Догматизация философии — для студента

Догматизация философии - Для студента

Философия рассматривает самые разные точки зрения и различные образы мышления. Люди по-разному воспринимают происходящее и по-разному к нему относятся. Позиции людей в определённых ситуациях нередко являются отражением их философских взглядов.

Некоторые люди придерживаются в жизненных ситуациях определённого догматизма. Это также некоторая философская позиция к жизни, но в то же время имеет свои определённые минусы. Что такое догматизм, его положение в философическом смысле, суть понятия — об этом будет рассказано в этой статье.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Что такое догматизм?

Для начала стоит рассмотреть определения догматизма. Слово «догма» является по своему происхождению древнегреческим и обозначает «мнение, решение, учение». Отсюда можно выделить следующее определение догматического учения: следование истинам, прописанным определённым учением или мнением.

Это упрощённое определение этого понятия. Если дать более развёрнутое определение, то оно будет выглядеть следующим образом: догматизм — способ мышления, который оперирует определёнными догмами (положения, считающиеся вечными и неизменными, которые не могут быть подвергнуты какой-либо критике), а также опирается на них.

Догматизм имеет свои характерные черты, которые можно обозначить так:

  • Догматизация философии - Для студентанекритичность по отношению к догмам, то есть отрицание любой критики, звучащей в адрес догм;
  • консерватизм мышления — отсутствие способности воспринимать информацию, которая в какой-то мере противоречит существующим догмам;
  • слепая вера в авторитеты — индивид неукоснительно доверяет и придерживается только истинам, которые предоставляются основателями и проповедниками догм.

Термин может быть использован в разных сферах — религии, политике и философии.

Религия и политика

В религии догматизм встречается довольно часто. Вера обычно предполагает, что её последователи обязательно должны слепо верить в религиозные догмы, не пытаясь их оспорить.

В принципе, догматическое учение является чуть ли не основой для возникновения фанатических убеждений и радикальных взглядов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Cайты для заработка в интернете. топ-5 сайтов для хорошего заработка - для студента

Оценим за полчаса!

Чаще всего догматическая точка зрения является одним из признаков сект, где их последователи не должны никаким образом даже задумываться о неправильности сектантских религиозных догм и являются рьяными догматиками.

Если рассматривать использование термина «догматизм» в политической сфере, то можно выделить его применение теоретиками коммунистической идеологии.

Данный термин является своего рода особым политическим клише. Коммунисты использовали понятие «догматизм» вместе с другим термином — «ревизионизм».

Первое означало недопустимую неизменность марксистского учения, а второе — недопустимую степень изменения марксизма.

В философии термином «догматизм» обозначают разновидность философских учений, или же характеристику философских учений.

Философское учение признаётся догматичным в том случае, если оно принимает определённые основоположения в качестве абсолютных истин без предварительной проверки, а также возможности их изменения.

Догматическое учение является несовместимым с другими учениями: критицизмом и скептицизмом.

Скептицизм

Догматизация философии - Для студентаПроисхождения термина «догматизм» и его существование его в философии связано с философией античности. Древнегреческие скептики Зенон и Пиррон в своё время утверждали, что достижение истинного знания просто невозможно. Именно поэтому они называли «догматиками» всех тех философов, которые выдвигали, а затем и защищали, различные утверждения и истины, называемые догмами, о различных вещах. Скептики предписывали утверждать о познаваемом, используя выражение «мне так кажется», а также сомневаться во всём, что есть.

Скептики эпохи Возрождения и Нового времени, точнее, ранних его периодов, использовали скептические аргументы для критики различных учений, обвиняя их последователей и идеологов в догматической точке зрения. Прежде всего критике подвергались перипатетики, то есть схоласты, которые были последователями идей Аристотеля.

Критическая философия

В Новое время термин «догматизм» был использован Эммануилом Кантом, который назвал догматической все философские учения от Декарта до Кристиана Вольфа. Эти философские учения относились к так называемой рациональной философии.

