С давних времён процесс обучения высшему образованию был самостоятельным явлением, то есть люди либо учились, либо работали – это, так называемая, очная форма обучения.
Но с развитием индустрии потребовались специалисты в большем количестве. Когда им необходимо получить диплом, но они уже работают, очная форма не годится. Поэтому были внедрены другие методы.
Рассмотрим детальнее, какие бывают формы обучения, уделим большее внимание очно заочной программе….
Чем хороша очно заочная форма обучения
Очно заочная форма обучения это учёба в свободное время, обычно по вечерам. Отсюда второе название – вечерняя форма.
Очно заочное обучение выбирается тогда, когда человек имеет стабильную работу. Очная форма здесь подходит мало из-за загруженности учёбой, а заочная выбивает человека из колеи.
Для очно заочной формы обучения могут быть организованы самостоятельные учебные заведения. В других случаях она органично дополняет университет с очкой. То есть эти две формы почти не пересекаются по времени, что удобно преподавателям.
Кроме того, эта вечерняя учеба в ВУЗе менее склонна к коррупции, в отличие от заочной. То есть вариант, когда студент что-то делает преподавателю во время уроков, здесь нечастое явление.
Важно! Технически при очно заочной форме студенты вполне могут принимать участие в олимпиадах, да и вообще быть в курсе событий ВУЗа.
Далее будут рассмотрены последовательно основные понятия обучения в ВУЗах, их особенности и отличия.
Основные понятия
Лекция – это вид доклада, когда преподаватель преподносит информацию, а студенты его слушают (записывают). Вопросы обычно во время процесса не задаются, но и такое возможно.
Лекция нужна тогда, когда даётся большой и разнообразный объём материала.
Здесь можно преподавать одновременно большому количеству студентов: в аудитории собираются сразу несколько групп, которым читает лекцию один человек.
Семинар – это углубленны метод преподнесения материала. Каждой группе (или даже полугруппе) даётся один человек (учитель), который рассказывает конкретный материал, показывает, как решаются задачи.
Далее он даёт возможность справиться с заданием студентам. На семинаре между учителем и студентами идёт довольно активный диалог, который и является главной задачей такого вида учебного процесса.
Также, на семинарах могут делаться доклады студентами.
Во время учебы проводятся лабораторные работы. Преподаватель заранее выдаёт задание, чтобы студент ознакомился дома с теорией и установкой. Далее лабораторная работа проходит внутри ВУЗа. Данные, полученные в результате опытов, студент записывает, а дома оформляет саму работу. В серьёзных ВУЗах набор оборудования приходится на одного-двух студентов во время выполнения лабораторного опыта.
Сегодня есть тенденция замены реального оборудования виртуальным или вообще программой, что является недостатком.
Какие бывают формы обучения
Традиционным видом получения образования является очная форма, она и наиболее качественная. Чтобы разрешить проблему совместимости работы и учёбы в советское время, были введены заочная и вечерняя формы. Изучим подробнее, что это.
Заочная
Заочка предполагает перерыв в работе на время учёбы, который составляет примерно месяц в полгода. То есть, в течение месяца человек ходит не на работу, а на учёбу (сессия). В остальное время он трудится на предприятии и делает задания у себя дома.
Вечерняя
Вечерняя форма вообще не предполагает перерывов в трудовой деятельности. Студент посещает занятия регулярно, но в свободное от работы время (в основном вечером). Отсюда и название, но также такой вид образования имеет и другие наименования – очно заочное или сменное обучение.
Дистанционная
В последнее время появилась ещё один вид учебы – дистанционный. Это когда студент не посещает ВУЗ, а занимается дома. Все занятия проводятся посредством Интернета.
Далее будут рассмотрены эти системы более подробно, кроме последней. Форма обучения в ВУЗе выбирается человеком самостоятельно. Сменить одну на другую в дальнейшем возможно, но обычно возникает трудность совмещения пройденного материала. То есть, надо будет досдавать какие-то предметы.
Это интересно! Хочу стать гимназистом: чем гимназии отличаются от лицея
Чем отличается очная форма
Если сравнивать два ВУЗа между собой, то программа в одном из них может быть значительно насыщенней и глубже. По учебным часам, также могут быть различия более чем в два раза за одну сессию. Грубо говоря, за два-три года студент одного ВУЗа узнаёт столько, сколько студент второго не выучивает и за пять лет.
Логично поинтересоваться, а как ценятся дипломы ВУЗов, если их уровни подготовки разительно отличаются? Было бы справедливо, чтобы один диплом, где обучение шло серьёзней, ценился бы больше. В большинстве случаев преимуществ никаких нет. Часто на диплом вообще не смотрят, или ценят не более качественный ВУЗ, а тот, с которым знаком наниматель.
Внимание! Кроме лекций и семинаров, даются задания на дом. Так что говорить о совмещении работы и учёбы не приходится, хотя это и случается.
Очное обучение на сегодняшний день самое распространенное у нас в стране.
Учеба на заочном отделении
Заочное получение знаний принципиально не отличается от очного. Разница состоит в том, что учёба длится не полгода, а около месяца. Соответственно, студенты в это время учатся и по выходным. На этот период они отпрашиваются с работы, если такое возможно. Для заочного обучения часто приходится ездить в другие города, поэтому заранее следует подумать о временном жилье.
Курсы на заочном отделении короче по учебным часам. Домашние задания, лабораторные работы могут выполняться и сдаваться не только во время учёбы, но и в течение всего полугодия. Между сессиями проводятся экзамены.
Если на очное отделение студент приходит обычно сразу после школы, имея хорошую подготовку, то на заочное студент может попасть, уже порядком подзабыв школьную программу. То есть уровень подготовки абитуриента, поступающего на заочное отделение ниже, чем поступающего на очное. Следовательно, подготовка студента будет ниже.
