Шизофрения — для студента

Шизофрения представляет собой сложное
психическое расстройство, которое характеризуется целым комплексом позитивных и
негативных симптомов. Это заболевание связано с нарушением работы головного
мозга. Оно влечет за собой изменения в эмоционально-волевой и когнитивной
сферах, деформацию личностных качеств.

Первые признаки шизофрении

Заболевание может развиться как у мужчин, так и у женщин. Пик начала шизофренииу первых приходится на возрастной период с 20-25 лет, у вторых — с 25-30 лет. Гораздо реже подвержены этому диагнозу люди зрелого и пожилого возраста. Чем позже проявила себя болезнь, тем благоприятнее прогноз ее лечения.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Шизофрения - Для студента

Ранние симптомы и признаки шизофрении
могут быть слабо выражены. Именно поэтому они остаются незамеченными как
родственниками, так и самим больным.

В первую очередь они проявляются в
изменении эмоционального состояния человека. У него часто и необоснованно
меняется настроение.

Он может радоваться успехам детей, а через несколько минут
уже гневно кричать на ребенка за неуместную, по его мнению, фразу или
высказывание.

К числу первых симптомов шизофрении относят и резкие изменения предпочтений
в еде, одежде, цветовой гамме. Так, например, сегодня человеку нравится все
красное, завтра уже желтое. Ранее нелюбимые блюда становятся вкусными и
аппетитными. Человек перестает адекватно воспринимать критику – он злится и
раздражается, считая, что его поступок осудили неоправданно.

Для первых признаков шизофрении характеры также и аффективные состояния. Человек испытывает необыкновенный прилив энергии и физических сил. Эти моменты кратковременны и резко сменяются усталостью, угрюмостью.

Часто родственники и сам больной не обращают на такие проявления особого внимания, считая их результатом нервного перенапряжения на работе, эмоционального стресса, переутомления.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Семен Людвигович Франк - русский философ, религиозный мыслитель: некоторые аспекты жизни

Оценим за полчаса!

К тому же, такие признаки легко можно спутать с нервными расстройствами или депрессией, особенно свойственной больным подросткового возраста.

По мере прогрессирования заболевания у человека могут появиться более выраженные признаки шизофрении, такие как бред, галлюцинации, фобии, которые и служат причиной беспокойства родных больного. Чаще всего именно они становятся инициаторами обращения за профессиональной психиатрической помощью.

Если вы переживаете за своего близкого и его психическое состояние, звоните в клинику «Равновесие» по телефону+7 (499) 495-45-03. Наш специалист проконсультирует вас, ответит на все актуальные и интересующие вопросы, подскажет, как поступить в той или иной ситуации.  Звоните в любое время.

Мы работаем круглосуточно.

Выраженность симптоматики зависит от
стадии развития и формы заболевания. Тем не менее, принято выделять несколько
групп общих признаков, свойственных шизофрении – позитивных, негативных и
деформацию поведения.

Шизофрения - Для студента

Позитивные признаки шизофрении

К позитивной, относится продуктивная симптоматика в виде навязчивых идей, фобий, бреда и галлюцинаций.

Навязчивые идеи выражаются в зацикливании больного на какой-то одной проблеме. Для женщин, например, свойственно излишне критично относиться к своей внешности. Им не нравится их черты лица, формы и пропорции тела, не устраивает весовая категория. Они считают себя уродливыми, некрасивыми, никому не нужными. От подобных мыслей сильно страдает самооценка.

К навязчивым идеям относится и стремление больного к философствованию. Человек считает себя мыслителем, размышляет на сложные темы – о сущности бытия, о вселенной и роли человека в ней. Все его рассуждения очень сложные, наполненные громоздкими оборотами. Высказанные идеи считает сверхценными, хотя со стороны здоровых людей они кажутся нелогичными и бессмысленными.

Фобией считают и ипохондрию. Больной
искренне верит, что страдает от смертельного недуга. Объяснить причины своих
жалоб он не может, однако отказ врачей вылечить его воспринимает агрессивно.

Человек в таком состоянии постоянно испытывает страх за свою жизнь. Он
«накручивает» себя до такой степени, что действительно начинает чувствовать,
как внутри него гниют и разрываются органы.

Убедить его в ошибочности этих заблуждений
невозможно.

Галлюцинации выражаются в искаженном
восприятии действительности. Они бывают нескольких видов.

  • Слуховые – наиболее распространенный при шизофрении вид галлюцинаций. Больной может постоянно слышать в голове голоса, которые разговаривают между собой, ведут с ним совместный диалог, задают и тут же отвечают на собственные вопросы. Со стороны поведение человека, страдающего слуховыми галлюцинациями, выглядит очень странно. Больной может говорит сам с собой, обращается в сторону, к невидимому собеседнику, резко останавливается посреди беседы. Наиболее опасными считают галлюцинации, которые носят приказной характер. Они повелевают, командуют, воздействуют на сознание больного, заставляя его совершать различные, порой противоречащие закону и опасные для жизни поступки.
  • Тактильные – они свойственны в основном женщинам. Больные утверждают, что их постоянно кто-то трогает, по их телу регулярно пробегают насекомые – муравьи, жуки или пауки. Они испытывают неприятное давление на внутренние органы, как будто их кто-то сжимает рукой.
  • Обонятельные – им также подвержены в основном пациентки женского пола. Они ощущают запахи, которых на самом деле нет.

Шизофрения - Для студента

Бред, как один из ярких признаков шизофрении,
также бывает нескольких видов.

