Основные тенденции в развитии туристской индустрии в России — общие понятия

Вклад туризма в ВВП России – 3,5%, но есть задача увеличить долю как минимум до 6% в среднесрочной перспективе, заявил замминистра экономического развития Сергей Галкин на конференции «Ведомостей» «Туризм в России» в мае. Также к 2035 г. Россия должна войти в топ-10 туристических направлений по рейтингу Всемирной туристской организации ООН (United Nations World Tourism Organization, UNWTO), сказал он.

Пока Россия на 16-м месте в этом рейтинге с 24,6 млн иностранных туристов в 2018 г. То есть, хотя в России прошел чемпионат мира по футболу, ее место в рейтинге не изменилось и турпоток вырос на 0,66% (годом ранее в России побывало 24,4 млн туристов). Это несмотря на то, что каждый 10-й иностранный болельщик в августе – декабре 2018 г.Основные тенденции в развитии туристской индустрии в России - Для студента

вернулся в Россию, использовав безвизовый въезд по паспорту болельщика Fan ID, как подсчитал Сбербанк (всего иностранцы получили 843 000 Fan ID, по данным Минкомсвязи). Правда, стоимость платных услуг, оказанных гостиницами и прочими местами размещения, выросла значительно: на 12,86% до 248,2 млрд руб.

В целом внутренний туристический рынок Минэкономразвития оценивает в $70 млрд, из них около $12 млрд приходится на иностранцев.

Рядом с Россией в рейтинге UNWTO Малайзия (15-е место, 25,8 млн иностранных туристов) и Канада (17-е место, 21,2 млн иностранных туристов). На 10-м месте, куда стремится Россия, – Великобритания с 35,1 млн туристов.

Достичь амбициозных целей, по задумке министерства, должна помочь стратегия развития туризма до 2035 г. Министерство также готовит дорожную карту ее выполнения. Стратегию развития в России до 2035 г. анонсируют 10 июня, обещала вице-премьер Ольга Голодец (цитата по «Интерфаксу»). Туризм – двигатель развития экономики, подчеркнула она.

По дорожной карте на поддержку отрасли в ближайшие шесть лет может быть выделено около 100 млрд руб., рассказывал ранее «Ведомостям» федеральный чиновник.

Минэкономразвития рассматривает разные виды поддержки отрасли, говорил Галкин: это кредиты по сниженной процентной ставке, возможно, специальный налоговый режим по аналогии с ТОРами. Малый и средний бизнес в туризме смогут получать кредиты по ставке 8,5%.

Но, воплощая новую стратегию, «важно не размазать деньги тонким слоем», а сконцентрироваться на приоритетных туристических направлениях, отметил замминистра. Поэтому Минэкономразвития предлагает развивать конкретные точки притяжения.

Пилотные проекты, согласно дорожной карте, должны быть отобраны уже к июлю, а через год будет выбран основной пул проектов.

Предварительный список проектов еще формируется, говорит федеральный чиновник.

Пока формируются группы туристических регионов – например, в проект «Две столицы» помимо Москвы и Санкт-Петербурга войдут Московская, Ленинградская и Новгородская области, Кронштадт, перечисляет он, в проект «Большая Волга и Каспий» – сразу три региона: Волгоградская, Нижегородская и Астраханская области, а в «Балтику» – Калининградская область. Разумеется, включены уникальные территории – Байкал, Алтай, Камчатка. Где-то достаточно снять барьеры и помочь с продвижением, где-то нужны серьезные вложения в инфраструктуру, объясняет чиновник.

Для создания точек притяжения будет запущена специальная структура – Центр развития туризма, знает федеральный чиновник. У центра будет два основных направления – подготовка проектов развития приоритетных туристических территорий, а также маркетинг и продвижение.

Перед тем как развивать проекты, нужно будет провести масштабное исследование спроса, чтобы точно знать, какие объекты где нужны и кто в них приедет, еще до того, как начинать проектировать, рассказывает он.

Работа собственно над проектами – это создание федеральной команды, которая поможет разработать проект, сделает его финансовую модель, поможет с поиском инвесторов и федеральным софинансированием. И продвижение – для кого-то нужно только оно, где-то оно понадобится только по завершении проекта, продолжает чиновник.

Калининградская область станет вторым регионом России, въезд в который будет разрешен по упрощенной схеме: с 1 июля иностранцы смогут въезжать в область по электронным визам (позволяют получать разрешение на въезд удаленно, без визита в консульство).

Они будут действовать в течение 30 дней с момента оформления и позволят пребывать в регионе до восьми дней. Первым регионом, где действуют электронные визы, стал Дальний Восток: с августа 2017 г. там начали выдавать бесплатные электронные визы для граждан почти 20 стран.

Виза позволяет туристам находиться в России до восьми дней и путешествовать по Приморскому краю, Камчатке и Сахалину.

В дорожной карте запланировано расширение применения электронных виз. Министр экономического развития Максим Орешкин вместе с руководителями регионов попросил президента России ввести механизм электронных виз в Москве и Санкт-Петербурге в качестве пилота.

В Центр развития туризма планируется преобразовать одно из подведомственных учреждений Федерального агентства по туризму (Ростуризм), знает чиновник Ростуризма. У самого Ростуризма в новой схеме будет роль центра компетенций по отраслевой повестке и точки входа для региональных проектов и общественных инициатив, говорит он.

Сейчас качество проектов в регионах оставляет желать лучшего, хотя, безусловно, есть и хорошие проекты и команды, но не везде, поясняет федеральный чиновник, и это замкнутый круг: нет проектов – нет инвестиций.

Поэтому отбор и проработка проектов должны проходить при поддержке рыночных экспертов в разных областях, только тогда можно упаковать хороший окупаемый проект, а не зарывать госинвестиции в землю, заключает он, и федеральный центр готов выделять финансирование на такую упаковку.

Многие региональные команды, к сожалению, пока не умеют работать с инвесторами, согласен председатель Ассоциации отельеров Крыма и гендиректор Mriya Resort & Spa Грант Бабасян.

Поскольку у них нет компетенций, то инвестору приходится все делать самому: искать площадку, договариваться о строительстве, получать разрешительную документацию. А хорошо бы, чтобы был алгоритм, как работать с инвестором, и чтобы, когда появится компания, готовая вложить 100 млн руб.

