Кембриджская школа маржинализма — для студента

Маржинализм (фр. marginalisme, от лат. margo (marginis) — край) — направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории стоимости; возникло в 70-е гг. XIX века в форме т. н. «маржинальной революции».

Основателями школы (The Revolutionaries) являются К. Менгер, У. С. Джевонс и Л. Вальрас. Основными предшественниками данного направления (Main Proto-Marginalists) считаются французские ученые О. Курно и Ж. Дюпюи, а также немцы И. фон Тюнен и Г. Госсен.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Основной причиной возникновения маржинализма считается необходимость поиска условий, при которых данные производительные услуги распределялись бы с оптимальным результатом между конкурирующими направлениями использования.

Подобная смена парадигмы экономической теории, в свою очередь, была обусловлена бурным развитием промышленности и прикладных наук.

Важнейшие элементы маржинализма как направления 
финансовой науки:

1) Использование 
предельных величин.

2) Субъективизм, т.е. подход, при котором все 
экономические явления исследуются и оцениваются с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта.

3) Гедонизм хозяйствующих субъектов. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.

4) Статичность. 
Изучение использования редких 
ресурсов для удовлетворения 
потребностей людей в данный 
момент времени.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Как составить план дипломной работы: образец и содержание документа

Оценим за полчаса!
  • 5) Ликвидация 
    приоритета сферы производства, характерного для экономического анализа классиков.
  • 6) Восприятие 
    рыночной экономики как равновесной 
    системы.
  • Кембриджская 
    школа маржинализма

1.Взгляды 
А. Маршалла

Теория Кембриджской школы представлена исследованиями А. Маршалла, Ф. Эджуорта, А. Пигу. Наиболее серьёзный вклад внёс А. Маршалл (1842-1924), один из крупнейших буржуазных учёных в истории экономической мысли. В своих работах области экономики А. Маршалл переместил центр тяжести на количественные оценки побудительных мотивов  и поступков людей.

В связи с изменением предмета экономических  исследований Маршалл предложил изменить название экономической науки: заменить термин «политическая экономия» на «экономикс».

Маршалл изменил название науки для того чтобы подчеркнуть изменение самого предмета: экономическая жизнь общества должна рассматриваться вне политического контекста, исключить вмешательство государства  в экономику.

Стараясь 
собрать в одно целое теорию предельной полезности и теорию издержек производства, экономисты кембриджской школы поставили вопрос так: ни спрос, ни предложение не имеют приоритета с точки зрения определения цен, являясь равноправными элементами механизма рыночного ценообразования.

Поскольку вся их реформа проходила внутри маржинализма, предельные характеристики, сконцентрированные австрийцами на стороне потребления и спроса, теперь появились на стороне производства и предложения. Собираясь найти условия баланса спроса и предложения, маржиналисты широко применяли понятие рыночного равновесия.

Известная ещё до Маршалла, эта категория после его работ превратилась в распространённый элемент методологии буржуазной политэкономии.

С кембриджских реформ начался повсеместный переход 
буржуазных экономистов на путь изучения функциональных соотношений между 
экономическими явлениями. Опираясь на этот принцип, А. Маршалл пытался придать свей теории практическую ориентацию, наполняя её экономико-математическими разработками конкретных проблем рынка.

2. Механизм рыночного 
формирования цен

В центре внимания экономистов кембриджской школы 
находился механизм рыночного формирования цен. Поскольку А. Маршалл признавал только функциональный анализ, то все три параметра рынка (цена, спрос, предложение) рассматривались вместе, в их взаимодействии.

С одной 
стороны, считал лидер кембриджской школы, рыночный механизм, действуя в условиях неограниченной конкуренции, устанавливает зависимость спроса и предложения от цены.

Если, допустим, на определённом рынке цена товара растёт, то, как правило, спрос на него снижается, а предложение увеличивается. Когда, наоборот, цена идёт вниз, спрос повышается, а предложение сокращается.

Выходит, что рыночная цена в ходе своих колебаний может достичь  некоторого устойчивого состояния, стать ценой равновесия, спрос на данный товар уравнивается с его предложением.

С другой стороны, рыночная система работает в противоположном направлении, определяя движение цены соотношениями спроса и предложения. Например, цена, превышающая уровень равновесия, стимулирует расширение предложения.

Предложение, обгоняя спрос, заставляет цену перемещаться обратно, отметке равновесия. Если же рыночная цена оказывается ниже цены равновесия, то она подталкивает вверх спрос.

Тот увеличивается, опережая предложение, что влечёт за собой повышение цены в сторону равновесия.

Согласно 
А. Маршаллу, это идеальная картина рыночного взаимодействия, когда спрос и предложение в равной мере влияют на изменение цены.

Однако она сильно меняется в зависимости от продолжительности рассматриваемых отрезков времени. Когда исследуется кратковременный период, проявляются одни закономерности, когда анализируется длительная перспектива – другие.

Равноправие исчезает: то спрос, то предложение берёт на себя роль главного регулятора цены.

В рамках краткосрочного интервала приоритет получает спрос. Это, указывал А. Маршалл, объясняется тем, что предложение более инерционно, не поспевает за постоянными колебаниями спроса.

Оно отстаёт, запаздывает, поскольку для его изменения требуются новые условия производства, а возможно, и создание дополнительных производственных мощностей. В пределах небольшого отрезка времени величина предложения приобретает, поэтому постоянный характер.

Тогда спрос превращается  в решающий ценообразующий фактор, и любое его повышение ведёт к росту цены.

В этом случае  возникает разница между новой, более высокой ценой товара и издержками его производства и нормальной прибылью.

У предпринимателя образуется временный дополнительный доход, или, по терминологии А. Маршалла, квазирента.

По мере развёртывания производства, рано или поздно реагирующего на возрастание спроса, увеличиваются размеры предложения, а цена идёт вниз, уничтожая квазиренту.

Когда же речь идёт о долгосрочной перспективе, роль основной ценообразующей силы переходит 
к предложению и связанным 
с ним денежным издержкам производства.

Чем длительнее анализируемый период времени, тем сильнее их взаимодействие по сравнению с влиянием спроса. По А.

Маршаллу, причина состоит в том, что именно производство определяет движение потребностей, которые затем выступают в виде предельных полезностей и спроса.

Анализ спроса и предложения, отклоняющих рыночную цену от уровня равновесия, оставляет 
открытым вопрос о том, чем определяется сама цена равновесия. Решение, предложенное А.

Маршаллом (денежные издержки производства), не несёт в себе большой новизны, похоже на трактовку теории издержек производства. Оно неудовлетворительно, поскольку сами издержки зависят от цен факторов производства. Получается, что А.

Маршалл и его последователи, сохраняя традицию буржуазной политэкономии, объясняют цены ценами.

На разработки  кембриджской школы  следует посмотреть с двух сторон. Если видеть в них объяснение внутреннего  механизма  ценообразования  при капитализме, то становится ясным ряд принципиальных дефектов, искажение действительности. Тут проявляется их идеологический аспект.

Но к этим исследованиям можно подойти и с другой точки зрения, обратив внимание на ту их часть, что относится  к конкретным проблемам, возникающим на товарных рынках. Здесь можно обнаружить реалистические моменты, найти научные результаты, имеющие практическую ценность.

  

3. Закон убывающей полезности.

Маршал выдвинул анализ потребностей  спроса в качестве важнейшей проблемы. Спрос связан с оценкой полезности. К коренным свойствам человеческой натуры Маршал относил «закон насыщения потребностей» , или «закон убывающей потребности».

В соответствии с этим общая полезность вещи для человека возрастает вместе с каждым приращением у него запаса этой вещи, но не с такой скоростью, с какой увеличивается этот запас. Дополнительная польза, которую извлекает каждый человек из данного прироста своего запаса какой-либо вещи, уменьшается с каждым новым приростом уже имеющегося запас.

В соответствии с этим законом стоится кривая, демонстрирующая изменение спроса в зависимости от роста цены. Любая точка на этой кривой показывает, какое количество товаров может быть продано при данной цене. Но цена, которая формируется на рынке в процессе конкуренции, зависит как от спроса, так и от предложения.

Пересечение на графике кривых спроса и предложения дает точку равновесия – точку, показывающую равновесную цену и количество товаров,  которое может быть реализовано по этой цене

4. Концепция эластичности спроса

Представляют 
интерес исследования А. Маршаллом 
проблем спроса на отдельные товары, точнее – разработанная им концепция эластичности спроса.      

Лидер кембриджской школы поставил спрос на определённый товар в зависимость от трёх главных 
факторов – предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода, используемого на потребление, причём особое место отводилось первому из них.

Поскольку предельная полезность равна той 
максимальной цене, которую покупатель ещё согласен уплатить за данный товар, она становится верхнем пределом колебания рыночной цены. Максимальная цена, утверждал А. Маршалл, является автономной, независимой от рынка ценой спроса и определяется только потребностью в товаре и его запасом.

Пример эластичности спроса: предположим, что величины предельной полезности и дохода постоянны.

Допустим, так же, что рыночная цена какого-то  товара увеличилась (уменьшилась) на 1%, а спрос на него, испытывающий влияние этой цены, сократился (возрос) более чем на 1%. Тогда, по А.

Маршаллу, движение спроса было эластичным по цене. Соответственно, спрос считался неэластичным, когда он менялся менее чем на 1% при однопроцентных колебаниях рыночной цены.

Концепция эластичности спроса имеет явные 
недостатки – выдвижение на первый план предельной полезности и её трактовка  в духе австрийской школы, игнорирование социальной структуры общества, влияющей на распределение национального дохода, а стало быть, на покупательную способность групп населения. В то же время в целом её можно считать научным достижением кембриджской школы. Идеи А. Маршалла открыли дорогу обширному потоку прикладных исследований товарных рынков, практическое значение которых не вызывает сомнений.

5. Теория предложения

В созданной 
экономистами кембриджской школы теории предложения ведущая роль принадлежит 
понятию предельных издержек, под 
которой понимались издержки производства последней единицы определённого товара. Действуя так же, как и при исследовании спроса, А.

Маршалл отождествлял предельные издержки с той минимальной ценой (ценой предложения), по которой предприниматель ещё готов поставлять  свой товар на рынок.

Предполагалось, что если встать на его позицию, то цена предложения превратится в начальный пункт движения рыночной цены в положение равновесия.

Но, отмечал 
А. Маршал, цена предложения в разных отраслях ведёт себя неодинаково. Есть отрасли, где предельные издержки, а 
значит, и цена предложения не зависит от объёма  выпускаемой продукции. В них, согласно Маршаллу, действует закон постоянной производительности.

Существуют и другие производства, в которых действует закон возрастающей производительности: с ростом объёма изготовленных товаров предельные издержки снижаются. Наконец, имеются отрасли подчиняющиеся закону убывающей производительности.

Здесь по мере увеличения размеров производства наблюдается рост предельных издержек и соответственно цен предложения.

Если же дать общую оценку кембриджской концепции предложения, то она выглядит как искажённая, свойственная маржинализму тех времён трактовка процесса образования средней нормы прибыли и цены производства.

Это качество кембриджской школы отчётливо видно  на примере проведённого А. Маршаллом исследования внутренней структуры предельных издержек. Характеризуя их, он отверг (и вполне обоснованно) версию Ф.

Визера, связывавшего издержки производства с определённой полезностью потребительского блага.

Источник: https://student.zoomru.ru/ecoteo/kembridzhskaya-shkola-marzhinalizma/93020.749680.s1.html

Кембриджская школа маржинализма

  • Министерство образования и 
    науки РФ Федеральное государственное 
    бюджетное образовательное учреждение ВПО ИжГТУ
  • Факультет «Менеджмент и маркетинг»
  • Кафедра Экономической теории
  • Курсовая работа по теме:
  • “Кембриджская школа маржинализма”
  • Выполнил:                                                              студент гр. Б-02-524-1

Васильев А.Л.

           Руководитель:                                                         Пантелеева Е.А.

г. Ижевск 2012 год

План

  1. Общая характеристика Кембриджской школы
  2. Уильям Стэнли Джевонс
  3. Альфред Маршалл
  4. Механизм рыночного формирования цен
  5. Концепция эластичности спроса
  6. Теория предложения
  7. Концепция издержек
  • Заключение
  • Список литературы
  1. Введение
  2. Цель моей работы изучить теории и главных представителей Кембриджской школы.
  3. Общая характеристика Кембриджской школы

Теория Кембриджской школы представлена исследованиями А. Маршалла, Ф. Эджуорта, А. Пигу. Наиболее серьёзный вклад внёс А. Маршалл (1842-1924), один из крупнейших буржуазных учёных в истории экономической мысли.

Его теория, основы которой изложены в «Принципах политической экономии», стала  не только систематизацией и обобщением положений пострекардианской  английской политэкономии, и др. течений.

Она положила начало новому направлению современной экономической науки – неоклассической политэкономии.

А. Маршал, в целом разделяя методологическую систему маржинализма, внёс в неё 
определённое своеобразие: отказался 
от субъективных оценок предельной полезности в анализе цен, отведя им место 
одного из факторов, влияющих на спрос. Также была отклонена точка зрения английских экономистов Дж. Мак-Куллоха и Р. Торренса, видевших конечное основание цены в издержках производства.

Стараясь собрать в одно целое 
теорию предельной полезности и теорию издержек производства, экономисты кембриджской школы поставили вопрос так: ни спрос, ни предложение не имеют приоритета с точки зрения определения цен, являясь равноправными элементами механизма рыночного ценообразования.

Поскольку вся их реформа проходила 
внутри маржинализма, предельные характеристики, сконцентрированные австрийцами на стороне потребления и спроса, теперь появились на стороне производства и предложения. Собираясь найти 
условия баланса спроса и предложения, маржиналисты широко применяли понятие рыночного равновесия.

Известная ещё до Маршалла, эта категория после его работ превратилась в распространённый элемент методологии буржуазной политэкономии.

С кембриджских реформ начался повсеместный переход буржуазных экономистов 
на путь изучения функциональных соотношений 
между экономическими явлениями. Опираясь на этот принцип, А. Маршалл пытался 
придать свей теории практическую ориентацию, наполняя её экономико-математическими 
разработками конкретных проблем рынка.

  Уильям Стэнли Джевонс (1835–1882)

Читайте также:  Биология человека как наука - для студента

Английский экономист и логик. Родился в Ливерпуле 1 сентября 1835. Учился в Юниверсити-колледже Лондонского университета, специализировался по химии. В 1854 отправился в Сидней (Австралия), где работал на монетном дворе пробирщиком до 1859.

Вернувшись в Англию, вновь поступил в Юниверсити-колледж, в 1862 получил магистерскую степень. С 1863 по 1876 г. Джевонс преподавал в Манчестере, а с 1876 по 1880 г. — в Лондонском университетском колледже. В 1871 и 1874 гг.

соответственно выходят в свет его самые знаменитые книги: «Теория политической экономии» и «Принципы науки — трактат о логике и научном методе».

В предисловии Джевонс формулирует свой знаменитый тезис о том, что «наша наука должна быть математической хотя бы потому, что имеет дело с количествами».

Джевонс стал основоположником теории стоимости как «предельной полезности» вместе с К.Менгером и Л.Вальрасом. Отстаивал также концепцию стоимости как производной от способности товаров удовлетворять человеческие желания (ранее эти идеи развивались Г.

Госсеном, однако Джевонс, по-видимому, не был знаком с работой Госсена, когда публиковал свой труд).

Джевонс первым начал исследовать процессы изменения уровня деловой активности в зависимости от сезонных колебаний в стоимости золота и вопросы, связанные с покупательной способностью денег.

Но основной теорией считается 
Теория полезности Джевонса

Джевонс утверждает, что основной проблемой является максимизация удовольствия». Термин же «полезность» означает абстрактное свойство объекта соответствовать нашим целям, то есть «все, что доставляет нам удовольствия или избавляет от страданий, может обладать полезностью».

Общая полезность имеющихся у нас единиц блага зависит от его количества. Джевонса всегда интересует полезность последнего приращения блага (все равно — потребленного или только намечаемого к потреблению), которую он назвал «последней степенью полезности» .

Последняя степень полезности имеет тенденцию убывать с ростом количества блага.

  • В 1876 Джевонс был назначен профессором политической экономии Юниверсити-колледжа и занимал эту должность до 1880.
  • Альфред Маршалл (1842—1924)
  • Английский экономист, основатель неоклассического направления в экономической науке, представитель кембриджской школы экономики.

Маршалл родился 26 июля 1842 году в лондонском районе Бермондси. Учился в Итоне и Кембриджском университете, который окончил в 1865 году; преподавал математику в Кембридже, политическую экономию в университетском колледже Бристоля, с 1885 по 1908 годы возглавлял кафедру политэкономии в своем родном университете.

Ученый скончался у 
себя дома в Кембридже 13 июля 1924 году.

Главным вкладом Маршалла в экономическую науку является соединение воедино классической теории и маржинализма. Он считает, что рыночная ценность товара определяется равновесием предельной полезности товара и предельных издержек на его производство. Графическим эквивалентом данного положения является знаменитый график, именуемый «крест Маршалла» или «ножницы» Маршалла.

Дж. М. Кейнс считал, что общая идея, лежащая в основе утверждения Маршалла о том, что ценность устанавливается на равновесном уровне спроса и предложения является эквивалентом системы Вселенной Коперника. Маршалл ввел в экономическую теорию категории: «эластичность спроса», «потребительский излишек».

Основные произведения: «Принципы экономической науки» (1890-1891), «Промышленность и торговля» (1919), «Деньги, кредит и торговля» (1922).

     Механизм рыночного формирования цен

В центре внимания экономистов 
кембриджской школы находился механизм рыночного формирования цен. Поскольку 
А. Маршалл признавал только функциональный анализ, то все три параметра рынка (цена, спрос,предложение) рассматривались вместе, в их взаимодействии.

С одной стороны, считал лидер 
кембриджской школы, рыночный механизм, действуя в условиях неограниченной конкуренции, устанавливает зависимость 
спроса и предложения от цены.

Если, допустим, на определённом рынке цена товара растёт, то, как правило, спрос 
на него снижается, а предложение 
увеличивается. Когда, наоборот, цена идёт вниз, спрос повышается, а предложение 
сокращается.

Выходит, что рыночная цена в ходе своих колебаний может 
достичь  некоторого устойчивого состояния, стать ценой равновесия, спрос на данный товар уравнивается с его предложением.

С другой стороны, рыночная система работает в противоположном 
направлении, определяя движение цены соотношениями спроса и предложения. Например, цена, превышающая уровень 
равновесия, стимулирует расширение предложения.

Предложение, обгоняя 
спрос, заставляет цену перемещаться обратно, отметке равновесия. Если же рыночная цена оказывается ниже цены равновесия, то она подталкивает вверх спрос.

Тот увеличивается, опережая предложение, что влечёт за собой повышение цены в сторону равновесия.

Согласно А. Маршаллу, это 
идеальная картина рыночного 
взаимодействия, когда спрос и 
предложение в равной мере влияют на изменение цены.

Однако она сильно меняется в зависимости от продолжительности 
рассматриваемых отрезков времени. Когда исследуется кратковременный 
период, проявляются одни закономерности, когда анализируется длительная перспектива – другие.

Равноправие 
исчезает: то спрос, то предложение 
берёт на себя роль главного регулятора цены.

В рамках краткосрочного интервала 
приоритет получает спрос. Это, указывал А. Маршалл, объясняется тем, что 
предложение более инерционно, не поспевает за постоянными колебаниями спроса.

Оно отстаёт, запаздывает, поскольку для его изменения требуются новые условия производства, а возможно, и создание дополнительных производственных мощностей. В пределах небольшого отрезка времени величина предложения приобретает, поэтому постоянный характер.

Тогда спрос превращается  в решающий ценообразующий фактор, и любое его повышение ведёт к росту цены.

В этом случае  возникает разница между новой, более высокой ценой товара и издержками его производства и нормальной прибылью.

У предпринимателя образуется временный дополнительный доход, или, по терминологии А. Маршалла, квазирента.

По мере развёртывания производства, рано или поздно реагирующего на возрастание спроса, увеличиваются размеры предложения, а цена идёт вниз, уничтожая квазиренту.

Когда же речь идёт о долгосрочной перспективе, роль основной ценообразующей силы переходит к предложению и связанным с ним денежным издержкам производства.

Чем длительнее анализируемый период времени, тем сильнее их взаимодействие по сравнению с влиянием спроса. По А.

Маршаллу, причина состоит в том, что именно производство определяет движение потребностей, которые затем выступают в виде предельных полезностей и спроса.

Такое описание механизма 
формирования цен, конечно, более сбалансировано, чем то, что дали экономисты австрийской 
школы.

Концепция эластичности спроса

Представляют интерес 
исследования А. Маршаллом проблем 
спроса на отдельные товары, точнее – разработанная им концепция 
эластичности спроса.      

Лидер кембриджской школы 
поставил спрос на определённый товар 
в зависимость от трёх главных 
факторов – предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода, используемого на потребление, причём особое место отводилось первому 
из них.

Поскольку предельная полезность равна той максимальной цене, которую 
покупатель ещё согласен уплатить за данный товар, она становится верхнем пределом колебания рыночной цены. Максимальная цена, утверждал А.

Маршалл, является автономной, независимой от рынка ценой спроса и определяется только потребностью в товаре и его запасом.

Если теперь взглянуть на рыночный процесс глазами покупателя (потребителя), то окажется, что именно от сюда, с точки цены спроса, рыночная цена, ведомая спросом и предложением, начинает свой долгий путь в сторону рыночного равновесия.

Пример эластичности спроса: предположим, что величины предельной полезности и дохода постоянны.

Допустим, так же, что рыночная цена какого-то  товара увеличилась (уменьшилась) на 1%, а спрос на него, испытывающий влияние этой цены, сократился (возрос) более чем на 1%. Тогда, по А.

Маршаллу, движение спроса было эластичным по цене. Соответственно, спрос считался неэластичным, когда он менялся менее чем на 1% при однопроцентных колебаниях рыночной цены.

Концепция эластичности спроса имеет явные недостатки – выдвижение на первый план предельной полезности и её трактовка  в духе австрийской школы, игнорирование социальной структуры общества, влияющей на распределение национального дохода, а стало быть, на покупательную способность групп населения. В то же время в целом её можно считать научным достижением кембриджской школы. Идеи А. Маршалла открыли дорогу обширному потоку прикладных исследований товарных рынков, практическое значение которых не вызывает сомнений.

Теория предложения

В созданной экономистами кембриджской школы теории предложения 
ведущая роль принадлежит понятию 
предельных издержек, под которой 
понимались издержки производства последней 
единицы определённого товара. Действуя так же, как и при исследовании спроса, А.

Маршалл отождествлял предельные издержки с той минимальной ценой (ценой предложения), по которой предприниматель 
ещё готов поставлять  свой товар на рынок.

Предполагалось, что если встать на его позицию, то цена предложения превратится в начальный пункт движения рыночной цены в положение равновесия.

Но, отмечал А. Маршал, цена предложения в разных отраслях ведёт 
себя неодинаково. Есть отрасли, где 
предельные издержки, а значит, и 
цена предложения не зависит от объёма  выпускаемой продукции. В них, согласно Маршаллу, действует закон постоянной производительности.

Существуют и другие производства, в которых действует закон возрастающей производительности: с ростом объёма изготовленных товаров предельные издержки снижаются. Наконец, имеются отрасли подчиняющиеся закону убывающей производительности.

Здесь по мере увеличения размеров производства наблюдается рост предельных издержек и соответственно цен предложения.

Концепция издержек

Теоретики кембриджской школы видели в предельных издержках сумму 
доходов, достающихся владельцам определённых факторов производства. Сюда включили заработную плату, процент на денежный капитал и предпринимательский 
доход.

Используя приёмы маржиналисткой  методологии, А. Маршалл рассматривал рабочего как рационального субъекта, оценивающего плюсы и минусы своего участия в производстве.

Если минусом считались сами трудовые затраты, измеряемые субъективной оценкой предельной тягости труда, то в качестве плюса выступала заработная плата, зависящая от этой оценки и предназначенная для денежной компенсации отрицательных эмоций рабочего.

Соответствующим образом описывалось 
и поведение владельца денежного 
капитала. Предполагалось, что он может 
либо немедленно потратить капитал 
на личное потребление, руководствуясь своими представлениями о предельной полезности различных благ, либо «отсрочить удовольствие» (как писал А.

Маршалл), воздержавшись от потребительского решения и направив капитал в 
производство с расчётом на процент.

Величину последнего, экономисты кембриджской школы ставили в зависимость  от  субъективных  оценок  собственника  капитала, от  того, на  сколько  он  сочтет  второй  вариант  выгоднее  первого.

Источник: https://www.stud24.ru/economics/kembridzhskaya-shkola-marzhinalizma/374960-1187443-page1.html

7.5. Кембриджская школа маржинализма

Дальнейшее развитие
маржиналистская школа получила в работах
А. Маршалла, Д.Б. Кларка.

Альфред Маршалл
(1842-1924) является основателем кембриджской
школы политической экономии. Главное
произведение Маршалла называется
«Принципы политической экономии».

В своих теоретических
построениях Маршалл соединяет субъективную
предельную полезность с издержками
производства.

Он полагал, что потребности и издержки
дополняют друг друга.

Он также считал,
что стоимость выражает отношение между
вещами в обмене и определяется спросом
и предложением. По сути, он анализировал
факторы, влияющие на формирование цены.
В основе спроса лежит убывающая, т.е.
снижающаяся по мере насыщения потребностей,
полезность.

Полезность, хотя и
приблизительно, можно измерить с помощью
денег. По его мнению,
«излишек удовлетворения» возникает
как разница между полной и предельной
полезностью вещи.


Маршалл также
ввел
понятие эластичности спроса,

характеризующее количественную
зависимость спроса на некоторый товар
от изменения его цены.

Маршалл от анализа
спроса перешел к анализу предложения
товаров и взаимодействия между
предложением и спросом при установлении
цены. Он
рассматривал проблемы ценообразования
в зависимости от длительности
анализируемого периода и различал
несколько периодов равновесия спроса
и предложения при формировании цены:
кратковременный, средний и длительный.

Результаты
исследований Маршаллом экономических
ситуаций, когда под влиянием возрастающего
спроса производители стремятся увеличить
выпуск товаров, перераспределяя
производственные ресурсы на основе
принципа взаимозаменяемости для
получения наибольшего эффекта, положили
начало современному микроэкономическому
направлению экономической теории.

В теории распределения
Маршалл придерживался теории трех
факторов производства. К земле, труду
и капиталу он добавил фактор организации.
Согласно Маршаллу, уровень ренты,
заработной платы, процента и прибыли
определяется высотой спроса и предложения.

Другим представителем
теории маржинализма является Джон
Бейтс Кларк –
американский
экономист, автор многочисленных трудов.
Кларк предложил новый подход к изучению
политической экономии в целях ее
приближения к точным наукам. Исходным
моментом, по его мнению, должен стать
анализ статики, т.е.

экономического
положения общества, находящегося в
неподвижности, «в равновесии». По
проблеме стоимости Кларк придерживался
теории предельной полезности, которую
он несколько модифицировал.

«Закон
Кларка» состоит в том, что полезность
товара распадается на составные элементы,
после чего ценность товара определяется
не полезностью его в целом, а суммой
предельных полезностей всех его свойств.

Кларк считал,
что центральное место в экономической
теории занимает проблема распределения
общественного продукта. Это распределение
осуществляется в соответствии с вкладом
каждого фактора производства.

Кларк
сформулировал теорию предельной
производительности, утверждающую, что
в процессе производства наблюдается
убывающая производительность труда и
капитала. Кларк исходит из того, что
увеличение одного из факторов производства
при постоянных размерах остальных
факторов дает убывающий рост продукции.

Источник: https://studfile.net/preview/3306015/page:21/

Экономические учения английской школы маржинализма

  • Министерство 
    образования республики Беларусь
  • Учреждение 
    образования
  • «БЕЛОРУССКИЙ 
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ 
    И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»
  • Институт 
    информационных технологий
     
  • Специальность
    ”Экономика и организация производства” 
  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
  • По курсу
    “Истории экономических учений” 
  • Вариант № 14 
                Адрес ул.Авангардная, д. 61-1

Минск, 2011 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………….2

1.Экономические учения английской школы маржинализма………………………..3

    1. История возникновения теории маржинализма………………………….3
    2. Биографии мыслителей: Уильям Стэнли Джевонс и Фрэнсис Исидор Эджуорт. …………………………………………………………………….4
    3. Сравнительный анализ их деятельностей, взглядов в развитие экономической науки……………………………………………………….8
    4. Характеристика их основных работ, послужившие внесению во вклад эволюции истории экономических учений. …………………….………10

Заключение 
…………………………………………………………………………..16

Список 
литературы…………………………………………………………………..18 
      
      
   

Введение

     В течение последних 30 лет XIX в. классическую политическую экономию сменила маржинальная экономическая теория. В значительной степени эта смена стала следствием огромного прогресса в науке, особенно в ее естественных и гуманитарных отраслях, и экономике, которая все 
более обретала признаки монополистического типа хозяйствования.

     Маржинализм — (франц. marginal — предельный от лат. marginalis — букв.: находиться на краю) —

     1) экономическое течение, теория, объясняющая 
экономические процессы и явления, исходя из предельных, приростных величин или состояний.

Маржинализм оперирует такими величинами, как предельная производительность, предельные издержки, предельная полезность, и исходит из законов убывания предельной полезности, предельной производительности, предельной доходности и закона спроса и предложения.

Маржинализм широко использует экономико-математические методы и опирается на количественный анализ. Это молодое течение экономической мысли, зародившееся во второй половине XIX в. Маржинализм относят к субъективистским теориям;

     2) точка зрения, позиция, принцип 
рассмотрения и анализа процессов, 
явлений исходя из предельных 
величин и предельных состояний; 3) пребывание в крайнем, предельном 
состоянии, у некоторой черты, 
грани.     
 

  1. Экономические учения английской школы  маржинализма
      1. История возникновения теории маржинализма 

     Возникновение теории, берущей за основу ценности не затраты труда, а полезность, трактуется как «маржиналистская революция». Маржинализм 
в качестве самостоятельного течения 
экономической мысли оформился 
во 2-й половине ХIХ в.

, что было вызвано объективными факторами. Конец XIX в. стал временем бурного экономического развития стран Западной Европы и 
США, что явилось следствием завершившегося промышленного переворота.

Наиболее развитые державы вошли в период промышленного капитализма и 
свободной конкуренции.

Мощное развитие рыночных отношений как внутри стран, так и между ними, обусловленное 
углублением процесса разделения труда, обострило внимание современников 
к ценообразованию, роли денег, законам 
поведения субъектов рынка и 
т.п. Эти проблемы и явились основным объектом исследования маржиналистов.

     Не менее существенной причиной возникновения маржинализма можно считать стремление ученых – экономистов найти выход из кризиса экономической теории, их стремление открыть определенные новые перспективы современному им экономическому порядку[3].

      
Школа маржинализма сформировалась 
на основе критики исторической 
школы, абсолютизировавшей эмпирический 
метод в изучении экономических 
явлений. Маржиналисты, напротив, доказывали 
необходимость общих закономерностей 
экономической жизни, первостепенность 
абстрактно логического метода 
научного анализа, вне зависимости 
от национальной специфики.

 Эта 
принципиальная позиция методологии 
дает основание утверждать о 
родстве маржинализма с рикардианством. В связи с этим маржиналистов 
(особенно представителей кембриджской 
школы) называют еще и «неоклассиками».

 
В то же время маржинализм 
противопоставил рикардианской 
трудовой теории стоимости теорию 
полезности, где величина меновой 
стоимости выводится не из 
необходимых трудовых затрат, а 
из интенсивности потребления. 
Существовашая ранее теория полезности (Э.Кондильяк и Ф.

Галиани), была 
усовершенствована маржиналистами 
на основе применения метода 
предельного анализа, который 
и дал название новой экономической 
школе. Этот метод применялся впоследствии при построении других концепций маржинализма: теории общего равновесия, распределения, издержек производства и др.

      
Маржинализм в значительной мере 
был направлен и против теории 
К.Маркса, базирующейся на трудовой 
теории стоимости классической 
школы.

 При этом маржиналистской 
школе характерен, по существу, отход 
от идеологизации экономического 
анализа, попытка ограничиться 
объектом «чистой прибыли», без 
примеси социальных или конкретно 
– экономических дисциплин, связанных 
с идеологией.

Маржиналисты отказались 
даже от самого термина «политическая 
экономия», введенного в научное 
употребление в 1615г. А.Монкретьеном, предпочитая нейтральное понятие 
«экономика».  

      1. Биографии мыслителей: Уильям Стэнли Джевонс и 

     ДЖЕВОНС ВИЛЬЯМ-СТЕНЛИ ( 1839 — 1882 ) — известный экономист. Несколько лет жил в Австралии, в качестве химика при монетном дворе в Сиднее; потом был профессором логики и политической экономии в Лондоне и Манчестере. Его не удовлетворяла абстрактная разработка политич. экон. в духе Рикардо, и он один из первых в Англии начал борьбу против так наз.

классической школы.    Он попытался придать более жизненности формулам полит. экономии, при помощи приложения к ее разработке, по образцу своих предшественников в этом отношении, Госсена и Курно, математического метода. В настоящее время целый ряд экономистов — Маршалл и Эджеворт в Англии, Визер, Менгер и Бём-Баверк в Австрии — идут тем же путем.

Читайте также:  Отзыв руководителя практики от организации за 5 минут: пример и как составить быстро?

Математический анализ, однако, не исчерпывает тех отношений, на которых, как в полит. экономия, отражаются страсти, интересы и желания. Математика может служить только некоторым побочным орудием при разработке чисто количественных вопросов полит. экономии. Д. много сделал в этом отношении полезного при разработке статистических данных о ценах.

Ему принадлежит плодотворная идея выработки так называемых индеконумберов цен, т. е. сведения их к некоторым относительным и допускающим сравнение нормам. Д. и его сторонники сделали много справедливых замечаний относительно трудовой теории ценности и впервые обратили серьезное внимание на влияние, при образовании ценностей, полезности товаров и их предложения.

   Сами сторонники Д. находят, впрочем, что, в пылу полемики против Рикардо и Д. С. Милля, он с слишком большой односторонностью выставил положение, что ценность исключительно зависит от полезности. «Часто думают», говорит Д.

в своих «Началах политической экономии»: «что труд определяет ценность; но это происходит только не прямым образом, чрез изменение полезности благ, вследствие увеличения или уменьшения предложения… Следует различать между полезностью всего наличного запаса благ и каждой отдельной части этого запаса.

Полезность каждой привходящей доли, когда значительная часть наших потребностей уже насыщена, по неизбежным психологическим законам будет меньше». Эту наименьшую полезность Д. обозначает термином final degree of utility (который переведен на русском языке словами «конечная полезность»).

Но так как все предметы известной категории имеют на рынке только одну цену, то предметы общего запаса должны иметь такую же цену, как и вновь привходящие. Отсюда следует, что «все предметы обмениваются согласно конечной полезности последнего из предметов, присовокупленных к общему запасу».    Издержки производства, по мнению Д.

, определяют размер предложения, предложение определяет конечную степень полезности, а эта последняя — ценность. Такова общая точка зрения Д.

Без сомнения, количественные отношения предметов имеют большое значение при определении размера ценности; для различных покупателей на рынке цена определяется, однако, не только конечной полезностью, но и наличным запасом покупательных средств у них.

Цена предмета на рынке одинакова для богатого и для бедного, а между тем конечная полезность для ряда лиц бесконечно разнообразна. Самое исходное предположено Д. несколько исключительно. Он пытается отыскать законы ценности, предполагая, что покупатель имеет уже некоторый запас предметов, который он затем снова подвергает оценке.

Но чем же определяется ценность предмета, который впервые еще вступает в запас? Наконец, если бы даже ценность предметов определялась конечной их полезностью для каждого, то и в таком случае основания обмена благ были бы иные. Конечная полезность предмета А выражается для одного лица в двух наличных у него предметах Б.

Для другого лица Б вдвое полезнее, чем наличные у него А. Очевидно, первый охотно дает два Б за одно А; но и второй дает два А за одно Б. Меновое отношение установится, следовательно, так, что за каждые два А будут даваться два Б, или, что то же, А будет обмениваться на Б, т. е. гораздо ниже конечной полезности их для каждого. Особенные заслуги Д. оказал науке своими исследованиями в области денежных вопросов. Небольшой труд Д.: «Деньги и денежное обращение» (пер. изд. 1875) переведен почти на все европейские языки, и вряд ли найдется в литературе другое столь краткое и ясное изложение многих важнейших вопросов, связанных с теорией денег. После смерти Д. многие из его очерков по вопросам о деньгах собраны и изданы его женой под общим заглавием: «Investigation in currency and finance» (1884).  

 Иногда Д. любил пускаться в метафизику. В качестве курьеза можно отметить, что происхождение кризисов и их возвращение в десятилетние периоды он приводил в связь с появлением пятен на солнце. Вообще он был во многих отношениях сторонником манчестерской школы; но в последние годы жизни взгляды его стали значительно изменяться.

В своей живо и талантливо написанной книге: «The state in relation to labour» (1882) он является горячим защитником фабричного законодательства и настаивает на необходимости сокращения времени труда для замужних женщин и для малолетних.

Большою популярностью в Англии пользуются также его лекции и учебники логики, из которых один: «Principles ot science» (пер. изд. 1874) переведен и на русский язык. Подробное перечисление всех трудов Д. и статей, посвященных их оценке; см. в «Handbuch der Staatswissenscbaften» Конрада и в «Nouveau Dictionnaire d'Economie Politique» L.

Say et Chailley. Лучшая литературная оценка теории ценности Д. принадлежит профессору Маршаллу (Academy, 1 апреля 1872).

     ЭДЖУОРТ, ФРЭНСИС ИСИДРО (Edgeworth, Francis Ysidro) (1845–1926), ирландский экономист, агент математической школы в экономике. Родился в Эджуортстауне в Ирландии 8 февраля 1845. Окончил Тринити-колледж в Дублине, далее Бейллиол-колледж Оксфордского университета (1869).

В 1877 был допущен к адвокатуре, читал лекции в Кингз-колледже Лондонского университета. В 1888 был назначен профессором политической экономии Лондонского университета, в 1891 стал профессором Оксфордского университета, где был избран членом совета Олл-соулз-колледжа и работал до своей оставки в 1922. Эджуорт был последователем У.Джевонса и А.

Маршалла, придерживался концепций утилитаризма, разрабатывал систему экономических переменных (показателей), измерения полезности (этической ценности), алгебраического и диаграммного представления экономического равновесия.

В своей первой книге Новые и старые методы этики (New and Old Methods of Ethics, 1877) применил вариационное исчисление, посчитав, что это будет содействовать прояснению фундаментальных этических вопросов.

В книге Математическая психика (Mathematical Psychics, 1881) Эджворт предложил общую теорию «функции полезности», рассмотрел проблемы заключения и выполнения контрактов в условиях свободного рынка, ввел понятие «косой безразличия» для описания ситуации, когда покупателю приходится действовать количественный отбор между двумя товарами, а кроме того «контрактной неопределенности». В 1925 вышел сборник статей Эджуорта Работы по политической экономии (Papers Relating to Political Economy), в котором новую трактовку получили вопросы международной торговли, налогообложения, а кроме того строй проблем статистики и теории вероятностей. В 1891–1926 Эджуорт был редактором «Экономического журнала» («Economic Journal»). Умер Эджуорт в Оксфорде 13 февраля 1926. 

1.3 Сравнительный анализ их деятельностей, взглядов в развитие экономической науки

     Английская 
школа маржинализма представлена Джевонсом и Эджуортом.

     Уильям 
Стенли Джевонс. Его работы: «Теория политической экономии» (1871) и «Принципы науки» (1874).

     Субъективизм 
маржинальных идей в трудах Джевонса очевиден из следующего.

     Во-первых, максимальное удовлетворение потребностей при минимуме усилий является, на его 
взгляд, сугубо экономической задачей, не связанной с политическими, моральными и другими факторами. При этом приоритетное значение придавалось 
им проблематике полезности, т.е. потребления 
и спроса.

     Во-вторых, рассматривая полезность и ценность по функциональной зависимости, Джевонс считал, что цена товара функционально зависит от предельной полезности, а последняя, в свою очередь, зависит от товарных цен, обусловленных издержками производства. Это значит, что он не придавал самостоятельного значения издержкам и предельной полезности.

     В-третьих, он разделял положение «классиков» 
о совершенной конкуренции, позволяющей 
продавцам и покупателям иметь 
доступ друг к другу и обладать полной взаимной информацией.

Отсюда он пришел к заключению, что субъекты рынка обеспечивают получение человеком 
такой комбинации товаров, которая 
в наибольшей степени удовлетворяет 
его потребности.

В этом свидетельство 
постижения им принципов предельного 
анализа («законов Госсена»).

     Джевонс оказался в числе тех ученых, которые находились под влиянием утилитаристских идей английского философа Иеремии Бентама. Он полагал, что его (Бентама) убеждение об исчислении наслаждений и страданий, возможно, приложить к экономическому подходу в осмыслении человеческого поведения.

Кроме того, его утверждение — «все товары в результате обмена распределяются таким образом, чтобы доставить максимум выгоды» — почти созвучно основному постулату И.Бентама: «Природа поставила человечество под управление двух верховных властителей: страдания и удовольствия. Им одним предоставлено определять, что мы можем делать, и указывать, что мы должны давать…

Они управляют нами во всем, что мы делаем, что мы говорим, что мы думаем».

     Джевонс сформулировал закон убывающей предельной полезности и с его помощью пришел к уравнению обмена: в состоянии равновесия отношения приращений потребляемых товаров должны равняться соответствующим соотношениям интенсивности потребностей, удовлетворяемых в последнюю очередь. По сути это условие потребительского равновесия: пропорциональность предельных полезностей относительным ценам.

     Важным 
вкладом в науку является теория предложения труда Джевонса. Тягость труда с увеличением его предложения сначала снижается, а затем растет, тогда как предельная полезность продукта, производимого трудом, монотонно убывает. Рабочий, рационально ведущий себя, будет уравнивать предельную тягость труда и предельную полезность продукта.

     Френсис Эджуорт развивал идеи Джевонса. Его основной труд «Математическая психика» (1881), в которой сосредоточено внимание на проблемах измерения полезности и математического определения равновесия. Равновесие рассматривается на основе сопоставления полезностей благ и тягостей труда.

     Эджуорт установил закон роста производства фирмы: этот рост выгодно продолжать до тех пор, пока предельная выручка не сравняется с предельными издержками. Также он ввел понятие кривых безразличия.  

Источник: https://www.freepapers.ru/84/jekonomicheskie-ucheniya-anglijskoj-shkoly-marzhinalizma/72000.468548.list1.html

Кембриджская школа политэкономии. А.Маршал

Австрийская школа политэкономии

Австрийская школа (также Венская школа, Психологическая школа) — теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма.

Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики, экономический либерализм.

Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).

  • Основные теоретические положения австрийской школы
  • Особенности австрийской школы:
  • · Отказ от использования математических методов исследований;
  • · Субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы;
  • · Акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей;
  • · Акцент на структуру капитала и временну́ю изменчивость последней при изучении макроэкономических проблем.

Экономисты австрийской школы придерживаются методологического индивидуализма, который они описывают как анализ человеческой деятельности с точки зрения отдельных людей.

Экономисты Австрийской школы утверждают, что единственный путь к построению осмысленной экономической теории — логически выводить её из базовых принципов человеческой деятельности, называя подобный метод праксеологическим.

Кроме того, хотя натурные эксперименты часто используются последователями экономического мейнстрима, «австрийцы» указывают, что экспериментальная проверка экономических моделей почти невозможна, поскольку нормальная экономическая деятельность людей — предмет экономического исследования — не может быть воспроизведена в искусственных условиях.

История развития австрийской школы

Австрийская школа получила своё название от происхождения её основателей и ранних приверженцев, включая Карла Менгера , Ойгена фон Бём-Баверка и Людвига фон Мизеса . В число известных экономистов XX века, относимых к Австрийской школе, также входят Генри Хэзлитт, МюррейРотбард и нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек .

Классическая экономическая теория основывалась на трудовой теории стоимости в соответствии с которой стоимость товаров определяется количеством труда, затраченного на его производство. В конце XIX века, однако, внимание экономистов переключилось на теорию предельной полезности.

Австрийская школа была одним из трёх источников маржиналистской революции 1870-х, при этом её основной вклад состоял в применении субъективистского подхода к экономике. Вышедшая в 1871 году книга Карла Менгера «Принципы Экономики» стала катализатором развития этого направления.

Вокруг Менгера в рамках широкого направления маржинализма сформировалась более узкая школа, получившая название «Психологическая школа», «Венская школа» или «Австрийская школа».

Впоследствии ТорстейномВебленом в его работе «Предубеждения экономической науки» (1900) был специально введён термин «неоклассическая экономика», дабы отличить маржинализм в объективистской традиции последователей Альфреда Маршалла от маржинализма Австрийской школы, исповедовавшей субъективистский подход к стоимости.

Австрийская школа оставалась влиятельным направлением экономической мысли в первой половине XX века и какое-то время рассматривалась как неотъемлемая часть экономического мейнстрима.

Её вклад в развитие экономической мысли включает неоклассическую теорию стоимости (включая субъективную теорию стоимости), а также осмысление проблемы экономических вычислений и невозможности централизованного планирования в экономике.

Кембриджская школа политэкономии. А.Маршал

В 90 — х годах ХIХ в . в Англии сформировалась так называемая кембриджская экономическая школа , основателем которой был Альфред Маршалл ( 1842-1924 ) . Эта школа по своему влиянию на экономическую мысль не уступала австрийской и положила начало так называемое неоклассический направление.

Маршалл одним из первых экономистов предложил заменить понятие «политическая экономия» понятием «экономикс», дал свое определение ее предмета. Экономикс – это наука, которая изучает человечество в его повседневной жизни; она рассматривает ту часть индивидуальных или общественных действий, которая связана с получением и потреблением материальных элементов благосостояния.

Для решения поставленной задачи Маршалл использовал своеобразный метод исследования.

Его метод исследования – метод частичного равновесия: в каждой данной ситуации он признает постоянными все элементы, кроме одного и исследует последствия его изменения.

Наконец, он попытался сделать политическую экономию математической наукой, но при этом предупреждал, что хорошее математическое изложение экономических явлений может оказаться хорошей математикой, но плохой экономикой.

Центральное место в экономическом учении Маршалла занимает теория цены. Сущность его теории цены заключается в объединении двух групп факторов, влияющих на рыночную цену.

С одной стороны, имеется цена спроса, которая формируется под влиянием спроса на товар, определяемого полезностью продукта. Эта группа факторов имеет рыночное происхождение. С другой стороны, есть цена предложения, зависящая от издержек производства, т.е.

связана с процессом производства. А средняя цена, по его мнению, есть результат ценообразования, происходящего на рынке.

Из сказанного выше следует, что Маршалл трактовал цены в виде количественных, отношений, в которых товары и деньги обмениваются друг на друга. За этими отношениями не просматривается их внутреннее содержание, т.е. стоимость продукта. Отсюда следует вывод, что Маршалл сконструировал теорию цены без стоимости.

Анализируя факторы, влияющие на величину спроса на товар на рынке Маршалл вывел закон спроса, который рассматривался в курсе политической экономии. Он также одним из первых связал с ценой товара эластичность спроса на него.

Цену предложения, согласно утверждению Маршалла, определяют факторы производства – земля, труд, капитал и организаторские способности. Ее динамика зависит от издержек производства. Однако в отличие от классической политической экономии издержки у него определялся не реальными затратами, а субъективными переживаниями агентов производства.

Маршалл сводил издержки производства к комплексу отрицательных эмоций, связанных с расходованием рабочей силы и воздержанием капиталистов.

Денежные издержки производства, выступающие в форме цены предложения товара, должны обеспечить компенсацию всех отрицательных ощущений и, следовательно, включать в себя заработную плату и предпринимательский доход.

Итак, в своей теории цены Маршалл динамику спроса объяснял предельной полезностью товара, а динамику предложения – возрастающими издержками производства.

Обе эти функции он изображал как связанные между собой две кривые. Цена «равновесия» устанавливается в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения при равенстве спроса и предложения.

При установлении цены, замечает Маршалл, спрос и предложение имеют равное значение.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s9810t10.html

Ссылка на основную публикацию