Каждая выпускная квалификационная работа должна содержать практическую часть, отражающую проведённое студентом исследование.
Конечно, в зависимости от специальности и целей диплома эта часть может значительно различаться, но, в любом случае, её цель – показать на каком материале вы попытались раскрыть тему практически и какие выводы из этого сделали.
Чтобы всё было чётко и наглядно, важно знать основные правила оформления практического исследования. О них мы и поговорим.
Из чего состоит практическое исследование?
Большинство практических исследований начинается с подбора техник и методик, при помощи которых вы будете выполнять эту часть работы.Что такое методы исследования мы рассказывали в статье. Методики подбирают в соответствии с целями и задачами исследования (эти цели и задачи вы поставили ещё во Введении). При этом разумно будет объяснить, почему именно эти инструменты вы выбрали.
Основная часть практического исследования разделяется на два блока:
- Описание исследования.
- Анализ результатов исследования.
Заключительная часть исследовательской работы будет содержать предложения и рекомендации, которые вы дадите, опираясь на результаты проведённой работы.
Описание исследования
Описание исследования может иметь разный вид, в зависимости от выбранных методик и задач. Оно может быть в виде:
- Представления результатов исследовательской работы в виде таблиц, графиков, диаграмм.
- Приведения цитат, примеров из исследуемой документации.
- Приведения цитат из протоколов исследования.
- Выделение наиболее типичных свойств и проявлений исследуемой проблематики.
- Перечисления сложностей, которые возникли при проведении практического исследования.
В любом случае это чётко структурированный и наглядный материал, отражающий суть проведённой вами работы.
Анализ результатов
Если в предыдущем блоке мы просто отразили то, что у нас получилось в ходе практической работы, то здесь мы должны проанализировать все отражённые выше моменты. Причём делать это желательно в той же последовательности, что и раньше.
Анализ может содержать:
- Определение соответствия полученных результатов ожиданиям или имеющимся в науке данным.
- Объяснение полученных данных с точки зрения научных теорий, рассмотренных в теоретической части.
- Выявление основных и характерных психологических особенностей на основе полученных данных.
- Сравнение полученных данных в разных исследуемых группах (например, при проведении констатирующего и организующего экспериментов).
Если при проведении экспериментов мы получили разные данные, противоречащие друг другу, самое время отметить это и попытаться понять, почему так получилось. Постарайтесь не обходить этот момент, так как в противном случае ваше практическое исследование будет выглядеть недоработанным.
Как оформить таблицы в практической части ВКР?
Чтобы таблицы смотрелись органично в практической части диплома, их нужно правильно оформить. Придерживайтесь следующих правил:
- Все таблицы должны быть в едином стиле.
- Все таблицы должны быть пронумерованы и озаглавлены. Название таблицы пишется вверху, перед таблицей, и часто выравнивается по правому краю. В тексте обязательна ссылка на номер таблицы.
- Чтобы таблицы было легко воспринимать, позаботьтесь об их компактности. Не нужно в таблице использовать полуторный интервал и абзацные отступы, как в основном тексте работы. Для таблиц более приемлем одинарный интервал. Если таблица большая, не обязательно набирать её 14 размером шрифта. В таблицах допускается использовать шрифт 12 пт. Если есть возможность, разбейте громоздкую таблицу на несколько более мелких.
- Объединяйте в таблицы графы с одинаковым названием одним заголовком.
- Не забудьте прописать в заголовке единицы измерения, если под этой графой располагается столбец с числовыми данными.
- Форматируйте строки столбца одинаково. Например, если в первой строке после шапки идёт форматирование по левому краю, то и в строках ниже тоже должно быть такое же форматирование. Числовые данные лучше форматировать по центру.
- Следите, чтобы в таблице не оставалось пустых строк и столбцов.
- Если необходимо перенести таблицу на другую страницу, укажите перед ней: «Продолжение таблицы…». Шапку таблицы лучше воспроизвести, чтобы было понятно что к чему.
Как оформить рисунки в дипломе?
Графики и диаграммы тоже оформляют по определённым правилам.
- Рисунки тоже все нумеруются и озаглавливаются, но, в отличии от таблиц, номер и подпись ставится под рисунком.
- Графики и диаграммы оформляют в одном стиле и в одной цветовой гамме. Например, если вы первую диаграмму привели плоскую, вам не стоит вторую делать объёмную.
- На графиках и диаграммах нет смысла размещать много плохо читаемого текста. Лучше по возможности сократить текст, а информацию вынести в описание или в Приложение.
- Диаграммы и графики не должны быть слишком мелкими – на них будет невозможно что-то рассмотреть. Но и делать излишне крупные рисунки, чтобы «растянуть» объем работы, не следует: преподаватель, скорее всего, попросит вас исправить это.
- Рисунки лучше выравнивать по центру страницы.
Если в практической части накопилось слишком много материала, часть его следует вынести в Приложения. Не забудьте сделать на это ссылку в тексте.
В целом же правильно оформленное исследование может вызвать приятный отклик у проверяющих работу. Поэтому не ленитесь и поработайте над его оформлением.
Не получается оформить практическое исследование?
Если у Вас все-таки возникли трудности при оформлении исследования в дипломной работе, то вы можете заполнить заявку и специалисты «Тебе зачет» сделают вам все в лучшем виде!
Источник: https://tebezachet.ru/blog/diplomnaya/kak-oformit-prakticheskoe-issledovanie-v-diplomnoj-rabote
Как описать практическую и теоретическую значимость в курсовой работе
Практическая значимость курсовой работы, наряду с теоретической, является одним из главных требований, выдвигаемых к исследованию ГОСТами. Этим обуславливается польза и актуальность подготовленного материала для общества и научного мира.
Данные параметры должны присутствовать во введении, а также в основной части учебного труда
Понятия основываются на новизне полученных в ходе анализа результатов.
Теоретическая значимость курсовой работы
Теоретическая значимость призвана доказать пользу работы, применимость ее результатов на практике для решения определенных вопросов или улучшения ситуации в некой сфере.
Понятие является близким к научной новизне. Однако они будут тождественными только в том случае, если исследование привело к серьезным достижениям и превзошло прежний уровень изученности вопроса.
В итоге теоретическая значимость будет полностью заключаться в новизне.
Но совершать действительно важные открытия могут не все. Поэтому чаще всего теоретическая значимость сводится к некоторым деталям проекта. Указание на данный параметр является обязательным и позволяет повысить ценность труда, что в свою очередь говорит о грамотном и самостоятельном проведении всех рассуждений.
Кратко говоря, в данной части студент должен написать ответ, с какой целью был подобран и составлен весь материал. Теоретическая обоснованность также дает возможность:
- рассматривать все итоги в практическом аспекте;
- выдвигать доказательства сделанных в ходе анализа выводов;
- вести дискуссию о гипотезе проекта, различных мнениях и взглядах.
Чем более проработанной и информативной будет теоретическая значимость, тем сильнее возрастает значение практической части
Например, курсовой проект касается темы конфликтов родителей и детей и способа их решения. Если ваша учебная работа сделана по всем правилам, она даст новые идеи для практикующих психологов, которые занимаются данным вопросом.
Как описать теоретическую значимость исследования
Чтобы грамотно составить описание этой части введения, следует начинать со следующих слов: «Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть применимы в… для…». Сразу пишем о пользе материала для человека, общества. Так вы сможете обобщить всю информацию и акцентировать внимание на наиболее важных моментах.
Так, например, теоретическая обоснованность может быть:
- в глубоком изучении проблемы;
- стимулировании развития базы данных в определенной сфере;
- выявлении новых аспектов исследуемого вопроса;
- подтверждении теории с помощью экспериментов;
- возможности внедрения выводов для оптимизации практического раздела;
- научном вкладе в конкретную сферу для расширения ее теоретической основы.
Пример написания теоретической значимости
- Чтобы до конца понимать, что же представляет собой теоретическая значимость в курсовой работе, можно ознакомиться с ниже размещенными образцами.
- Курсовая работа по экономике
- Теоретическая значимость данного исследования состоит в успешно осуществленном анализе экономических отношений при создании и развитии СЭЗ на базе развивающегося государства с экономикой рыночно-трансформируемого типа. Полученные сведения могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемного вопроса, как для рассматриваемой страны, так и в сходных по типу экономики государствах
- Курсовая работа по педагогике
- Теоретическая значимость исследования:
- Получено более обширное представление о характере предрасположенности дошкольников к дисграфии из числа тех, что имеют недоразвитие речи или не имеют речевых патологий.
- Полученные сведения отражают готовность таких детей к освоению письма.
Практическая значимость курсовой работы
Данный элемент не является обязательным в структуре курсовой. Однако большинство вузов считают разработку и наличие такой информации важнейшим качеством грамотно построенного проекта. Это повышает итоговую оценку на защите и позволяет продемонстрировать комиссии заинтересованность в теме и дальнейшем ее изучении.
Определение практической значимости – достаточно сложный этап всего процесса подготовки курсовой. Именно здесь проводится обоснование возможности применения всех результатов в научной деятельности или сфере производства.
этой части во многом определяется особенностью проекта:
- завершение ранее незаконченного труда;
- работа над новой методологией;
- наполнение базы данных определенного вопроса совершенно новыми знаниями;
- обоснование перспектив развития в конкретной отрасли;
- составление базы для дальнейшего рассмотрения проблем в уже более широких масштабах;
- решение четко поставленной задачи.
Так, например, в случае гуманитарных дисциплин чаще всего разрабатываются методы и способы для внедрения в деятельность различных организаций.
Чтобы подтвердить практическую значимость, можно приложить акты внедрения, а также разного рода справки, заключения, методические указания и пр.
Эти документы выдаются государственными органами либо же результаты оформляются в виде нормативной документации, инструкций. Дополнить их можно информацией об эффективном использовании выводов. Таким образом, на руках у студента будет не только подтверждение о применении, но и материал с описанием получения результата.
Как описать практическую значимость исследования
Чтобы действительно успешно сформулировать этот параметр, нужно:
- понимание реальных преимуществ исследования;
- умение лаконично подводить итоги;
- Заявка на курсовую наличие настоящих практических наработок.
Начинать эту часть курсовой стоит со следующих слов: «Практическая значимость научной работы состоит в том, что результаты могут быть применимы в … для …». Обоснуйте пользу от внедрения результатов с помощью:
- конкретизации итогов;
- включения различных документов и справок, подтверждающих эффективность;
- учебно-методических источников, использованных во время работы.
Также можно остановиться на научной, социальной и экономической эффективности, заключающейся в проекте. Под первым понятием подразумеваются новейшие полезные знания о мышлении или обществе, которые помогли найти ранее неизвестные факты и закономерности.
Экономическая эффективность позволяет обосновать возможность экономии различных ресурсов: финансовых, людских или материальных. Третий, социальный, аспект может быть рассмотрен в плане улучшения условий жизни и труда людей, повышения уровня образования и системы здравоохранения.
В итоге верно обоснованная практическая значимость может послужить в будущем:
- для преподавания специальности или ведения курсов;
- осуществления новых проектов;
- разрешения загадок исследований, которые по тем или иным причинам не были завершены;
- в качестве основы для диссертаций.
Пример написания практической значимости
Если вы затрудняетесь при определении практической значимости курсовой работы, ознакомьтесь с примерами, представленными ниже. Это упростит последующую работу и поможет прийти к собственным умозаключениям.
- Курсовая работа по психологии
- Практическая значимость исследования отражается в возможности использования полученных результатов дипломированными специалистами, работающими, к примеру, в семейной консультации.
- Курсовая работа по банковскому делу
- Практическая значимость разработанного алгоритма может быть подтверждена путём его внедрения в деятельность государственных органов и прочих организаций, предоставляющих населению консультационные услуги, а также тех, что осуществляют функциональные мероприятия по оптимизации системы ИЖК.
- Пример формирования практической и теоретической значимости
Источник: https://tebestudent.ru/polezno-znat/kursovye-raboty/teoreticheskaya-i-prakticheskaya-znachimost-kursovoy-raboty/
Практическая значимость курсовой работы
На защите курсовых работ членами комиссии студентам довольно часто задаётся вопрос о практической значимости представляемой вниманию слушателей работы. В некоторых вузах существует даже строгое правило, заключающееся в кратком описании практической ценности курсовой во введении.
Необходимость написания практической значимости — вовсе не новинка современности, не вновь открытое и активно внедряемое в высшее образование правило. Дело в том, что каждая курсовая работа, носящая научно-практический характер, обязана иметь практическое значение для той сферы науки, изучению которой она посвящена. Например, осуществляя исследования в рамках гуманитарных наук, учащийся вуза разрабатывает новейшие методики и способы, которые можно будет внедрить в соответствующую отрасль.
Работая над практической частью курсового проекта, он выявляет и апробирует новые методы на практике, проверяет их эффективность.
Обнаружив положительный результат разработок, автор работы предлагает применять их в определённой области.
Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования результатов исследования для решения практических задач.
Курсовое исследование считается успешным, если его результаты можно включить в разнообразные программы, положения и руководства, прогнозы развития и даже в нормативные документы.
Ценность студенческой работы со стороны практического применения следует отличать от другой практической значимости, касающейся темы исследования. Практическая значимость темы исследования указывается учащимся до проведения определённого исследования темы, а раскрытие её происходит в случае характеристики актуальности.
Как описать практическую значимость
Практическая значимость зависит от специфики курсового проекта. Практическая значимость может заключаться в следующем:
- заключение собственных или проведенных другими авторами исследований;
- восполнение теоретический базы и устранение пробелов в определённой теме;
- разработка и внедрение новой методологии;
- подготовка материалов для последующих исследований;
- доказательство эффективности инноваций.
В целом, описание практической значимости сводится к тому, что студент рассказывает, чем конкретно его работа может быть полезна научному миру и конкретной отрасли.
Лайфхак для студента: высшим пилотажем является возможность предоставить документальное подтверждение практической значимости. Например, это может быть письмо руководства о внедрении результатов исследования, проведенного в рамках курсового проекта.
Для описания практической значимости работы можно использовать следующие фразы-клише:
- В практике моего исследования велась работа по…
- Полученные нами доказательства послужили ориентацией в дальнейших исследованиях.
- Исследование показывает, что основное влияние на развитие оказывает…
Примеры практической значимости курсовой работы
Ниже приведено несколько примеров практической значимости курсовой работы.
- Тема: «Обнаружение психических отклонений у детей младшего возраста».
Практическая значимость глубокого исследования динамики психических отклонений у детей младшего возраста заключается в практическом применении результатов исследования психологами для своевременного обнаружения и устранения психических отклонений у детей.
- Тема: «Бизнес-план массажного салона»
Практическая значимость составления бизнес-плана по работе массажного салона заключается в возможности применения его на практике для организации индивидуального предприятия по оказанию оздоровительных услуг населению.
- Тема: «Разработка рекламного проекта для ООО»
Практическая значимость разработки рекламного проекта для ООО состоит в том, что его можно использовать для осуществления грандиозной рекламной компании по привлечению новых клиентов.
- Тема: «Разработка программы по учёту товаров, поступающих на склад предприятия»
Практическая значимость разработки программы по учёту товаров, поступающих на склад организации, заключается в возможности внедрения её на предприятие.
Чтобы произвести положительное впечатление на всех членов комиссии, необходимо грамотно описать практическую значимость своей работы. В данном вопросе могут помочь рекомендации и примеры, приведенные выше. А также вы можете заказать консультацию специалистов, имеющих большой опыт в этой области.
Источник: https://www.xn——8kcodrdcygecwgg0byh.xn--p1ai/prakticheskaia-znachimost-kursovoi-raboty
Практическая значимость исследования
Определяется студентом-исследователем на практике в процессе изучения учащихся, их проблем или собственных методических проблем. Студент-исследователь обнаруживает какие-либо новые для него закономерные связи и испытывает потребность обосновать или найти причину явлений. Студент в процессе исследования изучает известную в науке проблему, открывая ее для себя как субъективно новую.
Актуальность исследования
Можно обосновать, отвечая на вопрос «Почему данную проблему нужно изучать сейчас, насколько она важна и значима в данное время в данной ситуации?». Актуальность исследования заключается в объяснении теоретической новизны и положительного эффекта, который будет, достигнут в результате выполнения работы.
Цель исследования
Это представление об общем результате работы. Цель часто определяется на основании более конкретного, подробного описания темы исследования.
Целью исследования может быть (по Ю.К.Бабанскому):
- · обоснование новых методов диагностики;
- · обоснование симптоматических закономерностей;
- · выявление комплекса необходимых исследований для решения лечебных задач;
- · обоснование новых форм, методов и средств лечения;
- Объект исследования
Это то, что «противостоит познающему субъекту», т.е. исследователю; то на что направлено внимание исследователя, что подлежит рассмотрению. Объектом исследования не может быть человек, это лечебный процесс, явление, факт. «Объект исследования – те феномены, факты, предметные области, области социальной практики, внутри которых сосредоточено внимание исследователя» (В.В.Гузеев).
Предмет исследования
Это отдельная сторона, аспект рассмотрения изучаемого объекта. Предмет дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые качества, свойства, функции объекта рассматривает исследователь.
Предмет всегда находится «внутри» объекта и является его признаком. Предмет исследования формулируется подробно и конкретно, поэтому в его формулировке всегда больше слов, чем в формулировке объекта.
«Предмет исследования – те конкретные особенности, свойства, процессы внутри объекта, которые, собственно, и рассматривает» исследователь» (В.В.Гузеев).
Гипотеза исследования
Делается предположение о существовании связи между явлениями, причине явлений, необходимых и достаточных условиях, структурных элементах, критериях, функциях, границах, особенностях функционирования и т.п.
Важно, что этот вывод нельзя считать вполне доказанным. В гипотезе всегда содержится противоречие. Гипотеза – это возможный ответ на вопрос, который содержится в проблеме.
Формулируя задачи, студент-исследователь отвечает на вопрос «Что надо сделать, чтобы подтвердить предположение (гипотезу), как действовать, чтобы достичь цели исследования?».
содержание деятельности исследователя | «частный» предмет деятельности |
изучить исследовать проанализировать рассмотреть обосновать объяснить выявить проанализировать разработать определить проверить на практике доказать показать апробировать выработать и т.д. | условия факторы подходы роль значение место средства литературу возможности целесообразность приемы технологии причины критерии особенности и т.д. |
Практическая значимость исследования
Должна быть определена и описана. Необходимо указать, кому будут полезны полученные результаты, разработанные материалы. Как и когда целесообразно их использовать в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях.
Во введении кратко характеризуется проблема, решению которой посвящена выпускная работа, дается постановка основного вопроса исследования, чтобы подготовить к лучшему усвоению изложенного материала.
Также во введении излагается информация об актуальности темы, обоснования ее выбора, современное рассматриваемого вопроса и его практическая значимость, цели, задачи, гипотеза исследования.
Проблема — это теоретический или практический вопрос, ответ на который неизвестен, и на который нужно ответить. Именно на разрешение проблемы (противоречия) направленна работа.
«Выбор темы исследования не был случаен. Сердечно-сосудистые заболевания занимают ведущее место в структуре неинфекционной патологии взрослых и является основной причиной ранней инвалидизации и причиной преждевременной смертности в большинстве стран.
Результаты эпидемиологических исследований, проведенных во многих странах, свидетельствует о том, что основным фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний является артериальная гипертензия.
До середины 80-х годов прошло столетие общепризнанным было мнение, что в детском возрасте высокое артериальное давление является редкостью и регистрируется чаще всего на фоне основных заболеваний (кардиоваскулярных, почечных, эндокринных).
Исследования по контролю артериального давления у детей установили, что артериальное давление может дебютировать в детском и подростковом возрасте и носить первичный характер.
Поэтому проблема ранней диагностики и первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, начиная с детского и подросткового возраста, является в настоящее время чрезвычайно актуальной, а выявление факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, эффективная диспансеризация этой группы населения являются важным аспектом в работе амбулаторно-поликлинической службы. Определенная роль в этом отводится и фельдшеру общей практики».
- Важным при определении проблемы является вопрос об ее актуальности.
- Актуальность исследования определяется следующими факторами:
- — степенью востребованности, необходимостью решения определенной проблемы (потребностью в новых данных, методах, способах);
- — уровнем готовности здравоохранения к разрешению возникших проблем.
- Обоснование актуальности включает выделение сути проблемной ситуации и направления ее решения.
- Выделяют три уровня актуальности:
— 1 уровень — необходимость дополнения теоретических построений. Например, если проблема сопровождения беременных женщин ранее не рассматривалась и студент впервые разрабатывает эту систему.
— 2 уровень — потребность в новых данных. Например, в органах здравоохранения региона отсутствуют данные по заболеваемости определенного типа.
— 3 уровень — потребность в новых методах лечения. Например, сотрудники одной поликлиники овладели новейшим методом лечения, и возникает необходимость анализа данной методики, выявления положительных и отрицательных результатов и сравнения с мировой практикой.
- Таким образом, обосновать актуальность, значит ответить на вопрос, почему необходимо изучать данную тему.
- Объект и предмет исследования:
- Объект — это определенная область реальности, процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которое автор избрал для исследования.
Предмет исследования — это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта. Предмет исследования показывает, через что будет познаваться объект.
В каждом объекте существует несколько предметов исследования и концентрация внимания на одном из них означает, что другие предметы исследования данного объекта просто остаются в стороне от интересов исследователя.
Пример: объект исследования — человек, предмет исследования — кожа. У данного объекта есть множество предметов исследования, как то лимфатическая, кровеносная системы, желудочно-кишечный тракт и т.д., но для исследователя имеет значение только кожа, это предмет его непосредственного исследования.
Цель дипломной работы исследования — это желаемый, конечный результат исследования, цель показывает, какой результат необходимо достигнуть в дипломной работе. Цель всегда формулируется в глаголах: выявить, определить, исследовать. Актуальность и цель должны быть взаимосвязаны.
Цели могут быть исследовательские (выполнение факторов развития, благоприятствующих условий, разработка технологий, способов управления) и практические (сохранение здоровья, успешного обучения). Достижение исследовательских целей создает условия для выявления средств достижения практических целей.
Пример: 1. Описать деятельность хосписов. 2. Обобщить опыт работы… 3. Выявить закономерности… 4. Создать классификацию отклонений… 5. Создать новую методику (для специальности «Стоматология ортопедическая» — технологию)…6. Адаптировать методику для условий учреждения другого уровня…
Задачи исследования раскрывают путь к достижению цели. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Формулировка задач делается в форме перечислений.
Исходя из указанной цели исследования, основными задачами исследования являются: изучение сущности явления, выявление условий и факторов определяющих данные условия, знакомство с методикой работы.
Задачи могут вводиться словами:
- — выявить;
- — раскрыть;
- — изучить;
- — разработать;
- — исследовать;
- — проанализировать;
- — систематизировать;
— уточнить и т.д.
Количество задач должно быть 4-5. Степень решения задач должна быть отражена в заключении, выводах и рекомендациях.
Гипотеза — это предположение о возможности достижения цели. Различают первоначальную гипотезу и развитую, научную гипотезу.
Гипотеза чаще всего имеет структуру: «если…(что-то вести, изменить подход, создать условия, активизировать какие-то факторы), то…» (будет достигнуть такой-то результат), или предположение о том, за счет чего, с помощью каких механизмов будет получен положительный результат: «так как…» или «потому что…».
Пример: если создать определенные условия, то пациент не будет иметь аллергических реакций.
Результатами исследования гипотеза может быть либо подтверждена, либо отвергнута, либо доказана частично.
Методы исследования — это способы сбора и обработки информации. Выбор методов определяется объектом и целями научного исследования.
- Основные методы:
- — исторический метод включает историко-графическое, архивное изучение литературы, освещающей исследуемый вопрос или проблему;
- — метод наблюдения позволяет воспринимать особенности протекания изучаемого явления или процесса и их изменений, включает анализ применения различных методик лабораторных и клинических исследований, приемов обследования пациента;
- — экспериментальные методы включает лабораторные опыты, психофизиологические и клинические исследования, проводимые в точно учитываемых условиях;
- — социологический метод включает опрос, беседу, анкетирование, тестирование, экспертное оценивание (оценка, получаемая путем выяснения мнений специалистов);
- — статистический метод применяется при необходимости получить количественные характеристики изучаемых явлений с последующим анализом;
- — логический метод сопутствует любому научному исследованию, включает индукцию, дедукцию, анализ и синтез.
- Пример: методы исследования: скрининг — исследование; выкопировка данных из амбулаторных карт; интервью; измерение артериального давления; собственные «сторонние» наблюдения (изучение объекта без вмешательства в процесс со стороны исследователя); анализ и синтез.
Научная новизна дипломной работы формулируется в зависимости от характера и сущности выбранной темы диплома. Научная новизна формулируется по-разному для теоретических дипломов и дипломов практической направленности.
Так, в первом случае она определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета, а во втором – она определяется результатом, который был получен впервые, подтвержден или обновлен либо развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления об исследуемом предмете и практические достижения.
Практическая значимость зависит от новизны дипломной работы и обуславливает необходимость ее написания. Иными словами определить практическую значимость – значит, определить результаты, которые требуется достигнуть. Это очень важный элемент Введения к дипломной работе.
Источник: https://poisk-ru.ru/s3485t4.html
Б. Практический анализ как основа теоретического анализа
Словосочетание «практический анализ» звучит непривычно и, поэтому, можно подумать, что речь пойдет о практике теоретического анализа. Нет, дело не в этом. И более того, практический анализ всем знаком, все его осуществляют ежедневно. Хотя и не замечают этого. И еще более того: практический анализ способны осуществлять также животные.
Когда обезьяна в зоопарке ловко отделяет мякоть половинки апельсина от его шкурки, когда белка разделяет скорлупу ореха от ядра, когда ребенок разделяет машинку на части, они занимаются практическим анализом предметов.
И взрослые люди постоянно практически анализируют предметы внешнего мира: в магазине отделяют подходящую колбасу от неподходящей, хороший костюм от нехороших, правильные поступки детей от неправильных и т.д.
Нечего и говорить, что в профессиональной деятельности, особенно в некоторых профессиях (врачи, юристы, инженеры, специалисты по информатике, экономисты, журналисты и др.) работники постоянно занимаются практическим и теоретическим анализом.
Отсюда, из присущности анализирующей деятельности животным, детям и всем людям, следует, что практический анализ (а, значит, и анализ вообще) – это не какая-то особая заоблачная сфера интеллектуальной деятельности, а способность сознания отделять одни образы и понятия от других, приятное и полезное от неприятного и вредного. Поэтому практический анализ предшествует теоретическому анализу, выросшему из практического лишь относительно недавно на почве развития философии, науки и техники.
Различие между ними в том, что обезьяна, как правило, делает знакомое дело, а ребенок (впервые) – незнакомое: посредством ломки или разборки на части он познает куклу, машинку и т.д. И вскоре убеждается, что в ней, кроме частей, ничего и нет.
В ней есть только (была) она сама и отдельные, бесполезные сами по себе, части…. В ней нет ничего, кроме этих ненужных частей, нет чего-то существенного… И лишь позднее он понимает: машинка это только машинка – игрушка.
Какой она была в начале, такой же она осталась и в конце «анализа», но в разобранном виде и в виде оставшегося образа той машинки, которая была и которая осталась в представлении в результате анализа.
Правда теперь даже по одной части куклы или машинки он может узнать, что это была кукла, или машинка… По отдельной кукольной ноге можно узнать целое: куклу, по отдельному колесу – всю машинку.
Но это другой, синтезирующий момент деятельности сознания и, соответственно, синтезирующее познание…Но нужно учиться у Аристотеля, Гегеля, Ленина, чтобы понять: «Рука, отделенная от тела, лишь по названию рука. Аристотель»[7, 184]. Машинка на свалке – уже не машинка, или машинка в другом смысле и отношениях с предметами. Более сложный пример этой познавательной процедуры дает в своей книге Э.В.Ильенков [4, с.146–147].
Таким образом, в процессе анализирующего познания ребенок, не понимая этого, стихийно–практически совершал синтез ноги куклы и самой куклы, единство какой-либо части куклы и её целого. Как оказалось, это познание было столь же анализирующим, сколь и синтезирующим.
И часть куклы здесь не любой кусок куклы, а также целое, но определенное сутью первого целого: нога куклы, голова куклы, рука куклы и т.д. Эта часть – сама есть некое целое, соответствующее природе первого целого и определенное первым целым.
В этом целом она не есть сама по себе, а есть рука куклы.Получилось, что сначала «кукла» была бытием, а её части были её определениями. В процессе же рассмотрения рука, нога и голова куклы стали бытием, а «кукла» стала определением для них.
Какая рука? – Рука куклы, куклина рука (аналогично: голова куклы, нога куклы и т.д.). Таким образом, целое соединилось с каждой из своих частей, соответствующих его природе. Но оно соединилось с ними потому, что оно от них (и они от него) и не отделялись в сущности.
Голова куклы всегда оставалась головой именно куклы – будь то в сознании или на деле. Получилось, что анализируемое с помощью различных определений бытие – кукла, – сама стала синтезирующим (соединяющим) определением для своих «частей».
А «части» синтезированы в целое, и дают ему его собственное определение в логическом плане (здесь можно опустить варианты определений: кукла без руки – она однорукая, но все же кукла, кукла без ноги – одноногая, но кукла, и т.д.): соединенные соответствующим их природе образом они и есть кукла.
Поэтому анализ и синтез не два разных пути и способа познания, а являются противоположностями одного познающего сознания, разделимыми лишь в абстракции. А основанием этого единства является их происхождение из практического анализа и из исследования вообще. Практический анализ не обращает внимания на «ненужное»: на корки апельсина, на скорлупки ореха, на оторвавшуюся руку куклы.
Его интересует, как правило, лишь конкретное единичное как суть дела, в которой целое присутствует, но лишь как абстрактный общий момент, который можно не учитывать.
Наоборот, для теоретического анализа, и для исследования вообще, в этом взаимном просвечивании целого и части только начинается главный интерес — углубление в предмет, в его сущность за счет аналитико-синтетического познания.
Отсюда уже можно сделать вывод, что родовым словом для определения анализа является не «разделение» (в том числе – мысленное) предмета, а «исследование». А специфическим отличием определения является «различение частей целого и их соотношения друг с другом посредством этого целого». Не расчленение, а различение.
И это понятно: ведь если есть целое, то есть и части, а, следовательно — и «разделение». Нужно только найти момент тождества «части» и целого, одной части и других «частей». И это понятно: отождествляется различное, разделенное. В то же время, отождествление различенных частей друг с другом объединяет предметы (в данном случае – части) в нечто одно, в целое. Но это уже синтез.
А определение анализа следует сформулировать так: анализ есть исследование, различающее части предмета и соотносящее их с целым и друг с другом посредством этого целого. Целое в анализе является исходным, опосредствующим все движение исследования.
Части же, как правило, выделены уже до данного исследования – предшествующими практическими и теоретическими исследованиями: аналитическими и синтетическими познаниями. В предыдущих исследованиях подобные «части» и подобные «целые» уже были возведены в мысли и поэтому, как правило, имеют дефиниции: определения соответствующих терминов и понятий.
В дальнейшем дефиниции уточняются, уплотняются и, в конце концов, достаточно точно выражают сущность предметов. И без знания дефиниций в научном исследовании делать нечего. Иногда в научных дискуссиях можно услышать: «Это только спор о дефинициях», т.е. что-то неважное, второстепенное. Конечно, дефиниции не являются чем-то первостепенным.
Но они суть итоги прошлых исследований и начало текущего исследования. Они могут быть «другими», неполными, неточными, но они не могут не быть. А их полнота и точность могут в дальнейшем добавляться. Они – и результат предшествующего синтеза, и начало нового анализа, который также завершится новым результатом единства анализа и синтеза: соединением частей=дефиниций в целое=дефиницию. Контур этого единства можно найти в «Науке логики» Г.Гегеля [2, с. 246]. Поэтому они находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, переходят в другое как в свое иное и не есть друг без друга. Они есть противоположные моменты одного процесса познания.
Источник: https://megaobuchalka.ru/5/20245.html