в туристическую отрасль, за ней закрепляли менеджера от государства, который решал бы ее проблемы, считает Бабасян. Сейчас хорошо только тем инвесторам, которые кого-то знают во власти.

Важность туризма понимают многие регионы, говорит вице-президент агентства Moody’s Семен Исаков.

В условиях небольших инвестиций в промышленный сектор надеяться на быстрый рост региональных экономик не приходится, ведь, даже если приступить к реализации огромных инвестиционных проектов прямо сейчас, эффект будет в лучшем случае через 3–5 лет, замечает Исаков.

И в таких условиях при эффективных инвестициях в туристический сектор увеличения потока и небольшого эффекта для экономического роста можно ожидать достаточно быстро, считает он. Но далеко не все из тех регионов, которые это понимают, что-то активно делают, констатирует Исаков.

В некоторых власти даже хотят помогать инвестору, но не знают, как это делать, объясняет Бабасян. В регионах дефицит компетентных кадров – как в индустрии, так и в органах власти, добавляет он.

Главной точкой роста станет развитие внутреннего регионального туризма, уверен Бабасян. Платежеспособные туристы, повидавшие мир, теперь готовы остаться в России. Поэтому в стратегии должно быть заложено развитие уровня именно межрегионального туризма, говорит он.

Опрошенные «Ведомостями» регионы признают, что поддержка федерального Центра развития туризма пришлась бы кстати. В Калининградской области есть несколько крупных проектов, передал через представителя министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак.

Это проект водных маршрутов Е-70, «Музейный квартал», «Русская Балтика», который связан с освоением всего побережья. Их оценка командой проектного офиса позволила бы более точно просчитать эффективность.

Проектный офис был бы хорошей институциональной поддержкой, потому что экспертиза региональных проектов очень важна, объясняет он.

Владивостоку очень нужна поддержка в создании туристических объектов, ответил «Ведомостям» представитель администрации города, нередко нужен взгляд со стороны, из столичного или даже зарубежного проектного офиса, «лишь бы такой взгляд был грамотным, гармоничным, учитывающим местные условия и согласованным с местным сообществом».

У Приморского края есть запрос на такой центр, передал через представителя директор департамента туризма Приморского края Константин Шестаков: «У нас есть целый ряд успешных кейсов по привлечению иностранных инвесторов, и в этом наш уровень компетенций достаточно высок, но когда мы говорим о привлечении федерального финансирования, безусловно, методологическая поддержка была бы важна».

Но важно и само финансирование из федерального бюджета, признают регионы. Оно даже важнее, потому что это тот завершающий этап, без которого задуманные проекты в принципе не получатся, говорит Ермаков.

Эти пункты должны идти друг за другом: сначала компетенция, которая влечет за собой помощь в поиске финансирования, заключает он.

Финансирование нужнее, согласен представитель администрации Владивостока, «если есть средства, мы на местах сможем найти компетентных специалистов» для разработки концепции того или иного объекта, проектировщиков (даже в других регионах) и исполнителей.

Нужна помощь в финансировании строительства обеспечивающей инфраструктуры, признает представитель министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края.

Это даст возможность для инвестиционного развития курортных территорий и создания уже за счет частных капиталовложений новых предприятий санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края. У Приморского края тоже в первую очередь запрос на софинансирование создания транспортной и инженерной инфраструктуры крупных инвестиционных проектов, «поскольку это ложится тяжелым бременем на привлекаемых нами инвесторов», такие расходы непонятны иностранным партнерам, «поэтому мы хотели бы переложить это на бюджет, в том числе федеральный».

Самый главный туристический объект, которому нужны средства и проекты для развития во Владивостоке, – Владивостокская крепость, второй – парк Минного городка. «Есть и другие предложения», – отмечает представитель городской администрации.

Краснодарский край уже предлагает пакет проработанных инвестиционных проектов, заявил представитель министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края.

В Единую систему инвестиционных предложений включено 29 инвестпроектов санаторно-курортной и туристической отрасли на общую сумму более 30,4 млрд руб. А также 20 земельных участков для строительства, уточнил он.

Отрадно видеть, что правительство начинает смотреть на туризм как на возможный драйвер роста российской экономики или драйвер роста определенных регионов, – это новый подход к индустрии, комментирует партнер Deloitte Артем Васютин. Привлекая туристов, регион экспортирует свои услуги, привлекает больше денег, создает рабочие места – и хорошо, что теперь эти выгоды все понимают.

При адресной поддержке отдельных проектов все равно нужен системный подход – если это туристическая база на Байкале, то в проекте должен быть и причал с судами, ресторан, экскурсии, объясняет партнер EY Ольга Архангельская.

Нужно, чтобы проекты дополняли друг друга и давали развитие авиаперевозкам, турагентствам, гостиницам, ресторанам и малому бизнесу с сувенирной продукцией.

Иначе от точечных проектов и эффект будет точечным, предостерегает Архангельская.

Эффект от развития уже имеющихся точек притяжения сомнителен, считает Архангельская: это как искать, где светлее, а не там, где потеряли. Важно сначала оценить состояние всех регионов и посмотреть, где есть потенциал, но пока нет турпотока или где намечается спрос, но не хватает доминанты, чтобы связать между собой имеющиеся объекты, советует она.

Государство сможет поддержать через проектные офисы небольшие проекты, в основном в сфере малого и среднего предпринимательства, но это не скажется на состоянии туризма в целом, опасается Васютин. А у крупных проектов обычно есть ресурсы для развития.

Читайте также:  Структура вида: понятие о популяции и подвиде

Сильное государственное участие в индустрии – это не выход, она должна регулироваться прежде всего бизнесом, убежден Васютин.

Если есть платежеспособный спрос, бизнес сам придет в отрасль, а от государства может потребоваться только точечная федеральная и региональная поддержка, например создание инфраструктуры – дорог, аэропортов, – снижение визовых барьеров. Вот это круг обязанностей государства, где оно может эффективно помочь, говорит Васютин.

Основные тенденции в развитии туристской индустрии в России - Для студента

Конечно, поддержка государства – это временная мера, но она стимулирует развитие, поднимет общий уровень, и тогда уже заработают рыночные механизмы, говорит Бабасян.

На Северном Кавказе бизнес уже создал Центр развития регионального туризма в Пятигорске – это центр компетенций, занимающийся подготовкой кадров, разработкой стратегий, подготовкой мастер-планов, работой с инвесторами, там же площадка диалога государства и индустрии гостеприимства, на ней все игроки отрасли могут собраться на стратегическую сессию и сделать новые продукты.

