Руководитель кандидатской диссертации — кто может быть и требования к научному руководителю?

Современные реалии диктуют необходимость непрерывного образования и движения от его ступени к другой. В обществе знаний и новых технологий престижно приобрести перспективный статус кандидата наук. Важную роль в осуществлении этой цели играет научный руководитель.Руководитель кандидатской диссертации - кто может быть и требования к научному руководителю - Для студента

Кто может быть руководителем кандидатской диссертации

Руководитель назначается для поддержки молодого ученого в процессе написания диссертационного исследования. При этом порядок назначения может быть следующий:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  1. Если дипломированный магистр или специалист учится в аспирантуре очно или заочно, то он прикрепляется к кафедре, соответствующей номенклатурному номеру выбранной специальности, одновременно для него распоряжением ректората утверждается наставник;
  2. Если человек, не обучавшийся в аспирантуре, желает защищаться, имеет высшее образование, достаточное число авторитетных публикаций, он имеет право прикрепиться к одной из кафедр для завершения и защиты диссертационной работы, и для этого к соискателю приказом ректора вуза прикрепляется руководитель.

Существуют основные требования к руководителю кандидатской диссертации:

  • степень доктора наук в отрасли знаний, избранной аспирантом, или звание профессора;
  • наличие публикаций по тематике диссертантского труда.

В приказе ректора о прикреплении соискателя указывается наставник. В дальнейшем его обязанности состоят в следующем:

  • помощь в корректном обосновании актуальной темы, обладающей новизной и перспективностью;
  • совместное планирование основных этапов реализации целей и задач теоретико-экспериментального труда;
  • систематическое консультирование и промежуточный контроль в процессе написания исследовательской работы;
  • психологическая поддержка и сопровождение, мотивирование подопечного;
  • участие в подготовительных мероприятиях перед процедурой защиты (оформление окончательного полного текста, автореферата и другой документации).

Необходимо найти научного руководителя для кандидатской диссертации с учетом определенного направления, в рамках которого проводится теоретико-экспериментальное исследование. При этом он должен отличаться высоким профессионализмом и компетентностью в вопросах, связанных с темой.

Руководитель кандидатской диссертации - кто может быть и требования к научному руководителю - Для студента

Отличие научного руководителя от консультанта

В процессе подготовки помощь будущему кандидату могут оказывать два вида опытных и заслуженных сотрудников университета, института, лаборатории:

  • руководитель официально проводится распоряжением руководства, он должен быть из числа сотрудников кафедры, к которой прикреплен потенциальный кандидат;
  • консультант определяется на основании решения комиссии о прикреплении и утверждается приказом, при этом отличие в том, что он может быть представителем иного структурного подразделения научно-образовательной организации или стороннего учреждения.

Возможны особые, исключительные случаи, когда диссертант ходатайствует о назначении ему двух наставников, если проводимое изыскание посвящается решению проблем нескольких пограничных областей знания.

И руководство, и консультирование входит в общую учебную нагрузку представителя профессорско-преподавательского состава, а количество академических часов, выделяемых на руководство или консультирование, одинаковое и равняется 25 часам в год. https://base.garant.ru/179195/

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Ценовая дискриминация: цена как инструмент конкурентной политики

Оценим за полчаса!

Отзыв научного руководителя на кандидатскую диссертацию

На заключительном этапе подготовки диссертации на нее пишется отзыв. В его тексте в свободной форме дается общая характеристика диссертанта, а также оценка значимости и эффективности проведенного изыскания:

  • указываются сроки и итоги обучения в аспирантуре;
  • отмечается наличие удостоверений, дипломов, полученных в данный период в результате освоения дополнительных профессиональных образовательных программ;
  • предлагается обобщенное описание содержания работы и ее достоинств;
  • дается оценка исследования с точки зрения соответствия требованиям Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Российской Федерации;
  • перечисляются наиболее значимые заслуги и достижения защищающегося в профессиональной деятельности;
  • указывается на формы апробации и презентации результатов исследовательской деятельности;
  • отмечаются личностные качества диссертанта, его отношение к научно-исследовательской деятельности, инициативность, самостоятельность, творческий подход, заинтересованность избранной проблематикой;
  • проводится анализ результативности участия в научно-исследовательской работе факультета или института и др.

Отзыв одновременно с окончательным вариантом диссертационного текста и авторефератом размещается на сайте вуза, где планируется защита, и на официальном ресурсе ВАК. Во время защиты наставник выступает перед диссоветом, предлагая собственную независимую и объективную оценку диссертационного труда.

Наставник диссертанта, работающего над исследованием на соискание степени кандидата наук, сопровождает написание этого серьезного труда. Согласованностью их действий во многом определяются качество исследования и степень его соответствия требованиям ВАК РФ.

Источник: https://sibac.info/blog/nauchnyy-rukovoditel-dlya-aspiranta-po-napisaniyu-kandidatskoy-dissertacii

Как выбрать научного руководителя? Для чего нужен научный руководитель?

Руководитель кандидатской диссертации - кто может быть и требования к научному руководителю - Для студента

Научным руководителем кафедры назначают опытного педагога с ученой степенью. Правильный выбор куратора – залог успешного написания магистерской или кандидатской диссертации. Основная задача этого специалиста – подсказать, но не полностью «разжевать» алгоритм написания научной работы. Грамотное составление диссертации, проведение необходимых исследований входит в обязанности соискателя.

Как назначается научный руководитель

Утверждение консультанта и темы работы осуществляется Советом выбранного учебного заведения.

Список документов, предоставляемых магистрантом или аспирантом.

  • Заявление соискателя, составленное по установленному образцу
  • Протокол обсуждения вопросов членами кафедры
  • Выписка из решения, принятого советом
  • Письменное согласие научного руководителя, список его опубликованных монографий и других работ (необходим опыт руководства над написанием диссертации)

После рассмотрения документации, пакет направляется проректору. Срок вынесения решения о назначении научного руководителя и утверждение выбранной тематики – три месяца после зачисления в аспирантуру или магистратуру.

