Римское государство проходит сложный путь развития. Оно сначала завоевывает Италию (V-III вв. до н.э.), затем Карфагена (II в. до н.э.) и, наконец, Грецию (II в. до н.э.).
Архитектура Древнего Рима заметно менялась на протяжении всего существования этого могучего государства.
Многие черты греческой архитектуры легли в основу римского искусства. Предшественниками римлян были этруски. В середине первого тысячелетия они обладали уже собственной культурой.
Этрусские храмы имеют сходство с греческими периптерами, но в них сильнее подчеркнут лицевой фасад: перед входом имеется площадка с колоннами, а к ней ведет многоступенчатая лестница. При возведении ворот этруски часто применяют полуциркульную арку, которую греки почти не знали.
Их дома имели в центре помещение с открытым квадратным отверстием в кровле посередине и черными от копоти стенами. Видимо там был очаг. Это дало основание назвать данное помещение атриумом (от слова «ater» — «черный»).
Атриум — помещение с отверстием в кровле
В культуре сталкиваются официальное государственное течение эллинизированного общества и народные вкусы, восходящие к италийскому прошлому.
В целом, римское государство обособляется, противопоставляется частному лицу. Оно славилось своей системой управления и правом.
Армия была основой мирового могущества. Верховная власть сосредоточилась в руках полководцев, которые мало считались с общенародными и общегосударственными интересами, а города строились по образцу лагерей.
По воззрениям Витрувия (трактат написан 27-25 гг. до н.э.) архитектура распадается на две категории: конструкция и пропорции (соотношения отдельных частей здания служат ее основой). А эстетическое начало есть лишь в ордере, колоннах, присоединяемых к конструкциям.
В эпоху Августа (30 г. до н.э. — 14 г. н.э.) были построены такие памятники архитектуры, как «квадратный дом» в Ниме (Юж Франция) или храм Фортуны Вирилис, принадлежащие к типу псевдопериптера. Псевдопериптер похож на периптер, но целла отодвинута немного назад.
Храм ставится на высокий подиум; к его входу ведет широкая лестница (этим определяется сходство псевдопериптера с этрусскими храмами). Только в римском храме более строго соблюдаются классические формы ордера: каннелированные колонны, ионийские капители, антаблемент.
Мезон Карре «Квадратный дом» в Ниме (Франция). I в. до н. э.
Храм Фортуны Вирилис. I в. до н. э.
Виды жилища богатых горожан
Еще сильнее своеобразие римской архитектуры откликнулось в новом типе жилища в духе эклектизма: италийский атриум и эллинистический перистиль.
Наиболее богатые помпейские постройки, такие как дома Пансы, Фавна, Лорея Тибуртина, Веттиев, относятся к этому типу.
Перистиль служил больше украшением богатого поместья, чем местом многообразной жизни его обитателей, каким он был в домах Греции.
В отличие от греческого жилища все помещения выстраивались в строгом порядке по сторонам от его главной оси.
Атриум
Перистиль дома Веттиев, вид со стороны большого триклиния.
Портик и садик в доме Лорея Тибуртина
Дом Фавна (Вилла Публия Суллы). Настоящее время
Дом Фавна (Вилла Публия Суллы). Так было раньше
Вилла Публия Суллы (Дом Фавна). Внутренний сад с перистилем и ионическим ордером
Помпеянские виллы чаруют высоким совершенством прикладного искусства. Но там проскальзывает много тщеславия и безвкусной роскоши: роспись стен копиями прославленных греческих картин IV века, подражание египетским плоским украшениям, или, наоборот, создание обманчивого впечатление окон.
Эпоха Августа характеризуется стилизаторством и эклектизмом. К лучшим памятникам этого времени принадлежит Алтарь Мира на форуме. Отличие рельефа сразу бросается в глаза: фигуры поставлены в несколько планов, что придает картинность, но между фигурами не чувствуется пространства, воздуха, световой среды, как в эллинистических рельефах.
Алтарь Мира, построенный в честь богини Мира. Крытый музей. Рельеф одной из стен алтаря
Классическое течение при Августе было главным, но не единственным. Во II в. до н.э. сторонники ветхозаветной старины выступали против подражания грекам.