Это показывает, что такие инструменты нужны, пока проект поддержало полпредство, но организаторы рассчитывают и на поддержку Минэкономразвития или Ростуризма, рассказал Бабасян. Ведь такие центры должны быть во всех федеральных округах.

Минэкономразвития прекрасно понимает, что развитием индустрии гостеприимства должен заниматься сам рынок, отвечает федеральный чиновник.

Но проблема в том, что в этом сегменте рынок не сформировался – никогда не было устойчивого заказа на сборку подобного рода масштабных комплексных туристических проектов, поэтому задача государства – подключиться и создать спрос, Центр развития туризма создает спрос на кадры, на качественные проекты, объясняет он.

И это будет спрос на включение людей разного профиля – экспертов в туристической индустрии, маркетологов, архитекторов, урбанистов, экологов, финансистов и проч. – в мультифункциональные команды. Потом эти команды смогут уйти в коммерческий сектор, создать конкурента Центру, говорит чиновник.

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/06/06/803507-rossii-turizm

Основные тенденции развития индустрии гостеприимства в россии

Главная  цель  любого  предприятия  гостиничного  бизнеса  —  победа  в  конкурентной  борьбе.  В  условиях  перенасыщенности  рынка  аналогичными  услугами  уже  не  достаточно  просто  предоставлять  качественные  услуги  по  более  низкой  цене,  чем  у  конкурента.

Предприятию  необходимо  разработать  целый  ряд  услуг,  которые  позволяют  обслужить  клиента  наиболее  полным  образом.  В  результате  побеждает  та  организация,  которой  удалось  успешнее  удовлетворить  запросы  потребителей.

Компании,  участвующие  в  конкурентной  борьбе,  не  только  обеспечивают  удовлетворение  собственных  интересов,  но  так  же  учитывают  и  общественные  интересы.

  В  гостиничном  секторе  это  реализуется  в  том,  что  внедряются  современные  методы  управления  персоналом,  новые  технологии  организации  услуг  по  обслуживанию  клиентов  и  др.

Россия  —  самая  большая  страна  в  мире,  которая  протянулась  на  девять  часовых  поясов  от  Калининграда  до  Владивостока;  в  ней  температура  колеблется  от  -70  до  +45.  К  тому  же,  Россия  —  это  многонациональное  и  многоконфессиональное  государство,  где  Европа  действительно  встречается  с  Азией.

Природные  чудеса  здесь  можно  найти  везде:  гейзеры  на  Камчатке,  озеро  Байкал,  Алтай,  живописные  долины  Волги  и  Золотое  кольцо  заснеженные  горы  Кавказа,  сибирская  тайга  и  многое  другое.

Россия  сочетает  в  себе  искусство,  архитектуру,  самобытность  народов  и,  бесспорно,  является  интереснейшим  местом  для  туризма.

По  причине  утраты  рекреационных  зон,  расположенных  на  территории  бывшего  советского  союза,  регионы  России,  располагающие  значительным  рекреационным  потенциалом,  получили  большие  возможности  для  развития  своей  экономики  за  счет  усовершенствования  имеющейся  санаторно-курортной  базы  и  гостиничных  комплексов,  а  так  же  строительства  гостиничных  комплексов,  позволяющих  увеличить  эффективность  и  других  экономических  отраслей.  Вместе  с  этим  следует  отметить  неразвитость  гостиничного  бизнеса  в  России,  разрушение  имеющейся  инфраструктуры,  отсутствие  необходимого  финансирования,  характеризующие  неразвитость  системы  гостиничной  индустрии.  Для  решения  всех  этих  проблем  необходим  поиск  эффективных  методов  развития  и  восстановления  предприятий  гостеприимства  [1].

В  последнее  время  сфера  туризма  стала  привлекательным  способом  вложения  средств  для  большого  количества  инвесторов.  Многие  профессионалы  этой  среды  утверждают,  что  существуют  центральные  потребности  гостей,  которые  обязательно  должны  быть  удовлетворены:  наличие  достопримечательностей  и  музеев,  ресторанов  и  жилья.

В  случае,  если  какая-либо  из  них  остается  неудовлетворенной,  это  тут  же  отражается  на  желании  гостей  приехать  еще  раз.  Количество  туристов,  приезжающих  в  Россию,  в  последнее  время  неуклонно  снижается.

Возможно,  проблема  заключается  в  низком  уровне  гостиничной  инфраструктуры,  учитывая,  что  в  стране,  действительно,  есть,  что  посмотреть.

  Сегодня  предприятиям  гостеприимства  нужно  творчески  подходить  к  выполнению  своей  работы  и  постоянно  вводить  новые  методики  для  того,  чтобы  привлечь  потенциальных  гостей  и  сохранить  постоянных  клиентов.

Основным  фактором,  предопределяющим  прогрессивное  развитие  гостиничного  бизнеса,  является  местоположение  региона;  чтобы  основать  отель  необходимо  тщательного  выбрать  место,  просчитать  стратегию,  составить  надежный  бизнес-план,  иметь  доступ  к  серьезным  финансовым  ресурсам  и  иметь  желание  качественно  обслуживать  клиентов.

По  причине  того,  что  индустрия  гостеприимства  способна  обеспечить  стабильный  доход  в  федеральный  бюджет,  число  гостиниц  и  аналогичных  средств  размещения  в  России  растет  с  каждым  годом.  В  результате  чего  существует  жесткая  конкуренция  и  руководители  вынуждены  прибегать  к  необычным  маркетинговым  ходам.

В  гостиничном  бизнесе  в  России  пока  лидируют  Москва,  Санкт-Петербург,  Сочи,  Екатеринбург,  Ростов-на-Дону,  Казань,  Волгоград,  Нижний  Новгород,  Калининград,  Самара,  Краснодар,  Ярославль  и  Новосибирск.  Одним  из  основных  стимулов  для  развития  гостиничного  бизнеса  в  некоторых  странах  стала  организация  крупных  спортивных  мероприятий.

  Так  зимние  Олимпийские  игры  2014  года  в  Сочи  и  развитие  города  как  горного  климатического  курорта  привлекло  и  привлекает  по  сей  день  многих  международных  гостиничных  операторов.  Номерной  фонд  гостиниц  города  Сочи,  за  счет  проведения  Зимних  Олимпийских  игр  увеличился  в  2,5  раза  и  составил  40  тыс.  номеров.