  • Бред величия. Больной видит в себе выдающуюся, талантливую личность. Он может мнить себя великим полководцем, министром, президентом. В то же время, для такого вида бреда характерно ощущение собственной исключительности. Человек считает себя супергероем. Желая доказать наличие сверхспособностей, он совершает неоправданно опасные для жизни поступки.
  • Бред преследования. Человеку повсюду мерещатся заговоры. Он уверен, что за ним следят со всех сторон – из космоса, с экранов телевизоров, из соседних комнат. Статус «врагов» он также присваивает всем, даже членам своей семьи. Больной пытается самостоятельно разобраться со своими преследователями, найти их. Свои агрессивные действия и поступки он считает нормальным явлением, так как искренне убежден – он защищался, а не нападал.
  • Бред отношения. Он выражается в неадекватности восприятия отношения к нему родных и других людей в целом. Человеку постоянно слышатся «смешки» в его сторону, «шушуканья», «косые взгляды».

Возникновение бреда и галлюцинаций свидетельствует о прогрессировании заболевания и наступлении стадии острого психоза. В таком состоянии человек опасен как для себя, так и для окружающих. Он нуждается в постоянном контроле и медицинской, квалифицированной помощи. Если ваш близкий страдает психическим расстройством, бредит или слышит голоса, звоните в нашу клинику.

Если вы не имеете возможности подъехать к нам для консультации с психиатром или ваша ситуация носит экстренный характер, мы оформим услугу выезда врача на дом. Специалист приедет по указанному адресу в любое время – мы работаем круглосуточно. Врач быстро оценит ситуацию, поможет сопроводить пациента в нашу клинику.

Устранение продуктивной симптоматики проводят только в условиях стационара. Мы обеспечиваем за пациентом круглосуточный контроль, следим за изменением его состояния, проводим эффективную медикаментозную терапию. Своих подопечных размещаем в комфортных палатах – 2-х или 3-х местных, без возможности подселения и VIP категории.

Пребывание в стационаре строго анонимно.

Вызвать
врача-психиатра на дом вы можете по телефону +7 (499) 495-45-03.

Негативные

К негативным изменениям относят
нарушение эмоциональной сферы, волевой и когнитивной (познавательной), которые
имеют необратимый характер.

Нарушения эмоциональной сферы
выражаются в резких перепадах настроения. Человеку сложно контролировать свои
эмоции, он часто подвержен беспричинным вспышкам агрессии, гнева, злости.
Негативные эмоции могут сменятся противоположными – больной выражает
привязанность, симпатию, умиление, может растрогаться до слез.

Шизофрения - Для студента

По мере развития заболевания эмоциональные реакции становятся все более скудными. Больной отстраняется от внешнего мира, теряет заинтересованность в жизни, становится апатичным, отрешенным.

Крайняя степень выражения изоляции проявляется в развитии аутизма.

Человек зацикливается на собственном внутреннем мире, не идет на контакт с родными, утрачивает чувство юмора, негативно реагирует на тактильные прикосновения, монотонно и стереотипно выполняет одни и те же действия.

Нарушение познавательных функций больше
всего сказывается на учебной и профессиональной деятельности человека. Из-за
невозможности сосредоточиться, сконцентрироваться на поставленной задаче,
довести начатое до конца, человек теряет свое место, самопроизвольно оставляет
должность, к которой мог целенаправленно идти годами, или бросает учебу.

Нарушение речи проявляются в создании
особого языка, понятного только больному. Причем смысл придуманного он не может
объяснить. Фразы становятся оборванными, короткими, часто теряются окончания
слов или переставляются метами слоги. Человек постоянно скачет с темы на тему,
делает это так быстро, что собеседнику уследить за «нитью» разговора
практически невозможно.

Изменение в поведении

Шизофрения оказывает значительные изменения и в поведении больного. Они затрагивают в первую очередь его внешний вид.

Человек перестает заботиться о личной гигиене, может длительное время не принимать душ, ходить в одних и тех же вещах. У него резко меняется стиль.

Он сочетает несовместимые элементы гардероба, порой неуместные к текущему времени года, надевает футболки, платья или брюки с изнаночной стороны.

Помимо неопрятного внешнего вида больной может ощутить склонность к бродяжничеству, стремление к свободе – уйти из дома и жить на улицу. Совершать аморальные, агрессивные, недопустимые поступки в общественном месте становится для него нормой. Человек начинает распевать громко песни, танцевать, даже если ситуация и атмосфера места к этому не располагают.

С постепенным оскуднением эмоциональной
сферы человек теряет интерес к своим родным. Этот признак шизофрении особенно
опасен, если в доме есть маленькие дети — женщина перестает наводить порядок в
доме, готовить, следить за малышами, 
кормить и умывать их.

Бытовые ритуалы – еще один симптом болезни. Под влиянием навязчивых идей человек придумывает себе определенную последовательность действий, которую выполняет каждый день. Например, 20 раз протирает стул, перед тем, как на него сесть, 10 раз моет яблоко. Если больной собьется со счета и не правильно выполнит ритуал, у него начинается паническая атака.

Шизофрения - Для студента

Как определить признаки шизофрении?

Чтобы своевременно диагностировать
заболевание и оказать помощь больному человеку, нужно знать, как начинается
шизофрения, какие признаки должны обеспокоить и обратить на себя внимание.

  • Резкая и беспричинная
    смена настроения.
  • Нарушение сна.
  • Замкнутость, изоляция,
    апатия.
  • Преобладание
    негативных мыслей, зацикливание на теме смерти.
  • Несвязная речь, обрывистые
    фразы.
  • Излишняя обидчивость.
  • Неадекватное
    восприятие критики.
  • Изменение вкусов и
    предпочтений.
  • Бред и галлюцинации.
  • Суицидальные мысли.

Выявление хотя бы нескольких таких признаков должно стать тревожным сигналом для родственников больного. Не тратьте время зря, звоните в центр психического здоровья «Равновесие» по телефону+7 (499) 495-45-03.