Инженерные сооружения. Акведуки
Среди римских памятников существует большой раздел, посвященный инженерным сооружениям.Таким образом появилось много элементов благоустройства городов: мощенная Аппиева дорога, водопровод, акведук.
Гардский мост в Ниме Пон-дю-Гар Помпеи. Италия Риме Мощенная Аппиева дорога 312 г до. н. э. Длиной более 570 км, она соединяла Рим с портом Брундизием (совр. Бриндизи) Свинцовый водопровод
Форум
Искусство становится в руках государей средством упрочнения своего авторитета. Отсюда зрелищный характер архитектурных сооружений, большой размах строительства, пристрастие к огромным размерам. В римской архитектуре было больше беззастенчивой демагогии, чем подлинного гуманизма и чувства прекрасного.
Самым величественным типом построек был форум. Каждый император стремился увековечить себя таким сооружением.
Форум императора Траяна достигает почти размеров афинского акрополя. Но по своему замыслу акрополь и форум глубоко различны. Чопорный порядок, пристрастие к строгой симметрии выражены в огромном масштабе.
Форум императора Траяна. Италия
Римские строители оперировали не объемами, как строители афинского акрополя, а открытыми интерьерами, в пределах которых выделялись небольшие объемы (колонны и храмы). Эта возросшая роль интерьера характеризует римский форум, как ступень большого исторического значения в развитии мировой архитектуры.
Форум, в центре — колонны храма Сатурна, за ними триумфальная арка Септимия Севера На фото слева изображена Базилика Максенция и Константина — самое большое здание, когда-либо построенное на форуме в 312 г. Храм Мира, также известный как Форум Веспасиана (латинском : Форум Vespasiani), был построен в Риме в 71 году н. э. Здание табулария (государственный архив) на форуме , 78 г. до н. э. — самое ранее из дошедших до наших дней сооружений, в котором была применена система римской архитектурой ячейки, сочетавшей в себе два противоположных конструктивных принципа — балочной и сводчатой конструкции.
Городская планировка
Римские города, как Остия в Италии или Тимград (в Африке), похожи строгой правильностью своего плана на военные лагери. Прямые улицы окаймлены рядами колонн, сопровождающих всякое движение по городу. Улицы завершаются огромными триумфальными арками. Жить в таком городе означало всегда чувствовать себя солдатом, быть в состоянии мобилизации.
Тимград — древнеримский город в Северной Африке, расположенный на территории современного Алжира. 100 г. н. э.
Триумфальные арки
Новым типом римской архитектуры были триумфальные арки. Одна из лучших — арка Тита. Арки воздвигались для того, чтобы служить воспоминанием о победах среди поколений.
В построении этой арки существует два типа ордера: один подразумеваемый — на котором покоится полуциркульная арка, отделенная от него карнизом; другой ордер, обозначенный могучими полуколоннами, поставлен на высокий подиум и придает всей архитектуре характер напыщенной торжественности.
Оба ордера пронизывают друг друга; карниз первого сливается с карнизами ниш. Впервые в истории архитектуры здание складывается из отношения двух систем.
Пристрастие римлян к впечатлению тяжести и силы сказывается в арке Тита в огромном антаблементе и аттике. Резкие тени от карниза придают напряженность и силу архитектурным формам.
Амфитеатры
Амфитеатры служили ареной занимательных и эффектных зрелищ для многолюдной толпы: выступлений гладиаторов, кулачных состязаний. В отличие от греческих театров, они не давали высоких художественных впечатлений.
Например, здание Колизея, которое имело 80 выходов и это позволяло зрителям быстро заполнять ряды и так же быстро выходить. Внутри Колизей производит неотразимое впечатление своей ясностью и простотой форм. С наружной стороны он был украшен статуями. Весь Колизей выражал сдержанность, одновременно с внушительностью.
Ради этого три его открытых яруса увенчаны четвертым, более массивным, расчлененным всего лишь плоскими пилястрами.
Колизей (амфитеатр Флавиев) в наши дни. Год строительства -80 н. э. Исходный облик Колизея Колизей внутри Наглядный макет Колизея
В сооружении Пантеона был использован весь многовековой опыт римского строительства: его двойные стены с бутовой массой внутри, разгрузочные арки, купол диаметром и высотой 42 м.
Такого огромного художественно оформленного пространства ранее не знала архитектура. Особая сила Пантеона — в простоте и в целостности его архитектурных композиции.
В нем нет сложной градации масштабов, нарастания черт, которые придают повышенную выразительность.
Пантеон (переводится, как «храм всех богов»), построенный в 126 г. н. э. Интерьер Пантеона размеры Пантеона
Термы
Потребности городской жизни создали в середине I в. н.э. новый тип зданий — термы. Эти здания отвечали различным нуждам: начиная с культуры тела и кончая потребностью в умственной пище, размышлениях в одиночестве.
Снаружи термы имели малопримечательный вид. Главное в них — интерьеры. При большом многообразий форм плана, строители их подчиняли симметрии.
Стены были облицованы мрамором — красным, розовым, пурпурным или нежно-зеленым.
Руины термы императора Каракаллы (Антониновые термы). III век (212—217 годы)
Римским искусством завершается история античного искусства.
Источник: https://arch-simple.ru/styles-in-the-architecture/arhitektura-drevnego-rima.html/
Архитектура Древнего Рима: краткий обзор
Архитектура Древнего Рима основана на двух великих цивилизациях – греческой и этрусской. Этруски обладали отличными технологиями по постройке храмов, домов, гробниц. Именно они ввели арку и свод. Но, в отличии от греческих, храмы этрусков были построены из недолговечных материалов, поэтому мало сохранилось до наших дней.
Этрусская арка в Перуджи, Италия
Тем не менее, есть объекты, изучая которые можно получить много информации об этой культуре. Известно, что несущая конструкция зданий была из дерева, использовались кирпичи и терракотовые покрытия.
Этрусская арка в Перуджи представляет собой неповрежденный пример городских ворот.
Архитектура Древнего Рима: периоды
Реальная римская архитектура с оригинальными особенностями, которые перерабатывают этрусские и греческие влияния, определяется начиная со 2-го века до нашей эры.
Архитектура Римской Монархии
Считается, что Рим был основан в 753 году до н.э. В начале своей истории Рим был монархией. Согласно традиции, после правления Ромула, на трон поднялся царь Нума Помпилий, который улучшил организацию территории города. Его сменил Тулл Гостилий, опытный латинский воин, завоевавший близлежащие города. Четвертым королем был Анко Марцио, построивший порт Остия, в устье Тибра.
Последовали этрусские правители — Тарквиний Приск приказал покрыть камнем рыночную площадь, Форо, построил многочисленные храмы и заказал прокопать канализацию Клоака-Максима для сброса грязной воды. Сервий Туллий обнёс город стеной.
Монархия закончилась на правлении Луция Тарквиния Гордого, который был изгнан из города в 509 году до нашей эры, и Рим стал республикой.
Архитектура Римской республики
Во времена республики, которая длилась почти пять столетий, Рим всегда был в состоянии войны.
После завоевания этрусков и других народов, проживающих на территории сегодняшней Италии, Римская Республика завоевала территории Греции и других стран Средиземного моря. Активно велось строительство.
Для перемещения армии нужны были хорошие дороги, их строились много. Дорога (лат. strata) формировалась из нескольких слоев (итал. strato) и ее поверхность была покрыта каменными плитами.
Архитектура периода Римской республики уделяет большое внимание практическим и функциональным аспектам строений.
Архитектура Римской империи
После того как Римская республика сменилась Римской империей в 31 году до н.э., наступил длинный период процветания для искусства и архитектуры. Под императором Августом, затем под Трояном и Адрианом архитектура римской империи достигла своего великолепия и играла немаловажную роль пропаганды власти.
Сохранились обширные свидетельства, относящиеся к архитектуре, где римляне демонстрируют отличные навыки в технике строительства, скульптуре (портреты, рельефы, которые дополняют архитектуру), живописи (фрески, мозаики).
