Утверждаю

Ректор ИФЭПОЗ _______________

А.В.Сафошин_______________

«14» августа 2014г

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

I.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Текущий контроль и промежуточная аттестация являются составной частью образовательного процесса и направлены на определение уровня усвоения студентами учебного материала, соответствующего объема образовательных программ на определенном этапе их обучения. Текущий контроль и промежуточная аттестация студентов ИФЭП ОЗ проводится на основании и в соответствии с требованиями Федеральных Законов РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», государственных стандартов высшего профессионального образования, Устава Института и документов, регламентирующих организацию и технологию образовательного процесса В Институте И Положения Института “О П роведение текущего контроля успеваимости И промежуточной аттестации студентов ” .
1.2. Основные цели текущего контроля и промежуточной аттестации:
- Получение своевременной и объективной информации о качестве усвоения студентами всей дисциплины или ее части согласно учебных программ высшего профессионального образования по выбранной специальности;
- Выявление объема и уровня усвоения теоретических знаний, приобретения практических навыков и умений;
- Определение степени подготовленности студентов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования на определенном этапе обучения и внесение коррективов в систему их профессиональной подготовки.
Основой объективности оценки успеваемости студентов Института независимо от формы получения высшего образования являются государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО), основная образовательная программа по специальности, рабочий учебный план и рабочие программы учебных дисциплин.
1.3. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов представляет единый взаимосвязанный процесс педагогической оценки результативности учебно-познавательной деятельности обучаемых. Вместе с тем, и текущий контроль, и промежуточная аттестация имеют относительную самостоятельность, свои особенности организации и методику проведения.
Кроме общих целей, реализуемых в единстве с промежуточной аттестацией, текущий контроль направлен на решение ряда частных задач:
·        ведение постоянного контроля, фиксации успешности изучения студентом основных разделов (тем) учебной дисциплины;
·        формирование положительной мотивации студентов, повышение целенаправленности и ритмичности их учебно-познавательной деятельности в течение семестра;
·        совершенствование индивидуального подхода в обучении, своевременную коррекцию (самокоррекцию) самостоятельной работы студентов, повышение их ответственности за свою профессиональную подготовку на всех этапах обучения в Институте.
Решение данных задач создает прочный фундамент успешности промежуточной аттестации и качества обучения студентов в целом.
              II.        ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
2.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов организуются руководящим и профессорско-преподавательским составом, старшими методистами (методистами) факультетов в сроки, установленные учебными планами и расписаниями занятий.
2.2. Текущий контроль успеваемости предполагает различные формы аудиторных занятий: лекции, практические занятия (деловые игры, тренинги, групповые упражнения, решение ситуационных задач), семинары, самостоятельная работа под руководством преподавателя (преподавателя-консультанта). Промежуточная аттестация студентов: зачеты и экзамены.
2.3. В образовательном процессе применяются как традиционные, так и новые формы и методы контроля и оценки учебной деятельности студентов: устный (письменный) опрос студентов, отчеты по разного рода письменным работам (контрольные и курсовые работы, рефераты, практические задания, творческие сочинения), отчеты по результатам прохождения практик, тестирование по разделам (темам) и в целом по учебной дисциплине, проверка рабочих тетрадей, отчеты по выполнению заданий в межсессионный период. Курсовая работа защищается перед специально назначенной комиссией. Результаты прохождения различных видов практик оформляются в виде отчетов и оцениваются преподавателем (комиссией).
Участие в этих формах является обязательным для всех студентов. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации объявляются преподавателем студентам в начале изучения учебной дисциплины (курса).
2.4. Основной формой текущего контроля успеваемости на аудиторных занятиях является педагогическое тестирование. Тестирование – наиболее технологическая форма проведения текущего контроля успеваемости и оценки качества обучения студентов. Для реализации целей и задач текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов разрабатывается базовый (суммирующий) тест каждой учебной дисциплины, тестовые задания которого должны соответствовать программным требованиям обучения студентов.
По своей структуре базовый тест учебной дисциплины должен состоять из отдельных диагностических тестов по ее основным разделам (1,2,3 … N ). Эти тесты на бумажных (электронных) носителях используются преподавателями (преподавателями-консультантами), как правило, на практических занятиях и на самостоятельной работе студентов под их руководством. График проведения текущего контроля (“контрольные точки”) и название основных разделов учебной дисциплины, подлежащих контролю , доводятся до студентов на начальном этапе ее изучения (установочная лекция).
2. 5 . Результаты контроля текущей успеваемости фиксируются в виде оценок (баллах) в журнале учебной группы или, при необходимости, в специально разработанном документе (например, “Контроль – лист текущей успеваемости студента”). Итогом для каждого студента является интегрированная оценка как среднее арифметическое от всех оценок текущего контроля успеваемости по установленным разделам учебной дисциплины.
По письменному разрешению декана факультета студенты могут проходить тестирование в индивидуальном порядке (в том числе и повторно).
2. 6 . Промежуточная аттестация (прием экзаменов и зачетов) непосредственно связана с итогами текущего контроля успеваемости студентов.
Интегрированная оценка текущего контроля успеваемости (или рейтинг в баллах) каждого студента объявляется преподавателем в начале зачета (экзамена) и может служить основанием для принятия окончательного решения об успешном прохождении промежуточной аттестации в соответствии с решением кафедры.
При необходимости уточнения и разрешения возникающих учебных вопросов, с отдельными студентами проводится тестирование по всем темам (разделам) учебной дисциплины или устный опрос, по утвержденным контрольным вопросам учебной дисциплины в полном объеме или по отдельным разделам.
На факультете (кафедре) определяется оптимальное сочетание форм (билеты в письменной и устной формах, педагогическое тестирование, интегрированная оценка) проведения экзамена (зачета) по конкретной учебной дисциплине с учетом ее особенностей, разработанности тестового материала и уровня организации текущего контроля успеваемости студентов.
Во время экзаменов (зачетов), студенты могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения экзаменатора, определенной справочной литературой.
2. 7 .        Студенты при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.
Студенты, осваивающие программы высшего профессионального образования в сокращенные сроки, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.
2. 8 .        Студенты обязаны сдать все экзамены и зачеты в соответствии с учебными планами и программами, едиными для очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения.
Экзамены и зачеты проводятся, как правило, в период экзаменационных сессий. Допускается их проведение в течение семестра по окончании изучения дисциплины согласно расписания, утвержденного ректором. Студенты, которым разрешен индивидуальный график занятий, сдают зачеты и экзамены в сроки, установленные деканом факультета.
Прием экзамена (зачета) по учебной дисциплине (курсу) проводится профессорско-преподавательским составом соответствующих кафедр Института. Методика приема экзаменов (зачетов), экзаменационные билеты, контрольные тесты и другие организационно-методические материалы обсуждаются и утверждаются на заседании кафедры (совета факультета). Присутствие на экзаменах (зачетах) посторонних лиц без разрешения ректора (проректора по учебной и научной работе) не допускается .
2. 9 .        Для регистрации результатов текущего контроля, успеваемости и промежуточной аттестации используются ведомости (журналы) установленного образца. Положительные оценки по итогам экзамена (зачета), защиты курсовой работы и практики заносятся в ведомость и зачетную книжку студента. Неудовлетворительная оценка выставляется только в ведомость.
2,1 0 .        Студенты, полностью выполнившие требования учебного плана данного курса, положительно сдавшие все зачеты и экзамены приказом ректора переводятся на последующий курс обучения.
Студентам, имеющим академические задолженности по итогам семестра, по ходатайству декана факультета предоставляется право ликвидации академических задолженностей в сроки, определенные ректором или проректором Института по учебной и научной работе.
Студент, не ликвидировавший задолженности в установленный срок в соответствии с расписанием (графиком ликвидации академической задолженности) без уважительных причин, подлежит отчислению из Института. Если обучающийся не ликвидировал задолженности по уважительной причине, то вопрос о дальнейшем обучении решает ректор.
                     III.       КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ Знаний И НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА
    3.1. Успеваемость студентов определяется оценками: «зачет» и «незачет», «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
    3.2. При определении оценки знаний студентов преподаватели руководствуются следующими критериями:
-        оценка «отлично» выставляется студенту, показавшему всестороннее, системное и глубокое знание учебного материала, предусмотренного программой; усвоившему основную и дополнительную литературу по программе; усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины и умеющему применять их к анализу и решению практических задач; безупречно выполнившему в процессе изучения дисциплины все задания, контрольные тесты, и получившему отличную интегрированную оценку в процессе текущего контроля успеваемости;
-        оценка «хорошо» предполагает полное знание студентом учебного материала, предусмотренного программой, умение применять знания к решению практических задач, успешное выполнение всех заданий, предусмотренных формами текущего контроля успеваемости и получение интегрированной оценки не ниже «хорошо»;
-       оценка «удовлетворительно» выставляется студенту за знание основного учебного материала без погрешностей принципиального характера, знающему основную литературу и имеющему необходимый минимум практических навыков, выполнившему все задания, предусмотренные учебным планом, но допустившему неточности в ответе на экзамене (зачете) и получившему положительную интегративную оценку в процессе текущего контроля успеваемости;
-        оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который допустил серьезные пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, а также принципиальные ошибки при выполнении практических и контрольных заданий, не в полном объеме и с низким качеством освоил программу учебной дисциплины, получил интегральную оценку «неудовлетворительно» в процессе текущего контроля успеваемости.