Строение и процессы жизнедеятельности млекопитающих — отличительные черты и развитие

Пищеварительная система млекопитающих, так же как и других позвоночных животных, представлена пищеварительным трактом и железами.

Пищеварительный тракт: рот — глотка — пищевод — желудок — тонкая кишка — толстая кишка — прямая кишка — анальное отверстие.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Пищеварительные железы выделяют вещества (ферменты), необходимые для переваривания пищи:Строение и процессы жизнедеятельности млекопитающих - Для студента

  • слюнные железы ((4) пары) — выделяют слюну;
  • печень — выделяет желчь;
  • поджелудочная железа — выделяет поджелудочный сок.

Пищеварительная система млекопитающих имеет ряд особенностей.

Для млекопитающих характерны щёки и губы, которые отграничивают пространство перед зубами — предротовую полость.

Пища, захватываемая мягкими губами, откусывается и пережёвывается зубами в ротовой полости. Мускулистый языкспособствует схватыванию пищи, определению ее вкуса, переворачиванию в ротовой полости.

В ротовой полости пища смачивается слюной, поступающей по протокам из слюнных желез. Это облегчает её проглатывание и продвижение по пищеводу.

Под влиянием слюны содержащиеся в пище сложные органические вещества (крахмал, сахар) превращаются в менее сложные.

В ротовой полости находятся зубы, которые не прирастают к челюстям, как у других позвоночных животных, а находятся в ячейках челюстей. Зубы делятся на резцы, клыки, малые коренные и большие коренные.

По пищеводу пища поступает в желудок. В его стенках имеются многочисленные железы, выделяющие пищеварительный сок.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Как написать эссе по английскому языку — примеры и образец правильного оформления

Оценим за полчаса!

Строение желудка зависит от вида пищи. Желудок у большинства млекопитающих однокамерный. Многокамерный желудок характерен для жвачных млекопитающих (оленей, коров, коз, овец) — он разделяется на рубец, сетку, книжку и сычуг.

Строение и процессы жизнедеятельности млекопитающих - Для студента

Пища в рубце подвергается брожению, затем поступает в сетку. Из сетки она отрыгивается в рот, где пережёвывается. Потом пища поступает в книжку и сычуг. В этих отделах происходит её окончательное переваривание.

Из желудка пища поступает в начальную часть тонкого кишечника — двенадцатиперстную кишку. Сюда же поступает сок из поджелудочной железы и желчь из печени, которые облегчают процесс переваривания пищи.

Из двенадцатиперстной кишки пища передвигается далее по тонкому кишечнику, где происходит всасывание питательных веществ. Остатки непереваренной пищи поступают в толстую кишку и затем удаляются наружу через анальное отверстие.

У многих зверей, питающихся грубым растительным кормом (например, у кроликов, бобров), в месте перехода тонкой кишки в толстую отходит длинная слепая кишка (у некоторых зверей с червеобразным отростком — аппендиксом). В ней под влиянием бактерий происходит изменение трудно перевариваемых веществ пищи (клетчатки).

Источник: https://www.yaklass.ru/p/biologia/zhivotnye/tip-khordovye-15494/klass-mlekopitaiushchie-ili-zveri-15481/re-c98f9ef4-0b57-4300-b110-574c41fdc60a

Внутреннее строение и процессы жизнедеятельности млекопитающих

Пищеварительная система млекопитающих имеет ряд особенностей. Для большинства из этих животных характерны щеки и губы, которые отграничивают пространство перед зубами – предротовую полость. Зубами млекопитающие обычно откусывают и пережевывают пищу.

мускулистый язык перемещает измельчаемую пищу в ротовой полости, где она смачивается слюной, выделяемой слюнными железами. Под воздействием слюны пища начинает перевариваться и направляется в глотку, которая переходит в пищевод, открывающийся в желудок.

У большинства млекопитающих желудок однокамерный. В его стенках расположены железы, выделяющие пищеварительный сок. под воздействием которого пищеварение продолжается.

Строение и процессы жизнедеятельности млекопитающих - Для студента

Для коров, овец и некоторых других жвачных животных характерно сложное строение желудка. Он довольно объемистый и состоит из нескольких отделов: рубца, сетки, книжки и сычуга.

Смоченная слюной, но слабо пережеванная пища накапливается в рубце. Здесь она размягчается и сбраживается благодаря деятельности бактерий. Из рубца пищевая масса поступает в сетку. Отсюда путем отрыгивания она вновь попадает в рот, где размельчается зубами и обычно смачивается слюной.

Наблюдая за отдыхающей коровой, можно увидеть, что она постоянно пережевывает пищу – жует жвачку. Получившаяся масса повторно заглатывается и поступает в следующий отдел желудка – книжку. Здесь же происходит ее дополнительная обработка и частичное обезвоживание.

Из книжки пища переходит в сычуг, где она окончательно переваривается, а затем небольшими порциями направляется в тонкий кишечник.

В чем особенности дыхания млекопитающих?

Основной орган дыхания млекопитающих – объемистые и хорошо растяжимые легкие. Они расположены в грудной полости и имеют сложное ячеистое строение.

Вдох происходит при увеличении грудной клетки за счет движения ребер и сокращения мышц диафрагмы, которая из вогнутой, вдающейся в грудную полость становится плоской.

При вдохе воздух, содержащий кислород, через дыхательные пути поступает в легкие. Они раздуваются, заполняя собой расширяющуюся полость грудной клетки.

При выдохе опускающиеся ребра и принимающая прежнее положение диафрагма сжимают легкие и вытесняют из них воздух, насыщенный углекислым газом.

Каковы особенности кровообращения млекопитающих?

Строение и процессы жизнедеятельности млекопитающих - Для студента

Какие органы выполняют функцию выделения у млекопитающих?

Органы выделения млекопитающих – пара почек. Обычно они имеют бобовидную форму и располагаются в брюшной полости по бокам от позвоночника. Выделяемая почками моча содержит вредные для организма вещества и по двум мочеточникам поступает в мочевой пузырь. Из него по мочеиспускательному каналу моча периодически удаляется наружу.

Вопросы и задания

  1. Выпишите из текста параграфа научные термины, обозначающие новые понятия, и найдите их определения в учебнике, энциклопедическом словаре, Интернете.
  2. Проанализируйте текст параграфа и выясните, какие приспособления для поддержания постоянной высокой температуры тела (теплокровности) появились у млекопитающих животных в ходе эволюции.
  3. Используя текст параграфа и информацию, которую содержит рисунок 98, составьте план рассказа об особенностях внутреннего строения млекопитающих.
  4. Сравните органы выделения млекопитающих и птиц. Выявите особенности, характерные для представителей одного и другого классов.
  5. Какова роль диафрагмы при дыхании?

Источник: https://blgy.ru/mammals3/

Биология в лицее

Внутреннее строение млекопитающих

Большого различия в строении внутренних органов между высшими млекопитающими и человеком нет. Вид Homo sapiens (Человек разумный) тоже входит в класс Млекопитающие. Познакомимся со строением и функциями систем внутренних органов млекопитающих.

Костно-мышечная система. Скелет млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других наземных позвоночных. Однако объём черепа больший. В углублениях челюстей находятся зубы. Среди них выделяются резцы, клыки и коренные зубы.

Позвоночник состоит из отдельных позвонков. Позвонки плотно, но подвижно соединены между собой. Задние дуги позвонков образуют длинную трубку, внутри которой расположен спинной мозг.

Позвоночник делится на отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (6, 7), крестцовый (4) и хвостовой (разное число позвонков). Грудные позвонки вместе с рёбрами и грудиной образуют прочную грудную клетку.

Массивные позвонки поясничного отдела, как и шейного, соединены между собой подвижно. Крестцовый отдел позвоночника срастается с костями таза.

Последний отдел позвоночника – хвостовой, представляющий собой подвижное соединение.

Пояс передних конечностей (плечевой пояс) состоит из двух лопаток и двух ключиц. Скелет передней конечности состоит из плечевой кости, двух костей предплечья, костей кисти и пальцев.

Задние конечности прикреплены к позвоночнику с помощью тазового пояса. В задней ноге зверей различают бедро, голень, стопу и пальцы.

Мышцы. У большинства млекопитающих наиболее развиты мышцы спины, конечностей и их поясов. Определённая мышца приводит в движение именно ту кость, к которой прикрепляется.

Межрёберные мышцы, поднимая и опуская грудную клетку, выполняют работу, необходимую для дыхания. Есть мышцы, которые соединяются с кожей (например, мышцы лица – мимические).

Их сокращение приводит в движение кожу.

Особую роль в организме млекопитающих играет мышечная перегородка – диафрагма. Она разделяет грудную и брюшную полости тела. В грудной полости находятся сердце и крупные кровеносные сосуды, органы дыхательной системы. В брюшной полости располагаются желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, а также органы выделения и размножения.

Пищеварительная система млекопитающего начинается ротовой полостью, в которой располагаются губы, зубы, язык. Сюда же, в ротовую полость, выходят протоки слюнных желёз. В слюне содержатся вещества (ферменты), способствующие перевариванию сахаров, а также бактерицидные вещества. (Слюна ещё и превосходная смазка!)

Строение и процессы жизнедеятельности млекопитающих - Для студентаПосле того как слюна смочила пищу, пищевой комок попадает сначала в глотку, затем – в пищевод и желудок. У многих млекопитающих желудок простой, состоящий из одного отдела. Железы, имеющиеся в стенках желудка, выделяют уже другие ферменты, а также кислоту, воздействующие на белки пищи.

У жвачных парнокопытных, питающихся трудноперевариваемой клетчаткой, желудок усложнён. Он состоит из 4 отделов: рубца, сетки, книжки и сычуга. Рубец, сетка и книжка служат для сбраживания пищи (под влиянием обитающих там простейших, бактерий и дрожжей). Собственно желудком является сычуг.

Читайте также:  Семен Людвигович Франк - русский философ, религиозный мыслитель: некоторые аспекты жизни

Из желудка пища поступает в кишечник, где подвергается воздействию ферментов, поступающих из печени и поджелудочной железы. Здесь происходит активнейшее переваривание жиров. Пища продвигается по кишечнику благодаря его постоянному сокращению (перистальтике). В кишечнике происходит переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь. Тонкая кишка переходит в толстую.