За  последние  2  года  более  30  предприятий  санаторно-курортного  комплекса  провели  капитальный  ремонт  и  модернизацию  инфраструктуры,  было  построено  35  новых  объектов  гостиничного  типа.

Всего  за  годы  реализации  программы  по  развитию  туристического  комплекса  города  Сочи  общий  объем  услуг,  предоставляемых  санаторно-курортными  организациями,  увеличился  с  13,7  до  16  млрд.  руб.  [4].

Победа  России  в  борьбе  за  право  проведения  Чемпионата  мира  по  футболу  в  2018  году  также  является  великолепной  возможностью  для  строительства  качественных  гостиниц  в  соответствующих  регионах.  После  того,  как  Министерство  спорта,  туризма  и  молодежной  политики  издало  приказ  №  35  от  25  января  2011  г.  «Об  утверждении  порядка  классификации  объектов  туристской  индустрии,  включающих  гостиницы  и  иные  средства  размещения,  горнолыжные  трассы,  пляжи»,  владельцы  гостиниц  заинтересованы  классифицировать  свои  предприятия  по  определенным  категориям.  От  отеля  в  наши  дни  при  проведении  крупномасштабных  спортивных  событий  требуется  не  только  предоставление  места  под  проживание,  а  множество  сервисов.  Массаж,  питание,  трансферы,  кейтеринг  —  спортсменам,  разнообразные  дополнительные  услуги  —  туристам  и  болельщикам,  которых  порой  только  так  и  можно  «зацепить»  [2].

Многие  международные  гостиничные  сети  и  группы  действуют  в  настоящее  время  на  российском  рынке  либо  самостоятельно,  либо  через  франчайзинговые  структуры  (например,  Marriott  International  Inc,  Accor,  Tulip  Hospitality  Group,  Carlson  Hospitality  Worldwide,  Fairmont  Raffles  Hotels  International,  Kempinski  Hotels,  InterContinental  Hotel,  Hilton,  Hyatt  Corporation,  Group,  Rezidor  Hotel  Group,  и  т.  д.)

Развивая  национальный  рынок  гостиничного  бизнеса,  необходимо  рассматривать  перспективы  его  развития  на  международном  уровне.

Предприятие,  предоставляющее  гостиничные  услуги,  имея  незначительное  превосходство  у  себя  на  родине  в  оказании  услуг  над  местными  организациями,  в  другой  стране  при  правильном  подходе  может  достигать  сверхприбыли.

Для  этого  нужно  создать  такие  преимущества,  которые  будут  выделять  среди  конкурентов  данную  гостиницу,  либо  за  счет  качества  предлагаемых  услуг,  либо  в  ценовой  политике,  либо  в  том  и  другом,  учитывая  при  этом  соотношение  «цена-качество».

Еще  один  интересный  вопрос  —  нужен  ли  отелю  известный  сетевой  бренд?  Это  зависит  от  того,  как  отель  позиционирует  себя  на  рынке  и  где  он  находится.  Бренд  упрощает  выход  компании  на  рынок.  «Если  отель  сетевой,  ты  везде  стоишь  первым  номером.

Администрация,  в  первую  очередь,  обращается  к  тебе.  Иностранцы  живут  только  у  тебя.  То,  что  дает  сетевой  отель,  это  понимание  безопасности,  страховка,  набор  сервисов  и  гарантия  его  качества.

Брендовый  оператор  экономит  отелю  средства  на  маркетинг»,  —  считает  г-н  Ивашкевич  (заместитель  директора  по  развитию  компании  CBRE  Станислав  Ивашкевич)

С  ним  согласен  г-н  Коробкин  (директор  по  развитию  в  России,  СНГ  и  Грузии  корпорации  IHG  Алексей  Коробкин).

«Бренд  дает  отелю  узнаваемость,  стандарты,  гарантию  качества  продукта  и  сервиса,  ежедневное  управление,  лояльных  постояльцев,  дополнительный  поток  гостей.  Треть  загрузки  может  приходить  только  за  счет  бренда.

  Это  надстройка,  которая  позволяет  оптимизировать  бизнес.  Но  нужно  выбрать  бренд,  популярный  в  вашем  регионе»,  —  добавляет  он.

Выбор  бренда,  по  мнению  представителя  IHG,  зависит  от  множества  факторов.  Например,  от  экономической  эффективности  региона:  насколько  он  нуждается  в  гостиницах.  Состояния  местного  гостиничного  рынка:  если  рынок  переполнен,  бренд  не  спасет.

Местонахождение  отеля:  пляжным  отелям  важен  не  бренд,  а  расположение.  Если  же  речь  идет  о  бизнес-отелях,  где  90  %  потоков  приходит  от  корпоративных  клиентов,  бренд  важен.  «Гостиница  без  бренда  на  Тверской  будет  зарабатывать  деньги.

Но  гостиница  с  брендом  на  Тверской  принесет  более  эффективные  потоки»,  —  подчеркивает  Алексей  Коробкин  [6].

И  так,  важнейшие  проблемы  гостиничного  бизнеса  в  России:  Во-первых,  отсутствие  звездной  классификации  у  большинства  отечественных  отелей.  Во-вторых,  высокая  стоимость  гостиничных  номеров  при  низком  уровне  обслуживания  клиентов.  В-третьих,  трудности  получения  въездных  виз  в  Россию.

В-четвертых,  большинство  гостиничных  сетей  и  групп  сосредоточены  в  крупных  городах  страны,  таких  как  Москва  и  Санкт-Петербург;  остальные  регионы  бездействуют  в  отношении  привлечения  инвесторов.  В-пятых,  наличие  проблем  терроризма  и  расизма,  небезопасности  пребывания  в  стране,  отпугивающих  потенциальных  туристов.

И,  наконец,  дорогостоящие  передвижения  по  стране  и  устаревшая  транспортная  инфраструктура.

Однако,  по  мнению  экспертов,  Россию  наряду  с  Китаем,  Индией  и  Бразилией  в  течение  нескольких  ближайших  лет  будет  подстегивать  рост  мирового  гостиничного  бизнеса.

  При  последовательном  развитии  национальной  экономики  и  значительном  росте  среднего  класса  в  России  в  ближайшее  десятилетие  будет  происходить  увеличение  количества  деловых  и  туристических  поездок.  По  оценке  ЮНВТО,  к  2020  году  Россия  войдёт  в  десятку  стран-лидеров  по  приему  туристов.

