Государство и церковь в xvii в. — для студента

Швецова В.В.

  • учитель истории
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59»
  • г. Курска
  • Разработка урока истории
  • «Церковь и государство в ⅩⅦ веке» (10 класс)
  • Цели урока:
  1. Рассмотреть особенности положения церкви и государства в России в середине ⅩⅦв.

определить направления развития, проблемы взаимоотношений церкви и государства.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Выявить сущность, причины, последствия церковного раскола.

  1. Совершенствовать интеллектуальные умения и навыки учащихся на основе использования деятельностного подхода в обучении при решении проблемных ситуаций трёх уровней.

  1. Тип урока.
  2. Урок – объяснение нового учебного материала.
  3. Наглядность:
  1. Репродукция картины В.Сурикова «Боярыня Морозова»

  2. Репродукция рисунков В.Горелика «Церковный раскол»

  3. Рисунки «Предметы церковного ритуала» в Энциклопедии религий (часть 1)

Ход урока:

Учитель.

Эпиграфом к нашему уроку можно взять слова великого русского философа Н. Бердяева: «Церковный раскол ⅩⅦ века проходил не только через русскую историю. Он проходил через саму душу русского народа, его сознание, способное довести всякую идею до предела, до крайности».

13 мая 1667 г., в несчастливое по народным поверьям число собор святителей России и православного Востока осудил всех не признавших нововведения патриарха Никона.

Преобразование, проведенное решительно и быстро, выявили глубинные проблемы и противоречия в жизни русского общества, складывавшиеся на протяжении длительного времени.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Рельеф и геологическое строение средней сибири - для студента

Оценим за полчаса!

Важное место в ряду этих проблем занимало понимание роли русской церкви во всем православном мире.

В этот период окончательно утвердилось представление об исключительности Русской Православной церкви и Московского государства.

Вопросы классу:

  1. В чём выражалось эта исключительность и особая роль русской церкви и русского государства в середине 17 – ого века?

  2. Скажите, почему церковь и государство в этих представлениях неразрывно связаны.

После ответа учащихся о теории «Третьего Рима» учитель предлагает прочесть материал №1 «Церковь в семнадцатом веке» и ответить на поставленные вопросы.

1. Церковь в ⅩⅦ веке.

В ⅩⅦ веке русская православная церковь сосредоточила в своих руках огромные богатства: земли, деньги, ценности. Только в подчинении патриарха находилось 120 тысяч крестьянских дворов, где жили и работали на главу церкви крестьяне.

Богатейшими землевладельцами, имущество которых нельзя было отчуждать и разделять, являлись монастыри. 13% русских крестьян (1млн. 250тыс. человек) принадлежало монастырям.

  • Алексей Михайлович в 40е годы издает несколько указов, касающихся церкви.
  • В одном из них говорится: «…В монастырях запрещено держать хмельное питьё потому, что усиление пьянства грозит иноческому (монашескому) чину совершенным разрушением».
  • В другом указе царь настаивает «чтобы священники учили детей своих и приготовляли их на места свои, а не торговали Христовою церковью, не допускали в священство сельских невежд».
  • В 1630 году монах Капитон призывал правоверных бежать из запятнавших себя церквей.
  • В этом же году в Заволжье среди приходских монахов возникло движение с призывом к подъёму образовательного уровня духовенства, укреплению дисциплины, а также сделать богослужение более понятным людям, очистить веру от пьянства, разврата, язычества.
  • Во время богослужения в церкви широко использовалось многоголосие, когда несколько священников одновременно пели, читали разные части одного текста, а прихожане не в силах ничего разобрать часто вели мирские беседы.
  • В Пскове «аллилуйе» (славлю Бога) священники произносили во время молитвы трижды, а в Москве дважды.
  • Крестный ход и венчания проводили в Москве не по солнечному кругу, а в Новгороде «посолонь» — по солнечному.
  • В Византии (родине православия) было принято троеперстие, а на Руси двуперстие.

Даже священники не могли решить вопрос кого можно считать «истинно крещёным» — того, кто был «обливан» (т.е. окроплен святой водой) или того, кто был полностью погружен в неё.

В разных уездах России одни и те же молитвы читались по – разному, из – за разночтения в церковных книгах.

Вопросы:

  1. Могла ли Русская Православная церковь выполнить возложенную на неё, как считали, провидением Божьим, великую миссию «Третьего Рима»? Своё мнение аргументируйте.

  2. Какие шаги необходимо было предпринять, чтобы Московская церковь стала центром православия?

После ответа на вопросы учащиеся приходят к выводу, что церковь нуждалась в преобразованиях, усилении влияния в обществе. Начинать выполнять эти задачи необходимо было с приведения в единообразие церковных обрядов и богослужения.

  1. Данное задание демонстрирует успешное выполнение учащимися проблемного задания первого уровня.
  2. Проведение церковной реформы берет на себя патриарх Никон.
  3. Сообщение о патриархе Никоне (3 мин).
  4. Перед Никоном возникает достаточно сложная проблема — по — какому образцу: «благочестивой русской старины» или греческому (поздневизантийскому) проводить единообразие церковных обрядов и богослужения?
  5. Вопрос классу:
  6. Как вы считаете, какой вариант был избран патриархом и почему?

Обсуждение данного вопроса выводит класс на второй проблемный уровень, т.к. учащимся из множества достаточно сложных вариантов «за и против» приходится выбирать правильное, серьёзно аргументированное решение.

Учащиеся приходят к выводу, что «огречивание» русского церковного чина побеждает и имеет особый смысл т.к.

приближает объединение разных православных народов (греков, болгар, сербов, украинцев, белорусов) под властью русской церкви, русского царя.

1652 году патриарх Никон своими указами начинает проведение церковной реформы. Учащимся предлагается работа с материалами №2:

2. Реформы патриарха Никона (1652-1654 гг).

  • До реформы
  • После реформы
  • 1.Догматы
  • 2. Таинства

3.Язык богослужения.

