Новые тенденции в философских исследованиях 1960-1980 гг. — для студента

Какие процессы в духовной жизни советского народа олицетворяли собой «оттепель»?

1. Наука и техника. На развитие науки и внедрение достижений научно-технического прогресса государство направляло огромные средства. Широкое признание в стране получили труды академика М.В. Келдыша по аэрогидродинамике, авиации и космонавтике. В 1975 г.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

работы математика Л.В. Канторовича по разработке основ линейного программирования были отмечены Нобелевской премией. В 1978 г. звание лауреата Нобелевской премии было присвоено физику П.Л. Капице. Продолжалось освоение космоса, создавались новые образцы военной техники.

Пилотируемые космические полёты стали регулярными. Удалось добиться прорыва на ряде исследовательских направлений, в частности в космической медицине. Под руководством В.Н.

Челомея были созданы ракетоносители «Протон» и орбитальная станция «Салют». 19 апреля 1971 г. она была запущена в космос. В феврале 1986 г. на орбиту была выведена станция нового поколения «Мир».

Советские космонавты заступили на длительные «вахты» в космосе.

Некоторые новейшие технологии, опробованные в гражданских отраслях, не имели зарубежных аналогов. Так, под руководством московского офтальмолога С.Н. Фёдорова был внедрён новый метод операций на сетчатке глаза. Хирург Г.А.

Илизаров (г. Курган) разработал аппарат особой конструкции для исправления множественных переломов конечностей. В последующие годы оба метода получили широкое применение в лечебной практике медицинских центров по всей стране.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Завоевания на востоке 60-е гг. до н.э. - для студента

Оценим за полчаса!

Применение понятия застой к положению в советской науке 1970-1980-х гг. вряд ли полностью оправдано. В эти годы создавались новые образцы техники, очень эффективно работала конструкторская мысль.

В то же время высочайшая степень секретности многих разработок военно-промышленного комплекса исключала их использование в народном хозяйстве страны, которое довольствовалось устаревшими техническими средствами. Ресурсы распылялись по нескольким направлениям между соперничающими научными и конструкторскими центрами, их достижения оставались лишь в виде экспериментальных образцов.

В итоге шедевр российской технической мысли воздушно-космический корабль многоразового использования «Буран», более эффективный и мощный, чем американский аналог «Шаттл», так и не стал основой космонавтики России.

2. Развитие отечественной литературы. Несмотря на ужесточение партийно-государственной цензуры, духовная жизнь общества в 1960-1980-е гг. стала более насыщенной, чем когда-либо в советской истории.

СССР превратился в одну из самых читающих стран мира. Этому в немалой степени содействовала государственная поддержка издательской деятельности, кинематографа и театра.

Она обеспечивала доступность цен на книги и литературно-художественные журналы, на билеты в кино, театры, музеи и картинные галереи.

В начале 1980-х гг. в стране ежегодно выходило в свет более 80 тыс. наименований книг и брошюр общим тиражом свыше 2 млрд экземпляров. При этом сохранялся острейший дефицит на художественную литературу, книги по искусству и развлекательные издания, так как спрос намного превышал предложение в этой сфере. Значительно выросла сеть общедоступных публичных библиотек и читален.

В 1970-1980-е гг. многие литераторы искали такие формы выражения своих мыслей, которые не выглядели бы прямым вызовом правящей элите. Отношения между властями и творческой интеллигенцией часто находились на грани конфликта, но редко перерастали в открытое противостояние.

Интерес общества к проблемам духовной жизни создавал благоприятные условия для развития новых направлений в литературе, театральном искусстве и кинематографе. Соответствующие произведения нередко получали признание, несмотря на их идеологическую «невыдержанность» с точки зрения властей.

В 1960-1970-е гг. в СССР появилось литературное течение, условно названное деревенской прозой.

Его представляли писатели В.П. Астафьев, В.И. Белов, Ф.А. Абрамов, С.П. Залыгин, Б.А. Можаев, В.Г. Распутин, В.А. Солоухин, В.М. Шукшин и др. Они обращались к проблемам сельского быта, к характерам сельских жителей, усматривая в них те здоровые начала, которые отражают истинную душу народа, сохранившуюся несмотря на бесчеловечные эксперименты советской власти над крестьянством.

Новые тенденции в философских исследованиях 1960-1980 гг. - Для студента

В.Г. Распутин

Складывался новый взгляд на прошлое, особенно на события Великой Отечественной войны. В суровой прозе Ю.В. Бондарева («Горячий снег», «Берег»), Г.Я. Бакланова («Пядь земли», «Навеки — девятнадцатилетние»), Б.Л. Васильева («А зори здесь тихие…»), К.М.

Симонова («Живые и мёртвые»), В.О. Богомолова («В августе сорок четвёртого»), В.В. Быкова («Третья ракета», «Сотников») и др.

воссоздавалась «окопная правда» войны, суровой, длительной, потребовавшей от народа небывалого мужества, твёрдости духа и напряжения всех сил.

1970-1980-е гг. отмечены приходом в литературу писателей, чьи размышления над «вечными», общечеловеческими темами оказались созвучны миллионам советских читателей. Мировую известность получила проза пишущего на русском языке киргизского писателя Ч.Т. Айтматова («Прощай, Гульсары!» и др.).

Публиковались книги, традиционно пользовавшиеся массовым спросом, в основном жанров детектива и фантастики. Писателю В.С. Пикулю принадлежит целый ряд остросюжетных исторических романов, воссоздававших события XVII-XIX вв. («Пером и шпагой», «Слово и дело», «Фаворит» и др.).

Широкое признание завоевали писатели-фантасты братья А.Н. и Б.Н. Стругацкие.

Определённое, хотя и ограниченное влияние на духовную жизнь страны оказывало творчество писателей, покинувших СССР. Это, в частности, относится к документальному произведению А.И.

Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», в котором излагается история системы концентрационных лагерей в СССР, а также к серии его работ «Красное колесо», где автор передаёт своё видение истории установления советской власти.

3. Театр и киноискусство. Эстрада. В стране насчитывалось более 150 тыс. кинотеатров (включая сельские клубы), число их посещений превысило 4 млрд в год. Работало более 600 театров; их посещали около 120 млн зрителей. У более 96% семей были дома телевизор или радио.

1970-1980-е гг. — период нового подъёма отечественного киноискусства. Именно тогда появились многие советские киношедевры, занявшие достойное место не только в истории отечественного, но и мирового кино. Событием культурной жизни страны стала экранизация романа Л.Н. Толстого «Война и мир» режиссёром С.Ф.

Бондарчуком. Экранизации русской и зарубежной классики осуществили И.А. Пырьев («Братья Карамазовы»), А.Г. Зархи («Анна Каренина»), Л.A. Кулиджанов («Преступление и наказание»), Г.М.

Козинцев («Гамлет», «Король Лир»), Появились замечательные фильмы, посвящённые подвигу народа в годы Великой Отечественной войны: «А зори здесь тихие…» (реж. С.И. Ростоцкий), «Восхождение» (реж. Л.Е. Шепитько), «Двадцать дней без войны» (реж. А.Г. Герман).

Всенародное признание получили фильмы о советских разведчиках «Мёртвый сезон» (реж. С.Я. Кулиш), «Щит и меч» (реж. В.П. Басов) и «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т.М. Лиознова).

В ином стиле были поставлены картины, герои которых размышляли о проблемах повседневности. Пафос лучших фильмов, посвящённых этой тематике, — утверждение нравственной красоты человека, его внутренней свободы.

Это «Начало» (реж. Г.А. Панфилов), «У озера» (реж. С.А. Герасимов), «Калина красная» (реж. В.М. Шукшин). Фильмы А.А. Тарковского «Иваново детство» и «Андрей Рублёв» открыли новую страницу психологического кино.

Особой любовью зрителей пользовались комедии. Они выдвинули плеяду выдающихся актёров и очень ёмко передали атмосферу времени, в котором жили герои. Замечательные фильмы режиссёра Л.И.

Гайдая («Операция “Ы”», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука») и в наши дни пользуются у зрителя неизменным успехом. Режиссёры Г.Н. Данелия («Мимино») и Э.А.

Рязанов («Гараж») использовали в своих кинолентах богатую палитру комедийных средств — от тонкого, лирического юмора до открытого сарказма.

Расцвет отечественного театрального искусства совпал с приходом на сцену драматургов нового поколения.

Пьесы Л.Г. Зорина «Варшавская мелодия», А.И. Гельмана «Заседание парткома», М.М. Рощина «Старый Новый год», А.Н. Арбузова «Мой бедный Марат», М.Ф. Шатрова «Так победим!» шли в театрах по всей стране.

Удивительное сочетание глубокого психологизма и элегической атмосферы действия отмечает драматургию А.В. Вампилова («Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске»).

Новые тенденции в философских исследованиях 1960-1980 гг. - Для студента

Кадр из фильма «Калина красная»

Последние десятилетия советской эпохи отмечены достижениями в области классического музыкального театра. Выдающиеся оперные солисты — И.К. Архипова, Г.П. Вишневская, Е.В. Образцова, В.А.

Атлантов — получили всемирную известность. Событиями музыкальной жизни стали гастроли «Ла Скала» в Большом театре в 1964 и 1974 гг.

, давшие нашим слушателям возможность услышать живое исполнение выдающихся вокалистов современности.

Мировую славу советскому балету принесли Г. С. Уланова, М.М. Плисецкая, М.Э. Лиепа, Е.С. Максимова и В.В. Васильев.

Бурно развивался жанр эстрадной песни. Её авторы обращались к патриотической, молодёжной тематике, национальным традициям, к теме любви и т.п. Популярность эстрадных певцов Л.Г. Зыкиной, И.Д. Кобзона, Л.В. Лещенко, М.М. Магомаева, А.Б.

Пугачёвой, С.М. Ротару и др. была поистине всенародной. Сложились вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) «Песняры», «Самоцветы», «Весёлые ребята» и др.

Их выступления транслировались по радио и телевидению и пользовались большой популярностью.

Появились музыкальные коллективы и исполнители, чьё творчество не вписывалось в определяемые цензурой идеологические установки. В песнях под гитару В.С. Высоцкого и Б.Ш. Окуджавы кто-то искал выхода критическим настроениям, кто-то с иронией воспринимал лозунги и призывы официальной пропаганды. Поэтому их творчество приобрело широкое гражданское звучание.

Особым феноменом культурной жизни стала бардовская песня. Она дала толчок созданию клубов самодеятельной песни, где близкие по духу люди могли общаться друг с другом в неформальной обстановке.

Неофициальные музыкальные ансамбли, такие, как «Машина времени» и «Аквариум», снискали популярность у представителей молодого поколения интеллигенции.

Альтернативная (неподцензурная) музыка распространялась в записи, её исполняли на небольших площадках клубов и вузов.

В живописи и скульптуре произошло чёткое размежевание на официальное искусство и на альтернативные художественные направления. Художники, группировавшиеся вокруг Академии художеств СССР, работали в основном в реалистической манере.

Уровень развития официального искусства отражали выставки-отчёты в московском Манеже. Преобладали жанры портрета (Т.Т. Салахов), пейзажа (Т.Н. Яблонская, П.П. Оссовский), а также картины на современные темы (Б.С. Угаров, АЛ. Мыльников, В.Е. Попков, Д.Д. Жилинский).

Палитру художников отличала сдержанная цветовая гамма, появилась тенденция к монументализации станковой живописи.

Неофициальное искусство находилось на полулегальном положении. Художники показывали произведения на квартирах, иногда — в небольших клубах и научно-исследовательских институтах. Их работы почти не покупали в СССР.

Многое из созданного в этот период оказалось в результате за границей. Первой масштабной акцией тех лет стала печально знаменитая выставка на московском пустыре 15 сентября 1974 г.

Организованную без санкции властей выставку разогнали с помощью бульдозеров.

В скульптуре неформального направления выделились В.А. Сидур и Э.И. Неизвестный.

Наиболее значительным явлением этого периода стал московский концептуализм, представители которого в своих работах использовали символы, подписи, лозунги, предполагавшие соучастие зрителей в действии. Проводились различные художественные акции для того, чтобы заострить внимание на какой-либо политически актуальной проблеме.

Представители этого направления И.И. Кабаков, В.Д. Пивоваров и др. занимались также книжной иллюстрацией, сами изготовляли книги-альбомы.

Течение в неформальном искусстве, получившее название соц-арта, в иронической и гротескной форме переосмысливало традиционные для социалистического реализма и официальной пропаганды сюжеты советского образа жизни.

Широкую известность получили работы В.А. Комара и А.Д. Меламида. В качестве художественных средств они использовали различные пропагандистские материалы и бытовые предметы. Не имея возможности свободного творчества, наиболее яркие представители этого направления эмигрировали за границу.

Духовная оппозиция деятелей искусства режиму сыграла большую роль в размывании идеологических основ советского строя. Властителями дум общества постепенно становились скептически относившиеся к правящей партии писатели, художники, театральные и кинодеятели, музыканты.

4. Достижения советского спорта. Для развития спорта была создана мощная материальная база. К середине 1970-х гг. в СССР насчитывалось свыше 3 тыс. стадионов, 60 тыс. спортзалов, 1,2 тыс. плавательных бассейнов.

Спортивные соревнования в СССР оставались популярными и зрелищными мероприятиями. Ежегодно их проводилось до 300 (не считая состязаний местного уровня).

Это Спартакиады народов СССР, чемпионаты страны по отдельным видам спорта, первенства центральных советов добровольных спортивных обществ (ДСО), спортивные игры молодёжи и студентов.

Всесоюзные детские соревнования — «Кожаный мяч» (футбол), «Золотая шайба» (хоккей), «Белая ладья» (шахматы), «Зарница» и «Орлёнок» (военно-спортивные игры) — были по-настоящему массовыми.

Наибольшее внимание общества привлекали международные соревнования с участием советских спортсменов. В 1972 г. советская команда успешно выступила на зимней Олимпиаде в Саппоро (Япония). Выдающиеся результаты показали лыжники Г.А. Кулакова и В.П. Веденин, а также наши фигуристы. На летних Играх в Мюнхене героем стал спринтер В.Ф.

Борзов, впервые в истории советского спорта ставший олимпийским чемпионом в беге на двух спринтерских дистанциях — на 100 и 200 м. В третий раз высшую олимпийскую награду завоевал А.В. Медведь (вольная борьба).

Советские спортсмены победили в соревнованиях по тяжёлой атлетике, гимнастике, в десятиборье и во многих других видах соревнований.

Олимпийские игры 1976 г. в Инсбруке отмечены, кроме выдающихся результатов в фигурном катании и других зимних видах спорта, успехом хоккейной «команды звёзд». В составе сборной СССР играли В.П. Харламов, А.Н. Мальцев, Б.П. Михайлов, В.А. Третьяк.

В 1974 г. МОК принял решение о проведении Олимпийских игр 1980 г. в Москве, что свидетельствовало о признании вклада СССР в развитие спорта.

Но эти Игры по политическим и идеологическим мотивам (из-за начавшейся войны в Афганистане) бойкотировали олимпийские команды ряда стран, в частности США. Это обстоятельство не помешало Москве стать одной из олимпийских столиц.

Но в следующих летних Играх в Лос-Анджелесе не участвовали уже наши спортсмены.

На Олимпиаде в Сеуле (1988) команда СССР завоевала 55 золотых медалей, 220 советских спортсменов стали призёрами. Советские гимнасты выиграли в 11 из 14 видов программы. С.Н.

Бубка победил в прыжках с шестом, показав выдающийся результат, футболисты стали олимпийскими чемпионами после 32-летнего перерыва, баскетболисты повторили успех 1972 г. Замечательный пловец В.В.

Сальников, герой московских Игр, вновь выиграл заплыв на 1500 м вольным стилем. Он назван в числе трёх самых выдающихся пловцов XX в.

Огромной популярностью пользовалось фигурное катание. Взлёт интереса был связан с блестящими выступлениями советских спортсменов в этом виде спорта. Выдающихся успехов достигли многократные чемпионы мира и Олимпийских игр И.К. Роднина и A. Г. Зайцев (парное катание), Л.А. Пахомова и А.Г. Горшков (танцы на льду) и др.

Яркие победы на мировых первенствах были одержаны советской шахматной школой. Ещё в 1948 г. шахматную корону завоевал ММ. Ботвинник. В последующие годы чемпионами мира становились В.В. Смыслов, М.Н. Таль, Б.В. Спасский. Самыми молодыми в истории шахмат чемпионами мира стали А.Е. Карпов, Г.К. Каспаров, B. Б. Крамник.

1. Какие новые явления в развитии отечественной культуры изучаемого времени вы можете отметить?

2. Чем объясняется рост насыщенности духовной жизни СССР в 1960-1980-е гг.?

3. Какие из приведённых в параграфе имён деятелей культуры, названий их произведений вам известны?

4. Что из достижений культуры СССР 1960-1980-х гг. и сегодня оказывает влияние на нашу духовную жизнь?

5. Расскажите о вкладе народов СССР в сокровищницу мировой культуры.

6. Охарактеризуйте достижения советских спортсменов. Что позволяло им добиваться столь высоких результатов?



Источник: https://trojden.com/books/world-history/world-history-11-class-zagladin-base-level-2014/46

Учебное пособие к курсу «Философия» — Учебное пособие — стр. 32

В русской философской и общественной мысли, считает Ленин, есть солидная материалистическая традиция. Крупные философы-материалисты могут быть и из некоммунистов.

И те и другие (коммунисты и некоммунисты) должны объединить свои силы «в борьбе с философской реакцией и с философскими предрассудками так называемого «образованного общества» – под последним Ленин подразумевает общество буржуазное.

Такое общество, как и его культура, насквозь реакционны, что особенно видно, по Ленину, по той поддержке, которую буржуазия как правящий класс оказывает религии и религиозной философии. Идеалистической реакции Ленин требует противопоставить философию воинствующего материализма, т.е.

Читайте также:  Гуссерлинцы Шпет и Лосев - русские философы: изменения в мировоззрении и интересные факты

материализма активного, наступающего. Таким материализмом может быть только марксистский, т.е. диалектический материализм, органически слитый и с воинствующим атеизмом.

Другой пункт программы (Завещания) Ленина – союз материалистической философии с современным естествознанием, без чего «воинствующий материализм не может быть ни в коем случае ни воинствующим, ни материализмом». Но философия нужна естествознанию не меньше, чем естествознание философии: «…

без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания».

Это необходимо потому, что «естествознание прогрессирует так быстро, переживает период такой глубокой революционной ломки во всех областях, что без философских выводов естествознанию не обойтись ни в коем случае.

Становление советской философии

Развитие философской мысли в России после Октябрьской революции 1917 года претерпело кардинальные изменения. Видные представители религиозно-философских течений конца XIX – начала XX вв. были высланы или эмигрировали из страны. Материалистическая традиция в философии и социологии получила благоприятные возможности для своего развития.

Сторонники марксистского мировоззрения развернули фронтальное наступление на различные идеалистические школы, объявив их «буржуазными», т.е. сразу же став на идеологические позиции.

Впервые за свою историю марксистское мировоззрение получило государственную поддержку, было объявлено теоретической основой развития общественного бытия и сознания, внутренней и внешней политики государства.

С начала 1920-х гг. диалектико-материалистическая проблематика формируется и рассматривается в качестве философской дисциплины, самостоятельного предмета изучения и преподавания. В результате сложилась советская версия философии диалектического и исторического материализма, называемого также марксистско-ленинской философией.

В соответствии с этой версией предмет, структура, задачи и функции философии трактовались слишком расширительно. Она призвана была мировоззренчески обосновывать политическую линию партии, развитие всех сфер культуры, наук и т.д. Критическая функция философии трансформировалась в апологетическую.

Лидерами спорящих сторон были И.И. Степанов (Скворцов) и A.M. Деборин. Сторонников первого стали называть «механистами», второго – «диалектиками». Первые считали, что философские принципы – это лишь выводы из наук, поэтому философы обязаны совершенствовать свою методологию на основе новейших достижений науки.

Однако «механисты» давали повод для упреков в сведении всеобщего к частнонаучному и всех форм движения материи – к механической (хотя сами они отрицали это). Сторонники же Деборина, подчеркивая специфику философского знания, преувеличивали роль всеобщего метода в познании конкретных явлений.

Это дало основания для упреков их в формалистическом уклоне, в отрыве философии от практики естествознания.

И хотя в ходе дискуссии происходило постепенное сближение дискутирующих сторон, все же победили «диалектики». Одна из причин этого заключалась в том, что «диалектики» фактически ориентировали философию «управлять» науками, «командовать» ими. Эта ориентация шла в русле сложившегося во второй половине 1920-х гг.

понимания особой роли философии, согласно которой на нее стали возлагать задачу по теоретическому обоснованию практически-политической линии партии, по руководству всеми сферами науки и культуры. Однако со временем оказалось, что и «деборинцы» перестали устраивать сталинское политическое руководство. В 1930-х гг.

спорящим сторонам стали навешивать политические ярлыки: «механистам» – «правый политический уклон», «диалектикам» – «меньшевиствующие идеалисты».

Догматизация и идеологизация философских исследований в эпоху сталинизма

С установлением режима личной власти И.В. Сталина началось угасание творческих поисков в философии. Пришедшие к руководству философской наукой М.Б. Митин, П.Ф. Юдин и другие под видом укрепления партийной линии возвеличивали Сталина как философа. Философию стали трактовать как форму политики. Методологическая роль философии подверглась вульгаризации.

Возвеличивание Сталина особенно усилилось после опубликования его работы «О диалектическом и историческом материализме» в качестве главы в «Кратком курсе истории ВКП (б)» (1938). Эта работа была объявлена «вершиной» марксистской философии.

В представлении Сталина диалектический метод и материалистическая теория (составные части диалектического материализма) – это учение об одном и том же: о бытии, о мире, о законах («чертах») объективной действительности.

Под методом познания он фактически понимал только сами законы развития объективного мира. Закон единства и борьбы противоположностей сводился к закону их борьбы. Закон отрицания отрицания вовсе устранялся (как некий «пережиток» гегельянства).

Из абстрактных философских посылок «напрямую» выводились конкретные политические рекомендации.

Новые тенденции и направления в философских исследованиях (1960-1980-е гг.)

Осуждение в 1956 году культа личности Сталина способствовало ослаблению жесткого идеологического контроля над общественными науками и открыло более благоприятные возможности для развития философской мысли в стране.

На рубеже 1950-1960-х гг. ядром философских исследований в стране стали проблемы гносеологии, теории и логики познания.

Широкий резонанс среди философов в 1960-1980-х гг. вызвали дискуссии о природе идеального и его соотношении с понятиями индивидуального и общественного сознания.

Обсуждение этого вопроса имело тем большее значение, что в первой трети 1960-х гг. получила некоторое распространение точка зрения, представители которой пытались обосновать материальность сознания путем сведения психического к физиологическому.

Однако опыт показал, что изучение проблем сознания преимущественно на естественно-научном материале ведет к неразрешимым трудностям.

Физическое или физиологическое отражение хотя и играет важную роль в формировании сознания и познании, однако последнее осуществляется не биологическим организмом, перерабатывающим информацию, а человеком как активным субъектом, включенным в систему социальной деятельности.

Исходя из такого понимания, Ильенков и его сторонники считали, что идеальное есть не индивидуально-психологическое явление, тем более не физиологическое, а общественно-историческое, продукт и форма духовного производства. Он подверг критике сведение идеального к материи, которая «находится под черепной коробкой индивида». Идеальность по своей природе и генезису носит социальный характер.

Центральным у Э. Ильенкова является тезис о том, что идеальные явления хотя и не сводятся к физическим, выступают как подлинные компоненты объективной реальности.

Иными словами, идеальное существует объективно как форма человеческой деятельности, воплощенная в форме «вещи».

Мысль об объективности идеального некоторые оппоненты подвергли сомнению, так как она ассоциировалась у них с объективным идеализмом гегелевского типа.

В дискуссии о природе идеального деятельностному подходу был противопоставлен информационный подход (Д. Дубровский), согласно которому идеальное – это актуализированная для личности информация в «чистом виде» и способность свободно оперировать ею. Иными словами, идеальное – это субъективная реальность.

Новые идеи разрабатывались в ходе исследования проблем сознания и самосознания (А.Г. Спиркин, В.П. Тугаринов, Ф.Т. Ми­хайлов), соотношения чувственного, рационального и иррационального, роли интуиции и фантазии в познании, взаимосвязи языка и мышления, философских проблем семантики и семиотики.

В 1960-1980-е гг. в философском знании сформировалось новое крупное направление – философия науки, изучающая последнюю как специфическую область человеческой деятельности и развивающуюся систему знаний.

Было опубликовано много работ по логическому строению и типологии научных теорий, взаимоотношению теоретического и эмпирического уровней научного исследования, проблемам объяснения и понимания, осмыслению предпосылок и механизмов формирования нового знания в науке и т.д. (B.C. Швырев, B.C. Степин, А.И. Ракитов, М.В. Мостепаненко, Ю.В. Сачков, И.А. Акчурин, Е.П. Никитин и др.).

Логико-методологические исследования науки обогатили представления о структуре научного познания. Были выявлены исторически сменяющиеся стили мышления, исходные картины мира, лежащие в основе формирования конкретных научных теорий.

Изучение стилей мышления, относительно устойчивых парадигм возможно лишь тогда, когда исследователь выходит за пределы данной теоретической системы, обращается к ее философским основаниям, анализирует теорию в контексте культуры определенного периода.

Объектом исследований стали также научные революции, проблемы дифференциации и интеграции научного знания, преемственности и прерывности в его развитии и т.д. (Б.М. Кедров, С.Р. Микулинский, Н.Ф. Овчинников, А.П. Огурцов и др.).

Новые подходы в социально-философских исследованиях

Дискуссии 1960-1970-х гг. выявили отставание разработок как общей теории исторического процесса, так и проблем современного общественного развития.

Деятельностный подход позволил осуществить более глубокий анализ производства как способа общественной жизнедеятельности. Социальный компонент, выступающий в форме производства самого человека, рассматривался как связывающий воедино материальную и духовную составные части общественного производства и воспроизводства.

Новые подходы проявились в исследованиях проблем цивилизации и культуры (Э.С. Маркарян, В.М. Межуев). Широкое признание получила концепция, согласно которой в культуре представлено личностное измерение общества, его человеческий потенциал, пронизывающий все сферы его жизни. Развитие культуры есть становление и развитие самого человека как субъекта исторического процесса.

Концептуальная разработка философских проблем человека нашла свое отражение в работах Б.Т. Григоряна, А.Г. Мысливченко, М.С. Кагана, Л.П. Буевой, И.Т. Фролова.

В них были признаны неправомерность сведения человека к его сущности, необходимость анализа её в диалектической взаимосвязи с категорией существования (как проявления многообразия социальных, биологических, нравственных, психологических качеств жизнедеятельности индивида).

Анализируя механизм взаимодействия биологического и социального в человеке, философы пришли к выводу, что нет ни их взаимного растворения, ни параллельного сосуществования двух начал.

Биологические структуры и функции человеческого организма под воздействием социального фактора претерпели модификацию и достигли в ряде отношений более высокого уровня развития, нежели у других представителей животного мира, т.е. «очеловечились». Было подвергнуто критике традиционное для марксизма понимание свободы лишь как «познанной необходимости» и выдвинута концепция внутренней свободы как возможности самостоятельного выбора и самореализации человека.

Философские исследования в постсоветский период

После распада СССР в 1991 году страна вступила в переходный период. Шёл процесс переоценки ценностей, пересмотра отношения к марксизму вообще, марксистской философии в частности.

В философских исследованиях, как и в других областях культуры, велись трудные поиски элементов нового мировоззрения, идейно-духовных оснований происходящих реформ в контексте цивилизационных перемен в современном мире.

Интенсивное развитие получили изучение и издание работ по истории отечественной философии, в том числе конца XIX – начала XX вв., осмысление ее места и роли в истории мировой философии и культуры. Впервые в России были изданы труды многих видных философов, репрессированных, эмигрировавших или высланных из страны.

Было привлечено внимание к идеям синергетики1как теории нестандартных быстроразвивающихся структур в открытых нелинейных системах (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов).

Подверглись философско-методологическому осмыслению результаты аналитико-математических расчетов и моделирования процессов в открытых нелинейных средах, проведен сравнительный анализ синергетического миропонимания и восточного образа мышления и деятельности (буддизм, даосизм, йога). Возникнув в лоне термодинамики неравновесных открытых систем, синергетика завоевала ныне статус общенаучной, междисциплинарной парадигмы, обладающей большими эвристическими возможностями в области общефилософского знания.

Остро дискутируется вопрос о месте России в общемировом цивилизационном процессе.

Если одни ученые утверждают, что Россия – самобытная евразийская цивилизация, внесшая важный вклад в культуру человечества, то другие разделяют точку зрения о неполноценности России как цивилизации и необходимости ее включения в общемировую (главным образом европейскую) цивилизацию.

Известный резонанс вызвали работы по актуальным проблемам социокультурной модернизации посткоммунистической России, выявления ее специфики на перекрестке культур Запада и Востока, поиска альтернативных сценариев будущего России (А.А. Кара-Мурза, А.С. Панарин, В.Г. Федотова).

В целом философские исследования в постсоветский период базируются на отказе от устаревших подходов в методологии и теории, поиске идей, которые в перспективе привели бы к обновлению мировоззренческих позиций.

Важное место в этих поисках занимают исследования саморазвивающихся систем с «синергетическими» характеристиками, проблемы этики ненасилия, развитие диалога мировых культур.

Особое значение приобретает осмысление тех идей в истории русской философии, которые созвучны современным исследованиям как в России, так и за рубежом, в том числе в традиционных восточных культурах.

  • Категории:
  • диалектический материализм, исторический материализм, идеальное, синергетика, отражение, сознание.
  • Литература

Источник: http://uchebana5.ru/cont/1311222-p32.html

Философские исследования в современной России

Становление советской философии

Первые широкие философские дискуссии в стране начались с обсуждения книги Н. И. Бухарина «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии» (1921), выдержавшей восемь изданий. .

Хотя из страны была выслана значительная группа философов и ученых-немарксистов, все же некоторая часть их осталась. Г. И. Челпанов в работах по психологии придерживался дуалистического принципа параллелизма души и тела, противопоставляя этот принцип как материализму, так и спиритуализму. Г. Г.

Шпет исследовал проблемы герменевтики, философии языка, эстетики, этнической психологии. М. М. Бахтин стремился применить диалектический (полифонический) метод в литературоведении, языкознании и культурологии.

В философии языка он рассматривал слово как посредника социального общения, осуждал идеологизированный подход к явлениям культуры.

Отличались энциклопедизмом опубликованные в 20-х гг. работы А. Ф. Лосева.

Для познания целостности («всеединства») универсума он опирался на многообразие его проявлений в философии, религии, мифологии, филологии, эстетике, математике, музыке.

Лосев отрицал правомерность противопоставления идеализма и материализма, выступал за единство духа и материи, за диалектический подход к вопросу о соотношении бытия и сознания.

Догматизация философии

С установлением режима личной власти Сталина началось угасание творческих поисков в философии, которая все более политизировалась.

Тенденции к возвеличиванию Сталина особенно усилились после опубликования его работы «О диалектическом и историческом материализме» в качестве главы в «Кратком курсе истории ВКП(б)» (1938). Эта работа вскоре была объявлена «вершиной» марксистской философии.

В действительности же ей присущи схематизм и упрощенчество. В эти трудные годы наблюдались и некоторые позитивные явления.

Вышли в свет три тома всемирной «Истории философии» (1940—1943), началось изучение истории философии народов СССР, прежде всего русской философии, было преодолено былое нигилистическое отношение к формальной логике. В августе 1947 г. вышел первый номер журнала «Вопросы философии» (главный редактор Б. М. Кедров). Публиковались работы по истории философии (В. Ф. Асмус, И. К. Луппол и др.).

Новые тенденции в философских исследованиях (1960-1980 гг.)

На рубеже 50—60-х гг. узловым пунктом всех философских исследований в стране все более становились проблемы гносеологии, теории и логики познания. Видную роль здесь сыграли Э. В. Ильенков, Б. М. Кедров, П. В. Копнин и их сторонники.

Новые подходы проявились в исследованиях проблем сознания и самосознания (А. Г. Спиркин, В. П. Тугаринов и др.), соотношения чувственного, рационального и иррационального, роли интуиции и фантазии в познании, взаимосвязи языка и мышления, философских проблем семантики и семиотики. Природа человеческого сознания и мышления – стержневая тема философских размышлений М. К. Мамардашвили.

В связи с необходимостью философского осмысления проблем кибернетики активно анализировались созданные ею новые понятия – информации, управления и обратной связи, которые стали играть важную роль и в других науках: биологии, медицине, экономике, лингвистике и т. д.

Философия науки и логические исследования

В 60—80-х гг. в сфере философского знания сформировалось новое крупное направление, фактически новая дисциплина – философия науки, изучающая науку как специфическую область человеческой деятельности .

Она нашла свое отражение в работах Б. Т. Григоряна, А. Г. Мысливченко, И. Т. Фролова и др.

Важный вклад в познание истории философии и методологию ее исследования внесли труды Т. И. Ойзермана, А. С. Богомолова, И. С. Нарского и др.

Историко-философская наука обогатилась работами по древней, античной, средневековой философии, эпохе Возрождения (В. Ф. Асмус, А. Ф. Лосев, В. В. Соколов, А. Н. Чанышев и др.), философии Нового времени (М. Ф. Овсянников, А. В. Гульгга, Н. В.

Мотрошилова, В. Н. Кузнецов и др.).

Заметными событиями в философской жизни явились выход в свет серии трудов по истории диалектики, пятитомной «Философской энциклопедии» (1960—1970) и издание многотомных философских первоисточников в серии «Философское наследие».

Философские исследования в современной России

После распада СССР в 1991 г. усилился драматический процесс переоценки ценностей, пересмотра отношения к марксизму вообще и марксистской философии в частности. В философской жизни страны возобладало мнение о необходимости преодоления тотального господства какой-либо одной доктрины, отказа от оценок марксизма как «единственно верного учения».

Важную роль в философской жизни страны играют Институт философии Российской академии наук, философский факультет МГУ, философские центры в ряде городов. Расширению научных связей российских философов с зарубежными коллегами способствовало проведение в 1993 г. в Москве XIX всемирного философского конгресса.

Интенсивное развитие получили изучение и издание работ по истории отечественной философии, особенно философской мысли в России конца XIX – начала XX в., осмыслению ее места и роли в истории мировой философии, ее влияния на развитие культуры.

Впервые в России были изданы труды многих видных философов, репрессированных, эмигрировавших или высланных из страны. Иллюстрацией этого процесса могут служить словарь «Русская философия» (под ред. М. А.

Маслина, 1995, 1999), «История русской философии» (2001), рекомендованная в качестве учебника для вузов, а также работы В. Ф. Пастернаков, В. В. Сербиненко и др.

В условиях, когда в современном мире растет потребность во взаимодействии различных культур, поиске новых путей цивилизационного развития, важное значение в философии приобретают исследования диалога философских культур, взаимодополнительности типов философствования на Западе и Востоке. В этом плане написан коллективный труд «История философии. Запад – Россия – Восток» (в 4 кн., 1995—1999).

Читайте также:  Как оформлять научную статью: образец и пример оформления

В связи с возросшей актуальностью диалога культур были продолжены исследования (В. В. Миронов) роли науки и философии в системе мировоззренческих ориентации современной культуры. Впервые конституировалась в качестве отдельной области исследования философия религии (Л. Н. Митрохин и др.). Исследуются проблемы философии права (В. С. Нерсесянц и др.).

Остро дискутируется вопрос о месте России в общемировом цивилизационном процессе. культур Запада и Востока, поиска альтернативных сценариев будущего России (А. А. Кара-Мурза, А. С. Панарин, В. Г. Федотова). Вопросы, куда идет человечество, куда идет Россия, занимают умы многих ученых.

перспективе привели бы к обновлению мировоззренческих позиций.

Использование гибких подходов – цивилизационного и культурологического способов мышления, развитие диалога и взаимодействия духовных традиций Востока и Запада способствуют выработке обновленной системы ценностей, ориентированных на перспективу вступления человечества в постиндустриальную эпоху.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s43029t7.html

Новые тенденции и направления в философских исследованиях (60-90-е гг.)

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Более благоприятные возможности для развития философской мысли в стране открылись после осуждения на XX съезде КПСС (1956) культа Сталина, что способствовало ослаблению жесткого идеологического контроля над общественными науками Введенский А.И. Общая история философии — М., Директ-Медиа, 2010.. Под влиянием успехов науки и техники, прежде всего в освоении космического пространства, возрос престиж физики, математики и технических наук. В прессе развернулась дискуссия между «физиками» и «лириками» (гуманитариями), свидетельствовавшая об определенных изменениях в общественном сознании конца 50 — 60-х гг., в частности о росте общественного интереса к роли научного знания, ценностям объективного, непредвзятого исследования. Формировалось новое поколение ученых, философов и иных деятелей культуры, стремившихся преодолеть стереотипы и догматизм в области идеологии. Все это не могло не сказаться на взаимоотношениях между философией и другими областями знания, открывало возможности для новых подходов в философских исследованиях. Значительно расширилась тематика последних, возрос интерес к ранее запретным темам, стали более активными связи советских философов с зарубежными коллегами, их участие в международных философских конгрессах. На рубеже 50 — 60-х гг. от философии отпочковалась в качестве самостоятельной дисциплины психология, все более автономными становились этика, эстетика, формировались новые дисциплины — аксиология, социология и др.

Проблемы теории познания. Обоснование принципа единства сознания и деятельности

Наряду со сложившимися в период относительного идеологического потепления социокультурными условиями развитию философских исследований в 60-х и последующих годах способствовали и некоторые теоретико-методологические предпосылки в области психологии и теории познания, возникшие еще в 40 — 50-х гг. Они были во многом связаны с творческим наследием видного советского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889 — 1960). В последние годы жизни он возглавлял сектор психологии Института философии АН СССР. Уже в работе «Основы общей психологии» (1940) он выдвинул принцип единства сознания и деятельности, сыгравший важную методологическую роль не только в психологии, но и в философии Грицанов А.А. Всемирная энциклопедия философии — М., АСТ, 2001.. В соответствии с этим принципом человек и его психика формируются и проявляются в деятельности (изначально практической). В дальнейшем, исследуя вопрос о природе психического и его месте во всеобщей взаимосвязи явлений, Рубинштейн в книге «Бытие и сознание» (1957) подчеркивал, что мозг является только органом психической деятельности, а не ее источником и субъектом. Источником же ее является мир, воздействующий на мозг, а субъектом выступает сам человек. Чувства, как и мысли человека, возникают в деятельности мозга, но любит и ненавидит, познает и изменяет мир человек в целом. При объяснении любых психических явлений, считал Рубинштейн, личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия Лосский Н.О. История русской философии — М., 2000.. К числу внутренних условий относятся свойства высшей нервной деятельности, установки личности и т. д. Таким образом, внешние причины действуют на человека не непосредственно, а преломляясь через его субъективные внутренние качества. В дальнейшем Рубинштейн поставил еще более фундаментальную проблему: о месте уже не психического, не сознания только, а человека в мире. Этой проблеме посвящена посмертно изданная его работа «Человек и мир». Исследуя категорию бытия, он показал неправомерность ее сведения к категориям объекта и материи. Не «меньшей» реальностью, чем материя, является сознание. При этом осознание мира человеком — это не просто акт сознания, а «в силу участия в нем практики — способ, модус существования (бытия) человека по отношению к бытию».

Рубинштейн одним из первых обратил внимание на то, что в современных ему исследованиях по проблемам диалектического материализма человек выступал как бы в «усеченном» виде — лишь в качестве субъекта, для которого все вокруг объект. В результате он «выпадал» из учения о действительности.

Между тем определение бытия должно включать человека как неразрывную его составляющую. Выводы ученого оказали заметное воздействие на постановку и решение проблем как теории познания, так и социальной философии, философской антропологии и других областей философского знания Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии.

Общий курс — М., Академический проект, 2003..

На рубеже 50 — 60-х гг. узловым пунктом всех философских исследований в стране все более становились проблемы гносеологии, теории и логики познания. Видную роль здесь сыграли Э. В. Ильенков, Б. М. Кедров, П. В. Копнин и их сторонники.

Эвальд Васильевич Ильенков (1924 — 1979) сделал важный вклад в разработку теории материалистической диалектики как логики, а также в создание системы логико-диалектических категорий.

Опираясь на метод восхождения от абстрактного к конкретному Гегеля и Маркса, он наметил контуры диалектической логики как науки о формах и путях формирования научных абстракций с целью достижения объективной истины в противовес старой логике, которую считал сводом правил оперирования готовыми понятиями, суждениями, умозаключениями, а не наукой о достижении истины. Метод восхождения от абстрактного к конкретному, согласно Ильенкову, выступает в качестве закона, которому подчиняется познание. При этом «конкретное в мышлении» он, вслед за Марксом, понимал как системную совокупность определений (категорий), отражающую сущностную структуру предмета, а «абстрактное» — как фиксацию одной из сторон (свойств) исследуемого предмета. Восхождение от абстрактного к конкретному он рассматривал как «универсальный метод мышления в науке вообще». Все другие логические категории (анализ, синтез, индукция, обобщение и т. д.) он считал условиями осуществления этого восхождения. Спиркин А.Г. Философия — М., Гардарики, 2000.

Широкий резонанс в философской общественности 60 — 80-х гг. вызвали дискуссии о природе идеального и его соотношении с понятиями индивидуального и общественного сознания. Обсуждение этого вопроса имело тем большее значение, что в первой трети 60-х гг.

получила некоторое распространение точка зрения, представители которой пытались обосновать материальность сознания путем сведения психического к физиологическому Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. Общий курс — М., Академический проект, 2003..

Однако опыт показал, что изучение проблем сознания преимущественно на естественно-научном материале ведет к неразрешимым трудностям.

Физическое или физиологическое отражение хотя и играет важную роль в формировании сознания, в познавательном процессе, однако последнее осуществляется не биологическим организмом, перерабатывающим информацию, а человеком как активным субъектом, включенным в систему социальной деятельности.

Исходя из такого понимания, Ильенков и его сторонники считали, что идеальное есть не индивидуально-психологическое явление, тем более не физиологическое, а общественно-историческое, продукт и форма духовного производства. Он критиковал тех, кто сводил идеальное к состоянию той материи, которая «находится под черепной коробкой индивида».

Идеальность по своей природе и генезису носит чисто социальный характер. Центральным у Ильенкова является положение о том, что идеальные явления, хотя и не сводятся к физическим, выступают как подлинные компоненты объективной реальности. Иными словами, идеальное существует объективно как форма человеческой деятельности, воплощенная в форме «вещи». Утверждение об объективности идеального некоторые оппоненты подвергали сомнению, так как оно ассоциировалось у них с объективным идеализмом гегелевского типа.

В разработке концепции сознания и личности Ильенков опирался также на практические достижения отечественных дефектологов И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова. Он стал продолжателем работ последнего со слепоглухонемыми детьми, дал философское обоснование медико-педагогической системе формирования сознания личности таких детей.

В дискуссии о природе идеального деятельностному подходу был противопоставлен информационный подход, согласно которому идеальное — это актуализированная для личности информация в «чистом виде» и способность свободно оперировать ею. Иными словами, идеальное — это субъективная реальность Алексеев П.В. История философии: учебник — М., Проспект, 2005..

В течение 60 — 80-х гг. вновь возникла дискуссия о соотношении диалектики, логики и теории познания, поскольку предыдущие обсуждения не привели к решению этой проблемы. Развернулась также дискуссия о предмете и структуре диалектической логики.

Среди наиболее важных ее проблем чаще всего рассматривалось восхождение от абстрактного к конкретному, соотношение исторического и логического, анализ и синтез, индукция и дедукция, проблема противоречий (Э. В. Ильенков, Б. М. Кедров, П. В. Копнин, М. Н. Алексеев, В. И.

Шинкарук, Д. П. Горский, И. С. Нарский и др.).

Анализируя соотношение категорий всеобщего, общего и особенного, ученые пришли к выводу, что категория всеобщего в диалектической логике выступает не как абстрактно-всеобщее, а как конкретно-всеобщее, которое включает в себя все богатство особенного и единичного.

В философской литературе этого периода началась разработка такой представляющей интерес гносеологической проблемы, как субъект-объектные отношения в познании Аблеев С.Р. История мировой философии — М., Астрель, 2005..

В противовес распространенным прежде подходам, в которых акцентировалась, как правило, одна сторона этого отношения — существование объекта вне субъекта и до него и соответственно в тени оставалась активность познающего субъекта, — было проведено разграничение бытия и объекта и подчеркнуто, что если бытие само по себе существует независимо от субъекта, то в качестве объекта оно соотносительно с субъектом. Важные результаты в исследованиях диалектики субъекта и объекта были достигнуты в работах В. А. Лекторского, А. М. Коршунова и др., а также в ряде коллективных трудов. Они основывались на осознании неразрывной связи познания с практической деятельностью человека, выявлении роли ее различных социально-культурных измерений как факторов, «опосредствующих» познавательный процесс, делающих его возможным.

Рассмотрение субъекта познания как субъекта деятельности стимулировало интерес многих философов и психологов к особенностям деятельности и творчества человека (А. Н. Леонтьев, Г. С. Батищев, В. С. Библер и др.).

Исследовалась диалектика «опредмечивания» и «распредмечивания», интериоризации и экстериоризации (преобразования внешних действий во внутренние, и наоборот) в процессе как предметно-практической, так и знаково-символической (соответственно познавательной) деятельности.

В исследованиях проблем научной истины (противопоставляемой «истине обыденного сознания») была разработана концепция «статуса эквивалентных описаний в познании». В ней подчеркивалась возрастающая роль субъекта, дающего различные формулировки одной и той же идеи.

Наряду с этим шли поиски различных моделей субординации и систематизации философских категорий (А. П. Шептулин, В. Н. Сагатовский и др.).

Делались попытки преодолеть сугубо онтологический подход (как выражающий свойства лишь бытия) к анализу категорий посредством обращения к гносеологическим, логическим и социально-историческим их аспектам.

В анализе вопроса о пределе противоположности между материей и духом высказывалась точка зрения (П. В. Алексеев), что при обращении к материи как субстанции (в спинозовском ее понимании) понятие «материя» оказывается включающим в себя понятие «дух».

Новые подходы проявились в исследованиях проблем сознания и самосознания (А. Г. Спиркин, В. П. Тугаринов, Ф. Т. Михайлов и др.), соотношения чувственного, рационального и иррационального, роли интуиции и фантазии в познании, взаимосвязи языка и мышления, философских проблем семантики и семиотики.

В связи с необходимостью философского осмысления проблем кибернетики активно анализировались созданные ею новые понятия — информации, управления и обратной связи, которые стали играть важную роль и в других науках: биологии, медицине, экономике, лингвистике и т. д. Некоторые философы (Б. С. Украинцев и др.

) полагали, что информация есть производное от отражения, особая форма всеобщей связи. Другие авторы (В. М. Глушков, И. Б. Новик) рассматривали информацию как свойство материи вообще. По их мнению, информация и отражение выражают разные стороны одного и того же явления.

В информации, в структурности ее символов выражается упорядоченность отражения. Соотношение информации и отражения рассматривалось также в работах В. С. Тюхтина. Важное место в исследованиях занимали проблемы моделирования. Общепринятым стало деление моделей на вещественные. Особое внимание уделялось знаковым моделям, т. е.

формальным математическим и логическим системам, каждая из которых способна описывать ряд различных объектов.

Источник: https://studbooks.net/507025/filosofiya/novye_tendentsii_napravleniya_filosofskih_issledovaniyah

Новые тенденции в философских исследованиях 1960-1980 гг

В советские годы философская мысль прошла нелёгкий путь, который характеризовался несколькими периодами, созвучными ᴛᴇᴍ этапам, которые проходило общество во время своᴇᴦο развития в новой стране.

Дополнительный материал 1

Существенные видоизменения затронули философию СССР в процессе развенчания культа личности Сталина во время 20 съезда КПСС в 1956 году Никитой Хрущевым в докладе «О культе личности и ᴇᴦο последствиях».

С критикой сталинизма зарождалась тенденция ослабления идеологического надзора над философией, науками, культурой, открывая всё более позитивные перспективы развития областей в России. Эᴛο вело к формированию иного поколения мыслителей, ученых и общественных деятелей, которые ставили своей целью преодоление догматизма и стереотипов в идеологии.

Идеологическое потепление

Дополнительный материал 2

Идеологическое потепление методствовало становлению философских тенденций 60х годов, наряду с которыми формировались и новые теоретико-методологические предпосылки в рамках психологии, теории познания, социологии, которые имели своё начало ещё в 40-50 е годы.

Эᴛο было своᴇᴦο рода творческое наследие философа и психолога С. Л. Рубинштейна, который работал в направлении принципа единства деятельности и сознания, сыгравший ключевую роль, как в психологии, так и в философии.

Данный принцип гласил, что человек и человеческая психика организуются и проявляют себя в практической деятельности.

В труде ʼʼБытие и сознаниеʼʼ Рубинштейн ставил вопрос природы психического и то, какую роль оно имеет в общей взаимосвязи явлений, подчёркивая, что мозг – ϶то орган психической деятельности, а не субъект. Источником сам мир, который оказывает воздействие на мозг. Исходя из всᴇᴦο выше сказанного, мы приходим к выводу, что Рубинштейн исследовал бытие, указывая на ошибку сведения ᴇᴦο к объектам и материи. Сознание не меньшей реальностью, чем материя.

Основополагающие вопросы философии на рубе 50-60 х годов

В 50-60 годы фундаментальными исследованиями в философии выступали гносеологические, теоретические, логические вопросы и вопросы познания. В решении вопросов большую деятельность проявили Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров, П.В. Копнин и их последователи. Ильенков был преподавателем философии в МГУ, который к 1953 году с выходом ʼʼгносеологических тезисовʼʼ был снят со своей должности, обвиняясь в гегельянстве. В философских трудах ʼʼДиалектика абстрактного и конкретного в Капитале Марксаʼʼ, ʼʼДиалектическая логика: очерки истории и теорииʼʼ он внес неоспоримый свою лепту в формирование философии, разрабатывая теории материалистической диалектики как логики. Возродившиеся дискуссии в философии 60-80 х годов вышли на новый уровень, касаясь проблем природы идеального, ᴇᴦο согласования с индивидуальным и общественным сознанием.

П.В. Копнин внёс свой вклад в разрешение проблемы сознания и самосознания, сопряжения чувственного, рационального и иррационального, семантики и семиотики.

Еще один видный представитель периода – М. К. Мамардашвили, который работал в направлении исследования природы человеческого сознания и мышления. Он выявлял характерные черты и условия умственнои̌ деятельности философа, наблюдая за процессами в сознании.

Философия науки – новое течение, оформившееся в 60-80 годы в России, изучающее науку в качестве специфической области деятельности человека. В ϶том направлении работали Кедров, Стеин, Сачков.

Философская антропология

До 60 х годов в советской стране не отводилось место проблеме человека, как особого философского объекта. Человек не рассматривался с точки зрения уникальнои̌ формы бытия, не как объект познания, а представлялся лишь в своей ʼʼмассовиднои̌ʼʼ форме.

Новый подход к даннои̌ проблеме позволил развиться антропологии, которая предприняла попытки решить серьёзную проблему, критикуя репрессивные и искусственные цели растворить индивидуальность в обществе, чтобы снять вопрос о человеке и личности с повестки дня, сделав ᴇᴦο винтиком в большом государственном механизме. Следует отметить, что так называемый ʼʼповорот к человекуʼʼ представлял собой потребность снять с человека ϶то клеймо. Концептуальные идеи по проблеме человека разрабатывались Б.Т. Григоряном, И.Т. Фроловым, А.Г. Мысливченко.

Официальная приверженность марксистской философии философов поколения всœе больше стала походить на формальность. Данный процесс начал приобретать новые веяния эпохи.

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/26727_novye_tendencii_v_filosofskih_issledovaniyah_1960_1980_gg

Ссылка на основную публикацию