Её  доля  на  рынке  туристических  услуг  составит  3  %  (47,1  млн.  человек).  На  первом  месте  окажется  Китай  (8,7  %),  на  втором  —  США  (6,5  %),  а  на  третьем  —  Франция  (5,9  %).  Однако  именно  в  России  туризм  будет  развиваться  наиболее  быстрыми  темпами.

К  2020  году  количество  въезжающих  в  нашу  страну  будет  в  1,54  раза  больше,  чем  выезжающих,  а  среднегодовое  увеличение  количества  туристов  составит  6,7  %.  Больше  всего  туристов  будет  принимать  Москва:  в  2020  году  как  минимум  9  миллионов  человек  [3].

По  результатам  исследования  Trip  Barometer,  в  2015  году  отельеры  намереваются  вкладывать  на  60  процентов  больше  средств  в  развитие  онлайн-коммуникации  с  клиентами,  чем  в  прошлом  году.

  Эта  тенденция  говорит  о  том,  что  владельцы  гостиниц  все  больше  понимают  важность  грамотного  сотрудничества  с  пользователями  всемирной  сети  и  налаживания  с  ними  обратной  связи  —  ведь  практика  доказывает,  что  между  улучшением  коммуникации  и  ростом  прибыли  имеется  прямая  связь.

Помимо  повышения  имиджа  отеля  в  интернете,  отельеры  планируют  увеличить  средства  для  модернизации  и  курсов  повышения  квалификации  персонала.  По  мнению  исследователей,  это  является  хорошим  решением,  так  как  именно  устаревший  сервис  и  номера,  не  соответствующие  современным  требованиям,  получают  больше  плохих  отзывов.

Читайте также:  Астероид, погубивший динозавров, вызвал массовое глобальное потепление

Также  исследование  Trip  Barometer  выяснило  и  прогнозы  отельеров  на  2015  год.  Порядка  73  процентов  отельеров  выражают  оптимизм  касательно  доходов  за  этот  год.  По  мнению  специалистов,  рост  этого  показателя  на  3  процента  в  сравнении  с  прошлым  годом  связан  с  пониманием,  что  имидж  компании  и  ее  доход  неразрывно  связаны  между  собой  [5].

Говоря  об  эффективности  работы  гостиничных  сервисов,  нельзя  оставить  без  внимания  гигантскую  конкуренцию,  назревшую  со  стороны  так  называемой  «Share  economy»  или  гигономики,  речь  идет  о  специализированных  онлайн-площадках.

  Наиболее  известное  воплощение  этой  тенденции  —  сервис  Airbnb,  однако  за  последние  четыре  года  возникло  как  минимум  100  компаний,  которые  предлагают  собственникам  извлекать  небольшой  доход  из  самого  разнообразного  имущества  без  необходимости  нести  какие-то  дополнительные  расходы.

По  оценкам  Forbes,  оборот  «share  economy»  в  текущем  году  превысит  $  3,5  млрд,  а  деньги  непосредственно  перетекут  из  кармана  в  карман.  Это  на  25  %  больше,  чем  годом  раньше,  и  с  таким  приростом  это  уже  не  побочный  приработок,  а  экономический  тренд  разрушительной  силы.

В  прошлом  году  Airbnb  заказала  исследование  влияния  своего  бизнеса  на  город  Сан-Франциско  и  обнаружила  «ошеломительный  эффект».

Поскольку  предложения  Airbnb  оказались  дешевле,  чем  у  отелей,  приезжие  жили  в  арендованном  жилье  дольше  и,  соответственно,  оставляли  в  городе  больше  денег,  в  среднем  $  1100,  тогда  как  туристы,  остановившиеся  в  отеле,  —  $  840.  А  14  %  респондентов  сказали,  что  вообще  не  приехали  бы  в  Сан-Франциско,  если  бы  не  Airbnb.

Экономисты  еще  не  решили,  как  оценить  «sharing  economy».  Они  стоят  перед  вопросом:  создается  ли  в  результате  новая  стоимость  или  просто  новые  сервисы  замещают  существующий  уже  бизнес.

Тем  не  менее,  современному  сектору  гостиничного  бизнеса  теперь  необходимо  учитывать  и  этот  важнейший  фактор  влияния  на  реальных  и  потенциальных  туристических  гостей.

Источник: https://sibac.info/conf/econom/xlix/41960

Тенденции развития туризма и туристического бизнеса

Одной из особенностей развития современного туризма является неравномерное распределение международных туристических потоков в разных регионах и странах. При этом 20-30% общего количества лиц, путешествующих за границу, составляют массовые или групповые туристы, а остальным 70-80% — индивидуальные туристы, которые путешествуют преимущественно в ближние страны.

В последние годы наблюдаются изменения в пользу массового туризма, что является следствием влияния следующих факторов:
— Увеличение свободного времени;
— Снижение цен на авиаперевозки;
— Увеличение количества чартерных рейсов для удобства туристов, путешествующих группами;
— Рост заинтересованности туроператоров массовым туризмом как бизнесом, что дает значительные прибыли;
— Поиск новых экономически выгодных направлений;
— Увеличение количества рабочих мест в массовом туризме;

— Увеличение количества туристов, путешествующих автобусами благодаря низкой цене турпакета.

  • В тенденциях развития массового туризма можно отметить следующее: индивидуальный туризм (туристы, путешествующие самостоятельно с туристическими целями) растет медленнее, чем массовый туризм.
  • Хотя туристы, которые планируют свои отпуска индивидуально, имеют некоторые преимущества, однако реализовать такие путешествия на дальние расстояния достаточно сложно, высока стоимость индивидуальных программ.

Ростут объемы путешествий с рекреационной целью сравнению с объемом делового туризма. Например, если в 70-е годы XX века.

на рынке международного туризма преобладал деловой сегмент, то теперь соотношение изменилось в пользу рекреационного туризма: 60% туристов путешествуют с целью отдыха и только 40% — с деловой.

Прогнозируется, что туризм будет развиваться за счет роста количества тех, кто путешествует с рекреационной целью, хотя деловой туризм будет иметь важное значение для мирового туризма в целом.

Во всех экономически развитых странах работники получают оплачиваемые отпуска, увеличивается также их продолжительность. Например, в Японии работники многих категорий имеют 7 недель отпуска в год, что дает возможность совершать длительные путешествия.

Продолжительность пребывания также увеличивается за счет туристов пожилого возраста, пенсионеров, особенно тех стран, в которых пенсии являются достаточными для того, чтобы осуществлять заграничные путешествия. Старшая возрастная группа представляет особый интерес для туроператоров, ведь эти люди имеют больше свободного времени, в них взрослые дети.

Одновременно в мировом туризме наблюдается рост краткосрочных поездок на выходные дни или на две-три ночевки. им отдают предпочтение молодые туристы, которые пытаются совершить путешествие на несколько дней, не допуская длительных перерывов в работе.

Растут и требования клиентов к сервису. Это проявляется в том, что туристы все чаще путешествуют, узнают современный сервис и требуют большего комфорта.

Наблюдается повышение мобильности населения. У многих есть собственные автомобили, на которых они спокойно отправляются в путешествие. Увеличиваются расходы туристов во время путешествий.

Сейчас пользуются популярностью нетрадиционные средства размещения: горные шале, охотничьи домики, бунгало и др..
Туроператоры испытывают сильную конкуренцию со стороны авиакомпаний, которые начали продавать собственные туры, комбинируя авиабилет с услугами прямых поставщиков туруслуг (гостиниц, экскурсионных бюро и др.)..

Низкие авиатарифы для собственных туров позволяют авиакомпаниям предлагать туры по выгодным ценам. Это может несколько ослабить позиции туроператоров на рынке и сократить долю их продаж.

Позиция туроператоров также может ослабнуть в связи с тем, что потребительские потребности меняются в сторону большей независимости и индивидуальных путешествий в отличие от групповых массовых туров.

Возросло значение психологических факторов. Для успешной работы в туристическом бизнесе необходимо научиться достигать эмоционального контакта с клиентами. В индустрии гостеприимства требуют доброжелательных сотрудников. Дружелюбие — основа профессионализма в турбизнесе.

Если человек боится летать, то она не сможет работать в авиации. Если человек не обладает естественной доброжелательностью, тогда ей нельзя работать в индустрии гостеприимства.
Туристический продукт становится все более требовательным. Создаются новые гастрономические концепции.

Много внимания уделяется мелочам и на то, что не имеет прямого отношения к средствам размещения или экскурсий.

Люди тяжело работают круглый год, поэтому во время отпуска не хотят себя ограничивать. Меняется архитектура отелей, улучшается комфорт и сервис. Создаются обустроены парковые зоны.

У каждой фирмы, города, местности и даже страны есть свой имидж, репутация. Например, Италия — страна спагетти, Финляндия — родина Деда Мороза, Париж — город любви. Создание имиджа — это длинный последовательный процесс. Кто купит отель с плохой репутацией? Для успешной работы нужен хороший имидж страны, города, гостиницы и постоянная работа для его поддержания.

В конце XX в. возникли существенные изменения на рынке международного туризма, появились новые модные туристические регионы и в связи с этим усилилась конкуренция.

К таким новым туристических регионов относятся стране Юго-Восточной Азии: Вьетнам, Камбоджа, Лаос, а также некоторые бывшие республики Советского Союза, в Латинской Америке — Чили; в Африке — ЮАР. Популярным местом отдыха становится Вьетнам, где осуществляют ся серьезные инвестиции в сферу въездного туризма.

Даже Япония, которая когда-то считалась страной, генерирующей туристические потоки, начинает привлекать к себе все больше внимания, и туристический поток сейчас направляется н только из Японии, но и в Японию.
Некоторые туристические регионы предлагают достаточно высокий стандарт сервиса.

Руководство многих стран принимает серьезное участие в программах развития туризма, делаются серьезные капиталовложения для создания парки развлечений, новых аттракционов и модных достопримечательностей.

В начале XXI в.

перед мировым туристической индустрией остро стоит проблема сохранения и развития рекреационных ресурсов, которые являются бесценным даром природы, к которым нужно бережно относиться, чтобы и в третьем тысячелетии человечество могло наслаждаться этим даром. Для максимального использования рекреационных ресурсов необходимо достигать соотношения между повышенным спросом на эти ресурсы и созданием наиболее благоприятных условий их применения.

Для человека привлекательны природный ландшафт, чистая река или водоем, воздух, лес. Поэтому в наиболее привлекательных местах увеличивается количество гостиниц, домов отдыха и других сооружений, в определенной степени негативно влияет на естественный ландшафт.

Всемирная организация туризма и Комиссия ООН по окружающей среде в общей Декларации от 1 июля 1982 подчеркнули необходимость создания равновесия между туризмом и возможностями окружающей среды.
Причиной разрушения окружающей среды бельгийского побережья Ла-Манша рядом Остенда стало строительство большого количества отелей вдоль берега протяженностью 62 км.

Одним из самых популярных мест отдыха являются Гавайские острова, обладающих уникальными природно-климатическими ресурсами.

Географическое положение группы Гавайских островов вблизи экватора в Тихом океане обеспечивает теплую погоду круглогодично.

Прекрасные пляжи, тропическая растительность, культура и обычаи местного населения, традиционное гостеприимство способствуют постоянному притоку иностранных туристов.

Для гавайского населения (около 1 млн человек) туризм — важный источник занятости и доходов. У1999 г. Гавайские острова посетили 7 млн ​​туристов. Туризм стал источником трети всех доходов местного бюджета и обеспечил ЗО% занятости местного населения.

Однако, несмотря на все преимущества, туризм создает немало проблем для гавайцев. В связи с наплывом туристов местные жители испытывают острую нехватку питьевой воды. Развитие экотуризма, посещение туристами уникальных природных мест стало причиной вымирания редких видов птиц и животных.

В местах массового скопления туристов местные администрации должны регулировать туристические потоки. Прием туристов характеризуется их концентрацию на 1000 жителей или на единицу площади конкретной территории.

Если концентрация туризма превышает допустимые нормы,, тогда это пагубно влияет на окружающую среду и возникает разрушение той нетронутой природы, ради которой туристы и приезжают.

Житель современного большого города мечтает о чистой реке, воздух, но чем больше людей приезжает в еще сохранившиеся оазисы экологической чистоты, тем больше опасность разрушения для этой местности, в которой природно-климатические ресурсы являются основой ее экономического развития.

Процесс глобализации туристических услуг приводит к серьезному увеличению объемов информации, которую необходимо собирать, обновлять, структурировать и пересылать.

Использование всемирной компьютерной сети Интернет предоставляет возможность иметь глобальный доступ к турпродукта.

Всемирной организацией туризма разработаны принципы развития устойчивого туризма (туризм рассчитан на длительное использование), которые должны обеспечивать равновесие между интересами экономики и охраной окружающей среды, дальнейшее развитие туристического обмена том международной торговли, защиту общественных и культурных ценностей, приоритетное развитие энергосберегающих технологий.

Источник: http://tourfaq.net/travel-business/tendencii-razvitiya-turizma-i-turisticheskogo-biznesa/

Основные факторы развития туристской индустрии

Туризм как массовое социальное явление стал складываться лишь после Второй мировой войны, хотя корни туризма уходят в глубокое прошлое. В истории развития туризма различают четыре этапа.

  • Первый этап – от древности до начала XIX века.
  • Второй этап – от начала XIX века до начала XX века.
  • Третий этап – от начала XX века до Второй мировой войны.
  • Четвертый этап – после Второй мировой войны до наших дней.

В основу данной периодизации положены технико-экономические и социальные предпосылки, а также целевые функции туризма на разных этапах развития. Первый этап развития туризма называют предысторией туризма.

Начало этого этапа относится к античному периоду (Древняя Греция и Рим), когда основными мотивами путешествий были торговля, паломничество, лечение, образование. В этот период зародились спортивные поездки.

Например, участники и зрители Олимпийских игр добирались до места соревнований из самых удаленных уголков Греции.

Позже, в Средние века, стимулом к путешествиям становится религиозный фактор – поклонение святыням христианства и мусульманства. Эпоха Возрождения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер путешествий.

Читайте также:  Природные ресурсы – основа хозяйства Центрально-Черноземного экономического района

В эпоху Просвещения путешествия носили образовательную направленность.

Например, молодые дворяне отправлялись в своеобразный «гран-тур» по Европе для того чтобы получить престижное образование, дающее право заниматься политической или общественной деятельностью.

В Великобритании такой маршрут начинался в Лондоне, затем студенты отправлялись в Париж, после чего продолжали свое образование в Генуе, Милане, Флоренции и Риме, обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию и Нидерланды.

До середины XIX века путешествия имели ряд отличительных черт: во-первых, средства передвижения были примитивными; во-вторых, путешествие было не самоцелью, а необходимым условием и средством достижения какой-либо другой цели (например, торговля, лечение, образование и т.п.).

Развитие мануфактурного производства и промышленные перевороты XVIII – XIX веков в ведущих европейских странах внесли изменения в экономическую жизнь общества. В результате развития производительных сил общества происходит разграничение рабочего времени и свободного времени работника.

Это создавало предпосылки для второго этапа развития туризма.

Второй этап развития туризма называют элитарным туризмом. Именно на этом этапе начинают создаваться первые специализированные предприятия по производству туристских услуг. Важнейшую роль на этом этапе развития туризма сыграли революционные изменения в транспорте.

Изменились средства доставки и передвижения. В 1807 г. изобретателем Фултоном был сконструирован и построен первый пароход. Первый паровоз был создан Стефенсоном в 1814 г. Совершенствовались средства доставки почтовых отправлений, расширялись сети дорог.

Все это обусловило гораздо большую надежность и скорость передвижения. При этом расходы на путешествие снижались за счет более экономичных средств передвижения.

В середине XIX века возникают первые пароходные компании, которые, осуществляли доставку переселенцев со Старого Света к берегам Северной и Южной Америки

Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся за свои права, а также растущее благосостояние общества создали возможность путешествий для большинства простых людей.

Повышение качества и надежность транспортных перевозок наряду с их удешевлением обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. Возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей.

На смену скромным пансионам приходят первые гостиницы.

В 1801 году в Германии (г. Баден-Баден) открылась гостиница «Бадише-Хоф». В 1812 году в Швейцарии вступает в строй отель «Риги – Клестерли», в 1832 году построена гостиница в городе Фаульхорн.

В городе Интерлакене (Швейцария) в 1859 году простроен «Гранд-отель Швайцерхоф». В Германии на рубеже XVIII – XIX в.в.

возникают первые курорты минеральных вод – в Хайлигендаме, Нордернее и Травемюнде.

В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов. Но во второй половине XIX века индустрия отдыха расширяет сферу производства. К предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входила организация туристских поездок и реализация их потребителю.

Примером первого пэкидж-тура (комплекс туристских услуг, продаваемый по единой цене) может служить групповой тур на отдых, организованный Томасом Куком в 1841 г.

Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай, булочки и духовой оркестр. Вся поездка стоила каждому пассажиру всего один шиллинг. Естественно, что Т. Кук преследовал не коммерческие, а, скорее, социальные цели.

Он стремился подобной акцией привлечь внимание к возможностям целесообразного использования рабочего времени.

После этого в течение 20 лет в Англии возникли множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862 г. появляются первые каталоги туристских поездок, что отразило расширение туристского спроса. В Германии первое бюро путешествий было основано в 1863 году в г.

Бреслау. Оно имело тесные контакты с пароходными компаниями и в начале XX века активно рекламировало и продавало морские круизные развлекательные поездки. Тем не менее, в конце XIX – начале XX вв. дальние туристские поездки могли себе позволить немногие.

Третий этап ознаменовал собой начало становления социального туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма.

Вместе с тем, именно в этот период появляются элементы массового туризма, который достиг своего расцвета в послевоенные десятилетия.

Например, в Швейцарии возникает фирма «Отельплан», которая в настоящее время является одним из крупнейших производителей туруслуг в этой стране. В основе образования фирмы в 1935 г. лежали идеи ее создателя Г.

Дуттвайлера о том, что вовлечение «маленького человека» в туризм оказало бы неоценимую помощь гостиничному хозяйству. Массовые дешевые турпоездки становятся основным продуктом фирмы. Уже в первом финансовом году фирма реализовала более 50 тысяч туристских путевок.

Четвертый этап называется этапом массового туризма. Именно в этот период туризм приобретает массовый характер. Из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения индустриально развитых стран.

Формируется индустрия отдыха и развлечений со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.

В западноевропейских странах в этот период активно создаются туристские фирмы, гостиницы, предприятия для аттракционов и развлечений. Европейский туризм 50-х годов был ориентирован преимущественно на американских туристов и являлся источником долларовых поступлений.

В 60-е годы и до середины 70-х наблюдается быстрый рост как выездного, так и въездного туризма, а также увеличение числа туристических предприятий и объем их производства.

Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма является интенсивность туризма в той или иной стране.

Интенсивность туризма показывает, какая часть населения страны ежегодно совершает хотя бы одну туристскую поездку и рассчитывается как процентное отношение ко всему населению страны или к той его части, которая старше 14 лет.

Когда интенсивность туризма превышает 50%, то можно говорить о сформировавшемся массовом туризме.

После Второй мировой войны в спросе и предложении на рынке туризма произошли коренные изменения, которые дают основание говорить о том, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный туризм. И в первом, и во втором случае речь идет о массовом туризме, в котором принимают участие не только элита, но и средний класс, а начиная с 80-х годов, – и население с низким уровнем доходов.

Конвейерный туризм предполагает относительный примитивизм и однородность потребностей и мотиваций туристов и, соответственно, обезличенный конвейерный характер производимых услуг.

Дифференцированный туризм отличают разнообразие потребностей и мотиваций туристов, множественность узкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения.

Для дифференцированного туризма характерен широкий ассортимент услуг. Турфирма, как правило, предлагает определенное количество видов турпродукта, каждый из которых имеет множество вариантов выбора.

Переход от конвейерного к дифференцированному туризму совершался одновременно с переходом от рынка производителей к рынку потребителей.

Определяющим мотивом поведения потребителя туристских услуг в этот период являлся рекреационный аспект туризма. Отдых рассматривался как средство восстановления физических сил с целью продолжения труда. Расширение объемов спроса на туристском рынке сопровождалось активным ростом предприятий туризма.

Туристские услуги стандартизируются и предлагаются в виде комбинированных «пэкидж-туров». На рубеже 60 – 70 гг. формируется общество потребления материальных благ, т.е. потребление ради потребления. Рынок производителей сменяется рынком потребителей. Усложняется мотивация туристского спроса.

Наряду с рекреационным туризмом все большее значение приобретают образовательный, коммуникативный и инвестиционный аспекты туризма.

Вследствие расширения объемов туристского спроса и предложения в туристскую отрасль поступает капитал из других сфер народного хозяйства. Особую активность проявляют транспортные предприятия и торговые фирмы. Таким образом, со второй половины 70-х годов XX в. можно говорить о расцвете конвейерного туризма, который в настоящее время постепенно трансформируется в дифференцированный туризм.

  1. В качестве факторов, обусловивших развитие туризма после Второй мировой войны, можно назвать следующие:
  2. 1) рост общественного богатства и доходов населения;
  3. 2) сокращение рабочего времени и рост свободного времени;
  4. 3) успехи в развитии автомобильного транспорта и авиастроения, средств коммуникации и информационных технологий;
  5. 4) урбанизация;
  6. 5) трансформация общественного сознания.

Рост общественного богатства в послевоенные годы оказал существенное влияние на структуру потребительских расходов. Во многих странах Западной Европы рост валового и ежегодного дохода на душу населения сопровождался снижением доли расходов на питание и предметы роскоши. Вместе с тем росла доля туризма в структуре потребительских расходов граждан этих стран.

Рабочее время в промышленности ряда стран Запада сократилось с 2 350 часов в год в 1950 г. до 1 716 часов в 1987 г. Среднестатистический отпуск вырос с 12 дней в 1950 г. до 31 дня в 1988 г. Сокращение рабочего времени сопровождалось повышением интенсивности труда.

Развитие транспорта и средств коммуникаций явились важнейшими стимулами развития туризма и вызвали рост мобильности общества. Предпосылками для этого явились успехи транспортного строительства, развитие воздушного сообщения и удешевления авиабилетов, автомобильный бум и доступность цен на автомобили для среднего потребителя.

Урбанизация как фактор развития туризма состоит в том, что не находя удовлетворения в работе, современный человек имеет все меньше возможностей для полноценного отдыха. Большая часть населения в развитых странах проживает в городах.

Многие исследователи и социологи отмечают, что городской стиль жизни отличают стрессовые ситуации, ускоренный ритм жизни, отсутствие контактов с людьми.

Поэтому именно туризм является для многих людей возможностью отвлечься от напряженной жизни в городе и временно вернуться к природе в поисках душевного равновесия и контактов с людьми.

Трансформация общественного сознания состоит в смене приоритетов в системе духовных ценностей общества. В 1950–1990 гг. в западноевропейских странах произошли существенные сдвиги в структуре духовных ценностей общества.

Трансформация в общественном сознании подразумевает изменение в системе духовных ценностей потребителя, а также изменение в теоретической концепции свободного времени.

Различают три фазы развития концепции свободного времени:

Сначала в 50-е гг., доминировала ориентация на свободное время как средство восстановления физических сил.

Затем, в 60 – 70-е гг., свободное время используется на потребление материальных благ, которые обеспечивает растущее благосостояние общества, т.е. свободное время тратилось на приобретение недвижимости, товаров длительного пользования, предметов роскоши и т.п.

И, наконец, в 80-е гг. явной становится тенденция к использованию свободного времени с целью получения удовольствия. Потребление материальных благ становится не самоцелью, а средством наслаждения жизнью.

В этом контексте развития психологии свободного времени изменились роль и место туризма в структуре потребностей общества. Из привилегии избранных туризм окончательно становится насущной жизненной потребностью большинства. Меняется характер туристских потребностей.

От примитивных – к более возвышенным, от средства восстановления рабочей силы – к способу реализации человеком своих индивидуальных способностей и удовлетворения интеллектуальных запросов.

В условиях растущего единства и взаимозависимости мира, расширения международных контактов в сфере экономики усиливается инвестиционный аспект туризма. Деловой туризм является неотъемлемой частью современного производственного процесса.

Наряду с рекреационным и деловым эффектом растет значение коммуникативного аспекта туризма и установление гуманитарных контактов, посещение друзей и знакомых.

Таким образом, массовый спрос на туристские услуги породил массовое производство. Туристский продукт стал стандартизированным, а производство услуг и товаров поставлено на конвейер. Возникли разнообразные предписания и общественные институты, производящие компоненты и виды турпродукта и составляющие в совокупности индустрию туризма.

Источник: https://studopedia.ru/9_78749_osnovnie-faktori-razvitiya-turistskoy-industrii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector