Биология человека как наука — для студента

Биология человека как наука - Для студента

На этой странице я буду выкладывать материалы по биологии, собранные за долгое время. Эти материалы очень помогли многим моим знакомым при поступлении в ведущие ВУЗы и просто для подготовки к экзаменам. Постараюсь, чтобы новые публикации появлялись более-менее регулярно.

Очень часто вступительный экзамен по биологии сопровождается экзаменом по химии. Поэтому, в ближайших планах начать подобный раздел по химии.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Основные темы по биологии

Строение клетки

Биология человека как наука - Для студентаОсновы цитологии. Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица живого. Строение и функция ядра, цитоплазмы и ее основных органоидов. Особенности строения клеток прокариот и эукариот.

Биология человека как наука - Для студента

Содержание химических элементов в клетке. Вода, соли, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: липиды, АТФ, биополимеры (белки, углеводы, нуклеиновые кислоты), их роль в клетке. Ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности. Самоудвоение ДНК.

Общие принципы клеточного метаболизма

Биология человека как наука - Для студентаОбмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке и его сущность. Значение АТФ в энергетическом обмене. Пластический обмен. Фотосинтез. Пути повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. Биосинтез белков. Ген и его роль в биосинтезе. Код ДНК. Реакции матричного синтеза. Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена.

Вирусы

Биология человека как наука - Для студентаВирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.

  • Вирусы, особенности строения

Размножение

Биология человека как наука - Для студентаРазмножение и индивидуальное развитие организмов. Деление клетки, мейоз и оплодотворение – основа размножения и индивидуального развития организмов. Подготовка клетки к делению. Удвоение молекул ДНК. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный набор, постоянство числа и формы. Деление клетки и его значение. Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение.

Основы генетики

Биология человека как наука - Для студентаОсновные закономерности наследственности и изменчивости организмов и их цитологические основы. Предмет, задачи и методы генетики. Моно- и дигибридное скрещивание. Законы Г. Менделя. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Единообразие первого поколения. Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков. Статистический характер явлений расщепления.  Закон независимого наследования. Генетика пола. Хромосомная теория наследственности. Значение генетики. Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Мутации. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.  Генетика и теория эволюции. Генетика популяций. Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий. Основы селекции. Селекция растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Роль естественного отбора в селекции. Селекция животных.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Главное окно, настройки и параметры excel - для студента

Оценим за полчаса!

Эволюционное учение

Биология человека как наука - Для студентаЭволюционное учение. Додарвиновский период развития биологии. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Значение теории эволюции. Критерии вида. Популяция – единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Ведущая роль естественного отбора в эволюции. Роль искусственного отбора и наследственной изменчивости. Видообразование. Результаты эволюции. Развитие органического мира. Биологический прогресс и регресс. Возникновение жизни на Земле.

Основы экологии

Биология человека как наука - Для студентаОсновы экологии. Предмет и задачи экологии. Математическое моделирование в экологии. Экологические факторы. Деятельность человека как экологический фактор. Комплексное воздействие факторов на организм. Ограничивающие факторы. Вид, его экологическая характеристика. Популяция. Рациональное использование видов. Биогеоценоз. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Саморегуляция. Смена биогеоценозов. Агроценозы. Повышение продуктивности агроценозов. Охрана биогеоценозов.

Антропогенез

Биология человека как наука - Для студентаПроисхождение человека. Дарвин о происхождении человека от животных. Движущие силы антропогенеза: биологические и социальные факторы. Роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа. Человеческие расы, их происхождение и единство. Антинаучная и реакционная сущность социального дарвинизма и расизма.

Биосфера

Основы учения о биосфере. Биосфера и ее границы. Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы. Живое вещество, его функции. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Вернадский о возникновении биосферы.

Биосфера в период научно-технического прогресса. Влияние деятельности человека на многообразие видов, природные сообщества. Проблемы окружающей среды: загрязнение, сохранение видового разнообразия, биоценозов, ландшафтов.

Ботаника

Ботаника – наука о растениях. Растительный мир — составная часть природы. Цветковое растение и его строение.

ЕГЭ по биологии

  • Можно ли подготовиться к ЕГЭ по биологии самостоятельно.

Источник: https://www.studentguru.ru/biology

Анатомия и физиология человека, базовые знания — Всё о тренировках

Биология человека как наука - Для студента Биология человека как наука - Для студента

Тело человека – это некая иерархическая последовательность, от простого к сложному:

  • клетка;
  • ткань;
  • орган;
  • система.

Похожие по структуре клетки объединяются в ткани, которые имеют свое четкое назначение. Каждый тип ткани складывается в определенные органы, которые также несут в себе индивидуальные функции. Органы, в свою очередь, складываются в системы, которые регулируют жизнедеятельность человека.

Каждая, из 50 триллионов микроклеток в теле, выполняют определенную функцию. Для того чтобы плотнее понимать анатомию и физиологию человека, необходимо рассмотреть все системы организма.

Полноценно существовать человеку помогают 12 систем:

  1. Скелетная или опорная (кости, хрящи, связки);
  2. Мышечная или двигательная (мышцы);
  3. Нервная (головной мозг, нервы спинной мозг);
  4. Эндокринная (регуляция гормонального фона);
  5. Кровообращения (отвечает за питание клеток);
  6. Лимфатическая (отвечает за борьбу с инфекциями);
  7. Пищеварительная (переваривает пищу, фильтруя полезные вещества);
  8. Дыхательная (легкие человека);
  9. Покровная, защитная (кожа, волосы, ногти);
  10. Репродуктивная (мужские и женские органы размножения);
  11. Выделительная (освобождает организм от лишних или вредных веществ);
  12. Иммунная (отвечает за состояние иммунитета в целом).

Скелетная или опорно-двигательная (кости, хрящи, связки) система

Биология человека как наука - Для студента

Разбирая свойства скелетной системы можно отметить, что главное в ней – это опора для тела и защита внутренних органов. Опорный скелет человека включает в себя 206 костей. Главная ось представляет собой 80 костей, добавочный скелет состоит из 126.

Типы костей человека

Всего бывает четыре типа костей:

  1. Трубчатые кости. Трубчатые кости выстраивают конечности они длинные и подходят для этого.
  2. Смешанные кости. Смешанные кости могут содержать в себе все вышеперечисленные типы кости в двух или трех вариантах. Примером служит кость позвонка, ключица и др.

  3. Плоские кости. Плоские кости подходят для крепления больших мышечных групп. В них ширина преобладает над толщиной. Короткие – это кости, в которых длина равна ширине кости.
  4. Короткие кости. Короткие – это кости, в которых длина равна ширине кости.

Кости скелетной системы человека

  • Основные кости скелетной системы человека:
  • — Череп;
    — Нижняя челюсть;
    — Ключица;
    — Лопатка;
    — Грудина;
    — Ребро;
    — Плечевая;
    — Позвоночный столб;
    — Локтевая;
    — Лучевая;
    — Кости пясти;
    — Фаланги пальцев кисти;
    — Таз;
    — Крестец;
    — Бедренная;
    — Коленная чашечка;
    — Большая берцовая;
    — Малая берцовая;
    — Кости предплюсны;
    — Кости плюсны;
  • — Фаланги пальцев стопы.

Строение скелета человека

В строение скелета различают:

— Скелет туловища. Состоит скелет туловища из позвоночника и грудной клетки.
— Скелете конечностей (верхних и нижних). Скелете конечностей принято делить на скелет свободных конечностей (руки и ноги) и скелет пояса (плечевой пояс и тазовый пояс).

  1. Скелет рук состоит из:
  2. — плеча, состоящего из одной кости, плечевой;
    — предплечья, которые образуют две кости (лучевая и локтевая) и кисти.
  3. Скелет ноги  делится на три отдела:
  4. — бедро, которое состоит из одной кости, бедренной;
    — голень, образованную малоберцовой костью и большеберцовой костью);
  5. — стопу, которая имеет в своем составе предплюсну, плюсну и фаланги пальцев.
  6. Плечевой пояс образуют две парные кости:
  7. — лопатка;
    — ключица.
  8. Скелет тазового пояса состоит из:
  9. — парных тазовых костей.
  10. Скелет кисти образуют:
  11. — запястья;
    — пястья;
  12. — фаланги пальцев.

Строение позвоночника человека

Человек стал прямоходящим благодаря особенному строению его позвоночника. Он проходит по всему туловищу и упирается в таз, где постепенно заканчивается. Последней костью является копчик, предполагается, что раньше это был хвост. В человеческом позвоночном столбе находится 24 позвонка. Через него проходит спиной мозг, который соединяется с головным мозгом.

  • Позвоночник разделяется на отделы, всего их пять:
  • — шейный отдел состоит из 7 позвонков;
    — грудной отдел состоит из 12 позвонков;
    — поясничный отдел состоит состоит из 5 позвонков;
    — крестцовый отдел состоит из 5 позвонков;
  • — копчиковый состоит из 4-5 рудиментарных позвонков сросшихся между собой.

Мышечная система

Биология человека как наука - Для студента

  1. Мышечная система состоит из трех видов:
  2. — Скелетные (поперечно-полосатые);
    — Гладкие;
  3. — Мышцы сердца.

Поперечно-полосатые мышцы

  • — Поперечно-полосатая мышечная ткань имеет высокую скорость сокращения, поэтому она выполняет все двигательные функции.
  • Поперечно-полосатые мышцы это:
  • — Мышцы рук;
    — Мышцы плечевого пояса;
    — Мышцы спины;
    — Мышцы груди;
    — Мышцы живота;
    — Мышцы туловища;
    — Мышцы ног.

Гладкие мышцы

Гладкая мышечная ткань, сокращается автономно под воздействием адреналина и ацетилхолина, и скорость сокращения заметно ниже. Гладкие мышцы выстилают стенки органов и сосудов и отвечают за внутренние процессы, например переваривание пищи, движение крови (за счет сужения и расширения сосудов).

Мышцы сердца

Сердечная мышца — это состоит из поперечно-полосатой мышечной ткани, но работает автономна.

Нервная система

Биология человека как наука - Для студента

Нервная ткань имеет три типа:

— Первый тип воспринимает сигналы из внешней среды и отправляет их в центральную нервную систему. Самое большое количество рецепторов находится во рту.

— Второй тип контактные нейроны их основная задача принимать, обрабатывать и передавать информацию, также он может сохранять проходившие по нему импульсы.

— Третий тип двигательные их еще называют эфферентные, они доставляют импульсы к рабочим органам.

Нервная система управляется головным мозгом и состоит из миллиардов нейронов. Головной мозг, в сочетании со спинным, образуют центральную нервную систему, а нервы представляют собой периферическую систему.

  1. Модно выделить несколько основных нервных окончаний:
  2. — Головной мозг;
    — Черепно-мозговой нерв;
    — Нерв, идущий к руке;
    — Спинномозговой нерв;
    — Спинной мозг;
  3. — Нерв, идущий к ноге.

Эндокринная система

Биология человека как наука - Для студента

  • Выделяют главные части эндокринной системы:
  • — Гипофиз;
    — Эпифиз;
    — Щитовидная железа;
    — Тимус (вилочковая железа);
    — Надпочечник;
    — Поджелудочная железа;
    — Яичники (вырабатывают женский половой гормон);
  • — Семенники (вырабатывают мужской половой гормон).

Кровеносная система

Биология человека как наука - Для студента

  1. Система кровообращения представлена:
  2. — Сердцем;
    — Кровеносными сосудами;
  3. — Кровью.

Сердце – это, так называемый, насос, который качает кровь, в одном направлении, по кровеносной сети. Длина кровеносных сосудов в человеческом организме составляет около 150 тысяч километров, каждый из которых выполняет индивидуальную функцию.

  • Крупные сосуды системы кровообращения:
  • — Яремная вена;
    — Подключичная вена;
    — Аорта;
    — Легочная артерия;
    — Бедренная вена;
    — Сонная артерия;
    — Верхняя полая вена;
    — Подключичная артерия;
    — Легочная вена;
    — Нижняя полая вена;
  • — Бедренная артерия.

Лимфатическая система

Биология человека как наука - Для студента

  1. Качественная работа лимфосистема происходит за счет следующих органов:
  2. — Грудной приток, впадающий в левую подключичную вену;
    — Правый лимфатический приток, впадающий в правую подключичную вену;
    — Вилочковая железа;
    — Грудной проток;
    — Селезенка – своего рода кровяное депо;
    — Лимфатические узлы;
  3. — Лимфатические сосуды.

Пищеварительная система

Биология человека как наука - Для студента

  • Процесс переваривания пищи включает в себя 4 этапа:
  • — Заглатывание;
    — Переваривание;
    — Всасывание;
  • — Выведение отходов.
  • Каждому этапу пищеварения помогают определенные органы, из которых и состоит пищеварительная система.
Читайте также:  Понятие об ареале, биоценозе, биогеоценозе, пищевых цепях - для студента

Дыхательная система

Биология человека как наука - Для студента

Покровная система

Покровная система – это живая оболочка человеческого тела. Кожа, волосы и ногти являются «стеной» между внутренними органами человек и внешней средой.

— Кожа является водонепроницаемой оболочкой, способной поддерживать температуру тела в пределах 37 градусов. Кожный покров защищает внутренние органы от инфекции и вредоносных солнечных лучей.

— Волосы защищают кожу от механических повреждений, охлаждения и перегрева. Волосяной покров отсутствует лишь на губах, ладонях и стопах ног.

— Ногтевые пластины несут в себе защитную функцию чувствительных кончиков пальцев рук и ног.

Репродуктивная система

Репродуктивная система спасает человеческий вид от вымирания. Мужские и женские органы размножения различны по своим функциям и строению.

  1. Мужская половая система состоит из следующих органов:
  2. — Семявыводящий проток;
    — Уретра;
    — Яичко;
    — Придаток яичка;
  3. — Половой член.
  4. Строение женской половой системы кардинально отличается от мужской:
  5. — Матка;
    — Фаллопиева труба;
    — Яичник;
    — Шейка матки;
  6. — Влагалище.

Выделительная система

Выделительная система – выводит из организма исходные продукты обмена веществ, предотвращая его отравление. Выделение вредных веществ происходит с помощью легких, кожи, печени и почек. Основная, это мочевыделительная система.

  • Мочевыделительная система состоит из следующих органов:
  • — 2 почки;
    — 2 мочеточника;
    — Мочевой пузырь;
  • — Мочеиспускательный канал.

Иммунная система

Человеческому организму постоянно угрожают болезнетворные вирусы и бактерии, иммунная система является достаточно надежной защитой против такого воздействия. Иммунная система – это совокупность лейкоцитов, белых клеток крови, они распознают антигены и помогают в борьбе с патогенными микроорганизмами.

В заключение

На протяжении многих столетий представление о строении и функционировании человеческого организма кардинально менялось. Благодаря наблюдениям и появлению анатомической науки стало возможным глобальное изучение физиологии человека.

(Просмотрено 61 911 раз, 154 сегодня) Анатомия и физиология человека Наш проект целиком и полностью посвящен спорту, его аспектам, ведь мы все с Вами прекрасно знаем, что спорт это не только тренировки и питание, это увлекательный путь, в процессе которого человек познает не только свои физические, но и психологические возможности.

Источник: https://energysportlife.ru/anatomiya-i-fiziologiya-cheloveka-bazovye-znaniya/

Науки об организме человека

Чтобы сохранить здоровье, каждому человеку нужно знать, как устроен и работает его организм, а также соблюдать меры, предохраняющие от болезней и укрепляющие здоровье.

Организм человекапредмет изучения таких наук, как анатомия, физиология, психология, гигиена и медицина.

Медицинаобласть науки и практическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, а также на предупреждение и лечение различных заболеваний. Термин «медицина» происходит от латинского слова «медикус», что в переводе означает «лечебный, врачебный».

Археологические находки, древние рукописи и памятники искусства свидетельствуют о давнем стремлении человека познать окружающий мир и разгадать тайну своего происхождения и бытия. Людей всегда интересовали проблемы жизни и смерти, способы борьбы с недугами, сохранение здоровья и долголетия. В течение многих тысячелетий накапливались знания о различных сторонах человеческого существования.

Вначале считалось, что здоровьем человека, его поступками, жизнью и смертью управляют боги. Но уже на рубеже IV и V веков до нашей эры греческий мыслитель Гераклит высказал мысль, что живые организмы развиваются по законам природы и, познав их, можно использовать эти законы на благо людей.

Биология человека как наука - Для студента 

(544–483 г. до н. э.)

Великий греческий мыслитель Аристотель много лет занимался сравнением органов животных и человека, изучал их развитие.

Он обратил внимание на то, что любое живое существо отличается от неживых тел чёткой и строгой организацией.

Аристотель ввёл термин «организм», происходящий от слова «организация», и термин «аорта». Именно он первым из всех мыслителей понял, что душевная деятельность человека есть свойство его тела и существует до тех пор, пока живёт тело. Широко известны его труды по философии и психологии.

Биология человека как наука - Для студента

(384–322 г. до н. э.)

Для развития медицины и гигиены много сделал известный медик античности Гиппократ. Он вошёл в историю как «отец медицины».

Гиппократ определил основной принцип врачевания – «не навреди», одним из первых стал изучать влияние на здоровье людей природных факторов: воды, пищи, земли и воздуха.

Ему удалось найти причины болезней, в которых виноваты сами люди. Гиппократ создал учение о четырёх темпераментах человека и типах телосложения.

Биология человека как наука - Для студента

(ок. 460 – ок. 370 г. до н. э.)

Продолжателем идей Гиппократа был известный римский врач Клавдий Гален. Он вскрывал диких и домашних животных, тщательно описывал их органы.

Биология человека как наука - Для студента

Подробно изучив строение костей, мышц и суставов обезьяны, Гален предположил, что человек устроен сходным образом. Он создал более 400 трудов по физиологии и медицине.

Ему принадлежит труд «О частях человеческого тела», в котором он дал первое анатомо-физиологическое описание организма человека.

Идеология, господствовавшая в Средневековье, мало способствовала развитию науки. Пробуждение началось лишь в XIV –XVII веках нашей эры. Этот период вошёл в историю под названием Возрождение.

Биология человека как наука - Для студента

Большой вклад в изучение человека был сделан великим итальянским художником и учёным Леонардо да Винчи. Он тщательно изучал, описывал и зарисовывал строение тела человека. При этом каждую его часть он изображал с отдельных сторон, что давало возможность воспринимать орган в разных ракурсах.

Большой вклад в развитие медицины внёс европейский естествоиспытатель Андреас Везалий. Он составил научное описание строения органов и систем организма человека в труде «О строении человеческого тела», указал в нём на ошибки предшественников. Например, он установил, что левый и правый желудочки сердца человека не сообщаются между собой.

Биология человека как наука - Для студента

Английский учёный Уильям Гарвей является основоположником физиологии и эмбриологии. Он выяснил значение различных отделов сердца, описал большой и малый круги кровообращения. Доказал, что центральным звеном этого процесса является сердце.

Биология человека как наука - Для студента

В первой половине XVII века Рене Декарт открыл рефлекс.

Биология человека как наука - Для студента

Становлению научной медицины (XVIII-XIX века) способствовали достижения естествознания и техники. Изобретение микроскопа позволило изучить строение клеток и тканей, установить природу нервного импульса, электрохимического сигнала, проникнуть в тайны работы мозга. Медики и химики разработали эффективные лекарства и смогли победить многие опасные болезни.

В развитие наук о человеке значительный вклад внесли отечественные учёные. Выдающийся врач Николай Иванович Пирогов внёс огромный вклад в развитие хирургии. Он впервые применил эфир для наркоза, а йод и спирт – для предупреждения нагноения ран, использовал гипсовую повязку при переломах.

Биология человека как наука - Для студента

Иван Петрович Павлов (1849–1936) — известный физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения.

Биология человека как наука - Для студента

Отцом русской физиологии считают Ивана Михайловича Сеченова. Он является автором работы «Рефлексы головного мозга».

В процессе развития из медицины в самостоятельные отрасли выделились анатомия, физиология, психология и многие другие биологические науки.

Медицина подразделяется на лечебную (клиническую) и профилактическую, или предупредительную. Профилактическая медицина включает в себя валеологию (науку о здоровом образе жизни) и гигиену.

Гигиенараздел медицины о создании условий для сохранения и укрепления здоровья. Термин происходит от греческого слова «гигиенос», что в переводе означает «здоровый».

Гигиена изучает влияние санитарного состояния внешней среды, условий жизни и труда на здоровье человека.

Она разрабатывает меры профилактики заболеваний, обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности, сохранения здоровья и продления жизни.

Для решения стоящих перед гигиеной задач используются различные методы: клинические (выяснение причин массовых заболеваний), физиологические (установление приспособительных возможностей организма к неблагоприятным условиям природной и социальной среды), лабораторные (анализ проб воздуха и воды).

Внедряют гигиенические рекомендации в жизнь санитарные врачи. Они выясняют, нет ли вредных излучений, не опасны ли для здоровья людей воздух, вода, пища и почва, следят за чистотой в парикмахерских, банях и бассейнах, на фабриках и заводах, в школах и институтах, изучают влияние на людей бытовых насекомых, крыс и мышей, домашних и диких животных.

Гигиенисты устанавливают предельно допустимые концентрации веществ (ПДК), превышение которых в атмосфере, воде, продуктах или почве может оказаться вредным для здоровья человека, а санитарные врачи следят за соблюдением этих норм. Например, предельно допустимая концентрация хлора в водопроводной воде равна 0,5 мг на литр. Это значит, что вода совершенно безопасна, если содержание хлора и его соединений не превышает 0,5 мг в одном литре.

Кроме поликлиник в стране действуют санитарно-эпидемиологические центры и санитарно-эпидемиологические станции, в задачу которых входит несение санитарной службы в пределах определённого региона.

Инспектору санитарно-эпидемиологического центра даны большие права: он может остановить работу любого предприятия, если технология производства и выпускаемая продукция не соответствуют санитарным нормам, закрыть торговые точки, где не соблюдаются гигиенические правила.

Санитарные врачи устанавливают источники заболеваний и при необходимости объявляют карантин – запрещение или ограничение выезда, или въезда на территорию, где появилась опасная инфекция. Карантин может быть введён в саду, школе или больнице для проведения необходимой дезинфекции. Нарушившие карантин могут стать разносчиками инфекции и вызвать эпидемию, опасную для многих людей.

Эпидемия широкое (массовое) распространение какой-нибудь инфекционной (заразной) болезни.

Анатомия – наука о строение организма и его органов.  Термин анатомия происходит от греческого слова «анатомэ», которое в переводе означает рассечение.

У этой науки также есть свои методы: аутопсия (вскрытие трупов), рентгеноскопия, ультразвуковые исследования (УЗИ), томография, моделирование работы органов с помощью компьютера. Благодаря их использованию стало возможным не только детально изучить строение органов, но и обнаруживать малейшие отклонения в их состоянии.

В древности учёные широко использовали метод вскрытия мёртвого тела и изучение его органов.

Это считалось большим грехом и было запрещено. Только в период Возрождения учёным разрешили вскрывать тела казнённых преступников. Пример такой сцены вскрытия изображён голландским художником XVII века Рембрандтом ван Рейном. Современник учёного доктор Тюлп показывает ученикам, как работают мышцы, сгибающие пальцы рук.

Анатомия изучает не только внутреннее строение человека, но и особенности его внешнего строения: рост, вес, пропорции тела.

Физиология – наука о жизненных функциях организма и его органов. Термин «физиология» происходит от греческих слов «физис» и «логос», которые в переводе означают соответственно «природа» и «учение». Функция органа – это его работа. Основу физиологических методов составляют наблюдения и эксперименты.

Экспериментопыт, искусственное воспроизведение (моделирование) какого-нибудь явления при определённых условиях с целью эксперимента.

На ранних этапах развития физиологии в основном использовались острые опыты на животных, которые заканчивались их гибелью. В XX веке получили распространение хронические эксперименты, позволяющие изучать деятельность практически здорового организма.

Например, в желудке и коже собаки делали отверстия и соединяли эти отверстия трубкой. Благодаря этому в любой момент можно было получить содержимое желудка. Для этого надо было вынуть пробку, которой закрывали трубку, выводящую содержимое желудка наружу.

В настоящее время с большим успехом применяют инструментальные методы исследования.

Сконструированы приборы, позволяющие без малейшего вреда для здоровья с высокой точностью оценивать различные функции и показатели деятельности отдельных клеток, органов и систем организма человека, например, артериальное давление, кислотно-щелочное равновесие, биохимический состав жидких сред.

Для того чтобы узнать, хорошо ли работает сердце, вовсе не обязательно его извлекать. Можно проанализировать его биение, сделать кардиограмму и по полученным данным определить состояние этого органа и меры, которые следует предпринять, чтобы вылечить его.

Строение органов и их функции тесно связаны между собой. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на собственную руку.

Против каждого сустава пальцев на тыльной стороне кисти есть складки. Если сжать руку в кулак, то они расправляются. Прочему так происходит?

Если бы не было складок, то согнуть пальцы было бы невозможно, т.к. кожа натянулась бы и затруднила это движение.Однако, функции не каждого органа так же легко наблюдать, как функции мышц.

Психология изучает поведение человека. Термин происходит от латинских слов «психе» и «логос», которые в переводе означают соответственно «душа» и «учение». Сложную организацию и индивидуальность поведения невозможно объяснить, используя только знания о строении и работе головного мозга.

Поведение зависит не только от биологических, но и от социальных факторов. Каждый человек совершает те или иные поступки в соответствии со своим, присущим только ему одному, внутренним миром. Он строит взаимоотношения с другими людьми, определяет стиль и характер поведения согласно своим убеждениям.

Сам планирует и оценивает свои действия, соизмеряя их с общественной и личной значимостью, нормами морали и традиции.

Основные методы психологии: наблюдение, анкетирование и эксперимент.

Медицина – наука о сохранении и укреплении здоровья людей, о предупреждении и лечении заболеваний. Анатомия – это наука о строении человека и его органов.

Физиология – наука о жизненных функциях организма и его органов. Гигиена – отрасль медицины, изучающая условия сохранения и укрепления здоровья.

Психология изучает поведение человека.

Источник: https://videouroki.net/video/2-nauki-ob-orghanizmie-chielovieka.html

Биология человека как наука

Определение 1

Анатомия – наука изучающая строение человеческого тела.

Знания анатомии человека позволяет понимать всю жизнедеятельность организма. Анатомия тесно связана с физиологией, цитологией и гистологией. Эта связь дает начало разделам анатомии.

Разделы анатомии:

  • Остеология – костная система;
  • Ангиология – сосудистая система;
  • Миология – мышечная система;
  • Неврология – нервная система;
  • Спланхнология – пищеварительная, мочеполовая, дыхательная систем.

В зависимости от содержания различают анатомию:

  • Систематическая, или описательная. Изучает описание формы и строения органов;
  • Топографическая. Изучает совокупность органов и систем в определенной части тела;
  • Пластическая. Изучает наружные формы тела.
  • Нормальная. Изучает здоровые органы и системы органов;
  • Патологическая. Изучает болезненные органы и системы органов.
  • Сравнительная. Изучает происхождение и родственные связи между человеком и животными в процессе эволюции.

Биологические закономерности и биосоциальная природа человека

Биология человека как наука - Для студента

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Человек является социальной сущностью.

Это значит, что выживание обеспечивает, не только биологические механизмы, а главным образом, труд, производство, общество, всесветное и космическое расселение, а также благополучие человека.

Приобретение, такого качества, как социальность говорит о том, что историческое развитие человечества подчиняется в большей степени не биологическим законам развития, а социальным.

Современный человек объединил в себе биологическое и социальное начало. В организме человека совершаются биологические процессы, которые выполняют фундаментальную функцию в определении жизненно необходимых факторов в жизнедеятельности и развитии человечества.

Читайте также:  Социальная структура общества в россии xvii в. - для студента

Биология человека – теоретическая основа медицины

Гиппократ, древнегреческий врач, считал, что «каждый врач обязан знать и понимать природу». Медицинская наука использует общебиологические понятия.

В разных областях биологии проводятся теоретические исследования. Они позволяют использовать полученные теоретические данные в практической медицине.

Врачи убеждены в том, что здоровье человечества зависит от качества среды обитания и образа жизни.

Открытие в ХIХ в. клеточной теории дало начало научным основам взаимосвязи биологии и медицины. Р. Вихров соединил клеточную теорию с патологией, тем самым объединив биологию с медициной в качестве теоретической основы. В начале ХХ века К. Бернар и И. П.

Павлов открыли общебиологические основы физиологии и патологии. Ученые, создавая учение об инфекционной патологии, развили хирургию. И. И. Мечников заложил биологические основы учения об иммунитете. Генетика укрепила факт про взаимосвязь биологии и медицине. В ХХ в.

было положено начало в изучении наследственной патологии человека.

Замечание 1

  • Терапия и хирургия развиваются благодаря физиологии, анатомии и других медико-биологических наук.
  • Эпидемология развивается на основе наук: иммунологии, микробиологии и паразитологии.
  • Теоретическими основами диагностики, профилактики и лечения наследственных болезней определяются данными анатомии , биохимии, физиологии и общей и молекулярной генетики.

Биологические системы

В биологических системах энергетические процессы подчиняются первым двум законам термодинамики.

По мере достижения состояния равновесия биологической системой значение энтропии становится максимальной, а по мере роста и развития живые организмы имеют низкое значение энтропии.

Живые организмы способны сохранять определенный уровень энергии, что способствует противостоянию энтропии. В момент снижение энтропии система неустойчива, и возможен ее летальный исход.

Источник: https://spravochnick.ru/biologiya/biologiya_cheloveka_kak_nauka/

1.1. Биология как наука. Роль биологии

Биология  – наука, изучающая свойства живых систем. Однако определить, что такое живая система, достаточно сложно. Именно поэтому ученые установили несколько критериев, по которым организм можно отнести к живым. Главными из этих критериев являются обмен веществ или метаболизм, самовоспроизведение и саморегуляция.

Понятие наука определяется, как «сфера человеческой деятельности по получению, систематизации объективных знаний о действительности». В соответствии с этим определением объектом науки – биологии является жизнь   во всех ее проявлениях и формах, а также на разных уровнях.

Каждая наука, в том числе и биология, пользуется определенными методами  исследования. Некоторые из них универсальны для всех наук, например такие, как наблюдение, выдвижение и проверка гипотез, построение теорий. Другие научные методы могут быть использованы только определенной наукой: генеалогический, гибридизация, метод культуры тканей и т.д.

Биология тесно связана с другими науками – химией, физикой, экологией, географией. Собственно биология делится на множество частных наук, изучающих различные биологические объекты: биология растений и животных, физиология растений, морфология, генетика, систематика, селекция, микология, гельминтология и множество других наук.

Метод  – это путь исследования, который проходит ученый, решая какую-либо научную задачу, проблему.

Методы науки:

1.Универсальные:

Моделирование – метод, при котором создается некий образ объекта, модель, с помощью которой ученые получают необходимые сведения об объекте (Джеймс Уотсон и Френсис Крик создали из пластмассовых элементов модель – двойную спираль ДНК, отвечающую данным рентгенологических и биохимических исследований. Эта модель вполне удовлетворяла требованиям, предъявляемым к ДНК).

Наблюдение  – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (можно визуально наблюдать за поведением животных,  с помощью приборов за изменениями в живых объектах, за сезонными изменениями в природе). Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.

Эксперимент (опыт)  – метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений, выдвинутые предположения – гипотезы (получение новых знаний с помощью поставленного опыта). Примеры экспериментов: скрещивания животных или растений с целью получения нового сорта или породы, проверка нового лекарства.

Проблема  – вопрос, задача, требующие решения. Решение проблемы ведет к получению нового знания. Научная проблема всегда скрывает какое-то противоречие между известным и неизвестным. Решение проблемы требует от ученого сбора фактов, их анализа, систематизации.

Сформулировать проблему бывает достаточно сложно, однако всегда, когда есть затруднение, противоречие, появляется проблема.

Гипотеза  – предположение, предварительное решение поставленной проблемы. Выдвигая гипотезы, исследователь ищет взаимосвязи между фактами, явлениями, процессами. Именно поэтому гипотеза чаще всего имеет форму предположения: «если … тогда». Гипотеза проверяется экспериментально.

Теория  – это обобщение основных идей в какой-либо научной области знания. Со временем теории дополняются новыми данными, развиваются. Некоторые теории могут опровергаться новыми фактами. Верные научные теории подтверждаются практикой.

2.Частные научные методы:

  • Генеалогический  – применяется при составлении родословных людей, выявлении характера наследования некоторых признаков.
  • Исторический – установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на протяжении исторически длительного времени (несколько миллиардов лет).
  • Палеонтологический – метод, позволяющий выяснить родство между древними организмами, останки которых находятся в земной коре, в разных геологических слоях.

Центрифугирование – разделение смесей на составные части под действием центробежной силы.

Применяется при разделении органоидов клетки, легких и тяжелых фракций (составляющих) органических веществ и т.д.

  1. Цитологический или цитогенетический – исследование строения клетки, ее структур с помощью различных микроскопов.
  2. Биохимический – исследование химических процессов, происходящих в организме.
  3. Каждая частная биологическая наука (ботаника, зоология, анатомия и физиология, цитология, эмбриология, генетика, селекция, экология и другие) пользуется своими более частными методами исследования.
  4. У каждой науки есть объект и предмет исследования.

У биологии объектом исследования является ЖИЗНЬ. Предмет изучения науки всегда несколько уже, ограниченнее, чем объект. Так, например, кого-то из ученых интересует обмен веществ  организмов.

Тогда объектом изучения будет жизнь, а предметом изучения – обмен веществ.

С другой стороны, обмен веществ тоже может быть объектом исследования, но тогда предметом исследования будет одна из его характеристик, например обмен белков, или жиров, или углеводов.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ  ЗАДАНИЯ  

Часть А

  • А1. Биология как наука изучает1) общие признаки строения растений и животных2) взаимосвязь живой и неживой природы3) процессы, происходящие в живых системах
  • 4) происхождение жизни на Земле

А2. И.П. Павлов в своих работах по пищеварению применял метод исследования:1) исторический 2) описательный 3) экспериментальный

4) биохимический

А3. Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки – это:1) теория 2) гипотеза 3) факт

  1. 4) доказательство
  2. А4. Эмбриология изучает1) развитие организма от зиготы до рождения2) строение и функции яйцеклетки3) послеродовое развитие человека
  3. 4) развитие организма от рождения до смерти
  4. А5. Количество и форма хромосом в клетке устанавливается методом исследования1) биохимическим            2) цитологическим 3) центрифугированием  
  5. 4) сравнительным
  6. А6. Селекция как наука решает задачи1) создания новых сортов растений и пород животных  2) сохранения биосферы3) создания агроценозов                                                   
  7. 4) создания новых удобрений
  8. А7. Закономерности наследования признаков у человека устанавливаются методом1) экспериментальным    2) гибридологическим 3) генеалогическим         
  9. 4) наблюдения
  10. А8. Специальность ученого, изучающего тонкие структуры хромосом, называется:1) селекционер 2) цитогенетик 3) морфолог
  11. 4) эмбриолог
  12. А9. Систематика – это наука, занимающаяся1) изучением внешнего строения организмов2) изучением функций организма3) выявлением связей между организмами            
  13. 4) классификацией организмов

Часть В

  • В1. Укажите три функции, которые выполняет современная клеточная теория1) Экспериментально подтверждает научные данные о строении организмов2) Прогнозирует появление новых фактов, явлений3) Описывает клеточное строение разных организмов4) Систематизирует, анализирует и объясняет новые факты о клеточном строении организмов5) Выдвигает гипотезы о клеточном строении всех организмов
  • 6) Создает новые методы исследования клетки

Часть  С

С1. Французский ученый Луи Пастер прославился как «спаситель человечества», благодаря созданию вакцин против инфекционных заболеваний, в том числе таких как, бешенство, сибирская язва и др. Предложите гипотезы, которые он мог выдвинуть. Каким из методов исследования он доказывал свою правоту?

Источник: https://biology100.ru/index.php/materialy-dlya-podgotovki/biologiya-nauka-o-zhizni/biologiya-kak-nauka-rol-biologii

Биология человека

Человек рождается и умирает, воспроизводит потомство. Его тело имеет клеточное строение, и каждая клетка состоит из сложных и простых молекул.

Не смотря на это, организм человека имеет сложную систему, которая состоит из большого количества органов связанных друг с другом в единое целое. Поэтому изменение работы одного органа вызывает изменение в работе всего организма.

Кроме того, на имеющиеся раздражители внешней и внутренней среды, организм реагирует как единая биологическая система. Высшее управление обеспечивает мозг — венец природы.

Проект «Биология человека» содержит расширенную учебную информацию, т.к. в рамках школьной программы не всегда удаётся представить достаточно в полном объёме. Предлагаемый учебный материал имеет, с одной стороны, базовую основу, а, с другой — мотивирует учащегося на самостоятельное изучение и погружение.

Это заметно проявляется в схемах, таблицах, рисунках выполненных в программе Paint. Схемы и таблицы помогут сконцентрировать внимание на главном, а рисунки способствуют визуальному восприятию конкретного органа или его части.

Учитель может в любой момент использовать этот материал как на уроке или при его подготовке, так и при проведении индивидуальной работы школьников увлечённых анатомией.

Не все темы отражены в проекте. Почему? В основном мы исходили из объёма учебного материала учебника. Более глубоко раскрыт материал в разделе «Науки изучающие организм человека» и «Происхождение человека».

Исторический материал даёт представление о вкладе гениальных личностей разных поколений в науку, для которых слова «Высшее благо науки — служить человеку» — больше чем слова.

В некоторых разделах («Опорно-двигательная система», «Дыхание», «Кожа», «Выделительная система», «Нервная система») затронуты вопросы эволюционного характера, что немаловажно для материалистического понимания при обучении. Подборка «Вопросы-ответы и интересные факты» показывает совершенство человеческого организма.

Внешне люди сильно отличаются друг от друга, тем не менее, в строение тела каждого человека прослеживаются общие черты. Хотя строение органов и их функции неимоверно сложны, деятельность человека в труде, быту, спорте скоординирована, согласована. Таким образом, как говорили древние, многознание не есть ум, но в то же время надо признать, что знание фактов, способствует развитию умственных способностей школьников разного уровня.

Литература.

  1. Д. В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Человек. 8 класс. —М.: Дрофа, 2009
  2. И. Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. —М., Просвещение, 1983
  3. Справочник по биологии под ред. академика АН УССР К. М. Сытника. Киев. Наукова Думка. 1985
  4. Т. Л. Богданова, Е. А. Солодова. Биология. Справочник для старшеклассников. —М., «АСТ-пресс школа», 2005
  5. А. В. Ганжина. Пособие по биологии для поступающих в вузы. Минск, Высшая школа, 1978
  6. Л. В. Ёлкина, Биология. Весь школьный курс в таблицах. Минск: Букмастер: Кузьма, 2013
  7. Человек. Наглядный словарь. Дорлинг Киндерсли Лимитед, Лондон. Слово. 1991
  8. Биология. Анатомия человека. Сборник рефератов I, II части. —М., Эксмо, 2003
  9. А. П. Большаков. Биология. Занимательные факты и тесты. Санкт-Петербург, Паритет, 1999
  10. М. М. Бондарук, Н. В. Ковылина. занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. 8–11 классы. Волгоград: Учитель, 2005

Источник: https://biouroki.ru/material/human/

Биология

Биология — это наука, изучающая живые организмы. Она раскрывает закономерности жизни и ее развития как особого явления природы.

Среди других наук биология является фундаментальной дисциплиной, относится к ведущим разделам естествознания.

Термин «биология» состоит из двух греческих слов: «биос» – жизнь, «логос» – учение, наука, понятие.

Впервые был употреблен для обозначения науки о жизни в начале XIX. Это сделали независимо друг от друга Ж.-Б. Ламарк и Г. Тревиранус, Ф. Бурдах. В это время биология обособляется из естественных наук.

Биология изучает жизнь во всех ее проявлениях. Предметом биологии являются строение, физиология, поведение, индивидуальное и историческое развитие организмов, их взаимосвязь между собой и окружающей средой.

Поэтому биология представляет собой систему, или комплекс, наук, во многом взаимосвязанных.

Различные биологические науки возникали на протяжении истории развития науки в следствии обособления различных областей изучения живой природы.

В качестве крупных разделов биологии выделяют зоологию, ботанику, микробиологию, вирусологию и др. как науки, изучающие различные по ключевым моментам строения и жизнедеятельности группы живых организмов.

С другой стороны, изучение общих закономерностей живых организмов привело к появлению таких наук как генетика, цитология, молекулярная биология, эмбриология и др.

Изучение строения, функциональности, поведения живых существ, их взаимоотношений и исторического развития породило морфологию, физиологию, этологию, экологию, эволюционное учение.

Общая биология изучает наиболее универсальные свойства, закономерности развития и существования живых организмов и экосистем.

Таким образом, биология — это система наук.

Бурное развитие в биологии наблюдалось во второй половине XX века. Это в первую очередь было связано с открытиями в области молекулярной биологии.

Несмотря на свою богатую историю, и в настоящее время в биологических науках продолжают совершаться открытия, ведутся дискуссии, пересматриваются многие концепции.

В биологии особое внимание уделяется клетке (так как она является основной структурно-функциональной единицей живых организмов), эволюции (так как жизнь на Земле претерпевала развитие), наследственности и изменчивости (лежащих в основе преемственности и приспособляемости жизни).

Выделяют ряд последовательных уровней организации жизни: молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный. На каждом из них жизнь проявляется по-своему, что изучается соответствующими биологическими науками.

Для человека биологические знания в первую очередь имеют следующее значение:

  • Обеспечение человечества питанием.
  • Экологическое значение – контроль за окружающей средой, чтобы она была пригодной для нормальной жизни.
  • Медицинское значение – увеличение продолжительности и качества жизни, борьба с инфекциями и наследственными заболеваниями, разработка лекарств.
  • Эстетическое, психологическое значение.

Человека можно рассматривать как один из результатов развития жизни на Земле. Жизнь людей все еще находится в сильной зависимости от общебиологических механизмов жизнедеятельности. Кроме того, человек влияет на природу и сам испытывает на себе ее воздействие.

Деятельность человека (развитие промышленности и сельского хозяйства), рост народонаселения стали причиной экологических проблем на планете. Происходит загрязнение окружающей среды, разрушение природных сообществ.

Для разрешения экологических проблем необходимо понимание биологических закономерностей.

Кроме того, многие разделы биологии имеют значение для здоровья человека (медицинское значение). Здоровье людей находится в зависимости от наследственности, среды жизни и образа жизни. С этой точки зрения наиболее важны такие разделы биологии как наследственность и изменчивость, индивидуальное развитие, экология, учения о биосфере и ноосфере.

Биология решает задачи обеспечения людей продуктами питания, лекарствами. Биологические знания лежат в основе развития сельского хозяйства.

Таким образом, высокий уровень развития биологии является необходимым условием благополучия человечества.

plustilino © 2019. All Rights Reserved

Источник: https://biology.su/biology/biology

Ссылка на основную публикацию