В толстой кишке всасывается вода. Далее непереваренные остатки пищи выводятся наружу.

Источник: http://biolicey2vrn.ru/index/vnutrennee_stroenie_mlekopitajushhikh/0-189

Кость содержащая плечевой пояс птиц которой нет у млекопитающих

Тело млекопитающих состоит из головы, тела, 2-ух пар конечностей (у сиреновых и китообразных задняя пара конечностей атрофируется), хвоста (может отсутствовать). Наружный вид показывает на способность млекопитающих к совершенным и скорым движениям, к непростой нервной деятельности.

Покровы. У большая части видов млекопитающих кожа отлично развита и добивается большой крепкости и толщины. Кожа образована эпидермальным и соединительнотканными слоями. Внешние клеточки эпидермиса ороговевают и повсевременно слущиваются.

Производные кожи:

  1. Железы: потовые, сальные, пахнущие, мускусные, копытные, околоанальные и т.д. Видоизмененными потовыми железами являются железы внешнего слухового прохода и млечные железы. Млечные железы выделяют молоко, содержащее все нужные для роста и развития детеныша вещества. Молоко выделяется через соски. Количество сосков в различных видах может быть разным и зависит от числа детенышей в помете.
  2. Волосы. Образуются из ороговевших клеточек эпидермиса. У неких видов вторично пропали (киты). Волосяной покров крепкий, легкий, нехорошо проводит тепло, не ограничивает движения. Почти все виды животных имеют вибриссы – чувствительные, длинноватые, гибкие волосы, расположенные на верхней губе и обеспечивающие передвижение животных в темноте. У неких видов волосы модифицировались в иглы (ежи).
  3. Рога. Могут представлять собой полые роговые придатки, расположенные на костных выступах черепа, которые не сбрасываются (к примеру, у быков), или представлять собой покрытые кожей костные образования, которые могут слущиваться. Таковые рога раз в год сбрасываются.
  4. Копыта. Копыто состоит из копытных стены, каймы, венчика, подошвы.

Ничего непонятно?

Испытай обратиться за помощью к педагогам

Внутреннее строение млекопитающих

Нервная система намного развитие, чем у других классов животных, она обеспечивает

  • гибкое приспособление к изменяющимся условиям среды;
  • согласованную работу органов и систем органов, интенсивный метаболизм;
  • скорые и различные движения, преследование жертвы и защиту;
  • непростые половые отношения, заботу о потомстве.

Отделы центральной нервной системы имеют наиболее непростое строение, чем у других классов животных:

  1. Передний мозг больше других отделов головного мозга. Существенно развита кора головного мозга, в которой размещены ассоциативные и двигательные центры, а также центры, участвующие в восприятии слуховых, зрительных, осязательных и остальных раздражений. Мощно выражена централизация всей нервной деятельности.
  2. Мощно разросшийся мозжечок состоит из червя и 2-ух полушарий. Обеспечивает работу мышечной системы, поддержание равновесия тела.
  3. Спинной мозг утолщенный, существенно возросло количество проводящих путей и число нервных клеточек.

Органы эмоций мощно развиты и включают:

  • Органы зрения. Немного уступают в широте зрительного поля, дальности видения зрению птиц, но превосходят по точности восприятия предметов.
  • Органы (Орган — обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в пределах живого организма) осязания многочисленны и размещены в коже.
  • Органы вкуса находятся в различных частях ротовой полости и на языке. Выражена из специализация: восприятие соленого, горьковатого и т.д.
  • Органы чутья. Чувство чутья чрезвычайно обострено.
  • Органы равновесия находятся в лабиринте уха, отлично развиты.
  • Орган слуха имеет непростое строение (Постройка: Строение — результат строительства (постройки), к ним относятся здания и сооружения: Здание Сооружение Вспомогательные постройки Экономические постройки и другие), состоит из внутреннего, среднего и внешнего уха. От нижнего мешочка в лабиринте отходит улитка, содержащая кортиев орган. В среднем ухе размещены стремечко, наковальня и молоточек. Типично развитие внешнего слухового прохода, отграниченного барабанной перепонкой и ушной раковиной.

Опорно – двигательная система

Скелет имеет ряд соответствующих признаков:

  • Череп огромных размеров, броско выражена склонность к срастанию отдельных костей. Сочленяется с атлантом при помощи 2-ух мыщелков затылочной кости.
  • Грудная клеточка развита отлично. Ребра подвижно соединяются с грудными позвонками и с грудиной. У различных видов число ребер и позвонков различается (12-18).
  • Поясничные позвонки большие и мощные (5-7).
  • Крестцовые позвонки срастаются в одну кость. Число хвостовых позвонков определяется длиной хвоста.
  • В состав плечевого пояса заходят ключицы и лопатки. Тазовый пояс отлично развит, кости таза взрослых животных срастаются в одну кость (мужское русское личное имя латинского происхождения; восходит к лат. constans (родительный падеж constantis) — «постоянный, стойкий»).
  • Проксимальные кости конечностей длинноватые (плечевая, локтевая, лучевая, бедренная, крупная и малая берцовые). Локтевая и малая берцовая кости могут редуцироваться.
  • Имеется коленная чашечка.
  • На конечностях – по 5 пальцев (у копытных пальцы могут редуцироваться дот 3 до 1).

Развитая и дифференцированная мышечная система. Более развиты: широкая мускула спины, грудная, гребенчатая, двуглавая, лобково-бедренная, ягодичная, грушевидная и некие остальные мускулы.

Типично наличие мускульной диафрагмы, которая отделяет грудную полость от брюшной.

Пищеварительная система млекопитающих имеет ряд изюминок:

  • рот окружен губками; зубы имеют непростое строение, крепкие, дифферецированы на резцы, клыки, огромные и маленькие коренные зубы;
  • отлично развиты слизистые железы ротовой полости и слюнные железы;
  • полная изоляция ротовой полости от носовой полости;
  • наличие жевательных мускул и массивного мускулистого языка;
  • желудок имеет вид объемистого мешка с мускулистыми стенами; у жвачных животных желудок имеет непростое строение и разбит на отделы;
  • наличие длинноватого кишечного тракта, позволяющего более много переваривать еду;
  • внутренняя поверхность узкого кишечного тракта содержит пищеварительные ворсинки, обеспечивающие всасывание веществ;
  • присутствие пищевых желез: печени с желчным пузырем, поджелудочной железы (орган, состоящий из секреторных клеток, вырабатывающих специфические вещества различной химической природы).

Дыхательная система. Воздухоносные пути полностью разделены от ротовой полости и воздух впрямую поступает в организм. К органам дыхания относятся: трахея, бронхи, бронхиолы, альвеолы, сформировывающие легкие. Легкие вольно находятся в грудной полости, не прирастают к стенам грудной клеточки, огромных размеров. Сверху легкие покрывает плевра.

В дыхании незначимую роль играет кожа, через которую поглощается приблизительно 1% кислорода.

Кровеносная система состоит из четырехкамерного сердечки и огромного и маленького кругов кровообращения. Имеет ряд отличительных признаков:

  1. Сердечко большое.
  2. Левая дуга аорты отходит от левого желудочка, несет артериальную кровь.
  3. Мощно развиты венечные сосуды.
  4. Кровь содержит двояковогнутые, безъядерные клеточки – эритроциты, способные связывать кислород воздуха.
  5. Тесновато связана с лимфатической системой, самый большой сосуд которой впадает в нижнюю полую вену.

Выделительная система. Тазовые почки имеют ряд прогрессивных изюминок:

  • приращено количество кровеносных клубочков;
  • удлинены почечные канальцы;
  • возросла поверхность соприкосновения почечных канальцев с кровеносными сосудами;
  • полное отделение мочевыводящих путей от кишечного тракта.

Продукты диссимиляции отчасти могут удаляться с позже через кожу.

Размножение. Млекопитающие – раздельнополые животные. У большая части видов (ВИД: В прямом смысле: То, что доступно взгляду) у самцов семенники находятся в мошонке, вне брюшной полости.

Парные семяпроводы раскрываются в основание совокупительного органа, через канал которого выводятся семя и моча. У ряда видов в совокупительном органе имеется кость.

Отлично развиты добавочные железы: куперовы железы, семенные пузырьки, предстательная железа.

У самок яичники размещены в брюшной полости около воронок яйцеводов. Есть матка, в которой развивается один или несколько эмбрионов. У живородящих животных ( искл. сумчатые) есть влагалище.

Количество маток и их форма могут быть разны:

  1. Двойная матка – две самостоятельные матки (в анатомии это средний отдел репродуктивной системы самки, служит для дозревания оплодотворённых яйцеклеток, метаморфоз зародыша и изгнания вовне плода (родов детёныша или откладывания яйца, личинки)) (слоны, некие грызуны).
  2. Двураздельная матка – слияние дистальных частей маток (свиньи, некие грызуны).
  3. Двурогая матка – соединяются средние части маток (большая часть плотоядных, копытных, китов, насекомоядные).
  4. Обычная матка – полностью слившиеся матки (мортышки, летучие мыши, человек).

Источник: https://spravochnick.ru/biologiya/stroenie_i_processy_zhiznedeyatelnosti_mlekopitayuschih/

Общие понятия

Орган — это наиболее или наименее обособленная часть многоклеточного организма, несущая определенную функцию. Органы образуются в процессе эмбрионального развития организма. Состоят из пары видов тканей, но с доминированием 1-го или 2-ух видов.