  1. Правильный выбор научного руководителя – это залог грамотной подготовки любой диссертации.
  2. Куратора проекта можно выбрать самостоятельно или дождаться назначения Совета образовательной организации.
  3. Руководитель обязан помогать соискателю в подготовке исследовательской работы, содействовать в выборе темы и составлении рабочего плана, составить развернутый отзыв о диссертации, подготовленной соискателем.
  4. Автор работы ежемесячно отчитывается по проделанной работе и своевременно вносит предложенные правки в черновик научного труда.
  5. Научный консультант поможет соискателю исправить ошибки научного руководителя и правильно осветить проблемные вопросы, связанные с темой диссертации.

Примечание. Проделанная работа с диссертантом документируется и в указанные сроки предоставляется Ученому Совету и проректорам.

Основные обязанности

В процессе написания подопечным диссертации, научный руководитель обязан:

  1. курировать процесс составления диссертации (разработка рабочего плана, содержания и т.д.);
  2. своевременно консультировать аспиранта или магистранта по проведенным экспериментам и исследованиям;
  3. контролировать написание монографий, статей для журналов ВАК, основной части диссертации;
  4. содействовать в составлении и выполнении плана диссертанта;
  5. помогать в подготовке к выпускным экзаменам из аспирантуры или магистратуры;
  6. участвовать в аттестации диссертанта;
  7. составить заключение о проделанной работе подопечного;
  8. контролировать прохождения педагогической практики;
  9. подготовить решение о подготовке написанной работы к рассмотрению диссертационным советом;
  10. составить объективный отзыв о диссертации.

Критерии выбора научного руководителя

Руководитель кандидатской диссертации - кто может быть и требования к научному руководителю - Для студента

Соблюдение нескольких простых рекомендаций помогут диссертанту выбрать «необходимого» руководителя.

  1. Область интересов должна совпадать или пересекаться с будущим куратором. Это поможет быстрее найти общий язык с ученым.
  2. Авторитетность – ключевой фактор при выборе руководителя. Если он пользуется заслуженным доверием среди коллег разных вузов и представителей научных сообществ – хороший признак.
  3. Наличие опыта в проведении ряда экспериментов и исследований.
  4. Стиль руководства и манера общения будущего куратора можно узнать в личной беседе или у выпускников этого преподавателя. Чем они проще, тем меньше вероятность конфликтов.
  5. Наличие успешно-защищенных диссертаций под руководством возможного куратора. Узнать эту информацию можно тремя способами – ученый совет, отдел кадров, кафедра учебного заведения.

Идеальный научный руководитель: какой он?

Руководитель кандидатской диссертации - кто может быть и требования к научному руководителю - Для студента

  • Диссертант обязан ежемесячно отчитываться своему научному руководителю о проделанной работе и обсуждать полученные достижения в экспериментальной части исследований.
  • Основные характеристики хорошего куратора – это:
  • партнерские отношения с диссертантом, равноправие;
  • консультация аспиранта или магистранта по выбранной теме исследований;
  • отсутствие намеков на соавторство, только рекомендации и консультации по работе;
  • содействие в публикации монографий, научных статей – поиск необходимых периодических изданий и помощь в составлении нужного текста;
  • поддержка подопечного на всех этапах написания диссертации и подготовка диссертанта к защите работы.

Хороший научный руководитель обязан своевременно изменять задачи на нескольких этапах ее написания. Сначала куратор и подопечный составляют план работы над диссертацией, уточняют актуальность выбранной тематики по разным источникам и прорабатывают список рекомендованной литературы.

Ошибки и недостатки диссертации должны выявляться постепенно. В процессе написания, руководитель анализирует и обобщает полученные результаты исследований, согласовывает с диссертантом композицию и стиль оформления работы.

Научный руководитель и консультант: основные отличия

Если руководитель не справляется со своими прямыми обязанностями, диссертант может обратиться за помощью к научному консультанту. Такой подход актуален при работе с кандидатской диссертацией.

В обязанности консультанта входят дополнительные разъяснения по предмету исследований, ответы на вопросы, связанные с практической частью диссертации. Этот специалист помогает соискателю ученой степени осветить проблемные моменты, не входящие в компетенцию руководителя проекта.

К услугам консультанта можно обратиться в случае халатного отношения куратора к закрепленному диссертанту. Данное разграничение должностей нигде документально не фиксируется.

Источник: https://Dissertatsija.com/poleznoe/zashita-rabot/kak-vybrat-nauchnogo-rukovoditelya/

Оформление кандидатской диссертации по правилам ВАК 2019-2020

Руководитель кандидатской диссертации - кто может быть и требования к научному руководителю - Для студента

У тех, кто впервые сталкивается с написанием научной работы на получение ученой степени кандидата наук, зачастую встает вопрос о том, какие существуют требования к оформлению диссертации. Для того, чтобы максимально полно ответить на него, необходимо учесть все тонкости и нюансы, связанные с выполнением такого вида научной работы.

Несмотря на то, что именно ГОСТ Р 7.0.11-2011 регламентирует правила оформления диссертации, все же существуют определенные тонкости, которые зависят от того диссертационного совета, в котором планируется защита работы.

Поэтому, помимо изучения ГОСТовских требований, так же желательно обратиться в сам диссертационный совет, а точнее к ученому секретарю, и посмотреть, как были написаны последние диссертации и авторефераты, защищенные в этом совете.

Общие правила оформления диссертации ВАК 2020

К самому техническому оформлению существуют следующие требования:

  • поля сверху и снизу должны быть по 2 см;
  • левое поле под сшивку – 2,5 см;
  • правое – 1 см;
  • отступ под абзац составляет 5 знаков;
  • шрифт может колебаться от 12 до 14 кегля;
  • отступ между строками – 1,5;
  • нумерация страниц проставляется по средней части верхнего поля.
  • Что касается изложения сути материала, то информация должна быть актуальной и подкрепленной научными выкладками, расчетами, тестами, исследованиями, опросами и другими научными методами.
  • В результате исследования в тексте диссертации должна быть строго выделена научная новизна и возможность практического применения результатов работы.
  • Структура кандидатской диссертации включает в себя такие основные части, как:
  1. титульный лист, содержащий название работы и сведения об авторе;
  2. содержание диссертационного исследования;
  3. возможный перечень используемых в тексте аббревиатур и сокращений, а также словарь терминов;
  4. основная часть исследования, разбитая на главы;
  5. библиографический список (список используемой литературы по ГОСТ 7.1-2003, в том числе и свои собственные опубликованные работы) на каждый пункт которого по тексту должны быть обязательные ссылки;
  6. при наличии – перечень иллюстрации и приложений к тексту научной работы.

Средний объем кандидатской диссертации требования ВАК ограничивают приблизительно 100-150 листами. При этом работа должна быть выполнена полностью самостоятельно, что подтверждается проверкой на антиплагиат.

Процент оригинальности диссертации должен составлять минимум 70%.

Но, так как каждый текст диссертации проверяет специальная комиссия, то чем выше показатель уникальности, тем большие шансы на положительный результат.

Искусственное повышение уровня антиплагиата автором диссертации может самым негативным образом сказаться на результатах решения комиссии. Так как члены смотрят не только на процентный показатель, ну так же на заимствование чужих идей и их переработку.

Цитаты и выдержки из нормативных актов и законов должны быть правильно оформлены в виде специальных сносок. В этом случае они не учитываются при расчете процента уникальности.

Требования к научному руководителю

На сегодняшний день научные руководители выдвигаются из числа сотрудников кафедры и впоследствии утверждаются ученым советом ВУЗа или Научно-исследовательского университета. Но, для того, чтобы избежать недоразумений в диссертационном совете, рекомендуется заранее оговорить кандидатуру руководителя там, где планируется будущая защита.

Руководителем по защите кандидатской диссертации может быть, как доктор, так и кандидат наук в данной области. Но все же меньше вопросов и проблем возникнет, если руководителем будет все же доктор наук и специалист по проблеме, поднимающейся в проводимом научном исследовании.

Чаще всего кандидат наук допускается к руководству, если он:

  • ведет успешную работу над собственной докторской диссертацией, что подтверждается рядом публикаций;
  • имеет опыт руководства научными исследованиями и диссертационным работами;
  • имеет известность в научном сообществе в своей сфере исследования;
  • у потенциального руководителя имеется опыт оппонирования.

Требования ВАК к оппонентам кандидатской диссертации 2020

Оппоненты назначаются диссертационным советом из круга специалистов в данной области исследования, при условии, что они дали на это свое согласие. По кандидатской работе назначают 2 официальных оппонента, один из которых должен быть обязательно доктором наук, второй может быть, как доктором, так и кандидатом. Официальные члены ВАК не могут оппонировать работы.

Каждый из двух назначенных лиц по работе представляет свой отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию. В нем дается отзыв с оценкой актуальности темы и работы, обоснованности изложенных исследований, новизна и достоверность материалов. Отзыв официального оппонента должен быть представлен соискателю степени не менее чем за 10 дней до даты защиты научной работы.

Как оформить автореферат диссертации?

Нормативные акты предъявляют также требования к автореферату:

  • для оформления книжки автореферата используется А5 формат, с размером 14,8 х 21 см;
  • общий объем должен быть не менее 1 печатного листа (для гуманитарных дисциплин объем может быть увеличен до 1,5 листов), что соответствует количеству страниц соответствующего размера не более 24 (36);
  • шрифт – 11;
  • интервал между строками – одинарный;
  • поля со всех сторон одинаковые – 1,7 см.

По структуре эта часть работы должна содержать краткий пересказ всего проведенного научного исследования. Его разбивают на введение, основные разделы и список опубликованных автором работ. Все правила оформления автореферата должны быть строго соблюдены.

Соискатель высылает автореферат не менее чем за 30 дней до собственной защиты всем членам диссертационного совета и соответствующим организациям. Список рассылки определяется положением диссертационного совета, в котором происходит защита. Отзыв на автореферат от каждого члена совета прикладывается к делу соискателя и подается затем в ВАК вместе с общим комплектом документов.

Источник: https://www.internauka.org/blog/trebovaniya-vak-k-oformleniyu-kandidatskoy-dissertacii

«Зачем нам идти в вашу аспирантуру?» Глава ВАК о новой системе защиты диссертаций

— В первую очередь (4 пункт Положения) это почти автоматически распространяется на вузы, которые имеют категорию «Федеральный университет» (их девять) и «Национальный исследовательский университет» (их 29), и на еще несколько вузов, которым предоставлено право реализации собственных образовательных стандартов высшего образования. Таким образом, получается примерно 45 вузов. Почти все вузы из программы «5-100» входят в этот список, но из вузов «5-100» не входят в эту группу, например, ЛЭТИ и Южно-Уральский государственный университет.

Читайте также:  Что такое сессия и как ее пережить: ликбез для первокурсника

Что касается критериев для других вузов-претендентов, то в вузе должен быть как минимум один диссовет. Должно быть не более 1% отрицательных решений Минобрнауки по защищенным диссертациям для предыдущего года.

Доходы от НИР на одного научно-педагогического работника в год должны быть не менее миллиона рублей. Это очень сильный критерий. Поэтому не очень большое количество вузов может на это претендовать.

Должно быть также в среднем не менее одной публикации в Web of Science на одного научно-педагогического работника.

— За какой период?

— За предыдущий год.

— Для любой специальности? И для физиков, и для лингвистов?

— Да. На данном этапе так решили. Для научных организаций критерии еще более жесткие. Это наличие диссовета, не более 1% отмененных решений по диссертациям за последние три года, не менее 30 публикаций в WoS за прошедший год и не менее 200 миллионов рублей в год на исследования и разработки.

— Помимо федеральных университетов и национальных исследовательских институтов, какие еще вузы получат право присуждать степени?

— Это вузы, которые по указу президента имеют право собственных образовательных стандартов высшего образования. Это РУДН, МГИМО, РАНХиГС, Морской университет в Санкт-Петербурге и некоторые другие.

— Как это нововведение отразится на деятельности ВАКа?

— На деятельности ВАКа оно никак не отразится.

Может быть, будет меньше работы ВАКу, поскольку вышеуказанные ведущие вузы давали большое количество диссертаций (но хлопот ВАКу они доставляли меньше, так как исходящие от них диссертации в основном были высокого качества). Мы будем уделять больше внимания другим вузам. Но ведь абсолютное большинство вузов и научных организаций в эту сеть не войдет.

Это нововведение считается первой частью пилотного проекта. Следующим этапом, через несколько лет, может быть значительное расширение числа вузов, которые смогут самостоятельно присуждать степени кандидата и доктора наук. Например, в США право присвоения PhD дано не всем вузам. Далеко не все американские вузы имеют магистратуру.

Российская система образования сейчас идет по тому же пути — по пути стратификации вузов по уровню образования. Кому-то будет дано право вести только бакалавриат. Скажем, такой-то педагогический институт сможет готовить только учителей для школы. И для этого будет достаточно четырехлетнего обучения. Каким-то вузам будет разрешено иметь и бакалавриат, и магистратуру.

Кому-то будет разрешено ввести уровень PhD. На одной из сессий конференции вузов проекта «5-100» я с удивлением узнал, что сейчас из примерно 700 государственных вузов, только 150 выделили бюджетные места для приема в аспирантуру. Остальным не дали вообще бюджетных мест для приема в аспирантуру. Это означает, что эти вузы фактически потом не получат право присуждать научную степень.

Их выпускники, аспиранты и преподаватели должны будут идти в другие вузы и там защищать диссертации.

Подчеркну, что МГУ, СПбГУ и 45 вузов из постановления Правительства получают право присуждать степень совсем не для того, чтобы они защищали там своих преподавателей и аспирантов. К ним должны обращаться люди со всей страны и защищаться как в обычном диссовете.

— Планируется ли наконец приравнивать кандидатскую степень к PhD?

— Это уже следующий этап реформаций. Сейчас важнейшая задача — решить, какой должна быть аспирантура. Мы вошли в Болонский процесс, аспирантура стала третьим уровнем высшего образования. Встал вопрос, как быть с защитой диссертаций.

Требовать, чтобы она была обязательной, практически невозможно. Сегодня в России в срок диссертации защищают примерно 30% аспирантов. Но если речь идет, например, о бакалавриате или магистратуре, то мы не можем выпускать с дипломом всего 30% принятых.

Это нонсенс, такого ректора с работы снимут. Более того, есть показатель, что если вуз выпускает менее 90% принятых студентов, а потратил 100% бюджетных денег, то вуз наказывают финансово, и он вынужден возвращать деньги в бюджет.

И теперь эта норма автоматически распространяется на аспирантуру, как третий уровень высшего образования. Как быть в этой ситуации?

Я уже упомянул, что нельзя требовать, чтобы 90% защищали диссертации. Но с другой стороны, если вы поступаете в аспирантуру, а мы не ставим задачу, чтобы вы готовили диссертацию, то молодежь не пойдет в такую аспирантуру. Я, как ректор РУДН, это уже ощущаю со стороны иностранных студентов.

При поступлении в аспирантуру они говорят: «Если вы не ставите перед нашими научными руководителями и кафедрами задачу готовить с аспирантами диссертации, то зачем нам идти в вашу аспирантуру?» Поэтому сейчас более важен вопрос не с приравниванием наших степеней кандидата наук к PhD, а с тем, чтобы решить, какой должна быть наша аспирантура.

Как быть с присуждением степеней, как учесть положительный опыт нашей прежней научной аспирантуры? Одна только образовательная программа в аспирантуре, например, научным институтам ФАНО (РАН) не очень интересна. Они готовят аспирантов для других целей — для научной работы. И у них аспиранты поступают, чтобы писать диссертации.

17 мая на Конференции в РУДН вузов программы «5-100» прозвучала идея, заинтересовавшая представителей Минобрнауки, о том, что нужно сохранить преемственность с опытом магистратуры. У нас есть педагогическая, научно-исследовательская, практико-ориентированная магистратура. Возможно, что и аспирантура должна быть выстроена по тому же принципу.

Если она научная, то нужно обязательно защищать диссертацию.

Что касается других видов аспирантуры, то там тоже можно присваивать степень. По аналогии с мировым опытом, она может называться Doctor of Business Administration или (для тех, кто пойдет в госслужбу) Doctor of Public Administration и так далее. Степени могут различаться, но присуждать их нужно. Иначе не совсем понятно, зачем идти в аспирантуру.

— Недавно в СМИ прошла информация со ссылкой на директора Департамента науки и технологии Минобра Сергея Матвеева, что, согласно новому закону о науке, степени будут присуждать без защиты, по совокупности публикаций и патентов. Как можете прокомментировать эту инициативу?

— Это старая и живучая идея. Она была в СССР, в 90-е году в России эта норма тоже работала.

Но когда расшаталась дисциплина в научном сообществе, пошло много халтуры в диссертациях, появились желающие получить степень, за которых писали диссертации. Это были и бизнесмены, и депутаты разных уровней.

Они набирали определенное количество статей и получали кандидатские и докторские степени «по совокупности работ», даже не приходя на защиту.

Поэтому в 2013 году мы впервые отказались от защиты по совокупности работ. Потребовалось время, чтобы навести порядок и более строго подойти к защите диссертаций. Мы обсуждали, что же делать с валом диссертаций со стороны бизнеса и депутатов.

Дмитрий Анатольевич Медведев тогда, на совещании в МФТИ в марте 2013 года, поддержал наши идеи, но в заключение посоветовал: «Закручивайте гайки и пена уйдет». И вот сейчас я могу констатировать, что его совет был верным — пена ушла.

Если в 2012 году в России было защищено 28 тысяч диссертаций, то по итогам 2016 года — 17 тысяч. В 2012 году у нас было около 3400 диссоветов, сейчас их — 2200. 1200 диссоветов мы закрыли, ужесточили требования к публикациям.

Для докторских диссертаций по гуманитарным и социально-экономическим наукам вместо 10 публикаций в журналах из перечня ВАКа сейчас нужно 15.

И теперь, когда требования повысились, можно вернуться к вопросу о присуждении степеней по совокупности работ. Но поставить более жесткие требования.

Если, например, все 15 научных работ опубликованы в журналах из Web of Science и Scopus. Напомню, что до 2007 года никакого понятия «перечень ВАК» не было.

И каждый мог опубликоваться где угодно, издать монографию тиражом 10 экземпляров, принести это все и защититься.

Но идея о защите по совокупности работ должна быть поддержана научным сообществом. И, возможно, это стоит сделать в тех научных областях, где мы хотим поддержать ученых. Я знаю, что многие ученые, занятые экспериментальными исследованиями, а затем и их приложениями, не хотят тратить время на написание диссертаций.

— Расскажите, как вузы будут присуждать степени?

— Тут отрабатываются две модели. МГУ пошел по пути создания постоянно действующих диссоветов. Университет сам создает эти диссоветы, это делают не Минобрнауки и не ВАК.

СПбГУ пошел по модели, когда на каждую защиту создается диссовет из 7-11 человек, но это специалисты, которые понимают тематику, и у них есть публикации за последние несколько лет именно по теме диссертации.

Это не просто специалисты, скажем, по физике или даже акустике, а такие активно работающие ученые, которые именно по теме диссертации имеют в последние годы публикации в журналах из мировых баз данных.

В СПбГУ уже не нужно писать «талмуд» диссертации, вы просто прикладываете к автореферату основные публикации. Фактически это и есть защита по совокупности публикаций, единственное, что нужно сделать, это обзор работ в виде автореферата.

— Университеты, которые будут присуждать степени, будут сами выбирать схемы работы диссоветов? Кто будет регулировать их деятельность?

— Никто не будет регулировать, это будут делать сами университеты. По какой схеме работать — это право самих университетов. Они могут вводить свои собственные модели работы.

— Будут ли университетские степени отличаться от ВАКовских?

— Это серьезный вопрос. Сейчас есть государственный диплом кандидата и доктора наук. Неважно, кто его выдавал, так как утверждает и присуждает степень с помощью ВАКа Министерство образования и науки. Это понятно и признаваемо.

Теперь же некоторые национальные исследовательские вузы, не очень известные во многих регионах мира, смогут присуждать степени кандидата и доктора наук. Специалист с дипломом кандидата этого университета может прийти на работу в МГУ, а МГУ может и не признать этот диплом. Так что тут речь идет о репутационных возможностях вуза.

Если он идет в эту систему, он должен быть уверен, что его дипломы, условно, в Африке или в Европе будут признаваться. Когда кандидатские дипломы кандидата и доктора наук сейчас выдаются государством, единые для всей страны, то вопросов нет; если это диплом МГУ или РУДН — эти вузы знают во всем мире.

Но, например, иностранные студенты вряд ли пойдут в не очень известные университеты, которые сами присуждают кандидатские степени. Так что переход в новую систему — это риск для этих вузов.

Подчеркну, что университеты, получившие право присуждать степени, должны написать заявление, что они хотят работать в этой системе. Но, опять же, они должны оценить риски.

Пойдут ли к ним в аспирантуру или хотя бы для защиты диссертаций соискатели со стороны? Приедут ли иностранные студенты? Будут ли защищаться в них свои аспиранты? Или они предпочтут защищаться в утверждаемых Минобрнауки диссоветах или в более известных вузах?

— Если аспирант стал кандидатом наук в каком-либо вузе, может ли он прийти в ВАК и попросить признать этот диплом?

— Нет. Такой процедуры нет и не должно быть. Ректоры пишут заявления, что вуз хочет самостоятельно присуждать степени. Хотели самостоятельности — за нее и отвечайте. Самостоятельность — это колоссальная ответственность вуза.

— То есть теперь у нас будут кандидаты, например, психологических наук и кандидаты психологических наук Российского университета дружбы народов?

— Да.

— Как это отразится на качестве научных работ? Поднимется ли оно?

— Поднимется в том смысле, что вузы будут отвечать за него своей репутацией. Сейчас, когда мы кого-то лишаем степени, мало кто упоминает вуз, в котором защищали диссертацию. Многие начинают говорить, что ВАК и Минобрануки утвердили степень, поэтому должны также отвечать. А когда министерство отвечает за всю страну, то получается, что никто не отвечает.

Я считаю, что эта идея должна сработать. Тут есть два момента. Теперь отзывы официальных оппонентов, ведущей организации и научных руководителей до защиты публикуются на сайте. И если раньше часто эти отзывы писались под копирку самим соискателем, то сейчас «ум» (Петр Первый говорил «дурь») каждого будет виден.

Второй момент связан с тем, что если ВАК отклоняет диссертацию, на сайте на 10 лет вывешивается фамилия соискателя, его научного руководителя, оппонентов и ведущей организации. Когда мы ввели эту норму, многие стали отказываться от того, чтобы быть оппонентами.

Я в РУДН сказал сотрудникам, что если кто-то будет оппонентом плохой диссертации, отклоненной ВАК, то мы будем увольнять с работы таких неквалифицированных «ученых». Если же РУДН окажется ведущей организацией диссертации, которая будет отклонена в ВАКе, мы будем увольнять заведующего кафедрой, которая была профильной по подготовке отзыва ведущей организации.

Поэтому, хотя я стал председателем ВАК, число желающих обращаться в диссоветы РУДН уменьшилось.

— В постановлении говорится, что заявления от научных организаций будут приниматься до 22 июня. Когда можно ждать первых защит и первых степеней, присужденных университетами?

— Уже есть норма, что Минобрнауки в течение 30 рабочих дней осуществляет проверку этих материалов и готовит предложения в Правительство России. Пока еще неясно, с какого срока Правительство будет затем вводить разрешение на действие нового порядка для конкретных организаций. Сейчас во многих вузах действуют обычные диссоветы.

Когда новые правила вводились в МГУ и в СПбГУ, им дали больше года, чтобы с первого сентября 2017 года они закрыли старые диссоветы и открыли свои новые. Ни МГУ, ни СПбГУ не успели этого сделать за год. Сейчас даже вносится изменение в закон, чтобы дать им еще один год на переходный период.

Источник: https://indicator.ru/engineering-science/filippov-vak-uchenye-stepeny-samostoyatelno.htm

Научный руководитель кандидатской диссертации

Написание аспирантом кандидатской диссертации происходит под руководством научного руководителя, который назначается из числа сотрудников кафедры, на базе которой происходит научное исследование.

Требования к руководителю по написанию диссертации

Преподаватель, претендующий на должность научного руководителя кандидатской диссертации, должен быть обладателем ученой степени, сам заниматься исследовательской деятельностью.

Причем, ученая степень руководителя и его преподавательская или практическая деятельность должны происходить в области, соответствующей написанию диссертации.

Так как в обязанности руководителя входит не только контроль за написанием, но и оказание теоретической и практической помощи и проведение консультаций по тому или иному вопросу, которые всегда возникают в течении работы над научным трудом.

Помимо обладателей ученых степеней, к руководству написания диссертацией могут назначаться старшие научные сотрудники. Их назначение происходит путем совещания Ученого совета, на суд которого доценты и кандидаты должны предоставить свои научные работы, область которых совпадает с исследованиями, проводимыми конкретным аспирантом.

Преподаватели с учеными степенями могут руководить написанием, одновременно, 5 диссертаций. Кандидаты наук и доценты могут контролировать написание не более 3-х научных работ. Допускается иметь двух руководителей диссертации, если область исследований проходит в двух областях.

В чем заключается работа научного руководителя

Руководитель научного исследования берет на себя выполнение следующих задач:

  • определение темы написания научного труда, определяется в процессе совместных обсуждений с аспирантом;
  • составление плана работ по написанию научного труда;
  • контроль процесса написания диссертации, проведение консультаций, как в теоретической, так и в практической области;
  • оценка проведенной работы и составление заключения по ней.

Помимо этого, научный руководитель кандидатской диссертации оказывает и значительную психологическую поддержку своему подопечному, если тот хочет добиться значительных успехов в научной деятельности.

Ежемесячные встречи – это необходимый минимум для нормального написания диссертации. Во время встреч, руководитель оценивает проделанную аспирантом работу, дает необходимые консультации и рекомендации о необходимости движения в ту или иную сторону для достижения поставленного результата и целей научного исследования.

В зависимости от выбранной формы обучения, встречи и консультации аспиранта и руководителя могут проходит, как в личном порядке и посредством он-лайн общения. Благодаря последнему, территориальное нахождение аспиранта и руководителя не имеют значения. Skype, электронная почта и другие виды связи дают возможность непрерывного общения, даже находясь на значительном расстоянии друг от друга.

Несмотря на это, существует определенный регламент написания диссертации и предоставления отчета о проделанной работе, который должен подаваться на кафедру каждые полгода. Научный руководитель кандидатской диссертации несет полную ответственность за соблюдение аспирантом установленного индивидуального плана написания диссертации.

Заключительным этапом разработки диссертация, является ее проверка научным руководителем и написание своего заключения о проделанной работе. После этого происходит аттестация аспиранта, на которой в обязательном порядке присутствует руководитель.

Читайте также:  Правила речевого этикета - что это такое и как правильно себя вести в ВУЗе?

Источник: http://diplomant.su/nauchnyy-rukovoditel-kandidatskoy-dissertacii

Научный руководитель аспиранта

Проблема научного руководства аспирантами в системе аттестации научно-педагогических кадров является очень важной. Правильно организованное руководство аспирантами является эффективным инструментом подготовки работников научной сферы.

деятельности и требований к научным руководителям диссертационных работ до настоящего времени не имеет адекватного толкования ни в официальных документах ВАК, ни в сборниках методических материалов. Однако решать задачи повышения качества диссертационных исследований без серьезного анализа роли научных руководителей нереально.

Ученые выделяют несколько определений научного руководителя с различных точек зрения[1]:

  • • с социально-педагогической точки зрения научный руководитель — это специалист, обладающий определенными правами, обязанностями, функциями; ответственный за организацию научного исследования; обеспечивающий ее качество в соответствии с государственными стандартами;
  • • с психолого-педагогической точки зрения научный руководитель — это авторитетный ученый, обеспечивающий качественную подготовку научно-педагогических кадров в определенной области научных знаний, несущий морально-нравственную ответственность за результаты своей деятельности;
  • • с функционально-педагогической точки зрения научный руководитель — это ученый, который создает условия для организации нормальной деятельности диссертационного совета, представляя результат своей деятельности — диссертацию аспиранта — на авторитетную и объективную экспертизу компетентного диссертационного совета.

В существующей практике вопрос о праве руководства аспирантами и соискателями решает Ученый совет вуза или НИИ, который такими полномочиями обладает. Однако до сих пор не существует официального положения о тех критериях, которыми эти советы должны руководствоваться при назначении научных руководителей.

Как правило, научные руководители предлагаются кафедрой, а не выбираются самими аспирантами, но участвовать в этом процессе можно и нужно.

Регламент утверждения темы диссертационного исследования и научного руководителя может иметь следующий вид:

  • • обоснование темы соискателя кандидатской или докторской степени рассматривается на заседании кафедры с предварительным рецензированием одним или двумя специалистами и оформлением протокола рассмотрения;
  • • в случае если на базе вуза действует диссертационный совет по заявляемой специальности и защита предполагается на этом совете, то тема и кандидатура научного руководителя после обсуждения на кафедре рассматриваются экспертами и председателем диссертационного совета;
  • • при отсутствии в вузе диссертационного совета по проблеме соискателя решение кафедры должно быть подкреплено решением совета института (факультета), где работает соискатель.

Для утверждения темы и научного руководителя ученому секретарю представляются следующие документы:

  • • заявление соискателя с кратким обоснованием темы;
  • • протокол обсуждения на кафедре;
  • • согласие научного руководителя и список опубликованных работ, характеризующий его научную квалификацию по диссертационной проблеме и опыт научного руководства диссертационными исследованиями;
  • • выписка из решения диссертационного совета при вузе. Указанные документы ученый секретарь направляет проректору
  • по научной работе для рассмотрения на секции Ученого совета.
  • Учитывая, что большинство диссертационных советов России заново сформированы как докторские, повышаются требования к научному руководителю, который, как правило, должен быть доктором наук, специалистом по проблеме.
  • Научное руководство со стороны кандидата наук должно быть в виде исключения и иметь следующие обоснования:
  • • успешная работа над докторской диссертацией, подтвержденная научными публикациями;
  • • опыт научного руководства диссертационными работами;
  • • известность научной общественности по публикациям в рецензируемых изданиях и докладам на очных конференциях с широкой географией;
  • • опыт оппонирования диссертационных работ и др.

Обоснование научного руководства со стороны кандидата наук готовит заведующий кафедрой, где работает соискатель, или председатель диссертационного совета, в котором предполагается защита диссертации.

О научном руководителе необходимо поговорить особо.

С ним будет тесно связана «научная судьба аспиранта», по крайней мере, на ближайшие несколько лет, а с хорошим руководителем, которого по праву называют Учителем с большой буквы, можно и нужно сохранять отношения всю жизнь.

Каковы мотивы ученого, который берется за научное руководство? Каждый настоящий ученый заинтересован в расширении «поля» своих исследований, создании своей научной школы.

Научных руководителей можно условно разделить на три категории:

  • • относительно молодые ученые, сравнительно недавно защитившие кандидатские диссертации, занимающие еще, как правило, рядовые должности научных сотрудников или доцентов, старших преподавателей и работающие чаще всего над докторскими диссертациями. Такой научный руководитель будет с аспирантами работать постоянно, непосредственно участвовать во всех их поисках, делах, связанных с диссертационной работой, и оказывать всяческую помощь. Однако у молодого научного руководителя еще мало опыта, он должен будет вместе с аспирантом искать подходы, отрабатывать разные варианты построения исследования, из-за чего работа над диссертацией несколько затягивается. Но наиболее интересные, оригинальные, богатые по содержанию диссертации получаются чаще при участии именно таких научных руководителей[2];
  • • зрелые ученые, доктора наук и профессора, занимающие руководящие должности, обремененные многими научно-общественными обязанностями. У такого научного руководителя богатый опыт руководства аспирантами и соискателями, он поможет четко спланировать исследование. С таким руководителем в силу его авторитета в какой-то мере легче проходит стадия предзащиты диссертации. Но по причине его неизбежной занятости встречи с таким руководителем не будут частыми, и аспиранту предстоит работать в значительной мере самостоятельно, приносить руководителю уже готовые разделы диссертации; переделывать их (а это неизбежно) в соответствии с замечаниями он тоже будет самостоятельно;
  • • научные работники, которые из соображений престижа берутся за руководство аспирантами и соискателями, но фактически ими не руководят. Диссертант в этом случае предоставлен самому себе. Причины могут быть разные: нежелание работать с аспирантом, неумение, ведь истинное руководство аспирантской работой — это немалая нагрузка[3].

Как известно, диссертации нередко защищаются на стыке специальностей. В этом случае научный руководитель должен иметь ученую степень доктора наук, соответствующую той отрасли наук, по которой готовится к защите соискатель. Он должен иметь научные публикации, подтверждающие его отношение как минимум к одной из тех специальностей, по которым готовится к защите диссертация.

Как уже упоминалось, соискатель может иметь кроме основного научного руководителя второго руководителя или консультанта. Это относится к тем случаям, когда работа делается на стыке разных специальностей.

Количество аспирантов, прикрепляемых к одному научному руководителю, определяется с его согласия ректором высшего учебного заведения или руководителем научного учреждения, организации.

Оплата труда научных руководителей аспирантов производится из расчета 50 ч на одного аспиранта в год, в том числе и при утверждении аспиранту двух руководителей (руководителя и консультанта).

Подготовка кандидатской диссертации занимает достаточно длительный период, на каждом этапе которого соискателю приходится решать большое количество разноплановых задач.

Поэтому соискателю одному просто не справиться с этим без поддержки и опыта научного руководителя. Однако и научному руководителю важно искать эффективные технологии работы с аспирантами.

Можно выделить, по крайней мере, пять основных блоков совместной работы научного руководителя и его аспирантов:

  • • планирование работы аспирантов;
  • • организация личной работы аспиранта;
  • • аспирантский семинар;
  • • особенности подготовки аспиранта в вузе;
  • • контроль работы аспирантов.

Как и всякая целенаправленная деятельность, написание диссертации не может не планироваться. Прежде всего необходимо составить рабочий план аспиранта — черновой набросок исследования, который в дальнейшем обрастает конкретными чертами.

В план могут вноситься изменения, но основная цель должна оставаться неизменной. Непременным условием пригодности рабочего плана является логическая связь между последовательными разделами.

Помимо рабочего плана важно совместно с аспирантом составить индивидуальный план аспиранта или соискателя.

В нем определяются научная специализация аспиранта, его учебная деятельность в вузе в период обучения в аспирантуре, сдача кандидатских экзаменов и их сроки, аттестация за каждый год обучения, окончательно формулируется выбранная тема и фиксируются сроки работы над отдельными главами диссертационной работы.

Научному руководителю необходимо позаботиться о посещении аспирантами защит кандидатских и докторских диссертаций. Это поможет им в дальнейшей подготовке к собственной защите предусмотреть вопросы, которым необходимо уделить внимание при написании работы.

  1. Определить диссертационный совет, в котором будет защищаться диссертация, — также во многом задача научного руководителя.
  2. Для контроля выполнения аспирантами индивидуального плана в установленные сроки проводится их ежегодная аттестация на заседаниях кафедры или научно-методологических семинарах (по направлениям) на основании отчета аспиранта и отзыва его научного руководителя.
  3. Взаимопонимание и хороший контакт между соискателями и их научными руководителями — главное в их отношениях.
  4. Правильная организация работы научного руководителя с аспирантами способствует не только более качественному и своевременному выполнению диссертационной работы, но и воспитанию профессиональных педагогических кадров на кафедре.

Источник: https://studref.com/376641/menedzhment/nauchnyy_rukovoditel_aspiranta

Научный руководитель и индивидуальный план аспиранта

Для тех, кто решается поступить в аспирантуру – это значительный шаг по карьерной лестнице и повышение статуса в обществе.

Одни желают принести огромный вклад в развитие науки, другим советуют преподаватели высших учебных заведений, считающие, что самый хороший пример – это студент, который добросовестно учился, а теперь планирует получить ученую степень.

Но прежде чем отдать примерно 3-4 года усердной подготовке и сложным исследованиям, изысканиям для написания работы с целью получения ученой степени, требуется всё взвесить, и определить, насколько велико желание поступить в аспирантуру.

Как найти научного руководителя для диссертации

Многих волнует такой вопрос, как подобрать руководителя для написания диссертации. Каждый соискатель, который решается получить кандидатскую степень, сталкивается с таким вопросом.

Ведь именно наставник, который будет направлять аспиранта, поможет ему в написание качественного исследовательского труда, скорректирует время, чтобы работа была готова в установленные сроки.

От выбора наставника будет зависеть и то, насколько успешно пройдёт защита.

Научным руководителем на кафедре обычно назначают человека со степенью доктора наук, профессора. Допускается до 5 соискателей на 1 наставника.

Руководителем для аспиранта могут еще назначить кандидата наук, который имеет звание доцента. В этом случае под его руководством может быть до 3 учеников, которые планируют защищать диссертацию.

Аспирант может самостоятельно выбирать для себя руководителя, причем еще до того, как начнется обучение.

Обаятельно нужно обращать внимание на следующие моменты:

  • компетентность руководителя в рассматриваемой области, которую будет затрагивать диссертация (он должен быть экспертом в данной сфере);
  • рекомендуется прочитать работы, автором которых является наставник;
  • его авторитетность в научном сообществе;
  • оценить опыт будущего руководителя в научных исследованиях;
  • узнать об отношениях будущего наставника с сотрудниками на кафедре, с членами диссертационной коллегии. Если между ними будут конфликты, то это может негативно отразиться на самом соискателе и его дальнейшей работе;
  • возможность и желание помогать аспиранту во время написания труда;
  • нужно поинтересоваться, сколько соискателей успешно прошли защиту под руководством данного наставника, и какое количество получили отказ;
  • имеют значение и личные характеристики руководителя, его заинтересованность в продвижении аспиранта.

У руководителя и его аспиранта должны быть общие интересы. В противном случае из-за дискуссий сильно затягивается время, которое требуется для написания работы. Будет долго обсуждаться и утверждаться главы, отдельные статьи и т.д.

Руководитель может предложить тему по собственному усмотрению, которая будет больше интересовать его самого, а не соискателя, в таком случае для аспиранта она будет неподходящей. Ему придется потратить время на то, чтобы отстоять свое мнение.

В противном случае придется согласиться на тему, которая не интересна для аспиранта. Но нужно помнить, что написание диссертации не всегда является увлекательным процессом и постоянными исследованиями. Как правило, это – долгий, и порой рутинный процесс, который может длиться не один год.

И если руководитель не заинтересован или относится к написанию диссертационного труда без должной ответственности, или тема неувлекательная, или непонятная, то и успех защиты будет под сомнением.

Индивидуальный план аспиранта

Для всех аспирантов составляется индивидуальный план. Это своеобразная карта действий, этапы к защите перед советом. В документе требуется отражать все важные моменты обучения и написания научной работы, все необходимые аспекты, касающиеся этого вопроса.

План для соискателя разбит на части по годам. Его утверждает ученый совет. Один или пару раз в год нужно предоставлять отчет по выполненной работе. Если какие-либо пункты плана не выполнены за отчетный период, то кандидата на соискание ученой степени могут даже отчистить. То же самое касается и неудовлетворенной работы.

В упрощенной форме план будет только в начале аспирантуры – это первые пару месяцев. Он утверждается руководителем, и ставится его подпись. Когда краткий вариант составлен и подписан, то необходимо предоставить его развернутую форму. Наставник подписывает план, после чего он утверждается. В отделе аспирантуры можно взять бланки для этого документа, а также посмотреть образцы.

В плане нужно:

  1. указывать дату экзаменов;
  2. написать опубликованные статьи и их темы;
  3. приходилось ли присутствовать на семинарах, конференциях, выступать с докладом;
  4. определить конкретные сроки, когда будут составлены главы диссертационной работы;
  5. когда и где аспирант проходил практику – указать предприятие, организацию, компанию, научный центр и пр.

В целом, защищают диссертацию уже после окончания обучения в аспирантуре, но это зависит от эффективности работы самого соискателя и его руководителя.

Портфолио аспиранта

Портфолио является одним из современных инструментов, позволяющих контролировать качество и степень подготовки будущих членов научного сообщества. В этом документе записываются все успехи, которых достиг аспирант в период обучения, а также во время написания диссертации и проведения исследований.

Портфолио должно быть выполнено в электронном формате. Как правило, это презентация.

Так можно визуально оценить всю подготовительную работу будущего ученого, наблюдать за его достижениями, а также при необходимости своевременно обнаружить недостатки в самом исследование, или исключить трудности в процессе работы над ним, сделать корректировку плана. Именно поэтому заполнять портфолио нужно в обязательном порядке – это требование, которое относится к нынешним образовательным стандартам.

На официальных сайтах ВУЗов можно скачать образцы и посмотреть, как правильно заполнять портфолио для аспирантов, там же стоит ознакомиться с положением об этом документе. Таким образом, составляя портфолио, аспирант самостоятельно оценивает степень своей подготовки.

Это эффективный инструмент для реализации и коррекции плана, целей и задач аспиранта для повышения собственного уровня образования и компетентности в научной и исследовательской областях. Портфолио –это основание для проведения аттестации будущего ученого.

Оно помогает привести в порядок работу над исследованием, а также обнаружить слабые места в подготовке. Благодаря этому документу определяется рейтинг соискателя.

Заполнять портфолио требуется в течение всего обучения, это очень удобно делать на сайте ВУЗа. Требуется добавить в портфолио еще и личный план, а также характеристики будущего ученого.

Характеристика аспиранта

Диссовет должен ознакомиться с характеристикой, составленной на соискателя. В обязательном порядке в нее заносятся такие данные, как:

  1. фамилия, имя и отчество аспиранта;
  2. его дата рождения;
  3. год окончания учебного заведения;
  4. полученная специальность;
  5. текстовая часть, где должны быть описаны все достижения и деятельность соискателя на ученую степень во время обучения на аспирантуре, предыдущие места учебы и работы, тема диссертации, названия всех выпущенных статей, осуществленные эксперименты;
  6. заключительная часть, где должны быть описаны качества кандидата на получение ученой степени как будущего ученого, а также психологические и личностные особенности;
  7. заключительная часть, где указано, куда направляется, и для чего требуется данная характеристика.

Заполнять документ может сам аспирант либо ответственный за него руководитель. На официальных сайтах ВУЗов есть не только образцы, но еще и примеры, которые помогут правильно заполнить этот документ.

Характеристику подписывает либо руководитель аспиранта, либо заведующий кафедрой. Документ будут читать перед тем, как начнется защита диссертации на совете.

Источник: https://www.Dissertatus.ru/articles/nauchnij-rukovoditel-i-individualnij-plan-aspiranta/

Ссылка на основную публикацию