Чем
раньше будет установлен диагноз, тем больше шансов достигнуть в лечении этапа стойкой
и длительной ремиссии. Предоставьте своему близкому возможность на возвращение
к нормальной, полноценной жизни в кругу семьи и общества.

Источник: https://nevroz.com/psihiatriya/shizofreniya/priznaki-shizofrenii/

В.В. Болтенко Патопсихологическое исследование студентов, больных шизофренией

Проблема адаптации к учебной деятельности студентов с различными психическими нарушениями стоит перед психиатрами в нашей стране уже с 20-х годов.

https://www.youtube.com/watch?v=YEm_44II_w4

В последнее десятилетие в связи с научно-технической революцией, происходящей во всем мире, предъявляются более высокие требования к обучению и подготовке квалифицированных кадров.

Интенсификация программ обучения, усложнение педагогического процесса требуют от студента сильного эмоционального напряжения. Сохранение нервно-психического равновесия при столь высокой нагрузке иногда оказывается непосильным для студентов.

Среди причин, вызывающих психические расстройства, зарубежные ученые отмечают различные социальные условия, присущие капиталистическому обществу.

Проблема адаптации к учебной деятельности остается острой лишь в связи с тем, что расцвет симптоматики при шизофрении приходится на юношеский возраст. Проявляясь в период обучения в институте, он влечет за собой различные нарушения учебного процесса.

Учебную деятельность, как ведущую деятельность, изучали многие психологи (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др.). Это сложная длительно протекающая деятельность, в процессе которой приобретаются профессиональные знания и формируются новые стороны личности.

Она побуждается мотивами с широкой сферой интеграции, которые относительно устойчивы и могут выступать в роли некоторой характеристики личности.

Читайте также:  Статическое электричество - для студента

Мотивы действий могут совпадать с мотивом деятельности, но могут являться ситуативными мотивами, возникающими в зависимости от конкретных условий, в которых выполняется действие, и состояния индивида.

Для успешной учебной деятельности студентов необходимо наличие интереса к изучаемым предметам, который значительно облегчает усвоение материала.

У здоровых людей в цепи потребность – интерес – цель функция интереса заключается в том, что он обеспечивает связь между потребностью и целью, создавая избирательное поле, в рамках которого действует вся цепь.

Интерес обеспечивает выбор, предпочтение тем или иным знаниям, способам действий, навыкам, приемам, разнообразным средствам, ведущим к достижению цели. Сформированные интересы в структуре личности определяют ее направленность и активность в той или иной деятельности.

Задачей исследования являлось выяснение причин нарушения учебной деятельности у студентов, больных шизофренией.

В качестве методического приема был использован анализ данных историй болезни в сочетании с экспериментально-психологическим исследованием с помощью методик, описанных С.Я.

Рубинштейн (классификация, пиктограмма, куб Линка, методика Выготского – Сахарова, исключение предметов и др.).

Кроме того, была разработана схема беседы с больным относительно развития интересов, увлечений, мотивов выбора профессии, отношения к учебе, о ближайших и отдаленных целях и т.д.

Исследованы 28 студентов различных высших учебных заведений, стационированных в Научно-исследовательский институт психиатрии МЗ РСФСР. 22 человека имели диагноз вялотекущая шизофрения, 4 – шизофрения с астено-ипохондрическим синдромом, 1 – параноидная форма и 1 – циркулярная.

Нарушение учебной деятельности выражалось в снижении успеваемости по отдельным предметам у ранее хорошо успевающих студентов, в нежелании продолжать обучение на данном факультете и добровольном уходе из института, либо в постоянной низкой успеваемости по всем предметам.

Почти во всех протоколах экспериментально-психологического исследования отразились одни и те же в разной степени выраженные изменения мышления по типу искажения процесса обобщения.

Это изменение мышления проявлялось как тенденция к обобщению на основании необычных признаков, разноплановости, резонерству. Однако усвоение нового материала и понимание сложных связей и отношений больным оставалось доступным.

Прямая связь между таким характером расстройства мышления и нарушением учебной деятельности в исследовании не выступает.

Значительно большую роль как причина «отсева» и неуспеваемости играют изменения в мотивационной сфере и сфере интересов.

Именно вследствие нарушения мотивации, в частности ослабления ее побуждающей функции, больные не посещают занятия, не справляются с учебной программой, что приводит к академической задолженности и исключению из института. Иногда больные сами уходят с того или иного факультета, имея в виду перевод на другой факультет или поступление в другой вуз. На самом же деле они теряют при этом возможность завершить образование.

По характеру изменений в сфере интересов и мотивов больные разделились на три группы.

К первой группе относятся студенты, у которых резко снизилась успеваемость по отдельным предметам. В школьные годы у них обнаруживается быстрая смена самых различных интересов. В возрасте 12-15 лет подростки увлекаются самыми разнообразными областями знаний.

Но сфера увлечений постепенно суживается и к 16-17 годам фиксируется единственный интерес, в рамках которого становится возможна целенаправленная деятельность.

Жестко закрепленный интерес при обеднении остальной сферы интересов является здесь не ведущим, не главным, не высшим в иерархии, а определяющим направленность личности. Наличие этого интереса обеспечивает накопление знаний и умений в узкой сфере и определяет выбор профессии, т.е.

вуз выбирается соответственно имеющимся способностям и увлечению. В учебной деятельности таких студентов прежде всего интересует узкий круг предметов. Они занимаются ими в ущерб другим изучаемым дисциплинам.

В студенческие годы у больных происходит как бы закрепление одного интереса и ломка и отбрасывание всех прежних. Это сопровождается состоянием творческого подъема, экзальтации, озарения, одержимости идеей, замыслом. Спадает напряженность, фиксируется новая направленность.