  1. 4.Отношения со светскими властями
  2. 5.Церковные обряды
  3. Считается, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына.
  4. Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха как все люди.
  5. Испытание души умершего после смерти.
  6. Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение.
  7. Церковнославянский
  8. «Симфония» православной церкви с государством («священства и царства»).
  9. Земные поклоны
  10. Двуперстное крещение
  11. Двукратное «аллилуйе» в молитвах
  12. Хождение священников во время венчания и крёстного хода «посолонь»
  13. Имя Христа пишется «Исус»
  14. Шестиконечный или восьмиконечный крест
  15. Служба ведётся на семи просфорах
  16. Считается, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына.
  17. Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха как все люди.
  18. Испытание души умершего после смерти.
  19. Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение.
  20. Церковнославянский
  21. «Священство» выше «царства» — особое возвышение патриаршества.
  22. Поясные поклоны
  23. Троеперстное крещение
  24. Троекратное «аллилуйе»в молитвах.
  25. Хождение священников во время венчания и крёстного хода против солнечного круга.
  26. Имя Христа пишется «Иисус»
  27. Четырёхконечный (латинский) крест.
  28. Служба ведется на пяти просфорах.
  29. Иконы необходимо писать по греческим образцам, «неправильные» иконы приказано уничтожить.
  30. Началось спешное переписывание церковных книг под руководством киевских и греческих монахов.
  31. Вопросы:
  1. Какие стороны христианской религии затрагивали реформы Никона?

  2. Почему реформы вызвали неприятие у православных верующих?

Учащиеся приходят к выводу, что изменение обрядовой стороны вызывает серьёзное неприятие в русском обществе в силу того, что обрядовая стороны и учение за русского человека одно и то же, и что, как считал В.

Соловьёв: «Меняя обрядовую сторону, Никон затронул саму душу русского человека»В этот достаточно напряженный момент возникает конфликт между патриархом и царем по вопросу «что выше священство или царство».

Далее, следует рассказ учителя о конфликте между патриархом Никоном и Алексеем Михайловичем, закончившийся лишением сана и ссылкой патриарха.

Заключительная часть урока посвящена рассказу о Церковном соборе 1666 – 1667 гг., положившем начало расколу после проклятия противников реформ. Речь идет о преследовании и наказании противников нововведений. Учащиеся знакомятся с деятельностью протопопа Аввакума (сообщение 3 мин).

  • На данном этапе урока учащиеся самостоятельно формулируют и решают проблемное задание третьего уровня и оценивают:
  • — какие цели ставили перед собой авторы реформы;
  • — каких результатов достигли;
  • — в чем причина противоречивостей целей и результатов реформ;
  • — к каким последствия в истории России они могли привести.
  • В ходе урока выстраивается логическая схема:

Государство и церковь в XVII в. - Для студента

  1. .
  2. Домашнее задание:
  3. § 33, вопросы, задания, документы к параграфу.
  4. Дополнительное задание:
  1. Почему староверов часто называют «кержаками»?

  2. Подготовьте сообщение по староверческом поселении Стародуб (Новгород – Северская земля)

Источник: https://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-istorii-na-temu-cerkov-i-gosudarstvo-v-vii-veke-274680.html

Церковь и государство в XVII в

Становление абсолютизма произвело глубокие изменения в положении церкви, которая в XVII в. продолжала оставаться крупнейшим феодалом, в распоряжении которого находилось около 1 млн. чел. тяглого населения. Однако ее хозяйственная база в сравнении с хозяйственной базой формировавшегося дворянского государства значительно сузилась. Поместная система землевладения продвигалась на

Волгу, за Оку, к Днепру, частично — на север. С ростом торгово- промышленных городов и слобод увеличивались налоговые сборы в государственную казну. В то же время церковное и монастырское землевладение, скованное законодательными ограничениями XVI в., возрастало очень медленно. Уложение 1649 г., подтверждая положения соборного приговора 1580 г.

, ввело запрет на передачу монастырям вотчин на помин души (вместо этого предлагалось делать денежные вклады) и запретило священникам и церковным учреждениям покупать и брать земли в залог. Норма Соборного Уложения о переписи «за государя …

безлетно (бессрочно) и бесповоротно» городских «белых» слобод, большая часть которых принадлежала патриарху, епископам и монастырям, лишила церковь значительной доли доходов.

Соборное Уложение изъяло из церковной юрисдикции гражданские и уголовные дела духовных лиц. Гражданские дела священников и монахов стал разбирать специально созданный Монастырский приказ, состоявший из дворян и дьяков. Уголовные дела рассматривались в Сыскном и Разбойном приказах, а также воеводами.

В связи с этим патриарх Никон назвал Уложение 1649 г. «бесовским», и на церковном соборе 1667 г. его положения относительно церковных судов были пересмотрены в сторону их восстановления, а Монастырский приказ был упразднен.

Таким образом, противоречие между церковью и государством, главным образом лежало в сфере доходов, а не властеотноше- ний, и инициировалось дворянским сословием, представлявшим социальную опору самодержавия. Заинтересованность дворянства в усилении государства, которое отчисляло ему часть своих доходов в виде денежных окладов, пенсий и т.д.

, а также предоставляло право владения землей и крестьянами, значительная часть которых принадлежала церкви, стала главной причиной ее подчинения государству.

Царская и патриаршая власть. Патриаршая власть в XVII в. полностью зависела от царской власти. Как и во второй половине XVI в. все церковные соборы созывались не патриаршим решением, а царскими указами, их члены вызывались царскими грамотами, порядок работы, проекты докладов и приговоров заранее готовились правительственными комиссиями боярской думы.

Контроль над работой собора осуществлял, как правило, лично присутствовавший на нем царь или назначенный им боярин, который следил за точным выполнением намеченной программы.

Таким образом, церковные соборы, которые по каноническим правилам представляли высшие органы церковной власти и управления, являлись лишь совещательными учреждениями при особе государя, органами царского законодательства по церковным делам.

Избрание патриарха и епископов формально осуществлялось на церковных соборах, но по указанию царя. Кандидатов предлагал «пре- изящный синклит», т.е. боярская дума. Должности игуменов и протопопов замещались простым царским назначением.

Управление патриаршими церковными приказами — дворовым, казенным и судным, а также епархиальными административными и судными органами, согласно Стоглава, осуществляли лица, назначенные архиереями. Однако с 1613 г.

было установлено, что патриаршие и епископские бояре, дворецкие и дьяки «даются от государя».

Царское вмешательство в церковное управление не ограничивалось административной, финансовой и судебной сферами. Как и в XVI в. соблюдение постов, служение молебнов, порядок в церквях и т.д. регламентировались царскими указами. Надзор за их исполнением возлагался на воевод, которые имели право привлекать нарушителей к различным видам ответственности.

Таким образом, главенство в церкви во всех отношениях фактически принадлежало царю, а не патриарху, что признавалось соборами как бесспорный и богоустановленный порядок, потому что в XVII в.

, в условиях укрепления абсолютизма, теория наместничества («вас (царей) господь бог в себе место избра на земли») стала уже недостаточной, и самодержец по византийской традиции стал прямо провозглашаться богом (цари «воистину по бозе бози»). Собор 1660 г.

постановил, что земной бог имеет над церковью равные права с небесным богом, что явилось юридическим обоснованием царских прав на управление церковью.

Государство не могло обойтись без церкви, поскольку определяющим фактором жизни общества являлось православное религиозное мировоззрение, имевшее геополитическое значение, православие исповедовали не только русские, но и украинцы, белорусы, проживавшие на территории Речи Посполитой, а также многие нерусские народы. Через веру церковь воспитывала в народе сознание незыблемости существующего строя и необходимости подчинения властям. В этом смысле церковь выступала одним из крупнейших институтов феодального государства, который через догматическую и культовую системы осуществлял его идеологическую функцию.

Патриарх Никон (в миру — Никита Минов) считается инициатором проведения церковной реформы, вызвавшей раскол в русской церкви на никонианцев, т.е. сторонников реформы и официальной церкви, и старообрядцев или староверов, которые придерживались древних порядков.

Никон вышел из семьи мордовского крестьянина. Сближение с царем Алексеем Михайловичем в середине 1640-х гг. позволило ему в 47 лет (1652 г.) стать патриархом.

Приобретя неограниченное доверие царя, он на правах «собинного друга» был, как и отец первого царя, патриарх Филарет, удостоен титула «великого государя».

Умный, начитанный и энергичный патриарх отличался вместе с тем вспыльчивым и нетерпимым характером, а также огромным властолюбием, что толкнуло его на попытку вмешательства в самодержавную власть и вопросы государственного управления.

Будучи противником войны с Польшей, он поддерживал тайные связи с ее агентурой на Украине, и настаивал на войне против Швеции за овладение Балтийским побережьем. Он критиковал деятельность правительства в сфере законодательства, связанную с ограничением права церковной собственности на землю, и выступал за ликвидацию Монастырского приказа, контролировавшего монастырское землевладение.

В патриаршество Никона вопрос о положении церкви в государстве и ее отношении к светской власти, возникший еще в период объединения русских земель вокруг Москвы, приобрел наибольшую остроту.

Никон открыто говорил о превосходстве духовной власти над светской («священство выше царства»), что не было поддержано даже в среде духовенства, потому что напоминало враждебную православию политику римских пап.

Читайте также:  Новые марки: разработка новых продуктов и классификация - для студента

В условиях укрепившегося самодержавия стремление Никона возвысить патриаршую власть выше царской закончилось его отставкой и опалой.

Причины церковной реформы многие исследователи усматривают, с одной стороны, в необходимости укрепления дисциплины, порядка и нравственных устоев духовенства. С другой стороны — в стремлении патриарха Никона превратить русскую церковь в центр мирового православия, что требовало унификации обрядов, церковных книг, иконописи и установления единообразия церковной службы.

Однако эти причины лежат на поверхности и не полностью раскрывают политико-правовую сущность реформы, которая была связана с процессом централизации власти, как в государстве, так и в церкви.

Известно, что патриарх Никон не раз высказывал мысль о том, что совершенно не важно, как креститься — двумя или тремя перстами, или читать молитвы по старым или новым книгам — и те, и другие, по его словам, были хороши.

Вопрос заключался во власти, в выстраивании строгой церковной иерархии, церковного аппарата управления по примеру государственного, с такой же самодержавной властью в церкви, как и в государстве.

Суть реформы заключалась именно в этом, а не в исправлении церковных книг и обрядов, что в собственном смысле нельзя назвать реформой, потому что эти исправления не вносили никаких радикальных изменений в жизнь церкви и ее положение в государстве. Именно борьба за власть в церкви и государстве заставила Никона жестко и непримиримо, вплоть до уголовной репрессии, начать исправление церковных книг, иконописи, обрядности и церковных правил по греческим образцам, что было непонятно даже для его сторонников из «Кружка ревнителей благочестия», с которыми он когда- то начинал борьбу за чистоту православия.

Геополитические планы и эсхатологические ожидания. До XV в. русская церковь являлась одной из митрополий византийской вселенской церкви, но с началом формирования в XV в.

великорусского централизованного государства и принятием греческой церковью Флорентийской унии 1439 г. она стала автокефальной и приняла национальный характер.

Во Флорентийской унии она усматривала предательство вселенской греческой церковью восточного православия.

Падение Византии позволило строить далеко идущие геополитические планы, связанные с превращением русской церкви во вселенскую православную церковь и распространением русского церковного, а вместе с ним и политического влияния на весь православный мир.

Эту идею высказывали не только отечественные клирики наподобие монаха Филофея, который писал еще великому князю Василию, отцу Ивана Грозного: «Два Рима пали, третий — Москва стоит, а четвертому не бывать», но и константинопольский патриарх Иеремия, посетивший Москву в 1589 г.

Церковная политика полностью основывалась на геополитических устремлениях государства, которое, активизировав свои внешние функции, ставило цели разгрома Польши, возведения на польский престол русского царя (формально по договорам Смутного времени Алексей Михайлович продолжал считаться претендентом на польский трон), присоединения к России Украины и Белоруссии. На юге планировалось покорение Крымского ханства.

Идея вселенской церкви значительно повысила политическое значение церкви в государстве. С одной стороны, это дало возможность патриарху Никону сделать попытку поставить патриаршую власть выше царской.

С другой стороны, создание вселенской восточной церкви под эгидой русской церкви требовало сближения с греческим Востоком и Украиной на основе унификации церковной обрядности, которая в России в течение столетий претерпела определенные изменения, связанные с местными обычаями и традициями.

Реформа произвела раскол в русской церкви и обществе и вызвала эсхатологические ожидания конца света, потому что усиление крепостничества и ухудшение социального положения в сознании темных и забитых низов общества связывалось с церковными, как считалось, «еретическими» нововведениями. Церковную реформу своей силой принуждения поддерживало государство, которое, по мнению большинства населения, само впадало во враждебное православию «латинство», поскольку воспринимало некоторые западные новшества. Согласно проповедям идеологов раскола, спасением от грядущего «страшного суда» и избавлением от тяжелой жизни мог стать лишь уход от мирской жизни, и люди, покидая посады и деревни, массами шли в далекие леса на Север, за Волгу, на Урал, в Сибирь и там основывали раскольничьи общины — скиты.

Раскол. Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызвали протест также со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авторитет в народе. Приверженцы старых порядков — старообрядцы — отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам.

Они создали свою церковную организацию. Церковный раскол до конца не преодолен и до настоящего времени.

Внешне разногласия между официальной церковью, поддержанной государством, и старообрядцами сводились в основном к вопросам обрядности — по греческим или русским образцам исправлять церковные книги, как следует креститься — двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход — по ходу солнца или против солнца и т.д.

Раскол, явившись формой религиозного и социального протеста народных масс, повлек за собой массовые социальные возмущения, но его идеология была основана на фанатичной приверженности старине, неприятии и осуждении новых тенденций в развитии церковной и светской жизни и принципиальном отрицании всего иностранного. В среде раскольников развивались изуверские секты и направления вроде секты скопцов. Тысячи раскольников подвергали себя «огненному крещению» — самосожжению.

Сила стихийного протеста, направлялась не только в мистику и религиозный фанатизм, но и в социальную борьбу, что проявилась в грандиозном восстании 1670-1671 гг. под руководством С.Разина. В нем приняли участие крепостные крестьяне, казачество, посадское население, мелкие служилые люди, бурлаки, работные люди.

Наряду с русскими и украинцами в восстании участвовали многие представители народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва и др. Знаменем восстания стал опальный патриарх Никон, который якобы с сыном (новое проявление самозванства) царя Алексея Михайловича — Алексеем (умер в 1670 г.) находился в лагере повстанцев.

Идеология восставших была изложена в их «прелестных письмах» (от слова «прельщать», привлекать), в которых говорилось, что целью борьбы является истребление воевод, бояр, дворян, приказных людей, «изменников … и мирских кравапивцев».

Сами устои государства, самодержавная власть царя и его личность не затрагивались, что говорит о формировании в народе патримониальных представлений о божественности и недосягаемости верховной власти.

Источник: https://bstudy.net/615902/pravo/tserkov_gosudarstvo_xvii

17. Церковь и государство в 17 веке

Русская православная церковь играла
значительную роль в жизни России.

С
одной стороны, она поддерживала царскую
власть, с другой — часто конфликтовала
с ней: казна и дворяне пытались присвоить
огромные церковные богатства; церковь
пыталась оказывать влияние на
государственные дела.

Поэтому на Руси
постоянно существовала проблема: что
выше — «священство или царство», т. е.
духовная или светская власть. При царе
Михаиле Романове страной фактически
управлял патриарх Филарет.

Был проведен
учет земельного фонда, постоянно
взимались налоги, укреплен суд, уменьшен
произвол властей в центре и на местах,
уменьшены привилегии монастырей. Филарет
выступал против взяток, вольнодумства,
распущенности, в церковной жизни стало
больше спокойствия и порядка. Но после
его смерти в церкви начались бурные
события.

3. Многих церковных деятелей тревожило
то, что в церковных книгах накопилось
много неточностей. Во время церковных
служб одновременно священник читал
свою молитву, дьячок — свою, а хор пел
псалмы. Прихожане не могли ничего
разобрать, во время службы разговаривали.

4. В это время в Москве сложился Кружок
ревнителей древнего благочестия, в
который вошли известные деятели церкви:
Никон, Аввакум, царский духовник
Вонифантьев и др. Их возмущали нравы,
царившие в среде духовенства: невежество,
пьянство; они выступали за «исправление»
церковных служб, разночтений в
богослужебных книгах.

Иерусалимский патриарх Паисий потребовал
от царя Алексея привести все церковные
книги и обряды в соответствие с греческими
образцами. Царь и часть духовенства
поддержали Паисия.

Но многие священники
считали, что исправления надо вносить
согласно древним русским рукописям и
решениям Стоглавого собора (1551). При
изучении рукописей выяснилось, что в
них много ошибок и исправлений.

Тогда
решили обратиться к греческим церковным
книгам. Реформатором Русской православной
церкви выступил патриарх Никон.

В 1667 г. церковный Собор проклял всех
защитников старых обрядов — старообрядцев.
Собор официально признал, что реформа
не есть личное дело Никона, а дело царя,
государства и церкви. Поэтому все, кто
выступал против реформы, стали врагами
царской власти.

Царь издал ряд указов,
которые предписывали воеводам разыскивать
и жестоко наказывать старообрядцев.
Началась кровавая борьба государства
и церкви со всеми сторонниками старой
веры. Они жестоко преследовались, их
сжигали на кострах. Так произошел раскол
в Русской православной церкви.

Возникнув
на почве религиозного разногласия, он
превратился в одну из форм социального
протеста народных масс.

Сторонники старой веры бежали на север,
в Заволжье, где не подчинялись ни власти,
ни официальной церкви, создали свою
церковную организацию. Раскольники
создавали свои общины (скиты), изолированные
от мира. Тысячи семей уходили в раскол.
В рядах старообрядцев оказались люди
из самых разных социальных слоев.
Основную массу составляли крестьяне.

18. Социальные движения в 17 веке

В 1645 г. после смерти Михаила царем стал
его сын Алексей Михайлович (до 1676). В
начале правления молодой царь находился
под сильным влиянием своего бывшего
воспитателя боярина Бориса Морозова.
По его совету в 1648 г.

царь женился на
Марии Милославской, а сам Морозов взял
в жены ее сестру. Новые царские
родственники, пользуясь своим положением,
принялись с жадностью брать взятки.

Особенно отличился глава Земского
приказа Леонтий Плещеев, который за
взятки освобождал людей от тюрьмы.

В 1646 г. правительство во главе с Морозовым
увеличило в 4 раза налог на соль, тяжесть
которого непосильным бременем легла
на трудовые массы города и деревни. Соль
была консервантом, сохранявшим долгое
время солонину и рыбу. Эффект от введения
соляного налога получился самый
неожиданный: народ перестал покупать
соль, гнила рыба, портилось мясо, выросла
контрабандная продажа соли.

Доходы
казны существенно сократились. Соляной
налог отменили, но при этом сократили
жалованье стрельцам, пушкарям, приказным.
Купцы требовали отмены льгот для
иностранцев. Посадские люди выступали
против существования «белых» слобод,
не плативших налоги. Недовольство было
всеобщим, восстания прокатились по
городам Козлов, Воронеж, Курск и др. Но
самым крупным было восстание в Москве.

1 июня 1648 г. на окраине Москвы царь был
остановлен большой толпой москвичей и
челобитчиков, собравшихся с разных
концов страны. Они жаловались на
несправедливость судей (Плещеева и
Морозова), требовали ликвидации «белых»
слобод и снижения тягла. Народ был
разогнан.

На следующий день восставшие
разгромили 30 домов московской знати:
боярина Морозова, Плещеева, а инициатора
налога на соль Никиту Чистого изрубили
на куски, бросив останки в кучу навоза.
Царь пошел на «жертву». По его приказанию
палач вывел Плещеева из Кремля, и он был
растерзан толпой.

Боярин Морозов пытался
бежать из Москвы, но его вернули и вскоре
сослали (царь заступился за родственника
перед народом).

Принятие Соборного уложения обострило
борьбу трудового люда города и деревни.
Основные социальные противоречия не
были решены. В 1650 г. произошли восстания
в Новгороде и Пскове.

В 1662 г. вновь произошло восстание в
Москве, получившее название «медного
бунта». Его участники — московские
посадские люди, стрельцы, солдаты.
Причина была в следующем. В 60—70-х годах
XVII в. Россия вела войны с Польшей и
Швецией.

На содержание войска тратилось
до 67% государственных средств. Правительство
стало выпускать медные деньги, приказав
употреблять их по курсу серебряных. Но
налоги собирались только серебряными.

Медных денег было выпущено столько, что
они сильно обесценились, стали расти
цены, появились фальшивые деньги. В 1663
г. за один серебряный рубль давали 15
медных (в 1662 г. — 8 медных).

Служилые люди
отказывались брать медные деньги,
солдаты и стрельцы бежали из полков,
из-за неурожая начался голод. Все это
привело к «медному бунту». В 1663 г. медные
деньги отменили и вернулись к серебряным.

Источник: https://studfile.net/preview/3858585/page:10/

Государство и церковь в XVII в

В $XV$ в. произошла автокефалия Русской православной церкви. Вскоре Византийская империя пала, и Россия стала воспринимать себя ее преемницей. При этом церковь, больше не зависящая от Константинополя, стала более зависимой от светской власти.

После Смуты церковь также подверглась кризису. Упал общий уровень подготовки священнослужителей, кроме того произошло заметное обмирщение – падение нравственности, участие в коррупции. В богословских вопросах также не все было идеально, поскольку со временем увеличилось число разночтений в литературе.

Замечание 1

Отношения церкви и власти накалялись на протяжении $XV-XVII$ вв. Причина состояла в стремлении светской власти поставить церковь под свой контроль, а церковь, в свою очередь, стремилась дистанцироваться и ставила себя выше царя.

Стоит понимать, что религия в жизни общества и каждого отдельного человека того времени занимала важнейшее место.

Патриарх Никон. Реформа

Будущий патриарх родился под именем Никиты Минина в крестьянской семье под Нижним Новгородом. Потеряв в молодости всех детей, он, будучи священником, ушел в монастырь под именем Никона. Вскоре Никон стал игуменом Кожеозерского монастыря.

  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

В $1646$ г. Никон прибыл на поклон к новому царю Алексею Михайловичу, где произвел благоприятное впечатление. Никон остался в Москве, стал членом кружка «ревнителей благочестия», который ставил своей целью обновление церкви.

В $1649$ г. Никон был назначен архиепископом в Новгород. Там он столкнулся с восстанием $1650$ г., с которым активно сопротивлялся. Его осуждение восставших и твердая поддержка царя надломили дух бунта, что помогло навести порядок.

В $1652$ г. Никон стал патриархом. Он сразу же начал активное проведение реформы. По характеру патриарх был слишком резким и грубым, а кроме того, стремился к власти, возможно, отчасти, поэтому его реформа тяжело принималась.

Определение 1

Никон отстаивал принцип «симфонии двух властей», который означал, что церковь и светская власть гармонично сотрудничают друг с другом.

Но фактически он пытался диктовать царю свои условия. Так, патриарх был отрицательно настроен к Соборному уложению, несколько ограничивающему землевладение монастырей, а также налоговый и судебный иммунитет церкви. Более того, став патриархом, он вытребовал титул «великого государя» по примеру царя Михаила и патриарха Филарета. Царская же власть была заинтересована в получении прибыли.

Реформа началась с исправления церковной литературы. Это вызвало споры и конфликты, т.к. Никон за образец взял новые печатные греческие книги, а многие, в частности, «ревнители благочестия», настаивали на исправлении по древнерусским образцам. Также по греческим образцам стали писать иконы.

В обрядах произошли следующие изменения:

  • Имя Христа стало писаться с двумя «и»
  • Крестный ход стал двигаться против солнца
  • Троекратное пение «Аллилуйя»
  • Поясные поклоны вместо земных
  • Крестное знамение тремя пальцами

Реформа была все же принята, на церковных соборах $1654$ и $1656$ гг.

Вскоре Никон надоел царю своими выходками. Он не пригласил его на церемонию, патриарх обиделся и покинул Москву. Вскоре от него потребовали сложить полномочия, но он отказался.

У царя и собора не было полномочий для смещения, поэтому дело Никона шло долго. В итоге, в $1666$ г. Большой собор с участием вселенских патриархов разжаловал Никона.

А кроме того собор определил разделение властей: приоритет царя в светских делах, а патриарха – в религиозных. Никон был отправлен в ссылку.

Читайте также:  Мотивационное письмо - как написать для работы и учебы, реальные примеры

Раскол

Реформа Никона привела к религиозному движению, известному, как раскол. В нем участвовали те, кто отказывался принимать реформу. Наиболее рьяно старые обычаи отстаивали «ревнители благочестия», в частности, протопоп Аввакум.

Он был отправлен в страшную ссылку в Сибирь после того, как собор $1654$ г. утвердил реформу и осудил ее противников.

После ссоры царя с Никоном Аввакума вернули в Москву, но он стоял на своем и его отправили в Пустозерск. На Большом соборе $1666$ г. раскольников объявили вне закона.

Там просидел в земляной тюрьме $15$ лет, написал известное «Житие протопопа Аввакума», а в $1682$ г. был сожжен с единомышленниками в срубе.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/buntashnyy_vek_vnutrennyaya_i_vneshnyaya_politika_rossii_v_xvii_v/gosudarstvo_i_cerkov_v_xvii_v/

Билет №23. Государство и церковь в XVII в. Церковный раскол

К середине XVII в. начинается переориентация в отношениях между церковью и государством. Поводом для этого стала попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской. Вместе с тем внутри церкви усиливаются разногласия. К 1640-м гг.

в Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочестия» (в него входили авторитетные представители русской церкви), выступавший за исправление церковных служб, поднятие нравственности в среде духовенства, против проникновения светских начал в жизнь мирян. Царь Алексей Михайлович поддерживал эти устремления.

Сторонники Никона считали, что исправление богослужебных книг и церковных служб надо проводить по греческим оригиналам. Сторонники же хотели в основу исправления положить древнерусские церковные книги. Споры вначале не выходили за рамки узкого круга лиц.

Когда же Никон стал патриархом, были осуществлены реформы, которые привели к расколу церкви.Против никоновских реформ резко выступил протопоп Аввакум. Он и его сторонники – «старообрядцы» подверглись репрессиям.Одновременно Никон стал претендовать и на светскую власть. Это привело к конфликту между царем и патриархом.

На церковном Соборе в 1666 г. Никон был низложен, что усилило позиции светской власти. На этом же соборе были осуждены все противники церковной реформы.

После этого раскол усилился и приобрел социальную окраску. Общим лозунгом раскольников была борьба с никоновскими преобразованиями и светскими властями.

Причинами неприятия частью российского общества церковных реформ являлись социальные проблемы: рост государственных налогов, крепостничества. Однако нельзя забывать и о религиозном аспекте протеста, прежде всего против греческого и украинского влияния на русское православие, что, по мнению раскольников, вело к утрате духовной самобытности России.

Борьба со старообрядцами, хотя и сопровождалась жестокими преследованиями, все же не привела к крупномасштабным религиозным войнам.

Билет №24.Реформы Петра I. Административная, церковная, налоговая реформы. Крестьянский вопрос.

Областная реформа — создания новых административных образований — губерний, объединявших несколько уездов. В 1708 г. было образовано 8 губерний. Основной целью этой реформы было обеспечить армию всем необходимым: устанавливалась прямая связь губерний с полками армий, которые распределялись по губерниям. Связь осуществлялась так называемыми военными комиссарами

Городская реформа (1699-1720 гг.)

Для управления городом были созданы Бурмистерская палата в Москве, переименованная в ноябре 1699 г. в Ратушу, и магистраты, подчинявшиеся Главному магистрату в Петербурге (1720 г.). Члены Ратуши и магистратов избирались путем выборов.

  • Сословные реформы
  • Главной целью сословной реформы Петра I было оформление прав и обязанностей каждого сословия – дворянства, крестьянства и городского населения.
  • Судебная реформа Петра I

Функции верховного суда осуществляли Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях действовали надворные апелляционные суды и провинциальные суды, возглавляемые воеводами.

Провинциальные суды вели дела крестьян (кроме монастырских) и горожан, не включенных в посад. С 1721 г. судебные дела горожан, включенных в посад, вел магистрат.

В остальных случаях дела решал земской или городовой судья единолично.

В 1711 г. был создан Сенат. Самодержавие, значительно усилившееся во второй половине XVII в., уже не нуждалось в институтах представительства и самоуправления.В начале XVIII в.

фактически прекращаются заседания Боярской Думы, управление центральным и местным государственным аппаратом переходит к так называемой “Консилии министров” — временному совету начальников важнейших правительственных ведомств. Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной системе Петра.

Сенат сосредоточивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал коллегиями и губерниями, назначал и утверждал чиновников. Неофициальным главой Сената, состоящего из первых сановников, был генерал-прокурор, наделенный особыми полномочиями и подчиненный только монарху

Церковная реформа

Петр I упразднил патриаршество, лишил церковь власти, а ее средства перевел в государственную казну. Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган – Святейший Синод..

Налоговая реформа.

Война поглощала 90% государственных расходов, многочисленные повинности несли крестьяне и горожане. В 1718 — 1724 гг. была проведена подушная перепись мужского населения. Помещикам и монастырям велено было подать «сказки» (сведения) о своих крестьянах.

Правительство поручило гвардейским офицерам провести ревизию поданных ведомостей. С тех пор переписи стали называться ревизиями, а единицей налогообложения вместо крестьянского двора становилась “душа”.

Все мужское население должно было платить подушную подать.

Крестьянский вопрос.

Большинство крестьян были крепостными. Холопы могли записаться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости.

Среди свободных крестьян были:

1)государственные, обладающие личной свободой, но ограниченные в праве перемещения (т.е. по воле монарха они могли быть переданы в крепостные);

2)дворцовые, принадлежавшие лично царю;

3)посессионные, приписанные к мануфактурам. Владелец не имел право продавать их.

Билет №25.Внешняя политика Петра I: от Азовских походов, Северной войны до Персидской кампании.

Первой военной кампанией и, соответственно, началом внешней политики Петра 1 были Азовские походы. Первый Азовский поход 1695 года был неудачным, так как Петр Алексеевич не имел флот. После строительства Азовского флота был намечен второй поход 1696 года, в результате которого Петр завоевал крепость Азов.

В марте 1967 года Петр 1 отправил в Западную Европу Великое посольство. Главная цель этой миссии заключалась в поиске союзников в надвигавшейся войне с Османской Империей.

Сам Петр также принимал участие в этом посольстве, но не афишировал свое присутствие. Также во время поездки по странам Европы Петр 1 нанял множество мастеров в различных отраслях.

Но так как союзников против Османской Империи Петр 1 не смог найти, это вынудило его направить свой взгляд на северное направление.

В июле 1968 года царю пришла весть о новом Стрелецком бунте. Великое посольство вернулось 25 августа. Сразу по прибытию Петр 1 приказал найти виновных и казнить. В казне бунтовщиков он принимал личное участие. Прибыв из Европы Петр 1 начал преобразования в стране. Одним из которых – запрет на ношение бороды. Но внутренняя политика Петра 1 никак не отразилась на внешней политике Петра.

Не найдя союзников в Европе для войны с Османской империей Петр 1 вошел в Северный Союз и напал на Швецию. Так в 1700 году началась Северная война, длившаяся 21 год. Первые годы войны не были удачными для армии Петра 1, но после ряда военных реформ инициатива была в руках Петра 1.

Во время Северной войны король Швеции потерпел поражение под Полтавой, в результате чего бежал в Османскую империю. Петр 1 угрожал Турции войной, если она не выгонит Карла со своей территории, в ответ султан сам объявил войну России.

Чтобы взять инициативу в свои руки Петр 1 организовал Прутский поход, но он оказался неудачным. Русская армия попала в окружение.

В результате пришлось заключить мирный договор по которому Россия теряла Азовский флот и Азов, а также прибрежные крепости.

После завершения Северной войны внешняя политика Петра 1 заключалась в завоевании прибрежных зон Каспийского моря.

Некогда мощное Персидское государство разваливалось и Петр 1 не мог не воспользоваться этим. Было совершено 2 похода и оба удачны. В результате которых Петр 1 и Персия заключили мирный договор.

По условиям мирного договора к России отошли западный и южный берег Каспийского моря.

Билет №26.Причины и признаки эпохи дворцовых переворотов. Расширение сословных привилегий дворян.

  1. Причины дворцовых переворотов:
  2. — ослабление правящей династии в период петровских реформ
  3. — изменение традиционной системы престолонаследия

С 1725 года после смерти Петра I и до прихода к власти в 1762 году Екатерины II на престоле сменилось шесть монархов. Эта смена не всегда проходила мирным и законным путем, поэтому Ключевский образно назвал данный период эпохой дворцовых переворотов.

В значительной степени дворцовые перевороты были спровоцированы нерешенностью проблемы престолонаследия в связи с принятием Указа 1722 года Петром I, по которому отменялась многовековая традиция передачи власти от отца к сыну и провозглашалось право назначать наследника по своему усмотрению.

Император Важные события
Екатерина I (вторая жена Петра I) (1725-1727) А.Д.Меньшиков 8 февраля 1726 – создание Верховного тайного совета как совещательного органа при монархе Продолжение политики Петра I 1725 – открытие Академии наук 1726 – запрет ухода крестьян на промыслы без разрешения помещика
Петр II (сын царевича Алексея, внук Петра I) (1727-1730) (Иван Долгорукий) 1728 – прекращение строительства линейных кораблей и фрегатов 1728 – перенос столицы из Санкт-Петербурга в Москву
Анна Иоанновна (племянница Петра I, дочь его брата-соправителя Ивана V) (1730-1740) Изменение в управлении: 1730 – упразднение Верховного тайного совета 1731 – создание Кабинета министров Социальная поддержка дворянства: 1731 – отмена петровского указа о единонаследии(имения дворян – их полная собственность) 1736 – сокращение срока службы до 25 лет, облегчено получение офицерского чина (разрешалось записывать дворян на службу с младенческого возраста)
Иван VI Антонович (троюродный правнук Петра I) (1740-1741) Амнистия ряда категорий арестованных
Елизавета Петровна (дочь Петра I) (1741-1761) Социальная политика направлена на превращение дворянства из служилого в привилегированное сословие и укрепление крепостничества. Был создан дворянский банк, раздававший беспроцентные и безвременные ссуды, превратившийся, фактически, в бесплатную кормушку. Восстановление в правах Сената укрепило политические позиции данной социальной группы. Вот только в земельном вопросе Елизавета неожиданно попала впросак – затеяв межевание земель, она хотела прекратить тяжбы дворян друг с другом, но вместо этого выявилось масштабное воровство дворянами государственных территорий.
Петр III (внук Петра I и Карла XII, племянник Елизаветы Петровны) (1761-1762) 18 февраля 1762 – Манифест о вольности дворянской – освобождение дворян от обязательной государственной службы.



Источник: https://infopedia.su/14x14f33.html

Государство и церковь в России в XVI — XVII вв

Церковь в Московском государстве оставалась носителем духов­ных ценностей и национальной идеологии. В 1589 г. при Борисе Году­нове было учреждено патриаршество. Церковь имела некоторую не­зависимость в сфере управления и суда.

Это было как бы государство в государстве, возглавляемое высшими иерархами.

Патриарх, митро­политы, архиепископы имели своих дворян и детей боярских, свою по­местную систему, не облагаемые налогами слободы в городах, свой суд, а патриарх — высшие учреждения (приказы).

К XVI в. церковь превратилась и в крупнейшего земельного соб­ственника. Ее владения составляли около трети феодальных земель­ных площадей. Попытки секуляризации церковных земель не имели успеха, но все же царской власти удалось ограничить права церкви по расширению земельных владений.

На Стоглавом соборе в 1551 г. приобретение вотчин высшим ду­ховенством и монастырями без разрешения царя было запрещено под угрозой конфискации новоприобретенных земель.

Позднее было ог­раничено право вкладов вотчин в монастыри (по завещаниям, на «по-миндуши»). В 1580 г.

снова принимается решение, запрещавшее цер­квям и монастырям увеличивать владения, которое духовенство прак­тически не выполняло.

Соборное Уложение 1649 г. нанесло серьезный удар по экономи­ческим интересам духовенства. Оно запретило патриарху, митрополи­там и монастырям приобретать вотчины как родовые, так и жалован-

ные и купленные, брать их в заклад по завещанию или на «помин души». На помин можно было дать деньги в цену вотчины, проданной на сто­рону или родичам.

Нарушение закона влекло за собой конфискацию вотчины в государственный фонд («безденежно») и раздачу ее чело­битчикам (доносчикам). Ликвидация «белых слобод» ограничила тор-гово-ремесленную деятельность церквей и монастырей.

Это сильно подорвало экономическое могущество церкви, ибо ей принадлежало ранее не менее 60% всего свободного от налогов городского имуще­ства.

Была ограничена церковная юрисдикция, из нее были исключены дела о преступлениях, совершенных духовными лицами, такие как ду­шегубство, разбой и политические преступления, дела против семьи и нравственных устоев общества. Учрежден Монастырский приказ, ве­давший сбором податей с монастырских земель.

Действия правительства вызвали недовольство духовенства. Пат­риарх Никон, претендовавший на то, чтобы сделать свое положение выше царского, называл Соборное Уложение «бесовской книгой». Но эти меры уже в XVII в. разрешили в пользу государственной власти начавшийся было спор ее с церковью о приоритетах и верховенстве.

Но вместе с тем духовенство еще продолжало владеть многими зем­лями и крестьянами, не платило податей, не отбывало многих повин­ностей. Статьи Уложения четко защищали честь и достоинство лицду-ховного звания.

Крупнейшим событием государственной и церковной жизни стала реформа патриарха Никона по исправлению церковных обрядов. Цер­ковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Распространение книгопе­чатания открывало возможность унификации церковных книг.

После своего избрания в 1652 г. московским патриархом, стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обря­ды.

Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недо­вольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены подорвут авторитет церкви в народе.

Произошел раскол в русской церкви, вызвавший появление старооб­рядчества, отколовшегося от официальной церкви.

Приверженцы старых порядков (старообрядцы) отказывались при­знать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным по­рядкам.

Внешне разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам (греческим или русским) унифицировать церковные книги, как следует креститься (двумя или тремя перстами), как совершать крестный ход (по солнцу или против солнца), как пи­сать богослужебные книги и т.д.

В старообрядчество оказались вовле­чены многие горожане, крестьяне, стрельцы, связывавшие ухудшение своего положения с реформой церкви. Старообрядчество преследова­лось как церковными, так и государственными властями.

Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс. Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными пропове­дями «расколоучителей», бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения.

Наи­более сильно протест против церковной реформы проявился в Соло­вецком восстании 1668-1676 гг. В 1676 г. царские войска захватили монастырь.

Предводители старообрядчества протопоп Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск в низовья Печоры и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо.

После этого старообрядцы часто подвергали себя самосожжению («ог­ненному крещению») в ответ на приход в мир «Никона-Антихриста».

Учреждение в 1589 г. патриаршества в России усилило позиции духовенства, его претензии на политическую власть. Особенно сильно эта тенденция проявилась в середине XVII в. при патриархах Филаре­те (отце Михаила Романова) и Никоне.

Притязание Никона на уста­новление верховенства над светской властью вылилось в конфликт Ни­кона с царем Алексеем Михайловичем. Патриарх заявлял: «Яко же месяц емлет себе свет от солнца, такоже и царь поемлет посвящение, помазание и венчание от архиерея». В 1658 г.

он демонстративно по­кинул столицу, заявив, что не хочет быть патриархом в Москве, а оста­нется патриархом Руси. Никон требовал подчинения ему светской вла­сти. Алексей Михайлович ответил тем, что способствовал смещению Никона с патриаршества. В 1660 г. решением церковного собора Ни­кон был лишен сана. В 1666 г.

состоялся церковный собор с участием александрийского и антиохийского патриархов и представителей кон­стантинопольского и иерусалимского патриархов. Никон был осужден и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь под Вологдой.

Источник: https://magref.ru/gosudarstvo-i-tserkov-v-rossii-v-xvi-xvii-vv/

Ссылка на основную публикацию