Виды научно-исследовательских работ для студентов — правила оформления

Это самый простой вид НИР, который учатся писать еще школьники. Суть работы заключается в сборе материалов по заданной теме и его пересказ. Реферат помогает развивать навыки поиска, конспектирования информации, ее анализа, систематизации, классификации, обобщения.

Ничего больше в этой работе, например, выдвижение гипотезы или проведения исследования, не требуется.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Рефераты бывают: обзорный, методический, информационный, библиографический, полемический и др. Рефераты пишут не только школьники, но и студенты, и аспиранты.

Виды научно-исследовательских работ для студентов - Для студента

Эссе

Многим этот вид НИР кажется одним из самых сложных, из-за творческого характера работы.

В рамках написания эссе автор показывает, что знает материал настолько, что может выдвигать собственную аргументированную позицию с использованием первоисточника.

Первые эссе пишут в старших классах, а потом уже в институте. На большинстве “творческих” специальностей эссе — частая форма отчетности.

Эссе учит формулировать мысли в письменном виде, анализировать информацию, художественные и научные источники, аргументировать свою точку зрения, опровергать контраргументы.

Виды научно-исследовательских работ для студентов - Для студента

Проект

Это оригинальная работа студента, в которой он реализует собственную уникальную задумку. Проект может носить творческий характер. Такие проекты часто задаются как итоговая работа в театральных вузах.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Феодальное землевладение и хозяйство: укрепление крепостничества

Оценим за полчаса!

Однако проекты популярны и на технических специальностях. Тут они демонстрируют знания и навыки студента.

Часто проекты готовят к конференциям, выставкам, а на их основе потом пишут курсовые и дипломные работы.

Курсовая

Первая серьезная научно-исследовательская работа в вузе. Выделяют 5 видов курсовых работ: отчетная, расчетно-графическая, комплексная, научно-исследовательская, курсовой проект.

У курсовой всегда четкая структура, она состоит из теоретической и практической частей (иногда только теоретическая). Показывает, как студент применяет полученные знания на практике.

К курсовой предъявляются строгие требования по оформлению. В зависимости от вуза и специальности, курсовые требуется защищать. Часто тему, разрабатываемую в курсовой работе, берут дальше в работу в ВКР.

Виды научно-исследовательских работ для студентов - Для студента

Диплом

Выпускная работа для студента-выпускника. Показывает уровень знаний и навыков, приобретенных за время обучения. В этой работе студент изучает конкретную тему, выдвигает гипотезу, проводит собственное исследование.

Виды научно-исследовательских работ для студентов - Для студента

Нир в аспирантуре

Для тех, кто продолжает обучение в аспирантуре, следующей НИР становится — кандидатская диссертация. Также аспирант пишет и другой вид НИР — научные статьи.

Зачем студенты пишут НИР

НИР, научно-исследовательская работа, помогает студентам сформировать исследовательские навыки, умение работать с информацией, оформлять исследование, приобщает к научной работе.

Учебные планы предусматривают написание хотя бы одного вида НИР. Количество, темы и формы зависят от конкретной дисциплины и кафедры. Написание НИР обязательно для каждого студента.

Источник: https://NauchnieStati.ru/blog/vidy-nauchno-issledovatelskih-studencheskih-rabot/

Темы научно-исследовательских работ для студентов

Деятельность высших учебных заведений в России и мире направлена на подготовку научных и практических кадров, от которых зависит технический прогресс. Поэтому научно-исследовательская работа студентов (НИРС) в вузе начинается с первых курсов, студентам доступны ее любые формы и виды, а также предоставляется широкий выбор тем для проведения исследований.

Выбор темы для научно-исследовательской работы

Выбор тем основан на нескольких базовых принципах, следование которым гарантирует обучающимся положительную оценку их работы, а также дальнейшее продвижение на учебном и научном поприщах:

  • актуальность и значимость темы исследования в настоящий период времени, устаревшие проблемы исключаются из перечня тем;
  • новизна исследований: необходимо выбрать малоизученное направление в науке или его часть, появляется больше шансов получения новых результатов в выбранной сфере;
  • постановка точной цели исследования, достижению которой оно должно быть всецело посвящено.

Студентам, начинающим научную деятельность, рекомендуется не брать плохо изученные направления в науке. Появляется опасность запутаться и не завершить исследование, также необходимо строго рассчитывать время на выполнение опытов и описание их результатов, придерживаться четких формулировок.

Часто студенты обращаются к преподавателям или старшим товарищам, которые помогают с выбором вектора исследований. Правильный выбор темы поможет не терять время, а попытаться внести действительно полезный вклад в научную деятельность.