Студентка М. С 7 лет пошла в школу, учеба давалась легко, в детстве любила читать, рано начала писать стихи, была склонна к фантазированию. В 1964 г. успешно окончила 11 классов.

По общему конкурсу в МГУ на механико-математический факультет не прошла, начала работать лаборанткой в университете, где после сданной ею сессии была зачислена студенткой. С весны 1967 г.

оставила занятия и работу в МГУ, устроилась сторожем в министерство с суточной работой через трое суток.

Рассказывает о себе, что с детства »рвалась на части между математикой и стихами«. Но в последние два года потянуло к поэзии.

По серьезному чувствовала, что на мехмате она занимается не своим делом, поэтому решила оставить этот факультет и получить «блестящее филологическое образование» С этой целью для освобождения времени на занятия перешла на работу сторожа, осенью намерена поступать на филологический факультет.

Эти больные, одержимые новыми стремлениями, действительно оставляют институт.

Ко второй группе относятся студенты, у которых отсутствует интерес к какой бы то ни было профессиональной деятельности, в том числе к той, для которой их готовят в институте. По данным анамнеза, у большинства больных в школе была средняя успеваемость по всем предметам. Выбор института происходит часто по совету родственников и друзей.

Чаще выбираются факультеты с небольшим конкурсом, профессии с невысоким социальным престижем. Кажется, что »это рациональный« подход к выбору специальности, но за резонерской формулировкой мотивов вскрывается апатия, равнодушие к учебе, к своему будущему и отсутствие каких бы то ни было целей.

Даже к возможности исключения из института больные остаются равнодушны.

Академические задолженности в основном по дисциплинам, не связанным с интересом. Причины своей неуспеваемости в сессии объясняют так: «Я увлекся любимым делом и запустил остальные предметы» (студент К.

); «Мое внутреннее кредо, мои требования к себе расходятся с требованиями преподавателей. Я писал симфонию. Оказалось не по силам… Переутомился» (студент Г.); «Для зачета я сдал работу, в которой попробовал применить свой способ обработки камня.

Это не понравилось преподавателю, и он не зачел ее» (студент Б.).

Студенты этой группы переживают свои неудачи в институте, среди них нет случаев добровольного ухода из института, их тревожит потеря интереса к любимому делу в период ухудшения состояния.

Клинически выявляется огрубление чувств, развитие психопатических черт характера, некритичность, эмоциональная неадекватность.

Студенты этой группы имеют выраженные способности, но в деятельности мало продуктивны.

Итак, основным изменением учебной деятельности больных является сужение сферы интересов при сохранности и фиксированности какого-то одного, обусловливающего избирательное отношение к изучаемым предметам.

В третью группу вошли студенты, у которых во время обучения в институте наступает резкая смена интересов. Все они принимают решение оставить выбранные факультеты и поступать вновь на факультет, «который соответствует их новому интересу». У студентов к моменту поступления в вуз ведущий интерес еще не формируется и выбор профессии происходит в связи с различными случайными обстоятельствами.

Больной П.: «В наш век необходимо иметь высшее образование».

Больной Н.: «Через институт необходимо перешагнуть… стараться незачем. Тройка – государственная отметка, а ее мне всегда поставят».

Больная Ч.: «Меня никогда ничто не интересовало. В институт я поступила по желанию моих родителей… О своей профессии я не имею представления. А уже должна делать дипломную работу… Нас готовят конструкторами-модельерами. Но что я должна делать? И я не хочу работать в этой области… Мне, вообще, ни одна профессия не нравится. Ни к чему нет интереса».

Больная Ц.: «Мой отец был фельдшер. Он хотел, чтобы я стала врачом. Но мне неинтересно учиться… Специализацию не выбрала, мне все равно… Все одинаково неинтересно, но учиться надо».

У больных низкая успеваемость и плохая посещаемость. Отношение к учебе индифферентное. Они учатся, как бы повинуясь внешнему ходу событий, помощи и подталкиванию их со стороны окружающих. Деятельность как бы раздроблена на отдельные действия, вызванные ситуативными мотивами. Целенаправленная деятельность, если иметь в виду ее внутренний план, отсутствует.

Итак, в результате анализа данных об изменении мотивационной сферы студентов выделены три вида нарушений как причины изменения учебной деятельности:

  • сужение мотивационной сферы, обеднение интересов при наличии одного жестко закрепленного, иногда гипертрофированного интереса, в рамках которого возможна определенная целенаправленная деятельность;
  • резкий перелом интересов, протекающий на фоне эмоциональной приподнятости, состояния озарения, в результате которого меняется направленность личности и содержание деятельности;
  • распад мотивов с широкой сферой интеграции при сохранении возможности образования ситуативных мотивов, что обеспечивает выполнение отдельных действий и операций.

Выводы

  1. В результате психологического исследования у всех групп больных выявлено расстройство мышления по типу искажения процесса обобщения (разноплановость, нецеленаправленность, соскальзывание), которое, однако, не всегда обусловливает неуспеваемость.

  2. Были выявлены нарушения мотивационной сферы разного типа (сужение сферы мотивов, резкий перелом интересов, обусловливающих новое содержание деятельности, распад мотивов с широкой сферой интеграции), которые являлись главной причиной неуспеваемости.

Похожие материалы в разделе Хрестоматия:

Источник: https://Psylist.net/hrestomati/00046.htm

Краткий конспект теоретической части практического занятия по шизофрении для студентов 5 курса лечебного факультета медицинского института

  • Шизофрения.
  • Шизофрения это группа психических заболеваний, со сложным этиопатогенезом, характеризующаяся прогредиентым течением.
  • Наиболее правильно говорить о полиэтиологической природе шизофрении. Среди этиологических факторов можно выделить:

1) наследственную предрасположенность; трудно точно сказать в чем именно заключается предрасположенность и какую роль она играет.

О наследственной предрасположенности говорят потому, что вероятность заболевания шизофренией значительно выше среди лиц, имеющих родственников, уже больных этим заболеванием, причем тем выше, чем больше число этих родственников и чем ближе степень родства.

2) роль воспитания в детстве; подтверждения этому в основном встречаются в психоаналитической литературе на примере анализа отдельных случаев, работ использующих большую массу статистических данных мало.

Имеются наблюдения указывающие на роль недостаточных эмоциональных связей между матерью и ребенком, холодность, противоречивость матерей больных шизофренией, усугубляющие наследственную уязвимость индивида.

3) роль стрессовых факторов. Стресс, как психологический, так и физиологический влияет на состояние психики и может быть пусковым механизмом в развитии заболевания.

4) возрастные кризисы. После работ Э. Эриксона роль возрастных кризисов в которые индивид сталкивается с теми или иными задачами развития начали более внимательно рассматривать.

Анализируя начало заболевания шизофренией можно обратить внимание на высокую степень вероятности развития в период, представляющий собой ситуацию перехода от жизни под опекой родителей к самостоятельному, отдельному существованию.

Как правило, это возраст 17-19 лет, однако в современном обществе, возможно и позже 20-25 лет.

Патогенез шизофрении не поддается изучению в полной мере, очевидно из-за его крайней сложности и многофакторности.

Существуют теории, описывающие возможные механизмы патогенеза на самом разном уровне, начиная с психологического, кончая биологическим.

Среди биологических теорий на сегодняшний день ведущей является теория, основывающаяся на повышенной активности дофаминэргических структур головного мозга, на чем и основано использование основных медикаментов, используемых для лечения шизофрении – нейролептиков.

Клиника шизофрении.

Клиника шизофрении складывается из совокупности двух больших групп симптомов – позитивных и негативных. Негативные симптомы еще называют базовыми симптомами шизофрении.

Их выделение восходит к одному из основателей учения о шизофрении швейцарскому психоаналитику и психиатру Эжену Блейлеру, который впервые выделил четыре основных симптома – аутизм, атаксию, апатию и абулию.

Дефицитарные симптомы представляют собой нарушения и выпадения функций в таких сферах психической деятельности, как мышление, эмоции, воля и влечения.

Нарушения эмоциональной сферы при шизофрении представлены следующими симптомами:

Эмоциональная тупость – ослабление эмоциональных реакций на события. Крайней степенью выраженности симптома является апатия – полное отсутствие интереса к чему либо, безразличие, бесчувственность.

Эмоциональная монотонность – ослабление выразительности эмоциональных реакций. Проявляется малой выразительностью мимики, жестикуляции, интонаций. Часто внешние проявления эмоций носят формальный, иногда преувеличенный, но не наполненный эмоциональным содержанием характер (манерность, гримасничание)

  1. Эмоциональная холодность – безразличное или негативное эмоциональное отношение к близким людям.
  2. Эмоциональная неадекватность – парадоксальные, странные, непонятные эмоциональные реакции на внешние события, или отсутствие реакций, на события, которые должны были бы их вызвать.
  3. Эмоциональная амбивалентность – сосуществование противоположного эмоционального отношения к событиям, людям или объектам или быстрый переход от одного эмоционального отношения к другому без видимых на то причин.
  4. Нарушения волевой сферы и влечений.

Нарушения влечений при шизофрении складываются из двух процессов. Во первых, это снижение влечений (аппетит, сексуальное влечение, сон), утрата интереса к их удовлетворению и снижение или отсутствие удовольствия от их удовлетворения.

И во вторых, утрата контроля над их проявлением, в следствии чего может отмечаться расторможенность влечений, например, пищевого, в виде прожорливости, неряшливости в еде, поедании несъедобного или малосъедобного, а также сексуального, в виде повышенной откровенности в разговорах, в т.ч. на сексуальные темы (т.н.

регрессивная синтонность); утраты стыдливости, прилюдной мастурбации, пренебрежения одеждой и т.п.

Так же к нарушениям влечений можно отнести утрату инстинкта самосохранения, безразличие к собственной жизни, здоровью, физической целостности и безразличие к жизни и физической целостности других людей, что выражается в особо легком, безразличном и жестоком характере агрессивных и аутоагрессивных действий больных.

Нарушения воли проявляются в виде следующих симптомов:

Гипобулия – снижение целенаправленности в активности пациентов, вплоть до абулии, полной утраты самостоятельной направленной активности.

Пассивная подчиняемость (пассивизм) – утрата способности противодействовать внешнему влиянию. На ранних этапах развития шизофрении описывают т.н.

«симптом дрейфа», когда вся деятельность, выполняется пациентом в основном, под чьим-то руководством, а решения принимаются по чьему-то совету или под чьим-то давлением.

При кататоническом синдроме эта тенденция достигает своего максимума в виде восковой гибкости (застывании в приданных позах), эхолалии (повторении сказанных кем-то слов) и эхопраксии (повторении чужих действий).

Импульсивность – пассивное следование за любым внутренним импульсом к действию, возникающим у больного и его осуществление без раздумий и задержки. Такие действия часто для самого больного выглядят непонятными и немотивированными.

Негативизм – противодействие любому импульсу как исходящему извне, так и изнутри (внутренний негативизм).

Внутренний негативизм при кататоническом синдроме может проявляться в виде активного противодействия больного позывам на мочеиспускание или желанию проглотить слюну, в результате чего больные часто подолгу задерживают мочу и слюну.

Проявлением негативизма может быть отказ больного от беседы или формальное участие в беседе с ответами на вопросы по типу да-нет.

При кататоническом синдроме выделяют, также, пассивный негативизм – отказ от выполнения действий, к которым пытаются принудить больного и активный негативизм – выполнение действий противоположных тем, к которым его принуждают. При кататоническом синдроме больной с негативизмом может застывать в одной и той же позе, сопротивляясь любым попыткам его сдвинуть с места, не говорит (мутизм) и отказывается от приема пищи и жидкости.

  • Расстройства мышления и речи.
  • Нарушения процессов мышления при шизофрении складываются из нескольких процессов.
  • Нарушение целенаправленности.
Читайте также:  Гуссерлинцы Шпет и Лосев - русские философы: изменения в мировоззрении и интересные факты

Нарушение целенаправленности является одной из определяющих черт всей психической жизни больных шизофренией, прослеживаясь как в эмоционально-волевой сфере, так и в сфере мышления. Основным симптомом в котором это наиболее ярко прослеживается является резонерство.

Резонерство, или бесплодное мудрствование – рассуждения не имеющие окончательной цели, при которых больной нанизывает слова одни на другие, не приходя в итоге ни к чему.

Эта тенденция наиболее отчетливо видна при т.н. шизофазии, когда больной строит грамматически правильную фразу из совершенно не связанных между собой по смыслу слов.

Снижение волевой активности, лежащее в основе нарушения целенаправленности мышления может вести при усилении к утрате осмышления, упрощению ассоциативных процессов, вплоть до приобретения мышлением примитивного, формального, конкретного характера, утрате способности понимания абстрактного смысла высказываний, например при трактовании пословиц и поговорок.

Следующая тенденция это нарушение ассоциативного процесса. При шизофрении мы имеем дело с тенденцией образовывать ассоциации, связи между понятиями на основании т.н. латентных (слабых, не очевидных, не являющихся основными) признаков.

В результате мышление приобретает странный, трудно понимаемый характер. Такое мышление называют паралогическим.

Таким образом, рассуждения пациента становится трудно понять не только из-за того, что он зачастую сам не знает, куда движется и движется ли куда то вообще, но и движение это осуществляется по малопонятным путям.

Одним из возможных вариантов при этом является преимущественное использование в мышлении символического «переносного» смысла слов и понятий. Такое мышление называется символическим.

Тенденции к образованию новых связей, ассоциаций между понятиями также находит свое выражение в слиянии нескольких понятий в одно и образовании новых слов для обозначения таких понятий. Эта тенденция ведет к образованию т.н. неологизмов.

Крайнюю форму паралогического мышления при котором нарушение ассоциативного процесса носит выраженный, тотальный характер называют атактическим мышлением или шизофренической бессвязностью.

Сочетание негативизма в волевой сфере, нарушений целенаправленности и паралогичности находит свое выражение в т.н. соскальзываниях или ответах не в плане вопроса, когда больной в ответ на вопрос начинает говорить о чем-то не имеющем отношения к вопросу вообще или имеющем к нему слабое отношение.

Аутизм.

Понятие впервые было введено Э. Блейлером. Под аутизмом понимают совокупность дефицитарных проявлений в эмоциональной, волевой сфере и мышлении, которая ведет к утрате контакта между больным и окружающим миром, неспосбности больного понять окружающих и окружающих больного.

Больной может при этом может создавать собственный внутренний, отличный от реальности мир, в котором и существует, такой аутизм называют богатым или наполненным. Также больной может просто оставаться в состоянии растерянности или пассивности, безучастности и внутренней пустоты.

Такой аутизм называют бедным или пустым. Так же нарушение контакта с внешним миром может проявляться в виде черезмерной открытости, активного предъявления в контакте своего внутреннего мира, переживаний, которые принято в социуме считать интимными и делиться которым допустимо только с близкими людьми и то не всегда.

Такое состояние называют «аутизмом наизнанку» или регрессивной синтонностью.

Совокупность дефицитарных проявлений при шизофрении часто называют шизофреническим слабоумием. Э.

Креппелин, впервые объединивший группу заболеваний, которые мы теперь называем шизофренией, назвал ее dementia praecox – раннее слабоумие.

Надо понимать, что в отличии от органического слабоумия шизофреническое не сопровождается заметным дефектом мозговых структур и нарушением памяти. Интеллект при шизофрении также формально не страдает.

Клинические формы шизофрении.

В зависимости от соотношения продуктивных и негативных симптомов можно выделить несколько клинических форм. В настоящее время, в психиатрии они описываются примерно в том же виде, в котором они были описаны Эмилем Креппелином.

Выделяют простую, параноидную, кататоническую и гебефреническую форму.

Простая форма характеризуется непрерывным течением с нарастанием негативной симптоматики. Продуктивная симптоматика, бред, галлюцинации и т.п. не характерны, и хотя могут отмечаться эпизодически, но в этом случае являются не стойкими, единичными, фрагментарными.

Простая форма может быть прогредиентной (злокачественной) с интенсивным быстрым нарастанием негативной симптоматики и малопрогредиентной (вялотекущей) с длительным, многолетним развитием симптомов. Последняя может протекать с т.н.

неврозоподобной симптоматикой: астенической или обсессивно-фобической.

Параноидная форма характеризуется сочетанием негативной симптоматики и продуктивной. При этом продуктивная симптоматика занимает в клинической картине ведущее место, выражена, оформлена.

В зависимости от преобладания того или иного типа продуктивной симптоматики параноидную форму подразделяют на преимущественно галлюцинаторную, преимущественно бредовую и смешанную.

При этом, преимущественно галлюцинаторная форма является менее прогредиентной (прогрессирующей) и как правило характеризуется большей критикой. Параноидная форма шизофрении может протекать непрерывно с постепенным нарастанием негативной симптоматики и прогрессом и развитием продуктивной.

При этом характерна последовательная смена синдромов с динамикой от паранойяльного к параноидному и затем к парафренному (непрерывно-прогредиентный тип течения).

Также параноидная форма может протекать приступами (приступообразный или приступообразно-прогредиентный тип течения) в виде обострения продуктивной симптоматики, чередующимися с ремиссиями, в которых, однако, отмечается негативная симптоматика.

Кататоническая форма шизофрении характеризуется существенным местом кататонической симптоматики в клинической картине. Могут отмечаться так же бред и галлюцинации, однако они не являются ведущими. Кататоническая форма является злокачественной, течет непрерывно и быстро приводит к образованию дефекта.

Гебефреническая форма также является злокачественной, начинается в раннем юношеском возрасте.

Она характеризуется преимущественно негативными симптомами с преобладанием расторможенности влечений, холодности, манерности, дурашливости, наклонности к нелепым, жестоким шуткам. Часто может сочетаться с регрессивным поведением, напоминающим детское.

Продуктивная симптоматика не характерна, однако могут отмечаться отрывочные галлюцинации и фантазии, иногда достигающие уровня бредовых идей.

Исходы.

В зависимости от интенсивности прогрессирования негативной симптоматики выделяют малопрогредиентное, среднепрогредиентное и высокопрогредиентное или злокачественное течение. Это деление в основном применимо для простой и параноидной форм, т.к. уже говорилось выше кататоническая и гебефреническая формы характеризуются злокачественным течением.

  1. Исходом шизофрении считается апатоабулический дефект (шизофреническое слабоумие). Выделяют несколько его вариантов:
  2. – апатический с преобладанием апатии, безучастности, безразличия;
  3. – абулический, с преобладанием нарушений волевой активности;
  4. – параноидный, с выраженными бредовыми (как правило парафренными) нарушениями.

Кроме того, еще со времен Креппелина, описаны, так называемые спонтанные ремиссии с полным или практически полным исчезновением шизофренической симптоматики.

Отошение к таким наблюдениям со стороны психиатров неоднозначное.

Мнения варьируют от того, чтобы считать спонтанную ремиссию одним из возможных исходов и говорить об излечении шизофрении до того, чтобы объяснять такие случаи ошибками диагностики.

Лечение.

Лечение шизофрении разнообразно и зависит от клинических форм и синдромов. В лечении продуктивной симптоматики основную роль играют биологические методы.

Основное место на сегодняшний день занимают нейролептики. Наибольшую эффективность в купировании галлюцинаторной симптоматики показали такие препараты как галоперидол, бредовой – галоперидол и трифтазин, кататонической – мажептил и аминазин. При не эффективности нейролептиков для лечения продуктивной симптоматики также может использоваться электро-судорожная терапия.

ЭСТ и типичные нейролептики, как правило эффективны только при лечении позитивной симптоматики. Однако они обладают большим количеством побочных эффектов, не всегда купируют продуктивную симптоматику и не действуют на негативную. Новые, т.н.

атипичные нейролептики являются попыткой компенсировать эти недостатки.

Из них следует упомянуть такие препараты как: клозепин (азалептин, лепонекс), при курсовом лечении может повлиять на продуктивную симптоматику, резистентную к другим нейролептикам; клопиксол, является эффективным препаратом для купирования острого возбуждения любого генеза при минимуме побочных эффектов, но недостаточно эффективен в отношении продуктивной симптоматики при более длительном лечении; рисполепт, оланзепин, зипразидон, арипипразол и т.п., активно продвигаются на рынке фармацевтическими компаниями, временами являются эффективными в лечении резистентной продуктивной симптоматики (при длительном приеме), а так же якобы уменьшают выраженность негативной симптоматики. В отношении последних препаратов трудно сказать что-либо определенное, поскольку имеется некоторое рассогласование между данными научных исследований (спонсируемых фармацевтическими компаниями) и сообщениями практикующих врачей.

Кроме того, вне обострения (при отсутствии продуктивной симптоматики) можно эффективно использовать психотерапию.

Мне самому приходилось наблюдать, как в процессе психотерапии у относительно сохранных больных постепенно уменьшались эмоционально-волевые расстройства и упорядочивалось мышление.

Однако лечение для этого требуется длительное (не менее года). Также психотерапия может помочь и более дефектным больным для восстановления навыков общения, самообслуживания и т.д.

Источник: http://raptus.ru/archives/741

10 ранних симптомов шизофрении, которые нельзя пропустить

В следующем году шизофренией заболеют ещё полтора миллиона человек по всему миру. Правда, не все из них поймут это сразу.

Чем опасна шизофрения

Коварство заболевания заключается в том, что его жертвы искренне считают, будто здоровы, и отказываются от визита к врачу. Тем временем психическое расстройство прогрессирует и лечить его становится всё сложнее.

Финал так себе: у шизофреника меняется поведение, он теряет друзей и поддержку, зачастую остаётся без работы, забывает, как заниматься элементарным бытовым самообслуживанием.

А в итоге становится просто опасен для окружающих и самого себя.

«Голоса в голове», которые могут приказать открыть в квартире газ и поднести к плите спичку, или, например, отомстить продавцу, который якобы продал отравленный хлеб, — это о них, о шизофрениках.

Это психическое расстройство невозможно вылечить полностью, но его можно скорректировать так, чтобы оно не снижало качество жизни заболевшего человека. И чем раньше начать, тем выше вероятность успеха. Главное в этом деле — не пропустить самые ранние симптомы, которые свидетельствуют о развитии ментального расстройства.

10 ранних симптомов шизофрении

Присматриваться к себе надо уже в юности.

Вопреки стереотипам, шизофрения — болезнь молодых.

Самое коварное десятилетие жизни — между 20 и 30 годами: именно в таком возрасте у большинства пациентов впервые диагностируют данное психическое расстройство. У людей младше 12 и старше 40 лет заболевание начинается редко.

Ранние признаки шизофрении весьма разнообразны. Но можно выделить несколько общих моментов .

1. Изменение гигиенических привычек

Например, раньше человек обязательно чистил зубы дважды в день, а с некоторых пор вспоминает о щётке лишь время от времени. Если вообще вспоминает. Или следил за свежестью одежды, а теперь регулярно «забывает» менять носки.

Также нехорошим симптомом является заторможенность. Положим, у кого‑то была привычка принимать душ по 5–10 минут, а теперь та же процедура растягивается на 20. На это тоже стоит обратить внимание.

2. Равнодушие к мнению окружающих

Чаще всего способность не зависеть от мнения окружающих людей — черта даже полезная. Но не всегда. Если человеку настолько плевать на тех, кто рядом, что он не стесняется при людях ковырять в носу, или грызть ногти, или неделями щеголять немытой головой, это нехороший признак.

3. Изменение социальных привычек в сторону самоизоляции

Этот симптом распознать проще всего. Человек, который раньше был экстравертом и легко заводил знакомства, вдруг начинает избегать контактов и старается не выходить из дома. А если вышел — прячет взгляд и пытается как можно быстрее вернуться обратно.

Иногда стремление к социальной самоизоляции проявляется в увлечении религией или философскими течениями.

4. Враждебность, подозрительность, агрессивная реакция на критику

Человек «никому не верит». Все вокруг «думают только о себе», а ему «желают зла». Его убеждения категоричны, а любые встречные аргументы принимаются в штыки — вплоть до оскорблений и физической агрессии. Именно так нередко проявляются развивающиеся расстройства психики.

5. Неадекватные эмоции

Например, во время радостных событий человек может выражать равнодушие или даже плакать. Наоборот, в трагические моменты он хихикает или ведёт себя излишне оживлённо.

Другой вариант — эмоции полностью исчезают. Человек становится похож на робота, по которому не поймёшь, рад он или страдает, нравится ему происходящее вокруг или нет. Иногда надвигающаяся шизофрения проявляется и в полной потере эмпатии: заболевающий может спокойно смотреть на сцены мучения животных и людей.

6. Потеря выразительности взгляда и мимики

Этот симптом можно охарактеризовать одним словосочетанием — «скучное лицо».

7. Расстройства сна

В любой форме. Например, человек может страдать от бессонницы или, напротив, начинает спать сутки напролёт.

8. Проблемы с вниманием и концентрацией

Человеку становится сложно сосредоточиться на одной задаче. Его внимание постоянно рассеивается, он легко перескакивает с темы на тему.

9. Появление странных или иррациональных утверждений

К примеру, человек вдруг начинает свято верить в теории заговоров. Или регулярно выдаёт сентенции вроде «шеф сегодня опоздал на работу — это, наверное, потому, что вчера много пил» или «мы завтра не сдадим отчёт, потому что солнце садится в тучу, а это знак».

Спрашивать, на какой логике основаны эти утверждения, без толку (смотрите четвёртый пункт).

10. Неорганизованная речь

Общие признаки неорганизованной речи включают в себя:

  • частое использование неологизмов — выдуманных слов, которые имеют значение только для того, кто их создал;
  • настойчивость, то есть повторение одних и тех же слов и утверждений;
  • любовь к использованию рифмующихся слов, несмотря на их бессмысленность или оскорбительность;
  • неспособность поддерживать разговор на заданную тему без уходов в воспоминания и пространные рассуждения.

Что делать, если заметили симптомы шизофрении у себя или близких

Все перечисленные выше признаки не обязательно говорят о развитии шизофрении. Они могут быть следствием стресса или особым образом сложившихся жизненных обстоятельств. А может, вы просто не так поняли. И, положим, человек стал затворником и перестал мыть голову просто потому, что перешёл на фриланс, где ему почти не надо выходить из дома, а не это вот всё.

Тем не менее за симптомы стоит понаблюдать. Если их становится всё больше, они усугубляются, крайне желательно поговорить об этом хотя бы с терапевтом. Ещё лучше — обратиться к психотерапевту, чтобы он помог установить, чем вызваны перемены в образе жизни и мышления.

Если шизофрения будет отловлена на раннем этапе, её, возможно, удастся скорректировать терапевтически — без применения медикаментозных средств. В более сложных случаях потребуется приём лекарств‑антипсихотиков.

Как не заболеть шизофренией

А вот это — сложный вопрос. Учёные ещё не до конца разобрались в механизмах развития заболевания. Предполагается, что его провоцируют сразу несколько факторов — в частности, генетическая предрасположенность, которая накладывается на некоторые травмирующие события.

Вот что может увеличить риск развития шизофрении:

  • Недоедание или вирусные заболевания, перенесённые матерью во время беременности.
  • Психическое или физическое насилие, пережитое в детстве и подростковом возрасте.
  • Слишком активная иммунная система. Её активность может быть вызвана скрытым внутренним воспалением или аутоиммунными заболеваниями.
  • Приём психотропных веществ в подростковом или юношеском возрасте.

К сожалению, надёжного способа предотвратить шизофрению не существует. Всё, что можно сделать, — стараться избегать потенциально опасных факторов. Действуйте так:

  • Учитесь справляться со стрессом.
  • Регулярно делайте физические упражнения. Спорт позитивно влияет на мозг и психическое здоровье.
  • Откажитесь от алкоголя, никотина, наркотиков.
  • Ешьте здоровую пищу, в которой достаточно витаминов и питательных веществ.

????????????

Источник: https://Lifehacker.ru/simptomy-shizofrenii/

Ссылка на основную публикацию