Архитектура христианской эпохи
Период варварских нашествий знаменует упадок римской архитектуры. Приходит новая эпоха — христианская.
Основные характеристики римской архитектуры
Чентинатура. Деревянная констркуция для поддержки сводов
- В римской архитектуре, безусловно, просматривается великая преемственность с греческим искусством — симметрия, регулярность форм, использование архитектурных ордеров (дорический, тосканский, ионный и коринфский). На самом деле, вместо дорического ордера римляне использовали тосканский ордер (tuscanico/toscano), который очень на него похож, разница заключалась лишь в том, что колонна была гладкой, без борозд (каннелюр).
- От этрусков римляне переняли арки и своды, став главными специалистами по их использованию. При возведении арки и сводов использовали временную деревянную конструкцию для поддержки — чентинатуру (centinatura). Из большого количества арок, стоящих друг за другом римляне формировали цилиндрический свод (volta a botte), а пересечение двух цилиндрических сводов образовывало крещатый свод (volta a crociera). Первыми строителями настоящих куполов тоже были римляне. Один из самых красивых купольных Сводов является – Пантеон.
Купольные своды в архитектуре Древнего Рима
Материалы и технологии
Римляне использовали кирпичи для строительства стен, арок, колонн, полов. Мрамор, как дорогой материал, употребляли гораздо реже. Многообразие кирпичных форм – удлиненные, квадратные, треугольные, пирамидной формы- помогали создавать крепкие конструкции и захваты.
Производство кирпичей обходилось тоже недешево, и требовалось много рабочей силы для кладки.
Именно поэтому их часто заменяли блоками туфа и травертина, или другими материалами. Чтобы ускорить строительство стен, римляне начали использовать искусственный конгломерат или римский бетон (calcestruzzo).
Бетон заливали в деревянные опалубки, уплотняли трамбовкой и, после его затвердевания, снимали опалубку. Такой метод строительства стен назывался opus caementicium.
Когда эту же технологию применяли для наполнения полостей двух несущих стен из кирпича или камня, то ее называли muratura a sacco. Таким образом, римляне получали толстые крепкие стены, экономя время и ресурсы. Техника не отражалось на эстетике, т.к. бетонная часть была внутри.
Архитектура Древнего Рима: строительство стен
Внешнюю кладку стен можно характеризовать по основным строительным традициям —
- opus quadratum,
- opus reticulatum,
- opus incertum,
- opus latericium.
Оpus quadratum
При работе с таким материалом, как мягкий туф, крупные камни в виде параллелепипеда были разрезаны и расположены рядами одинаковой высоты (opus quadratum); если использовался твердый известняк, такой как травентино, каждый элемент принимал свою собственную многоугольную форму (opus poligonalis).
Оpus reticulatum
При этой технике цемент вливался между стенками, образованными небольшими пирамидальными каменными блоками, основания которых, образовывали регулярную ромбовидную сетку.
Древнеримская каменная кладка: опус квадратум и опус ретикулатум
Оpus incertum
В opus incertum камни имеют неправильную форму, и их укомплектовка кажется почти случайной.
Оpus latericium
Обожжённые кирпичи прямоугольной формы (около 45 см х 30 см) накладывались в чередующимся порядке. Начиная с эпохи Августа его использование учащается. Благодаря тому, что со временем толщина кирпичей и их цвет менялись, легко установить хронологический порядок архитектурных конструкций.
Opus mixtum
Несмотря на то, что кирпич обычно использовался однородно (opus testaceum), встречаются примеры его использования с другими камнями и рядами других кладок, создавая opus mixtum.
Каменная кладка Древнего Рима: опус латеричиум, опус инчертум, опус микстум
Архитектура и планировка городов (градостроительство)
Здесь два разных примера –
- сам город Рим, который уникален по своему развитию,
- и постройки новых городов.
Планировка большинства древнеримских городов была прямоугольной, основанной по принципу временных лагерей легионеров – castrum.
Планировка городов Древнего Рима
А именно, поселения разбивали и застраивали вдоль двух главных улиц – кардо (ориентирована с севера на юг) и Декуманус (с востока на запад). Место пересечения этих улиц отводили для главной площади города – Форо.
Реконструкция планировки города Римини
В городах сооружались дороги, водопроводы, канализация, мосты. Строились различные здания:
- дома для проживания (Domus, Insulae и Villas);
- для отдыха (театры, амфитеатры, цирки и термы);
- предназначенные для поклонения богам (храмы);
- для политической и административной деятельности (Курия и Базилика)
- и праздничные памятники (триумфальные арки и колонны).
Краткий видеообзор-реконструкция архитектуры Древнего Рима:
Источник: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/epohi/arhitektura-drevnego-rima
Искусство Древнего Рима. Периодизация 1. Период республики ( VI -I вв. до н.э.) 2. Искусство империи (I до н.э. – IV вв. н.э.) — презентация
1 Искусство Древнего Рима
2 Периодизация 1. Период республики ( VI -I вв. до н.э.) 2. Искусство империи (I до н.э. – IV вв. н.э.)
3 Историче ские периоды Виды построек Строител ьный материал Назначен ие построек Нововвед ения в архитектуре
4 Искусство эпохи республики Эпоха республики чрезвычайно бедна художественными произведениями (большая их часть датируется III вв. до н. э.
) Вероятно, первые храмы для римлян возводили их соседи более цивилизованные этруски.
Именно этруски создали для Капитолия, главного из семи холмов, на которых расположен Рим, статую Капитолийской волчицы, символ легендарной прародительницы римлян.
5 Римский Форум
6 Форум, расположенный в долине между тремя холмами Палатином, Капитолием и Эсквилином, в давние времена был пустынной болотистой местностью, которая была осушена во время правления царя Тарквиния Древнего благодаря масштабным работам по строительству сточных канав и Большой клоаки, соединявшейся с дренажной системой. После осушения области началось строительство Форума, одна часть которого предназначалась для лавок, другая для публичных церемоний, религиозных праздников, проведения выборов в канцелярии и магистраты, для ораторских трибун и вынесения приговоров осужденным.
7 Храм Богини Весты Архитектура эпохи республики представлена рядом замечательных памятников. Среди них ордерные храмы, круглые и прямоугольные в плане. Круглый храм моноптер состоял из цилиндрической основы, окруженной колоннадой. Вход в храм, по этрусскому обычаю, был только с одной стороны.
Круглый храм Сивиллы( Весты) в Тиволи под Римом окружен коринфскими колоннами. Фриз украшен рельефами с изображением традиционно римского мотива бычьих черепов, с которых свисают тяжелые гирлянды. Это символ жертвоприношения и памяти.
Ордер в таких храмах отличается жесткостью рисунка и суховатостью: колонны утратили характерную для Греции пластичность.
8 Храм Фортуны Вилирис Прямоугольные римские храмы отличались от ордерных греческих. Так, храм Фортуны Вилирис на Бычьем Форуме в Риме также имеет вход лишь с одной стороны. Ионические колонны завершаются капителями скромного рисунка, а в тимпане фронтона полностью отсутствуют скульптурные изображения.
9 Виадук Великолепны римские мосты III вв. до н. э. (Мост Фабриция, Гарский мост). Мост Мульвия, простоявший более двух тысяч лет, отличается большой выразительностью.
Мост зрительно «опирается» на воду полукружьями арок, опоры между которыми для облегчения веса прорезаны высокими и узкими проемами.
Сверху на арках лежит карниз, придающий всей конструкции стилистическую законченность
10 Гарский мост (римский акведук в Ниме) Одним из удивительнейших чудес Вечного города были акведуки. Акведуки великое свершение инженерной мысли. Они подвели чистейшую воду прямо к домам жителей Рима. I в. до н. э. I в. н. э.
11 Амфитеатр в Помпеях. Вид древнеримского города можно представить на примере Помпей италийского города, погребенного под толстым слоем пепла в результате извержения Везувия в 79 г. н. э.
Город имел регулярную планировку. Обширный форум был обнесен двухэтажной колоннадой. Там находились святилище Исиды, храм Аполлона, храм Юпитера, большой амфитеатр, построенный, как и у греков, в природном углублении.
В городе было два театра.
12 Помпеи Замечательны помпейские дома модусы. Домус представлял собой прямоугольное сооружение, вытянутое вдоль двора, а на улицу выходившее глухой торцевой стеной. Главным помещением в доме был атриум. В атриуме в центре крыши было отверстие, под которым помещался бассейн для сбора воды. Внутри дома были расписаны. Настенная роспись из Виллы Мистерий в Помпеях. I в. до н. э
13 Сад в Доме Ветии в Помпеях
14 Помпеи Во II конце I вв. до н. э. стены домов расписывались в так называемом первом помпейском стиле («инкрустационный»): это был геометрический орнамент, напоминавший обкладку стен драгоценными камнями. В I в.
до н. э. в моду вошел так называемый «архитектурный», или второй помпейский стиль. Теперь стены домов превратились в подобие городского пейзажа, включавшего изображения колоннад, всевозможных портиков и фасадов зданий.
15 Портрет Замечательным достижением республиканского искусства стал портрет. Римский портрет восходил к восковым маскам, которые снимались с умерших. Они передают мельчайшие подробности человеческого лица. Гай Юлий Цезарь. I в. до н. э.
16 Искусство ранней империи Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый племянник Цезаря Октавиан, прозванный Августом (Блаженным). Со времени правления Октавиана римское искусство начало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители. Август начал закладывать основы императорского стиля.
Известная статуя из Прима Порта представляет его оратором, обращающимся к народу. У его ног на дельфине сидит крошечный Амур, сын Венеры по преданию, прародительницы Юлиев. Статуя величава и торжественна. Непокрытая голова императора и его босые ноги являют черты греческого стиля. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август (63 г. до н. э. 14 г. н. э.
) римский император с 27 г. до н.э.
17 Искусство ранней империи Мавзолей Августа отличается от других гробниц огромными размерами. Он представляет собой три цилиндра, поставленные один на другой. Образовавшиеся террасы были превращены в висячие сады. Перед входом в мавзолей были установлены два обелиска в память о победе Августа над Марком Антонием и египетской царицей Клеопатрой.
18 В эпоху Августа был популярен так называемый третий помпейский стиль (конец I в. до н. э. 50-е гг. I в. н. э.), именуемый также «канделябровым». Мастера вновь вернулись к плоским декоративным орнаментам. Нарцисс. Фреска из Дома Марка Лукреция в Помпеях. Конец I в. до н. э. 63 г. «Сад и птицы» из виллы в Прима Порта. Конец I в. до н. э. Искусство ранней империи
19 Начиная с середины I в. в изобразительном искусстве начал формироваться жанр натюрморта.
20 Искусство ранней империи В правление императора Нерона, одного из самых жестоких правителей Римской империи, достигло расцвета портретное искусство. Клавдий Цезарь Нерон (3768), римский император с 54 г., из династии Юлиев Клавдиев. Тит Флавий Веспасиан (979), римский император (правил в 6979), основатель династии Флавиев (6996).
21 Колизей В 7080-е гг. н. э. в Риме был сооружен грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название «Колизей». Он был выстроен на месте разрушенного Золотого дома Нерона и принадлежал к новому типу зданий.
Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, огороженную снаружи кольцевой эллипсовидной стеной. Колизей самый большой амфитеатр античной эпохи. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфская.
Четвертый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами плоскими выступами на стене. В плане Колизей представляет собой эллипс, середина которого занята ареной, также эллиптической формы, и окружающими ее концентрическими кольцами зрительских мест.
Его внешняя окружность равняется 524 м, большая ось 190 м, малая ось 156 м; длина арены 86 м, ее ширина 54 м; высота его стен колеблется от 48 до 50 м. При таких размерах амфитеатр мог вместить до 87 тысяч зрителей.
22
23
24 Триумфальная арка Тита Триумфальные арки римское архитектурное новшество, заимствованное, вероятно, у этрусков. Арки сооружали как в честь побед, так и в знак освящения новых городов.
Однако их изначальный смысл связан с триумфом торжественным шествием в честь победы над врагом. Один из шедевров зодчества эпохи Флавиев знаменитая Триумфальная арка Тита. Арку воздвигли в его честь в 81 г., уже после его смерти.
Тит Флавий Веспасиан (3981), римский император в 7981, из династии Флавиев. Сын и преемник Веспасиана
25 Искусство поздней империи Марк Ульпий Траян (53 117), римский император с 98 г., из династии Антонинов. При Траяне Римская империя достигла своих максимальных границ. При Траяне велось большое строительство в Риме (форум Траяна) и провинциях (акведук в Сеговии).
26 Форум Траяна Форум Траяна был вымощен полудрагоценными камнями, на нем стояли статуи побежденных противников, был выстроен храм в честь божества покровителя Марса Ультора, были две библиотеки.
27 Акведук в Сеговии. Конец I начало II вв. При Траяне в Испании были построены два моста мост в Алькантаре через реку Тахо и акведук в Сеговии. Акведук в Сеговии двухъярусный, с узкими высокими пролетами; сложен из необработанного камня, благодаря чему он гармонично вписывается в окружающий пейзаж.
28 Рынок Траяна Траян приказал построить на Форуме первый в истории торговый центр так называемый Рынок Траяна. Траян срезал склон холма высотой в 40 метров, и проложил на нем несколько террас, полого спускавшихся к Форуму. На этих террасах и был выстроен пятиуровневый торговый комплекс, насчитывавший не менее 150 лавок.
Методы строительства Рынка были новыми, быстрыми и экономичными. Стены лишь облицовывались кирпичом. Для снижения затрат кирпичи разрезались пополам. Основу стены составляла прочная смесь из бетона с камнями, что и позволило увеличить высоту сооружения до пяти этажей.
На каждом уровне были улицы и тротуары, а каждая лавка имела выходивший на улицу фасад (витрину).
29
30 Искусство поздней империи Правивший вслед за Траяном Адриан (117138) был приверженцем всего греческого. С легкой руки Адриана римляне стали носить усы и бороду, что ранее было не принято. При Адриане (ок.
125) было создано самое грандиозное купольное сооружение Древнего мира Пантеон, храм всех богов, который и поныне стоит в центре Рима. Это единственный памятник, избежавший разрушения или перестройки в эпоху Средневековья.
31 Храм Пантеон Пантеон явился сплавом классического и современного стилей. Архитектурных предшественников у него не было. В римской архитектуре использовались купола, особенно в зданиях бань.
Но свод Пантеона превосходил их все и оставался крупнейшим вплоть до Ренессанса. Свод Пантеона самая смелая инженерная задача, которую римляне когда-либо ставили перед собой. Фасад Пантеона был призван выражать владычество Рима над миром.
Греческий портик поддерживают 16 красивейших колонн, вытесанных из египетского гранита, привезенных из Асуана.
32 Искусство поздней империи В Риме по указу Адриана был выстроен мавзолей, получивший название замка Сант-Анджело (Святого ангела). Чтобы соединить этот величественный монумент с Марсовым полем, был построен новый мост, названный по имени императора Адриана мостом Элия ныне мост Сант- Анджело.мост Сант- Анджело
33 Искусство поздней империи Септимий Бассиан Каракалла (императорское имя Аврелий Антонин Марк) (186217), римский император с 211 г.
Наряду с Калигулой и Нероном Каракалла был одним из самых жестоких правителей Рима.
Император был столь сильно ненавидим, что решил построить для римлян настоящее чудо, дабы снискать их расположение и обелить себя в их глазах. И он построил Термы (бани).
34 Терма. Площадь составляла 110 тысяч кв. м. Термы Каракаллы могли принять до 2000 человек. Весь интерьер был отделан мрамором.
35 Терма. Входящий в Термы был ослеплен сиянием и красотой бесчисленных настенных и напольных мозаик.
36 Большой цирк Самый обширный ипподром в Древнем Риме. Это один из старейших и крупнейших римских стадионов; здесь обычно проводили состязания колесниц и соревнования атлетов, а иногда устраивали охоту. Последние состязания колесниц прошли на этой огромной арене в 549 году. В это время Большой цирк имел 544 м в длину и около 130 м в ширину, вмещая почти 300 тысяч зрителей.
37 Аппиева дорога. Аппиева дорога, была самой важной дорогой Римской империи. Это была первая римская мощеная дорога, она была проложена со стратегической целью между Римом и Капуей, ее протяженность составляла около 350 км. Она была выложена из квадратных камней, по ней свободно могли проехать, не сталкиваясь, два воза.
Источник: http://www.myshared.ru/slide/906006/
Римская архитектура IV-I вв. до н.э
В IV-I веках до н.э. в истории римской архитектуры можно выделить два этапа. Первый этап — IV-III вв. до н.эСтоит отметить, основное влияние на римскую архитектура в ϶то время оказывает этрусская архитектура.
Эᴛο выразилось в формах храмов, их оформлении, использование арок и сводов. Главным видом построек являются оборонительные (к ним относится городская стена Сервия) и общественные сооружения (дороги и водопроводы).
Второй этап – II-I вв. до н.э. Он выделяется сводчатыми зданиями и использованием бетона. Развиваются новые виды сооружений, такие как базилики, амфитеатры, термы.
Понятие 1
Понятие 2
Понятие 3
Терма – комплекс сооружений отдыха, состоящий ᴎɜ банных комнат, библиотеки, мест прогулок, бесед, игр.
Для ознаменования побед возводятся триумфальные аркиВажно сказать, что для потребностей торговли строятся склады и торговые помещения. Городским властям понадобились архивы и канцелярии, судебные и другие здания.
Распространение власти Рима по всœему Средиземноморью привело к массовому строительству прочных дорог, водопроводов и укреплённых военных лагерей во всœех провинциях. Сам Рим становится мегаполисом, где многоэтажные дома тесно соприкасаются с общественными зданиями.
Римская архитектура в IV- III веках до н.э
Первые города строились произвольно, без какого-либо плана. Улочки были кривыми и узкими. Дома возводились ᴎɜ дерева или кирпича. Большими зданиями были только общественные строения и храмыВажно заметить, что между островками улиц встречались значительные по площади пустыри. Дома знатных горожан были окружены садами.
После сожжения Рима галлами город отстраивали стихийно, стараясь придерживаться прежних улиц и площадей. Новый город был обнесён Сервиевыми стенами. Крепость представляла собой внутреннюю и наружную (более высокую) стены, соединённые посередине мощным земляным валом.
Римская архитектура во II-I веках до н.э
Во II веке до н.э. римская архитектура переходит на новый этап развития.
- Городской территории всё увеличивающегося числа жителей становится недостаточно. Начинают застраиваться городские пустыри и ближайшие свалки. Дома строят у не ᴎɜ кирпича-сырца, а ᴎɜ обожженного кирпича и бетона. Многоэтажные дома возводятся так близко друг к другу, что между ними не может протиснуться да один человек. Всё чаще стали использовать практику пристройки нового здания к стене у имеющегося. Дома знати часто возводились ᴎɜ мрамора.
- Начинается благоустройство города. В дома подводится водопровод, доставляющий питьевую воду за много километров. Находящийся в центре Рима форум расширяется и благоустраивается. Портики мостят плиткой, обновляют общественные храмы и другие зданияВажно сказать, что для прогулок горожан основываются сады, наиболее известные Саллюстия и ЛукуллаВажно сказать, что для удобства управления город делят на районы, районы на кварталы.
Дополнительный материал 1
Приток средств ᴎɜ завоёванных территорий вызвал расцвет римской архитектуры. Выделяется две особенности строящихся в ϶то время зданий: монументальность и пышность убранства. Но на первом месте по-прежнему остаётся практичная сторона архитектуры.
Римские архитекторы применяли новые конструктивные подходы, использовали купола, арки и своды, вместе с колоннами применяли пилястры и столбы.
Не только столица Римского государства, но и крупные города (такие как Помпея) становятся центрами культуры, поражая украшенными зданиями, широкими площадями, величественными термами, театром, амфите6атрои и цирком.
Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/17521_rimskaya_arhitektura_iv_i_vv_do_n_e