Критика Канта была причиной того, что учения рациональной философии создавались без исследования возможностей, а также предпосылок знания, что должно было осуществлять предварительно.

В его работе «Критика чистого разума» использованная им критическая философия стала фундаментом для философского критицизма.

Кант вначале утверждает о том, что познавательные способности человека должны предварительно быть исследованы, а затем подвергнуты критике.

Из этого следует, что индивид не может познать вещи сами по себе, но при этом способен познавать определённые явления, которые по закономерностям своей организации принадлежат познающему индивиду.

Именно по этой причине, метафизика становилась невозможна как догматическое положительное знание о вещах.

Марксизм и гегельянство

Догматизация философии - Для студентаИзвестный философ Гегель также критиковал догматиков и метафизику, приравнивая термины «метафизика» и «догматизм» к синонимам. Гегель считал, что догматизмом называют одностороннее рассудочное мышление, которое само по себе принимает лишь одну часть диалектического противоречия. Данное положение, по мнению Гегеля, противостояло диалектике.

  • Как утверждал Гегель, догматизм принимает лишь однорассудочное определение, которое в силу своей односторонности исключает противоположные определения. Диалектическое мышление не содержит в себе односторонних определений и не разделяет их, а является целостностью, что предполагает содержание в нём тех определений, которые в раздельности будут восприниматься догматиками незыблемыми и истинно верными.

Источник: https://psiho.guru/filosofiya/dogmatizm-opredelenie-dogmatizm-v-religii-i-filosofii.html

Методы философии: виды и формы методов, их основные функции и особенности

В философии, под определением «метод» понимают способ развития отдельной отрасли философского суждения. Основные методы философии, используемые современными философами, появились в разные исторические периоды и по своей сути противоречат друг другу.

Нельзя выделить один правильный метод, поскольку в философии нет единого направления. Она разделена на отдельные категории, и только их совокупность позволяет увидеть полную картину мировоззрения представителей каждой исторической эпохи и национальной культуры.

Диалектический метод

Диалектический метод в философии – это способ поиска истины путем сопоставления двух или более противоположных теорий.

Буквально термин «диалектика» переводится с греческого как «искусство спорить». Его изобретатель – Зенон Элейский, изучавший противоречия единства и множества.

На основании его выводов развивалось учение элеатов и софистов о несовместимости основных состояний человека:

Догматизация философии - Для студента

В Средние века диалектика вошла в состав семи свободных наук, и стала одним из основных методов доказательства и способов классификации.

Современная философия использует диалектику для изучения человеческой деятельности. Она позволяет разрешать противоречия в гуманитарных науках, в частности, в психологии и социологии. Диалектика не обладает четкой логической структурой, но позволяет всем участникам рассуждения прийти к одним и тем же выводам.

Метафизический подход

Метафизика для многих философов – синоним самого определения философии. Ей сложно дать точное определение. Общая метафизика исследует бытие, а отдельные направления исследуют бытие отдельных объектов. Основатель метафизического подхода – Аристотель.

Различают следующие виды метафизики:

  • античная;
  • классическая;
  • современная.

Метафизика занимается поиском ответов на вопросы, возникающие перед человеческим разумом в ходе эволюции самосознания: что есть причина, где источник начала, как возникают подобные вопросы.

Читайте также:  Горы южной сибири. физико-географическое положение и рельеф - для студента

Догматизм, как способ познания

Догматизмом называют вид мышления, оперирующий положениями, которые не подвергаются критике – догмами. Понятие «догма» появилось в античной философии. Догматиками называли всех философов, которые выдвигали какое-либо утверждение и отстаивали его. Критики отрицали догматизм, и любую теорию догматиков оспаривали, используя скептическую аргументацию.

Догматизм, как методика, противопоставляется эмпирическому подходу, и не позволяет основываться на личном опыте, а только на уже существующих убеждениях.

Эклектический метод

Эклектизм – метод построения философской системы, при котором несколько положений, взятых из других философских систем, объединяются в одно. Термин «эклектизм» в переводе с древнегреческого означает «избираю». В употребление его ввел философ Потамон.

Догматизация философии - Для студента

Эклектическое направление знаменует собой упадок философской мысли. Его используют, когда общепризнанная идея становится неактуальной и требуется найти новое направление.

Софизм, как метод доказательства

Софизм появился в эпоху античности, как один из приемов подготовки будущих ораторов. Буквально этот термин переводится как «уловка», «хитрость». Аристотель называл софизм мнимым доказательством, вызванным недостатком логического анализа. Софистику используют в дебатах и во время публичных выступлений, для сознательной фальсификации.

Софизм допускает три вида ошибок:

  1. логические;
  2. терминологические;
  3. психологические.

Софизм нельзя назвать классическим методом философии. Это способ развития философского мышления. Задача философа – поиск ошибки в софизме. В современной науке с помощью такого подхода можно находить нестандартные решения сложной задачи.

Герменевтический метод

Под герменевтикой понимают метод, позволяющий толковать, т.е. понимать и интерпретировать различные тексты. Изначально герменевтика применялась для восстановления частично утраченных и искаженных библейских текстов и произведений древних авторов. Автор первой работы по герменевтике – А. Августин, христианский мыслитель.

Процесс понимания текста называют герменевтическим кругом. Для глубинного анализа, текст рассматривают в контексте эпохи, в которой он был создан, и личности его автора. Применение герменевтики в философии позволяет рассмотреть явление со всех позиций и прийти к его глубинному пониманию.

Эмпиризм, как теория познания

Эмпирический метод – направление познания, признающие источником знания личный опыт индивида. Идеалисты рассматривают опыт, как внутренние переживания субъекта, интуитивное достижение поставленной цели. Эмпирическое познание отображает действительность, основываясь на внешних проявлениях процессов. Создание концепции эмпиризма принадлежит Ф. Бэкону.

Догматизация философии - Для студента

Существует 2 вида эмпиризма: имманентный и трансцедентный. Первый объясняет состав познания, как комбинацию отдельных представлений и ощущений. Второй – выражен в форме материализма, он рассматривает индивида с точки зрения его взаимодействия с окружающей материальной средой.

Рационалистический подход

Согласно рационализму, человеческий разум является основным способом познания. Создатель рационализма и многих других направлений – Сократ. Он полагал, что душа состоит из двух частей: иррациональной и рациональной. Главная задача философа – объединить две части души в одну и возвыситься над физическим миром.

В эпоху просвещения рационализм использовали, преимущественно, для изучения математики. Декарт, Спиноза и Лейбниц развивали идею о существовании в мышлении основных принципов, которые подобны геометрическим аксиомам, и позволяют прийти к знанию дедуктивным методом. На основе их подхода Кант развил собственную философию, объединившую основные принципы рационализма и эмпиризма.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/metody.html

Коллектив авторов — Философия. Краткий курс

Здесь можно купить и скачать » Коллектив авторов — Философия. Краткий курс» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентРИПОЛ15e304c3-8310-102d-9ab1-2309c0a91052, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Догматизация философии - Для студента

Описание и краткое содержание «Философия. Краткий курс» читать бесплатно онлайн.

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Философия». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету.

Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

© Обложка. ООО Группа Компаний РИПОЛ классик», 2016

© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2016

1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

Мировоззрение – обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом и на свое собственное место в нем. Мировоззрение существует на двух уровнях.

1. Первый уровень мировоззрения – мироощущение, или миросозерцание. Основой мироощущения является стихийное восприятие окружающей действительности.

Второй уровень мировоззрения – это миропонимание, т. е. логическое обоснование процессов и явлений окружающего мира. На этом уровне создается целостная картина действительности.

Собственно философское мировоззрение формируется лишь на уровне рационального мышления, обращающегося с понятиями. Философское мировоззрение характеризуется понятийным отражением окружающего мира, абстрактным мышлением и теоретическим познанием, а также способно вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.

2. Исторически первым типом мировоззрения считается миф.

Миф – первая попытка человека ответить на вопросы о возникновении мира и обосновать наличие естественного порядка, возникшая на самой ранней стадии общественного развития.

Для мифологического мировоззрения характерно образное восприятие мира. В этот период человек еще выделял себя из окружающей природной и социальной среды, а его мышление было конкретным и образным, а не абстрактным и понятийным.

Мифологическое мышление характеризуется неотчетливым разделением субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного.

Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения.

Для мифа характерно отождествление генезиса и сущности, т. е. замена причинно-следственных связей прецедентом. В мифе форма тождественна содержанию, и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Важнейшая функция мифа – это создание модели, примера, образца.

Мифология представляет собой важнейшую предпосылку возникновения философии как качественно более высокого уровня осмысления действительности. Миф изначально являлся системой двух уровней: образного и понятийного. Затем под влиянием ряда факторов понятийный уровень занял главенствующее положение. Возникло осознанное применение понятий. Это и есть точка перехода от мифологии к философии.

  • 3. Основные предпосылки перехода от мифа к философии:
  • • развитие аграрного и ремесленного производства и, как следствие, рост благосостояния общества;
  • • развитие государственного строя;
  • • возникновение научной формы знания.

4. Одновременно с мифологическим мировоззрением существовало мировоззрение религиозное.

Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в существование трансцендентных сил и признающая за ними главенствующую роль в мироздании и жизни человека.

Религиозное и мифологическое мировоззрения обладают сходными чертами, но в религии символизм мифа заменяется сложной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть понятийные построения.

Второе принципиальное отличие религии – духовно-этическая нагруженность религиозного мировосприятия. Основными элементами религии являются вероучение и культовая система, т. е.

система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.

Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания.

Процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом совершает теология.

Теология – богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного, придавая его существованию непреходящий смысл.

  1. 5. Основные особенности религии:
  2. • жесткость религиозной догматики: религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше, поэтому считаются священными, содержащими абсолютную истину, не подлежащую сомнению и пересмотру. Религиозная доктрина не терпит критики;
  3. • главенствующая роль веры и превосходство ее над разумом в религиозном сознании;
  4. • символизм: каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление высшей воли. Через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами;
  5. • ценностный характер по отношению к действительности: все происходящее в мире и в первую очередь поступки людей получают положительную или отрицательную оценку.

6. Религию и философию роднит решение мировоззренческих проблем, однако подход к этим проблемам различный. Философия всегда базируется на принципах доказательности и обоснования, а религиозное сознание, так же как и мифологическое, объясняет процессы и явления окружающего мира сверхъестественными причинами.

Таким образом, миф, подвергшись определенной рациональной интерпретации, перешел в философию.

Философия – это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия представляет собой теоретическую основу мировоззрения.

2. Философия как наука и мировоззрение

1. Философия является особым мировоззрением и одновременно формирует его теоретическую основу. Для философского мировоззрения характерно восприятие мира, во-первых, в его целостности и единстве и, во-вторых, в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью.

Философия является высшим типом мировоззрения, обладающим теоретическим обоснованием и основанным на системном подходе и рациональном мышлении.

Философия возникла на основе мифологического и религиозного мировоззрения. Важную роль в этом процессе сыграло зарождение научного знания.

Логическое осмысление процессов и явлений окружающего мира положило основание философскому мировоззрению, а расширение кругозора и рост информации об окружающем мире привели к формированию научных идей.

Итак, философия и наука развивались в неразрывной связи друг с другом.

2. Важным остается вопрос о сути философии: является ли она наукой, мировоззрением или, может быть, методологией?

  • Философия имеет все признаки науки: объект и предмет исследования, цели, задачи и функции, методы и логико-категориальный аппарат.
  • Философия является и особым типом мировоззрения, поскольку обладает четырьмя основными компонентами мировоззрения:
  • 1) познавательным (дает целостную картину мира);
  • 2) ценностно-нормативным (имеет систему ценностей);
  • 3) эмоционально-волевым (восприятие знаний, ценностей и норм);
  • 4) практическим (формирует определенное поведение).

В качестве методологической основы философский способ познания представляет собой систему наиболее общих приемов теоретического и практического познания, в том числе и самого философского знания. Для многих наук философия является методологической базой практических исследований.

  1. Следовательно, философия выступает в качестве науки, мировоззрения и методологии научной деятельности.
  2. 3. Философия выполняет следующие основные функции:
  3.  мировоззренческая функция формирует целостную картину мира, представления об устройстве окружающего мира, о месте человека в нем и определяет принципы взаимодействия человека с окружающим миром;

 методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Каждая из наук стремится выработать максимально достоверные и эффективные методы деятельности в своей сфере, но в большинстве случаев они приложимы только к этой науке.

Поскольку задачей философии является познание наиболее общих принципов существования мира, то вырабатываемым ею методам также присуща всеобщность.

В результате методы познания, разрабатываемые философией, применимы к любому объекту действительности и необходимы как для его глубокого, истинного познания, так и для надежной, эффективной деятельности;

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Догматизация философии - Для студента
Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ

Источник: https://www.libfox.ru/678827-kollektiv-avtorov-filosofiya-kratkiy-kurs.html

Догматизм

Догматизация философии - Для студентаДогматизм – это концепция мышления человека, которое настраивает его принимать понятия, факты, формулировки с позиции догмы, оперируя очевидностью того, о чем рассуждают, устарелыми данными, не учитывая нового и изменяющегося. Догматическая концепция не имеет стремления воспринимать и познавать новое, научно предопределенное, избегает творческого развития, противоположно критическому восприятию, в основном отстранено от реальности.

Понятие догматизм берет начало в Древней Греции, благодаря философам Зенону и Пиррону, которые рассматривали догматической всякую философию.

Что такое догматизм

Понятие догма говорит необходимости восприятия чего-либо изначально истинным, без критики, научно не изучая и не обосновывая, в основном полагаясь на веру в религии или авторитет.

Изначально это понятие выглядело в контексте религиозного понимания: в христианстве истинно было принятие единственности Бога, его непогрешимости и всесильности; в иудаизме – неоспорима идея о реинкарнации и карме.

Догматизм возникал одновременно с развитием религиозных концепций, которые призывали верующих безоговорочно принимать за истину все вероучения, категорически запрещалось вольная трактовка предложенных религиозных догм и считалась в глазах церкви ересью.

Читайте также:  Сдерживающие факторы в становлении современного туризма в россии - для студента

Догматизм в науке рассматривается не столько, как некая концепция взглядов, ее характеристики и особенности, а как необходимость сохранить в устойчивом, неизменённом виде эти взгляды и выводы, не поддавая их критике.

С гносеологической точки зрения понятие догматизм возникло из неосознанного игнорирования изменений и динамичности развития, преувеличенного восприятия истинности утверждаемого, избегания проверки и логического объяснения.

Психологические корни догматической концепции лежат в том, что мозг инертный, ему легче принять истину, чем объяснять ее. Существует склонность к стереотипному восприятию, предрасположение скорее к консервативному прошлому, чем к творческому и неизвестному настоящему и будущему.

С социальной стороны догматизм проявляется в желании сберечь текущее положение дел, оставить в неприкосновенности индивидуальный или групповой статус. Догматизму противопоставлено мышление, основанное на факте конкретности истины, ее определенности в рамках функционирования, условий формирования, целей, времени и места применимости.

Догматическое мышление из своей принципиальной позиции извращает суть первоначальных моральных позиций, так как автоматически перелаживает функции присущего данной ситуации морального принципа на другие ситуации, в результате чего теряется ее значение, возможно, превращается в ее противоположность. Например, добро воспринимается злом, если оно есть причиной безнаказанности преступлений.

По сути, догматическое мышление присуще для консервативного морального сознания категории человечества, которое привержено к идее абсолютизму: существования постоянно действующих моральных и универсальных принципов, которые против социального прогресса.

Примером тому есть религиозный догматизм, суть которого в твердом утверждении благодатности моральных принципов веры, откровения с одновременным игнорированием довода разума, критического мышления, развития науки. Часто догматизм проявляется через фанатизм или формализм.

При догматическом, абстрактном мышлении в изучении теоретических, исторических, политических проблем не берутся во внимание факторы времени и места.

Причиной кризисных моментов в экономике, духовной сфере и социальной может являться догматизм. То, что не соответствует нормам, слаженным канонам и догмам нашего понимания и восприятия считается подозрительным и подлежит сомнению. Истоками такого мышления есть непрофессионализм и приспособленчество.

Догматизм в философии

Догматизм в науке, философии оценивается характеристиками философских теорий или их разновидностью. Догматичным считается учение, какое выбирает какое-нибудь объяснение в качестве истины без предварительного анализа, не допуская изменений.

Понятие догматизм после Зенона и Перрона изучало много мыслителей. Философ И.Кант определял его не как всю философию в целом, а как некоторое познание не ориентированное на исследование его условий и возможностей. Гегель, один из творцов диалектической философии, понимал догматизм как абстрактное мышление.

Философский догматизм проистекает из ограниченного восприятия и доверчивости к тому, что без особой подготовки с элементарными знаниями, он может постичь истину и решить сложнейшие задачи, что становятся перед ним. Такой подход, определенный наивной верой, был предречен на множество ошибок и иллюзий, привел человека к глубокому разочарованию к своей способности познания.

В следствие такого разочарования, возник диаметрально противоположный стиль мышления — скептицизм (отрицание всякой вероятности познать истину). Его еще называют в нынешней культуре релятивизмом.

Скептики Перрон и Зенон называли догматиками всех философов, которые пробовали утверждать свои умозаключения как достоверные, они противопоставляли этому сомнение и нереальность в принципе узнать истину.

Решением этих двоих диаметральных позиций стало изучение границ возможностей познаний человека. Такой взгляд был назван Кантом как критицизм. Он уверял, что с периода Аристотеля догматическим мышлением метафизической науки не было обосновано ни одной идеи из логики и психологии, также уверял, что скептицизм также однобок, как догматизм.

Кант критиковал философское учение от Декарта до Вольфа, называя его догматическим. Критикуя догматическое мышление, Кант заявлял, что индивид не может постичь вещи и явления просто так, потому что они существуют. Ни догматизм, ни скептицизм ничему не учат, сверх того, понятие догматизм становится по сути скептицизмом в силу своей однобокости.

Догматизм не может познать настоящих причин возникновения реальных проблем, не изучая их с позиции сегодняшнего и прошлого, в совокупности с разными проблемами, а просто налагая на существующий факт готовые идеи, постулаты, догмы, логические умозаключения. Это нередко провоцирует возникновение ложных проблем, что отдаляет или делает сложным решение настоящих проблемных ситуаций.

Между догматизмом и скептицизмом стал Г.Гегель со своим диалектическим методом. Диалектизм отличается от догматизма тем, что не хранит в себе односторонних умозаключений.

Догматики всегда из одних умозаключений выводят другие, игнорируя факты из настоящей жизни. Последовательно «антидогматичной» стала марксистская философия, которая объясняя действительность, служит ее изменению.

Такое понимание философской действительности исключает догматизм.

Догматизм в науке препятствует ее дальнейшему прогрессу, так как руководствуется устаревшими или однобокими теориями, откровенно неправильными понятиями. Так, догматическое мышление общества обернулось трагически для Дж.Бруно, Галилео, долго шла борьба против эволюционной теории Дарвина. Догматизм в науке, политике, социуме является тем обстоятельством, что тормозит развитие.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: https://psihomed.com/dogmatizm/

Догматизация философии

Замечание 1

После $20$х годов в СССР ещё была сохранена атмосфера философских дискуссий, в $30$е годы она полностью устраняется, на смену ей приходят догматизм и комментаторский стиль.

Идеологическое влияние в $1940$х усиливалось, как ответ на «космополитические» умонастроения, что вылилось в полное подчинение советских ученых партийно-административному надсмотру. Проводимые обсуждения рассматривались не иначе как зарождавшиеся инструменты пропаганды и апологетики «генеральной линии». Это оценивалось как «борьба за ленинский этап в философии и социологии».

Такое отношение к философии – есть пример уничижения этики научного спора и человеческой нравственности. Споры в теоретической области часто подкреплялись политическими доносами и клише.

Такая ситуация масштабно пресекала многих философов отходить от своего дела, предоставляя скудные возможности изучения.

На первый план стали выступать декларации развития марксистского обществознания, хотя в реальности сам процесс изучения марксизма, его аналитический и познавательный потенциал приостанавливался.

  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Как писал философ А.С. Ахиезер:

«логика государственной идеологии в СССР всегда жестко следовала улитаризму, который может в принципе использовать любые методы, включая чисто административные, террористические, сметая науку и ее представителей с лица земли».

Сталинизм в философии

Во время правления Сталина и установления его диктаторского режима в стране, любые творческие поиски в области философии начали стремительно угасать, настраиваясь всё больше на политизирование.

Избранные в ранг руководящих лиц партии члены стремились фактически возвеличить вождя как философа. Философия начала трактоваться как форма политики. Методологическая функция философии стала претерпевать процесс вульгаризации.

Придерживаясь тенденции отрыва философской теории от практики и развитие «прикладных» вопросов вело полной профанации философии. В это время выходят характерные этой атмосфере статьи

  • «Диалектика двигателя внутреннего сгорания»,
  • «За партийность в математике»,
  • «О марксистско-ленинской теории в кузнечном деле».

После выхода работ Сталина «О диалектическом и историческом материализме», «Краткий курс истории ВКП(Б)» культ личности и тенденции к возвеличиванию его как философа только возросли. Труды Сталина позже были оценены как «вершина» философии марксизма.

Но по сути этим трудам были свойственны схематизм и упрощенность.

Как считал Сталин, материалистическая теория и диалектический метод , которые являлись частью диалектического материализма, представлялись одним и тем же, то есть это учение о бытии, мире, частях действительности.

Иные тенденции в философии

Но в эти нелегкие годы для философии, всё же, наблюдались и положительные моменты.

Так, к примеру, были написаны три тома всемирной «Истории философии» $1940 – 1943$, возникла тенденция, которая изучала историю философии народов СССР, устранялось нигилистическое мнение по поводу формальной логики. В 1947 году был опубликован 1й номер журнала «Вопросы философии», под редакцией Б.М. Кедрова.

Большую идейно-философскую дискуссию в $1947$ году вызвала работа Г.Ф. Александрова «История западноевропейской философии».

Ключевой идее данной работы была идея, которая представляла всю историю философии до марксизма как ненаучную, противопоставляя ей «научную марксистскую философию», а всё, что не являлось философией марксизма в книге, приравнивалось к буржуазному мировоззрению.

Наряду с этим автор книги утверждал, что диалектический материализм не наука, а инструмент познания. Философия марксизма не должна довлеть над науками, соответственно, возникал огромный интерес в изучении проблемы теории познания.

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/stanovlenie_sovetskoy_filosofii/dogmatizaciya_filosofii/

Догматизм

Догматизм (др.-греч. ддура — кажусь [правильным], мнение, учение, решение, постановление) есть способ мышления, опирающийся на догмы. В обыденном значении под догмой понимают истину бесспорную, общеобязательную, ставшую твердым убеждением тех, кто ее признал.

Догматизм противоположен релятивизму и скептицизму.

Он искажает диалектику абсолютного и относительного в истине, не учитывает принципы конкретности и динамичности истины, гипертрофирует момент устойчивости в достигнутом знании, не требует обоснования и проверки общих суждений, слепо доверяет деонтическому или эпистемическому авторитету.

В древности в Греции и Риме словом догма обозначали такие бесспорные основоположения и правила, которые относились, прежде всего, к философии, нравоучению и к гражданскому законодательству.

Догмат — положение, принимаемое на веру за непреложную истину; оно считается неоспоримым, вечным и неизменным при всех обстоятельствах; его запрещено подвергать критике.

Отсюда философский догматизм есть признание того или иного исходного тезиса в качестве абсолютно достоверного и соответствующего объективной действительности безо всякой предварительной проверки и возможности изменения.

Термин догматизм был введен в философию Пирроном и Зеноном. Древнегреческие скептики называли догматиками тех философов, которые свои мнения (догмы) о субстанциях оценивали как несомненно истинные.

В позднеантичной греческой философии под догматом (доуцатод) понимали философское учение, наиболее характерное (традиционное) для той или иной школы.

Секст Эмпирик считал догматиками тех, кто высказывал утвердительные суждения или учения в противоположность во всем сомневающимся скептикам. С легкой руки Канта догматиком стали именовать метафизика, игнорирующего данные опыта.

По оценке Канта, вся рационалистическая философия (от Декарта до X. Вольфа) является догматической. Гегель подразумевал под философским догматизмом одностороннее — недиалектическое («метафизическое») и рассудочное — мышление.

В I-III вв. христианские писатели стали прилагать слово догма к христианскому учению вообще, а с IV-V вв. христианство придало термину догмат более узкий смысл охранительной функции символа веры, направленной против демонизма еретиков.

Религиозные догматы конкретизируют официальную доктрину церкви и в целом считаются профетическими, продиктованными Богом.

Когда христианская церковь при Константине Великом превратилась в государственный институт, ее догматы обрели силу государственных законов, а еретики, нарушающие догматы, объявлялись государственными преступниками.

Современные богословы существенными признаками догматов считают: 1) тео- логичность (их следует относить только к учению о Боге и его связи с миром и человеком); 2) богооткровенность (их надо трактовать как слово Бога к людям); 3) церковность (они непременно должны быть признаны и определены Вселенской церковью);

4) законообязательность для всех членов церкви (уклонение от чистоты церковного учения недопустимо).

Протоиерей Н. П. Малиновский дает такое определение (1911 г.

): «Догматы суть богоогкровенныя истины, содержания въ себе учение о триипостасном Боге и Его отношении к миру и особенно к человеку, хранимыя, определяемых и преподаваемых православной церковию, как непререкаемые, неизменных и обязательные для всех верующих правила веры» (Малиновский Н. Очерк православного богословия. М., 2003. С. 8).

Со временем, в связи с усилением процессов секуляризации и критикой церкви, термины догмат и догматика были в определенной мере дискредитированы. В светском смысле сегодня догматиком называют того, кто утверждает что-либо без достаточного основания и остается при своем мнении несмотря на веские возражения оппонентов.

Пиетизм, деизм и в особенности кантианство, ошибочно усматривающие в евангельских заповедях только проповедь любви и высокой морали, заняли позицию адогматизма. Они отвергли ценность догматов для христианства, полагая, что истинная нравственность должна быть автономной, т. е.

основанной на требованиях нравственного долга, но никак не на диктате божественных заповедей. Христианские мистики и сентименталисты, редуцирующие религию к религиозным чувствованиям, считают догматы веры вредными для религиозной жизни, поскольку догматы якобы искажают и ослабляют религиозные настроения.

Однако известно, что само религиозное чувство (христианина, мусульманина, иудея и др.) существенно зависит от содержания религиозных представлений и понятий.

Таким образом, догматизм в целом есть особый продукт абсолютизации момента истинности человеческого знания (религиозных доктрин, философских учений, научных теорий и пр.).

Источник: https://studme.org/304096/filosofiya/dogmatizm

Ссылка на основную публикацию