Написание сочинения одним школьникам дается легко, а для других представляет трудности. Однако подобную работу вполне можно написать на хорошую оценку. Тренировка в написании сочинений, соблюдение некоторых правил, широкий кругозор школьника – это залог получения высокого балла.
Соответствие нормам
Как писать сочинение по литературе, чтобы получить по нему хорошую оценку? Работа школьника всегда должна соответствовать заданным параметрам. Она должна раскрывать тему, а поэтому школьнику необходимо понимать, что именно нужно писать и каким образом.
Уже более трех столетий не теряют своей актуальности знаменитые слова Буало: «Что ясно понято, то четко прозвучит». Полезно помнить об этих словах и сегодня, ведь одна из самых распространенных ошибок школьников в написании сочинений – это неумение систематизировать материал, которое напрямую связано с недостатком понимания темы.
Еще одна проблема – это неумение связывать все сочинение с его ведущей мыслью. Серьезной помехой может послужить и незнание жанровых форм.
Сочинение-описание
Три основных формы сочинения, которые считаются классическими, – это повествование, описание и рассуждение. В сочинении-описании обычно сначала учащийся раскрывает общее впечатление о том или ином явлении, а затем описывает его основные признаки.
Последовательность изложения этих фактов свободна. Она может определяться отношением школьника к данным характеристикам. Ключевым фактором для успешного написания такого сочинения является правильный выбор художественно-изобразительных инструментов.
Как писать сочинение по литературе, если преподаватель задал работу в данном жанре? Прежде всего, необходимо придерживаться основного плана:
- Сначала необходимо описать общее впечатление о каком-либо явлении.
- Затем дать характеристику отдельно взятым признакам или деталям.
- Описать собственное отношение к описанному.
Пример сочинения-описания
Основная причина, которая заставляет школьников (а нередко и их родителей) задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, – ЕГЭ. Однако не нужно дожидаться старших классов, чтобы учиться творческой работе.
Если школьник приложит достаточно усилий и уже начиная с младших и средних классов отточит умение писать сочинения, в будущем это сыграет ему на руку. Поэтому не стоит пренебрегать написанием обычных работ.
Рассмотрим пример, позволяющий школьнику научиться составлять сочинения-описания.
«На морском берегу около деревни Северное погода меняется всегда внезапно. Точно так же произошло и в этот раз. Еще с утра светило яркое солнце, но уже к обеденному времени картина начала меняться.
Грозные тучи заволокли небо до самого горизонта. Вдалеке можно было увидеть, как танцуют яркие молнии, вспыхивая то с одной стороны, то с другой.
Где-то далеко можно было увидеть стену дождя, которая словно соединяла воедино небесную твердь и море. Волны разбивались о берег, становились все сильнее, словно их с каждой секундой наполняло негодование. Поселок опустел.
Резкие порывы ветра тревожно развевали листья деревьев, раскачивали плетеные изгороди. Близился сильный шторм».
Где пригодится умение писать сочинения-описания?
Сочинение-описание является заданием не только для младших классов. Нередко учащимся средней и старшей школы необходимо описать особенности изображения природы в различных стихотворениях. Например, задание может звучать так: «Описание красот родной земли в поэзии Сергея Есенина».
Тренировка позволит школьнику научиться писать сочинения быстрее, и он уже не будет задумываться о том, как писать сочинение по литературе. План – это основа, которой необходимо придерживаться в любом жанре. Что касается описания, здесь важно помнить о первом пункте.
Оно непременно должно начинаться с подачи общего впечатления о явлении.
Как писать сочинение (ЕГЭ, литература): шаблон работы в жанре рассуждение
Чтобы написать хорошее сочинение подобного плана, школьник может придерживаться следующего шаблона:
- Введение к работе. Оно может состоять буквально из 2-3 предложений. Цель введения – подвести читателя сочинения к описываемой в нем проблеме. Можно рассмотреть структуру работы на примере сочинения-рассуждения «Нужны ли человеку жизненные цели?». Введение к подобному эссе может быть таким: «Каждый человек с юных лет слышит о том, что в жизни должна быть цель. У того, кто не ставит перед собой высоких задач, существование постепенно становится скучным и однообразным».
- Обозначение проблемы. Время, когда школьники уже достаточно серьезно задумываются о том, как писать сочинение по литературе, – 11 класс. Ведь впереди их ждут выпускные экзамены, от сдачи которых во многом будет зависеть дальнейшая судьба учащегося. В этом возрасте школьники – это уже вполне взрослые юноши и девушки, и они смогут правильно сформулировать проблему в сочинении. Постановка проблемы также должна составлять от 2 до 4 предложений. Задача данной части – сформулировать ту проблему, к которой у школьника есть аргументы. Например: «Однако в последнее время все больше людей отказываются от постановки профессиональных и личных целей в пользу размеренного существования. Врачи и психологи уже давно бьют тревогу по поводу повышения количества нервных расстройств и различных телесных болезней среди тех, кого в обществе принято называть «успешными людьми», достигающими целей. Все большую популярность приобретает направление так называемых дауншифтеров – тех, кто отказался от блистательной карьеры ради земных радостей».
- Собственный комментарий к описываемой проблеме. Объем данной части – от 4 до 7 предложений. «Люди неспроста выбирают для себя отказ от жизни, связанной с постоянным достижением целей. Ведь многие из этих целей являются не более чем иллюзией, ведь чем больше человек зарабатывает, тем больше ему хочется тратить. Помимо этого за статус и богатство нередко приходится платить слишком большую цену. Это стрессы, заболевания, недостаток свободного времени. Люди отказываются от бесконечной гонки за карьерой, даже несмотря на то что родные и близкие люди могут истолковать их решение превратно».
- Позиция школьника. Учащийся может выразить свое согласие либо несогласие с описываемой проблемой. Ему необходимо сформулировать свой тезис, который необходимо доказать в следующем абзаце. Объем данной части должен быть небольшим и составлять 1-2 предложения. Например: «Однако я не могу согласиться с такой позицией. Ведь человек, который отказывается от сознательного стремления к увеличению благосостояния, подводит не только себя, но и свою семью».
- Приведение аргументов. Это одна из наиболее объемных частей сочинения. Основной экзамен, заставляющий школьников задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, — ЕГЭ. А для допуска к данному экзамену сочинение-рассуждение является обязательным. Поэтому над умением формулировать хорошие аргументы учащийся должен подумать заранее. Продолжим пример, описываемый в предыдущих пунктах шаблона. Как писать сочинение по литературе? Этот вопрос после детального рассмотрения алгоритма уже не будет таким болезненным для школьника. «Ведь человек, который не ставит перед собой серьезных целей, в конечном счете лишает финансовой стабильности и себя, и близких людей. Жизненные обстоятельства не являются данностью, которая устанавливается раз и навсегда. На поворотах судьбы человека могут ждать препятствия, трудности, опасности. И нередко от них невозможно избавиться, если не иметь хорошей материальной базы, которая в ряде случаев возможна для человека только при построении хорошей карьеры. Например, моя знакомая Марья Пантелеевна в возрасте 18 лет решила посвятить всю свою жизнь семье и воспитанию детей. Она сознательно отказалась от получения высшего образования и постановки карьерных целей, рассчитывая на поддержку своего супруга, Иннокентия Агафоновича. Но ее надежды не оправдались – Иннокентий Агафонович повстречал на склоне лет юную доярку Прасковью и оставил Марью Пантелеевну на одних алиментах с четырьмя детьми. Теперь моя знакомая очень жалеет, что в молодости не стала уделять внимание вопросам целеполагания. В этом отношении я могу согласиться с цитатой Э.М. Ремарка: Настоящий идеалист стремится к деньгам. Деньги — это свобода. А свобода — жизнь».
- Заключение. Так как писать сочинение по литературе без хорошего заключения – сомнительная затея, школьнику важно подумать и о емкой концовке. В данной части школьник обобщает основные идеи своей работы. Он делает выводы, подводит итоги. Можно также призвать читателя к размышлениям на проблемную тематику. «Таким образом, без правильно поставленных целей человеческая жизнь становится не только более скучной и однообразной, но и подвергается опасности. Тот же, кто ставит перед собой достойные задачи, обеспечивает себе возможность для личностного роста, а также может противостоять жизненным проблемам и неурядицам».
Многие школьники ломают головы над тем, как писать сочинение по литературе. Шаблон позволит упростить это задание, сэкономить время и силы.
Сочинение-рассуждение. Подбор аргументов
Одним из наиболее частых заданий является сочинение-рассуждение. И важнейшей частью в его подготовке является подбор правильных тезисов.
Аргументы представляют собой доказательства в пользу тезиса, доводы и объяснения автора сочинения.
Так как писать итоговое сочинение по литературе в жанре рассуждения без хорошо подготовленных аргументов вряд ли получится, то к этому вопросу необходимо подойти с особой щепетильностью. Есть несколько типов аргументов:
- Логические. Их еще называют рациональными доводами. С помощь данного вида аргументов отражается логика человеческого разума. Логические доводы – это факты, теории, гипотетические предположения, статистические данные, различные свидетельства очевидцев и т.д.
- Иллюстрации. Без различных примеров из жизни или книг вряд ли будет полноценным сочинение по литературе. Как писать? Образец и шаблон позволяют школьнику упростить задание, но иллюстрации ему необходимо подобрать самостоятельно, проявив креативность. Данный тип аргументов – это примеры из личной жизни школьника или же из жизни его друзей. Полезно также дополнить сочинение яркими примерами из литературы. Можно также описать случай, который мог бы иметь место при стечении конкретных обстоятельств.
- Авторитетные мнения. Это могут быть высказывания великих людей, выдающихся деятелей науки, искусства, политики, воспринимаемые в обществе как аксиомы. Можно приводить пословицы и поговорки, ведь в них также отражается глубокая мудрость народа.
Аргументы за и против
Для учащегося, который умеет аргументировать свою точку зрения, вопрос о том, как научиться писать сочинения по литературе, уже не будет столь острым. Школьник может спокойно использовать аргументы обоих видов – как за, так и против.
Ведь доказательства могут как подтверждать какой-либо тезис, так и опровергать его. Здесь учащемуся необходимо уметь проявлять сдержанность и корректность.
Развитое чувство такта позволит критиковать тезисы других авторов, с которыми школьник может не согласиться.
Пример аргумента
Например, учащемуся нужны аргументы к тезису «Орфография является важным аспектом в письменном общении». Если учащийся согласен с данным утверждением, он может привести доказательства за. То, как писать сочинение по литературе и подбирать к нему правильные аргументы, лучше всего рассмотреть на примерах. Можно подбирать тезисы исторического плана.
Например: «Как-то раз, в военное время, на стене дома в полуразрушенном городе кто-то написал указатель «Оптека» и этим ввел в заблуждение своих бойцов. Ведь если за углом находилась аптека, то ради того, чтобы добыть лекарства раненым товарищам, можно было, рискуя жизнью, пробежать из одного конца улицы к другому.
Но что если там находится оптика? Кому понадобятся очки и аксессуары в это опасное время?»
Данный пример может послужить аргументом в пользу необходимости соблюдать правила орфографии.
Сочинение-повествование
Еще одним классическим типом сочинения является повествование. В нем события излагаются одно за другим. В качестве самого краткого сочинения-повествования можно привести слова Цезаря: «Пришел, увидел, победил».
Всего лишь три слова ярко и точно передают суть того, что произошло.
Работа данного типа тесно связана со временем и пространством – ученику необходимо обозначить конкретное время и место действия, имена лиц, названия предметов.
Пример сочинения в жанре повествования
Как писать сочинение по литературе данного плана? Рассмотрим пример.
«Стоял тихий вечер в небольшом городке Ивановской области. В восемь вечера продавщица продуктового магазина Елена Павловна возвращалась домой. Когда она проходила мимо заброшенной гостиницы, ей почудился странный звук, похожий на скуление.
Елена Павловна подошла к заросшей изгороди и увидела там двух небольших щенков. Видимо, кто-то решил избавиться от них и поэтому выбросил прямо около забора.
Продавщица, недолго думая, достала из кармана тряпичную продуктовую сумку, завернула бедных щенят и понесла домой.
Однако уже через несколько месяцев оказалось, что щенки эти были вовсе не простыми дворнягами. Маленькие создания вымахали в двух огромных мастифов. Поэтому Елене Павловне пришлось подумать о смене работы, ведь прокормить этих двух друзей на свою зарплату она никак не могла. Продавщица поначалу очень расстроилась.
Ведь выбросить щенков ей не позволяли внутренние убеждения. Но затем ей в голову пришла замечательная идея. Она решила открыть гостиницу для животных. Ее заведение стало настолько знаменитым, что Елена Павловна стала зарабатывать в несколько раз больше.
Весь свой доход благородная женщина теперь тратит на то, чтобы обеспечить домашним животным комфортные условия обитания в то время, пока их хозяева находятся в отпуске».
С помощью образцов ученик сможет понять, как писать сочинение по литературе. Примеры позволяют быстрее разобраться, каким образом структурировать материал в работе того или иного жанра. Сочинение по литературе – это не такое сложное задание, как может показаться на первый взгляд.
Если школьник хорошо знает тему, обладает грамотностью и богатым словарным запасом, такая задача не составит для него труда.
Так как правильно писать сочинение по литературе – это не просто работать с заранее данным планом или шаблоном, но и уметь выражать собственное мнение по поводу конкретной проблемы, то во многом такая работа требует умения мыслить, выявлять проблемы, подбирать аргументы. Все эти навыки под силам развить любому школьнику.
Источник: https://www.syl.ru/article/373320/kak-pisat-sochinenie-po-literature-obrazets-primeryi
Как написать эссе о себе. Советы по написанию
Сочинение о себе – отличный повод поразмышлять на вечные темы. Кто я? Какой я человек? Что я люблю? А что не люблю? Кем хочу стать в будущем? У каждого найдутся собственные ответы. Научиться думать, анализировать, познавать себя, формулировать и излагать мысли на бумаге весьма полезно.
Писательство обладает поистине терапевтическим эффектом.
Чтобы рассказ не превратился в полет абсурдной мысли, придерживайтесь определенных рекомендаций. Выясним, как написать лучшее эссе о себе.
Советы по написанию
- Придерживайтесь единой структуры изложения. Если рассказываете о семейных взаимоотношениях, воспоминаниях из детства, не вплетайте в канву повествования успехи в карьере и наоборот.
- Рассказ о себедолжен быть логичным. Проверьте его на предмет отсутствия орфографических, речевых, пунктуационных ошибок. Даже написание эссе о себе по незначительному поводу не избавляет от необходимости соблюдать правила русского языка.
- Чтобы сочинение было целостным, придерживайтесь главной линии на всем протяжении повествования. Это может быть ваше личностное качество, увлечение, особенности взаимоотношений с родственниками, интересные жизненные случаи, мировосприятие.
- Не делайте рассказ чересчур сухим. Применяйте изобразительно-выразительные средства языка (яркие эпитеты, метафоры, сравнения), стараясь не ограничиваться строгими фактами.
- Привносите нотки юмора в текст – этот прием поможет завладеть вниманием читателя.
- Сочинение должно всесторонне раскрывать вашу личность. Не превращайте текст в перечисление собственных достоинств. Говорите и об изъянах, но так, чтобы они казались не грубыми недостатками, а только преходящими несовершенствами, над исправлением которых вы усиленно работаете.
- В тексте должна быть интрига. Во вступлении заинтересуйте читателя, к примеру, тем, что у вас появилось необычное хобби. Но не выкладывайте тотчас все как на духу. На протяжении повествования ссылайтесь на примеры из личного опыта, обрисовывайте формирование собственного характера и лишь в завершении раскройте идею целиком.
Перед тем как начать написание эссе о себе, продумайте план. Если есть возможность, уделите этому несколько дней, чтобы соблюсти последовательность и увлекательность изложения.
Практические рекомендации
- Набросайте главные тезисы будущего произведения: жизненные примеры, воспоминания, мечты, увлечения.
- План состоит из введения, основной части и заключения. Разумеется, основная часть наиболее обширна. В ней вы расскажете самое важное.
- Составив план, внимательно перечитайте его, чтобы удостовериться в логичности расположения компонентов сочинения.
- Написав рассказ о себе, неоднократно перечитайте его. Вначале сконцентрируйтесь на общем настроении повествования, затем проверьте расстановку знаков препинания, а при заключительном прочтении – стиль и правописание.
Даже самые обычные события нужно преподнести в оригинальной форме, чтобы стало интересно не только прочитать ваше эссе о себе, но и познакомиться с вами лично. Творческий подход поможет вам выглядеть в глазах окружающих яркой личностью.
Пример 1
Рассмотрим образец написания эссе о себе, обозначив составные части.
Введение
Я самая обычная девушка, старающаяся оптимистично относиться к жизни. Мне хотелось бы стать сильной, успешной и уверенной в себе. Пока ничего не могу сказать о создании семьи, поскольку я сейчас больше нацелена на учебу. Считаю, что нужно обеспечить крепкую материальную базу, а потом уже задумываться о муже и детях.
Моя цель в жизни
Не могу сказать, что педагогическая карьера прельщает меня заработком – все-таки профессия преподавателя не самая прибыльная. Я считаю, что в эту сферу идут исключительно по призванию. Мне было бы интересно работать как с малышами, так и со взрослыми. У меня неплохие способности к иностранным языкам, поэтому, думаю, это позволит мне учить людей разных возрастов. Сейчас я свободно владею английским, на достойном уровне – французским и недавно приступила к освоению испанского языка. Мечтаю выучить арабский – он хоть и трудный, но необычайно красивый!
Мой характер
Особенное восхищение вызывает тот факт, что, состоявшись в профессии, завоевав уважение студентов и коллег, бабушка также сумела создать крепкую семью. Вместе с мужем она воспитала трех замечательных детей. Кстати, через два года бабушка и дедушка отметят юбилей золотой свадьбы. Я по-настоящему горжусь ими! Надеюсь, у меня тоже получится достичь баланса между личной и профессиональной жизнью. Моей маме этого, к сожалению, не удалось – я выросла без отца. Но я благодарна ей и бабушке с дедушкой за то, что они окружили меня такой любовью и заботой, что я не страдала от нехватки папиного внимания.
Вывод
Многие люди стремятся добиться жизненных высот. И зачастую они забывают о главном – о близких. Я бы не хотела, чтобы со мной произошло то же самое. Карьера, успех, признание – это, конечно, замечательно, но они теряют свою прелесть, если не с кем разделить эту радость. Хочу, чтобы рядом были дорогие сердцу люди.
Пример 2
Теперь рассмотрим второй пример эссе о себе, уже не выделяя пункты плана.
Здравствуйте! Меня зовут Юра, мне 15 лет. Моя семья состоит из мамы, папы и маленького братика Жени, который еще ходит в детский сад.
Я самый высокий в классе – 180 сантиметров. Занимаюсь тхэквондо, у меня спортивное телосложение. Я зеленоглазый шатен. По натуре реалист: не люблю ныть, но и розовые очки в качестве аксессуара по жизни не приемлю.
Насчет своего характера мне трудно сказать что-то вразумительное. Я нахожусь в том возрасте, когда меняются основные принципы, убеждения, взгляды на жизнь. Стараюсь быть добрым, помогать людям. Не терплю фальши.
Могу мгновенно разорвать отношения с человеком, если уличу его в лицемерии. Эдакий правдоруб. Не знаю, хорошо это или плохо. Наверное, следует все-таки быть мягче, давать второй шанс людям, ведь никто не идеален.
Работаю над этим.
Приятелей у меня много, а настоящий друг – один, и зовут его Игорь. Мы вместе ходим в шахматную секцию. Я постоянно ему проигрываю, но не обижаюсь, так как Игорь превосходит меня интеллектуально, а я его – физически. Закон равновесия соблюден. К тому же мое самолюбие немножко тешит тот факт, что я выигрываю у младшего брата Женьки. Ну и что, что ему шесть лет.
Чем я еще увлекаюсь? Папа учит меня играть на гитаре. Говорит, в будущем это поможет завоевывать внимание симпатичных девчонок. Но я учусь не поэтому. Мне просто нравится струнная музыка.
С будущей профессией я пока не определился. Если честно, иногда хочется стать каскадером. Знаю, рискованно, но зато как захватывает дух! Впрочем, это еще не точно. Одно знаю: скучная работа в офисе не для меня.
Источник: https://xn--24-mlc1ca4e.xn--p1ai/faq/o-sebe/
Как написать сочинение. Школьный помощник
Школьный помощник это помощь учащимся в освоении школьных предметов по русскому языку и литературе.
Это не словарь и не учебник, а скорее небольшой сборник статей, советов и решений о том, как подготовиться к выполнению письменных и устных работ: как написать определенную форму сочинения, как правильно писать изложение, диктант, как легче выучить стихотворение, небольшой рассказ и другая помощь в подготовке к школьным заданиям.
Самые распространенные ошибки
При пересказе следи за тем, чтобы:
• не путать события в рассказе, ведь они происходили в определенной последовательности;
• не придумывать то, чего в рассказе не было, не перевирать имена и названия;
• не пересказывать какую-то часть текста слишком подробно, а другую, наоборот, слишком кратко;
• правильно использовать значения слов, строить предложения по правилам русского языка, не нарушать порядок слов и не повторять много раз одни и те же слова.
Сочинение рассуждение на лингвистическую тему. Как писать сочинение?
Лингвистическая тема связана с языком. Обычно такие сочинения раскрывают смысл высказывания известного человека об определенном лексическом/грамматическом явлении (например, об актуальности неологизмов, о средствах выразительности). Но иногда в задании обозначена только тема (допустим, «Роль тире»). Тогда нужно вспомнить теорию из конкретного раздела лингвистики (в данном случае – правила пунктуации).
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему имеет такую же структуру, как и любое другое сочинение:
Структура сочинения
- Вступление (содержит мысль, которую нужно дальше раскрыть и доказать);
- Основная часть (раскрывает тезис, указанный во вступлении, и содержит несколько абзацев);
- Заключение (выводы).
Рассуждение можно вести в одном из трех форматов: доказательство, объяснение или размышление. Обязательно приводятся примеры для иллюстрации аргументов.
Готовая работа может выглядеть следующим образом:
- 1 абзац. Вступление (подведение к вопросу и тезис, 2-3 предложения);
- 2 абзац. Раскрывается первая часть цитаты (приводятся аргументы и пример);
- 3 абзац. Раскрывается вторая часть цитаты;
- 4 абзац. Записываются выводы.
Чтобы удачно написать сочинение, необходимо подробно написать о том, как вы понимаете смысл высказывания, и найти интересные примеры.
В устной речи мы используем паузы, чтобы выделить определенные фрагменты фразы, а на письме с этой же целью применяются запятые. Что будет, если их совсем убрать или перепутать местами? Смысл предложения в таком случае может измениться до неузнаваемости. Попробуем доказать.
Большинству из нас известна лингвистическая загадка «казнить нельзя помиловать». От того, куда будет поставлена запятая, в прямом смысле зависит жизнь человека. Поставим после «казнить» – станем свидетелями трагедии, поставим после «нельзя» — спасем от смерти. Этот пример нагляднее всего демонстрирует актуальность использования запятых в письменной речи.
Иногда запятые почти не влияют на смысл предложения, но позволяют сделать его более понятным и выразительным. Так же, как в устной речи мы самое важное и главное выделяем голосом, так же и на письме эта благодарная роль отведена запятым.
Рассмотрим такое предложение: «Удивительно, насколько прекрасно начало дня, когда солнце только поднимается над горизонтом, похожее на спелый апельсин».
Если убрать из этого предложения все запятые, то читателю придется несколько раз пробежаться по нему глазами, чтобы из набора слов получился осмысленный текст.
Запятые в письменной речи необходимы, чтобы правильно передавать смысл высказывания и облегчать прочтение. Они дают возможность определить, в каком месте сделать паузу, а также обозначают конец простого предложения в составе сложного.
2. «Актуальность синонимов в русском языке»
Одно из бесценных свойств русского языка – возможность передавать тончайшие смысловые оттенки. Поэтому в своей речи мы так часто используем синонимы. Их изобилие позволяет подобрать точное слово для обозначения предмета, признака, действия. Попробуем доказать актуальность использования синонимов на наглядных примерах.
Для начала необходимо вспомнить, что такое синонимы. Это – слова одной части речи, схожие по своему лексическому значению, но различные по написанию/звучанию. Они могут образовывать достаточно длинные синонимичные ряды (некоторые исчисляются несколькими десятками вариантов).
Поэтому мы всегда можем выбрать самое подходящее слово, в точности передающее определенный оттенок смысла. Для примера рассмотрим возможные синонимы к слову «сложный»: затейливый, витиеватый, хитроумный, причудливый, мудреный, замысловатый, претенциозный.
Какой из перечисленных синонимов лучше всего подходит для описания сложного узора вышивки на одежде? Полагаю, что «затейливый». А для сложной загадки? Думаю, что «замысловатая» или «хитроумная».
Кроме того, синонимы украшают нашу речь. Чтобы не повторять одно и то же слово несколько раз в тексте, лучше подобрать другое – близкое по смыслу. Допустим, вместо «например»в этом предложении только что мною было использовано иное вводное слово. Равно как и «иное» заменило «другое» — и всё в пределах одного абзаца.
Можно сделать вывод, что синонимы позволяют передавать тончайшие оттенки значений, а также помогают избегать повторов одного и того же слова в тексте.
Источник: https://azbyka.ru/deti/shkolnyjj-pomoshhnik
Учимся писать сочинения: советы для начинающих
Сочинение — это рассуждение на заданную тему, изложение своих эмоций и мыслей. В школе сочинения пишут с начальных классов. Сначала это описания картины или вида из окна.
В средней школе начинаются рассуждения на вечные темы: дружба, любовь, жизнь и смерть, выбор профессии. Школьники пишут сочинения не только по литературе, но и по истории, обществознанию, иностранным языкам.
Так что умение писать сочинение — незаменимо в учёбе.
Вот несколько плюсов написания сочинений.
- Сочинения учат размышлять. Для написания текста приходится много анализировать, искать информацию в книгах и интернете, обобщать свой или чужой жизненный опыт.
- Сочинения учат находить нужные факты, проверять и сопоставлять их.
- Сочинения развивают логическое мышление. Тексты имеют структуру: вступление, основная часть, заключение. Все части текста должны быть связаны главной мыслью. Отслеживание логики повествования — важный навык, который пригодится потом и в студенчестве, и в работе.
- Сочинения пробуждают творческое начало. Писать по шаблону — скучно и вредно. Чтобы написать что-то по-настоящему интересное, придётся проявить фантазию. Любители сочинений в школе в будущем нередко становятся писателями.
Писать сочинения придётся ещё и на государственных итоговых аттестациях (ОГЭ и ЕГЭ). На ОГЭ школьников ждут небольшие сочинения-рассуждения. Одиннадцатиклассникам же предстоит написать итоговое сочинение. Также сочинения включены в ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию и истории.
В школе часто не приветствуют уникальное мышление в сочинениях. Преподаватели в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда», наоборот, приветствуют авторскую позицию, помогают в развитии стиля и дают интересные темы для текстов. А ещё для подготовки к экзаменам можно узнать, как правильно писать сочинения на ОГЭ и ЕГЭ, на специальных курсах.
Как полюбить писать сочинения
Если ваша цель, не просто узнать, как писать сочинения по русскому языку и литературе, но и полюбить это делать, то вот несколько простых советов, которые вам помогут.
Выбирайте интересные темы
Тема «Как я провёл лето» приелась? Придумайте другую! Напишите отзыв на книгу или фильм. Сочините свою фэнтезийную историю. Пишите о том, что вам интересно прямо сейчас. А когда набьёте руку, можно будет переходить к обязательным темам школьной программы.
Заведите личный дневник или блог
Описывайте свой день, людей, которых встречали, события и впечатления от них. Такие записи — тоже своего рода сочинения, они помогут научиться анализировать и грамотно строить предложения.
Избавьтесь от шаблонов
Для облегчения написания сочинений в учебниках часто дают шаблоны для сочинений. Например: «Прочитанный мною текст затрагивает важные проблемы» или «В заключение хочется сказать, что…». Писать так очень скучно. Постарайтесь полностью убрать из своей письменной речи эти формулировки. Выражайте свои мысли простым красивым языком.
Читайте книги
Чтение книг, особенно классики, — огромное подспорье для тех, кто хочет правильно писать сочинения.
Книги расширяют словарный запас, учат красиво и грамотно строить предложения, развивают воображение и заставляют нас думать. От книги будет больше эффекта, если вы после прочтения напишите на неё отзыв.
Это не только дополнительная практика, но и возможность как следует «переварить» полученную информацию.
Запишитесь в кружок
Есть школы писательского мастерства, журналистские кружки и молодёжные газеты, в которых вас научат красиво и грамотно писать. Часто такие коллективы посылают своих авторов на творческие конкурсы — интересные задания и темы, призы помогут пробудить интерес к сочинительству.
Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/essay
Как написать блестящее эссе для поступления
У вас могут быть хорошие и даже удовлетворительные оценки, но вы всё равно можете поступить в Гарвард. Не самые лучшие балл по TOEFL и GMAT могут привести вас в Стенфорд. Такое случается часто. Всё дело в правильно написанном эссе, которое показывает ваши цели и амбиции и раскрывает ваш талант и потенциал. Обычно при поступлении вам нужно написать одно или два эссе.
Как говорят сотрудники приёмной комиссии «Лиги Плюща», эссе – самая запоминающаяся часть из всех документов, которые вы предоставляете для поступления. Через эссе приёмный комитет пытается увидеть вас как личность, что вы на самом деле из себя представляете. У тысячи абитуриентов одинаковые баллы за экзамены, оценки и именно эссе выделяет вас и раскрывает вашу личность.
Кроме того, эссе показывает, как вы умеете подавать себя, анализировать информацию, общаться с другими людьми в письменной форме. Сотрудники приёмной комиссии, когда читают эссе не только узнают о вас информацию и судят о вас по грамматическим структурам и использованным языковым единицам, но также обращают внимание на то, что вы сказали и какие идеи представили в своём эссе.
Самые распространённые вопросы для эссе
Вопросы могут быть разными, начиная от «Расскажите нам о себе» или «Какая у вас любимая книга». Мы собрали список самых частых вопросов для эссе:
- Расскажите о своём самом важном достижении.
- Как вы проводите время после уроков? Опишите два вида деятельности и их важность.
- Опишите человека, который повлиял на вас и каким образом.
- Если бы могли улучшить одно умение или талант, что бы это было и почему?
- Какой курс, человек, проект или книга влияют на вас? Каким образом?
- Опишите ваши планы на будущее
- Какой курс вы бы хотели пройти и как он помог бы вам в будущем
- Основываясь на своём жизненном опыте и опыте вашей семьи, что бы вы хотели рассказать нам о себе?
- Опишите трудную ситуацию, через которую вы прошли
- Где вам пригодились лидерские качества?
- Какую дополнительную информацию вы бы хотели о себе сообщить?
Если вы подаёте документы в 10 университетов, это не значит, что придётся писать 10 разных эссе. Есть техника, которая называется recycling. Она заключается в том, что вы просто изменяете части вашей работы, в зависимости от вопроса, который перед вами поставлен. Приведём пример.
Один университет просит вас написать эссе: «Расскажите об опыте, который значительно повлиял на вас», другой университет поставил следующую задачу: «Расскажите о разговоре, который изменил ваш взгляд на жизнь». На первый взгляд, темы разные, но это не так. Вы можете написать, как приготовление отцом завтрака сформировало ваш взгляд на жизнь.
Это эссе точно ответит на первый вопрос. Если вы начнёте эссе с такой фразы «Несмотря на то, что в жизни у меня было бесчисленное множество разговоров с отцом, самый важный разговор не состоялся…», то вы ответите на второй вопрос. Такое начало подойдёт и для темы «Расскажите о самом грустном моменте».
Когда пишете эссе, не склоняйтесь к одной теме, пишите так, чтобы можно было изменить пару деталей и составить эссе для другого университета.
Пять шагов к написанию первоклассного эссе
Шаг первый — сбор тем для эссе.
Соберите все темы для эссе и запишите их. Начините вспоминать примеры из вашего жизненного опыта, которые можно подвести под эти темы. Пишите всё, что приходит в голову. Следующие вопросы помогут вас сконцентрироваться:
- Чем вы больше всего любите заниматься? Какие у вас хобби?
- У вас есть определённые навыки или талант?
- Кто больше всего повлиял на вашу жизнь? Кто больше всего запомнился?
- Чем вы занимались в прошлые каникулы?
- Какой у вас лучший день? Опишите его.
- Что изменилось в вашей жизни за последние 4 года?
- Вспомните самый запоминающийся момент с вашими родными/друзьями/учителями.
- Какими достижениями вы гордитесь?
- Что делает вас уникальным?
- Какое у вас самое важное качество?
- Чьей философии жизни вы придерживаетесь?
- Вспомните самое трудное задание, которое вам пришлось выполнять.
- Когда и где вы продемонстрировали лидерские качества.
Пишите всё, что приходит в голову. Хорошая идея — попросить ваших родителей или учителей тоже ответить на эти вопросы, потому что вы могли забыть что-то, что они помнят.
Шаг 2 – доводим до совершенства список тем.
Случается так, что все пишут об одном и том же. Ваша задача – выделяться. Ваше эссе должно быть оригинальным и непохожим на другое. Убедитесь, что то, что вы пишите затрагиваете оригинальные темы (обычно пишут про путешествия, родителей, спорт). Вам нужно продемонстрировать уникальный подход к теме.
Ваша идея должна быть поддержана хорошими примерами или историями. Эксперты приёмной комиссии должны анализировать ваше эссе, поэтому будет хорошо, если у вас не будет поверхностных идей и можно будет задуматься над некоторыми вещами.
Важно также помнить, что в приёмной комиссии люди не обладают некоторыми знаниями, то есть не нужно писать специфические термины или вещи, которые трудно понять вашим друзьям, родителям и экспертам приёмной комиссии.
Прочитайте ещё раз ваше эссе и убедитесь, что оно показывает вас как личность, что тема на самом деле является значимой для вас, что вы сумели показать интерес к теме, найти оригинальный подход.
Шаг 3 – отвечайте на вопросы, прислушиваясь к себе.
Будьте собой. Не думайте о том, что хотели бы увидеть сотрудники приёмной комиссии. Выберите те темы, которые вы можете раскрыть и которые имеют для вас значение. Выражайте свои идеи и делитесь своим опытом.
Начните с интересного вступления. Вам нужно начать эссе так, чтобы захотелось читать дальше. Например, вы можете начать с того, что боитесь звука оружия.
Многие сразу догадаются, что дальше будет продолжение о войне или о том, что вы услышали звуки стрельбы. Вы же делитесь секретом, рассказывая о своей фобии стоматологов.
Помните только, что вступление не должно быть затянутым, у вас ограниченные рамки эссе.
Делитесь информацией о себе. Эссе – уникальная возможность общения с университетом. Ваше эссе должно показать о чём вы думаете, ваше отношение к жизни, цели и вас как личность. Фокусируетесь на себе.
Пишите то, что запомнится и будет притягивать читателя. Ставьте перед читателем вопросы, делитесь чувствами, чтобы сотрудники комиссии могли чувствовать то, что вы чувствовали. Спрашивайте себя, интересно было бы вам читать ваше эссе.
Используйте оригинальный язык. Нужно несколько раз перечитать ваше эссе, чтобы вы использовали интересные слова, грамматические структуры. Будьте аккуратны с юмором, редко кому удаётся его грамотно использовать.
Покажите рост и развитие. Сотрудники приёмной комиссии хотят увидеть, как вы выросли, когда прошли через какую-то ситуацию, как изменилась ваша жизнь. Они также оценивают, способы ли вы учиться в университете. Обязательно напишите про то, как вы изменились и через какие трудности прошли, чему вы научились в процессе.
Приводите чёткие примеры. Не просто пишите, что вы абсолютный лидер. Опишите ситуации, приведите примеры, где вы продемонстрировали лидерские качества.
Закончите ваше эссе так, чтобы сотрудник приёмной комиссии запомнили вас. Можно завершить ваши идеи таким образом, чтобы они могли подумать над этим.
Шаг 4 – проверяйте, переписывайте.
Проверяйте эссе много раз, обращайтесь за помощью к друзьям, родственникам. Можно написать студентам выбранного вами университета и попросить их помочь, предложить идеи или поправки к вашему эссе. Студенты Гарварад рекомендуют обращаться за помощью к двум – трём редакторам.
Шаг 5 – доводим эссе до совершенства.
Чтобы ещё раз убедиться, что в эссе нет ошибок и опечаток, есть хорошая техника – читайте эссе с конца. Когда вы читаете с конца вы не концентрируетесь на ошибках, а ваш фокус направлен на слова и написание. Проверяйте любые слова, в правописании которых вы не уверены, в словаре.
Считайте слова. Если вас просят написать 500 слов, не пишите более 10 – 20 слов сверх установленной границы.
Источник: https://LinguaTrip.com/blog/writing_essay/
Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?
Выпускники считают самым сложным заданием ЕГЭ по русскому — написание сочинения. Поэтому к подготовке этой теме нужно подойти основательно.
1. Алгоритм написания сочинения
- Внимательно прочитайте текст (обратить внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора);
- Определяем тип текста (художественный или публицистический);
- Сформулируйте проблему и позицию автора;
- Продумайте комментарий (следите, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора);
- Подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторского текста);
- Определите своё отношение к позиции автора (согласие/несогласие);
- Подберите аргументы (они должны подтверждать или опровергать мнение автора);
- Продумайте композицию сочинения: введение, заключение, микровыводы и связки между частями;
- Продумайте вступление и заключение. По объёму идеально, если вступление и заключение вместе будут составлять треть сочинения. Во вступлении можете написать о своём понимании темы, о значении входящих в неё слов (если вспомните подходящие цитаты или афоризмы — пишите). Заключение — подведение итогов, пересмотр уже написанного, ваши выводы. Сформулировать их надо как можно чётче;
- Проверьте правильность деления на абзацы (рекомендуется каждую смысловую часть выделить в отдельный абзац. Каждый аргумент тоже выделить в отдельный абзац. В сочинении должно быть минимум 3 абзаца);
- Не допускайте ошибок при переписывании. Перечитайте сочинение, чтобы исправить допущенные ошибки. Особое внимание следует обратить на речевые и грамматические ошибки.
2. План сочинения ЕГЭ
Структура сочинения состоит из следующих разделов:
- Вступление.
- Проблема.
- Связка.
- Комментарий (1-й пример) + Пояснения к комментарию + Связка.
- Комментарий (2-й пример) + Пояснение к комментарию + Связка.
- Позиция автора — как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме. 1-2 предложения.
- Собственная позиция. Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства) — 1-2 предложения: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.
- Заключение.
Вступление. Как начать сочинение?
- Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
- Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
- Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
- На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!
- Порассуждать об эпохе, вспомнить факты из биографии писателя, кратко поговорить глобально о поднятой теме.
Клише для вступления в сочинении:
- Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт…
- Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
- «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…
Структура комментария:
- Пример из текста.
- Пояснение примера.
- Смысловая связь между примерами.
- Пример-иллюстрация из текста.
- Пояснение.
Требования к комментариям:
- Написать 2 примера, которые иллюстрируют проблему. Здесь можно использовать частичное цитирование с пояснением. Важно!!! Не нужно вставлять объемные цитаты. Используйте только главную часть.
- Выделить смысловую связь между приемами: причинно-следственную, противительная или другие связи в тексте.
- Пояснение к примерам-иллюстрациям. Объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую.При написании комментария нужно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.
- Соответствие заявленной проблеме.
- 0 баллов ставится в комментарии если:
- Допущена одна неточность, комментарий оценивается в 0 баллов.
- Комментарий не написан.
- Комментарий написан без опоры на текст.
- В комментарии присутствуют фактические ошибки.
Ошибки в комментариях:
- Комментарий не полностью основывается на тексте.
- Плохой пример комментария.
- Комментарий затмевается текстом цитат или пересказом.
В комментарии не должно быть:
- Пересказа исходного текста или его части. Рассуждений по поводу всех проблем текста. Комментариев о действиях героев текста.
- Избегать повторов слова «проблема».
- Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что…», «проблема о мужестве и стойкости…».
Как писать комментарий?
- Нужно внимательно прочитать текст.
- Для публицистических текстов: выделите для себя предложение, в котором заложен основной смысл, который хотел донести автор, затем задайте к нему вопрос.Это и будет проблема, поставленная автором.
- Для художественных текстов: читайте «между строк»: что хотел сказать автор? Если поставить проблему сложно, внимательно всмотритесь в ключевые слова и попробуйте по ним определить мысль автора.
Клише для комментария:
- Автор считает (что?)
- Автор отмечает важность (чего?)
- Автор рассказывает (о чём?)
- Автор размышляет (о чём?)
- Автор обращает внимание на (что?)
- Автор подчеркивает (что?)
- Автор раскрывает проблему на примере
- Автор делает акцент на том, что
- Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
- Вопрос о…. никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
- Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…
Аргументы должны быть:
- Точными.
- Развёрнутыми и убедительными.
- Доказывать вашу точку зрения.
Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример.
Не важно с одного произведения или разных. Помните, что писать аргументы одним абзацем — нельзя.
Перед каждым аргументом должен идти тезис, так ка не понятно зачем аргументы вообще нужны и что иллюстрируют литературные примеры.
Клише для аргументов:
- Жизненный опыт: часто приходиться сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного…
- Читательский опыт: эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме…
- Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира…
Как заканчивать сочинение?
- Заключительная часть сочинения по объему примерно равна введению. Ее содержание должно быть кратким, емким, логичным. Обязательна связь с предыдущими структурными частями. Для этого можно использовать слова и конструкции: «итак», «таким образом», «следовательно», «в этой связи», «значит» и пр.
- 2-3 предложениями, дублирующими вступление.
Клише для выводов в заключении:
- После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь…
- Автор стремился показать… Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…
Советы!!!
- Не забывайте каждую часть начинать с новой строки.
- Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другом.
- Следите за объёмом (союзы и частицы тоже считаются). Идеально, если итоговая цифра перевалит за 350. Но даже если будет 250 — не страшно, а вот за 249 уже будет выставлен «незачёт».
Источник: https://bingoschool.ru/blog/125/