Психология болезней — для студента

Здесь можно скачать бесплатно «Ирина Грецкая — Психология болезни и инвалидности» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Психология болезней - Для студента

Описание и краткое содержание «Психология болезни и инвалидности» читать бесплатно онлайн.

Учебное пособие по учебной дисциплине «Психология болезни иинвалидности» цикла основных дисциплин предназначено для студентов по специальностям 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» и 050706 «Педагогика и психология».

Виктория Петрова, Владимир Бакулин, Ирина Грецкая

Психология болезни и инвалидности

В настоящее время стала очевидной теоретическая и практическая значимость взаимного влияния психического и физического здоровья. Начали активно изучать психосоматические проблемы (психическое состояние личности в измененных болезнью условиях) и влияние соматической болезни на психическое развитие.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Смоленская война 1632-1634 гг. - для студента

Оценим за полчаса!

Психосоматическое направление стало одним из интенсивно развивающихся в современной клинической психологии. Кроме того, изучение самосознания соматически больного человека, субъективного отражения его заболевания становится центральным звеном в анализе личностной проблематики больного и инвалида.

Внутренняя картина болезни при этом «начинает выступать для исследователей в качестве увеличительного стекла, позволяющего заглянуть во внутренний мир больного».

Независимо от характера заболевания важной является проблема психологической реабилитации больных людей и инвалидов, ведь во многом от ее успешности зависит, сможет ли человек преодолеть сложности социальной адаптации, выработать свои компенсаторные возможности.

Без изучения внутренней картины болезни невозможно разработать эффективные способы коррекционного воздействия на развитие больного. А это является одним из важных факторов, влияющих на ход заболевания.

Одной из важных проблем клинической психологии является также проблема симптомогенеза при соматических заболеваниях, роли психологических факторов в этом процессе.

Актуальность обусловлена не только необходимостью изучения вопроса о роли психологических факторов в патогенезе симптома болезни, но и необходимостью научного обоснования принципов и выбора методов психологической и физической реабилитации больных и инвалидов.

Умением будущих педагогов и психологов использовать знания о психологических особенностях больных и инвалидов для организации педагогического процесса и оказания им психологической помощи.

Для этого и сам будущий специалист должен обладать разносторонними мировоззренческими знаниями, системой ценностей, интересов, мотиваций, имеющих глубоко нравственную гуманистическую направленность.

  • Целью изучения настоящей дисциплины является формирование у студентов понятия о психологическом состоянии больных людей и инвалидов, что необходимо для правильного подхода к лицам с ограниченными возможностями, для их эффективной адаптации и коррекции путем использования адаптивной физкультуры и теоретическая подготовка студентов к осуществлению деятельности в рамках медико-социальной работы с населением.
  • К основным задачам данного учебного курса относится: изучение специфики психологии поведения больного человека или инвалида; изучение проблемы кризиса личности и изменения системы отношений в условиях психосоматического страдания; освоение психологических особенностей профессионального общения с людьми, имеющими отклонение в состоянии здоровья.
  • Изучение дисциплины «Психология болезни и инвалидности» предусматривает рассмотрение следующих вопросов:
  • – понятие о внутренней картине болезни;
  • – понятие о болезненно-специфических переживаниях;
  • – переживания и внутренняя картина болезни в зависимости от ее остроты, затрагиваемых органов и систем, степени инвалидизации, угрозы жизни;
  • – понятие о механизмах психологической защиты и совладения;
  • – понятие о психологической травме и ее значение в истории и переживании болезни;
  • – проблемы жизни, смерти, суицидального поведения;
  • – особенности работы с проблемой личности.

1. ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ И ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО

1.1. ПОНЯТИЕ О ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЕ БОЛЕЗНИ

Для медицинских, социальных работников, педагогов, психологов и реабилитологов понятие «больной» всегда более близко, конкретно и значимо, чем понятие «болезнь». Больной – это, прежде всего человек, а в человеке в сложном единстве и взаимообусловленности объединены организм и личность (В.Г. Косенко).

В ряду личностных факторов, играющих роль в развитии, формировании, течении, прогнозе болезни, большое значение имеют особенности отражения болезни в переживаниях больного, то, что известный отечественный врач Р. А.

Лурия определил как внутреннюю картину болезни. Е.К. Краснушкин пользовался в этих случаях терминами «сознание болезни», «представление болезни», а Е.А. Шевалев – «переживание болезни».

Например, немецкий интернист Гольдшейдер писал об «аутопластической картине болезни».

  1. Особенности отражения болезни в переживаниях больного связаны с возникновением у больного человека множества неприятных, а порой тяжелых мыслей:
  2. • о возможности физической неполноценности;
  3. • об исходе опасной хирургической операции;
  4. • о возможном ухудшении материального благополучия;
  5. • о влиянии болезни на планы личной жизни,
  6. • об изменении качества жизни (факт поступления в больницу вызывает у человека массу тревожных мыслей, которые обусловлены отсутствием привычного образа жизни, видом чужих страданий).

В таких случаях речь может идти о влиянии страхов, беспокойств, волнений больного на его личность. Такого рода беспокойство имеет, как правило, сложный характер и включает в себя опасения индивидуальные. Например: «Чем мне угрожает болезнь?».

Эти опасения всегда и тесно взаимосвязаны с опасениями, имеющими общественный характер. Например, в связи со сложившимся в обществе особым отношением к некой болезни, с особенностями ее социального звучания.

Такой вариант опасений особенно ясно выступает при заразных, социально опасных болезнях, таких, как: СПИД, чума, холера, сифилис, туберкулез и др.

Во внутренней картине болезней эти особенности опасений больного проникают одна в другую, а каждая из них может приобретать качественно особое значение.

Например, даже ангина у члена семьи, в составе которой имеются дети, подверженные инфекционным болезням, сопровождается не только индивидуальными опасениями, но и беспокойством за возможное ее «социальное и общественное звучание».

«Звучание» внутри семьи, школы, которую посещают дети, и других социальных групп.

Кроме этого на психику больного может оказывать сам патологический процесс, когда человек испытывает физический дискомфорт, а также ограничение физических возможностей, обуславливающих снижение качества жизни, ухудшение социального статуса и т.д.

  • Встречается и обратная ситуация, когда тем или иным заболеваниям подвержены люди с определенными чертами характера, в этом случае клиническая картина болезни наслаивается на уже имеющиеся характерологические особенности.
  • На переживание болезни, отношение к патологическому процессу может оказывать влияние и непосредственно общение пациента с медицинским персоналом, процедуры обследования и лечения.
  • Таким образом, выделяются основные взаимодействующие стороны внутренней картины болезни, которые влияют на ее специфику:
  • • сенситивная (связанная с ощущением боли в местах поражения);

• эмоциональная (страх, тревога, надежда, т. е. эмоциональные переживания);

• волевая (усилие справиться с болезнью, позаботиться об обследовании и лечении);

• рациональная и информативная (знание о болезни и ее оценка).

Такое «горизонтальное» расчленение внутренней (аутопластической) картины болезни является условным, т.к. в действительности психические процессы всех этих сторон переплетаются в различных комбинациях (В.Г.Косенко).

Примером «вертикальной» связи может являться факт рационализации, где рациональный компонент в большей или меньшей степени бессознательно управляется эмоциональными процессами.

Например, больной уклоняется от хирургического вмешательства и «объясняет» это тем, что не верит в успешный исход операции, и при этом не признается, что главной причиной является страх перед операцией. Реально обусловленность внутренней картины болезни мультифакторна.

1.2. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВНУТРЕННЮЮ КАРТИНУ БОЛЕЗНИ

  1. Факторы, определяющие внутреннюю (аутопластическую) картину болезни можно разделить на четыре области:
  2. 1. Характер болезни;
  3. 2. Обстоятельства, в которых протекает болезнь;
  4. 3. Особенности преморбидной личности: возраст, пол, профессия, особенности личности и темперамента;

4. Прошлое больного, его личный опыт.

1. Характер болезни.

Особенности болезни определяет острая она или хроническая, требующая амбулаторного или стационарного лечения, консервативного или хирургического вмешательства, имеются ли сильные боли, ограничение подвижности, неприятные косметические симптомы и т. д. Все это влияет на эмоциональную сферу больного, его психологические особенности, поведение, отношение к лечению.

Источник: https://www.libfox.ru/654508-irina-gretskaya-psihologiya-bolezni-i-invalidnosti.html

Психогигиена: почему важно следить за своими эмоциями

Психогигиена – одно из направлений гигиены, науки о здоровье. Это самостоятельная дисциплина и наука на стыке психологии и медицины. Она имеет свою цель, задачи и методы, а также несколько подразделов.

Психология болезней - Для студента

Что такое психогигиена

Гигиена – наука, которая изучает влияние внешних факторов на здоровье, трудоспособность, продолжительность жизни человека, и заботящаяся о разработке мероприятий по оздоровлению среды и человека. Слово «гигиена» образовано от греческого hygieinos, что означает «здоровый, целебный, приносящий здоровье».

Психогигиена – это наука о сохранении психического здоровья. Термин «психогигиена» образован от двух греческих слов: hygieinos (здоровый, целебный, приносящий здоровье) и psyche (душа). Психогигиена изучает влияние внешних факторов на психическое здоровье человека и занимается разработкой мероприятий по оздоровлению окружающей среды и личности.

Цель и задачи

Цель науки – выявление негативных факторов и разработка мероприятий по их устранению.

В задачи психогигиены входит следующее:

  • изучение природы человеческого здоровья и саногенного потенциала личности;
  • определение направлений и правил практической работы;
  • разработка профилактических основ.

Особое внимание уделяется пропаганде здорового и оздоравливающего образа жизни, распространению информации о том, как нужно заботиться о психике.

Эту и другие виды психогенной работы проводят не только психологи и психотерапевты, но также социальные работники, педагоги, медики.

В широком смысле в этом должна быть заинтересована вся власть на национальном, государственном, областном, городском уровне.

Разделы психогигиены

В структуру психогигиены входят следующие разделы:

  • возрастная психогигиена (забота о здоровье в соответствии с возрастом человека, например, разработка режима дня для школьника);
  • психогигиена быта (профилактика аддикций, планирование быта для людей с уязвимой нервной системой);
  • психогигиена труда и обучения (забота о психическом здоровье в процессе профопределения, обучения, работы, профилактика конфликтов, выгорания, монотонии, переутомления и других негативных психологических явлений на производстве и в образовательном учреждении);
  • психогигиена семьи и секса (забота о благоприятном психологическом климате в семье и гармонии в отношениях партнеров);
  • психогигиена коллективной жизни (забота о психологической совместимости, профилактика конфликтов и других трудностей в межличностных отношениях).

В отдельную категорию выделяют медицинскую психогигиену (психогигиену больного). Это еще один раздел, который пришел из психиатрии (1948 год). Этот раздел изучает психическое здоровье медработников и пациентов.

Сюда входит и забота об отношениях между больными и персоналом, и забота о создании благоприятной атмосферы в больницах, и о профилактике конфликтов в коллективе, истощения и т.д.

Успех лечения во многом зависит от психического состояния больного и врача, характера их взаимоотношений, отношения каждого из них к болезни.

Направления

Как и в большинстве наук, в психогигиене можно выделить три направления: теоретическое, практическое и прикладное. Им соответствуют следующие описания:

  1. Теоретическое направление изучает общие вопросы формирования и охраны психического здоровья. Рассматривает цели и задачи, принципы работы по формированию, развитию и охране психического здоровья.
  2. Прикладное направление разрабатывает и изучает конкретные методы, способы, техники по формированию, развитию и охране психического здоровья. Это направление ищет практическое применение теории в различных условиях.
  3. Практическое направление подразумевает непосредственное применение найденных методов. Однако практика может существовать и вне теории, в этом она похожа на житейскую психологию. То есть люди (профессионалы и непрофессионалы) интуитивно находят способы охраны здоровья или пользуются альтернативными практиками, например, медитацией.

Уровни практического направления

Психогигиеническая работа (практическое направление) реализуется на нескольких уровнях:

  1. Национальный. Укрепление здоровья нации через государственную политику и работу социальных институтов. Основной инструмент – информирование о методах психологической помощи или самопомощи. Сюда же относится контроль над СМИ.
  2. На уровне организации. В детских садах, школах, техникумах, университетах, на предприятии руководство, директора должны заботиться о здоровье своих подопечных и коллектива как единого организма.
  3. На уровне семьи. Речь идет об отношениях между мамой и папой, другими членами семьи, а также о детско-родительских отношениях и стиле семейного воспитания. Семья – основной социальный институт, который влияет на становление личности, поэтому важно уделить этому отдельное внимание.
  4. На уровне личности (психогигиена личности). Подразумевает самопомощь человека или помощь одного субъекта другому в условиях взаимодействия. Учитывает особенности конкретной личности и специфику окружающей среды. Притом особое внимание уделяется принципам и методам самопомощи, так как ни один другой человек или институт не может помочь индивиду настолько, насколько он сам может помочь себе.

