Положение об электронном обучении, ДОТ в ИФЭП ОЗ

 

«Утверждаю»

Ректор ИФЭП ОЗ

А.В. Сафошин

 

«25_» января           2017 г

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об электронном обучении, дистанционных образовательных технологиях  в ИФЭП ОЗ

 

Москва  2017

 

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

 

  • ДОТ – дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при определенно (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников;
  • ООП – основная образовательная программа;
  • СДО – система дистанционного обучения;
  • ФГОС ВО – федеральные государственные образовательные стандарт высшего образования;
  • Тьютор – лицо, выполняющее индивидуальное сопровождение обучения при электронном обучении путем личного контакта с обучаемым на протяже­нии длительного периода времени.
  • Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) – программно-техническая система, включающая в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ, взаимодействие обучающихся с педагогическим персоналом и между собой независимо от места нахождения.

ЭИОС – обладает едиными правилами и алгоритмами (типовым набором сервисных функций, документированием хода учебного процесса, каталогизацией информационных ресурсов среды) и обеспечивает:

  • управление пользователями всех категорий;
  • хранение, обновление и систематизацию учебно-методических ресурсов;
  • организацию и информационную поддержку учебного процесса с применением ДОТ;
  • взаимодействие участников учебного процесса с применением ДОТ;
    • Электронное обучение (ЭО) – организация образовательной деятельно­сти с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализа­ции образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно – телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи ука­занной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работни­ков, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала, а также обучающихся между собой.

К электронному обучению относится:

  • Самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами, в том числе, информационных технологий;
  • Возможность дистанционного взаимодействия ( консультации, советы, оценки) с преподавателем (тьютором)
  • Создание сообщества пользователей, осуществляющих общую виртуальную образовательную деятельность.

1.8  Информационно-коммуникационная технология (ИКТ) – информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации.

1.9 Электронные образовательные ресурсы (ЭО Р) – это учебно- методические материалы, содержащие систему обязательных для усвоения обучающимся базовых знаний по дисциплине и удовлетворяющие требованиям ФГОС и соответствующих учебных планов, и являющиеся составляющими электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), размещенных в единой ЭИОС (СДО).

1.10 Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – совокупность электронных образовательных ресурсов, обеспечивающая эффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом по кон­кретной дисциплине (учебному курсу), удовлетворяющая требованиям ФГОС при реализации электронного обучения.

ЭУМК должен обеспечивать:

  • организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний обучающегося (самоконтроль, текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию), тренинг путем предоставления обучающемуся необходимых (основных) учебных материалов, специально разработанных (ме­тодически и дидактически проработанных) для реализации электронного обучения;
  • методическое сопровождение электронного обучения;
  • дополнительную информационную поддержку электронного обучения (до­полнительные учебные и информационно-справочные и организационные ма­териалы).

 

 

 

 

2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1Назначение и область применения настоящего Положения

Настоящее Положение регламентирует  порядок работы ИФЭП ОЗ реализации в ИФЭП ОЗ образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 

 

2.2 Настоящее Положение разработано в соответствии :

Федеральным законом  РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

  • Федеральным законом РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ;
  • Приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (зарегистрирован в Минюсте России 04.04.2014 № 31823);
  • ГОСТОМ Р 52653-2006. «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения»;
    • Целью применения ЭО в учебном процессе является повышение качества, доступности, востребованности образовательных услуг, повышение конкурентоспособности образовательных программ за счет со­вершенствования содержания, обеспечения его вариативности и построения индивидуальных траекторий обучения.
    • В Институте используются следующие возможности ЭО:
  • обеспечение возможности освоения образовательных программ в полном объеме или в большей части программы независимо от места нахождения обу­чающегося;
  • обеспечение функционирования электронной информационно- образовательной среды и условий для реализации независимой оценки резуль­татов обучения, совместной деятельности обучающихся;
  • развитие взаимодействия с вузами по организа­ции сетевой формы реализации образовательных программ с применением электронного обучения (виртуальная академическая мобильность) для расши­рения возможностей в части выбора электронных курсов для освоения студен­тами;
  • реализация индивидуальных графиков освоения ООП, индивидуальных тра­екторий, учитывающих индивидуальные потребности и результаты обучения обучающихся;
  • реализация массовых открытых образовательных электронных ресурсов, в том числе публикуемых на открытых площадках;

2.5 Освоение основной образовательной программы осуществляется индивидуально по месту жительства обучающихся. Лица, поступившие в институт на электронное обучение должны быть ознакомлены с порядком и условиями электронного обучения под роспись.

Получение пароля для доступа в ЭИОС ИФЭП ОЗ студент должен подтвердить в учебном отделе в течение 5 календарных  дней.

3.  Инфраструктура, обеспечивающая функционирование электронной информационно-обучающей системы

3.1 Основной задачей формирования инфраструктуры является обеспечение не­прерывного надежного доступа в ЭИОС обучающихся, преподавателей, учеб­но-вспомогательного и административного персонала.

Доступ в ЭИОС должен обеспечиваться непрерывно (в круглосуточном ре­жиме с коэффициентом доступности всех компонентов среды не ниже 99,5%) и из любой точки подключения к сети Интернет с заданными характеристиками канала связи.

3.2 Доступ ко всем сервисам ЭИОС должен быть персонализированным (под единой учетной записью) и иметь единую точку входа

Должен быть регламентирован и введен в действие комплекс мер по обеспе­чению мероприятий по защите информации о персональных данных, обеспече­нию надежности и сохранности данных информационных сервисов ЭИОС, в том числе обеспечению восстановления информации.

3.3 При проведении мероприятий промежуточной и итоговой аттестации, а так­же частично мероприятий текущей аттестации должен обеспечиваться кон­троль условий проведения мероприятий и постоянная идентификация личности соответствующими техническими средствами и/или сотрудниками подразделе­ний Института.

 

4. Учебно-методическое обеспечение

  • Основу учебно-методического обеспечения учебного процесса с при­менением ЭО составляют учебно-методические материалы в составе ЭУМК, размещенные в системе ЭИОС ИФЭП ОЗ, разработанные в соответствии с ФГОС и соответствующими учебными планами образовательных программ. Требования к ЭУМК установлены Положением об электронном учебно- методическом комплексе в электронной информационно-образовательной сре­де ИФЭП ОЗ.
  • ЭУМК обновляется по мере необходимости, но не реже, чем каж­дые четыре года.
  • ЭУМК, проходит экспертизу в установленном порядке.
  • Структура и образовательный контент ЭУК определяются спецификой уровней образования, требованиями образовательных стандартов и программ, и другими нормативными и методическими документами. ЭУМК может создаваться для обеспечения изучения отдельных дисциплин, учебных модулей, комплексов дисциплин, а также для реализации образовательных программ в целом.
  • Наличие ЭУМК дисциплины является обязательным для всех учебных дисциплин, в освоении которых используются электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.
  • ЭУМК может быть при необходимости дополнен справочными изданиями словарями, периодическими отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайтов, справочных систем, электронных словарей и сетевых ресурсов. В состав ЭУК могут входить информационные ресурсы российских и юридических и физических лиц в объеме и способами, не противоречащими законодательству РФ.

 

5.  Кадровое обеспечение

5.1  Кадровое обеспечение образовательного процесса, реализуемого с приме­нением ЭО, формируется Институтом.

  • При выборе кадрового состава предъявляются требования к уровню ком­петенций в соответствии с применяемыми образовательными технологиями и используемыми информационными сервисами. Необходимый уровень компе­тенций может быть подтвержден наличием свидетельств о повышении квали­фикации по применению ЭО, наличием опыта по участию в реализации ОП с применением ЭО.
  • Обучение с применением ЭО предполагает перед началом каждого нового периода реализации ООП производить выбор преподавателей для реали­зации обучения. Предпочтение отдается преподавателям, имеющим авторский курс по соответствующему модулю/дисциплине, с учетом опыта реализации обучения.
  • Учебный процесс с использованием ЭО обеспечивают:

-профессорско-преподавательский состав;

– инженерно-технический персонал;

-учебно-вспомогательный персонал.

 

  • Профессорско-преподавательский состав проваодит учебно-консультационную работу с обуча­ющимися, осуществляет текущую и промежуточную аттестацию с применением современных информационных и телекомму­никационных систем, учебно-методическое, технологическое и организационное обес­печение учебного процесса.
  • Назначение тьюторов для сопровождения ООП или ее части осуществляется заочным отделением (факультетом), с учетом их компетенций в области изучаемых модулей/дисциплин, а также возможности их эффективной работы со студентами в системе электронного обучения, ДОТ.
  • Тьютор в каждом конкретном случае уточняет (непосредствен­ное, опосредованное с ЭИОС, или других средств телекоммуникаций), объем и график консультаций, оказываемых каждому обучаемому или группам обучаемых, и согласует их с ответственным за организацию учебного процесса с применением ЭО по данному модулю,  направлению подготовки.
  • Инженерно-технический персонал поддерживает работу компьютерной техники, средств связи и других технических средств обучения.
  • Учебно-вспомогательный персонал обеспечивает поддержку учебного процесса с применением ЭО.
  • Профессорско-преподавательский состав проходит переодическое повышение квали­фикации для обеспечения использования ЭО.

 

 

 Техническое обеспечение:

5.11 Учебный процесс с использованием ЭО должен быть обеспечен следую­щими техническими средствами:

– компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами и/или терминалами;

– с учебной информациии и рабочим мате­риалам студентов;

– телекоммуникационный канал с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам.

 

 

6. Особенности учебного процесса с применением электронного обучения

6.1 Внедрение ЭО  предполагает обязательное использование ЭИОС, обеспе­чивающей освоение ООП или отдельных модулей ООП с использованием ЭУМК, разработанных для каждого модуля или дисциплины ООП. ЭИОС должна обес­печивать доступ к ЭУМК, сохранять все достижения обучающихся (созданные ими в процессе обучения электронные материалы) и  предоставлять возможности для взаимодействия всех участников образовательного процесса.

6.2 Внедрение ЭО осуществляется с целью обеспечения самостоятель­ной работы студентов в объеме, предусмотренном существующим рабочим учебным планом, при отсутствии аудиторной работы с сохранением общей трудоемкости модуля/программы. Сокращение часов аудиторной работы компенсируется пропорциональным увеличением объемов самостоятельной работы, обеспеченной электронным учебно-методическим комплексом (ЭУМК).

6.3 Обязательным условием внедрения ЭО  является формирование системы контрольных мероприятий в каждом ЭУМК. Рекомендуемое количество кон­трольных точек определяется системой балльной  оценки работы студентов по дисциплине в рамках рабочей программы дисциплины.

6.4 ЭО  предполагает участие преподавателя в процессе обучения в части со­здания, модернизации и мониторинга использования ЭУМК.

6.5 Тьюторская поддержка реализуется путем непосредственного или опосре­дованного (через сеть Интернет) регулярного контакта тьютора с обучающим­ся, организации проведения индивидуальных консультаций, мониторинга образовательных достижений обучающегося.

 

 

7. Виды и формы учебной работы с использованием ЭО, ДОТ.

7.1 Основными видами учебной работы с использованием ЭО являются:

  • самостоятельная работа студента включающая работу (offlineи online) с содержимым ЭУМК, в том числе с сетевыми или автономными мультимедийными электронными учебниками и практикумами, выполнение индивидуальных домашних заданий, курсовых проектов, курсовых работ;
  • лекция (offlineи online), в том числе лекция в сетевом классе в режиме потокового видео;
  • практическое и лабораторное занятие (offlineи online), в том числе компью­терный или виртуальный лабораторный практикум;
  • семинарские занятия с использованием (online);
  • консультация индивидуальная и групповая (offlineи online);
  • контроль знаний (тестирование) (offlineи online);

7.2 Прием практических работ, выполненных с помощью виртуальных ла­бораторных практикумов или с помощью другого программного обеспечения, проверка контрольных работ, руководство курсовым и дипломным проектиро­ванием, консультирование по изучаемым дисциплинам, различные виды теку­щих аттестаций осуществляются посредством системы ЭИОС ИФЭП ОЗ.

7.3 Выбор формы оформления контрольных работ, курсовых работ и про­ектов (электронный или бумажный вариант) осуществляется с учетом специфики учебных дисциплин и доводится до сведения студентов пе­ред началом изучения дисциплины. Выполненные контрольные задания или оформляются в отдельном файле и размещаются в системе ЭИОС ИФЭП ОЗ.

  • Информирование студентов о результатах проверок кон­трольных заданий осуществляется через систему ЭИОС ИФЭП ОЗ;
  • Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной, итого­вой и (или) государственной итоговой аттестации (экзамен, зачет и защита кур­сового проекта или работы, государственный экзамен) с использованием тестовых подсистем ЭИОС ИФЭП ОЗ осуществляется при условии применения технологий, обеспечивающих идентификацию личности.

 

 

 

8. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭО

 

8.1            Права и обязанности кафедры

  • Кафедра имеет право использовать ЭО в учебном процессе.
  • Кафедра, использующая ЭО в учебном процессе, обязана:
  • составить учебные планы (групповые и индивидуальные), учитывающие особенности ЭО в соответствии с ФГОС ВО;
  • создать ЭУМК с необходимыми учебно- методическими материалами в электронном виде и провести их аттестацию в установленном порядке;
  • выполнить учебную нагрузку с использованием ЭО;
  • обеспечить учебно-методическое администрирование образовательной про­граммы, реализуемой с применением ЭО.

8.2            Права и обязанности факультета

       8.2.1 Факультет имеет право:

  • осуществлять набор студентов (слушателей) для обучения с применением ЭО;
  • использовать ЭО в учебном процессе.
    • Факультет, использующий ЭО в учебном процессе, обязан:
  • назначить сотрудников для взаимодействия с подразделениями, обеспечи­вающими обучение на основе ЭО;
  • согласовать выполнение учебной нагрузки с подразделениями, организую­щими обучение с использованием ЭО;
  • организовать учебный процесс на основе ЭО согласно учебным планам;
  • осуществлять контроль над учебным процессом с применением ЭО;
  • формировать рабочие учебные планы в ЭИОС ИФЭП ОЗ, получать у учебно – методического администратора учебного отдела логы и пароли доступа в систему ЭИОС ИФЭП ОЗ, доводить их до сведения студентов (слушателей);\

– уча­вствовать в решении оперативных вопросов, связанных с функционированием ЭИОС и касающихся направления или образовательной программ фа­культета, управлять правами доступа студентов в ЭО Р ЭИОС, касающихся направления или образовательной программы.

 

8.3       Права и обязанности учебного отдела

  • Отдел имеет право использовать ЭО в учебном процессе.
  • Учебный отдел обязан:
  • составить учебные планы (групповые и индивидуальные), учитывающие особенности ЭО и в соответствии с ФГОС ВО;
  • создать ЭУМК с необходимыми учебно – методическими материалами в электронном виде и провести их аттестацию в установленном порядке;
  • выполнить учебную нагрузку с использованием ЭО;
  • обеспечить учебно-методическое администрирование образовательной про­граммы, реализуемой с применением ЭО; получать логины и пароли доступа в систему ЭИОС ИФЭП ОЗ доведения их до сведения студентов; участвовать в решении оперативных вопросов, связан­ных с функционированием ЭИОС, управлением правами доступа студентов в ЭИОС касающихся их направления подготовки.

 

 

 

 

9.  Мониторинг и совершенствование учебного процесса с применением электронного обучения

  • Целью мониторинга уровня развития ЭО является выявление приоритетных направлений развития, обобщение лучших практик между подразделениями Института.
  • Мониторинг проводится на уровне Института и на уровне факуль­тетов и кафедр, организующих обучение. Мониторинг проводится ежегодно после окончания учебного года.
  • Мониторинг охватывает следующие области:
  • стратегия и управление в области развития ЭО;
  • информационно-техническое обеспечение;
  • учебно-методическое обеспечение;
  • электронная информационно-образовательная среда;
  • поддержка обучающихся и педагогического персонала;
  • количественные показатели внедрения ЭО.
    • Функции мониторинга в организации учебного процесса с применени­ем ЭО:
  • цикличное (по окончанию периода обучения) и оперативное улучшение процесса обучения, недопущение снижения качества образования;
  • оценка влияния внедрения образовательных технологий на результаты обучения;
  • реализация систем мотивации сотрудников при организации учебного процесса с применением ЭО;
  • установка целевых ориентиров развития электронного обучения, отслеживание темпов развития, выявление лидеров.
    • Мониторинг учебного процесса, реализуемого с применением ЭО охватывает:
  • фиксацию факта применения ЭО при обучении по конкрет­ныммодулям, дисциплинам;
  • учебные достижения обучающихся;
  • активность обучающихся в ЭИОС;
  • активность преподавателей и тьюторов в ЭИОС;
  • обратную связь от обучающихся.
    • В конце учебного года кафедра (отдел), ответственная за ре­ализацию конкретной образовательной программы с применением ЭО, обязана проводить анализ данных об образовательных достижениях, прохожде­нии контрольных точек, отставании от запланированного графика их сдачи. В случае значительного отставания обучающихся от запланированного графика должны приниматься меры по анализу и стимулированию активности тьюторов в работе с отстающими обучающимися. Одновременно с анализом отставаний от графика проводится анализ качества реализации ЭО на основе экс­пертной проверки достижений обучающихся и обратной связи от них.
    • По результатам анализа составляется оценка эффективности ЭИОС, ре­зультаты оценки предоставляются преподавателям для оперативной и цикличе­ской модернизации ЭУМК.
    • Оперативная доработка должна включать устранение ошибок, препят­ствующих формированию результатов обучения. Циклическая доработка долж­на быть направлена на обновление содержания ЭОР, его совершенствование на основе выявленных особенностей.
    • Руководители подразделений Института, реализующие образователь­ный процесс по образовательным программам любых уровней с применением электронного обучения, несут ответственность за реализацию настоящего Положения в рамках своих функци­ональных обязанностей.