волны, грозы и ураганы.

Географы характеризуют их происхождение и разрушительную силу.

Важнейший предмет изучения географии — процессы взаимодействия человека и природы. Ведь с каждым годом человек всё больше изменяет природные объекты, добывая полезные ископаемые, вырубая леса, загрязняя отходами атмосферу и Мировой океан.

Роль географии в современном мире - Для студента

Как современные географы изучают Землю

Для изучения природных объектов и явлений географы широко используют различные приборы. Наряду с традиционными (компас, термометр, барометр, рулетка) появились и современные приборы (навигаторы и радары, электронные дальномеры и глубиномеры).

В самых разных уголках Земли по крупицам, шаг за шагом, собирают информацию геологические экспедиции, морские научные суда, воздушные шары метеостанций. Специалисты в разных областях географии ежедневно получают сведения от космических спутников. На основе этой разнообразной информации создаются современные электронные карты, предсказываются природные явления и развитие природных процессов.

Зачем человеку нужна география

Поверхность нашей планеты чрезвычайно разнообразна, и география помогает нам понять причины этого разнообразия. Человека всегда интересовало, что скрыто за горизонтом.

И сегодня география позволяет нам увидеть мир во всём его многообразии, учит нас ориентироваться в пространстве и прокладывать свой маршрут по географической карте. Граждане Земли должны знать, где и как люди живут, создают города и государства, преобразуют природу, защищают и сохраняют её.

 Несмотря на то, что география древняя наука, она по-прежнему открывает перед нами удивительный мир разных народов, знакомит с их обычаями и традициями.

Современная география

Человек, исследуя родную планету, раскрывает для себя всё новые горизонты познания. Скважины, пробуреные в глубины земных недр, открыли лишь небольшую часть подземных кладовых. На дно морей и океанов опускаются глубоководные аппараты, исследующие океанское дно и уникальный подводный мир.

Льды Антарктиды скрывают от глаз учёных уникальные озёра. Ежегодно в непроходимых лесах Амазонии учёные открывают новые виды животных и растений. Географы всего мира объединяют свои исследования из-за угрозы потепления климата и загрязнения окружающей среды.

Главные задачи с временной географии — знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям.

Источник: https://geographyofrussia.com/geografiya-v-sovremennom-mire/

Статья по географии на тему: О роли географии в нашей жизни | Социальная сеть работников образования

Скрипцова Т.О.

О роли географии в нашей жизни

География — та арена, на которой проходит человеческая жизнь . — В. Г. БелинскийПознание стран мира – украшение и пища человеческих умов. — Леонардо да Винчи

На вопрос «Нужна ли нам география? Сталкиваемся ли мы с ней в жизни?»- иногда слышишь отрицательный ответ. Это говорит о том, что люди не задумываются о роли географии в нашей жизни, а ведь мы с ней сталкиваемся везде: в школе, в путешествиях, при просмотре новостей, чтении книг и т.д. Можно сказать, что география — это неотъемлемая часть нашей повседневной жизни.

  • География — система наук о земле, занимающаяся комплексным изучением природы, населением и хозяйства. В географии выделяют:
  • —  физико-географические науки — это океанология, климатология, гидрология суши, география почв и другие;
  • —  общественные науки — экономическая и региональная география,  география населения, политическая география;
  • — общегеографические – страноведение, картография и геоэкология

Как взаимосвязаны между собой наша жизнь и география? Очевидно, на уроках надо чаще обращать внимание на связь теории с практикой, на то, что происходит с вокруг нас.

Без географии невозможно изучать туризм, демографию, политологию, распределение хозяйства и культурных достопримечательностей, закономерности в размещении населения.

Каким образом природные процессы, происходящие на Земле, могут нас затронуть? Какие знания необходимо иметь, отправляясь в путешествие. Рассмотрим некоторые примеры.

Знание географии и ОБЖ помогает нам ориентироваться и не заблудиться в лесу, позволяет избежать встречи с опасностью. Можно воспользоваться навигатором, который поможет добраться до места назначения. Но он не поможет нам, если не знать карту местности. На уроках  ребята работают с планом местности, с топографической картой, учатся их читать.

Прежде чем идти в лес, поход, следует   изучить карту предстоящего маршрута. Навигатор может отказать в лесу, к тому же он есть не у каждого человека.  В СМИ периодически передают сообщения о несчастных случаях.  Если люди теряются в лесу, то часто не знают, как себя вести.

 В школе ребята разбирают разные ситуации и учатся определять своё местоположение при помощи компаса, часов, растений.

В последнее время мы все чаще наблюдаем неблагоприятные природные явления : наводнения, ураганы, аномальные температуры воздуха.

Климатологи, океанологи, экологи говорят о глобальном изменении климата, включающем повышение средней годовой температуры воздуха, которая влечет за собой таяние ледников и повышение уровня Мирового океана. Будут затоплены достаточно большие территории прибрежных государств.

Затронет ли эта проблема  жителей нашей страны, в том числе и петербуржцев? Как тогда может измениться наша жизнь? Оказывается, многие не задумываются над этими вопросами.

Все мы любим путешествовать. Однако, прежде чем отправляться в путешествие в другие  страны, необходимо познакомиться с географическим положением, особенностями природы, культуры и быта населения. Не всегда сотрудники турфирм расскажут об особенностях страны, региона. Мы должны учитывать разницу во времени,  климате, национальной кухне.

Без знания особенностей климата невозможно грамотно спланировать отдых. На уроках географии  ребята знакомятся с особенностями климата в разных регионах. Например, мы говорим  об особенностях муссонов, в какое время года лучше лететь в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Необходимо вспомнить  об опасных погодных явлениях( смерчах , ураганах, тайфунах), как часто  они происходят и почему.

Следует напомнить о правилах поведения при угрозе цунами.

Изучая страны, мы обращаем внимание на особенности национальной кухни, т.к. часть ребят даже не представляет, какие продукты употребляют жители  разных регионов.

Многие видят экзотические фрукты в магазинах, но не знают, где они растут.

Можно предложить  ученикам посмотреть, откуда привозят  к нам фрукты и овощи, поинтересоваться, чем они полезны, где расположены эти страны, показать их на карте.

При рассмотрении отдельных стран, материков необходимо использовать отрывки из произведений Ж. Верна, Ф.Купера, М.Рида и др. авторов. При работе с текстом у ребят появляется интерес к  книге, желание посмотреть фильм по  данному произведению.

Для расширения представления о странах можно предложить подготовить презентации, поучаствовать в проектной деятельности, включающей в себя не только географию, но литературу, иностранный язык.

Взять материал не только из литературных источников, энциклопедий, но вставить свои фотографии,  поделиться своими впечатлениями о пребывании в стране.

Отдельный разговор об изучении географии нашей страны. «Теперь молодые люди недостаточно знают географию не только России, но и родного края»- констатировал В.В.Путин в своём выступлении на заседании попечительского совета Русского Географического общества. (Российская газета от 24.04.2017).

Изучая регионы нашей страны, мы используем дополнительные источники информации, свои впечатления от поездок по стране. Ребята готовят презентации по субъектам РФ или по отдельным регионам.

Представляют не только конкретные данные, но и показывают красоту субъекта: это архитектурные и природные памятники. Можно вспомнить и исторические личности, украсить выступление  отрывками из стихотворений (связь с литературой).

Порой дети не представляют , где находится Музей-усадьба «Ясная поляна»  или государственный музей-заповедник «Тарханы», Тамань. Большую помощь оказывают материалы РГО.

Безусловно, изучать географию лучше в путешествиях. Это позволило бы пробудить в ребёнке интерес к предмету через собственное впечатление. К сожалению, это не всегда реально, т.к. многие не могут себе это позволить.

Читайте также:  Уникальные гостиницы мира - для студента

Хотелось бы несколько слов сказать о нашем городе. Санкт-Петербург, является городом многонациональным.  В Санкт-Петербург приезжали и приезжают жить и творить люди разных национальностей, которые всегда здесь мирно  уживались.

В настоящее время в городе  живут представители около 140 национальностей. Мы должны воспитывать  культуру толерантности в молодежной среде, концентрировать внимание учеников на изучении традиций, культуры народов в многообразии форм их существования, деятельности людей.

«Наряду с историей Отечества, русским языком, литературой география служит основой формирования патриотических ценностей, культурной, национальной идентичности и самосознания», — подчеркивал   в своём выступлении на заседании попечительского совета Русского географического общества  В.В.Путин (цитата по «Интерфаксу») .

Нужна ли нам география? Конечно, каждый отвечает по-разному. Но то, что мы сталкиваемся с ней постоянно, трудно отрицать.

Ссылки:1. Выступление Владимира Путина на заседании Попечительского Совета Русского географического общества (24 апреля 2017 года, Санкт-Петербург) http://www.kremlin.ru/events/president/news/54363

2. https://tass.ru/spec/climate

Источник: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2018/10/28/o-roli-geografii-v-nashey-zhizni

Доклад: "Роль географического образования в развитии личности ребенка на современном этапе"

Современное образование, перманентно модернизируясь ставит перед собой задачу развития гармонично развитой и высокообразованной личности обучающегося.

Развитие науки каждый год вносит в образовательные программы существенные изменения, которые формируют те знания, которые являются фундаментальными для личности.

В перечне наук, ставящих перед собой вышеуказанные цели, следует отметить особое влияние, которое оказывает непосредственно география на формирование у обучающегося тех необходимых знаний, позволяющих ему правильно воспринимать и оценивать существующую научную картину мира.

С момента появления науки география вплоть до середины ХХ века учеными данная дисциплина оценивалась как описательная, при этом ее значение в образовательном процессе необоснованно занижалось, а знания даваемые ею изучающим ее субъектам, оценивались как общие и не имеющие практического значения, как например, знания основ математических предметов. Отношение к данной науке коренным образом изменилось после Великой Отечественной войны, когда ее вклад в победу по достоинству оценили и признали ее огромное практическое значение. В данный период, по мнению Вице-президента Академии наук СССР, председателя комиссии по геолого- географическому обслуживанию Красной Армии академика А. Е. Ферсмана география вышла на передовые позиции среди тех наук, которые подготавливали стратегические, тактические и оперативные решения практически на полях сражений. При этом им было замечено, что «география — совсем не наука об отдельных фактах окружающего нас мира. География — наука о связях, о глубочайших соотношениях, которые существуют в природе между отдельными явлениями и трудящимся в ней человеком». С данного периода география сделала большой скачок в своем развитии, были созданы мощные образовательные программы, позволяющие учащимся изучать данную науку постепенно, всесторонне погружаясь в ее и впитывая тот огромный потенциал который она представляет для тех, кто ее изучает.

Сейчас, в эпоху глобализации, в эпоху быстро развивающегося мира, значение географии в образовании личности выходит на передовой план. Она несет собой множество полезных функций, осуществление которых позволяет субъекту изучения данной дисциплины получать фундаментальные, всесторонние, значимые, актуальные знания и формировать гармонично развитую личность.

Выделим основные аспекты воздействия географического образования на развитие личности ребенка и кратко характеризуем каждый из них:

  1. Общеобразовательный аспект – характеризуется предоставлением личности ученика необходимых первичных знаний об окружающем мире, которые формируют его мировоззрение и позволяют найти ответы на типичные вопросы в познании окружающей действительности и ощутить взаимосвязь большого количества явлений и процессов, влияющих непосредственно на развитие общества.
  2. Социальный аспект – характеризуется тем, что географическое образование позволяет ученику приобщиться к тем общественным процессам и явлениям, которые могут быть объяснены с точки зрения данной науки, и позволяют обучающемуся воспринимать себя как неотъемлемую часть социума, который, в свою очередь тесно связан с природой.
  3. Экономический аспект – ярко проявляется в том, что географическое образование позволяет личности обучающегося получать важнейшие экономические знания, относящиеся не только к его стране, но и ко всему мировому сообществу, что, безусловно, дает ей мощные ориентиры в объективной оценки существующей и постоянно меняющейся действительности. Данные знания как нельзя лучше описывают динамику, причины и последствия тех или иных экономических событий, которые напрямую влияют на поступательное развитие общества.
  4. Политический аспект – может быть характеризован предоставлением личности обучающегося необходимых знаний геополитики, политики, которые в тесной связи с экономическими знаниями позволяют адекватно и многосторонне оценивать происходящие в мире процессы и явления, дополняя мировоззрение личности специфическими знаниями данной области.
  5. Патриотический аспект – характеризуется наделением личности теми необходимыми знаниями о его стране, которые позволяют ему с уважением относиться к тем природно-культурно-экономическим факторам, которые в своей совокупности образуют культурный код нации и страны. Именно данный аспект формирует у личности любовь к своей Родине, стремление к сохранению ее уникальных особенностей, приобщает ее к огромному существующему внутри ее разнообразию, создавая неподдельный патриотизм.
  6. Духовный аспект – позволяет вложить в личность обучающегося те ценностные ориентиры, которые способствуют развитию ее бережного отношения к природе, и стремления к ее охране и сохранению ее уникального разнообразия.

Таким образом, резюмируя сказанное отметим, что география напрямую связана с предоставлением компетентных и адекватных ответов на современные вызовы техногенного, социально-экономического, политического и экологического характера, которые звучат все громче и громче, как отметил В. В.

Путин на съезде Русского географического общества: «география является одной из фундаментальных наук, на которой основывается познание всего окружающего мира»[1].

Главным объектом географических исследований выступает окружающая среда во всем ее многообразии и сложности изменений в результате усиливающегося, многократно усложняющегося антропогенного воздействия.

Значение географического образования для формирования всесторонне развитой личности трудно переоценить в связи с вышеуказанными аспектами, остается надеется на то, что в ближайшее время новые образовательные стандарты улучшат образовательные стандарты в данной области, продолжая мощные традиции географического образования в обществе.

[1] Путин В. В. Выступление на съезде Русского географического общества 18 ноября 2009 г.

Полный текст материала Доклад: «Роль географического образования в развитии личности ребенка на современном этапе» смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?Оставьте комментарий

Источник: https://pedsovet.su/geography/47433

Перспективно ли получение высшего образования в сфере географии сегодня?

АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Хороший специалист-географ сегодня чрезвычайно востребован рынком труда. 

Крупные геофаки делятся на 4 направления, которые связаны между собой только в науке, практическими своими сферами деятельности расходясь очень сильно: общественная (социально-экономическая) география, физическая география, гидрометеорология и картография. Это совершенно разные пути дальше в жизни.

Общественная география — огромный и очень интересный мир.

В зависимости от узкой специализации географы работают в стратегических, транспортных и маркетинговых подразделениях промышленных компаний и банков (географы-промышленники и транспортники), консалтинговых компаниях и экономических подразделениях органов власти (география инвестиций, региональный анализ и региональная политика), градостроительстве и урбанистике (география городов, культурная география), внешней и внутренней политики, агро-промышленном комплексе, сфере туризма и множестве других отраслей. Экономико-географ  отличается тем, что помимо знания отрасли (экономики/социологии/политологии и т.д.) и владения математическими и полевыми методами исследования обладает навыками территориального синтеза — способностью увидеть в происходящих в конкретном месте процессах проявления универсальных закономерностей и местной специфики. 

Физическая география — это прямой пути в самые разные экологические проекты, охрану среды, оценки воздействия производств, инженерных изысканиях при проектировании и строительстве крупных объектов, а также работу в сфере сохранения наследия, в том числе в заповедниках и национальных парках. Физико-географ хорошо разбирается в ботанике, почвоведении, механике грунтов и геологии, геохимии, полжизни проводит в поле, а вторую половину — в обработке полевых результатов и анализе космических снимков.

Картография — это огромный и растущий рынок он-лайн картографических сервисов, навигационных систем, картографической поддержки различных изысканий, и, в особенности, создания геоинформационных систем.

Картографы также занимаются технологиями зондирования Земли из космоса. Подготовка и работа современного картографа связана в первую очередь с информатикой, математическим моделированием, дизайном карт.

Гидрометеорология — специальная область исследований, связанная с изучением атмосферы, вод суши и океанов. Все эти области высоко математизированы и связаны скорее с изучением физики, математики и информатики.

Гидрологи нужны для проведения гидротехнических изысканий для проектирования промышленных объектов, предупреждения опасных явлений, создания мелиоративных систем и т.п. Метеорологи и климатологи занимаются прогнозированием погоды, изучением процессов глобальных изменений климата, прогнозированием опасных атмосферных явлений.

Океанологи изучают процессы, происходящие в морях и океане: течения, волны, температуру и соленость, взаимодействие океана и атмосферы, ресурсы океана и возможности их использования.

Географическое образование дает достаточно широкий спектр возможностей. Географ — по своей природе универсальный специалист, может пригодиться совершенно в разных сферах от строительства и проектирования всего, чего только можно придумать, до применения навыков в экономике и политике.

Я работаю 10 лет в кино, но заканчивала географический факультет, и ни разу об этом не пожалела, потому что высшее образование — это не только профессиональные навыки, но главным образом способ мышления, а география очень здорово структурирует мозги, приучает системно мыслить, анализировать, смотреть на все явления очень широко. 

Как известно, география делится на физическую и экономическую, это совершенно разные науки, физгеографы — это гидрологи, гляциологи, метеорологи, геоморфологи, океанологи и другие специалисты, без которых невозможна никакая экологическая экспертиза. При строительстве мостов, зданий, прокладке дорог, трубопроводов нужна оценка специалиста. Иначе, когда случатся оползни, ливневые дожди, река изменит русло… могут быть необратимые последствия. 

Картография сейчас развивается, благодаря спутниковой навигации, но все эти яндекс-карты, гугл-космические снимки нужно сшивать, обрабатывать и обслуживать эти системы. Множество разработок полезных ископаемых, лесное хозяйство, сельское хозяйство (которого у нас почти не осталось) базируется на географии.

В экономической географии очень перспективная тема — география городов, брендинг городов, городское планирование — это тоже по большей части зона ответственности географов. Политическая, электоральная география — прогноз и оценка результатов выборов, политического состояния регионов — очень перспективная и крайне интересная сфера.

В любой отрасли экономики лучшим будет тот специалист, кто понимает географию, география — это опыт и хорошая интуиция в любой сфере, где подразумевается какая-то логистика. Социология без географии просто никуда. Любой опрос общественного мнения потому что напрямую связан с конкретными условиями конкретного места.

И хорошо бы, проводя любой опрос, это понимать и учитывать. 

Вообще, это только 1% возможностей, разумеется, все зависит от интересов конкретного человека. Следует только понимать, что географ — человек, который предпочитает судить о мире по собственным впечатлениям и исследованиям, поэтому геофак любого вуза — это полевой факультет, и поле деятельности географа обязательно связана с перемещениями по миру (иногда не в очень комфортных условиях).  

В кинопроизводстве и околокиношной сфере, кстати, тоже географы очень хорошо приживаются, организация съемок на натуре — своего рода полевая работа с людьми и приборами.

Наверное, все уже слышали новость об введении обязательном ЕГЭ по географии.  Также было много выступлений президента В. В. Путина на различных форумах, где он открыто выражал поддержку географии и рассказывал о её перспективах. Так что получать географическое образование имеет смысл. Однако, стоит задуматься о каком направлении идёт речь.

Есть педагогическое направление (педагогическое образование) и география (экономическая география,социальная география,  физическая географы, геоэкология, картография, геодезия, гидрология, гидрометеорология, палегеография, палеолимнология, климатология, геоморфология, историческая геоморфология, экология, ландшафтоведение и это далеко не весь перечень специальностей).

Стоит иметь ввиду, что педагогическое образование на данный момент существенно отстаёт в своём развитии, старые стандарты не говоря уже о методах преподавания и отсутствия полевого исследования в учебном плане и возможности провести исследования в школе. Поэтому если хотите быть учителем географии, то стоит подумать и очень хорошо подумать.

Учителей географии,  которые ещё и по полевым исследованиям ездят,  школы, сотрудничающие с РАН, с РГО по пальцам пересчитать можно.  И не думайте, что если вам попалась элитная школа, лучшая в районе, в провинциальном городе, то вам дадут хоть какие-то перспективы работать так, как вы хотите.

Вполне возможно, что в этой самой «элитной» школе и будете сидеть, как в болоте и ненавидеть университетские годы, потраченные на изучение этой самой настоящей перспективной науки.

География-понятие растяжимое) Ответить перспективно ли это в общем- довольно сложно, как собственно и про любую другую область. Многие области  в сфере географи просто актуальны и нужны.

К примеру картография, потому что нам всегда будет нужно ориентироваться в пространстве, метеорология- потому что нам всегда нужно будет знать погодные условия, и т.д.

 А вообще, на данный момент мне кажется что самой перспективной областью в сфере географии является экология, так как эта наука сейчас активно развивается и её проблемы актуальны в мире)

Зависит от конкретного направления изучения чего-то в географии. Если это общая география, то, скорее всего, быть Вам учителем в школе, либо горбатиться в НИИ за гроши. Да и в школе за гроши.

Источник: https://TheQuestion.ru/questions/180175/perspektivno_li_poluchenie_vysshego_v_e9428e99

Ссылка на основную публикацию