  • Временные органы — органы, имеющиеся у зародыша или личинки и исчезающие у взрослого животного (традиционно (со времён Аристотеля) выделяемая категория организмов, в настоящее время рассматривается в качестве биологического царства), заменяясь иными образованиями (примеры: временные эмбриональные органы -хорда у позвоночных, жаберные щели наземных позвоночных; временные личиночные органы — внешние жабры и хвост головастиков лягушки, трахейные жабры личинок насекомых, «маска» личинок стрекозы).
  • Неизменные органы охарактеризовывают взрослое животное.
  • Рудиментарные органы — упрощенные, недоразвитые, потерявшие свое многофункциональное значение и сохранившиеся в виде незначимых остатков — рудиментов (примеры: ушные мускулы человека; рудиментарный пояс задних конечностей китообразных; глаза у пещерных и роющих животных).
  • Аналогия — морфологическое сходство в строении тела и его отдельных частей (часть — элемент множества; воинская часть — в ВС Союза ССР и Российской Федерации — организационно самостоятельная боевая, учебная и административно-хозяйственная единица в Вооружённых сил Союза и) и/или органов, не являющееся унаследованным от общих предков (примеры подобных органов: жабры рака и жабры рыбы, крыло бабочки и крыло птицы).
  • Гомология — сходство в строении и соотношении частей органов у организмов разных видов, основанное на общности их происхождения (примеры гомологичных органов: нога ящерицы, крыло птицы, ласт кита).

Система органов — группа органов, объединенных выполнением одной определенной функции, развивающихся из общего эмбрионального зачатка и связанных меж собой (примеры: пищеварительная система, кровеносная система и т.д.).

Связь меж органами одной системы является в основном физиологической (внутрисекреторная система, мускулатура, органы эмоций, время от времени скелет), но может выражаться и в морфологическом объединении (выделительная, половая система и т.д.).

Главные системы (множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство) органов высочайших животных: ■ покровная, ■ опорно-двигательная, ■ пищеварительная, ■ кровеносная, ■ лимфатическая, ■ система газообмена (дыхательная), ■ выделительная, ■ нервная, ■ органы эмоций, ■ эндокринная,

Источник: https://perelom.asustav.ru/sustavy/kost-soderzhashhaya-plechevoj-poyas-pticz-kotoroj-net-u-mlekopitayushhih/

Клетка — единица строения и жизнедеятельности организмов

1. Клетка — единица строения и жизнедеятельности организмов. Сравнение клеток растений и животных

Основоположниками клеточной теории являются немецкие ботаник М. Шлейден и физиолог Т. Шванн, в 1838–1839 гг. высказавшие идею, что клетка является структурной единицей растений и животных. Клетки имеют сходное строение, состав, процессы жизнедеятельности, что может свидетельствовать о их родстве, происхождении растений и животных от одного общего предка.

Наследственная информация клеток заключена в ядре. Клетки возникают только из клеток. Многие клетки способны к самостоятельному существованию, но в многоклеточном организме их работа скоординирована.

Клетки животных и растений имеют некоторые отличия:

  1. Клетки растений имеют жесткую клеточную стенку значительной толщины, содержащую целлюлозу (клетчатку). Животная клетка, не имеющая клеточной стенки, обладает значительно большей подвижностью, способна изменять форму.
  2. В клетках растений содержатся пластиды: хлоропласты, лейкопласты, хромопласты. У животных пластиды отсутствуют. Наличие хлоропластов делает возможным фотосинтез. Для растений характерен автотрофный тип питания с преобладанием в обмене веществ процессов
    ассимиляции. Клетки животных являются гетеротрофами, т. е. потребляют готовые органические вещества.
  3. Вакуоли в клетках растений крупные, заполненные клеточным соком, содержащим запасные питательные вещества. У животных встречаются мелкие пищеварительные и сократительные вакуоли.
  4. Запасным углеводом у растений является крахмал, у животных — гликоген.

2. Лишайники — симбиотические организмы, их разнообразие. Среди гербарных экземпляров найдите лишайники. По каким признакам вы их определите? Приведите другие примеры симбиотических отношений в природе и раскройте их значение

Строение и процессы жизнедеятельности млекопитающих - Для студентаТело лишайника — слоевище состоит из нитей-гифов гриба, в которых заключены одноклеточные зеленые водоросли или цианеи (цианобактерии, старое название — сине-зеленые водоросли). Лишайники рассматривают как симбиотические организмы, где грибы поставляют воду с растворенными минеральными солями, а водоросли осуществляют фотосинтез, обеспечивая поступление органических веществ. Необходимым условием произрастания лишайников является наличие света, необходимого для фотосинтеза.

Лишайники делятся на накипные (в виде пленки на камнях), листоватые (серо-зеленая пармелия, желтая ксантория на коре деревьев) и кустистые (олений мох — ягель).

Определить лишайник среди гербарных экземпляров можно по отсутствию органов — стеблей, листьев — и характерной расцветке.

Значение лишайников:

  1. Лишайники первыми заселяют безжизненные местообитания, произрастают на голых камнях. Этому способствует их неприхотливость к субстрату, способность переносить длительное высушивание, впитывать атмосферную влагу поверхностью тела. В результате жизнедеятельности лишайников образуются органические вещества, начинается формирование почвы.
  2. Лишайник ягель (олений мох), произрастая в тундре, служит кормом северным оленям, создавая условия для оленеводства.
  3. Многие виды лишайников погибают при загрязнении воздуха, поэтому могут служить индикаторами загрязнения атмосферы.
  4. Из лишайников получают некоторые лекарственные вещества, красители, лакмус — индикатор для уроков химии.
  5. Поселяясь на шифере и других строительных конструкциях, лишайники разрушают покрытия, поэтому шиферные крыши обрабатывают специальным составом, препятствующим произрастанию лишайников.

Симбиотические отношения в природе способствуют процветанию видов, которые в них участвуют. Можно назвать примеры из билета № 2.

3. Раскройте роль белков в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль белков в организме. Объясните, почему в пищевом рационе детей и подростков должны обязательно присутствовать белки

Богаты белком пищевые продукты животного происхождения: мясо, рыба, яйцо, молочные продукты. Также содержат белки растительные продукты, особенно бобовые культуры, овес, твердые сорта пшеницы и изготовляемые из них макаронные изделия.

Читайте также:  Как восстановиться в ВУЗе после отчисления по любой причине?

В пищеварительном канале белки распадаются на аминокислоты. Конечным продуктом белкового обмена у человека и других млекопитающих является мочевина, удаляемая через почки.

Белки выполняют в организме важнейшие функции:

  1. структурную — белки входят в состав всех органоидов клетки;
  2. ферментативную (каталитическую) — например, пищеварительные ферменты;
  3. двигательную — в составе мышечных волокон;
  4. транспортную — гемоглобин крови переносит кислород ко всем клеткам организма;
  5. энергетическую — хотя есть мнение, что при окислении белка промежуточные продукты обмена, содержащие азот, токсичны для организма, и потребление избыточной белковой пищи снижает силу и выносливость человека.

У детей и подростков активно идут процессы роста, биосинтеза, что помимо повышенной потребности в строительном материале — аминокислотах повышает расход ферментов. Поэтому растущий организм должен получать с пищей большее количество белка, чем взрослый. Недостаток белка в рационе детей может быть причиной низкого роста.

Источник: https://staminaon.com/ru/biology/4-cell.htm

Особенности жизнедеятельности млекопитающих

Внешний вид и размеры млекопитающих разнообразны в зависимости от условий и образа жизни. Масса тела колеблется от 1,5 г (землеройка — крошка) до 150 т (синий кит). Длинные передние и задние конечности расположены под туловищем, благодаря чему животные не имеют себе равных по скорости передвижения.

Кожа у млекопитающих более толстая и эластичная, чем у животных других классов. Клетки наружного слоя — эпидермиса — постепенно изнашиваясь и роговевший, заменяются новыми, молодыми. Внутренний слой кожи — дерма — хорошо развита, в его нижней части откладывается жир.

Производными эпидермиса является нитевидные роговые образования — волосы.
Волосяной покров, как и оперение птиц, — совершенное приспособление для терморегуляции. Его основу составляют тонкие, мягкие пуховые волоса, образующих подшерсток.

Между ними развиты более длинные, жесткие и редкие остевых волоса, защищающие пуховые волоски и кожу от механических повреждений. Кроме того, у многих млекопитающих на голове, шее, груди и передних конечностях развиты длинные и жесткие чувствительные волоски — вибриссы.

Волосяной покров периодически меняется. Периодичность и время линьки у разных видов млекопитающих разные.

Производными эпидермиса являются ногти, когти, копыта, чешуя и пустые рога (например, у быков, козлов, баранов, антилоп). Костные рога оленей, лосей развиваются из внутреннего слоя кожи — дермы.

Кожные покровы имеют большое количество желез — потовых, сальных, пахучих, молочных. Испарение потовых выделений животных способствует ее охолодженнн?. Сальные выделения защищают волосы от намокания, а кожу — от высыхания.

Секреты пахучих желез позволяют особям одного вида находить друг друга, метить территории, отпугивать преследователей (хорек, скунс и др.).. Молочные железы выделяют молоко, которым самки выкармливают своих детенышей.

Костяк млекопитающих по строению в основном схож с костяком наземных позвоночных, однако есть некоторые отличия: число шейных позвонков постоянное и равно семи, череп более объемный, что связано с большими размерами головного мозга. Кости черепа срастаются довольно поздно, что обеспечивает возможность увеличения головного мозга по мере роста животного.

Конечности млекопитающих построены по пятипалые типом, характерным для наземных позвоночных.
Способы передвижения млекопитающих разные — ходьба, бег, лазание, полет, копания, плавание, — что отражается в строении конечностей.

Так, в быстро бегающих млекопитающих число пальцев сокращено: в парнокопытных развиты два (третий и четвертый) пальцы, а в непарнокопытных — один (третий). У животных, ведущих подземный образ жизни, например у крота, увеличена и своеобразно устроена кисть. Животные, способные к планированию (белки — летяги, летучие мыши), имеют удлиненные фаланги пальцев и кожистые перепонки между ними.

Разнообразная строение пищеварительной системы у млекопитающих. Зубы сидят в ячейках челюстных костей и подразделяются на резцы, клыки и коренные. их число и форма различны и служат важным систематическим признаком животных.

Например, у насекомоядных большое количество слабо дифференцированных зубов, для грызунов характерен сильное развитие одной только пары резцов, отсутствие клыков и плоская жевательная поверхность коренных зубов. У хищных сильно развиты клыки, служащие для схватывания и умерщвления добычи, а коренные зубы имеют режущие жевательные вершины. У большинства видов млекопитающих зубы меняются один раз в жизни.

Ротовое отверстие окружен мясистыми губами, что свойственно только млекопитающим, в связи с вскармливанием детенышей молоком. В ротовой полости пища, кроме измельчения зубами, подвергается химическому воздействию ферментов слюны, а затем последовательно переходит в пищевод и желудок.

Желудок у млекопитающих хорошо отделен от других отделов пищеварительного тракта и обеспечен пищеварительными железами. У большинства видов млекопитающих желудок разделен на большее или меньшее количество отделов. Наиболее сложный он у жвачных парнокопытных. Кишечник имеет тонкий и толстый отделы.

На границе тонкого и толстого отделов отходит слепая кишка, в которой происходит пищеварение клетчатки. Протоки печени и поджелудочной железы открываются в полость двенадцатиперстной кишки. Скорость переваривания пищи высока. По характеру питания млекопитающие делятся на травоядных, плотоядных и всеядных.

Дышат млекопитающие легкими, которые имеют альвеолярное структуру, благодаря чему дыхательная поверхность превосходит поверхность тела в 50 раз и более. Механизм дыхания обусловлен изменением объема грудной клетки за счет движения ребер и присущего млекопитающих особого мышцы — диафрагмы.

Кровеносная система млекопитающих принципиальных отличий от такой, как у птиц, не имеет. Благодаря высокой интенсивности процессов жизнедеятельности и высокоразвитой системе терморегуляции, в организме млекопитающих, как и у птиц, поддерживается постоянная высокая температура.

Тазовые почки млекопитающих сходны по строению почек птиц.
Головной мозг млекопитающих имеет относительно большие размеры из-за увеличения объема полушарий переднего мозга и мозжечка. Развитие переднего мозга происходит за счет разрастания его крыше — мозгового свода, или коры мозга.

Из органов чувств у млекопитающих лучше развиты органы обоняния и слуха. Обоняние тонкий, что позволяет узнавать врагов, находить пищу и друг друга.

Орган слуха у большинства млекопитающих развит достаточно хорошо: кроме внутреннего и среднего отделов сформировались наружный слуховой проход и ушная раковина, что усиливает восприятие звуков.

В полости среднего уха, кроме стремени, как и у земноводных, пресмыкающихся и птиц, у млекопитающих находится еще две слуховые косточки — молоточек и наковальню. Во внутреннем ухе развит чувствительный аппарат восприятия звука — орган.

Острота зрения и развитость глаз у млекопитающих различные, ицо связано с условиями существования. У животных, живущих на открытых пространствах (антилопы), глаза большие и зрение острее, в подземных видов (крот) глаза редуцированы.

Размножение млекопитающих характеризуется внутренним оплодотворением, мелкими размерами яиц (0,05-0,2 мм), лишенных запасных питательных веществ, живорождением (за исключением некоторых видов), обустройствием большинством видов для деторождения специальных гнезд, а также вскармливанием младенцев молоком.

У большинства видов млекопитающих внутриутробное развитие (беременность) связан с образованием у самок плаценты (или детского места).

Через плаценту устанавливается связь между кровеносными сосудами детского и материнского организмов, позволяет осуществлять газообмен в теле эмбриона, приток питательных веществ и удаление продуктов распада.

Продолжительность внутриутробного развития у разных видов различна: от 11-13 суток (у серого хомячка) до 11 месяцев (у кита). Количество детенышей в выводке также сильно варьируется: от 1 до 12-15.

В небольшой группы млекопитающих плацента не развивается, и они размножаются откладыванием яиц. Но в том или другом случае детенышей выкармливают молоком, содержащим необходимые для развития органические и минеральные вещества.

После завершения молочного вскармливания связь между родителями и потомством еще некоторое время сохраняется. Он необходим для передачи индивидуального опыта родителей потомству.

Пары у большинства млекопитающих образуются на один сезон размножения, реже на несколько лет (волки, обезьяны).

Млекопитающие — высший класс позвоночных животных, венчающий всю систему животного мира. Млекопитающих, живущих в наше время, насчитывается более 4500 видов.

Источник: http://moykonspekt.ru/biologiya/osobennosti-zhiznedeyatelnosti-mlekopitayushhix/

Конспект урока биологии для 7 класса «Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих, как высокоорганизованных животных»

В годы Великой Отечественной войны в Советской Армии служило около 70 тысяч этих животных, которые спасли жизни многим солдатам.

Эти животные являлись разведчиками, часовыми, связистами, переносили депеши через линию фронта, протягивали телефонные кабели, а также помогали доставлять боеприпасы попавшим в окружение бойцам.

Работали санитарами, в упряжках находили и вытаскивали из обстрела раненых; определяли местонахождение мин. И сейчас они рядом с нами: охраняют наш дом, служат поводырями, украшают наш быт. Кто же эти животные? ( Это собаки. Класс млекопитающие).

-А почему так называются? (Вскармливают детенышей молоком)

Итак, мы начинаем изучение млекопитающих. Слайд 1,2. Цель нашего урока – раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих, как одного из высокоорганизованных классов позвоночных, составить общую характеристику класса. Запишите тему урока: «Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих, как высокоорганизованных животных».

Внимание на экран

На земле обитает где-то 4,5 тысяч видов млекопитающих Для первого знакомства я выбрала всего 5 видов. Ваша задача не только посмотреть кадры, но и отметить среду обитания этих организмов.

3 слайд.На экране синий кит. Это самое крупное животное из млекопитающих. Чтобы вы представили его размеры, приведу такие цифры. Для перевозки одного кита требуется 20 КАМАЗов, вес одного кита равен весу 20 слонов.

4 слайд. Белый медведь.

Тоже гигант, самый крупный из наземных хищников, который великолепно плавает даже в ледяной воде

5 слайд.Верблюд

Его называют еще кораблем пустыни. Он способен передвигаться по песку, нагретому до+83о,проходя при этом до 40 км в день с 300 кг груза на спине, не страдая от жажды.

6 слайд. Крот.

Один из самых лучших землероек. Интересна его шерсть очень короткая, густая, разглаживающаяся в любую сторону и меняется до 4 раз в год.

7 слайд. Летучая мышь.

Великолепно ориентируется в абсолютной темноте благодаря уникальной системе эхолокации.

Мыши — великолепные летуны, способные перелетать до 1000 км.

Что вы увидели? Какие среды обитания вы отметили?

Млекопитающие завоевали все области Земли от Северного полюса до берегов Антарктиды. Они обитают во всех средах: на суше, в почве, вводе, в воздухе, на деревьях; во всех природных зонах. Благодаря разнообразию приспособлений и использованию разнообразных пищевых ресурсов млекопитающие завоевали господствующее положение в животном мире, образовали многообразие видов.

  • -Какие главные особенности обеспечили млекопитающим господствующее положение?
  • — Что объединяет в одну систематическую группу столь разнообразных животных?
  • На эти два важных вопроса попробуем найти ответы.

Млекопитающие появились около 200-300 млн. лет назад. При изучении ранее изученных животных мы отмечали черты сходства рыб, земноводных, пресмыкающихся и птиц.

Неужели млекопитающие произошли от птиц?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проанализируем текст на стр. 235 статья «Однопроходные». Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

  1. С какими животными сходны утконос и ехидна?
  2. Какие признаки пресмыкающихся имеют утконос и ехидна?
  1. 2. Можно ли утконоса и ехидну считать переходными формами
  2. между пресмыкающимися и млекопитающими? (слайд 8)
  3. (Работа с учебниками и последующая беседа по вопросам).

Млекопитающие произошли от пресмыкающихся. Об этом говорят и палеонтологические находки. В древних слоях ученые нашли останки зверозубых рептилий. ( Слайд 9)

По остаткам их скелета, ученые установили, что зубы этих ящеров подразделялись на резцы, клыки и коренные, как у млекопитающих, ноги у зверозубых ящеров находились под туловищем, как у млекопитающих. Кожа имела слабое ороговение, имелись кожные железы.

Млекопитающие считаются более высокоорганизованными животными. После рождения (или вылупления) детеныши всех зверей сосут молоко, самка может также обучать своих потомков некоторым навыкам, например, добыванию пищи и рытью нор; иногда ей в этом помогает самец.

Они имеют постоянную температуру тела.

Расселившись по земле, они заняли на ней господствующее положение, образовав многочисленное разнообразие видов и заняв разные среды обитания.

Млекопитающие подразделяются на два подкласса: первозвери (однопроходные) Это утконос, ехидна и настоящие звери (плацентарные, сумчатые). В дальнейшем мы будем работать с плацентарными, т.к. к ним относится большинство млекопитающих. ( Слайд 10 классификация млекопитающих. Запись схемы в тетрадь). Познакомимся с внешним строеним млекопитающих. Слайд 11-15)

а) в чем особенности строения млекопитающих, в чем состоит более высокая организация млекопитающих

Сравнивая черты строения млекопитающих и пресмыкающихся, мы можем найти ответ. А почему с пресмыкающимися? (от них произошли). Сегодня мы сравним только отделы тела, покровы, скелет и мышцы. Работаем группами. 1 группа – отделы тела, покровы, 2 группа – скелет, 3 группа – мышцы. На ваших столах карточки. Разверните их, и пять минут поработаем над заданиями .

Ребята работают над заданием по учебнику В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов».

Теперь слушаем очень внимательно, так как каждый из вас владеет маленьким кусочком текста, фрагментом знаний, а должна получится целостная картина.

Итак, сможем ли мы ответить на главный вопрос полностью? Нет.(не все системы органов рассмотрели и сравнили).

Продолжим на следующем уроке.

А сейчас осмыслим еще раз. Вспомните что вы сегодня узнали на уроке. Представьте, что вы учитель. Вы это знаете, а ваши ученики нет. Какие вопросы вы бы им задали, чтобы они тоже узнали? Запишите эти вопросы на черновике, но имейте в виду, что отвечать на них придется вам на следующем уроке.

Источник: https://doc4web.ru/biologiya/konspekt-uroka-biologii-dlya-klassa-osobennosti-stroeniya-i-zhiz.html

Ссылка на основную публикацию