Практикуется также процедура, когда студент приходит после получения средне-специального или высшего образования. Тогда учеба начинается не с первого курса, а со 2-го или 3-го. Раньше, когда готовили специалистов, можно было поступить на третий курс.
Поскольку занятия проходит не ежедневно, как у очника, то длятся они на год дольше. Это касается получения диплома инженера (специалиста) и бакалавра.
Важно! Предметы на заочке несколько отличаются от предметов на очной. Это связано с различной подготовкой по общим предметам или другими факторами. В частности, если на очной форме всегда есть предмет «физкультура», то у заочников его обычно нет.
Для заочки закрыты многие специальности, такие как врач, пилот, и другие (строго говоря, не закрыты, но поскольку эти специальности «на виду», то диплом могут «аннулировать»).
Диплом заочника открывает перед человеком двери в организациях, требующих от сотрудников наличия в/о.
Плюсы и минусы заочного в/о
На заочку люди обычно приходят, если они уже работают. Поэтому у них на полноценную учёбу времени не хватает. Значит и подготовка у них ниже. Перечислим плюсы и минусы заочного получения диплома.
Плюсы:
- совмещение работы и учёбы,
- меньше времени уходит на учёбу, если подсчитать часы,
- во время учёбы вы знакомитесь с ребятами, которые уже имеют работу.
Минусы:
- более низкая подготовка, чем при очной форме,
- меньше изучаемых предметов,
- учёба длится на год больше,
- нет активной студенческой жизни.
При устройстве на работу форма обучения особой роли не играет.
Что лучше, заочное или очное обучение
Очное обучение, по объективным причинам, лучше, если вы собираетесь стать профессионалом по своей специальности.
Несколько странным выглядит заочная учеба в высших военных училищах. В случае начала боевых действий, специалисты, вышедшие из таких учебных заведений, вряд ли смогут командовать подразделением.
Как ни парадоксально, но учеба на очном отделении оставляет больше свободного времени для увлечений. Дело в том, что сегодня стабильная работа это редкое явление. Часто человек находится в процессе постоянного поиска работы. Из-за этого у него нет времени не только на хобби, но даже сессию он может полностью или частично пропустить.
Отличие дипломов
В Интернете приводятся примеры бланков и дипломов. Там не сказано, по какой форме вы учились. Определить различие можно по количеству учебных часов, которые приводятся в приложении. Однако, часто на это не смотрят. Диплом заочника имеет такую же силу, как и диплом очника.
Очно заочная (или вечерняя) форма
Очно-заочная форма обучения, иначе говоря, вечерняя, проходит по общим правилам, только время учёбы студента выбирается таким образом, чтобы не затрагивать саму работу. Обычно трудится он днём, а учёба проходит вечером или в выходные.
Поскольку занятия регулярные, то можно ожидать более высокую подготовку, чем при заочной форме. В то же время, это тяжело для человека по физическим причинам. Поэтому программа здесь будет отличаться от программы для очников, чтобы не перегружать студента.
Чтобы стимулировать студента к самостоятельной работе и развить его творческие данные, нередко, при данной форме обучения, студенты готовят доклады. Время обучения в этом случае на год длиннее, чем при очной форме.
Если вы уже нашли работу, то должны выбрать заочное или вечернее обучение. Поэтому далее будут перечислены плюсы и минусы вечерней формы.
Плюсы:
- совмещение работы и учёбы,
- предполагается стабильный график занятий,
- более качественная подготовка, чем при заочной форме,
- знакомство с людьми, которые уже работают.
Минусы:
- менее качественная подготовка, чем при очном обучении,
- обучение длится дольше, чем при очной форме.
Внимание! Студенты часто делают доклады.
Диплом вечерней формы ценится так же, как и остальные. А что лучше выбрать, человек решает сам, в зависимости от обстоятельств.
Вечерняя форма обучения это отличная возможность получить диплом, одновременно работая по выбранной специальности.
Квалификация
Какие бывают уровни обучения? Сегодня учеба проходит в два этапа. Сначала готовят бакалавра. Это четыре года обучения, за которые студент должен обладать достаточным уровнем знаний. Далее ещё два года учат на магистра – преподаются узконаправленные предметы, идет углубленное изучение.
Источник: https://tvercult.ru/karera/dlya-chego-sushhestvuet-ochno-zaochnaya-forma-obucheniya-eto-kak-to-otlichaetsya-ot-vechernego-sposoba
Очно-заочная форма обучения в вузе
Существует мнение, что на очно-заочном отделении учатся только слабые студенты, которые не смогли попасть на очное по баллам. То есть получается, что очно-заочная форма — это возможность неучам все-таки получить престижную, интересную, высокооплачиваемую, уважаемую профессию.
Как обстоят дела в действительности? Неужели студенты очно-заочного отделения — это школьники, которые не учились, но желали во что бы то ни стало иметь высшее образование? Так ли эта форма обучения непривлекательна, что ею пользуются только абитуриенты, не попавшие на дневное?
Дневное обучение, конечно, вызывает у работодателей большее доверие. Студенты полностью погружены в учебу, на работу времени у них нет. Считается, что и знания они имеют прочные, глубокие, разносторонние. Но все ли выпускники школ могут воспользоваться очной формой?
Для этого, как минимум, нужно, во-первых, выдержать выпускные экзамены в школе на высокие баллы, чтобы быть конкурентоспособным при поступлении в выбранный вуз. А если выпускник так сдал экзамен в результате рокового стечения обстоятельств (растерялся, очень плохо себя чувствовал, находился в стрессовом состоянии и т.д.)?
Во-вторых, желающему учиться на дневном нужно быть финансово обеспеченным (например, помогают родители), ведь работать будет некогда — никакой работодатель подстраиваться под учебный график не собирается.
У всех ли выпускников имеются эти главнейшие условия? Все ли могут позволить себе очное обучение?
И еще один немаловажный фактор: финансовая независимость. Не все родители имеют возможность содержать выросшее любимое на должном уровне, оплачивать все его прихоти.
Более того, иногда обстоятельства складываются так, что выпускник школы вынужден искать работу, чтобы обеспечивать себя и родителей.
Но даже в финансово благополучной семье нужно помнить, что если студента кормят, одевают, финансово снабжают родители, то нужно понимать, что все годы учебы в вузе нужно будет зависеть от них и полностью считаться с их мнением, что, как и когда делать или не делать. А это не так просто.
А теперь посмотрим, чем же привлекательна очно-заочная форма обучения или к ней действительно нужно прибегать как к вынужденной мере?
Прежде всего отметим, что очно-заочная форма не основывается только на самостоятельном изучении материала. Форма обучения приближена к очной: студенты посещают лекции, правда, не каждый день, а три-четыре раза в неделю, обычно в вечернее время. У них имеются полноценные лекции, постоянное общение с квалифицированными преподавателями.
Поступить на очно-заочное легче, чем на очное. Баллы пониже, а прием документов происходит позже, чем на дневное.
Если рассматривается контрактный вариант, то опять же здесь преимущество: на очном намного дороже учиться.
Однако если кто-то возомнил себя Остапом Бендером и придумал хитрую комбинацию, заключающуюся в поступлении на очно-заочное отделение, а потом перевестись на очное, — даже не пытайтесь: перевестись практически нереально, будь вы хоть семи пядей во лбу и учитесь даже не на пятерки, а на семерки. Это возможно только теоретически.
Студенты могут полноценно работать, причем многие стараются устроиться по будущей специальности. Следовательно, имеют возможность сразу же применять полученные знания на практике. Значит, и запомнят изучаемое прочнее.
- Материальная независимость позволяет студентам очно-заочного отделения контролировать свое время, реализовывать мечты.
- При желании можно продолжить учебу в аспирантуре.
- Они уже имеют место работы, в знакомом коллективе работать всегда легче.
- Особенно привлекательно очно-заочное обучение при получении второго, третьего образования.
Можно упомянуть и о льготах на работе (дополнительный отпуск с сохранением средней заработной платы и т.д.). Но посмотрим на реальную жизнь.
Долго ли проработает такой сотрудник? Будет ли мириться работодатель с ситуацией периодического отсутствия работника? Люди стараются и больничные-то не брать, чтобы не потерять рабочее место.
Поэтому ответ «да» только в одном случае: он должен быть очень ценным специалистом.
Но если все так распрекрасно, то почему же большинство выпускников школ все-таки предпочитают очное отделение?
Все-таки минусов у такой формы обучения немало.
Начнем с того, что не каждый выдержит столь напряженный, насыщенный режим дня. Ведь нужно отработать целую смену, а затем несколько часов учиться. Прибавьте еще время, потраченное на дорогу, пробки, духоту в транспорте.
Конечно, физически и психологически тяжело совмещать работу и учебу.
Поэтому невероятно важен оптимистический настрой студента: нужно постоянно помнить и видеть цель, напоминать себе, что такой жесткий режим дня не навсегда, всего на пять-шесть лет.
Отсутствует свободное время. Да, это действительно так. Однако, если правильно, положительно настроиться на учебу на очно-заочном отделении, то и здесь можно найти возможности отдохнуть — имеются же каникулы, проведение которых нужно особенно тщательно продумать. К тому же чаще говорить себе, что такой бешеный ритм жизни на недолгое время, а потому можно потерпеть.
- Очно-заочное отделение предпочитают выпускницы школ или молодые люди, отслужившие в армии, так как такая форма обучения не дает отсрочку от службы.
- Еще одно существенное «но»: не во всех вузах имеется очно-заочная форма обучения (например, медицинском).
- Ради справедливости необходимо также сказать, что по некоторым специальностям работодатели предпочитают брать специалистов, получивших очное образование (например, программистов).
Очно-заочное обучение — достойное компромиссное решение, позволяющее получить по наполненности почти очное образование и в то же время работать. Только нужно перед поступлением взвесить все «за» и «против».
Источник: https://prouchebu.com/ochno-zachnoe_obuchenie/
Что такое очно-заочная форма обучения в вузах
Увы и ах, но иногда жизнь студента складывается таким образом, что, вроде, как и работу сохранить хочется вместе с заработком, но и совсем забыть про обучение в вузе совесть не позволяет. Большинство учебных заведений идут навстречу своим студентам в этом плане, понимая, что заработная плата в современных условиях – вещь крайне необходимая. Для студентов, не имеющих возможности учится на дневном отделении, специально были придуманы заочная и очно-заочная формы обучения. И если слово «заочка» не вызывает у нас ни малейшего недоразумения, то вот про очно-заочные отделения люди иногда слышат впервые. И очень зря, ведь такой вариант – идеальный выбор для студентов-трудоголиков.
Очно-заочная форма обучения — что это такое
Начнём с теоретической части. Другое название очно-заочной формы обучения – вечерняя. Этот вариант обучения был смоделирован специально для совмещения учебы и работы.
Обучение при такой системе происходят в любое время суток – утром, днём или вечером – в зависимости от рабочего графика студента.
Наиболее близка такая форма обучения к заочной, однако имеет ряд преимуществ перед своей «коллегой».
Несмотря на то, что большая часть материала отдается учащимся на самостоятельное изучение, всё же студент регулярно встречается со своими преподавателями, получает от них наставления и рекомендации.
Как известно, бессистемное обучение создает своеобразный хаос в голове студента и не позволяет расположить знания в голове «по полочкам».
Студенты очно-заочной формы находятся под контролем своих наставников, что положительно сказывается на усвоении знаний и приобретении рабочих навыков.
Преимущества очно-заочной формы обучения
Есть ещё целый ряд дополнительных плюсов данной структуры обучения, среди которых:
- Более низкая цена обучения по сравнению с дневным отделением.
- Облегченный вариант поступления, граница ЕГЭ на очно-заочную форму обучения заметно ниже.
- Объем получаемых знаний практически ничем не отличается от программы дневного отделения. Количество учебных часов у студентов на данной форме обучения составляет до 70% от нагрузки на дневной форме. Для сравнения, на заочном отделении этот же процент колеблется между 10 и 12.
- Студенты, грезящие о студенческой жизни, также не будут обижены. Они смогут посещать лекции, консультации преподавателей и общаться со своими одногруппниками. Различаться будут лишь графики обучения и количество учебных часов.
Учебные занятия распределяются в зависимости от того, как это установлено в самом учебном заведении. В среднем проводится 3-4 занятия в неделю, три из которых проходят в будние дни вечером и одно в выходной день.
Существуют, так называемые, группы выходного дня, в которых обучение происходит только во время выходных дней. Экзамены у таких студентов также назначаются на не будние дни.
Кому-то, возможно, покажется, что учиться таким образом очень тяжело, да и времени, что говорится, «на жизнь» не остается, однако, поверьте, вышеперечисленные преимущества очно-заочной формы обучения однозначно позволят вам принять правильный выбор.
Стоит заметить, что в тексте, написанном выше об очно-заочной форме обучения говорится, как об исключительно вечернем отделении. Это, естественно, не так. Студент может работать в ночную смену, а занятия посещать днём.
Это значит, что при получении образования абитуриент не должен бросать всё, над чем трудился месяцы, а то и годы, а сможет в удобной для себя форме совмещать приятное с полезным. К слову, именно эту систему обучения используют люди, получающие дополнительное высшее образование.
Льготы при очно-заочной форме обучения
Студенты, учащиеся на очно-заочной форме получают целый ряд льгот при обучении:
- Трудоустроенный студент имеет возможность получить дополнительное отпускное время, оплачиваемое в размере среднемесячной зарплаты.
- Во время сессий на первых курсах работающим студентам предоставляется 40 дней отпуска на сдачу экзаменов, учащиеся выпускных курсов получают целый 50 выходных. Эти дни также оплачиваются работодателем.
- Перед сдачей госэкзаменов и дипломной работы студент имеет полное право получить четыре оплачиваемых месяца отпуска на подготовку.
- Непосредственно перед экзаменами и сдачей диплома рабочая неделя студента может сократиться на период до семи часов, а работодатель обязуется выплачивать минимум 50% от прежней заработной платы.
- Нередко предприятия сами финансово стимулируют своих рабочих для получения дополнительного высшего образования.
Таким образом, мы выяснили, что очно-заочная форма обучения позволяет выгодно совместить работу и получение высшего образования, получая при этом на рабочем месте целый ряд льготных условий. Качество такого образования практически не отличается от дневного отделения и, при этом, выглядит намного солиднее заочной системы.
Источник: https://requesto.ru/chto-takoe-ochno-zaochnaya-forma-obucheniya-v-vuzah
Что такое очно-заочная форма обучения 124
Согласно статье 17 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012, образовательные заведения могут организовать обучение в 3 формах, в зависимости от возможностей и потребностей обучающихся. К ним относятся:
- очная;
- заочная;
- очно-заочная.
Очники проводят в стенах университета или колледжа целый день. Заочники посещают его только во время установочных и зачетно-экзаменационных сессий. Что представляет собой очно-заочная форма обучения, рассмотрим в этой статье.
В чем смысл
Из названия понятно, что мы имеем дело с сочетанием двух известных нам форматов. Нужно разобраться, как именно они комбинируются.
От очной формы очно-заочная «унаследовала» необходимость регулярного посещения образовательной организации. Но тут есть свои особенности:
- Количество рабочих (то есть учебных) дней сокращено с пяти-шести до трех-четырех.
- Объем учебной нагрузки сокращен до восьми пар в неделю.
- Время обучения сдвинуто на вторую половину дня.
- Основная часть занятий может приходиться на выходные.
От заочной формы здесь мы находим возможность совмещать работу с учебой и отсутствие отсрочки от армии. Однако у заочников все же нагрузка получается менее интенсивной.
Это интересно! Раньше очно-заочная форма называлась вечерней. В обиходе так ее именуют до сих пор.
Сколько нужно учиться
Студенты очно-заочного отделения, как и заочного, учатся на год дольше, чем очники. На законодательном уровне регулируется продолжительность обучения в течение семестра.
Согласно Приказу Минобрнауки № 464 от 14.06.2013 , предельная нагрузка студента – 54 академических часа в неделю (то есть 27 пар). Но в эту цифру входят и аудиторные, и самостоятельные занятия.
В том же Приказе говорится, что обучающиеся на дневном отделении могут проводить в стенах вуза до 36 академических часов в неделю. То есть 18 пар – это предел для очника.
Получается, их нагрузка выглядит примерно так: три дня в неделю по четыре пары и два дня – по три.
Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2015 г. № 06-846 сокращают этот предел для вечернего отделения до 16 академических часов или 8 пар.
Учебное заведение может предложить такие форматы:
- по две пары четыре дня в неделю в вечернее время (например, с 18:00 до 21:00);
- по две пары два дня в неделю в вечернее время и четыре пары в субботу;
- по одной паре четыре раза в неделю в вечернее время и четыре пары в субботу;
- по четыре пары с утра до вечера по выходным.
При распределении учитывают загруженность профессорско-преподавательского состава, наличие свободных аудиторий и потребности контингента обучающихся.
Например, если основную массу составляют работающие люди, им удобнее учиться по выходным. А если большинство студентов выбрало очно-заочную форму только в силу ее доступности, то вполне можно организовать обучение по вечерам.
Но это не значит, что качество образования здесь ниже. Вспоминаем предел в 54 часа – он распространяется на все три варианта обучения. Просто оставшиеся 38 часов нужно нагнать самостоятельно. Кто в этом заинтересован – тот сделает, а кто нет – тот и за круглые сутки в аудитории нужного объема знаний не усвоит.
Какие гарантии можно получить
Согласно статье 173 Трудового кодекса, студентам, выбравшим вечернюю форму обучения, положены те же гарантии, что и заочникам:
- дополнительные отпуска на время сессии с сохранением среднего дохода;
- время на подготовку к госэкзаменам и защите ВКР;
- возможность сократить рабочую неделю на семь часов на 10 месяцев, предшествующих итоговой аттестации;
- сохранение половины дохода на время освобождения от труда в эти 10 месяцев.
Не распространяется на них только компенсация оплаты проезда до вуза однократно за учебный год.
Есть ли минусы
Как уже упоминалось, отсрочка от армии таким студентам не положена. Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона №53-ФЗ от 28.03.1998, такая привилегия положена только очникам. Очень редко вузы выдают вечерникам справку об обучении по очной форме, но на подобное лучше не надеяться.
Не стоит рассчитывать и на стипендию, ведь обучающиеся в таком формате вполне могут работать и обеспечивать себя. Но тем, кто не планирует поступать на бюджет, об этом можно не беспокоиться. Они в финансовом плане только выигрывают, ведь стоимость обучения значительно ниже, чем у очников.
Так, например, в Финансовом университете при Правительстве РФ обучение на финансово-экономическом факультете на дневном отделении стоит 380 тысяч рублей, на вечернем – 160 тысяч.
К основным проблемам очно-заочной формы обучения обычно относят:
- Повышенную нагрузку. Обычно люди либо учатся, либо работают. Тут же придется делать и то, и другое, в результате рабочий день продлится примерно 11 часов.
- Невозможность получить общежитие. Тех, кто проводит не более 16 часов на учебе, обеспечивать жильем вузам невыгодно.
- Необходимость чем-то жертвовать. Если работа заканчивается позже, чем начинаются занятия, или руководитель требует задержаться, начинаются неудобства. Приходится либо прогуливать пары, либо отпрашиваться – и то, и то навлекает негатив.
- Отсутствие времени на себя. Обычно студенческая жизнь – это пора веселья с друзьями и бурной личной жизни. Если же восемь часов работаешь, а потом еще три часа учишься, обо всем этом даже задуматься нет сил.
Но минусы эти – довольно относительные. Если вам не нужно общежитие, удается урегулировать график, а высокие нагрузки вы воспринимаете как шанс проявить себя, учиться в таком режиме вам понравится.
Чек-лист: кому подойдет очно-заочная форма обучения
Ответьте на следующие вопросы:
- По вашей специальности большой конкурс на дневное отделение?
- Вы планируете поступать на платное отделение?
- Вы хотели бы работать параллельно с учебой?
- Вы более склонны к самообразованию, но не хотите переходить на него полностью?
- Вы считаете себя достаточно выносливым физически и психически?
- Отсрочка от армии Вам не нужна?
- У вас адекватный начальник, который позволит вам заканчивать рабочий день пораньше?
- Вы собираетесь учиться в своем городе?
- Образование и карьера для вас приоритетнее, чем развлечения?
Чем больше ответов «ДА», тем больше вам подходит очно-заочная форма обучения.
Источник: https://moluch.ru/information/chto-takoe-ochno-zaochnaya-forma-obucheniya/
Очно-заочная форма обучения – что это такое
Процесс получения знаний постоянно модифицируется, упрощается благодаря внедрению новых технологий. Но некоторые особенности обучения, несмотря на существование в течение многих лет, не потеряли своей жизнеспособности. Это в полной мере относится и к очно-заочной форме обучения.
Синонимом очно-заочной формы обучения является термин «вечерняя форма обучения», который показывает основное время проведения учебных занятий по этой форме. Их основное отличие от прочих форм – они проводятся вечером.
В годы советской власти многие люди обучались в вечерней школе, потому что днём работали, там они получали среднее образование в рамках школьной программы. Ещё одна форма обучения, которая частично реализовывалась вечером, это Рабфаки. На этих рабочих факультетах осуществлялась подготовка крестьян, рабочих для поступления в институт.
Очно-заочная форма сейчас
В наше время многие люди, желающие получить первое образование или дополнительную специальность, останавливаются именно на этой форме. Некоторые вынужденно поступают на вечернее отделение, потому что должны зарабатывать деньги, однако, приобретаемый опыт идёт им только на пользу.
У неё есть общие черты с очной (дневной) формой:
- место проведения занятий – учебное заведение, обучение проходит на протяжении всего учебного года;
- начало занятий примерно в 18.00, что может совпадать со временем занятий студентов-очников, окончание – не позднее 22.00;
- лекции и семинары ведут преподаватели образовательного учреждения;
- зачёты, экзамены проходят в рамках сессии в стенах учебного заведения;
- иногда студентам ставят занятия в выходные дни.
Основным признаком заочного образования в вечерней форме обучение считается довольно солидный объём заданий, которые студенты должны освоить самостоятельно: преподаватели прочитывают курс лекций, проводят семинары для закрепления материала, а потом студенты приступают к самостоятельной работе.
Это требует от них ответственного отношения, что у вчерашних школьников не всегда получается. Конечно, педагоги готовы проконсультировать студентов по сложным вопросам.
Нередко вечернюю форму обучения выбирают взрослые люди, имеющие жизненный опыт, можно встретить мужчин, прошедших армию. Некоторые профессии исключают очно-заочную форму: высшее медицинское образование можно получить только на дневном отделении.
Очно-заочное обучение осуществляется не только в высших учебных заведениях (институты, университеты, академии), но и в средних профессиональных учебных заведениях.
Основная его цель – одновременное получение образования и работы по этой специальности, но не всегда именно по этой специальности – на вечерней форме можно учиться и для овладения дополнительными знаниями. Некоторые предприятия направляют своих сотрудников в ВУЗы для овладения новой профессией, они же и платят за учёбу.
Основная часть студентов очно-заочных отделений учатся за свой счёт – бюджетных мест не хватает, но и конкуренция при поступлении ниже.
Туда часто приходят те, кому не удалось поступить на очное отделение, у них устанавливается график: днём – работа, вечером – обучение.
Не всегда хватает времени на качественную подготовку к занятиям и экзаменам – экзаменационный отпуск не предоставляется.
Продолжительность вечернего обучения всегда больше дневного обучения. Она зависит от имеющегося у абитуриента образования и чаще всего бывает от 3 до 6 лет.
Программы обучения в вечернее время подразделяются на три группы:
- магистратура – обучение продолжается 2 года;
- бакалавриат – учатся 4 с половиной года;
- специалитет – учёба длится больше 5 лет.
Преимущества очно-заочной формы обучения
- возможность составить индивидуальный график обучения, на это идут многие педагоги, когда разрешают не посещать студентам какие-либо занятия, это распространённая практика для студентов-инвалидов;
- одновременное получение знаний и профессионального опыта;
- на посещение учебного заведения уходит меньше времени, чем при очной форме;
- формируется довольно широкий круг общения.
Несмотря на многие очевидные преимущества, очно-заочная форма обучения пока не слишком популярна в нашей стране в качестве альтернативы очному образованию, на ней обучается примерно пятая часть всех студентов.
Это связано со многими обстоятельствами: многие студенты дневных отделений тоже умудряются работать во время учёбы, а вечером активно проводить досуг. На очно-заочную форму можно легко перевестись с других форм, также без проблем можно перейти с вечерней формы на другие формы обучения.
Источник: https://srochnyj-zaym.ru/ochno-zaochnaya-forma-obucheniya-chto-eto-takoe/
Отличия очного обучения от очно-заочного
Очное, очно-заочное, дневное, вечернее, заочное — форматов обучения в российских вузах довольно много, и абитуриент, недавно закончивший школу или колледж, легко запутается в определениях. Между тем, выбор формы обучения не менее важен, чем выбор самого факультета: сделав ставку на неудобный или неподходящий формат, студент потеряет время.
Необязательно кидаться из крайности в крайность и выбирать между очной и заочной формой. Если у будущего студента есть возможность часто посещать вуз, но нет желания делать это ежедневно, можно выбрать очно-заочную форму. О том, что это, что такое «очное» обучение, и чем оно отличается от очно-заочного, расскажем ниже.
Что такое очное обучение?
Итак, базовым отделением в вузах считается очное. Такой формат мало отличается от обучения в школе или колледже. Студент посещает занятия с 1 сентября, с понедельника по пятницу (иногда даже в субботу).
Каждый день в его расписании будут лекции, семинары, практические занятия — от двух до пяти пар. В конце семестра (в последнюю неделю декабря и мая) проходит зачетная неделя, а в январе и июне — экзаменационная сессия.
При успешной сдаче всех зачетов студента допускают к экзаменам. Сдав все экзамены за год, он перейдет на следующий курс.
Что такое очно-заочное обучение?
В прошлом очно-заочное обучение называли вечерним, а очное — дневным. Очно-заочная форма образования позволяет совмещать работу с учебой: занятия проходят вечером 3–4 раза в неделю, после 17:00–18:00. Как и при заочной форме, на вечернем отделении студент сам несет ответственность за свое образования: он проводит больше времени за изучением литературы.
Установочных сессий, как на заочном отделении, здесь нет: студенты посещают вуз постоянно, на протяжении всего семестра.
Чем отличается очное обучение от очно-заочного?
В рамках очного обучения студент получает максимум знаний от преподавателя. Как и в других формах, он должен заниматься и самостоятельно, но лишь отчасти.
При очно-заочной форме от учащегося требуется дисциплинированность и готовность заниматься без помощи преподавателей. У последних меньше времени на лекции, практикумы и промежуточные контрольные работы, и студенту нужно посвящать больше времени на самостоятельное изучение литературы. Тем не менее, он может чаще контактировать с преподавателями вуза и восполнять пробелы.
Преимущества очного обучения
Студенты очных отделений имеют несколько преимуществ перед теми, кто посещает вечерние занятия:
- они могут больше времени уделять учебе. Как правило, такие студенты еще не имеют постоянной работы или только подрабатывают вечерами;
- их контролируют чаще и строже на протяжении всего семестра, что сказывается на качестве подготовки;
- студентам-очникам не нужна огромная мотивация: даже расслабившись в середине семестра, они успеют подготовиться к сдаче экзаменов, так как в любом случае посещают занятия;
- занятия проходят утром или днем — в тот период, который считается наиболее комфортным и продуктивным для обучения.
Наконец, на очном отделении у студента будет больше возможностей наладить связи с преподавателями, другими учащимися, будущими работодателями. Это очень важно.
Преимущества очно-заочного обучения
У очно-заочного обучения часть преимуществ очного: студенты часто видятся с преподавателями, могут без проблем сдать «хвосты», получить ответы на вопросы, разобрать сложные темы. Ежедневные занятия удобны и эффективны: в отличие от заочников, которые иногда «забывают» про учебу на 2–3 месяца, студенты вечернего отделения не забывают пройденное.
К основным преимуществам очно-заочной формы можно отнести:
- возможность совмещать работу и обучение в вузе;
- более гибкий график: занятия выстраивают, ориентируясь на возможности студента;
- меньшее количество занятий. Студент может больше времени уделять самостоятельной работе;
- сниженная стоимость.
В течение года вы всегда можете перевестись с очно-заочного отделения на очное или наоборот.
Какую форму обучения выбрать?
Выбор факультета, специальности, формы обучения — дело индивидуальное. Так, если у студента есть возможность учиться на протяжении 4–5 лет и пользоваться поддержкой родителей или супруга, очное отделение будет оптимальным решением.
Если такой возможности нет, можно поступить на очно-заочное: в этом случае можно совмещать работу и учебу. Заочное образование часто получают как второе высшее или в том случае, если студент проживает в другом городе и не готов переезжать.
Оно универсально и подходит всем, кто готов заниматься самостоятельно.
Источник: https://imes.su/press-tsentr/stati/item/508-otlichiya-ochnogo-obucheniya-ot-ochno-zaochnogo
Очно-заочная форма обучения: что это такое и в чем ее особенность
Студенты очного (дневного) отделения каждый день ходят в вуз, заочного – приезжают только на сессии. А как учатся студенты очно-заочной формы, какие преимущества и недостатки у такого вида обучения?
Бывшие «вечерники»
В советское время очно-заочную форму обучения называли вечерней. Студенты могли поступить на неё и учиться без отрыва от производства.
Контрактного обучения в то время не было, а конкурс на отдельные специальности дневного отделения был достаточно высок, к тому же подавать документы в несколько вузов сразу запрещалось. Поэтому люди, которые не прошли по конкурсу, находили работу и поступали на вечернее. Работали и учились параллельно, осваивали новую профессию.
Как устроена очно-заочная форма сейчас
Лекции, семинары и практические занятия для студентов очно-заочной формы организуют вечером или на выходных. Это позволяет совмещать работу с учебой.
Конечно, вечером остается не так много времени – больше 2-3 пар после 6 часов вечера проводят редко. К тому же по закону учиться после 22:00 запрещено.
Поэтому программу, которую студенты очной формы проходят за 4 года, на очно-заочном отделении осваивают обычно за 5 лет. Некоторые вузы делят её на 4,5 года.
Пары в выходные дни – скорее редкость, ведь преподавателям нужны выходные. Такое практикуют только по договоренности между вузом, его сотрудниками и студентами.
Кроме того, при очно-заочном обучении дается много материала для самостоятельной работы. Не 70% от общего объема, как на заочном, но значительно больше, чем на дневной форме.
Преимущества очно-заочной формы
- Можно работать и учиться одновременно. Чаще всего очно-заочное обучение совмещают с работой по стандартному графику, но и людям, которые работают посменно, такой формат обычно подходит.
- Конкурс при поступлении на очно-заочную форму ниже, чем на дневную.
- Цена обучения меньше, чем на дневном отделении.
- В отличие от заочной формы, при очно-заочной вы регулярно видите преподавателей в вузе и можете получить у них консультации.
- Вуз предоставляет справку, чтобы на работе дали отпуск для сдачи экзаменов (до 50 дней в году). Правда, для этого вы должны быть устроены на работу официально.
- Кроме того, должны предоставить 4 месяца отпуска на написание и защиту диплома, госэкзамены, обеспечить сокращенную рабочую неделю (до 7 часов в день) в течение 10 последних месяцев обучения.
- Зачисление происходит позже. Вы можете попробовать поступить на дневную форму, а если не получится, подать документы на очно-заочную.
- Можно получить реальный опыт работы параллельно с учебой.
Недостатки очно-заочного обучения
- Очень высокая нагрузка на студентов. Учиться приходится, несмотря на усталость после работы, а делать домашние задания – в выходные или ночью после пар.
- Практически все вузы предлагают очно-заочное обучение только по контракту. Бюджетных мест крайне мало, они есть не во всех вузах.
- Стипендия на очно-заочной форме не предусмотрена. Её выплачивают только студентам дневного отделения.
- Сроки обучения длиннее, чем на дневной форме. Но примерно такие же, как на заочном отделении.
- Нужен высокий уровень самодисциплины.
- Такая форма обучения доступна не для всех специальностей.
- Очно-заочная форма не дает отсрочку от службы в армии.
- Место в общежитии не предоставляется. Точнее, места могут быть, но они сначала распределяются между студентами дневной формы. И на них же заканчиваются.
- Студенческой жизни тоже практически нет.
Источник: https://www.anews.com/p/124136759-ochno-zaochnaya-forma-obucheniya-chto-ehto-takoe-i-v-chem-ee-osobennost/
Чем отличается очная, заочная и очно-заочная форма обучения
При очном обучении вы будете посещать учебное заведение практически ежедневно. При заочном – посещать только занятия во время установочной сессии (обычно по 1-2 недели каждый семестр) и сдавать экзамены. Очно-заочная форма предполагает посещение занятий в вечернее время и выходные дни.
Казалось бы все просто – вот и ответ на ваш вопрос. Но это не так. Различия не только в периодичности и времени посещения – форма обучения влияет на ваш диплом, образовательную программу и перспективы при трудоустройстве.
Что такое очное обучение
Очная форма (она же классическая, дневная) – это естественное продолжение школьных занятий, предполагающее занятия с 8 утра и до середины дня (либо до вечера в зависимости от образовательной программы) и длительный личный контакт с педагогами. Студенты техникумов и колледжей обучаются от 2 до 4 лет. Студенты ВУЗов – 4 года (бакалавр), 5 лет (специалист), 6 лет (магистр) и более при поступлении в аспирантуру, ординатуру и интернатуру.
Отличительные черты очной формы:
- дневное посещение, предполагающее невозможность работы;
- объемные образовательные программы;
- личный контакт с преподавателем;
- длительность – не менее 4 лет;
- посещение лекций и семинаров, прохождение практики.
Студенты, обучающиеся очно, получают сразу «бонусы» в виде стипендии, отсрочки от армии, общежития, льготы на приобретение проездных билетов и другие блага. Если говорить о стипендии, то она предоставляется только очникам и может быть стандартной (выплачивается за хорошую успеваемость), повышенной (для отличников) и социальной (для студентов, нуждающихся в соц помощи).
Объем знаний, которые студенты-очники получают в стенах ВУЗов, априори больше, чем при очно-заочной и заочной формах обучения. Методичное посещение лекций, семинаров и практик делают образовательный процесс более комфортным.
Одновременно с этим поступить на очную форму в ряд учебных заведений крайне сложно, например, в случае с востребованными специальностями. Особенно если речь идет о бюджетных местах. Будьте готовы к высоким проходным баллам и жесткой конкуренции (иногда доходит до 300 претендентов на место).
Что такое заочное обучение
Заочная форма – это образовательная модель, сочетающая дневное и самостоятельное изучение теории. Студенты изучают 70% теоретического материала вне стен ВУЗов.
В соответствии со стандартами профессиональной подготовки обучение осуществляется по тем же программам, что и при очном образовании.
Дважды в год студенты посещают установочные сессии (начитки), которые обычно длятся 1-2 недели. Спустя примерно полгода проходят экзамены.
Ключевые характеристики заочной формы:
- Минимум времени в университете – можно работать.
- 70% материала необходимо освоить самостоятельно.
- Нет стипендии и отсрочки от армии.
- Минимальный личный контакт с преподавателями.
- Длительность – 6 лет.
При этом заочно можно обучаться и по ускоренной программе (на базе высшего, реже среднего профессионального образования).
В этом случае срок меньше – от 3 лет в зависимости от специальности и программ конкретного учебного заведения. Конкурс низкий, стоимость семестра ниже, чем на очной форме.
Однако некоторые специальности недоступны. Под запретом не только юристы: вы не сможете стать, например, врачом или пилотом.
Очно-заочное обучение – это как
Вечерняя или очно-заочная форма – это возможность работать и учиться одновременно, не посещая университет в утреннее и дневное время. Расписание индивидуально для разных учебных заведений и специальностей. Занятия могут начинаться в 6-7 часов вечера и проходить ежедневно, либо в заранее оговоренные дни.
Не пропустите: Как выбрать ВУЗ для поступления: ТОП-5 советов
Что значит очно-заочная форма обучения для студента:
- можно совмещать учебу с работой;
- сохраняется прямой контакт с преподавателем;
- изучение материала методичное – лекции, семинары, практика;
- нет стипендии и отсрочки от армии;
- довольно большой объем материала осваивается самостоятельно.
Срок зависит от специальности и образовательной программы. Часто эту форму используют для получения второго высшего образования на базе среднего профессионального – в этом случае срок составляет 3.
5 года, в остальных – от 4 лет. Студенты располагают большим количеством свободного времени, а в сравнении с заочниками меньше готовятся самостоятельно.
При этом они лишены многих льгот и преимуществ, доступных очникам.
Чем отличается очное обучение от заочного
Чаще всего студенты выбирают именно между ними. Потому важно понять, что значит очное и заочное обучение, каковы перспективы образования и к чему нужно готовиться во время поступления. Выше мы дали определение обоим формам, теперь же попробуем разобраться в их содержании и ключевых особенностях учебного процесса. В чем разница:
Очная – классическая, дневная. Здесь важна посещаемость. Сочетать очное обучение в авторитетном ВУЗе с работой невероятно сложно.
При этом сам образовательный процесс более комфортный: вы поэтапно осваиваете материал в ходе лекций, закрепляете его на практических занятиях и в ходе практики. Объем самостоятельной подготовки минимальный.
В большинстве случаев на работу охотнее берут именно выпускников очных форм, так как их уровень подготовки в целом выше, чем у заочников.
Заочная – это максимум самообразования. В рамках установочных сессий преподаватели не столько вкладывают в вас знания, сколько задают векторы. На основании их рекомендаций и выданных методик вы должны будете готовиться самостоятельно.
Программы для очников и заочников де-факто одинаковые, но объективно преподаватели более лояльны, и сдавать экзамены проще – в большинстве случаев к студентам-заочникам не предъявляются особенно жесткие требования, многие контрольные тесты являются формальными, проходят дистанционно.
Разница между заочной и очной формой обучения в тезисах:
- Заочники редко посещают университет, очники – планово и методично;
- Заочная форма не дает права на отсрочку от армии;
- Платное очное обучение стоит дороже заочного;
- Для заочников практически недоступны бюджетные места;
- Стипендию получают только очники;
- Общежитие в первую очередь дают студентам очной формы, заочникам же только при наличии свободных мест;
- Заочники могут совмещать работу и учебу, очникам делать это крайне сложно;
- Поступить на заочное отделение проще, чем на очное.
Некоторые специальности заочникам недоступны – в частности, нельзя обучаться медицине и юриспруденции.
Заочная форма дает максимум свободы. Откровенно говоря, качественно освоить профессию в этом случае сложно – слишком много материала отдается на самостоятельное изучение. Нужно обладать феноменальной самодисциплиной, чтобы освоить необходимую теорию и получить профессиональные навыки.
Плюсы и минусы каждой из форм обучения
Некоторые достоинства и недостатки относительны, ведь не всем важно качество знаний, льготы, те же контакты с преподавателями. Кому-то по силам организовать собственное время и изучать теорию самостоятельно. Кто-то нуждается в контроле со стороны преподавателя. Потому сравним варианты по ключевым критериям.
Источник: https://info-profi.net/ochnoe-i-zaochnoe-obuchenie/