Римская драма, поэзия и проза — для студента

Первыми римскими литераторами были рабы-греки из городов Южной Италии. В III веке до н.э. Ливий Андроник перевел на латынь «Одиссею» и сочинил первую латинскую пьесу.

После него комедии, исторические драмы и трагедии для театра писали Невий, Плавт и Теренций.

Римляне больше всего любили комедии Плавта с их стремительными диалогами, острыми шутками и забавными положениями, в которые попадали герои.

Невий, в пьесах которого было много выпадов против римской знати, первым из римских литераторов пострадал за свои сочинения: его подвергли суду и изгнали из Италии. Энний – современник Плавта – написал историю Рима в стихах, положив начало искусству стихосложения на латыни.

Римская драма, поэзия и проза - Для студента

Статуя Цезаря в Риме

Последнее столетие существования республики и первый век империи стали временем расцвета римской литературы. Сказалось и то влияние, которое оказывала греческая литература, и высокий уровень образования, характерный для Рима, и долгий предшествующий период развития латыни.

Римская поэзия вступила в пору своего расцвета в I в. до н.э. Первым из плеяды великих стихотворцев был Катулл. Известность у римлян он заслужил язвительными эпиграммами (короткими стихами злободневного содержания) в адрес Цезаря. Однако истинную славу Катуллу принесли лирические стихи, полные глубоких чувств.

Римская драма, поэзия и проза - Для студента

«Римский поэт Катулл, читающий своим друзьям». Картина Степана Бакаловича

В правление Октавиана Августа римская поэзия переживает свой «золотой век». Немалая заслуга в этом принадлежала Меценату – советнику и другу принцепса. Меценат покровительствовал искусствам и оказывал поддержку поэтам, среди которых был Вергилий – автор поэм «Буколики», «Георгики» и «Энеида». «Энеида» стала для римлян тем же, чем были «Илиада» и «Одиссея» для греков.

Гораций, младший современник Вергилия, прославился как создатель жанра оды, хотя сам он свои творения называл просто стихами или песнями. Поэтический язык Горация римляне считали самым совершенным. Недаром именно ему Август предложил написать «Юбилейный гимн», исполнявшийся во время грандиозных государственных торжеств в 17 г.

Римская драма, поэзия и проза - Для студента

Жан-Жозеф Тейясон. Вергилий читает Энеиду Августу и Октавии. 1787

В отличие от Вергилия и Горация Овидий не только не был обласкан властью, но даже был выслан Октавианом из Рима в далекую провинцию у Черного моря. Причиной стала его любовная лирика и поэма «Наука любви», которые не отвечали стремлению принцепса возродить благочестие, уничтоженное годами гражданских войн.

На смену «золотому» пришел «серебряный век» римской литературы. Сатира в это время становится самым востребованным жанром. Автором знаменитого романа «Сатирикон» считают Петрония, одного из приближенных Нерона.

Герои произведения – бродяги, которые во время своих скитаний попадают в различные ситуации, раскрывающие нравы римского общества.

От романа дошла лишь небольшая часть, но и она является увлекательным чтением и важным источником по народной латыни, на которой говорили римляне I в.

Римская драма, поэзия и проза - Для студента

Бюст Вергилия у входа в его склеп в Неаполе

Позже сатирик Марциал довел до совершенства римскую эпиграмму, а Ювенал сделал ее страстной и обличительной. Оба поэта сочувственно относились к низам римского общества, тем, кто трудом обеспечивает свою жизнь. Примерно в одно время с Ювеналом творил Апулей – автор романа «Золотой осел».

Особым жанром латинской литературы было ораторское искусство. Владение словом было необходимо всякому римскому политику, а о силе их воздействия на слушателей свидетельствует множество фактов.

Своими речами Катон добился гибели Карфагена, а Цицерон не раз разрушал замыслы своих врагов.

Цицерон не просто был талантливым оратором, ему принадлежала заслуга создания литературной латыни и масса теоретических работ об ораторском искусстве.

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/istoriya/drevnij_rim/literatura_drevnego_rima.html

Поэзия в Древнем Риме

Древний Рим

На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература.

Первые собственно литературные произведения были произведениями подражательными.

Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать оригинальные произведения на латинском языке, на скромном фундаменте народной римской поэзии, когда рядом существовали богатейшая греческая литература, прекрасный эпос Гомера, разработанная эллинская мифология. Неудивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводами с греческого.

Первым римским поэтом был Ливий Андроник, грек из города Тарента (III в до н. э.). При взятии Тарента римлянами, он попал в плен, был рабом и обучал грамоте детей своего господина. Впоследствии он был отпущен на свободу и занялся литературой.

Ливий Андроник перевел на латинский язык «Одиссею» Гомера, он переделывал и переводил на латынь греческие комедии и трагедии. По заказу коллегии понтификов Ливий Андроник составил гимн в честь богини Юноны.

Переводы Ливия Андроника были очень вольными, это скорее были переделки оригинала, допускающие включение новых отрывков, изменение имен, новые сцены.

Произведения Ливия Андроника, несовершенные и нескладные в литературном отношении, тем не менее сыграли важную роль в становлении римской литературы. Они познакомили римлян с замечательной греческой литературой, мифологией, с эпосом и театром.

Ливий Андроник сделал самый трудный, первый шаг, он положил начало римской художественной литературе, и в этом его бессмертная заслуга. Современниками Ливия Андроника были римские поэты Невий и Энний.

Гней Невий писал трагедии и комедии, заимствуя сюжеты у греческих авторов, но влияние римской жизни в его произведениях ощущается гораздо сильнее, чем у Ливия Андроника.

Большой заслугой Невия было составление поэмы о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующей истории Рима. Энний первый описал в стихах всю историю Рима, расположив события по годам.

Если Ливий Андроник и Гной Невий писали сбой произведения архаическим сатурническим стихом, то Энний первый ввел в оборот более благозвучный стихотворный размер — обычный у греков гекзаметр.

Крупнейшим римским писателем конца III — начала II в. до н. э. был Тит Макций Плавт (254 — 184 гг. до н. э.), актер по профессии. Ему приписывали составление 130 комедий, из которых дошло до нашего времени 20.

В отличие от своих предшественников он работал только в одном жанре — комедийном, но зато Плавт создал выдающиеся комедии, которые долго шли на римской сцене. Сюжеты комедий Плавта самые разнообразные сцены из семейной жизни, из жизни воинов-наемников, городской богемы.

Одним из непременных героев комедий Плавта были рабы, как правило, хитрые, находчивые, ловкие и жадные.

Герои Плавта носят греческие имена, а действие переносится в греческие города, что говорят о подражательности плавтовских комедий. Однако за греческой внешностью плавтовских персонажей скрываются римляне с их привычками и их бытом.

Плавт, например, дает описание римского форума, упоминает римских должностных лиц и римские городские порядки, хотя действие развивается в греческом городе и подразумеваются греческие обычаи. Комедии Плавта были первыми национальными римскими комедиями с ярким римским юмором, сочным латинским языком.

Национальный колорит обеспечивал плавтовским пьесам долгий успех у римской публики.

Видное место в римской литературе первой половины I I в до н. э. занимал Публий Теренций Африканец (185 — 159 гг. до н. э.), также составитель комедий.

В отличие от Плавта Теренций старался не включать в свои комедии римские сюжеты и ограничивался переска-зом греческих авторов, особенно Менандра. Поэтому Теренция называли полу Менандром.

Однако Теренций обращал большое внимание на изящество и чистоту языка, его персонажи были уже не неизменными на протяжении всей пьесы типами, а получали психологическое развитие по ходу действий.

Если Плавт и Теренний были крупнейшими сочинителями комедий, то Пакувий (220-130 гг. до н. 3.) и Акций (170-85 гг. до и. э.) достигли известного совершенства в составлении римских трагедий.

Основой для составления их трагедий служили трагедии греческих писателей, особенно Еврипида. Римские трагики познакомили римскую публику с глубоким содержанием греческой трагедии, с ее богатой мифологией и философией.

Однако в отличие от комедий Плавта римская трагедия всегда была подражательной, слабо связанной с реальной римской действительностью.

Римская комедия и трагедия развивались в значительной степени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Словом «сатура» обозначалось блюдо, наполненное разными плодами. Затем сатурой стали называть смесь разных стихов — длинных и коротких, написанных сатурническим и другим размером.

Поэт Энний назвал словом «сатура» свой сборник стихов, полуразвлекательных, полупоучительных. Как литературный жанр сатура получила большое развитие в творчестве Гая Луцилия. За свою долгую жизнь (180-102 гг. до н. э.) Луцилий написал 30 книг сатур. В них он обличает пороки современного ему общества: корыстолюбие, взяточничество, моральное разложение, клятвопреступление, жадность.

Широкое развитие рабства, расцвет экономики, успешные завоевания Рима привели к росту богатств, скоплению их в немногих руках, погоне за ними, к моральному разложению аристократии.

Реальная жизнь давала сюжеты для сатур Луцелия, которые положили начало реалистическому направлению в римской литературе.

После Луцилия окончательно определился жанр сатуры как небольшого обличительного произведения.

Произведения всех перечисленных писателей были поэтическими, написанными в стихах. От поэта к поэту совершенствовалась латинская поэтическая речь. Теперь уже в стихах научились выражать сложные философские понятия и движение тонких человеческих чувств.

Знакомство с греческой литературой, классической трагедией, новоаттической комедией, изящной и изысканной александрийской поэзией обогащало развивающуюся латинскую литературу.

Знакомство с греческой религией и мифологией, изучение богатой философии, замечательного греческого искусства расширяло кругозор римских поэтов, писателей, государственных деятелей, ораторов.

Обогащенные и собственным опытом, и влиянием греческой литературы, римские поэты и писатели I в. до н. э. рассматривали произведения авторов III и II вв. до н. э. как грубые и варварские. Римская поэзия I в. до н. э. поднялась на новую, более высокую ступень. В I в. до и. э.

жили многие поэты, увлечение писанием стихов было повальным, но среди этого множества высятся два гиганта римской поэзии — Тит Лукреций Кар (95 — 51 гг. до н. э.) и Гай Валерий Катулл (87 — 54 гг. до н. э.). Лукрецию принадлежит замечательная поэма «О природе вещей» в шести книгах.

Поэма Лукреция — это философская поэма, она излагает учение эллинистического философа Эпикура (об атомистической теории мироздания, о природе богов, о материальности души, о происхождении земли, неба, моря, небесных тел и живых существ, о развитии человечества и человеческой культуры от первобытного состояния до времени Лукреция).

Основная цель поэмы Лукреция — дать материалистическое объяснение всего существующего, освободить разум и чувства человека от страха, суеверия, мистики и религии, показать любовь и наслаждение жизнью.

Лукреций излагает сложнейшие философские понятия в увлекательной поэтической форме, его описания наполнены звучными эпитетами, меткими сравнениями, чудными поэтическими образами. Поэма Лукреция — произведение столь же сугубо философское, сколь и истинно поэтическое. «В ней, — справедливо отмечал Цицерон, — много блеска природного дарования, но вместе с тем и искусства».

В поэме Лукреция латинский язык достиг новой вершины; язык земледельцев и воинов, краткий, отрывистый и бедный, в искусных руках Лукреция оказался емким, богатым, полным оттенков, пригодным для передачи тончайших человеческих чувств и глубоких философских категорий.

Крупнейшим поэтом конца Республики был Катулл, мастер лирической поэзии, перу которого принадлежат мелкие стихотворения, где он описывает чувства человека: любовь радостную, любовь и ревность, дружбу, любовь к природе, к милым отеческим местам. Ряд стихотворений Катулла направлен против диктаторских намерений Цезаря, против его алчных клевретов.

На поэтическое творчество Катулла оказала влияние александрийская поэзия с ее особым вниманием к мифологии, изысканности языка, к личным переживаниям автора. В мировой лирической поэзии стихи Катулла занимают заметное место. Поэзию Катулла высоко оценивал Пушкин.

Древний Рим

Источник: https://stroyremkom.ru/rim/drama-i-poeziya.html

100 главных произведений античной литературы

Эпоху Античности по праву можно назвать колыбелью европейской цивилизации. За более чем тысячелетний период истории (с VIII в. до н.э. по V в. н.э.) произошел небывалый расцвет литературы, науки и искусства.

Были заложены основы западной философии, поэзии, драматургии и историографии, развивались математика, геометрия, физика и т.п.

Эпоха Античности стала своеобразным культурным фундаментом для всех последующих поколений европейцев (и не только их).

Мы отобрали 100 главных произведений, написанных древнегреческими и древнеримскими авторами.

1

Гомер

VIII до н.э.

2

Гомер

VIII до н.э.

3

Гесиод

VIII-VII до н.э.

4

Гесиод

VIII-VII до н.э.

5

VII до н.э.

6

VI до н.э.

7

Феогнид

VI до н.э.

8

Пиндар

V до н.э.

9

Вакхилид

V до н.э.

10

Эсхил

V до н.э.

11

Софокл

V до н.э.

12

Софокл

V до н.э.

13

Еврипид

V до н.э.

14

Еврипид

V до н.э.

15

Аристофан

V до н.э.

16

Аристофан

V до н.э.

17

Геродот

V до н.э.

18

Фукидид

V до н.э.

19

Лисий

V-IV до н.э.

  • 20
  • «Речи, или История святотатцев»
  • Андокид

V-IV до н.э.

21

Исократ

IV до н.э.

22

Платон

IV до н.э.

23

Платон

IV до н.э.

24

Ксенофонт

IV до н.э.

25

Ксенофонт

IV до н.э.

26

Ксенофонт

IV до н.э.

27

Демосфен

IV до н.э.

28

Менандр

IV до н.э.

29

Феофраст

IV-III до н.э.

30

Феокрит

III до н.э.

31

Каллимах из Кирены

III до н.э.

32

Арат из Сол

III до н.э.

33

Аполлоний Родосский

III до н.э.

34

Герод

III до н.э.

35

Тит Макций Плавт

III-II до н.э.

36

Публий Теренций Афр

II до н.э.

37

Полибий

II до н.э.

38

II-I до н.э.

39

Мелеагр Гадарский

I до н.э.

40

Марк Туллий Цицерон

I до н.э.

41

Марк Туллий Цицерон

I до н.э.

42

Марк Туллий Цицерон

I до н.э.

43

Тит Лукреций Кар

I до н.э.

44

Гай Валерий Катулл

I до н.э.

45

«Записки о Галльской войне»

Гай Юлий Цезарь

I до н.э.

46

Гай Саллюстий Крисп

I до н.э.

47

«О знаменитых иноземных полководцах»

Корнелий Непот

I до н.э.

48

Публий Вергилий Марон

I до н.э.

49

Альбий Тибулл

I до н.э.

50

Секст Аврелий Проперций

I до н.э.

51

Квинт Гораций Флакк

I до н.э.

52

Квинт Гораций Флакк

I до н.э.

53

Квинт Гораций Флакк

I до н.э.

54

«Мифологическая библиотека»

Псевдо-Аполлодор

I до н.э.

55

«История Рима от основания города»

Тит Ливий

I до н.э.

  1. 56
  2. «Римские древности»
  3. Дионисий Галикарнасский

I до н.э.

57

Страбон

I до н.э.

58

Публий Овидий Назон

I до н.э.

59

Публий Овидий Назон

I н.э.

60

Публий Овидий Назон

I н.э.

  • 61
  • «История Александра Великого»
  • Квинт Курций Руф

I н.э.

63

Авл Персий Флакк

I н.э.

64

Петроний Арбитр

I н.э.

65

«Нравственные письма к Луцилию»

Луций Анней Сенека

I н.э.

66

«Фарсалия, или Поэма о гражданской войне»

Марк Анней Лукан

I н.э.

67

Псевдо-Сенека

I н.э.

68

Иосиф Флавий

I н.э.

69

Публий Папиний Стаций

I н.э.

70

«Повесть о любви Херея и Каллирои»

Харитон Афродисийский

I н.э.

71

«Сравнительные жизнеописания»

Плутарх

I-II н.э.

72

Плиний Младший

I-II н.э.

73

Марк Валерий Марциал

I-II н.э.

74

Децим Юний Ювенал

II н.э.

75

Ахилл Татий

II н.э.

76

Корнелий Тацит

II н.э.

77

«Жизнь двенадцати цезарей»

Гай Светоний Транквилл

II н.э.

  1. 78
  2. «Римская история»
  3. Аппиан Александрийский

II н.э.

79

«Метаморфозы, или Золотой осел»

Апулей

II н.э.

80

Лонг

II н.э.

81

Элий Аристид

II н.э.

82

Марк Аврелий Антонин

II н.э.

  • 83
  • «Описание Эллады»
  • Павсаний

II н.э.

84

Лукиан Самосатский

II н.э.

85

Лукиан Самосатский

II н.э.

  1. 86
  2. «Повесть о Габрокоме и Антии»
  3. Ксенофонт Эфесский

II н.э.

87

Авл Геллий

II н.э.

88

Бабрий

II н.э.

  • 89
  • «Пир мудрецов»
  • Афиней

II-III н.э.

90

Клавдий Элиан

II-III н.э.

91

«Жизнь Аполлония Тианского»

Флавий Филострат

III н.э.

93

Гелиодор

III н.э.

  1. 94
  2. «Римская история»
  3. Аммиан Марцеллин

IV н.э.

95

Децим Магн Авсоний

IV н.э.

96

Аврелий Пруденций Клемент

IV н.э.

97

Аврелий Августин

IV н.э.

98

Клавдий Клавдиан

IV-V н.э.

99

Клавдий Рутилий Намациан

V н.э.

100

Нонн Панополитанский

V н.э.

Источник: https://eksmo.ru/selections/100-glavnykh-proizvedeniy-antichnoy-literatury-ID2815012/

Римская проза

К богатейшему культурному наследию Греции первыми обратились римляне. Идейное богатство и художественное мастерство греческой литературы оказали огромное влияние на складывающуюся литературу Рима и во многом определили ее развитие.

Цицерон — римский оратор, писатель и политический деятель, идейный и литературный противник Цезаря. Учился в Риме и Греции. Начал политическую карьеру, совмещая ее с работой адвокатом. В 63 раскрыл и ликвидировал заговор Катилины, за что первым из римских граждан получил титул “отца отечества”.

В годы гражданской войны поддерживал республиканцев. Был убит наемными убийцами. Литературное наследие Цицерона охватывает речи, письма, риторические и философские сочинения. Речи Цицерона после их произнесения подвергались литературной обработке и затем публиковались отдельными изданиями.

Полностью сохранилось 58 речей, из них наиболее известны 4 речи против Верреса (70) и 4 речи против Катилины (63). До нас дошло более 900 писем Цицерона, адресованных 95 корреспондентам и написанных между 67 и 43.

Из риторических произведений наибольший интерес представляют трактаты “Об ораторе” (55), “Брут” (46) и “Оратор” (46), из философских — трактаты “О республике” (52), “Тускуланские беседы” (44), “О природе богов” (44), “Об обязанностях” (44).

Произведения Цицерона положили начало развитию латинской классической прозы, а его яркий и образный стиль, созданный в традициях азианизма, стал образцом для последующих поколений писателей. Пользовался большой популярностью как в античности, так и в последующие века.

Тит Ливий – историк времен принципата, современник Августа, создатель монументального исторического труда «От основания города» в 142 книгах. Он поставил перед собой задачу изложить историю Рима от древнейших времен до современных автору событий. Выполнение этой грандиозной задачи потребовало от писателя много сил и времени.

Он работал над своей историей около сорока лет. От грандиозного произведения Ливия до нас дошла лишь четвертая часть (книги 1-10 и 21-45). Остальные сохранились лишь в суммарном изложении. Тит Ливии не был историком-исследователем, кропотливо работавшим над первоисточниками, как, например, Фукидид.

Он берет свой материал у римских анналистов и эллинистических историков и художественно обрабатывает его. Одаренный писатель, он рассказывает живо и увлекательно, деля повествование на отдельные эпизоды, каждый из которых образует законченную яркую картину.

История Ливия пользовалась в Риме большим успехом и стала для современников и последующих поколений таким же основным трудом в области истории, как «Энеида» Вергилия — образцом римского эпоса. Гуманисты высоко ценили Ливия. Восторженно отзывались о нем Данте и Макиавелли.

Созданные им образы римских государственных деятелей и полководцев вошли в традицию литературы нового времени наряду с образами Плутарха. В. Г. Белинский называл Тита Ливия «истинным и оригинальным Гомером римлян».

Тацит – в юности прославился как оратор, Главные труды: “Историю” (109) и “Анналы”. Из 14 книг “Истории”, описывающей события, очевидцем которых был сам Тацит, сохранились лишь 1 — 4 и начало 5 книги (события 69 — 70).

Из 16 книг “Анналов” до нас дошли книги 1 — 6 (события 14 — 37) и 11 — 16 (события 47 — 66), причем некоторые из них не полностью. Вопреки своему намерению писать sine ira et studio, Тацит преподносит историю в виде захватывающей драмы. Много внимания он уделяет биографиям императоров.

Описание событий отличается пессимистическим взглядом на жизнь, неверием в социальный прогресс. В средние века Тацит был почти полностью забыт, интерес к его произведениям возрождается лишь в XVI в.

Источник: https://students-library.com/library/read/43954-rimskaa-proza

Литература и театр Рима

Литература в Риме появляется довольно поздно, только в III в. до н.э. До этого существовали лишь культовые, обрядовые песни, исполнявшиеся во время религиозных церемоний, народные песни, звучавшие на празднике урожая, и фривольные свадебные песни.

Специфически римскими были триумфальные песни, сопровождавшие выезд триумфатора на Капитолий. Как правило, они были насмешливо-язвительными, чтобы отвести от триумфатора «зависть богов». Родственными им были героические песни о деяниях предков.

Они распевались так называемым сатурнийским стихом.

Республиканский период: комедии Плавта и Теренция, лирика Катулла

Возникновение прозы требовало создания письменности, которую римляне восприняли от греков через этрусков. Поначалу записи делали разные должностные лица — жрецы из коллегии понтификов, составлявшие календари с выделением благоприятных и неблагоприятных дней, и цензоры.

Литературой, конечно, это еще не было. Первым собственно литературным произведением стал календарь, опубликованный в 304 г. до н.э. Гнеем Флавием, к сожалению не сохранившийся до наших дней.

После этого исчезла монополия жрецов-понтификов на составление календаря, и каждый гражданин мог сам узнать, когда и чем ему надлежит заниматься.

Художественная проза и поэзия появляются еще позже.

Под влиянием заполнивших Рим греческих произведений искусства, идей, обычаев, а также художников, скульпторов, музыкантов среди римлян изменилось само представление о художественных ценностях, в число которых вошла образованность, предполагавшая владение греческим языком и литературно-философским наследием.

Поэтому развитие римской литературы началось с подражания греческим оригиналам. Но в отличие от Греции, где основными литературными жанрами были эпос, лирика, трагедия, в Риме предпочтение отдавалось драме, причем только жанру комедии.

Власти просто-напросто боялись влияния сцены на массы, к актерам относились с презрением и драматических авторов не жаловали. Поэтому даже для наиболее выдающихся римских комедиографов, создавших литературный язык и выработавших стихотворную технику, были характерны уничижительная оценка собственного творчества и сознание вторичности их произведений.

Писателями, заложившими основы римской литературы, были греки, а первыми литературными произведениями на латыни были переводы греческих трагедий и комедий. Одним из первых римских поэтов был Ливий Андроник, грек по происхождению, переведший на латынь «Одиссею» Гомера. В 240 г.

он впервые выступил драматургом и актером в первой искусственной пьесе на латинском языке. Он писал трагедии и комедии на сюжеты из греческой мифологии. Эта дата стала считаться годом рождения римской литературы, так как Ливий в тот год выступил с переводом «Одиссеи» на латинский язык.

Следует отметить, что долгое время римское общественное мнение, ревнители римской старины сопротивлялись проникновению иноземных (в том числе и греческих) влияний, считая, что они развращают римлян. Это не способствовало развитию собственной художественной литературы.

Прагматики-римляне были чужды поэзии, поэтому истинно латинская литература заключается в памятниках красноречия и исторических сочинениях. Среди них появившиеся позже сочинения Цицерона, Тита Ливия, Корнелия Тацита, Светония, размышления импера- тора-философа Марка Аврелия, Сенеки.

А высшей поэзией римлян была поэзия их дел, поэзия их права.

Первым действительно выдающимся римским комедиографом стал Тит Макций Плавт (254—184 до н.э.). Своими произведениями («Купец», «Клад», «Ослы» и др.

) он заражал зрителей буйной веселостью, используя прием упрощения характеров до гротеска, создавая классические сюжеты комедийного жанра.

Благодаря ему в европейскую комедию вошли такие вечные комические типы, как скупец, хвастливый воин, хитрый и умный слуга.

Более психологичными были характеры и сюжеты в комедиях Публия Теренция Афра. Его «серьезная» комедия («Свекровь», «Евнух», «Братья» и др.) представляла собой основательную переработку греческой.

При этом Теренций ставил зрителя в такое положение, когда в поведении героев его пьес всегда присутствовал элемент непредсказуемости. Его пьесы впервые были поставлены на римской сцене в период с 166 по 160 г.

до н.э.

Кроме комедий и трагедий в римском театре того времени ставили также народные фарсы — ателланы, пародировавшие древние мифы.

Также охотно зрители смотрели мимы — легкие песенки, бытовые сценки, юмористические монологи, танцы под аккомпанемент флейты.

К концу периода Республики ателланы, всегда бывшие импровизацией самих актеров, становятся литературным жанром, а их авторами — многие талантливые драматурги.

Особняком в римской литературе I в. до н.э. стоит великая поэма Тита Лукреция Кара «О природе вещей». Она выделяется как формой, так и содержанием.

Различие римской и греческой художественных культур проявлялось во всех видах искусства, жанрах и художественных образах. Это же различие мы обнаруживаем также в стадиях и качестве римского сознания. Его полноценное формирование в римской культуре началось лишь в период разложения Республики.

Прямым признаком этого процесса стало появление лирики, которое свидетельствует, что в обществе сформировался интерес к внутреннему миру человека. Авторы римской лирики были уже далеки от песенной народной традиции, и свои духовные переживания они облекали в известные эллинистические формы.

Отсюда их погружение в александрийскую ученость, использование уже разработанных изобразительных средств. С легкой руки Цицерона их называют неотериками — «новейшими» поэтами. Они любили малые формы, камерные темы, воспевали дружбу, любовь, ученый досуг среди книг.

При этом они заботились о форме, об изяществе и мелодичности стиха.

Самым известным из плеяды этих выдающихся лириков в римской поэзии стал Гай Валерий Катулл (ок. 87 до н.э. — ок. 54 до н.э.). Как и другие поэты его круга, он писал большие «ученые» произведения и легкие небольшие стихотворения — остроумные «безделки». И в тех и в других особое внимание он уделял отделке формы.

Содержание его произведений составляли вариации на темы малоизвестных мифов, которые позволяли развивать любовную тематику. Основные черты его творчества — отказ от гражданской героики и погружение в сферу чувств, внутренних ощущений. Он ненавидит и любит в своих стихах. Ненавидит Цезаря и его офицеров, стихотворцев-графоманов.

Любит блестящую светскую красавицу Клодию, воспеваемую им под именем Лесбии. Затем увлечение поэта сменяется горем и омерзением, которые вызваны изменой любимой женщины. Пишет также стихи, посвященные своим друзьям, дорогим местам.

В целом лирика Катулла разрушала уже устоявшиеся нормы драматической поэзии и способствовала становлению того классического стиля с преобладанием типического над характерным, который стал господствующим в литературе эпохи Империи.

Источник: https://studref.com/451215/kulturologiya/literatura_teatr_rima

Русская литература — Римская поэзия

E-mail Печать

«Золотой век» римской литературы приходится на конец I в. до н.э., период правления императора Августа (победивший Антония Октавиан положил конец гражданским войнам в Риме, за что и получил титул Августа, что означает «величественный, божественный»).

Август стремился поставить литературу на службу государственной политике, активно поддерживал писателей, укреплявших его идеологию. Богач и друг Августа Меценат оказывал материальную поддержку тем литераторам, чья деятельность была угодна императору (имя Мецената как покровителя искусств с тех пор стало нарицательным).

Особого расцвета достигает в это время поэзия. Её высшим достижением становится творчество Вергилия, Горация, Овидия.

Публий Вергилий Марон70 – 19 г.г. до н.э.Величайший римский поэт Вергилий родился в семье зажиточного землевладельца недалеко от Мантуи. В 15 лет он переехал в Рим, где учился в школе вместе с племянником Цезаря – Октавианом, будущим императором Августом. Это знакомство сыграло немалую роль в судьбе поэта. Вергилий увлекался философией, любил уединение, большую часть времени проводил в поместье под Неаполем. В обстановке острой политической борьбы он погружался в мир поэзии, входил в кружок литераторов, возглавляемый другом Августа Меценатом. Когда поместье отца было конфисковано. Вергилий обратился за содействием к императору, и том поместье вернул. С тех пор Вергилий испытывал чувство безграничной благодарности к покровителю.

  • Петь начинаюЯ о войне, о царях, на гибель гневом гонимых…Величавей прежних событья
  • Ныне пойдут чередой – величавей будет и труд мой.

Основные труды Вергилия – книга эклог «Буколики», воссоздававшая идеализированную мирную жизнь селян; земледельческая поэма «Георгики», в которой автор, выразив свою любовь земле, в яркой художественной форме воспроизвёл различные виды крестьянского труда; «Энеида», национальная историко-мифологическая поэма, должна была стать для римлян тем же, чем «Илиада» и «Одиссея» стали для эллинов. Гомер был для Вергилия образцом, и перекличка с его поэмами заметна во многих эпизодах «Энеиды».

Блистательный стиль, изящный афористический стих сделали творчество Вергилия одним из высших образцов римской поэзии. В средние века он был провозглашён первым христианским поэтом, по его произведениям изучали латынь, а Данте избрал Вергилия проводником в загробном миру «Божественной комедии». В России большим поклонником Вергилия был В.Брюсов, отдавший 20 лет переводу «Энеиды».

Публий Овидий Назон43 г. до н.э. – 18 г. н.э.Публий Овидий Назон происходил из старинного рода. Он родился в Сульмоне, получил хорошее образование в Риме, готовился стать адвокатом и считался блестящим оратором и декламатором. Но верх одержала тяга к поэзии, проявившаяся в ранние годы. … мой трудНе уничтожит ни меч, ни огонь, на алчная старость…Лучшею частью своей, вековечен, к светилам высокимЯ вознесусь, и мое нерушимо останется имя.Всюду меня на землеБудут читать народы, и на вечные веки, во славе пребуду.Литературный дебют Овидия – сборник элегий «Любовные стихотворения», где муза поэта выведена под именем Корины, древней беотийской поэтессы, а лирический герой следует за колесницей Амура, закованный в цепи. Другая книга Овидия – «Героини» — стихотворные послания мифологических героинь к своим мужьям и возлюбленным, с которыми они пребывают в разлуке. Демонстрируя проникновение в женскую психологию, Овидий фантазирует, что могли бы написать: Медея – Ясону, Дидона – Энею, Пенелопа – Одиссею. Широкую известность приобрела и его книга «Наука любви», пародийный дидактический трактат о том, как следует добиваться успеха на любовной ниве. В подобной шутливой манере написана и книга противоположного содеражния, «лекарство от любви», где даются советы безнадёжно влюблённым. Когда Овидию исполнилось 65 лет, в его жизни произошла катастрофа: император Август отправляет его в изгнание, но причины такой немислости неясны до сих пор. Официально поэт обвинялся в «безнравственности», в том, что его произведения подрывали усилия императора, направленные на укрепление морали и семейной жизни. Овидий был сослан на берег Чёрного моря в Томы (ныне Констанца на территории современной Румынии). Тоска по родине вылилась у поэта в сборниках «Скорбные стихотворения» и «Послания с Понта». Несмотря на многочисленные просьбы к преемнику Августа Тиберию, прощения Овидий не получил и умер в изгнании. Главное произведение Овидия – «Метаморфозы», поэма, состоящая из 15 книг – бесценный кладезь мифологических сюжетов, каждый из которых завершается превращением богов в людей, животных, растения, минералы, источники, реки и созвездия. События в поэме разворачиваются в хронологическом порядке. Именно благодяря Овидию мы получили изящные и красочные мифы, ныне известные всему миру: о Дедале и Икаре, Орфее и Эвридике, Филемоне и Бавкиде, Нарциссе и многие другие.

Овидий был исключительно популярен в эпохуу Возрождения. Сюжеты его «Метаморфоз» перерабатывались в новеллы, в либретто опер и балетов. В России его очень любил А.Пушкин, посвятвший ему ряд стихотворений.

Квинт Гораций Флакк65 – 8 гг. до н.э.Квинт Гораций Флакк – самая значительная, после Вергилия, фигура в римской литературе. В эпоху Возрождения его имя стало звучать синонимом мудреца, учителя жизни и учителя поэзии. Его читали, переводили, ему подражали. Среди русских переводчиков знаменитого римлянина – Ломоносов и Державин, Пушкин и Жуковский, Блок и Фет. Свою биографию Гораций написал сам, просто и скупо: сын вольноотпущенника, он прошёл школу, обычную для людей среднего достатка, изучал философию в роще Академа в Афинах. Затем – жизнь в маленьком имении, подаренном ему Меценатом, жизнь тихая, мирная, на лоне природы, вдали от шумного города и политических страстей. Император Август предлагал ему пост секретаря при своей особе, Гораций отказался. Гораций – враг напыщенности, описания его просты, речь обыденна. Читая его стихи, мы сталкиваемся с противоположными тенденциями: от славит отрешённость от дел мира, уход в частную жизнь, не желает вмешиваться в дела людей, судить их. И в то же время гражданские чувства беспокоят поэта, заставляют его служить обществу. Поэт сам признаётся в своей раздвоенности:

То я, отдавшись делам, служу гражданскому благу –Доблести истнный страж, её непреклонный приспешник;То незаметно опять к наставленьям скачусь АристиппаВещи себе подчинять, а не им подчиняться стараюсь.Общественные чувства заставляют Горация сурово осуждать людские пороки, самым страшным из которых поэт считал стяжательство:

Корысть заполняет, как ржавчина, душиЧелове кот зависти сохнет и чахнет.Все, кто в скотском порыве рвался страсть утолить,От сильной руки погибли смертью бесславной.Самым знаменитым произведением Горация является его ода «К Мельпомене» («Памятник»), вызвавшая резонанс в веках. Это своебразное размышление о собственной творческой судьбе в грядущем:Создал памятник я, бронзы литой прочней,Царственных пирамид выше поднявшийся…Гораций размышляет о непреходящем значении поэзии для народов и вместе с тем призыв к поэтам с великой ответственностью относиться к своему слову:Славой заслуженной,Мельпомена, гордись и, благосклонная,Ныне лаврами Дельф* мне увенчай главу.По образцу этой оды созданы знаменитые стихи Ломоносова, Державина, Пушкина.

Источник: http://ruslit.info/antique/rimskaya-poeziya

Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н. э

Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением в Риме греческой образованности Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы римские сюжеты и некоторые римские формы. Нет основания отрицать наличие устной римской поэзии, возникшей в отдаленную эпоху. Самые ранние формы поэтического творчества связаны, несомненно, с культом.

Так возник религиозный гимн, священная песнь ( carmen ), образцом которой является дошедшая до нас песнь Салиев. Сложена она сатурническими

стихами. Это самый древний памятник италийского свободного стихотворного размера, аналогии которому мы находим в устной поэзии других народов.

В патрицианских родах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков. Одним из видов творчества были элогии, составленные в честь умерших представителей знатных фамилий. Самым ранним примером элогии может служить эпитафия, посвященная Л. Корнелию Сципиону Бородатому, которая также дает образец сатурнического размера.

Из других видов римского устного творчества можно назвать похоронные песни, исполнявшиеся особыми плакальщицами, всякого рода заговоры и заклинания, также слагавшиеся стихами. Таким образом, еще задолго до появления римской художественной литературы в подлинном смысле этого слова у римлян создается стихотворный размер, сатурнический стих, который был использован первыми поэтами.

Зачатки римской народной драмы следует искать в различных сельских празднествах, но развитие ее связано с влиянием соседних народов. Основным видом драматических представлений были ателланы.

Оки появились в Этрурии и связаны были с культовыми действиями; но развита была эта форма осками, и самое название “ателлан” происходит от кампанского города Ателлы. Ателланы были особыми пьесами, содержание которых бралось из сельской жизни и жизни маленьких городов.

В ателланах в главных ролях выступали одни и те же типы в образе характерных масок (обжора, хвастливый разиня, глуповатый старик, горбатый хитрец и др.). Первоначально ателланы представлялись экспромтом. Впоследствии, в I в. до н. э., эта импровизационная форма была использована римскими драматургами как особый комедийный жанр.

К древним временам относится и начало римской прозы. В раннюю эпоху появляются писаные законы, договоры, богослужебные книги. Условия общественной жизни способствовали развитию красноречия.

Некоторые из произнесенных речей были записаны.

Цицерону, например, была известна речь Аппия Клавдия Цека, произнесенная в сенате по поводу предложения Пирра заключить с ним мир. Находим мы указания и на то, что уже в раннюю эпоху появляются в Риме надгробные речи.

Римская литература возникает как литература подражательная. Первым римским поэтом был Ливий Андроник, который перевел на латинский язык “Одиссею”.

По своему происхождению Ливии был грек из Тарента. В 272 г. его привезли в Рим в качестве пленного, затем он получил освобождение и занимался обучением детей своего патрона и других аристократов. Перевод “Одиссеи” был выполнен сатурническими стихами.

Язык его не отличался изяществом, и в нем встречались даже словообразования, чуждые латинскому языку. Это было первое поэтическое произведение, написанное по-латыни. В римских школах в течение долгих лет учились по переводу “Одиссеи”, сделанному Андроником.

Ливий Андроник написал несколько комедий и трагедий, которые представляли собой переводы или переделки греческих произведений.

При жизни Ливия началась поэтическая деятельность Гнея Невия (около 274-204 гг.), кампанского уроженца, которому принадлежит эпическое произведение о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующей римской истории.

Кроме того, Невий написал несколько трагедий, и в числе их такие, сюжетом для которых послужили римские сказания.

Так как в трагедиях Невия выступали римляне, одетые в торжественный костюм – тогу с пурпурной каймой, – сочинения эти называются fabulae praetextae.

Невий писал и комедии, в которых не скрывал своих демократических убеждений. В одной комедии он иронически отозвался о всесильном тогда Сципионе Старшем; по адресу Метеллов он сказал: “Судьбою злой Метеллы в Риме консулы”. За свои стихи Невий был посажен в тюрьму и освобожден оттуда лишь благодаря заступничеству народных трибунов.

Тем не менее, ему пришлось удалиться из Рима.

После второй Пунической войны появились произведения поэта Энния(239-169 гг.) . Родом он был из Бруттия. Энний участвовал во второй Пунической войне, после нее служил центурионом на острове Сардинии, здесь встретился с Катоном Старшим, который привез его с собой в Рим. С этого времени Энний жил в Риме и занимался преподаванием и литературным трудом.

Энний получил права римского гражданства и вращался среди знатных римлян; особенно близок он был к кружку Сципионов.

Главным произведением Энния была “Летопись” (” Annales “), но, кроме того, он подобно своим предшественникам писал трагедии и комедии. Энний первый ввел в латинскую литературу гекзаметр. Таким образом, греческие стихотворные размеры, основанные на определенных чередованиях долгих и коротких звуков, могли быть использованы и для латинской поэзии.

Энний пользовался славой и при жизни, а после смерти почитался как один из лучших поэтов.

От сочинения всех трех перечисленных поэтов-Ливия, Андроника, Невия и Энния – до настоящего времени дошли лишь отрывки.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/vozniknovenie-rimskoj-poezii-i-dramy-v-seredine-ii-v-do-n-e/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector