Иллюзии восприятия — для студента

FAQ Иллюзии восприятия - Для студентаНа вопрос «Что такое иллюзии?» нет строгого ответа. Иллюзий очень много, и их возникновение может быть объяснено с точки зрения разных научных дисциплин.

Например, есть зрительные иллюзии, причины которых кроются в законах физики: миражи, эффект гало и тому подобное. Такие иллюзии фиксирует фотоаппарат.

Иллюзии восприятия - Для студента

Есть иллюзии, связанные с тем, как устроены наши органы зрения. Слепое пятно — это область в глазу, где нет рецепторов сетчатки и где расположены нервные волокна и сосуды.

Наличие слепого пятна позволяет испытать иллюзию исчезновения объекта в том случае, если мы смотрим на изображение двух фигур, прикрывая один глаз рукой.

При определенном расстоянии от изображения одна из этих фигур попадет в зону слепого пятна, и мы перестанем ее видеть, до тех пор пока не изменим положение.

Посмотрите левым глазом на правый крестик, закрыв правый глаз рукой. Приближайтесь и удаляйтесь, пока изображение не исчезнет.

Иллюзии восприятия - Для студента

Самыми интересными являются иллюзии, которые невозможно объяснить работой организма или физическими явлениями. Они связаны с тем, как устроена психика и познание.

До сих пор разгораются дискуссии о причинах их возникновения. Такие явления невозможно зафиксировать прибором — фото- и видеокамерой, и работой физиологических органов и систем их до конца не объяснить.

Их называют когнитивными иллюзиями.

К ним нередко относят иллюзии величины: знаменитые иллюзии Мюллера — Лайера, Понзо, Эббингауза, Оппель — Кундта и так далее. Во всех этих иллюзиях одинаковые по размеру объекты кажутся нам разными. Причем даже знание о равенстве двух отрезков или двух фигур не спасает от оптического обмана.

Иллюзии восприятия - Для студента // Иллюзия Мюллера — Лайера / Wikimedia Commons

С давних времен ученые пытались разгадать загадку иллюзий восприятия. Уже много веков выдвигаются гипотезы о причинах возникновения иллюзии Луны.

Известно, что Луна у горизонта кажется намного больше, чем в зените, однако фотоаппарат такую разницу не фиксирует.

Это неудивительно: где бы Луна ни была, ее размер остается неизменным, а расстояние до Земли меняется не настолько, чтобы из небольшого диска в небе превратиться в гигантский яркий шар на горизонте.

Иллюзии восприятия - Для студентаДля камеры Луна имеет одинаковый размер независимо от ее местоположения на небе

Есть множество попыток объяснения, связанных с направлением взора, работой глазных мышц при взгляде вверх и вперед, с ролью предметов, которые есть на линии взора при взгляде на горизонт и нет вверху, положением тела относительно линии, на которой расположен объект, и так далее.

Увы, все эти объяснения на сегодняшний день не могут считаться достаточными. Кроме того, ученым хотелось бы найти единообразное объяснение иллюзий, выявить хоть какие-то общие закономерности и механизмы их возникновения, построить единую классификацию. Однако и это пока не удалось — вопросов больше, чем ответов.

Почему дракон следит за нами?

Безусловно, поиск причин возникновения иллюзий, факторов их уменьшения или увеличения позволит лучше понять, как устроено наше восприятие, как мы познаем видимый мир, какие ошибки мы совершаем в задачах определения размера, зрительном поиске, при обнаружении и опознании объектов и почему мы их совершаем, как помочь человеку избегать подобных ошибок, уменьшить величину иллюзии или, наоборот, увеличить, например, с целью маскировки.

Иллюзии восприятия - Для студентаИллюзия Понцо (левый верхний угол) и ее модификации

Очень важно понимать, что зрительные иллюзии — это лишь один из примеров того, как наше сознание способно изменить мир вокруг нас. Удивительный феномен, который напоминает нам о том, что мы не всегда видим то, что видим.

Нас окружает невероятное количество объектов, они расположены на разном расстоянии, под разными углами, их форма может быть очень сложной, многомерной. Каждый момент времени человеку приходится выбирать, что будет осознанно, а что нет и каким образом будет осознана и интерпретирована та часть реальности, которая попала в сознание.

Какими будут не реальные, а воспринятые нами форма или размер и что должно произойти, чтобы то, что осталось неосознанным, стало осознаваться?

Иллюзии восприятия - Для студента // Иллюзия Дельбёфа / Wikimedia Commons

Иллюзии восприятия могут послужить уникальным материалом, с помощью которого можно исследовать закономерности работы сознания. Ведь иллюзия может быть больше или меньше. Иногда это зависит от таких неожиданных вещей, как единицы измерения — можно оценить разницу в сантиметрах, граммах, да хоть в попугаях, как в известном мультфильме.

Кроме того, в определенных состояниях люди перестают испытывать иллюзии; оценки объектов, вызывающих иллюзии, могут различаться, если их оценивать вербально, словами или моторно, схватывая объект или проводя линию соответствующей длины.

То, как мы осознаем размер объекта, иногда имеет большее значение, чем реальный размер: известны эксперименты, где эффективность попадания в мишень была выше только потому, что она казалась больше.

Зная о существовании таких иллюзий, изучая их и пытаясь разобраться в их механизмах, можно не только продвинуться на пути исследования нашего сознания, но и найти интересные способы применения иллюзий восприятия для повышения своей эффективности.

Источник: https://postnauka.ru/faq/100661

Зрительные иллюзии

Зрительные иллюзии, страница 1Зрительные иллюзии, страница 2Зрительные иллюзии, страница 3Зрительные иллюзии, страница 4

  • Иллюзия — обман зрения.
  • Виды обмана зрения:
  • ИЛЛЮЗИЯ РАЗМЕРА ШАРА

обман зрения на основе восприятия цвета;обман зрения на основе контраста;искривляющие иллюзии;оптический обман восприятия глубины;оптический обман восприятия размера;контурный обман зрения;обман зрения «перевертыши»;комната Эймса;движущиеся оптические иллюзии.

стерео-иллюзии, или, как их еще называют: «3d картинки», стереокартинки.Неправда ли, размер этих двух шаров разный? Верхний шар больше нижнего?На самом деле это обман зрения: эти два шара, абсолютно равны. Можешь воспользоваться линейкой для проверки. За счет создания эффекта удаляющегося коридора художнику удалось обмануть наше зрение: верхний шар нам кажется больше, т.к. наше сознание воспринимает его, как более дальний объект.

ИЛЛЮЗИЯ А.ЭЙНШТЕЙНА И М.МОНРО

Если ты смотришь на картинку с близкого расстояния, то видишь гениального физика А.Эйнштейна.Теперь попробуй отойти на несколько метров, и … чудо, на картинке М.Монро. Здесь вроде все обошлось без обмана зрения. Но как?! Никто же не подрисовывал усы, глаза, волосы. Просто из далека зрение не воспринимает какие-то мелочи, а на крупные детали делает больший акцент.

Стул-невидимка

Оптический эффект, создающий у зрителя ложное представление о месте нахождения сидения, обусловлен оригинальной конструкцией стула, придуманного французской студией Ibride.

Смотрите на крестик в центре

Периферическое зрение превращает красивые лица в монстров.Чёртово колесоВ какую сторону крутится колесо?

Гипноз

Смотрите, не моргая, в середину изображения 20 секунд, а потом переведите взгляд на чье-нибудь лицо или просто стену.

ИЛЛЮЗИЯ СТОРОНЫ СТЕНЫ С ОКНОМ

С какой стороны здания расположено окно? С левой, а может быть с правой?Снова наше зрение обманули. Как это стало возможно? Очень просто: вернхяя часть окна изображена, как окно, находящееся с правой стороны здания (мы смотрим, как бы снизу), а нижняя часть – с левой (мы смотрим сверху). А середину зрение воспринимает, как считает нужным сознание. Вот и весь обман.

Иллюзия брусков

Взгляните на эти бруски. В зависимости от того, в какой конец вы смотрите, два куска дерева будут или находиться рядом, или же один из них будет лежать на другом.Куб и две одинаковые чашкиОптическая иллюзия, созданная Крисом Уэстоллом. На столе стоит чашка, рядом с которой стоит куб с маленькой чашечкой. Однако при более детальном рассмотрении мы можем увидеть, что на самом деле куб нарисованный, и чашки абсолютно одинакового размера. Подобный эффект замечается только под определенным углом.

Иллюзия «Стена кафе»

Внимательно всмотритесь в изображение. На первый взгляд кажется, что все линии изогнуты, однако на самом деле они параллельны. Иллюзия была обнаружена Р. Грегори в кафе Wall в Бристоле. Отсюда и пошло ее название.

Иллюзия Пизанской башни

Выше вы видите две картинки Пизанской башни. На первый взгляд кажется, что башня справа наклоняется больше, чем башня слева, однако на самом деле обе эти картинки одинаковые. Причина кроется в том, что визуальная система рассматривает два изображения как часть единой сцены. Поэтому нам кажется, что обе фотографии не симметричны.

ИЛЛЮЗИЯ ВОЛНИСТЫХ ЛИНИЙ

Даже не возникает сомнений, что изображенные линии волнистые.Вспомни, как называется раздел – обман зрения. Ты прав это прямые, параллельные линии. И это искривляющая иллюзия.

Корабль или арка?

Эта иллюзия — настоящее произведение искусства. Картину нарисовал Роб Гонсалвес — канадский художник, представитель жанра магического реализма. В зависимости от того, куда вы посмотрите, вы можете видеть или арку длинного моста или парус корабля.

ИЛЛЮЗИЯ — ГРАФФИТИ «ЛЕСТИЦА»

Сейчас можно расслабиться, и не думать, что будет очередной обман зрения. Давай восхитимся фантазией художника.Такое граффити сделал чудо-художник в метро на удивление всем прохожим.

ЭФФЕКТ БЕЗОЛЬДИ

Посмотри на картинку и скажи, в какой части красные линии более яркие и контрастные. В правой не так ли?На самом деле красные линии на картинке ничем не отличаются друг от друга. Они абсолютно идентичны, опять обман зрения. Это эффект Безольди, когда мы воспринимает по разному тональность цвета в зависимости от его соседства с другими цветами.

ИЛЛЮЗИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЦВЕТА

Меняется ли цвет горизонтальной серой линии в прямоугольника?Горизонтальная линия на картинке не меняется на всем протяжении и остается одинаково серой. Не вериться, правда? Это обман зрения. Чтобы убедиться в этом закрой листом бумаги окружающий ее прямоугольник.

ИЛЛЮЗИЯ УМЕНЬШАЮЩЕГОСЯ СОЛНЦА

Эту великолепную фотографию солнца сделало американское космическое агентство NASA. На ней видно два пятна на Солнце, направленные прямо на Землю.Куда более интересно другое. Если ты пройдешься взглядом вокруг края Солнца, то увидишь, как оно сжимается. Вот это действительно ВЕЛИКОЛЕПНО – без обмана, хорошая иллюзия!

ИЛЛЮЗИЯ ЗОЛЬНЕРА

Видишь ли ты, что линии-елочки на картинке параллельны?Я тоже не вижу. Но они параллельны – проверь линейкой. Мое зрение тоже оказалось обманутым. Это знаменитая классическая иллюзия Зольнера, существующая с 19 века. Из-за «иголочек» на линиях нам кажется, что они не параллельны.

ИЛЛЮЗИЯ-ИИСУС ХРИСТОС

Смотри на картинку 30 секунд (может понадобиться и больше), затем переведи взгляд на светлую ровную поверхность, например, на стену.Перед глазами ты увидел образ Иисуса Христа, образ похож на известную Туринскую плащаницу.

Почему же возникает этот эффект? В глазу у человека есть клетки, которые называют колбочки и палочки.

Колбочки отвечают за передачу цветного изображения в мозг человека при хорошем освящении, а палочки помогают видеть человеку в темноте и отвечают за передачу черно-белого изображения низкой четкости.

Читайте также:  Особенности современных гостиниц - для студента

Когда ты смотришь на черно-белое изображение Иисуса, палочки «устают» из-за длительной и интенсивной работы. Когда ты отводишь взгляд с изображения, эти «усталые» клетки не справляются и не могут передать новую информацию в мозг. Поэтому образ остается перед глазами, и исчезает, когда палочки »придут в себя».

ИЛЛЮЗИЯ. ТРИ КВАДРАТА

Сядь поближе и посмотри на картинку. Видишь ли ты, что стороны всех трех квадратов кривые?Я тоже вижу кривые линии, несмотря на то, что стороны всех трех квадратов идеально ровные.

Когда же отходишь от монитора на некоторое расстояния, то все встает на свои места — квадрат выглядит идеальным. Это связано с тем, что задний фон заставляет наш мозг воспринимать линии кривыми. Это оптическая иллюзия.

Когда же фон сливается и мы его четко не видим, квадрат кажется ровным.

ИЛЛЮЗИЯ. ЧЕРНЫЕ ФИГУРЫ

Что ты видишь на картинке?Это классическая иллюзия. Бросив беглый взгляд, мы видим какие-то непонятные фигуры. Но посмотрев чуть дольше начинаем различать слово LIFT.

Наше сознание привыкло видеть черные буквы на белом фоне, и продолжает также воспринимать и это слово. Это очень неожиданно для нашего мозга читать белые буквы на черном фоне.

Кроме этого большинство людей первый взгляд бросают в центр картинки, а это еще усложняет мозгу задачу, ведь он привык читать слово слева направо.

ИЛЛЮЗИЯ. ИЛЛЮЗИЯ ОУЧИ

Посмотри в центр картинки и ты увидишь «пляшущий» шар.Это культовая оптическая иллюзия, изобретенная в 1973 г. японским художником Оучи и названа в честь него. На этой картинке возникает несколько иллюзий. Во-первых, создается впечатление, что шар немного перемещается из стороны в сторону. Наш мозг не может понять, что это плоское изображение и воспринимает его, как объемное. Другой обман иллюзии Оучи –впечатление, что мы смотрим сквозь круглую замочную скважину на стену. Наконец, размер всех прямоугольников на картинке одинаков, и они располагаются строго в рядах без кажущегося смещения. Предыдущая страница | Страница 2 из 4 | Следующая страница

Источник: https://ollforkids.ru/page,2,iluzion.html

12 умопомрачительных оптических иллюзий

Если присмотреться к Луне, то иногда она кажется большой, а иногда – маленькой. На самом деле, конечно, ее размер не меняется, а мы воспринимаем ее по-разному в зависимости от расположения Луны на горизонте: чем она ниже, тем кажется больше.

Электрические столбы, уходящие вдаль, кажутся нам ниже тех, что стоят ближе к нам. А железнодорожные рельсы вдруг «сходятся» ближе к линии горизонта – которой, кстати, тоже нет, а мы ее видим.

Оптическая иллюзия – это обман зрения. Человеческое восприятие иногда подкидывает нам звуки, вкус, образы, которые мы видим не такими, какими они являются. Наш мозг формирует их искаженное восприятие. Оптические иллюзии могут быть естественными (мираж), искусственными (фокусы) и смешанными, которые подчас взрывают мозг.

Иллюзии цвета и контраста. На разном фоне и при разном контрасте восприятие цветов искажается. Светлые предметы на темном фоне кажутся больше, чем есть. Темный визуально уменьшает (отсюда убеждение, что черные вещи стройнят, а еще привычка дуэлянтов стреляться в черном, чтобы цвет «скрадывал» объем).

Зеленая спираль. Сколько цветов вы видите на картинке? Четыре?

А цветов всего два – розовый и зеленый.

Бегающие пятна. Смотрите на крестик – и покажется бегающее зеленое пятно. Или много пятен.

Но никаких зеленых пятен тут нет.

Искажения геометрии фигур.

Иллюзия в кафе «Wall» – реальная инсталляция в кафе Бристоля.

Кажется, горизонтальные линии изогнуты и расходятся, но они параллельны.

Иллюзия изогнутых квадратов, где кажется, что узор загибается внутрь.

На самом деле квадраты ровные!

Перечеркнутые линии перестают нами восприниматься параллельными, но не перестают ими быть.

Иллюзия Цолльнера. Параллельные прямые кажутся изогнутыми.

Иллюзии восприятия размера. Одинаковые длины при горизонтальном и вертикальном положении или при наличии дополнительных элементов кажутся разными.

Иллюзия Мюллера-Лайера. Верхний отрезок длиннее?

Отрезки одинаковые.

Иллюзия Эббингауза. Какой круг больше?

Круги в центре цветов одинаковы по размеру, хотя кажется, что правый больше.

Иллюзии движения. Она связана с тем, что узоры статической картинки кажутся движущимися.

Иллюзия вращения кругов Akiyoshi Kitaoka. Кажется, что круги вращаются, но если вглядеться в центр, все встает на круги своя.

Двойственное изображение. На рисунке изображения построены таким образом, что в них можно различить разные образы. Это зависит от сосредоточения и настройки ума на тот или иной образ.

Решетка Геринга. На пересечениях всех белых полос, за исключением того пересечения, на которое вы сейчас смотрите, видны серые пятна.

Белые кружки кажутся мигающими.

Иллюзия брусков. Они лежат один на другом или находятся рядом?

Все зависит от того, с какой стороны посмотреть.

Здесь 12 точек. Все эти 12 точек глаз не может увидеть одновременно!

Точки как будто то скрываются, то появляются в разных местах.

Плывущая звезда. Звезда не двигается, но кажется плывущей, потому что наше периферическое зрение в заблуждении: механизм восприятия сбивается, сетчатка фиксирует изображение прерывисто, скачкообразно, и мозг активирует участки коры, отвечающие за распознавание движения.

Звезда как будто крутится, но на самом деле картинка статична.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ac4cfa7830905dc741efe74/5da9cd7b5eb26800ae8a33f8

Иллюзии восприятия

Дляобъяснения
иллюзии нет единой теоретической
основы. По мнению Г.

 Гельмгольца,
«вину» за их появление
должен взять на себя механизм, отвечающий
за формирование свойства константности
вос­приятия
(строение глаза, особенности кодирования
сигналов
и др.).

В самом общем виде можно
предположить,
что иллюзии вызываются различием в
субъективной
потребности человека проверять признаки
воспринимаемых
объектов, появляющихся
с различ
ной
вероятностью,
на
их реальность, объективность.

Иллюзии восприятия
– это искаженное (ошибочное) восприятие
образа. Оно обнаруживается в деятельности
различных анализаторов, чаще зрительных.

  • Возникновение
    иллюзий зависит от:
  • субъективных
    факторов:
  • – установки
    человека (наблюдение);
  • – направленности
    (на действия или сферу отношений);
  • – эмоционального
    отношения (время);
  • объективных
    факторов:
  • – освещенности
    (светлые предметы воспринимаются более
    объемными, чем темные);
  • – положения в
    пространстве.
  • Виды иллюзий:
  1. Иллюзия уподобления. Возникает при восприятии одинаковых составных частей в различных фигурах.

  2. Иллюзия переоценки. Возникает на основе того, что большинство людей преувеличивают вертикальные линии в сравнении с горизонтальными.

  3. Иллюзия восприятия величины предметов. Возникает при нарушении законов перспективного изображения.

  4. Иллюзии, обусловленные различием в яркости предмета и фона восприятия. На более темном фоне фигуры кажутся более светлыми, чем на менее темном.

  5. Стробоскопический эффект. Если через небольшие промежутки времени показывать ряд изображений, воспроизводящих этапы движения предмета, то складывается впечатление передвижения (просмотр кинофильмов).

  6. Автокинетический эффект. Кажущееся, иллюзорное движение в темноте неподвижной, светящейся точки. Автокинетический эффект возникает у многих людей в том случае, если неподвижная точка в зрительном поле является единственным видимым объектом.

  7. «Фи-феномен». Если интервал между зажиганием первого и второго светящегося точечного объекта (на небольшом расстоянии) становится меньше 0,1 с, то возникает иллюзия перемещения светового источника из одного положения в другое, причем зрительно-иллюзорным прослеживается траектория соответствующего движения.

Вчастных
случаях иллюзионное восприятие объясняют:

  • аффективными состояниями индивида, вызываемыми тревогами и страхами (например, за причудливыми формами растений ночного леса могут мерещиться недружелюбно настроенные фигуры каких-то существ);
  • различиями в восприятии вертикальных и горизонтальных линий объекта (вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных из-за того, что движение глаз по вертикали требует больших усилий);
  • явлением переноса размеров площади на длину сторон (стороны фигур воспринимаются как неравные из-за различия площадей фигур);
  • явлением соотношения частей и целого (верхняя линия кажется длиннее нижней из-за соотношения самих линий и стрелок);
  • эффектом контраста объектов, возникающим из-за влияния окружения, в котором находится воспринимаемый объект (один и тот же круг среди больших кругов кажется меньше, чем среди малых);
  • феномен яркости и контраста.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

Источник: https://studfile.net/preview/3053318/page:7/

25 оптических иллюзий, которые докажут, что у вас искаженное восприятие мира

  • 15+ фактов о семье Ирвин, которой удалось спасти 90 000 животных
  • 20 человек, которые завели собаку и теперь разгребают последствия
  • 20+ раз, когда забота о посетителях и клиентах на деле превзошла все ожидания
  • 6 причин, по которым люди перестают покупать одежду в сетевых магазинах (И дело тут не в цене)
  • 18 доказательств того, что котику нельзя просто так взять и пройти мимо елки
  • 20 историй, которые звучат как полная выдумка, но произошли на самом деле
  • Как выглядели 10 звездных пар в день их свадьбы и какими они стали спустя много лет
  • 12 фильмов и сериалов, которые помогут подтянуть ваш английский до уровня носителя
  • 20+ человек, которые решили начать новую жизнь. И у них это получилось
  • Секреты распродаж модной одежды, узнав которые вы больше не будете совершать бессмысленные покупки
  • 20+ животных, чьи генетические мутации — это вишенка на торте их особенного обаяния
  • 16 человек, которые доверили пластическим хирургам свое здоровье и однозначно выиграли
  • 10 знаменитостей, чьи украшения стоят как настоящий самолет
  • 18 человек, которые вообще не были готовы к такому повороту событий
  • 10+ разорившихся богачей рассказали, каково это — перебиваться с копейки на копейку
  • 20 человек показали, как меняется внешность после расставания с токсичным партнером

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/25-opticheskih-illyuzij-glyadya-na-kotorye-vy-perestanete-kontrolirovat-svoe-soznanie-1732715/

Использование иллюзий восприятия в дизайне

Многие из искажений так и не встречают противоречия при столкновении с реальностью и остаются не скомпенсированными. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. М.: Прогресс,2006., стр.45

В основе расстройств восприятия лежит нарушение процесса идентификации 
субъективного образа с воспринимаемым объектом (узнавание). В случае иллюзий 
возникающий субъективный образ 
не соответствует реальному объекту 
и полностью его замещает.

Различают аффективные, вербальные, слуховые, тактильные, обонятельные и 
зрительные иллюзии (парейдолии и псевдопарейдолии). Чаще встречаются зрительные и слуховые иллюзии, а у детей по сравнению со взрослыми чаще встречаются зрительные иллюзии.

У психически здоровых людей при определенных условиях также могут наблюдаться такие ошибки восприятия, как иллюзии. Это так называемые физиологические иллюзии. Примером их являются миражи в пустыне, голоса, слышимые в шуме ветра, и т. д.

Известны также оптические иллюзии в восприятии величины, формы, удаленности предметов, основанные на законах физики.

Читайте также:  Кризис земледелия и его затяжной характер после смуты - для студента

К физическим иллюзиям относят такие, условия возникновения которых заключаются в физических свойствах внешней среды (например, миражи, обусловленные отражением в воздушных средах предметов и местностей, находящихся на далеком расстоянии; палка, опущенная в воду, кажется преломленною вследствие разности коэффициентов преломления лучей света в воздухе и воде и др.).

К физиологическим иллюзиям относятся иллюзии восприятия, вызванные различными не соответствующими им раздражителями периферических аппаратов органов чувств, отвечающих на эти раздражения специфическим образом.

Это, например, световые явления, развивающиеся при закрытых глазах, особенно при надавливании на глазные яблоки, «мелькание искр» в глазах, световые явления при раздражении зрительных нервов электрическим током, воспалительным процессом.

Подобные иллюзорные восприятия свойственны и здоровым, и душевнобольным людям. По мнению А. Пика, источником иллюзорных явлений у душевнобольных могут служить энтоптические восприятия собственного кровообращения, развивающиеся при некоторых патологических условиях.

К физиологическим иллюзиям относятся многочисленные примеры так называемых зрительных иллюзий Мюллер-Лайера.

Это геометрически-оптические иллюзии, основанные на том, что зрительному аппарату приходится при сравнительной оценке величины и взаимоотношения тождественных фигур проводить различное количество мышечной работы, так как сравниваемые фигуры и линии снабжены рядом посторонних придатков, от которых мы не можем отрешиться, вследствие чего и приходим к неправильному «иллюзорному» выводу.

Психические (патологические) иллюзии обусловливаются психологическими причинами, заключающимися в нарушении деятельности внимания, памяти, чувственного тона, отчетливости ассоциативного процесса. Психические иллюзии душевнобольных носят особый патологический характер. Они условно разделяются на аффективные, вербальные и парэйдолии.

Аффективные иллюзии возникают на фоне страха или тревожно-подавленного настроения. В таком состоянии, например, свисающие тяжелые портьеры воспринимаются как какие-то пугающие образы затаившихся врагов, обрубок дерева принимается за разбойника, туман — за появление облика святого (Э. Блейлер, 1920).

Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реального разговора окружающих. В замечаниях, вопросах и советах на посторонние темы больной слышит упреки в свой адрес, мнимые укоры, насмешки. При наличии страха в таких случаях говорят об аффективных вербальных иллюзиях.

Парэйдолии (название предложил К.

Ясперс в 1913 году) — особый иллюзорный феномен, когда при достаточно живом воображении у больных действительно видимые, существующие в реальности образы, например пятна на стене, рисунок ковра, воспринимаются иллюзорно и кроме того, благодаря фантазии, дополняются такими подробностями, которым нет ничего подобного в действительности — они видят зверей, птиц, различные пейзажи с горами, реками, долинами, картинами сражений и т. д.

Явления подобного рода наблюдались 
у Леонардо да Винчи. Вполне естественно, что их чаще можно встретить у 
художников и вообще у лиц с 
сильным зрительным воображением.

Большой интерес представляют случаи иррадиации возбуждения с 
центра одного высшего органа чувств на другой. Этот феномен обозначается термином «синестезия». К таким случаям относятся цветной слух и цветное зрение.

При феномене цветного слуха восприятие звуков, прежде всего музыкальных определенных тонов, сопровождается видением того или иного цвета в форме окрашенной соответствующим образом гладкой поверхности или какой-нибудь фигуры.

У каждого конкретного человека соотношение между определенными тонами и соответствующими цветами остается довольно постоянным, хотя цвета вообще представляются неяркими и большей частью недостаточно определенными, как бы переходящими один в другой; это соотношение у каждого, имеющего такую особенность, свое, индивидуальное, постоянное. Цветным слухом обладали некоторые выдающиеся музыканты, художники (Римский-Корсаков, Чюрлёнис).

Цветное зрение чаще всего выражается в том, что буквы и слова при чтении окрашиваются в те или другие цвета. Возможны и другие синестезии. По-видимому, некоторые художники (например, Чюрлёнис) ощущение цвета переживают по-особому, оно сопровождается у них какими-то феноменами в области слуха («симфония красок», «цветомузыка»).

Самыми многочисленными и используемыми на практике являются зрительные иллюзии, возникающие при отражении пространственных компонентов самих объектов. Зрительные иллюзии обусловлены прежде всего действием механизмов, обеспечивающих константность видимых размеров и форм объектов. Большинство зрительных иллюзий имеет параллели в осязании.

В принципе универсальной 
классификации иллюзий не существует, так как механизмы и причины 
их появления довольно разнообразны и во многом не изучены. Однако, условно обманы зрения можно разделить по следующим критериям:

— иллюзии, основанные на физиологических явлениях, таких как иррадиация возбуждения в сетчатке, за счет действия которой обусловлено восприятие светлых предметов на черном фоне как более крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне.

Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров.

На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется, значительно большим относительно черного квадрата на белом фоне;

— переоценка длины вертикальных линий.

В силу исторически накопленного опыта, с одной стороны, и благодаря расположению линии, соединяющей глаза человека в горизонтальной плоскости, с другой, человек обладает способностью точнее определить на глаз горизонтальные расстояния, чем высоту предметов. Поэтому большинство людей обладает способностью преувеличивать вертикальные протяженности по сравнению с горизонтальными, и это также приводит к иллюзиям зрения;

— иллюзия контраста (иллюзия 
Г. Эббингауза), при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньшее среди больших фоновых предметов;

— распространение признаков 
целой фигуры на ее части, 
как например, в иллюзии Мюллера-Лайера, в которой одинаковые прямые воспринимаются как неодинаковые, в зависимости от их завершения.

Очень многие ошибочные зрительные впечатления обусловлены тем, что мы воспринимаемые нами фигуры и их части не отдельно, а всегда в некотором соотношении с окружающими их другими фигурами, некоторым фоном или обстановкой.

К этому разделу относится, пожалуй, самое большое количество зрительных иллюзий, встречающихся в практике ;

— иллюзии, обусловленные 
применением штриховки, когда 
параллельные линии воспринимаются 
изогнутыми (иллюзия Цельнера);

— иллюзии, основанные 
на переоценке величин острых 
углов. Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол.

Возможно также, острый угол увеличивается по причине общепсихологического контраста, так часто острые углы лежат рядом с тупыми, и влияние оказывает обстановка. Большое значение этих иллюзий имеет направление движения глаз и их подвижность вообще.

Если имеется излом линий, то наш глаз в первую очередь “схватывает” острый угол, так как ось поля зрения перемещается сначала по кратчайшему направлению и лишь затем обследует стороны тупых углов.

Острые углы всегда кажутся большими, чем есть на самом деле, и поэтому появляются определенные искажения в истинном соотношении частей видимой фигуры. На рисунке параллельные прямые линии вследствие влияния фона кажутся непараллельными и изогнутыми;

— автокинетический феномен. Это явление представляет собой кажущееся, иллюзорное движение в темноте неподвижной светящейся точки.

Автокинетический эффект возникает у многих людей в том случае, если неподвижная точка в зрительном поле является единственным видимым объектом, т.е.

если ее положение невозможно идентифицировать в пространстве, сравнить и оценить относительно какого-либо другого видимого объекта.

— кажущееся движение, при 
котором возникает субъективное 
восприятие движения при последовательном 
предъявлении неподвижных стимулов, находящихся в разных точках 
пространства. Демидов В. Как мы 
видим то, что видим., стр.244.

 Возникновение этих иллюзий связано со способностью глаза видеть предметы на разных расстояниях, со способностью воспринимать пространство по яркости предметов, по их теням и по числу промежуточных объектов. С другой стороны, эти иллюзии возникают и в процессе осмысливания видимого.

Мозг, воспринимая предмет, искажает видимое нами рельефное изображение. Чтобы изобразить на рисунке некоторую часть пространства, заполненную предметами, так, чтобы рисунок производил впечатление действительности, необходимо уметь пользоваться законами перспективы.

Перспективное восприятие пространства, выработанное многовековой эволюцией зрения, человек переносит и на рассматриваемые им картины и фотографии, на которых изображены разноудаленные предметы. На основе использования этой иллюзии был создан кинематограф.

-иллюзии цветового зрения. Иногда при рассматривании цветных объектов мы также встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями. Во-первых, иногда о насыщенности цвета мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на белом.

Во- вторых, существует понятие собственно цветовых контрастов, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Другим видом цветовой иллюзии является то, что некоторые цвета воспринимаются как “выступающие”, а другие как “отступающие”.

“Выступающими” цветами обычно кажутся цвета красно-оранжево-желтые (или “теплые”), а “отступающими” кажутся цвета зелено-синие (или “холодные”).

-меняющийся рельеф и перспектива. Интересные зрительные иллюзии имеют место при условиях видимого нами рельефа или глубины рисунка.

Возникновение этих иллюзий связано со способностью глаза видеть предметы на разных расстояниях, со способностью воспринимать пространство по яркости предметов, по их теням и по числу промежуточных объектов. Мы часто видим сходящиеся вдали параллельные линии (полотно железной дороги, шоссе и т.п.).

Это явление называется перспективой. Чтобы изобразить на рисунке некоторую часть пространства, заполненную предметами, так, чтобы рисунок производил впечатление действительности, необходимо уметь пользоваться законами перспективы.

2 Глава  Использование иллюзий восприятия в дизайне

2.1 Иллюзии восприятия в дизайне интерьера

Под оптическими иллюзиями 
дизайнеры понимают изменения зрительного восприятия размеров помещения, возникающие под воздействием света и контраста. Таким образом, откорректировать пространство интерьера позволяют, прежде всего, цвет и фактура основных элементов интерьера, правильное размещение светильников и учет направления световых потоков.

Чтобы кардинально изменить квартиру или загородный дом, совсем не обязательно сносить стены и перегородки. Порой бывает достаточно визуально «перекроить» пространство.

В арсенале профессионального дизайнера существует немало приемов, которые позволят добиться так называемых оптических иллюзий, визуально раздвигающих стены и приподнимающих потолок.

К числу классических приемов создания оптических иллюзий относятся, например, создание подвесного потолка и использование подсветов в верхней зоне помещения — это помогает зрительно увеличить его высоту. Того же эффекта можно достичь, покрасив пол в насыщенный цвет или покрыв его лаком.

Читайте также:  Pokemon go в россии. дата выхода pokemon go в россии. как поймать своего первого покемона - для студента

Один из самых оригинальных способов изменить зрительные пропорции помещения — это создание декоративных росписей или рельефов. Такими высокохудожественными средствами можно расширить пространство, визуально увеличить высоту потолка, поместить обитателей городской квартиры в античный дворик или сделать наблюдателями пасторальной сценки.

Не случайно такие рисунки — пейзажи, ложные арки и окна называют «обманками». Эффектное сочетание предметов реальных и нарисованных может стать настоящей изюминкой интерьера. Заказывая настенную роспись, важно придерживаться нескольких правил. Прежде всего, необходимо соблюсти масштаб рисунка: все изображения должны быть соизмеримы и с объемом жилища, и с человеческим ростом.

Не секрет, что в современных многоквартирных домах, как и в мансардных помещениях, обычно бывают низкие потолки, что создает давящее ощущение. Художники с легкостью решают эту проблему, подбирая светлые тона при покраске стен и потолка, придумывая живописный фриз и цокольные декоративные панели.

Между такими элементами стена, выкрашенная в тот же цвет, что и область над фризом, кажется гораздо выше, чем она есть на самом деле.

Впрочем, расписать можно не только стены, но и неудобно выпирающие стояки, балки — в общем, все те элементы, которые вы хотели бы спрятать.

Профессиональный художник сможет превратить эти нежелательные объемы в часть художественной композиции.

Так, газовая колонка, расписанная специальной термостойкой эмалью, может имитировать полки, на которых «расставлены» (то есть, конечно, нарисованы) предметы. А вентиляционную трубу можно задекорировать хоть под нишу, хоть под самолет.

Источник: https://student.zoomru.ru/psih/ispolzovanie-illjuzij-vospriyatiya-v-dizajne/141193.1081514.s2.html

Иллюзии восприятия (стр. 1 из 3)

  • 1. Введение
  • 2. Общая характеристика восприятия
  • 3. Общая характеристика зрительных иллюзий
  • 4. Иллюзии восприятия размера
  • 5. Иллюзии искажения
  • 6. Иллюзии, возникающие из-за меняющегося рельефа и зависящие от перспективы
  • 7. Иллюзии, возникающие вследствие фона, на котором расположенафигура
  • 8. Портретные иллюзии
  • 9. Иллюзии при движении объекта
  • 10. Иллюзии и влияние знания об объекте на восприятие
  • 11. Иллюзии и влияние предыдущего опыта на восприятие
  • 12. Другие типы иллюзий
  • 13. Список литературы
  • Введение:

Темой моей работы являются иллюзии восприятия.

Согласно определению «Психологического словаря», иллюзии восприятия (от лат. illusere – обманывать) частных признаков тех или иных предметов.

  1. Наиболее многочисленной группой иллюзий восприятия являются пространственные зрительные иллюзии.
  2. Единства по вопросам классификации иллюзий в психологической литературе не существует.
  3. В своей работе я классифицировала иллюзии следующем образом:
  4. 1. Зрительные иллюзии:
  5. a) иллюзии восприятия размера;
  6. b) иллюзии искажения
  7. c) иллюзии, возникающие из-за меняющегося рельефа и зависящие от перспективы
  8. d) иллюзии, возникающие вследствие фона, на котором расположена фигура
  9. e) портретные иллюзии
  10. f) иллюзии при движении объекта
  11. g) иллюзии восприятия цвета
  12. 2. Другие иллюзии:
  13. а) слуховые иллюзии;
  14. в) прочие иллюзии
  15. Общая характеристика восприятия:

Восприятие — весьма сложный, но вместе с тем, единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. Это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Допустим, мы наблюдаем играющего ребенка. Он занимает определенное место в пространстве, находится от нас на определенном расстоянии и в определенном направлении; мы видим его то движущимся, то неподвижным, мы знаем, что можем до него дотронутся, в отличие, например, от неба. На нем одежда определенных цветов.

Если он сталкивается с небольшим предметом, у нас создается впечатление, что ребенок является причиной его движения. Все это воспринимается нами при помощи зрения. Но мы также слышим его смех, и этот звук имеет определенную высоту, громкость и тембр и исходит из определенной части пространства.

Мы воспринимаем его в совокупности свойств, а из нашего прошлого опыта мы знаем, что перед нами — ребенок.

  • Процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами только когда воспринимаемому образ мы можем его назвать: ребенок), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия).
  • Восприятие может быть не совсем адекватным, объект по разным причинам может восприниматься искаженно или двойственно.
  • Общая характеристика зрительных иллюзий:

Искажения зрительного образа иначе называются зрительными иллюзиями.Это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. д., но и физическими факторами и явлениями: освещенностью, положением в пространстве и др.

Тот факт, что огромное большинство людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатления, говорит о достаточной объективности нашего зрения.

Подавляющее большинство иллюзий зрения возникает не из-за оптического несовершенства глаза, а из-за ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь возникает при осмыслении зрительного образа.

Такие иллюзии исчезают при исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию.

Иногда иллюзии зрения появляются вследствие особых условий наблюдения, например: наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т. п. Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий наблюдения.

Наконец, известен ряд иллюзий, обусловленных и оптическим несовершенством глаза, некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, рефлексы нервов).

Закройте левый глаз и посмотрите на фигуру, изображенную слева, правым глазом, держа рисунок на расстоянии 15-20 см. При некотором положении рисунка относительно глаза изображение правой фигуры перестает быть видимым.

В 1668 г. известный французский физик Э. Мариотт открыл феномен «слепого пятна». В том месте, где в глаз входит зрительный нерв, сетчатая оболочка глаза не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон. Поэтому изображения предметов, попадающие на это место сетчатки, не передаются в мозг и, следовательно, не воспринимаются.

Слепое пятно, казалось бы, должно мешать нам видеть весь предмет, но в обычных условиях мы этого не замечаем.

Во-первых, потому что изображения предметов, приходящиеся на слепое пятно в одном глазу, в другом проектируются не на слепое пятно; во-вторых, потому, что выпадающие части предмета невольно заменяются образами соседних частей или фона окружающими этот предмет.

Иллюзии восприятия размера:

На рисунке белый квадрат на черном кажется больше черного квадрата на белом фоне. На самом деле фигуры одинаковы.

Эта иллюзия объясняется явлением иррадиации (по-латыни — неправильное излучение): светлые предметы на темном фоне кажутся больше своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Это происходит вследствие несовершенства хрусталика.

Зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.

Мы воспринимаем объекты целостно, вместе с окружающими их другими объектами, фоном или обстановкой. И этим объясняется самое большое количество зрительных иллюзий, встречающихся в практике.

Часто иллюзии объясняются тем, что свойства фигуры мы ошибочно переносим на ее части.

Отрезки на рисунке равны, хотя верхний и кажется больше (иллюзия Мюллера-Лайера).

Еще один пример иллюзии подобного рода: параллелограмм Зандера (1926).

На самом деле отрезки AB и BC равны.

Зрительные иллюзии могут возникать вследствие так называемого общепсихологического закона контраста, т. е. из-за взаимосвязи фигур с другими фигурами.

На рисунке круг, примыкающий ближе к сторонам острого угла, кажется больше, чем другой, тогда как их размеры одинаковы.

На рисунке внутренний круг слева кажется больше правого внутреннего круга.

Еще один пример контекстной иллюзии: человек рядом с великаном кажется меньше фигуры на заднем плане, хотя это одна и та же фигура, помещенная на рисунок без изменения размера.

Причина некоторых иллюзий восприятия размера кроется в недостаточной способности зрительного аппарата выделить часть из целого — в виду сложности обстановки. Например, в беспорядке линий одного цвета, яркости и толщины не сразу можно выделить (распознать) какую-то определенную фигуру.

  1. Особым типом иллюзий восприятия размера является переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными, свойственная большинству людей.
  2. Если предложить ряду лиц начертить вертикальную и горизонтальную линии одинаковой длины, то в большинстве случаев начерченные вертикальные линии будут короче горизонтальных.
  3. Вот два примера иллюзий переоценки вертикальных линий:

Вертикальная линия воспринимается как более длинная. Если же смотреть на рисунок одним глазом, то эффект несколько уменьшается

Посмотрите на цифры «3» и «8». Вам кажется, что верхняя половина каждой цифры равна нижней.

Перевернем эти цифры.

Разница в размере верхних и нижних половин становится очевидной.

Кроме того, вертикальные параллельные линии при значительной их длине обычно кажутся в верхней части слегка расходящимися, а горизонтальные — сходящимися.

К рассматриваемой группе иллюзий относятся также иллюзии заполненного пространства. Заполненное пространство, по которому глаз скользит горизонтально, удлиняется. Так, например, на море все расстояния кажутся меньшими, так как беспредельный простор моря является пространством неподразделенным. Здания, украшенные фигурами и орнаментами, кажутся нам больше своей действительной величины.

Ещё во времена античности людей приводил в замешательство тот факт, что на горизонте луна и солнце кажутся больше, чем когда они находятся высоко в небе. Этот обман зрения получил название иллюзии луны.

Эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой.

Поэтому нам кажется, что луна на горизонте выглядит больше, чем взошедшая луна.

Источник: https://mirznanii.com/a/203465/illyuzii-vospriyatiya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector