География населения мира — для студента

Презентация на тему: География населения мира География населения мира - Для студента

Скачать эту презентацию

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Получить код Наши баннеры География населения мира - Для студента География населения мира - Для студента

География населения мира - Для студента

География населения мира - Для студента

География населения мира - Для студента

География населения мира - Для студента

География населения мира - Для студента

География населения мира - Для студента

География населения мира - Для студента

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

География населения мира

№ слайда 2

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Условные операторы в хранимых процедурах в mysql - для студента

Оценим за полчаса!

Описание слайда:

Численность населения Земли Быстрый рост численности населения Земли ОГРОМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ… 2006 ГОД – 6 500 000 000

№ слайда 3

Описание слайда:

Численность населения Земли Насколько достоверны цифры, свидетельствующие о количестве населения? “Зловещий смысл таит в себе стремящаяся к вертикали кривая численности населения земного шара”.

№ слайда 4

Описание слайда:

Страны-рекордсмены по численности населения Китай, Индия, США, Индонейзия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия

№ слайда 5

Описание слайда:

«Золотой миллиард» …в последние годы появился термин “золотой миллиард” — это население планеты, которому сегодня всего (сырья, энергии, денег) хватает. Где же живет этот миллиард? Это совокупное население:США (280 млн.ч.), Западной Европы (600 млн.ч.)Японии (126 млн.ч.).

Энергии они потребляют 50% мирового производства и создают 75% общей массы отходов. Остальное население мира уже сегодня за бортом этого благополучия. Им уже сегодня чего-то не хватает (работы, пищи, жилья, ресурсов и т.д.). Сегодня в мире голодают 650 млн. человек, умирают от голода 35 тыс. человек ежедневно, 12 млн.

человек — ежегодно. Голод сдерживает рост населения.

№ слайда 6

Описание слайда:

Воспроизводство населения мира Воспроизводство населения – совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, обеспечивающие непрерывную смену поколений. Р — С = Е прирост (Е убыль)

№ слайда 7

Описание слайда:

На что проще повлиять? Социально-экономические факторы Природно-биологические факторы Р — С = Е прирост (Е убыль) Демографические факторы

№ слайда 8

Описание слайда:

Что влияет на…

№ слайда 9

Описание слайда:

Демографическая политика — система мер(административных, экономических, пропагандистских, социальных…), предпринимаемых государством для изменения рождаемости

№ слайда 10
№ слайда 11

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/geografija/geografija-naselenija-mira0.html

Население Мира. ЕГЭ по географии

Открытый банк заданий по теме: Население Мира. Задания из ЕГЭ по географии.

  • В какой из перечисленных стран ожидаемая средняя продолжительность жизнинаи большая?
  •  1) Греция                   3) Афганистан
  • 2) Эфиопия                4) Боливия

Показать ответ

Источник: «География. Подготовка к ЕГЭ-2019.». Под ред. Ю. А. Соловьева

Установите соответствие между страной и диаграммой, отражающей распределение ее экономически активного населения по секторам экономики: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

География населения мира - Для студента

  1. СТРАНА    
  2. А) Либерия
  3. Б) Австралия
  4. В) Болгария                                              
  5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНЯ                                                                                              

География населения мира - Для студентаГеография населения мира - Для студента

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Показать правильные

Источник: «География. Подготовка к ЕГЭ-2019.». Под ред. Ю. А. Соловьева

Для какой страны характерна структура занятости, показанная на диаграмме?

География населения мира - Для студента

1) Судан 2) Лаос 3) Чили 4) Греция

Показать ответ

Источник: «География. Подготовка к ЕГЭ-2019.». Под ред. Ю. А. Соловьева

Для какой страны характерна структура занятости, показанная на диаграмме?

География населения мира - Для студента

1) Эфиопия 2) Германия 3) Португалия 4) Испания

Показать ответ

Источник: «География. Подготовка к ЕГЭ-2019.». Под ред. Ю. А. Соловьева

Для какой страны характерна структура занятости, показанная на диаграмме?

География населения мира - Для студента

1) Судан 2) Камбоджа 3) Мали 4) Испания

Показать ответ

Источник: «География. Подготовка к ЕГЭ-2019.». Под ред. Ю. А. Соловьева

  • Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них показателя средней ожидаемой продолжительности жизни населения, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.
  • 1) Мали 2) Франция 3) Бразилия
  • Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

Показать ответ

Источник: «География. Подготовка к ЕГЭ-2019.». Под ред. Ю. А. Соловьева

Выберите три страны, где ВВП на душу населения превышает 20 000 долларов в год.    Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. 1) Нигер                                              4) Сингапур
  2. 2) Судан                                              5) Япония
  3. 3) Латвия                                            6) Кувейт

Показать ответ456 456 564 546 645 654

Источник: «География. Подготовка к ЕГЭ-2019.». Под ред. Ю. А. Соловьева

В какой из перечисленных стран ожидаемая средняя продолжительность жизни наибольшая?

1) Дания           2) Намибия            3) Йемен              4) Монголия

Показать ответ

Источник: «География. Подготовка к ЕГЭ-2019.». Под ред. Ю. А. Соловьева

Читайте также:  Виды научных статей и их отличия - пример сути и основные различия работ

В какой из перечисленных стран ВВП на душу населения наибольший?

1) Венгрия              2) Нигер             3) Люксембург         4) Индия

Показать ответ

Источник: «География. Подготовка к ЕГЭ-2019.». Под ред. Ю. А. Соловьева

В какой из перечисленных стран средняя ожидаемая продолжительность жизни выше?

1) ОАЭ                    2  Бангладеш               3) Лаос                    4) Руанда

Показать ответ

Источник: «География. Подготовка к ЕГЭ-2019.». Под ред. Ю. А. Соловьева

Источник: https://academyege.ru/theme/naselenie-mira.html

География населения мира

География населения мира (сдо-геосервер)

Меценатом данного курса лекций является российский пенсионный фонд. А вы отчисляете деньги на будущую пенсию в государственный или негосударственный фонд?

География населения мира является одним из основных, базовых курсов для студентов-географов.

Изучение численности, структуры и географических аспектов территориального распределения и перераспределения населения позволяют студентам понять комплексность и многоплановость территориальной организации общества, его взаимосвязей с окружающей средой. С этой целью читается для студентов географических специальностей дисциплина «География населения мира и Беларуси»

Курс «География населения мира и Беларуси» основывается на знаниях, полученных студентами по «Введению в экономическую географию» и, прежде всего, по «Методике экономико-географических исследований», где они познакомились с основными показателями, изучающими демографические, миграционные, экистические процессы территории. При изучении «Географии населения мира» студентам также пригодятся знания по ряду физико-географических курсов: «Общее землеведение», «Физическая география материков и океанов», исторических курсов («История Беларуси»), а также сведений, полученных студентами во время обучения в школе.

Одновременно «География населения мира» дает понятия, терминологию и сведения, необходимые для изучения последующих курсов социально-экономической географии: «География мирового хозяйства», «Социально-экономическая и политическая география зарубежных стран», «География Беларуси», спецкурсов специализаций «Демография», «Экономическая и социальная география», «Региональное управление».

При преподавании дисциплины использованы новейшие статистические данные Фонда по народонаселению ООН, Бюро цензов США, публикации «National Geography» и «GEO».

Практические занятия и контролируемая самостоятельная работа (КСР) направлены на формирование и развитие знаний профессионально необходимых географу при проведении самостоятельных демографических исследований, исследований территориальных социально-экономических систем разного типа и ранга, их научного анализа, на формирование умения работать с картографическими и статистическими материалами. Эти задания приведены в «Практикуме» по дисциплине.

Задания практикума направлены на самостоятельное изучение разнообразных вопросов, таких как естественное движение населения мира, половозрастная структура населения мира, динамика численности и распределение населения мира, миграции населения и миграционная политика; а также на анализ и выработку навыков обосновывать свои выводы. Это должно способствовать сознательному, активному усвоению материала, формированию различных приемов мыслительной деятельности. Активная самостоятельная работа студентов достигается широким внедрением различных форм контроля знаний, которые представлены в тематическом плане практикума дисциплины (тестовый контроль, коллоквиумы, реферативные тематические сообщения, ИНТЕРНЕТ-обзоры спецлитературы), которые способствуют проявлению личных способностей и творческой инициативы.

Каждое занятие предполагает предварительную подготовку студентов путем изучения соответствующей темы по учебным пособиям. Ключевые вопросы каждой темы даны перед каждой темой практических занятий.

Источник: https://www.bygeo.ru/materialy/tretii/24/87-geografiya-naseleniya-mira.html

География населения мира

Воспроизводство населения и изменение его численности

Типы воспроизводства населения

Человечество активно меняет мир вокруг себя. Люди одновременно являются и земным трудовым ресурсом, и потребителями. Как раз потребности человечества и являются движущей силой всех экономических процессов.

Поэтому необходимо изучать население планеты как фактор, способный оказывать влияние на размещение и развитие мирового хозяйства. Следует учитывать основные определения географии населения. Это комплексная наука, разъясняющая вопросы:

  • размещения населения;
  • закономерности численности;
  • участия людей в хозяйственной деятельности;
  • взаимодействия человека и производства, а также человека и природы.

Демография изучает численность населения и причины изменения этого показателя, а также динамику, с которой меняется число людей в разных частях планеты.

Этнография исследует:

  • какие отмечались особенности при формировании разных групп населения;
  • какие существуют традиции, ментальность, обычаи.

Хотя для географии населения данные естественных наук и являются основополагающими, она представляет собой компонент группы социальных, то есть общественных наук.

Воспроизводство населения и изменение его численности

Демографические показатели характеризуют состав, численность населения и особенности его воспроизводства. Традиционно учитываются:

  • количество жителей (численность);
  • число проживающих на единицу площади (плотность).

Также важный фактор — прирост населения, то есть рождаемость, смертность.

  • Под рождаемостью подразумевается численность людей, появившихся на свет за год, исчисление ведётся на тысячу жителей.
  • Смертность означает число умерших за год также на тысячу жителей.
  • Разностью между показателями рождаемости и смертности характеризуется прирост населения. Сейчас нас на планете свыше 7,5 млрд.

В ранние этапы развития человечества наиболее значимыми были природные факторы. Позднее первенство перешло к общественным силам и причинам.

Когда наступил 20-й век, численность земного населения начала возрастать в геометрической прогрессии. Как раз в этот период в слаборазвитых государствах снизилась смертность. Население Азии, Африки принялось возрастать в 60-е годы (примерно со средины этого десятилетия) и в дальнейшем, причём настолько, что демографы назвали это явление «демографическим взрывом».

  • Следует учитывать еще и природное движение, то есть воспроизводство населения. Берутся во внимание разные страны и мировые регионы, когда изучается процесс сохранения в пространстве и времени баланса между рождаемостью и смертностью.

Типы воспроизводства населения

Принято разделять это понятие на два типа.

Тип первый. Учитываются только страны, экономика которых интенсивно развивается. В этих государствах:

  • рождаемость низкая;
  • смертность также низкая, так как живут люди подолгу;
  • прирост населения происходит замедленно.

Это, прежде всего, европейские страны, США, Новая Зеландия, Австралия. Такие нации еще называют «стареющими», так как доминируют в структуре населения более старшие возрастные группы. А для РФ, Венгрии, Украины, Беларуси фактор прироста населения характеризуется отрицательным показателем.

В государствах, относящихся к первому типу воспроизводства, активное участие женщины принимают и в производственной деятельности, и во всевозможных сферах общественной жизни. Развитая медицина даёт возможность сохранять жизнь детям, а пожилым людям продлевать. Для женщин ключевым моментом становится реализация себя в бизнесе, а на семью времени не хватает. Поэтому и рождаемость падает.

Из-за высокого показателя продолжительности жизни отмечается «старение» нации. То есть становится больше и больше граждан пенсионного возраста, зато работающим членам общества приходится испытывать повышенную социальную нагрузку.

Тип второй. Для большинства стран Южной Америки, Азии, Африканского континента характерны:

  • рождаемость — интенсивная;
  • смертность — низкая;
  • доля молодёжи — возрастающая.

Уровень рождаемости фиксируется самый высокий в Судане, Чаде, Мали.

Это явление может считаться компенсацией за высокий уровень смертности среди детей еще в те не столь отдалённые времена, когда социальные и санитарные условия для их выживания оставались крайне неудовлетворительными. И хотя детская смертность значительно снизилась, всё равно по устоявшейся традиции местное население стремится заводить детей побольше.

Какой тип воспроизводства населения присущ конкретному государству, такую демографическую политику оно и проводит. Государства первого типа пропагандируют повышение рождаемости, в противном случае снижение численности трудоспособного населения приводит к неурядицам в социальной сфере и к экономическим проблемам.

При этом страны, причисляемые ко второму типу воспроизводства, наоборот, стремятся ограничить прирост населения.

Там уровень экономического развития низкий, значит удовлетворение насущных потребностей всё возрастающего числа сограждан становится трудновыполнимой задачей.

С пропагандистской целью используются не только СМИ, но и конкретные программы, специально разрабатываемые для стимуляции рождаемости.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/geografiya-naseleniya-mira/

Конспект по географии «Население мира» для 10 класса

  • Организациооный момент.
  • Приветствие
  • Проверка готовности учащихся к уроку
  • Проверка отсутствующих.
  • Накануне вам было дано задание:
  • повторить основные понятия и термины, вопросы темы «География населения мира».

Подготовка к уроку:класс делится на команды. Участники выбирают название команды и капитана.

Капитан составляет список членов команды, распределяет, кто будет отвечать на вопросы, оценивает ответы учащихся, следит за порядком.

— Сегодняшний урок у нас пройдет в форме игры, в ходе которой мы повторим, закрепим полученные знания по теме «География населения мира». В ходе игры за свои правильные ответы будете зарабатывать жетоны. В конце урока подведем итог. Если вы получите 9 и более жетонов — оценка «5», от 7 до 9 жетонов — оценка «4», от 5 до 7- оценка «3».

На доске написана тема урока и таблица с указанием команд и номерами заданий, в которой по ходу урока учитель отмечает число полученных баллов. Для каждого задания отмечено количество баллов, которым будет оцениваться задание и время, отведенное на его выполнение.

Конкурс1 Конкурс 2 Конкурс 3 Конкурс 4 Конкурс 5
1
2
3
4
5

Повторение и обобщение.

1. Конкурс «Разминка»

Решение кроссворда по теме (его чертеж на доске). Макс. Количество 1 балл

Я зачитываю вопрос, если вы знаете ответ поднимите карточку-сигнал.

Вопросы кроссворда:

1. В каком государстве наблюдается наибольшая плотность населения? (Бангладеш)

2. Один из элементов воспроизводства населения? (Рождаемость)

3. Как называют перемещение людей через границы с переменой места жительства? (Миграция)

4. Единица измерения естественного прироста, рождаемости и :солености воды? (Промилль)

  1. 5. Скопление городов, их слияние (Агломерация)
  2. 6. Процесс роста городов и увеличения числа горожан (Урбанизация)
  3. 7. Назовите мировую религию, занимающую второе место по числу верующих (Ислам)
  4. 8. Национальная религия китайцев (Конфуцианство)
  5. 9. Государство — лидер по числу жителей (Китай)
  6. 10. Один из типов этнических сообществ (Семья)

2 Конкурс «Что это такое? Кто такой?»

Необходимо прокомментировать содержание понятий на выбранной вами карточке. Макс. Количество 1 балл.

  • Карточка №1
  • «Естественный прирост», «Миграция»
  • Естественный прирост населения — превышение рождаемости над смертностью, то есть разница между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени.

Миграция населения(лат. migratio — переселение) — перемещение людей из одного региона (страны) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния.

  1. Карточка №2
  2. «Воспроизводство», «Урбанизация»
  3. Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения населения.
  4. Урбанизация — это рост городов вследствие перемещения населения из сельских районов в поисках лучшей работы и лучших условий для жизни.
  5. Карточка №3
  6. «Демография», «Этнос»
  7. Демография— наука, изучающая население с точки зрения таких характеристик, как численность и плотность.
  8. Этнос— основная единица классификации всех народов мира, обозначающую конкретный народ со своей историей, своей самобытной культурой, своим самосознанием и самоназванием.
  9. Карточка №4
  10. «Демографическая зима», «Эмиграция»

Демографическая зима— 1 тип характерен для экономически высокоразвитых стран в целом, а также для постсоветского пространства. Он характеризуется низкими показателями рождаемости и смертности, близким к 0 естественным приростом, а для некоторых стран и естественной убылью населения.

  • Эмиграция — добровольное или вынужденное переселение, переезд из одной страны в другое государство на временное или постоянное место жительство.
  • Карточка №5
  • «Демографическая весна», «Агломерация»

Демографическая весна— II тип воспроизводства, ему свойственны высокие показатели рождаемости и относительно низкая смертность.

Относительно низкая смертность сейчас характерна практически для всего мира, и связано это, в первую очередь, с большими успехами медицины в борьбе с эпидемиями и детской смертностью.

Высокая же рождаемость в развивающихся странах во многом связана с национальными и религиозными традициями и отсутствием возможностей планирования семьи. Рождение детей здесь происходит по принципу «сколько Бог дает, столько и рождается».

Агломерация— (от лат. agglomerare — присоединять, накоплять) — компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в пространственном смысле, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями.

  1. Карточка №6
  2. «Демографический взрыв», «Демографическая политика»
  3. Демографический взрыв— сверхвысокие темпы роста численности населения на определённой территории
  4. Демографическая политика— система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.
  5. 3 Конкурс «Характеристика половозрастных пирамид»
Читайте также:  Индустрия размещения - для студента

Командам даются карточки с половозрастными пирамидами (разными), по которым учащимся необходимо определить тип воспроизводства страны, долю людей по возрастным группам, половой состав (соотношение мужчин и женщин) и ответить устно. (см. приложение1)

Объяснение:тип воспроизводства населения страны можно определить по доле молодых и старых возрастов.

У пирамид, характерных для I типа воспроизводства, широкое основание, что свидетельствует о большом удельном весе молодых возрастов в населении страны; доля пожилых людей крайне мала.

Узкое основание пирамид, характерных для II типа воспроизводства, свидетельствует о пониженной доле молодых возрастов. Высока доля пожилых возрастов.

4 Конкурс «Узнай страну».

По моим подсказкам надо узнать страну, с каждой подсказкой количество баллов уменьшается. Макс. количество баллов 5

1. В древности считалась сказочной страной, славилась пряностями, богатством, чаем (5 баллов) 1. Славится своими карнавалами (5 баллов)
2. В возрастной структуре населения высока доля детей (4 балла) 2. Обладает пестрым расовым составом (4 балла)
3 .Согласно национальной религии все общество делится на касты (3 балла) 3. Занимает 5 место в мире по численности населения (3 балла)
4. Занимает 2-е место в мире по численности населения (2 балла) 4. Единственная крупная страна Латинской Америки, где государственным языком является португальский (2 балла)
5. Большинство населения исповедует Индуизм (1 балл) 5. Родом из этого государства является самый знамениты й футболист Пеле (1 балл)
(Индия) (Бразилия)

5 Конкурс «Звездный час»

Каждая команда получает свиток. Там написан вопрос и три варианта ответов. Необходимо выбрать правильный ответ. Макс. Количество 1 балл. (см. приложение 2)

  • 1. Самая распространенная по числу приверженцев религия — это:
  • а) ислам,
  • б) буддизм,
  • в) христианство;
  • 2. Наиболее многочисленная языковая семья — это:
  • а) Алтайская,
  • б) Индоевропейская,
  • в) Уральско-Юкагирская;
  • 3. Средняя плотность населения мира составляет:
  • а) 15 чел/м2,
  • б) 700 чел/м2,
  • в) 45 чел/м2;
  • 4. Переманивание специалистов высокого уровня в развитые государства называется:
  • а) эмиграция,
  • б) «утечка умов»,
  • в) иммиграция;
  • 5. К малозаселенным территориям относятся:
  • а) высокогорные области,
  • б) низменности,
  • в) возвышенности;
  • 6.Демографический кризис наблюдается в государствах:
  • а) Индии,
  • б) России,
  • в) Бангладеш.
  • Конкурс «Домашнее задание»

Дома, в своих семьях вы должны были выяснить, сколько было детей у ваших бабушек. Прабабушек, построить график, иллюстрирующий изменение числа детей в семье, и проанализировать его. За которую вы получите ещё одну оценку.

Подведение итогов.

Жюри подсчитывают жетоны. В конце игры объявляет результаты, определяет команду-победителя и самых активных игроков. Учитель оценивает лучших игроков. Выставление оценок.

Спасибо за урок! Все свободны!

Список использованной литературы:

География.Программа для общеобразовательных учреждений 6 — 11 классы, С.В. Курчина, М, Дрофа, 2010 год

Учебник Экономическая и социальная география мира.: Для 10 кл. /Под ред. В.П. Максаковский. М «Просвещение» , 2014

И.В. Душина Методика преподавания географии, пособие для начинающих учителей и студентов. М: 1996, 192 стр.

http://festival.1september.ru/articles/419136/

  1. Обобщающий урок по теме «География населения мира»
  2. 2 мин.
  3. Учащиеся определяют готовность к уроку.
  4. 5 мин.
  5. Учащиеся решают кроссворд
  6. Первый поднявший получает право на ответ.
  7. 7 мин.
  8. Учащиеся дают определение понятиям
  9. 7 мин.
  10. Учащиеся определяют тип воспроизводства населения по половозрастной пирамиде и его анализ.
  11. 6 мин.
  12. Учащиеся по подсказкам угадывают страну
  13. 7 мин.
  14. Учащиеся получают по свиток и выбирают правильный ответ на вопрос
  15. 3 мин.
  16. Учащиеся открывают дневники и записывают задание на дом.
  17. 3 мин.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/obobshenie_temi_naselenie_mira_172133.html

Население мира

Численность населения на земном шаре в 2000 г. составит 6,850 млрд. человек.

Человек появился 4,5 млн. лет назад. Материки заселены 15 тыс. лет назад; тогда на Земле проживало не более 3 млн. человек. По мнению демографов, на планете Земля сменилось 20 тысяч поколений.

Население росло медленно. В начале н. э. на Земле было 250 млн. чел. За 16 веков оно увеличилось вдвое. Резкий скачок роста населения произошел в XX в. К 2025 г. население Земли будет составлять 8 млрд. 524 млн. чел.

, а через 100 лет землян будет 11 млрд. чел. (из них 5 млрд. чел. будут проживать в Азии, Африке, Латинской Америке и только 1 млрд. чел. — в промышленно развитых странах). В 2000 г.

61% населения Земли составят азиаты, 13% — африканцы, 11%- европейцы, 8% — латиноамериканцы.

Естественный прирост населения — это превышение количества родившихся над умершими за определенный период. Измеряется в промилле (%о) на 1 тысячу жителей в год.

Р — С = Е (прирост). Население увеличивается на Земле в 2000 г. за минуту — на 175 чел., за час — на 10,4 тыс. чел., за сутки — на 250 тыс. чел., на 140 млн. чел. за год.

Смертность — количество смертей на 1 тыс. чел. за год (С).

Уровень смертности зависит от возрастной структуры населения, от материальных условий жизни людей, от условий труда и быта, от питания, здравоохранения и т.д.

Рождаемость — количество живорожденных детей на 1000 чел. за год в каком-либо городе, стране (Р).

Причины снижения рождаемости зависят: от социально-экономических условий общества, условий жизни населения, благосостояния и культуры, вовлечения женщин в производство и общественную деятельность, увеличения сроков обучения, общего возрастания «цены ребенка», экологических условий, состояния здравоохранения, последствий военных конфликтов, стихийных бедствий и т. д.

  • Размещение населения
  • Воспроизводство населения
  • Расовый и этнический состав населения
  • Мировые религии
  • Миграция населения
  • Мировой процесс урбанизации
  • Воспроизводство
  • Социально демографическая политика
  • Основы мировых религий
  • Половой и возрастной состав населения мира
  • Национальные религии
  • Статистические данные
  • Этнический (национальный) состав населения мира
  • Трудовые ресурсы и занятость населения
  • Особенности размещения населения
  • Расовый и этнический состав населения мира
  • Городское население
  • Общность языка
  • Уровни и темпы урбанизации
  • Китайско-тибетская семья
  • Внешние миграции
  •  Количество и плотность населения
  • Урбанизация стран
  • Сельское население
  • Понятие «миграция». Причины миграций
  • Утечка умов
  • Причины интеллектуальной миграции

Источник: https://geographyofrussia.com/naselenie-mira/

География населения мира

Человек — главная производительная сила общества и одновременно основной потребитель произведенной продукции. Поэтому анализ численности, состава и размещения населения, условий и характера его хозяйственной деятельности — важнейшая часть всякого экономико-географического исследования. Изучение населения обычно начинают с анализа его численности.

Численность населения, особенности его географического распределения

Сведения о численности населения получают на основе всеобщих переписей населения, которые проводятся в большинстве стран мира не реже одного раза в десятилетие (обычно один раз в 10 или 5 лет), а также на основе текущего учета движения населения, который ведется соответствующими органами (в нашей стране — загс, милиция) при гражданской регистрации рождений, смертей, браков и разводов, переездов населения и т. п.

Однако установить точно численность населения невозможно, так как в некоторых странах переписи либо не проводились вовсе, либо их не было давно, а текущий учет численности населения организован плохо. Поэтому общая численность населения мира, отдельных его регионов, стран и районов имеет приближенный характер.

На протяжении всей истории человечества численность населения увеличивалась очень медленно. Это объяснялось большой зависимостью человека от природы, низким уровнем производства, частыми войнами, эпидемиями, голодом. Только в XIX в. население Земли стало расти быстрее. Особенно быстрый рост его наступил в XX в.

Если в 1850 году численность населения мира составляла 1 млрд человек, то 1987 г. она преодолела пятимиллиардный рубеж, а в 2000 г. уже превысила 6млрд человек. Таким образом, за последние 150 лет человечество увеличило свою численность в б раз. По прогнозам, вплоть до 2015 г.

абсолютный ежегодный прирост населения будет оставаться на прежнем, очень высоком уровне (примерно 90 млн человек), а общая численность населения Земли на этом рубеже составит 7,5 млрд человек, к 2025 году она достигнет 8 млрд человек.

Такое резкое увеличение численности населения, столь высокие темпы его роста получили название «демографического взрыва».

Население размещается на нашей планете крайне неравномерно: более 85% населения Земли сосредоточено в восточном полушарии, 90% — в Северном, более половины людей проживает на низменностях (до 200 м над уровнем моря) и в приморских районах (на расстоянии, не превышающем 200 км от моря). Примером неравномерности размещения может быть и характер распределения людей по частям света: 60% населения сконцентрировано в Азии, около 12% — в Европе, 14% — в Африке, 13,5% — в Америке (Северной и Южной), 0,5% — в Австралии.

Еще более существенны различия в характере распределения населения по странам мира. Особую группу образуют страны с числом жителей, превышающим 100 млн человек: Китай (1 млрд 237 млн человек), Индия (970 млн.

человек), США (268 млн человек), Индонезия (205), Бразилия (160), Россия (147), Пакистан (138), Япония (126), Бангладеш (122), Нигерия (107). На пороге 100-миллионников стоят Филиппины, Эфиопия, Иран, Конго (Заир).

Средняя плотность населения Плотность населения — численность постоянного населения, приходящаяся на 1 кв. км территории. обитаемой суши — 45 человек на 1 кв. км, но около половины ее имеют плотность населения менее 5 человек на 1 кв. км, а 15% ее территории совершенно не освоено людьми (области с экстремальными природными условиями — приполярные зоны, пустыни, высокогорья).

Наиболее заселенными районами (200 человек на 1 кв. км и выше) мира являются:

Восточная и Юго-Восточная Азия (включает Восточный Китай, КНДР, Республику Корею, Японию, Тайвань, Вьетнам, Таиланд, Лаос, Сингапур, Индонезию, Малайзию, Филиппины), где проживает около 2 млрд человек, а плотность населения в отдельных местах (долина реки Янцзы, Японские острова, остров Ява и др.) превосходит 300 человек на 1 кв. км;

  • Южная Азия (Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка) с численностью населения более 1,2 млрд человек и сосредоточением населения в отдельных местах (долина Ганга и Брахмапутры) до 500 человек на 1 кв. км;
  • Западная Европа (Великобритания, север Франции, Германия, страны Бенилюкс);
  • Восточная Америка (юго-восток Канады и северо-восток США, острова Вест-Индии, приморские районы Бразилии и Аргентины);
  • Северо-Восточная Африка (долина Нижнего Нила).

Среди стран мира наиболее высокую плотность населения имеют Монако (15,5 тыс. чел. на 1 кв. км), Сингапур (4,5 тыс. чел. на 1 кв. км), Бангладеш (более 800 чел. на 1 кв. км), Нидерланды и Бельгия (320-350 чел. на 1 кв. км), Индия (300), Китай (125). Для сравнения: средняя плотность населения США — 27 чел. на 1 кв. км, России -8,7 чел., Канады и Австралии — 2 чел. на 1 кв. км.

В большинстве стран мира численность населения не достигает и 10 млн человек. Более 80% населения проживает в развивающихся странах, на них же приходится и основная доля трудовых ресурсов мира.

Отмеченные особенности размещения населения — результат совокупного влияния многих факторов: природных, исторических, демографических, социально-экономических. Однако влияние большинства из этих факторов не является решающим, и все более ослабевает по мере развития производительных сил.

Страны и районы с высоким уровнем развития производительных сил являются центрами притяжения, сосредоточения населения.

Так, благодаря высокому уровню развития промышленности сформировались крупные сгустки населения в Западной Европе и в северо-восточной части США (район Рура в ФРГ и Лотарингии во Франции, район Аппалачей и Великих Озер в США).

В этих промышленных районах мира плотность населения достигает 1000—1500 человек на 1 кв. км. Районами высокой концентрации рабочей силы являются также страны развитого трудоемкого рисосеяния — в Южной и Юго-Восточной Азии, нефтедобывающие страны Ближнего и Среднего Востока и др.

Источник: https://studwood.ru/1277690/geografiya/geografiya_naseleniya_mira

Ссылка на основную публикацию