Результат психогигиены

Как мы уже говорили, информирование и просвещение – основные средства психогигиены. Поэтому ее результатом считают психогигиеническую компетентность людей. Она состоит из следующих элементов:

  1. Убеждения на оздоровление и сохранение здоровья, отношение к здоровью как к высшей ценности, мотивация вести здоровый образ жизни.
  2. Знания, умения и навыки, помогающие справляться со стрессогенными факторами и минимизировать влияние психотравм.
  3. Ориентация на саморазвитие, изучение и раскрытие личного потенциала, обучение самоконтролю и саморегуляции.
  4. Практические действия, нацеленные на оздоровление, развитие саногенного мышления, коррекцию образа жизни.

Психогигиена и психопрофилактика

Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой. В задачи последней входит профилактика развития психических расстройств и предупреждение перехода психических заболеваний в хроническую форму.

Читайте также:  Журналы вак, ринц и научно-практические конференции - все о публикации научных статей - для студента

Психопрофилактика бывает первичной, вторичной и третичной. Каждая из них имеет свои особенности:

  1. Первичная профилактика предполагает предупреждение развития болезней у здорового населения. Это работа с группами риска: те, кто трудятся на опасном или тяжелом производстве, люди с соматическими заболеваниями, родственники больных, люди низкого социального уровня и другие.
  2. Вторичная психопрофилактика подразумевает раннее выявление и устранение заболеваний, предотвращение их перехода в хроническую форму, предупреждение рецидивов.
  3. Третичная психопрофилактика подразумевает работу с тяжело больными людьми для предотвращения их инвалидизации, предупреждение развития осложнений.

Отдельно выделяют психопрофилактику детского и подросткового возраста, позднего возраста, семьи и сексуальной жизни.

Психогигиена и управление эмоциями

Под управлением эмоциями подразумевается способность понимать, проговаривать, рационально выпускать свои эмоции, прорабатывать их и отпускать.

Речь ни в коем случае не идет о подавлении эмоций, речь идет об их принятии и адекватном восприятии.

Умение управлять эмоциями помогает бесконфликтно взаимодействовать с другими людьми и жить в гармонии с собой, способствует сохранению психического здоровья.

Мы приготовили общий план по развитию осознанности и навыка управления эмоциями:

  1. Научитесь принимать и признавать любые эмоции. Негативные чувства тоже нужны. Они указывают на наши слабости и те области жизни, которые нуждаются в коррекции. Отрицательные эмоции помогают нам расти, становиться лучше. Не стыдно злиться, обижаться, расстраиваться. Стыдно ничего с этим не делать. Любая эмоция правильная. Нужно только научиться постоянно задавать себе три вопроса: что я испытываю, почему я это испытываю, на что это указывает (что я должен изменить).
  2. Используйте дыхательные упражнения и медитацию, чтобы научиться контролировать свое состояние. Глубоко дышите и вспоминайте что-то приятное, только после этого переходите к анализу эмоций.
  3. Используйте метод «искусственной улыбки». Да, это работает: изобразите ту эмоцию, которую хотите ощутить, и вы ее ощутите.
  4. Научитесь выпускать негативные эмоции, например, если вы злитесь, то выплесните агрессию в аттракционе «антистресс».

Саморегуляция и управление эмоциями – это целое направление в психологии, которое при желании может освоить каждый человек. Существуют десятки эффективных методов, техник.

Однако самый действенный способ – развитие эмоционального интеллекта и рефлексия. Научитесь понимать себя, чувствовать свое тело, свои желания и потребности. Эмоции – результат наших реакций, отношения к чему-то.

Анализируйте, к чему вы относитесь негативно и думайте, как это исправить.

Источник: https://onona.online/psihologiya/psihogigiena

ПСИХОСОМАТИКА. СПИСОК ЗАБОЛЕВАНИЙ И ОСНОВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, лежащие в основе болезни

+T —

Психосоматика Таблица заболеваний (как лечить, на что обратить внимание)

Каждый недуг в данной таблице заболеваний имеет ссылку на подробное описание психологических причин болезни (просто КЛИКНИТЕ на название заболевания). В каждой открывшейся статье вы найдете примеры случаев работы с психосоматикой заболеваний, которые помогут вам лучше осознать свои переживания и проблемы.

Потому что просто прочитать одну фразу о том, что может быть причиной заболевания, недостаточно. Чтобы исследовать болезнь, нужно погрузиться в познавание причины. Нужен фокус, нужны ощущения. И каждая статья (кликнуть на название заболевания) помогает погрузиться в эти ощущения.

Некоторые статьи ИМЕЮТ ВИДЕО. Конечно, я их буду постепенно снимать и статью дополнять)

Этот список много лет помогает людям осознавать причины заболеваний, надеюсь, он будет полезен и вам!

Таблица и статьи к ней были составлены на основе трудов по психосоматике Р.Г. Хамера («Новая германская медицина»), Жильбера Рено («Исцеление воспоминанием»), Клода Саба («Тотальная биология»), Кристиана Флеша («Биодекодирование») и моего опыта психосоматики в методе Satori Healing.

ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО КНИГУ «ПСИХОСОМАТИКА У ДЕТЕЙ»

Аденоиды (кликнуть)

Слишком много опасностей вокруг ребенка (так это воспринимает мама). Требуется опека и защита. Огромное беспокойство по пустякам.

Акне на лице (кликнуть)

Конфликт обесценивания своей внешности. Скрытность, стыд, связанные со вступлением во взрослую жизнь (легко вспомнить, как подростки начинают отдаляться от родителей, скрывая свои увлечения).

  • Аллергия (кликнуть)
  • Сильный невыраженный гнев (по ссылке смотрите случай аллергии на воду в душе, которая прошла после того, как человек понял, в каких ситуациях он не выражает гнев).

Ангина (кликнуть)

Восстановительная фаза после «конфликта непроглоченного куска». Сначала страстное желание чего-либо, а потом обретение желаемого (или же не!-обретение желаемого, но конфликт-то все равно разрешается).

Анемия (кликнуть)

Глубокое самообесценивание, неуверенность в своих силах. Нет единства в семейном клане, желание уничтожить кого-то в семейном клане (редкая причина, но комментарии показали, что очень даже нет).

  1. Аритмия сердца (кликнуть)
  2. Тахикардия, Брадикардия, Трепетание желудочков, Мерцание желудочков.
  3. Артрит (кликнуть)

Самообесценивание, неверие в свои силы. (Тема выглядит довольно просто, но если уж становится глобальной для человека, то проникает повсюду, и здесь уже можно ждать не единичных поражений, а полиартрита).

Обострение боли в суставах см. ниже.

  • Боли в суставах с обострением осенью (кликнуть)
  • Как осень влияет на обострение болевых ощущений в суставах.
  • Болезни (простуды, кашель, ОРВИ) в отпуске
  • «Перегрев» нервной системы.
  • Астигматизм (кликнуть)

Невозможность соединить белое и черное. Страдание от того, что происходит совсем близко. Отказ от подчинения кому-либо.

  1. Атопический дерматит (кликнуть)
  2. Сильнейшая усталость и раздражительность матери. Посмотрите статью и комментарии к ней, а также видео и поймете, что все поправимо)

Бесплодие (кликнуть)

Мужчина или женщина не являются друг для друга «альфами». Чрезмерное ожидание беременности.

  • Бессонница (кликнуть)
  • Решение организма находиться в состоянии бодрствования для завершения поставленных задач.
  • Близорукость (кликнуть)

Кто-то стоит за спиной. Нужно следить за тем, что что опасно и рядом. Нежелание видеть то, что происходит вокруг.

  1. Брадикардия (кликнуть)
  2. Желание замедлить ход времени (ведь брадикардия — это снижение частоты ударов сердца).
  3. Бронхит (кликнуть)

Угроза на своей территории и невозможность дышать спокойно. Переживания о насмешках и обсуждениях за спиной. Посмотрите примеры в статье — вы сможете узнать свои истории.

  • Варикоз (кликнуть)
  • Невыносимая тяжесть; «не могу попасть домой, мама не принимает меня».
  • Вены (кликнуть)
  • См. Варикоз
  • Витилиго (кликнуть)

Желание очиститься от неприятных воспоминаний, от укоров совести. Необходимость выделиться, быть не таким, как все.

  1. Волосы (кликнуть)
  2. Нарушение связи с Создателем иконфликт отсутствия домашнего очага.
  3. Гайморит (кликнуть)
  4. Восстановительная фаза после конфликта непереносимости запахов вокруг и конфликта потери направления.
  • Геморрой (кликнуть)
  • Основные темы: «кто я (в любом контексте)» и «я не могу защитить свое место (территориальный конфликт)».
  1. Гепатит (не вирусный) (кликнуть)
  2. Тема голода или нехватки чего-либо.
  3. Герпес (кликнуть)

Переживания о том, что происходит какое-то разделение между людьми, долгая разлука. «Убегание» от секса (в случае с генитальным герпесом).

Гидроцефалия (кликнуть)

Тема перфекционизма. Невозможность найти выход из ситуации, определиться с окончательным решением.

  • Гипертиреоз, Гипотиреоз (кликнуть)
  • 1) Тема времени и скорости, 2) Тема несправедливости, 3) Тема защиты.
  • Гипертония (кликнуть)

1) Я закрыл свое сердце от любви. 2) Готовлюсь отвоевать свою территорию.

Глаукома (кликнуть)

Темы: приблизить, ускорить какое-то событие. Рассмотреть под лупой, внимательно изучать, пристально рассматривать.

  1. Головная боль (кликнуть)
  2. Невыраженная злость, самообесценивание, сожаление об упущенных возможностях.
  3. Горло (кликнуть)
  4. Страстное желание чего-либо: любви, денег, дорогой вещи, статуса — но при этом невозможность проглотить важный для себя «кусок».
  5. Грипп
  6. Сочетание двух тем — бронхита и насморка
  7. Психосоматика бронхита (кликнуть) и
  8. Психосоматика насморка (кликнуть)
  9. См. также ниже СЕЗОННЫЕ ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
  10. Грудь (мастопатия, рак молочной железы, рак протоков груди) (кликнуть)

Желание помочь страдающему — символически вскормить своим молоком (мастопатия, рак молочной железы). Желание восстановить утраченные связи (рак протоков).

  • Дерматит атопический (кликнуть)
  • Конфликт разделения между матерью и ребенком.

Десны (кликнуть)

Периодонтиты (в т.ч. кисты зуба), гингивиты (воспаление десен), пародонтиты (пародонтозы), рак челюсти. Тема: мою речь не слышат.

  1. Дисплазия тазобедренного сустава (кликнуть)
  2. Вопросы сексуальных отношений, их правильность/неправильность у мамы ребенка.
  3. Желчный пузырь (кликнуть)

Очень сильная, глухая злость. Раздражение. Территориальный конфликт с невозможностью защитить свою территорию.

  • Желудок (кликнуть)
  • Непонимание + территориальный конфликт + непереваривание (как результат предыдущих двух составляющих).
  • Заикание (кликнуть)

Две противоречивые команды мозга. Говори и молчи одновременно.

  1. Запястье (кликнуть)
  2. Неуклюжесть, невозможность удержать кого-то, конфликт посредника.
  3. Зубы (кликнуть)
  4. Невыраженная агрессия и необходимость «ухватить свой кусок».
  5. Инсульт (кликнуть)
  6. Восстановительная фаза после конфликта невозможности интеллектуально решить задачу.
  7. Инфаркт (кликнуть)
  8. Разрешение конфликта потери территории.
  9. Ишиас (кликнуть)

Разрешение пережеваний, связанных с отсутствием секса. Наконец-то можно пойти в тут сторону, какую хочется.

  • Ключица (кликнуть)
  • Темы, связанные со словами: блокировать, разблокировать, закрыть, открыть.
  • Колени (кликнуть)

Соперничество с кем-то. Невыносимое подчинение. Долгое стояние на одном месте.

  1. Кости (кликнуть)
  2. Сильное самообесценивание, отсутствие веры в себя.
  3. Ларингит (кликнуть)
  4. «Меня не слышат» и сильный страх «по женскому типу».
  5. Легких рак (кликнуть)

Страх смерти. Невозможность дышать.

  • Лимфоузлы (кликнуть)
  • Невозможность себя защитить от атаки.
  • Лодыжки (кликнуть)
  • Невозможность усидеть на двух стульях.
  • Локоть (кликнуть)

Напряжение от тяжелой работы. Обязательства, выполняемые на пределе возможностей.

  1. Матка (кликнуть)
  2. Возвращение материнской функции бабушке; нежелание секса; измена возлюбленного; переживания о женственности.
  3. Меланома (кликнуть)
  4. Необходимость защиты, угроза целостности.
  5. Менструальные кровотечения (кликнуть)

Ощущение, что высасывают всю энергию. Переживания о невозможности забеременеть. «Ненадежность мужчины».

  • Мерцание желудочков (кликнуть)
  • Попытка пройти через непроходимое препятствие; вынужденность подчиниться приказу.
  • Миома матки (кликнуть)

Неудачи в вынашивании ребенка. Защита от «входа» мужчины.

  1. Молочница (кликнуть)
  2. Чувство отчаяния из-за невозможности почувствовать любовь к себе
  3. Морщины, часть 1 (кликнуть)
  4. Морщины, часть 2 (кликнуть)
  5. Морщины, часть 3 (кликнуть)

Посмотрите примеры из статей выше. Причины разные.

  • Мочевого пузыря атония (кликнуть)
  • Неосознанный запрет самому себе отстаивать свои границы и помечать свою территорию.
  • Надкостница (кликнуть)
  • Разлука, разъединение, в результате которого человек чувствует сильную душевную боль.
  • Насморк (кликнуть)
  • Воздух, которым дышится, окружение, обстоятельства жизни совсем не устраивают.
  1. См. также ниже СЕЗОННЫЕ ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
  2. Пальцы рук (кликнуть)

Невыполняемость работы, невозможность справиться с чем-то. Символьные значения каждого пальца руки в тексте статьи.

  • Пальцы ног + «косточка» на ноге (кликнуть)
  • Темы взаимоотношения с матерью и братьями-сестрами.
  • Переломы (кликнуть)
  • Разрешение конфликта низкой самооценки.
  • Печень (кликнуть)
  • Тема голода или нехватки чего-либо.
  • Пигментные пятна (кликнуть)
  • Необходимость защиты, угроза целостности.
  • Пиелонефрит (кликнуть)
  • Темы выживания, территориальные конфликты.
  • Плечо (кликнуть)
  • Какой ценностью я обладаю с моей или чужой точки зрения. Выбивание двери, которая не
  • открывается, плечом.
  • Поджелудочная железа (кликнуть)

Тема непризнания отцом ребенка, лишение имени, наследства. Страдание из-за невозможности получить желаемый «кусок».

  1. Поллиноз (кликнуть)
  2. Сильное раздражение, гнев и его последствия (история одного случая поллиноза).
  3. Почки (кликнуть)
  4. Темы выживания (пиелонефрит, почечная недостаточность), территориальные конфликты (камни), ригидность в убеждениях (гломерулонефрит)
  5. Простатит (кликнуть)

Желание продолжить род. «Кислая» супруга. Желание очиститься от «грязи». Проблемы в домашнем очаге.

  • Простуда (кликнуть)
  • Воздух, которым дышится, окружение, обстоятельства жизни совсем не устраивают.
  1. См. также ниже СЕЗОННЫЕ ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
  2. Прыщи на лице (кликнуть)

Конфликт обесценивания своей внешности. Скрытность, стыд, связанные со вступлением во взрослую жизнь.

  • Руки (кликнуть)
  • Плечо, локоть ключица, запястье, пальцы рук — разные части тела, разные темы.
  • Сезонные простудные заболевания
  • Сочетание стресса от изменений, холода и темы смерти (умирание природы осенью).
  • Синусит (кликнуть)
  • Восстановительная фаза после конфликта непереносимости запахов вокруг и конфликта потери направления.
  • Стопа (кликнуть)
  • Переживания, связанные с матерью и с собственным материнством.
  • Сухость кожи (кликнуть)
  • Невозможность дышать свободно и глубоко
  • Тахикардия (кликнуть)
  • Желание ускориться в жизнедеятельности.
  • Трепетание желудочков (кликнуть)
  • Переживания «разбитого сердца».
  • Тромбофлебит, тромбоз
  • Невыносимая тяжесть; «не могу попасть домой, мама не принимает меня»
  • Туберкулез (кликнуть)

Страх смерти. Невозможность дышать. Туберкулез легких как восстановительная фаза после рака легких.

Хроническая усталость (кликнуть)

Невозможность определить направление, куда двигаться. Кажущаяся неразрешимость навалившихся проблем.

Цистит (кликнуть)

Необходимость пометить свою территорию. Невозможность организовать свою территорию и найти свое место.

  1. Шея (кликнуть)
  2. Сильная неуверенность в своих интеллектуальных способностях, невозможность повернуть голову в ту сторону, куда хочется.
  3. Щитовидная железа (кликнуть)
  4. 1) Тема времени и скорости, 2) Тема несправедливости, 3) Тема защиты.
  5. Эндометриоз (кликнуть)
  6. Мой дом не здесь, а где-то еще, мне нужно найти свой дом»; необходимость в создании уюта себе, своим детям.
  7. Энурез (кликнуть)

Отсутствие контроля над жизнью у матери. Желание заботы. Отсутствие контроля со стороны отца. Нежелание терпеть и ждать.

  • Эпилепсия (кликнуть)
  • Невероятно сильный, «животный» страх с угрозой на своей территории и одновременно невозможность двигаться.
  • Эрозия шейки матки (кликнуть)
  • Женщина считает, что ее не любят, не хотят.
  • Яичники — фолликулярная киста (кликнуть)

Сильное желание иметь детей. Конфликты с мужчиной.

Яичники (кликнуть)

Страдания из-за потери ребенка, животного. Переживания о невозможности быть с любимым мужчиной, невозможности забеременеть. Общение с подлецом.

Желаю всем здоровья и буду рада, если эта статья «Психосоматика Таблица заболеваний (как лечить)» станет для вас путеводителем по такой важной сфере жизни, как здоровье.

ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО КНИГУ «ПСИХОСОМАТИКА ЖЕНСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»

Источник: https://snob.ru/go-to-comment/857735

Факторы, влияющие на психическое здоровье студентов

В статье рассматривается о факторах, влияющих на психическое здоровье студентов. 

Студенты и молодые специалисты тоже подвреженны определѐнным стрессам: экзамены, часто разлука с домом и близкими, социальная неустроенность и адаптация к новым условиям – в возрасте, когда ресурсы личности и оптимизм по поводу здоровья кажутся неисчерпаемыми.

Неумение отдыхать, избавляться от последствий стрессов и незнание базовых техник релаксации – всѐ это подтачивает физические и психические ресурсы человека.

Стремление получить признание и высокий статус в новом коллективе, выделиться или занять достойное положение и само реализоваться в группе студентов ровесников, не должны соседствовать с неразборчивостью средств достижения своей цели и различными формами рискованного поведения. И уберечь молодых людей от этого забота педагога и куратора.

Важно помочь студенту – предупредить появление стресса, снабдить ребят доступными и простыми методиками – снятия напряжения и перенапряжения от повышенных требований и психических нагрузок и перегрузок.

Необходимо помнить, что психическое и физическое здоровье сегодняшнего студента – завтра будет определять успешность деятельности профессионала, его индивидуальный стиль поведения и образ жизни, а также и статус высшей школы – в обществе.

Поэтому, в работе со студентами, важно формировать у них положительные оптимистические установки, и формировать – внутренние механизмы подкрепления деятельности направленной на преодоление возможных трудностей и неудач. Эту роль могут играть – отличное владение специальностью и уверенность в правильности профессионального выбора.

Необходимо научить студентов – бороться с пессимистическими настроениями, что сможет в определѐнной мере уберечь их от психического выгорания (burnout). Это не значит, что нужно ориентировать студентов только на ожидание собственной успешности во всѐм и всегда. Жизнь показывает, что это было бы ошибочно.

Просто необходимо донести до студентов, что:

  • ожидание личной ошибки и наказания за неѐ – не должно быть высоким;
  • мы всегда тем или иным образом – влияем на результаты и степень успешности собственной деятельности;
  • вызывают чувство страха и беспомощности, ведут к пассивности и внутренней неопределѐнности – такие внутри личностные сбои как: потеря контроля над собственной деятельностью и еѐ результатами и потеря позитивной мотивации.

Следовательно, этого и следует стараться избегать. Необходимо учить студентов – всегда стремится найти эффективные стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Испробовать всѐ, что в их силах для достижения цели. В том числе – методики и техники которым они обучаются в профессиональных целях. 

Более того, факторами гарантирующими сохранение психического здоровья выступают:

  • чувство успешности и внутренняя удовлетворенность результатами своей деятельности;
  • высокая личная значимость процесса и результата труда;
  • субъективное значение личностных устремлений, и вера в вероятность достижения поставленных целей;
  • сознательный выбор цели и положительная оценка своих возможностей в их достижении;
  • владение средствами саморегуляции.
Читайте также:  Калининградская область – российский анклав - для студента

Всѐ это – помогает формированию стрессоустойчивости и направляет личность на поиск конструктивных стратегий преодоления стресса. Так как осознание реальности способствует осознанию и реальных«способов ее решения и вытекающих из этого последствий». (Томас).

И наоборот: пораженческие настроения и уверенность в низкой собственной эффективности – могут стать причиной нарушения мыслительных процессов (особенно в ситуациях связанных с повышением нагрузок) и вызывать блокирование памяти в самых неподходящих ситуациях (например, при ответе на экзамене).

При этом – плохую шутку может сыграть и предшествующий провал.

(Селигман назвал это выученной беспомощностью). Когда – ранний негативный опыт (неудачно сданный экзамен, отвержение предложения руки и сердца – любимой девушкой) становится устойчивым убеждением.

А ожидание повторения подобного события приводит к закреплению негативного паттерна в поведении и в сознании одновременно, о чѐм говорил Бандура в теории эффективности собственных действий.

Поскольку, именно оценка эффективности собственных действий влияет на протекание мыслительных, мотивационных и эмоциональных процессов, становясь, тем самым важным регулирующим механизмом преодоления стресса.

В результате чего – установление жесткой связи между содержанием наличной ситуации оценкой эффективности собственных действий в ней становятся определяющим фактором (влияющим исход ситуации и еѐ результат).. Тогда как наличие и стабильность необходимых личных черт – которые должны были бы и играть ведущую роль, становятся ничего не значащим – аргументом.

Сопоставление взглядов Томаса и Бандуры (концепцию оценки эффективности собственных действий с теорией ожиданий), позволяют констатировать, что оба подхода правильны, но следует помнить и о ситуациях – объективно не зависящих от субъекта деятельности и ожиданий.

Кризис гратификации

Кризис гратификации явление, приводящее к резкому росту неудовлетворенности результатами своей деятельности, бессилию и разочарованию, фрустрации и снижению мотивации достижения цели.

Причина возникновения этого явления несоответствие между энергетическим вкладом прилагаемых усилий и полученным результатом. Схематически это выглядит как противоречие между высоким уровнем энергетических затрат и неоправданно малым результатом или «вознаграждением»

В результате таких энергопотерь снижается самочувствие человека, появляются и обостряются психосоматические заболевания. Что проявляется в общем ухудшении самочувствия студента.

Способом, позволяющим избежать подобного разворачивания событий может стать – помощь близких: их забота и внимание, дружеская поддержка, подчѐркивание положительных качеств человека, ободрение и вселение в человека потерпевшего неудачу уверенности и позитивного настроя.

Для студентов это может быть поддержка студенческой группы, ребят по общежитию, педагогов способных организовать внеаудиторное общение и досуг студентов.

Особенно первокурсников, таким образом, чтобы они не чувствовали восприятие студенческой среды как чуждой и враждебной. Свою позитивную роль могут оказать и студенты – студенческой психологической службы вузов, и индивидуальные консультации преподавателей психологии.

Путѐм задействования механизмов идентификации со средой и формированием «чувства когерентности» (Sense of Coherence, SOC – см.

концепцию психического здоровья Антоновского) Путѐм формирования положительной оценки возможных стратегий решения проблемной ситуации, оказания помощи в выработке эффективных стратегий преодоления негативных обстоятельств, и усвоения студентом позитивной жизненной установки.

Стресс в студенческой среде

Педагогическая, психолого – педагогическая деятельность и социальная работа относятся к специальностям зоны возникновения риска психологического выгорания.

Причѐм, первые симптомы этого могут быть обнаружены уже у молодых (с небольшим стажем работы в ДУ, школе, ВУЗе) педагогов.

Следовательно – о вооружении средствами психологической профилактики следует подумать уже в стенах института. Именно там человек должен осознать, что:

  • преподавательская и воспитательная работа – это особый вид деятельности, требующей от человека огромной ответственности, и больших личных энергозатрат;
  • как и в любой другой профессии в психолого педагогической и воспитательной работе встречаются ситуации поражения и неудач, успешность преодоления которых определяется степенью овладения человеком стратегиями преодоления трудностей и наличием внутреннего равновесия; внутренней готовностью – решать проблемы.

Перекладывание ответственности на других, и старательное избегание решения вопросов – неконструктивная стратегия. Способность: мобилизовать свои силы, искать самостоятельные решения, принимать ответственность на себя – это варианты конструктивного поведения, и его следует всячески развивать и поощрять.

Установка на профессиональный успех в деле оказания помощи другим людям и получение внутреннего и профессионального удовлетворения от этого. Является одним из главных эмоциональных критериев оценки эффективности работы педагога и психолога.

Разработан и успешно в психолого – педагогической практике применяется опросник оценки поведения и переживаний в профессиональной среде AVEM. Позволяющий выделить здоровый тип (нем.

gesund — здоровый) психики Тип G характеризующийся: активностью, готовностью решать трудные проблемы, преодолевать ситуации неудач, и контролировать как обстановку вовне так и собственное поведение.

Тип S – объективно подходящий к оценке своей профессиональной деятельности, черпающий психическую устойчивость и равновесие в семье и любимом хобби, не выкладывающим на алтарь педагогической деятельности свою душу.

Иначе от этого пострадает семья – которая будет недополучать душевного тепла педагога, и не хватит времени и сил – на любимое увлечение, что может привести к усталости, неудовлетворѐнности, раздражительности и эмоциональному выгоранию педагога.

Имеющиеся шкалы позволяют выделить группу риска. Сюда включаются педагоги: с низкой устойчивостью к фрустрации и стрессу: с преобладанием негативных эмоций от психической перегрузки, люди неудовлетворенные результатами своей деятельности (потому что им хотелось бы, чтобы всѐ было идеально), нуждающиеся в поддержке.

Это педагоги – стоящие на пороге профессионального выгорания (Тип А, тип риска Л). И группа (по Фридману, Розенману) обладающая синдромом выгорания (Тип В – выгорания, burnout). Это люди с низкой стрессоустойчивостью, ограниченной способностью к конструктивному решению проблем и постоянным чувством сомнений, страха и беспокойства.

и беспредметного страха.

Лазарус, Фолькман и другие психологи рекомендуют – обучая студентов механизму решения трудных ситуаций, просить их последовательно находить ответы на примерно такой ряд вопросов:

Что в этой ситуации является для меня особенно трудным? Что я действительно хочу? и Что мне мешает в достижении моих целей? Что я в состоянии сделать, чтобы облегчить эмоциональную нагрузку? Что я переживаю в трудной ситуации? Как я выхожу обычно из подобных ситуаций? Могут ли быть другие варианты? Какие шаги мне нужно предпринять, чтобы найти верное стратегическое решение по выходу из сложившейся ситуации?

  • Вообще в литературе чаще всего упоминаются следующие копинг стратегии преодоления стрессовых ситуаций: конфронтация, дистанциирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности за решение проблемы, и уклонение от решения трудной ситуации, планирование своих шагов, переоценка значимости возникшей трудности.
  • В этом списке особое место отводится – социальной поддержке, основными элементами которой является: эмоциональная поддержка (взаимопонимание, эмпатия, положительное подкрепление), оказание непосредственной помощи (выполнение работы за кого-либо),
  • опосредованная помощь (совместный анализ проблемы, советы или предоставление необходимой информации); формирование у пациента –чувства личной безопасности, побуждение его к активной деятельности, индивида, отвлечение его от тяжких мыслей и переживаний.

В западных университетах существуют специальные консультационные пункты помогающие им решить психологические проблемы, в наших вузах – студсоветы занимаются организацией студенческой жизни.

Если речь идѐт о педагогах учебных заведений, то там неспособность педагогов оказывать друг другу психологическую поддержку, скорее всего может свидетельствовать об их психологическом выгорании.

Последствия отсутствия социальной поддержки разочарование и фрустрация, чувство отчужденности, собственной неполноценности и вины, резкое снижение самооценки, направленная на себя и окружающих агрессия. По Маслоу, «выгоревший» человек – уже не ожидает поддержки и отказывается от неѐ воспринимая среду как враждебную его проблемам. 

Основной способ профилактики риска профессионального выгорания и предпосылка сохранения психического здоровья педагогов создание благоприятного психологического микроклимата. (Шварцер). Это повышает мотивацию достижений, и способствует формированию эффективных стратегий преодоления стресса.

Смысл социальной поддержки: эмоциональное сопереживание и поддержка в трудных ситуациях, являющиеся важным стабилизирующим фактором психического здоровья.

В противоположность им нездоровая среда: конкуренция, отсутствие доброжелательности, зависть, и межличностные конфликты – показатель психологического нездоровья коллектива, ведущий к личностным психологическим проблемам его членов. (Маттиас Буриш [3])

Многочисленные исследования психической нагрузки и стратегий преодоления стресса, позволили установить существование взаимозависимости между: 1.степенью психической нагрузки, 2.подверженностью психосоматическим заболеваниям и 3.мерой социальной поддержки.

Список литературы

  1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. – М., 2006.
  2. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. – М., 2001. – 352 с.
  3. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности.

    Уч. пособ.– Барнаул, 2005. – 132 с.

  4. И.Б. Бовина Социальная психология здоровья и болезни. М.: Аспект Пресс, 2008.
  5. Психология здоровья: Учебник / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб: Издво СПб ун-та, 2007.
  6. Никифоров Г.С. Психология здоровья.

    – СПб, 2002. Практикум по психологии здоровья. /Под ред.Г.С. Никифорова – СПб. : Питер, 2005. – 351с.

  7. Омарова С.Б. Современные проблемы прикладной психологии: Учебное пособие. – Алматы: ТОО «Типография», 2013.-260с.

Фамилия автора: Омарова С.Б.

Источник: https://articlekz.com/article/20033

Психологическая помощь в неврологии. Глава 3 | Издательство ПИМУ

Важная роль стресса в происхождении многих заболеваний нервной системы, возможность развития тяжелых психологических реакций на саму болезнь и значительное влияние эмоционального состояния больного на ее течение определяют важное место психотерапии в неврологической практике.

3.1. Особенности психотерапи и неврологических больных

Наиболее общими задачами психотерапии больных с неврологической патологией можно считать следующие.

  • Психологическая поддержка больных, переживающих психический стресс. Помощь пациенту в осознании им уровня своего психического напряжения. При тяжелых острых заболеваниях или травмах — помощь больному в постепенном переходе от отрицания к осознанию и принятию факта произошедшего с ним несчастья. Содействие пациенту в уменьшении самообвинений и (при черепно-мозговых и спинальных травмах) в прощении лиц, виновных в случившемся.
  • Помощь больному в переоценке значимости болезни (травмы) и установлении приоритетов среди его текущих проблем. Переключение внимания пациента от прошлого к будущему, от потерь к имеющимся возможностям и перспективам. Повышение мотивации больного к выздоровлению или адаптации к жизни в условиях болезни и к обучению новым способам решения тревожащих его проблем. Помощь в постановке реальных жизненных целей.
  • Обучение пациента способам адаптивного психического реагирования и преодоления стресса. Помощь в решении конкретных текущих проблем. Коррекция отношения к терапии.
  • Повышение самооценки пациента. Помощь больному в восприятии себя не как «инвалида», а как «иного», отличающегося от других, уникального и бесценного.

Безусловно, в каждом индивидуальном случае задачи и объем психотерапевтических воздействий определяются с учетом физического и психологического состояния конкретного пациента и механизмов развития болезни.

Показания к психологической помощи и ее характер могут значительно различаться для разных больных с одинаковой патологией, поскольку существуют различные патогенетические варианты одной и той же нозологической формы, отличающиеся по степени участия психологических и физиологических факторов в ее развитии.

Психологическая поддержка больных, отличающихся незначительным уровнем психической дезадаптации, может оказываться лечащим врачом в ходе его бесед с пациентом. Больные с выраженными проявлениями психической дезадаптации направляются к психотерапевту.

Характер психотерапевтической помощи во многом зависит от того, связано ли снижение адаптационных психических возможностей больного с органическим повреждением головного мозга либо с его преморбидными личностными особенностями, затрудняющими приспособление к новым условиям жизни в ситуации болезни. В процессе лечения больных, отличающихся потенциально обратимыми нарушениями со стороны эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер, акцент делается на расширении диапазона и тренировках способов произвольного личностного реагирования.

Активизация личностных ресурсов пациента в процессе психотерапии осуществляется постепенно. На первых этапах допустимо такое содействие больному в разрешении тревожащих его вопросов, при котором он исполняет пассивную роль.

Этот подход отличает краткосрочную психотерапию неврологических больных от психотерапии соматически здоровых лиц, исходно направленной на активизацию их личностных ресурсов и расширение возможностей самостоятельно решать проблемы.

Целесообразность отведения неврологическим больным пассивной роли в начале курса психотерапии обосновывается тем, что большинству из них присущи более или менее выраженные изменения функционального состояния головного мозга с ухудшением возможностей произвольной регуляции психической деятельности (Loscalzo M., 1996; Lezak M.D., 1995; Rolls E.T., 1996).

Такие нарушения могут быть проявлением как неспецифической дисфункции лобных долей у пациентов с хроническим психическим стрессом, так и специфических нарушений церебральных механизмов целеполагания, планирования и произвольного переключения внимания у больных с очаговыми поражениями фронтальных и глубинных медио-базальных отделов головного мозга.

По мере улучшения самочувствия и снижения уровня психического напряжения больного все больший удельный вес начинают занимать активизирующие методики, способствующие осознанию пациентом своей собственной ответственности за выздоровление и направленные на активизацию его личностных ресурсов. Психотерапевтические воздействия включаются в комплексные программы медицинской реабилитации и осуществляются совместно с медикаментозным лечением, кинезотерапией, физиотерапией, рефлексотерапией.

Работа психотерапевта в неврологическом стационаре имеет свои сложности. Нередка напряженность во взаимоотношениях психотерапевта с лечащими врачами.

В ряде случаев неврологи отрицают важность психотерапии для своих пациентов либо внешне соглашаются с психотерапевтом, но на практике игнорируют его рекомендации. Нередко врач начинает конкурировать с психотерапевтом за влияние на больного.

Неудачи в попытках найти взаимопонимание с лечащими врачами могут поколебать уверенность психотерапевта в себе как в профессионале (Хайгл-Эверс А. и соавт., 2002).

Другого рода трудности в работе психотерапевта в неврологическом стационаре связаны с тем, что многие больные, которым психотерапия необходима, сами к активному участию в подобного рода лечении не стремятся. Кроме того, значительная часть больных имеет поражение головного мозга, затрудняющее проведение психотерапии.

В этой связи особое внимание уделяется критериям отбора пациентов с заболеваниями головного мозга для участия в психотерапии. Основными условиями, предопределяющими высокую вероятность успеха психотерапевтической помощи больным с поражениями нервной системы, считаются следующие (von Cramon D.Y., Matthes-von Cramon G.

, 1992):

  • пациент способен концентрировать внимание в течение как минимум 20 минут;
  • способен к абстрактному мышлению;
  • не имеет грубых расстройств памяти;
  • не имеет зрительно-пространственных расстройств и афазии;
  • осознает суть своей психологической проблемы;
  • мотивирован к психотерапии.

В психотерапии неврологических больных находят применение самые различные приемы, техники и методы, принадлежащие всем ведущим направлениям психотерапии — психодинамическому, гуманистическому, когнитивно-бихевиоральному, при условии соответствия их личности пациента и склонностям врача.

Психодинамическая психотерапия ставит задачей помощь пациенту в осознании своих глубинных личностных конфликтов, уходящих корнями в его прошлое.

Гештальт-терапия направлена на актуализацию текущих переживаний пациента и эмоциональное отреагирование проблем «здесь и сейчас».

Классический когнитивно-поведенческий подход акцентирует внимание на коррекции неадаптивных убеждений и вариантов поведения больного без целенаправленного воздействия на истоки формирования этих способов реагирования.

Одно из направлений психотерапии больных с соматической и неврологической патологией обозначено как «глубинная индивидуальная терапия» (Хайгл-Эверс А. и соавт., 2002).

В основе этого направления лежит представление о психосоматической патологии как результате пересечения «вертикальной оси» истории жизни пациента с «горизонтальной осью» его межличностных и социальных взаимодействий на данный период жизни.

В процессе глубинной индивидуальной терапии больному помогают идентифицировать конфликтные ситуации, во время которых появляются тревожащие его соматические симптомы, осознать характер своих эмоций и поведения в ситуациях подобного рода, а затем проанализировать внутриличностные конфликты, лежащие в основе возникновения таких эмоций, поведения и болезненной симптоматики. Однако в соответствии с данным подходом врач ограничивает регрессию пациента в детство и избегает глубокого анализа его прошлого, фокусируя внимание лишь на конкретной теме.

Источник: https://medread.ru/psihologicheskaya-pomoshh-v-nevrologii-glava-3/

Ссылка на основную публикацию