Формы и виды научно-исследовательской работы студентов

Положение о научно-исследовательской работе студентов регламентирует ее основные формы и виды. Выделяют два основных вида деятельности обучающихся в вузах:

  1. Деятельность студентов согласно учебным планам вузов, которая проходит в разных формах. Это курсовые работы, призванные оценить знания студентов за весь университетский курс. Выпускные квалификационные работы (ВКР): научно-практические труды, подтверждающие квалификацию будущего специалиста. К НИРС относят и написание рефератов, которые также отражают глубину знаний конкретного предмета.
  2. Научная и практическая работа сверх требований вуза. Как правило, современное студенчество заинтересовано в достижении высоких результатов, а руководство российских университетов предоставляет для этого возможности. Поэтому студенты занимаются в научно-практических секциях, становятся участниками различных конференций, для них работают научные форумы с участием зарубежных коллег, на которых обсуждаются насущные исследовательские задачи.

Следование учебным планам и саморазвитие в выбранной ранее сфере деятельности позволяют на последних курсах обучения стать полноправным членом многогранного научного сообщества и внести в него свой вклад.

Как писать научно-исследовательскую работу студенту

Результат исследовательского труда будет положительным, если придерживаться основных правил написания текстов и оформления иллюстраций:

  • выбрать интересную актуальную тему, обсудить объем работы и ее нюансы с научным руководителем или преподавателем;
  • ознакомиться с проведенными ранее исследованиями и оценить уровень своих знаний в выбранной области;
  • необходимо описать ранее поставленные задачи, сделать промежуточные и основные выводы, в заключении необходимо подвести общий итог;
  • ознакомиться со стандартами оформления титульного листа, содержания, глав, списка литературы и приложений. Необходимо помнить, что правильное оформление работы и следование установленным объемам позволит быстро ознакомиться с ней всем заинтересованным лицам.

Виды научно-исследовательских работ для студентов - Для студента

Интересные темы для научно-исследовательской работы

Выбор темы часто становится проблемой для студента, при всем многообразии направлений тему выбрать довольно сложно. Начать следует с общих тематик, постепенно переходя к частностям. Например, из области физики можно выбрать область лазерных методик, а в ней найти наиболее близкую обучающемуся в университете тему, относящуюся к квантовой электронике или нелинейной оптике.

Источник: https://sibac.info/blog/temy-nauchno-issledovatelskih-rabot-dlya-studentov

Виды научно исследовательской работы студентов ВУЗов

Виды научно-исследовательских работ для студентов - Для студентаНаучно исследовательская работа студентов ВУЗов (НИРС) – неотъемлемая часть процесса образования.

Многочисленные научные лаборатории и факультативы, научные общества студентов, печатные издания и конференции – являются своеобразной «базой» студентов для начала полноценной научной работы, позволяют им обрести единомышленников.

В той или иной степени каждый студент связан с научно исследовательской работой в процессе обучения. Ведь даже чтобы написать реферат, курсовую или дипломную работу нужно провести определённые исследования, пусть даже незначительные.

Научно исследовательская работа студентов ВУЗов способствует развитию множества положительных качеств: большей самоорганизации (ведь эта деятельность требует затрачивания свободного времени и далеко не все могут от этого отказаться), творческого мышления, ответственности, формирования своей точки зрения и способности её отстоять.

Важная роль в организации НИРС принадлежит преподавательскому составу ВУЗов. Ведь именно преподаватели могут вовремя разглядеть способности и потенциал студентов и мотивировать их заняться научно исследовательской работой.

Существует 2 вида научно исследовательской деятельности студентов:

  • деятельность в рамках учебного плана (курсовые, рефераты, дипломная работа);
  • Добровольная деятельность, не входящая в программы обучения (кружки, конференции, олимпиады).
  • НИРС в рамках учебного плана выполняется студентами в учебное время и призвана привить студентам навыки самостоятельного изучения дисциплин, ознакомиться с реальными лабораториями, работой в коллективе.
  • К основным видам учебно-исследовательской работы относятся: написание курсовых и дипломных работ, работа студентов в учебных лабораториях, участие в научных семинарах, а также работа студентов при прохождении производственной практики.
  • В процессе подготовки отчёта по производственной практике студенту необходимо тщательно изучить документацию предприятия и на её основании сделать анализ деятельности, предложить меры по усовершенствованию или повышению эффективности – это тоже исследовательская работа.
  • Научно исследовательская работа студентов в неучебное время включает: научные кружки, научно-практические конференции и студенческие бюро.

Научные кружки — наиболее популярный вид НИРС в ВУЗах страны. Руководят кружками, как правило, преподаватели ВУЗа.

В процессе деятельности научных кружков студенты изучают и проводят анализ реальных документов, участвуют в деловых играх, проводят эксперименты, создают что-то новое.

Ещё одним видом НИРС являются научно-практические конференции. Такие конференции предполагают не только подготовку теоретических докладов, но и активное обсуждение студентами возможных решений практических проблем. А выступление перед значительной аудиторией слушателей способствует совершенствованию ораторского мастерства.

Каждый год в ВУЗах страны проводятся студенческие конференции, на которых затрагиваются важные общественные проблемы и рассматриваются варианты их решения.

ВУЗы самостоятельно устанавливают график проведения конференций и их тематику.

Активное участие студентов в конференциях зачастую поощряются в виде автоматических зачётов, публикации лучших докладов студентов в сборниках и материальным вознаграждением.

Во многих ВУЗах экономической направленности довольно популярными стали студенческие технико-экономические бюро (СТЕБ), лаборатории (СТЕЛ), студенческие бюро экономического анализа (СБЕА).

Такой вид научной деятельности студентов находится в тесной взаимосвязи с реальными предприятиями, посредством заключения с ними договоров.

Студенты проводят анализ деятельности предприятий и выдвигают возможные решения существующих у организаций проблем.

В настоящее время научно исследовательская работа студентов ВУЗов способствует повышению уровня их подготовки и развитию творческих способностей.

Источник: https://life-students.ru/vidy-nauchno-issledovatelskoj-raboty-studentov-vuzov/

Научно-исследовательская работа в вузах

  • Научно-исследовательская работа в вузах имеет определенные особенности, состоящие в сочетании учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской деятельности, в которой совместно участвуют научно-педагогические работники и студенты.
  • Научно-исследовательская работа в вузах преследует три основные цели:
  • а) использование творческого потенциала вузов для решения важнейших проблем, так как в системе высшей школы работает около половины научных работников страны;
  • б) повышение квалификации преподавательского состава;
  • в) повышение качества подготовки выпускаемых специалистов и магистров, что обеспечивается за счет совершенствования учебного процесса и активного участия студентов в научной деятельности.
  • Научно-исследовательская работа в вузах осуществляется в направлениях, соответствующих профилю подготовки специалистов, в этой связи она характеризуется большим разнообразием тем.
Читайте также:  Реферирование научной статьи: пишем реферат правильно

В вузе научная деятельность возглавляется проректором по научной работе, а регламентируется она годовым и перспективным планами исследований. Для управления НИР в вузе создается научно-исследовательская часть (сектор). Каждая кафедра ведет исследовательские работы в соответствии с профилем подготовки специалистов за счет госбюджетных средств и договоров между вузом и заказчиком.

Одним из важных направлений деятельности вузовской науки является исследования по проблемам высшей школы.

Они направлены на подготовку новых учебников и учебных пособий, разработку специальных курсов, внедрение проблемных методов обучения.

Для усиления связи вузовской науки с производством изыскиваются новые формы содружества (филиалы кафедр, договора о содружестве, учебно-научно-производственные объединения).

Участие в исследовательской работе является важнейшим фактором в вопросе повышения квалификации преподавателей вуза. За счет исследований повышается их эрудиция, расширяется кругозор и растет педагогическое мастерство. Преподаватель, который не ведет активную исследовательскую работу, не может успешно осуществлять творческую подготовку студентов.

Особенность студенческой научной работы состоит в том, что ее главной задачей является не решение важных научных проблем, а приобщение студентов к самостоятельной работе, углубление их знаний, развитие творческих способностей к решению поставленных задач.

Развитие у студентов творческих способностей невозможно лишь с помощью традиционных видов учебных занятий.

Это умение приходит к нему в процессе коллективной исследовательской деятельности, при выполнении творческой работы, в ходе постановки и проведения эксперимента, при публичном обсуждении результатов исследований и т.д.

Формированию творческих начал у будущих специалистов призвана система научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Творчество, как говорил П.Л. Капица, – это создание новых ценностей по замыслу, установление новых фактов, разработка изобретений и подготовка открытий, т.е.

получение новой, ценной информации для человечества. В широком смысле творчество проявляется при любой деятельности человека, когда он не имеет точной инструкции действий, а сам должен решать, как ему поступать.

В этой связи НИРС играет очень большую роль, так как она позволяет соединять науку, образование и производство через совокупность проблемных ситуаций.

НИРС дает возможность эффективно вводить в учебный процесс элементы творчества, применять методы проблемного обучения, углублять профессиональную направленность образования за счет рассмотрения проблемных ситуаций, воспитывать специалистов с повышенным творческим потенциалом.

  1. Для осуществления студенческой научно-исследовательской работы в вузе необходимо соблюдение следующих основных условий:
  2. – участие студентов в научной работе на протяжении всего периода обучения;
  3. – последовательное увеличение сложности решаемых задач с постепенной ориентацией студента в направлении профиля его специальности;
  4. – обеспечение преемственности при выполнении научной работы каждым студентом, а также в работе студентов младших и старших курсов, связи НИРС с научной работой кафедр.
  5. Наилучшие результаты позволяет добиться комплексная система НИРС, охватывающая все дисциплины и формы учебных занятий и позволяющая придать им в течение всего времени обучения исследовательский характер.

Научная работа студентов имеет две основные формы. Первая из них реализуется в научных кружках, студенческих конструкторских бюро, лабораториях и т.д., и не связана с учебным процессом. Вторая форма – это учебная научно-исследовательская работа, которая является обязательной для всех студентов и предусматривается учебным планом.

Учебная исследовательская работа студентов условно может быть разделена на подготовительный (младшие курсы) и основной периоды. Характерной особенностью НИРС на первых годах обучения есть ее тесная связь с учебным процессом.

С первыми элементами исследований студенты встречаются на семинарских и лабораторных занятиях.

Здесь у них формируются начальные навыки исследований, они учатся читать научную литературу, подготавливать рефераты, определять необходимое число измерений, овладевать методикой обработки опытных данных и анализировать полученные результаты.

При составлении тематики лабораторных работ предпочтение отдается темам, представляющим профессиональный интерес.

Лабораторные работы бывают двух видов: выполнение на стандартных установках типовых заданий; участие в постановке новых работ исследовательского характера.

Работы первого вида выполняют все студенты; ко вторым привлекаются наиболее способные к экспериментальной деятельности студенты. Такие работы обычно связаны с проводимыми на кафедрах исследованиями.

Еще одно направление учебно-исследовательских работ на младших курсах – участие в олимпиадах, проводимых общеобразовательными кафедрами. Это способствует выработке у студентов навыков теоретических исследований и творческого подхода к решению инженерных проблем.

Весьма полезными являются организуемые на младших курсах, после изучения некоторых важных для будущих горных специалистов дисциплин (например, геологии), семинары и кружки. Такие формы научной работы, развивающие обязательные разделы теоретического курса, помогают студентам критически осмыслить содержание дисциплины, учат делать обобщения и выводы.

Широкое распространение получила такая форма привлечения студентов к самостоятельной работе, как подготовка рефератов, докладов, выступлений. Особенно полезна подготовка обзорных докладов по материалам, опубликованным в современных научно-технических изданиях по профилю специальности.

Расширяет кругозор молодых исследователей участие, совместно со старшекурсниками, в конструкторских и исследовательских работах, проводимых в студенческих бюро. Очень полезным для старшекурсников является присутствие студентов младших курсов и их помощь в проведении исследований.

Полезно введение элементов исследований в курсовое проектирование, а также в практику, когда каждый студент получает индивидуальное задание с указанием научной темы, сформулированной с учетом нужд производства.

Наиболее эффективно позволяет привлечь студентов к научной работе индивидуальная НИР.

Большинство студенческих тем представляют собой повторение ранее выполненных исследований, однако наиболее способные студенты принимают участие в плановых хоздоговорных и госбюджетных НИР кафедр.

Исследования по таким темам завершаются выполнением дипломной научно-исследовательской работы, квалификационной работой магистра или, как минимум, написанием специального раздела в типовом дипломном проекте.

Благодаря участию в научной работе, еще обучаясь в вузе, студенты становятся авторами или соавторами заявок на изобретения, почти все студенты подают во время практик рационализаторские предложения, публикуют статьи в вузовском сборнике или других научно-технических изданиях. Результаты исследований студенты докладывают на семинаре, ежегодной научно-технической конференции университета и конференциях в других вузах. Важным стимулом приобщения студентов к творческой работе служат конкурсы НИРС, проводимые на различных уровнях.

Широкое участие студентов в исследованиях благотворно сказывается на качестве учебного процесса. У студентов повышается ответственность за результаты учебы, улучшается теоретическая и практическая подготовка. Опыт показывает, что студенты, прошедшие школу НИРС, становятся не только квалифицированными специалистами, но и хорошими руководителями и организаторами производства.

Планирование и прогнозирование научных исследований

Научные исследования в нашей стране являются частью государственного плана развития и планируются Кабинетом Министров. Планирование научных исследований в общегосударственном масштабе обеспечивает согласованную работу всей науки страны, направляет ее развитие в соответствии с тенденциями мировой науки и запросами производства.

  • При планировании научных исследований составляются перспективные и годовые планы, при этом можно выделить следующие основные формы планирования НИР и использования достижений науки и техники:
  • а) государственный перспективный план по решению основных научно-технических проблем, который утверждается Кабинетом Министров и является частью плана развития страны;
  • б) координационные планы по решению основных научно-технических программ и проблем;
  • в) годовой план использования новых видов продукции, технологических процессов, образцов новой техники, имеющих общегосударственное значение. Этот план является частью годового плана развития страны и утверждается Кабинетом Министров;
  • г) отраслевые перспективные и годовые планы НИР, утверждаемые отраслевыми министерствами;
  • д) план научных исследований Национальной Академии наук Украины (НАНУ);
  • е) перспективные и годовые планы научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ организаций, предприятий, фирм и пр.

Формирование планов представляет собой длительный процесс рассмотрения содержания НИР, начиная от подразделений научных учреждений до утверждающей вышестоящей организации. Работы, включенные в план на основании правительственных постановлений, составляют группу важнейших, они получают первоочередное финансирование и материально-техническое обеспечение.

В последнее время в стране нашел применение новый вид планирования – программно-целевое, позволяющее решать крупные проблемы межотраслевого и межрегионального значения.

Программно-целевое планирование состоит в разработке и реализации комплексных целевых программ, содержащих комплекс мероприятий, направленных на достижение определенной цели. По каждой из программ утверждаются головные организации, ответственные за результаты их реализации.

В качестве примера можно привести программу «Анкер» Минуглепрома Украины с привлечением специалистов ИГТМ НАНУ.

В вузах также оставляются план НИР и ОКР, план внедрения законченных исследований, план публикаций, план подготовки диссертаций и т.д.

Хотя заранее предвидеть результаты творческой работы невозможно, планирование научной работы позволяет обеспечить ритмичность, целеустремленность и эффективность выполнения НИР, а также избежать дублирования исследований и неоправданных затрат времени и средств.

Планирование науки тесным образом связано с прогнозированием ее развития. Прогнозирование научных исследований имеет целью дать вероятностную оценку путей их развития и достижения результатов в будущем, а также требуемых для их реализации ресурсов и организационных мер.

Научно-технический прогресс, быстрое изменение научных концепций выдвигают задачу научного прогнозирования на передний план науки. Так, если раньше изменения в технологии разработки месторождений полезных ископаемых происходили раз в 100 лет, то в настоящее время – через каждые 10-15 лет.

Можно привести немало примеров, когда на вновь построенной шахте, еще до ее пуска в эксплуатацию, обнаруживались узкие места, а внедренные в производство новые технологические процессы не отвечали требованиям времени.

Прогнозы обычно составляют на 10-20 лет вперед. Выбор такого периода объясняется тем, что длительность прогноза совпадает с продолжительностью цикла «исследования – производство», т.е. научная идея пройдет через все этапы НИР и ОКР.

За это время удваивается количество выполненных НИР, заканчивается срок действия патентов, на передовую линию прогресса выходит новое поколение специалистов. Наряду с этим составляются отдельные прогнозы на 40-50 лет и более.

За это время происходит полная смена поколений, удваивается количество теорий. Эти прогнозы дают в основном качественные показатели.

Методы экстраполяции основаны на прямом и непосредственном продолжении действующих в настоящее время закономерностей на будущее. Обычно экстраполируют статистически складывающиеся тенденции изменения тех или иных количественных характеристик (рост научных кадров, затраты на науку и т.д.).

Методы экспертных оценок связаны со сбором и систематизацией различного рода опросов. Экспертом может быть ведущий ученый специалист в конкретной области науки, выработавший гипотетическое представление о путях ее развития. Обычно используют мнение многих экспертов (метод комиссии).

Оценки экспертов переводят в количественную форму (баллы), что позволяет обработать полученную информацию статистически. Эффективность метода зависит от компетенции эксперта, так как не все эксперты равноценны, их мнения субъективны, на оценки экспертов влияет авторитет коллег и пр.

Методы моделирования при прогнозировании только разрабатываются, однако их перспективность очевидна. Следует отметить метод «исторической аналогии», в основе которого лежит закон спирали. Согласно этому методу техника развивается, опираясь на накопленный опыт, и в своем движении возвращается к старым идеям, используя их на новой научной основе.

Методы научного прогнозирования имеют свои достоинства, ограничения и недостатки. Однако их комплекс представляет собой надежный инструмент научно обоснованного предвидения, что позволяет правильно определить политику в области развития науки и техники.

Источник: https://poisk-ru.ru/s30331t1.html

Виды учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ студентов СПО в соответствии с ФГОС

Основной целью профессионального образования в настоящее время является повышение его качества, разработка нового содержания, обеспечивающего востребованность и конкурентноспособность выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования на рынке труда.

На сегодняшний день развитие научно–исследовательской деятельности в учреждениях СПО становится важнейшим средством обновления содержания и повышения уровня профессиональной подготовки в процессе модернизации системы профессионального образования в соответствии с ФГОС.

Сегодня обществу нужны инициативные люди и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они отличаются высокой восприимчивостью, любознательностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений. Важно, чтобы будущий специалист мог преодолеть любые возникающие затруднения.

  • Научно-исследовательская деятельность студентов – это процесс, формирующий будущего специалиста путем индивидуальной познавательной работы, направленной на получение нового знания, решение теоретических и практических проблем, самовоспитание и самореализацию своих исследовательских способностей и умений.
  • Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов кафедры является повышение уровня научной подготовки специалистов и выявление талантливой молодежи для следующего обучения в высших учебных заведениях
  • Основными формами НИРС на кафедре   являются:
  • подготовка рефератов, докладов с обзором научных достижений в профессиональной области;
  • участие студентов в проектных работах;
  • участие в научных семинарах, конференциях, смотрах-конкурсах научных и учебно-исследовательских работ, олимпиадах по дисциплинам и специальности;
  • участие в городских, региональных и международных научных конференциях.

На кафедре ведется большая работа по привлечению студентов к научно- исследовательской деятельности. Под руководством опытных преподавателей учащиеся осваивают методы проведения исследований и приобретают практические навыки по выполнению научных проектов, происходит развитие их творческих способностей, самостоятельности, творческой инициативы в учебе и будущей профессии.

Научно-исследовательская работа студентов в колледже — это система, основанная на единстве учебной, научной и воспитательной работы.

Участие студентов в научно-исследовательской работе начинает переходить на качественно новую ступень: из средства развития творческих способностей отдельных, наиболее одаренных студентов она стала важным моментом повышения качества подготовки всех специалистов. Это потребовало создания на кафедре такой системы организации научно-исследовательской работы студентов, при которой каждый студент за период обучения проходил бы необходимую школу творчества.

Обучение студентов исследовательской деятельности проводится посредством  включения всех обучаемых в учебно-исследовательскую работу, с постепенной трансформацией её в научно-исследовательскую. Последовательное овладение исследовательскими компетенциями проходит через несколько этапов.

Первый этап связан с овладением первоначальными компонентами исследовательской деятельности и связан с формированием навыков работы с научной литературой.  Работа на 1 этапе начинается с первого семестра.

Введена в учебный план, реферативная деятельность в рамках которой студенты получают первые навыки подбора и технологии работы с информационными источниками.

Читайте также:  Как получить целевое направление на обучение ВУЗ: инструкция к действиям

Работа по формированию исследовательских компетенций продолжается в течение первого  и второго года обучения в ходе выполнения реферативных работ, где студенты усваивают доступные им элементы исследовательских методик, подготовки к публичным выступлениям и т.п.

Второй этап работы связан с выполнением курсовых работ. За весь период обучения студенты пишут курсовую работу и выпускную квалификационную работу.  Учебный процесс организован таким образом, что элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от курса к курсу.

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно значимой проблемы.

учебной деятельности на дисциплинах «Дизайн-проектирование», «Средства исполнения дизайн-проектов», «Художественное проектирование» и др., выполняя проекты  по заданным преподавателям темам.  Это индивидуальные работы, предполагающие проведение небольшого исследования и его дальнейшее представление в виде проекта на бумажном носителе и презентации в POWER POINT.

Выполнение проектов вне учебных занятий предполагает участие

студентов в различных городских или международных мероприятиях. Так в течение 2015/2016 учебного года студенты колледжа принимали участие в городских мероприятиях:

  1. Ежегодный городской конкурс «Осенний листопад».
  2. Городской конкурс  «Новогодний креатив».
  3. Конкурс плакатов «Брось сигарету» в рамках программы «Антитабачный десант»
  4. 2-ой региональный чемпионат предпринимательских идей «Твое дело-Твой успех». 05.2016
  5. Научно-методическая декада «Опыт и перспективы формирования профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО» 11.2015г.

Третьим этапом овладения исследовательскими компетенциями является  внеаудиторная работа студентов. Отдельные студенты занимаются научно-исследовательской и проектной деятельностью, выходящей за пределы изучения дисциплин. Результаты этой работы ежегодно представляются на студенческих внутрикафедрных конференциях.

Система учебно и научно-исследовательской работы в виде планов воспитательной, образовательной и учебно- производственной работы со студентами на кафедре складывалась постепенно и постоянно корректируется  на основе анализа результатов.

Для того, чтобы жить в развитом государстве, в обществе необходимо утверждать приоритет духовности, интеллекта и культуры. Эту задачу могут решить только образованные люди, творчески относящиеся к делу.

Источник: https://nsportal.ru/kultura/dizayn/library/2016/11/15/vidy-uchebno-issledovatelskih-i-nauchno-issledovatelskih-rabot

2.Виды и формы исследовательской работы — Научная деятельность студентов

В различных учебных заведениях среднего и высшего уровня можно наблюдать использование следующих форм организации научно-исследовательской деятельности студентов:

1. Учебная научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами. К этому виду НИРС можно отнести курсовые работы, выполняемые в течение всего срока обучения в ВУЗе, а так же дипломную работу, выполняемую на пятом курсе.

Во время выполнения курсовых работ студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой (если это необходимо, то и с иностранной), приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации.

Если на первом курсе требования к курсовой работе минимальны, и написание её не представляет большого труда для студента, то уже на следующий год требования заметно повышаются, и написание работы превращается в действительно творческий процесс.

Так, повышая с каждым годом требования к курсовой работе, ВУЗ способствует развитию студента, как исследователя, делая это практически незаметно и ненавязчиво для него самого.

Выполнение дипломной работы имеет своей целью дальнейшее развитие творческой и познавательной способности студента, и как заключительный этап обучения студента в ВУЗе направлено на закрепление и расширение теоретических знаний и углубленное изучение выбранной темы.

На старших курсах многие студенты уже работают по специальности, и, выбирая тему для курсовой работы это чаще всего учитывается. В данном случае, кроме анализа литературы, в дипломную работу может быть включён собственный практический опыт по данному вопросу, что только увеличивает научную ценность работы.

К НИРС, предусмотренной действующим учебным планом, можно отнести и написание рефератов по темам практических занятий. При этом следует сказать о том, что чаще всего реферат является или переписанной статьёй, или, что ещё хуже, конспектом главы какого-то учебника. Назвать это научной работой можно с большим сомнением. Но некоторые рефераты, написанные на основе нескольких десятков статей и источников, по праву можно назвать научными трудами и включение их в список видов НИРС вполне оправданно.

2. Исследовательская работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами. Как уже говорилось выше, такая форма НИРС является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов.

Это легко объяснить: если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно — мотивация студента к занятиям. Студент уже настолько развит, что работать с ним можно не как с учеником, а как с младшим коллегой.

То есть студент из сосуда, который следует наполнить информацией, превращается в источник последней. Он следит за новинками литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке, а главное — процесс осмысления науки не прекращается за пределами ВУЗа и подготовки к практическим занятиям и экзаменам.

Даже во время отдыха в глубине сознания не прекращается процесс самосовершенствования. Реализуется известная ленинская цитата: «во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в — третьих — учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мертвой буквой или модной фразой…

, чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом». Основными формами НИРС, выполняемой во внеучебное являются:

  • · Предметные кружки;
  • · Проблемные кружки;
  • · Проблемные студенческие лаборатории;
  • · Участие в научных и научно-практических конференциях;
  • · Участие во внутривузовских и республиканских конкурсах. Предметные кружки

Данная форма НИРС чаще всего используется при работе со студентами младших курсов. Руководителями выступают общенаучные и общетеоретические кафедры. Научный кружок является самым первым шагом в НИРС, и цели перед его участниками ставятся несложные. Чаще всего, это подготовка докладов и рефератов, которые потом заслушиваются на заседаниях кружка или на научной конференции.

Последний вариант чаще всего встречается в кружках, изучающих проблемы общественных и гуманитарных наук, так как в технических и естественных кружках научные исследования студента пятого курса скорее всего будут малопонятны студентам первого, и у них может пропасть интерес к кружку, как таковому.

Проблемные кружки

Проблемный кружок может объединять собой студентов разных факультетов и курсов, а так же, если при ВУЗе имеется таковые, колледжей и лицеев. Во главу угла может быть поставлена проблема, которой занимается научный руководитель кружка, или любая другая по его выбору. Большим достоинством данной формы НИРС является возможность рассмотрения выбранной темы наиболее глубоко и с разных ракурсов.

Проблемные кружки представляю собой «облегчённую» форму НИРС, и поэтому на их базе возможно организация встреч с людьми, которые сталкиваются с проблемами, выбранными кружком для рассмотрения, на работе и в быту, проведение различных викторин и КВН. Проблемный кружок может сочетать в себе элементы научного кружка, лаборатории и т. д.

Проблемные студенческие лаборатории (ПСТ)

ПСТ относятся к следующей ступени сложности НИРС. В них принимают участие студенты второго курса и старше. Лаборатория не является школой научной работы, занятия в ней предполагают определённый запас знаний и навыков. В рамках ПСТ осуществляются различные виды моделирования, изучение и анализ реальных документов, программ, деловых игр, а так же практическая помощь предприятиям.

Работа в такой лаборатории предполагает не столько изучение и анализ литературы, сколько постановку эксперимента, создание чего-то нового. ПСТ, скорее всего, будут не столь многочисленны, как научные и проблемные кружки. Таким образом, работа в ПСТ — следующий важный шаг к полноценной научно-исследовательской работе и ценный опыт для дальнейшей научной и практической деятельности.

Участие в научных и научно-практических конференциях

На конференции молодые исследователи получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов более тщательно прорабатывать будущее выступление, оттачивает его ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы.

Это является очень полезным результатом научной конференции, так как на раннем этапе многие студенты считают собственные суждения непогрешимыми, а свою работу — самой глубокой и самой ценной в научном плане.

Кроме того, если в рамках конференции проводится творческое обсуждение прослушанных докладов, то из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался. Включается своеобразный механизм, когда одна мысль порождает несколько новых.

Научно-практические конференции, уже исходя из самого названия, включают в себя не только и не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения практических задач. Такие конференции способствуют установлению тесных дружеских связей между ВУЗом и предприятиями, а также помогают студентам учиться применять изученную теорию на практике.

Отличительной чертой научно-практической конференции является сложность её слаженной организации, так, чтобы участие в ней было одинаково полезно и интересно и студентам, и работникам предприятия. Разработка и проведение такой конференции требует от организаторов и участников большого внимания и терпения

Таким образом, существование различных форм организации исследовательской работы студентов способствует включению студентов в научную работу и своевременному формированию у них научно-исследовательских умений.

Источник: https://www.sites.google.com/site/naucnaadeatelnoststudentov/vidy-i-formy-issledovatelskoj-raboty

Виды и формы научно-исследовательской работы студентов

Студенты в будущем станут не только профессионалами в некой сфере, работающими на предприятиях, но, возможно, еще учеными. Для подготовки в этом направлении молодые люди выполняют многообразные виды и формы научно-исследовательской работы.

В самом общем виде виды и формы научно-исследовательской работы характеризуют, как различные по объему и сложности проектами, которые выполняются самостоятельно или с помощью преподавателя, научного руководителя, направлены на углубление студенческих знаний.

Виды Формы
Реферат Участие в конференциях
Эссе Подготовка тезисов
Проект Написание и публикация статей
Контрольная Работа в секциях
Курсовая
Диплом

Научно-исследовательские работы обязательны в каждом высшем учебном заведении, предусмотрены учебными планами. Специфика, количество и структура определяется профилем кафедры или факультета.

Виды научно-исследовательской работы студентов

Львиная часть видов научно-исследовательской работы выполняется во внеурочное время, а также самостоятельно. Преподаватель проконсультирует, указывает на ошибки. Независимо от особенностей ВУЗа студенту встречаются следующие виды научно-исследовательской работы:

  1. Реферат. Это научное исследование теоретического характера объемом 12-17 страниц. Для написания хватит нескольких источников и умение анализировать теоретический материал. К рефератам не выдвигается жестких требований по уровню оригинальности текста или глубины анализа. Типичная структура реферата состоит из введения, основной части, выводов и списка литературы. Создавая реферат, студент учится:
  • Искать и конспектировать информацию.
  • В самом общем виде обосновывать целесообразность выбора тематики.
  • Подбивать итоги анализа.
  • Выполнять базовое оформление научного текста.
  1. Эссе. Объем также невелик, но само исследование носит творческий характер. Смысл эссе сводится к выдвижению базовой гипотезы и тезисов, которые подтверждаются аргументами. Последними выступают примеры из жизни, общеизвестные факты, личный опыт, отсылки к мнениям фундаментальных ученых. Базовое требование к эссе – полное отсутствие плагиата, содержание исключительно мнения автора.

Эссе учит студентов:

  • Формулировать собственные идеи.
  • Писать используя публицистический стиль.
  • Находить аргументы.
  • Опровергать контраргументы.
  • Логично и четко высказывать мнение.
  1. Проект. Проект представляет собой научную работу одного или нескольких студентов в рамках изучаемой темы. Кроме того, проекты часто выступают инициативой самих студентов, когда целью становится не получение оценки, а проведение собственного исследования. Проекты научат:
  • Планировать исследование.
  • Организовывать оригинальные разработки.
  • Находить нестандартные решения.
  • Основам научной деятельности.
  1. Контрольная. Это задание, выдаваемое преподавателем, для демонстрации уровня полученных знаний или усвоения новых. От студентов требуется самостоятельно найти решение, ответы на вопросы, разобрать кейсы. Контрольные помогут научиться:
  • Искать информацию.
  • Выполнять самостоятельно расчеты.
  • В деталях соблюдать требования.
  1. Курсовая. Курсовая содержит анализ не только теории, но и практики. Работа демонстрирует знания, полученные при изучении конкретной дисциплины. Типичная курсовая состоит из двух-трех глав, одной – теоретической, двух аналитическо-рекомендационных. Благодаря курсовой студент сможет:
  • Отбирать, критически анализировать информацию.
  • Обосновывать значительность выбранной темы.
  • Применять теоретические знания к реалиям.
  • Выявлять проблемы, тенденции, особенности.
  • Предлагать рекомендации по улучшению.
  • Оформлять научные тексты.
  1. Дипломная. Это сложный вид научно-исследовательской работы. Структурой диплом похож на курсовой проект, однако исследование намного глубже и шире. Требуется изучить четыре-пять десятков источников, проанализировать состояние дел на практике, не только предложить рекомендации по устранению проблем, но также обосновать целесообразность расчетами. Диплом поможет узнать, как:
  • Работать с большим объемом информации.
  • Оценивать новизну, достоверность источников.
  • Критически анализировать мнения других ученых.
  • Предлагать оригинальные нововведения.
  • Защищать собственные идеи перед учеными.

Формы научно-исследовательской работы студентов

Эти научно-исследовательские работы в большей степени подготавливают студентов к научной деятельности.

  1. Конференции, симпозиумы. Представляют собой публичные выступления с материалами статей или тезисов с последующим обсуждением.

Они учат:

  • Вести научные дискуссии.
  • Кратко, четко рассказывать смысл проведенного исследования.
  • Выступать перед аудиторией.
  1. Подготовка тезисов. Иногда хватает для участия в конференции подготовить и опубликовать в специальном сборнике тезисы. Как правило, это одна-две страницы текста, посвященного проведенному автором теоретическому анализу.

Это научит студентов:

  • Выполнять базовые требования издательств.
  • Кратко формулировать собственные мысли.
  • Четко передавать смысл работы.
  1. Написание, публикация статей. От студентов последних курсов требует написать, а потом опубликовать статью. Тема либо совпадает с направлением дипломного исследования или же кафедра предоставляет перечень востребованных для конкретного издания тематик.

Написание статьи помогает:

  • Кратко излагать результаты многостраничного исследования теоретического или практического характера.
  • Узнать требования научных изданий к публикациям.
  • Изучить процедуру опубликования, особенности рецензирования, общения с редактором.
  1. Работа в секциях. В секциях с помощью преподавателей глубже изучается дисциплина или отдельные узкие темы.

Источник: https://zachete.ru/blog/vidyi-i-formyi-nauchno-issledovatelskoy-rabotyi-studentov/

Ссылка на основную публикацию