Структура физической культуры студента представлена на схеме 1.1.
![]() |
Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.
Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания. Их можно разделить на теоретические, методические и практические. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования.
Эти знания необходимы для объяснения и связаны с вопросом «почему?» Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос, «как использовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?» Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «как эффективно выполнять то пли иное физическое упражнение, двигательное действие?»
Знания необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Прежде всего это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих интересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и образует самооценку личности.
Она имеет две стороны — содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о других и с идеалом. В результате выносится суждение, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать идеалу.
Таким образом, самооценка — это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных возможностей. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, тщеславие, честолюбие.
Самооценка имеет ряд функций: сравнительного познания себя (чего я стою); прогностическая (что я могу); регулятивная (что я должен делать, чтобы не потерять самоуважение, иметь душевный комфорт). Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.е.
имеет определенный уровень притязаний, который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициативу и активность личности в физическом совершенствовании; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы.
Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становятся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность.
Потребности в физической культуре — главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности.
Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др.
Потребности тесно связаны с эмоциями — переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия.
Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение — отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции.
- Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности. Можно выделить следующие мотивы:
- · физического совершенствования, связанный со стремлением ускорить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения;
- · дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;
- · долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы;
- · соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;
- · подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий;
- · спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;
- · процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;
- · игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха;
- · комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениям в благоприятных условиях, и др.
В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спортом важны и интересы. Они отражают избирательное отношение человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью.
Когда уровень осознания интереса невысок, преобладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отражаются потребности человека и средства их удовлетворения.
Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес — познакомиться с ним.
В структуре интереса различают эмоциональный компонент, познавательный и поведенческий компоненты. Первый связан с тем, что человек по отношению к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства. Его показателями могут быть: удовольствие, удовлетворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я и др.
Второй компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удовлетворения потребностей, а также с поиском и подбором средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности.
Его показателями могут быть: убежденность в необходимости занятий физической культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; определенный уровень знаний; стремление к познанию и др. В поведенческом компоненте отражаются мотивы и цели деятельности, а также рациональные способы удовлетворения потребности.
В зависимости от активности поведенческого компонента и интересы могут быть реализованными и нереализованными. Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий свидетельствует о наличии у человека осознанного, активного интереса.
- Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:
- · с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);
- · с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результата и др.);
· с перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).
Если же человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.
Отношения задают предметную ориентацию, определяют социальную и личностную значимость физической культуры в жизни. Выделяют активно-положительное, пассивно-положительное, индифферентное, пассивно-отрицательное и активно-отрицательное отношения.
При активно-положительном отношении ярко выражены физкультурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регулярность занятий, участие в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий.
Пассивно-положительное отношение отличается расплывчатыми мотивами, неясностью и неконкретностью целей, аморфностью и неустойчивостью интересов, эпизодическим участием в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Индифферентное отношение — это безразличие и безучастность, мотивация в этом случае противоречива, цели и интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутствуют. Пассивно-отрицательное отношение связано со скрытым негативизмом части людей к физической культуре и спорту, они для таких лиц не имеют никакого значения.
Активно отрицательное отношение проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении занятиям физическими упражнениями, которые для таких лиц не имеют никакой ценности.
Ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни и профессиональной деятельности.
Эмоции — важнейший компонент ценностных ориентаций, наиболее глубоко характеризующий их содержание и сущность. С помощью эмоций выражаются: удовольствие, удовлетворение, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я.
В связи с тем что эмоции имеют различную степень выраженности, длительность протекания и осознанность причины их проявления, можно выделить: настроения (слабо выраженные устойчивые эмоциональные состояния); страсть (быстро возникающее, стойкое и сильное чувство, например к спорту); аффект (быстро возникающее кратковременное эмоциональное состояние, вызванное особо значимым раздражителем и всегда бурно проявляемое, например при победе). Эмоции обладают свойством заразительности, что очень важно при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.
Волевые усилия регулируют поведение и деятельность личности и соответствии с поставленными целями, принятыми решениями. Волевая активность определяется силой мотива: если я очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное, и более длительное волевое усилие.
Волевое усилие направляется разумом, моральным чувством, нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е.
стремление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности; самообладание, под которым понимают смелость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха; сдержанность (выдержка) как способность подавлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; собранность (сосредоточенность) как способность концентрировать внимание на выполняемом задании, несмотря на возникающие помехи. К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответственности за принимаемое решение.
Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: https://studopedia.ru/19_18772_fizicheskaya-kultura-studenta.html
Влияние плавания как спортивно оздоровительного процесса на уровень здоровья студента
Занятия плаванием оказывают положительный эффект на уровень здоровья студента, а также на его интеллектуальные способности мозговой деятельности. В организме человека все взаимосвязано между собой. В свою очередь плавание является тем активным процессом, при помощи которого можно достичь полноценного оздоровления организма.
В наше время существует множество различных видов спорта как для укрепления здоровья студентов, так и для повышение физической активности студента.
Из различных видов физической деятельности стоит выделить занятия плаванием.
Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ дошкольных, средних и высших специальных учебных заведений.
Кроме того, для плавания характерны некоторые особенности, прежде всего при занятиях плаванием участвует все тело, то есть движения совершаются и верхними, и нижними конечностями. Поэтому происходит укрепление скелетно-мышечной системы.
По мнению многих авторов, занятия плаванием оказывают положительное влияние на показатели объективного здоровья студентов, что проявляется в нормализации деятельности их костной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Стоить отметить, что занятия положительно влияют на субъективное здоровье занимающихся: снижается количество жалоб на вегетативные расстройства и психоэмоциональную усталость, самооценка своего здоровья становится более адекватной.
А это в свою очередь положительно отражается на всеобщем укреплении здоровья студента. Так как учебный процесс является весьма напряженным, то соответственно необходимо снятие стресса, и для этого врачи рекомендуют посещать бассейн и заниматься плаванием.
В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья молодого поколения, поддержания потребности в здоровом образе жизни, а также здоровом досуге и оно вполне заинтересовано средствами привлечения молодого поколения к спорту. И это является достаточно актуальной проблемой на данный момент.
Плавание является уникальным видом физической активности. Кроме того, именно занятия плаванием пользуются популярностью у молодых людей. Исследования различных проблем повышения уровня здоровья и качества жизни при активном занятием плавания представлены в работах таких авторов, как: Кондаков В.Л., Горелов А.А.
(2013); Курко Я.В. Федчишин О.Я. (2012); Козина Ж.Л., Ермаков С.С., Базылюк Т.А., Волошина Е.В. (2012); Скирене В.В., Скирюс Э.Р. (2012); Дрогомерецкий В.В., Ганчар А.И. (2012); Баламутова Н.М. (2012); Баламутова Н.М., Сидоренко Г.М. (2011); Химич И.Ю. (2009).
Данные авторы показали пути эффективного решения имеющихся проблем и привели практические рекомендации, касающиеся студентов с различным уровнем подготовки. Вместе с тем, многие авторы отмечают заметное снижение уровня здоровья студенческой молодежи.
Поэтому не следует упускать возможность способствовать оздоровлению собственного организма с помощью плавания как спортивно оздоровительного процесса.
Целью работы является выделение особенностей воздействия занятии плаванием как спортивно оздоровительного процесса на уровень здоровья студентов.
Задачей работы является анализ значимых исследований в данном виде спорта, для того что бы обозначит положительную динамику занятий плаванием на здоровье студентов как спортивно оздоровительным комплексом.
В работе были использованы теоретические методы, мы основывались на исследованиях, проведенных ранее. А также нами были применены такие методы как эксперимент и наблюдение.
В качестве материалов для анализа были использованы специализированные журналы, которые содержат материалы об исследованиях по вопросам здоровья студентов.
Основная часть
С учетом поставленной цели возникает вопрос каковы педагогические условия развития и модель эффективного процесса, оказывающего положительный эффект от занятий плавания на общее состояние студента? Занятия плаванием и их эффективность во многом зависят от правильной организации учебного процесса, соответствующего технического и кадрового обеспечения. Рекомендации Ганчара А.И. стоит выделить в этом аспекте. Автор отмечает пять основных аспектов в теории и практике формирующих навыков. Каждый из них детально характеризует качественную реализацию учебно-воспитательных, оздоровительно-гигиенических, профессионально-прикладных, лечебно-профилактических и спортивно-педагогических влияний процесса плавания на людей различного возраста с учетом их анатомических, морфологических, функциональных и гендерных отличий.
Особенно автор акцентирует внимание на уровне и степени формирования навыков плавания и считает необходимым корректировку государственных тестов и программ по физическому воспитанию разных групп населения. Вместе с тем, такой подход позволил установить доминирующие аспекты формирования навыков плавания для разных возрастных групп.
Анализируя результаты исследований было отмечено, что плавание как спортивно оздоровительный процесс оказывает благотворное влияние на сердечно сосудистую систему. Регулярные занятия данным видом спорта повышают функциональные возможности сердца и позволяют работать сердечной системе более экономичной.
Это достигается благодаря: увеличению силы сердечной мышцы и объема выталкиваемой за один цикл крови, непосредственно при движениях, происходящих в воде; снижению частоты сердечных сокращений (чем реже сокращается сердце в состоянии покоя, тем мощнее сердечная мышца, сердце работает в более экономном режиме — за одно сокращение выбрасывается больший объём крови, а паузы для отдыха увеличиваются, сердце успевает обильно омыться кровью через сеть кровеносных сосудов, следовательно, тратится меньше усилий и сердце напрягается гораздо меньше); повышению выносливости к физическим нагрузкам(сердце учится адекватно реагировать на преодоление тяжелой нагрузки и даже перегрузки, так как оно научилось проталкивать в сосуды необходимое для этого количество крови).
Кроме того, если посещать занятия плавания в качестве физической нагрузки, то однозначно будет оказано положительное влияние на дыхательную систему.
Прежде всего тренируется дыхательная мускулатура: повышается сила дыхательных мышц, увеличивается их тонус; совершенствуется дыхательный ритм, вырабатывается более глубокое и редкое дыхание; усиливается вентиляция легких, увеличивается количество альвеол и их эластичность; в работу включаются мало-задействованные ткани легких; увеличивается устойчивость организма к пониженному содержанию кислорода в организме.
Благодаря исследованиям, нам удалость установить, что плавание как спортивно-оздоровительный комплекс способствуют укреплению, а также процессу тренировки опорно-двигательного аппарата.
Это особенно полезно для студентов, так как нам известно, что учебный день в ВУЗе составляет около 6–8 ч. А также, затрачивается время на самоподготовку, и оно колеблется в среднем 3–4 ч, в период сессии возрастает до 7–8 ч.
Это очень значимая психофизиологическая нагрузка на организм молодых людей, которая в итоге показывает, что учебный процесс является весьма напряженным.
Длительное ограничение двигательной активности приводит к снижению умственной работоспособности, ослаблению скелетной мускулатуры, нарушению осанки. В основном на лекциях студенты принимают сидячее положение. И конечно же после лекционных занятий каждый студент нуждается в снятии напряжения позвоночника.
У тех, кто занимается плаванием, имеется прекрасная возможность усовершенствовать осанку, ведь во время плавания: уменьшается статическое напряжение тела, происходит естественная разгрузка позвоночника от давления на него веса тела; укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета; улучшается координация движений; исчезает асимметрия в работе межпозвонковых мышц; восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков; формируется чувство правильной осанки.
Совершая двигательные действия в воде тело плывущего человека находится в горизонтальном положении.
Для того, чтобы удержаться на поверхности воды и проплыть определенное расстояние, преодолевая лобовое сопротивление воды, человеку, находящемуся в воде, приходится выполнять специфические движения, характерные только для плавания и не имеющие аналогов в других видах физической деятельности как спортивно оздоровительных комплексов. В плавании задействованы все группы мышц, в том числе и те, укрепить которые на суше довольно таки сложно. Во время плавания чередование напряжения и расслабления разных мышц увеличивает их силу и работоспособность, благодаря этому, плавание не перенапрягает мышечный аппарат и позволяет грамотно дозировать уровень физической нагрузки. А равномерная работа мышц всего тела способствует формированию красивой гармоничной фигуры.
В рамках нашего исследования была организована экспериментальная группа, в число которых входило десять юношей и десять девушек, в возрасте от 18 до 22 лет, в их обязанности входило посещения бассейна после лекционных занятий три раза в неделю, посещать бассейн студенты должны были в течении четырех недели.
Результаты увенчались успехом потому как, в следствии проведенного нами опроса, студенты, участвовавшие в эксперименте, изъявили желание продолжить заниматься физической культурой именно в таком темпе, обусловив это тем что, что вода и движения в воде снимают усталость, напряженность и стресс непосредственно от учебных занятий.
А некоторым студентам удалось на себе ощутить оздоровительный эффект от занятий плаванием.
Рисунок 1. Результаты опроса студентов
Таким образом, нами было выявлено, что большинство студентов имеют огромное желание заниматься в бассейне, аргументируя это тем, что при занятиях плаванием, они чувствуют, как сам процесс влияет на их уровень здоровья.
Со слов студентов из нашей организованной экспериментальной группы, после плавания, становилось гораздо легче дышать; плавание влияло на коррекцию осанки; а также студенты не чувствовали усталости от умственной деятельности в которую вкладывают свои силы студенты непосредственно на занятиях и лекциях в учебных заведениях.
Выводы
Основываясь на результатах многочисленных исследований, нами было выявлено, что общие движения в воде стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают деятельность кишечно-желудочного тракта, совершенствуют терморегуляцию, организм становиться менее восприимчивым к простудным заболеваниям, нормализуется психоэмоциональное состояние.
Занятия плаванием развивают и укрепляют костно-мышечную систему, в результате улучшается питание суставов. Занятия плаванием является эффективным профилактическим средством против остеохондроза и суставной патологии.
Также хотелось бы отметить, что исследователями было выявлено повышения уровня здоровья студентов на организм в целом при занятиях плавания.
Плавание — это прекрасный процесс физического развития и укрепления здоровья, который необходим студентам для поддержания собственного уровня здоровья.
Таким образом, проведение занятий плаванием как спортивно оздоровительным комплексом имеет выраженный оздоровительный эффект, который воздействует на мощность аппарата внешнего дыхания; в развитии органов дыхания, в физической работоспособности, в адаптационных возможностях организма к окружающей среде, то есть происходит активная работа иммунной системы организма, что особенно полезно для физической и умственной активности студентов ВУЗов, колледжей, лицеев и других высших учебных заведений.
Источник: https://novainfo.ru/article/5076
Физкультура в жизни студента
Шакиров А. А. Физкультура в жизни студента [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/307/14479/ (дата обращения: 19.03.2020).
В настоящее время здоровье людей является важнейшей ценностью общества.
Одной из приоритетных задач в сфере планомерного и эффективного развития страны является повышение средней продолжительности жизни россиян с внедрением и совершенствованием механизмов, обеспечивающих повышение коэффициента рождаемости и снижение младенческой смертности. На здоровье человека влияет образ жизни, который он ведет, окружающая среда, а также генетические (наследственные) факторы и медицина.
Физическая культура является органической частью универсальной человеческой культуры, ее особой независимой области.
Благодаря физической культуре, можно положительно влиять на жизненно важные аспекты человеческого организма, которые развиваются в процессе жизни под воздействием окружающей среды.
Основой физической культуры является целесообразная двигательная активность в форме физических упражнений, которые позволяют эффективно формировать и развивать необходимые физические способности, оптимизировать состояние здоровья [2, 54].
Основной движущей силой современных реформ в высшем образовании являются растущие требования к уровню интеллектуального развития и морального облика будущего профессионала. Стремительно усложняющийся и быстро меняющийся мир требует определенных социальных и профессиональных качеств и навыков, необходимых в современной жизни.
В результате качество высшего образования рассматривается через призму уровня образовательной, социальной, духовной и физической культуры выпускника, которая формируется не только процессом прямого аудиторного обучения, но и регулируется новыми показателями–компонентами воспитательной деятельности вуза. Воспитательная деятельность, в свою очередь, подразумевает, создание условий для развития студентов на основе общечеловеческих ценностей, содействие самоопределению, гражданскому и профессиональному развитию, реализации личности. В высших учебных заведениях высокая производительность образовательного процесса достигается за счет физического воспитания. Этот компонент образовательной составляющей, также способствует развитию личностных качеств, а также компетенциям, связанным с социальным взаимодействием.
- Среди основных целей физического воспитания студентов особо можно выделить формирование физической культуры формирующейся личности.
- Данная цель подразумевает решение следующих задач:
- – формирование у студентов осознания важности физической культуры в развитии личности и дальнейшем профессиональном становлении;
- – обобщение научных и практических основы здорового образа жизни в неразрывной связи от физической культуры;
- – формирование у студентов практических навыков, которые будут обеспечивать сохранение и развитие здоровья, умственного благополучия [3, 22].
- Чтобы успешно овладеть физической культурой, студенты должны иметь представление о физической культуре и спорте; знать анатомические особенности человеческого организма, его физиологическую структуру; иметь представление о правилах безопасности и гигиены труда; помнить правила поведения на занятиях; иметь возможность выполнять базовые физические упражнения.
- В соответствии с требованиями ФГОСв процессе обучения в ВУЗе у студентов должны быть сформированы следующие компетенции: навыки владения средствами независимого, методологически правильного применения методов физическойкультуры и укрепления здоровья.
- Сегодня у студентов различных российских ВУЗов имеется возможность улучшить свои спортивные навыки в разделах по следующим видам спорта: вольной борьбе, стрельбе из лука, мужскому и женскому футболу (мини-футбол), мужскому и женскому волейболу, мужскому и женскому баскетболу, легкой атлетике, боксу, шахматам, настольному теннису, самбо, подъему гири, шейпингу, аэробике.
Проведение спортивных и массовых мероприятий — это метод привлечения студентов и преподавателей к здоровому образу жизни. Высокий уровень конкуренции является непременным условием дальнейшего развития студенческих спортивных, оздоровительных и развлекательных мероприятий для студентов, преподавателей и сотрудников образовательных учреждений.
В ряде исследований было установлено, что студенты, которые участвуют в систематической физической культуре и спорте и демонстрируют достаточно высокую активность в них, у них развивается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность в поведении, развиваются «престижные» установки, они более общительны, выражают свою готовность к сотрудничеству, довольны социальным признанием, меньше боятся критики, имеют более высокую эмоциональную стабильность, «выносливость», им с большей вероятностью свойственен оптимизм, жизненная энергия. Этой группе студентов больше присуще чувство долга, добросовестность, концентрация. Они успешно взаимодействуют в работе, которая требует настойчивости, напряженности, свободно вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, они легче управляют самоконтролем.
Таким образом, физическое воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса.
При разработке стандартов физической культуры и спорта, прежде всего, цель заключается в содействии и развитии здоровья студентов, а затем в достижении спортивного результата.
Именно здоровье личности подразумевает успешность в профессиональной карьере, создание здоровой семьи и работу на благо страны и общества. Поэтому важно прививать основы физической культуры в студенческой среде.
Литература:
- Мельников П. П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров). — М.: КноРус, 2013. — 240 c.
- Муллер А. Б. Физическая культура: Учебник для вузов / А. Б. Муллер, Н. С. Дядичкина, Ю. А. Богащенко. — М.: Юрайт, 2013. — 424 c.
- Секерин В. Д. Физическая культура (для бакалавров). — М.: КноРус, 2013. — 424 c.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, высшее образование, здоровый образ жизни, образовательный процесс, окружающая среда, студент, физическое воспитание, человеческий организм.
Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/307/14479/
Физическое воспитание студенческой молодежи
- PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS
- Sergey Ryazanov
- student, FGBOU VO “Kemerovo state University”,
- Russia, Kemerovo
- Svetlana Ivanova
- сandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, FGBOU VO “Kemerovo state University”,
- Russia, Kemerovo
- АННОТАЦИЯ
- В статье рассматриваются следующие вопросы: задачи физического воспитания студентов; содержание программы физического воспитания студентов; программа по физическому воспитанию студентов; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов; методические основы физического воспитания в вузе.
- ABSTRACT
- The article addresses the following: the tasks of physical education of students; the contents of the program of physical education of students; the program for physical education of students; professionally-applied physical training of students; methodological foundations of physical education in high school.
- Ключевые слова: физическая культура, студенты, подготовка студентов.
- Keywords: physical education, student, student training.
Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания. Целью физического воспитания студентов средних и высших учебных заведений является формирование физической культуры будущего квалифицированного специалиста.
- К задачам физического развития студентов относится:
- ♦ формирование знаний о роли физической культуры в развитии личности, в подготовке ее к профессиональной деятельности;
- ♦ освоение научно-практических основ физической культуры и здорового стиля жизни;
- ♦ формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;
- ♦ овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей;
- ♦ обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности студентов к будущей профессии;
- ♦ приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения профессионально значимых целей.
Физическое воспитание в режиме учебной работы студентов регламентируется учебными планами и программами, которые разрабатываются и утверждаются Министерством высшего образования РФ. Государственная программа физического воспитания определяет обязательный для студентов всех вузов объем физкультурных знаний, двигательных умений, навыков и уровень развития физических качеств.
Программа по физическому воспитанию студентов содержит 3 основных раздела: теоретический, практический, контрольный.
1) Теоретический раздел
Учебный материал раздела предусматривает изучение студентами системы научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, совершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Данный раздел формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре.
2) Практический раздел
Учебный материал раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, на формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта.
Методико-практические занятия предусматривают освоение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта. Деятельность студентов на этих занятиях направлена на творческое овладение методами, обеспечивающими достижение практических результатов.
Учебно-тренировочные занятия направлены на приобретение опыта творческой практической деятельности, достижение высоких результатов в избранном виде спорта. Развитие самодеятельности в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности.
- Средствами практического раздела, направленными на обеспечение необходимой двигательной активности студентов, достижение и поддержание оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения в вузе, являются отдельные виды легкой атлетики (в основном беговые и прыжковые), плавание, спортивные игры, лыжные гонки, туризм, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности.
- Практический раздел предусматривает как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств.
- 3) Контрольный раздел
Учебный материал раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.
Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний и умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.
В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования и практические нормативы, изложенные в примерной учебной программе для высших учебных заведений, а также дополнительные тесты, разрабатываемые кафедрой физического воспитания вуза с учетом специфики подготовки специалистов в данном учебном заведении.
Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие подготовленность при поступлении в вуз, и в конце – как определяющие сдвиг за прошедший учебный период.
Обучение в вузе сопряжено с большим объемом умственной напряженности.
Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе зависят от объема физических нагрузок в режиме учебного дня и недели.
Наиболее эффективен объем двигательной активности 6-8 часов. Целесообразно придерживаться следующих принципов при организации физического воспитания в вузах.
- В существующей специальной литературе имеются различные формулировки, определяющие понятие «профессионально-прикладная физическая подготовка».
- Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
- Также, ППФП — одно из основополагающих направлений системы физического воспитания, формирующее прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к условиям и воздействиям профессиональной деятельности.
Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда.
Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков.
Поэтому если человек готовится к профессии экономиста, то ему нужна профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему геологу — другая. Эти отличия и отражаются цели и задачах ППФП. как самостоятельного раздела учебной дисциплины «Физическая культура».
- Итак, цель ППФП — психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность:
- 1) к ускорению профессионального обучения;
- 2) к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;
- 3) к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;
- 4) к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;
- 5) к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.
- Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей, профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:
- • формировать необходимые прикладные знания,
- • осваивать прикладные умения и навыки;
- • воспитывать прикладные психофизические качества;
- • воспитывать прикладные специальные качества.
В общей практике специальными задачами ППФП являются преимущественные развития качеств — общей выносливости и статической выносливости; также, преимущественное развитие специальных физических качеств — концентрации и устойчивости внимания, быстроты зрительного различения реакции, подвижности нервных процессов, координации движений и мышечных усилий, умения расслаблять мышцы, устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Не менее важными специальными задачами является развитие психических качеств — дисциплинированность, эмоциональная устойчивость и воля, концентрация внимания, мышления, долговременной и оперативной памяти, самообладания, решительности, стойкости. Ну и конечно же — это приобретение специальных знаний по разделу ППФП врача общей практики по теоретическому и практическому разделам.
Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время кратких методических бесед и установок на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы. Следует отметить, что знания о закономерностях повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизиологическую основу с знаниями о достижении и поддержании высокой профессиональной работоспособности человека в сфере труда.
Многочисленными исследованиями установлено, что динамика умственной работоспособности у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе зависит от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Наблюдается тесная связь между физической и умственной работоспособностью.
Повышение физической работоспособности при систематических занятиях по физическому воспитанию сопровождается улучшением функционального состояния ЦНС, что благоприятно отражается на умственной работоспособности студентов. Для ее поддержания и повышения наиболее эффективен двигательный режим в объеме 6-8 ч. занятий в неделю.
Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие принципиальные положения.
1. Занятия физическими упражнениями (обязательные и самостоятельные), как правило, должны содержать в первой половине каждого семестра 70-75% упражнений, направленных на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости. Интенсивность нагрузки у студентов по ЧСС может доходить до 160-170 уд/мин.
Во второй половине каждого семестра примерно 70-75% применяемых средств необходимо использовать для воспитания силы, общей и силовой выносливости. Причем интенсивность в этот период несколько снижается (ЧСС доходит до 150 уд/мин.). Такое построение учебных и самостоятельных занятий оказывает стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов.
2. На занятиях физического воспитания, проводимых на первой паре, целесообразно использовать нагрузки малой интенсивности (ЧСС – 110-150 уд/мин) или средней интенсивности (ЧСС в диапазоне 130-150 уд/мин). Оптимальная моторная плотность находится в пределах 50-60%.
Основное назначение таких занятий – обеспечение сокращения периода врабатывания в умственную деятельность, что в конечном счете стимулирует и удлиняет период высокой работоспособности и обеспечивает лучшее усвоение учебного материала.
Занятия с такими нагрузками позволяют сохранить хорошую умственную активность до конца учебного дня, включая самоподготовку.
В случае, когда урок проводится на 3-4-й паре, ЧСС не должна превышать 150-160 уд/мин. Большие нагрузки для групп с невысокой физической подготовленностью планировать нецелесообразно.
3. Проведение физических занятий 2 раза в неделю с малотренированными студентами и нагрузками большой интенсивности существенно снижает умственную деятельность в течение учебной недели. Поэтому важно учитывать уровень физической подготовленности при планировании физических нагрузок, чтобы не привести к снижению умственной активности.
4. Занятия различными видами спорта по-разному оказывают воздействие на умственную работоспособность. Так, с одной стороны, игровые виды и единоборства предъявляют высокие требования к психике, что обусловлено повышенным функционированием эмоционально-психических механизмов.
Следствием таких занятий является снижение умственной активности. С другой стороны, непродолжительные игровые эмоциональные нагрузки стимулируют учебную деятельность. Наилучший эффект достигается тогда, когда содержание физкультурных занятий достаточно разнообразно, а не монотонно.
5. В период экзаменационной сессии занятия желательно проводить не более 2-х раз в неделю на свежем воздухе с интенсивностью, сниженной до 60-70% от обычного уровня. Целесообразно использовать упражнения циклического характера (плавание, лыжи, бег).
Таким образом, направленность занятий физическими упражнениями в период сессии может быть по своему характеру как оздоровительно-профилактической (в основном для не спортсменов), так и поддерживающей (преимущественно для спортсменов).
В рамках учебной недели с целью обеспечения устойчивой умственной работоспособности рекомендуется следующая исходно-ориентировочная схема планирования занятий по физическому воспитанию:
- понедельник: занятия физическими упражнениями с целью активизации психофизического состояния организма студента;
- среда: занятия физическими упражнениями для поддержания работоспособности;
- пятница (или суббота): занятия физическими упражнениями с целью снятия недельного кумулятивного утомления.
Необходимо подчеркнуть, что лишь систематическое использование разнообразных средств физического воспитания создает объективные условия для оптимального проявления умственной работоспособности.
Список литературы:
Источник: https://sibac.info/studconf/science/lxxxiv/165509
Влияние занятий плаванием на физическое состояние студентов
Ревва С.А.1, Сизова Н.Н.2
- 1старший преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры, Дальневосточный Федеральный университет, 2ORCID: 0000-0002-6310-3723, старший преподаватель, Владивостокский филиал Российской таможенной академии
- Влияние занятий плаванием на физическое состояние студентов
- Аннотация
В статье анализируются результаты работы по исследованию влияния плавания на физическое состояние студентов. В педагогическом эксперименте приняло участие 42 студента 2 курса Дальневосточного Федерального университета.
Выявлено, что под влиянием систематических занятий плаванием у юношей наблюдается улучшение показателей физического здоровья. В экспериментальной группе зафиксирована позитивная динамика по пяти из восьми исследуемых тестов.
Выявлено, что наилучшее влияние занятия плаванием оказали на показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Ключевые слова: учебный процесс, физическое состояние, студенты, физическая подготовленность, юноши, плавание, физическая культура.
Revva S.A.1, Sizova N.N.2
- 1the senior lecturer of the Department of theory and methodology of adaptive physical culture, the Far Eastern Federal University, 2ORCID: 0000-0002-6310-3723, the senior teacher of chair of physical training, Vladivostok branch of the Russian customs academy
- INFLUENCE OF SWIMMING ON THE PHYSICAL CONDIOTION OF STUDENTS
- Abstract
The paper presents the results of research on the influence of swimming on the physical condition of students. 42 second-year students of the Far Eastern Federal University took part in this pedagogical experiment.
It was found that, after the systematic swimming exercises, young men noticed improvement in their physical health. The positive dynamics was recorded in five of eight tests in the experimental group.
It was also found that swimming had the best influence on the parameters of cardiovascular and respiratory systems.
Keywords: educational process, physical condition, students, physical fitness, youth, swimming, physical culture.
Задачи, связанные с повышением физической подготовленности и укреплением здоровья молодежи по-прежнему остаются серьезной государственной проблемой. Здоровье современных студентов вызывает определенную озабоченность. Специфика обучения в вузе и возрастные особенности молодого организма предъявляют высокие требования ко всем функциональным системам [1].
Некоторые исследователи указывают, что за время обучения в вузе здоровье студентов имеет тенденцию к ухудшению на фоне снижения их двигательной активности [2,3]. Сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи является одной из наиважнейших задач, стоящих перед высшей школой.
Успешная подготовка высококвалифицированных специалистов тесно связана с укреплением здоровья и повышением работоспособности студенческой молодежи.
Международные медицинские организации и медицинские общества в своих рекомендациях называют плавание как самый надежный и безвредный вид восстановления здоровья. Занятия плаванием служат хорошей профилактикой простудных заболеваний.
Нахождение в водной среде, а тем более выполнение физических упражнений является мощным раздражителем для организма человека, запускающим процесс возбуждения физиологических процессов, способствующих возникновению приспособительных реакций.
Плавание является одним из обязательных разделов дисциплины по «Физической культуре» в вузе, однако уровень плавательной подготовленности студентов остается на низком уровне и это связано, прежде всего, с недостаточным количеством бассейнов в образовательных учреждениях. Из-за отсутствия плавательной базы учебные занятия по плаванию, как правило, заменяются другими разделами, что в конечном итоге приводит к увеличению количества молодых людей не сумевших приобрести навыки плавания за период обучения в вузе.
М.З. Цеслицкая, ссылаясь на данные отечественных ученых, в своем исследовании указывает, что плавание является одним из любимых видов спорта среди студенческой молодежи [4].
Плавание является универсальным видом спорта, оказывающим положительный эффект на состояние всего организма человека. Регулярные занятия плаванием оказывают благоприятное воздействие на нервную и сердечно-сосудистую системы, они являются эффективным средством развития дыхательной системы.
Целью нашего исследования явилась проверка опытно-экспериментальным путем эффективности влияния плавания на физическое состояние студентов университета.
Педагогическое исследование проводилось на кафедре теории и методики адаптивной физической культуры базе Дальневосточного Федерального университета г. Владивостока в течение 2015-2016 учебного года.
Были сформированы контрольная и экспериментальная группы состоящие из 21 юношей 2 курса. Контрольная группа занималась 1 раз в неделю плаванием и 1 раз в неделю (факультативные занятия) настольным теннисом).
Экспериментальная группа занималась 2 раза в неделю плаванием (1 раз – согласно рабочей учебной программе и 1 раз – факультативные занятия).
Физическое состояние представляет собой совокупность таких показателей как физическая работоспособность, физическое развитие и физическая подготовленность.
Для решения поставленной цели мы постарались решить следующие задачи: выполнить сопоставительную оценку деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (проба Руфье, проба Штанге и проба Генчи); осуществить сравнительный анализ показателей тестирования физической подготовленности и физического развития, путем определения индекса массы тела. И на основе полученных данных сделать выводы о влиянии занятий плаванием на физическое состояние студентов.
Анализ результатов тестирования показал, что у студентов экспериментальной группы по сравнению с результатами контрольной группы наблюдаются лучшие показатели по пяти из восьми исследуемых тестов (табл.1).
Таблица 1– Динамика показателей физического состояния студентов экспериментальной и контрольной групп
№ | Тесты | ЭГ | КГ | Ед. | % | Р |
M+m | M+m | |||||
1 | Прыжок в длину с места, см | 245,48+1,47 | 245,62+2,13 | 0,14 | 0,06 | >0,05 |
2 | Сгибание/разгибание рук в упоре лежа на полу, кол-во раз | 37,14+0,35 | 37,19+1,01 | 0,05 | 0,13 | >0,05 |
3 | Челночный бег 10х10м, сек. | 22,25+0,10 | 22,71+0,16 | 0,46 | 2,03 |
Источник: https://research-journal.org/pedagogy/vliyanie-zanyatij-plavaniem-na-fizicheskoe-sostoyanie-studentov/