Новейший позитивизм — для студента

Новейший позитивизм - Для студента

Позитивизм и неопозитивизм направления художественной и философской мысли, известные всем взрослым и школьникам по истории. Они берут свое начало с 30-х годов 19 века, в то время, когда появились первые кружки общественной мысли.

Что представляет собой позитивизм с неопозитивизмом, что для них свойственно, какая была концепция и история возникновения, в чем заключается суть подхода позитивного знания, кто основоположник — ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.

Что такое позитивизм определение, теория, принципы

Позитивизм Конта является известным философским направлением в психологии, которое определяет в качестве источника подлинного знания эмпирический вид исследований и отрицает, что можно познать истину с помощью философского исследования.

Новейший позитивизм - Для студента

Он считается также культурной установкой для всего общества в зарубежном сознании, которая появилась в течение Нового времени. Ее особенность заключается в направленности этого сознания на позитивный мир, землю, в которой обитаем и развиваемся.

В философской истории свое название первый позитивизм получил в 30-е годы девятнадцатого столетия. Сегодня он также популярен. Означает положительное течение, от латинского слова positivus.

В этом направлении исследуется научный вид познания с логикой и методологией. По теории, позитивным является знание, максимально правдивое. Оно противопоставляется сумбурному и не несущему пользу обыденному представлению сознания и метафизическим рассуждениям.

Позитивизм как историческое явление был призван создать научный вид методологии, который смог бы сформулировать нормы, по которым можно было бы получать и развивать знания. Однако она была призвана целенаправленно отойти от философии с культурой, главной составной частью которого считается наука.

На основе этого курса была выражена известная концепция Конта (не путать с Кантом!) про три исторические стадии = три стадии развития души:

  • теологическая,
  • метафизическая,
  • научная.

Так, по Конту все объясняется действием сверхсил, а философия, которая породила науку, становится для нее ненужной.

Из концепции Конта были выдвинуты позднее важные принципы позитивизма:

  1. Принцип натуралистической онтологии или однородности социальных, культурных с природными явлениями.
  2. Принцип методологического натурализма или построение социологический знаний на физических науках.
  3. Принцип феноменализма или опыт с чувствами взамен умозрительных выводов социальной философии и социологии.
  4. Принцип ценностной нейтральности или воздержание от каких-либо социологических мнений как ученого по природе изучаемого объекта.
  5. Принцип инструментальности знания.

Родоначальник позитивизма

Родоначальником позитивистского явления девятнадцатого столетия является французский философ Огюст Конт. Во Франции его поддерживали Линттре с Реваном, в Англии Джон Миль и Герберт Спенсер, а в Германии Якоб Молешотт с Эрнстом Геккелем.

Новейший позитивизм - Для студента

Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт (1798 — 1857) — французский философ. Основоположник социологии.

 В апреле 1826 года Конт открыл в своей квартире курс позитивной философии перед учёными слушателями, в числе которых находились такие знаменитости, как Александр Гумбольдт, Блэнвилль, Луи Пуансо и Франсуа Бруссэ.

После третьей лекции Конт заболел умопомешательством, в припадке которого убежал из Парижа в Монморанси.

В России позитивизма придерживались Михайловский с Лавровым. Перечисленные философы представители первого течения позитивизма. Второе логическое течение или этап теории был связан с работой Маха с Авенариусом, которые развили мысль родоначальника и преобразовали позитивизм в эмпириокритицистическое направление.

Затем мысли подхватили и преобразовали Рассел, Карпан и Шлик с Витгенштейном, преобразовав классику в явление неопозитивизма.

Черты позитивистской философии

В отличие от другого направления в западной философии указанного столетия, в позитивизме:

  • отсутствует органическое единство, которое выражается в появлении с развитием школ с понятийным аппаратом и методами мышления,
  • присутствует претензия на явление надпартийности и снятия противоположности идеализма с марксизмом,
  • человеческие проблемы становятся центральной проблемой философского явления,
  • наблюдается связь течений со школами религий,
  • наблюдается борьба с идейностью, которая несет угрозу капиталистическому явлению,
  • господствует антидиалектический образ мыслей, который выражается во враждебному отношению к диалектике и попытках объявить ее противоположной науке,
  • наблюдается тип мыслей в виде эклектицизма,
  • наблюдается противоречивое отношение к научному знанию, которое выражено в сциентизме и антисциентизме,
  • распространяется иррационалистическое мышление, которое выражено в ограничении возможностей получения знания для процветания мистики,
  • наблюдается утрата оптимизма.

В этом проявляются главные характерные черты позитивистской философии.

Позитивизм и его разновидности

Вскоре после появления позитивизма, он быстро разделился на отдельные виды, рассматривающие разные вопросы и проблемы. Самыми известными из них является махизм с неопозитивизмом и постпозитивизмом, после классического позитивизма.

Классический позитивизм

Появление подобного вида позитивизма связывают с учением О. Конта, основоположника, Д. Милля и Г. Спенсера. Основными произведениями течения являются следующие: «Курс позитивной философии» (1830 1842), «Дух позитивной философии» (1844) О. Конта, «Система синтетической философии» (1862 1896) позитивизма Спенсера.

Новейший позитивизм - Для студента

Особенности его в том, что он разграничивает метафизику с наукой, представляет закон о трех стадиях по Конту, описывает задачи науки и критику соответствующего знания (по нему наука должна отбирать и классифицировать известные факты, делать больше и шире позитивный вид знаний, то есть собирать устойчивые факты с помощью наблюдения с экспериментом).

Эмпириокритицизм или махизм

Эмпириокритицизм либо махизм (второе название того же направления) явление, называемое вторым позитивизмом, конца девятнадцатого начала двадцатого столетия, при котором отрицается наличие материального мира.

Новейший позитивизм - Для студента

Здесь существующая реальность сводится к системе чувств. В этом принципы учения. Учеными, положившими начало этому направлению, являются представитель Австрии и Швейцарии — Э. Мах с Р. Авенариусом.

Свои идеи позитивисты выдвинули в публикациях: «Анализ ощущений» (1886), «Человеческое понятие о мире» (1909), «Философия, как мышление о мире, согласно принципу наименьшей меры силы», «Пролегомены к критике чистого опыта» (1913).

Основные идеи направления:

  • мир соединенные вместе физические и психические элементы, которые не считаются ни материальными, ни идеальными,
  • предметом науки выступают факты в виде эмпирического исследовательского опыта, списка его мироощущений,
  • отношения, которые имеются в природе, обладают функциональным видом характера,
  • наука опирается на принцип экономии мышления и только так понимается,
  • наука описывает определенные численные величины математическими операциями, по этой причине теории с законами рассматриваются в качестве форм описания реальности.

Неопозитивизм

Неопозитивизм течение в философии середины двадцатых по середину шестидесятых годов прошлого столетия, сосредоточившееся на языковом анализе в качества средства, чтобы разграничить науку и метафизику.

Новейший позитивизм - Для студента

Философами, положившими начало этого течения, являются участники венского кружка, львовской школы и берлинской философской группировки.

Основные представители направления Л. Витгенштейн и Б. Рассел. Основными произведениями неопозитивизма является «Логико-философский трактат» (1921) Л. Витгенштейна и «Научное миропонимание Венский кружок» (1929) Р. Карнапа, Г. Хана и О. Нейрата.

Неопозитивизм, в отличие от других разновидностей позитивизма:

  • разграничивает науку и метафизику, изучая проблему демаркации,
  • анализирует язык в качестве средства, активно влияющего на процесс мышления,
  • изучает верификацию с редукцией.

Постпозитивизм

Постпозитивизм направление, возникшее в результате распада неопозитивизма в шестидесятых годах прошлого столетия. Создателями этого явления являются К. Р. Поппер с Т. С. Куном.

Новейший позитивизм - Для студента

Основными произведениями направления считаются «Логика научного открытия» (1959) и «Структура научных революций» (1962).

В отличие от других видов позитивизма, постпозитивизм:

  • критикует научное разграничение с метафизикой на основе фальсификационного принципа вместо верификации,
  • рассматривает научное развитие как явление социокультурного контекста достижений религии и политики,
  • реабилитирует философские и мировоззренческие вопросы и делает выводы по значению философии для науки,
  • отказывается от неисторического объяснения всего научного,
  • отказывается от поисковой установки с обоснованием научной концепции как главной идеи.

Плюсы и минусы позитивизма

К плюсам позитивистского направления можно отметить то, что оно:

  • относительно самостоятельное и независимое явление,
  • предусматривает ориентиры философии на реальную науку,
  • различает классическую философию и конкретные научные факты,
  • ориентировано на реальную науку как критерий истины в философских суждениях,
  • подчеркивает различия между философской методологией и научным познанием действительности.

Новейший позитивизм - Для студента

К минусам его можно отнести то, что позитивизм:

  1. Не договаривает тот факт, что классический вид философии, будучи важным показателем развития культуры, не имеет пользы для общества из-за исчерпавших себя когнитивных элементов.
  2. Неверно истолкована сущность направления. Основоположники стремятся сделать все эмпирическим видом знаний, в то время как качественные особенности теории в научном знании недооценены, если сравнивать его с первым. При это неправильно интерпретируют природу знаний.
  • Кроме того, наука рассматривается как абсолютно самодостаточная культурная система, которая развивается лишь по интернализму, наблюдается редукция научной философии.
  • В целом, позитивизм философское течение, возникшее в середине девятнадцатого столетия и продолжавшееся развиваться до настоящего времени, в котором позитивное научное знание исследуется как философское.

Источник: https://tvercult.ru/polezno-znat/pozitivizm-i-neopozitivizm-sut-raznovidnosti-podhodov-osnovopolozhniki

Позитивизм в философии: появление понятия, развитие идеи, главные тезисы и история становления

Впервые понятие «позитивизм» появилось в 30 годах 19 века. Позитивизм в философии – это направление, рассматривающее философское знание, как достоверную информацию, полученную научным (позитивным) методом. Позитивисты стремятся избавить философию от рассматривания сути вещей и сделать ее полноценной наукой, опирающейся на факты.

Этапы развития позитивизма

Позитивизм, как философское направление, был разработан французским мыслителем Огюстом Контом. Развитие позитивизма происходило в 3 этапа:

  1. 1819 – 1828 гг. Конт работает вместе с Сен-Симоном и развивает его идеи. Он формирует собственное мнение о роли науки и ученых для общества. Формирует понятие «позитивной политики», издает программные сочинения «опускулы». Выделяет главные эпохи развития человечества: критическую и органическую.
  2. 1830 – 1842 гг. Конт разрабатывает основы позитивного мировоззрения. Находит подтверждение своей теории о включенности человечества в общую систему мироздания. Конт издает «Курс позитивной психологии» – собрание сочинений, в котором изложил свои взгляды на роль философии, ее дальнейшие пути развития.
  3. 1845 – 1857 гг. Конт рассматривает свою теорию через призму религии. Он полагает, что наука подчинена религиозной морали, а становление общества является результатом человеческой деятельности.

На позднем этапе работы, основной задачей Конт считал примирение науки и религии. Положительная философия с помощью субъективного метода должна была превратить религию в положительную религию, основанную на позитивном (научном) знании.

Огюст Конт – основоположник позитивизма

Новейший позитивизм - Для студента

Огюст Конт родился во французском городе Монпелье, в 1798 г. Его отец был сборщиком податей, поэтому он мог позволить себе дать сыну хорошее образование. Огюст окончил лицей Жоффре и поступил в Политехническую школу. Он выделялся среди однокурсников талантом к математике, лидерскими качествами и склочным характером. Из-за ссоры с преподавателем Огюста выслали из школы. Несколько лет он вынужден был выживать за счет редких уроков математики и случайных заработков.

Знакомство с философом Анри Сен-Симоном послужило началом становления Огюста, как будущего основателя позитивизма. Будучи учеником знаменитого мыслителя, Конт совместно с ним написал «Катехизис промышленников».

В этой работе он перечислил основные изменения, необходимые для реорганизации общества. В процессе написания научного труда стало понятно, что у Сен-Симона и Конта разные подходы к философскому знанию.

Конт критиковал религиозные взгляды своего учителя и вскоре ушел от него, чтобы основать собственную школу.

Конт был ярым сторонником научного прогресса. Вместе с единомышленниками он организовал бесплатные курсы точных наук для рабочего населения. Параллельно с этим Он пытался получить место преподавателя в Академии наук, но регулярно получал отказы.

Это отрицательно сказалось на нестабильном душевном здоровье философа. Многие коллеги отмечали, что он склонен к беспричинным припадкам агрессии.

Читайте также:  Одна курсовая - 40 правок, один бубен и успех на защите!

Однажды, Конт в приступе ревности чуть не утопил жену, а спустя несколько лет пытался утопиться сам, но его спасли.

В 1845 г. Огюст влюбился в Клотильду де Во. Их роман был бурным, но очень коротким: спустя год после их знакомства Клотильда умерла.

После ее смерти, мужчина отказался от прежних взглядов, увлекся религией и последние годы жизни провел затворником, рассорившись со своими самыми преданными учениками. Огюст умер 1857 г. Все его имущество по завещанию досталось жене.

Супруга, оскорбленная изменой мужа, выбросила большую часть его имущества и не позволила последователям забрать его письменные работы, хранившиеся дома.

Джонн Стюарт Милль: влияние позитивизма на английское общество

Джонн Милль был одним из учеников Конта и его преданным последователем. Он родился в Англии, в 1806 г.

Милль был одаренным ребенком: к 14 годам он изучил греческий язык, высшую математику, физику, химию, самостоятельно написал 6 работ по истории.

Изначально он был последователем идей Бентама: приверженцем общественного строя, основанного на неограниченной конкуренции и частной собственности.

После знакомства с учениями Конта, Сен-Симона Милль радикально изменил свое мнение и стал выступать за реформацию общества. Он поддерживал свободу слова и отрицал цензуру.

Критиковал буржуазный образ жизни, социальное и экономическое неравенство.

После женитьбы на Гарриет, Тейлор Милль заинтересовался вопросами гендерного неравенства и первым из общественных деятелей стал выступать за женскую эмансипацию и предоставление женщинам избирательного права.

Он горячо поддерживал идеи Конта о необходимости вывести философию в область исключительно научного знания. Милль внес значительный вклад в развитие позитивисткого подхода не только в философии, но и в большинстве гуманитарных наук.

Постулаты классического позитивизма

Основоположники классического позитивизма: О. Конт, Д. Милль и Г. Спенсер. Это течение философии основывается на мнении Конта о бессмысленности спора между идеализмом и материализмом.

Кратко его измышления можно представить 5 тезисами:

  • философское знание должно быть точным и достоверным;
  • философия должна взаимодействовать с другими науками и использовать научный метод познания;
  • эмпирическое наблюдение – основной метод познания;
  • задача философии – исследовать факты, не принимая во внимание антинаучные подходы;
  • философия должна стать полноценной наукой, с развитой базой и арсеналом научным средств.

В рамках позитивизма Кон создал закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической, в каждой из которых было 3 стадии развития.

Стадии интеллектуального развития:

  • теологическая;
  • метафизическая;
  • позитивная.

Стадии технического развития:

  • традиционное общество;
  • доиндустриальное общество;
  • индустриальное общество.

Работы Конта стали основой философии позитивизма. Это направление развивалось его последователями. Милль пытался привнести в философию индуктивную логику – метод, основанный на анализе данных, полученных в результате опыта. Мыслитель полагал, что даже точные науки должны отказаться от аксиом (неоспоримых истин) и развиваться с помощью практических методов.

Еще один представитель раннего позитивизма, Спенсер, рассматривал общество сквозь призму биологии. Он был одним из родоначальников ориентированной социологии – науки, основанной на законе единства человека и природы. Спенсер представлял общество, как единый организм, который развивается как любое животное или растение: постепенно усложняется, изменяясь под влиянием окружающей среды.

Особенности эмпириокритицизма

Эмпириокритицизмом (или махизмом) называют альтернативную версию классического позитивизма. Его создатели: Р. Авенариус, Э. Мах, А. Пуанкаре. Главная идея эмпириокритицизма: основой философии должен быть критический опыт. Человек может изучать окружающий мир только посредством комплекса чувств, поэтому его знание – результат опытного исследования.

Новейший позитивизм - Для студента

Чтобы стать полноценной наукой, философия должна соответствовать основным требованиям:

  • являться интегративной (доступной) для изучения не только академикам, но и любому желающему;
  • стать понятной, избавится от абстрактных терминов в пользу конкретных ощущений и явлений.

Эмпириокритицизм, опирающийся на субъективный опыт, частично противоречил основной идее позитивизма. Это направление не получило широкого распространения и часто подается как отдельное направление в философии.

Становление неопозитивизма

Развитие неопозитивизма в философии пришлось на середину 20 века. Его основные представители: Р. Карнал, Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Основной задачей философии они видели логический анализ языка науки. Язык – главное средство восприятия и способ передачи научного знания. Философия неопозитивизма близка к герменевтике, и стремится исследовать семантику (истинное значение) текста.

Еще одна цель неопозитивизма: избавление науки от метафизических проблем. Поскольку такие понятия как Бог, сознание, бытие не могут быть верифицированы (проверены на собственном опыте), они не имеют достоверного научного решения и не должны быть проблемами философии.

Постпозитивизм: будущее науки

Постпозитивизм – новейший вариант позитивизма. Его создатели: К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд. В основу постпозитивизма легли идеи Поппера, автора концепции критического рационализма, которую он противопоставил логическому позитивизму.

Новейший позитивизм - Для студента

К ним относятся:

  1. Теория трех миров. Согласно Попперу, существует три мира: объектов, субъектов и объективного знания.
  2. Принцип фаллибилизма. Любое научное знание – гипотеза, которая может быть опровергнута.
  3. Принцип фальсификации. Научная теория не может быть согласована со всеми фактами и должна опровергать их.
  4. Проблема демаркации. Научное знание должно быть отделено от ненаучного путем критического рассмотрения каждой теории.

Главная цель постпозитивизма – развитие научного знания, а не исследование его структуры. Постпозитивисты не считают необходимым исключить из науки метафизические проблемы, поскольку не все научные знания были получены благодаря практическому опыту.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/pozitivizm.html

Позитивизм — суть, исторические этапы и формы позитивистского направления — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Позитивизм – это направление философии.

Его основная идея заключается в следующем: надежными и ценными являются исключительно те знания, которые получили в ходе научного познания мира, тогда как все теоретические философские построения являются шаткими и ненадежными. Направление позитивизм сформировалось в XIX-XX веках. В ходе истории это научное течение прошло 4 стадии: “первый”, “второй”, неопозитивизм и постпозитивизм.

Основные положения позитивизма

  • Единственный способ познать и изменить мир – это научные методы;
  • Наука может найти закономерности в процессах природы и жизни социума;
  • Прогресс существует, развитие мира происходит по установленным правилам.

Рис. 1. Сущность позитивизма

Первый позитивизм

Впервые это философское направление сформировалось в 30-40-х годах XIX столетия. Оно противопоставлялось традиционным на тот момент взглядам философии о происхождении всего сущего, принципах существования и т.п.

Важно! Основатель позитивизма – Огюст Конт. Также эту теорию поддерживали французы Э. Литтре и Э. Ренан, англичане Дж. Милль и Г. Спенсер, немцы Я. Молешотт и Э. Геккель, россияне Н. Михайловский, П. Лавров.

Огюст Конт – социолог и философ Франции, который, взяв за основу некоторые идеи эпохи Просвещения, высказал теорию, гласящую, что наука может прогрессировать бесконечно. Он придерживается методов выделения научных дисциплин, которые разработали энциклопедисты.

Конт говорил, что любые способы использовать проблематику метафизики к практической науке невозможно, так как наука не нуждается в осмыслении и сама является основой для знания. Рис. 2.

Этапы развития позитивизма Философ утверждает, что должна быть создана “новая философия”, главная цель которой – обобщение данных, полученных в ходе специальных научных изысканий. Она должна разорвать любые связи со “старой” философией.

В 1844 году Конт издает программу под названием “Дух позитивной философии”, в которой представляет социум как организм, который растет и развивается, проходя 3 стадии:

  • детства – теологическая, когда все объясняется с помощью понятия о Боге;
  • юношества – метафизическая – понятие о Боге заменяется абстрактными сущностями (например, “природой”), которые являются неподтвержденными плодами фантазий;
  • зрелости – позитивная – общество достаточно выросло, чтобы понять, что единственное точное знание может дать только наука.

Второй позитивизм

Эта стадия развития позитивизма началась на границе XIX и XX веков. Ее разработали два философа: немец Рихард Авенариус и австриец Эрнст Мах. Течения, которые они создали, получили названия “махизм” и “эмпириокритицизм”. Также приверженец этого направления – французский ученых А. Пуанкаре.

Махисты возродили положения Юма и Беркли. Они видят целью философии создание теории научного познания, в отличие обобщения информации разных наук, как говорил Конт. Они развивают “Теорию иероглифов”, в которой предлагают рассматривать понятия науки как знак для емкого описания ощущений. Рис. 3.

Принципы позитивизма

Неопозитивизм

Третьей стадией развития становится неопозитивизм. Также его называют “аналитической философией”. Он сформировался в первых десятилетиях ХХ в. В этой философии сложился ряд отдельных направлений. Одним из них стал логический позитивизм – основоположники Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн.

Они и ряд других ученых создали Венский кружок (сообщество), который издает журнал “Познание”. В нем продвигались идеи логического позитивизма. Также влиятельной была львовско-варшавская школа (К. Твардовский, А. Тарский). В основе их теории лежит проблема эмпирической (практической) осмысленности положений науки.

Они говорят о том, что философия – это вид деятельности, цель которого – детальный анализ языков, а не общая теория познания или содержательная наука.

Это направление в основу берет принцип верификации, который призывает искать эмпирические подтверждения понятий науки, высказанных в теории, сопоставляя их с конкретными объектами и данными. Основоположники отмечают, что утверждение науки должно подтверждаться опытом, если это не было сделано, значит – оно некорректно.

Но так как не все науки могут быть подвержены подобному анализу, ряд ученых отказываются от этой идеи, и создается другое направление позитивизма. Рис. 4. Представители позитивизма и неопозитивизма

Постпозитивизм

Это четвертая форма философского течения, которая значительно отличается от предыдущих. Ее сторонники отходят от многих положений, которые были принципиальными ранее, и создают новую теорию.

Одним из постпозитивистов считается Карл Поппер, назвавший задачей философии проблему демаркации (разграничения). Он считает, что знание научное нельзя отделять от ненаучного.

В основе его теории лежит принцип фальсификации, подразумевающий, что любое научное утверждение нужно опровергать. Если научные данные не получается опровергнуть, значит – их стоит относить к религии, а не к науке. Также идеи постпозитивизма развивают в своих трудах И.

Лакатос, Т. Кун. Они выдвигают теории, которые не сходятся со взглядами Поппера. Например, Лакатос предлагает рассматривать прогресс науки как “научно-исследовательскую программу”, которая состоит из:

  • жесткого ядра – утверждения, которые нельзя опровергнуть;
  • защитного пояса – служит для охраны ядра от опровержений, но сам может меняться;
  • негативной эвристики – методологические правила, которые определяют, какие пути исследования будут предпочтительнее.

Важно! Лакатос говорил, что программа исследований может развиваться прогрессивно, если ее теоретический рост быстрее, чем эмпирический. По мнению исследователей, концепция Лакатоса более совершенна и продумана.

Позитивизм стал ярким явлением начала ХХ века. Он получил широкое распространение и завоевал множество сторонников. В ходе развития это философское течение значительно менялось. Последователи Конта часто не придерживались его взглядов, опровергая или значительно меняя их.

В наше время термин “позитивизм” часто используют для определения любого направления мысли, которое стремится четко следовать фактам, исключая религиозную или метафизическую интерпретацию.

Еще больше интересной и полезной информации о позитивизме вы найдете в предложенном ниже видео.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/filosofija/97634-pozitivizm-syt-istoricheskie-etapy-i-formy-pozitivistskogo-napravleniia.html

1.6. Постпозитивизм

К середине ХХ в. в рамках третьего, логического, позитивизма (неопозитивизма) происходит быстрое усложнение теоретико-познавательных конструкций за счет введения аппарата математической логики и все более тонкой и рафинированной работы с ним. В результате на новом витке повторяется ситуация, характерная для кануна позитивизма в XIX в.

Читайте также:  Обоснование темы диссертации - пример и образец, как сделать это правильно?

, – отрыв философии науки (в основе которой теперь лежит логика, а не метафизика) от сообщества ученых. «Домашней философией» последних, как и столетием раньше, становятся различные сочетания приведенных выше взглядов «наивного реализма», выраженной М. Планком (п. 3.2) и вариантов второго позитивизма,к которому примыкали некоторые конструктивистские идеи К.

Поппера..

Так в письме к Морису Соловину (от 7 мая 1952 г.) А.Эйнштейн писал:

«Схематически эти вопросы (гносеологические. – А.Л.) я представляю себе так.

(1) Нам даны Е – непосредственные данные нашего чувственного опыта.

(2) А – аксиомы, из которых мы выводим заключения.

Психологически А основаны на Е. Но никакого логического пути, ведущего от Е к А, не существует. Существует лишь интуитивная (психологическая) связь, которая постоянно «возобновляется».

(3) Из аксиом А логически выводятся частные утверждения S, которые могут претендовать на строгость.

(4) Утверждения S, S', S'' сопоставляются с Е (проверка опытом).

Строго говоря, эта процедура относится к внелогической (интуитивной) сфере…» [Эйнштейн, т. 4, с. 569–570].

«Я думаю (подобно Вам, между прочим), – пишет он в письме к Попперу по поводу этой процедуры, – что теория не может быть получена из результатов наблюдений, но может быть только изобретена» [Эйнштейновский сборник, с. 284].

Эта схема имеет много общих черт с приведенными выше рассуждениями П. Дюгема и А.Пуанкаре и с гипотетико-дедуктивным методом

Таким образом, можно констатировать, что во второй четверти XX в.

, когда революции в физике завершились (теория относительности и современная квантовая механика были уже созданы) и физика снова вступила в относительно спокойный этап развития, интерес к философии в среде ученых упал, и стремительно усложнявшиеся построения логического позитивизма их задевали не очень сильно.

Наиболее философствующими среди ученых были физики-теоретики, но они, следуя А.Эйнштейну, в основном довольствовались уровнем обсуждения второго позитивизма, отвечавшего предреволюционной эпохе конца XIX – начала XX в.

Влияние логического позитивизма было заметным лишь в философии квантовой механики, в которой активное участие принимали многие крупные физики-теоретики. Но философия квантовой механики к этому времени перестала взаимодействовать с самой квантовой механикой, перешедшей из стадии становления, когда это взаимодействие было существенным, в стадию роста.

В философии науки на смену логическому позитивизму, программа которого, как было отмечено в конце предыдущей главы, к середине XX в. выдыхается, приходит постпозитивизм, в центре внимания которого находятся процессы развития и функционирования научного знания и научные революции.

Являясь новым словом в философии науки, постпозитивизм образует область относительно малоизвестную ученым. Он проще логического позитивизма по своему языку и аппарату, но психологически сложнее, ибо обсуждаемые здесь идеи противоречат многим привычным установкам ученых.

Впрочем, подобным качеством обладал и махизм для ученых XIX в.

Одной из вех, обозначивших наступление так называемого «постпозитивистского» периода, стало английское переиздание книги К.

Поппера «Логика научного исследования» (1959), написанной им за четверть века до этого на немецком языке (но тогда, во время расцвета логического позитивизма, она не произвела заметного эффекта) Попперовская критика логического позитивизма  была многократно усилена его талантливыми учениками – И. Лакатосом, П. Фейерабендом и др.

Другим героем наступления на логический позитивизм и одновременно оппонентом К. Поппера (который тем не менее оказал на него сильное влияние) был Т. Кун со своей книгой «Структура научных революций» (1962).

В результате концепции логического позитивизма подвергаются логической (К. Поппер, В. Куайн[1] и др.) и исторической (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др.) критике.

По словам известного философа науки Марии Хессе эти постпозитивистские программы «оказались вполне очевидной реакцией на ту революционную ситуацию в философии науки 1960-х годов, когда идеи теоретического иммунитета («теоретической нагруженности» эмпирических данных – А.

Л.) и научных революций превратили в развалины тщательно разработанную и специфицированную программу позитивистской и гипотетико-индуктивистской философии науки» [Порус, 1984, с. 109].

Крушение программы логических позитивистов способствовало росту скептических и иррационалистических учений. «Критический рационализм» К. Поппера и И. Лакатоса выступал как альтернатива тех, так и других.

«Среди разнообразных проблем, обсуждаемых в философии науки 1960-80-х годов, «на первый план – утверждает М. Хессе, –выходят два круга вопросов: методология историко-научных исследований и онтология научных теорий» [Там же, с. 109], т.е. вопросов истории развития науки и отношение научной теории к реальности.

Первый круг вопросов разрабатывается  К. Поппером, Т. Куном и И.Лакатосом, спорящими между собой, но выступающими единым фронтом против логических позитивистов.

Второй круг вопросов выявляется в спорах между «конструктивистами» («инструменталистами») и реалистами, которые делятся на «метафизических» (или «наивных») реалистов (типа М.Планка) и более утонченных реалистов-реформаторов (типа «критических рационалистов»).

[1] Современник Поппера, В. Куайн (1908–2000) является наследником американского прагматизма (гл. 3), считающим «концептуальную схему науки инструментом… для предсказания будущего опыта, исходя из прошлого опыта». Он начал критику неопозитивизма еще в 50-х годах, его «влияние… на философскую жизнь США сопоставимо с влиянием К. Поппера на философскую жизнь Европы». В 1953 г.

он опубликовал свои «Две догмы эмпиризма», где оспорил позицию  крупнейшего представителя логического позитивизма Р. Карнапа и его концепцию языковых каркасов (гл. 5). Там он  указывает «на две обусловливающие одна другую предпосылки карнаповской точки зрения – дихотомию (противопоставление) аналитического и синтетического (введенное еще Кантом (гл. 1.2) – А.Л.

) и редукционизм (имеется в виду позиция, утверждающая непосредственную или опосредованную сводимость теоретических предложений и терминов к некоей общей эмпирии, базирующейся на данных наблюдения и экспериментов)», которые он характеризует как «догмы эмпиризма».

Понимая под онтологией «совокупность объектов, существование которых предполагается теорией», он формулирует тезис «онтологической относительности»: онтология, т.е. «совокупность объектов, существование которых предполагается теорией», «относительна той теории, интерпретацией которой она является». Это предтеча близкому по духу более позднему тезису о «несоизмеримости теорий» Т.

Куна и П. Фейерабенда (п. 6.5). Продолжая идеи П.Дюгема о целостности физической теории (см. гл. 3), Куайн сформулировал известный «тезис Дюгема–Куайна»: «наши предложения о внешнем мире предстают перед трибуналом чувственного опыта не индивидуально, а только как единое целое». Но, занимая почетное место в истории постпозитивизма, Куайн, в отличие, от К. Поппера, Т. Куна и И.

Лакатоса не создавал новых моделей развития науки (цитируется по тексту [Печенкин, 1994, с. 14–20]). Поэтому мы останавливаться на Куайне не будем.

Источник: https://MIPT.ru/education/chair/philosophy/textbooks/uchebnikonline/1_6_postpoz.php

Позитивизм Эмпириокритицизм Неопозитивизм Постпозитивизм — порядок и различия, ученые и мнения

Позитивизм (вообще) (фр. positivisme, от лат.

positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические («опытные») исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: всё подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук (а не общей философии).

Для начала краткая схема:

Кратко основные идеи и самые известные философы «позитивизмов»

Схема развития/появления «позитивизмов» такова

    Сначала, сам позитивизм, в котором выделяют «три стадии»:

    1. Позитивизм Огюст Конта (попытка создать новую философию науки — «собственно научную», при этом была цель изгнать метафизику и «стороннее» мировоззрение, по возможности всё свести к фактам)
    2. Махизм и Эмпириокритизцизм (развитие позитивизма — попытка отделаться от мировоззренческих проблем) — Э. Мах, Р. Авенариус
    3. Неопозитивизм (попытка свести всё к опыту через верификацию, неуспешно) — Бернард Рассел
  1. Во-вторых уже другой этап — Постпозитивизм (фальсификация вместо верификации, признание того, что полностью отбрасывать метафизику, мировоззрение нельзя) — Карл Поппер, Томас Кун

ПОЗИТИВИЗМ

Позитивизм был создан Огюстом Контом (1798-1857) в 30-х годах 19 века
Появление позитивизма было вызвано тем, что философы не разбирались в научных процессах, а их представления о науки были оторваны от реальности. То есть позитивизм был попыткой создать философию науки изнутри самой этой науки.

  • То есть делается попытка извлечь метод научного познания из самой науки, но тут весь вопрос в том (это один из недостатков позитивизма, остальные будут перечислены ниже), что не ясно какой именно облик науки надо брать.
    Один из них- учебный — этот образ состоит в том, что все уже ясно понятно и доказано
  • В то время как на самом деле наука это споры, размышления и сомнения.
  • Таким образом наука «по учебникам» и исследовательская различаются.
  • Также следует, понимать что разнятся подходы, в которых исследуется:
  • как осознают свою науку ученые
  • как это видно со стороны
  1. Так например часто опускаются методы — вспомогательные действия- среди которых может быть даже интуиция или совершенно нелогичный выбор пути исследования
  2. Таким образом, соблазн позитивизма состоит в том что он видел науку со стороны результата — не рассматривая многого внутри её.
  3. Так можно увидеть науку значительно проще чем он есть на самом деле.
  4. Позитивизме в некотором смысле идет по более простому пути- наука воспринимается глазами среднего ученого — в том смысле что мы когда идем по улице не задумываемся о том как именно переставлять ноги.
  5. Перечислим методы позитивизма:
  1. у философии науки не должно быть собственного мировоззрения, она должна просто обобщить результаты и выстроить картину мира
  2. наука основывается на эмпирии — на фактах. То есть научные открытия есть следствия научных фактов- таким образом развитие науки следует из накопления фактов- такое воззрение называют словом кумулятивизм— таким образом строительство здания можно свести к накоплению кирпичей (что, естественно, не так)

Несмотря на некоторую наивность позитивизм сыграл важную роль в развитии науки- так выходцы из позитивистского гнезда создали эмпирическую социологию — в то время как Маркс создавал социологию теоретическую.
Почему позитивизм провалился?

С точки зрения позитивизма мировоззранческие ценности входят только в старую метафизику, а ученый же не нуждается ни в каких метафизических представлениях — оказалось что ни ученые ни философы просто не видели форму включения метафизики в науку.

Пример — был открыт закон сохранения массы — но он является лишь частным случаем закона сохранения энергии, но это выяснили только уже после Эйнштейна в 19 веке — ранее же ученые понимают материю куда более упрощенно- просто как вещество.

Но когда заметили, что масса переходит в энергию в процессе радиоактивного распада — то получилось что масса была своего рода мировоззренческой проблемой (то есть возникает вопрос как вообще трактовать собственное ощущение? ведь масса «по-научному оказалась энергией» ?!).

Махизм и Эмпириокритицизм

Вторая историческая разновидность позитивизма связана с работами австрийского физика и философа Э. Маха (1838-1916) и швейцарского философа и психолога Р. Авенариуса (1843-1896) и представлена махизмом или эмпириокритицизмом.

Чтобы справится с позитивизма был проведен его «апгрэйд» и появился махизм — здесь все мировоззренческие проблемы прелагают считать псевдопроблемами — типа «масса или не масса — не очень важно» — наука просто описыват лишь ощущения.

Читайте также:  Как международная торговля помогает развитию мирового хозяйства - роль в экономике

Но и тут решили переформулировать- сказать что наука описывает «нейтральные элементы опыта»— но фактически это просто переименование ощущений, но цель переименования понятно — ведь ощущение как-то называется — надо объяснять что их вызывает и т.д. а это уже лишние философские проблемы и опять же — «угроза объективности и появления мировоззрения» — потому и переименовали.

Третья стадия позитивизма позникла после открытий Эйнштейна.

НЕОПОЗИТИВИЗМ = ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ

Основы неопозитивизма были заложены в трудах Бертрана Рассела (1872-1970) и в Венском кружке в начале 20-х годов. В него входили М. Шлик (1882-1936), Р. Карнап (1891-1970) и другие.

Неопозитивизм сыграл большую роль — было открыто, что «то, что считалось замечательным может и не быть замечательным».

Общее что роднит неопозитивизм с остальными видами позитивизма:

  1. принцип деморкации- жесткого разделения науки и мировоззрения
  2. второе — неопозитивизм — это эмпиризм

Эмпиризм неопозитивизма очень ярко выражается в новом для момента появления неопозитивизма понятии верификации— оно с точки зрения позитивизма дает способ проверки суждения.

Верификация — логическая процедура, которая устанавливает взаимно-однозначное соотвествие между фактами — так называемыми протокольными предложениями и теоретическими предложениями.

То есть из набора протокольных предложений описывающих факты пытаются вывести теоретические суждения и таким образом их верифицировать — то есть подтвердить их таким вот образом. Под фактами подразумеваются либо операции либо результат измерения.

Таким образом проверяемыми суждениями являются только такие, где теоретическое рассуждения можно свести к цепочке фактов.

Что ново сравнении с предыдущими видами позитивизма: ранее все эмпирики просто ограничились доктринами, новые же позитивисты попытались свести теоретические законы к измерениям — фактам.

То есть они первыми обратились к реально действующей теории и стали ее анализировать- первыми стали работать именно с теориями анализируя их. То есть утверждали, что философ науки должен разбираться непосредственно с научными теориями.

Процедура верификации оказывалась неосуществимой. Так вышло что всеобщие суждения не выводятся и частного.
Например — как вывести Закон Ома из повторений измерений? Как можно утверждать о силе тока просто глядя о стрелки рядом с делением? Мы неизбежно начинаем толковать результат- объясняя что означает указание стрелки.

Таким образом, не бывает чисто эмпирических (вообще «без теории») научных фактов.

Научный факт- это событие описанное на языке науки, а для такого описания нужны общие понятия науки. Так мы применяем теоретические понятие дабы истолковать результат. Возникает понятие теоретической нагруженности факта (возникает как комбинация наличия факта и приписываемого ему объяснения или классификации с использованием теоретических понятий).

Возникает попытка обосновать ситуацию так — наука занимается описанием опыта, но оно конвенциально (произвольно)- то есть мы вводим понятие исходя из красоты, простоты и удобства. Но обычно красота простота и удобство возникают как раз таки по тому что найдено общее основание (что прямо не следует из опыта), которое и ставит все на свои места.

Неопозитивизм о месте философии в науке:

Так, видный представитель последнего Л. Витгенштейн считал, что философия не является одной из наук и слово «философия» должно означать нечто, стоящее под или над, но не рядом с науками. По его мнению, цель философии − логическое прояснение мыслей: мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать их ясными и отчетливыми.

Употребляя «строительную терминологию», Витгенштейн говорил, что философ − это не архитектор, помогающий каменщику строить дом, а мусорщик, убирающий комнаты уже построенного дома.

Основная задача философии − борьба с дезориентирующим воздействием неправильного обращения с языком, которое, по его мнению, является источником всякого рода псевдопроблем.

Таким образом, по мнению неопозитивистов, предметом философии должен быть язык (прежде всего язык науки) как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания и возможностей его выражения в языке.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ

Основные представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин

Постпозитивизм признает программирующее виляние на науку культуры и метафизики.
Знания не сводятся к фактам в постпозитивизме — в процессе познания признается наличие скачков и научных революций — то есть не сводится просто к накоплению фактов.

  • Именно в постпозитивизме — (если сравнивать с позитивизмом и неопозитивизмом) впервые признано что факт всегда имеет теоретическую окраску и что его можно толковать различным образом.
    Карл Поппер
    — классик западной философии- стоит между непозитивизмом и постпозитивизмом (кто-то считает его основателем постпозитивизма)
  • У Поппера две ключевые идеи:
  • Одна из них — принцип фальсификации — хочется чтобы факт по прежнему был единственным судьей теории — это и роднит его с позитивизмом
    но выясняется что верификация не работает-
  • как же тогда факт может подтверждать теорию — ведь верификация невозможна?
  • Поппер отвечает- это и есть вторая идея- факт работает на на поддержание теории а на ее опровержение — а вот сами эмпирические концепции получаются уже не на эмпирической почве, а, так сказать, в ходе свободного творчества.
  • Поппер выдвигает концепцию трех миров:
  1. Мир физических состояний — реальность, существующая объективно;
  2. Мир психических состояний — состояние сознания и его активность
  3. Мир идей и гипотез — «мир объективного содержания мышления, прежде всего, содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства»

Поппер прямо связывает свою точку зрения с Платоном — но отличие в том что идея порождается человеком — мир идей здесь пополняется творчеством человека.
Второе отличие — платоновские идеи — это бытие — это сущность вещи — они действительно существуют и задают сущность вещи, обитатели же третьего мира Поппера вовсе не являются отражением вещей — это просто способ удобного описания.

Таким образом, развитие науки сводится к пополнению третьего мира — но когда найдется опровергающий факт- идея хоть и остается, но она уже опровергнута.

В соответствии со своей концепцией Поппер рассматривает рост научного знания не как движение от одного истинного знания к другому, а как постоянный переход от одних проблем к другим. «Мы не знаем – мы можем только предполагать».

Источник: http://fkn.ktu10.com/?q=node/8021

52. Позитивизм и неопозитивизм (общая характеристика и эволюция) — Philosophy Tips

Позитивизм – философское направление, утверждающее, что подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук, а философия выполняет лишь роль их синтетического объединения. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука – сама себе философия.

Основоположником позитивизма явился О. Конт, который провозгласил разрыв позитивной науки с философией. Его последователями были Дж. Милль и Г. Спенсер.

Классический позитивизм утверждал, что наука должна отвечать на вопрос «как» и не должна быть связана с вопросом «почему». Таким образом, она лишь описывает и регистрирует факты, а не объясняет их. Вопросы же абстрактных сущностей – это вопросы метафизики и религии, а наука имеет дело лишь с конкретными предметами, изучать которые можно лишь конкретными методами.

Все человеческое знание делится на позитивное, связанное с конкретными науками и отвечающее тому, что есть на самом деле, и на идеологическое, ориентированное на способы установления должного.

Знание первого рода является истинным, так как его можно проверить. Знание второго рода находится за пределами истинной оценки.

Следовательно, все общественные науки науками не являются, так как в них господствует субъективный интерес, цель, идеал.

Неопозитивизм – вторая форма данного направления. Разделяя исходные принципы позитивизма, неопозитивизм претендует на полное устранение «метафизики» и ее основных проблем. Он сводит задачи философии не к систематизации конкретного естественно-научного знания, а к деятельности по анализу языковых форм знания.

Неопозитивизм в большей степени опирается на логику, и знание для него является действительным только тогда, когда может быть выражено в языке. Это позволяет говорить о неопозитивизме как о логико-лингвистической форме позитивизма, которая решает проблемы на основе конвенционализма.

Это означает, что тот или иной знак имеет лишь то объективное содержание, которое определяется конвенцией или договором исследователей.

Позитивизм в процессе своей эволюции прошел три основные стадии: 

  • первая, начальная стадия связана с именами О.Конта, Г.Спенсера, Дж.Ст.Милля, Э.Ренана, Н.Михайловского и др.; 
  • вторая стадия, эмпириокритицизм, или махизм (Р.Авенариус, Э.Мах, А.Пуанкаре, А.Богданов и др.), оформилась в конце XIX — начале XX века; 
  • третья стадия — неопозитивизм, или логический позитивизм.

В первой половине XIX века бурно развиваются математика, физика, химия; Ч.Дарвин создает эволюционную теорию, возникает микробиология. Достижения науки внедряются в жизнь. Знание, соединенное с практикой, представляется всемогущим.

Создаются проекты с помощью науки улучшить человеческие качества, избавиться от социальных противоречий. Возникают попытки распространить благотворное влияние науки на области, далекие от научного воздействия, — этику, литературу, психологию.

Наконец, появляется потребность усилить эффективность науки, критически осмысливая ее инструментарий. Сложные отношения складываются к этому времени между специальными науками и философией.

Безграничное доверие к философии — «царице наук» — сменилось скептическим к ней отношением; стало явным стремление освободиться от ее диктата. Против философии выступали как те мыслители, которым претили претензии философии на якобы строго научное решение «человеческих» проблем (С.

Кьеркегор), так и сциентистски настроенные исследователи, считавшие традиционную «метафизику» далекой от подлинных запросов науки. Критическое отношение к философии со стороны различных философских школ было необходимым этапом в деле самоопределения философии, выявления ее подлинного места в культуре.

Несмотря на различные формы проявления позитивистских идей, разное время и место их формирования, все три этапа эволюции позитивизма имеют общие особенности.

Претензии традиционной философии («метафизики») с ее поисками «начал и причин», сверхчувственных субстанций, стоящих за рамками возможностей опытного знания, признаются неосновательными.

Изучению поддается только мир явлений. Философия как метафизика должна быть упразднена; по крайней мере лишена статуса «науки наук».

Философия может сохранить статус науки, если изменит свой предмет, станет особой деятельностью по обслуживанию науки либо в качестве обобщения научных знаний, либо в качестве логики науки.

Процесс познания становится единственным предметом философии как строгой науки; изучение процесса познания не должно оказаться в плену односторонних материалистических или идеалистических подходов, не должно поддаваться аргументации этих противоборствующих философских школ.

Процесс познания един, однороден, поэтому применение научных методов возможно не только при изучении природы, но и общества и человека. Наконец, наука — не только модель человеческого познания, но и основное средство переустройства и совершенствования жизни.

Сциентизм (лат. scientia — наука) — позиция, согласно которой научное знание — оптимальная основа человеческой жизнедеятельности. Идеалом научного знания является естественно-научное знание. Противоположностью этой позиции является антисциентизм, в рамках которого развиваются идеи о враждебности науки человеку, о невозможности построить человеческую жизнь на научной основе.

Источник: https://www.sites.google.com/site/philosophytips/home/pozitivizm-i-neopozitivizm-obsaa-harakteristika-i-evolucia

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector