Основы организации образовательного процесса в Институте

1.Образовательный процесс в институте представляет собой целенаправленное и планомерное педагогическое взаимодействие руководящего, профессорско-преподавательского состава и обучаемых. Его основной целью является формирование личности студента в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, потребностями рынка труда и самих обучаемых.
 
Образовательный процесс состоит из органически взаимосвязанных процессов обучения, воспитания, интеллектуального и физического развития студентов. Все составные части образовательного процесса в Институте направлены на развитие творческой самостоятельности студента, превращение его в инициативного и ответственного субъекта обучения и самовоспитания, способного качественно усвоить необходимые знания, навыки и умения в полном объеме и в установленное время, формировать у себя необходимые качества современного специалиста.
 
2 . Системообразующим фактором организации образовательного процесса в Институте является ГОС ВПО, на основе которого разрабатываются основные образовательные программы по специальностям, рабочие учебные планы и рабочие программы учебных дисциплин.
 
3 . Институт путем целенаправленной организации образовательного процесса, выбора форм, методов и средств обучения, использования современных педагогических и информационно-компьютерных технологий создает информационно-образовательную среду и условия для качественного освоения студентами основных образовательных программ высшего профессионального образования.
 
   Качество подготовки специалистов является определяющим показателем эффективности функционирования и развития образовательного процесса в Институте.
 
4 Формы обучения студентов в Институте. очно-заочная и заочная. Нормативный срок обучения по всем специальностям 6 лет. В соответствии с законодательными актами РФ о высшем профессиональном образовании, допускается освоение студентами основных образовательных программ в сокращенные сроки.
 
  Основная образовательная программа высшего профессионального образования осваивается в сокращенные сроки студентами Института, имеющими среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных степеней.
 
5 . Организация учебного процесса в Институте по основным образовательным программам высшего профессионального образования регламентируется рабочими учебными планами по специальностям, расписанием учебных занятий для каждой формы обучения. Эти документы разрабатываются и утверждаются Институтом самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, учебных планов по специальности подготовки и рабочих программ дисциплин, утверждаемых федеральным органом управления образованием.
При очно-заочной (вечерней) форме обучения занятия проводятся продолжительностью не менее 10 академических часов в неделю.
6.  Заочная форма обучения предусматривает самостоятельную работу студента в течении 20-22-х недель над учебным материалом по выданным на установочном (учебном) сборе индивидуальным заданиям, выполнение контрольных работ, написание рефератов, подготовку курсовых работ, получение необходимых консультаций по предметам обучения, последующий текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию студентов в ходе плановой экзаменационной сессии. Продолжительность аудиторных занятий в период проведения экзаменационной сессии – не более 10-ти академических часов в учебный день.
7 . Образовательный процесс при заочной форме обучения студентов состоит из трех взаимосвязанных и взаимодополняющих этапов: вводно-установочного, индивидуально-самостоятельного (основного) и контрольно-аттестационного.
Основное назначение вводно-установочного этапа связано с разъяснением целей, конкретных задач, содержания и структуры профессиональной подготовки на соответствующем этапе обучения в Институте. Особую задачу данного этапа представляет организация установочных занятий по каждой учебной дисциплине.
 
Качество установочного занятия имеет принципиальный характер для организации обучения студентов заочников. Оно закладывает не только информационно-содержательный фундамент, но и выполняет ориентировочно-целевые функции, определяющие планируемый конечный результат учебно-познавательной деятельности студента в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины.
Индивидуально-самостоятельный этап является основным этапом образовательного процесса. Он связан с управлением самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов в межсессионный период. Основное назначение данного этапа оптимизация, дидактическое и методическое обеспечение индивидуального освоения рабочих учебных программ студентами заочниками. Это условие достигается наличием многообразных учебно-методических материалов, выполненных на бумажных и электронных носителях, хорошо налаженной консультационной работой на кафедрах.
 
Планирование и организация самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов осуществляется на основе учебно-методических комплексов дисциплин, которые выступают как дидактическое средство управления подготовкой специалистов в Институте.
Контрольно-аттестационный этап связан с проведением учебных сессий, проверкой контрольных заданий, рефератов, защитой курсовых работ, принятием у студентов зачетов и экзаменов. Особенности заочной формы обучения предполагает некоторое изменение направленности образовательного процесса в период сессии. Аудиторные занятия проходят после завершения самостоятельного изучения дисциплин (разделов) в межсессионный период. Поэтому занятия данного этапа должны носить не только информационно-обучающий, но и обзорно-обобщающий, практически-коррекционный характер. Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация проводится для студентов заочников в установленном порядке, определяемом в соответствующих Положениях.
 
8 . Возможна организация плановых занятий со студентами заочной формы обучения в установленные дни и в течение семестра. При этом экзамены и зачеты проводятся после изучения учебной дисциплины или могут планироваться на экзаменационную сессию.
9 . Самостоятельная работою студентов В межсессионный Период В системе образовательного процесса института занимает центральное место. Организуется лично студентами по индивидуальным планам, которые составляются, согласовываются с преподавателями на последующий семестр в конце предыдущей сессии и утверждаются деканом факультета. Приоритетной задачей профессорско-преподавательского состава является оказание помощи в организации и активизации самостоятельной работы студентов, создание условий оптимизации ее основных функций: планово-организаторской, психолого-побудительной и учебно-аналитической.
 
10 . Учебно-методическая оснащенность самостоятельного учебно-познавательной деятельности обучаемых решается, прежде всего путем разработки учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД), обеспечивающих в установленные сроки изучение дисциплин в полном объеме и с требуемым качеством. УМКД разрабатывается на бумажных и электронных носителях.
11.    Важной составной частью образовательного процесса, эффективным средством повышения уровня подготовки специалистов является научная работа студентов Института. Научный поиск характерен для всей системы обучения студентов и проявляется в различных формах.
При этом научная работа студентов Института может быть:
 
·        встроенная в учебный процесс (овладение фундаментальными знаниями, занятия с элементами исследования, рефераты и курсовые работы, научно-исследовательская практика и практика с заданиями исследовательского характера, дипломное проектирование);
·        дополнительная к учебному процессу (работа в студенческих научных кружках, конференции, научные семинары, конкурсы на лучшую студенческую работу);
·        параллельная учебному процессу (участие в исследовательских работах кафедр, подготовка к конкретной научной деятельности, выполнение договорных исследований сторонних организаций).
12.     Учебная и производственная практики, предусмотренные государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, осуществляются на основе договоров между Институтом и предприятиями (учреждениями, организациями) независимо от их организационно-правовых форм, или на основании прямого соглашения между студентом и предприятием (учреждением, организацией) . Содержание, порядок организации, формы отчетности и другие организационно-технические и методические мероприятия регламентируются Положением о проведении практик студентов Института.
13.     Институт оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников.
14.     Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов организуются руководящим и профессорско-преподавательским составом, помощниками деканов по информационно-компьютерным технологиям, старшими методистами (методистами) факультетов в сроки установленными учебными планами и расписаниями занятий. В Институте осуществляется 4-х бальная система оценок знаний («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») или «зачтено», «не зачтено».
15.     В образовательном процессе применяются как традиционные, так и новые формы и методы контроля и оценки учебно-познавательной деятельности студентов: устный (письменный) опрос студентов, проверка рефератов, контрольных заданий, защита курсовых работ, педагогическое тестирование, проверка рабочих тетрадей, отчетов по выполнению заданий в межсессионный период и по результатам прохождения практик. Реферат проверяется и оценивается преподавателем. Курсовая работа защищается перед специально назначенной комиссией. Результаты происхождения различных видов практик оформляются в виде отчетов, которые проверяются и оцениваются преподавателями (комиссией).        16.    Текущий контроль успеваемости осуществляется в различных формах аудиторных занятий: на лекциях, практических занятиях, семинарах, самостоятельной работе под руководством преподавателя (преподавателя-консультанта). При этом основной формой контроля и оценки является педагогическое тестирование. Текущий контроль успеваемости предполагает также проверку индивидуальных знаний, контрольных работ, отработку студентами учебного материала и уровня их подготовки к практическим занятиям.
17.    Промежуточная аттестация (зачеты и экзамены) непосредственно связана с итогами текущего контроля успеваемости студентов, Интегрированная оценка текущего контроля успеваемости каждого студента объявляется преподавателем в начале зачета (экзамена) и может служить основанием для вывода об успешном прохождении промежуточной аттестации в соответствии с решением кафедры.
Во время экзаменов (зачетов), студенты могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения экзаменатора, определенной справочной литературой.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации объявляются студентам в начале изучения учебной дисциплины. Участие в этих формах является обязательным для всех студентов.
18.    Студенты при промежуточной аттестации сдают в течении учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Студенты, осваивающие основную образовательную программу в сокращенные сроки, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.
19.     Освоение основных обязательных программ высшего профессионального образования завершается итоговой государственной аттестацией выпускников Института. Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника Института к выполнению профессиональных задач и соответствия этой подготовки требованиям ГОС ВПО.
К видам итоговых аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников Института относятся: государственные экзамены и защита выпускной квалификационной работы.
20.     Итоговая государственная аттестация выпускников проводится государственной аттестационной комиссией. Председатели государственных аттестационных комиссий утверждаются Федеральным агентством по образованию по представлению Ученого Совета Института.
2 1 .        При условии успешного прохождения всех установочных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику Института присваивается соответствующая квалификация и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.
Лица, завершившие освоение основной образовательной программы, но не подтвердившие соответствие подготовки требованиям ГОС ВПО при прохождении одного или нескольких итоговых аттестационных испытаний, отчисляются из Института и получают диплом о неполном высшем образовании. При их восстановлении в Институте назначаются повторные аттестационные испытания в порядке, определяемом Институтом.